Как добраться из гоа в мумбай. Из мумбаи в гоа. Индусы - религия, привычки, особенности нации, правила поведения

Много воды утекло с тех пор, как я предложил Михаилу Шмакову написать отчет о его путешествиях по Индии. Наш автор разошелся и опубликовал уже 11 частей увлекательнейших рассказов об этой замечательной стране, об известных российским туристам курортах Гоа и Керала, о поездках по Золотому треугольнику, о достопримечательностях штата Карнатака. Тогда я не предполагал, что и сам настолько заинтересуюсь, что организую самостоятельную поездку по Индостану осенью 2015 года. Но меня больше привлекает природа, а Мишу – исторические и культурные достопримечательности Индии. За месяц до нашего с Катей отъезда в отпуск, он снова выбрал индийскую землю для отдыха: организовал первую масштабную поездку дикарем.


Всего будет опубликовано четыре главы с отчетом Михаила: 1) рассказ о прогулке по Мумбаи, опять же по местам, описанным в романе «Шантарам»; 2) отзыв об экскурсии на остров Элефаната; 3) как они с женой посетили храм Мумба Деви и и неудачно съездили в Болливуд; 4) как отдыхали на пляже Палолем в Южном Гоа. Отзывы будут чередоваться с моими отчетами о путешествии по Индии и по Уралу, поэтому придется чуть-чуть набраться терпения, пока увидим все фотографии и почитаем все интересные истории.

Вместо предисловия к рассказу о поездке в Мумбаи

Посещение Индии на этот год мы не планировали. Но так случилось, что нашу страну покарали санкциями. Нефть катастрофически подешевела, а рубль рухнул в бездну, привычные вещи стали стоить неприлично дорого, в том числе, и услуги туроператоров. А дома уже не усидеть – путешествия за последние годы стали образом жизни. Что оставалось делать в такой ситуации?

Решение (благо, пример перед глазами, здесь, на страницах этого блога) пришло само собой — ездить в отпуск самостоятельно, и для первого опыта выбрать страну, хорошо знакомую нам.

В этой статье я расскажу о первом самостоятельном туре в Индию совершенном с 04 октября по 23 октября 2015 года по маршруту Москва — Мумбаи – Палолем (Южный Гоа) – Москва. Также постараюсь обобщить весь наш индийский опыт.

Немного о погоде в Индии в октябре

Вот тебе и «с видом записного эксперта, … промежуток с октября по май», иронизировал я про себя, сидя в кафе на крыше мумбайского отеля, и обливаясь потом с головы до ног, пытаясь разглядеть город сквозь окутавшее его марево.

Ирония пришла позже, а поначалу немного струхнул: может, что с сердечком? Не могу припомнить, чтоб так потел: с висков — пот струйками, а футболка – хоть отжимай, и это — не фигура речи.

Абсурд! Отгоняю я эти мысли. Конечно, мой образ жизни не идеален, я не занимаюсь спортом, много курю, но на здоровье жаловаться не приходится: на четвертый этаж, нагруженный сумками, поднимаюсь без одышки.

В голове опять: «Сезон для поездки — с октября по май»! Вот и верь после этого путеводителям и «знатокам»! В том числе и мне.

Что ж, попробуем исправить: влажность 96-98%, температура 32-35 градусов тепла в тени, практически полное отсутствие ветра, солнце и небо скрыты светящейся серой пеленой, а город окутан белесым маревом. Вечером, как правило, короткий, но обильный тропический ливень. На дворе — первые числа октября 2015 года и, как вы уже поняли, мы в Мумбаи, а промах с погодой — не первая и не последняя ошибка в планировании самостоятельного путешествия в Индию. Обобщая, назову их одним словом – несезон.

Если в Палолеме «несезон» привнес своеобразную прелесть в пляжный отдых (пустынные пляжи и относительная тишина, например), то в столице Махараштры, которая в индийском туре должна была стать не только отправной точкой, но и познавательной частью, «несезон» спутал все карты. Дело в том, что побывав в Индии четыре раза, прожив, в общей сложности, около восьмидесяти дней, посетив пару десятков городов в пяти штатах, в наших знаниях о стране зияла огромная дыра – культура. Подразумеваю под этим словом театр, с его традицией классического индийского танца, музыку и кино. Вот этот пробел мы и надеялись восполнить в данное путешествие. Но, все по порядку.

Организация тура в Индию самостоятельно

Прежде, чем оказаться в кафе на крыше мумбайского «Chateau Windsor Hotel», номер в нем надо было забронировать, как и забронировать номер в курортном отеле «Palolem Inn». Купить билеты на самолет, получить визы, оформить страховку.

Билеты и бронь — самая простая часть в организации путешествия и, благодаря автору и владельцу этого сайта, Сергею Лахардову, я избавлен от необходимости вдаваться в технические подробности бронирования и перечисления сайтов, предназначенных для этой цели — достаточно прочитать любую статью из раздела «Самостоятельные путешествия». Замечу лишь, что выбор отеля, авиаперевозчика, рейса и количества пересадок на маршруте ограничен только личными предпочтениями путешественника и наполненностью его кошелька. А вот нюансы самостоятельного получения индийской визы заслуживают нескольких слов, тут наш опыт с Сергеем разнится.

У нас, жителей Москвы, формально был выбор из двух вариантов: личный визит в Индийский визовый центр, расположенный на Новом Арбате в доме №2, или, воспользовавшись официальным сайтом Министерства туризма Индии, оформить электронную визу. На самом деле, выбирать оказалось не из чего: все дороги вели на официальный сайт министерства туризма, поскольку на прием в визовый центр надо предварительно записаться, явившись лично, и обязательно с заполненной уже анкетой, а заполнить ее можно только на вышеупомянутом сайте.

Решили сразу оформлять электронные визы. Простая, казалось бы, задача обернулась мукой: ошибаться и исправлять нельзя, так как приходится возвращаться к началу. Бились полвечера, один раз дошли до «загрузить фотографию», и анкета зависла!

Раздражение переросло в негодование: друг на друга, интернет и «мировую закулису». Дело усугублял еще тот факт, что документы на визу можно подавать не раньше, чем за месяц до предполагаемого визита в Индию. Бюрократический опыт, десятилетиями укоренявшийся в нашем сознании, нашептывал: «Не успеем!»

Делать нечего: распечатываем старые бумажные анкеты, оставшиеся от прошлых поездок, заполняем. Утром следующего дня я везу весь пакет документов (анкеты, фотографии, копии паспортов и паспорта, копии билетов на самолет и брони отелей) в индийский визовый центр.

Следующая часть повествования «О визе» должна быть в стихах — никакого сарказма! Не успел войти, как меня взяли под белы рученьки, спросив только о наличии загранпаспортов, и отвели к окошку, где чудесный молодой индиец принял документы, заполнил анкеты и выдал чек о получении платы за индийские визы и услуги центра.

