Древнегреческая мифология: Аполлон – Бог наук и искусств. Мифы и Легенды * Аполлон

Аполлон Аполлон

(Apollo, Απόλλων). Божество солнца, сын Зевса и Лето (Латоны), брат-близнец богини Артемиды. Аполлон считался также богом музыки и искусств, богом прорицания и покровителем стад и скота. Он принимает живое участие в основании городов и управлении ими и карает преступников, почему и изображается с луком и стрелами. Знаменитый оракул Аполлона находился в Дельфах. Бог Пан и сатир Марсий состязались с Аполлоном в музыкальном искусстве, но были побеждены им. Как бог солнца - Аполлон часто называется Гелиосом. К римлянам почитание Аполлона перешло от греков, и в Риме ему поклонялись главным образом как божеству, спасающему от мора (Apollo Medicus). Дельфийский оракул Аполлона пользовался известностью во всем древнем мире.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

АПОЛЛОН

(Άπόλλων), в греческой мифологии сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бог, включивший в свой классический образ архаические и хтонические черты до-греческого и малоазийского развития (отсюда разнообразие его функций - как губительных, так и благодетельных, сочетание в нём мрачных и светлых сторон). Данные греческого языка не позволяют раскрыть этимологию имени А., что свидетельствует о неиндоевропейском происхождении образа. Попытки древних авторов (напр., Платона) разгадать значение имени А. не подлежат научному обсуждению, хотя для них и характерна тенденция соединить в одно нераздельное целое ряд функций A. (Plat. Crat. 404 е- 406 а): стреловержца, губителя, прорицателя, блюстителя гармонии космической и человеческой. Образ А. соединяет воедино небо, землю и преисподнюю.
А. родился на плавучем острове Астерия, принявшем возлюбленную Зевса Лето, которой ревнивая Гера запретила вступать на твёрдую землю. Остров, явивший чудо рождения двух близнецов - А. и Артемиды, стал именоваться после этого Делосом (греч.δηλόω, «являю»), а пальма, под которой разрешилась Лето, стала священной, как и само место рождения A. (Callim. Hymn. IV 55-274; Hymn Нот. I 30-178). А. рано возмужал и ещё совсем юным убил змея Пифона, или Дельфиния, опустошавшего окрестности Дельф. В Дельфах, на месте, где когда-то был оракул Геи и Фемиды, А. основал своё прорицалище. Там же он учредил в свою честь Пифийские игры, получил в Темпейской долине (Фессалия) очищение от убийства Пифона и был прославлен жителями Дельф в пеане (священном гимне) (Hymn. Hom. II 127-366). А. поразил также своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето (Hyg. Fab. 55; Apollod. I 4, 1), киклопов, ковавших молнии Зевсу (Apollod. Ill Ю, 4), а также участвовал в битвах олимпийцев с гигантами (I 6, 2) и титанами (Hyg. Fab. 150). Губительные стрелы А. и Артемиды приносят внезапную смерть старикам (Hom. Od XV 403-411), иногда поражают без всякого повода (III 279 след.; VII 64 след.). В Троянской войне А.-стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут в лагерь ахейцев чуму (Hom. П. I 43-53), он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектаром (XVI 789-795) и Ахилла Парисом (Prod. Chrest., p. 106). Вместе с сестрой он губитель детей Ниобы (Ovid. Met. VI 146-312). В музыкальном состязании А. побеждает сатира Марсия и, разгневанный его дерзостью, сдирает с него кожу (Myth. Vat. I 125; II 115). А. боролся с Гераклом, пытавшимся овладеть дельфийским треножником (Paus. Ill 21,8; VIII 37, 1; X 13, 7).
Наряду с губительными действиями А. присущи и целительные (Eur. Andr. 880); он врач (Aristoph. Av. 584) или Пеон (Eur. Alc. 92; Soph. О. В. 154), Алексикакос («помощник»), защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопоннесской войны (Раus. I 3, 4). В позднее время А. отождествлялся с солнцем (Macrob. Sat. I 17) во всей полноте его целительных и губительных функций. Эпитет А. - Феб (φοίβος) указывает на чистоту, блеск, прорицание (Etym. Magn. v. (φοιάςω; Eur. Нес. 827). Соединение в образе А. рациональной ясности и тёмных стихийных сил подтверждается теснейшими связями А. и Диониса, хотя это божества-антагонисты: один по преимуществу бог светлого начала, другой - бог тёмного и слепого экстаза; но после 7 в. до н. э. образы этих богов стали сближаться в Дельфах, им обоим устраивали оргии на Парнасе (Paus. X 32, 7), сам А. нередко почитался как Дионис (Himer. XXI 8), носил эпитеты Диониса - плющ и Бакхий (Aeschyl. frg. 341), участники празднества в честь А. украшали себя плющом (как на Дионисовых празднествах).
А.-прорицателю приписывается основание святилищ в Малой Азии и Италии - в Кларосе, Дидимах, Коло-фоне. Кумах (Strab. XVI 1, 5; Paus. VII 3,1-3; Verg. Aen. VI 42-101). A. - пророк и оракул, мыслится даже «водителем судьбы» - Мойрагетом (Pans. Х 24,4-5). Он наделил пророческим даром Кассандру, но после того как был ею отвергнут, сделал так, что её пророчества не пользовались доверием у людей (Apollod. Ill 12, 5). Среди детей А. также были: прорицатели Браих, Сибилла (Serv. Verg. Aen. VI 321), Мопс - сын А. и прорицательницы Манто, Идмон - участник похода аргонавтов (Apoll. Rhod. I 139-145; 75 след.).
А. - пастух (Номий) (Theocr. XXV 21) и охранитель стад (Hom. Н. II 763-767; Hymn. Hom. Ill 71). Он - основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племён, «отчий» (Plat. Euthyd. 302 d; Himer. X 4; Macrob. Sat. I 17, 42). Иногда эти функции А. связаны с мифами о служении А. людям, на которое посылает его Зевс, разгневанный независимым нравом А. Так, у схолиаста к тексту Гомера (Hom. Il. I 399 след.) сообщается, что после раскрытия заговора Геры, Посейдона и А. против Зевса (по «Илиаде» вместо А. в нём участвовала Афина) А. и Посейдон в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта и возвели стены Трои, которые затем разрушили, гневаясь на Лаомедонта, не отдавшего им обусловленной платы (Apollod. II 5, 9). Когда сын А. врачеватель Асклепий за попытки воскресить людей был поражён молнией Зевса, А. перебил циклопов и в наказание был послан служить пастухом к царю Ад мету в Фессалию, где приумножил его стада (III 10, 4) и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту (Eur. Alc. 1-71; 220-225).
А. - музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на коров (Hymn. Hom. Ill 418-456). Он покровитель певцов и музыкантов, Мусагет - водитель муз (III 450-452) и жестоко наказывает тех, кто пытается состязаться с ним в музыке.
Многообразие функций А. наиболее полно представлено в позднем анонимном гимне A. (Hymn. Orph. Abel. р. 285) и речи неоплатоника Юлиана «К царю Гелиосу». А. вступает в связи с богинями и смертными женщинами, но часто бывает отвергнут. Его отвергли Дафна, превращённая по её просьбе в лавр (Ovid. Met. I 452-567), Кассандра (Serv. Verg. Aen. II 247). Ему были неверны Коронида (Hyg. Fab. 202) и Марпесса (Apollod. I 7, 8). От Кирены он имел сына Аристея, от Корониды - Асклепия, от муз Талии и Урании - корибантов и певцов Лина и Орфея (I 3,2-4). Его любимцами были юноши Гиакинф (Ovid. Met. X 161-219) и Кипарис (X 106-142), рассматриваемые как ипостаси А.
В образе А. отразилось своеобразие греческой мифологии в её историческом развитии. Для архаического А. характерно наличие растительных функций, его близость к земледелию и пастушеству. Он - Дафний, т. е. лавровый, «прорицающий из лавра» (Hymn. Hom. II 215), «любящий лавровое дерево» Дафну. Его эпитет Дримас, «дубовый» (Lycophr. 522); А. связан с кипарисом (Ovid. Met. X 106), пальмой (Callim. Hymn. II 4), маслиной (Paus. VIII 23, 4), плющом (Aeschyl. frg. 341) и др. растениями. Зооморфизм А. проявляется в его связи и даже полном отождествлении с вороном, лебедем, мышью, волком, бараном. В образе ворона А. указал, где надо основать город (Callim. Hymn. II 65-68), он - Кикн («лебедь»), обративший в бегство Геракла (Pind. 01. X 20); он - Сминфей («мышиный») (Hom. П. I 39), но он спаситель от мышей (Strab. XIII 1, 48). А. Карнейский связан с Карном - демоном плодородия (Paus. III 13, 4). Эпитет Ликейский («волчий») указывает на А. как на хранителя от волков (Paus. II 19, 3) и как на волка (X 14, 7). Матриархальные черты А. сказываются в его имени по матери - Летоид; отчества у него нет, но он постоянно носит имя родившей его Лето (Hymn. Hom. Ill 253; Paus. I 44, 10). На более поздней ступени архаики А. - охотник и пастух (Hom. Il. II 763-767; XXI 448-449). Характерная для первобытного мышления взаимопронизанность жизни и смерти не миновала и А.; на этой поздней ступени архаики он - демон смерти, убийства, даже освящённых ритуалом человеческих жертвоприношений, но он и целитель, отвратитель бед: его прозвища - Алексикакос («отвратитель зла»), Апотропей («отвратитель»), Простат («заступник»), Акесий («целитель»). Пеан или Пеон («разрешитель болезней»), Эпикурий («попечитель»).
На стадии олимпийской или героической мифологии в этом мрачном божестве, с его властью над жизнью и смертью, выделяется определённое устойчивое начало, из которого вырастает сильная гармоническая личность великого бога эпохи патриархата. Он помогает людям, научает их мудрости и искусствам, строит им города, охраняет от врагов, вместе с Афиной выступает защитником отцовского права. Зооморфные и растительные его черты становятся лишь рудиментарными атрибутами. Он уже не лавр, но он любит Дафну, ставшую лавровым деревом. Он не кипарис и гиацинт, но любит прекрасных юношей Кипариса и Гиакинфа. Он не мышь или волк, но повелитель мышей и убийца волка. Если когда-то Пифон победил А. и в Дельфах показывали могилу A. (Porphyr. Vit. Pyth. 16), то теперь он - убийца хтонического Пифона. Однако, убив Пифона, этот светоносный бог должен искупить вину перед землёй, породившей Пифона, и получить очищение через нисхождение в иной мир - аид, где он вместе с тем обретает новую силу (Plut. De def. or. 21). Это явный хтонический рудимент в мифологии светоносного А. Некогда демон, близкий Гее (земле), непосредственно от неё получающий мудрость (Eur. Iphig. Т. 1234-1282), теперь он «пророк Зевса» (Aeschyl. Eum. 19), возвещающий и оформляющий в Дельфах волю верховного бога (Soph. О. R. 151). А. прекращает гражданские распри и даёт силу народу (Theogn. 773-782). О помощи А. грекам в войне с персами доверчиво рассказывает Геродот (VIII 36), причём его военная мощь иногда отождествляется с явлениями природы: А.-солнце посылает на врагов стрелы-лучи.
Архаические корни А. связаны также с его догреческим малоазийским происхождением, подтверждающимся тем, что в Троянской войне А. защищает троянцев и особенно почитается в Троаде (Хриса, Килла, Тенедос) и самой Трое (Hom. П. V 446). С эпохи колонизации греками Малой Азии (с 7 в. до н. э.) А. прочно вошёл в олимпийский пантеон богов, при этом восприняв от других богов дар прорицания (от Геи), покровительство музыке (от Гермеса), вдохновенное буйство и экстаз (от Диониса) и др. Уже у Гомера Зевс, Афина и А. фигурируют как нечто единое и целостное в олимпийской мифологии, хотя А. своим появлением на Олимпе внушает ужас олимпийским богам (ср. его епифанию в I Hymn. Hom.). Но внушительность и грозность А. вполне сочетается с изяществом, изысканностью и красотой юного А., как его изображают авторы эллинистического периода (ср. Callim. Hymn. II и Apoll. Rhod. 674-685). Этот классический А. - бог героического времени, которое у греков всегда противопоставлялось предыдущему хтоническому периоду, когда человек был слишком слаб для борьбы с могучими силами природы и не мог ещё быть героем. Два величайших героя Геракл и Тесей были связаны с мифологией А. Если, согласно одним мифам, А. и Геракл сражаются друг с другом за дельфийский треножник (Apollod. II 6, 2; Hyg. Fab. 32), то в других они основывают город (Paus. Ill 21, 8) и даже вместе получают очищение после убийства, находясь в рабском услужении. Под покровительством А. Тесей убивает Минотавра (Plut. Thes. 18) и упорядочивает законы в Афинах, а Орфей усмиряет стихийные силы природы (Apoll. Rhod. I 495-518). На почве мифологии А. возник миф о гипербореях и их стране, где под знаком милости А. процветали мораль и искусства (Pind. Pyth. X 29-47; Himer. XIV 10; Herodot. IV 32-34).
Культ А. был распространён в Греции повсеместно, храмы с оракулами А. существовали на Делосе, в Дидимах, Кларосе, Абах, на Пелопоннесе и в других местах, но главным центром почитания А. был Дельфийский храм с оракулом А., где восседавшая на треножнике жрица А.- пифия давала предсказания. Двусмысленный характер предсказаний, допускавших самое широкое толкование, позволял дельфийской коллегии жрецов воздействовать на всю греческую политику. В Дельфах совершались празднества в честь А. (теофании, теоксении, Пифийские игры; последние были введены в честь победы А. над Пифоном; по своему блеску и популярности они уступали только Олимпийским играм). Все месяцы года, кроме трёх зимних, были посвящены в Дельфах А. Храм А. на Делосе был религиозно-политическим центром Делосского союза греческих полисов, в нём хранилась казна союза в происходили собрания его членов. А. приобрёл значение устроителя-организатора не только в социально-политической жизни Греции, но и в области морали, искусства и религии. В период классики А. понимался прежде всего как бог искусства и художественного вдохновения; подобно Артемиде, Афине Палладе и другим божествам А. эволюционировал в направлении гармонии, упорядоченности и пластического совершенства.
Из греческих колоний в Италии культ А. проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии; император Август объявил А. своим патроном и учредил в честь него вековые игры, храм А. близ Палатина был одним из самых богатых в Риме.
Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина», 1953, т. 72, в. 3, с. 163-186; его же, Античная мифология в её историческом развитии, М., 1957, с. 267-590 [исследование всей мифологии А. и образа А. в античной литературе с указанием источников]; Ницше Ф., Рождение трагедии, Полн. собр. соч., [пер. с нем.], т. 1, М., 1912; Kerenyi K„ ApolIon, W., 1937; Miller R. D., The origin and original nature of Apollo, Phil. 1939; Junger F. G., Griechische Götter. Apollon, Pan, Dionysos, Fr./M., 1943; Pteiff K. A.. Apollo. Die Wandlung seines Bildes in der griechischen Kunst, Fr./M., 1943; Amandry P., La mantique apollinlenne a Delphes, P., 1950; Groningen B. A. v., Apollo, Haarlem, 1956.
А. Ф. Лосев.

