Зачем нужно венчание в православной церкви. Все о таинстве венчания в православной церкви — от подготовки до совершения. Каким святым молиться о благополучном браке

К организации венчания следует подойти со всей серьезностью. В первую очередь решите, в какой день и в каком храме вы хотели бы . На сегодняшний день в большинстве существует предварительная запись, благодаря которой вы можете выбрать даже время проведения обряда. Присутствие молодоженов при записи не обязательно, это может сделать любой ваш родственник. Если же в выбранной вами предварительная запись отсутствует, то необходимо оформить квитанцию на проведение венчания уже непосредственно в день свадьбы. В этом случае нельзя назвать точное время таинства, провести его священник сможет только после других дел. Но зато можно договориться на проведение обряда с определенным священником, если есть в этом необходимость.Подготовиться нужно не только в организационном плане, но в первую очередь в духовном. Перед совершением таинства жениху и невесте необходимо соблюдать трехдневный пост, посещать вечерние службы, исповедь и . Священник вам подскажет, какие именно молитвы следует в эти дни. Также во время необходимо воздержаться не только от продуктов животного происхождения – мяса, яиц, – но и от брачных отношений.В день свадьбы молодожены должны прийти в храм к началу службы, перед этим нельзя ничего есть и пить, курить и выполнять супружеский долг. В храме невеста и жених , молятся и затем причащаются. После этого есть время, чтобы переодеться в венчальные одежды, при этом невесте лучше отдать предпочтение удобной обуви, в противном случае несколько часов стояния на высоких каблуках могут обернуться настоящей пыткой.Обручальные кольца необходимо заранее отдать вашему венчающему священнику, чтобы он смог освятить их. Во время обряда на молодоженах обязательно должны быть нательные , а у невесты – головной убор. Это может быть фата, если вы венчаетесь в день официального бракосочетания, или же платок или шарф. Во время обряда допускается присутствие родственников и друзей, а вот снимать процесс венчания или делать фотоснимки разрешено не во всех храмах.

Видео по теме

С возрождением православия в нашей стране начали возрождаться и православные традиции. Одной из самых ответственных и торжественных из них является обряд венчания. Это осознанное событие – взаимная клятва двух людей, создающих семью, перед лицом Господа. Раньше венчание означало, что клятва в верности дается навек, сегодня церковь допускает повторение этого обряда до трех раз.

Инструкция

Венчание совершается только тогда, когда на руках у пары уже имеется свидетельство о заключении брака, оба они должны исповедовать православную веру. Когда уже назначен день венчания, обоим будущим супругам следует подготовиться к этому таинству. Не надо слепо следовать моде и венчаться только потому, что это красивая и торжественная церемония, отнеситесь к ней серьезно и начните готовиться к событию загодя, хотя бы за неделю.

Перед венчанием следует соблюдать строгий пост в течение недели. Если вы действительно верующий человек, проведите 3-4 дня до события в молитвах, обратитесь к Богу с просьбой благословить и направить ваш брак. За день или два до венчания вам обоим необходимо исповедоваться и причаститься. Время для этого будет назначено священником, с которым вы договоритесь о венчании. Если вы не очень хорошо знаете порядок проведения этих обрядов, не волнуйтесь – батюшка посвятит вас в эти правила.

Заранее приобретите две иконы с изображением Иисуса Христа и Божьей . Этими иконами вас будут благословлять родители, если в ваших семьях нет венчальных икон, которые передавались по наследству. Эти иконы должны принести с собой на обряд родители молодоженов, а в случае их отсутствия, сами молодые. Молодых, как и на обычной

(21 голос : 3.76 из 5 )

Рождение христианской семьи совершается по благословению Церкви, которая соединяет двоих в единое целое в таинстве венчания. О такой семье существует особое Божие промышление, так как в основании ее лежит евангельская заповедь о любви.

Что нужно знать христианину об этом церковном таинстве, как к нему подготовиться? Об этом и будет наш рассказ, предназначенный жениху и невесте, готовящимся к свадьбе, или не венчанным супругам, прожившим бок о бок быть может до самого золотого юбилея. Им всем мы предлагаем задуматься над простым вопросом, который так хорошо знали наши прапрабабушки и прапрадедушки - для чего люди венчаются?

Почему венчание преследовалось врагами Церкви?

Многие из наших читателей если и не присутствовали при совершении церковного венчания, то непременно имеют о нем представление по многочисленным кинофильмам.

Прежде всего вспоминается царевна-невеста в белоснежном подвенечном уборе. Горящие свечи, ликующие песнопения и церковные молитвы. Торжественное шествие за священником вокруг аналоя под сенью царственных венцов. Падающий с неба колокольный перезвон, славящий союз любви. Множество цветов и поток радости, переливающийся через край этого особенного дня, когда пред Богом и людьми двое впервые предстали как муж и жена.

Старшее поколение еще помнит, как совершалось торжественная регистрация во дворце бракосочетания или районном загсе в сопровождении свадебного марша Мендельсона. И лишь немногие после загса осмеливались венчаться тайком…

К делам давно минувших дней теперь относят эпоху лютых гонений на : разрушение храмов, преследование духовенства, искоренение самой веры. Не кровоточит наша память, встречаясь с фактом недавней действительности, когда один предприимчивый вождь народа самонадеянно «пророчествовал», как «покажет по телевидению последнего попа».

Так действовали враги Христа, последовательно воплощая в жизнь свой чудовищный план разрушения России - оплота православия.

Попрана самодержавная власть, оклеветана и расстреляна семья последнего государя российского, чтобы навсегда исчезли с лица земли и памяти нашей их иконописные лики, данный нам на веки истинный образ христианского брака. Начинает утверждается сатанинский разрушительный стереотип человеческих отношений. Иродиада становится идеалом новой женщины.

Как известно, она была из рода Маккавеев и внучкой Ирода Великого. Искала царских почестей и власти, которых не имела в браке с Иродом Филиппом, своим двоюродным дядей. В ее жилах смешалась кровь многих злых и сладострастных предков. Она склонила к прелюбодейной женитьбе брата своего мужа Ирода Антипу, правителя Галилеи.

Будучи всенародно изобличена Иоанном Крестителем в нарушении закона, она, затаив злобу, искала случая расправиться со святым пророком. Орудием мести стала ее дочь Саломия. В день годовщины восшествия на престол Ирода она угодила правителю и всем гостям своим танцем, и поэтому Ирод публично пообещал Саломии любую награду, даже до половины своего царства. Вот как описывает последовавшие за тем события Ф.В. Фаррар.

«Обрадованная девица побежала посоветоваться со своей матерью, и тут-то и представилась для Иродиады возможность удовлетворить свою кровожадную мстительность. “Проси, – сказала она, головы Иоанна Предтечи, чтобы тебе теперь же дали голову этого ненавистного пророка на блюде”. Ирод с ужасом выслушал эту просьбу. Она отрезвила его, так как шла вопреки всех его лучших убеждений. Если бы он способен был на какое-нибудь мужество, то легко мог бы отклонить эту просьбу, как не соответствующую цели его обещания. Но ложный страх перед людьми и жажда одобрения, страсть к популярности, тщеславие власти – все это подавило в нем лучшие побуждения. В темницу послан был палач, сверкнул меч, и, по просьбе безстыдной девицы, по наущению обезумевшей от ненависти прелюбодейки, вследствие тщеславной слабости преступного царька, отсечена была голова величайшему из рожденных женами! Эта голова, положенная на окровавленное блюдо, была поднесена княжне, и та отнесла ее своей матери, которая излила над ней всю свою ненависть, к какой только способна была негодная разъяренная женщина» (Ф.В. Фаррар. Из главы «Ироды» в книге «Совесть и грехопадение», СПб.,1998, с.120-121).

