«Се, раба Господня

О чем же мы можем размышлять именно сегодня, видя пред собой Матерь Божию? Прежде всего, мы должны извлечь для себя урок о том, что никогда в минуты особенно важные в нашей жизни, в минуты наиболее напряженного духовного размышления, мы не должны торопиться принимать решения.

В сей преславный день Благовещения Пресвятой и Пречистой Владычицы нашей Богородицы Церковь Христова вспоминает Боговоплощение. Это событие произошло в никому тогда не известном маленьком городке Назарете более двух тысяч лет назад, когда ангел Божий явился Пренепорочной Деве и возвестил Ей волю Божию. Евангелие говорит нам о тех чувствах, которые испытала в эти мгновения Пресвятая Владычица наша Богородица, как Она кротко умолкла и ничего не говорила в ответ ангелу. И только когда он поддержал Ее словами: «Не бойся, Мария!», - Она поняла, что Сам Господь вразумил небесного посланца успокоить Её. И тогда Она произнесла: «Се, раба Господня. Да будет Мне по глаголу Твоему».

Нам с вами, дорогие мои, размышляя о тайне Благовещения надо понять самое главное, что касается каждого из нас. Да, конечно, Матерь Божия обладала выдающимися дарованиями, о которых мы не дерзаем размышлять. Но, тем не менее, если мы задумаемся о том, что произошло тогда, то мы сможем извлечь для себя важные и серьезные уроки. Каждый христианин пытается понять, какова о нем Божественная воля, какова Божественная воля о его близких, об обществе, в котором он живет, об Отечестве. Если же он не думает об этом, то становится щепкой в море житейском. И увлекаемый волнами этого бушующего моря, он чаще всего погибает, если не телесно, то духовно.

О чем же мы можем размышлять именно сегодня, видя пред собой Матерь Божию? Прежде всего, мы должны извлечь для себя урок о том, что никогда в минуты особенно важные в нашей жизни, в минуты наиболее напряженного духовного размышления, мы не должны торопиться принимать решения, как это сделала наша праматерь Ева. Услышав льстивые слова врага рода человеческого, она не стала размышлять о том, что это за слова, не пыталась понять, что они несут, какова их подоплека, что за ними скрывается. И тут же вступила в собеседование с врагом. Также необдуманно поступил в столь важную минуту для судьбы человечества Адам. Выслушав рассказ жены своей, он так же, не размышляя, совершил грехопадение.

Совсем иначе поступила Матерь Божия. Услышав от ангела слова о высоком предназначении, будучи несомненно уверена, что пред Ней - посланец Божий (а нужно сказать, что Она не впервые видела ангела: будучи ребенком входила Мария во Святая Святых храма и там общалась с небожителями, была ими наставляема и вразумляема), Она в смущении потупила очи и ничего не ответила. Внутренне сосредоточившись, углубилась в молитву, ждала вразумления от Бога. И как мы уже говорили, это вразумление пришло. Прозвучали слова ангела: «Не бойся, Мариам! Это Ты обрела благоволение от Бога».

Дорогие мои, размышляя о том, как познать волю Божию, многие думают, что её можно узнать у какого-нибудь мудрого духовного старца, который научит, как жить, как вести себя, как поступать в тех или иных обстоятельствах. А что делать тому, у которого нет такого мудрого наставника? Не надо впадать в печаль и отчаяние. Ведь и у Матери Божией не было того, кого Она могла бы спросить, как Ей ответить на ангельское слово. И мы должны, наверное, поступать так же: не торопиться принимать решение, а углубляться в молитву и размышление о том, что сие жизненное обстоятельство значит для нас, искренне попросить помощи у Бога. И тогда, безусловно, мы почувствуем, как Господь, проявляя заботу о нас, оказывает нам поддержку, вразумление, направляет нас на тот или иной жизненный путь.

В Православной Церкви нет учения о предопределении, какое есть в других религиях. Но у нас, у православных христиан, есть глубокое понимание того, что даже самыми малыми обстоятельствами нашей жизни руководит промысл Божий. А как узнать, каков промысл Божий о нас? Есть множество всяких, даже внешних обстоятельств, чтобы познать, почувствовать его.

