Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Рисование с натуры комнатных растений». план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему. Конспект НОД в подготовительной группе «Сансевьерия» (рисование с натуры комнатных расте

Конспект Непосредственно Образовательной Деятельности по теме: Рисование с натуры комнатных растений.

1. Программное содержание :

Цель: Рисование комнатных растений: герани и крапчатой бегонии с натуры.
Изобразительные задачи:
- Учить рисовать с натуры комнатные растения.
- Правильно передавать строение двух комнатных растений: крапчатая бегония: прямые стебли, 4листа справа, 5 листьев слева; герань: 5 закругленных листочков, веточка с зонтиком с цветочками.
- Передавать величину горшка меньше чем растение.
- Учить правильно подбирать цвета для стебля, листа, цветка, горшка, близкие к натуре.
Технические задачи:
- Закреплять умение делать наброски горшка простым карандашом.
- Закреплять умение рисовать краской гуашь разных цветов, смешивать их на палитре для получения нужного цвета.
- Закреплять умение работать с палитрой.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к комнатным растениям уголка природы.
- Закреплять умение сравнивать свою работу с натурой.
- Развивать память и зрительный контроль.
- Самостоятельность в рисовании с натуры.
- Учить анализировать работы свою и товарищей.
2. Материал к занятию: альбомный лист формата А4 – белый, краски гуашь: зелёная, жёлтая, белая, коричневая – для горшка; палитра, кисть, тряпочки; 1/2 банки воды, карандаш, ластик. Комнатные растения: герань красная, крапчатая бегония.
Музыкальное сопровождение Чайковского «Вальс цветов»;
песенка «Шёлковая кисточка» - о волшебном цветке – Ю. Чичкова.
3. Подготовка воспитателя:
- составляю конспект
- готовлю материал
4. Предварительная работа:
- Проведение игры «Найди по описанию»
- Загадывание загадок о комнатных растениях
- Проведение наблюдений за комнатными растениями в уголке природы
- Рисование комнатных растений карандашом
- Разучивание танца под песенку «Шёлковая кисточка»
Методы и приемы: загадка, вопросы к детям, наблюдение, уточнение, сравнение, игровой прием, беседа, индивидуальная помощь, напоминание, оценка, похвала.

5. Ход занятия.

Ребята, сейчас я вам загадаю очень интересную загадку, а вы меня внимательно послушайте и попробуйте отгадать:
«Дышит, растёт, а ходить не может».
- Правильно, растение.
И сегодня мы с вами поговорим о комнатных растениях.
- Перед вами находятся два комнатных растения.
- Как называется это растение?
- Крапчатая бегония.
- А как называется это растение?
-Герань.

Вот об этих растениях мы и поговорим.
Давайте рассмотрим строение комнатных растений.
- Из каких частей состоит крапчатая бегония?


- Стебель и листья.
- Какой у неё стебель?
- Прямой и толстый.
- Какого он цвета?
- Светло-зелёного цвета.
- Какой формы листья?
Какие у них края?
- Листья овальной формы, немного заострённые на конце.
- Какого цвета листья? Что ещё есть на листьях?
- Листья светло-зелёного цвета с белыми точками (крапинками).
- А теперь давайте рассмотрим на герань
- Чем это растение отличается от 1-го растения?
-Листочками.
- Какого цвета у герани листья?
- Светло-зелёного цвета.
- Какой формы листья?
- Листья закругленные, четко видны прожилки.
- Чем листья герани отличаются от листьев крапчатой бегонии?
- По цвету.
- У крапчатой бегонии есть белые крапинки, а у герани нет.
- А чем ещё листья герани отличаются от листьев крапчатой бегонии?
- По форме листа.
У крапчатой бегонии листья овальной формы, а у герани –круглые.
- А чем эти два растения похожи друг на друга?
- У этих двух растений есть листья, эти растения растут в горшке.
- Молодцы, ребятки, а теперь давайте с вами немного поиграем.
(Включаю детям песенку «Шелковая кисточка» и мы с ребятками двигаемся под музыку).
- А теперь, ребята, сели за свои столы, и послушали меня внимательно.
Мы с вами поговорили о комнатных растениях, обсудили их строение и сейчас их будем рисовать.
(Включаю детям музыку Чайковского «Вальс цветов»).
Учу сравнивать свою работу с натурой.
Учу правильно располагать все части растения.
Растения рисуем ярко, во весь лист.
Провожу частичный показ на своём листе.
Поощряю самостоятельность детей.
- Ребята, полюбуйтесь на наши растения!
(Обращаю внимание детей на самые красивые, аккуратно выполненные растения и наиболее приближённые к натуре).
- Ребята, найдите крапчатую бегонию, похожую на натуру:


*по цвету.
- Найдите герань, похожую на натуру:
*по строению и по количеству листьев
*по соответствию и величине горшка
*по цвету
Даю дифференцированную оценку детских работ.
Показываю работу, которая понравилась мне.

Желаю всем педагогам творческих успехов и удачи!

Конспект комбинированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному и социально-коммуникативному развитию на тему: «Семейные традиции» (подготовительный возраст).