Впоследствии все трое - Ирод Антипа, Иродиада и ее дочь Саломия приняли мучительную смерть как Божие возмездие за смерть святого пророка Господня Иоанна Крестителя.

Священное Писание учит неразумное человечество о путях праведной жизни – “ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет”(). И все равно с тех пор, как стоит мир, человечество многократно угождало в капкан, расставленный духами злобы поднебесной. «Будете как боги», - слышится обольщающий шепот. И угасает свет разума. Куда теперь склонится чаша весов свободной человеческой воли? Разрушь и семью, и человек заблудится в темном лесу.

Не первый раз в истории христианства проливается кровь. Но не могут враги Божии одолеть Церковь. И на крови мучеников вновь воскресает вера. Неистребима любовь ко Христу всех, кто предал Ему свою жизнь и последовал за Ним, взяв свой крест. «Бог есть любовь», - свидетельствует апостол Иоанн Богослов (). Поэтому само христианство - религия жертвенной любви, у которой два пути: либо посвятить себя Богу и оставить мир, чтобы молиться о нем, либо, пребывая в миру, хранить благословенное супружество, чтя Божию заповедь: «и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (). И дал Бог обетование грядущему человечеству, что «семя жены сотрет главу змия» (), прозревая чрез тысячелетия скромный лик Пречистой Девы из дома Иоакима и Анны.

И вот свершилось Боговочеловечение. Первое, что сделал Спаситель, выйдя на путь служения - благословил брачную чету в Кане Галилейской. По церковному преданию это была свадьба Симона Кананита, который был потрясен произошедшем чудом - претворением воды в прекрасное вино. «Вот Он, обетованный Богом, долгожданный Мессия!» - открылось ему в тот день.

С тех пор каждый брак совершается по благословению Церкви, Главой которой является Сам Господь. Более того, христианский брак созидает свою незримую малую церковь, главой которой является муж, предстоящий пред Господом за всех своих домочадцев. Каждое наше молитвенное воздыхание известно Богу. Надобно только уметь дать место Божией заботе о нас и не забывать - «что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» ().

И если муж и жена вне церковной ограды, жизнь их проходит среди бушующих страстей, которые царствуют в этом мире и крушат непрочные человеческие построения. Вражда и ссоры, ревность и супружеские измены чередуются в нем по замкнутому кругу, из которого нет выхода отвергающим Божию помощь. Об этом свидетельствует нарастающая волна разводов, обрекающая на одиночество и детей, и взрослых.

Береги честь смолоду

Все мы знаем эту пословицу, поставленную Пушкиным эпиграфом к повести «Капитанская дочка». А ведь это был эпиграф к самой жизни русского человека, ко всему его укладу и бытию.

Александр Васильевич Суворов потому и умножил славу русского оружия, что известные слова полководца: «Целомудрие моей дочери дороже мне жизни и собственной чести» , - были не только словами любящего отца. Они свидетельствовали о глубинной несокрушимости его духа. Потому и непобедима была суворовская армия, что жила по евангельским заповедям, составляя единое духовное целое со своим полководцем. Она могла всегда бесстрашно идти на смерть «За Бога, Царя и Отечество!». И этим крепка была наша держава, в которой так жил и веровал православный народ.

Как важно нам сегодня прикоснуться душой к этой патриархальной целомудренности, верно хранящей благочестивые обычаи своих предков. Они строили свою жизнь по слову Божьему. Тогда с житиями святых не расставались ни деды, ни внуки. Духовное наследие святых отцов и учителей Церкви было источником сокровенных раздумий о себе и о жизни. Животворящее слово Священного Писания и Священного Предания мыслилось как нетленное сокровище духа.

Так и современное пастырское слово исследует и поверяет нашу быстротекущую и изменчивую жизнь вечным словом Божиим, которое руководит священником, всегда находящимся в эпицентре человеческих проблем. Для этого ему, подобно апостолам, открыты «глаголы вечной жизни».

«В прежнее время забота о будущей свадьбе не настигала родителей внезапно. Почти с рождения собирали для девочки имение-приданое, прикидывали заботы женитьбы сына. В богатых домах высших сословий записывали за детьми различные блага: деревеньки, дома, откладывали деньги. В крестьянской семье девушке готовили укладку-сундук: шубы, одеяла, платья, рушники. Парню копили на свадьбу. Не зарекаясь от раздела, старались заготовить лишние сани, прикупить лесу, инструмент. Уже младенчик имел свою собственность: принято было дарить «на зубок», а позже к именинам «денежку» на будущее хозяйство. Таким образом, ребенок с самого детства, встречаясь с предметами и разговорами, касающимися его будущего брака, задумывался о самостоятельной семейной жизни.

Свадебные торжества были самым ярким событием в череде семейных праздников. Они выделялись своими длительными и устоявшимися обрядами, совершенно особыми и пышными платьями. Подарками. Песнями. Продолжались не один день. Гостей на свадьбах бывало помногу. Это тоже имело свое воспитательное значение. Старшая сестра или тетя, соседка в свадебном наряде, «как царевна», становилась центром внимания всей семьи, всей улицы, прихода. Девочка глядела, примеряя мысленно к себе такую необычную заботу и любовь близких и, конечно же, богатое платье. Мальчик смотрел на старшего родственника или братова приятеля и тоже размышлял о небывалом почете, которым окружают жениха. Надеялся когда-то испытать то же. В разговорах дети долго обсуждали свадебные подарки, перечень которых по обычной случайности становился достоянием родных и соседей.

Эти подарки также пленяли детское воображение. «Почему, за что ему такое уважение и дары? Что он такое сделал, чем заслужил?» - думало дитя. Спрашивали мать, отца. «Будешь трудолюбивой и скромной, и тебя возьмут замуж. Сошьем тебе красивое платье». «Будь хорошим помощником отцу, не лодырничай, не озоруй - хорошую девушку за тебя отдадут», - отвечала, наверное, мать. От подарков и сапог внимание ребенка переключалось на добродетели. Добродетель получала реальную награду - право быть завидной невестой, завидным женихом. Грех так же имел видимое и ощутимое наказание. «Кто тебя возьмет, неумеху?!», «Кого за тебя отдадут, непутевый?!».

Когда-то внимание наших соотечественников не было так рассеяно. Волнение за здоровье римского папы или небывалый паводок в Бразилии не беспокоили сердец. Зато более душевных сил оставалось на свои, семейные дела и заботы. К будущему браку сына или дочери подготавливались нешуточно. Нравственность, трудолюбие, религиозность, хозяйственные навыки, опрятность, здоровье, послушание родителям, забавы возможных претендентов в родню не ускользали от внимания окружающих. Все впечатления и сведения укладывались в памяти до времени, чтобы потом сделать единственный правильный выбор для счастливой судьбы дочери или сына. Своему «товару» также старались придать вид, дабы потом не было укоров от родственников. «Мать по пяти раз заставляла перестирывать. По углам платком проводила, проверяла, чисто ли. Говорила: «Как замуж пойдешь, на мне грех будет, что неряху вырастила». У ворот тоже не задержишься, обязательно из дому крикнут, что нечего, мол, улицу высматривать», - рассказывала одна женщина о своем воспитании.

