Зевс олимпийский в каком году создан. Храм Зевса в Олимпии — чудо света и хранитель священной рощи

Статуя Зевса в Олимпии была создана греческим скульптором Фидием в 432 году до нашей эры на территории нынешней Греции. Место это было выбрано не случайно — именно в Олимпии, в храме Зевса ежегодно проводились Олимпийские игры

Статуя считается одним из семи древних чудес света, что не удивительно, ведь ее история и масштабы уникальны. Именно об истории строительства мы и расскажем подробнее. Спустя 300 после начала ежегодного проведения Олимпийских игр, крайне популярных у греков, было принято решение построить величественный храм в честь покровителя Олимпии — бога Зевса. Как всегда в таких случаях, был начат сбор средств для строительства

Создание храма

Уже более 300 лет проводились Олимпийские игры. Они были очень популярны среди народа. Проводились они в честь бога Зевса. Но в Греции до сих пор не было возведено главного храма в честь Зевса. В 456 г. до н. э. в Греции начали собирать пожертвования на строительство этого храма. Строительство храма началось в 466 г. до н. э. и закончилось в 470 г. до н. э. Руководил строительством архитектор Либон, сведения о котором до нас не дошли.

Естественно, храм должен был соответствовать тем масштабам и размаху, с которым проводились игры. Согласно преданиям и легендам, он был великолепен, превзойдя все ожидания жителей Олимпии. Основным материалом для строительства храма был избран мрамор, окружали его 34 мощные колонны по 10 метров в высоту и более 2х метров в ширину. Внутри храм был декорирован огромными плитами с изображениями 12-ти подвигов Геракла. Высота массивных входных дверей составляла 10 метров.

На строительство храма Зевса ушло более 10 лет. Но был один недостаток — в храме не было достойной статуи Зевса. Было принято решение этот недостаток исправить. поручив создание статуи Зевса знаменитому скульптору Фидию

По преданиям, храм был великолепен. Весь храм, включая крышу, был построен из мрамора. Его окружали 34 массивные колонны из ракушечника. Каждая была высотой в 10,5 метров и толщиной более 2 метров. Площадь храма составляла 64×27 м. На наружных стенах храма располагались плиты с барельефами, с изображениями 12 подвигов Геракла. Бронзовые двери, высотой в 10 метров, открывали вход в культовое помещение храма.

Специально для сооружения статуи была построена мастерская в 80 метрах от храма, идеально соответствовавшая размеру храма. Работа велась очень тщательно и скрыто от посторонних глаз. Тело бога создавалось из слоновой кости, и украшено драгоценными камнями и 200 килограммами чистого золота. Благодаря особой розовой слоновой кости тело Зевса казалось живым и выглядело очень реалистично

Из золота были сделаны: накидка, которая закрывала часть тела Зевса, скипетр с орлом, который он держал в левой руке, статуя богини победы — Ника, которую он держал в правой руке и венок из ветвей оливы у Зевса на голове. Ноги Зевса покоились на скамеечке, которую поддерживали два льва. Рельефы трона прославляли, в первую очередь, самого Зевса. На ножках трона были изображены четыре танцующие Ники. Также были изображены: кентавры, лапифы, подвиги Тесея и Геракла, фрески, изображающие битву греков с амазонками. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров. Создавалось впечатление «что если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу». Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека.

«Бог сидит на троне, его фигура сделана из золота и слоновой кости, на голове у него венок как бы из ветвей маслины, на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота. У нее на голове повязка и венок. В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами. Сидящая на скипетре птица — орел. Обувь бога и верхняя одежда — также из золота, а на одежде — изображения разных животных и полевых лилий»

Зевс Громовержец был главным богом у древних греков. Вместе с женой Герой и детьми он, по преданию, жил на вершине Олимпа — самой высокой горы на Балканах, расположенной в Северной Греции. Отсюда и наименование классических богов древней Греции — «олимпийские». Вслед за горой Олимп наименование Олимпия получил и город на полуострове Пелопоннес, где в античности проводились спортивные состязания. Греки считали, что сам Зевс завещал им состязаться в силе, быстроте и ловкости. Сначала в играх участвовали только жители Элиды, но очень скоро слава об Олимпийских играх облетела всю Грецию, и сюда стали приезжать воины. Но вооруженных людей не подпускали к Олимпии, объясняя им, что побеждать нужно силой и ловкостью, а не железом.

На время Олимпийских игр в Греции прекращались войны.

В V в. до н. э. жители Олимпии решили, что незачем Зевсу взирать на состязания с вершины горы, а хорошо бы ему переехать поближе к спортивной столице. Поэтому они воздвигли на площади города храм в честь Громовержца. Здание получилось большим и красивым. В длину оно достигало — 64, в ширину — 28, а внутри высота, от пола до потолка, равнялась — 20 метрам! Сами греки не считали эту постройку выдающейся: в их стране было много и других красивых зданий. Зато нигде не было такой статуи Зевса, как в Олимпийском храме! Знаменитый скульптор Фидий вырезал фигуру бога из дерева и обложил его плитами из розовой слоновой кости, и потому тело казалось живым. Громовержец сидел на огромном позолоченном троне. В одной руке он держал символ власти — скипетр с орлом; на раскрытой ладони другой руки стояла статуэтка Ники, богини Победы.
По преданию, когда Фидий закончил свою работу, он спросил: «Ты доволен, Зевс?». В ответ раздался удар грома, и пол перед троном треснул.

Семь столетий Зевс, доброжелательно улыбаясь, наблюдал за спортсменами, пока во II в. н. э. не случилось мощное землетрясение, сильно повредившее статую. Но игры в Олимпии все равно продолжались: спортсмены верили, что им помогает если не храмовая статуя, то сам бог, восседающий на вершине горы. Конец спортивным состязаниям положил в 394 г. христианский император Феодосий I, запретивший за два года до этого все языческие культы.
После запрета Олимпийских игр воры обдирали статую Зевса, похищая золото и слоновую кость. Все, что осталось от знаменитой скульптуры Фидия, вывезли из Греции в город Константинополь, но там деревянная скульптура сгорела во время сильного пожара. Так погибло третье чудо света, но основанные, согласно легенде, Громовержцем Олимпийские игры были восстановлены в конце XIX века и сейчас собирают атлетов уже со всего мира, готовых померяться силой в самых разных видах спорта.

