Виды колокольных звонов. Колокол

ИЗ ИСТОРИИ КОЛОКОЛОВ И КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА

Голос колокола всегда был и будет понятен "без слов" – ведь он взывает к человеческой Душе. Колоколом созывали народ на вече, специальным "метельным" звоном будили замерзающего, набатным или всполошным – возвещали о всеобщей беде и звали на помощь, торжественным "гласом” приветствовали царей и победителей. Под звон колоколов на Руси протекали все важнейшие события – как в жизни страны, города, села, деревни, так и в жизни отдельного человека: его рождение, венчание, уход в мир иной незримо пронизывали чистые, стройные колокольные звуки. /Скольких заблудших путников и в буквальном, и в переносном смысле спасительный звон вывел на свет Божий!/
* * *
Предшественники колоколов – колокольчики – были знакомы многим народам еще до зарождения (или принятия) христианства. Жрецы Прозерпины в Древних Афинах звонили в колокольчики при освящении и очищении жертв, во время молитв. В Дельфах – при таинстве Вакха. Звонили при похоронах и звоном прогоняли злых духов и тени умерших из домов. У древних евреев небольшие бубенчики пришивались к одежде первосвященника (их звуки были символами божьего слова). /Только в одежде со "звонцами" первосвященник мог "приближаться" к Богу, приносить жертвы и молиться за народ./ В буддийских храмах колокола подвешивали снаружи и внутри, чтобы очистить пространство храма от злых сил. А вот в мусульманских странах в мечетях колоколов не было и нет. /Например, у турок существует поверье, что звон колоколов возмущает покой душ, витающих в воздухе (первое, что сделали турки после взятия ими Константинополя, – разбили колокола./
* * *
Славянское язычество сразу приняло церковный колокольный звон. Колокола в сознании славянских народов стали символом грома небесного, который мог и покарать, и помиловать. /Свадьбы на Руси были немыслимы без поддужных колокольчиков и церковного колокольного звона. Считалось, что звон не только создает праздничное настроение, но и дает молодым здоровье, детей и богатство./
* * *
Первоначально, до появления на Руси колоколов, более общий способ созыва верующих к Богослужению определился к VI веку, когда стали употреблять била, кандии и клепала. /Била и кандии (их иногда еще называют плоскими колоколами – в отличие от тюльпанообразных) – это сперва деревянные доски, а затем и металлические пластины, клепала, – железные или медные полосы, согнутые в полукруг (по тем и другим ударяли специальными деревянными молотками). И только в конце X в. появились колокола.
* * *
Русский церковный звон всегда привлекал внимание своей стройностью, мощью, благообразием. Колокольным звоном традиционно начинается и заканчивается Богослужение в церквях, соборах и храмах. Так было всегда – так происходит и сегодня. Колокола выстраивают свои голоса всегда в каноническом согласии: благовестник, подзвон и зазвон. Даже если голоса колоколов немного расходятся по нотам ("фальшивят") – то все вместе, в едином подборе, колокола словно "воспитывают" друг друга, звучат стройно, как одно целое (волна колокольного звона качается так, словно все это чудо творится не человеческими руками, а само по себе).
* * *
Наш советский народ даже в самые "безбожные" коммунистические десятилетия просыпался и засыпал под колокольный звон – под бой курантов Кремля. Не многие тогда осознавали, что страна Советов "живет" по… колокольному звону. Для нас это были "сигналы точного времени", "голос Москвы" и т.д., но факт остается фактом: каждый день из репродуктора по всей огромной стране раздавался перезвон колоколов.
* * *
До 90-х гг. ХХ в. в России не существовало официальных школ и центров колокольного звона. На Светлую седмицу каждый желающий позвонить допускался на колокольню, а звонарь в это время наблюдал за ребятами, подсказывал, помогал, и если у кого-то из них обнаруживались способности, брал себе в ученики. Революция 1917 г., сбросив колокола вниз, “похоронила” эту традицию. Те храмы, что чудом уцелели, остались "безголосыми".
Примечание. Даже теперь, поднимаясь из руин, множество колоколен пребывает в “молчании”. Так, в Москве к началу III-го тысячелетия насчитывалось свыше 300 приходских церквей, две трети из которых подлежали восстановлению. Колокола же и била имели менее половины, да и то в большинстве своем случайного подбора. К примеру, по Московской области еще совсем недавно наблюдалась и вовсе удручающая картина: редкий храм имел искушенного в своем деле звонаря (на звонницу поднимались самоучки). 90-е гг. ХХ в. по праву можно назвать временем возрождения колокольных звонов в России. Пришло время, когда усилия отдельных энтузиастов, собравшихся вместе, увенчались успехом.
* * *
Русский человек вот "испокон веков" относился к колокольному звону благоговейно, помня о божественном происхождении его звука. Недаром глас колокола, возвещающий о чтении Евангелия, называется благовестом. Он, словно голосом с неба, обрамляет собою всю церковную службу. Мерными ударами в самый большой колокол начинается и завершается Божественная литургия. /Колокольный звон делает человека сопричастным храмовому действу даже тогда, когда тот находится вне стен церкви (собора, храма). Колокол призывает к молитве и действию, заставляя хоть на мгновение забыть о повседневных заботах, проблемах, бедах и вспомнить о Боге./
* * *
Православный звон всегда основывался на строгости и простоте, но никто не запрещает в рамках существующих канонов проявлять творчество (звонарь сам себе и композитор, и исполнитель, и импровизатор). Его задача – так оттенить звон, чтобы сегодня "показать", к примеру, Успение, а завтра – Рождество Богородицы (с помощью разной силы ударов, темпа и ритма передать покой и скорбь, ликование и тревогу). Но первое, о чем должен помнить звонарь, стоя на колокольне, – что он является связующим звеном между храмом и Небом и что церковный звон является равноценным храмовым священнодействием (ведь им начинается и заканчивается Богослужение).
* * *