Описание работы: данный конспект адресован учителям начальных классов, воспитателям детских садов работающих с детьми старшего и подготовительного возраста по направлениям - взаимодействие с семьями воспитанников, ознакомление с народными традициями, художественно эстетическое и социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с национальными старинными и современными традициями России, учить сопоставлять их, находить сходство и различие.
Развивать познавательный интерес к творчеству своего народа.
Развивать речь детей: обогащать словарный заиас; продолжать учить отвечать на вопрос распространенными предложениями.
Вызвать у детей интерес к лепке съедобных кондитерских и кулинарных изделий из песочного теста для угощения: продолжать учить формировать изделие вручную скульптурным способом или вырезать формочками для выпечки; активизировать приемы декорирования лепных образов; развивать зрительный контроль действия рук.
Развивать творческие способности, фантазию, эстетический вкус детей: дать возможность проявить самостоятельность в выборе способов украшения работы.
Воспитывать вежливость, аккуратность, коммуникабельность, уважение к традициям своей семьи и страны.
Материалы:
Чайный сервиз в русском стиле, самовар, сладости к чаю, лимон; разные сорта чая; песочное тесто, формочки, скалка, разделочная доска, доски для лепки, блюдечки с ингредиентами для выпечки; влажные салфетки; магнитофон; аудиозапись русских народных песен в исполнении Ивана Купала.
Предварительная работа.
Подготовка детей:
Рассматривание картин с изображением самоваров, сервированных столов, экскурсия на пищеблок, в магазин, разучивание загадок, стихов, песен о чаепитии, рисование «Семья за столом», творческие игры «В гости к куклам», «Семья», дидактические игры «Кондитерский магазин», «Чайная и столовая посуда».
Работа с родителями:
Предложила мамам и бабушкам провести вместе с детьми кулинарные опыты с тестом - замесить, раскатать, вырезать формочками, полепить вареники, пирожки и т.д.
Подготовка воспитателя:
Изучила методическую литературу по организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста, провела беседы с детьми на тему «Традиции моей семьи»; оформила альбом посуда, ввела традицию «Встречи с интересными людьми», изготовила материал к игре «Чаепитие у кукол».
Ход:
Под аудиозапись русской народной мелодии
(исполнитель Иван Купала «Кострома») дети входят, становятся полукругом.
Воспитатель:
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю
- Всех я Вас приветствую!
Вы друг к другу повернитесь
И дружочку улыбнитесь!
Воспитатель: Ребята, у каждого из нас есть семья. Что такое, по вашему мнению, семья?
Дети отвечают.
Воспитатель: Семья - это самое ценное в нашей жизни. Вы правильно сказали, что в семье люди заботятся друг о друге, помогают друг другу, трудятся и отдыхают вместе. Недаром в народе говорят: «Семья вся вместе и душа на месте». В каждой семье есть свои традиции. Традиции - это обычаи, действия, связанные с определенными событиями. Должно быть, в ваших семьях есть свои традиции, с которыми вас познакомили ваши мамы, папы, бабушки и дедушки. Расскажите о традициях вашей семьи.
Дети отвечают.
Воспитатель: Садитесь, пожалуйста, на стулья. Посмотрите на эти картины
(Борис Кустодиев «Купчиха за чаем»,Владимир Стожаров "У самовара", Вячеслав Россохин “Посиделки”) . Что Вы видите на них?
Дети отвечают.
Воспитатель: Сегодня я расскажу Вам еще об одной замечательной традиции - чаепитии.
Сверху пар, снизу пар,
Шипит наш русский самовар
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Пряники жуем, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем.
Воспитатель: Ребята, скажите, как раньше встречали гостей?
Дети: Хлебом-солью!
Воспитатель: Как вы встречаете гостей дома?
Дети отвечают.
Воспитатель: Верно. Гостей надо поприветствовать, угостить и чем-то занять, чтобы им не было скучно. Что нам необходимо, чтобы напоить гостей чаем?
Дети отвечают.
Воспитатель: Вы правильно перечислили: чайник или самовар, чайный сервиз, заварочный чайник, сахарница, молочник, десертные тарелки, десертные приборы, салфетки, вазочки и угощения.
Воспитатель и дети подходят к сервированному столу.
Воспитатель: Посмотрите на этот стол, так традиционно накрывают стол в России. Именно у нас появилось приглашение в гости - на чай. К чаю подавались пряники, леденцы, куличи, печенья, кренделя, мед, варенье. Стол накрывали цветной скатертью. Во главе стола стоял самовар. Он является символом веселья и создает уют. Самовар придумали и собрали в Сибири, ведь там очень холодно, а горячий чай помогает быстро согреться. Раньше самовары разжигали дровами и шишками, а теперь, какие самовары?
Дети отвечают.
Правильно, электрические. Обратите внимание, чашки в России широкие, заварочный чайник пузатый, и роспись яркая. Пить чай с лимоном придумали именно в России. В тех странах, где выращивают чай - лимоны не растут, а там, где растут лимоны не выращивают чай. У нас в Краснодарском крае растет и то, и другое.
Воспитатель: За столом семья собирается вместе, это время для дружеского общения.
Физкультурная минутка.
Чтобы всем нам вместе быть
Надо круг нам сотворить
За руки скорей беритесь
В круг большой вы становитесь
А чтоб ближе быть друг к другу
Мы пойдем сейчас по кругу 1,2,3
Вот и вместе, вместе мы!
Воспитатель: К чаю принято готовить угощения. Какие угощения готовит к чаю Ваша мама или бабушка? Дети отвечают.
Воспитатель: Сегодня я научу Вас готовить песочное печенье. Что нужно сделать перед тем как начать готовить?
Дети отвечают. Надевают фартучки, косячки, вытирают руки влажными салфетками. Подходят к столам.
Воспитатель. Посмотрите, это тесто - потрогайте его, отщипните кусочек, понюхайте. Какое оно? Что можно сделать из теста?
Дети отвечают.
Воспитатель: Наше тесто самое настоящее - по - сусекам помели, набрали муки, вбили яйцо, добавили молока, вымесили, чтобы оно стало пышным и «послушным».
Физкультурная минутка.
Мы спросили нашу печь:
Что сегодня нам испечь?
- Печку мы спросили,
- Тесто замесили.
Тесто скалкой раскатали,
Раскатали - не устали.
Воспитатель: Украшать печенье можно орешками, изюмом, фруктами, узорами из жгутов или косичек, листьев, цветов, нарисовать узор стекой или зубочисткой. Попробуйте создать свое замечательное печенье.
Звучит музыка
(«Полянка», русский народный наигрыш) . Дети лепят, воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Воспитатель и дети оценивают изделия, любуются ими.
Готовые изделия выкладывают на противень смазанный маслом и передают повару.
Дети снимают фартучки, косячки, вытирают руки влажными салфетками.
Воспитатель: Что нового мы сегодня узнали? Что Вам понравилось? О чем вы хотите рассказать своей семье?
Дети отвечают.
Воспитатель: Кажется, наш самовар вскипел и печенье уже готово. Ребята, приглашаю Вас к столу.
Дети проходят за столы, сервированные в другом конце группы.

Текущая страница: 5 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Шрифт:

100% +

Занятие 12. Рисование с натуры «Ветка рябины»

Программное содержание. Формировать умение передавать характерные особенности натуры: форму частей, строение ветки и листьев, их цвет. Закреплять умение красиво располагать изображение на листе. Упражнять в рисовании акварелью. Закреплять разные приемы рисования кистью (всем ворсом и концом). Учить сопоставлять рисунок с натурой, добиваться большей точности изображения.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми ветку рябины, уточнить ее особенности, активизируя ребят. Предложить им подумать, как лучше расположить изображение на листе. Вспомнить приемы работы акварелью.

По окончании работы рассмотреть с детьми все рисунки, предложить отобрать лучшие работы и украсить ими помещение детского сада. При анализе детских работ добиваться развернутого обоснования выбора того или иного рисунка.

Материалы. Красивая ветка с небольшим числом ответвлений. Бумага белая, чуть меньше формата А4, краски акварель, кисти.

Наблюдения осенних явлений в природе, рассматривание кустов и деревьев, расцвеченных осенью. Аппликация на данную тему.

Вариант занятия. Рисование с натуры «Комнатное растение»

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке характерные особенности растения (строение и направление стебля, листьев), форму цветочного горшка. Формировать умение видеть тоновые отношения (светлые и темные места) и передавать их в рисунке, усиливая или ослабляя нажим на карандаш. Развивать мелкие движения руки (при изображении мелких частей растения). Формировать умение регулировать рисовальное движение по силе, удачно располагать изображение на листе.

Методика проведения занятия. Рассмотреть и обследовать с детьми предлагаемое в качестве натуры комнатное растение (аспарагус, традесканция), активизируя ребят, вызывая их для показа у доски направления стеблей, формы горшка.

Спросить у ребят, все ли части растения одинаковые по цвету, предложить отметить, где они светлее, где темнее; уточнить, как это можно передать в рисунке только простым графитным карандашом. Если дети не ответят, показать, как разный нажим на карандаш передает тон (светлее, темнее).

