Вырезать иконы по дереву может каждый? Очень красивые иконы из дерева - об. Резная Икона. Сохранение Традиций

Резная икона — несколько более сложное изделие, нежели, например, резное цветочное панно. И сложна она порой не столько технически, сколько нравственно, если можно так выразиться. Даже если вы работаете быстро и споро, стремясь успеть в срок, не забывайте вкладывать душу, ну или хотя бы пытайтесь.

Мне встречались некоторые воистину неистовые резчики икон, которые, запершись от всего мира, работали при лучине и с благостной молитвой на устах. Хорошо ли это, не знаю, но вполне возможно, что только так и надо работать. Но мы всё же попробуем по-другому.

Предварительная работа

Резная икона — это почти всегда аналог иконы писаной. Иконография и чувство обратной перспективы, переосмысленные и воплощённые в объёме дерева. Проще говоря, берём икону писаную и переносим её контур (абрис) на доску, а затем вырезаем, как умеем. Но прежде чем начать, рекомендую провести небольшую исследовательскую работу: кто изображён, кто таков, какие варианты икон бывают. При нынешней массовости Интернета это вопрос часа.

Вот, например, Иоанн Оленевский — это месночтимый святой (святой, более чтимый в какой-нибудь определённой местности). Весьма почитаемый по средней Волге (1854-1951). Новомученик. За праведную жизнь был наделён даром исцеления и прозорливости.



Как вы видите, сходство иконы и портрета вовсе не явное. Также и сами иконы меж собой разнятся значительно. Так и ваша резная работа может несколько отличатся. Не в этом суть. Однако данный анализ, несомненно, поможет вам.

Процесс изготовления резной иконы

Липа. 230 X 310мм, толщина 25мм. Для первичной обработки, т.е. для опускания по глубине (10мм), в данном случае используется ручной фрезер.

Затем изделие обрабатывается (вычищается) по контурам, подбирается фон и набирается общая масса (обрубка). Лик пока не трогаем.

Теперь вырезаем одежды полностью и начисто, и переходим к лику. Набираем общую массу.

Зачем нужны резные деревянные иконы? Почему, выбрав резной иконостас, вы точно не пожалеете? Во-первых, данный вид оберега – это неповторимая работа, выполненная мастером со всей душой. Во-вторых, изготавливают резные иконы, придерживаясь всех православных традиций. В-третьих, такое изделие прослужит вам очень долго, так как используется качественное дерево и лак для покрытия поверхности.

Резные иконы из дерева стали широко использоваться православными христианами давно, еще во время существования Руси. Их начали изготавливать именно из этого материала, так как раньше дерево было просто незаменимым в быту, все было деревянным: от столовой посуды до мебели. В то время резные иконы встречались даже в церквах, они были столь почитаемыми, как и писаные образы. О том, что дерево является незаменимым материалом, говорится и в библии, из-за этого его нередко называют «созданный богом». Вот и до наших времен дошла резьба по дереву, так как этот вид искусства, бесспорно, один из самых ярких его представителей.

Резные иконы из дерева

Древние ремесленники изготовляли не только резные иконы из дерева для церкви и домов, но и кресты,
моще вики, уменьшенные нательные образы и многие другие приспособления для храмов. Обычно изделия были сделаны из липы, сосны, дуба, березы, осины и других видов местных деревьев, которых всегда было много на территории Руси. Но мастера не останавливались на этом, и иконостасы деревянные резные могли быть изготовлены из привезенного дерева: кипарис, можжевельник, тис и другие виды.
Внешние вид резной иконостас имел примерно такой же, как и у писаных икон, а именно: расписанный темперой, покрытие из сусального золота, серебряная отделка, вставки из металла, недешевые ткани и дорогостоящие камни. Иконостасы деревянные резные изготавливали, используя натуральные такие природные пигменты, как масла, воски, олифа и др.
В семнадцатом веке было уничтожено большое количество христианской символики и изделий, литературных произведений. Все это сожгли дотла или измельчили на мелкие части. Но все-таки, как бы сильно не старался патриарх Никон стереть с лица земли этот вид искусства, людям удалось сохранить до нашего времени некоторые старые экземпляры. Резные иконы удалось уберечь от злосчастных рук некоторым отшельникам, приверженцам старых обрядов, но часть икон остались в целости благодаря тому, что находились в хороших семьях, которые жили в северной части России.

