Зеленая церковь, Аргентина. Мечеть шейха Зайда, Объединенные Арабские Эмираты

Путешествуя по русской глубинке, часто приходится видеть разрушенные православные храмы в селах и на погостах, в урочищах, да и просто в открытом поле, молча доживающие свой век. Слепыми глазницами разбитых окон они как будто всматриваются в глаза каждого проходящего человека и молча взывают о помощи. В нашем небольшом фотопутешествии по Ярославской области мы расскажем о храмах с многовековой историей, в судьбе которых, кажется, появилась надежда на возрождение. Мы посетили село Курба, в котором расположен красивейший храм Казанской иконы Божией Матери, село Дёгтево, где разрушается уникальный по своей архитектуре храм Корсунской иконы Божией Матери, а также село Новое со старинным Троицким храмом. Эти, казалось бы, столь разные храмы объединяет одно: деятельностью по их восстановлению занимается благотворительный фонд «Сохранение культурного наследия “Белый Ирис”».

Храм Казанской иконы Божьей Матери в Курбе

Сейчас храм пустует. Стоящий в самом центре села, он напоминает огромный корабль, выброшенный на берег. Чернотой зияют пустые окна, просвечивают на фоне неба остовы глав, а на крыше уже давно поселились березы. Внутри с тихим шорохом опадают фрески.

Курба - некогда одно из самых больших сел Ярославской губернии, бывшая вотчина князей Курбских. Богатое село не могло не построить храм, который вмещал бы не только тех, кто живет в Курбе, но и жителей окрестных деревень, и всех, кто приезжал сюда на ежегодные ярмарки по судоходной тогда реке Курбице. Ведь здесь находилась важная святыня - чудотворная икона Богоматери Казанской, которой все хотели поклониться.

В 1770 году в селе был построен храм во имя Казанской иконы Божией Матери.

Он поражал и своей оригинальной архитектурой, и своим богатым убранством. Это шестнадцатилепестковый центрический храм, прямых аналогов которому нет. Площадь стен и сводов храма такова, что здесь смогли уместиться более трехсот сцен, посвященных как ветхозаветной, так и новозаветной истории. Здесь можно увидеть изображения деяний пророков, циклы «Заповеди блаженства» и «Дела милосердия», фрески, иллюстрирующие «Сказание об обретении иконы Казанской Божьей Матери», образы ветхозаветных пророков и новозаветных святых.

В журнале «Москвитянин» о храме писали так: «…церковь холодная, довольно огромная, с полукруглыми выступами и тремя входными папертями, увенчанная пятью куполами, поддерживаемыми четырьмя столпами. …иконостас величественный, архитектуры Елизаветинского времени, весь вызолочен, образа того же времени в греческом стиле. Вся церковь по стенам, сводам и столпам расписана аффреско священными изображениями из Ветхого и Нового Завета. Трудились в росписи церкви ярославские иконописцы с 1796 по 1799 год. Многие образа в обеих церквах украшены серебряными и позолоченными ризами».

Церковь во имя Корсунской иконы Божьей Матери в Дёгтеве

Купол храма Корсунской иконы Божьей Матери был утрачен практически на наших глазах. Еще в 2008 году можно было видеть и сам купол, и главку на нем. В 2010-м уже отсутствовала главка, в 2015 купол уже отсутствовал полностью. Теперь над храмом не нарисованное, а настоящее небо. По-прежнему еще на нас глядят евангелисты, сохранившиеся на стенках барабана. Но скоро не будет и их.

Храм находится совсем недалеко от Курбы, в селе Дегтеве. Основано оно было в начале XVIII века, когда князь Алексей Шайдок и его сын Иван развернули здесь добычу дегтя и угля. Этот старинный промысел и дал название селу. Вместе с усадьбой была построена и церковь, которая, естественно, была деревянной. В 1754 году деревянную церковь сломали и несколько раз перестраивали. Нынешний храм, посвященный Корсунской иконе Божьей Матери, был построен в 1819 году.

В чем же уникальность Корсунского храма? Его основной объем представляет собой двухсветную купольную ротонду, что в таком виде также редко встречается в сельской храмовой архитектуре. В Ярославской губернии таких храмов несколько, и дёгтевский - один из них.

Купол, венчавший ротонду, был расписан по классицистской традиции - живописная имитация кессонированного свода с прорывом в небеса, где парят Спаситель с распростертыми руками и Святой Дух в виде голубя в сфере, окруженные Силами Небесными в клубящихся облаках.

