Тайный смысл венчания в православной церкви. Таинство Венчания: от А до Я

К организации венчания следует подойти со всей серьезностью. В первую очередь решите, в какой день и в каком храме вы хотели бы . На сегодняшний день в большинстве существует предварительная запись, благодаря которой вы можете выбрать даже время проведения обряда. Присутствие молодоженов при записи не обязательно, это может сделать любой ваш родственник. Если же в выбранной вами предварительная запись отсутствует, то необходимо оформить квитанцию на проведение венчания уже непосредственно в день свадьбы. В этом случае нельзя назвать точное время таинства, провести его священник сможет только после других дел. Но зато можно договориться на проведение обряда с определенным священником, если есть в этом необходимость.Подготовиться нужно не только в организационном плане, но в первую очередь в духовном. Перед совершением таинства жениху и невесте необходимо соблюдать трехдневный пост, посещать вечерние службы, исповедь и . Священник вам подскажет, какие именно молитвы следует в эти дни. Также во время необходимо воздержаться не только от продуктов животного происхождения – мяса, яиц, – но и от брачных отношений.В день свадьбы молодожены должны прийти в храм к началу службы, перед этим нельзя ничего есть и пить, курить и выполнять супружеский долг. В храме невеста и жених , молятся и затем причащаются. После этого есть время, чтобы переодеться в венчальные одежды, при этом невесте лучше отдать предпочтение удобной обуви, в противном случае несколько часов стояния на высоких каблуках могут обернуться настоящей пыткой.Обручальные кольца необходимо заранее отдать вашему венчающему священнику, чтобы он смог освятить их. Во время обряда на молодоженах обязательно должны быть нательные , а у невесты – головной убор. Это может быть фата, если вы венчаетесь в день официального бракосочетания, или же платок или шарф. Во время обряда допускается присутствие родственников и друзей, а вот снимать процесс венчания или делать фотоснимки разрешено не во всех храмах.

Видео по теме

С возрождением православия в нашей стране начали возрождаться и православные традиции. Одной из самых ответственных и торжественных из них является обряд венчания. Это осознанное событие – взаимная клятва двух людей, создающих семью, перед лицом Господа. Раньше венчание означало, что клятва в верности дается навек, сегодня церковь допускает повторение этого обряда до трех раз.

Инструкция

Венчание совершается только тогда, когда на руках у пары уже имеется свидетельство о заключении брака, оба они должны исповедовать православную веру. Когда уже назначен день венчания, обоим будущим супругам следует подготовиться к этому таинству. Не надо слепо следовать моде и венчаться только потому, что это красивая и торжественная церемония, отнеситесь к ней серьезно и начните готовиться к событию загодя, хотя бы за неделю.

Перед венчанием следует соблюдать строгий пост в течение недели. Если вы действительно верующий человек, проведите 3-4 дня до события в молитвах, обратитесь к Богу с просьбой благословить и направить ваш брак. За день или два до венчания вам обоим необходимо исповедоваться и причаститься. Время для этого будет назначено священником, с которым вы договоритесь о венчании. Если вы не очень хорошо знаете порядок проведения этих обрядов, не волнуйтесь – батюшка посвятит вас в эти правила.

Заранее приобретите две иконы с изображением Иисуса Христа и Божьей . Этими иконами вас будут благословлять родители, если в ваших семьях нет венчальных икон, которые передавались по наследству. Эти иконы должны принести с собой на обряд родители молодоженов, а в случае их отсутствия, сами молодые. Молодых, как и на обычной

В современное время все большее количество пар ограничивается заключением брака лишь в ЗАГСе, минуя церковь. Некоторые не признают этот ритуал, другие отказываются от него по религиозным соображениям, третьи же — попросту не понимают, зачем нужно венчаться. Если Вы относитесь к третьему типу будущих молодоженов, тогда Вам будет интересна наша статья.

Еще меньше века назад церковный брак и государственный были неотделимы. Пары проходили обряд венчания, после чего они официально считались мужем и женой. В современной Америке такая практика существует до сих пор: подав заявление в определенную инстанцию (в некоторых штатах это — суд), Вы получаете взамен направление для проведения церемонии. Направление может быть адресовано в муниципалитет или в церковь. Таким образом, американцы после венчания могут автоматически стать супругами.

В Украине процедура более сложная: венчаться нельзя, если Вы не расписаны в ЗАГСе. Когда можно венчаться — сразу после регистрации. В церкви необходимо сначала предъявить свидетельство о браке государственного образца. Но об особенностях проведения поговорим позже.

Читайте также:

В чем же заключается значение венчания? Что означает быть венчанной парой? И почему религиозные люди так стремятся вступить в брак перед Богом? Церковь утверждает, что венчание — это освящение христианского брака. Считается, что после ритуала супругов будет объединять не просто любовь, а сам Святой Дух. Смысл венчания заключается в том, что души влюбленных больше никто не сможет разлучить — даже после смерти они останутся вместе.

Подготовка к венчанию — гораздо более сложная, чем простая подача заявления в ЗАГСе. После того, как Вы выберете подходящую церковь, обратитесь за помощью к священнику — он расскажет, что необходимо для ритуала и запишет на желаемую дату. Далее мы расскажем об основных этапах подготовки к венчанию и правилах, которые следует учитывать будущим супругам.

Выбор подходящего дня

Выбирать день венчания следует не только ориентируясь на время года. Лучше всего открыть церковный календарь и посмотреть, на какие дни припадает тот или иной пост. Венчаться в эти периоды категорически запрещено. Кроме того, нельзя вступать в церковный брак в дни больших праздников — на Рождество, на Пасху и т.д.

Исповедь

Согласно церковным канонам, перед венчанием пара обязана исповедаться. Для многих людей этот процесс — непонятный, неловкий и даже пугающий. На самом деле, ничего страшного в нем нет. Вам даже не обязательно говорить вслух, как это происходит в зарубежных фильмах, ведь Вы исповедуетесь Богу.

В православной церкви исповедь происходит следующим образом: священник становится пред аналоем и читает молитву. После он приглашает присутствующих исповедаться. В это время каждый прихожанин может мысленно попросить прощения у Господа за свои грехи. Цель этого обряда — раскаяние. По завершению священник прочтет еще одну молитву, Вы приложите губы к кресту — и исповедь закончена.

Атрибуты венчания

Для проведения религиозного обряда Вам нужно будет заранее купить кое-какие вещи. Что нужно для венчания? Помимо обручальных колец это: парные иконы для венчания (Спасителя и Божией Матери), свечи, бутылку вина Кагор и свадебный рушник. В большинстве случаев иконы и свечи Вы можете приобрести прямо в храме. Если же вашим праздником занимается — он позаботится обо всем сам.

Пост

Перед вступлением в церковный брак минимум 3 дня необходимо соблюдать пост. Это означает отказ от пищи животного происхождения и различных развлечений.

Свидетели

К выбору свидетелей для проведения венчания также следует подойти со всей ответственностью. Они должны принадлежать к той же религии, быть крещенными и носить нательные крестики в подтверждение. Считается, что свидетели не должны быть парой, так как после обряда они станут духовными братом и сестрой. По отношению к брачующимся они могут быть кровными родственниками, на сей счет запретов нет. Роли свидетелей при венчании сравнивают с крестными родителями — только они отвечают за благополучие новой семьи.

Считается, что с того момента как жених и невеста переступают порог храма, они предстают перед самим Богом. С этой минуты они должны быть молчаливы и внимать всему сказанному священником. В руках они держат иконы (жених — Спасителя, невеста — Божией матери). На невесте обязательно должны быть фата. Над головой брачующихся свидетели держат венцы. Предупредите их заранее, чтобы венец не касался головы.

Читайте также:

Обряд разделен на две части: обручение и непосредственно венчание.