И мальчики, и девочки помнили, что «хорошая слава лежит, а худая бежит», и старались не дать повода для худой славы, ведь расплатой за шалость в будущем мог стать позорный отказ при сватовстве, а то и одиночество.

То, что мысли подростка часто обращались к будущему браку, не означает, что у него развивалась плотская мечтательность. В этих думах не было ничего похотного. Свадьба притягивала воображение юных тем, что высвечивала, открывала для окружающих настоящее достоинство человека. Это не всякий мог осознать, но каждый чувствовал» (Священник Сергий Николаев. К женихам и невестам. М., с.5-9).

Так неспешно жила матушка Россия, вмещая в свой каждый день нехитрую мудрость благочестивого бытия, наследуемого из рода в род, твердо зная, что без этого невозможно спокойно смотреть в будущее. Это урок всем молодым и всем родителям, которые должны знать, что для того, чтобы оказаться с возжженными свечами у аналоя, жениху и невесте понадобиться вся их жизнь под родительским кровом. Из уклада, который бытует в отчем доме жениха и невесты, впоследствии складывается главное богатство новой семьи.

О родительском благословении, или кто выбирает невесту?

Были времена, когда жених и невеста впервые встречались только в церкви на венчании. Родительское благословение и воля были непререкаемым законом. Послушание и благочестие детей вознаграждал Сам Господь.

Чтобы узнать волю Божию, бывало, долго молились всей семьей у святых мощей угодников Божиих, заказывали молебны у чудотворных икон, направлялись в монастыри к духовным старцам, которым открыто человеческое сердце и виден Божий Промысл о вопрошающих совета. Известен такой разговор между преподобным и благоустроителем Дивеевской обители Николаем Александровичем Мотовиловым, состоявшийся в октябре 1831 года.

Мотовилов поведал старцу свою сокровенную тайну. Уже более десяти лет, как сердце его было отдано благочестивой девице Екатерине Михайловне Языковой. Но брак никак не устраивался, что необыкновенно печалило Николая Александровича, так как в образе своей первой любви он нашел для себя подлинно христианский идеал самоотверженного женского сердца и не думал искать или желать для себя никого другого.

Преподобный Серафим выслушал его со вниманием, расспрашивая обо всем подробно. И неожиданно поведал Мотовилову, что та невеста, которая преднаречена ему от Бога, сейчас еще мала, ей всего лишь чуть более восьми лет. И далее старец открыл пред изумленным Николаем Александровичем те обстоятельства, которые будут служить их знакомству в будущем и дальнейшему счастливому браку.

«Ведь иное, ваше Боголюбие, просить Господа Бога, чтоб Он преднарек кому невесту, как вот вы, например, просите теперь, чтобы я, убогий, упросил Господа, чтоб Он вам преднарек в невесты Языкову, - а иное, когда Господь уже Сам кому какую невесту преднарещи соблагоизволил, как вот, например, для вашего Боголюбия. Невесте вашей теперь не более восьми лет и трех-четырех или пяти месяцев. Уж это, поверьте, в точности верно, и сам я, убогий Серафим, вам в том свидетельствовать готов… Не о теперешнем времени я вам говорю, а о грядущем. Ведь я вам сказал, что жизнь велика, и в жизни многое случается. Так вот как с вами вперед случится, что вас станут укорять за какую-нибудь девушку, а ее поносить за вас, то вот тогда-то не забудьте просьбы и мольбы убогого Серафима - женитесь на девушке этой!»

«И Батюшка в третий раз поклонился мне, грешному, до лица земли, а я опять упал ему в ноги.

Вставши и прямо глядя мне в глаза, отец Серафим стал зорко в меня всматриваться и, как бы заглянув мне в самую душу, спросил:

Ну что же, батюшка, исполните вы просьбу убогого Серафима?

И я сказал:

– Если Бог удостоит исполнить, то постараюсь сделать, как вы желаете!
- Ну, - сказал отец Серафим, - благодарю вас! Не забудьте же эту девушку!… А она, скажу вам я, убогий Серафим, она, как ангел Божий и по душе, и по плоти..

Но, может быть, вы смутитесь, когда я вам скажу ее звание?.. Она - простая крестьянка!.. Но не смущайтесь сим, ваше Боголюбие: она и по праотцу нашему Адаму, и по Господе нашем Иисусе Христе сущая вам сестра!

Тут Батюшка стал говорить о том, как нам жить с будущей моей женой, и беседу свою завершил повторением просьбы своей, умоляя не забывать ни просьбы своей, ни беседы, а затем отпустил с миром, ничего уже не говоря о Языковой…

…В указанное время Мотовилов не имел еще никакого понятия ни о Дивееве, ни о той роли, которую с течением времени он должен был играть в судьбах этого последнего на земле жребия Царицы Небесной.

Восьмилетняя в то время девочка Елена Милюкова еще того менее могла подозревать, что когда-нибудь выйдет замуж, да еще за богатого дворянина, который в будущем не постоит ни перед чем, чтобы исполнить завет своего Батюшки, и в мирском облике станет тем служкой Божией Матери и Серафимовым, каким он стал по дивному смотрению Божиему впоследствии» (Николай Александрович Мотовилов и Дивеевская обитель. Издание Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского женского монастыря,1999, с.42,45-46,48.)

Раз браки совершаются на небесах, значит надо учиться слышать волю Божию о себе, которая христианину открывается через молитвенную жизнь его сердца, обращенного к Богу.

О благословении духовника

Когда вопрос о браке решается людьми церковными, то необходимо благословение духового отца или приходского священника, у которого жених и невеста исповедуются обычно.

Послушание духовнику помогает избежать тех ошибок, которые так часто совершаются из-за отсутствия жизненного и духовного опыта.

Когда в церкви совершается венчание?

Для церковного венчания жениху и невесте необходимо выбрать день для совершения таинства венчания и предварительно договориться со священником. Надо знать, что браковенчание совершается в особые, установленные церковью, дни – в понедельник, среду, пятницу и воскресенье. Исключение составляет дни накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников. А также в продолжение всех постов: Великого, Петрова, Успенского и Рождественского.

В продолжение Святок – от 7 января до 20 января, во время Масленицы, а также в течение Светлой седмицы; накануне и в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи – 11 сентября; накануне и в праздник Воздвижения Креста Господня – 27 сентября.

Само венчание является отдельной службой, совершаемой в церкви после литургии. В тот же день или накануне жених и невеста приобщаются Святых Христовых Тайн с тем, чтобы приступить к таинству венчания в чистоте духовной.

“Наша Божественная Литургия, и в особенности Евхаристия есть величайшее и постоянное откровение нам любви Божией! – свидетельствует пастырь Божий святой праведный .

Для жениха и невесты, готовящихся к созданию новой семьи,- домашней церкви - пребывание на Божественной службе, особенно в такой для них день, самое лучшее духовное укрепление. Ведь Сам Господь принимает их на своем брачном пиру, которым является Святая Евхаристия. Не случайно в Евангелии Царство Небесное не единожды уподобляется браку и брачному пиру.

О символике обручальных колец

Таинство венчания предваряется обручением жениха и невесты. В старину оно совершалось отдельно от венчания и являлось испытанием верности и любви, залогом которых являлись обручальные кольца.

Само слово “обручение”, как указывает толковый словарь В.И. Даля (Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля в 4-х тт., Русский язык, 1999, т.2,с.616.) происходит от слова “обруч”, или “кольцо”, являющееся древним символом вечности. А так как цель брака есть достижение нетленного образа вечности, то и непременным условием его совершения является обмен кольцами между женихом и невестой.