Троицкий храм в селе Новом

Судьба Троицкого храма в селе Новом Некрасовского района иная, чем у двух предшествующих героев нашего рассказа. Закрывался он только на пятнадцать лет: с 1930–го по 1945-й. За это время его не успели разграбить, и по сей день в храме можно видеть фрески и подлинный иконостас.

Построена Троицкая церковь была в 1776 году и с тех пор «радует глаз богатством и своеобразием барочного декора». Облик церкви удивительно гармоничен, она прекрасно смотрится как с дороги на подъезде к селу, так и от речки Бобровки.

Несмотря на то, что храм еще сохраняет свой первозданный облик, присутствующие утраты уже говорят о том, что и здесь все на грани исчезновения.

Совершенно разрушилась ограда, страдает от намокания северная стена, что, конечно, сказывается на росписи, которая больше осыпается именно с этой стороны. Плохо себя чувствуют иконы с левой стороны иконостаса. Но фрески еще живы, на сводах и стенах бесстолпного летнего храма можно увидеть сцены евангельской истории «Страсти Христовы», «Несение Креста», «Распятие», «Снятие с Креста», «Положение во гроб» и др.

А иконостас сохранил большую часть барочной резьбы, которая по-прежнему придает интерьеру храма праздничное настроение. Сохранились росписи и иконостас и в трапезной, где находится Благовещенский придел. Но фрески совсем почернели и также требуют срочной реставрации.

Разрушенным храмам – жить

Пристальное внимание к сельской глубинке позволяет увидеть настоящие жемчужины русского провинциального храмового искусства. Каждая церковь, каждая часовенка строились с любовью будущих прихожан, которые чувствовали в этих храмах необходимость. Они не все еще потеряны, но наступило такое время, что разрушаются они не потому, что их уничтожает власть или идеология. Разрушаются они от своей ветхости на фоне нашего небрежения и очень нуждаются в помощи.

Уже не первый год деятельностью по воссозданию разрушенных храмов в русской глубинке занимается благотворительный фонд «Сохранение культурного наследия “Белый Ирис”», созданный в 2016 году. Рассказывает организатор фонда и его руководитель Ольга Шитова:

Руководитель фонда “Белый Ирис” Ольга Шитова

«В 2014 году в “Фейсбуке” я увидела статью, в которой приводилась статистика сколько храмов было построено в России до революции. Иллюстрацией к этому тексту была фотография Казанского храма в селе Курба Ярославской области. Эта фотография меня зацепила, я впервые увидела храм такой необычной формы. Он как будто был похож на пирожное. Даже захотелось рассмотреть его поближе, обойти со всех сторон. Потрясающий храм.

А в 2015 году, вскоре после того, как мне вновь в “Фейсбуке” на глаза попался пост отца Димитрия Ильина про этот храм, собравший огромное количество лайков, перепостов и комментариев, была создана группа в “Фейсбуке”, посвященная Казанскому храму. И уже появилось понимание того, что храм нужно спасать и как это делать. Стали собирать информацию о храме, связались с местной администрацией. А уж когда появились желающие помочь материально, было принято решение создать фонд».

Первым храмом, которым занялся вновь созданный фонд, и был храм в селе Курба. В первые поездки познакомились с местной администрацией, с батюшкой, местными жителями. Проводились первые субботники. Тогда же стало понятно и отношение местных жителей: хотят ли они участвовать в возрождении храма, или они хотят, чтобы кто-то пришел, дал им денег и храм восстановили.

Архитекторы-добровольцы оценивают состояние свода храма

Со временем в область интересов фонда попали еще несколько храмов. Это удивительный по своей красоте храм Спаса Нерукотворного Образа в селе Аксиньино Тульской области, над куполом которого парит ангел. Это храм в селе Новое Ярославской области, в котором сохранился уникальный барочный иконостас, и еще несколько храмов в разных областях нашей родины. Как говорит Ольга Шитова, «не мы выбираем храм, храмы выбирают нас». Фонд собирает средства на восстановление, привлекает специалистов - архитекторов, строителей, художников. Организуются регулярные поездки добровольцев.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Некоторые из этих храмов возведены несколько веков назад, другие являются творениями современных архитекторов. На реализацию одних идей уходили десятилетия и даже века. Другим требовалось всего несколько лет. Все эти здания объединяет одно - их архитектура уникальна, и это притягивает миллионы людей вне зависимости от убеждений.