Обручение начинается с молитвы. Священник трижды благословляет жениха, а после невесту. В ответ молодые супруги должны перекреститься. После им вручаются зажженные свечи как символ их любви.

После прочтения всех молитв священник берет кольца и вручает их жениху с невестой. В отличие от церемонии в ЗАГСе, где брачующиеся обмениваются кольцами, в церкви сначала их помогает надеть священник. После молодые должны обменяться ими в знак того, что готовы пожертвовать собой ради своего мужа/жены.

В некоторых вариациях священник не одевает кольца, а выносит их на подносе и предлагает троекратно обменяться кольцами — жених с невестой трижды передвигают кольца по подносу, а после надевают друг другу. В религии обручальные кольца — не просто украшения. Это символ вечного единства семьи.

Далее — венчание. Священник берет венец жениха, троекратно знаменует его им, после дает поцеловать икону Спасителя. После тот же ритуал проводится и с невестой — ей дают целовать икону Божией матери. В завершение на головы супругов возлагаются венцы. Теперь они муж и жена перед Богом.

В целом, вся церемония может длиться от 40 минут до часа.

Кому нельзя венчаться?

Есть определенные условия для проведения венчания. Если Вы подпадаете под одну из нижеследующих категорий людей, церковь откажет Вам в проведении ритуала:

  • те, кто не зарегистрировал свой брак в ЗАГСе
  • некрещеные или жених с невестой, принадлежащие к разным религиям
  • венчающиеся в 4-ый раз
  • виновные в расторжении чужого брака
  • тем, кому не дали своего благословения родители

Кроме того, есть возрастные рамки для проведения обряда. Нижний порог — совершеннолетие, т.е. минимальный возраст с которого Вас распишут в ЗАГСе. Также есть максимальный предел. Для женщин это 60 лет, а для мужчин немного больше — 70.

Напоследок хотелось бы напомнить, что венчаться никогда не поздно. Даже люди, прожившие браки много лет, часто приходят к желанию стать семей перед Богом. Возможно, наша статья помогла и Вам осознать эту необходимость.

Как мужа и жены, так и жениха и невесты в церкви. Еще со времен Древней Руси любая молодая пара должна была обязательно сочетаться узами брака в храме. Молодые возлагали на себя ответственность перед Господом и Церковью, поклявшись хранить ниспосланный свыше союз всю жизнь. Сегодня же это необязательная процедура. Молодые люди, которые знают, для чего нужно самостоятельно принимают решение в необходимости этого таинства.

Прежде всего, для этого надо быть искренним со своим партнером и с самим собой. Ни в коем случае нельзя венчаться только лишь потому, что это составляющая а также из-за нынешней моды на эту процедуру!

венчание в церкви?

Это нужно для Божьего благословления заключенного брака. Супруги, посвященные в таинство венчания, получают Божью благодать, что помогает им построить единый союз мыслей и любви. Но, пожалуй, самой главной целью, для чего нужно венчание в церкви, является духовное слияние души и тела двух любящих сердец и, конечно же, прививание будущим или уже имеющимся детям христианской морали. Кроме этого, венчание предполагает надежду двух любящих людей друг на друга и, естественно, на Господа.

Многие люди, не совсем ясно понимающие, для чего нужно венчание в церкви, ошибочно полагают, что это непременная гарантия семейного благополучия и счастья, а также полное избавление от житейских тягот. Это совсем не так! Венчание не дает никаких семейных благ и поблажек. Считается, что венчающиеся души должны самостоятельно пройти все испытания, уготованные им судьбой, и решить все спорные моменты. Запомните, венчание - это аттестат ваших созревших чувств! Люди, которые решились на это таинство, должны осознавать всю ответственность за свою лодку любви.

Что необходимо знать?

1. Венчающиеся должны прекрасно осознавать, что предполагается один раз и на целую жизнь.

2. Считается, что новая жизнь, которая наступает после венчания, предполагает полное очищение от грехов и внутреннее обновление человеческой души, поэтому перед таинством оба причащаются и исповедуются во время литургии.

3. Молодые постятся в течение трех дней перед таинством. Желательно во время поста не заниматься сексом (и онанизмом), думать только о духовном.

4. У невесты должно быть заготовлено специальное платье для венчания (особого пошива, не оголяющее спину, плечи и руки до локтей). Кроме того, оно не должно быть ярким, красным и темным. Невесте нельзя прятать лицо, поскольку она открыта перед Богом и своим возлюбленным. Наряд жениха - тот же, что и на свадьбе.

5. Существует специальный календарь венчаний. В нем рассчитаны дни, по которым, согласно церковным правилам, проводятся таинства венчаний. Указаны и дни, в которые ни в коем случае нельзя этого делать.

6. Время, которое затрачивается на данную процедуру, обычно не превышает сорока минут. Это нужно иметь в виду всем, кто собирается пригласить на таинство друзей и родственников.

(21 голос : 3.76 из 5 )

Рождение христианской семьи совершается по благословению Церкви, которая соединяет двоих в единое целое в таинстве венчания. О такой семье существует особое Божие промышление, так как в основании ее лежит евангельская заповедь о любви.

Что нужно знать христианину об этом церковном таинстве, как к нему подготовиться? Об этом и будет наш рассказ, предназначенный жениху и невесте, готовящимся к свадьбе, или не венчанным супругам, прожившим бок о бок быть может до самого золотого юбилея. Им всем мы предлагаем задуматься над простым вопросом, который так хорошо знали наши прапрабабушки и прапрадедушки - для чего люди венчаются?

Почему венчание преследовалось врагами Церкви?

Многие из наших читателей если и не присутствовали при совершении церковного венчания, то непременно имеют о нем представление по многочисленным кинофильмам.

Прежде всего вспоминается царевна-невеста в белоснежном подвенечном уборе. Горящие свечи, ликующие песнопения и церковные молитвы. Торжественное шествие за священником вокруг аналоя под сенью царственных венцов. Падающий с неба колокольный перезвон, славящий союз любви. Множество цветов и поток радости, переливающийся через край этого особенного дня, когда пред Богом и людьми двое впервые предстали как муж и жена.

Старшее поколение еще помнит, как совершалось торжественная регистрация во дворце бракосочетания или районном загсе в сопровождении свадебного марша Мендельсона. И лишь немногие после загса осмеливались венчаться тайком…

К делам давно минувших дней теперь относят эпоху лютых гонений на : разрушение храмов, преследование духовенства, искоренение самой веры. Не кровоточит наша память, встречаясь с фактом недавней действительности, когда один предприимчивый вождь народа самонадеянно «пророчествовал», как «покажет по телевидению последнего попа».

Так действовали враги Христа, последовательно воплощая в жизнь свой чудовищный план разрушения России - оплота православия.

Попрана самодержавная власть, оклеветана и расстреляна семья последнего государя российского, чтобы навсегда исчезли с лица земли и памяти нашей их иконописные лики, данный нам на веки истинный образ христианского брака. Начинает утверждается сатанинский разрушительный стереотип человеческих отношений. Иродиада становится идеалом новой женщины.

Как известно, она была из рода Маккавеев и внучкой Ирода Великого. Искала царских почестей и власти, которых не имела в браке с Иродом Филиппом, своим двоюродным дядей. В ее жилах смешалась кровь многих злых и сладострастных предков. Она склонила к прелюбодейной женитьбе брата своего мужа Ирода Антипу, правителя Галилеи.

Будучи всенародно изобличена Иоанном Крестителем в нарушении закона, она, затаив злобу, искала случая расправиться со святым пророком. Орудием мести стала ее дочь Саломия. В день годовщины восшествия на престол Ирода она угодила правителю и всем гостям своим танцем, и поэтому Ирод публично пообещал Саломии любую награду, даже до половины своего царства. Вот как описывает последовавшие за тем события Ф.В. Фаррар.