Купить резную икону

Резные деревянные иконы можно приобрести в нашем магазине, здесь вы увидите их огромный ассортимент. Икона сохранила свою ценность до сегодняшних дней, к тому же, она становится все более востребованной. Приобретение данного оберега – ответственный и серьезный момент, купить резную икону нужно именно у хороших мастеров или в проверенных магазинах, которые специализируются на этом. Наши мастера имеют огромный опыт в изготовлении любой церковной утвари.

Мастер-Класс "Объемная деревянная икона"

ИСТОЧНИК -


Честно говоря, это не совсем мастер-класс, так как не умея держать в руке стамеску, повторить подобную работу будет сложно, но если админы сказали МК, значит будет МК! Да и не боги горшки обжигают, и, может быть, кому-то это простое описание этапов работы поможет сделать первые шаги в качестве резчика. Поскольку моим работам до искусства еще далеко, попробую описать ремесленный, технический аспект изготовления подобной работы. Духовной стороны вопроса касаться не буду - не моя епархия, для этого есть священники и богословы. А историю удивительного древнего искусства объемной иконы я вкратце попыталась изложить в публикации "История резной иконы" .

Для изготовления маленького карманного (дорожного) образка


с изображением Ангела-Хранителя


нам понадобится:


  • липовая доска

  • стамески для резьбы по дереву

  • наждачная бумага

  • карандаш простой, линейка, циркуль

  • бумага для эскизов, калька или копировальная бумага

  • морилки на водной основе (можно и без них)

  • масло льняное или другое финишное покрытие по выбору (лак, мастика, воск)

  • кисти мягкие (белка, колонок)

  • ветошь для полировки

Итак, любое дело начинается с идеи. А идеи - птицы вольные и прилетают порой из самых неожиданных мест. Поэтому, даже имея достаточно высокую эрудицию в данном вопросе, не будет лишним провести предварительную работу по изучению литературного и изобразительного материала. Здесь в ход идут все доступные фонды музеев и библиотек, личные книжные запасы, Интернет-ресурсы. Они помогут найти жития святых, библейские сюжеты, прориси, репродукции современной и древней произведений иконописи. Вдохновляемся, пополняем интеллектуальный багаж и приступаем к разработке эскиза: это может быть копия (в той или иной степени приближения к оригиналу), компиляция из доступных мастеру образцов или абсолютно новая, авторская работа с нуля.



Следующий шаг - выбор древесины. Она должна быть хорошо просушена (но не пересушена), без следов небрежной обработки и хранения.



Необходимо подобрать качественную доску. Самые лучшие заготовки выходят из участка близкого к центру ствола, но не захватывающего ядро - здесь самое широкое место и волокна идут параллельно, что значительно упрощает процесс резьбы, улучшает внешний вид и повышает качество изделия.


Нужно подогнать доску по размеру, изучить поверхность на предмет дефектов (трещин, сучков и проч.), устранить их или обыграть, заставив работать на общую художественную задачу; при необходимости обработать лицевую и обратную сторону, торцы - это неоходимая часть подготовки древесины к резьбе.



Не будет лишним на этом этапе продумать декоративную отделку работы, предусмотреть обрамление, сделать запас под багет.



Теперь можно взять в руки резцы. Сначала на необходимую глубину выбирается фон (здесь иногда используют фрезы, но мне нравится это делать вручную).



Затем начинается проработка отдельных элементов: заглубляется нимб, прорабатываются фигуры, складки одежд. Теперь можно вырезать лики, по мере возможности добиваясь выразительности, но не отступая от канона. В последнюю очередь наносятся орнаменты, надписи, декоративные элементы, украшается обрамление, фон.



Если требуется, то производится механическая и ручная шлифовка изделия. На этом этапе удаляются мелкие огрехи и недочеты. В этой работе наждачной бумагой были слегка смягчены, скруглены края обрамления и выровнена задняя сторона доски.


Поскольку липовая доска имеет светлый, часто почти белый цвет, а также в соответствии с традицией раскрашивать культовую резьбу, наносятся тонировочные составы. В зависимости от замысла это может быть легкая прорисовка с целью придания эффектности складкам и углублениям; а может и яркая, многослойная, насыщенная проработка деталей различными цветами. Тотальную, кроющую окраску сейчас применяют редко, так как всегда жалко терять натуральную фактуру дерева. В недорогих работах (как в данном случае) я использую морилки на водной основе, нанося их в несколько приемов, при необходимости, разводя водой.