сайт представляет вам несколько самых выдающихся с точки зрения архитектуры мест поклонения со всего света.

Миланский собор, Италия

Церковь Святой Троицы, Антарктида

Русская православная церковь была построена в России в 1990-е годы, а затем была транспортирована до российской станции в Антарктиде. Это одна из 7 церквей на ее территории.

Такцанг-лакханг, Бутан

Мечеть шейха Зайда, Объединенные Арабские Эмираты

Церковь Хатльгримскиркья, Исландия

Лютеранская церковь в Рейкьявике - четвертое по высоте здание в Исландии. Она находится в центре Рейкьявика и видна из любой части города.

Храм всех религий, Казань, Россия

В этом уникальном сооружении чудесным образом сочетаются христианский крест, мусульманский полумесяц, звезда Давида и китайский купол. Правда, никаких обрядов здесь не проводится, потому что это не действующий храм, а просто здание, внутри похожее на жилой дом. Всего в проекте предусмотрены купола и другие знаковые элементы культовых зданий 16 мировых религий, в том числе и исчезнувших цивилизаций.

Храм Лотоса, Индия

Для жителей Индии лотос означает чистоту и мир. Это одно из наиболее посещаемых зданий в мире.

Мечеть Кул-Шариф, Казань, Россия

Проектировщики новой мечети попытались воссоздать главную мечеть Казанского ханства, разрушенную в 1552 году войсками Ивана Грозного.

Собор Лас-Лахас, Колумбия

Неоготический собор построен непосредственно на 30-метровом арочном мосту, соединяющем две стороны глубокого ущелья. Заботу о храме несут две францисканских общины: одна - колумбийская, другая - эквадорская. Таким образом, собор Лас-Лахас стал залогом мира и союза между двумя южноамериканскими народами.

Часовня тишины Камппи, Финляндия

Предназначена она для уединения и встреч. Службы в часовне не проводятся. Здесь можно скрыться от суеты, насладиться покоем в одном из самых оживленных мест столицы и помедитировать в экологически чистом пространстве. Из-за внешнего вида и материалов часовню тишины часто называют «сауной духа».

Церковь Успения Богородицы, Словения

Церковь располагается на единственном острове во всей Словении. Чтобы попасть внутрь, необходимо переплыть озеро на лодке и подняться по 99 ступеням.

Кадетская часовня Академии ВВС, США

Уникальный дизайн часовни является классическим примером модернистской архитектуры. В великолепном интерьере объединены под одной крышей несколько различных областей поклонения, включая протестантскую, католическую, иудейскую и буддийскую часовни. Каждая из них имеет свою отличительную символику, амуниции и собственный выход.

Церковь Паоай, Филиппины

Собор Святого Патрика, Австралия

Собор Святого Патрика - самая высокая и самая большая церковь в Австралии.

Церковь Преображения Господня, Кижи, Россия

Церковь построена в традициях русского плотничьего ремесла, то есть без гвоздей. Она увенчана 22 куполами, а высота ее - 37 метров.

Зеленая церковь, Аргентина

Самая обычная католическая церковь стала знаменитой благодаря богатому живому декору из плюща, превратившему фасад в аллюзию на библейский Гефсиманский сад.

Андреевская церковь, Украина

Церковь расположена на крутом холме, откуда открывается прекрасный вид на Киев. По легенде, она была построена на месте, где святой Андрей Первозванный установил крест. Это лишь одна из многих легенд, которыми окутана Андреевская церковь.

Калифорнийский храм мормонов, США

Огромное здание выполнено в ослепительно-белом цвете. И такое цветовое решение неслучайно, ведь белый цвет традиционно воспринимается как символ чистоты и непорочности. Внутрь самого Храма мормонов туристы и просто любопытствующие не допускаются, входить в помещения священного сооружения могут только члены общины.

Мечеть Кристалла, Малайзия

Она расположена на искусственном острове. Мечеть выполнена из стали и стекла, поэтому создается ощущение, что она хрустальная.

Многих смущает богатое убранство храмов, шикарные облачения священнослужителей, шикарные дома и машины священников. Что можно ответить таким людям? Спаси Господи.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

В письме неправомерно соединены два принципиально разных вопроса: наше отношение к благолепию храма и нравственных образ священника.