«Обрадованная девица побежала посоветоваться со своей матерью, и тут-то и представилась для Иродиады возможность удовлетворить свою кровожадную мстительность. “Проси, – сказала она, головы Иоанна Предтечи, чтобы тебе теперь же дали голову этого ненавистного пророка на блюде”. Ирод с ужасом выслушал эту просьбу. Она отрезвила его, так как шла вопреки всех его лучших убеждений. Если бы он способен был на какое-нибудь мужество, то легко мог бы отклонить эту просьбу, как не соответствующую цели его обещания. Но ложный страх перед людьми и жажда одобрения, страсть к популярности, тщеславие власти – все это подавило в нем лучшие побуждения. В темницу послан был палач, сверкнул меч, и, по просьбе безстыдной девицы, по наущению обезумевшей от ненависти прелюбодейки, вследствие тщеславной слабости преступного царька, отсечена была голова величайшему из рожденных женами! Эта голова, положенная на окровавленное блюдо, была поднесена княжне, и та отнесла ее своей матери, которая излила над ней всю свою ненависть, к какой только способна была негодная разъяренная женщина» (Ф.В. Фаррар. Из главы «Ироды» в книге «Совесть и грехопадение», СПб.,1998, с.120-121).

Впоследствии все трое - Ирод Антипа, Иродиада и ее дочь Саломия приняли мучительную смерть как Божие возмездие за смерть святого пророка Господня Иоанна Крестителя.

Священное Писание учит неразумное человечество о путях праведной жизни – “ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет”(). И все равно с тех пор, как стоит мир, человечество многократно угождало в капкан, расставленный духами злобы поднебесной. «Будете как боги», - слышится обольщающий шепот. И угасает свет разума. Куда теперь склонится чаша весов свободной человеческой воли? Разрушь и семью, и человек заблудится в темном лесу.

Не первый раз в истории христианства проливается кровь. Но не могут враги Божии одолеть Церковь. И на крови мучеников вновь воскресает вера. Неистребима любовь ко Христу всех, кто предал Ему свою жизнь и последовал за Ним, взяв свой крест. «Бог есть любовь», - свидетельствует апостол Иоанн Богослов (). Поэтому само христианство - религия жертвенной любви, у которой два пути: либо посвятить себя Богу и оставить мир, чтобы молиться о нем, либо, пребывая в миру, хранить благословенное супружество, чтя Божию заповедь: «и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (). И дал Бог обетование грядущему человечеству, что «семя жены сотрет главу змия» (), прозревая чрез тысячелетия скромный лик Пречистой Девы из дома Иоакима и Анны.

И вот свершилось Боговочеловечение. Первое, что сделал Спаситель, выйдя на путь служения - благословил брачную чету в Кане Галилейской. По церковному преданию это была свадьба Симона Кананита, который был потрясен произошедшем чудом - претворением воды в прекрасное вино. «Вот Он, обетованный Богом, долгожданный Мессия!» - открылось ему в тот день.

С тех пор каждый брак совершается по благословению Церкви, Главой которой является Сам Господь. Более того, христианский брак созидает свою незримую малую церковь, главой которой является муж, предстоящий пред Господом за всех своих домочадцев. Каждое наше молитвенное воздыхание известно Богу. Надобно только уметь дать место Божией заботе о нас и не забывать - «что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» ().

И если муж и жена вне церковной ограды, жизнь их проходит среди бушующих страстей, которые царствуют в этом мире и крушат непрочные человеческие построения. Вражда и ссоры, ревность и супружеские измены чередуются в нем по замкнутому кругу, из которого нет выхода отвергающим Божию помощь. Об этом свидетельствует нарастающая волна разводов, обрекающая на одиночество и детей, и взрослых.

Береги честь смолоду

Все мы знаем эту пословицу, поставленную Пушкиным эпиграфом к повести «Капитанская дочка». А ведь это был эпиграф к самой жизни русского человека, ко всему его укладу и бытию.

Александр Васильевич Суворов потому и умножил славу русского оружия, что известные слова полководца: «Целомудрие моей дочери дороже мне жизни и собственной чести» , - были не только словами любящего отца. Они свидетельствовали о глубинной несокрушимости его духа. Потому и непобедима была суворовская армия, что жила по евангельским заповедям, составляя единое духовное целое со своим полководцем. Она могла всегда бесстрашно идти на смерть «За Бога, Царя и Отечество!». И этим крепка была наша держава, в которой так жил и веровал православный народ.

Как важно нам сегодня прикоснуться душой к этой патриархальной целомудренности, верно хранящей благочестивые обычаи своих предков. Они строили свою жизнь по слову Божьему. Тогда с житиями святых не расставались ни деды, ни внуки. Духовное наследие святых отцов и учителей Церкви было источником сокровенных раздумий о себе и о жизни. Животворящее слово Священного Писания и Священного Предания мыслилось как нетленное сокровище духа.

Так и современное пастырское слово исследует и поверяет нашу быстротекущую и изменчивую жизнь вечным словом Божиим, которое руководит священником, всегда находящимся в эпицентре человеческих проблем. Для этого ему, подобно апостолам, открыты «глаголы вечной жизни».

«В прежнее время забота о будущей свадьбе не настигала родителей внезапно. Почти с рождения собирали для девочки имение-приданое, прикидывали заботы женитьбы сына. В богатых домах высших сословий записывали за детьми различные блага: деревеньки, дома, откладывали деньги. В крестьянской семье девушке готовили укладку-сундук: шубы, одеяла, платья, рушники. Парню копили на свадьбу. Не зарекаясь от раздела, старались заготовить лишние сани, прикупить лесу, инструмент. Уже младенчик имел свою собственность: принято было дарить «на зубок», а позже к именинам «денежку» на будущее хозяйство. Таким образом, ребенок с самого детства, встречаясь с предметами и разговорами, касающимися его будущего брака, задумывался о самостоятельной семейной жизни.

Свадебные торжества были самым ярким событием в череде семейных праздников. Они выделялись своими длительными и устоявшимися обрядами, совершенно особыми и пышными платьями. Подарками. Песнями. Продолжались не один день. Гостей на свадьбах бывало помногу. Это тоже имело свое воспитательное значение. Старшая сестра или тетя, соседка в свадебном наряде, «как царевна», становилась центром внимания всей семьи, всей улицы, прихода. Девочка глядела, примеряя мысленно к себе такую необычную заботу и любовь близких и, конечно же, богатое платье. Мальчик смотрел на старшего родственника или братова приятеля и тоже размышлял о небывалом почете, которым окружают жениха. Надеялся когда-то испытать то же. В разговорах дети долго обсуждали свадебные подарки, перечень которых по обычной случайности становился достоянием родных и соседей.

Эти подарки также пленяли детское воображение. «Почему, за что ему такое уважение и дары? Что он такое сделал, чем заслужил?» - думало дитя. Спрашивали мать, отца. «Будешь трудолюбивой и скромной, и тебя возьмут замуж. Сошьем тебе красивое платье». «Будь хорошим помощником отцу, не лодырничай, не озоруй - хорошую девушку за тебя отдадут», - отвечала, наверное, мать. От подарков и сапог внимание ребенка переключалось на добродетели. Добродетель получала реальную награду - право быть завидной невестой, завидным женихом. Грех так же имел видимое и ощутимое наказание. «Кто тебя возьмет, неумеху?!», «Кого за тебя отдадут, непутевый?!».