В 435 г. до н. э. состоялось торжественное открытие статуи. На Зевса пришли посмотреть самые влиятельные люди Греции. Они были поражены увиденным. Глаза громовержца ярко сверкали. Создавалось такое впечатление, что в них рождаются молнии. Вся голова и плечи бога сверкали божественным светом. Сам Фидий ушел в глубину храма и оттуда наблюдал за восторженной публикой. Для того, чтобы голова и плечи громовержца сверкали, он приказал вырубить у подножья статуи прямоугольный бассейн. Поверх воды в нём наливалось оливковое масло: поток света из дверей падает на тёмную маслянистую поверхность, и отраженные лучи устремляются вверх, освещая плечи и голову Зевса. Возникала полная иллюзия того, что этот свет льётся от бога к людям. Говорили, что сам громовержец спустился с небес, для того, чтобы позировать Фидию. Судьба самого Фидия до сих пор осталась неизвестной. По одной версии он, спустя 3 года, был осужден и брошен в тюрьму, где и умер вскоре. По другой версии он прожил ещё 6-7 лет, став на старости лет изгоем, и умер в забвении.

Более семи столетий величественно восседал Зевс в своем храме, пока не был сильно поврежден землетрясением во 2м веке нашей эры. Тем не менее, Олимпийские игры продолжались, пока в 394 году не были запрещены императором Феодосием I, посчитавшим их языческим культом. После этого начался постепенный упадок как храма, так и самой статуи Зевса. Воры отдирали золото, драгоценные камни и даже слоновую кость. В попытке спасти статую, ее вывезли в Константинополь, где она и сгорела во время сильного пожара

Около 40 г н. э. римский император Калигула захотел перенести статую Зевса к себе в Рим. За ней были посланы рабочие. Но, по легенде, статуя расхохоталась, и рабочие в ужасе разбежались. Статуя пострадала после землетрясения во II веке до н. э., затем была отреставрирована скульптором Димофонтом. В 391 г н. э. римляне, после принятия христианства, закрыли греческие храмы. Император Феодосий I, утверждавший христианство, запретил Олимпийские игры как часть языческого культа. Наконец от храма Зевса Олимпийского осталось только основание, некоторые колонны и скульптуры. Последнее упоминание о ней относится к 1363 г. н. э. В начале V века н. э. статую Зевса перевезли в Константинополь. Статуя сгорела при пожаре храма 425 г. н. э. или в пожаре в Константинополе в 476 г. н. э.

Самое большое открытие наших дней, связанное с Храмом Зевса, было сделано в 1954 году. Во время раскопок была обнаружена вышеупомянутая мастерская Фидия, где он создавал статую. Было найдено множество инструментов, и личных вещей скульптора, что позволило ученым частично воссоздать процесс строительства третьего чуда света и его дату

В завершении стоит добавить, что Мемориал Линкольна в Вашингтоне сделан по похожему проекту, и повторяет Храм Зевса, за исключением того, что статуя бога богов была в несколько раз больше статуи президента. Вы можете увидеть сходство сами.

Статуя Зевса в Олимпии

Статуя Зевса Олимпийского относится к чудесам света. Ее создал приблизительно в 430 г. до н.э. Фидий Афинский, великий скульптор V века до н. э. для храма в Олимпии. По мнению самих греков, это самое величайшее творение Фидия. Считается, что величие и красота образа Зевса открылись Фидию в стихах "Илиады".

Фигура сидящего на троне главного греческого божества была высотой двадцать метров (по другим источникам - четырнадцать метров), что равняется шестиэтажному дому. Впервые в греческом искусстве Фидий создал образ милостливого бога. Возможно, что в правой руке он держал фигуру богини победы Ники, в левой - символ власти - скипетр. Это была хризо-элефантинная статуя. Лицо и тело статуи Зевса сделаны из слоновой кости (по-гречески - ""элефас"). Через его левое плечо перекинут плащ из золота ("хризос"). Хризо-элефантинная техника считалась вершиной искусства. Наложение на дерево пластинок золота и слоновой кости требовало тончайшего мастерства. Великое искусство ваятеля сочеталось с кропотливым искусством ювелира.

Статуя Зевса простояла 900 лет. Статую уничтожило германское племя готов, разорившее Грецию.

Фидий (около 500 г. - после 430 г.), выдающийся древне-греческий архитектор, скульптор и живописец. Главный помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах. Автор знаминитых громадных статуй: Афины Промахос (Афины-воительницы) на Акрополе из бронзы, Зевса Олимпийского и Афины Парфенос (Афины-девы) из золота и слоновой кости. Под его руководством оформлялся интерьер Парфенона скульптурами. Произведения Фидия - в ряду наивысших достижений достижений мирового искусства. Их отличает красота духа и сила жизни.

Главной святыней Олимпии был храм Зевса с его статуей работы великого Фидия. Фидий был знаменит не только статуей Зевса Олимпийского, но и статуей Афины в Парфеноне и рельефами на его стенах.

Статуя Зевса находилась в храме, длина которого достигала 64 метров, ширина - 28, а высота внутреннего помещения была около 20 метров. Сидящий в конце зала на троне Зевс подпирал головой потолок. Обнажённый до пояса Зевс был изготовлен из дерева. Тело его покрывали пластины розоватой, тёплой слоновой кости, одежду - золотые листы, в одной руке он держал золотую статую Ники - богини победы, другой опирался на высокий жезл. Зевс был столь величествен, что, когда Фидий завершил свой труд, он подошёл к статуе, как бы плывущей над чёрным мраморным полом храма, и спросил: "Ты доволен, Зевс?" В ответ раздался удар грома, и пол у ног статуи треснул. Зевс был доволен

С
татуя Зевса Олимпийского - единственное чудо света, оказавшееся на Европейском материке.