В древней Церкви епископ, совершая обручальное благословение, возносил такое молитвенное благопожелание:

“Благослови, Господи, кольцо это… ибо как оно венчает палец человека… так и благодать Святого Духа пусть окружает жениха и невесту, чтобы они видели сыновей и дочерей до третьего и четвертого рода, которые да восхвалят имя Твое”.

Таким образом, жених и невеста, “как чада света”, по слову апостола Павла (Эф.5,8), свидетельствуют всем, что они чисты и целомудренны пред Богом. Пламень свечей озаряет начало новой жизни, где свет - источник Божией святости. Союз о Господе обязательно привлекает к себе благодать Божию. “Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них” (). Жениху вручается невеста и муж принимает ее от Бога и Его Церкви, по слову блаженного Симеона. (Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского, СПб.,1856,с.353.) Все невесты прекрасны, как белоснежные лилии. Они радуют взор и веселят сердце. Не случайно Архангел Гавриил явился к Деве Марии с цветком лилии - символом целомудрия и чистоты.

Что означает каждение новобрачных?

Когда жених и невеста стоят с возжженными свечами, священник совершает крестовидное каждение новобрачных. Тем самым он призывает на них благодать Святого Духа, напоминая нам события из ветхозаветной книги Товита, где повествуется о женитьбе Товии, сына Товита на дочери Рагуила Сарре, предназначенной ему Богом в жены. И чтобы свершилась воля Божия, близ Сарры находился злобный дух, который умерщвляет всех женихов, приводя в отчаяние и невесту, и ее родителей.

Пламенно молились Товия и Сарра, чтобы Господь благословил их брачный союз. Молитва новобрачных была услышана. Архангел Рафаил, который привел Товию в дом его невесты, научил его, как каждением отогнать вражью силу (Книга Товита, главы 6-8.). Таким образом, крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Святого Духа, освящающего нас для благих дел.

Как совершается обручение?

Когда священник совершает каждение жениха и невесты, стоящих с возжженными свечами в храме, Церковь возносит молитвы, испрашивая у Бога мир, необходимый новобрачным, молится о ниспослании им совершенной любви и помощи, благодати для непорочного жительства, ибо только Единый Бог дарует брак честен и ложе нескверное. Молит Церковь об избавлении от всякия скорби, гнева и нужды, обращается ко Преблагословенной Владычице Пресвятой Богородице о заступничестве и спасении.

В своих молитвах Церковь вновь возвращает нас ко временам Ветхого Завета. Мы вспоминаем Исаака и Ревекку, которых друг для друга избрал Сам Господь. И священник, приводя их в пример, испрашивает благословения у Бога на обручение предстоящих здесь жениха и невесты, чтобы “союз любви положить им неразрушимый”.

Затем священник трижды крестообразно благословляет сначала жениха, а затем невесту кольцами, которые были освящены на святом престоле этой церкви.

Первый шаг соединения жениха и невесты священник сопровождает словами: ”Обручается раб Божий (называется имя жениха) рабе Божией (называет имя невесты) во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь”. А потом обращается к невесте с теми же словами: “Обручается раба Божия (называет ее имя) рабу Божьему (называет его имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь”.

Супружеский союз несет в себе залог единства и вечности. Кольца надеваются на персты правых рук, знаменуя благословение на всякое доброе дело - “…и десница раб Твоих благословится” - говорит текст молитвы, читаемой священником после обручения. Кольца свидетельствуют о благодатной помощи в сохранении супружеской любви, немеркнущей благодаря Божией милости.

Что означает белый плат под ногами жениха и невесты?

С пением псалма царя Давида “Блаженны все боящиеся Господа…” жених и невеста с возжженными свечами выходят на середину храма и становятся пред аналоем, на котором лежат Святое Евангелие и крест Христов. Этим Церковь показывает, что во всех путях своей жизни, во всех начинаниях, супруги должны следовать евангельским заповедям. А Крест Христа Спасителя должен укреплять их духовно в несении собственного креста, заповеданного Господом всем христианам.

Под ногами новобрачных белое полотенце или белая ткань - символ единства и радости нераздельного жительства в супружестве. Как и подвенечное платье невесты, эта белоснежная ткань говорит о чистоте и целомудрии вступающих в брак, о том, что их мысли, чувства и дела так же безупречны по отношению друг ко другу и ко Господу.

О чем жених и невеста возносят обеты Богу во время венчания?

Когда смолкнут церковные песнопения и в храме станет тихо, священник обращает к жениху и невесте поучительное слово Церкви, которое приготовляет их к произнесению брачных обетов.

Обеты даются верующими или в благодарность Господу за оказанную небесную помощь, или при молитве о помощи Божией. Нарушение обетов, данных Богу, составляет грех против третьей заповеди Закона Божия: “Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно”.

Поэтому прежде, чем будут произнесены обеты, священник вопрошает новобрачных, начиная с жениха: “Имеешь ли (называет его имя) произволение благое и непринужденное и крепкую мысль взять себе в жены (называет имя невесты)…” Согласие жениха свидетельствует, что отныне он готов взять на свои плечи всю ответственность за свою семью и будет заботиться и о жене, и о детях, которыми Господь благословит их союз, отныне он сознает себя главой семьи по образу Христа, являющегося Главой Церкви, по неизреченной любви к которой взошедшего на Голгофский Крест.

И следующий вопрос священника: “Не обещался ли иной невесте?” Отрицательный ответ жениха свидетельствует о его благоразумии и чистой совести, верности и готовности быть домостроителем своей семьи, как служитель Христов и домостроитель Таин Божиих (): “От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным”.

Те же вопросы предлагает священник и невесте: “Имеешь ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, взяти себе в мужа сего (имя жениха)…” Своим ответом невеста свидетельствует, что ей известно призвание жены и матери и она готова быть верной помощницей мужу, любящей супругой и добродетельной матерью по слову премудрого Соломона: «Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов; уверенно в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей” ().

Ответы невесты: “Имею, честный отче”, “Не обещалась, честный отче” также свидетельствуют о ее благонравии и благочестии, готовности быть мужу и детям надежной опорой в жизни.

Брачные обеты жениха и невесты подтверждают пред Богом и Церковью добровольность и нерушимость их намерений. В христианском браке такое свидетельство является главным условием для признания жениха и невесты - мужем и женой.

«Положил еси на главах их венцы…»

Когда женихом и невестой произнесены брачные обеты священник приступает к совершению таинства венчания. Как любое церковное действие оно начинается с молитвенного прошения, призывающего благословение и милость Божию на всех молящихся. Священник вспоминает Богом благословенные браки святых праотцев и призывает на будущую семью благословение Господне, которого сподобились Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Рахиль, Иосиф и Асенефа, Захария и Елизавета; священник вспоминает благословение брачной четы Господом в Кане Галилейской и просит Его, невидимо предстоящего здесь, благословить союз рабов Божиих, чьи имена он громко называет и молит о даровании им мирной и долгой супружеской жизни, благословение будущим детям и благополучие всему дому.

В следующей молитве священник молит Господа сохранить брачующихся, как сохранены были в ковчеге Ной и вся его семья, как чудесно спасся Иона во чреве китовом и три отрока в пещи Вавилонской обрели в огне небесную прохладу.

Возносится ко Господу и особое прошение о родителях, чьи молитвы “утверждают основания домов” ().

