Что должно победить чувство или разум. «Разум и чувства». Толкование понятий

Тематическое направление

«Разум и чувства»


Универсальное вступление

  • Чувства – это наша реакция на события внешнего мира, наши внутренние установки. Нравится или не нравится, восхищает или оставляет равнодушным, вызывает страх или уверенность. Разум же - это способность открывать и познавать законы мира.

Александр Евгеньевич Гаврюшкин

  • Нет чувств без разума, и разума без чувств. Как много здесь цветов, тонов, оттенков. «Я Вас люблю» - срывается из уст, А разум с чувствами идут стена на стенку. Они враги, друзья, антитела? Что их роднит, и что их различает? Для разума важней всего дела, А чувства о любви лишь помышляют… Когда они едины – это взрыв. Взрыв счастья, что вокруг всё освещает, А, если врозь - болезненный нарыв, Который, воспаляясь, жить мешает. Все знания без чувств, увы, мертвы. На знаниях нам счастье не построить. Что толку в том, что так разумны мы? Наш разум без любви, так мало стоит!
  • Нам чувства шепчут: «Всё отдай любви…», А разум говорит: «На самом деле Ошибку совершаешь, не спеши! Немного подожди, хотя б неделю…» Так что главней? Всевышний, подскажи… Возможно разум, чудеса творящий, Иль наши чувства, ведь без них, увы, Любви мы не познаем настоящей? Нет чувств без разума и разума без чувств. Цвет белый помогает видеть чёрный. Мир без любви, так неуютно пуст, В нём одинок наш разум непокорный.

Возможные тезисы

  • «ЧУВСТВА ДОБРЫЕ» БЕРУТ ВЕРХ НАД РАЗУМОМ. ГОЛОС МИЛОСЕРДИЯ СИЛЬНЕЕ РАССУДОЧНЫХ ДОВОДОВ.

(Очень часто возникают ситуации, когда человек поступает по велению сердца вопреки голосу разума. Например, так происходит, когда нами движет сочувствие.

Иногда, помогая кому-то, приходится нарушать правила, действовать вопреки своим интересам. Голос милосердия оказывается сильнее доводов рассудка.)


Аргументы

Многие писатели обращались к теме милосердия. Так, в рассказе Валентина Петровича Распутина «Уроки французского» рассказывается об учительнице Лидии Михайловне, которая не смогла остаться равнодушной к бедственному положению своего ученика (игра на деньги)….

В рассказе Андрея Платоновича Платонова «Юшка» главный герой, именем которого назван рассказ, тоже живёт больше чувствами, нежели руководствуется разумом (почти все заработанные на кузнице деньги – сироте. А сам…)


Возможные тезисы

2. НЕГАТИВНЫЕ ЧУВСТВА ИНОГДА БЕРУТ ВЕРХ НАД ПОНЯТИЯМИ О ДОБРЕ И ЗЛЕ. ПОСЛЕДСТВИЯ ПОСТУПКОВ, ПРОДИКТОВАННЫХ ТАКИМИ ЧУВСТВАМИ, МОГУТ БЫТЬ ТРАГИЧЕСКИМИ.

(Иногда случается так, что человеком владеют негативные чувства: гнев, обида, зависть. Охваченный ими, он совершает достойные осуждения поступки, хотя, конечно же, разумом сознает, что творит зло. Последствия же таких действий могут быть трагическими)


Аргументы

Обратимся к рассказу Анны Масс «Ловушка», в котором описывается поступок девочки Валентины. Героиня испытывает неприязнь по отношению к жене брата Рите. Это чувство настолько сильно, что Валентина решает устроить невестке ловушку:…

Рассказ позволяет задуматься над тем, что нельзя поддаваться власти негативных чувств, так как они могут спровоцировать жестокие поступки, о которых потом придется горько сожалеть.


Анна Владимировна Масс (1935 г.р)

Её герои ходят в походы, помогают родителям, учатся в школе, много читают, делают уроки, исправляют плохие оценки, влюбляются, ревнуют, ссорятся… Чаще всего повествование идёт от лица девочки-подростка, переживающей пору взросления, становления личности.


