Коре принцы. История кореи. Корейские династии и современная эпоха

Историческая личность: Кванджон Являясь истинным поклонником романа Тун Хуа «Поразительное на каждом шагу» и его китайской экранизации, я решила посмотреть южнокорейскую дораму «Алые сердца». Хотя изначально не планировала это делать, так как боялась испортить впечатление об оригинале. Однако я ошибалась. Сериал «Алые сердца» сложно назвать ремейком: единственное, что связывает его с китайской экранизацией - идея телепортации во времени и сам факт того, что девушка из будущего оказывается втянута в дворцовые интриги. В остальном же корейская версия отличается от предшественника. Помимо этого, меня приятно удивила актёрская игра, причём не только Ли Джунки блещет талантом. На мой взгляд, даже Айюотлично справляется с ролью, на что, кстати говоря, я не рассчитывала. Однако давайте пока не будем об этом, ведь тема нашего разговора - «Историческая личность». Итак, с самого начала «Алых сердец» главная героиня упорно твердит имя императора Кванджона - братоубийцы и душегуба. И если вы внимательно, так же, как я, смотрите сериал, то уже знаете, что его роль исполняет Ли Джунки. Так кто же такой Кванджон? Кванджон - четвёртый император корейского государства Корё, правивший в 950-975 годах. Он является четвёртым ребёнком основателя династии Ван и королевства Корё - императора Тхэджо. Родился принц Ван Со в декабре 925 года на территории ныне принадлежащей Северной Корее, если быть точнее, в провинции Хванхэ-Пукто. Согласно сохранившимся летописям того времени, с самого детства будущий император отличался от братьев не только изобретательным складом ума, но и особой жестокостью (поговаривали, что на нём лежит проклятье, способное разрушить страну). Свой сильный характер принц Ван Со проявил позднее, после того как взошёл на престол: он не щадил политических соперников, жестоко расправляясь с ними, тем самым нагнетая обстановку всеобщего страха в кругах власти. В 943 году скончался император Тхэджо. Согласно последней воле почившего правителя, на престол взошёл его первый сын - принц Ван Му, он же император Хеджон. Наследника поддерживала клика влиятельной знати во главе с землевладельцем из уезда Хесон. Однако противники нового императора были куда сильнее. Главным оппонентом Хеджона в борьбе за трон оказался Ван Гю - аристократ из южной части долины Хангана, две дочери которого были супругами Ван Гона, а третья - женой Ван Му. Главной целью вельможи было свержение ныне правящего императора и возведение на его место одного из сыновей своей дочери. Коварный план Ван Гю практически осуществился: в 945 году Хеджон скончался, по официальной версии, от сильного нервного расстройства. Однако в этот момент в игру вмешался правитель Пхеньяна, который путём вооружённых столкновений воздвиг на престол третьего сына Ван Гона - принца Ё, известного по посмертному имени Чонджон. Ван Гю и все его сторонники, в том числе один из принцев (признаюсь честно, я так и не смогла найти его точного имени) были казнены. Чонджон превзошёл своего предшественника в сроках пребывания на троне всего на несколько лет. В 949 году он скончался при загадочных обстоятельствах: по официальной версии, его смертельно напугала молния, ударившая по одному из дворцовых павильонов (довольно странно, вам так не кажется?). После чего власть перешла четвёртому сыну Ван Гона - принцу Ван Со, известному по посмертному имени Кванджон. На одном китайском сайте я прочитала, что некоторые историки придерживаются мнения, что именно Ван Со приложил руку к гибели своего родного старшего брата - императора Чонджона. Достоверность этих доводов я проверить не могу, поэтому остаётся лишь гадать. Но как сказал принц Ё: «Был ли в Корё такой император, который не убивал братьев в борьбе за трон?». Кванджон пришёл к власти в период политических смут: многочисленные кланы, которые объединил Тхэджо, не переставая боролись за власть, и трон постоянно находился под угрозой. Признавая необходимость создать стабильное правительство, Кванджон принял ряд законов, призванных централизовать власть и ослабить силу феодалов. Известный корейский политик и поэт времён Корё Чхве Сынро (927–989) разделил период правления Кванджона на три этапа: 1) группировка сил; 2) укрепление власти; 3) ослабление позиций. На ранних этапах правления Кванджона власть была сконцентрирована преимущественно в руках могущественных кланов Корё. Чтобы стать ближе к народу, тем самым заручится его поддержкой, император прибег к маленькой хитрости: он начал активно проповедовать буддизм. Религия смогла приблизить Сына Дракона к подданным, и тогда Кванджон приступил к активным действиям. Начиная с 955 года, император стал проводить реформы, призванные укрепить его власть. Во-первых, Кванджон изгнал богатые кланы из суда Корё, создав в 958 году национальную гражданскую службу судебной экспертизы. Во-вторых, ввёл систему экзаменов на государственную службу, которая применялась на протяжении тысячелетия. В-третьих, в 956 году Кванджон принял закон о «проверке статуса рабов»: всем незаконно порабощённым в смутное время Позднего Силла и раннего Корё знатью крестьянам даровали статус «простолюдин», тем самым освобождая их от рабских обязанностей перед владельцем. Переломный этап в политике Кванджона наступил в 960 году. Из-за агрессивного отношения императора к знати и постоянных реформ, притесняющих их власть, могущественные кланы Корё начали бунтовать. Они поняли, что если не свергнуть Кванджона, он уничтожит их. Однако восстания были подавлены до того как успел разгореться пожар. Император не пощадил никого: бунтовщики были казнены или репрессированы, в том числе были убиты принц Хынхва - первый сын Хеджона и принц Гёнчонван - первый сын Чонджона. Чтобы не дать волнениям разрастись с большей силой, Кванджон начинает проводить регулярные «чистки»: все неугодные, будь то высокопоставленные чиновники, военачальники или простолюдины, были репрессированы или убиты. Летописи тех лет гласят: «дети доносили на отцов, а рабы - на господ». Ближе к концу правления Кванджон начал всё больше внимания уделять буддизму. В столице строились новые монастыри и с необычной пышностью проводились ритуальные обряды. Основной причиной такого поведения императора принято считать его желание укрепить образ правителя как покровителя буддийской веры, который должен был обеспечить реформам широкую поддержку. Однако бытует мнение, что таким образом Кванджон пытался искупить вину перед подданными, чьи жизни он покалечил или отобрал. Некоторые историки утверждают, что он искал психологическую компенсацию в фанатическом следовании догматам буддийской религии. В 975 году Кванджон заболел и спустя несколько дней скончался. Точную причину смерти императора до сих пор не установили. Возможно, что и его постигла судьба старших братьев: Хеджона и Чонджона. Преемником Кванджона стал его первый сын - Кёнджон, правивший с 975 по 981 год. Новый правитель продолжил политику отца, при этом взяв курс на «разрядку» накалившейся обстановки. А шестым правителем Корё был Сонджон - сын 8-го принца Ван Ука и супруг третьей дочери Кванджона. Стоит отметить, что в отличие от Тхэджо, у которого было больше 30 жён, у Кванджона было всего две супруги: первой женой императора стала единокровная сестра - принцесса Хванбо (да, это её в дораме сыграла актриса Кан Ханна), также известная как королева Тэмок-ванху, второй женой была принцесса Кёнхвагён - дочь Хеджона. Детей у Кванджона тоже было поразительно мало для императора: два сына и три дочери, причём младший сын скончался ещё в младенчестве. В целом, невзирая на репрессии, период правления Кванджона считается одним из самых успешных в истории Корё. Последователи четвёртого императора разработали дополнительные правила, которые позволили Корё стать сильным централизованным государством в соответствии с конфуцианской моделью, с единой системой власти. Итак, из всего вышеизложенного напрашивается вывод: Кванджон, как и большинство великих правителей, был неоднозначной личностью. Своими реформами он смог поднять государство Корё на новый уровень, но репрессии, проводимые в период его правления, значительно снизили положительный эффект нововведений. Напоследок хочется добавить, что Ли Джунки - не первый актёр, которому пришлось исполнить роль Кванджона. Впервые данный персонаж появился на малых экранах в 2000 году в сериале «Император Ван Гон», в котором его сыграл Чи У. В 2002 году на телеканале KBS1 начала выходить дорама «Рассвет империи», где уже Ким Санджун исполнил роль Кванджона. Следующее появление императора на телеэкранах произошло в 2009 году в сериале «Железная Императрица», в котором его сыграл Чон Сыну. А в 2015 году Чан Хёк в дораме «Сияй или сойди с ума» исполнил роль жестокого принца Ван Со.