Ни один из храмов Эллады не показался грекам достойным звания чуда. И, выбрав в качестве чуда Олимпию, они запомнили не храм, не святилище, а только статую, стоявшую внутри.

Зевс имел к Олимпии самое прямое отношение. Каждый житель тех мест отлично помнил, что именно здесь Зевс победил кровожадного Крона, родного своего отца, который в страхе, что сыновья отнимут у него власть, принялся их пожирать. Зевс спасся также, как спасались сказочные герои всех народов: всегда найдется добрая душа, которая пожалеет младенца. Вот и жена Крона, Рея, подсунула мужу вместо Зевса крупный камень, который тот и проглотил.

Очевидно, Крон своих детей заглатывал целиком.

Когда Зевс подрос и победил отца, он вызволил на волю всех своих братьев и сестер. Аида, Афину, Посейдона...

Олимпийские игры, в частности, были учреждены в честь этого события и начинались жертвоприношениями Зевсу.

Главной святыней Олимпии был храм Зевса с его статуей работы великого Фидия. Фидий был знаменит не только статуей Зевса Олимпийского, но и статуей Афины в Парфеноне и рельефами на его стенах. Вместе с Периклом Фидий разработал план перестройки и украшения Афин, что, правда, дорого обошлось Фидию: враги его могущественного друга и покровителя стали врагами скульптора. Месть их была банальной и грязной, но обыватели жаждали скандала: Фидий был обвинен в том, что утаивал золото и слоновую кость при сооружении статуи Афины в Парфеноне.

Слава скульптора оказалась сильнее злопыхателей. Жители Элиды внесли залог за заключенного, и афиняне сочли этот предлог достаточным, чтобы отпустить Фидия работать в Олимпию. Несколько лет Фидий оставался в Олимпии, сооружая статую - синкретическую по материалу и известную нам по описаниям и изображениям на монетах.

Статуя Зевса находилась в храме, длина которого достигала 64 метров, ширина - 28, а высота внутреннего помещения была около 20 метров. Сидящий в конце зала на троне Зевс подпирал головой потолок. Обнаженный до пояса Зевс был изготовлен из дерева. Тело его покрывали пластины розоватой, теплой слоновой кости, одежду - золотые листы, в одной руке он держал золотую статую Ники - богини победы, другой опирался на высокий жезл. Зев был столь величествен, что, когда Фидий завершил свой труд, он подошел к статуе, как бы плывущей над черным мраморным полом храма, и спросил: “Ты доволен, Зевс?” В ответ раздался удар грома, и пол у ног статуи треснул. Зевс был доволен.

Остались описания кресла Зевса, которое было украшено барельефами из слоновой кости и золотыми статуями богов. Боковые стенки трона были расписаны художником Панэном, родственником и помощником Фидия.

Впоследствии византийские императоры перевезли со всеми предосторожностями статую в Константинополь. Хотя они и были христианами, рука на Зевса ни у кого не поднялась. Даже христианские фанатики, враги языческой красоты, не посмели разрушить статую. Византийские императоры на первых порах дозволяли себе ценить высокое искусство. Но, к глубокому удовлетворению христианских проповедников, бог покарал своего языческого соперника, наказав тем самым сошедших с праведного пути императоров. В V веке нашей эры дворец императора Феодосия II сгорел. Деревянный колосс стал добычей огня: лишь несколько обугленных костяных пластинок да блестки расплавленного золота остались от творения Фидия.

Так погибло и седьмое чудо света...

Когда от памятника не остается и следа, появляется соблазн (часто мотивированный) приписать его существование человеческому воображению. Подобная участь не миновала и статую Зевса, тем более что от нее не сохранилось копий.

Для того чтобы убедиться, что статуя существовала и была именно такой, Руины храма Зевса как описывали современники, следовало отыскать хотя бы косвенные свидетельства ее создания.

Уже в наше время была сделана попытка найти мастерскую Фидия.

Сооружение такой статуи требовало многих лет работы, и поэтому Фидию и его многочисленным помощникам необходимо было солидное помещение. Статуя Зевса

Не мраморная глыба, которую можно оставить на зиму под открытым небом.

Внимание немецких археологов, проводивших раскопки в Олимпии, привлекли остатки античного здания, перестроенного в византийскую христианскую церковь. Обследовав здание, они убедились в том, что именно здесь располагалась мастерская - каменное сооружение, немногим уступавшее по размерам самому храму. В нем, в частности, нашли орудия труда скульпторов и ювелиров и остатки литейного “цеха”. Но самые интересные находки сделаны по соседству с мастерской - в яме, куда в течение многих сотен лет мастера сбрасывали отходы и отбракованные детали статуй. Там удалось отыскать отлитые формы тоги Зевса, множество пластин слоновой кости, сколы полудрагоценных камней, бронзовые и железные гвозди - в общем, полное и бесспорное подтверждение тому, что именно в этой мастерской Фидий изготовил статую Зевса, причем именно такую, как рассказывали древние. И в довершение всех доказательств в груде отбросов археологи нашли и донышко кувшина, на котором были выцарапаны слова: “Принадлежу Фидию”.

