Второй семинар – вспомогательные элементы. Относительная система координат Относительная система координат

Москва 2011

Для смены фона листа в AutoCad:


  1. Сервис

  2. настройка

  3. Экран

  4. Цвета

  5. принять > ОК

Выделение объектов

Изобразите несколько отрезков


  1. Выделение объектов возможно либо поочередно либо посредствам прямоугольной области, причем если установить курсор слева и сверху чертежа, то для выделения необходима, чтобы в область объекты попали полностью. Если выделяем снизу справа (то есть с нижнего правого угла), то достаточно захватить лишь некоторые участки выделяемых объектов, и они будут выделены полностью.

2. Для отмены действия нажимаем правую кнопку мыши, и в ниспадающем окне выбираем команду «отменить выбор»


Зумирование – приближение и отдаление чертежа


Понаромирование можно воспользоваться пиктограммой лупа. Нажимаем на данную пиктограмму и когда появится значок (лупа + -), то движение мыши, с удерживание левой кнопки, от себя будет удалять чертеж, а движение к себе будет приближать чертеж.

Выбираем пиктограмму со – ниспадающий список, выбираем объект, который хотим приблизить и нажимаем «пробел».


Если в ниспадающем списке выбрать последнюю пиктограмму «Показать до границ», то на экране отобразятся элементы чертежа.

III. Способ увеличения изображения это быстрый двойной щелчок по колесику мыши.


И третья пиктограмма «показать предыдущий» нажатием на эту кнопку мы возвращаем предыдущее зумирование.


Понарамирование это перемещение по чертежу (возможно также 2 способами) либо нажатием лапки и удерживая правую кнопку мыши, либо удерживая колесико мыши.


Абсолютная и относительная система координат.

Вводя координаты (20,20) подразумевается отступ по оси X на 20мм. И по оси Y на 20мм ., относительно абсолютного нуля.


Вводя, затем координаты (50,50), мы получаем, координаты 2-ой точки все равно относительно начала координаты (то есть обсалютного нуля).


Однако иногда возникает необходимость внести координаты относительно произвольной точки. Для этого вызываем команду «отрезок» и устанавливаем начало отрезка в любой точке экрана (для того, чтобы были видны подсказки необходимо, чтобы был активен динамический ввод) и затем, указанные координаты будут даны относительно произвольно выбранного начала координат.

Для того чтобы убедится в этом входим в меню «Размеры» и «Линейный размер»

И установив эти размеры замечаем, что по оси «Y» - 50мм, Esc, (пробел) и по оси «x» -50мм.

Чтобы построить квадрат со стороной 10мм введем произвольную точку и зададим координаты точек.

Начало координат (-10;0) – нижняя левая точка,

(0; -10) – нижняя правая точка.

(10; 0) –верхняя правая точка,

(0;10) – верхняя левая точка.

Начало координат происходит против часовой, последовательно.


Построить с помощью системы координат следующую фигуру.



X

Y

60 – нижняя горизонтальная прямая

0 - нижняя горизонтальная прямая

20

120 - пересечение нижнего (ромба)

-60

0

40 – правая и левая линия прямоугольника (вертикальная)

30- левая верхняя линия

20 – правая верхняя линия

Полярная относительная система координат

В случае, когда мы хотим задать длину отрезка и угол (альфа) к горизонтали необходимо сначала задать произвольную точку (или координаты заданной точки относительно абсолютного нуля), после чего вводим клавиатуры длину отрезка пред., 60мм, и затем, последовательным нажатием клавиш Shift+
Для отображения размера вдоль горизонтали или вдоль вертикали пользуются меню «Размеры» ͢

«Линейный размер»

Для отображения абсолютной длины

Пользуются меню «Размеры» > Параллельный размер»


Панели инструментов

Рабочее пространство AutoCad начинается с главного меню

Сбоку рабочего листа могут располагаться панели инструментов, отображающие не полным ассортимент команд главного меню, а наиболее часто используемые команды.