После знакомства с южнокорейским кинематографом, а точнее, с дорамой "Лунные влюблённые - Алые сердца: Корё", меня заинтересовала история этой страны и эпоха Корё в частности. Не попалась мне подходящая подборка фильмов, поэтому создала свою.

Учитывая, что по правилам сайта будет невозможно дополнять и редактировать коллекцию после того, как она отправится на модерацию, буду рассматривать Ваши комментарии (замечания или дополнения) как её продолжение. Сюда включены фильмы и дорамы, той или иной стороной касающиеся эпохи Корё.

В качестве небольшой характеристики эпохи - историческая справка.

Корё - государство на Корейском полуострове, появившееся после падения государства Силла в 935 году (Х век) и существовавшее до воцарения династии Чосон в 1392 году (XIV век). Ван Гон - первый правитель единой Кореи, основатель династии Ван и государства Корё. Столица первого корейского государства была перенесена на родину Ван Гона в город Кэсон (ныне он находится на территории КНДР).

Название «Корё» является сокращением от Когурё, одного из трёх раннефеодальных государств Кореи, объединённых Силлой в 668 году. Современное слово «Корея» происходит от «Корё».

Объединение поздних трёх корейских государств в 936 году было очень важным в истории Кореи. Несмотря на прошлое, после объединения Кореи под властью единого правителя Ван Гона корейцы пришли к соглашению жить вместе единой нацией в едином государстве. Корея оставалась единой на протяжении тысячелетия, вплоть до разделения государства на Северную и Южную Кореи в 1948 году. Современные корейцы чтят память Ван Гона как объединителя нации, особенно во время нынешнего конфликта.