Среди античных скульптурных изображений А.: «А. из Беотии» (8 в. до н. э.), «А. Тенейский» (1-я половина 6 в. до н. э.), «А. Птойос» из Фив (6 в. до н. э.), «Аполлон из Вей» (ок. 500 до н. э.). По римским копиям известны «А. Парнопиос» Фидия («А. Кассельский», «А. Тибрский» и др.), статуи Праксителя «А. Сауроктон» (около 20 копий), Леохара («А. Бельведерский»), Канаха («А. из Пьомбино»), статуя сер. 5 в. до н. э. («А. из Помпей»), скульптурная группа «А. Кифаред» Филиска и др. В рельефе западного фронтона храма Зевса в Олимпии (5 в. до н. э.) А. - центральная фигура. Эпизоды мифа об А. нашли отражение в греческой вазописи: сцены битвы за дельфийский треножник, похищения Гермесом стад Адмета, мщения Титию, гибели детей Ниобы. А. часто изображался как предводитель муз.
В изобразительном искусстве средневековья А. предстаёт в книжной миниатюре как языческий бог с атрибутами - луком и стрелами, иногда с лирой (в сценах с музами или грациями) и как олицетворение солнца.
После того как в кон. 15 в. был найден «А. Бельведерский», А. стал восприниматься как воплощение идеала мужской красоты, как олицетворение всего светлого и благородного. Особой популярностью в живописи пользовались сцены «Парнас» (А. Мантенья, Рафаэль, Ф. Приматиччо, Н. Пуссен) и «А. и музы» (Л. Лотто, Джулио Романо, Я. Тинторетто, Н. Пуссен, К. Лоррен, А. Р. Менгс и др.). А. часто изображали правящим солнечной колесницей (фрески Б. Перуцци и Г. Рени, картины Джулио Романе, Доменикино, Дж. Б. Тьеполо и др.) и с Артемидой (А. Дюрер, Л. Кранах Старший и др.). Широкое распространение получили сюжеты, связанные с мифами о Дафне и Марсии, а также сюжеты: «А., стерегущий стада Адмета» (Ф. Бассано, Доменикино, К. Лоррен и др.), «А., Нептун и Лаомедонт строят стены Трои» (Доменикино, С. Роза и др.), «А. убивает Пифона» (Доменикино, П. П. Рубенс, Э. Делакруа). Наиболее значительные произведения европейской пластики 16-17 вв. - «А.» Я. Сансовино и «А. и Дафна» Л. Бернини, нового времени - «А.» О. Родена.
Среди музыкальных произведений на сюжеты мифа - кантата И. С. Баха «Состязание между А. и Паном», зингшпиль В. А. Моцарта «А. и Гиацинт», опера К. В. Глюка «Празднества А.», балет И. Стравинского «А. Мусагет».


(Источник: «Мифы народов мира».)

Аполлон

(Феб) - златокудрый бог солнца, искусства, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (Мусагет), покровитель наук и искусств, предсказатель будущего, охранитель стад, дорог, путников и мореходов. Сын Лето и Зевса, брат-близнец Артемиды. Отец Аристея (от нимфы Кирены), Лапифа, Фемонои, Орфея и Лина (от музы Каллиопы), Асклепия (от Корониды), Милета, Яма. Приносил естественную смерть мужчинам. Одновременно был богом - стреловержцем, насылающим смерть и болезни. См. Аполлон .