Можно добавлять или удалять панели инструментов с рабочего пространства, для того, чтобы добавить какую-либо панель инструментов, щелкаем правой кнопки мыши на любой из пиктограмм верхней панели инструментов и ставим галочку напротив того названия меню, панель инструментов которого мы бы хотели отобразить.


  1. Самая первая верхняя панель инструментов называется «СТАНДАРТ»

  2. Переход от ленточного к классическому AutoCad – у осуществляется посредством панели инструментов « Рабочее пространство»

Сохранение профиля производится через команду «сервис» > «настройка» > (стрелки прокрутки до конца) > «профили» > «добавить» > «Имя»; и если есть желания вставить «описание» > ОК

Черчение 2D фигур (Луч, прямая, отрезок)

Рисование таких примитивов как прямая, луч и отрезок, осуществляется с помощью меню «Рисования» или панели рисования с пиктограммами «прямая», «луч», «отрезок».

Для того, чтобы начертить прямую в AutoCad необходимо щелкнуть на пиктограмм рисование


Начальную точку можно установить либо произвольно либо задав, координаты(x;y). Заметим, что прямая свободно вращается относительно заданной точки, чтобы закрепить прямую необходимо задать либо координаты 2-ой точки, либо длину отрезка и угол (shift +
Для рисования луча, необходимо воспользоваться меню «рисование», т.к. такой пиктограммы в панели рисования нет.

Щелкнув в произвольном месте экрана обращаем внимание на то, что луч также свободно вращается относительно начальной точки.

Зададим координаты второй точки зафиксируем луч определенной длины. Для выхода из режима рисования нажимаем Esc, пробел или Enter. И отрезок, который строится по двум точкам, также вызываем в начале инструментов «отрезок».


AutoCad предлагает нам черчение нескольких отрезков заданным координатам второй точки, принимая за первую точку конец уже начерченного отрезка,

Если в процессе перемещения по экрану всплывают какие-либо подсказки, то эту функцию можно исключить нажатием кнопки «БС» - Быстрые Свойства


Круг и дуга

На панели «Рисования» круг представлен пиктограммой, дуга. Однако воспользуемся меню «Рисования» из ниспадающего списка выберем команду «Круг» -и нажав на стрелку, замечаем несколько способов задание круга:


  1. Центр и радиус

  2. Центр и диаметр

  3. 2 точки

  4. 3 точки

  5. 2 точки касанию, радиус

  6. 3 точки касания


При выборе пиктограммы «круг» нам предлагается выбрать радиус по умолчанию, если необходимо выбрать диаметр, надо щелкнуть правой кнопкой мыши и выбрать команду диаметр, затем ввести с клавиатуры линейный размер диаметра.

Если мы выбираем черчение круга по трем точкам или по двум точкам, то нажав на пиктограмму «круг» щелкаем правой кнопкой мыши и из списка выбираем 3т или 2т.

Способ- это построение окружности по двум точкам касания и радиусу.

Такой способ построения окружности предусмотрен наличие еще двух отрезков, которых должна касаться построенная окружность.

По этому, сначала мы строим 2 отрезка, после чего входим в меню «Рисование» и выбираем команду «ККР», всплывающая подсказка требует «Указать точку на объекте, задающую первую касательную» - наводим курсор на первый отрезок и щелкаем левой кнопкой мыши в произвольной точке, лежащей на отрезке, аналогично поступаем и при выборе второй точки касания, только на этот раз выбираем на втором отрезке.

Радиус окружности может быть принят по умолчанию или задан самостоятельно по средствам ввода его значения с клавиатуры.


Способ – это построение окружности по 3 касательным. Этот способ используется в том случае если необходимо вписать окружность треугольник.

В этом случае сначала строим треугольник из отрезков затем входим в меню «рисование», выбираем команду «три точки касания» и поочередно выбираем все три отрезка.


Если мы рисуем замкнутый контур из отрезков, то можно воспользоваться командой контекстного меню (правой кнопкой мыши) «замкнуть».

Дуга.