Традиционно сложились особые виды звона: благовест, перебор проводной (погребальный), звоны будничные, свадебные (разгонные), встречные и, наконец, праздничные, среди которых различают великие, средние, красные и особую форму – трезвон. /Трезвон – наиболее сложный по исполнению, но самый яркий в музыкальном отношении. Он состоит из 3-х частей, соединенных в единое целое (да и само название его происходит от слияния словосочетания "три звона"). Красный звон во все колокола ("во вся тяжкая") поражает своей мощью и красотой на Великие праздники./ У звонарей есть такое понятие – благозвучие. Колокола на звонницы всегда подбирались таким образом, чтобы все вместе они образовывали стройный "звон-хор". Если какой-либо колокол диссонировал с остальными, выпадая из общего строя, он получал меткое прозвище "баран", "беспутный" и, как правило, исключался из звона. Для звонниц обычно подбирают 3 группы колоколов: большие – благовестники, средние – подзвоны и малые – зазвонные колокольчики. Что касается звучания и тональности колоколов, то это зависит от их веса, формы и качества литья: 100 одинаковых колоколов, отлитых на одном и том же производстве, будут звучать по-разному (влияет и температура заливки, и то, как металл остывал).
Примечание. Голос каждого колокола неповторим, и часто им именно по этой причине дают прозвища. Например, колокол-благовестник Ростовского Кремля называется "Лебедь" (он получил это имя за свой гортанный звук), а его сладкоголосый сосед – "Красный" (за бархатистое звучание). Благовестник Кремлевской звонницы носит имя "Медведь" (за свой протяжный, густой бас).
* * *
Русский православный звон значительно отличается от колокольных звонов других конфессий. Если звоны Западной Европы содержат мелодические и гармонические основы (карельон-колокольный орган), то в русских звонах это практически отсутствует. В основе православного звона лежит ритм и характер. Звонарь, благодаря своему внутреннему чутью, чувству ритма, прекрасному знанию звукоряда и владению техникой исполнения, на основе Устава, молитвы и личного мировоззрения, может через колокольный звон передать радость и спокойствие, глубокую скорбь и торжество духовного содержания церковного Богослужения. /В душах верующих, ищущих мир с Господом Богом, церковный колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение./ В православном звоне заложена дивная сила, глубоко проникающая в человеческие сердца. Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но и выражением радости, грусти и торжества. /Отсюда и появились различные виды звона, каждый из которых имеет свое название и значение./
* * *
Православный колокольный звон подразделяется на 3 основных вида:
1) благовест;
2) перезвон, перебор;
3) собственно звон.
Благовест – это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале Богослужения в храме. /Благовест бывает праздничный, будничный и постный./
Перезвон – это перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького (или наоборот) с различным количеством ударов в каждый колокол. /Существуют 2 основных перезвона: погребальный и водосвятный./
Собственно звон – это характерный ритмический звон с использованием всех основных групп колокольного звукоряда. /К звонам данной группы относятся: праздничный звон (трезвон, двузвон), будничный звон, а также звоны, составленные самим звонарем (последние являются результатом творческой работы и самовыражения звонаря).
* * *
Судьба у колоколов, как и у людей, разная. Встречаются среди них и долгожители (к примеру, и поныне действующий Никоновский колокол 1420 года рождения из Свято-Троицкой Сергиевой лавры).
* * *
Перед установкой на звонницу над колоколом всегда совершают чин освящения: кропят снаружи и изнутри святой водой и читают молитвы. Благословленный и созданный истинными мастерами своего дела колокол обязательно будет жить долго и осенять людей "звучащим" крестом – движущейся одновременно по горизонтали и по вертикали объемной звуковой волной.
* * *
Считается, что с первым ударом звонящего к заутрене колокола пропадает сила всякой "ночной нечисти".
* * *
В Средневековой Европе в такие ночи, как канун Дня Всех Святых и Ночь Праздника Костров (Бельтейн), известная также как Вальпургиева ночь, когда считалось, что ведьмы наводняют округу, деревенские жители звонили в церковные колокола, чтобы удержать ведьм от полета над деревней. Горожане, в свою очередь, тоже бодрствовали и усугубляли шум, гремя горшками, сковородами и звоня во все свои – городские – колокола. /"Ведьмы" на судебных процессах "признавались", что летали по воздуху на шабаши на спинах демонов, но были сброшены на землю, когда в ночи раздавался звук церковного колокола./
* * *
На Руси колокол стал символом государственности и одновременно широкой русской души (наверное, какие-то "струны" русской души находят адекватное отражение в колокольном звоне). Интересно, что русские колокола принципиально отличаются, к примеру, от голландских (в частности, малинских). /Малин – это голландский город, в котором лили прославившиеся своей благозвучностью колокола (отсюда и пошли малиновые звоны). У голландских колоколов более точный, тонированный (как у струны) звук. Русский же колокол, в свою очередь, берет весь аккорд целиком (именно поэтому в одном ударе русского колокола получается очень широкий диапазон звуков).
* * *
Церковный звон – не для концертов. Так было издавна: колокола – это духовное свидетельство всему миру, символ в бронзе, а их звон - символ в звуке. Недаром колокольные звоны называют "голосом Церковным", и этот глас призывает к духовному Возрождению и Покаянию. И негоже церковным колоколам праздно вещать с колоколен (звонари не имеют права даже репетировать на колокольне, звонить внеурочно или для потехи публики). Колокольные звоны свершаются только по церковным канонам: в определенный час, определенным образом. Но есть в году одна неделя, когда (не одновременно с церковной службой) дозволяется звонить вдоволь, на радость всему миру. Это – Пасхальная Светлая Седмица. /Следует помнить, что церковный колокол – это святыня, которую надо оберегать и чтить всегда. Звон – это украшение храма (собора, церкви), и пусть он будетвсегда благолепным./
http://www.tislenko.ru/forum/index.php?topic=3154.0