Все готовые рисунки вывесить на доску, рассмотреть их вместе с детьми. Во время анализа работ отметить рисунки, на которых правильно передан характер растения и тоновые отношения, изображение удачно расположено на листе.

Материалы. Комнатное растение (аспарагус, традесканция). Альбомные листы, простой графитный и цветные карандаши.

Связь с другими образовательными областями. Рассматривание разных комнатных растений, сравнение, уточнение характерных особенностей. Уход за растениями.

Занятие 13. Аппликация «Ваза с фруктами, ветками и цветами» (декоративная композиция)

Программное содержание. Закреплять умение детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. Развивать зрительный контроль за действиями рук. Учить красиво располагать изображение на листе, искать лучший вариант, подбирать изображения по цвету. Воспитывать художественный вкус.

Методика проведения занятия. Сообщить детям, что сегодня они будут создавать красивые картины, вырезывая и наклеивая вазы, а потом цветы, овощи, фрукты. Предложить вспомнить, как нужно вырезывать вазы. Сказать, что на первом занятии каждый ребенок должен вырезывать 2–3 разные по форме вазы, а затем на другом занятии вырезывать ветки, цветы, овощи, фрукты, расставить и разложить их в вазы так, чтобы было красиво.


«Нарядный фартук»

Юля К., подготовительная группа


Предложить каждому ребенку подумать и решить, бумагу какого цвета он возьмет для фона. Помочь подобрать подходящую по цвету к фону бумагу для ваз.

По окончании занятия отобрать вместе с детьми лучшие работы и развесить их в групповой комнате, вестибюле.

Материалы. Листы бумаги мягких тонов, цветная бумага разных оттенков, ножницы, клей.

Связь с другими образовательными областями. Беседа о натюрморте, рассматривание репродукций картин. Рассматривание ваз с цветами, ветками, украшающих групповую комнату, зал.

Занятие 14. Лепка «Девочка играет в мяч»

Программное содержание. Закреплять умение лепить фигуру человека в движении (поднятые, вытянутые вперед руки и т. д.), передавая форму и пропорции частей тела. Упражнять в использовании разных приемов лепки. Закреплять умение располагать фигуру на подставке.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми какую-либо девочку из группы с мячом в руках, в разных позах; уточнить пропорции тела и его частей.

Предложить детям вспомнить приемы лепки. Объяснить, что вылепленную фигуру нужно будет установить на подставку.

По окончании работы рассмотреть с детьми все вылепленные фигурки, выбрать наиболее выразительные.

Материалы. Пластилин (глина), доски для лепки, подставки для вылепленных фигур.

Связь с другими образовательными областями. Наблюдения на прогулке за детьми, играющими в мяч. Рассматривание скульптуры малых форм.

Вариант занятия. Лепка фигуры человека в движении

Программное содержание. Учить детей передавать относительную величину частей фигуры человека и изменения их положения при движении (бежит, работает, пляшет и пр.). Учить лепить фигуру из целого куска глины. Закреплять умение прочно устанавливать фигуру на подставке.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми скульптуры из глины и фарфора, изображающие человека в движении. Показать эти позы на детях.

Взять комок глины и показать детям, как следует его формировать для получения всей фигуры из одного куска.

Рассказать детям о последовательности действий, предложить им повторить, что за чем следует лепить, а затем приступить к лепке. Позу фигуры каждый ребенок выбирает самостоятельно.

Материалы. Фарфоровые или керамические фигурки, изображающие людей в движении. Глина, стеки, доски для лепки.

Связь с другими образовательными областями. Наблюдение за движениями детей на прогулке, во время игр. Рассматривание скульптуры малых форм.

Занятие 15. Рисование «Папа (мама) гуляет со своим ребенком в сквере (по улице)»

Программное содержание. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребенка и взрослого. Учить располагать изображения на листе в соответствии с содержанием рисунка. Упражнять в рисовании контура простым карандашом и последующем закрашивании цветными карандашами.

Методика проведения занятия. Напомнить детям о пропорциях фигур взрослого и ребенка, их соотношении по величине. (Воспитатель показывает пропорции и соотношение на себе, взяв за руку какого-либо ребенка.)

Уточнить с детьми последовательность работы: фигуры надо сначала нарисовать простым карандашом, а затем аккуратно закрасить. Направлять внимание детей на использование разного нажима на карандаш при закрашивании.

При рассматривании и оценке работ обращать внимание детей на передачу соотношения фигур по величине, на технику выполнения рисунков.

Примечание. Важно направить внимание детей на творческое решение темы: можно нарисовать и маму, и папу, и детей. Можно также предложить создать иллюстрацию к произведению С. Михалкова «Дядя Степа», но программные задачи остаются теми же (вместо взрослого и ребенка дети рисуют обычного человека и дядю Степу).

Материалы. Бумага формата А4, простой графитный и цветные карандаши.

Связь с другими образовательными областями. Наблюдения во время прогулок и экскурсий. Рассматривание иллюстраций в детских книгах.

Занятие 16. Лепка «Петушок с семьей» (по рассказу К. Д. Ушинского)

(коллективная композиция)

Программное содержание. Учить детей создавать коллективными усилиями несложную сценку из вылепленных фигур. Закреплять умение лепить петуха, кур, цыплят. Добиваться большей точности в передаче основной формы, характерных деталей. Формировать умение коллективно обдумывать расположение птиц на подставке.

Методика проведения занятия. Напомнить детям, что летом на даче они видели кур, петухов, цыплят. Вспомнить кратко содержание рассказа К. Д. Ушинского «Петушок с семьей».

Предложить детям подумать, кого и как нужно лепить; распределить, кто каких птиц вылепит. В процессе работы обращать внимание на отчетливую передачу формы, частей, пропорций и т. п.

Вылепленные фигуры дети располагают на общей подставке.

Материалы. Подставка для коллективной композиции. Глина или пластилин, стеки, доски для лепки.

Связь с другими образовательными областями. Чтение и пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Петушок с семьей». Беседы о летних впечатлениях, о домашних птицах.

Занятие 17 Рисование «Город (село) вечером»

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке картину вечернего города, цветовой колорит: дома светлее ночного воздуха, в окнах горят разноцветные огни. Закреплять умение оформлять свой замысел, композиционно располагать изображение на листе. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции). Учить оценивать выразительное решение темы.

Методика проведения занятия. Предложить детям вспомнить, каким бывает город вечером: как он освещен, как выглядят дома. Обсудить цветовое решение рисунка. Напомнить о разнообразии домов (пропорции, расположение на улице). Предложить ребятам приступить к работе.

При анализе готовых работ направлять внимание детей на выбор рисунков, интересных по композиции (дома разных пропорций, удачно размещены на листе), по цвету (выразительно передан колорит вечернего города).

Материалы. Бумага темного тона, краски акварель, гуашь, кисти.

Связь с другими образовательными областями. Рекомендация родителям понаблюдать с детьми картину вечернего города. Рассматривание иллюстраций.