Для изображения дуги (части окружности) воспользуемся также меню «рисование» > «Дуга»

Рассмотрим способ рисования дуги через задание «центр, начало, конец» во всплывающей подсказки требуется указать центр дуги, которой можно ввести с клавиатуры в виде координаты точки (X; Y). Затем вводим координаты начало дуги (необходимо помнить, что дуга всегда прорисовывается против часовой стрелки) и вводим координаты конца дуги.


2 способа рисования дуги, центр начало угла.

Во сплывающей подсказки требуется ввести центр дуги, которой можно задать либо произвольным нажатием в любой точки рабочего пространства либо введя координаты точки (20;20), затем вводим координаты начальной точки дуги (X;Y) и затем угол поворота, с учетом прорисовки дуги против часовой стрелки (45 градусов; 90 градусов – 270 градусов).

И последний способ это задание дуги через «центр, начало, длина»

В произвольном месте укажем центр и начало дуги. Под длинной дуги следует понимать длину хорды.


Не менее часто пользуются командой в меню «Рисование» > «Дуга» > «Продолжить»

Для того чтобы воспользоваться командой продолжить, необходима сначало изобразить тот примитив последняя точка которого будет началом дуги.

Путь это будет отрезок, начертив которой входим в мею рисования «Рисование» > «Дуга» > «Продолжить».

Замечаем что изображаеммая дуга привязана к концу отрезка, т.е. к его конечной точки, далее, в зависимости от нашей задачи можно продлевать дугу в любом направлении и до любой длины.

Чаще пользуются данной командой при соприжении двух отрезков.


Контур и область.

Пиктограмма «область» - находится в панели рисования, тогда как пиктограмма контур вызывается только из меню «Рисования». Команда «область» служит для сложения или вычитания примитивов, когда имея в наличии несколько простых примитивов необходимо создать более сложную фигуру. Изобразим на рабочем протранстве прямоугольник и окружность, таким образом, чтобы радиус окружности был бы равен стороне прямоугольника.

Е
сли нам необходимо получить фигуру изображенную на рабочем пространстве то это возможно путем сложения окружности и прямоугольника.

Однако по своему типу окружность является кругом, а прямоугольник – полилинией , как мы знаем, вычитать и складывать можно только однородные величины. Чтобы тип обоих примитивов стал одинаковым, воспользуемся командой «область», предварительно нажав на пиктограмму «область» выбираем все те объекты с которыми мы в дальнейшем будем складывать или вычитать.

Для решения большинства задач в прикладных науках необходимо знать местоположение объекта или точки, которое определяется с помощью применения одной из принятых систем координат. Кроме того, имеются системы высот, которые также определяют высотное местонахождение точки на

Что такое координаты

Координаты - числовые или буквенные значения, с помощью которых можно определить место, где расположена точка на местности. Как следствие, система координат - это совокупность однотипных значений, имеющих одинаковый принцип нахождения точки или объекта.

Нахождение местоположения точки требуется для решения многих практических задач. В такой науке, как геодезия, определение местонахождения точки в заданном пространстве - главная цель, на достижении которой строится вся последующая работа.

Большинство систем координат, как правило, определяют расположение точки на плоскости, ограниченной только двумя осями. Для того чтобы определить позицию точки в трехмерном пространстве, применяется также система высот. С ее помощью можно узнать точное местонахождение искомого объекта.

Кратко о системах координат, применяемых в геодезии

Системы координат определяют местоположение точки на территории задавая ей три значения. Принципы их расчета различны для каждой координатной системы.

Основные пространственные системы координат, применяемые в геодезии:

  1. Геодезические.
  2. Географические.
  3. Полярные.
  4. Прямоугольные.
  5. Зональные координаты Гаусса-Крюгера.

Все системы имеют свою начальную точку отсчета, величины для местонахождения объекта и области применения.

Геодезические координаты

Основной фигурой, применяемой для отсчета геодезических координат, является земной эллипсоид.

Эллипсоид - трехмерная сжатая фигура, которая наилучшим образом представляет собой фигуру земного шара. Ввиду того что земной шар - математически неправильная фигура, вместо нее для определения геодезических координат используют именно эллипсоид. Это облегчает осуществление многих расчетов для определения положения тела на поверхности.