Колокольный звон вызывает радостное удивление у каждого человека, независимо верующий он или нет. Переливы колоколов заставляют людей помимо воли обратить взгляд в сторону храма и улыбнуться.

Колокольня с несколькими певучими голосами - гордость каждого храма. Колокольный звон, обладающий целебной силой для православных душ, в зависимости от вида, «зовет» людей на служение, «поет» во время торжества и звучит, как набат, при опасности.

Услышав колокольный звон, нужно перекреститься и помолиться

В чем назначение церковных колоколов

В обустройстве христианского храма каждая вещь имеет свое назначение. Души православных христиан при слушании церковных переливов наполняются светом, радостью, миром, покоем. Когда колокола звучат, как набат, христиане знают, случилась беда.

Православный звон наполнен удивительной силой, обладающей способностью проникать в человеческие сердца . В церковных звуках и переливах русские православные люди научились отличать торжество, призыв и тревогу, слыша определенный звон.

Удивительное явление - при звучании колоколов, голуби, прообразы Духа Святого, не разлетаются, а наоборот, устремляются к храмам.

Слыша колокольные переливы, православный народ спешит на Богослужения, к которым их призывают ритмичные удары колокола. Весельем и радостью наполняют сердца верующих звуки, возвещающие о торжестве Церкви и праздничных служениях. Торжество и почитание вызывают перезвоны во время торжественных Богослужений.

Виды колокольного звона

Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но и наполнением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона, и каждый вид имеет название и значение.

Звонарем может быть только воцерковленный человек, обладающий определенными качествами:

  • внутренним чутьем;
  • чувством ритма;
  • знание звукового ряда;
  • знанием техники исполнения;
  • знанием Церковного устава.

Звонарь должен быть молитвенником и соблюдать посты, чтобы через переливы звуков донести до людей торжество Православия.

Звонарь рисует звуком, как художник красками

Слыша равномерные удары большого колокола, православные знают, что это благовест, призывающий к богослужению.

Чем значимее событие, тем большим выбирается Божий глас:

  1. Праздничный благовест звучит на Пасху или по особенным праздникам, для его звучания необходимо благословение настоятеля храма.
  2. Воскресный благовест звучит по воскресеньям, полиелейный - для проведения особенных служений.
  3. Ежедневные службы начинает будничный благовест, в Великий пост - постный.
  4. Набат возвещает беду, слава Богу, звучит крайне редко.

При поочередном многократном ударе по всем имеющимся в храме колоколам, перезвоне, возвещаются водосвятные молебны, Литургии, храмовые праздники.

При собственно колокольном звоне звонарь ударяет в два колокола.

Трезвон говорит сам за себя, в это время работают все колокола, большие и малые, каждый раз производит три удара с коротким перерывом. Низкие и звонкие звуки летят прямо в небо и души христиан, сообщая о начале Богослужения или окончании благовеста.

Утренний, монастырский исцеляющий от всех болезней звон

История появления колоколов

Первые упоминания о колокольчиках найдены в документах, которым более 6 тысяч лет. Прообразом дивного произведения является цветок колокольчик, чьи лепестки приходят в движении при малейшем дуновении ветра. Первой задачей колокольчиков было подать сигнал. Их надевали на домашних животных, вешали на двери.

Родиной первых литых звоночков считается Китай, где колокольчики используются в обрядах очищения. По легенде мастер никак не мог смешать нужные металлы для достижения нужного звука, все изделия либо давали трещины, либо не звучали. По совету монахов дочь мастера бросилась в расплавленный металл, и первый большой колокол «Прелестный цветок» зазвучал на весь Китай.

Египетские монахи первыми стали использовать колокольный звон для созыва христиан на служения.