И вот наступает тайносовершительная минута, когда священник возлагает на благословенную чету венцы - знамение царской власти.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца и освящающий его. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (называет его имя) рабе Божией (называет имя невесты) во имя Отца и Сына и Святаго Духа”.

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя невесты) рабу Божию (имя жениха) во имя Отца и Сына и Святаго Духа”.

Возложением венцов Церковь воздает жениху и невесте особую честь за духовный подвиг соблюдения целомудрия до брака.

При возгласе священника: “Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)”, - свершается таинство брака. Церковь провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи – малой церкви. Церковное благословение знаменует вечность и нерасторжимость рожденного союза: “Что Бог сочетал, того человек да не разлучает” ().

Кто такие свидетели при венчании?

Когда священник возлагает венцы на главу жениха и невесты, то принимают и держат их восприемники, или свидетели. За невестой стоит ее подруга, а за женихом - друг. Они являются молитвенными хранителями этого брака, духовными наставниками, поэтому “должны быть православными и боголюбивыми” (Сочинение блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского, 1856,СПб, с.357.), - дополняет блаженный Симеон.

Чему научает мужа и жену слово святого апостола Павла и евангельское чтение о брачном пире в Кане Галилейской?

И слово апостола Павла к церковной общине Эфеса, и евангельское чтение о пире в Кане Галилейской говорят о главном - о послушании как непреложном законе всех взаимоотношений между христианами.

“Что скажет Он вам, то и сделайте”, - говорит Божия Матерь. И вот исполнили, как было сказано, и обрели нежданно в сосудах вино с избытком.

И святой апостол Павел призывает верующих: “Повинуйтесь друг другу в страхе Божием” (Эф.5,21). То есть ради Христа, ради любви к Нему. И мир входит в их дома и сердца, и благословляет Господь, даруя им блага земные и небесные.

Брачный союз подобен нерасторжимому единству Христа и Его Невесты-Церкви, идущих во имя любви друг ко другу на добровольную крестную жертву. Господь во имя любви и спасения человечества восходит на Голгофу. Церковь, чьи верные чада жизнью во славу Божию и смертью за святую православную веру свидетельствовали свою любовь к Богу на протяжении двух тысячелетий непрестанной духовной брани.

Что символизирует испитие вина из общей чаши молодыми?

После чтения Евангелия Церковь вновь возносит свои молитвы о новобрачных. Затем священник приносит чашу с вином и, благословив ее, подает новобрачным. Жених и невеста поочередно пьют из нее во ознаменование отныне их нераздельного бытия, как духовного, так и телесного, а также во свидетельство их единения в благомыслии о Боге.

О хождении вокруг аналоя

Затем священник соединяет правые руки супругов в знак их единения во Христе и покрывает их концом епитрахили, что символизирует вручение мужу чрез руки священника жены от Самой Церкви. Далее он, держа в руках крест, трижды обводит их вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие. Круг во все времена служил знаком вечности, потому хождение вокруг аналоя символизирует нерасторжимость заключенного союза. Оно совершается трижды во славу Святой Троицы.

Следуя за священником, новобрачные поют церковные тропари, смысл которых открывает сокровенное значение их брака как единение во Христе для служения Богу.

“Исае ликуй, Дева име во чреве, и роди сына Эммануила, Бога же и человека, восток имя Ему: Его же величающе, Деву ублажаем”.

Так Церковь воспевает самое радостное событие во Вселенной - Рождество Христово. Это песнопение в контексте с происходящим в данный момент в храме раскрывает новобрачным, что рождение их семьи находится теперь в череде церковных событий и имеет ту же цель, что и Боговочеловечение - спасение друг друга для вечной жизни со Христом.

Затем воспевается тропарь “Святии мученицы, добре страдальчествовавшии, и венчавшиися, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим”.

Это молитвенное взывание к тем, кто принял добровольное страдание, принесшее венец мученичества, и сподобился через это Царства Небесного. Церковь тем самым говорит нам, что добрые супруги терпением скорбей уподобляются христианам, стяжавшим мученические венцы за свой крестный подвиг исповедничества веры во Христа.

В завершении воспевается тропарь “Слава Тебе Христе Боже, апостолов похвало, мучеников радование, ихже проповедь, Троице Единосущная”.

Это песнопение напоминает, что путь благовестия Христова ожидает каждого христианина, ибо по слову апостола Павла: ”Сердце верует к праведности, уста исповедуют ко спасению” (). Следуя этим путем, муж и жена должны быть прежде всего достойным примером для своих детей и верными помощниками друг другу.

Напутственное слово Церкви

В старину новобрачные семь дней пребывали осененные венцами и только на восьмой день особым чином в храме разрешались от них. В современной практике отъятие венцов совершается по окончании торжественного шествия. Священник произносит об этом краткую молитву. Но всю последующую жизнь эти венцы будут незримо украшать мужа и жену, если они будут всегда следовать правде Божией, хранить мир и любовь друг ко другу.

Заключает венчание особая молитва о новобрачных, в которой священник испрашивает у Господа благословение на всю их жизнь, а также благочадие и долгожитие. Обращается он и к Божией Матери, испросившей у Господа милости для новобрачных в Кане Галилейской.

Вспоминаются в этом молитвенном прошении и боговенчанные святые равноапостольные царица Елена и царь Константин, особо чтимые Церковью. Они первые из земных царей приняли христианскую веру и утвердили ее как государственную, приведя в лоно Святой Церкви Христовой всю подвластную им вселенную.

В молитве о новобрачных Церковь обращается к святому великомученику Прокопию, который своими страданиями за Христа воодушевил стяжать венцы мученичества двенадцать благородных женщин, взошедших на крест, как на брачный пир.

Подобными примерами новобрачные призываются Церковью хранить в сердце апостольскую ревность и служить Богу своими трудами, ибо отныне они являют собой малую церковь, благословенную в день их венчания Господом нашим Иисусом Христом.

“Многия и благия лета…” воспевает новобрачным Церковь, а священник обращается к ним с пастырским словом, которое они должны выслушать с особым вниманием, ибо по наитию во время свершения таинства священник говорит слово не столько от себя, сколько открываемое ему Господом по благодати священства, говорит именно то, что важно для предстоящих пред ним и перед Богом. Его слово будет о самом необходимом на поприще семейной жизни, где они призваны служить ближним и Богу.

О нерасторжимости церковного брака

Церковный брак нерасторжим, за исключением случаев смерти одного из супругов или вины прелюбодеяния. Об этом нам свидетельствует Священное Писание:

«Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» ().

Что может препятствовать христианскому браку?

Православная Церковь считает гражданский брак лишенным благодати как человеческое устроение, но как факт признает и не считает его незаконным блудным сожительством. Однако условия заключения брака по гражданскому законодательству и по церковным канонам имеют различия. Не всякий гражданский брак может быть освящен Церковью.

Церковь не допускает вступление в брак более трех раз, тогда как по гражданскому законодательству разрешен четвертый и пятый брак, которые Церковь не благословляет.

Венчание невозможно, если кто-либо из супругов не крещен и не собирается принять крещение перед венчанием или пришел на венчание по чужой воле.

Венчание невозможно, если один из супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Для этого необходимо расторжение гражданского брака, а если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на расторжение его и благословение на вступление в новый брак.

Препятствием к совершению браковенчания является кровное или духовное родство жениха и невесты. Если они являются восприемниками при крещении одного человека, то их брак не может быть благословлен Церковью.