У Ван Гона было множество жен, т.к. он заключал договорные браки со всеми лидерами местных кланов во избежание междоусобиц. Это принесло Ван Гону большое число сторонников, но, при этом, и огромное число приближенных дворян (внутренний круг) и претендентов на трон. У Ван Гона было 29 жен и 35 официальных детей. Общество во времена эпохи Корё вело себя раскованно и открыто. В сравнении с другими эпохами, Корё было довольно открыто с точки зрения отношений между мужчинами и женщинами. Существовали разводы и повторные браки. Поэтому в этот период было много разведённых, которые нередко вступали в повторные браки, из-за чего имели много детей. Не было таких законов, как в Чосоне (более поздняя эпоха), дискриминирующих детей, рождённых от повторных браков. Для сравнения, в Корё равенство между мужчинами и женщинами было более ощутимо, они имели равные права, имели равный статус в семье. Женщины могли быть главой семьи, дочери и сыновья имели равные возможности наследования имущества.

После смерти Ван Гон получил посмертное имя Тхэджо - Великий прародитель.

В целях усиления власти центрального правительства четвёртый царь династии, Кванджон, выпустил несколько постановлений, включая указ об освобождении рабов 958 года и указ об обязательном экзамене для государственных служащих, применяющийся до сих пор. Кванджон также объявил себя императором, независимым от каких-либо других стран.

К XII веку, подтачиваемое бесконечными войнами, а также крестьянскими восстаниями, Корё стало ослабевать. Надвигался грозный и опасный враг - монгольские полчища. Правда, завоевать Корё и для них оказалось не просто. Корё пало лишь после ожесточенной серии сражений 1231-1259 гг.

Зависимость Корё от монголов стала тяжелым испытанием для страны более чем на столетие. Монголы вмешивались в дела королевского двора и управление страной. Корёские государи были обязаны жениться на монгольских принцессах. Страна вынуждена была платить огромную дань и отправлять в Монголию своих ремесленников, девушек для гаремов.

Корейский народ не смирился с монгольским игом, в пределах Корё завоевателям было неспокойно. С ослаблением монгольской империи, учащением восстаний в Китае в XIV в. монголы потеряли контроль над Кореей.

В 1392 г. генерал Ли Сон Ги сверг последнего корёского монарха и жестоко расправился с его сторонниками. Была основана династия Ли, которая правила Кореей пять с лишним веков, до колонизации ее Японией в 1910 г. Государство было переименовано в Чосон, а его столица перенесена в сегодняшний Сеул.

Фильм называется 달의 연인 - таре ён ин - Лунные влюбленные. 달 -таль -Луна.

Хотелось бы сначала рассказать об именах, чтобы было понятно, как они составлены. Основатель династии Корё и отец всех принцев носил имя 태조왕건 -Тхэ Джё Ван Гон. То есть " Основатель династии Ван Гон". В имени всех принцев есть частица 왕- ван - король. Это Ван Со, Ван Чжон и другие. То есть имена отличались друг от друга только второй смысловой частицей. У Ван Со частица "Со" означала - яркий. Иероглиф Со имеет в основе своей - Солнце- и - Созывать/Собирать. То есть лучи Солнца проникают в отдаленные уголки и являют миру настоящую правду. Прекрасное по смыслу имя. Ван Со реально обладал выдающейся внешностью и умом. Все события, передачи престола и женитьбы являются реальными. Конечно, есть вымышленный персонаж - современная девушка, но все мы знаем, что обычно за яркими мужчинами в истории стояла не менее выдающаяся женщина. Это могла быть наложница 첩 -чхоп или какая-нибудь -надцатая жена. Мы уже о этом никогда не узнаем.

Итак, об именах. Но по имени зовут только старшие младших. Младшие обычно называют старших по социальному статусу. Например 형 - хён - старший брат.

И когда принцы говорили друг о друге, использовали только вторую часть имени, убирая Ван. То есть, про Ван Со говорили Со, про Ван Чжона - Чжон. И к имени прибавляется падеж 가 - ка, после гласной он звучит как -га. То есть 소가-Со га. То же самое с именем 혜수 -Хе Су. Убираем первую часть- имя рода Хе, остается Су. А с падежом это будет 수가-Су Га.

Для имени на согласный звук прибавляется окончание 이 -и. 정이 - Чжони или 욱이 - Уги.

Когда герои зовут друг друга, то к имени прибавляется звательная частица. Для имени, с окончанием на гласную это будет 야-я, например 수야- Суя или если имя заканчивается на согласную, то после имени ставится 아, например 정아-Чжон-а или 욱아 Уг-а (принц Ук).

Еще интересно обратить внимание на прически мужчин. Если мужчина имел жену, то он обязан был носить шишечку, а неженатые мужчины носили хвостики. Так, по прическе, можно понять, есть у героя жена или нет.Для всех, кто смотрел фильм. Как я понимаю, перевод делается с английских субтитров, и при этом иногда теряется изначальный смысл.

Вот финальный диалог:

Император: -멈춰 Стоять!
아이는 놓아두고 가라 -Оставь ребенка и и проваливай!
Чжон: -절 때려죽이기 전에 안됩니다. Пока меня не забьете до смерти, не будет этого.
Император: -그래 Неужели?
Чжон: 이 아이는 궁에서 살지않게 해 달라고 했습니다. 너무 무섭고 외로와서. 그 곳에 보내고 싶지 않댔습니다. Просила сделать так, чтобы этот ребенок не жил во дворце. Там очень страшно и одиноко. Говорила, что не хочет отправлять (ребенка) туда. 혜수는 죽을때 까지 그 걱정만 했습니다. Хэсу до самой смерти беспокоилась только об этом.