Программное содержание. Учить детей украшать лист бумаги крупной веткой с завитками (типичным главным элементом росписи декоративных изделий). Учить использовать для украшения ветки различные знакомые элементы (цветы, листья, ягоды, дуги, мелкие завитки). Развивать разнонаправленные движения, легкость поворота руки, плавность, слитность движений, пространственную ориентировку на листе (украшение ветки элементами слева и справа). Развивать чувство композиции. Продолжать учить анализировать рисунки.

Методика проведения занятия. Показать детям на доске 2–3 варианта рисования ветки-завитка плавным неотрывным движением (горизонтально, вертикально, по диагонали). Затем предложить всем ребятам показать это рисовальное движение рукой в воздухе. Предложить сначала поупражняться в рисовании ветки-завитка на бумаге (заранее подготовить половинки альбомных листов). Когда у ребенка будет получаться завиток, дать лист бумаги, на котором будет выполняться рисунок.

Все готовые рисунки выставить на доске, предложить детям выбрать плавно, слитно нарисованные и красиво украшенные завитки, объяснить свой выбор. Попросить какого-либо ребенка сравнить выбранный рисунок со своим, отметить, что лучше в его рисунке, а что в рисунке товарища.

Материалы. Простой графитный и цветные карандаши, полосы бумаги (20 × 10 см).

Связь с другими образовательными областями. Рассматривание народных узоров.

Занятие 19. Рисование «Поздняя осень»

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке пейзаж поздней осени, ее колорит (отсутствие ярких цветов в природе). Учить использовать для создания выразительного рисунка разные материалы: гуашь, цветные восковые мелки, простой графитный карандаш. Формировать представление о нейтральных цветах (черный, белый, темно-серый, светло-серый), учить использовать эти цвета при создании картины поздней осени. Развивать эстетические чувства.

Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми, задавая им вопросы, что характерно для поздней осени (идет дождь, иногда снег, листья почти облетели, деревья потемнели, гнутся от сильного ветра, по небу часто движутся темные тучи). Поговорить с ребятами об использовании в рисунке разных материалов. Предложить приступить к рисованию.

По окончании работы рассмотреть с детьми рисунки и выбрать наиболее выразительные, где сразу видно, что нарисована поздняя осень. Составить из детских рисунков бордюр и вывесить его в вестибюле.

Материалы. Альбомные листы, цветные восковые мелки (если в детском саду их нет, можно предложить другие материалы: простой графитный карандаш, краски акварель, гуашь разных цветов, белила).

Связь с другими образовательными областями. Наблюдения на прогулках, заучивание стихотворений об осени. Рассматривание репродукций картин, иллюстраций (подчеркивая разнообразное решение сюжета, колорит).

Занятие 20. Рисование по замыслу «Нарисуй, что было самым интересным в этом месяце»

Программное содержание. Учить детей отбирать из получаемых впечатлений наиболее интересные; развивать стремление отображать эти впечатления в рисунке. Закреплять умение рисовать карандашами, красками. Учить наиболее полно выражать свой замысел средствами рисунка, доводить начатое до конца. Развивать воображение.

Методика проведения занятия. За несколько дней до занятия индивидуально или с небольшими группами детей поговорить об интересном в их жизни. Подумать вместе с ребятами о том, как это можно нарисовать.


«Петрушка танцует на празднике»

Никита Д., подготовительная группа


В процессе занятия помогать тем, кто будет затрудняться в выборе темы. Направлять внимание детей на наиболее полное решение замысла.

По окончании работы вывесить все рисунки на доску, попросить ребят рассказать о наиболее интересных изображениях.

Материалы. Простой графитный карандаш , краски акварель, бумага белая или цветная светлого тона (на выбор) формата А4.

Связь с другими образовательными областями. В течение месяца отслеживать наиболее интересные события из жизни детей в детском саду, дома (беседы с детьми, родителями), чтобы хорошо знать, о чем каждому ребенку можно напомнить, если ему будет трудно выбрать тему; иногда обговаривать, как было бы красиво это нарисовать.

Занятие 21. Рисование «Мы идем на праздник с флагами и цветами»

Программное содержание. Учить выражать впечатления от праздника, рисовать фигуры детей в движении (ребенок идет, поднял руку с флагом и т. п.). Закреплять умение передавать пропорции человеческой фигуры. Продолжать учить рисовать контуры основных частей простым карандашом и красиво закрашивать цветными карандашами. Учить передавать в рисунке праздничный колорит. Направлять на поиск удачного расположения фигур на листе. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции).

Методика проведения занятия. Напомнить детям, как выглядит идущий ребенок, рассмотреть детей, стоящих, подняв руки, с флагами и цветами. Уточнить пропорции человеческого тела.

В процессе занятия напоминать о необходимости рисовать простым карандашом легко, лишь основные части, не прорисовывая детали. Следить за аккуратным раскрашиванием рисунков. В случае необходимости предложить кому-то из ребят напомнить остальным правила закрашивания. Направлять детей на передачу праздничного колорита: все яркое, нарядное.

Во время анализа детских работ предложить ребятам отметить интересные рисунки, передающие красочную картину праздника.

Материалы. Альбомный лист, простой графитный и цветные карандаши.

Связь с другими образовательными областями. Наблюдения за движениями детей на музыкальных и физкультурных занятиях. Беседы о празднике. Рассматривание иллюстраций, изображающих детей в движении.

Вариант занятия (для детского сада в сельской местности). Рисование «Праздник урожая в нашем селе»

Программное содержание. Учить детей передавать праздничные впечатления: нарядные люди, украшенные дома, машины, везущие урожай. Закреплять умение удачно располагать изображения на листе, передавать фигуру человека в движении.

Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми, как проходил праздник урожая в селе, какое у всех было радостное настроение.

Поговорить с ребятами о том, кто какую картинку о празднике планирует нарисовать. Напомнить, что изображения надо располагать по всему листу и предложить приступить к работе. Поощрять интересные дополнения.

Все рисунки рассмотреть вместе с детьми, подчеркнуть их разнообразие, красоту.

Материалы. Бумага белая или цветная мягких тонов формата чуть больше А4, краски гуашь, кисти.

Связь с другими образовательными областями. Экскурсия по празднично украшенному селу, рассматривание иллюстраций, беседа о празднике.

Занятие 22. Аппликация «Праздничный хоровод»

Программное содержание. Учить детей составлять из деталей аппликации изображение человека, находить место своей работе среди других. Учить при наклеивании фигур на общий лист подбирать удачно сочетающиеся по цвету изображения. Развивать чувство композиции, цвета.

Методика проведения занятия. В начале занятия уточнить представления детей о форме частей одежды и тела человека, их расположении, вспомнить приемы вырезывания.

Предложить детям подобрать яркую бумагу, чтобы вырезывать нарядные платья – тогда хоровод получится красивым.

Каждый ребенок вырезывает и склеивает одну фигуру в нарядном платье, затем из фигур составляется коллективная композиция.

Материалы. Большой лист бумаги для коллективной композиции, цветная бумага, ножницы, клей.