Несколько дней назад, ко мне подошел один соловецкий житель и показал текст преамбулы Устава города Дзержинский. Город этот возник на месте поселения монахов. То есть не было бы Николо-Угрешского монастыря - не было бы и города Дзержинского. Это очень похоже на нашу соловецкую ситуацию. Возникла идея: а почему бы и нам в Устав поселения Соловецкое, немного перефразировав, не внести такой текст: «Мы, жители поселения Соловецкое, осознавая значение подвига основателей находящегося здесь монастыря, преподобных Зосимы, Савватия и Германа, и их последователей, осознавая значение обители для нашего острова и всей России, решаем и проч.». Смысл преамбулы заключается в том, что жители Соловков, превращенных за пять веков трудами и молитвами монахов, послушников и трудников из необитаемого острова в общероссийскую православную святыню, освященную кровью новомучеников в XX веке, должны осознавать, что пребывают на особой земле, и жизнь свою должны строить совместно с братией Спасо-Преображенского монастыря на основах православной веры и, прежде всего, на основах любви и христианских добродетелей. Наверное, промысл Божий о нашей возрождаемой из руин обители и о Соловецких островах заключается в том, что они станут в XXI веке маяком для большого корабля - России, выбирающей верный надежный курс после штормов и потрясений недавнего прошлого.

Так давайте жить на Соловках согласно этому Промыслу, не отвергая его, не противясь ему, жить свято, подобно соловецким подвижникам, подобно Пречистой Матери Божией.

А если мы усомнимся, тогда, дорогие мои, скажем вместе с псалмопевцем Давидом: «Спаси мя, Боже, яко оскуде преподобный, яко умалишися истина от сынов человеческих»... Скажем, вслед за Матерью Божией: «Се, мы рабы Господни. Да будет нам по глаголу Твоему». И тогда, безусловно, милосердный Господь найдет, как вразумить нас. Как подать нам свыше Свою Божественную и всесильную помощь. Аминь.

Есть слова, которые составляют ось мира: на них держится мироздание. И среди таких слов - «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему», сказанное благословенной .

Как повествует святой евангелист Лука: «Ангел, войдя к Ней, сказал: “Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами”. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: “Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца”. Мария же сказала Ангелу: “Как будет это, когда Я мужа не знаю?” Ангел сказал Ей в ответ: “Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово”. Тогда Мария сказала: “Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему”. И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1: 28-38).

Церковь называет это - возвещением благой, радостной вести. Мы примерно представляем себе, что такое плохая весть: человек узнаёт о том, что у него смертельная и неизлечимая болезнь и скоро он умрет. Или он узнаёт это о ком-то, кого он любит. Или он узнаёт о предательстве кого-то, кому он доверял и на кого надеялся. Или еще что-то - наш мир полон плохих вестей. Мы знаем, как это выглядит: даже если физически пока ничего не изменилось, солнце светит все так же, мир выглядит, как он выглядел вчера, но в то же время он полностью изменился, погрузился во мрак, занавешен темной пеленой.

Мы можем представить себе, что такое благая, радостная весть: когда физически ничего не изменилось, трудности остались трудностями и боль - болью, но весь мир стал другим, он залит светом и, что бы ни случилось, это не раздавит нас и не уничтожит - потому что мы знаем что-то бесконечно радостное и утешительное, что-то, на фоне чего все наши горести приобретают совсем другой вид и масштаб.

Люди помнили истину, провозглашенную пророками: наш мир принадлежит Богу.