1.Храм не является обычным жилищем, а символически изображает Небо. Царство Небесное своим совершенством превосходит наш земной ум. Чтобы изобразить его человек берет все лучшее и драгоценное в окружающем его мире и пытается создать этими средствами образ небесного. Понятно, почему тайнозритель Иоанн Богослов, изображая Небесный Иерусалим, употребляет такие сравнения: «Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. А двенадцать ворот - двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города - чистое золото, как прозрачное стекло» (Откр.21:19-21). Духовная выделенность Дома Божия из обычного, земного круга реалий должна иметь соответствующие зримые, вещественные формы и образы. Вся Библия проникнута мыслью о святости храма, о его превосходстве над обыденным, привычным. На древнееврейском языке слово святой (кодеш) означает - отделенный, выделенный. Когда евреи, освободившись из египетского плена, начали под водительством Божиим собственную историю, Господь не только повелел соорудить скинию (походный храм), но и дал подробные указание как ее украсить. «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» (Исх.25:8). Далее Господь назначает для сооружения скинии Веселеила: «Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди» (Исх.31:2-4). Когда на горе Мориа строился Иерусалимский храм, использовались самые дорогие материалы: золото, серебро, слоновая кость, кипарис, масличное дерево и др. «И обложил Соломон храм внутри чистым золотом, и протянул золотые цепи пред давиром, и обложил его золотом. Весь храм он обложил золотом, весь храм до конца, и весь жертвенник, который пред давиром, обложил золотом» (3 Цар.6:21-22). Господь явился Соломону и сказал: «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек» (9:3).

Когда христианство победило языческий мир, в истории мировой архитектуры открылась самая яркая страница - церковное зодчество. Храм святой Софии в Константинополе запечатлел не только дарования великих мастеров Анфимия из Тралеса и Исидора из Милета, но и высокое благочестие жителей Царьграда, начиная от царя Юстиниана и кончая простым каменотесом. При сооружении собора ярко проявился человеческий гений. Многие мастера и художники раскрыли здесь данные им Богом дарования. Величие и соразмерность архитектурных пропорций, смелость инженерно-строительных решений, сияющая красота интерьера органично соединяются с богатой отделкой: серебряная алтарная преграда, выполненные из серебра или золота лампады, канделябры и паникадила, украшенные драгоценными камнями раки святых.

Во все последующие века создатели храмов руководствовались благочестивым правилом – все лучшее посвящать Богу.

Благолепие богослужебных одежд также соответствует библейской традиции. Господь повелел Моисею: «И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия <...> Пусть они возьмут золота, голубой и пурпуровой и червленой шерсти и виссона…» (Исх.28:2,5).

2. «Шикарные дома…». Не знаю, что здесь подразумевается. Все мои знакомые священники живут в обычных городских квартирах. Одни не имеют машин, у других они есть. Шикарными их не назовешь. Те, кто имеют иностранные марки, отличаются от тех, кто обладает отечественными машинами, только тем, что в несколько раз меньше тратят деньги и время на ремонт. Люди, не знающие близко жизнь священника, не представляют, сколько времени он проводит в поездках, чтобы исповедать, причастить, соборовать болящих или тяжкоболящих, крестить в больнице или в роддоме, освятить квартиру, совершить панихиду на кладбище. Позвать на требу могут в любой конец города. Машина сберегает силы и время.

Что же касается личной скромности и нестяжательности, то к этой добродетели должны стремиться все христиане. Нравственный идеал един. Св. апостол Иаков говорит: « мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (3:17). Разумеется, священники должны учить примером и не кого не соблазнять. Если кто-то это делает, то подлежит не нашему суду, а Божьему. Наши суждения и оценки бывает чаще всего поверхностны и неточны. Как много негативного было сказано в начале 20 века либеральной печатью о нашем духовенстве: роскошные архиерейские покои, богатые рясы священников и прочее. Через несколько лет большинство их попало в прогнившие лагерные бараки. В простых заштопанных подрясниках они валили лес, но Христа не предали, а своим исповедничеством пополнили сонм святых мучеников.

В среде неверующих людей или тех, кто пока еще далеко стоит от православия, часто можно услышать аргументы, что деньги, потраченные на строительства храмов, можно было использовать намного рациональнее. Дескать, лучше бы больным детям помогали, чем купола золотили. Зачем же православным так много храмов?