В северо-западной части Эллады был расположен город Олимпия, слава о котором распространилась далеко за пределы страны. По преданиям, именно здесь Зевс вступил в борьбу со своим отцом, кровожадным и вероломным Кроном, который пожирал своих детей, так как оракул предсказал ему гибель от руки сына. Спасенный матерью, возмужавший Зевс одержал победу и заставил Крона отрыгнуть своих братьев и сестер. В честь этой победы были учреждены Олимпийские игры, впервые состоявшиеся в 776 г. до н. э. Прошло более двух столетий, и в 456 г. до н. э. в Олимпии появился посвященный Зевсу храм, ставший главной святыней города. Храм украшала статуя бога высотой 12 м 40 см, величие и красота которой настолько поразили воображение современников, что она была признана новым чудом света. Создатель Зевса Олимпийского - прославленный скульптор Фидий (начало 5 в. до н. э. - ок. 432-431 гг. до н.э.). Сочинения древних историков, археологические находки (небольшие копии, изображения на монетах) донесли до нас скульптурный образ древнегреческого божества. Фидий изобразил Зевса сидящим на троне. Оливковый венок украшал голову бога-громовержца, борода волнистыми прядями обрамляла его лицо, с левого плеча ниспадал плащ, прикрывавший часть ног. Скульптор придал облику Зевса выражение доброты и глубокой человечности. Фигура Зевса была выполнена из дерева, и на эту основу с помощью бронзовых и железных гвоздей, специальных крючков крепились детали из слоновой кости и золота (такая техника называется хрисоэлефантинной). Лицо, руки, другие обнаженные части тела были из слоновой кости, волосы и борода, венок, плащ и сандалии - из золота, глаза - из драгоценных камней. Трон был сделан, по одним источникам, из кедра, по другим - из черного дерева и покрыт золотом и слоновой костью. Ножки трона украшали фигурки танцующей Ники - богини Победы. Ручки трона поддерживали сфинксы, а его спинку украшали Хариты - богини Красоты, дочери Зевса и Геры. Перед пьедесталом, с изображением сцены рождения Афродиты, был устроен небольшой бассейн, выложенный голубым элевксинским камнем и белым мрамором. Он служил, по словам древнегреческого писателя Павсания (2 в. н. э.), для стока остатков оливкового масла, которым регулярно смазывали статую; Потомки высоко ценили творение Фидия. Знаменитый оратор и политический деятель Рима Цицерон (1 в. до н. э.) назвал Зевса Олимпийского воплощением красоты; римский писатель и ученый Гай Плиний Старший (1 в. н. э.) считал скульптуру несравненным шедевром. В конце 4 в. - начале 5 в. н. э. статую перевезли в Константинополь: византийские императоры собирали все лучшие произведения искусства. В 5 в. н. э. дворец императора Феодосия II (401-450) сгорел, от Зевса Олимпийского остались лишь несколько обгоревших костяных пластин и кусков расплавленного золота.

Привет, друзья. Храм Зевса в Олимпии даже в наше время привлекает тысячи туристов. Сейчас, когда от древнего города остался только археологический сайт — то, что нашли учёные-историки при раскопках. Представляете, что было, когда Олимпия переживала свой расцвет? Храм Зевса был главной святыней на Пелопоннесе, а Статую Зевса в Олимпии — называли чудом света. Но статуи нет и храм разрушен. Что же мы сегодня хотим увидеть? Что ищем в этом святилище, столь великом когда-то?

Греция. Полуостров Пелопоннес. Ном Элида. Город Олимпия.

Обратите внимание: в Афинах есть храм Зевса Олимпийского, а этот рассказ о храме Зевса в Олимпии.

Кроме того, в Греции есть гора Олимп и город рядом с ней. Там тоже есть археологический сайт, но совсем другой.

Древняя Олимпия и храм Зевса в ней — это только часть истории, связанной с этим местом. Хотя бы потому, что на склонах горы Кронос найдены следы жизни людей времён палеолита — стоянки древнего человека.

Для археологов Олимпия — бесценный клад. Её историю делят на 4 периода:

  • архаический
  • классический
  • эллинистический
  • римский

Археологи обнаружили целый комплекс, в котором найдены следы всех этих периодов.

Сегодня же рассказ только о части культового комплекса — Храме Зевса, статуе Зевса в Олимпии, мастерской Фидия.

Олимпия в древней Греции

До того, как на склоне холма вырос храм, место уже было культовым. Только храмы были посвящены более древним богам. Храм Гекате — один из древнейших образцов дорийской архитектуры. Саму Гекату связывают с греческой Реей — матерью богов и Богиней-землёй.

Кроме того, священная роща, вокруг которой вырос комплекс тоже уже существовала.

Легенда относит нас к векам, когда на горе Кронос жил, если о древнем боге можно так сказать, Кронос — повелитель времени. Он пожирал своих детей. Его жена — Рея-земля спасла одного из юных богов, подсунув вместо сына камень. До поры спрятав ребёнка в пещере на острове Крит. Ребёнок вырос и лишил отца власти, освободив детей из чрева отца.

В легенде читается история смены религии. Ребёнком был Зевс, его братья — Аид и Посейдон, разделившие власть над миром, поделили пространство на 3 царства: Подземное, Водное и Наземно-надземное. Вместо древних богов, появился знакомый нам пантеон во главе с Зевсом.

Место силы

Само столь важное событие в истории развития культуры и религии на земле произошло, как раз здесь, в Олимпии, в священной роще на склоне горы Кронос.

Таких мест на нашей планете не так уж и много. Называют их местами силы.

В самом сердце рощи, на месте, где Зевс вспорол чрево отца, и находился храм Зевса. А в нём гигантская, мастерски выполненная статуя Зевса, которую и называли чудом света.

В Греции известны и другие места силы:

Храм Зевса в Олимпии

Массивный храм Зевса — главная и центральная постройка священной рощи Алтис (Altis).

  • Размер — самый большой храм на Пелопоннесе.
  • Архитектурный стиль — дорийский. Отличается мужественность, суровостью, лаконичностью (в отличие от ионийского — более женственного и мягкого).
  • Построен элийцами (жителями этой местности) из трофеев и посвящён Зевсу.
  • Строительство началось с 470 и было завершено до 456 г. до н.э., когда на восточном фронтоне храма был помещён золотой щит, посвященный победе спартанцев на Танагре.
  • Архитектор Либон (Libon) из Элиды
  • Скульптор, создавший фронтоны неизвестен.
  • Ориентация на восток-запад.