Возможные аргументы

3. РАЗУМ БЕРЕТ ВЕРХ НАД ЧУВСТВАМИ. ЭТО МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ТРАГИЧЕСКИМ ПОСЛЕДСТВИЯМ.

( Всегда ли человек должен прислушиваться к голосу разума? На первый взгляд кажется, что да. Однако далеко не всегда разум дает верные советы. К сожалению, иногда случается так, что поступки, продиктованные рассудочными доводами, приводят к негативным последствиям)


Аргументы

Обратимся к рассказу А.П.Чехова «В аптеке». Автор описывает домашнего учителя Свойкина, который, будучи тяжело больным, сразу после приёма врача пришел в аптеку…

Прочитав эту короткую историю, мы видим, что не всегда разумные решения ведут к добру. Порой они имеют весьма трагические последствия.


Аргументы

А в рассказе А.П. Чехова «О любви» мы знакомимся с

грустной историей взаимоотношений главных героев…

. Любовь не может руководствоваться никакими

правилами, однако Алёхин и Анна Луганович

поддавшись зову рассудка, отказываются от своего

счастья, запирают любовь в футляр, и оба глубоко

несчастны

Повесть Альберта Лиханова «Лабиринт».

(Уступая давлению семьи, герой приносит чувства в жертву разуму: он отказывается от любимой работы в пользу заработка)


Возможные тезисы

4. РАЗУМ И ЧУВСТВА.ТРАГЕДИЯ ВЫБОРА

(Чувства или разум? Иногда в нашей жизни возникают такие ситуации, в которых нет правильного выбора. Прислушиваясь к чувствам, человек погрешит против нравственных норм и обречет себя на трагические последствия; прислушиваясь к разуму, он тоже будет страдать. Может не быть такого пути, который привел бы к благополучному разрешению ситуации)


Аргументы

  • Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (Трагедия судьбы пушкинской героини в том, что выбор между разумом и чувством в ее ситуации – это выбор без выбора, любое решение приведет только к страданию (Эпизоды встречи Татьяны с Онегиным после замужества))
  • Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (любовь Андрия к прекрасной полячке)

Возможные тезисы

5. «УЧИТЕСЬ ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЮ». ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН СУМЕТЬ СПРАВИТЬСЯ С НЕГАТИВНЫМИ ЧУВСТВАМИ.

(Поддаваться чувствам или побеждать их? Наверное, однозначного ответа не существует. Конечно, если нами движут «чувства добрые», например, сострадание, желание помочь, то следует прислушаться к ним. Если же это чувства негативные, разрушительные - нужно уметь укрощать их, слушать доводы разума)


Аргументы

Так, в рассказе Анны Масс «Трудный экзамен» говорится о девочке, Ане Горчаковой, которая сумела выдержать непростое испытание…

Писатель хочет преподать нам урок: как бы ни были сильны негативные чувства, мы должны уметь справляться с ними и идти к поставленной цели, несмотря на разочарования и неудачи.


Домашнее задание (ко вторнику)

Используя первый тезис, написать сочинение на тему

«Всегда ли совпадают разумное и нравственное?»


На многие фундаментальные вопросы, возникающие вновь и вновь в каждом поколении у большинства думающих людей, нет и не может быть конкретного ответа, а все рассуждения и споры по этому поводу являются ничем иным, как пустой полемикой. В чем смысл жизни? Что важнее: любить или быть любимым? Что есть чувства, Бог и человек в масштабах вселенной? К рассуждениям этого рода относится и вопрос о том, в чьих же руках главенство над миром - в холодных пальцах разума или в крепких и страстных объятьях чувств?