// Джовани Батиста ТЬЕПОЛО: Апполон и Диана // Одилон РЕДОН: Колесница Аполлона // Одилон РЕДОН: Колесница Аполлона // Джон ЛИЛИ: Песнь Аполлона // Теофиль де ВИО: Аполлон // Джамбаттиста МАРИНО: "Зачем, скажи, о Дафна..." // Джон КИТС: Ода Аполлону // Джон КИТС: Аполлон к грациям // Аполлон Николаевич МАЙКОВ: "Муза, богиня Олимпа, вручила две звучные флейты..." // Жозе Мариа де ЭРЕДИА: Марсий // Н.А. Кун: АПОЛЛОН // Н.А. Кун: РОЖДЕНИЕ АПОЛЛОНА // Н.А. Кун: БОРЬБА АПОЛЛОНА С ПИФОНОМ И ОСНОВАНИЕ ДЕЛЬФИЙСКОГО ОРАКУЛА // Н.А. Кун: ДАФНА // Н.А. Кун: АПОЛЛОН У АДМЕТА // Н.А. Кун: АПОЛЛОН И МУЗЫ // Н.А. Кун: СЫНОВЬЯ АЛОЭЯ // Н.А. Кун: МАРСИЙ // Н.А. Кун: АСКЛЕПИЙ (ЭСКУЛАП) // Н.А. Кун: СОСТЯЗАНИЕ ПАНА С АПОЛЛОНОМ // Н.А. Кун: ГИАЦИНТ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

АПОЛЛОН

в греческой мифологии сын Зевса и Латоны. Бог солнца и света, гармонии и красоты, покровитель искусств, защитник права и порядка, бог дара предвидения.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Бронза.
Около 475 до н. э.
Париж.
Лувр.

Статуя Вулки с фронтона храма в Вейях.
Около 500 до н. э.
Рим.
Музей виллы Джулия.

Фрагмент росписи краснофигурной амфоры.
Конец VI в. до н. э.
Лондон.
Британский музей.


Аполлон Сауроктон (убивающий ящерицу).
Римская копия.
С греческого оригинала Праксителя (около 340 до н. э.).
Мрамор.
Париж.
Лувр.

Римская копия.
С греческого бронзового оригинала Леохара (350—330 до н. э.).
Мрамор.
Рим.
Ватиканские музеи.

Мрамор.
Около 460 до н. э.
Олимпия.
Музей.

Бронза.
Около 460 до н. э.
Лондон.
Британский, музей.

Картина П. Перуджино.
1480-е годы.
Париж.
Лувр.












Синонимы :

Имя: Аполлон (Apollo)

Страна: Олимп

Создатель: древнегреческая мифология

Деятельность: бог света, покровитель искусств, предводитель муз

Семейное положение: не женат

Аполлон: история персонажа

Повелитель солнца, покровитель музыкантов, талантливый предсказатель, врачеватель, отважный герой, многодетный отец – греческий Аполлон включает в себя множество образов. Вечно молодой и амбициозный бог честно завоевал собственное место на Олимпе. Любимец женщин и смелых мужчин занимает второе место в пантеоне божественных правителей.

История создания

По мнению современных исследователей, образ Аполлона зародился вовсе не на территории Греции. Мифы и легенды о лучезарном боге пришли в страну из Малой Азии. Подтверждает теорию необычное имя божества.


Значение имени бога стало загадкой не только для современных ученых, но и для философов Древней Греции. выдвигал версию, что «Аполлон» переводится как «собрание». Теория не имеет под собой основы, так как имя нигде не упоминается в подобном контексте.

Вторым доказательством теории о заимствовании Аполлона у Азии является сочетание в одном лице противоречивых функций. Аполлон предстает перед людьми и положительным персонажем, и карающим богом. Подобный образ не характерен для мифологии Древней Греции. В любом случае, златокудрый бог занял почетное место на Олимпе, уступив в величии только собственному отцу – .


Культ Аполлона начал шествие с острова Делос и постепенно захватил всю страну, в том числе и итальянские колонии Греции. Уже оттуда власть бога солнца распространилась на Рим. Но, несмотря на огромную территорию влияния, именно Делос и город Дельфы стали центром служения божеству. На территории последнего греки возвели Дельфийский храм, где восседал оракул, толкование снов которым открывало тайны будущего.

Биография и образ

Греческий бог родился на берегу острова Делос. Одновременно с мальчиком на свет появилась сестра-близнец . Дети – плод любви Зевса-Громовержца и титаниды Лето (в другой версии Латоны). Женщине пришлось скитаться по небу и воде, так как Гера, официальная жена Зевса, запретила титаниде ступать на твердую почву.


Как и все дети Зевса, Аполлон быстро вырос и возмужал. Боги Олимпа, гордые и довольные пополнением, преподнесли юному божеству и его сестре подарки. Самым запоминающимся стал дар – серебряный лук и золотые стрелы. С помощью этого оружия Аполлон совершит немало подвигов.

Описание внешности вечно юного божества своеобразно. В отличие от большинства героев Греции Аполлон не носил бороды, предпочитая открывать лицо окружающему миру. Метафора «златовласый», часто используемая в отношении бога, позволяет сделать вывод, что Аполлон – блондин.

Юноша среднего роста и среднего телосложения быстро и бесшумно передвигается по свету, с легкостью догоняя спортивную сестру. Нигде не упоминается обескураживающая красота бога, но количество любовных побед подсказывает, что Аполлон излучает магнетизм и обаяние.


Впрочем, в жизни бога была и несчастная любовь. Дафна, миф о которой отлично характеризует юность Аполлона, стала жертвой неприятной истории. Юный бог, уверенный в собственных силах, высмеял Эрота (бога любви), за что получил в сердце любовную стрелу. А стрела отвращения полетела прямиком в сердце нимфы Дафны.

Влюбленный Аполлон бросился за девушкой, которая решила спрятаться от настойчивого поклонника. Бог солнца не отступал, поэтому отец нимфы, видевший мучения дочери, превратил Дафну в лавровое дерево. Юноша украсил листвой лавра собственную одежду и колчан для стрел.

Свободное от подвигов и забот время юноша проводит за музыкой. Любимым инструментом для Аполлона стала кифара. Молодой бог гордится собственными успехами в музыке и часто покровительствует талантливым музыкантам. А чего не терпит Аполлон, так это хвастовства.


Весельчак-сатир Марсий, подобравший флейту , однажды вызвал юного бога на состязание. Мужчина недооценил талант сына Зевса. Марсий проиграл состязание, а гордый и своенравный Аполлон в наказание за дерзость содрал с сатира шкуру.

Молодому богу бывает скучно на Олимпе, поэтому Аполлон часто спускается на землю, чтобы пообщаться с друзьями. Однажды приятельская встреча закончилась смертью. Сын Зевса и Гиацинт, сын местного царя, запускали в небо металлический диск. Аполлон не рассчитал силы, и снаряд угодил Гиацинту в голову. Любимец бога погиб, Аполлон не смог спасти друга. На месте трагедии расцвел цветок. Теперь каждую весну распускает бутон растение гиацинт, напоминающее о дружбе бога и человека.

Отличительная характеристика Аполлона – всепоглощающая любовь к матери и сестре. Ради благополучия близких женщин герой идет наперекор грозному отцу. Вскоре после рождения Аполлон убивает Пифона – могучего змея, преследующего Лето. За несогласованный акт мести Зевс свергает бога Солнца, и Аполлон должен восемь лет прослужить пастухом, чтобы загладить вину.

Второй раз Аполлон заступается за мать, когда Лето оскорбляет царица Ниоба. Подруги поспорили, кто из них более плодовит. Чтобы отстоять честь матери, Аполлон и Артемида перестреляли всех детей Ниобы.


Несмотря на часты стычки, за Аполлоном закрепилось звание любимчика отца. Такое расположение угнетает Геру – жену владыки Олимпа. Богиня прикладывает максимум усилий, чтобы причинить вред Аполлону. Впрочем, солнечный бог только посмеивается над проделками мачехи.

На божестве лежит серьезная обязанность – Аполлон с колесницей, в которую запряжена четверка лошадей, проезжает по небу, освещая Землю. Часто в путешествии златокудрого бога сопровождают нимфы и музы.

Возмужавший Аполлон часто заводит романы. В отличие от отца, мужчина предстает перед возлюбленными в истинном обличии. Исключением стали Антенора (принял облик собаки) и Дриопа (приходил дважды в виде змеи и черепахи). Несмотря на внушительный любовный стаж, Аполлон так и не женился. Более того, зачастую возлюбленные бога не хранили мужчине верность.


Зато собственных сыновей Аполлон опекает чрезмерно. Среди отпрысков бога значатся

Цитата сообщения Мифы и Легенды * Аполлон

Аполлон

Аполлон (Антонио Канова)

Википедия

Аполлон (др.-греч. Ἀπόλλων), Феб (др.-греч. Φοῖβος, «лучезарный») — в греческой мифологии златокудрый, сребролукий бог — охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель (за что его называли (Μουσηγέτης)), дорог, путников и мореходов, предсказатель будущего, также Аполлон очищал людей, совершавших убийство. Олицетворял Солнце (а его сестра-близнец Артемида — Луну).
В крито-микенских текстах его имя не встречается, согласно распространенной гипотезе, его имя как Аппалиунас встречается в договоре царя Вилусы Алаксандуса с Муваталлисом. По другой этимологии (Ю. В. Откупщиков), имя происходит от др.-греч. àπελάω «отвращающий» (волков, мышей, саранчу — в зависимости от эпитета). По Плутарху и В. Буркерту, от απέλλα «собрание», первый месяц дельфийского календаря назывался «апеллай».

