Егэ по истории вторая часть как решать. Егэ по истории

Подготовка к ЕГЭ по истории становится более эффективной не только при тщательном изучении материала, но и при предварительном знакомстве с типичными тестами и заданиями части С. Данный раздел сайта поможет будущим выпускникам понять структуру заданий ЕГЭ и подготовить алгоритм решения самых сложных пунктов экзамена. Часть С предполагает ответ в свободной письменной форме, что достаточно сложно для учеников. Формат ЕГЭ включает вопросы по наиболее важным периодам истории России – каждое задание имеет закреплённую за собой научную область. Именно поэтому заранее ознакомленный с несколькими вариантами теста ученик способен выполнить задания на экзамене корректно.

  • - Чаще всего в части А встречаются вопросы о ключевых датах отечественной и всемирной истории, об основных положениях важнейших исторических документов и об общей направленности общественных движений. Практически все вопросы касаются истории ХХ в.
  • - Представлены тезисы ответов на задания уровня С-7 по истории. Для получения высокого балла во время экзамена необходимо взять эти тезисы за основу и на их базе составить подробное изложение событий и обосновать собственное отношение к ним.
  • - Работа с заданиями уровня С-6 предполагает, что экзаменуемый не только опишет действительный ход событий, но и объяснит, какие варианты действий существовали и почему из множества возможностей был выбран именно данный сценарий действий.
  • - Вопросы из части С-5 требуют лаконичных ответов, содержащих сравнение двух исторических явлений. Для удобства подготовки абитуриента ответы представлены в виде таблиц, однако на самом экзамене ответ следует давать в виде связного текста.
  • - Вопросы из раздела С-4 требуют кратких ответов. Абитуриент должен перечислить характерные черты общественного движения, результаты исторического события, партии, сформировавшие правительство и т. п. Ответы должны быть чёткими и исчерпывающими.

Подготовка к ЕГЭ по истории становится более эффективной не только при тщательном изучении материала, но и при предварительном знакомстве с типичными тестами и заданиями части С. Данный раздел сайта поможет будущим выпускникам понять структуру заданий ЕГЭ и подготовить алгоритм решения самых сложных пунктов экзамена. Часть С предполагает ответ в свободной письменной форме, что достаточно сложно для учеников. Формат ЕГЭ включает вопросы по наиболее важным периодам истории России – каждое задание имеет закреплённую за собой научную область. Именно поэтому заранее ознакомленный с несколькими вариантами теста ученик способен выполнить задания на экзамене корректно.

  • - Чаще всего в части А встречаются вопросы о ключевых датах отечественной и всемирной истории, об основных положениях важнейших исторических документов и об общей направленности общественных движений. Практически все вопросы касаются истории ХХ в.
  • - Представлены тезисы ответов на задания уровня С-7 по истории. Для получения высокого балла во время экзамена необходимо взять эти тезисы за основу и на их базе составить подробное изложение событий и обосновать собственное отношение к ним.
  • - Работа с заданиями уровня С-6 предполагает, что экзаменуемый не только опишет действительный ход событий, но и объяснит, какие варианты действий существовали и почему из множества возможностей был выбран именно данный сценарий действий.
  • - Вопросы из части С-5 требуют лаконичных ответов, содержащих сравнение двух исторических явлений. Для удобства подготовки абитуриента ответы представлены в виде таблиц, однако на самом экзамене ответ следует давать в виде связного текста.
  • - Вопросы из раздела С-4 требуют кратких ответов. Абитуриент должен перечислить характерные черты общественного движения, результаты исторического события, партии, сформировавшие правительство и т. п. Ответы должны быть чёткими и исчерпывающими.

Умение работать с историческим источником — эта одна из базовых компетенций, которая проверяется у выпускника, сдающего историю ЕГЭ, участвующего в олимпиаде или творческом историческом конкурсе. Великий Шарль Монтескье отмечал, что «История - это ряд выдуманных событий по поводу действительно совершившихся». Наша задача — уметь оценивать исторический текст с позиций объективности и выполнять задания к нему.