Храм Христа Спасителя — один из самых крупных православных храмов в мире

Зачем обществу нужны церкви

Несмотря на то, что большая половина нашего общества крещена в православии , реально воцерковленными являются всего несколько процентов общей массы. Православие принимает внешний, формальный вид и часто сводится только лишь к необходимости освятить воду на Крещение и куличи на Пасху, да поставить свечки за здравие своих родных.

Конечно же, суть православной веры намного глубже. Если коротко, то православный человек – это тот, кото объединяется со Христом. Все свечки, богослужения, молебны, акафисты и прочие необходимые атрибуты церковной жизни, на самом деле, преследуют одну-единственную цель – познать Бога и быть с Ним постоянно, каждое мгновение своей жизни.

Какую роль в этом процессе познания Бога играет храм? Самую прямую. К примеру, возьмем поле, подготовленное к засеву пшеницей. Можно эту пшеницу не кидать в землю, а испечь из нее хлеб и раздать голодным? Можно не тратить деньги на технику, необходимую для работы в поле, а отдать их в больницы? Можно. Но разумно ли это? Конечно же, нет. Засевать поля нужно для получения результата в будущем.

Важно! Точно так же и храмы – через них мы прокладываем себе путь в Вечную жизнь. Посещая богослужения, причащаясь Святых Тела и Крови Христовой , мы закладываем себе тот же «урожай» в будущей жизни.

Как для того чтобы обеспечивать материальные нужды людей, нужна эффективная экономика, так же и для духовного развития человека и общества в целом необходимы храмы. Приведем пример со сферой образования – зачем нужны школы? Зачем тратить время на скучные уроки, когда можно играть? А зачем платить зарплату учителям, которые могут стать рабочими и производить физический продукт, который можно потрогать, использовать в материальной жизни?

Но ведь ни один нормальный человек не станет опровергать необходимости образования. И вот как в школе или ВУЗе человек определенным образом меняется, так же он и меняется, посещая храм. Есть сфера физической, материальной жизни – ее обеспечивает экономическая система государства и общества.

А есть не менее важная духовная составляющая того же общества – это прерогатива веры. От того, как люди относятся и к материальной жизни, и к духовной, будет зависеть качество общества, в котором нам приходится жить.

Вера — важная духовная составляющая общества

Церковная жизнь очень организовывает, подчиняет особому распорядку повседневную жизнь верующего христианина. Воскресные службы, праздничные, вечерние, длинные великопостные стояния – все эти богослужения притормаживают суету, вносят тихое умиротворение и спокойствие в сумасшедший современный мир. Когда человек начинает полноценно жить церковной жизнью, он меняется не только внутренне, но и внешне – становится более сдержан, спокоен, не суетится по пустякам.

Какую пользу несут храмы на практике

Маловероятно, что вопрос о необходимости большого количества храмов будет актуальным для верующего человека. Тому, кто пришел к пониманию православной веры, церковь становится вторым домом. Провокационные вопросы о том, зачем так много денег тратить на «религиозные атрибуты» задают люди неверующие.

О практике церковной жизни:

Но давайте подумаем, среди каких людей мы хотим жить? Даже не веря в Бога, всем хочется, чтобы нас окружали добрые, отзывчивые, честные и порядочные люди. Но ведь именно эти качества являются основой православного мировоззрения. Невозможно представить истинно верующего человека, который ворует, обманывает, берет взятки.

Конечно, сейчас сплошь и рядом встречаются люди, которые делают все это, считая себя православными. Но считать себя верующим и быть таковым – разные вещи. Православие воспитывает в человеке высокие моральные стандарты, и если христианин упорно идет к Богу – он обязательно оставит и ложь, и воровство и остальные дурные качества и грехи.

Читайте о грехах:

Иначе просто невозможно познать Бога. Как бы нам иногда ни хотелось приятно совместить жизненный комфорт и православие, зачастую эти вещи противоречат друг другу. И каждый человек делает выбор – он с Богом или без Него. И чем больше людей выбирают Бога, тем лучше, чище и добрее становится наше общество в целом.