  • Храм шестиколонный (по ширине) с тринадцатью колоннами по бокам.
  • Высота колонн 10,43 м, диаметр у основания 2,25 м. Выполнены из местного известняка-ракушечника и покрыты белой штукатуркой.
  • Только скульптуры фронтона, крыша и голова льва были из мрамора.
  • Кроме основной части, в храме были пронаос (преддверье) с востока и опистодом — задняя (внутренняя) часть храма на западе.
  • На полу пронаоса сохранились фрагменты мозаики с изображениями тритонов.
  • Передняя часть пронаоса представляет собой небольших размеров прямоугольное пространство, вымощенное гексагональными мраморными плитами.
  • В прнаосе происходило награждение — коронование победителей.
  • Ещё одна важная часть древних храмов целла — внутренняя часть святилища, в которой находились изображения богов. В эту часть могли заходить только служители культа.
    Целла храма Зевса была разделена на три нефа двумя двойными рядами семи колонн.

Фронтоны и декор храма Зевса

Пышный скульптурный декор храма — пример дорийского стиля.

  • Восточный фронтон

На нём изображены гонки колесниц — поединок между Пелопсом и Эномаем. Главный судья этих легендарных гонок — Зевс. Скульптур сделал фигуру Зевса центральной в композиции.

Вершину восточного фронтона украшала позолоченная Ника — богиня победы.

Пелопс — герой, в честь которого назван весь полуостров Пелопоннес. Курган Пелопса находится на склоне горы Кронос.

Греки собрали фронтон по фрагментам. Был период, когда для «лучшего представления» все недостающие части были изготовлены, фронтон отлили из гипса и выставили «целым». Потом от такого новодела истории отказались. Сейчас вы видите только то, что сохранилось

Кентавромахия

  • Западный фронтон

На нём изображена битва Лапифов и Кентавров (Кентавромахия). Здесь, центральной фигурой скульптор сделал Аполлона.
Лапифы — народ в , произошли от Лапифа — родного брата Кентавра.

Кентавромахия — битва между лапифами и кентаврами, использовавшими в качестве оружия каменные глыбы и стволы деревьев. Кентавромахия - излюбленный сюжет произведений греческого искусства с 7 в. до н. э. Миф отражает столкновение между племенами, находившимися на разных ступенях культурного развития. К числу наиболее знаменитых изображений Кентавромахии относится изображение на западном фронтоне храма Зевса в Олимпии и изображение на южных метопах Парфенона. Влияние этого сюжета сказывается и за пределами античности, например у Микеланджело (рельеф), в полотнах Рубенса, Бёклина, в скульптурах Родена.

Метопы

12 метоп (плиты вверху храма, украшенные барельефами) изображают подвиги Геракла (сына Зевса).



В римский период, на не декорированные метопы были «прибиты» двадцать один позолоченный бронзовый щит в честь победы над греками в 146 г. до н.э...

Храм был сожжен по приказу Феодосия II в 426. Жертвенник Зевсу — место, где горел священный огонь, был полностью разрушен. Землетрясение 551 и 552 г. н.э. довершило полное разрушение храма.

Раскопки в храме начала французская экспедиция в 1829 году, а закончила немецкая Школа. Части скульптурного декора были восстановлены и теперь выставлены в . Метопы, снятые французской археологической экспедицией 1829 года находятся в Лувре.

Статуя Зевса

Статуя Зевса располагалась в дальнем (западном) конце храма с. 430 г. до н. э...

  • Высота: более 12 метров.
  • Статую Зевса для храма в Олимпии создал скульптор Фидий из Афин.
  • Техника: Хрисоэлефантинная скульптура.
  • На одежду бога ушло 200 килограммов чистого золота.

Статуя Зевса закрывалась тяжелым занавесом падающим сверху. Когда её демонстрировали, занавес с помощью лебёдок закручивался и понимался вверх.

Скульптура представляла собой сидящего на троне бога. Золотой трон, украшенный барельефами мифологических сцен, стоял на пьедестале площадью 9,5 на 6,5 метров. Голову бога украшал венок. В правой руке — богиня Ника на шаре (держава), в левой — скипетр, увенчанный изображением орла (священная птица Зевса). Ноги Зевса покоились на скамейке.

Чтобы «оживить» бога скульптор использовал специальную технику, когда на первичный деревянный каркас в местах, где обнаженное тело, накладывались пластины слоновой кости, а части скульптуры в одежде покрывались золотом.

Обычно эта техника применялась для монументальных скульптур. Носит название Хрисоэлефантинная скульптура.

Перед скульптурой Фидий сделал сапфировый бассейн для масла. У него три функции:

  • Во-первых, это — красиво.
  • Чтобы пластины слоновой кости не разбухали от влажного воздуха, жрецы смазывали их маслом, которое стекало в бассейн.
  • Свет, проникая в храм, отражался от поверхности бассейна и создавал особую мягкую подсветку, делающую лицо и тело Зевса живыми.

В Афинах, пластины статуи Афины тоже смазывались, но водой, чтобы они не рассыхались.

Известно, что статуя Зевса несколько раз подвергалась реставрации, что ей хотели владеть многие цари, а римский император Калигула даже планировал перевезти её в Рим.

По этому поводу существует легенда: когда римляне прибыли в Олимпию и вошли в храм Зевса, то Зевс начал страшно хохотать. Римляне испугались и убрались из храма.

Последние упоминания о статуе относится к 363 году нашей эры.

После отмены Олимпийских игр, статуя была перенесен в Константинополь, где впоследствии погибла при пожаре.

Если скульптура сгорела, то как же мы узнали, как она выглядела? К счастью, до нас дошло описание историка Павсания, сохранились древние монеты с изображением Зевса в Олимпии, наконец, главная находка — слепки и заготовки для статуи, найденные в мастерской Фидия.