Геодезические координаты определяются тремя значениями: геодезической широтой, долготой и высотой.

  1. Геодезическая широта - это угол, начало которого лежит на плоскости экватора, а конец - у перпендикуляра, проведенного к искомой точке.
  2. Геодезическая долгота - это угол, который отсчитывают от нулевого меридиана до меридиана, на котором находится искомая точка.
  3. Геодезическая высота - величина нормали, проведенной к поверхности эллипсоида вращения Земли от данной точки.

Географические координаты

Для решения высокоточных задач высшей геодезии необходимо различать геодезические и географические координаты. В системе, применяемой в инженерной геодезии, таких различий, ввиду небольшого пространства, охватываемого работами, как правило, не делают.

Для определения геодезических координат в качестве плоскости отсчета используют эллипсоид, а для определения географических - геоид. Геоид является математически неправильной фигурой, более приближенной к фактической фигуре Земли. За его уровненную поверхность принимают ту, что продолжена под уровнем моря в его спокойном состоянии.

Географическая система координат, применяемая в геодезии, описывает позицию точки в пространстве с указанием трех значений. долготы совпадает с геодезической, так как точкой отсчета также будет называемый Гринвичским. Он проходит через одноименную обсерваторию в городе Лондоне. определяется от экватора, проведенного на поверхности геоида.

Высота в системе местных координат, применяемой в геодезии, отсчитывается от уровня моря в его спокойном состоянии. На территории России и стран бывшего Союза отметкой, от которой производят определение высот, является Кронштадтский футшток. Он расположен на уровне Балтийского моря.

Полярные координаты

Полярная система координат, применяемая в геодезии, имеет другие нюансы произведения измерений. Она применяется на небольших участках местности для определения относительного местоположения точки. Началом отсчета может являться любой объект, отмеченный как исходный. Таким образом, с помощью полярных координат нельзя определить однозначное местонахождение точки на территории земного шара.

Полярные координаты определяются двумя величинами: углом и расстоянием. Угол отсчитывается от северного направления меридиана до заданной точки, определяя ее положение в пространстве. Но одного угла будет недостаточно, поэтому вводится радиус-вектор - расстояние от точки стояния до искомого объекта. С помощью этих двух параметров можно определить местоположение точки в местной системе.

Как правило, эта система координат используется для выполнения инженерных работ, проводимых на небольшом участке местности.

Прямоугольные координаты

Прямоугольная система координат, применяемая в геодезии, также используется на небольших участках местности. Главным элементом системы является координатная ось, от которой происходит отсчет. Координаты точки находятся как длина перпендикуляров, проведенных от осей абсцисс и ординат до искомой точки.

Северное направление оси Х и восточное оси У считаются положительными, а южное и западное - отрицательными. В зависимости от знаков и четвертей определяют нахождение точки в пространстве.

Координаты Гаусса-Крюгера

Координатная зональная система Гаусса-Крюгера схожа с прямоугольной. Различие в том, что она может применяться для всей территории земного шара, а не только для небольших участков.

Прямоугольные координаты зон Гаусса-Крюгера, по сути, являются проекцией земного шара на плоскость. Она возникла в практических целях для изображения больших участков Земли на бумаге. Искажения, возникающие при переносе, считаются незначительными.

Согласно этой системе, земной шар делится по долготе на шестиградусные зоны с осевым меридианом посередине. Экватор находится в центре по горизонтальной линии. В итоге насчитывается 60 таких зон.

Каждая из шестидесяти зон имеет собственную систему прямоугольных координат, отсчитываемую по оси ординат от Х, а по оси абсцисс - от участка земного экватора У. Для однозначного определения местоположения на территории всего земного шара перед значениями Х и У ставят номер зоны.

Значения оси Х на территории России, как правило, являются положительными, в то время как значения У могут быть и отрицательными. Для того чтобы избежать знака минус в величинах оси абсцисс, осевой меридиан каждой зоны условно переносят на 500 метров на запад. Тогда все координаты становятся положительными.