Император:십사 왕자 왕정 너의 귀향형 푼다. 14 принц Ван Чжон, твое наказание ссылкой на родину отменяется.

가끔 황궁에 와도 좋아. Можешь иногда приезжать в императорский дворец.

То есть король не пошел против воли Хе Су. Он все понял, но сделал, как хотела она.

И обратите внимание, император использует грубые формы речи (панмаль) , а Чжон говорит на формальной вежливости.

Вот слова и выражения из фильма:

볼모 заложник - польмо
인명제천이다 Судьбу человека определяют небеса- Ин Мён Че Чхон ида.
황궁가다 посещать дворец - Хвангун када
왕 король- ван
왕자 принц - ванджа (сын короля) иероглиф 자 означает сын
공주 принцесса - конджу
궁녀 придворная дама/женщина из дворца - куннё
흉-хюн шрам, рубец, недостаток
개집 -кечиб -девица или даже "девка", так грубо называли женщину раньше, но и сейчас говорят так в грубой речи
아가씨- агасси девушка, или в значении "барышня"

알겠느냐? Понятно? - альгенны ня?

웬일이니? Тебе чего? - вен ири ни?

이 눈빛이 미치게 싫어 - Этот взгляд, ненавижу ужасно! И нун питчи мучхиге сиро
날 봐, 날 똑바로 봐 Смотри на меня! Смотри прямо на меня. Наль пва, наль токпаро пва
내가 불상 하지 않아, 동정하 지 않아 Ведь ты же жалеешь меня, ведь ты же сочувствуешь мне! Нега пульсанхаджи ана, тонджон хаджи ана
내 눈에 띄지 마 Не попадайся мне на глаза! Нэ нуне твижи ма
쉽게 사는 사람은 이 세상에 아무도 없습니다 В это мире всем живется нелегко! Свипке санын сарами и сесане амудо опсымнида
안 보일뿐이지 다 들 힘 들어 Просто это не видно, но всем тяжело. Ан поиль пуни джи та дыль химдыро
예전에 전 늘 믿었고 늘 배신당했다 Раньше я всегда верила, и всегда меня предавали. Еджоне чон ныль мидотко ныль пэсин дан хэссо.

그럴거예요. Так и будет. Кыроль гоеё.

내것이다 - Это мое(моя вещь) Нэ госида
난 널 절대 놓치지 않는다 Я тебя ни за что не отпущу. - Нан ноль чолтэ ночхи джи анында

가까이서는 절대 안 된다 Совершенно не следует сближаться. Какаисонын чолтэ антвенда
마음 가는 대로 살아 Живи так, как хочет душа. Маыми канын деро сара
막 살아 Живи полной жизнью. Мак сара
지금 절 놀리시겠습니까? Вы меня сейчас разыгрываете? Чигым чоль ноллисигессымника?

나한테 안 통한다 На меня это не подействует. Со мной не пройдет. На хантхэ ан тхон ханда
사람의 마음은 무섭다는 말이 맞아 Это верно говорят, что душа человека страшная штука. Сараме маымын мусоптанын мари маджа
듣기 싫다 Не хочу слышать. Тытки сильтха
망신을 줬다 Опозорил меня. Мансиныль чуотта
널 정말 믿어도 괜찮을까? Тебе действительно можно поверить? Ноль чонмаль мидодо квенчханыль кка?
마음대로 해, 난 이제 니 것이다. Делай что хочешь. Я сейчас твой. Маым дэро хэ, нан ижен ни госида.
이젠부터 마음 단단히 먹어 С этого момента приготовься (морально). Ижен путхо маым тандани мого.

나한테 그러지 마 Не поступай так со мной. На хантхе кыроджи ма
고집 부리지 마 Не упрямся! Коджип пуриджи ма!
약속이 다르지않아 Мы же так не договаривались! Яксоги тарыджи ана
내가 그랬지 않아. Ведь я же говорил. Нэга кырэтчи ана
그만 하자 Давай на этом остановимся! Кыман хаджа
알았으면 막았을 텐데 Если б знал, остановил бы! Арасымен магасыль тхэнде.

거리를 두고 싶어 Хочу быть на расстоянии(от тебя)
내가 그랬지 않아 Я же говорил(а)!
지긋지긋해 Невыносимо(здесь)
구지도 말하고 싶지않아 Не хочу тебе говорить
개늑대 волкодав кэныктэ
애쓰지마 не старайся! эссыджи ма
사과해 извиняйся/ сагва хэ
그래도 괜찮지? Тогда нормально будет?/ кырэдо квенчанчи?
날 잊어 забудь меня/ наль иджо
전부 치워 полностью сотри(из памяти) чонбу чхиво
너 말고 나 괴롭히는 사람 없어 Кроме тебя меня некому расстраивать/ но мальго на кверопхинын сарам опсо
싫은데 Не хочу! /сирындэ
놓아둬라 Отпусти! /ноа туора
어제 일은 못 본거다 Вчера ты ничего не видел!(Молчи об этом) /одже ирын мот пон года
답답해 죽겠어요. Ужасно тяжело на душе./ таптап хэ чукхессо ё
순정 빠져 На вид сама невинность! Сунджон ппаджё

Ученые затрудняются указать точное количество корейских династий. Насчитывается около 12 правящих домов, информация о которых сохранилась в легендах или старинных источниках. Однозначно выделяют лишь семь царственных фамилий: Ко, Пуе, Пак, Сок, Ким, Ван и Ли. Сколько всего было в истории Кореи правителей, не знает никто. Упрощая картину, называют три основных династии: Силла, Коре и Чосон. Однако с родственными связями иногда возникают сложности.