Размеры скульптуры огромны, поэтому учёные ломали голову, как такую махину Фидий смог внести в храм. Во время раскопок рядом с храмом было обнаружено здание мастерской Фидия. Размеры её соответствовали размерам части храма, в которой находилась статуя Зевса. Рядом же была найдена яма, в которую Фидий складывал заготовки.

Это не решило до конца вопрос, как же внесли статую в храм. Логика говорит, что проще всего было сначала сделать деревянную основу (каркас), а потом отливать и вытачивать детали в мастерской.

Говорят, что Фидий присутствовал на открытии и лично наблюдал, какой эффект произвело его творение. И я его понимаю)

Слава Фидия росла. Храм стал общегреческим. Статую Зевса назвали чудом света.

Поэты писали:

Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ,
Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?

Сокрушались и жалели тех, кто не видел этого чуда.

Сам Фидий, несмотря на всеобщее восхищение его работой, переживал, как Зевс отнёсся к творению рук человеческих. Однажды вечером он пришел в храм и прямо «в лоб» спросил бога, нравится ли ему работа.

Раздался гром, здание слегка закачалось и от трона прямо к распластанному на мраморе Фидию прошла трещина. Скульптор ликовал — Зевс доволен!

Мы привыкли видеть греческие скульптуры белыми — цвета мрамора. Так же представлялись мне и храмы. Главной неожиданностью Олимпии стало для меня то, что и храм, и статуя были цветными.

Где остановиться в Олимпии

Сейчас много вариантов жилья появилось на сервисе AirBnb . Как пользоваться этим сервисом у нас написано . Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.

Рядом с археологическим сайтом находится посёлок. Мы бронировали отель Hercules . Рекомендуем его.

Предлагаем еще неплохие варианты отелей в Олимпии

Время работы комплекса

Ежедневно

  • С мая по октябрь: с 8:00 до 19:00
  • С ноября по апрель: с 8.00 до 17.00

В выходные – с 8.30 до 15.00.

Сколько стоит

Отдельные билеты в музей и на сайт больше не продаются. Есть один общий.

  • Стоимость билета 12 евро.
  • Льготный билет 6 евро.

Есть бесплатные дни. Об этом писали в статье .

На осмотр сайта и музея вам понадобится примерно часа 3-4

Храм Зевса в Олимпии на карте

Спасибо, что читаете нас. Делитесь полезными статьями с друзьями и в соц сетях.
До встречи.

Воистину несчастными считались жители Древней Греции, кто не видел в Олимпии статуи великого Зевса. Она служила главным украшением храма и еще в третьем веке до нашей эры попала в список семи чудес света.

Статуя Зевса Олимпийского. История

Историю величественного монумента лучше всего начинать с 776 года до н.э, пусть и задолго до создания самой статуи. В этот год впервые в храм, построенный в честь отца богов, прибыли участники очередных Олимпийских игр. Сам храм, постройка которого продолжалась более 15 лет, был установлен на высокой прямоугольной платформе. Его крыша опиралась на колонны высотой примерно в 10 метров и диаметром не менее двух. Проект храма был разработан античным архитектором Лебоном, прекрасное строение которого напоминало знаменитые греческие святилища, но было воздвигнуто с куда большим размахом.

Впрочем, храмы Эллады не казались древним грекам достойным звания чуда. И спустя годы правительство Эллады пригласило украсить храм прославленного афинского скульптора Фидия. Его руки и руки ассистировавших ему учеников, Колота и Панена, создали нечто превосходное. Для нового произведения искусства даже потребовалось оборудовать специальное помещение.

Весть о том, что появилась в храме статуя Зевса Олимпийского, стремительно облетела весь античный мир. Перед глазами публики она предстала в 435 году до нашей эры. Есть заметки, согласно которым творец и скульптор лично наблюдал за реакцией прихожан, пораженных величием монумента. Прошел слух, что к скульптору, чтобы попозировать перед мастером, спускался со светлого Олимпа сам Громовержец Зевс.

Статуя Зевса Олимпийского была покрыта шерстяной накидкой, окрашенной финикийским пурпуром и отделанной золотом. Сам занавес, вопреки устоявшимся традициям, не поднимался, а, напротив, опускался, открывая перед посетителями величественный образ главного бога Олимпа. Открывшаяся статуя вызывала вздохи и вскрики восхищения. Статуя Зевса Олимпийского выполнена была из золота и слоновой кости. Эта техника известна как хризоэлефантинная. 200 килограммов чистого золота пошло на то, чтобы должным образом украсить шедевр рук Фидия. В левой руке бог Зевс сжимал скипетр с орлом, а в правой – богиню победы Нику. Голову восседавшего на троне отца богов Зевса украшал венок. На плаще бога были изображены животные и цветы. Ноги Громовержца опирались на скамейку.

Кроме того, монумент поражал своими размерами. Общая высота статуи была 17 метров, а ее основание составляло метр в высоту и шесть – в ширину.

Чтобы вам легче было представить этого исполина, то говорится, что правая ладонь статую находилась на высоте колонн первого яруса древнего храма, а голова оказалась на уровне второго. Люди смотрели на статую Зевса снизу вверх, и у них создавалось впечатление, что встань сейчас Громовержец со своего золотого трона – и он проломит головой крышу храма.

Кстати, сам трон также заслуживает внимание. Ибо его украшение требовало кропотливой долгой работы. На каждой его ножке было четыре изображения Ники, а он сам был обильно украшен сценами древнегреческой мифологии. На перекладинах между ножками скульптор изобразил сцены баталий греческих герое и дев-воительниц амазонок. Присутствовали там и сцены спортивных соревнований.

Помимо непременно присутствовавшего в них Зевса, были «опознаны» среди фигур боги: Посейдон, Гера, Афина, Афродита, Гермес, Аполлон, Артемида, бог солнца Гелиос; и герои – Геракл, Тесей, Ахилл, титан Прометей.