Мне кажется, что в нашем мире априори все органично, и разум может иметь какое-то значение лишь в совокупности с чувствами - и наоборот. Мир, в котором все подчиняется только разуму, утопичен, а полное главенство чувств и страстей человеческих приводит к излишней эксцентричности, импульсивности и трагедиям, какие описываются в романтических произведениях. Однако, если подходить к поставленному вопросу прямо, опуская всевозможные «но»,то можно прийти к выводу, что, безусловно, в мире людей, существ ранимых, нуждающихся в поддержке и эмоциях, управленческую роль берут на себя именно чувства. Именно на любви, на дружбе, на духовной связи и строится истинное счастье человека, даже если сам он активно это отрицает.

В русской литературе представлено множество противоречивых личностей, безуспешно отрицающих необходимость чувств и эмоций в своей жизни и провозглашающих разум как единственно верную категорию существования. Таким, например, является герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Свой выбор в сторону циничного и холодного отношения к людям Печорин сделал еще в детстве, столкнувшись с непониманием и отторжением со стороны окружающих его людей. Именно после того, как его чувства были отвергнуты, герой решил, что «спасением» от подобных душевных переживаний будет полное отрицание любви, нежности, заботы и дружбы. Единственным верным выходом, защитной реакцией Григорий Александрович выбрал умственное развитие: он читал книги, общался с интересными людьми, анализировал общество и « играл» с чувствами людей, тем самым возмещая собственный недостаток эмоций, однако это все же не помогло заменить ему простое человеческое счастье.В погоне за умственной деятельностью герой совершенно разучился дружить, а тот момент, когда в его сердце все же загорались искры теплого и нежного чувства любви, он насильно подавлял их, запрещая себе быть счастливым, пытался подменить это путешествиями и красивыми пейзажами, но в итоге потерял всякое желание и стремление жить. Получается, что без чувств и эмоций любая деятельность Печорина отражалась на его судьбе в черно-белых тонах и не приносила ему никакого удовлетворения.

В подобной ситуации оказался и герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Отличие Базарова от Печорина в том, что свою позицию по отношению к чувствам, творчеству, вере он отстаивал в споре, формировал собственную философию, построенную на отрицании и уничтожении, и даже имел последователя. Евгений упорно и небезрезультатно занимался научной деятельностью и все свое свободное время посвящал саморазвитию, однако фанатичное стремление уничтожить все, что не подвластно разуму, в тоге обернулось против него самого. Вся нигилистическая теория героя разбилась о неожиданно пришедшие чувства к женщине, и эта любовь не только наложила тень сомнения и смятения на всю деятельность Евгения, но и очень сильно пошатнула его мировоззренческую позицию. Выходит, что любые, даже самые отчаянные попытки уничтожить в себе чувства и эмоции являются ничем по сравнению с, казалось бы, незначительным, но таким крепким чувством любви. Наверное, сопротивление разума и чувств всегда было и будет в нашей жизни - такова суть человека, существа, которое " изумительно суетное, поистине непонятное и вечно колеблющееся". Но мне кажется, в этой совокупности, в этом противостоянии, в этой неопределенности и состоит вся прелесть человеческой жизни, весь её азарт и интерес.

Сочинение на тему «Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?»

Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно дать определения главным его составляющим. Разум — это способность человека логически мыслить: анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, находить смыслы, делать выводы, формулировать принципы. А чувства – это эмоциональные переживания человека, возникающие в процессе его отношений с окружающим миром. Чувства формируются и вырабатываются в ходе развития и воспитания человека.

Многим кажется, что нужно жить лишь разумом, и они в чем-то правы. Разум дан человеку, чтобы он все обдумывал и принимал верные решения. Но человеку даны и чувства. Они всегда борются с разумом, показывая, что именно на них стоит обращать большее внимание. Чувства важны для каждого из нас: они помогают сделать нашу более насыщенной и интересной. Иногда сердце подсказывает одно, а мозг говорит нам совсем противоположное. Как же быть? Хочется, чтобы они жили в мире и не спорили друг с другом, но это недостижимо. Душа желает свободы, праздника, веселья… А разум твердит нам, что нужно трудиться, работать, заботиться о повседневных мелочах, чтобы они не скапливались в неразрешимые бытовые проблемы. Две противоборствующие силы тянут бразды правления каждая на себя, поэтому в разных ситуациях нами управляют разные мотивы.