Это разбор заданий к темам курса, посвященным внутренней политике Ивана Четвертого Грозного:

Исторический текст на ЕГЭ по истории

Что такое исторический текст в формате ЕГЭ по истории 2018? Это ряд заданий, которые проверяют умения выпускника работать с информацией, которая представлена в явном и неявном виде. Например, здесь может быть представлен отрывок из , труда историка, мемуаров исторического деятеля или отзыва очевидца событий.

Исторические тексты (или их отрывки) встречаются во всех частях — части 1 (тестовой) и части 2 (письменной, аналитической).

Давай посмотрим, например, как это выглядело в КИМах ЕГЭ по истории 2014. Вас могут попросить просто назвать год, когда происходили описываемые в тексте события, а могут и предложить самостоятельно оценить происходящее, найти нужные характеристики в тексте с помощью контекстного поиска, а могут и на основании собственных знаний попробовать проанализировать причины, итоги описываемого.

Итак, задание из «боевого» КИМа ЕГЭ по истории 2014 части А на работу с историческим текстом. В это задание 6.

И сразу обсудим методику работы с ним! Выделяем ключевые слова — , видим в тексте описываемый произвольный террор. Понимаем, что речь идет об Иване IV Грозном.

Теперь проверяем себя, отбрасывая другие предлагаемые нам персонажи в сторону:

1. Василий Шуйский не был опричником, да и царем в период опричнины, естественно, тоже, он правил уже в эпоху с 1606 по 1610 годы.

2. Борис Годунов, как раз опричником был, но в это время страной, конечно, не правил. А царем он станет уже после смерти сына Грозного Федора Иоанновича, последнего Рюриковича на престоле в 1598 году.

3. Дед Ивана IV Иван III Царем вообще не был, он называл себя государем и самодержцем, но первым царский титул принял все-таки его своенравный внук.

Итак, ответ 4.

Еще одно задание из КИМов реального ЕГЭ по истории, теперь части 1. Напомним, что в теперь это задание 7:

Также работаем прямо в тексте КИМа , не забываем, что это наш черновик на ЕГЭ. Вычеркиваем события (вернулись в царствующий град , война с германцами) , имена (Сильвестр, Адашев, князь Владимир , царица Анастасия ), которые позволят нам определить описываемый в источнике период времени. Снова мы видим титул Царь, теперь нам дается несколько имен представителей Избранной Рады Ивана Грозного. Итак, в описании период правления Ивана IV.

Теперь подставляем предложенные нам варианты ответов, ищем верные три из них с помощью текста, логики и наших знаний.

Мы видим, что описание событий идет от первого имени, это письмо Ивана Четвертого к Андрею Курбскому, его другу и фавориту, а затем беглому изменнику. Царь пишет о начале Ливонской войны («… с германцами») — так тогда называли рыцарей Ливонского ордена. Интересно, что при работе с такими текстами стоит учитывать то, как называли иностранцев или представителей конкретного народа в России в разные периоды. Так, ляхи — это поляки, фрязь (при Иване III — Василии III) — итальянцы, немцы — вообще все иностранцы в России XVII — XVIII веков. Вариант 1, таким образом, верен, так как и , и начало (1558-1583) пришлись на 1550-е годы.

В тексте также идет речь о присяге («целовали крест не искать себе иного государя» ), и о том, как в ситуации болезни Ивана в 1553 году знать и деятели Рады не пожелали присягать малолетнему первенцу Ивана от его первой и любимой жены Анастасии Романовой (умерла в 1560 году) Дмитрию. Позже он женится еще на 5-6 женщинах (историки спорят…), но разврат с этих пор станет неотъемлемой частью жизни Царя. Итак, мы видим, что ответы 2 и 5 тоже верны.

Теперь проверим себя. Вариант 3 не верен, так как Ливонская война закончилась в 1583 году , а не в 1598. Князь Владимир Старицкий был убит опричниками Ивана Грозного в 1569 году, Царем он, соответственно не стал, после Ивана правил его сын Федор. Вариант 4 не верен. Ну и участники событий текста, как уже было выше сказано, входили в , а не в (это кружок друзей Александра I). Вариант 6 не верен.

И наш ответ, который мы запишем в бланк БЕЗ ПРОБЕЛОВ И ЗАПЯТЫХ 125.