Далее - нанесение защитного слоя. Сейчас для качественного покрытия изделий из древесины есть множество препаратов: лаки, воски, мастики, масла, пропитки. Выбор всегда зависит от свойств материала, вкуса мастера и его желания добиться определенного эффекта.



Сделав финишное покрытие матовым или блестящим, можно в корне изменить внешний вид работы (иногда даже безнадежно испортить). Также следует учесть условия, в которых будет храниться работа. Скажем, для надвратных, подверженных всем климатическим и природным воздействиям, икон необходима специальная, особо прочная защита со всех сторон. Наша маленькая карманная иконка вряд ли будет подвергнута таким испытаниям, поэтому пропитана только несколькими слоями льняного масла. В последний добавлено несколько капель эфирного масла, чтобы облагородить не слишком приятный запах льняного. Каждый слой тщательно располирован мягкой тканью и высушен.


Возможно также украшение резной иконы сусальным золотом, поталью, камнями, металлическими вставками, однако сделать это деликатно и уместно весьма непросто. Грань между богатым декором и китчево-балаганной безвкусицей чрезвычайно тонка, тогда как натуральная, умело обработанная древесина, всегда выглядит естественно, благородно и даже роскошно.




Вот и все. Можно нести доску в храм - освящать: только тогда из изделия декоративно-прикладного искусства она превратится в настоящую икону.

Удачи!


Мира Вам и добра.

Первые лики святых на Руси стали вырезать в дереве с приходом православия в XI веке. Тогда же начали формироваться и традиции нового направления художественного искусства, которое за тысячелетие своего существования пережило и добрые, и трагические времена, когда резная икона была на пике популярности и когда ее беспощадно уничтожали. До наших дней древняя техника хоть и сохранилась, но работают в ней очень редкие мастера.

Сегодня мы попытаемся освоить не слишком сложные приемы объемной резьбы, вырезав маленький, карманный или дорожный, образок с изображением Ангела-Хранителя. При этом все духовные аспекты, связанные с работой, оставим в стороне и акцентируем все наше внимание на технических нюансах создания резной иконы.

Материалы и инструменты:

  • доска из липы
  • стамески
  • наждачная бумага
  • простой карандаш, циркуль и линейка
  • бумага и калька
  • морилка на водной основе
  • льняное масло, можно использовать другие пропитки (лак, мастика, воск)
  • кисточки из белки или колонка
  • ветошь для полировки

Как рождается идея

Прежде чем сделать эскиз, а без него не обойтись, не лишним будет заняться изучением материалов по интересующей нас теме. Желательно полистать соответствующую литературу.

Не стоит, кстати, зацикливать поиски только на интернет-ресурсах. Можно и даже нужно заглянуть в библиотеку или музей. Там помогут найти библейские сюжеты, жития святых, а также репродукции древнего и современного искусства иконописи.

Основательно подкрепившись знаниями, притупаем к разработке эскиза. Здесь все зависит от предпочтений мастера. Можно сделать копию какого-то известного сюжета. При этом следовать четко оригиналу не обязательно. Авторские отступления вполне допустимы. А можно создать компиляцию из имеющихся образцов или вовсе сработать новый образ — таким, как видит его мастер.

Выбираем материал

Это следующий момент, к которому нельзя отноиться абы как. Для работы нужно выбирать хорошо просушенную древесину, но ни в коем случае не пересушенную! На ней также не должно быть никаких следов небрежного хранения и обработки.

Запомните: лучше всего для заготовки использовать участки дерева, близкие к центру ствола, но не захватывающие ядро. Здесь располагаются самые широкие места с параллельно идущими волокнами. А это делает резьбу менее трудоемкой, а главное — придает изделию более благородный вид.

Обязательно и с большим пристрастием следует изучить поверхность доски на наличие на ней дефектов. Все трещины и сучки нужно убрать или подумать, как они могут быть использованы в общей композиции.

Еще одна важная часть подготовки дерева — обработка лицевой и оборотной стороны будущего полотна для резьбы.

Разметка

С учетом особенностей выбранного материала обозначаем контуры основных элементов картины. Использовать при этом можно как обычные чертежные инструменты и копирки, так и работать карандашом, как говорится, «на глаз».