Рождение и детство

Рождение Аполлона и Дианы (Marcantonio Franceschini (1648-1729)

Сын богини Латоны (Лето) и Зевса, брат-близнец Артемиды, внук титанов Кея и Фебы. Родился на острове Делос (Астерия) (греч. δηλόω — являю), куда его мать Лето попала случайно, гонимая ревнивой богиней Герой, которая запретила ей вступать на твердую землю. Когда родился Аполлон, весь остров Делос залили потоки солнечного света.

Латона и ее дети Аполлон и Диана (William Henry Rinehart (1825-1874)

Родился в седьмой день месяца, семимесячным. Когда он родился, лебеди с Пактола проделали семь кругов над Делосом и воспели его. Лето не кормила его грудью: Фемида кормила его нектаром и амброзией. Гефест принес ему и Артемиде в подарок стрелы.

Аполлон, убивающий Пифона * Аполлон, побеждающий Пифона

Пас быков Пифона. Аполлон рано возмужал и ещё совсем юным (на четвёртый день после рождения) убил змея Пифона, или Дельфиния, опустошавшего окрестности Дельф. В Дельфах, на месте, где когда-то был оракул Геи и Фемиды, Аполлон основал свое прорицалище. Там же он основал в свою честь Пифийские игры, получил в Темпейской долине (Фессалия) очищение от убийства Пифона и был прославлен жителями Дельф.
За убийство Пифона был изгнан на девять лет в Темпейскую равнину. В возрасте 4 лет начал строить храм на Делосе из рогов кинфийских ланей, убитых Артемидой.

Основные мифы

Аполлон также поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, циклопов, ковавших молнии Зевсу, а также участвовал в битвах олимпийцев с гигантами и титанами.
Стрелу, которой убил циклопов, он сделал созвездием. Согласно Гесиоду и Акусилаю, Зевс хотел низвергнуть его в Тартар, но Лето упросила отдать его в услужение человеку. За убийство Киклопов был осужден Зевсом пробыть год в услужении у смертного (в другом варианте — восемь лет службы были искуплением греха пролитой крови дракона Пифона)

Геракл сражается со Cмертью, чтобы спасти Алкестиду (Фредерик Лейтон)

и отдан в пастухи к царю Фессалии Адмету, где приумножил его стада и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту.
Вместе с Посейдоном воздвиг стены Трои, либо Посейдон воздвиг стены, а Аполлон пас быков.
Губительные стрелы Аполлона и Артемиды приносят внезапную смерть старикам, иногда поражают без всякого повода. В Троянской войне Аполлон-стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут чуму в лагерь ахейцев. Он незримо участвует в убийстве Патрокла с Гектором и Ахилла с Парисом.

...и трижды сражал девяти браноносцев.
Но когда он, как демон, в четвертый раз устремился,
Тут, о Патрокл, бытия твоего наступила кончина:
Против тебя Аполлон по побоищу шествовал быстро,
Страшен грозой. Не познал он бога, идущего в сонмах:
Мраком великим одеянный, шествовал встречу бессмертный.
Стал позади и ударил в хребет и широкие плечи
Мощной рукой,- и стемнев, закружилися очи Патрокла.
Шлем с головы Менетидовой сбил Аполлон дальновержец...

Гомер Илиада (XVI, 784-793)


....До самых Скейских ворот преследовал Ахилл троянцев.
Он ворвался бы и в священную Трою, и она погибла бы, если бы не явился бог Аполлон. Грозно крикнув, остановил он Ахилла. Но не повиновался ему Ахилл. Он сам гневался на бога за то, что много раз спасал бог-стреловержец от него Гектора и троянцев. Ахилл даже грозил богу, что поразит его копьем. Неумолимый рок омрачил разум Ахилла. Он готов был напасть даже на бога. Разгневался Аполлон, забыл он и то, что обещал некогда, на свадьбе Пелея и Фетиды, хранить Ахилла. Покрывшись темным облаком, никому не зримый, направил он стрелу Париса, и поразила она Ахилла в пяту, куда только и можно было поразить великого героя. Смертельной была для Ахилла эта рана. Почувствовал приближение смерти Ахилл. Вырвал он из раны стрелу и упал на землю. Горько упрекал он бога Аполлона за то, что он погубил его. Знал Ахилл, что без помощи бога не может убить его никто из смертных. Еще раз собрался с силами Ахилл. Грозный, подобно умирающему льву, поднялся он с земли и сразил еще многих троянцев. Но вот похолодели его члены. Все ближе была смерть. Зашатался Ахилл и оперся на копье. Грозно крикнул он троянцам:
- Горе вам, погибнете вы! И после смерти буду я мстить вам!

Аполлон и Диана убиают детей Ниобы (Jacques-Louis David (1748-1825)

Аполлон вместе со своей сестрой Артемидой губитель детей Ниобы.

Состязание между Аполлоном и Марсием (Hendrick de Clerck (1560-1570-1630)

В музыкальном состязании Аполлон побеждает сатира Марсия и, разгневанный его дерзостью, сдирает с него кожу. Аполлон боролся с Гераклом, пытавшимся захватить дельфийский треножник.
Наряду с губительными действиями Аполлону присущи и целительные. Он врач, помощник, защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопонесской войны. Первым стал врачевать глаза. В позднее время Аполлон отождествляется с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций.
Научился искусству прорицания у Пана. Аполлону-прорицателю приписывается основание святилищ в Малой Азии и Италии. Аполлон — пророк и оракул, мыслится даже «водителем судьбы» — Мойрагетом.

Кассандра

Он наделил пророческим даром Кассандру, но после того как был ею отвергнут, сделал так, что её пророчества не пользовались доверием у людей.
Аполлон — пастух (Номий) и охранитель стад. Он — основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племен.
Аполлон — музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на стадо коров.

Аполлон и (Charles Meynier)

Покровитель певцов и музыкантов, Мусагет — водитель муз, и жестоко наказывает тех, кто пытается состязаться с ним в музыке. Все певцы и лирники происходят от Аполлона и .
Весной и летом жил в Дельфах, осенью улетал на своей колеснице, запряжённой белоснежными лебедями, в Гиперборею, где родилась богиня Лето.
На Олимпийских играх Аполлон победил в беге Гермеса, а Ареса одолел в кулачном бою.
Аполлон пел на лире на свадьбе Пелея и Фетиды. Превращался в ястреба и льва.

Культ

В исследовательской литературе (У. Виламовиц, М. П. Нильссон, В. Л. Цымбурский) распространено убеждение в негреческом происхождении культа Аполлона. Очаг культа находился в Малой Азии, где он прослеживается со II тыс. до н. э. Однако есть гипотеза (О. Керн, Дж. Скотт) и об автохтонном дорийском происхождении культа.

Храм Аполлона в Дельфах

Храм Аполлона в Дельфах (Дельфийский Оракул)

Культ Аполлона был распространен в Греции повсеместно, храмы с оракулами Аполлона существовали на Делосе, в Дидимах, Кларосе, Абах, на Пелопоннесе и в других местах, но главным центром почитания Аполлона был Дельфийский храм с оракулом Аполлона, где восседавшая на треножнике жрица Аполлона — пифия — давала предсказания.

Пифия (Джон Кольер
(John Maler Collier (1850-1934)

В Дельфах совершались празднества в честь Аполлона (теофании, теоксении, Пифийские игры). Все месяцы года, кроме трех зимних, были посвящены в Дельфах Аполлону. Храм Аполлона на Делосе был религиозно-политическим центром Делосского союза греческих полисов, в нём хранилась казна союза и происходили собрания его членов. Аполлон приобрел значение устроителя-организатора не только в социально-политической жизни Греции, но и в области морали, искусства и религии. В период классики Аполлон понимался прежде всего как бог искусства и художественного вдохновения.

Апполон и девять Муз на горе Геликон
(Attributed to Jan van Balen (1611-1654)

Из греческих колоний в Италии культ Аполлона проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии. Император Август объявил Аполлона своим патроном и учредил в честь него вековые игры, храм Аполлона близ Палатина был одним из самых богатых в Риме.

Аполлон Кифаред

Атрибуты Аполлона — серебряный лук и золотые стрелы, золотая кифара (отсюда его прозвище — Кифаред — «играющий на кифаре») или лира. Символы — олива, железо, лавр, пальма, дельфин, лебедь, волк.
Основные места почитания — Дельфы и остров Астерия (Делос), место рождения Аполлона и Артемиды, на котором раз в четыре года поздним летом проходили делии (праздники в честь Аполлона, во время которых запрещались войны и казни). Святилище в Дельфах было известно во всём древнем мире. Именно там, на месте победы Аполлона над преследовавшим его мать драконом Пифоном, Аполлон основал святилище, где жрица-пифия (названная так по имени Пифона) предсказывала волю Зевса.
Третий ватиканский мифограф приводит список 12 камней в короне Аполлона.

Многие Аполлоны

Согласно речи Котты, Аполлонов было четверо:

* Сын Гефеста, хранитель Афин.
* Сын Корибанта, вступил в спор с Зевсом за Крит.
* Сын Зевса третьего и Лето, пришёл в Дельфы от гипербореев.
* В Аркадии, его называют Номион.

По Клименту, их шесть:

1. сын Гефеста и Афины,
2. сын Корибанта на Крите,
3. сын Зевса,
4. аркадский, сын Силена, он Номий,
5. Аполлон Ливийский, сын Аммона,
6. по Дидиму, ещё сын Магнета.