Связь с другими образовательными областями. Танцы и хороводы на музыкальных занятиях, вечерах досуга, в повседневной жизни и на праздниках.

Занятие 23. Аппликация «Рыбки в аквариуме»

Программное содержание. Учить детей вырезывать на глаз силуэты простых по форме предметов. Развивать координацию движений руки и глаза. Учить предварительно заготавливать отрезки бумаги нужной величины для вырезывания изображений. Приучать добиваться отчетливой формы. Развивать чувство композиции.

Методика проведения занятия. Уточнить с детьми форму тела рыбки, предложить каждому ребенку обвести рыбку (игрушку) по контуру, затем нарисовать контур в воздухе, глядя на игрушку и объясняя, какую часть он изображает.

Затем напомнить, что в процессе вырезывания рыбок надо внимательно следить за тем, как режут ножницы. Предложить подобрать для рыбок бумагу красивых цветов и оттенков, хорошо сочетающихся с фоном.

Материалы. Бумага формата А4 бледно-голубого, бледно-зеленого или сиреневого цвета (на выбор) для аквариума, бумага разных цветов и оттенков, ножницы, клей.

Связь с другими образовательными областями. Наблюдения в уголке природы, уход за рыбками.

Занятие 24. Занятие «Рисование иллюстраций к сказке Д. Н. Мамина-Сибиряка „Серая Шейка“»

Программное содержание. Развивать интерес к созданию иллюстраций к литературному произведению. Формировать умение выбирать эпизод, который хотелось бы передать в рисунке; создавать образы сказки (лес, лесная поляна, река и ее берега; птицы, собирающиеся в стаи, летящие в небе; лиса, зайцы, охотники, Серая Шейка). Закреплять приемы рисования красками, закрашивания рисунка кистью, сангиной; использования простого карандаша для набросков при рисовании сложных фигур (лиса, охотник и др.). Вызывать интерес к рисункам, желание рассматривать, рассказывать о них.

Методика проведения занятия. Начать занятие с беседы с детьми: «Вы помните сказку „Серая Шейка“, которую вам недавно читали? Кто написал эту сказку? Русский писатель Мамин-Сибиряк очень любил природу, наблюдал за ее явлениями, за жизнью и повадками животных, птиц. Напомню вам, как писатель описывает в сказке сборы птиц к отлету в теплые края: “Первый осенний холод, от которого пожелтела трава, привел всех птиц в большую тревогу. Все начали готовиться в дальний путь, и все имели такой серьезный, озабоченный вид. Да, нелегко перелететь пространство в несколько тысяч верст…”

Можно прочитать и такой отрывок: «Холодный осенний ветер обрывал засыхавшие листья и уносил их. Небо часто покрывалось тяжелыми облаками, ронявшими мелкий осенний дождь. Вообще хорошего было мало, и который день уже неслись мимо стаи перелетных птиц…»

Прочитав эти или другие отрывки из сказки, предложить детям вспомнить, почему уточка Серая Шейка не могла улететь со своей стаей; рассказать, что происходило до того момента, когда появился охотник, что делала Серая Шейка, как вела себя лиса, как уточка познакомилась с зайчиком и другие эпизоды. Если дети затрудняются в описании событий сказки, можно снова прибегнуть к зачитыванию строк, в которых автор описывает ход событий. Например: «Дело было утром. Заяц выскочил из своего логовища покормиться и поиграть с другими зайцами. Мороз был здоровый, зайцы грелись, наколачивая лапку о лапку. Хотя и холодно, а все-таки веселее». Или из сцены у полыньи с лисой: «Соскучилась я по тебе, уточка… Выходи сюда, а не хочешь, так я сама к тебе приду… Я не спесива. И лиса принялась ползти осторожно по льду к самой полынье. У Серой Шейки замерло сердце. Но лиса не могла подобраться к самой воде, потому что там лед был еще очень тонок».

Не следует много читать в начале занятия. Можно прочитать некоторые отрывки из сказки в процессе создания детьми картин, чтобы напомнить образы сказки. В заключение вступительной беседы спросить у детей, чем окончилась эта история.

Предложить детям приступить к рисованию. Подходить к каждому ребенку, наблюдать за работой, помогать в случае затруднений, давать советы. Если кто-то из ребят нуждается в уточнении представлений об изображаемых предметах и явлениях, он может рассмотреть заранее подготовленные на столе воспитателя иллюстрации.

Готовые рисунки выставить на доске или разложить на сдвинутых столах. Рассмотреть их с детьми, отметить наиболее выразительные решения (хорошо нарисована уточка, передано, как осторожно ползет лиса, изображена настоящая зима и т. п.). Предложить детям рассказать о своих рисунках. Из детских рисунков можно составить книгу и положить ее в книжный уголок.

Примечание. Занятие на тему этой сказки можно провести и по-другому: предложить детям создать коллективную композицию в виде панорамы. Одна подгруппа детей изображает лес (зимний или осенний). Другая подгруппа рисует горизонтальную часть панорамы: реку, ее берега. Персонажей сказки (уток, собирающихся к отлету, Серую Шейку, зайцев, лису, охотника) лепят дети третьей подгруппы. Вылепленные фигурки устанавливают на панораму. Созданную композицию следует рассмотреть и обсудить с детьми.

Материалы. Альбомные листы (или бумага чуть большего формата), краски гуашь, акварель, сангина, палитры, кисти.

Связь с другими образовательными областями. Чтение сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка», беседа по сказке.

Занятия "Рисование с натуры" являются одними из самых сложных в изобразительной деятельности детей. Данный вид рисования развивает зрительную память, пространственные представления, глазомерные функции, способности к анализу и синтезу.

При рисовании с натуры небольшие натуры раздаются прямо детям на стол . Например, листья, кубик. Большая натура ставится так, чтобы всем было видно , с соблюдением определенных правил.

Объект для рисования - игрушки, фрукты, овощи, растения, посуда. Объектов может быть несколько. Одинаковые (яблоки) и разные по форме и величине (ваза и апельсин).

Натура должна отвечать требованиям :

  • выразительная,
  • яркая,
  • реалистичная (естественная окраска, пропорции…),
  • эстетичная.

Натуру размещают приблизительно на уровень глаз ребенка (в литературе рекомендовано чуть выше или ниже глаз ребенка), располагают в профиль или фас. Натурные постановки могут объединять от одного до нескольких объектов, причем одни могут загораживать другие.

Рисование с натуры - это чаще всего предметное рисование. Плоскостное изображение в работах встречается больше чем объемное. Например, чашка. Набросок выполняется простым карандашом или краской нейтрального цвета.

Важно правильное восприятие и обследование натуры. Прорисовка в воздухе, проговаривание. Например, «Сначала листья идут вверх, потом слегка наклоняются и спускаются вниз».

От целостного восприятия объекта к детальному. То есть от больших деталей переходить к маленьким. И затем снова обратиться к целостному созерцанию. Например, сколько листьев, цветов, как расположены…

Задача рисования с натуры :

  • учить детей передавать реальные форму и цвет,
  • соблюдать пропорциональное соотношение частей,
  • регулировать силу нажима на карандаш,
  • соблюдать последовательность наброска.