Все визовое чудо: четыре дня, 4380 рубля за обе визы, СМС оповещение и вежливые улыбки на лицах служащих центра. Примерная экономия (обычно в турагентстве с нас брали по 70$ с носа) от оформления виз самостоятельно – 70 долларов США за двоих. Согласитесь, приятный бонус за самостоятельность.

Дорога в Индию

Дорога для нас давно стала привычной: вечерний рейс, пересадка в одном из аэропортов Арабских Эмиратов (в этот раз — Абу-Даби) и ночная посадка в Индии. Маршрут обкатанный, долгий из-за пересадок, но не столь утомительный, по нашему мнению, как прямой перелет.

Народная мудрость «нельзя войти в одну воду дважды» нашла подтверждение и здесь: оба аэропорта изменились. Воздушные ворота Эмирата «постарели» как-то, размеры стали не такие пугающие, а переходы не столь длинными и запутанными, правда, комфорт остался прежним, и бесплатный Wi-Fi доступен повсеместно. Мумбайский же аэропорт имени Чхатрапати Шиваджи изменил дизайнерское оформление интерьеров: героев Болливуда заменили художественные инсталляции, которые символически, с долей иронии, повествуют об истинной душе и сердце мегаполиса.

Небольшая задержка у живописных инсталляций обернулась томлением в хвосте огромной очереди на паспортный контроль.

Деньги с собой в Индию и трансфер в гостиницу в Мумбаи

Наконец, формальности решены, багаж получен – осталось поменять деньги и взять такси до отеля в Мумбаи.

Интернет нас убеждает, что валютное законодательство в Индии либеральное: не декларируя можно ввезти в страну 2,5 тысячи долларов на человека, а обменять их на рупии — в любом банке, при наличии загранпаспорта и действующей визы в нем, или через банкомат. Вывозить рупии из страны нельзя, но можно поменять оставшиеся местные деньги на валюту перед выездом, имея на руках квитанцию о предыдущем обмене, и только 25% от суммы, указанной в квитанции. Наш спутник по «Золотому кольцу» Аджай Сингх говорил так: «Если вы ввезли в страну 100$, и потратили только 90$, то мы, гиды, плохо работаем»!

Наш предыдущий опыт подсказывал, что не стоит спешить с обменом валюты, и уж тем более — менять в аэропорту. Однако на дворе ночь, а нам предстояло оплатить услуги такси, договорится о раннем заселении, да и утро начинать с беготни по обменным пунктам не хотелось. Из того же прошлого опыта мы знали, что конторы с надписью «Exchange» — не на каждом шагу в Мумбаи, а если точнее – мы их вовсе не видели. Меняли в отеле, в ювелирном магазине, было дело – у уличного менялы в Майсуре (очень понравилось – можно торговаться, а моя неуступчивость сэкономила нам приличную сумму), меняли у гида. В обменном пункте — ни разу.

Решаемся, меняем доллары в аэропорту – 200 у.е. Последовала долгая процедура проверки паспортов, виз, брони отеля, оформления квитанции, и неоднократный пересчет на машинке и вручную. Может, наши лица не понравились? Очень невыгодный курс: при средней цене – 64 рупии за 1$, нам поменяли из расчета 61 рупия за 1USD, да еще взяли комиссию в 5 %. Рядом с обменным пунктом стоит банкомат, есть смысл воспользоваться альтернативой.

Такси в Мумбаи. Обычно, путешествуя через туристическое агентство, трансфер от аэропорта до отеля входит в пакет услуг. Как формируется цена такой услуги только Ганеша знает. Как-то раз с нас взяли 300$ (!) за дорогу от Тривандрума до Ковалама (14 километров) и обратно. Из короткой самостоятельной поездки в Стамбул в июне этого года мы вынесли: проблем с трансфером в крупных городах мира не существует, стойки такси есть в здании любого аэропорта, такса — фиксированная.

Мумбаи — не исключение. Мало того, фирмы такси представляют широкий выбор транспортных средств: от «тук-тука» до минивенов и автомобилей представительского класса, с соответствующими им тарифами. Об этой особенности мы узнали позже, в этот раз мы просто подошли к ближайшей конторе и стали пассажирами миниатюрной старенькой «Судзуки». Черно-желтые, древние автомобили «Судзуки» и «Фиат» — историческое наследие города, вроде неоготического стиля в архитектуре Колабы.

Водитель выбрал «короткий» путь через город, минуя морской мост Бандра-Ворли (Bandra Worli See Link), проезд по которому оплачивается отдельно в терминале дороги (60 рупий). Если есть желание прокатиться с ветерком и посмотреть мост, претендующий на звание «самый длинный в Индии», цена вполне приемлемая.

Любой ночной город — это удивительное зрелище, восхитительное и загадочное, ночной Мумбаи – вдвойне. Черное бездонное небо, желтая, неяркая подсветка улиц, свет фонарей частенько прячется в густой листве деревьев, глубокие тени скрывают детали седых, с черными пятнами плесени, трущобного вида домов Восточного Бандра. В теплом влажном воздухе смесь ароматов морского порта, лавки специй, цветов и коровника. Пять утра, но город уже просыпается: катят, перегораживая проезжую часть, свои тележки торговцы зеленью, рикши — с огромными тюками и корзинами на рамах допотопных велосипедов петляют и жмутся к обочинам, тяжелые «Таты» выбрасывают клубы черного смрада на подъемах эстакад, таксисты под сводом путепровода натирают стекла своих машин. Это — в Бандре, а в Колабе еще ночь, редкие прохожие только в районе вокзала «Виктория-Терминус».

Вот и отель, таксист не желает брать деньги (в конторе такси выписывается квитанция с подробной расшифровкой: километраж, наличие кондиционера, комфортабельность автомобиля и общая стоимость услуги, оплата – в пункте назначения), пока не удостоверится, что нас здесь ждут. Ночной прилет имеет свой минус: обычно заселяют в номер после полудня, в каждой стране и в каждом отеле решение этой проблемы имеет свою цену: в Стамбуле — 20$, в Дубае — 50$. В гостинице Chateau Windsor Hotel оказалось, что достаточно оплатить ночь.

Прогулка маршрутами Линбабы из романа «Шантарам»

Примечание от С.П. Лахардова: Линбаба – главный герой захватывающе интересного романа «Шантарам» Грегори Д. Робертса.

Если хотите увидеть настоящий Мумбаи, то лучшего путеводителя (отсутствие исторических справок не умоляет роман, как путеводитель), чем это произведение, вам не найти. Нам пришлось бродить теми же улицами, что и год назад, не из любви к литературе, а из-за отсутствия четкого плана экскурсий, ссылка на «несезон» только отчасти оправдывает неподготовленность.