Также Аполлона почитают галлы (по Цезарю). Согласно кельтской песне, после смерти Асклепия он удалился к гипербореям, и его слезы стали янтарем.
Когда боги бежали в Египет, Аполлон превратился в ворона, либо коршуна. Ястребов египтяне посвящают Аполлону (точнее, соколов Гора).
Аполлон почитался в Тире.
Его называли «четвероруким» и «четвероухим».

В искусстве и науке

Афина Паллада посещает Аполлона на Парнасе (Arnold Houbraken (1660-1719)

Среди изображений Аполлона древнегреческие статуи (известны в римских копиях): «Аполлон, убивающий ящерицу» (ок. 370 до н. э., скульптор Пракситель) и «Аполлон Бельведерский» (сер. IV в. до н. э., скульптор Леохар).

Аполлон, убивающий ящерицу
(Apollo Saurocton, Лувр)

Пифагор написал на могиле Аполлона в Дельфах элегию, заявив, что он был сыном Силена, убит Пифоном и оплакан тремя дочерьми Триопа, отчего название Трипод для места, где он похоронен. Согласно Мнасею, поражен и убит Зевсом.
Ему посвящены I, II и XXI гимны Гомера, II и IV гимны Каллимаха, XXXIV орфический гимн. Действующее лицо трагедии Эсхила «Эвмениды», сатировской драмы Софокла «Следопыты», трагедий Еврипида «Алкестида», «Орест». Существовала комедия Филиска Керкирского «Рождение Аполлона и Артемиды».
В философии Ницше Аполлоническое начало является одним из компонентов греческой культуры, символизирующем порядок, ясность и свет. Противоположное начало, выражено в образе Диониса
Именем Аполлона была названа программа пилотируемых космических полётов NASA, принятая в 1961 году. Программа Аполлон и высадка на Луну, осуществлённая в 1969 году, часто упоминаются как величайшие достижения в истории человечества.

Возлюбленные Аполлона

Аполлон вступает в связи с богинями и смертными женщинами, но часто бывает отвергнут.

(Jakob Auer)

Его отвергли , превращенная по её просьбе в лавр, Кассандра. Ему были неверны Коронида и Марпесса. От Кирены родился сын Аристей, от Корониды — Асклепий, от муз Талии и Урании — корибантов и певцов Лина и Орфея.

Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением
(Александр Иванов (1806-1858)

Его любимцами были юноши Гиацинт и Кипарис, рассматриваемые как ипостаси Аполлона.

Юноши

* Адмет (сын Ферета).
* Аканф (версия). См. Список персонажей древнегреческой мифологии, чья родина неизвестна.
* Алкафой (царь Мегар).
* Амикл (сын Лакедемона).
* Атимний.
* Бранх.
* Гиакинф (сын Амикла).
* Гилл из Карии. См. Малая Азия в древнегреческой мифологии.
* Гименей (сын Магнета).
* Закинф. См. Мифы островов Ионического моря.
* Иапиг (сын Иасия).
* Иапис. Некий герой, возлюбленный Аполлона. Возможно, ошибка в рукописи вместо Иапига.
* Ипполит (сын Ропала). См. Мифы Сикиона и Флиунта.
* Карней.
* Кинир.
* Кипарис.
* Кларос.
* Орфей.
* Пар. Некий возлюбленный Аполлона Возможно, ошибка в рукописи, мог иметься в виду Парис.
* Потнией. Некий герой, возлюбленный Аполлона.
* Потуй. Некий возлюбленный Аполлона. См. Потнией.
* Проб. Некий возлюбленный Аполлона.
* Скефр (сын Тегеата). См. Мифы Аркадии.
* Форбант (сын Триопа).

Противоречия в мифологии наглядно проявляются в том, что персонажи в одних версиях называются сыновьями Аполлона, в других — его возлюбленными.

Женщины

* Амфисса. Возлюбленная.
* Герофила сивилла (кимская сивилла). Называет себя женой Аполлона.
* Гипсипила. Возлюбленная.
* Некая Зевксиппа именуется возлюбленной Аполлона.
* Исса (дочь Макарея).
* Клития. Обычно именуется возлюбленной Гелиоса, отождествляемого с Аполлоном .
* Ниса (дочь Адмета).
* Окироя.
* Профоя. Некая возлюбленная Аполлона.
* Некая Стеропа именуется возлюбленной Аполлона.
* Халкиопа (дочь Комета).
и многие другие. См. также ниже Потомство Аполлона.

Его отвергли:
богини Гестия, Кибела, Персефона, нимфа Аканфа, Алкиона-Марпесса, Болина, Грина, Дафна, Кассандра, Касталия, юноша Левкат, Синопа (версия).

Зооморфизм присущ Аполлону заметно меньше, чем Зевсу. В виде собаки он возлег с дочерью Антенора, в виде черепахи и змеи — с Дриопой.

Потомство Аполлона

* Агамед и Трофоний. От Эпикасты (версия).
* Агрей. От Евбеи (дочери Макарея).
* Агрей, Аутух, Номий. От Кирены.
* Акрефий.
* Амфиарай. От Гипермнестры (версия).
* Амфисс. От Дриопы.
* Амфифемид-Гарамант. От Акакаллиды (дочери Миноса).
* Аний. От Рео.
* Апий.
* Араб. От Вавилоны.
* Аристей. От Кирены.
* Асклепий. От Корониды или Арсинои.
* Бранх. (версия)
* Гектор. (версия)
* Гилаира и её сестра. (версия)
* Гименей. От Каллиопы (версия).
* Гриней. (версия)
* Дафнис. (версия)
* Дельф. От Келено, либо Фии, либо Мелены.
* Дий (отец Мелиты).
* Дор, Лаодок и Полипет. От Фтии.
* Дриоп. От Дии (дочери Ликаона)
* Евмолп. От Астикомы (версия).
* Евридика (жена Орфея). (версия)
* Зевксипп. От Гиллиды.
* Иалем. От Каллиопы.
* Иам. От Евадны (дочери Посейдона).
* Идмон. От Кирены, Антианиры или Астерии.
* Ион. От Креусы.
* Исмений и Тенер. От Мелии.
* Кентавр. От Стилбы (версия).
* Кеос. От Мелии.
* Кидон, Наксос, Оакс. От Акакаллиды (дочери Миноса).
* Кикн. От Фирии или Гириеи.
* Кикон. От Родопы.
* Кинир. От Пафы.
* Кирка. От Эфеи (версия).
* Кларос. От Креусы.
* Корон. От Хрисорои/Хрисорты.
* Лапиф. От Стилбы.
* Ликомед. От Парфенопы.
* Ликор. От Корикии.
* Лин. От Псамафы, либо Алкионы, либо Урании, либо Эфусы.
* Мараф.
* Мегарей. (версия)
* Меланей. От Пронои.
* Милет. От Ареи или Акакаллиды (дочери Миноса), или Дионы.
* Мопс. От Манто (версия).
* Оилей. От Уреи (версия).
* Онкий.
* Орфей. От Каллиопы (версия).
* Пан. От Пенелопы (версия).
* Парфенос. От Хрисофемиды.
* Патар. От Ликии.
* Пис, царь кельтов.
* Пифаей.
* Сир. От Синопы.
* Тельмисс. От дочери Антенора.
* Тенн. От Проклии (версия).
* Троил. (версия)
* Фагр. От Офреиды.
* Фемоноя. Из Дельф.
* Фестор. От Аглаи (версия).
* Филакид и Филандр. От нимфы Акакаллиды.
* Филаммон. От Филономы или Левконои.
* Херон. От Феро или Арны.
* Хрис. От Хрисеиды, по её лживому заявлению.
* Элевфер. От Эфусы.
* Эней (из Фракии). От Стилбы.
* Эпидавр. (версия)
* Эриманф.
* Эриопида. От Арсинои.
* Янус. От Креусы (версия).

А также:


* Гомер. От Каллиопы.
* Пифагор. От Пифаиды.
* Еврипид. От Клеобулы.
* Платон. От Периктионы.
* Селевк I. От Лаодики.
* Октавиан Август. От Атии. По слухам и Асклепиаду из Менды, Атия родила Октавиана Августа от Аполлона в виде дракона.

* Старшие Музы (Кефисо, Аполлонида и Борисфенида).
* Корибанты. От музы Талии или от Коры, либо 9 кирбантов от Ретии.
* Куреты. От данаиды Крессы.

Убитые Аполлоном

Аполлон и Марсий (Giovanni Francesco Romanelli (1610-1662)

Аполлон. Наказание Ниобы
(James Pradier (1790-1852)2

* Сыновья Амфиона и Ниобы (репродукцию см. выше )
* Алоады (версия).
* Амфилох (сын Алкмеона).
* Амфион.
* Аристодем. (версия)
* Ахилл (репродукцию см. выше ).
* Гигант.
* дракон Дельфиний (он же Пифон).
* Еврит (сын Меланея). (версия)
* Исхий.
* Каанф (сын Океана).
* Киклопы.
* Коронида. (версия)
* Крагалей. Превращен в камень.
* Лин. (версия)
* Марсий. С него содрана кожа.
* Мелеагр. (версия)
* Пифон (репродукции см. выше ).
* Порфирион (гигант). (версия)
* Раг (сын Пиера). Превращен в сорную траву.
* Рексенор (сын Навсифоя).
* Тельхины. В образе волка.
* Титий.
* Флегий.
* Форбант, вождь флегиев. Побежден Аполлоном в кулачном бою.
* Фронтис (сын Онетора). Кормчий Менелая.
* Эфиальт (гигант).