Тексты в части 2 ЕГЭ по истории. Правление Ивана Грозного

В аналитической части 2 ЕГЭ по истории работе с историческим текстом отводится блок заданий 20-22. Давайте посмотрим, как выглядит образец подобного блока заданий ЕГЭ прежних лет (еще с делением на части А,В и С):

Итак, нам предлагают прочитать текст и выполнить три задания. Для начала посмотрим о чем текст? Он рассказывает нам о правлении Ивана Грозного и об итогах его внутренней политики. Особое внимание в отрывке уделяется опричнине и ее последствиям. Отметим, что современные историки оценивают опричнину именно как реформу , хоть и с неудачными результатами.

Теперь, когда мы определили смысл текста, посмотрим на предлагаемые нам вопросы.

Прежде всего обратим внимание, что даже если мы «опознали» сам текст, нам нужно четко придерживаться правил оформления задания и выполнить все требуемые элементы. Так, если от нас требуют написать десятилетиЯ в задании 21 то, например, 1560-е не подойдет. Вспомним, что опричнину Иван Грозный отменил в 1572 году, поэтому мы напишем промежуток 1560-1570-е годы.

Как мы видим, в данном тексте часть всех трех заданий решается контекстным поиском. Здесь от Вас потребуется только внимательность. Не следует думать, например, что ответ к заданию С1 скрыт в начале текста, как Вы видите, здесь он находится в конце. Мы нашли слово ПУТЬ (как и было сформулировано задание С1), и дальше нашли, что первый путь, по мнению историков заключался в форсированной централизации — опричнине . А второй — в реформах Избранной Рады.

Теперь формулируем наш ответ, который мы рекомендуем оформлять наиболее приближенно к тексту, так здесь просили именно с ним поработать.

20. События относятся к 1560-1570-м гг.

Историки рассматривают два пути развития реформ Ивана Грозного:

1) Опричнина.

2) Последовательный и плодотворный путь структурных реформ, по которому шла Избранная Рада.

Далее, посмотрим на задание 22. Здесь ключевое слово, к которому привязывается задание СОПРОВОЖДАЛИСЬ. То есть шли одновременно, а не становились последствием. Это тоже важное умение — отличать факты от их причин и последствий. Авторы перечисляют разорение, разруху, террор, (даты действительно пересекаются), эпидемию чумы.

Более чем достаточно для требуемых трех явлений, но нам нужно выбрать еще как минимум одно на основе знаний по истории (так требует задание). Вспомним, например, что крестьяне центра и северо-запада, разоренных опричниной и войной, массово уходили от своих хозяев на окраины юга, становясь казаками. Это вызовет в конце правления Ивана Грозного временный (а потом и постоянный) запрет перехода к другому владельцу.

Теперь формулируем ответ, отмечаем каждый элемент, не пишем в строчку, так как никто не заставит потом эксперта ЕГЭ при проверке посчитать это за один верный элемент (подстраховываемся от нюансов ручной проверки части 2).

21. Опричнина сопровождалась следующими явлениями:

1) Разорение крестьян и разруха;

2) Террор, убийства бояр, знати, духовенства;

3) Ливонская война;

4) Массовым бегством крестьян на южные границы страны.

Теперь давайте посмотрим, как эксперты проверяют Ваши письменные задания. Они получают критерии ответов, и затем оценивают, насколько близко к ним находятся ответы выпускника. При несовпадении, оценивают логику, кругозор ответа. Поэтому мы и добавили «убийства бояр, знати, духовенства «. Посмотрим, выполнили ли мы критерии:

В критериях мы видим три элемента ответа, которые мы указали. Ливонская война, безусловно, тоже хронологически «сопровождала» войну. Мы претендуем на максимальный балл за это задание — 2. Кстати, за каждое из заданий С1-С3 максимальный балл, который может получить выпускник — 2. Всего этот блок несет в себе 6 первичных баллов , почти 10% всех Ваших баллов ЕГЭ.