Система координат была предложена Гауссом в качестве возможной и рассчитана математически Крюгером в середине двадцатого века. С тех пор она используется в геодезии в качестве одной из основных.

Система высот

Системы координат и высот, применяемые в геодезии, используются для точного определения положения точки на территории Земли. Абсолютные высоты отсчитываются от уровня моря или другой поверхности, принятой за исходную. Кроме того, имеются относительные высоты. Последние отсчитываются как превышение от искомой точки до любой другой. Их удобно применять для работы в местной системе координат с целью упрощения последующей обработки результатов.

Применение систем координат в геодезии

Помимо вышеперечисленных, имеются и другие системы координат, применяемые в геодезии. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Есть также свои области работы, для которых актуален тот или иной способ определения местоположения.

Именно цель работы определяет, какие системы координат, применяемые в геодезии, лучше использовать. Для работы на небольших территориях удобно использовать прямоугольную и полярную системы координат, а для решения масштабных задач необходимы системы, позволяющие охватить всю территорию земной поверхности.

Выполнение полета по заданной воздушной трассе или маршруту с целью вывода самолета на заданный пункт или аэродром посадки требует от экипажа точного знания текущего местоположения относительно земной поверхности. Это требование вытекает из того, что поворотные пункты маршрута полета и аэродром по­садки задаются обычно географическими точками, например наз­ваниями населенных пунктов или их географическими координатами, которые позволяют проложить заданную линию пути на полетной карте или ввести их в программирующее устройство навигационного комплекса.

Зная текущее, соответствующее данному моменту времени место самолета, экипаж может определять правильность выполнения полета: совпадает ли фактическая линия пути с заданной. Исправление возможных уклонений достигается вводом поправок в пилотажный режим, т. е. корректировкой курса и воздушной скорости полета.

Место самолета может быть получено непосредственно и косвенно. Непосредственное определение МС производится по фиксации момента пролета ВС над опознанным ориентиром и с помощью технических средств самолетовождения. В первом случае, как правило, визуально отмечается момент, когда самолет находится строго над каким-либо ориентиром (объектом). Это наиболее надежный способ определения МС. Однако здесь чрезвычайно важно достоверно опознать ориентир, так как ошибка может привести к потере ориентировки.

Непосредственное определение МС с помощью технических средств самолетовождения достигается фиксацией момента пролета над радиолокационным ориентиром или радиомаяком. Косвенное определение МС осуществляется измерением некоторых параметров, например азимута, дальности, высоты небесного светила и т. п., находящихся в функциональной зависимости от взаимного положения ВС и внешнего "источника навигационной информации. В результате измерения получают координаты МС, соответствующие моменту определения, но чаще всего в системе координат, отличной от той, в которой ведется контроль пути (счисление). Они требуют дальнейшего преобразования. В качестве источников позиционной информации используются наземные радиомаяки, визуальные и радиолокационные ориентиры, небесные тела естественного и искусственного происхождения.

Координаты МС, полученные на основании внешней информа­ции, называют абсолютными, так как не зависят от навигационного и пилотажного режимов полета, дальности и продолжительности полета до момента определения МС. Точность абсолютных координат определяется только средствами и условиями измерения, а также взаимным расположением самолета и источника позиционной информации.

В настоящее время находят применение следующие способы определения абсолютных координат: по моменту пролета опорного ориентира; обзорно-сравнительный; координатных преобразований. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, определяемые особенностями самого способа и технической реализации его.

Непрерывный контроль пути в процессе самолетовождения возможен двумя методами: определением абсолютных координат или счислением пройденного пути.

Первый метод может быть реализован при возможности непрерывного получения позиционной информации от внешнего источника. Этого можно достичь примене­нием радионавигационных систем дальнего действия и спутниковых навигационных систем, перекрывающих своими рабочими областя­ми весь предполагаемый район полетов.

Однако в большинстве случаев измеренные абсолютные координаты используют дискретно, т. е. через определенные промежутки времени. Поэтому для непрерывного самолетовождения реализуется второй метод, при котором используются относительные координаты, отсчитываемые от последнего МС, полученного в результате обработки внешней информации. Относительные координаты определяются счислением пути, основанном на интегрировании вектора путевой скорости или ускорений самолета по времени. Следовательно, это дает возможность получать не сами координаты МС, а только лишь приращение их во времени.