Мир Иудеи I века отличался от нашего только в сторону большей суровости: большинство людей жили впроголодь, конфликты отличались ожесточенностью, власти - крайней свирепостью. Там было предостаточно плохих вестей. Но у людей была надежда: они ждали хорошей, очень хорошей вести. Настолько хорошей, что она заставит их полностью забыть все их несчастья. Они ждали эту весть долго, очень долго - веками своей кровавой и трагической истории. Люди жили, страдали и умирали, бывали разбиты и угоняемы в плен, терпели голод и множество бед - но они помнили истину, провозглашенную пророками: наш мир принадлежит Богу. Не фальшивым языческим богам, которым поклонялись в могущественных древних империях, но единому истинному Богу, Который призвал Авраама и заключил с ним завет. Пророки предвозвещали, что Бог пошлет Спасителя, Мессию, Христа (как мы говорим, используя греческое слово), чтобы избавить и утешить человеческий род.

Люди помнили таинственные пророчества о Сыне Человеческом: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7: 13-14). Они благоговейно перечитывали обетования того, что народы обратятся к истинному Богу и даже сама смерть будет уничтожена: «И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!» (Ис. 25: 6-9).

Сам Бог придет, чтобы обитать среди людей: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» (Мал. 3: 1).

Все эти долгие века надежды вели к одному событию - и к одному человеку. К Деве из Назарета Галилейского.

И все эти долгие века надежды и ожидания вели к одному событию - и к одному человеку. К Деве из Назарета Галилейского, Марии.

Но это можно сказать не только про ветхозаветную историю - вся история человечества шла к тому моменту, когда явится Дева, Которая от лица всего человеческого рода скажет: «Се, раба Господня». Не только надежды народа Божия, но и всех народов осуществляются в этот момент. Мы видим, что Бог не оставил - и что человеческий род не погиб, раз в нем нашлась Дева, способная на эти слова.

Благодаря этим словам в наш мир пришел Бог - Бог стал человеком, одним из нас, во всем подобным нам, кроме греха. Теперь мы знаем, что у нас есть спасение, что всех, кто живет в покаянии и вере, ожидает счастье настолько огромное, что мы не смели себе и представить. Истинный Царь пришел, чтобы воспринять нас в Свое Царство.

Евангельское повествование от апостола Луки

«В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елизавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1, 26-38).

Общий смысл праздника Благовещения

Слова архангела Гавриила — «Радуйся, Благодатная» — стали первой «благой» вестью для человечества после его грехопадения. Феофилакт Болгарский в толковании на Евангелие от Луки пишет: «Поскольку Господь сказал Еве: «В болезни будешь рождать детей» (Быт. 3,16), теперь эту болезнь разрешает радость, какую приносит Деве Ангел, говоря: радуйся, Благодатная! Поскольку Ева была проклята, Мария теперь слышит: благословенна Ты».

Сомневаясь (по мнению Григория Неокесарийского, опасаясь нарушения её девства) Мария задала ангелу вопрос: «как будет это, когда Я мужа не знаю?». На что ангел обещал бессеменное, таинственное зачатие — «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя», а затем в подтверждение, «что у Бога не останется бессильным никакое слово», привёл пример её родственницы Елисаветы.

Мария, увидев в словах ангела волю Божью, произносит весьма значимые слова: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Считается, что в момент произнесения Девой Марией этих слов и произошло непорочное зачатие ею Иисуса Христа. Николай Кавасила так комментирует эти слова:

«Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, без содействия Её веры этот план остался бы неосуществленным так же, как и без действия Самих трех Лиц Божественной Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Её в Матери и заимствует у Неё плоть, которую Она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле».

Своей покорностью и согласием, по мнению Афанасия Великого, Мария выразила своё исповедание веры. Он сравнивает её со скрижалью, «на которой Писец пишет, что угодно Ему. Господь всяческих да пишет и творит, что хощет».

Краткая история праздника Благовещения

Праздник Благовещения, посвящёный воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии (Лк. 1, 26-38), у древних христиан носил различные названия: «Зачатие Христа», «Благовещение о Христе», «Начало искупления», «Благовещение Ангела Марии», — и только в VII веке ему было усвоено навсегда наименование «Благовещения Пресвятыя Богородицы».