Карта маршрута самостоятельной прогулки по Мумбаи по мотивам романа «Шантарам». Отчет о поездке в Индию самостоятельно.

В столице штата Махараштра мы должны были провести три дня. Предварительный план был таков: день первый, он приходился на понедельник (понедельник – немузейный день во всем мире) – «пристрелка на местности» и осмотр достопримечательностей города; второй день — экскурсия на остров Элефанта (целый день); третий день — посещение Болливуда (с учетом дороги и неизвестной продолжительности экскурсии – на весь день). Вечера — театр, концерт, кино (что получится).

Дома такая программа казалась исчерпывающей и гармоничной, правда, смущало то, что в интернете я нашел только шесть мероприятий, как-то соответствующих моим представлениям о театре танца или концерте индийской музыки. Памятуя о поездках в Прагу и Дубай (на ресепшне отелей вдоволь было информации такого рода), успокоил себя тем, что в гостинице помогут и подскажут.

Подсказали: оказалось — несезон, или, точнее — межсезонье. Все анонсы с такого рода информацией указывали на даты много позже нашего пребывания в городе.

Но это выяснилось вечером, а утром, вернее, после нашего пробуждения, ближе к одиннадцати часам, мы, обливаясь потом, стояли на крыше отеля в ожидании завтрака, и обсуждали маршрут прогулки по Мумбаи.

Завтрак в Индии – это, скорее, нагрузка к номеру в отеле (молодому поколению читателей и иностранцам поясняю: «нагрузка» – навязанная услуга). Я не гурман и завтрак для — меня просто утренний прием пищи. Если для вас иначе, то советую попробовать отказаться от этой опции индийских отельеров, и завтракать в многочисленных кафе и ресторанах городов, или в шейках (Shack) на пляже. Дешевле — вряд ли, но широта выбора гарантирована. Учитывая опыт путешествия Сергея Лахардова по Индостану и проблемы с питанием, оговорюсь, что мой совет относится к побережью, крупным городам, в которых мы побывали (Дели, Мумбаи, Бангалор, Тривандрум), к городам «Золотого треугольника», курортам Гоа и Керала. В дальнейшем мне придется еще не раз заводить разговор о еде, поэтому я не стану выносить эту новеллу в отдельную главу, а двинусь дальше по немузейному понедельнику.

День, когда в Мумбаи закрыты музеи

Особых планов на этот день мы не строили. Узнать расписание паромов, курсирующих между причалом у мемориала «Ворота в Индию» и островом Элефанта, осмотреться и, раз уж идем в сторону «Тадж-Махал Палас» (Taj Mahal Palace), зайти в кафе «Леопольд» (Leopold Cafe) – одно из главных мест действия романа «Шантарам» и наше упущение в прошлогодний мумбайский визит. Ближе к вечеру – островная мечеть Хаджи Али (еще один топоним из романа Робертса).

С первых же шагов по Веер-Нариман-роуд (Veer Nariman Road), а именно здесь расположен наш отель, удивил непривычный вид улиц Мумбая. Сложно сходу определить, что изменилось – это, как в игре «найди десять отличий». Так же много людей, но совсем не встречаются иностранцы, не грязно, но мусора (следы прошедших муссонов и вчерашнего ночного дождя) больше. На перекрестках, удивительное дело – синие вышки для регулировщиков. Ощущение – город пережил осаду (мы не видели Индию в сезон дождей, но думается, такая метафора вполне уместна).

Еще одна примета – люди, сидящие, а, интуитивно — живущие на тротуарах. Но их никак нельзя назвать попрошайками. Одни продают какую-то снедь, приготовленную здесь же, а другие предлагает цветочные гирлянды, изготовлением которых, занято все семейство. Дети – да, протягивают руку, с обычной навязчивостью, но как-то весело, или играючи, что ли.

Дойдя до пересечения с Махатма-Ганди-роуд (Mahatma Gandhi Rd), у фонтана Флора, мы отклонились от маршрута, и взяли влево по Дадабхай-Наороджи-Роуд (Dadabhai Naoroji Rd) — улице, ведущей к центральному вокзалу имени Чхатрапати Шиваджи, решили заглянуть на почту и отправить открытку домой.

Открытку не отправили, в который уже раз, но совершенно неожиданно для себя оказались в музее Резервного банка Мумбаи (не путать с музеем денег, он рядом). Возможно, это событие и не стоило бы упоминания, но музей был открыт в то время, как другие подобные заведения закрыты на выходной, а еще – лень, вставшая на пути обмена валюты в этом банке (надо было вернуться на второй этаж), добавила остроты путешествию, и поучительную историю к этому повествованию. Сохраню интригу – позже расскажу.

Скромная экспозиция музея расположена в двух зальчиках на двух же этажах. Тут можно увидеть все, что присуще банковскому делу: от времен пахтанья молочного океана богами до сегодняшнего дня (меры и весы, печати и ключи, счеты и арифмометры, огромные амбарные книги и чековые книжки, банкноты и монеты, галерею портретов главных банкиров Махараштры и серию живописных работ, запечатлевших виды Бомбея разных годов). Самый же любопытный экспонат, на мой взгляд — автограф Махатмы Ганди. Документ, спрятанный под стекло, свидетельствует о том, что 17 января 1944 года Мохандас Карамчанд Ганди получил наличными (если я правильно понял выражение: cheque for Rs. 10.500 on ourselves and cash) 10’500 рупий. Для многих индийцев это и сейчас достаточно серьезные деньги, а в 1944 – целое состояние (если кто не помнит, Ганди носил очки в железной оправе, ходил в одних сандалиях и сам ткал полотно себе на одежду). 🙂

Расставшись с прохладой кондиционированных залов банка, теперь без задержки, отправляемся к набережной Аполлона: по Махатма-Ганди-роуд, мимо фонтана Веллингтона и музея принца Уэльского (Prince of Wales Museum) на улицу Чатрапати Шиваджи Махарадж Мардж (Chhatrapati Shivaji Maharaj Marg), выходящую к монументу.

Здесь, рядом с самой примечательной площадью Мумбаи, обнаружилось еще одна примета, не сразу бросившаяся в глаза: отсутствие бронемашин, виденных нами в феврале 2014 года у многих государственных учреждений, и, в том числе, на перекрестке между «Тадж-Махал Паласом» и «Воротами в Индию».

Миновав турникеты с металлодетекторами, мы были атакованы дружелюбной стайкой индийцев, делающих свой маленький бизнес на продаже билетов, открыток с «видами», карт города и сувениров. Выяснив, что мы бывалые туристы, они оставили свои попытки что-нибудь нам продать и подробно разъяснили: понедельник — день, когда музеи не работают, и остров Элефанта (Elephanta Island, Gharapuri Island) закрыт, приходить надо завтра к девяти часам утра, пароходы отправляются от причала каждые полчаса, последний рейс с острова — в 17:30, ночевать на острове запрещено (священное место), а кассы – перед турникетами справа.