Для сведения! Самое большое распространение на Руси церковные перезвоны приобрели в XVI столетии, превзойдя по весу все имеющиеся в европейских странах.

Божий глас стал элементом русской культуры. По поверью колокольные перезвоны отгоняют нечистую силу, поэтому во времена мора, нашествия врагов церковные звоны не умолкали.

Со временем появилась даже нотная грамота для игры на этих уникальных произведениях рук человеческих. В России часто устраивают фестивали колокольного звона, наполняя все вокруг Божьей славой.

Самый большой в мире Успенский колокол – «Царь-колокол»

Целебная сила колокольного звона

Учеными доказано, что колокольные перезвоны обладают целительной силой не только при очищении пространства от нечисти, но и при оздоровлении людей.

Удивительное открытие, сделанное исследователями, показывает, что церковные звуки распространяются в пространстве волнами в виде креста, оказывая положительное влияние на физическое, душевное и духовное состояние человека.

Неоднократно христиане отмечали выздоровление, избавление от родовых болезней после пребывания под покровом переливов Божьего гласа. Особенно колокольный звон обладает целительной силой при психо-эмоциональных заболеваниях.

Современные достижения позволяют слушать различные переливы церковной музыки в записи, находясь в помещении, тем самым очищая окружающее пространство от нечистой силы.

Совет! Включайте песни колокольных переливов и наслаждайтесь радостью и покоем в своем доме, не забывая, что звукотерапия длится не более получаса.

Колокольный звон. Очищение пространства и исцеление

Различают четыре вида канонических звонов, которые по отдельности или в комбинации составляют все разнообразие православного звона: благовест, трезвон перебор и перезвон. Благовест — одиночные мерные удары в один из больших колоколов click to see more .

Трезвон — собственно сам звон, все, или несколько одновременно звучащих колоколов .

Перебор — по одному удару в каждый колокол от малого к большому с последующим ударом «во вся», чаще это погребальный перебор.

Перезвон — поочередные удары в каждый колокол от большого к малому (без удара «во вся»).

click at this page О благовесте

Как уже отмечалось в предыдущем занятии благовествующие колокола называются благовестниками и они делятся на праздничные/воскресные, будничные и постные. При наличии на колокольне нескольких благовестников звонарь может подчеркивать торжественность богослужения, выбирая колокола-благовестники по весу. Чем больше празднуемое событие, тем больше колокол. Эта закономерность отражается и в названии благовестников.

Праздничный благовестник используется в праздник Святой Пасхи и в двунадесятые праздники. Настоятель Храма может благословить использование праздничного колокола и в иные дни, например, при освящении престола в храме, или престольные праздники. Праздничный колокол должен быть самым большим по весу в наборе колоколов.

Воскресный благовестник используется в воскресные дни и в великие праздники. При наличии праздничного колокола, воскресный должен быть вторым по весу.

Полиелейный благовестник (если в наборе достаточно благовестников) используется в дни, когда совершается полиелейное Богослужение (в Типиконе оно обозначается особым знаком - красным крестом). Это следующий по весу за воскресным колокол.

Будничный (простодневный) колокол используется в будние дни седмицы, а также шестеричные и славословные службы. Соответственно, следующий по весу за полиелейным.

Постный колокол используется в качестве благовестника только в Великий пост. Во все остальные посты звон происходит по обычному циклу.

Если на колокольне недостаточно колоколов-благовестников, то праздничный и воскресный благовестники могут быть представлены одним колоколом, а полиелейный, будничный и постный — другим по определению настоятеля.

О самом звоне, или трезвоне

Собственно звоном называется звучание, когда используют сразу все колокола поочередно, или же несколько колоколов одновременно. Звон во все колокола разделяется на: трезвон, перезвон, перебор.

Трезвон — это звон во все колокола, по своей форме он не ограничен, поэтому звонарь сам выбирает состав используемых колоколов, а также ритмику, динамику и композицию. Трезвон выражает собой христианскую радость и торжество. В нем участвуют обычно все три группы колоколов, каждая из которых имеет свою партию.

По установившейся традиции в трезвоне может участвовать только тот благовестник, который участвовал в благовесте перед началом данного богослужения (меньший можно, но не больший). При исполнении отдельно трезвона обычно выделяют три отрезка: начало (затравка), собственно тре-звон и окончание (концовка). Затравка представляет собой короткий по времени ритмический фрагмент, например, с использованием только зазвонных колоколов, чтобы перейти от благовеста к основному звону. Основная часть звона может совершаться с небольшими паузами в один, два или три приема (стиха, серии). Причем каждый такая серия звона может иметь свою ритмику, темп, динамику и композицию. Между сериями могут быть паузы, либо каждая серия оканчивается аккордом во все колокола одним, двумя, или тремя по порядку серии. Звон в один прием называется просто звон, звон в два приема — двузвон, и звон в три приема — трезвон. Перед вечерней совершается звон в один приём, так как это первая служба дня; перед утреней, поскольку это вторая служба, звон проводится в две серии; перед Литургией — в три серии (стиха). По сложившейся к настоящему времени традиции это правило не соблюдается и звон с трезвоном стали синонимами. В обиходной речи глагол «потрезвонь» означает «просто позвони» без смыслового подтекста дать три серии. А традиция заканчивать серию аккордом превратилась в концовку звона и заключается в троекратном аккорде во все колокола во славу Святой Троице.