О свадебной трапезе

Святая Церковь предостерегает от неблагоговейного поведения после совершения таинства венчания как самих новобрачных, так и приглашенных гостей. В 53-м правиле Лаодикийского Собора сказано: «Не подобает на браки ходящим скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам». Брачный пир должен быть чужд всякого невоздержания и неприличия. Об этом должны позаботиться свидетели на свадьбе, которые по русскому обычаю являются одновременно и почетными гостями, и благочестивыми разумными хозяевами на брачном торжестве.

О супружеской жизни

В постановлении одного из Карфагенских Соборов говорится: «Жених и невеста, по получении благословения, должны проводить следующую ночь в девстве из благоговения к полученному благословению».

Церковь осуждает невоздержанное проведение молодыми супругами «медового месяца». Их сдержанность и умеренность будут вознаграждены тихой радостью и счастьем первых дней новой, совместной жизни.

Также воздержание требуется по церковным канонам во все воскресные и праздничные дни, дни причащения, покаяния и поста. Преподобный говорил юноше, вступающему в брак: «…И еще храните чистоту, храните среды и пятницы, и праздничные, и воскресные дни. За не хранение чистоты, за не соблюдение среды и пятницы супругами дети родятся мертвыми, а при не хранении праздников и воскресных дней жены умирают родами».

То же писал в одном письме и старец : «Болезнь жены вашей, может быть, произошла по вашей же вине: или не почитали праздников в супружеских отношениях, или не соблюдали супружеской верности, за что и наказываетесь болезнями жены».

Умение сдерживать себя в супружеской жизни приносит благие плоды душевного мира и благоденствия в семье, укрепляют мужа и жену духовно, делает их способными противостоять скорбям и испытаниям, неизбежным в семейной жизни, воспитывают их способным к жертвенности и самоограничению.

Каким святым молиться о благополучном браке?

Во всех православных молитвословах можно найти молитвы на разные случаи семейной жизни. Каждое наше молитвенное воздыхание Господь слышит, но в жизни нас окружает именно то, что благопотребно для спасения нашей души, которая в очах Божиих безценна. «Стучите и отверзется..», - говорит нам Господь.

О благословении на вступление в брак молятся Пресвятой Богородице в честь Ее иконы «Казанская», благоверному князю Петру и княгине Февронии, Муромским чудотворцам.

О совете и любви между мужем и женой молятся святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову.

О всякой семейной и бытовой нужде - святой блаженной Ксении Петербургской.

При безчадии совершают молитвы праведным богоотцам Иоакиму и Анне, святому пророку Захарии и Елисавете. При желании иметь дитя мужского пола - преподобному .

О воспитании детей в христианском благочестии - мученице Софии и преподобному Сергию Радонежскому.

О помощи в житейских делах, о благословении Божием над домом - священномученику Власию, епископу Севастийскому.

«Без Бога не до порога»

Мы надеемся, что наш рассказ о церковном таинстве венчания поможет читателю серьезно задуматься о себе самом. Последние поколения россиян выпали из церковной жизни и почти сто лет были лишены какого бы то ни было религиозного опыта. Большинство из нас так и продолжает жить, следуя общепринятым стандартам, плывя по течению среди соблазнов мира сего. Разве среди этого грохота, толчеи и круговращения найдется место для вечности? Разве может Господь, стучащий в наше сердце, быть услышан? Разве такая жизнь не подобна нарисованному солнцу, которое и не светит, и не греет?

Но стоит переступить порог храма, стоит присоединить свое сердце к общей молитве, как неведомое прежде бытие откроет нам сокровенную радость общения с Богом. Тогда станет очевидным и непреложным многовековой опыт русской жизни, запечатленный в простых словах “Без Бога не до порога”.

В заключении нашего рассказа о церковном венчания напомним главное - это таинство есть особое благословение Церкви, Главой которой является Сам Господь. Поэтому так важно приступить к нему подготовленным, собранным, чистым, без обмана, чтобы оно совершилось не в осуждение, а во спасение души. Тогда семейная жизнь будет иметь прочное, незыблемое основание. И все молитвы, произнесенные в этот день в храме, принесут свои благие плоды, “ибо у Бога не останется бессильным никакое слово”().

Венчание в церкви является священным обрядом, который дает мужу и жене церковное благословение на счастливую семейную жизнь, рождение детей. На проведение этого красивого и трогательного события решаются многие пары. Но чтобы обряд был не просто данью моде, а стал серьезным обдуманным шагом, стоит узнать его особенности.

Важные условия для проведения венчания

Венчаться разрешено в день свадьбы либо через время: неделю, месяц, годы. Главное, чтобы были соблюдены все, предусмотренные церковью, условия.

Кому можно венчаться

Важным условием для проведения обряда является наличие свидетельства о браке. Кроме того, супруги должны быть крещенными православными христианами. Однако в некоторых случаях могут разрешить венчание, если супруг неправославный христианин, при условии, что рожденные в браке дети крещены будут в православии. Также важно соответствие брачному возрасту: невесте должно исполниться 16 лет, жениху — 18. Не стоит опасаться отказа, если жена беременна, поскольку, по мнению церкви, дети должны быть рождены в венчанном браке. Венчание может быть проведено, даже если супруги не получили родительского благословения, поскольку его может заменить благословение духовника.

Ограничений для таинства венчания не так много. Церковь не одобрит обряд между некрещенными, атеистами, кровными, а также духовными родственниками, к примеру, между крестными ребенка, между крестным и крестником. Данную церемонию разрешается проводить не более трех раз. Также запрещено венчаться в случае, если это уже будет ваш четвертый официально зарегистрированный брак.

Когда разрешается проведение церемонии

Часто молодожены решают венчаться в день с официальной регистрацией брака. Но, учитывая, что такое таинство православия — довольно серьезный шаг, торопиться с обрядом не стоит: его можно отложить до рождения ребенка или провести после нескольких лет официального брака.

Совершается данный обряд не каждый день. Венчают молодоженов 4 дня в неделю по воскресеньям, понедельникам, средам, пятницам. Однако стоит учитывать, что на протяжении года существуют 4 поста, во время них церковные браки не заключаются:
- Рождественский — длится 28 ноября - 6 января;
- Великий — семь недель до православной Пасхи;
- Петров — зависит от даты Пасхи, продолжается от 8 до 42 дней;
- Успенский — длится 14 - 27 августа.

Также церковь откажет в проведении венчания в знаковые дни:
- 11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи;
- 27 сентября — Воздвижение Креста Господня;
- с 7 по 19 января — Святки;
- на Масленицу;
- на Светлую неделю (неделя после Пасхи).

Даже если выбранный Вами день не приходится на перечисленные даты, все же лучше сходить в церковь, чтобы уточнить все у батюшки. Кроме того, невеста должна подсчитать, чтобы в выбранную дату не было «критических дней», поскольку появляться в это время в церкви нельзя.

Что должно предшествовать обряду венчания

К данному обряду необходимо подготовиться духовно. Это значит, что жениху и невесте перед венчанием нужно молиться, исповедаться, причаститься, выдержать трехдневный пост (необходимо воздержаться от пищи животного происхождения). Молодожены до брака не должны вступать в плотские отношения, причем это условие относится также и к паре, которая решила венчаться спустя несколько лет совместной жизни. Им необходимо воздержаться от близких отношений на протяжении нескольких дней до обряда.

Подготовка к таинству венчания

Выбор церкви, общение со священником

Чтобы определиться, где венчаться, можно пройтись по разным храмам и выбрать ту церковь, где вы чувствуете себя наиболее уютно. Для пышной, торжественной церемонии подойдет большой собор, для тихого, уединенного обряда — маленькая церквушка. Поскольку священник является важным действующим лицом обряда, стоит ответственно подходить и к его выбору.