Фото №14. На фоне отеля «Тадж-Махал» в Мумбаи. Как мы поехали на отдых в Индию самостоятельно, чтобы посмотреть места, описанные в романе «Шантарам». (24-70, 1/400, -1eV, f9, mm, ISO 100)

Фотография №15. Два индийца на фоне отеля «Тадж-Махал» в Мумбаи. Прогулка по местам «Шантарам». Самостоятельный тур в Индию. (24-70, 1/200 , -1eV, f9, 38 mm, ISO 100)

Следующая остановка – кафе «Леопольд». Я вскользь упоминал о нём в прошлой статье об экскурсии в Мумбаи по местам, описанным в романе «Шантарам». Но, думаю, оно заслуживает еще лишних пары строк.

Снимок №17. На фоне кафе «Леопольд» в Мумбаи. Привет из Индии почитателям романа «Шантарам»! (24-70, 1/100, -1eV, f9, 65mm, ISO 100)

Признаюсь, я ожидал увидеть нечто иное. Читая роман, густонаселенный персонажами, как индуистское небо богами, изобилующий действием и интригой, представлял себе «Леопольд» — одну из главных сценических площадок «Шантарам», этаким караван-сараем, с множеством столиков, уставленных напитками, тонущих в людском гомоне и табачном дыму.

19. След пули. Кафе " f8="" mm="" iso="" src="https://img-fotki.yandex.ru/get/27579/43041190.6d/0_e9521_7c1ada6b_orig" alt="19. След пули. Кафе " width="1400" height="933">

19. След пули. Кафе «Леопольд», описанное в романе Шантарам. Отзыв о поездке в Мумбаи дикарями. Интересные места в Индии (24-70,1/80, -1eV, f8, 70 mm, ISO 5000)

Снова меняем прохладу помещения на духоту улицы, наш путь лежит дальше — по Козуэй (нынешнее название – Shahid Bhagat Singh Marg) на Колабский рынок за фруктами.

Разумней всего было бы от рынка вернуться в отель на такси, но какие мы в таком случае путешественники? Решаем: идем до бухты Бэк–Бей (Back Bay), а оттуда по Мадам-Кама-Роуд (Madame Cama Rd.) до Марин Драйв и нашего отеля — рукой подать.

22. Бухта Бэк-Бей (Back Bay in Mumbai). Прогулка по местам, описанным в романе Робертса «Шантарам» в Мумбаи. Отзывы о поездке в Индию (24-70, 1/320, 0eV, f10, 37 mm, ISO 100)

Мечеть Хаджи Али в Мумбаи

Дважды ночью по пути из аэропорта мы проезжали берегом мимо светящейся бледным зеленым светом и отраженной в воде мечети, дважды мелькнула мысль: «Надо сфотографировать. Прийти вечером, дождаться сумерек, подсветки и… Всеобщее восхищение!» Задуманное сбылось, но результат оказался далек от идеала, отразившийся от облачного неба свет солнца, зашедшего за горизонт, окрасил небо, море и мечеть в неестественный желтый цвет, придав им какой-то нереалистичный вид.

Закон жанра требует последовательности в повествовании, но мне хочется сначала исправить одну неточность, которой грешат многие описания в Интернете.

Утверждается, что узкая дорожка, соединяющая островок с берегом, заливается в прилив, делая мечеть недоступной для посетителей. Так было до 80-х годов прошлого века, когда на месте существовавшей с 40-ых годов насыпанной из камня тропы (еще раньше — приходилось добираться на лодках), была построена дамба, поднявшая дорогу метра на полтора. Теперь дорогу если и заливает, то в пик муссонов (и то волнами шторма) — тогда ворота мечети закрывают.

Мечеть построена на месте погребения в 1431 году, почитаемого многими мусульманами, святого Сайеда Пир Хаджи Али Шах Букхари. Нынешний свой вид приобрела в XIX веке. Комплекс мечети из белого мрамора включает в себя: мавзолей с гробницей Хаджи Али, собственно мечеть, 26-тиметровый минарет и Куввали кхан — открытое помещение для паломников.

О жизни святого Хаджи Али существует множества легенд, я не знаю какая из них правдоподобней, перескажу одну, которая мне кажется наиболее достоверной.

Богатый купец Сайеда Пир Хаджи Али Шах Букхари был родом из Бухары (если судить по последнему из его имен, авт.). Много путешествовал и совершил паломничество в Мекку (на что указывает имя Хаджи, авт.). В какой-то момент, он обосновался в средневековом Мумбаи, в те времена представлявшем собой архипелаг из семи островов под управлением Гуджаратского султаната. Еще при жизни за Хаджи Али закрепилось мнение, как о святом человеке, он творил чудеса, о которых и сейчас ходят легенды, и обрел последователей.

В 1431 году, раздав все свое имущество Хаджи Али, отправился во второй хадж, но на корабле заболел и умер, сопровождающие его ученики опустили раку (даргах) с телом в Аравийское море. Через какое-то время последователи обнаружили, что ковчег с останками усопшего святого прибило к берегу крошечного островка и они, посчитав это за знак небес, приняли решение его здесь и захоронить.

Остается добавить, что мусульмане в Индии чтут память о святом, мечеть ежедневно посещают тысячи верующих (а в четверг и пятницу — до 40 тысяч человек). Чтобы убедиться, достаточно взглянуть на дорогу, ведущую к острову, заполненную людьми.

На этом месте можно закончить рассказ о первом дне в Бомбее, но я обещал возвращаться к теме еды в Индии.

Уже давно стемнело, когда на такси мы вернулись к отелю. Решили, не поднимаясь в номер, сразу отправится ужинать в ближайшее от отеля кафе на набережной с незамысловатым названием «Pizza By The Bay».

Мумбаи — современный мультикультурный азиатский мегаполис, принимающий ежегодно толпы иностранных туристов. Найти здесь заведение с привычной для европейца кухней не составляет труда, поэтому наш выбор ресторанов в Мумбаи, в оба путешествия определялся только близостью к отелю, разумной экономией и демократизмом обстановки.

В районе мемориала «Ворота в Индию» мы ходили в «Le Pain Quotiden Colaba», «Pizza Express Colaba» и «Alibaba BBQ and Sea Food». Пусть вас не смущает слово «пицца» в названии: кроме собственно этого блюда (вегетарианское или с курицей), здесь — достаточно длинное меню. А в районе набережной Марин Драйв, кроме выше названого «Pizza By The Bay», еще есть «Shiv Sagar Restaurant». Ужин во всех этих заведениях обходился нам в сумму чуть большую тысячи рупий на двоих. Дороже – если брали алкоголь, соки-фреш или натуральный кофе. Кофе в Индии – роскошь.