Звонить или не звонить сериями и указания по характеру звона определяет и дает настоятель храма. Трезвон должен соответствовать характеру богослужения, праздника или события, при котором идет звон, соблюдая при его исполнении определенную умеренность, избегая различных излишеств. Не принято «ломать» ритм благовестника, нужно выдержать на протяжении всего звона один темп, можно немного ускоряться и замедляться, но основной темп должен быть выдержан. Уставом определяется продолжительность звона в минутах. Например, пятиминутный трезвон, или настоятель говорит: «Звоните подольше».

Схематически структуру звона можно изобразить в таком виде:

БЛАГОВЕСТ ТРЕЗВОН=ЗВОН
3 удара 37 ударов затравка 1-ый прием 2-ой прием 3-ий прием концовка
3*40” 37* 6”=222 20” 20”
2.0 мин. 3,7 мин. 0,3 мин. 3-5 мин. 3-5 мин. 3-5 мин. 0,3 мин.
5-6 минут 10-15 минут

У трезвона есть две разновидности — «красный звон» и «звон в двои». О «красном звоне» можно сказать следующее: в Типиконе встречается выражение: «звон в красных» (Типикон, гл. 49). Красными в старину называли средние (подзвонные) колокола за их приятный голос. Слово красный имеет в церковно-славянском языке значение «красивый, миловидный, прекрасный». Поэтому «красным» именуют трезвон, отличающийся красотой и разнообразием ритмических фигур, создающий ощущение сугубого торжества и ликования. Красный звон обычно бывает при кафедральных соборах, монастырях, лаврах, т. е. там, где имеется большое количество колоколов, в составе которых много больших и средних колоколов. Красный звон обычно совершается несколькими звонарями, когда каждый звонарь н средних колоколах исполняет свою партию. Красный звон уместно применять в Великие Праздники, при особо торжественных и радостных событиях в Церкви.

Звон «в двои» используется вместо трезвона, когда желательно применить трезвон, но правила и характер службы не позволяют трезвонить по-праздничному. Звонят «в двои» ударами в постовой и меньший следующий за ним колокол поочередно с последующим ударом в оба. Такой звон совершается перед малой Вечерней, Литургией Преждеосвященных Даров, после Утрени Великой Среды и в ряде других случаев.

О переборе

Перебор является похоронным, погребальным звоном, который выражает грусть и скорбь об усопшем и символизирует земную жизнь человека от его рождения до смерти и надежу на жизнь вечную. Этот звон совершается медленным перебором колоколов, от самого маленького до самого большого, символизируя собою возрастающую жизнь человеческую на земле, от младенческого возраста до зрелости и возмужалости, а одновременный удар во все колокола означает пресечение земной жизни человеческой смертью, при которой все, что приобретено человеком для жизни сей, оставляется. Звонарь медленно ударяет по одному разу в каждый колокол и «во вся». При переборе удары в колокол обычно совершаются, пока звук от предыдущего удара полностью не прекратится. Здесь спешка не нужна и звонарь должен добиваться особого проникновения путем равномерного увеличения пауз при чередовании ударов (с учетом индивидуального звучания колоколов) и сильного и синхронного удара «во вся». Такой перебор может осуществляться многократно в зависимости от хода процессии по выносу почившего их храма до ворот, либо до места захоронения, но обязательно должен доводиться до конца и заканчиваться ударом «во вся».

Скорбный похоронный перебор может заканчиваться кратким трезвоном, выражающим радостную христианскую веру в воскресение усопшего (хотя в некоторых руководствах по звону указано не совершать при отпевании усопших трезвона). Таким образом, после отпевания, при выносе усопшего из храма, совершается перебор, оканчивающийся трезвоном. При отпевании и погребении иереев, иеромонахов, архимандритов и архиереев совершается несколько иной перебор. Сначала ударяют в большой колокол 12 раз, потом следует перебор, снова 12 раз в большой колокол и снова перебор и т. д. При внесении тела в храм совершается трезвон. По прочтении разрешительной молитвы — трезвон. При вынесении тела из храма, снова указанный перебор, а по поставлении тела в могилу бывает трезвон.

О перезвоне

Перезвон представляет собой печально-торжественный звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько раз), начиная с самого большого и до самого малого. По установившейся традиции в конце перезвона нет удара во все колокола, так называемого «во вся». В богослужебной практике он производится для того, чтобы подчеркнуть важность предстоящей службы или действа и используется, как звон относящийся к Господу Богу.