И, задание 22 . Здесь ключевое слово для поиска ответов — РЕЗУЛЬТАТЫ (опричнины). То есть это то, к чему ПРИВЕЛА опричнина. Смотрим в текст — утверждение наиболее жестких форм крепостничества, становление деспотического режима, а главное — , системный кризис общества, в котором сошлись все кризисные явления в стране конца XVI века. Запомним, что это и есть главный итог

Прибавим свои знания. Мыслим логично. Террор и убийства могли привести к сокращению населения страны. Не решение властью проблем логично всегда приводит к потере власти доверия со стороны населения (легитимности , как говорят политологи).

Формулируем ответ. Помним, что он должен быть досконально понятен эксперту, проверяющему Вашу работу.

22 . Результатами опричнины стало:

1) Становление деспотического режима;

2) Потеря легитимности власти;

3) Утверждение наиболее жестких форм крепостничества ;

4) Смутное время как системный кризис русского общества.

Снова посмотрим на критерии экспертов:

И снова все верно. Таким образом, подведем некоторые итоги.

Как работать с текстом ЕГЭ по истории?

1. При работе с текстом ЕГЭ по истории необходимо выделять в нем ключевые мысли, имена, даты — все, что может помочь идентифицировать события, описывающиеся в нем, период, о котором идет речь или его создания.

2. Работайте прямо в КИМе, не теряя время на переписывание на черновик.

3. Внимательно прочитайте задание, определите, что именно от Вас требуется и сколько элементов ответа нужно дать.

4. Показываем при ответе в письменной части 2 свои знания и эрудицию, по возможности применяем термины.

5. Выписывайте ответ максимально формально приближенно к заданию, так чтобы эксперт четко видел, на какой элемент задания Вы даете ответ.

6. Нумеруйте элементы ответа, если это дано в формулировке задания.

7. И помните, что глубокие знания истории — залог успешного выполнения текстовых заданий ЕГЭ по истории.

И, как всегда, Ваше домашнее задание. Выполните, применяя Ваши знания, закрепленные сегодня, и полученные умения, задание 7 из ЕГЭ по истории 2014 года:

Как всегда, ваши ответы мы ждем в комментариях к этому разбору и в обсуждениях нашей группы

Доброго времени суток, друзья!

Сегодня на повестке дня у нас довольно важная тема – работа с историческими источниками. Многие выпускники почему-то не уделяют ей должного внимания, не понимая, что по своей глупости они могут потерять до 11 первичных баллов в общей сумме, из которых 5 баллов относятся к первой части, а остальные 6 – ко второй (задание №6 оценивается в 2 балла, задание №10 — 1 балл, задание №12 — 2 балла, каждое задание №20-22 — 2 балла).

Как апробировать исторический источник?

Итак, что же делать, чтобы не попасть в просак и получить свои заветные баллы на ЕГЭ?
Одним из важнейших пунктов является внимательность! Чаще всего именно ее отсутствие приводит к плохим результатам.

В первую очередь, нужно внимательно прочитать задание. Понять каждое слово. По мере чтения текста подчеркивайте слова, которые вы считаете ключевыми (ключевые слова – это опорные фрагменты, которые несут на себе содержательную нагрузку всего текста. Ключевыми словами могут быть названия рек и городов, имена князей, названия органов государственной власти и т.д.).

После того, как вы все внимательно изучили, выделили ключевые слова, нужно попытаться понять, что перед вами за документ (его название), что за событие описывается и к какому периоду оно относится.
Далее прочитайте сам вопрос. Прочитайте еще раз вопрос. И даже можно еще раз. Читайте до тех пор, пока точно не поймете, что от вас хотят. И теперь, когда вы это поняли, можно на него отвечать.
Разоберем все на конкретном примере.

Перейдем к практике

Из исторического источника.
«В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси... Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».


20. Приведите название документа и имя его автора. О событиях какого века
говорится в документе?
21. О каком событии идёт речь в отрывке? Что послужило его причиной? Укажите не менее двух причин.
22. Каковы были последствия описанного в историческом источнике события? Назовите не менее трёх последствий.

Сначала ВНИМАТЕЛЬНО читаем данный документ. И по ходу выделяем ключевые слова.
Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву.
Пошли за море к варягам.
Рюрик, Синеус, Трувор.

Анализируем всю полученную информацию. Понимаем, что речь идет о призвании варягов на Русь 862 г. Документ – Повесть Временных Лет.