Что из еды? Супы. В Индии их готовят не так мы в России, здесь не найти привычных для нас щей, но куриный суп, грибной, рыбный, крем-супы, или просто бульон, заправленный овощами, подают в любом заведении. Можно попробовать чечевичный, но он не такой вкусный, как готовят в Стамбуле. В Мумбаи можно найти и мясо. Скорее всего, это будет буйволятина или баранина, но проще заказать курицу или рыбу. Гарнир – рис, картошка или тушеные овощи. Но надо иметь в виду, что заказанное блюдо из, например, рыбы, уже предполагает наличие гарнира и нарезку из свежих овощей. Размер порции, на наш аппетит, большой.

Выбирая блюда местной кухни, можно быть уверенным, что ваши внутренности не запылают от избытка специй. Оговорюсь еще раз – Мумбаи совершенно не похож ни на один индийский город в силу своего космополитизма.

На этом первый из серии отчетов Михаила Шмакова о поездке в Мумбаи самостоятельно в октябре 2015 заканчиваю. Мне кажется, что в этот раз у Михаила весьма заметен прогресс и в фотоделе, мне было рассматривать снимки очень интересно. Прошу вас, если тоже понравился рассказ, фотографии, написать пару предложений в поддержку автора. Всегда человеку приятно услышать отзыв о его стараниях!

В следующий раз будем смотреть фотографии с экскурсии на остров Элефанта в Мумбаи, и узнаем интригующую историю об опасностях, связанных с обменом крупной суммы долларов в бандитском городе, в котором происходили события, описанные в «Шантараме». Подписывайтесь на обновления статей в блоге и оставайтесь на связи.

Вариантов, как добраться из Гоа в Мумбаи самостоятельно, несколько – это железнодорожное сообщение, автобусы, самолеты и такси.


У каждого из этих способов преодоления расстояния от Мумбаи до Гоа, составляющего почти 500 километров, будут и преимущества, и, разумеется, недостатки. Посмотреть подходящие варианты передвижения и приобрести билеты можно через портал .

Google Карты / google.ru

Самолет

Самый простой, традиционно – кратчайший, способ добираться куда-либо в Индии. Ежедневно из аэропорта в Мумбаи на Гоа отправляется от 4 до 10 авиарейсов, поэтому выбрать максимально подходящий по времени вылета самолет не составит никакого труда.

Стоимость билетов одинакова у всех внутренних авиаперевозчиков и составляет от 50 до 120 долларов. Цена перед вылетом в кассах аэропорта зависит от выбранного класса и составляет от 100 до 120 долларов. Если бронировать билеты заранее на сайтах авиакомпаний, то вполне можно сэкономить половину их стоимости, заплатив от 50 долларов.

Sean Ellis / flickr.com

На направлении между Бомбеем, которому не так давно официально вернули исконное, доколониальное название – Мумбаи, работают следующие авиакомпании:

  1. «Spice Jet».
  2. «Indigo».
  3. «Jet Airways».
  4. «Spice Jet».
  5. «Air India».

У каждого перевозчика есть официальный портал, на котором можно получить всю интересующую информацию и приобрести билеты на нужную дату. При одновременном приобретении авиабилетов в обе стороны все перевозчики предоставляют скидки.

Время полета составляет 50 минут, но с учетом прохождения всех необходимых наземных процедур в аэропортах. Весь путь занимает от полутора до пары часов.

Поезд

Обдумывая поездку из Гоа в Мумбаи и наоборот, в способах того, как добраться из одного места до другого часто упускают из вида железную дорогу. Почему-то большинство путешественников уверено в сложности поездок в индийских электричках, хотя ни разу с ними и не сталкивались.

Sven Lindner / flickr.com

Поезд на Гоа отбывает с Центрального вокзала Бомбея раз в день, также можно добраться и из Гоа в Мумбай, поезда стабильно отходят раз в сутки, в сезон наплыва туристов есть и добавочные электрички.

Билет можно приобрести в кассах на вокзале, для этого потребуется заполнить дорожный бланк и предъявить паспорт, как правило, сложностей не возникает, потому что работники касс всегда помогают в их заполнении.

Добраться на поезде можно за 12 часов, заплатив за билет от 1000 индийских рупий. Стоимость поездки из Гоа в Мумбаи зависит только от класса выбранного вагона. Учитывая, что ехать не очень долго, по сравнению с путешествием на побережье из столицы, которое длится больше суток, можно смело брать самый бюджетный вариант билета.

Уточнить расписание и забронировать место можно на портале Индийских железных дорог, но особой необходимости в этом нет, так как поезда в Индии в буквальном смысле – длинные и при большом количестве желающих уехать просто прицепляются добавочные вагоны.

Из всех возможных вариантов того, как добраться из Гоа до Мумбаи и наоборот, железнодорожное сообщение выигрывает у остальных способов проезда по соотношению стоимости и качества услуги. Пассажиры могут, исходя из бюджета или предпочтений, выбрать любой класс вагона, от пышно оформленных и сверх комфортных купе до обыкновенных кресел, таких же, как и в российских электричках.

mroach / flickr.com

В отличие от полета на самолете за поездку не придется много платить, а главная разница с автобусами в том, что в вагонах поездов нет «простудных» мест под кондиционерами. В поездах достаточно прохладно, но без сквозняков или направленных воздушных потоков.

Автобус

Автобусы в Бомбее, так же как и в Дели, представлены двумя типами. Есть современные комфортабельные машины с предоставляемыми для пассажиров удобствами, то есть – розетками, индивидуальной подсветкой, доступом в интернет и, разумеется, кондиционированием салона, а есть и простые автобусы, лишенные всех этих благ.

Стоимость путешествия напрямую зависит от типа выбранного автобуса, поездка в салоне современной машины обойдется в 1000-1200 рупий. Помимо предоставляемых удобств, у этих автобусов есть и другое преимущество – они следуют почти без остановок и добираются до побережья за 10-12 часов.

shankar s. / flickr.com

Поездка в бюджетном автобусе будет стоить от 400 до 500 рупий, цена зависит от того, на какой именно маршрут приобретать билет. Такие автобусы много петляют, делают остановки чуть ли не каждый час и ездят на них в основном местные жители. Если есть желание или необходимость отправиться на Гоа именно таким рейсом, то есть смысл приобрести билет на вечерний рейс, так как большая часть дороги придется на ночь, то есть в салоне не будет нестерпимой жары.

Кондиционирования в бюджетных машинах нет. Доехать на таком автобусе можно за 15-18 часов, в зависимости от его маршрута и длительности остановок. Ночные рейсы стоят намного меньше и доезжают до Гоа за 15-16 часов.