Когда-то внимание наших соотечественников не было так рассеяно. Волнение за здоровье римского папы или небывалый паводок в Бразилии не беспокоили сердец. Зато более душевных сил оставалось на свои, семейные дела и заботы. К будущему браку сына или дочери подготавливались нешуточно. Нравственность, трудолюбие, религиозность, хозяйственные навыки, опрятность, здоровье, послушание родителям, забавы возможных претендентов в родню не ускользали от внимания окружающих. Все впечатления и сведения укладывались в памяти до времени, чтобы потом сделать единственный правильный выбор для счастливой судьбы дочери или сына. Своему «товару» также старались придать вид, дабы потом не было укоров от родственников. «Мать по пяти раз заставляла перестирывать. По углам платком проводила, проверяла, чисто ли. Говорила: «Как замуж пойдешь, на мне грех будет, что неряху вырастила». У ворот тоже не задержишься, обязательно из дому крикнут, что нечего, мол, улицу высматривать», - рассказывала одна женщина о своем воспитании.

И мальчики, и девочки помнили, что «хорошая слава лежит, а худая бежит», и старались не дать повода для худой славы, ведь расплатой за шалость в будущем мог стать позорный отказ при сватовстве, а то и одиночество.

То, что мысли подростка часто обращались к будущему браку, не означает, что у него развивалась плотская мечтательность. В этих думах не было ничего похотного. Свадьба притягивала воображение юных тем, что высвечивала, открывала для окружающих настоящее достоинство человека. Это не всякий мог осознать, но каждый чувствовал» (Священник Сергий Николаев. К женихам и невестам. М., с.5-9).

Так неспешно жила матушка Россия, вмещая в свой каждый день нехитрую мудрость благочестивого бытия, наследуемого из рода в род, твердо зная, что без этого невозможно спокойно смотреть в будущее. Это урок всем молодым и всем родителям, которые должны знать, что для того, чтобы оказаться с возжженными свечами у аналоя, жениху и невесте понадобиться вся их жизнь под родительским кровом. Из уклада, который бытует в отчем доме жениха и невесты, впоследствии складывается главное богатство новой семьи.

О родительском благословении, или кто выбирает невесту?

Были времена, когда жених и невеста впервые встречались только в церкви на венчании. Родительское благословение и воля были непререкаемым законом. Послушание и благочестие детей вознаграждал Сам Господь.

Чтобы узнать волю Божию, бывало, долго молились всей семьей у святых мощей угодников Божиих, заказывали молебны у чудотворных икон, направлялись в монастыри к духовным старцам, которым открыто человеческое сердце и виден Божий Промысл о вопрошающих совета. Известен такой разговор между преподобным и благоустроителем Дивеевской обители Николаем Александровичем Мотовиловым, состоявшийся в октябре 1831 года.

Мотовилов поведал старцу свою сокровенную тайну. Уже более десяти лет, как сердце его было отдано благочестивой девице Екатерине Михайловне Языковой. Но брак никак не устраивался, что необыкновенно печалило Николая Александровича, так как в образе своей первой любви он нашел для себя подлинно христианский идеал самоотверженного женского сердца и не думал искать или желать для себя никого другого.

Преподобный Серафим выслушал его со вниманием, расспрашивая обо всем подробно. И неожиданно поведал Мотовилову, что та невеста, которая преднаречена ему от Бога, сейчас еще мала, ей всего лишь чуть более восьми лет. И далее старец открыл пред изумленным Николаем Александровичем те обстоятельства, которые будут служить их знакомству в будущем и дальнейшему счастливому браку.

«Ведь иное, ваше Боголюбие, просить Господа Бога, чтоб Он преднарек кому невесту, как вот вы, например, просите теперь, чтобы я, убогий, упросил Господа, чтоб Он вам преднарек в невесты Языкову, - а иное, когда Господь уже Сам кому какую невесту преднарещи соблагоизволил, как вот, например, для вашего Боголюбия. Невесте вашей теперь не более восьми лет и трех-четырех или пяти месяцев. Уж это, поверьте, в точности верно, и сам я, убогий Серафим, вам в том свидетельствовать готов… Не о теперешнем времени я вам говорю, а о грядущем. Ведь я вам сказал, что жизнь велика, и в жизни многое случается. Так вот как с вами вперед случится, что вас станут укорять за какую-нибудь девушку, а ее поносить за вас, то вот тогда-то не забудьте просьбы и мольбы убогого Серафима - женитесь на девушке этой!»

«И Батюшка в третий раз поклонился мне, грешному, до лица земли, а я опять упал ему в ноги.

Вставши и прямо глядя мне в глаза, отец Серафим стал зорко в меня всматриваться и, как бы заглянув мне в самую душу, спросил:

Ну что же, батюшка, исполните вы просьбу убогого Серафима?

И я сказал:

– Если Бог удостоит исполнить, то постараюсь сделать, как вы желаете!
- Ну, - сказал отец Серафим, - благодарю вас! Не забудьте же эту девушку!… А она, скажу вам я, убогий Серафим, она, как ангел Божий и по душе, и по плоти..

Но, может быть, вы смутитесь, когда я вам скажу ее звание?.. Она - простая крестьянка!.. Но не смущайтесь сим, ваше Боголюбие: она и по праотцу нашему Адаму, и по Господе нашем Иисусе Христе сущая вам сестра!

Тут Батюшка стал говорить о том, как нам жить с будущей моей женой, и беседу свою завершил повторением просьбы своей, умоляя не забывать ни просьбы своей, ни беседы, а затем отпустил с миром, ничего уже не говоря о Языковой…

…В указанное время Мотовилов не имел еще никакого понятия ни о Дивееве, ни о той роли, которую с течением времени он должен был играть в судьбах этого последнего на земле жребия Царицы Небесной.

Восьмилетняя в то время девочка Елена Милюкова еще того менее могла подозревать, что когда-нибудь выйдет замуж, да еще за богатого дворянина, который в будущем не постоит ни перед чем, чтобы исполнить завет своего Батюшки, и в мирском облике станет тем служкой Божией Матери и Серафимовым, каким он стал по дивному смотрению Божиему впоследствии» (Николай Александрович Мотовилов и Дивеевская обитель. Издание Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского женского монастыря,1999, с.42,45-46,48.)

Раз браки совершаются на небесах, значит надо учиться слышать волю Божию о себе, которая христианину открывается через молитвенную жизнь его сердца, обращенного к Богу.

О благословении духовника

Когда вопрос о браке решается людьми церковными, то необходимо благословение духового отца или приходского священника, у которого жених и невеста исповедуются обычно.

Послушание духовнику помогает избежать тех ошибок, которые так часто совершаются из-за отсутствия жизненного и духовного опыта.

Когда в церкви совершается венчание?

Для церковного венчания жениху и невесте необходимо выбрать день для совершения таинства венчания и предварительно договориться со священником. Надо знать, что браковенчание совершается в особые, установленные церковью, дни – в понедельник, среду, пятницу и воскресенье. Исключение составляет дни накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников. А также в продолжение всех постов: Великого, Петрова, Успенского и Рождественского.

В продолжение Святок – от 7 января до 20 января, во время Масленицы, а также в течение Светлой седмицы; накануне и в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи – 11 сентября; накануне и в праздник Воздвижения Креста Господня – 27 сентября.

Само венчание является отдельной службой, совершаемой в церкви после литургии. В тот же день или накануне жених и невеста приобщаются Святых Христовых Тайн с тем, чтобы приступить к таинству венчания в чистоте духовной.

“Наша Божественная Литургия, и в особенности Евхаристия есть величайшее и постоянное откровение нам любви Божией! – свидетельствует пастырь Божий святой праведный .

Для жениха и невесты, готовящихся к созданию новой семьи,- домашней церкви - пребывание на Божественной службе, особенно в такой для них день, самое лучшее духовное укрепление. Ведь Сам Господь принимает их на своем брачном пиру, которым является Святая Евхаристия. Не случайно в Евангелии Царство Небесное не единожды уподобляется браку и брачному пиру.

О символике обручальных колец

Таинство венчания предваряется обручением жениха и невесты. В старину оно совершалось отдельно от венчания и являлось испытанием верности и любви, залогом которых являлись обручальные кольца.