Установление этого праздника принадлежит самой глубокой древности. Св. Афанасий (IV века) в своей беседе на этот праздник называет его первым в ряду праздников и особенно почитаемым, так как он напоминает начало домостроительства спасения людей. В V и VI веках по причине ересей, унижавших лице Богоматери и искажавших догмат о воплощении Иисуса Христа, представились особенные побуждения для Церкви возвеличить торжество праздника, за это время торжество праздника обогатилось многими песнопениями, в которых раскрыто таинство воплощения сына Божия и величие Богоматери. Поскольку сведения о константинопольском богослужении V-VI вв. немногочисленны, ничего определенного о праздновании Благовещения в этот период в Константинополе утверждать нельзя, но уже к концу VII в. это один из самых почитаемых здесь праздников. Все византийские памятники VIII и последующих веков называют Благовещение среди важнейших праздников; богослужение Благовещению неизменно совершается 25 марта.

В дореволюционной России существовал трогательный обычай, особенно в Москве, в День Благовещения, как в день возвещения свободы всему миру от греха и смерти, выпускать из клеток птиц на волю.

Благовестие праздника

Многие обращали внимание на время празднование Благовещения. Мы празднуем Благовещение на страстной седмице, мы празднуем его в любой другое время великого поста, порой бывает, что день праздника выпадает, даже на светлую седмицу. Литургическое Евангелие сообразно с выпавшим днем читается каждый раз особенное, уставное. В одном Евангелии радость о спасении мира, надежда, в другом евангельском отрывке смерть, слёзы Христовы над гробом Лазаря, в третьем благовествование о спасении. Соотнеся праздник Благовещения с другими двунадесятыми праздниками годового церковного круга, мы ясно увидим, что наш церковный календарь не вмещает Чудо, вошедшее в человеческую историю более двух тысяч лет назад. Не вмещает не только календарь, блюдущий наше «временное время», не вмещает ни земное пространство, «ни высота, ни глубина» века сего, не вмещает наша душа, не охватывает наше сердце. Ибо, то, что произошло не по законам тварного мира, а по милости Божией, по любви Божией не может уместиться в железных тисках нашего мира. Благовещение или иначе Пресвятое Зачатие Сына Божьего от Девы Марии и Духа Святого случилось не как Пятидесятница при громах и молниях, оно произошло сокровенно, « в веянии Духа хлада тонка», тихо, кротко, как будто рождался, зачинался на земле не Бог, а самый обычный человек. Апостол Павел говорит, что «кто во Христе, тот новое творение». Не просто говорит, что Бог Духом Своим усовершенствовал человека, модифицировал его благодатью. Нет, учит «апостол языков» Господь не преобразовал энергией Святого Духа, «не отремонтировал» человека, как живую куклу, а даровал возможность стать «во Христе новым Божьим творением». Действительно, как можно утверждать, что Господь всего лишь нас нравственно-физически улучшил, если в Таинствах Церкви Бог нам дарует Самого Себя?

Господь пришёл спасти человека. Но спасти человека без того, чтобы спасти мир невозможно, ибо человек есть средоточие этого мира. Его нельзя одного вырвать из мировых пределов, как нельзя вырвать сердце из груди. Безжизненный труп Богу не нужен! В день Благовещения мир изменился. «Кто во Христе, тот новое творение», мы во Христе, мы живём в мире, мы новое Божье творение, закваска, которая преобразит его в Райский Сад. История в благовещенский день стала Христоцентричной. Мир приобрел возможность к вечному преображению в Боге!

Сегодня и завтра одни люди пойдут в храм на праздничную Благовещенскую службу, другие будут заниматься привычными повседневными делами, третьи готовиться к спортивным подвигам, иные к свадьбе, прочие к чему-нибудь еще - дела на земле всегда найдутся! - не постигая того, что произошло! Мир во главе с человеком устремился навстречу с Богом! Сегодня, благодаря подвигу Девы Марии, ответившей Богу «да» за все человечество, мы спасены! Ибо нет ныне в смерти преграды для соединения с Богом.