Еще один вариант автобусной поездки на побережье – экскурсия. Однако в качестве транспортного средства туристические автобусы рассматривать нет никакого смысла, поскольку самые недорогие туры из Мумбаи на Гоа стоят от 3800 рупий, что выходит дороже, чем авиаперелет.

Такси

В отношении индийских такси у путешественников, впервые приезжающих в Бомбей, уже сложено в мыслях негативное и неверное представление, как и в отношении поездок на поездах в этой стране.

Служба такси в Индии организована аналогично знаменитым лондонским «кэбам». Поездка оплачивается в соответствии с показаниями счетчика, а дополнительное вознаграждение водителю остается на личном усмотрении пассажиров.

Alex Thomson / flickr.com

Страшные истории о таксистах, запрашивающих баснословные денежные суммы и петляющих по проселочным дорогам – удел фильмов, но не реальной жизни. В какой-то степени данное представление истинно по отношению к услугам рикш и частных извозчиков, работающих на свой страх и риск без правоустанавливающих документов и лицензии на извоз.

Частные извозчики в Бомбее, как и в любом другом городе любой страны мира, всегда запрашивают сумму, минимум вдвое превышающую ту цену, за которую они готовы отвезти пассажира, поэтому нужно просто торговаться.

Однако нет никакого смысла договариваться с частником, такси можно заказать вполне цивилизованно, воспользовавшись интернетом или же специальными бесплатными телефонами-автоматами для вызова такси, которые есть на каждом вокзале и в каждом торговом центре.

Можно поступить еще проще: подойти на стоянку такси, которая обозначена соответствующим знаком. На таких площадках паркуются только лицензированные автоизвозчики. Все автомобили имеют отличительные внешние атрибуты в виде традиционных и узнаваемых шашечек.

Vitor Pamplona / flickr.com

Стоимость поездки в среднем составляет от 1800 до 3000 рупий, точная цена зависит от начального и конечного пункта маршрута, поскольку протяженность пути, разумеется, будет индивидуальной.

Бомбей и Гоа соединяет оборудованная «цивилизованная» трасса, полная указателей, то есть поездка на такси не подразумевает никаких поворотов на проселочные дороги и никаких отклонений в большую сторону в затраченном на нее времени. В среднем, такси довозит до побережья за 8-9 часов, при плохой видимости срок увеличивается до 10-11 часов.

Видео: из Мумбаи на пляжи Гоа.

Хотя вариантов того, как добраться от Мумбаи до Гоа, несколько, наиболее простыми, экономичными и удобными одновременно являются только два – поездка в поезде и путешествие в такси.

Разумеется, экономичным путь в такси является лишь в том случае, если едет компания из 3-4 платежеспособных путешественников, которые скидываются на оплату проезда. Для путешествующих парами или же в одиночку такси «бюджетным» вариантом не станет, хотя и останется не худшим способом поездки.

С детьми же лучше всего ехать в поезде, из-за возможности «размять ноги», которой нет ни в автобусах, ни в такси и из-за доступности санитарных помещений, что немаловажно при таком климате. Поезда также лучше всего подойдут тем, кто только прибыл в страну и нуждается в акклиматизации и привычке к местному часовому режиму.

В период апрель – май состоялась наше очередное путешествие, на этот раз снова в любимую Индию. Для Светланы она стала своеобразным юбилеем – пятая поездка в эту страну. И так как это юбилей, то выделить его решили следующим образом – минимум достопримечательностей, максимум моря и пляжей. Соответственно направились в ГОА на поиски лучших пляжей .

Перед этим, как обычно, разработали тщательный план поездки. Он был следующим – «на месте видно будет». Говоря откровенно, в последнее время планировки наших поездок выглядят все больше таким образом. Но если обычно намечаем хоть общую линию, то в этот раз даже этого не делали. Единственно, о чем позаботились заранее – забронировали жильё на первый день приезда. Вот такой домик в саду, в 30 метрах от океана в гесте Pele’s Windsong Wood Cottage

В итоге побывали практически на всех пляжах ГОА, как известных, так и почти не посещаемых туристами, и заглянули на несколько пляжей в соседнем штате Махараштра.

Присутствовала мысль вновь посетить Гокарну и Хампи, но было настолько жарко (порою днем свыше 45 градусов), что даже, не смотря всю нашу теплолюбивость, решили отказаться от этой затеи.

Мы правда любим тепло и легко переносим жару, но то, что в этот апрель/май наблюдалось здесь, было даже не жара, а реальное пекло. Вода в море на некоторых пляжах ко второй половине дня ощущалась не как теплая, а как слегка горячая, думается, прогревалась до 40 градусов, не меньше. Короче — поленились.

Но обо всем расскажем подробнее позже, а сейчас лишь кратко поговорим о том, сколько может стоить 23 — х дневная поездка на ГОА и в Мумбаи.

Затраты на дорогу

Поиск и покупку авиабилетов производили через Aviasales за два месяца до поездки. При помощи его новой фишки – Календарь дешевых авиабилетов , удалось заполучить билет Москва – Мумбай – Москва за 20.438 рубля с Fly Dubai. Обращаем внимание, что именно до Мумбая, а не до Дели.

Переезд Питер – Москва – Питер стоил нам 4.127 рублей. Можно было дешевле, но очень хотелось прокатиться на новом 2-х этажном поезде.

Из Мумбая в ГОА намеревались доехать поездом, но оказалось, что за месяц до поездки все уже раскуплено. Не заморачиваясь, вновь воспользовались Aviasales, и перелет Мумбай – Даболим – Мумбай обошелся – 5.509 рублей, перевозчик Air India.

Таким образом, складывая все вышеперечисленные суммы, получаем – 30.074 рубля на человека. Курс доллара на момент покупок билетов был примерно 63 рубля, т.е. на двоих дорога обошлась в 950$.

Оформление страховки

Мы всегда её оформляем и вам советуем не экономить на этом, тем более, что стоит она не дорого. Тут все просто – заходим на , вводим данные (страну, числа и количество человек), нажимаем найти, покупаем самую недорогую из предложенных. У нас страховка вышла по 850 рублей на 23 дня.

Стоимость отдыха в Гоа и Мумбаи

На все остальное, к моменту путешествия, нам удалось собрать еще 950$. Этого вполне хватило на 23 дня отдыха на двоих. В эту сумму вошло все: жилье, питание, такси в Мумбаи и ГОА, аренда мотоцикла Royal Enfield на 19 дней (110$), бензин, массажи, подарки себе, родственникам и друзьям и т.д.

Заметим, что на жилье из этой суммы было потрачено примерно 450$, при необходимости или желании эти траты можно было без труда сократить в 2-3 раза. Дело в том, что это юбилейное посещение Индии Светлана решила отметить своеобразным способом – селимся лишь в отдельных бунгало или домиках, обязательно с видом на океан.