Многие писатели и поэты поднимали тему борьбы разума и чувств. Так, например, в трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» главные герои принадлежат к враждующим между собой кланам Монтекки и Капулетти. Всё против чувств молодых людей, и голос разума советует каждому не поддаваться вспыхнувшей любви. Но эмоции оказываются сильнее, и даже в смерти Ромео и Джульетта не захотели расставаться. Мы никогда не знаем наверняка, что случится, если чувства возьмут верх над разумом, но Шекспир показал нам трагическое развитие событий. И мы охотно верим ему, ведь подобный сюжет не раз повторялся как в мировой культуре, так и в жизни. Героям – всего лишь подростки, которые наверняка полюбили впервые. Если бы они попытались хотя бы унять пыл и попробовать договориться с родителями, сомневаюсь, что Монтеки или Капулетти предпочли бы смерть своих детей. Они бы, скорее всего, пошли на компромисс. Однако подросткам в этой ситуации не хватило мудрости и житейского опыта,ю чтобы достичь своей цели иными, разумными способами. Иногда чувства выступают в роли нашей внутренней интуиции, но бывает и так, что это всего лишь минутный порыв, который лучше сдержать. Я думаю, Ромео и Джульетта поддались порыву, свойственному их возрасту, а не интуитивно установили нерушимую связь. Любовь подтолкнула бы их к решению проблемы, а не к суициду. Такая жертва – только веление капризной страсти.

В повести «Капитанская дочка» мы также наблюдаем столкновение между разумом и чувством. Пётр Гринев, узнав о том, что его возлюбленная Маша Миронова насильно удерживается Швабриным, который хочет заставить девушку выйти за него замуж, вопреки голосу разума обращается за помощью к Пугачёву. Герой знает, что это может грозить ему смертью, ведь связь с государственным преступником сурово каралась, но он не отступается от задуманного и в итоге сохраняет собственную жизнь и честь, а позже получает Машу в законные жёны. Этот пример – иллюстрация того, что голос чувства необходим человеку в принятии окончательного решения. Он помог спасти девушку от несправедливого притеснения. Если бы юноша только думал да прикидывал, любить до самопожертвования он не смог бы. Но разумом Гринев не пренебрег: он составил мысленный план, как максимально эффективно помочь возлюбленной. Он не записывался в предатели, а воспользовался расположением Пугачева, который оценил мужественный и сильный характер офицера.

Таким образом, я могу сделать вывод о том, что в человеке должны быть сильными и разум и чувства. Нельзя отдавать предпочтение крайности, нужно всегда находить компромиссное решение. Какой выбор сделать в той или иной ситуации: подчиниться чувствам или прислушаться к голосу разума? Как избежать внутреннего конфликта между этими двумя «стихиями»? На эти вопросы каждый должен ответить сам. И выбор человек тоже делает самостоятельно, выбор, от которого иногда может зависеть не только будущее, но и сама жизнь.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение на тему «Разум и чувства»

Разум и чувства часто бывают противоречивыми. Так, человек может чувствовать одно, но разум будет ему подсказывать совсем иное. Поэтому сложно как-то объединить эти два понятия. Но в то же время раздумья относительно разума и чувств часто встречаются. И это не удивительно, поскольку данные составляющие считаются важнейшими элементами внутреннего мира каждого из нас. Собственно эти составляющие имеют большое влияние на поступки человека и его устремления.
Но можно ли совместить разум с чувствами? Если говорить о любви, то, скорее всего, здесь о разуме не может идти и речи, поскольку влюбленные никогда не обращают на него внимания в принятии того или иного решения. Однако иногда все же разум с чувствами может «ужиться» и при этом стать гармоническим единством. Такое встречается редко, но, к примеру, чувство счастья не будет заглушать отголоски разума. Поэтому не удивительно, что счастливый человек является еще и разумным.