Православие воспитывает в человеке высокие моральные стандарты

Ответы священников о значении храмов

В этом аспекте постройка новых храмов может рассматриваться как инвестиция в более радужное будущее. Один из православных священников , служащий в большом городском приходе, привел такой пример:

Однажды выходя из подъезда, он увидел, как две машины не могли разъехаться на узкой дороге, и чуть было не столкнулись лоб в лоб. Оба водителя выскочили из авто и накинулись друг на друга с обвинениями и угрозами. Дело дошло до физической драки, и оба мужчины, вцепившись друг в друга, покатились по асфальту.

Неизвестно, чем бы закончилось происшествие, если бы соседи не вмешались в драку и не растянули водителей в разные стороны. Стоил ли небольшой конфликт на дороге разбитых в кровь лиц, оскорблений, угроз? А ведь если бы не вмешались посторонние люди, дело бы могло дойти и до увечий или, того хуже, смерти в драке.

Священник, все это наблюдавший, в скором времени столкнулся с аналогичной ситуацией в своем храме. На узком церковном дворе точно так же не могли разъехаться два автомобиля. Оба водителя так же вышли из-за руля, только они не кричали и не ругались, а спокойно и мирно договорились, как им разминуться. И каждый хотел уступить другому.

Ситуация показательна именно на контрасте – реакция разных людей на одну и ту же ситуацию. Мы не знаем, насколько верующими или неверующими были все стороны в каждом конфликте, но результат налицо – устроить драку во дворе храма решатся единицы.

Важно! Поскольку православие – это религия милосердия, из православных общин часто выходят волонтеры и желающие помогать обездоленным.

На самом деле, это огромный пласт социальной работы, которая зачастую остается в тени и о ней мало кто знает. Например, уход за бездомными в больницах чаще всего осуществляется исключительно усилиями волонтеров, многие из которых выходят из своих церковных приходов.

Каждому сомневающемуся или неверующему человеку стоит задуматься, а вдруг за дверью храма действительно стоит Бог? И те, кто строит эти храмы, делают все возможное, чтобы Бог был в зоне досягаемости любого человека.

Сколько нам нужно храмов? Протоиерей Андрей Ткачев

В современной России строительство храмов в парковых зонах очень часто приводит к конфликтам. Выглядят все эти конфликты по одному сценарию. Закладывается некий фундамент храма, территория части парка огораживается под строительство. Начинаются громкие возмущения людей "почему строят храм в парке", и так гулять негде, а тут еще и храм под боком. Люди ставят палаточный городок, начинаются митинги, заявления в префектуру района. И вся эта вакханалия становится известной на всю страну.

На YouTube плодятся множество роликов в поддержку и/или против строительства храма. В роликах звучит напряженная тревожная музыка, взятая не иначе как из 17 мгновений весны или подходящего по духу и накалу страстей триллера. В общем, творится ужас. Можно было бы по таким видео предположить, что на землю вторгаются инопланетяне или на улицы Москвы или Питера вышел на охоту маньяк-убийца.

Ужас, не так ли?

На самом деле, все намного спокойнее. И нет никаких особых кошмаров. Смотрите, как все это работает и почему так, а не иначе.

Храмов на Руси всегда было много. Это было оправдано по многим причинам. Первая из них - храм служил неким отделением гос. власти (церковь не была отделена от государства) и в церкви человек получал крещение, и в церкви же человек получал как бы прописку (запись в метрической книге) после рождения.

Церковь часто упрекают в том, что в царской России существовали уложения уголовного кодекса, защищающие религию. На самом деле, защита шла не религии.

Государство защищало одно из собственных структурных подразделений, ведущее летопись рождаемости, смертности (крещение после рождения, отпевание после смерти), а постоянно причащающийся человек (закон об обязательном причастии) - механизм современной "прописки".

Если человек долго не ходит в храм - значит, переехал в другое место. По постоянному присутствию (или отсутствию) человека на службе легко можно судить о перемещениях человека, его взглядах и т.д Венчание было аналогом современного ЗАГСа. Можно было бы назвать такую систему циничной, но, по правде говоря, "кто платит, тот и музыку заказывает". Церковь, не отделенная от государства, была на балансе государства и наивно было бы ожидать, что государство ничего не будет с этого иметь.

Поскольку крещение, исповедь, отпевание были обязательными - большое кол-во храмов было оправдано, как оправданы были отделения "Почты" в каждом даже самом захудалом поселке СССР. Потому что в царские времена Церковь была кровеносной информационной системой, роль которой в советское время исполняла "почта".