Плюс к этому мы абсолютно не имели понятия, сколько проведем времени в том или ином месте и договаривались об аренде максимум на 2 дня, а это сразу дороже процентов на 20-30%, чем, если бы мы селились хотя бы на неделю.

Пример – шикарный бунгало в Ашвеме, не могли себе отказать, не каждый раз удается найти подобное. При торге заявили – живем максимум 2 дня, удалось сторговаться за 1700 рупий. Хотя хозяин сразу сказал – “давайте хотя бы на 5 дней, тогда сдам за 1400 рупий”. В итоге прожили там именно 5 дней, не могли себя заставить уехать, каждое утро сообщали – “остаемся еще на 1 день и все…”, соответственно платя по 1700.

Питались в этот раз тоже не совсем обычно для себя. Часто посещали туристические кафе на пляжах – из-за той же невероятной жары лень было лишний раз сесть на мотоцикл и доехать до настоящей индийской кухни. Соответственно, полагаем — в общем счете и за еду переплатили в 2-3 раза.

К примеру, рис Бириани с курицей в туристических ресторанчиках – от 160 рупий, в местном общепите от 60 рупий, Палак Панир – 180 и 50 рупий соответственно.А вот, для примера, меню одного из местных, нетуристических кафе в ГОА с ценами.

В Мумбаи же в основном потратились на жилье и такси из аэропорта и обратно. Жильё в этом городе не дешево, во всяком случае, при бронировании через интернет точно. Искать на месте – жалко терять времени, которого было очень мало. В итоге букнули гест Traveller’s Inn Hotel — Fort , т.к. находился рядом с главными историческими достопримечательностями и стоил по мумбайским меркам недорого, плюс бесплатно чай, кофе и печеньки сколько пожелаете. Короче на 2 дня, непритязательным путешественникам потянет.

На еду потратили сущие копейки, она в Мумбаи недорогая и вкусная. А еще упились тростниковым соком, в отличии от ГОА, где он стоит от 10 рупий за маленький стакан (примерно 150 грамм), здесь, стоило лишь чуть углубиться в нетуристические улочки, за эти же 10 рупий предлагалось 0,5 литра.

Сколько стоит отдых в Гоа

Итого: общие затраты, на двоих, на 23 дня отдыха в Гоа и Мумбаи и дорогу составили 1900$, что в пересчете по нынешнему курсу (примерно 50 рублей за 1$) равно 95.000 рублей.

Напомним, мы снимали отдельные домики прямо на берегу с непременным видом на океан и на очень короткий срок, с горячей водой, Wi-Fi и по-возможности с кондиционером – в среднем порядка 1400 рупий в день. При аренде на срок хотя бы неделю, стоимость этого же жилья можно было бы легко уменьшить до 1000 рупий. Если бы мы не “шиковали” и снимали комнаты в гестах, то даже при такой короткой аренде запросто бы договорились на 600-800 рупий.

Вот еще один пример: наш отдельный домик (!) в первой линии на Палолеме (в самой южной части пляжа) обошелся нам в 1200 рупий/сутки. Аналогичный домик, но в саду в ста метрах от моря (в центральной части пляжа) даже без торга предлагали за 400 рупий.

Пару слов о чистоте белья в индийских отелях

Индия есть Индия, на всякий случай взяли с собой постельное бельё и полотенца. Скажем кратко – нигде не понадобились. Лишь однажды при очередном заселении нами были замечены небольшие пятна на наволочках – попросили и без проблем заменили на белоснежные. Убирали везде по вашему желанию – хотите ежедневно — просто попросите об этом. Хотите, чтобы вам сменили полотенце – так же достаточно просто сказать.

Пару слов о Мумбае

Мумбай неожиданно понравился, пожалели, что “повелись” на отзывы из интернета и отвели на него всего два дня, нужно было минимум неделю. Тут есть что посетить и посмотреть, как в городе, так и вокруг него. К сожалению, поняли это лишь в ГОА, когда один индиец нам рассказывал о нем, и когда приехали сами. Вечерние пешие прогулки по старому Бомбею (нам больше нравится это название) – проблем не вызвали, все спокойно и комфортно, никакого напряжения в отличии от ночной Манилы . Показалось, что ночью в старом Мумбаи, так же безопасно, как и в ночном Бангкоке . Конечно тут многое будет зависеть от места где вы поселитесь, если кому интересно, то наши рекомендации недорогого, но хорошего отеля .

Днем же здесь вообще отлично. Особой грязи мы не заметили, даже углубляясь в маленькие улочки. С просьбой о деньгах, купить их товар или с предложениями об экскурсиях, к нам никто не приставал. Зато, постоянно обращались с просьбами сфотографироваться.

Тут, стоило только разрешить сделать первый кадр одному, и моментально выстраивалась очередь из других желающих. Пару раз пришлось спасаться бегством. Возникла мысль о коммерческой деятельности — 2 часа работы, «по десяточке за ордерочек…», вот и деньги на денек – другой жизни в Индии.

В поисках одного из храмов, где-то в глубинах старых обшарпаных улочек, неожиданно наткнулись на индийскую свадьбу – вот тут действительно еле вырвались и именно тут сильнее всего пожалели, что нам улетать этой ночью. Если бы не необходимость возвращения домой – точно загуляли бы на этом мероприятии и может не на один день…))) Нам были настолько рады, что для того, чтобы вырваться из объятий гостеприимства, пришлось приложить силу.

Ну, вот пока все. С течением времени обязательно расскажем подробно о каждом месте и о каждом пляже, на котором нам удалось побывать, т.е. практически обо всех пляжах ГОА. Уверены, наши впечатления будут часто отличаться от общепринятых интернет-топ мнений)))

Интересных вам путешествий!

обновлено: Апрель 10, 2017 автором: Sergei

Стоимость перелета всегда зависит от времени путешествия. График позволит сравнить цены на авиабилеты из Мумбаи в Гоа, проследить динамику изменения их стоимости и найти оптимальное предложение.

Статистика поможет определить сезон низких цен. Например, в мае цены в среднем достигают 8 453 рублей, а в сентябре стоимость билетов опускается в среднем до уровня 3 864 рублей. Планируйте свою поездку прямо сейчас!

Мы анализируем эту информацию и составляем графики, чтобы вам было проще спланировать свои путешествия.


Что выгоднее – покупать авиабилеты заранее, избегая всеобщего ажиотажа, или ближе к дате вылета воспользоваться «горячим» предложением? График поможет вам определить лучшее время для приобретения авиабилетов.