И теперь начинаем отвечать на поставленные перед нами вопросы.

Как перевести год от Сотворения мира в новое летоисчисление?

Но, конечно, как бы вы не исследовали этот источник, ответить правильно без подключения своих исторических знаний вам вряд ли удастся. Поэтому включаем мозг, отвечаем на вопросы и получаем свои 6 первичных баллов.
Небольшой лайфхак. Читая представленный текст, вы возможно задали себе вопрос: «Что это за год такой – 6370?». Это год от сотворения мира. И чтобы перевести данное число в более понятную для нас форму, нужно вычесть 5508. Т.е. 6370—5508=862 год.

Подведем итоги

Рассмотрим еще пример?

Из исторического очерка В. Б. Кобрина.
«Кандидатура представителя семьи Романовых устраивала разные слои, и даже классы общества. Для боярства Романовы были свои - выходцы из одного из самых знатных боярских родов страны. Их считали своими и те, кто был близок к опричному двору..., но и пострадавшие не чувствовали себя чуждыми этому семейству; среди его членов встречались казнённые и опальные в годы опричнины, сам Филарет оказался в сеннике при бывшем опричнике Борисе Годунове. Наконец, Романовы пользовались большой популярностью среди казачества, с ними связывались многие иллюзии, и длительное пребывание Филарета в Тушине... заставляло и бывших тушинцев не опасаться за свою судьбу при новом правительстве. Поскольку Филарет возглавил в своё время делегацию, которая пригласила на русский трон Владислава, то и сторонники польского королевича не беспокоились за своё будущее при Романовых».

20. О каком событии идёт речь в документе? В каком году оно произошло и чем было вызвано?
21. Почему предпочтение было отдано Романовым? Укажите не менее трёх аргументов?
22. Какие обстоятельства предшествовали началу правления династии Романовых на русском престоле? Укажите не менее трёх положений.
Первое, что бросается нам в глаза – это, конечно, фамилия – Романовы. Сразу можно сделать вывод о том, что речь идет о 17 веке или последующих. Но там написано кандидатура. Это говорит о том, что происходило только воцарение новой династии. Т.е. 1613 г.

Совсем не сложно.

На все вопросы, я думаю, вы сможете ответить сами.
Удачной подготовки!

Хотите разобраться со всеми темами курса истории? Записывайтесь на обучение в школе Ивана Некрасова с юридической гарантией сдачи экзамена на 80+ баллов!

С уважением, Иван Некрасов

«Методика работы и подготовка учащихся 11 классов к успешной сдаче ЕГЭ по истории: часть С»

Учитель истории и обществознанияЛясенко Л.А.

Наиболее трудной является третья часть теста (часть С) , включающая 7 заданий . К каждому из этих заданий необходимо написать развернутый ответ в свободной форме на специально предназначенном для этого бланке. Уровень сложности заданий, содержащихся в этой части теста, можно сопоставить уровню предметных олимпиад.

1. При подготовке к ЕГЭ особое внимание надо уделить заданиям на группировку, классификацию событий и явлений, определение хронологической последовательности.

2. Зубрежка не приветствуется, но даты учить надо.

3. Больше всего ошибок в ответах на вопросы по развитию культуры и быта, истории общественной мысли, политических партий и движений, периоду после 1945 года. Учите!

4. Продолжительность ЕГЭ по истории - 3,5 часа (210 минут). Правильно рассчитывайте силы и время!

Многие западные историки считают Советский Союз виновником развязывания «холодной войны» во второй половине 1940-х гг.

Какие другие оценки причин возникновения «холодной войны» вы знаете? Какую из оценок вы считаете наиболее убедительной? Приведите не менее трех фактов, положе-ний, которые аргументируют избранную вами точку зрения.

Словарь задания С5

Альтернатива - каждая из исключающих друг друга возможностей.

Аргументация - приведение доводов, аргументов; совокупность аргументов в пользу чего-либо.

Версия - одно из нескольких, отличных друг от друга изложений или объяснений ка-кого-либо факта, события.

Оценка - мнение о ценности, уровне или значении кого-чего-нибудь.

Точка зрения - чье-нибудь мнение, взгляд на что-нибудь.