Уже на этом этапе важно продумать и декоративную отделку изделия, позаботиться об обрамлении, сделав запас под багет.

Приступаем к резьбе

Резцами выбираем необходимую глубину под фон. Кстати, делать это можно и фрезами, но лично я предпочитаю работать вручную.

Затем прорабатываем отдельные элементы. Заглубляем нимб, фигуру, складки одежды.

Когда с этим покончено, можно приступать к созданию ликов. Стараемся делать их более выразительными, не отступая от принятых канонов.

В самый последний момент наносим орнаменты, декоративные элементы, надписи, украшаются обрамление и фон.

Шлифовка

Ее можно проводить как вручную, так и механически. Главное — удалить все недочеты и огрехи в резьбе. Конкретно в данном случае мне понадобилась лишь наждачная бумага, чтобы смягчить закругленные края обрамления и выровнять обратную сторону образка.

Тонировка

Учитывая то, что липа, которую мы использовали в работе, имеет светлый цвет, в традициях культовой резьбы ее нужно еще и тонировать. Нанесение тона зависит от замысла. Можно слегка прорисовать контуры складок одежды, а можно нанести яркие, насыщенные цвета в несколько слоев, проработав ими разные детали. Однако сегодня крайне редко применяется тотальная окраска.

Я же использую морилки на водной основе. Наношу их поэтапно несколько раз.

Защитный слой

Покрывать изделие лаком, воском или маслом — это решение следует принимать в зависимости от свойств древесины и идеи мастера, который точно знает, какого эффекта он желает добиться в результате.

Однако не стоит сбрасывать со счетов и такие нюансы, как последующее хранение изделия. Например, если икона делается для улицы, то ее необходимо подвергать особой обработке, чтобы она могла противостоять любым погодным условиям. Наш образок в таких испытаниях не нуждается. Пропитаем его на несколько слоев льняным маслом. На последнем этапе обработки добавим в льняное масло несколько капель эфирного масла. Кстати, не забудьте каждый слой тщательно отполировать мягкой тканью и высушить.

При желании можно украсить резную икону сусальным золотом, камнями, поталью или металлическими вставками. Но делать это нужно крайне деликатно, чтобы икона выглядела благородно и богато, а не безвкусно. А для этого нужны особые навыки и знания. Поэтому сегодня о таком декоре речи не идет.

Из истории

Самый расцвет «иконы на рези» относится к XVI — XVII векам. Тогда русские мастера предпочитали использовать в своей работе привычные и податливые для них породы — липу и сосну, березу, ольху, а также осину. Но в особых случаях прибегали к применению редких привозных материалов, таких как кипарис, можжевельник, тис и груша.

Рельефные иконы расписывались красками и покрывались сусальным и твореным золотом и серебром. Тонировка изделий проводилась природными пигментами. Часто иконы обжигались и украшались тиснением, а нередко и драгоценными камнями и прекрасными поделочными минералами. Использовались при этом и речной жемчуг, и янтарь, и металлические вставки с чеканкой, и дорогие ткани.

Мастер Скинарь (iconareznaya.narod.ru). Фото автора

Древние иконописцы использовали самые различные технологии для того, чтобы изготовить резные иконы , воплотить образы и лики, которые представали перед их взором после длительных молитвенных постов, предшествовавших началу работы. Верующий в Бога христианин, мастер по созданию образов не мог приступать даже к выбору доски без благословения свыше и получения разрешения отцов церкви.

История резных образов

История появления резных икон длинна и многообразна. Технология производства объемных барельефных изображений на камне была известна еще в древнем мире. Египетские, греческие и римские мастера камнерезы оставили замечательные образцы резных и скульптурных изображений. В большинстве случаев прототипами были боги, мифические и реальные герои. Христианские чудотворные иконы в свое время стали достойным продолжением традиций древности, художники использовали самые лучшие приемы и технические методы нанесения изображения.

Сегодняшнее производство резных икон значительно превзошло старинные образы по чистоте исполнения, применению современных технологий воссоздания изображения и профессионального инструмента. Само по себе объемное барельефное сечение пришло в нашу страну на заре принятия православия от художников великой Византийской Империи, которая еще в XI веке была известна мастерами объемного изображения, а резные иконы из дерева и камня были самыми распространенными в храмах и домах горожан. Об этом свидетельствуют летописи и хроники тех времен, а также результаты современных археологических раскопок византийских городов.