После Благовещения религиозное колесо земной истории не просто повернулось вспять. Оно начало пробуксовывать. Смерть больше не могла сдвинуть его с места. Собственно в этом и заключается смысл «последних времен», о которых писали апостолы Петр и Павел. В подтверждении приведет две известные цитаты: Христос - Агнец «предназначенный еще прежде создания мира, но явившийся в последние времена для вас» (1Пет. 1,20), «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил» (Евр.1, 2). «Последние времена» не потому «последние», что скоро придет конец миру и «небеса возгорятся». Это выражение следует понимать в значении «исполнении времен и обетований Божиих», как и Христос о Себе возвещал Церкви: «Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний (Откр. 1,10).

«Воскресением своим Богочеловек Иисус Христос одолел смерть, вырвал у нее жестокоразящее «жало». Разве это не завершение многовековой схватки человечества со смертью? «Последние времена» пришли, как конец активного Домостроительства Божьего. Бог сотворил все, что предопределил от вечности: родился от Девы, воспринял полноту человеческой природы, возрос, собрал апостолов, проповедовал приближение Царствия Божьего, пострадал, принял крестную смерть, Воскрес, устроил на земле Церковь, как Свое Богочеловеческое Тело, Вознесся «Одесную Бога Отца», «многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ион. 21, 25). Пришло «время» человеческого действования во Христе Иисусе.

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 1, ст. 24 - 38.

24. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:

25. так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

26. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,

27. к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

28. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

29. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

30. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;

31. и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

32. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;

33. и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

34. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

35. Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

36. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,

37. ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

38. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

(Лк. 1, 24–38)

На шестой месяц зачатия Иоанна Крестителя ангел Гавриил был послан в маленький городок Назарет к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария (Лк. 1, 27). Хотя в Евангелии этого не указывается, но позднее предание Церкви говорит, что Пресвятая Дева Мария рано лишилась родителей и была оставлена при храме вместе с другими девами. По достижению Марией совершеннолетия, то есть 12-13 лет, Она, следуя обычаю, должна была выйти замуж.

Александр Павлович Лопухин пишет: «По церковным преданиям, Пресвятая Дева, повзрослев, принесла обет девства на всю жизнь, и Иосифу Она была обручена только для сохранения девства и для того, чтобы Иосиф мог дать свое имя родившемуся от Нее Мессии».

По достижении Марией определенного возраста священники обручили Ее с известным своей праведностью вдовцом Иосифом, который уже имел многочисленное семейство от первого брака и был плотником.

Войдя к Деве, ангел назвал Ее Благодатной, то есть получившей особое благоволение Божие. Слова ангела смутили Марию своей необычайностью, и Она принялась размышлять об их значении. Успокаивая Ее, вестник Божий говорит: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его (Лк. 1, 30–32).

Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет: «[…] царство еврейское в Ветхом Завете имело своим предназначением приготовить людей к духовному вечному Царству Христову и постепенно преобразоваться в него. Следовательно, царство Давида как таковое, есть то, в которое Сам Бог поставлял царей, которое управлялось по законам Божиим, все формы гражданской жизни которого проникнуты идеей служения Богу, которое находилось в неразрывной связи с новозаветным Царством Божиим».

Мария с полной верой приняла благовестие ангела. Но Она, хотя и считалась формально женой Иосифа, фактически была лишь обручена ему, а значит, до определенного момента они жили отдельно друг от друга. По закону обрученная уже считалась женой своему мужу. И если бы кто-то узнал, что Дева зачала не от своего мужа, то посчитали бы Ее повинной в измене, что наказывалось побиением камнями. Поэтому Она спросила ангела: как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк. 1, 34).

Ангел ответил Ей: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя (Лк. 1, 35), то есть благодать Божия будет сопутствовать и оберегать Ее от всякого уничижения до момента рождения обещанного Сына. Впоследствии мы узнаем, что Иосиф Обручник и будет оберегать Деву Марию и Богомладенца от поругания и гибели.

И хотя Пресвятая Дева не требовала никаких доказательств, ангел сам в подтверждение истинности своих слов указал Ей на Елисавету, зачавшую сына в глубокой старости по изволению Бога, для Которого нет ничего невозможного. Проявляя доверие Богу, Дева Мария ответила: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38).