В наши дни нет такой актуальности в кол-ве церквей, как в дореволюционное время. Но некая генетическая память об старой инфраструктуре осталась. Но очень сильно изменился социальный контекст, социальный дискурс. Людей стало попросту больше. Люди стали разными.

Нельзя сказать, что противников строительства храмов большинство. Их не много. Это так просто потому, что никто не ставил бы храмы, не будь они рентабельны. А значит, строитель храма предполагает, что ходить в него будут.

Неужели будут?

Да, будут.

А значит?

А значит, мы имеем дело с кучкой очень громкоголосых активистов и большим кол-вом тех, кто просто молчит. Ведь большое кол-во людей просто не вмешивается в эти трения. И сам факт желания поставить храм основан в том числе на понимании, что он будет успешен в данном месте. Ходить в него будут. А это означает, что востребованность у храма в этом месте присутствует. Другое дело, что нравится это не всем.

А почему это нравится не всем?

См. выше. Людей стало больше, люди стали разными. Когда у вас деревня из 800 человек, храм поставить не трудно, потому что "надо же где-то креститься, где-то отпевать, где-то венчать". Людей включали в процесс строительства храма. Вся эта система именных кирпичей - это именно способ получить лояльность жителей. Если твой кирпичик с твоим именем есть в стене храма - это и твой храм в том числе. И ты против него не будешь. Ведь в нем частица твоей души, твое имя.

Что же раздражает людей в наличии храма? Ну, во первых, парков и правда мало. Гулять негде с детьми. Когда лично ты не воцерковленный христианин, ты не против Православия, но тебя можно назвать равнодушным - ты негативно отреагируешь на потерю тобой жилого пространства.

Некоторым мешает колокольный звон перед службой. Допустим, ты любишь днем поспать. А часа в четыре начинается благовест перед службой. И ты это слышишь и тебя это может раздражать. Ведь к вере ты равнодушен. Пока все, что ты видишь - вера как-то мешает. В данном случае погулять или поспать.

Можно долго рассуждать о том, что "для РПЦ главное бизнес" или напротив, бросаться на активистов с кулаками, мол "да вы все тут бесноватые". На самом деле, как мне думается, представителями РПЦ стоило бы проводить больше разъяснительной работы. Работать не с позиции силы, а производить работу по просвещению. Почему храм, почему именно в этом месте, какие будут плюсы от наличия храма и т.д

Потому что храм откровенно вредным быть не может. Во первых, возле храма стабильно ниже преступность. Потому что преступники часто суеверны и откровенно грабить или убивать возле храма и в прямой видимости храма все-таки избегают.

Считается, что храм освящает место вокруг себя. Освещает - улучшает духовную атмосферу. Вот если возле тюрьмы или больницы чувствуется в воздухе какая-то мрачная духота, храм вроде как напротив, разряжает атмосферу.

Можно долго дискутировать о том, что "в этом храме будут всего лишь позабывшие веру представители РПЦ". Ну, это схоластика все, друзья мои. Что значит "позабывшие веру"? Служба имеет определенную последовательность молитв в определенном порядке. Каким бы священник и его мотивы не были - эту службу он вычитает (а хор споет) строго по определенному уставу. Служебный ритуал будет выполнен 100%.

И как показывает практика - людям нужны ритуалы. Вы можете сказать "да кому нужны ритуалы". Ок. Вы согласны, чтобы ваше тело после смерти бросили в лесу?

Храм - место ритуальное. Храм отвечает на потребность человека в ритуалах. Не будь потребности в ритуалах - не было бы в мире ни одного храма. А бороться с потребностями - дело не благодарное. Это заведомый проигрыш.
Сегодня надо быть в хорошем смысле эгоистом. В хорошем - это значит "брать для себя от жизни полезное". Не "все", а полезное. Если есть способ сделать жену, мужа, сына добрее и мягче - это стоит использовать. Если есть способ хоть как-то повлиять на родственников, ведущих себя не корректно - вспомните про церковь.

Как ни крути, а откровенно против Бога пока готовы идти далеко не каждый второй и даже не каждый десятый. Все под Богом ходим. И откровенно плевать в небо - боимся. Вот бы нам еще и святого желания не просто бояться, а любить небо. И приходить в храм не к священнику (ну правда, Бог его знает - каков он), а к небу. И искать неба в храме.

Тогда точно не ошибешься и не разочаруешься. Ведь ищущий находит именно то, что ищет.

Загрузка...
Top