Посмотрите, как менялась цена на авиабилеты из Мумбаи в Гоа в зависимости от времени покупки. С начала продаж их стоимость меняется в среднем на 66%. Минимальная цена по направлению из Мумбаи в Гоа – за 48 дней до вылета, примерно 3 648 рублей. Максимальная цена по направлению из Мумбаи в Гоа – за 9 дней до вылета, примерно 14 003 рубля. В большинстве случаев раннее бронирование помогает сэкономить, воспользуйтесь этим!

Стоимость авиабилетов из Мумбаи в Гоа не представляет собой фиксированную и постоянную сумму. Она зависит от множества факторов, в том числе и от дня вылета. Динамика изменений видна на графике.


По статистике, самый доступный вариант рейсов из Мумбаи в Гоа – по средам, их средняя стоимость – 5 492 рубля. Наиболее дорогие рейсы – по пятницам, их средняя стоимость – 7 777 рублей. Стоит учесть, что вылеты в предпраздничные дни, как правило, дороже. Мы надеемся, что эти данные помогут вам наиболее эффективно планировать свои путешествия.

Стоимость авиабилетов зависит не только от даты, но и от времени вылета. В один день авиакомпания может совершать несколько рейсов, и они будут отличаться в ценовой категории.


График показывает стоимость вылета в зависимости от времени суток. Например, средняя стоимость билета из Мумбаи в Гоа утром составляет 7 570 рублей, а вечером 7 062 рубля. Оцените все условия и выберите оптимальное предложение.

На графике приведены сравнительные цены на авиабилеты из Мумбаи в Гоа самых популярных авиакомпаний. Опираясь на эту информацию, вы сможете спланировать свою поездку и купить авиабилеты из Мумбаи в Гоа у подходящего вам перевозчика.


Статистика поможет выбрать рейс, ориентируясь на свои финансовые возможности, а также пожелания в плане комфорта и условий перелета. Наиболее низкие цены на авиабилеты из Мумбаи в Гоа предлагает IndiGo, самые высокие цены – Jet Lite.

Лететь чартерным рейсом из напрямую из Москвы в международный аэропорт Гоа Даболим не всегда оказывается удобно, поэтому в этой статье я собрала все возможные способы доехать из Мумбаи в Гоа…

Из Мумбая в Гоа на самолете

Международные и местные рейсы летают в Мумбае из разных терминалов, которые находятся на некотором расстоянии друг от друга. Добраться до «доместика» из международного аэропорта можно на prepaid такси. Стоить это будет 150-200 рупий, ехать минут 15.

Многие индийские авиакомпании предоставляют своим пассажиром бесплатный трансфер между терминалами мумбайского аэропорта. Так что если у вас есть распечатанный электронный билет в Даболим, то проходите по указателям на шаттл-бас и уезжаете в «доместик» совершенно бесплатно.

Если же билета в Даболим у вас еще нет, то можно купить его прямо в аэропорту. Конечно, это окажется дороже чем покупка электронного билета заранее, да еще по какой-нибудь акции. К тому же на ближайшие рейсы билетов может банально не оказаться, особенно в высокий сезон, и в преддверии праздников и выходных.

Стоимость авиабилетов из Мумбая в Гоа начинается от 50 долларов в один конец, лететь 1 час.

Из Мумбая в Гоа на поезде

В Индии купить билет на поезд непосредственно перед отъездом практически нереально, так что лучше делать это заранее на официальном сайте индийских железных дорог . Задача это, правда, тоже нетривиальная, так как сайт Indian Railway Catering and Tourism Corporation специально сконструирован так, чтобы нанести вашему мозгу максимальный ущерб. На тему борьбы с сайтом IRCTC в инете писаны целые талмуды — ищите и обрящете.

Главный мумбайский вокзал называется Чатрапати Шиваджи, но больше известен под колониальным названием «Виктория Терминус» (Victoria Terminus) и находится в самом центре города. Обязательно оставьте хотя бы полчаса на осмотр вокзала — это огромное здание в готическом стиле настолько красиво и величественно, что занесено в список объектов всемирного наследия.

Поезд из Мумбая в Гоа идет 10-14 часов, место в купе класса 3АС или 2АС (наш плацкарт с шестью или четырьмя полками в «купе» соответственно) обойдется вам в 20-30 долларов.

Из Мумбая в Гоа на автобусе

Если билетов на поезд вам не досталось, многочисленные турагентства Мумбая с удовольствием продадут вам билеты на слипер-бас до Гоа. Слипер-бас представляет собой обычный дальнобойный автобус с двухэтажными полками типа плацкартных вместо сидений. Путешественникам-одиночкам, особенно женского пола, следует обратить внимание, что полки в слиперах двойные и при этом довольно узкие. Так что если вы не хотите провести ночь в жарких объятиях какого-нибудь незнакомого индуса, лучше выкупить сразу два места.

Слипер-басы, как и поезда, делятся на несколько «классов»:

Самые модные и приличные автобусы носят гордое имя «Вольво бас». При этом они могут быть любой марки, «Вольво» в Индии является неким символом надежности и знаком качества (в Сирии, например, точно так же приличные автобусы называют «Пульманами»). Вольво-басы всегда оборудованы кондиционерами адской мощности (не берите места в середине салона — задубеете насмерть), в дороге выдают подушки, пледы, водичку и печеньки. Стоит проезд на таком автобусе до Гоа около 1000 рупий, едет он ночь.

Автобусы попроще и подешевле называются просто «AC» от «air-condition». В них не выдают никаких плюшек, и скорее всего не будет матрасов на полках.

Самые дешевые автобусы не содержат в себе никакого кондиционера, но это упущение с лихвой компенсируется вентиляционными отверстиями в разваливающемся кузове. Зато проезд в таком тарантасе из Мумбая в Гоа будет стоить 400-600 рупий.

Все автобусы из Мумбая обычно идут до столицы Гоа Панжима.

Из Мумбая в Гоа на такси

Если вы оказались в Индии впервые, то пользоваться этим способом попадания из южной индийской столицы в Гоа настоятельно не рекомендуем. Таксисты во всем мире представляют собой совершенно отдельный этнос со своими понятиями о честности и порядочности, но в Индии явно собрались лучшие представители этого народца.

Еще на выходе из аэропорта Мумбая вас встретит вежливый и обходительный человек, который представится каким-нибудь «главным такси-менеджером» или «директором всех мумбайских такси» и предложит отвезти вас куда глаза за скромное вознаграждение. Он даже покажет вам вашу сверкающую полиролью машину (которую после получения от вас денег тут же сменяют на древний рыдван) и вашего свежевымытого и причесанного водителя (которому по удачному совпадению как раз понадобилось отвезти в Гоа всю его семью).

Время в пути от Мумбая до Гоа на такси может составлять от обещанных 8 часов до бесконечности. Стоимость такого путешествия ограничена только жадностью водителя.

Загрузка...
Top