Некоторые правила рисования с натуры для детей .

1. Рисовать точно так, как видим. Например, как фотоаппарат.

2. Измерять меркой.

3. Делать разметку (набросок, планировку) на листе.

Роль предварительной работы в успешной реализации рисунка огромна. Это детальное рассматривание растений, предметов на наяву и в иллюстрациях, картинках, фотографиях. Наблюдение везде - группа, прогулка. Игры на развитие наблюдательности и внимания. Например, «Я целое, а ты моя часть», «Что сначала, что потом?», «Грузим на баржу все что, есть на картине, дереве и т.д.» Чтение, беседы о предмете рисования. Лепка, аппликация по данной теме. Индивидуальная работа с детьми. Беседы с родителями, стендовая информация, выставки детских и семейных работ.

Таким образом, рисование с натуры развивает у детей зрительную память, пространственные представления, глазомерные функции, способности к анализу и синтезу. А также оно важно в подготовке старшего дошкольника к успешному обучению в школе.

Обучение рисованию с натуры в подготовительной к школе группе

Среди методов обучения детей подготовительной к школе группы большое место отводится рисованию с натуры - ведущему методу обучения в школе. В подготовительной группе он сочетается с другими методами, так как иначе невозможно осуществление всех воспитательных задач, стоящих перед детским садом.

При рисовании с натуры в данной возрастной группе имеются некоторые особенности . Ранее дети усваивали типичную форму, строение и цвет группы предметов, теперь — свойства , присущие конкретному предмету . Выбирая для рисования ветку, они должны заметить, что ветка имеет изгиб, известное количество листьев, почек и т. д., заметить и изобразить. Кроме того, несмотря на то, что в начале занятия дети хорошо рассмотрят и проанализируют предмет, тем не менее, возникает необходимость сопоставлять с ним создаваемое изображение, возвращаться к его восприятию.

Рисование с натуры приобретает характер, близкий к требованиям школы . Дети рассматривают и анализируют строение, форму частей, окраску предметов, которые используются в качестве натуры (весной это — ветки, цветы в вазе, комнатные растения). От детей требуется передача основных характерных свойств натуры, в частности оттенков цветов. Обращается также внимание на красивое расположение рисунка на листе (даются большие листы бумаги, рисунки делаются крупными).

Но в то же время методика использования натуры в подготовительной группе отличается от школьной . В детском саду не ставятся задачи обучения объемному изображению, передачи светотени, перспективных сокращений, сложных ракурсов.

В подготовительной к школе группе дети способны зрительно обследовать натуру , выделяя основные ее особенности . Опыт детей 6-7 лет настолько возрастает, что они уже могут дать анализ общей формы, частей, их положения на основе только зрительного восприятия без дополнительного участия других органов чувств. При этом предполагается, что предложенный предмет или подобные ему были знакомы детям ранее; неизвестные, впервые воспринимаемые предметы таким образом рисовать нельзя.

В изобразительном искусстве всякий рисунок начинается с легкого наброска - положения всего предмета, его частей, их пропорций.

Дошкольнику легче строить рисунок, переходя от одной части к другой, что ведет часто к нарушению пропорций. Поэтому в подготовительной группе следует учить детей воспринимать объект в целом , выделяя самое характерное в его формах, сделать самостоятельно набросок и только после этого приступать к передаче точных форм и деталей .

Сначала они учатся анализировать объект с помощью воспитателя , затем постепенно дети начинают это делать самостоятельно .

На нескольких первых занятиях после рассматривания натуры воспитатель сам показывает, как делать набросок . Когда дети усвоят основное правило - наметить легкой линией общий контур натуры без деталей, необходимость показа воспитателя отпадает. Воспитатель помогает детям сравнивать рисунок с натурой, находить ошибки и способы исправления.

В подготовительной группе становится разнообразнее и сама натура, и ее постановка . Предметы могут быть разного размера : более крупные, которые ставят на расстоянии для всей группы детей, и мелкие, которые ставят на столы для 2-3 детей. У детей старшего возраста уже есть навык зрительного восприятия натуры, им не нужно ощупывать ее, как это делают дети 4-5 лет. В качестве натуры в подготовительной группе могут быть использованы веточки с листьями, цветы, ягоды, игрушки и другие разнообразные предметы небольшого размера . Близкое расположение натуры чаще привлекает к ней внимание ребенка: он сравнивает ее с рисунком.

Кроме того, ценность такой «индивидуальной» натуры в том, что она позволяет сосредоточить внимание на ее характерных особенностях . Воспитатель подбирает однородную натуру с небольшими вариациями: на одной веточке - 3 ответвления, на другой - 2, у одной - все листики смотрят вверх, а у другой - в разные стороны. На это различие обращается внимание детей при объяснении задания и анализе натуры; им предлагается рисовать свою веточку так, чтобы потом можно было ее узнать. В конце занятия может быть проведен интересный анализ отыскания по рисунку натуры или по натуре рисунка. Здесь повышается внимание детей ко всем деталям.

Рисованием натуры помогает развивать чувство композиции при передаче пространства . Дети очень быстро овладевают умением располагать предметы на большом пространстве вблизи и вдали при рисовании с натуры окружающей природы. Например, они рассматривают с воспитателем из окна пространство между двумя деревьями: близко к детям расположена лужайка, за ней - река, далее - поле, а там, где небо как бы сходится с землей, видна узкая полоска леса, где даже нельзя разобрать отдельные деревья. Дети начинают рисовать, переходя от близлежащих предметов к отдаленным, начиная с нижнего края листа. Им становится ясным, что означает рисование на широком пространстве. Пустота между землей и небом исчезает.

В подготовительной к школе группе можно ввести такие занятия, когда рисуют с натуры сразу несколько предметов. Полезно поставить на видном месте не один предмет, а два-три разной величины и формы. Сравнивая один предмет с другим, дети лучше улавливают их сходство, различие и отражают свои представления в рисунке.

Иногда можно проводить такие занятия рисованием, на которых весь процесс изображения соответствует натуре : передается не только форма каждого предмета, но и относительная величина их и взаимоположение (что стоит справа, что слева, в середине, близко или подальше). При этом дети замечают, что с разных мест группу предметов видно по-разному, одни предметы частично загораживают другие. Часть детей быстро, с первого же занятия, овладевают способностью охватывать взором группу предметов в их взаимоотношениях и переносить увиденное целое на бумагу. Другие же в течение нескольких занятий рисуют предметы врозь, располагая их по всему листу бумаги, искажают их величинные и пространственные отношения. Однако через несколько месяцев после начала этих занятий все дети овладевают способами изображения нескольких предметов с натуры в простейшем плоскостном выражении. Новое достижение доставляет детям большое удовольствие. Частичное загораживание одних предметов другими они используют затем в сюжетных рисунках по представлению.

При обучении детей изображению с натуры основное внимание надо направлять на соотношение предметов по величине , а форму каждого предмета дети должны рисовать без особых затруднений.