Жрецы смазывали маслом статую, чтобы сохранить блеск слоновой кости. Это защищало ее и от сырости. Перед статуей был вырыт особый бассейн, покрытый мрамором, куда поверх воды стекали излишки оливкового масло после приведения монумента в порядок. А еще вода и масло в бассейне служили, что отражать солнечные лучи особым образом. Отраженный свет освещал голову и плечи монумента, создавая иллюзию, что светится именно бог, даря людям яркие лучи.

Есть легенда, что Громовержец, как минимум, одобрил труд Фидия. Так на вопрос окончившего работу мастера «Ты доволен, Зевс?», раздался удар грома, а пол у ног монумента треснул. Зевс был доволен.

Удивительно, но в памяти человечества запечатлелись не прекрасный храм, не таинственное святилище, а только величественная статуя, стоявшая внутри.

Судьба храма и статуи Зевса Олимпийского

Более семи веков восседал Зевс в своем храме, величественно взирая на благоговевших перед ним людей, пока не был сильно поврежден землетрясением, произошедшем во втором веке уже нашей эры.

За время своей жизни статуя Зевса Олимпийского пережила несколько реставраций. Случались даже кражи ее кусочков. Особого внимания статую удостоили римляне. В 40 году император Калигула был полон решимости собрать в Риме все изваяния и изображения наиболее значимых памятников павшей Греции. Разумеется, статуя Зевса была включена в этот список. Есть легенда, согласно которой при попытке снять статую с постамента, она расхохоталась. Все работники в страхе разбежались, и статуя осталась в Олимпии.

Ученые-историки утверждают, что сам Храм Зевса был закрыт во второй половине IV века н.э., по приказу римского императора Феодосия, по причине его неприязни, как христианина, к языческим верованиям греков. К этому же периоду относятся последние упоминания величественного монумента.

Упоминается, что примерно в начале V века статуя Зевса Олимпийского была перевезена в Константинополь, где, как сообщал в своих записях византийский историк Кедрен, она полностью погибает в результате пожара в 475 году.

Некоторые говорят, что даже христианские фанатики не посмели трогать статую Зевса Олимпийского, ведь даже византийские императоры позволяли себе на первых порах ценить высокое искусство.

После пожара ристианские проповедники торжествовали: кара их истинного бога настигла языческого соперника, а заодно проучила увлекшихся искусством и сошедших с праведного пути императоров.

Но есть также предположения, что памятник не доехал и до Константинополя, не пережив разграбления и разрушения храма, когда воры отдирали и тащили все, что плохо лежит, а не только драгоценные камни и золото.

Основные исследования легендарных строений велись уже в девятнадцатом веке. Удача улыбнулась французским археологам, проводившим раскопки в предполагаемом месте нахождения храма Зевса. Их «добычей» стали некоторые фрагменты барельефов с изображениями героев Древней Греции и осколки скульптур. Также смогли они представить очертания самого храма. Сегодня эти экспонаты, как представляющие историческую ценность, находятся в Парижском Лувре.

Спустя почти полвека потоптались на этих местах и археологи Германии, которым повезло даже больше, чем их французским коллегам. Они откопали еще часть фрагментов легендарных скульптур, фундамент храма и остатки бассейна, который находился перед статуей Зевса, как мы помним.

В 1950 году учеными и исследователями была обнаружена мастерская скульптора Фидия. Основательные поиски на месте, где был найден архитектурный памятник, позволили ученым воссоздать вид как самого Храма, так и статуи Зевса Олимпийского.

Некогда величественный храм Зевса – сейчас просто развалины, которые, тем не менее, привлекают множество туристов ореолом тайны и загадочности. Однако это совсем не то, что былое величие.

Поделись статьей с друзьями!

    Статуя Зевса Олимпийского. Третье чудо света

    https://сайт/wp-content/uploads/2015/05/zeus-olymp-150x150.jpg

    Воистину несчастными считались жители Древней Греции, кто не видел в Олимпии статуи великого Зевса. Она служила главным украшением храма и еще в третьем веке до нашей эры попала в список семи чудес света. Статуя Зевса Олимпийского. История Историю величественного монумента лучше всего начинать с 776 года до н.э, пусть и задолго до создания самой статуи....

Чудеса света. Статуя Зевса в Олимпии.


Зевсов венец на челе его дивном,
Ветер играет в кудрях тёмно - русых
и, трепеща, ему в руки влагает
Чудную лиру.
(Джозуэ Кардучи)

СТАТУЯ ЗЕВСА В ОЛИМПИИ – творение великого греческого скульптора Фидия, выдающееся произведение античной архитектуры, считается одним из так называемых «семи чудес света». Находилась в храме Зевса Олимпийского, в Олимпии - городе в области Элида, на северо-западе полуострова Пелопоннес, около 150 км. к западу от Афин, где с 776 г. до н. э. по 394 г. н. э. каждые четыре года проводились Олимпийские игры - состязания греческих, а затем и римских спортсменов. Греки считали несчастными тех, кто не видел статую Зевса в храме.

Древнегреческий город Олимпия был религиозным центром, местом культа верховного бога древних греков Зевса. Это был величайший художественный центр Древней Греции. Архитектурный ансамбль Олимпии в основном сложился в VII - IV веках до н.э. Здесь были возведены великолепные храмы богов - большие и малые.


Уже более 300 лет проводились Олимпийские игры. Они были очень популярны среди народа. Проводились они в честь бога Зевса. Но в Греции до сих пор не было возведено главного храма Зевса. В 470 г. до н. э. в Греции начали собирать пожертвования на строительство этого храма. Храм был построен за 10 лет архитектором Либоном из Элиды (сер. 5 в. до н.э.) и посвящался богу Зевсу.

По преданиям, храм был великолепен. Весь храм, включая крышу, был построен из мрамора. Его окружали 34 массивные колонны из ракушечника. Каждая была высотой в 10,5 метров и толщиной более 2 метров. Площадь храма составляла 64×27 м. На наружных стенах храма располагались плиты с барельефами, с изображениями 12 подвигов Геракла. Бронзовые двери, высотой в 10 метров, открывали вход в культовое помещение храма.