Эпитеты Аполлона

Аполлон-Кифаред

* Абей (Ἀβαῖος). По названию города Абы, известного храмом и оракулом Аполлона. en:Abaeus
* Агийей (Ἀγυιεύς, «уличный»). Эпитет Аполлона—покровителя улиц, его алтарь в Фивах.
* Актий (Ἄκτιος, «прибрежный»). Эпитет Аполлона. В Актии святилище акарнанов. В святилище Аполлона Актийского жертвоприношения начинаются с заклания быка в жертву мухам.
* Алей (Ἀλαῖος, «скитальческий»). Эпитет Аполлона.
* Атимний. Эпитет Аполлона.
* Афетей.
* Белен.
* Боэдромий (Βοηδρόμιος, «бегущий на помощь»). Эпитет Аполлона.
* Вакхий. Также эпитет Аполлона.
* Гебдомагет. (Ἑβδομαγέτης, «седмичник»). Эпитет Аполлона в Афинах.
* Гекат. Имя Аполлона у Гомера. Гекатоннесами называются островки между Азией и Лесбосом.
* Гекатебол. «Метатель стрел». Имя Аполлона у Гомера и Пиндара.
* Гекаэрг. Эпитет Аполлона у Гомера.
* Генетор. Эпитет Аполлона на Делосе.
* Гергифий. Эпитет Аполлона, по городу в Троаде.
* Гилат (Ὑλάτης, «лесной»). Эпитет Аполлона на Кипре. Его святилище в Курионе. en:Hylates
* Гипаей. («Коршун»). Эпитет Аполлона, ибо послал коршунов для спасения одного пастуха.
* Гиперборейский.
* Гортинский.
* Гриней. (Гринийский.) Эпитет Аполлона. Оракул в Гринии (Эолия, Малая Азия). Гринийскую рощу воспел поэт Корнелий Галл. В Гринейской роще спорили Калхант и Мопс.
* Делий (Δήλιος, «делосский»). Эпитет Аполлона.
* Дельфиний (Δελφίνιος). Эпитет Аполлона, связанный с Дельфами и убитым им змеем, либо с превращением в дельфина.
* Дидимей. См. Малая Азия в древнегреческой мифологии.
* Дионисодот. Эпитет Аполлона в деме флийцев. Ибо Аполлон собирает Диониса воедино и восстанавливает.
* Дримант. «Дубовый». Эпитет Аполлона в Милете.
* Дромий. «Бегун». Эпитет Аполлона, ему поклонялись критяне и македоняне.
* Евриал. По Гесихию, эпитет Аполлона.
* Зеринфийский. Эпитет Аполлона, его храм в устье Гебра близ храма Гекаты.
* Иатр. Также эпитет Аполлона.
* Ией. (Иэй.) Имя Аполлона.
* Исмений. Эпитет Аполлона. Статуя в Фивах из кедрового дерева работы Канаха.
* Карнейский.
* Кет. (Койт.) Эпитет Аполлона.
* Киллейский. Эпитет Аполлона.
* Кинеей. «Собачий». Эпитет Аполлона, потому что утащен собаками после рождения, но возвращен Лето.
* Кинфий. Эпитет Аполлона.
* Кипей. Эпитет Аполлона.
* Кифаред. Имя Аполлона.
* Кларосский.
* Левкадийский.
* Лесхинорий. Эпитет Аполлона.
* Ликейский. Эпитет Аполлона, связан с волками. Отсюда происходит название школы Аристотеля — Лицей
* Ликийский. См. Мифы Сикиона и Флиунта.
* Ликорейский. Эпитет Аполлона. Город у Парнаса также называют Ликурия.
* Локсий. Эпитет Аполлона. Неоднократно у Эсхила. По истолкованию Энопида, из-за наклонности движения Солнца.
* Малеат. Эпитет Аполлона.
* Маллоей. (Малоей.) Эпитет Аполлона, по священному месту на Лесбосе. Также эпитет в Киликии.
* Маниэй. («Рассветный»). Эпитет Аполлона. Его имя дают аргонавты острову
* Молосс. Эпитет Аполлона.
* Музагет. (Мусагет.) Эпитет Аполлона.
* Напайский. Эпитет Аполлона, по городу на Лесбосе.
* Номион. Эпитет Аполлона в Аркадии, аркадяне получили от него законы.
* Онкей. Эпитет Аполлона. Около священных дерев Аполлона Анкея Гея родила Ариона.
* Орхией. Эпитет Аполлона.
* Пагасейский. Эпитет Аполлона.
* Парнопий. «Изгоняющий саранчу». Эпитет Аполлона. У эолийцев в Азии один из месяцев называется Порнопион.
* Паррасийский. Эпитет Аполлона, святилище у горы Ликея в Аркадии.
* Пеан. (Иэ пеан.) Имя Аполлона. Имя Асклепия. Имя Гелиоса.
* Пеон. Имя Аполлона.
* Пиктес. («Кулачный боец»). Эпитет Аполлона у дельфийцев.
* Птой. Эпитет Аполлона.
* Сарпедонский.
* Ситалк. «Дарующий хлеб». Эпитет Аполлона в Дельфах.
* Скиаст. Эпитет Аполлона.
* Сминфей (Σμινθεύς, «мышиный»). Эпитет Аполлона. Его святилище в Тенедосе и Хрисе. Ибо мыши перегрызли тетивы у вражеских луков. Микен. si-mi-te-u «мышь» и имя божества.
* Тильфосский. Эпитет Аполлона.
* Трагийский. Эпитет Аполлона, по городу на Наксосе.
* Улий. «гибельный». Эпитет Аполлона у милетцев и делосцев. Согласно Ферекиду, Тесей на Крите принес обет Аполлону Улию и Артемиде Улии за свое спасение и возвращение.
* Фанет. Эпитет Аполлона.
* Феарий.
* Феб. Эпитет Аполлона.
* Феорий. (Теорий.) Эпитет Аполлона.
* Фимбрей. Эпитет Аполлона. Святилище Аполлона Фимбрейского у ворот Трои.
* Фермий. Эпитет Аполлона в Олимпии. На элейском наречии то же, что Фесмий.
* Филесий. Храм Аполлона. Назван от поцелуя Бранха или состязания мальчиков. В Дидимах статуя обнаженного Аполлона Филесия работы Канаха Старшего кон.6 в. до н. э..
* Филлийский. Эпитет Аполлона. Святилище в Филле (Фессалиотида). Эпитет из-за любви Аполлона к Бранху.
* Фирей (Тирей; Θυραῖος, «дверной»). Эпитет Аполлона как стража дверей.
* Форей. (Торей.) Эпитет Аполлона.
* Фурий. Эпитет Аполлона, его храм в Херонее. От имени матери Херона, либо потому, что здесь явилась Кадму корова. См. Феро.
* Хрисаор. Эпитет Аполлона у Гомера и Пиндара. В Тарсе есть священный меч Аполлона.
* Эглет. См. Мифы островов Эгейского моря.
* Экбасий. Эпитет Аполлона. Алтарь ему аргонавты возвели у Кизика.
* Эмбасий. («Береголюбец») Эпитет Аполлона, алтарь ему сооружают аргонавты.
* Эпикурий. («Помощник»). Эпитет Аполлона.
* Эпопсий. Эпитет Аполлона.
* Эрифибий. Эпитет Аполлона у родосцев. От медвяной росы (эрифибе).
* Эрифий. Эпитет Аполлона, в его храме на Кипре Афродита получила совет броситься с Левкадской скалы.

Также Аполлона отождествляют с Беленом, Гойтосиром, Гором, ликийцем Натри, италийским Сораном, в Этрурии Аплу.

Окружение Аполлона

* Алетея (en:Aletheia (mythology)). Кормилица Аполлона.
* Гекаэрг. Опид и Гекаэрг вывезли из Гипербореи две медные таблички, где изложены сведения о душах.
* Главка. Родила от Опида дочь Опиду.
* Кориталея. Кормилица Аполлона.
* Опид. Его жена Главка, дочь Опида. Опид и Гекаэрг вывезли из Гипербореи две медные таблички, где изложены сведения о душах.
* Фармак. По историку Истру, за похищение чаш в святилище Аполлона убит Ахиллом и его товарищами.

Брат-близнец Артемиды, по матери внук титанов Кея и Фебы . Родился на острове Делос , куда, гонимая ревнивой богиней Герой , его мать Лето попала случайно, ведь Гера запретила ей вступать на твердую землю.

Нигде не могла Лето найти себе приюта. Преследуемая драконом Пифоном , посланным Герой, она скиталась по всему свету и наконец укрылась на Делосе, в те времена носившемся по волнах бурного моря. Лишь только вступила на Делос Лето, как поднялись громадные столбы из морской пучины и остановили этот пустынный остров. Он стал незыблемо на том месте, где и до сих пор стоит. Вокруг Делоса шумело море. Здесь и родился бог света Аполлон, и всюду на прежде унылом острове разлились потоки яркого света. Но древнегреческий бог Аполлон был рожден не один, а с сестрой-близнецом - Артемидой, которая известна нам как богиня охоты

Лето грудью их не кормила: Фемида кормила их нектаром и амброзией. Гефест принес в подарок ему и Артемиде стрелы. Оба близнеца всегда без промаха поражали цель, смерть от их стрел была легкой и безболезненной.