Однако чаще между этими двумя составляющими разгорается настоящая борьба внутри человека, что собственно и вызывает внутренний конфликт, который порой довольно сложно заглушить. Не зря такая тема считается достаточно популярной среди писателей и поэтов. При этом часто данную тему затрагивают творческие люди разных национальностей, культур и даже разных эпох. Так, довольно часто персонажи различных произведений становятся перед выбором, который им диктует либо чувства, либо разум.

Это же произошло и с героем «Преступления и наказания» Раскольниковым, который во многих своих поступках поддавался именно чувствам, а не разуму и читатель видит, к чему это его привело. Поэтому, мне кажется, что каждый человек перед принятием того или иного решения должен задуматься о последствиях, к которым их поступок может привести. И не всегда нужно руководствоваться только чувствами, тем более не стоит, как говорят, рубить с плеча. Поскольку, как показывает опыт, это ни к чему хорошему не приводит, а часто влечет за собой разочарование и боль. Тяжело приходится импульсивным, эмоциональным людям, которые часто просто не могут себя контролировать, а после жалеют о совершившем. Но часто так поступают именно в подростковом возрасте, зрелые люди становятся на сторону разума и очень редко руководствуются чувствами, чтобы что-то предпринять.

Конечно, так тоже стоит поступать не всегда, поскольку можно стать циничным, прагматичным человеком, которому незнакомо всплеск эмоций. Самое печальное здесь то, что такой человек уже никогда не сможет почувствовать себя ребенком. Часто эгоизм поглощает нас и человек при этом уже не может думать о чем-то еще кроме себя и своей выгоды. Такие люди действуют согласно разуму. Но это им редко приносит радость или хоть какие-то эмоции. Иногда стоит ошибаться и совершать неправильные поступки, поскольку все знать в теории очень скучно, поэтому не нужно бояться приступать к практике. Следует действовать даже если на эти действия толкают чувства, а не разум. Если этого не делать, то человек не сможет почувствовать себя окончательно счастливым.

Разумными и мудрыми люди становятся с возрастом, а все благодаря тому, что в молодости они были импульсивными и поступали так, как им велит сердце. Действительно, не всегда стоит поддаваться чувствам, поскольку они могут поглотить человека, но когда этот туман развеется, то после будет сложно что-то исправить. Я считаю, что все должно быть в меру. Человек должен все чувствовать, пробовать, но при этом он не должен быть лишенным разума. Внутри должен быть такой баланс, который защитит от лишней эмоциональности или чрезмерного цинизма.

Сегодня напишу навскидку, на основе каких произведений художественной литературы можно раскрыть темы итоговых сочинений на 2017 год.

Сегодняшний пост посвящен первой теме — «Разум и чувство» . Какие книги лучше всего прочитать, что сразу приходит в голову?

Для начала мне бы хотелось отметить, что школьникам очень-очень рекомендовала бы все-таки пересилить себя и прочитать «Войну и мир» или какие-то другие крупные тексты из школьной программы. На их основе можно раскрыть любую тему, если вы владеете содержанием. Ремарка окончена, поехали.

«Разум и чувство».

Данную тему можно раскрыть на основе «Евгения Онегина» . И тут можно давать разные варианты. Например, разум и чувство — это образы Онегина и Ленского, в раскрытии аргумента можно давать разные пояснения, динамику отношений героев и рассказать про то, как все плохо кончилось. Как Онегина подвел разум, а Ленского — чувства.

Или другой поворот — разум и чувство в отношениях Татьяны и Онегина. Вспоминаем зеркальную композицию романа. Условно говоря, поначалу чувства были у Татьяны, а Онегин стал воплощением разума (вспоминаем сцену объяснения), а в финале произведения герои поменялись местами — теперь у Онегина сносит крышу от любви и страсти (чувства), а Татьяна, которая замужем, старается удерживаться на полюсе разума. Данное сочинение будет в целом про то, как преломляется любовь через разум и чувство.