Само слово “обручение”, как указывает толковый словарь В.И. Даля (Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля в 4-х тт., Русский язык, 1999, т.2,с.616.) происходит от слова “обруч”, или “кольцо”, являющееся древним символом вечности. А так как цель брака есть достижение нетленного образа вечности, то и непременным условием его совершения является обмен кольцами между женихом и невестой.

В древней Церкви епископ, совершая обручальное благословение, возносил такое молитвенное благопожелание:

“Благослови, Господи, кольцо это… ибо как оно венчает палец человека… так и благодать Святого Духа пусть окружает жениха и невесту, чтобы они видели сыновей и дочерей до третьего и четвертого рода, которые да восхвалят имя Твое”.

Таким образом, жених и невеста, “как чада света”, по слову апостола Павла (Эф.5,8), свидетельствуют всем, что они чисты и целомудренны пред Богом. Пламень свечей озаряет начало новой жизни, где свет - источник Божией святости. Союз о Господе обязательно привлекает к себе благодать Божию. “Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них” (). Жениху вручается невеста и муж принимает ее от Бога и Его Церкви, по слову блаженного Симеона. (Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского, СПб.,1856,с.353.) Все невесты прекрасны, как белоснежные лилии. Они радуют взор и веселят сердце. Не случайно Архангел Гавриил явился к Деве Марии с цветком лилии - символом целомудрия и чистоты.

Что означает каждение новобрачных?

Когда жених и невеста стоят с возжженными свечами, священник совершает крестовидное каждение новобрачных. Тем самым он призывает на них благодать Святого Духа, напоминая нам события из ветхозаветной книги Товита, где повествуется о женитьбе Товии, сына Товита на дочери Рагуила Сарре, предназначенной ему Богом в жены. И чтобы свершилась воля Божия, близ Сарры находился злобный дух, который умерщвляет всех женихов, приводя в отчаяние и невесту, и ее родителей.

Пламенно молились Товия и Сарра, чтобы Господь благословил их брачный союз. Молитва новобрачных была услышана. Архангел Рафаил, который привел Товию в дом его невесты, научил его, как каждением отогнать вражью силу (Книга Товита, главы 6-8.). Таким образом, крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Святого Духа, освящающего нас для благих дел.

Как совершается обручение?

Когда священник совершает каждение жениха и невесты, стоящих с возжженными свечами в храме, Церковь возносит молитвы, испрашивая у Бога мир, необходимый новобрачным, молится о ниспослании им совершенной любви и помощи, благодати для непорочного жительства, ибо только Единый Бог дарует брак честен и ложе нескверное. Молит Церковь об избавлении от всякия скорби, гнева и нужды, обращается ко Преблагословенной Владычице Пресвятой Богородице о заступничестве и спасении.

В своих молитвах Церковь вновь возвращает нас ко временам Ветхого Завета. Мы вспоминаем Исаака и Ревекку, которых друг для друга избрал Сам Господь. И священник, приводя их в пример, испрашивает благословения у Бога на обручение предстоящих здесь жениха и невесты, чтобы “союз любви положить им неразрушимый”.

Затем священник трижды крестообразно благословляет сначала жениха, а затем невесту кольцами, которые были освящены на святом престоле этой церкви.

Первый шаг соединения жениха и невесты священник сопровождает словами: ”Обручается раб Божий (называется имя жениха) рабе Божией (называет имя невесты) во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь”. А потом обращается к невесте с теми же словами: “Обручается раба Божия (называет ее имя) рабу Божьему (называет его имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь”.

Супружеский союз несет в себе залог единства и вечности. Кольца надеваются на персты правых рук, знаменуя благословение на всякое доброе дело - “…и десница раб Твоих благословится” - говорит текст молитвы, читаемой священником после обручения. Кольца свидетельствуют о благодатной помощи в сохранении супружеской любви, немеркнущей благодаря Божией милости.

Что означает белый плат под ногами жениха и невесты?

С пением псалма царя Давида “Блаженны все боящиеся Господа…” жених и невеста с возжженными свечами выходят на середину храма и становятся пред аналоем, на котором лежат Святое Евангелие и крест Христов. Этим Церковь показывает, что во всех путях своей жизни, во всех начинаниях, супруги должны следовать евангельским заповедям. А Крест Христа Спасителя должен укреплять их духовно в несении собственного креста, заповеданного Господом всем христианам.

Под ногами новобрачных белое полотенце или белая ткань - символ единства и радости нераздельного жительства в супружестве. Как и подвенечное платье невесты, эта белоснежная ткань говорит о чистоте и целомудрии вступающих в брак, о том, что их мысли, чувства и дела так же безупречны по отношению друг ко другу и ко Господу.

О чем жених и невеста возносят обеты Богу во время венчания?

Когда смолкнут церковные песнопения и в храме станет тихо, священник обращает к жениху и невесте поучительное слово Церкви, которое приготовляет их к произнесению брачных обетов.

Обеты даются верующими или в благодарность Господу за оказанную небесную помощь, или при молитве о помощи Божией. Нарушение обетов, данных Богу, составляет грех против третьей заповеди Закона Божия: “Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно”.

Поэтому прежде, чем будут произнесены обеты, священник вопрошает новобрачных, начиная с жениха: “Имеешь ли (называет его имя) произволение благое и непринужденное и крепкую мысль взять себе в жены (называет имя невесты)…” Согласие жениха свидетельствует, что отныне он готов взять на свои плечи всю ответственность за свою семью и будет заботиться и о жене, и о детях, которыми Господь благословит их союз, отныне он сознает себя главой семьи по образу Христа, являющегося Главой Церкви, по неизреченной любви к которой взошедшего на Голгофский Крест.

И следующий вопрос священника: “Не обещался ли иной невесте?” Отрицательный ответ жениха свидетельствует о его благоразумии и чистой совести, верности и готовности быть домостроителем своей семьи, как служитель Христов и домостроитель Таин Божиих (): “От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным”.

Те же вопросы предлагает священник и невесте: “Имеешь ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, взяти себе в мужа сего (имя жениха)…” Своим ответом невеста свидетельствует, что ей известно призвание жены и матери и она готова быть верной помощницей мужу, любящей супругой и добродетельной матерью по слову премудрого Соломона: «Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов; уверенно в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей” ().

Ответы невесты: “Имею, честный отче”, “Не обещалась, честный отче” также свидетельствуют о ее благонравии и благочестии, готовности быть мужу и детям надежной опорой в жизни.

Брачные обеты жениха и невесты подтверждают пред Богом и Церковью добровольность и нерушимость их намерений. В христианском браке такое свидетельство является главным условием для признания жениха и невесты - мужем и женой.

«Положил еси на главах их венцы…»

Когда женихом и невестой произнесены брачные обеты священник приступает к совершению таинства венчания. Как любое церковное действие оно начинается с молитвенного прошения, призывающего благословение и милость Божию на всех молящихся. Священник вспоминает Богом благословенные браки святых праотцев и призывает на будущую семью благословение Господне, которого сподобились Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Рахиль, Иосиф и Асенефа, Захария и Елизавета; священник вспоминает благословение брачной четы Господом в Кане Галилейской и просит Его, невидимо предстоящего здесь, благословить союз рабов Божиих, чьи имена он громко называет и молит о даровании им мирной и долгой супружеской жизни, благословение будущим детям и благополучие всему дому.

В следующей молитве священник молит Господа сохранить брачующихся, как сохранены были в ковчеге Ной и вся его семья, как чудесно спасся Иона во чреве китовом и три отрока в пещи Вавилонской обрели в огне небесную прохладу.

Возносится ко Господу и особое прошение о родителях, чьи молитвы “утверждают основания домов” ().