Перезвон по одному разу в каждый колокол с ударом «во вся» является наиболее печальным и совершается только два раза в году: на Великую Пятницу и в Великую Субботу в день Крестной Смерти Господа и Его вольного погребения. На вечерне Великого Пятка, перед выносом Плащаницы, во время пения «Тебе одеющегося …» полагается медленный перезвон по одному разу в каждый колокол, а по положении Плащаницы посреди храма — тотчас трезвон. На утрени Великой Субботы, начиная с пения «Великого Славословия» и в продолжение всего крестного хода с Плащаницею вокруг храма, полагается перезвон, такой же, как и при выносе Плащаницы, когда же внесут Плащаницу в храм и дойдут с Нею до Царских Врат — тотчас трезвон. Чтобы скорбный звон, относящийся к Спасителю нашему, по манере исполнения не был одинаков с погребальным звоном (перебором) для простых смертных и грешных, людей, перезвон обычно осуществляется более быстрыми и равномерными ударами и символизирует «истощение сил» Господа нашего Иисуса Христа.

Три раза в году на утрени в день Воздвижения Креста Господня, в Неделю Крестопоклонную Великого Поста и в день Происхождения Честных Древ, перед выносом креста из алтаря во время пения «Великого Славословия», бывает перезвон, при котором медленно ударяют по три раза (в некоторых местностях по 1 разу) в каждый колокол от самого большого до малого. Когда же крест вынесен на середину храма и положен на аналой бывает трезвон.

БОУ «Андреевская ООШ»

Колокольные звоны

Журавлева Екатерина

Руководитель: ,

учитель музыки

учебный год

Краткая аннотация проекта

Актуальность проекта обусловлена необходимостью более глубокого изучения культурных традиций русского народа, воспитанию у детей музыкальной культуры, развитию музыкального слуха, а также повышением уровня исследовательской деятельности детей.

Направляющие вопросы

Основополагающий вопрос:

Что такое колокольный звон?

Вопросы учебной темы:

1. Что такое колокольный звон?

2. Какие существуют виды колокольных звонов?

3. Какие бывают колокола?

4. Когда звонят колокола?

5. Работа звонницы и колокольни

6. Значение колокольных звонов

План проекта

Подготовительный этап:

· Подбор информационных ресурсов по теме проекта: энциклопедии, справочники, список научно-популярной и художественной литературы , Интернет-ресурсы

· Подготовка презентации для выявления представлений и интересов школьников

1 этап – Погружение в проект:

* Представление вводной презентации

* Выявление предварительных представлений по учебным вопросам

* Объявление о создании в группе выставки «Колокола»

2 этап – Организации деятельности:

* Совместное планирование исследования и оформления результатов. Выбор формы представления работы.

* Анализ проблемных вопросов по темам исследований, выдвижение гипотез, определение целей исследования

3 этап – Осуществление деятельности:

* Групповая работа по темам исследований: поиск, обсуждение полученной информации

* Представление промежуточных результатов

* Сбор разных видов колоколов для выставки

* Фотографирование детей за работой

4 этап – Презентация:

* Презентация итоговой работы

5 этап – Заключительный

* Подведение итогов работы над проектом.

Мы исследуем

Колокол по своей основной функции - музыкальный инструмент. Кроме того, это - памятник истории и материальной культуры, произведение художественного литья, памятник письменности, механическая система. Все эти аспекты должны стать объектом исследования соответствующих специалистов.

На протяжении многих веков колокола сопровождали своим звоном жизнь народа. Они размеряли течение дней, возвещая время трудиться и время отдыхать, время бодрствовать и время спать, время веселью и время скорби. Они оповещали о грозящем стихийном бедствии и о приближении врага, они созывали мужчин для борьбы с неприятелем и встречали торжественным звоном победителей, собирали граждан для обсуждения важных дел и призывали народ к восстаниям в годы тирании. Звук вечевого колокола был сигналом к народным собраниям в древнерусских феодальных республиках Новгороде и Пскове,- недаром назвал «Колоколом» свой журнал, посвященный борьбе с самодержавием.

ВИДЫ КОЛОКОЛЬНЫХ ЗВОНОВ На сегодняшний день в христианском мире существуют три вида колокольного звона , каждый из которых предъявляет свои требования и к колоколам.

1. Православный звон - в его основе лежат ритм с присущей ему динамикой и взаимодействием тембров. Поэтому в колоколах ценится прежде всего благозвучие (благо-лепие) и богатство тембров, а абсолютное значение основного тона здесь роли не играет. Количество колоколов в звоннице обычно от 5 до 12. Звон осущест-вляется раскачкой языка, к которому предъявляются определенные требования. Благозвучие достигается грамотным подбором колоколов и мастерством звонаря.

2. Католический звон - в его основе лежат одиночные или двойные удары облегченного языка о качающийся или вращающийся колокол, который обычно оснащен противовесом с тем, чтобы центр тяжести проходил через ось вращения. Количество колоколов в звоннице обычно от 2 до 6. По традиции колокола подбираются или отливаются под определенный основной тон с ограниченным количеством обертонов. Отсюда звон сам по себе не так богат и зависит от количества колоколов, а также амплитуды их качания или скорости вращения, поэтому квалификация звонаря особого значения не имеет. В некоторых странах наравне с традиционным звоном практикуется и звон путем раскачки языка.

3. Кариольный звон - в его основе лежит исполнение звонарем мелодий по нотам с использованием набора колоколов, составляющих звукоряд в 2 - 5 полных октав. Звон, как правило, осуществляется клавишным устройством (напоминающим клавиатуру органа). Оно приводит в движение языки или молотки колоколов через механические тяги или электромагнитные приводы. Колокола обычно подтачиваются точно в ноту, при этом стараются убрать лишние обертона и сократить время его звучания до 4 - 5 секунд, иначе это будет мешать исполнению мелодии. Если карильон оснастить автоматическим программным управлением в виде барабана или электромагнитного устройства, то он превращается в куранты.