ЕГЭ по истории в рамках заданий С5 от-части можно рассматривать как научную дискуссию , целью которой не является «же-лезное» доказательство «правильной» идеи или демонстрация «твердости своих убеждений». Дискуссия ценится за умения обоснованно совершать выбор сре-ди различных, часто альтернативных, точек зрения, терпимо относиться к факту сущес-твования разных идей, представлений и оценок.

Алгоритм решения С5

1. Внимательно прочитать задание.

2. Переструктурировать текст задания в опорную схему:

2.1. Уточнить проблему дискуссии (проб-лемный вопрос), по возможности конкретизировать ее признаки: время обсуждения, участники, ключевые понятия («холодная война, «Великие реформы», «нэп» и т.д.);

2.2. Проверить точность сформулиро-ванной проблемы в перекрестном «дозна-нии» первого вопроса С5;

2.3. Указать, сколько других точек зре-ния требуется привести(одну или две) по данной проблеме;

2.4. По аналогии сформулировать дру-гую (две другие) точку зрения (первый этап работы);

Будьте внимательны! Носителями аль-тернативного мнения выступают предста-вители противоположных идейных тече-ний, социальных групп, враждующие сто-роны конфликтов, крайние политические партии и т.п.

Компромиссная позиция в спорном вопросе возможна в примире-нии крайних взглядов.

2.5.Проанализироватьвариативные (альтернативные) версии и выбрать одну из них для обоснования(на схеме нужную версию можно подчеркнуть или указать стрелкой - второй этап работы);

2.7. Указать, сколько аргументов требу-ется привести для аргументации выбран-ной точки зрения;

2.8. Сформулировать положения, обос-новывающиевыбраннуюточкузрения (третий этап работы).

Будьте внимательны! Аргументы в за-щиту той или иной точки зрения не долж-ны сводиться к конкретным (частным) ис-торическим примерам (фактам-событиям). В лучшем случае они должны быть проана-лизированы, обобщены и представлены с вытекающими из них следствиями, имею-щими прямое отношение к существу аргу-ментируемой позиции.

3. Познакомиться с критериями оцени-вания заданий с развернутым ответом. Сравнить эталон ответа со своим вариан-том по следующим линиям:

3.1. Элементы ответа в пункте «другие версии, альтернативные приведенной в за-дании». Возможно, что вы указали те же по-ложения, только другими словами. Важно, чтобы смысл вашего варианта ответа строго соответствовалзаданию,т.е.относился к указанной в нем проблеме дискуссии;

3.2. Наличие в вашем ответе четкого указания на выбранную для аргументации точку зрения;

3.3. Элементы ответа в пункте «привести аргументы...». Возможно, что приведены другие доводы, не указанные в эталоне от-вета. Проверьте, действительно ли все ваши аргументы относятся к данной точке зрения, убедительно защищают ее, связаны с нею объективными причинно-следственными отношениями;

3.4.Формулировкиответов впункте «другие версии...». Постарайтесь формули-ровать иные версии кратко, лаконично (суть идеи), без объяснения причин и мотивов подобных суждений, без оценок последних;

3.5. Формулировкиаргументов.Они формулируются в виде простых разверну-тых предложений:

а) на основе обобщения совокупности конкретных исторических событий, с указанием вытекающих из них следствий («От-каз СССР и под его давлением стран Вос-точной Европы от принятия плана Мар-шалла еще более углубил противостояние двух групп государств»);

б) в виде тенденций, характерных для политики: деятельности сторон с точки зрения дискутируемого вопроса («Послево-енная внешняя политика США и их союз-ников была направлена на установление своего лидерства в мире»).

С5 . Некоторые историки, характеризуя социальную направленность реформы 1861 г., высказывают суждение, что реформа 1861 г. была проведена в интересах дворян.

Какое другое суждение о социальной направленности реформы 1861 г. вам известно? Какое суждение вы считаете наиболее убедительным? Назовите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранное вами суждение.

Версия 1 «дворянская»:

1)дворяне применяли труд временно-обязанных крестьян

2) дворяне получили высокие выкупные платежи (обобщение фактов или теорети-ческий вывод на основе анализа Положений об освобождении крестьян);

3) значительная часть дворян получили отрезки крестьянской земли(обобщение фактов или теоретический вывод на основе анализа Положений об освобождении крес-тьян);

4) дворяне остались привилегирован-ным сословием (вывод-обобщение).