И вот наступает тайносовершительная минута, когда священник возлагает на благословенную чету венцы - знамение царской власти.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца и освящающий его. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (называет его имя) рабе Божией (называет имя невесты) во имя Отца и Сына и Святаго Духа”.

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя невесты) рабу Божию (имя жениха) во имя Отца и Сына и Святаго Духа”.

Возложением венцов Церковь воздает жениху и невесте особую честь за духовный подвиг соблюдения целомудрия до брака.

При возгласе священника: “Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)”, - свершается таинство брака. Церковь провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи – малой церкви. Церковное благословение знаменует вечность и нерасторжимость рожденного союза: “Что Бог сочетал, того человек да не разлучает” ().

Кто такие свидетели при венчании?

Когда священник возлагает венцы на главу жениха и невесты, то принимают и держат их восприемники, или свидетели. За невестой стоит ее подруга, а за женихом - друг. Они являются молитвенными хранителями этого брака, духовными наставниками, поэтому “должны быть православными и боголюбивыми” (Сочинение блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского, 1856,СПб, с.357.), - дополняет блаженный Симеон.

Чему научает мужа и жену слово святого апостола Павла и евангельское чтение о брачном пире в Кане Галилейской?

И слово апостола Павла к церковной общине Эфеса, и евангельское чтение о пире в Кане Галилейской говорят о главном - о послушании как непреложном законе всех взаимоотношений между христианами.

“Что скажет Он вам, то и сделайте”, - говорит Божия Матерь. И вот исполнили, как было сказано, и обрели нежданно в сосудах вино с избытком.

И святой апостол Павел призывает верующих: “Повинуйтесь друг другу в страхе Божием” (Эф.5,21). То есть ради Христа, ради любви к Нему. И мир входит в их дома и сердца, и благословляет Господь, даруя им блага земные и небесные.

Брачный союз подобен нерасторжимому единству Христа и Его Невесты-Церкви, идущих во имя любви друг ко другу на добровольную крестную жертву. Господь во имя любви и спасения человечества восходит на Голгофу. Церковь, чьи верные чада жизнью во славу Божию и смертью за святую православную веру свидетельствовали свою любовь к Богу на протяжении двух тысячелетий непрестанной духовной брани.

Что символизирует испитие вина из общей чаши молодыми?

После чтения Евангелия Церковь вновь возносит свои молитвы о новобрачных. Затем священник приносит чашу с вином и, благословив ее, подает новобрачным. Жених и невеста поочередно пьют из нее во ознаменование отныне их нераздельного бытия, как духовного, так и телесного, а также во свидетельство их единения в благомыслии о Боге.

О хождении вокруг аналоя

Затем священник соединяет правые руки супругов в знак их единения во Христе и покрывает их концом епитрахили, что символизирует вручение мужу чрез руки священника жены от Самой Церкви. Далее он, держа в руках крест, трижды обводит их вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие. Круг во все времена служил знаком вечности, потому хождение вокруг аналоя символизирует нерасторжимость заключенного союза. Оно совершается трижды во славу Святой Троицы.

Следуя за священником, новобрачные поют церковные тропари, смысл которых открывает сокровенное значение их брака как единение во Христе для служения Богу.

“Исае ликуй, Дева име во чреве, и роди сына Эммануила, Бога же и человека, восток имя Ему: Его же величающе, Деву ублажаем”.

Так Церковь воспевает самое радостное событие во Вселенной - Рождество Христово. Это песнопение в контексте с происходящим в данный момент в храме раскрывает новобрачным, что рождение их семьи находится теперь в череде церковных событий и имеет ту же цель, что и Боговочеловечение - спасение друг друга для вечной жизни со Христом.

Затем воспевается тропарь “Святии мученицы, добре страдальчествовавшии, и венчавшиися, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим”.

Это молитвенное взывание к тем, кто принял добровольное страдание, принесшее венец мученичества, и сподобился через это Царства Небесного. Церковь тем самым говорит нам, что добрые супруги терпением скорбей уподобляются христианам, стяжавшим мученические венцы за свой крестный подвиг исповедничества веры во Христа.

В завершении воспевается тропарь “Слава Тебе Христе Боже, апостолов похвало, мучеников радование, ихже проповедь, Троице Единосущная”.

Это песнопение напоминает, что путь благовестия Христова ожидает каждого христианина, ибо по слову апостола Павла: ”Сердце верует к праведности, уста исповедуют ко спасению” (). Следуя этим путем, муж и жена должны быть прежде всего достойным примером для своих детей и верными помощниками друг другу.

Напутственное слово Церкви

В старину новобрачные семь дней пребывали осененные венцами и только на восьмой день особым чином в храме разрешались от них. В современной практике отъятие венцов совершается по окончании торжественного шествия. Священник произносит об этом краткую молитву. Но всю последующую жизнь эти венцы будут незримо украшать мужа и жену, если они будут всегда следовать правде Божией, хранить мир и любовь друг ко другу.

Заключает венчание особая молитва о новобрачных, в которой священник испрашивает у Господа благословение на всю их жизнь, а также благочадие и долгожитие. Обращается он и к Божией Матери, испросившей у Господа милости для новобрачных в Кане Галилейской.

Вспоминаются в этом молитвенном прошении и боговенчанные святые равноапостольные царица Елена и царь Константин, особо чтимые Церковью. Они первые из земных царей приняли христианскую веру и утвердили ее как государственную, приведя в лоно Святой Церкви Христовой всю подвластную им вселенную.

В молитве о новобрачных Церковь обращается к святому великомученику Прокопию, который своими страданиями за Христа воодушевил стяжать венцы мученичества двенадцать благородных женщин, взошедших на крест, как на брачный пир.

Подобными примерами новобрачные призываются Церковью хранить в сердце апостольскую ревность и служить Богу своими трудами, ибо отныне они являют собой малую церковь, благословенную в день их венчания Господом нашим Иисусом Христом.

“Многия и благия лета…” воспевает новобрачным Церковь, а священник обращается к ним с пастырским словом, которое они должны выслушать с особым вниманием, ибо по наитию во время свершения таинства священник говорит слово не столько от себя, сколько открываемое ему Господом по благодати священства, говорит именно то, что важно для предстоящих пред ним и перед Богом. Его слово будет о самом необходимом на поприще семейной жизни, где они призваны служить ближним и Богу.

О нерасторжимости церковного брака

Церковный брак нерасторжим, за исключением случаев смерти одного из супругов или вины прелюбодеяния. Об этом нам свидетельствует Священное Писание:

«Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» ().

Что может препятствовать христианскому браку?

Православная Церковь считает гражданский брак лишенным благодати как человеческое устроение, но как факт признает и не считает его незаконным блудным сожительством. Однако условия заключения брака по гражданскому законодательству и по церковным канонам имеют различия. Не всякий гражданский брак может быть освящен Церковью.

Церковь не допускает вступление в брак более трех раз, тогда как по гражданскому законодательству разрешен четвертый и пятый брак, которые Церковь не благословляет.

Венчание невозможно, если кто-либо из супругов не крещен и не собирается принять крещение перед венчанием или пришел на венчание по чужой воле.

Венчание невозможно, если один из супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Для этого необходимо расторжение гражданского брака, а если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на расторжение его и благословение на вступление в новый брак.

Препятствием к совершению браковенчания является кровное или духовное родство жениха и невесты. Если они являются восприемниками при крещении одного человека, то их брак не может быть благословлен Церковью.

О свадебной трапезе

Святая Церковь предостерегает от неблагоговейного поведения после совершения таинства венчания как самих новобрачных, так и приглашенных гостей. В 53-м правиле Лаодикийского Собора сказано: «Не подобает на браки ходящим скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам». Брачный пир должен быть чужд всякого невоздержания и неприличия. Об этом должны позаботиться свидетели на свадьбе, которые по русскому обычаю являются одновременно и почетными гостями, и благочестивыми разумными хозяевами на брачном торжестве.