Рисунки могут выполняться графитным карандашом с последующим раскрашиванием акварелью . Воспитатель учит детей наносить контур легкой тонкой линией, чтобы можно было исправить неточности. Когда правильная линия контура найдена, ребенок просит воспитателя стереть все лишнее, ненужные линии (мы не советуем давать резинку детям в руки: во многих случаях они используют ее недостаточно разумно и портят начатый рисунок). В некоторых случаях можно предложить детям рисовать только мягким графитным карандашом . Для этой цели следует подобрать нецветущие комнатные растения, в окраске которых отчетливо видны разные оттенки зеленого цвета.

Рисование с натуры простым графитным карандашом (узамбарская фиалка)

Рисование с натуры простым графитным карандашом (сансевьера)

Детей надо научить не только передавать форму всех частей натуры, но и тоновые отношения : темные листы покрыть штриховкой более густо, при закрашивании светлых — легко нажимать на карандаш. Этот технический прием детям уже знаком. На данном занятии его надо вспомнить. Не следует думать, что перед детьми ставится задача передать светотень. Достаточно при анализе растения обратить внимание на то, что одни части растения светлее, другие темнее, и это отразить в рисунке.

Рисование с натуры требует особого внимания к цвету . Каждый предмет имеет свой оттенок цвета: он не просто желтый или зеленый, а желтый или зеленый определенного оттенка. Кроме того, одни предметы оказываются темнее, другие светлее. Задача воспитателя — научить детей видеть и передавать эти оттенки.

Многие дети хорошо замечают оттенки цвета в натуре и дают им подчас очень точные названия, но им трудно найти подходящий цвет краски и тем более составить его. Воспитательница предварительно сама пробует найти нужные оттенки акварельных красок или получить их, составляя из нескольких красок. Показывая, какие краски выбирать и как их смешивать, воспитательница задает детям вопросы, старается, чтобы они получали нужные тона самостоятельно или с некоторой ее помощью. Иногда дети превращают смешивание красок в самостоятельное интересное занятие и разводят большое количество краски, тогда как для рисунка ее требуется совсем немного. Надо учить детей брать столько краски, сколько нужно: чаще всего к более светлой краске понемногу прибавляется более темная, например к желтой или светло-зеленой — синяя или коричневая для получения темно-зеленой.

Рассмотрим методику проведения занятий - рисование с натуры.

Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает ребенка к дальнейшей учебной работе.

Рисование с натуры. «Комнатное растение»

Программное содержание . Учить детей передавать характерные особенности растения (строение и направление стебля, листьев), форму цветочного горшка. Учить видеть тоновые отношения (светлые и темные места) и передавать их в рисунке, усиливая или ослабляя нажим на карандаш. Развивать мелкие движения руки (при изображении мелких частей растения). Формировать умение регулировать рисовальное движение по силе. Закреплять умение хорошо располагать изображение на листе.

Материалы к занятию. Комнатное растение (типа аспарагуса, традесканции).

Методика проведения занятия . Обследовать растение, активно включая детей, вызывая их для показа у доски на правления стеблей, формы горшка. Спросить детей, все ли части растения одинаковы по цвету, предложить отметить, где светлее, где темнее; спросить, как это можно передать в рисунке одним простым карандашом. Если дети не ответят, показать, как разный нажим на карандаш передает разный тон (светлее, темнее). Во время анализа отметить те рисунки, где правильно передан характер растения и тоновые отношения, изображение хорошо расположено на листе.

Связь занятия с другими сторонами воспитательной работы . Рассматривание комнатных растений (разных), сравнение, уточнение характерных особенностей. Уход за растениями.

Воспитатель Кузнецова И.А.

1. Программное содержание:

Цель: Изобразительные задачи:




Технические задачи:



Воспитательные задачи:




2. Материал к занятию:

3. Подготовка воспитателя:
- составляю конспект
- готовлю материал

4. Предварительная работа:




Методы и приемы:

5. Ход занятия.



- Правильно, растение.



- Крапчатая бегония.

- Сансевьера.





- Стебель и листья.
- Какой у неё стебель?
- Прямой и толстый.
- Какого он цвета?
- Светло-зелёного цвета.
- Какой формы листья?
Какие у них края?





- У него нет стебля.


- Какой формы листья?


- По цвету.


- По форме листа.















*по цвету.

*по строению и по количеству листьев
*по соответствию и величине горшка
*по цвету

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Рисование с натуры комнатных растений».

Воспитатель Кузнецова И.А.

Тема: Рисование с натуры комнатных растений.

1. Программное содержание:

Цель: Рисование комнатных растений: сансевьеры и крапчатой бегонии с натуры.
Изобразительные задачи:
- Учить рисовать с натуры комнатные растения.
- Правильно передавать строение двух комнатных растений: крапчатая бегония: прямые стебли, 4листа справа, 5 листьев слева; сансевьера: 5 длинных прямостоячих листа.
- Передавать величину горшка меньше чем растение.
- Учить правильно подбирать цвета для стебля, листа, горшка, близкие к натуре.
Технические задачи:
- Закреплять умение делать наброски горшка простым карандашом.
- Закреплять умение рисовать краской гуашь разных цветов, смешивать их на палитре для получения нужного цвета.
- Закреплять умение работать с палитрой.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к комнатным растениям уголка природы.
- Закреплять умение сравнивать свою работу с натурой.
- Развивать память и зрительный контроль.
- Самостоятельность в рисовании с натуры.
- Учить анализировать работы свою и товарищей.

2. Материал к занятию: альбомный лист формата А4 – белый,краски гуашь: зелёная, жёлтая, белая, коричневая – для горшка; палитра, кисть, тряпочки; 1/2 банки воды, карандаш, ластик. Комнатные растения: сансевьера, крапчатая бегония.
Музыкальное сопровождение Чайковского «Вальс цветов»;
песенка «Шёлковая кисточка» - о волшебном цветке – Ю. Чичкова.

3. Подготовка воспитателя:
- составляю конспект
- готовлю материал

4. Предварительная работа:
- Проведение игры «Найди по описанию»
- Загадывание загадок о комнатных растениях
- Проведение наблюдений за комнатными растениями в уголке природы
- Рисование комнатных растений карандашом
- Разучивание танца под песенку «Шёлковая кисточка»

Методы и приемы: загадка, вопросы к детям, наблюдение, уточнение, сравнение, игровой прием, беседа, индивидуальная помощь, напоминание, оценка, похвала.

5. Ход занятия.

Ребята, сейчас я вам загадаю очень интересную загадку, а вы меня внимательно послушайте и попробуйте отгадать:
«Дышит, растёт, а ходить не может».
- Правильно, растение.
И сегодня мы с вами поговорим о комнатных растениях.
- Перед вами находятся два комнатных растения.
- Как называется это растение?
- Крапчатая бегония.
- А как называется это растение?
- Сансевьера.


- Вот об этих растениях мы и поговорим.
Давайте рассмотрим строение комнатных растений.
- Из каких частей состоит крапчатая бегония?