Счисление пути позволяет определять координаты МС относительно ранее определенных-абсолютных. Таким образом, в результате счисления пути координаты текущего МС как бы «сохраняются» во времени и пространстве между моментами определения абсолютных координат.

Основной недостаток счисления пути заключается, в том, что только стоит нарушиться системе счисления, например при отказе электропитания навигационного комплекса, как восстановить текущие координаты МС уже невозможно. Для этого необходимо определять абсолютные координаты.

Для счисления пути используется дополнительная информация о курсе, скорости ВС и ветре. Процесс интегрирования (суммиро­вания) вектора путевой скорости приводит к появлению возрастающей ошибки счисления. Поэтому точность самолетовождения в большой степени зависит от продолжительности полета в автономном режиме, в процессе которого МС не уточнялось и абсолютные координаты его не определялись. В этом проявляются связь и раз­личие между относительными и абсолютными координатами. В принципе для надежного самолетовождения абсолютные координаты содержат достаточно навигационной информации, в то время как и информация, содержащаяся в относительных координатах, быстро утрачивается вследствие возрастающих ошибок счисления.

Программирование в абсолютных координатах – G90. Программирование в относительных координатах – G91. Инструкция G90 будет интерпретировать перемещения как абсолютные значения по отношению к активной нулевой точке. Инструкция G91 будет интерпретировать перемещения как приращения по отношению к ранее достигнутым положениям. Эти инструкции являются модальными.

Установка значений координат – G92. Инструкцию G92 можно использовать в кадре без осевой (координатной) информации или с осевой координатной информацией. При отсутствии осевой информации все значения координат преобразуются в систему координат станка; при этом снимаются все компенсации (коррекции) и смещение нуля. При наличии осевой информации указанные значения координат становятся текущими. Данная инструкция не инициирует каких-либо перемещений, действует в рамках одного кадра.

N…G92 X0 Y0 /Текущие значения координат X и Y устанавливаются в нуль. Текущее значение координаты Z остается неизменным.

N…G92 /Снимаются коррекции и смещения нуля.

Выбор плоскости – G17 (плоскость XY), G18 (плоскость XZ), G19 (плоскость YZ). Инструкции определяют выбор рабочей плоскости в системе координат детали или программы. Работа инструкций G02, G03, G05, программирование в полярных координатах, эквидистантная коррекция непосредственно связаны с этим выбором.

Траектории движения (типы интерполяции)

Линейная интерполяция предполагает движение по прямой линии в трехкоординатном пространстве. Перед началом интерполяционных расчетов система ЧПУ определяет длину пути, исходя из запрограммированных координат. В процессе движения осуществляется контроль контурной подачи так, чтобы ее величина не превышала допустимых значений. Движение по всем координатам должно завершиться одновременно.



При круговой интерполяции движение осуществляется по окружности в заданной рабочей плоскости. Параметры окружности (например, координаты конечной точки и ее центра) определяются до начала движения, исходя из запрограммированных координат. В процессе движения осуществляется контроль контурной подачи так, чтобы ее величина не превышала допустимых значений. Движение по всем координатам должно завершиться одновременно.

Винтовая интерполяция представляет собой комбинацию круговой и линейной.

Линейная интерполяция при ускоренном перемещении - G00, G200. В процессе ускоренного перемещения запрограммированное перемещение интерполируется, а движение к конечной точке осуществляется по прямой линии с максимальной скоростью подачи. Скорость и ускорение подачи, по крайней мере для одной оси, - максимальны. Скорость подачи других осей контролируется таким образом, чтобы движение всех осей завершилось в конечной точке одновременно. Пока инструкция G00 активна, движение замедляется до нуля в каждом кадре. Если же в замедлении скорости подачи до нуля в каждом кадре необходимости нет, то вместо G00 используют G200. Значение максимальной скорости подачи не программируют, но задают так называемыми «машинными параметрами» в памяти системы ЧПУ. Инструкции G00, G200 являются модальными.