Златокудрый Аполлон решил отомстить дракону Пифону за все зло, которое тот причинил его матери.

И вот достиг Аполлон мрачного ущелья, жилища Пифона. Из своего логовища выполз ужасный Пифон. Меж скал бесчисленными кольцами извивалось громадное тело его, покрытое чешуей. Раскрыл Пифон свою ужасную пасть и уже был готов поглотить златокудрого Аполлона. Но тут раздался звон тетивы серебряного лука, и золотые стрелы дождем посыпались на Пифона. Бездыханный, дракон упал на землю. Аполлон зарыл тело Пифона в землю там, где стоят священные Дельфы , и основал в Дельфах святилище и оракул , чтобы людям в нем прорицать волю отца своего Зевса.

С высокого берега Аполлон увидел далеко в море корабль критских моряков. Бросился он под видом дельфина в синее море, настиг корабль и взлетел из морских волн лучезарной звездой на корму его. Аполлон привел корабль к пристани и повел критских моряков через плодородную долину, играя на золотой кифаре, в Дельфы. Златокудрый бог сделал их первыми жрецами своего святилища.

После убийства Пифона Аполлон должен был очиститься от греха пролитой крови. Он ведь и сам очищает людей, совершивших убийство. По решению Зевса златокудрый бог удалился в Фессалию к прекрасному и благородному царю Адмету . Там он пас стада царя и искупал этой службой свой грех. В этот период благоденствие вселилось в дом Адмета; не было ни у кого таких плодов, его стада и кони были лучшими во всей Фессалии. Аполлон помог Адмету получить руку Алкесты – дочери царя Иолка Пелия. Отец Алкесты обещал отдать ее в жены лишь тому, кто будет в силах запрячь в свою колесницу и льва. Тогда наделил Аполлон своего любимца Адмета непоборимой силой, и он исполнил эту задачу Пелия. У царя Адмета Аполлон служил восемь лет и, окончив срок своей искупающей грех службы, вернулся в Дельфы.

Теперь Аполлон весну и лето живет в Дельфах, а осенью на своей колеснице, запряженной белоснежными лебедями, уносится в страну гипербореев, не знающую зимы, в страну вечной весны. Всю зиму он живет у гипербореев. А весной вновь возвращается на лебедях своих в Дельфы прорицать людям волю громовержца Зевса.

Лучезарный бог красавец Аполлон не был счастлив в любви. Всё началось с того, как он посмеялся над Эротом , говоря, что тому не достает меткости при стрельбе из лука. В отместку бог любви поразил золотой стрелой сердце Аполлона, а в сердце нимфы Дафны Эрот выпустил другую стрелу (отвращающую любовь).

Опьяненный своей любовью, Аполлон начал преследовать девушку, но Дафна в ужасе бросилась к своему отцу – речному богу Ладону . И тот обратил дочь в лавровое деревце. Отныне лавр стал о священным деревом Аполлона, а сплетенный из его листьев венок, навеки украсил голову бога. Спустя время он влюбился в красавицу Кассандру – дочь Приама (царя Трои). Аполлон одарил любимую девушку даром прорицательства, но взял с нее слово, что она подарит ему взамен свою любовь. Кассандра обманула, и Аполлон отомстил ей, сделав так, что люди в её предсказания не верили, считая пророчицу безумной. Во время Троянской войны Кассандра изо всех сил пыталась предупредить жителей Трои об опасности, которая им угрожает, но тей так и не поверили. И Троя была захвачена ахейцами.

Аполлон - основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племен. Он победил на Олимпийских играх Гермеса в беге, а Ареса одолел в кулачном бою.

Об отношениях Аполлона и муз.

Весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хоровод с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины, -- постоянные спутницы Аполлона.

Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа -- муза эпической поэзии, Эвтерпа -- муза лирики, Эрато -- муза любовных песен, Мельпомена -- муза трагедии, Талия -- муза комедии, Терпсихора -- муза танцев, Клио -- муза истории, Урания -- муза астрономии и Полигимния -- муза священных гимнов. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению.

Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда замолкает все на Олимпе. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает свои могучие крылья и закрывает свои зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам кифары, тогда светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита, Арес с Гермесом -- все участвуют в веселом хороводе, а впереди всех идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида. Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлон а.

Миф об Аполлоне и Дафне по Овидию в пересказе Георга Штоля:

(Овидий. Метаморфозы. I, 452–567)

Первой любовью Аполлона была нимфа Дафна, дочь бога фессалийской реки Пенея. Не случайно полюбил Аполлон красавицу нимфу: мстил ему гневный Эрот. Могучий бог только что умертвил своей стрелой страшного дракона Пифона и, еще гордый своей победой, стал издеваться над Эротом и сказал ему: «Ну к чему тебе, веселый шалун, такое воинственное оружие? Носить лук мне впору: я вот, недавно еще, своими стрелами умертвил чудовище Пифона. Довольствовался бы ты своим светильником и не тягался бы со мною». Уязвленный Эрот отвечал: «Пусть твои стрелы, Феб, властны над всем живым: моя стрела будет властна и над тобой; пусть все живое подлежит твоей власти: слава твоя все же меньше моей». С этими словами взмахнул он крыльями и поднялся высоко над вершиной Парнаса. Там вынул он из своего колчана две стрелы, обладавшие совершенно различными свойствами: одна стрела отгоняла любовь, другая - ее зарождала; одна была тупая, свинцовая, другая - золотая, с блестящим острием. Золотой поразил Эрот Аполлона, свинцовой - Дафну. В тот же миг объят был любовью Аполлон, Дафна же стала избегать его и одиноко, подобно девственной Артемиде, бродила и охотилась по лесам и горам. Много юношей искало руки прекрасной девы, но она отвергала всех искателей; часто просил ее отец вступить в брак и подарить ему внука - она оставалась непреклонной и, ласкаясь к отцу, упрашивала его дозволить ей обречь себя на вечное девство. Отец был не прочь согласиться; но краса нимфы готовила ей иную судьбу.

Увидел ее Аполлон и горячо полюбил ее; нимфа же, увидав бога, понеслась от него, словно гонимая ветром, и не внимала его мольбам. «Постой, дева Пенея! - взывал он и спешил вслед за нею. - Не со злым умыслом преследую я тебя, остановись, о нимфа! Так спасается агнец от волка, голубь от орла - от врагов своих. Меня же преследовать тебя заставляет любовь. Ты оцарапаешь свои ноги о шипы терновника, и я буду считать себя тогда причиной твоих страданий; земля, по которой бежишь ты, не ровна - беги же тише, и я тише буду следовать за тобою. Спроси, кому ты нравишься: ведь я не грубый горный пастух: мне служат Дельфы, и Делос, и Кларос; отец мой - Зевс, я изобретатель лиры и лука, и мир называет меня целителем и спасителем. Только против любви моей не могу я найти никакой целительной травы!» Еще многое хотел сказать Аполлон, но дева ускорила свои шаги, и еще шибче пришлось ему бежать за нею. Быстро неслись они: один - окрыляемый надеждой, другая - гонимая страхом; Аполлон, на крыльях Эрота, неутомимо преследовал Дафну и не давал ей отдохнуть ни на мгновение. Вот уже настигает он ее, нимфа уже чувствует его горячее дыхание; силы ее ослабели, она побледнела, утомленная напряженным бегом. Взглянув на волны Пенея, воскликнула она: «Если твои воды, отец, имеют божественную силу, то помоги мне. Расступись, земля, и поглоти меня или совлеки с меня образ, приносящий оскорбления!»

Только что кончила она свое моление, тяжелое оцепенение оковывает ее члены. Нежная кора облекает ее молодую грудь, волосы ее превращаются в зеленую листву, руки же - в ветви; корнями врастают в землю ее, еще недавно быстрые, ноги. Но и в этом виде остается она красавицей, и в этом образе все еще любит ее Феб. Обняв рукой ствол, он чувствует, как под корой еще трепещет ее грудь. Нежно охватывает он руками дерево и покрывает его поцелуями. Но и превратясь в дерево, она уклоняется от его поцелуев. «Ты не могла быть моей супругой, так будь, по крайней мере, моим деревом. Отныне ты, драгоценный лавр, будешь обвивать мою голову, лиру и колчан; и как с моей головы постоянно ниспадают вьющиеся кудри, так и твоя вершина пусть будет украшена вечно юной зеленью». Так говорил Аполлон. В ответ на эти речи лавр взмахнул своими свежими ветвями и задвигал вершиной, словно кивая головой.

Гиацинт

(Овидий. Метаморфозы. X, 16- 219)

в пересказе Георга Штоля

Никого так не любил бог Аполлон, как прекрасного отрока Гиацинта, сына лаконского царя Амиклы. Часто, покинув дельфийское жилище, приходил он в долину Эврота, забавлялся охотой и играми с юным своим любимцем. Однажды в жаркий полуденный час оба они сняли с себя одежды, члены свои умастили маслом и стали играть в диск. Мощной рукой первым взял тяжелый медный диск Аполлон и бросил его вверх так высоко, что он потерялся из виду.

Но вот диск падает обратно на землю. Отрок спешит к нему, желая поскорее выказать свое искусство в метании, и в это время упавший на землю диск отскакивает и попадает Гиацинту в лицо.

Пораженный насмерть, побледнел отрок.