О супружеской жизни

В постановлении одного из Карфагенских Соборов говорится: «Жених и невеста, по получении благословения, должны проводить следующую ночь в девстве из благоговения к полученному благословению».

Церковь осуждает невоздержанное проведение молодыми супругами «медового месяца». Их сдержанность и умеренность будут вознаграждены тихой радостью и счастьем первых дней новой, совместной жизни.

Также воздержание требуется по церковным канонам во все воскресные и праздничные дни, дни причащения, покаяния и поста. Преподобный говорил юноше, вступающему в брак: «…И еще храните чистоту, храните среды и пятницы, и праздничные, и воскресные дни. За не хранение чистоты, за не соблюдение среды и пятницы супругами дети родятся мертвыми, а при не хранении праздников и воскресных дней жены умирают родами».

То же писал в одном письме и старец : «Болезнь жены вашей, может быть, произошла по вашей же вине: или не почитали праздников в супружеских отношениях, или не соблюдали супружеской верности, за что и наказываетесь болезнями жены».

Умение сдерживать себя в супружеской жизни приносит благие плоды душевного мира и благоденствия в семье, укрепляют мужа и жену духовно, делает их способными противостоять скорбям и испытаниям, неизбежным в семейной жизни, воспитывают их способным к жертвенности и самоограничению.

Каким святым молиться о благополучном браке?

Во всех православных молитвословах можно найти молитвы на разные случаи семейной жизни. Каждое наше молитвенное воздыхание Господь слышит, но в жизни нас окружает именно то, что благопотребно для спасения нашей души, которая в очах Божиих безценна. «Стучите и отверзется..», - говорит нам Господь.

О благословении на вступление в брак молятся Пресвятой Богородице в честь Ее иконы «Казанская», благоверному князю Петру и княгине Февронии, Муромским чудотворцам.

О совете и любви между мужем и женой молятся святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову.

О всякой семейной и бытовой нужде - святой блаженной Ксении Петербургской.

При безчадии совершают молитвы праведным богоотцам Иоакиму и Анне, святому пророку Захарии и Елисавете. При желании иметь дитя мужского пола - преподобному .

О воспитании детей в христианском благочестии - мученице Софии и преподобному Сергию Радонежскому.

О помощи в житейских делах, о благословении Божием над домом - священномученику Власию, епископу Севастийскому.

«Без Бога не до порога»

Мы надеемся, что наш рассказ о церковном таинстве венчания поможет читателю серьезно задуматься о себе самом. Последние поколения россиян выпали из церковной жизни и почти сто лет были лишены какого бы то ни было религиозного опыта. Большинство из нас так и продолжает жить, следуя общепринятым стандартам, плывя по течению среди соблазнов мира сего. Разве среди этого грохота, толчеи и круговращения найдется место для вечности? Разве может Господь, стучащий в наше сердце, быть услышан? Разве такая жизнь не подобна нарисованному солнцу, которое и не светит, и не греет?

Но стоит переступить порог храма, стоит присоединить свое сердце к общей молитве, как неведомое прежде бытие откроет нам сокровенную радость общения с Богом. Тогда станет очевидным и непреложным многовековой опыт русской жизни, запечатленный в простых словах “Без Бога не до порога”.

В заключении нашего рассказа о церковном венчания напомним главное - это таинство есть особое благословение Церкви, Главой которой является Сам Господь. Поэтому так важно приступить к нему подготовленным, собранным, чистым, без обмана, чтобы оно совершилось не в осуждение, а во спасение души. Тогда семейная жизнь будет иметь прочное, незыблемое основание. И все молитвы, произнесенные в этот день в храме, принесут свои благие плоды, “ибо у Бога не останется бессильным никакое слово”().

У церемонии венчания достаточно древние корни, она берет свое начало с IX-X веков и имеет не только красивое содержание, но и несет в себе глубокий смысл. Венчание - это обряд, соединяющий мужчину и женщину перед лицом Бога на вечную любовь и верность, превращая брак в таинство, относящееся к духовному бытию.

Суть венчания

В современном мире, к сожалению, многие люди неверно трактуют саму суть таинства и относятся к этому как к модному и красивому мероприятию, которое может скрасить торжественный день бракосочетания. Даже не задумываясь о том, что венчание - это не простая формальность. Пойти на этот шаг должны лишь те люди, которые веруют в вечность брака на земле и на небесах. И принять такое решение можно только при обоюдном согласии, как осознанный и хорошо обдуманный поступок. Не следует забывать, что обряд относится к одному из семи таинств, в результате которого благодать Святого Духа передается человеку, и происходит это невидимым образом.

Правила венчания

Если всё же отношения в паре проверены временем, чувства глубоки, а желание совершить обряд хорошо взвешено, тогда стоит ознакомиться с условиями, без которых невозможно венчание в православной церкви. Правила являются обязательными для исполнения:

  1. Основанием для венчание является свидетельство о браке.
  2. Главная роль в семье отводится мужу, который должен любить свою жену самоотверженно. А жена должна повиноваться мужу по доброй воле.

Именно на мужа возлагается обязанность хранить связь семьи с церковью. Развенчание допускается только в самых экстренных ситуациях, например, при измене одного из супругов или в случае душевной болезни. Кстати, последнее также может стать причиной отказа в венчании.

В древние времена существовал такой обычай, когда молодые подавали прошение священнику о венчании, он объявлял об этом на народном вече, и только по прошествии времени, если не находились люди, которые могли сообщить о невозможности брака, проводился обряд.

Общее количество венчаний человека на протяжении жизни не может превышать трех раз.

К обряду допускаются только крещеные молодые и их свидетели, на каждом обязательно должен быть нательный крестик.

Если кто-то из венчающихся не знает, крещен он или нет, нужно обязательно обсудить этот вопрос со священником. Как правило, положительный ответ возможен при согласии молодых родить и растить детей, следуя православным традициям.

Возрастные ограничения: мужчине должно быть не меньше 18 лет, а женщине не меньше 16.

Венчание - это исконно христианский обряд, поэтому к нему не допускаются люди, исповедующие другую религию (мусульмане, иудеи, буддисты и т. д.), а также атеисты.

Запрет на венчание налагается в том случае, если жених и невеста состоят в родственных связях, даже в четвертом поколении. И нежелательно заключение брака между крестными родителями и крестниками.

Если у кого-то из молодоженов заключен побочный брак, венчание запрещается.

А вот такие обстоятельства, как беременность жены, или если у молодоженов нет родительского благословения, не являются поводом для отказа в венчании.

Когда можно проводить венчание?

По православному календарю венчания можно проводить в течение всего года, за исключением дней больших постов - Рождественского (с 28 ноября по 6 января), Великого (семь недель до Пасхи), Петрова поста (со второго понедельника после Троицы до 12 июля), Успенского (с 14 по 27 августа), Масленицы, в канун всех больших церковных праздников. Венчальные церемонии проводятся в понедельник, среду, пятницу и воскресенье. Но, согласно народным поверьям, среда и пятница не подходят для совершения таинства. А также лучше избежать венчания 13 числа.

А вот самыми счастливыми для брака считаются периоды после Покрова осенью, от Крещения до Масленицы зимой, между Петровым и Успенским постом летом, на Красную Горку весной.

Много пар хотят повенчаться в день официальной регистрации брака, но назвать это правильным нельзя. Священники, как правило, отговаривают молодых от подобного рода поспешных поступков. Лучше всего, когда пары венчаются в годовщину своей свадьбы или уже после рождения детей. Чем позже это случится, тем осознаннее будет этот поступок. Год венчания станет памятным событием, которое засвидетельствует искренность чувств и уверенность в семейных узах.

Подготовка к венчанию

Особое значение имеет и процесс подготовки к такому ритуалу, как венчание в православной церкви. Правила здесь также присутствуют.