Первый правитель страны – мифический. Начало истории Кореи связывают с сыном небесного бога Хвануна, Тангуном. По легенде, он основал страну Чосон и спустя 1,5 тысячи лет после правления превратился в духа Гор. Корейцы называют Тангуна отцом нации, а себя – его потомками. Хроника руководителей Древнего Чосона сохранилась в сборнике «Кювон Сахва» (XVII столетие). Согласно этому древнему документу, длительный период правили потомки Тангуна.

Династии периода трех государств

После образования трех государств (Когуре, Пэкче и Силла) жители каждого продолжали верить, что ведут свой род от Тангуна. В Когуре власть была сосредоточена в руках Конджумона (посмертное имя – Тонмьонсон). В 53 г. на смену пришла новая императорская линия – Тхеджо и его потомки, в 179 году – Хвандо-Кукне (Когукчхон и потомки), затем с 413 года – Пхеньянская линия (берет начало от Корьона). Имена и даты дошли до нас, благодаря знаменитому источнику «Самгук Саги».

Еще одним из трех королевств был Пэкче, а его создатель – Онджей (сын основателя Когуре). Считается, что их потомки правили до 660 года. В Силле по очереди бразды правления брали три семьи: Пак, Сок и Ким. Отдельные представители предпочитали статус императора. За время существования в Силле сменилось 56 руководителей. Позже под этим названием объединились все три королевства, но из-за междоусобиц государство распалось.

Династия Коре

Правители Кореи с 935 по 1392 гг. относились к правящему дому Коре. Родоначальником считается Ван Гон. В Корее придерживались конфуцианской концепции «мандата Неба». Согласно этой системе, право на управление страной династия получает не просто так. Это награда за её мудрость. Если правящая семья начинает проявлять жестокость и деградирует, Небо может возвести на престол других руководителей. Падение династии Кореи считается одним из подтверждений, что потерян «мандат» и нынешние правители уже не способны управлять достойно.

Считалось также, что основатели нового правящего дома должны быть связаны с небесами. Например, рождение такого человека или его жизнь отмечена чем-то необычным. Такие сведения сохранились о правителе Кореи Ван Гоне. Однажды его отцу встретился предсказатель, который указал на благоприятное место для возведения дома. Ещё он упомянул, что будущий сын объединит земли трех государств. Гадатель порекомендовал выбрать имя для ребенка – Ван Гон.

Этот основатель династии Кореи был представителем известного феодального рода. После прихода к власти он сменил название государства, а Силла ему послушно подчинилась, поэтому престол перешел легитимно. Позже войска завоевали Позднее Пэкче, тем самым завершив объединение земель. Но в большинстве случаев этот мудрец действовал аккуратно – сначала посылал дары и стремился договориться мирным путем.

Ван Гон даже взял в супруги девушку из рода Силла, узаконив собственное правление. Всего у него было 29 жен. Ван Гон провел реформы системы управления государством. Он учредил 17 ведомств, из которых главными были три. На память о себе оставил десять предписаний, где давал рекомендации будущим правителям Кореи. Мудрые поступки Ван Гона были замечены, и его наградили посмертным титулом «Великий Прародитель».

Преемником по очереди становились его сыновья: Хеджон, Чонджон, Кванджон. Главной задачей было уменьшить влияние ближнего круга на короля. Этим и занялся Кванджон, когда взошел на трон. Сначала он обратил внимание на формирование сильного и стабильного правительства. Государь хорошенько изучил доступную информацию – например, проанализировал книгу правил «Законы для правителя». Он продолжил дело отца, приняв законы о централизации власти. Один из них был направлен на освобождение рабов. Это повлекло ослабление власти поместий и повысило поступления от налогов бывших рабов, которые стали крестьянами.

Жителям Кореи династия Коре запомнилась многочисленными реформами. Кванджон решил, что отныне для получения должности чиновника необходимо сдавать экзамен. Новшество не только открывало дорогу перед грамотными людьми, но и ограничивало влияние «сильных семей». Перемены коснулись и экономической сферы. К концу X столетия, благодаря Кванджону, ситуация стабилизировалась.

Сын и внук этого талантливого руководителя продолжили работать над изменениями. Они ввели дополнительные правила управления страной, которые позволили централизовать государственную систему. При Йечжоне (1106-1112 гг.) решили делить территорию на провинции. Столичным регионом управляли отдельно. Позаботились об отлаженной системе связи и дорог, построили почтовые станции. Теперь в столицу можно было добраться из любой части страны.

В XI веке власть захватили военные. В этот период этот род династии Кореи не прерывался. Но были убиты сановники, сопровождавшие короля Ыйчжона. Государя отправили в ссылку, а на престол посадили его младшего брата Менчжона. Он управлял страной формально, а на самом деле всё контролировали военные. Гражданские пытались вернуть прежнее положение дел, поднимали восстание. Затем буддийские монахи выступали против такой «опеки». Но позиции оставались достаточно крепкие, а власть военных стала наследственной и продолжалась до середины XII века. Переменам поспособствовала «помощь» монгольских войск.