Линейная интерполяция с запрограммированной скоростью подачи - G01. Перемещение с заданной скоростью подачи (в F слове) по направлению к конечной точке кадра осуществляется по прямой линии. Все координатные оси завершают движение одновременно. Скорость подачи в конце кадра снижается до нуля. Запрограммированная скорость подачи является контурной, т.е. значения подачи для каждой отдельной координатной оси будут меньше. Значение скорости подачи обычно ограничивают настройкой «машинных параметров». Вариант комбинации слов с инструкцией G01 в кадре: G01_X_Y_Z_F_.

Круговая интерполяция – G02, G03. Перемещение в кадре осуществляется по окружности с контурной скоростью, заданной в активном F-слове. Движение по всем координатным осям завершается в кадре одновременно. Эти инструкции модальны. Приводы подачи задают перемещение по окружности с запрограммированной подачей в выбранной плоскости интерполяции; при этом инструкция G02 определяет движение по часовой стрелке, а инструкция G03 – против часовой стрелки. При программировании окружность задают с помощью ее радиуса или координат ее центра. Дополнительная опция программирования окружности определяется инструкцией G05: круговая интерполяция с выходом на траекторию по касательной.

Программирование окружности при помощи радиуса. Радиус всегда задают в относительных координатах; в отличие от конечной точки дуги, которая может быть задана как в относительных, так и в абсолютных координатах. Используя положение начальной и конечной точек, а также и значение радиуса, система ЧПУ прежде всего определяет координаты окружности. Результатом расчета могут стать координаты двух точек ML, MR, расположенных соответственно слева и справа от прямой, соединяющей начальную и конечную точки.

Расположение центра окружности зависит от знака радиуса; при положительном радиусе центр будет находиться слева, а при отрицательном радиусе – справа. Расположение центра определяется также инструкциями G02 и G03.

Вариант комбинации слов с инструкцией G03 в кадре: N_G17_G03_X_Y_R±_F_S_M. Здесь: инструкция G17 означает выбор круговой интерполяции в плоскости X/Y; инструкция G03 определяет круговую интерполяцию в направлении против часовой стрелки; X_Y_ представляют собой координаты конечной точки дуги окружности; R – радиус окружности.

Программирование окружности при помощи координат ее центра. Координатные оси, относительно которых определяется положение центра, параллельны осям X, Y и Z соответственно, а соответствующие координаты центра имеют наименования I, J и K. Координаты устанавливают расстояния между начальной точкой дуги окружности и ее центром М в направлениях, параллельных осям. Знак определяется направлением вектора от А к М.

N… G90 G17 G02 X350 Y250 I200 J-50 F… S… M…

Пример программирования полной окружности: N… G17 G02 I… F… S… M…

Круговая интерполяция с выходом на круговую траекторию по касательной – G05. Система ЧПУ использует инструкцию G05 для расчета такого кругового участка, выход на который из предыдущего кадра (с линейной или круговой интерполяцией) осуществляется по касательной. Параметры формируемой дуги определяются автоматически; т.е. программируется только ее конечная точка, а радиус не задается.

Винтовая интерполяция – G202, G203. Винтовая интерполяция складывается из круговой интерполяции в выбранной плоскости и линейной интерполяции для остальных координатных осей, общим числом до шести круговых осей. Плоскость круговой интерполяции определяется инструкциями G17, G18, G19. Движение по окружности по часовой стрелке осуществляется соответственно инструкцией G202; движение по окружности против часовой стрелки – G203. Программирование окружности возможно как с использованием радиуса, так и с использованием координат центра окружности.

N… G17 G203 X… Y… Z… I… J… F… S… M…

CSS -P, а во-вторых, он поддерживается только браузерами Netscape.

И его программирование на JavaScript - это сплошное "минное поле " между двумя основными браузерами. При просмотре этих страниц следует отдавать себе отчет в том, что для каждого браузера загружается своя страница описания свойств позиционирования и программирования этих свойств.