В церкви различают 4 канонических звона : благовест, перебор, перезвон и трезвон.

Благовест - один из наиболее древних звонов Православной Церкви и называется так потому, что несет Благую, радостную весть о начале Богослужения. Этот звон также оповещает о совершении таинства евхаристии на Литургии и о чтении Евангелия в других службах. Благовест может звучать как самостоятельно, так и в составе других звонов.

Перебор - или погребальный (похоронный, проводной) звон выражает грусть и скорбь об усопшем и состоит из двух частей: непосредственно канонической (как такового перебора) и свободной (трезвона).

Перезвон - более сложный по сравнению с благовестом и перебором. Он состоит также из двух частей: канонической (т. е. самого перезвона) и свободной (трезвона). Классически перезвон представляет собой звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько раз в каждый), начиная с большего и до самого малого (иногда с ударом "во вся"), и так повторяют много раз.

Трезвон - наиболее сложный по сравнению с другими каноническими звонами, но и является наиболее ярким в музыкальном отношении выражением колокольного звона, так как трезвон по своей форме не ограничен церковными уставами и поэтому различен как по составу используемых колоколов, так и имеет разнообразную форму исполнения, ритм, фактуру и инструментовку.

КАКИЕ БЫВАЮТ КОЛОКОЛА?

При многих церквах бывают обычно несколько колоколов, и они различаются между собой величиной и силой звука, и объединяются по этим признакам в три основные группы:

I группа - БАСОВЫЕ

Благовестник

Праздничный

Полиелейный

Воскресный

Постовой

II группа - ТЕНОРОВЫЕ И АЛЬТОВЫЕ (Подзвонные)

III группа - ТРИОЛЬНЫЕ (Зазвонные)

Во многих храмах различаются следующие колокола:

Праздничный

Воскресный

Полиелейный

Простодневный (будничный)

Малый (или пятый)

Колокола бывают разные. Церковные, музыкальные, для домашнего скота, колокольчики для выпускников, для Последнего звонка

https://pandia.ru/text/78/176/images/image005_102.jpg" alt="Колокола Тихвина" width="335" height="301">

https://pandia.ru/text/78/176/images/image007_95.gif" alt="Картинки" width="302" height="251 src=">

Лечение колокольным звоном" отмечает: "Российские исследователи еще в 70-х годах прошлого века установили, что такие недуги, как беспричинное беспокойство, страхи, нервозность и бессонница , прекрасно исцеляются колокольным звоном.

Сделанные (но неоцененные государством) выводы были просто потрясающими. Оказывается, аудиозапись малинового звона успокаивающе действует даже на самых нервных. А прослушивание музыкальных произведений, исполненных на колоколах, излечивает тяжелейшие виды депрессий и других психических заболеваний. Прекрасно излечивает бессонницу и малиновый церковный звон." Очень рекомендует целителям, да и всем людям, заботящимся о своем духовном благополучии использовать колокольный звон!

Вообще, замечено, когда в церкви регулярно используется колокол, то число прихожан увеличивается в 2-3 раза! Лечебное очищающее воздействие такой службы увеличивается тоже в разы!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ефименко по этнографии.., с. 168, 141

2. Израилев колокола и звоны. М., 1884.
3. Оловянишников колоколов и колокололитейное искусство. М., 1912, с. 42-43.

4. Смоленский Ст. О колокольном звоне в России.- Русская музыкальная газета, 1907, № 9-10, 4-11 марта, стб. 265.
5. Энциклопедический словарь юного музыканта. Москва Педагогика, 1985

Искусство колокольного звона

4. Виды колокольного звона

Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: 1. благовест и 2. собственно звон.

1. Благовест

Благовестом называется мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения. Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем уже следуют мерные удары. Если колокол очень большого или огромного размера, то эти мерные удары производятся качающимся языком в оба края колокола. Если же колокол сравнительно небольшой, то в таком случае язык его притягивается веревкой довольно близко к его краю, на веревку кладется доска и нажимом ноги производятся удары. Благовест в свою очередь делится на два вида: 1. Обыкновенный или частый и производится самым большим колоколом; и 2. постный или редкий, производится меньшим по величине колоколом, в седмичные дни Великого Поста. Если при храме имеются несколько больших колоколов, а это бывает при кафедральных соборах, больших монастырях, лаврах, тогда большие колокола, в соответствии своему назначению, различаются на следующие колокола: 1) праздничный; 2) воскресный; 3) полиелейный; 4) простодневный или будничный; 5) пятый или малый колокол. Обычно в приходских храмах больших колоколов бывает не больше двух или трех. [ 5 с. 74]

2. Собственно звон

Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов. Звон во все колокола различается на: 1. Трезвон - это звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий раз звон во все колокола, т. е. звон во все колокола трижды или звон в три приема. Трезвон выражает собою христианскую радость, торжество. В наше время трезвоном стали называть не только звон во все колокола трижды, но, вообще, звон во все колокола. 2. Двузвон - это звон во все колокола дважды, в два приема. 3. Перезвон - это звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов в каждый колокол), начиная с большого и до самого малого, и так повторяют много раз. 4. Перебор - это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и до большого, а после удара в большой колокол, ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз.