Объятый ужасом, бледный, спешит к нему бог и поднимает упавшего отрока. Согревает он его, и оттирает потоком льющуюся из раны кровь, и целебные травы прикладывает к ране: все напрасно! Как фиалка, как лилия, сорванная в саду, опускает свои нежные листья и приникает к земле увядающей головкой, так, умирая, наклонил голову к земле прекрасный отрок, и отлетел дух его.

Объятый глубокою скорбью стоит Аполлон перед бездыханным своим любимцем и жалеет, что не может умереть вместе с ним; но чтобы не безвозвратно погиб Гиацинт, чтобы не навсегда разлучиться с ним, из павшей на землю крови его Аполлон вызвал к жизни лилейно-белый, с кроваво-красными пятнами цветок гиацинт. На лепестках его как бы начертаны те слова, что так часто, исполненный грусти, повторял Аполлон. Каждую весну в память об отроке с новым блеском расцветает цветок гиацинт, а в жаркую летнюю пору в честь бога Аполлона и отрока в Спарте и Амиклах совершается великое празднество: начинается оно сетованиями о рано погибшем отроке и заключается ликованиями о его возрождении.

Бог Аполлон

Пророческий дар Аполлона. Никто из бессмертных не может сравниться по красоте с Аполлоном! Вечно молод он — высокий, стройный, золотоволосый бог; его проницательные ясные глаза видят все, что происходит на земле и чему суждено произойти в будущем. [Никто из богов, как думали греки, не знал будущее лучше него, поэтому жители Эллады построили много храмов Аполлона с оракулами — особыми местами, где всякий мог получить предсказание. Самым почитаемым был оракул в священном городе Аполлона — Дельфах. О его основании рассказывали вот что.]

Аполлон и Пифон. Когда Аполлон вырос и набрался сил, он решил отомстить змею Пифону за мать. Найдя его на отрогах горы Парнас, златолукий Аполлон забросал его своими сверкающими стрелами. Спасаясь от грозного бога, Пифон обратился в бегство. Аполлон преследовал его до самых священных Дельфов, где Пифон попытался ускользнуть от него в святилище Матери-Земли. Однако и туда вошел грозный бог и насмерть сразил своего врага прямо у края священной расселины. Конечно, убивать змея в святилище не следовало — это было религиозное преступление, и от его скверны было нужно очиститься. Очищение Аполлон прошел на острове Крит, а затем вернулся в Дельфы. [Во искупление вины Аполлона в осквернении святилища, здесь были учреждены Пифийские игры, в которых участвовали все свободные эллины.] А в храме Аполлон, научившись у Пана искусству предсказывать будущее, основал оракул.


Терпсихора. Римская
копия с греческого
оригинала

Жрица-пифия.

Ответы вопрошающим он давал здесь через жрицу-пифию. Она сидела на специальном треножнике над расселиной, из которой поднимались испарения, и вдыхала их. Придя в состояние исступления, она начинала выкрикивать отрывочные бессвязные слова, которые тщательно записывались дельфийскими жрецами. Потом из этих слов составлялся стихотворный ответ и отдавался вопрошавшему. За всю историю Дельфийского оракула не известно ни одного неверного предсказания! Конечно, объясняется это не столько пророческим даром пифии, сколько ловкостью жрецов. Все даваемые ответы на вопрос были составлены таким образом, чтобы можно было дать несколько противоположных толкований. Например, лидийскому царю Крезу, спросившему, следует ли начинать войну против персов, ответили, что, начав ее, он разрушит великое царство. При этом, конечно, не уточнялось, какое царство имеется в виду. Победит Крез персов — значит, предсказание сбылось; победят персы Креза — значит, он неправильно понял предсказание: ему было обещано, что он разрушит великое царство, но не Персидское, а свое.

Аполлон и музы. Парнас. Солнечным лучам подобны золотые стрелы колчана Аполлона, сияние разливается везде, где он появляется. Поэтому называют его еще Фебом, то есть лучезарным, ясным. Он — прекрасный музыкант, чарующий всех звуками своей кифары. Поэтому называют его еще и Кифаредом. На земле Аполлон — вдохновитель искусств. Всегда сопровождают его дочери Зевса, богини-музы. Их девять, и каждая покровительствует своему искусству или науке. Мельпомена — трагедиям, Терпсихора — танцам, Клио — науке истории, Урания — астрономии, Эрато — любовным песням, Полигимния — торжественной поэзии, Каллиопа — знаниям и поэзии, излагающей героические события, Эвтерпа — лирической поэзии, Талия — комедии. Поскольку Аполлон возглавляет их хор, он получил имя Мусагет («Предводитель муз»). Любимое место пребывания Аполлона и муз — гора Парнас. На склонах этой горы бил знаменитый Кастальский ключ — источник вдохновения для поэтов и вообще всех людей, которые занимаются мусическими искусствами.

Аполлон - губитель и целитель. В руках Аполлона лук, стрелами из которого он поражает всех своих врагов. Эти стрелы несут с собой мор, эпидемии, смерть десяткам людей, и потому Аполлона именовали Аполлон Губитель. Но, насылая болезни, Аполлон же может их излечить, поэтому его называли и Аполлоном Целителем.


Асклепий. Римская
копия с греческого
оригинала

Асклепий и его потомство. Сыном Аполлона был Асклепий, искуснейший из врачей, который излечивал любые болезни и ранения и даже попытался нарушить миропорядок, намереваясь воскресить мертвого. Конечно, боги не могли допустить этого, и Зев испепелил Асклепия своей молнией. Однако затем, вняв мольбам Аполлона, Громовержец воскресил врача и принял его на Олимп. Так сын Аполлона Асклепий стал богом врачевания. Сыновья Асклепия стали искусными врачевателями, и от них пошел на земле род врачей-Асклепиадов; его дочь Гигиея стала богиней — дарительницей здоровья [мы до сих пор пользуемся ее именем в слове «гигиена»] , а Панакея (Панацея) посылала людям исцеление от всех болей. Аполлон — отец Асклепия и целитель от болезней именовался многими почетными прозвищами, в том числе — Алексикакис («Отвратитель зла»), Простат («Заступник»), Пеан («Разрешитель болезней», «Помощник в беде»).

Аполллон - покровитель земледельцев и пастухов. Аполлон — один из самых могучих богов, поэтому когда он входит в собрание богов на Олимпе, все почтительно и даже с некоторым страхом встают перед ним. Однако, кроме всех перечисленных функций и эпитетов, у Аполлона были и некоторые другие, не столь высокие. Его чтили и землепашца, называя Сминфей («Мышиный»), так как он оберегает от мышей зерно; пастухи называли его Аполлон Ликейский («Волчий»), так как он охраняет стада от волков. Так что получалось, что под разными именами Аполлона считало своим покровителям большинство людей в Греции.

Аполлон и Гиакинф. Аполлон — самый прекрасный из богов, но есть дела, в которых ему не везет, и это — дела любовные. Чаще всего хорошее отношение бога оборачивалось трагедией для того, кто его испытывал на себе. Другом Аполлона был прекрасный юноша Гиакинф, но бог западного ветра Зефир (который сам хотел дружить с юношей и потому завидовал Аполлону) сделал так, что Аполлон случайно попал в него диском, в метании которого он состязался с Гиакинфом, и убил его. Из крови юноши возник цветок, который увековечил его имя в людской памяти — гиацинт.


Аполлон, играющий
на кифаре

Аполллон и Дафна. Печально закончилась и любовь Аполлона к прекрасной нимфе Дафне. Есть у Афродиты сын — веселый, быстрый, шаловливый, коварный мальчик Эрот. Он носится на золотых крыльях над миром, над землями и морями; в руках у него маленький золотой лук. Никто не защищен от стрел шалуна Эрота, даже громовержца Зевса могут они поразить. Без боли вонзаются стрелы в сердца, и вспыхивает в них пламень любви. Не всегда приносят эти стрелы радость и счастье — часто несут они страдания, муки любви и даже гибель. Мучаются люди, мучаются и боги.

Как-то златокудрый Аполлон посмеялся над маленьким луком Эрота; обиделся мальчик и послал две стрелы: одну, возбуждающую любовь, в сердце Аполлона, а другую, любовь убивающую, — в сердце нимфы Дафны.

Встретил Аполлон прекрасную нимфу и полюбил ее. Но лишь только увидела Дафна златокудрого бога — пустилась бежать с быстротою ветра. «Стой, прекрасная нимфа! — взывал к ней Аполлон. — Зачем бежишь ты от меня, словно овечка, преследуемая волком? Ведь не враг я тебе! Посмотри, поранила ты ноги о колючую траву. Не беги так быстро, ведь любовь заставляет меня мчаться по твоим следам!» Но все быстрее и быстрее бежала Дафна.

Когда же начали оставлять ее силы и поняла она, что вот-вот настигнет ее влюбленный бог, взмолилась Дафна своему отцу, речному богу Пенею: «Помоги мне, отец! Отними у меня этот образ — одни страдания причиняет он мне!» Лишь только сказала она так — онемело ее тело, покрыла его кора, волосы обратились в листву, а руки — в ветви. Стала Дафна лавром. Долго стоял опечаленный Аполлон рядом с деревом, долго слышалось ему биение сердца Дафны под древесной корой, наконец сказал он: «Пусть же никогда не вянет, о, лавр, твоя зелень! Стой же вечно зеленым!» Исполнилось так, как сказал великий бог. А сам Аполлон с тех пор носил лавровый венок и зеленью лавра украшал лиру и колчан со стрелами.

Загрузка...
Top