В истории Кореи династия Коре занимает важное место. В XIII ст. монархи оказались марионетками в руках монгольских ханов. Когда вражеское государство ослабело, корейцы стали сражаться против незваных гостей. В XIV в. после освобождения от гнета врагов, феодальные объединения стали бороться между собой. Заговорщики убили короля Конмина, а спустя два десятилетия свергли ещё одного - Конъяна. В истории Кореи после династии Коре свой след оставила еще одна – Ли.

Династия Ли (И) или Чосон

Основатель следующей династии Ли Сонге был сыном феодала. В период сражений с монголами он сумел показать себя с лучшей стороны. Кроме того, был хорошо известен как отличный полководец и реформатор. К нему положительно относились не только военные, но и другие категории населения: землевладельцы, чиновники, неоконфуцианцы. Первые шаги этого представителя династии Чосон в Корее были кровавыми – он истребил практически весь род Ван. Название «Коре» заменили на «Чосон».

Как и предшественники, представители нового правящего дома звали себя «королями» – ванами. Это означало их зависимость от Императора. По конфуцианской идеологии, он мог быть лишь один и управлял Китаем. Остальные считались его вассалами и отдавали условную дань. Каждый ван согласовывался в Пекине, но это была формальность. Когда дань отправляли в Китай, в ответ присылали подарки примерно такой же стоимости.

Династия Чосон в Корее продержалась долго – около 500 лет (XIV-XIX). Во время её правления на первый план вышли политика и наука. Придумали алфавит, поменялся политический строй, внедрили систему губернаторства. Влияние оказывала соседняя Япония, которая стремилась уничтожить местную культуру. Но после Второй мировой войны страна была освобождена. Историки указывают на политику изоляции, из-за которой произошел крах династии в 1910 году. Правление династии Ли делят на три периода: ранний, поздний, современный.

Изначально укреплялось феодальное господство, переустраивался механизм управления страной. В XV веке появился прогресс в культуре, экономике и военной области. Развивалась агротехника, что позволяло обрабатывать больше полей – повышалась урожайность. Усилилась военная мощь, и благодаря этому, дали отпор иностранным агрессорам. В истории Кореи правители Ли раннего периода остались как реформаторы. Достижения были в разных сферах: астрономии, географии, механике, искусстве. Конфуцианство стало идеологией народа. Многие культурные достижения произошли в период правления Сечжона (1418-1450 гг.). По значимости их сравнивают с эпохой Петра I на Руси. Но мятежи не прекращались, крестьяне регулярно поднимали восстания. Из-за этого в XVI ст. феодальное устройство ослабло. Пришлось пережить и Имджинскую войну, где нация отстояла свою независимость.

Поздний период объединил временной промежуток от XVII до середины XIX столетия. Было восстановлено производство, активно распространялись товарно-денежные отношения. Династия Чосон в Корее поспособствовала развитию капиталистических отношений. Феодальный строй постепенно распадался.

С 1860-х началась современная история правления. Жители сражались против агрессивного поведения иноземцев: было потоплено американское судно, затем отражено вторжение флота Франции. В середине XIX ст. под руководством Ким Ок Гюна внедрили буржуазную реформу. В истории Кореи правители династии Ли продержались до 1897 года.

Коджона и Суджона, последних правителей Чосона, нередко осуждают за неспособность действовать. Их обвиняют в неумении найти нужных союзников и сплотить страну, отсутствии нужных реформ и модернизации, игнорировании интересов крестьянства. Император Суджон был вынужден подписать договор об аннексии, и на 35 лет корейская территория превратилась в колонию Японии. Насколько виноваты в таком повороте истории Кореи правители? Ответ на этот вопрос исследователи и историки ищут до сих пор.

Корейские династии и современная эпоха

После создания Республики Кореи речь о возвращении рода Ли не шла. Наследник корейского престола Ли Ын стремился снова занять своё место. После 1945 года он неоднократно делал попытки вернуться, но правитель Южной Кореи Ли Сын Ман и правительство отклоняли просьбы. В 60-х он все же прибыл в Сеул вместе с супругой и сыном Ли Гу. Семья жила в одном из королевских дворцов, который по-прежнему находился в их собственности. В 1970 году Ли Ын умер. Его сын окончил престижный институт в США, женился на американке и получил гражданство США. Через некоторое время он вернулся в Сеул, где руководил строительной компанией. Сегодня Ли Гу живет в Корее и изредка участвует в клановых церемониях.

Интересно, что некоторые представители правящей династии проходили обряд коронации. Сегодня Ли Хэвон (внучка Коджона) называет себя «императрицей Кореи в изгнании», но её притязания на престол не поддерживаются обществом. Даже внутри семьи есть распри по поводу главенства. Но по мнению корейцев, одновременно с потерей власти правящий дом Ли утратил «мандат Неба».

Часть I - Общая история двух государств.

Старушка с тазиком.