До появления CSS-P единственным средством относительно точного позиционирования были таблицы. Они позволяли точно расположить компоненты HTML-страницы относительно друг друга на плоскости. CSS-P позволяет точно разместить элемент разметки не только относительно других компонентов страницы, но и относительно границ страницы.

Кроме того, CSS-P добавляет странице еще одно измерение - элементы разметки могут "наезжать" друг на друга.

При этом можно менять порядок "наезда" - перекладывать слои . Чтобы в этом убедиться, достаточно воспользоваться ссылкой из приведенного примера.

Но и это еще не все.

Слои можно проявлять. (открыть)


Рис. 5.1.


Рис. 5.2.

Термин " слой " вместо "блочный элемент разметки " используется здесь по той причине, что он лучше отражает эффект, который достигается за счет позиционирования , а вовсе не в пику приверженцам Microsoft.

Теперь переходим к обсуждению атрибутов позиционирования . (открыть)


Рис. 5.3.


Рис. 5.4.

Координаты и размеры

Стандарт CSS-P позволяет с точностью до пиксела разместить блочный элемент разметки в рабочем поле окна браузера. При таком подходе возникает естественный вопрос: как устроена система координат , в которой автор страницы производит размещение ее компонентов.

CSS-P определяет две системы координат : относительную и абсолютную . Это позволяет обеспечить гибкость размещения элементов как относительно границ рабочего поля окна браузера, так и относительно друг друга.

Блоки - это не абстрактные точки, которые не занимают на плоскости страницы места. Блоки представляют собой прямоугольники, которые "заметают" площадь . Текст и другие компоненты страницы под блоком становятся недоступны пользователю, поэтому линейные размеры блока имеют для создания HTML-страниц не меньшее значение , чем его координаты .

При использовании " абсолютных " координат точка отсчета помещается в верхний левый угол родительского блока (например, окна браузера), а оси X и Y направлены вправо по горизонтали и вниз по вертикали, соответственно:


Рис. 5.5.

Если в этой системе координат некоторый блочный элемент должен быть размещен на 10 px ниже верхнего обреза рабочей области браузера и на 20 px правее левого края рабочей области браузера, то его описание будет выглядеть следующим образом:

Example { position:absolute;top:10px; left:20px; }

В данной записи тип системы координат задан атрибутом position (значение - absolute ), координата X задана атрибутом left (значение - 20 px ), координата Y - атрибутом top (значение - 10 px ).

Атрибуты top и left определяют координаты верхнего левого угла блока в абсолютной системе координат . (открыть)


Рис. 5.6.

Значения координат могут быть и отрицательными. Для того, чтобы убрать из отображаемой области блок с линейными размерами 100 px (высота) на 200 px (ширина), достаточно позиционировать его следующим образом: (открыть)

Example { position:absolute; top:-100px;left:-200px; width:200px;height:100px; }


Рис. 5.7.

Абсолютное позиционирование применяется тогда, когда либо все содержание страницы должно быть доступно без скроллинга ("прокрутки"), либо когда элементы разметки находятся в начале страницы и их взаимное расположение важно с точки зрения дизайна, например, для использования всплывающих меню.

Данная координатная система позволяет разместить блоки на странице в координатах охватывающего их блока. Преимущества такой системы координат очевидны: она позволяет сохранять взаимное расположение элементов разметки при любом размере окна браузера и его настройках по умолчанию.

В качестве точки отсчета в этой системе координат выбрана точка размещения текущего блока по умолчанию. Ось X при этом направлена горизонтально вправо, а ось Y - вертикально вниз.

Чтобы задать координаты блока, в этой системе применяют запись типа: (открыть)

Этот блок находится в точке отсчета относительных координат
А этот блок смещен вправо на 50px


Рис. 5.8.

Для работы с относительной системой координат лучше пользоваться универсальными блоками DIV . Это связано с тем, что в Netscape Navigator, например, параграф не может содержать параграфов. Любой блок немедленно закрывает параграф, следовательно, вложить в него что-либо нельзя.

В относительной системе

Загрузка...
Top