На церемонию венчания нужно записаться заранее (за несколько недель). Также заранее стоит обсудить с батюшкой все вопросы: длительность венчания, что нужно с собой принести, можно ли проводить фотосъемку, др. Стоит учесть, что это платный обряд, но в одних храмах установлена его точная стоимость, в других предусмотрены добровольные пожертвования. Этот вопрос также стоит обговорить со священником. Тем более, что часто предусмотрены «дополнительные услуги», к примеру, колокольный звон, церковный хор.


Выбор поручителей

Двоих поручителей (свидетелей) выбирают, как правило, из близких. Стоит учесть, что они должны обязательно быть крещеными. Не разрешается брать в поручители разведенных супругов, пару, живущую в незаконном, «гражданском» браке. Их духовные обязанности похожи на обязанности крестных: они должны духовно руководить создаваемой семьей. Поэтому в поручители не принято приглашать молодых, не знакомых с супружеской жизнью, людей. Если при поиске свидетелей возникли сложности, допускается проведение таинства венчания и без них.

Выбор наряда

  • Невеста

    Подвенечное платье невесты должно быть не выше колен, должно закрывать плечи и желательно руки, не должно иметь глубокого декольте (можно использовать длинные перчатки, накидку, болеро, ажурную шаль, палантин, др.). Желательно отдавать предпочтение наряду светлых тонов, от темных и ярких (фиолетового, синего, черного) стоит отказаться. Не подойдут для церемонии сарафаны и брючные костюмы. Голову невесте обязательно нужно покрыть. Учитывая, что во время церемонии на молодых одевают церковные короны (венцы), не стоит покрывать голову невесты большой шляпой, так как она будет смотреться неуместно.

    Обувь можно надевать любую, однако при ее выборе следует учитывать, что в ней придется стоять довольно долго, поэтому от неудобных туфлей на каблуках лучше отказаться. Чтобы определиться с прической, желательно заранее уточнить у батюшки, венцы будут одеваться на голову либо их будут держать поручители. Макияж невесты не должен быть слишком заметным, также стоит помнить, что с накрашенными губами запрещается целовать венец, крест, икону.

    Считается, что подвенечное платье нельзя дарить либо продавать. Его необходимо хранить вместе с крестильными рубашками, венчальными свечами, иконами.

  • Жених

    Для венчания жениху подойдет строгий костюм. Особых запретов относительно цвета к костюму не предъявляется. Не стоит приходить в церковь в повседневной, джинсовой, спортивной одежде. Головного убора у жениха не должно быть.

  • Гости

    Гости, заходя в храм, должны соблюдать требования, предъявляемые для всех прихожан: для женщин — одежда закрытого типа, головные уборы, нежелательны брючные костюмы, для мужчин — строгая одежда, без головного убора.

    Кроме того, все участники и присутствующие на церемонии венчания: невеста, жених, поручители и гости, должны обязательно одеть нательные крестики.

Что подготовить для обряда

Для венчания потребуются:
- кольца, которые нужно отдать священнику до обряда для освящения;
- венчальные свечи;
- венчальные иконы (изображения Христа и Богородицы);
- белое полотенце-рушник (на нем молодые будут стоять во время обряда);
- два платка (держать свечи).

Полотенце, на котором во время венчания в храме стояли жених и невеста, символизирует жизненную дорогу, поэтому его необходимо хранить и никому не отдавать. Также следует хранить венчальные свечи, которые можно зажигать при трудных родах, болезни детей.

Выбор фотографа

Важно учесть, что делать видео либо фотосъемку обряда венчания разрешается не во всех церквях. Поэтому стоит заранее обсудить с батюшкой этот вопрос. Учитывая, что освещение в храмах специфическое, желательно выбирать профессионального фотографа, который учтет нюансы съемки, сможет выбрать правильные ракурсы, сделать качественные снимки, передающие атмосферу храма и величие обряда венчания.

Церемония венчания

Данный обряд включает обручение и венчание . Стоит учесть, что во время церемонии священник должен называть молодоженов именами, которые даны им были при крещении (иногда они отличаются от имен "в миру"). Обручение проходит у входа в церковь. Невеста должна стоять слева от жениха. Священник благословляет молодых и вручает зажженные венчальные свечи, которые нужно держать до конца службы. После молитвы он трижды переменяет обручальные кольца с руки мужчины на руку женщины. После этого они становятся женихом и невестой.

Венчание проводится в центре храма, где жених и невеста будут стоять на белом полотенце. На протяжении обряда священник читает молитвы, поручители над головами молодоженов держат венцы. После ответа на вопросы священника «по доброй воле совершается венчание?» «нет ли препятствий?» и чтения молитв, молодожены становятся перед Богом супругами. Теперь они могут поцеловать венцы и в три приема выпить вино из чаши, которая символизирует семейную жизнь с радостями и печалями. После того, как священник проводит их вокруг аналоя, подводит к Царским вратам, муж целует икону Христа, а жена — Божьей Матери. Теперь гости могут поздравить обвенчанных.

Помните, что венчание является не просто запоминающимся, ярким праздником, но и очень ответственным шагом, совершать который стоит раз в жизни. Церковно развести (развенчать) супругов можно только по серьезным обстоятельствам, по разрешению епархии. Поэтому к соединению своей жизни перед Богом и самому таинству венчания следует подходить серьезно, с пониманием и учетом всех традиций и правил.

Соединение двух жизней - торжественный и ответственный момент. Сегодня многие решают оформить свой брак не только в ЗАГСе, но также перед лицом Господа. Что нужно для венчания в церкви, кроме желания молодых? Узнаете из нашего материала.


Двое соединяются в единстве

Перед тем, как утвердиться в решении венчаться, необходимо понимать:

  • Церковный брак расторгнуть нельзя! Никакого «развенчивания» не существует в принципе. То, что некоторые архиереи идут навстречу людям, которые уже развелись и живут в других семьях - по слабости современных «христиан». Это делается, чтобы люди не впадали в большие грехи. Поэтому надо осознать, что венчание - навсегда!

Основные требования для тех, кто желает венчаться в церкви:

  • люди должны вступить в гражданский брак (в ЗАГСе) - во многих храмах требуется свидетельство (если люди не являются постоянными прихожанами);
  • перед венчанием необходимо исповедаться и причаститься.

Это то, что касается духовной стороны. Также в приходах, где ответственно относятся к прихожанам, священник обязательно проводит предварительную беседу с молодыми. Он объясняет им весь смысл этого обряда, который является не только данью традиции. Венчаться не следует только ради красивых фотографий или потому, что «так принято». Это профанация Таинства.


Что понадобится для обряда

Венчание в православной церкви проводится по определенным правилам. Порядок действий и необходимые молитвы записаны в специальной книге - Требнике, которая есть у священнослужителя. Волноваться об этом не стоит, хотя необходимо понимать, какой этап Таинства проводится.

Обычно за подобные требы предусмотрено пожертвование. Обо всем можно договориться непосредственно в храме. «Цена» может сильно различаться, в зависимости от храма. Потребуются и другие затраты.

  • Иконы Спасителя и Богородицы - нужны для того, чтобы родители благословили ими детей.
  • Полотенце - по правилам, в церкви молодые становятся на белый рушник.
  • Особые свечи - для жениха и невесты, обычно продаются в лавке.