В начале 90х мне посчастливилось побывать в Южной Корее, городе Пусан. В те времена, корейские товары, не были столь знамениты, как сейчас. На слуху, была японские марки. Тем не менее, наши соотечественники уже успели протоптать тропинку до магазинов в Кореи. Не скрою, не минула и меня чаша сия. При дефиците товаров, на то время, в нашей стране, потратить 1миллион воний, это около 1000$ в Кореи, не составляло большого труда. Что было и сделано в первые дни прибывания. У меня оставалось еще пару дней пребывания в Кореи, вот об одном из этих дне я вкраце и расскажу. Не скрою, для человека, первый раз выехавшего за рубеж, многое было в новинку. Широкие и идеально чистые центральные улицы, с высотными стеклянными домами вдоль дорог, притягивали мой взор. На первом этаже, большинства зданий, располагались магазины и офисы. Город в дневное время казался вымерший, редкие автомобили проезжали по широким магистралям и если встречался прохожий, чаще всего это был соотечественник с очередной покупкой.)) Так вот, убегая от своих соотечественников и от майской жары, с центрального проспекта, за нырнул я в переулок и попал в старый квартал. Вот в одном из переулков, я и натолкнулся на эту старушку с тазиком. Два ряда домов и мощенная мостовая, шириной около четырех метров, которая тянулась весьма на продолжительное расстояния. Посреди пустой улице, прямо на камнях расположилась старая кореянка с тазиком, в котором долго и методично жамкала нарезанную морскую капусту. Всю эту картину, завершал выход этой улицы на современную магестраль, где красовались новые, современные здания. Вот так образ старой и новой Кореи, на долго отложился в моем сознании. Этот образ вызывал противоречия. И только в дальнейшем, изучая историю и культуру Кореи, я понял, что не было бы той современной Кореи, без этой бабушки с тазиком. Не было бы, того духа страны, который глубоко, корнями уходит в свою историю. И который отмечается во всем, на каждом шагу, пребывания в Кореи.

Немного истории
Если мы хотим понять, что такое современная Корея, то без этого ни куда. Я попробую выделить, только самые интересные моменты истории, которые корейцы чтят и с которыми сталкивается каждый приезжий иностранец.

Древний Чосон - Первое протогосударство на территории Кореи

Согласно легенде, у Властелина Неба Хванина (буддистами отождествлялся с Индрой) был сын Хванун, который хотел жить на земле среди долин и гор. Хванин позволил сыну с 3000 последователей спуститься на гору Пэктусан, где тот основал Синси, Город Бога. Вместе со своими министрами дождя, облаков и ветра Хванун установил законы и моральные нормы для людей, научил их различным ремеслам, медицине и возделыванию земли.
Тигр и медведица молились Хвануну чтобы стать людьми, услышав их, Хванун дал им по 20 долек чеснока и стебельку полыни, сказав им есть только эту священную еду и избегать солнечного света в течение 100 дней. Тигр не выдержал и вышел из пещеры после 20 дней, однако медведица осталась и вскоре превратилась в женщину. Женщина-медведица, Уннё была благодарна и сделала подношения Хвануну. Но вскоре Уннё стала грустить и просила возле священного дерева Синдансу чтобы у неё был ребенок. Хванун, тронутый её просьбой, взял её в жены и вскоре она родила сына, названного Тангун Вангом.
Тангун унаследовал трон отца, построил новую столицу Асадаль рядом с современным Пхеньяном (местонахождение до сих обсуждается среди историков) и назвал своё царство Чосон, которое современные историки называют Кочосон, чтобы не путать с более поздним государством Чосон.
Согласно «Самгук Юса» Тангун начал править в 2333 году до н. э., согласно описанию в «Тонгук Тоннам» (1485) на 50 году правления китайского императора Яо. Другие источники приводят разные даты, однако все они относят начало царствования Тангуна ко времени правления Яо (2357 до н.э.-2256 до н.э.). По некоторым источникам Тангун прожил 1908 лет, по другим («Ындже сиджу») - 1048 года.
Во всяком случае 3 октября, день Тангуна, отмечается как день основания нации, и культ Тангуна имеет значительное число приверженцев. Корейцы ведут отсчет своей истории, именно с этой даты - 2333 году до н. э.. То есть на их дворе, сейчас 4348 год от рождества Тангуна.)))

Хотелось бы так же, как корейцы знать свои легенды. У нас на дворе, по старому лето исчислению, сейчас был бы уже 7525 год.

Вернемся к нашим корейцам.
108 году до н. э. Древний Чосон был покорен китайской империей Хань, основав четыре китайских округа.

Троецарствие

с 57 по 19 век до н.э. образуются три государства.
Пак Хёккосе основал государство Силла.
Чумон основал государство Когурё.
Онджо - основал государство Пэкче.
Не буду утомлять читателей, всеми этапами междоусобных войн этих королевств. Отмечу, только, что в 370-380 года н.э, на эти территории проникает будизм.
И после многовековых битв, в 668 году, побеждает Силла, которое контролирует большую часть полуострова.