Самое первое, что необходимо сделать - это определиться с церковью и священником, который будет проводить обряд. Это достаточно ответственное задание, поскольку выбор нужно делать душой. Молодым в храме должно быть комфортно и спокойно, только так весь процесс будет иметь действительно великое значение. Будет ли это маленькая церквушка или величественный собор, зависит в первую очередь от пожелания молодых, абсолютно вся атмосфера святого места должна гармонично вписываться не только в духовную суть церемонии, но и отвечать душевному состоянию молодой пары, которая решила связать свою судьбу навечно.

С батюшкой тоже нужно обязательно поговорить, обсудить не только организационные моменты, но и присмотреться друг к другу, найти общий язык - это тоже очень важно для обряда. Очень многие батюшки уделяют особое внимание разговору с молодоженами, иногда они могут советовать отложить процедуру или повременить, тогда к советам священника следует прислушаться.

Еще, что немаловажно, не все священники имеют право проводить обряд венчания, например, запрещено это делать постриженным в монахи и находящимся под каноническими запретами. Иногда обряд по желанию молодой пары может проводить священнослужитель из другой церкви или собора, если, например, он является их духовным отцом.

проведения обряда

Со священником необходимо согласовать дату и время, на которое назначено православное венчание. Правила церковной жизни обязывают к этому. Иногда в церкви одновременно могут венчаться несколько пар, этот нюанс также необходимо обговорить. Следует побеспокоиться, если на венчание фото- и видеосъемку будут проводить несколько операторов, чтобы не возникло суматохи, и это не испортило всего обряда.

Еще за неделю до венчания молодые должны начать соблюдать пост: не употреблять в пищу мясо, не пить спиртные напитки, не курить, воздерживаться от супружеской близости. Перед венчанием молодожены должны посетить богослужение, исповедоваться и причаститься.

Также необходимо заблаговременно побеспокоиться о покупке и Божьей Матери, которые обязательно должны быть освящены, обручальных колец, которые до совершения обряда нужно отдать священнику, свечей, двух белых полотенец и четырех носовых платков. Следует обратить внимание, что по церковным канонам кольца следует покупать для жениха из золота, для невесты из серебра. Как правило, приобретение всех необходимых атрибутов возлагается на свидетелей.

Традиция использования в обряде также имеет древние исторические корни. Издревле родители благословляли своих детей с использовании святых икон: сына - Христа Спасителя, дочь - Богородицы, давая, таким образом, наставление на путь истинный.

За проведение обряда венчания принято оставлять вознаграждение, о деньгах также следует поинтересоваться у священника. Если у пары нет финансовой возможности оплатить полностью всю сумму, можно об этом рассказать. Иногда сумма вообще не оглашается, и батюшка предлагает дать милостыню на церковь, в том размере, какой предоставляется возможным для молодоженов.

Выбор наряда для невесты

Что касается подвенечного платья невесты, которое она наденет на венчание в православной церкви, правила заключаются в следующем:

  • платье не должно быть очень облегающим или коротким, но и слишком пышные и шикарные наряды тоже не подойдут;
  • ни в коем случае не должны быть оголены плечи, декольте или руки выше локтей;
  • можно использовать накидку, которая прикроет открытые части тела;
  • наряд должен быть белого или другого цвета бледных оттенков;
  • голова обязательно должна быть покрыта, для этого используется платок или фата;
  • нельзя использовать слишком яркий макияж и насыщенный аромат духов;
  • вместо свадебного букета в руках у невесты должна быть

Также следует заблаговременно позаботиться об обуви, лучше всего подойдут туфли с закрытым передком на низком каблуке, ведь церемония венчания длится около часа, невеста должна чувствовать себя комфортно на протяжении всего этого времени.

Есть очень интересное поверье. Платье невесты обязательно должно быть с длинным шлейфом. По народному сказанию, чем длиннее будет шлейф - тем больше времени молодые будут вместе. Если шлейф в наряде не предусмотрен, его можно прикрепить только на время проведения венчания.

Также, когда проходит венчание в православной церкви, правила распространяются и на внешность всех присутствующих гостей. Женщины должны быть в платьях или юбках с прикрытыми коленями, также не следует оголять декольте и руки, голову нужно прикрыть платком или шарфом. На церемонии венчания не обязательно присутствие всех гостей свадьбы, это могут быть люди, которые действительно веруют в таинство обряда и относятся к этому процессу искренне. Для соблюдения формальности такие мероприятия лучше не посещать, а прийти только на банкет.

Церемония венчания

Венчание всегда начинается только после службы. Обряд состоит из двух этапов: первый - это обручение, венчание - это второй этап. В прошлом они были разделены между собой временем. После обручения пара могла расстаться, если возникали на то причины, венчание могло состояться только в том случае, если чувства были крепкими и искренними, ведь муж и жена выбирали друг друга не только для земной жизни, но навечно. В современном обряде обе составляющие церемонии происходят в один день.

Обручение

Обручение происходит у входа в церковь. Невеста становится по левую руку от жениха. Священник читает молитву, после чего он три раза благословляет пару и дает им в руки зажженные свечи. Снова читает молитву и обручает молодых кольцами. Кольца меняют с руки молодого на руку невесты трижды, в итоге золотое кольцо жениха остается на руке у молодой, а её серебряное кольцо на пальце будущего мужа. Только теперь пара может называть себя женихом и невестой.

Венчание

Священник заводит пару в храм и ставит перед аналоем на белое полотенце. Мужчину и женщину спрашивают, по доброй ли воле они сюда пришли, нет ли препятствий для заключения брака. Свидетели берут в руки венцы и держат их над головами у жениха и невесты. Здесь следует отметить, что сделать это не так и просто, особенно если свидетели низенькие, а молодые высокие, да и время церемонии не менее чем сорок минут в городских церквях, а если обряд проводится в монастыре, тогда и больше часа. Поэтому свидетелей желательно выбирать повыше. После прочитанных молитв молодым выносят чашу с вином, которую они должны три раза испить как символ того, что с этой минуты все в паре будет делиться поровну - и счастье, и горечи.

Следует предостеречь невесту: во время испития из чаши вина может возникнуть ситуация, когда фата очень близко окажется возле свечи и произойдет воспламенение. Чтобы этого не случилось, желательно заранее побеспокоиться о длине фаты, которая должна быть не слишком большой.

Руки новобрачных связывают белым полотенцем и их обводят вокруг аналоя трижды. В это время поет церковный хор. Батюшка подводит пару к алтаря и читает назидание на вечную жизнь вместе. После венчания все гости начинают поздравлять молодых, и раздается колокольный звон, знаменующий о рождении молодой семьи.

Если у молодых есть желание запечатлеть на долгую память венчание, фото- и видеосъемку можно проводить с разрешения священника. Правильнее всего согласовать, где именно должен находиться оператор, как ему лучше стоять или перемещаться. Обычно в церквах и соборах достаточно специфическое освещение, поэтому, для того чтобы качество съемки впоследствии не огорчило, желательно обратиться к хорошему специалисту. Бывают случаи, когда съемка категорически запрещена, тогда, чтобы памятное событие осталось в семейных архивах, можно сделать фотографии на фоне собора или храма.

Венчание на царство

Есть еще один древний обычай, о котором следует упомянуть, чтобы внести некоторую историческую ясность, - венчание на царство. Этот обряд проводили во время церемонии коронации монархов, и первым это начал Иван Грозный. Корона, которая при этом использовалась, вошла в историю под известным всем названием - шапка Мономаха. Обязательными атрибутами действа были бармы, держава и скипетр. А сам процесс имел сакральное содержание, основной сутью которого было таинство миропомазания. Но никакого отношения к бракосочетанию этот обряд не имеет.

Загрузка...
Top