Это основные моменты, все остальное готовят в храме. Важно определиться с датой, подготовиться к этому событию духовно. Также надо решить, сколько будет певчих, им обычно необходимо платить отдельно. Певчие, как правило, не состоят в штате церкви, а приходят лишь на службы или требы (венчания, отпевания, крещение).


Правила проведения обряда

Венчание в церкви проводится установленным порядком. Обычно оно следует за Литургией, где молодые должны причаститься. Перед этим следует говеть (поститься), читать определенные молитвы - об этом есть . Такая духовная подготовка необходима, чтобы с чистой душой воспринять Таинство брака.

Свидетели раньше играли не только роль тех, кто держит венцы. Они поручались за новобрачных, обычно это были те, кто давно с ними знаком. Поручители брали на себя обязанность присматривать за духовной обстановкой в новом союзе. Ведь это - малая церковь, которая создавалась с целью родить и воспитать детей в благочестии. Поэтому свидетели были людьми солидного возраста, имеющие собственные семьи. Сегодня это, скорей, дань традиции - венчание проведут и без свидетелей.

По правилам, обряд венчания в православной церкви начинается с обручения. Раньше оно проходило отдельно, но сейчас очень редко такое встретишь. Молодые становятся перед дверями храма, как перед Самим Господом. Священник вводит их в церковь, словно первых людей - в рай, где они должны вести чистую жизнь.

  • Священник кадит, освящая молодых. Он благословляет жениха и невесту, затем вручает им свечи. После благословения следует креститься. Это совершается троекратно.
  • Огонь свечей - символ любви, чистой и горячей, которую должны питать супруги.
  • Диакон читает особые ектеньи, за которыми могут молиться все, кто пришел в храм.

Затем приносят кольца, которые с молитвой надеваются сначала жениху, потом невесте. Трижды они будут меняться ими - в знак того, что все теперь у них общее. Кольцо - знак вечного союза, готовности жертвовать всем ради любимого (любимой). После молитвы обручение заканчивается и начинается обряд венчания.

Продолжая держать свечи, молодые проходят в центр храма, поется особый псалом. Пара становится на полотенце, перед ними на аналое (особая подставка) находятся венцы, Евангелие, крест. Венцы в православии означают не столько торжество, сколько мученичество. Ведь не так просто на протяжении всей жизни терпеть все недостатки своего супруга, быть опорой для семьи, поддерживать свою «половину». Поэтому в таинстве испрашивается особая помощь Божия.

Батюшка будет спрашивать у каждого по очереди, имеют ли они добровольное желание вступить в брак, необходимо ответить утвердительно. Также следует вопрос, не было ли обещано сердце кому-то другому. В некоторых храмах разрешают отвечать на русском, а не на церковно-славянском. Затем следуют три особые молитвы - одна Христу, две Триединому Богу.

Только после этого берутся венцы (откуда и название таинства - венчание), с молитвой возлагаются на молодых, читается Священное Писание.

Затем, после кратких молитв, обоим дается вино из одной чаши. Также в знак того, что молодых теперь ждет общая жизнь. Затем мужу и жене связывают руки, трижды обходят они за священником вокруг аналоя.

Заканчивается обряд вручением икон, наставлением от духовника. Трапеза, если она продолжает богослужение, должна быть приличной, подобающей христианскому званию, без пьянства, плясок, буйного веселья.

Как вести себя в храме

В церкви существуют негласные правила поведения, которые не следует нарушать. Обряд венчания проводится «по заказу», но это не значит, что перед вами ряженый тамада с кадилом. Не следует, подражая «звездам» телевидения, вести себя вызывающе.

  • Свидетелям и другим участникам церемонии не стоит забывать, что они находятся в доме Божием. Смех, разговоры - неуместны, если совсем нет желания молиться, лучше вообще выйти из церкви, пока не закончится Литургия. Так хотя бы вы не будете отвлекать прихожан, которые пришли отдать свой долг Господу.
  • Жениху и невесте заранее надо выучить слова, которые следует говорить во время обряда. Это простое уважение не только священнику, но и к Богу.
  • Не следует шокировать окружающих своим видом - платье невесты должно быть закрытым. Либо необходимо приобрести накидку, которая закрыла бы плечи, спину и декольте. Помаду надо стереть перед началом службы.
  • Женщинам входить в церковь следует с покрытой головой, юбки должны быть ниже колена. Слишком яркий макияж также неуместен.

Красота свадебного обряда должна навсегда запомниться молодым, но и напоминать о глубоком смысле христианского брака - любовь, терпение, жертвенность. Достойно выдержать такое испытание можно, только находясь в лоне Церкви, посещая службы, участвуя в Таинствах. Благослови вас Бог!

Правила венчания

Венчание в церкви - правила, что нужно для проведения обряда was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub

Как мужа и жены, так и жениха и невесты в церкви. Еще со времен Древней Руси любая молодая пара должна была обязательно сочетаться узами брака в храме. Молодые возлагали на себя ответственность перед Господом и Церковью, поклявшись хранить ниспосланный свыше союз всю жизнь. Сегодня же это необязательная процедура. Молодые люди, которые знают, для чего нужно самостоятельно принимают решение в необходимости этого таинства.

Прежде всего, для этого надо быть искренним со своим партнером и с самим собой. Ни в коем случае нельзя венчаться только лишь потому, что это составляющая а также из-за нынешней моды на эту процедуру!

венчание в церкви?

Это нужно для Божьего благословления заключенного брака. Супруги, посвященные в таинство венчания, получают Божью благодать, что помогает им построить единый союз мыслей и любви. Но, пожалуй, самой главной целью, для чего нужно венчание в церкви, является духовное слияние души и тела двух любящих сердец и, конечно же, прививание будущим или уже имеющимся детям христианской морали. Кроме этого, венчание предполагает надежду двух любящих людей друг на друга и, естественно, на Господа.

Многие люди, не совсем ясно понимающие, для чего нужно венчание в церкви, ошибочно полагают, что это непременная гарантия семейного благополучия и счастья, а также полное избавление от житейских тягот. Это совсем не так! Венчание не дает никаких семейных благ и поблажек. Считается, что венчающиеся души должны самостоятельно пройти все испытания, уготованные им судьбой, и решить все спорные моменты. Запомните, венчание - это аттестат ваших созревших чувств! Люди, которые решились на это таинство, должны осознавать всю ответственность за свою лодку любви.

Что необходимо знать?

1. Венчающиеся должны прекрасно осознавать, что предполагается один раз и на целую жизнь.

2. Считается, что новая жизнь, которая наступает после венчания, предполагает полное очищение от грехов и внутреннее обновление человеческой души, поэтому перед таинством оба причащаются и исповедуются во время литургии.

3. Молодые постятся в течение трех дней перед таинством. Желательно во время поста не заниматься сексом (и онанизмом), думать только о духовном.

4. У невесты должно быть заготовлено специальное платье для венчания (особого пошива, не оголяющее спину, плечи и руки до локтей). Кроме того, оно не должно быть ярким, красным и темным. Невесте нельзя прятать лицо, поскольку она открыта перед Богом и своим возлюбленным. Наряд жениха - тот же, что и на свадьбе.

5. Существует специальный календарь венчаний. В нем рассчитаны дни, по которым, согласно церковным правилам, проводятся таинства венчаний. Указаны и дни, в которые ни в коем случае нельзя этого делать.

6. Время, которое затрачивается на данную процедуру, обычно не превышает сорока минут. Это нужно иметь в виду всем, кто собирается пригласить на таинство друзей и родственников.

Загрузка...
Top