«Отцы и дети». Тему можно раскрывать на основе внутреннего конфликта Базарова. Помним, что в начале перед нами рациональный герой, воплощение разума. Затем начинаются чувства и привносят хаос в рациональный мир Базарова. Столкновение разума и чувств меняет героя. К финалу перед нами предстает практически другой человек.

«Герой нашего времени». Тему можно раскрывать двояко. Здесь тоже есть внутренний конфликт героя, у которого в душе доминирует все-таки разум, которому сложно отдаваться чувствам. Второй вариант — отношения Печорина и княжны Мери. Герой просчитывает свои слова, движения, взгляды, делает все, чтобы влюбить девушку в себя. Сам остается рациональным и холодным. И княжна Мери, которая отдается своим чувствам, не подозревает, что попала в ловушку.

«Война и мир». Здесь вообще открывается масса возможностей. Тему можно раскрывать на основе сравнений героев. Например, холодная Элен Безухова (разум), которая выходит замуж по расчету и т.д., и жизнерадостная Наташа Ростова, которая всегда следует за своими чувствами. Здесь же можно давать внутренние конфликты героев, там очень много про разум и чувство, у того же Пьера или у князя Андрея. Хорошей иллюстрацией темы может стать и динамика отношений между князем Андреем и Наташей. Любовь к Наташе, которая оживляет князя Андрея. Наташа, которая впоследствии вдруг влюбляется в Анатоля, теряет разум, нарушает правила приличия. Здесь постоянные колебания между разумом и чувствами у героев.

«Анна Каренина» . Если кто-то читал — это отличный вариант. Там все очень четко видно, если сравнивать Анну и других женщин романа (например, Бетси Тверская). Или думать о выборе Анны. Думать об Анне и ее муже. Все будет про разум и чувство.

«Мастер и Маргарита». Отношения Мастера и Маргариты — один вариант. Внутренний конфликт Маргариты — другой вариант. Вообще динамика образа Маргариты, которая соглашается на предложение сатаны. Кстати, сюда же подходит линия Иешуа и Понтия Пилата. Булгаков хорошо показывает колебания между разумом (есть заданные условия, политические, статус героя и пр.) и чувствами (симпатия к Иешуа, вина, отмщение и т.д.) у Понтия Пилата, какая внутренняя борьба идет у героя.

«Тихий Дон» . Конфликт в душе Григория Мелехова, когда он мечется между Аксиньей и Натальей — это тоже про разум и чувства.

«Гранатовый браслет» . Столкновение разума и чувства есть в динамике характера Желткова, Веры Павловны.

«Ася» И.С. Тургенева. Эта повесть отлично подходит для раскрытия темы про разум и чувство. Можно даже еще дополнительно почитать статью Писарева про главного героя повести. Писарев подчеркивает рациональность главного героя. Ася и господин N. — это два контрастных героя, воплощающие в себе разум и чувства.

Еще варианты, если на основе коротких произведений.

Пьесы А.Н. Островского . Конфликт разума и чувств можно раскрыть на основе «Грозы» (образ Катерины, динамика образа). Хороший вариант«Бесприданница». Отношения Паратова и Ларисы построены на этой теме. Им обоим приходится делать выбор между разумом и чувствами. Правда, с Паратовым это не так понятно, но с Ларисой, которая мечется между Паратовым и остальными мужчинами и собирается замуж за Карандышева, все очень ясно показано.

Замятин «Мы» . Книга во многом про разум и чувства. Главный герой, его подход к миру, к жизни, видение себя, его отношения с О. (разум) и его отношения с I (страсть, чувства).

Хороший вариант короткого текста — рассказ «Солнечный удар» И.А. Бунина. Можно раскрыть тему на основе образа главной героини.

Из совсем очевидного — «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Тут я даже пояснять не буду.

На самом деле тема очень обширная, ее раскрывать можно не только на любовных конфликтах. Тот же, например, выбор Кутузова в «Войне и мире», чем не конфликт между разумом и чувствами. Главное — включить фантазию.

Про то, как заказать итоговое сочинение, можно почитать .

Загрузка...
Top