Версия 2 «крестьянская»:

1) крестьяне были освобождены от кре-постной зависимости

2) крестьяне получили право распоря-жаться своим имуществом (факт, зафикси-рованный в Положении 1861 г.);

3) крестьяне получили право заключать сделки (выступать как юридическое лицо)

4) крестьяне получили право перехо-дить в другие сословия (мещан, купцов) (факт,зафиксированныйвПоложении 1861 г.);

5) в некоторых губерниях крестьяне по-лучили часть помещичьей земли (обобще-ние фактов-событий, ситуаций в отдель-ных регионах страны)

Версия 3 «компромиссная»:

1) крестьяне были освобождены от кре-постной зависимости (теоретический вы-вод-обобщение);

2)но крестьяне вынуждены были вы-плачивать выкупные платежи и нести по-винности в пользу помещиков (факт, за-фиксированный в Положении 1861 г.);

3) дворяне лишились возможности ис-пользовать даровой труд крепостных крес-тьян (теоретический вывод-обобщение);

4) дворяне получили возможность на-править выкупные платежи на перестройку собственного хозяйства (обобщений фак-тов-событий, моделируемых на основе Поло-жения 1861 г. ситуаций).

1) для боярства Романовы - потомки старинного боярского рода;

2) для казачества Михаил Романов - сын патриарха Филарета, долгое время находив-шегося в тушинском лагере и связанного с казаками;

3) для крестьянства,посадских людей Михаил Романов был «природным царем», символомнациональнойнезависимости и православной веры.

С5 . Некоторые историки утверждают, что в результате вхождения в состав Россий-ской империи среднеазиатских земель в 1860-1880-х гг. были законсервированы тради-ционные устои жизни народов, населявших эти государства.

Какие другие суждения по вопросу о последствиях вхождения Средней Азии в состав Российской империи вам известны?

Какое суждение вы считаете более убедительным? Назовите факты, положения, кото-рые могут служить аргументами, подтверждающими избранное вами суждение.

Ответ.

Вхождение Средней Азии в со-став Российской империи имело положи-тельные аспекты.

Во-первых, происходит обмен опытом между русскими и среднеа-зиатским населением. А это и слияние тра-диций, приобретение чего-то нового для российской культуры.

Во-вторых , меняет-ся демографическая ситуация: население растет, происходят смешанные браки.

В-третьих , это и территориальное рас-ширение Российской империи, освоение новых земель, природных богатств, что, несомненно, пополняет кладовую ресурсов (кстати, и людских ресурсов тоже). Поэто-му я придерживаюсь данной точки зрения.

Может быть приведено другое суждение, например:

В результате вхождения государствСредней Азии в состав Российской империи были проведены преобразования, менявшие традиционные устои жизни.

При выборе суждения, изложенного в задании

Сохранились существовавшие ранее государственные образования Бухарский эмират и Хивинское ханство (над ними установился протекторат России);

По-прежнему в жизни среднеазиатских обществ большое значение сохраняла местная знать;

Социальный состав местного населения мало изменился;

Сохранились многие традиционные религиозные верования;

Сохранились привычные нормы жизни, быта

При выборе другого суждения:

Отменено рабство;

Прекратились междоусобные войны;

Началось строительство путей сообщения;

Началось строительство современных оросительных систем;

Были открыты школы;

Созданы возможности для приобщения к достижениям российской и мировой культуры, взаимного культурного влияния народов Средней Азии и России;

Были проведены прогрессивные преобразования при сохранении ряда традиционных устоев жизни.

Свободные, открытые задания части С , безусловно, лучшая и перспективная форма итоговой аттестации учащихся по истории. Но разработчикам КИМов предстоит еще серьезная работа над формулированием за-даний и критериев эталонных ответов, что-бы работы выпускников представляли собой яркие индивидуальные размышления, а не добротные «статистические отчеты» или «расписания поездов» (А. Аверченко).

Спасибо за внимание!

Желаю творческих успехов и учителям, и их ученикам!

Загрузка...
Top