Во времена крещения Руси резные иконы из Константинополя, первоначально производившиеся из камня и более напоминавшие античные камеи, были наиболее ценными подарками и залогом дружбы между двумя большими государствами христианского мира.

Популярность резьбы на Руси

Древнерусскими мастерами впоследствии была перенята и усовершенствована техника обработки камня. Возможность украшения местными драгоценными и полудрагоценными камнями, жемчугами, золотом и серебром позволила делать резные иконы совершенными произведениями искусства. Благодаря достижению изумительных внешних эффектов образы обладали сильнейшим воздействием на верующих, позволяли внушать повиновение и смирение перед величием Бога. Стоимость таких икон была баснословной, и позволить иметь их могли только богатые храмы и монастыри, состоятельные вельможи, торговые люди и обеспеченные горожане.

Поэтому для получения более доступных в исполнении ликов для простого народа, сравнительно дешевых, быстрых в производстве резных икон стали использоваться местные материалы. С давних пор в наших краях самым доступным сырьем было дерево. Ценные породы древесины с определенными технологическими показателями стали отличным средством для выражения веры и художественного вдохновения мастеров. Время шло, а специфика и инструмент для работы усовершенствовались. К концу XV века ставшего пиком популярности резьбы и других прикладных искусств, резные иконы из дерева стали наиболее широко распространенными на православной Руси изображениями Спасителя, Божьей Матери и святых.

Неповторимый эффект дерева

Всем хорошо известно, насколько живым и теплым может быть любое изделие из дерева. Это связано не только с природными особенностями древесины, но и с потрясающей положительной энергетикой, которую несет такой образ в любую семью. Дом или квартира, даже небольшая комнатка, где находится такие изделия мастера, какими можно считать разнообразие ликов на резных иконах получает большую долю покоя, умиротворения, божьей благодати и добра. Благословенные лица, полные вселенской любви и всепрощения, взирающие с неподдельным теплом на нас, грешных в делах и мыслях становятся практически живыми.

Этот художественный эффект достигается при использовании древесины строго определенных пород, имеющих мощные годовые кольца с различными оттенками цветовой гаммы, присущей этому сорту дерева. Техника изготовления резных икон или как их еще называли «иконы на рези» сегодня позволяет получить изделия самого различного масштаба, назначения и выражения творческого осмысления христианских ценностей. Дерево эстетично всюду – от больших монументальных произведений до крошечных иконок, которые по православной традиции берут христиане с собой в дальнюю дорогу. Весьма интересным эффектом является инкрустация металлом, аппликации из различного по цвету дерева, а также создание подходящих по стилю и исполнению рам и окладов.

Породы дерева и их особенности

Мастер всегда выбирает наиболее качественную и отвечающую его требованиям и художественному замыслу древесину. Обычно используют самые разные сорта. Тем не менее, иконы из дерева резные и выжженные, наиболее часто производят из следующих пород:

  • Лиственные породы чаще всего представлены липой, которая проста и легка в работе, а произведения из нее характерны особым теплым оттенком.
  • Доска из ольхи наиболее часто используется как имитация красного дерева, она отлично режется и полируется.
  • Березовый материал несколько сложнее в обработке, но прекрасно поддается лакированию и окраске. Резные иконы из дерева березы выглядят живыми и трогательными.
  • Для небольших образов с мелкими деталями отлично подойдут тополь и осина.
  • Древесину дуба и бука применяют для создания масштабных творений, которые будут служить многие десятки лет.
  • Доска из ореха, черешни, яблони и вишни позволяет создать неповторимые по эстетике резные иконы и достичь исключительного эффекта живого лица с возможностью точной проработки мельчайших деталей.
  • Чтобы создать монументальные произведения в стиле изысканных резных икон, большие по размерам и сюжетам образа, алтари и другие аксессуары храмовых комплексов используют сосну или ель высочайшего качества.

Особая эстетика и неповторимое тепло дерева позволит создать истинно живые образа и лики. Добро, свет божьей любви и непередаваемая благодать снисходит с них на верующего. Главным аспектом была и остается твердая вера и высокое мастерство художника, как и много веков назад.

Загрузка...
Top