3. Употребление звона и его значение

1. Перед началом Всенощного Бдения - благовест, который заканчивается трезвоном. 2. В начале чтения шестопсалмия полагается двузвон. Этот двузвон оповещает о начале 2-ой части Всенощного Бдения - утрени и выражает собою радость Рождества Христова - воплощения Второго Лица Пресвятой Троицы, Господа нашего Иисуса Христа. Начало утрени, как мы знаем, прямо указывает на Рождество Христово и начинается славословием ангелов, явившихся вифлеемским пастухам: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение". В народе двузвон на всенощной называется "вторым звоном" (второй звон после начала всенощной). 3. Во время пения полиелея, перед самым чтением Евангелия полагается трезвон, выражающей радость, празднуемого события. На воскресном Всенощном Бдении, трезвон выражает радость и торжество Воскресения Христова. (В некоторых местностях он совершается во время пения: "Воскресение Христово Видевше"...) обыкновенно в руководствах этот звон именуется "звоном к Евангелию". В народе трезвон на Всенощной ("звон к Евангелию") называется "третьим звоном". 4. В начале пения песни Божией Матери: "Величит душа Моя Господа..." бывает краткий благовест, состоящий из 9-ти ударов в большой колокол (по обычаю киевскому и всей Малороссии). 5. В Великие праздники по окончании Бдения бывает трезвон. 6. При архиерейском Богослужении после каждого Всенощного Бдения полагается трезвон, для провода архиерея.

Информационно-семиотическое понимание культуры

Обычно выделяют пять основных видов знаков и знаковых систем: - естественные; - функциональные; - иконические; - конвенциональные; - вербальные (естественные языки); - знаковые системы записи...

Искусство колокольного звона

Первое появление колоколов относится к глубокой древности. Изготавливать колокола и пользоваться ими начали ещё египтяне, евреи, римляне. На Востоке колокола были известны в Китае и Японии...

Искусство колокольного звона

духовная музыка колокольный звон Почему энергетика церкви и вибрации колокольного звона целительны? Колокольный звон излучает ультразвуковую радиацию и тем самым очищает биосферу, его звук целителен для живой клетки...

История фотографии

Культура потребления чая

Выделяют шесть традиционных разновидностей чайной церемонии: · Ночная "Ночная" церемония проводится обычно при луне. Особенностью ночной церемонии является то, что порошковый чай готовят непосредственно во время церемонии...

Культурные сценарии деятельности

М. С. Каган выделяет такие его виды и разновидности: 1) общение человека с реальным партнером. Его разновидностями являются: - Практическое общение -- в процессе совместной практической деятельности...

Лозоплетение и ажурная резьба по дереву

Ива пурпурная, или желтолозник. Одиночный ветвистый куст высотой до 3 м. Кора у ветвей желтолозника с внутренней стороны лимонно - желтая, однолетние побеги пурпурные и блестящие, почки мелкие, глубоко сидящие...

Питирим Сорокин: культурная динамика и эволюция культурных стилей

Идеациональная культура В первой, "идеациональной" фазе в фокусе духовной жизни социума оказывается "сверхчувственная реальность" Божественного, которая априорно признается первичной, если не единственной реальностью вообще...

Современное искусство фотографии

Чёрно-белая фотография Чёрно-белая фотография -- исторически первый вид фотографии. После появления цветной, а затем и цифровой фотографии, чёрно-белые снимки сохранили свою популярность...

Создание анимационного клипа на музыкальное произведение

Компьютерная анимация -- вид анимации, создаваемый при помощи компьютера. На сегодня получила широкое применение, как в области развлечений, так и в производственной, научной и деловой сферах. Являясь производной от компьютерной графики...

Создание художественного образа "театральной куклы" для детского спектакля

Грим играет огромную роль в спектакле, представлении, являясь одним из ведущих компонентов образа. Грим помогает раскрывать характер роли актера. Помогает ему в работе над ролью...

Состав и тенденции развития системы библиотечных каталогов

Запросы, с которыми читатели обращаются в библиотеку, очень разнообразны. Иногда им нужны определенные книги, в другом случае их интересуют произведения известного им автора, часто они просят дать книги по тому или иному вопросу, не зная...

Стили в искусстве

Искусство суще-ствует в конкретных своих видах: литература, театр, графика, живопись, скульптура, хореография, музыка, архитектура, прикладное и декоратив-ное искусство, цирк, художественная фотография, кино, телевидение...

Технологические особенности выполнения натюрморта в графике

Графика (от гр. grapho - пишу, рисую) - вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюра на дереве (ксилография)...

Феномен коллекционирования

Понятие «коллекционирование» было введено в обиход более 2000 лет назад Цицероном. Знаменитый оратор в своей речи «О назначении Гнея Помпея полководцем» словом «коллекция» назвал собрание разрозненных предметов в одно целое...

Загрузка...
Top