Корё

Корё – сокращено от Когурё (кор. 고구려) название одного из корейских племён.
В 918 году - Ван Гон основывает королевство Корё, которое в 935 поглотит Силлу.
Так в 936 году - Корё заканчивает объединение корейских земель и образуя единое государство на всем полуострове.
В официальных документах Корё именовало себя империей. Столица Кэсон называлась «столицей империи (кор. 皇都)», королевский дворец - «императорским дворцом(кор. 皇城).» Другие термины, такие как Ваше Величество (кор. 陛下), Принц (кор. 太子), Императрица (кор. 太后), также предполагают императорский статус государства.
Многие годы Корё ведет войну с Кида́ни (китаи) - кочевые монгольские племена, в древности населявшие территорию современной Внутренней Монголии, Монголии и Маньчжурии
1270 - Монголы захватывают Корё. Начало 80-летнего монгольского ига.
После монгольского нашествия термин «империя» к Корё больше не применялся ввиду оккупации страны монголами.
Далее история весьма темная и не однозначная.
Корё в 1388 году, чтобы сдержать великодержавное давление китайской династии Мин, направило почти 40-тысячную экспедиционную армию на Ляодун. Ли Сон Ге тогда командовал ее правым крылом, что равнялось должности заместителя командующего экспедиции. Чтобы узурпировать власть, Ли Сон Ге с соучастниками на острове Вихва отказался от похода на Ляодун и повернул экспедиционную армию назад. После этого предательства они взяли в государстве реально политическую власть в свои руки, изгнав из центрального правительства множество оппозиционных чиновников. И образовав новое государство Чосон, вместо Корё.

Чосон

1392 - Ли Сон Ге коронован, официальное начало династии Чосон.
1394 году в качестве официальной религии было принято конфуцианство.
1446 - Король Седжон объявляет о разработке корейского алфавита хангыль.
1592 - Начинается Имджинская война, серия вторжений японских сил под командованием Тойотоми Хидейоши.
1627 - Первое вторжение маньчжуров в Корею.
1636 - Второе вторжение маньчжуров в Корею.
В 1637 году маньчжурская армия разгромила Чосон, которая была вынуждена покориться, стать «данником» Цинской империи и разорвать отношения с Китаем.
Внутренняя политика Чосона целиком управлялась конфуцианской бюрократией и зависила от Китая(где влавствовали манжуры до 1911года). Несмотря на попытки адаптировать западные достижения, Чёсон оставалась закрытой страной.

Общая история

Дальше придется, немного расширить рамки истории и выйти за пределы Кореи.
Столкновения с русскими на северной границе Маньчжурии начинаются с русско-китайской войны 1658 года, в ходе которой русские также впервые встретились с корейцами.
Итогом военного противостояния стал подписанный в 1689 году Нерчинский договор, по которому русско-китайской границей сделали реки Амур, Аргунь и Горбица.
В ходе японско-китайской войны (1894-1895) часть Маньчжурии была занята японцами, но по Симоносекскому договору возвращена Китаю.

Ослабление цинского правительства привело к усилению русского влияния в Маньчжурии и Кореи, которая постепенно была включена в сферу русских коммерческих и политических интересов. Во многом это было связано с заключенным в 1896 году, после разгрома войск Цинской империи в японско-китайской войне, союзническим договором.

В 1900 года вследствие восстания боксёров район КВЖД в Маньчжурии был занят русскими войсками.
В 1903 году Россия учредила в Порт-Артуре Наместничество Дальнего Востока, и российское правительство рассматривало проект закрепления Маньчжурии как «Желтороссии», основой которой должны были стать учреждённая в 1899 годуКвантунская область, полоса отчуждения КВЖД, формирование нового казачьего войска и заселение русскими колонистами.
Притязания Японии на Маньчжурию и Корею и отказ Российской империи вывести русские войска в нарушение союзнического договора из Маньчжурии и Кореи повлекли за собой русско-японскую войну 1904-1905, театром военных действий которой была вся южная Маньчжурия до Мукдена. И которую, Россия благополучно проиграла. Война завершилась Портсмутским миром, подписанным 23 августа (5 сентября) 1905 года и зафиксировавшим уступку Россией Японии южной части Сахалина и своих арендных прав на Ляодунский полуостров и Южно-Маньчжурскую железную дорогу.
1910 - Япония аннексирует Корею.
1916 - Последняя волна антияпонских восстаний ыйбёнов.
1919 - Движение первого марта разгоняется военными и полицейскими.
1920-е - «эра культурного управления» генерал-губернатора Сайто Макото.
1945 - После капитуляции Японии Корейский полуостров разделятся на зоны влияния СССР и США по 38 параллели.
1948 - В Северной и Южной Корее устанавливаются независимые режимы, возглавляемые соответственно Ким Ир Сеном и Ли Сын Маном.
1950 - Начало Корейской войны.
1953 - Формальное окончание Корейской войны, официально мирный договор не подписан до сих пор.
В Южной Корее на протяжении нескольких десятилетий правили военные диктаторы, проводившие политику модернизации страны. В конце 1980-х годов страна стала демократическим государством.

Послесловие

Самого название Корея, в корейском языке не существует, это название принято у европейцев. Некоторые связывают это название из исторических династий Корё. Но так или иначе, сами корейцы, Официально называют КНДР - (кор. 조선 민주주의 인민공화국- Чосон минджуджуи инмин конхвагук) и Республика Корея (кор. 대한민국- Тэхан мингук).
Сегодня разговорным названием Кореи в Южной Корее является Тэхан или Хангук, причём Южная Корея называется Намхан (남한, 南韓; «Южный Хан»), а Северная - Пукхан (북한, 北韓; «Северный Хан»). Менее формально южане называют КНДРИбук (이북, 以北; «Север»).
В КНДР используются названия Чосон для Кореи, Намджосон (남조선, 南朝鮮; «Южный Чосон») для Южной Кореи, и Пукчосон (북조선, 北朝鮮; «Северный Чосон») для Северной Кореи.

Загрузка...
Top