Какой удивительный и прекрасный пример смирения и послушания Божией воле мы слышим в этих словах Божией Матери! Так и нам с вами, дорогие братья и сестры, следует стяжать смирение по примеру Пресвятой Богородицы, дабы всегда пребывать в доверии к Богу и благодати Святого Духа. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Есть слова, которые составляют ось мира: на них держится мироздание. И среди таких слов – "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему", сказанное благословенной Девой Марией.

Как повествует святой евангелист Лука: "Ангел, войдя к Ней, сказал: “Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами". Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: "Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца". Мария же сказала Ангелу: "Как будет это, когда Я мужа не знаю?" Ангел сказал Ей в ответ: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово". Тогда Мария сказала: "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему". И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1: 28–38) .

Церковь называет это Благовещением – возвещением благой, радостной вести. Мы примерно представляем себе, что такое плохая весть: человек узнаёт о том, что у него смертельная и неизлечимая болезнь и скоро он умрёт. Или он узнаёт это о ком-то, кого он любит. Или он узнаёт о предательстве кого-то, кому он доверял и на кого надеялся. Или еще что-то – наш мир полон плохих вестей. Мы знаем, как это выглядит: даже если физически пока ничего не изменилось, солнце светит все так же, мир выглядит, как он выглядел вчера, но в то же время он полностью изменился, погрузился во мрак, занавешен темной пеленой.

Мы можем представить себе, что такое благая, радостная весть: когда физически ничего не изменилось, трудности остались трудностями и боль – болью, но весь мир стал другим, он залит светом и, что бы ни случилось, это не раздавит нас и не уничтожит – потому что мы знаем что-то бесконечно радостное и утешительное, что-то, на фоне чего все наши горести приобретают совсем другой вид и масштаб.

Мир Иудеи I века отличался от нашего только в сторону большей суровости: большинство людей жили впроголодь, конфликты отличались ожесточенностью, власти – крайней свирепостью. Там было предостаточно плохих вестей. Но у людей была надежда: они ждали хорошей, очень хорошей вести. Настолько хорошей, что она заставит их полностью забыть все их несчастья. Они ждали эту весть долго, очень долго – веками своей кровавой и трагической истории.

Люди жили, страдали и умирали, бывали разбиты и угоняемы в плен, терпели голод и множество бед – но они помнили истину, провозглашенную пророками: наш мир принадлежит Богу. Не фальшивым языческим богам, которым поклонялись в могущественных древних империях, но единому истинному Богу, Который призвал Авраама и заключил с ним завет.

Пророки предвозвещали, что Бог пошлет Спасителя, Мессию, Христа (как мы говорим, используя греческое слово), чтобы избавить и утешить человеческий род. Люди помнили таинственные пророчества о Сыне Человеческом: "Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится" (Дан. 7: 13–14) .

Они благоговейно перечитывали обетования того, что народы обратятся к истинному Богу и даже сама смерть будет уничтожена: "И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!" (Ис. 25: 6–9) .

Сам Бог придЁт, чтобы обитать среди людей: "Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф" (Мал. 3: 1) . И все эти долгие века надежды и ожидания вели к одному событию – и к одному человеку. К Деве из Назарета Галилейского, Марии. Но это можно сказать не только про ветхозаветную историю – вся история человечества шла к тому моменту, когда явится Дева, Которая от лица всего человеческого рода скажет: "Се, раба Господня".

Не только надежды народа Божия, но и всех народов осуществляются в этот момент. Мы видим, что Бог не оставил человеческий род – и что человеческий род не погиб, раз в нем нашлась Дева, способная на эти слова. Благодаря этим словам в наш мир пришел Бог – Бог стал человеком, одним из нас, во всем подобным нам, кроме греха. Теперь мы знаем, что у нас есть спасение, что всех, кто живет в покаянии и вере, ожидает счастье настолько огромное, что мы не смели себе и представить. Истинный Царь пришел, чтобы воспринять нас в Свое Царство.

www.pravoslavie.ru

Загрузка...
Top