- Стебель и листья.
- Какой у неё стебель?
- Прямой и толстый.
- Какого он цвета?
- Светло-зелёного цвета.
- Какой формы листья?
Какие у них края?
- Листья овальной формы, немного заострённые на конце.
- Какого цвета листья? Что ещё есть на листьях?
- Листья светло-зелёного цвета с белыми точками (крапинками).
- А теперь давайте рассмотрим сансевьеру.
- Чем это растение отличается от 1-го растения?
- У него нет стебля.
- Какого цвета у сансевьеры листья?
- Зелёного цвета с желтыми прожилками.
- Какой формы листья?
- Листья линейные, прямостоячие, заострённые на конце, край листа ровный.
- Чем листья сансевьеры отличаются от листьев крапчатой бегонии?
- По цвету.
- У крапчатой бегонии есть белые крапинки, а у сансевьеры желтые прожилки.
- А чем ещё листья сансевьеры отличаются от листьев крапчатой бегонии?
- По форме листа.
У крапчатой бегонии листья овальной формы, а у сансевьеры – вытянутые, удлинённые.
- А чем эти два растения похожи друг на друга?
- У этих двух растений есть листья, эти растения растут в горшке.
- Молодцы, ребятки, а теперь давайте с вами немного поиграем.
(Включаю детям песенку «Шелковая кисточка» и мы с ребятками двигаемся под музыку).
- А теперь, ребята, сели за свои столы, и послушали меня внимательно.
Мы с вами поговорили о комнатных растениях, обсудили их строение и сейчас их будем рисовать.
(Включаю детям музыку Чайковского «Вальс цветов»).

Учу сравнивать свою работу с натурой.
Учу правильно располагать все части растения.
Растения рисуем ярко, во весь лист.
Провожу частичный показ на своём листе.
Поощряю самостоятельность детей.

Ребята, полюбуйтесь на наши растения!
(Обращаю внимание детей на самые красивые, аккуратно выполненные растения и наиболее приближённые к натуре).
- Ребята, найдите крапчатую бегонию, похожую на натуру:
*по строению и по количеству листьев
*по соответствию и величине горшка
*по цвету.
- Найдите сансевьеру, похожую на натуру:
*по строению и по количеству листьев
*по соответствию и величине горшка
*по цвету
Даю дифференцированную оценку детских работ.
Показываю работу, которая понравилась мне.


Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Рисование с натуры комнатных растений».

Тема: Рисование с натуры комнатных растений.

1. Программное содержание:

Цель: Рисование комнатных растений: сансевьеры и крапчатой бегонии с натуры.
Изобразительные задачи:
- Учить рисовать с натуры комнатные растения.
- Правильно передавать строение двух комнатных растений: крапчатая бегония: прямые стебли, 4листа справа, 5 листьев слева; сансевьера: 5 длинных прямостоячих листа.
- Передавать величину горшка меньше чем растение.
- Учить правильно подбирать цвета для стебля, листа, горшка, близкие к натуре.
Технические задачи:
- Закреплять умение делать наброски горшка простым карандашом.
- Закреплять умение рисовать краской гуашь разных цветов, смешивать их на палитре для получения нужного цвета.
- Закреплять умение работать с палитрой.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к комнатным растениям уголка природы.
- Закреплять умение сравнивать свою работу с натурой.
- Развивать память и зрительный контроль.
- Самостоятельность в рисовании с натуры.
- Учить анализировать работы свою и товарищей.

2. Материал к занятию: альбомный лист формата А4 – белый,краски гуашь: зелёная, жёлтая, белая, коричневая – для горшка; палитра, кисть, тряпочки; 1/2 банки воды, карандаш, ластик. Комнатные растения: сансевьера, крапчатая бегония.
Музыкальное сопровождение Чайковского «Вальс цветов»;
песенка «Шёлковая кисточка» - о волшебном цветке – Ю. Чичкова.

3. Подготовка воспитателя:
- составляю конспект
- готовлю материал

4. Предварительная работа:
- Проведение игры «Найди по описанию»
- Загадывание загадок о комнатных растениях
- Проведение наблюдений за комнатными растениями в уголке природы
- Рисование комнатных растений карандашом
- Разучивание танца под песенку «Шёлковая кисточка»

Методы и приемы: загадка, вопросы к детям, наблюдение, уточнение, сравнение, игровой прием, беседа, индивидуальная помощь, напоминание, оценка, похвала.

5. Ход занятия.

Ребята, сейчас я вам загадаю очень интересную загадку, а вы меня внимательно послушайте и попробуйте отгадать:
«Дышит, растёт, а ходить не может».
- Правильно, растение.
И сегодня мы с вами поговорим о комнатных растениях.
- Перед вами находятся два комнатных растения.
- Как называется это растение?
- Крапчатая бегония.
- А как называется это растение?
- Сансевьера.

Вот об этих растениях мы и поговорим.
Давайте рассмотрим строение комнатных растений.
- Из каких частей состоит крапчатая бегония?
- Стебель и листья.
- Какой у неё стебель?
- Прямой и толстый.
- Какого он цвета?
- Светло-зелёного цвета.
- Какой формы листья?
Какие у них края?
- Листья овальной формы, немного заострённые на конце.
- Какого цвета листья? Что ещё есть на листьях?
- Листья светло-зелёного цвета с белыми точками (крапинками).
- А теперь давайте рассмотрим сансевьеру.
- Чем это растение отличается от 1-го растения?
- У него нет стебля.
- Какого цвета у сансевьеры листья?
- Зелёного цвета с желтыми прожилками.
- Какой формы листья?
- Листья линейные, прямостоячие, заострённые на конце, край листа ровный.
- Чем листья сансевьеры отличаются от листьев крапчатой бегонии?
- По цвету.
- У крапчатой бегонии есть белые крапинки, а у сансевьеры желтые прожилки.
- А чем ещё листья сансевьеры отличаются от листьев крапчатой бегонии?
- По форме листа.
У крапчатой бегонии листья овальной формы, а у сансевьеры – вытянутые, удлинённые.
- А чем эти два растения похожи друг на друга?
- У этих двух растений есть листья, эти растения растут в горшке.
- Молодцы, ребятки, а теперь давайте с вами немного поиграем.
(Включаю детям песенку «Шелковая кисточка» и мы с ребятками двигаемся под музыку).
- А теперь, ребята, сели за свои столы, и послушали меня внимательно.
Мы с вами поговорили о комнатных растениях, обсудили их строение и сейчас их будем рисовать.
(Включаю детям музыку Чайковского «Вальс цветов»).
Учу сравнивать свою работу с натурой.
Учу правильно располагать все части растения.
Растения рисуем ярко, во весь лист.
Провожу частичный показ на своём листе.
Поощряю самостоятельность детей.
- Ребята, полюбуйтесь на наши растения!
(Обращаю внимание детей на самые красивые, аккуратно выполненные растения и наиболее приближённые к натуре).
- Ребята, найдите крапчатую бегонию, похожую на натуру:


*по цвету.
- Найдите сансевьеру, похожую на натуру:
*по строению и по количеству листьев
*по соответствию и величине горшка
*по цвету
Даю дифференцированную оценку детских работ.
Показываю работу, которая понравилась мне.

Загрузка...
Top