В течение нескольких лет после окончания строительства в храме не было достойной статуи Зевса, хотя довольно скоро решили, что она необходима. Как свидетельствуют античные историки, в олимпийской долине имели мастерские многие выдающиеся эллинские скульпторы - Мирон, Поликлет, Скопас, Пракситель. В качестве создателя статуи был избран знаменитый афинский скульптор Фидий.

Коренной афинянин, Фидий родился, как полагают, около 500 года до н.э. и скончался около 430 года. Он был величайшим скульптором, архитектором, живописцем, мыслителем. По свидетельству древних авторов, Фидий в своих скульптурных образах сумел передать сверхчеловеческое величие. Таким образом была, очевидно, и его статуя Зевса, созданная для храма в Олимпии.

Фидий успел к этому времени создать две знаменитые статуи Афины («Афину Промахос» и «Афину Парфенос». К сожалению, ни одно из его творений до нашего времени не сохранилось). По его приказу была построена мастерская в 80 метрах от храма. Эта мастерская точно соответствовала размеру храма. Там он работал над статуей Зевса вместе с учеником Колотом и братом Паненом за огромным пурпурным занавесом и создал статую Бога-громовержца в хрисоэлефантинной технике.

Сам Фидий был очень придирчив к материалу, который ему доставляли. Особенно он был придирчив к слоновой кости, из которой он создал тело бога. Затем под усиленной охраной в храм к ногам громовержца внесли драгоценные каменья и 200 кг чистого золота. По современным расценкам стоимость одного только золота, пошедшего на отделку статуи, составляла около 8 млн долларов. В 435 г. до н. э. состоялось торжественное открытие статуи.

Золотом были покрыты накидка, которая закрывала часть тела Зевса, скипетр с орлом, который он держал в левой руке, статуя богини победы - Ника, которую он держал в правой руке и венок из ветвей оливы у Зевса на голове. Ноги Зевса покоились на скамеечке, которую поддерживали два льва. Рельефы трона прославляли, в первую очередь, самого Зевса. На ножках трона были изображены четыре танцующие Ники. Также были изображены кентавры, лапифы, подвиги Тесея и Геракла, фрески, изображающие битву греков с амазонками. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров. Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека.

«Бог сидит на троне, его фигура сделана из золота и слоновой кости, на голове у него венок как бы из ветвей маслины, на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота. У неё на голове повязка и венок. В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами. Сидящая на скипетре птица - орел. Обувь бога и верхняя одежда - также из золота, а на одежде - изображения разных животных и полевых лилий»

Когда строительство статуи было завершено, ей едва хватило места в храме. Страбо писал: ".. хотя сам храм - очень большой, скульптор критикуется за то, что не учёл реальное соотношение пропорций статуи к храму. Он показал Зевса посаженным на трон, но с головой, почти упирающейся в потолок, чтобы у нас было впечатление, что если Зевс встанет, то упрётся головой в крышу храма".

Глаза громовержца ярко сверкали. Создавалось такое впечатление, что в них рождаются молнии. Вся голова и плечи бога сверкали божественным светом. Сам Фидий ушел в глубину храма и оттуда наблюдал за восторженной публикой. Для того, чтобы голова и плечи громовержца сверкали, он приказал вырубить у подножья статуи прямоугольный бассейн. Поверх воды в нём наливалось оливковое масло: поток света из дверей падает на тёмную маслянистую поверхность, и отраженные лучи устремляются вверх, освещая плечи и голову Зевса. Возникала полная иллюзия того, что этот свет льётся от бога к людям. Говорили, что сам громовержец спустился с небес, для того, чтобы позировать Фидию.

По преданию, когда Фидий закончил свою работу, он спросил: «Ты доволен, Зевс?». В ответ раздался удар грома, и пол перед троном треснул. Судьба самого Фидия до сих пор осталась неизвестной. По одной версии он, спустя 3 года, был осужден и брошен в тюрьму, где и умер вскоре. По другой версии он прожил ещё 6-7 лет, став на старости лет изгоем, и умер в забвении. Около 40 г н. э. римский император Калигула захотел перенести статую Зевса к себе в Рим. За ней были посланы рабочие. Но, по легенде, статуя расхохоталась, и рабочие в ужасе разбежались.

Семь столетий Зевс, доброжелательно улыбаясь, наблюдал за спортсменами, пока во II в. н. э. не случилось мощное землетрясение, сильно повредившее статую, затем она была отреставрирована скульптором Димофонтом.. Но игры в Олимпии все равно продолжались: спортсмены верили, что им помогает если не храмовая статуя, то сам бог, восседающий на вершине горы. Конец спортивным состязаниям положил в 394 г н. э. христианский император Феодосий I, запретивший за два года до этого все языческие культы.

После запрета Олимпийских игр воры обдирали статую Зевса, похищая золото и слоновую кость. Последнее упоминание о ней относится к 363 г. н. э. По одной из версий все, что осталось от знаменитой скульптуры в 475 по приказу Феодосия II вывезли из Греции в город Константинополь. Статуя сгорела при пожаре храма 425 г. н. э. или в пожаре в Константинополе в 476 г. н. э.

Были сделаны и копии статуи, включая большой прототип в Курене (Ливия). Ни одна из них, тем не менее, не сохранилась до сегодняшнего дня. Ранние реконструкции как например, Эрлаха, как теперь полагают, являются неточными. В Олимпийской области в VI веке случилось землетрясение. Храм и стадион были разрушены наводнениями, остатки их покрыты илом. Это помогло фрагментам Олимпии просуществовать более тысячи лет.

Олимпийские игры были восстановлены в конце XIX века и сейчас собирают атлетов уже со всего мира, готовых помериться силой в самых разных видах спорта.


7 чудес света - Статуя Зевса в Олимпии, монета Палау.

Загрузка...
Top