Католики отметят праздник взятия на небо пресвятой девы марии. Успение пресвятой богородицы у западных христиан 15 августа какой праздник у католиков

Сегодня мы празднуем уникальное окончание земной жизни одной из самых уникальных женщин, когда-либо живших на земле: Девы Марии, Матери Иисуса Христа.

О празднике

Празднование Успения Пресвятой Богородицы (Assumptione Beatae Mariae Virginis) посвящено воспоминанию телесного вознесения на небеса Божией Матери Марии. Этот праздник в католической церкви имеет статус торжества (высшая степень в иерархии католических праздников) и отмечается ежегодно 15 августа. На Востоке и на Западе Европы он имеет различные названия. Греки называли его «Koimesis» - «Погружение в сон» (на церковно-славянском — Успение). В Западной Европе закрепилось латинское название «Assumptione» - «взятие», «принятие», поэтому среди русских католиков латинского обряда используется наряду с устоявшимся в русской традиции «Успением» название «Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу». Ранние христианские памятники содержат различные и, зачастую, противоречивые сведения о том, где и как долго жила Богоматерь после окончания земной жизни Христа.

Говорить о Марии трудно, поскольку никто не может себе представить ту полноту благодати, которой Она была наделена. Её доверие и упование на Бога было безграничным. С Её верой не сравнится ни вера патриархов, ни пророков, ни даже Иоанна Крестителя. Она единственная уповала на Бога всецело.

Это была вера зрелой женщины, с присущей ей простотой невинного ребенка, разум которой не был замутнён грехом. Когда архангел Гавриил открыл ей Божий замысел, Мария рассуждала в своем сердце, а не в разуме, как это делаем мы. Она верила, что Бог не будет требовать от неё невозможного (хотя, по-человеческим меркам, это полностью противоречило логике), поверила, что раз Бог Сам был создателем этого замысла, то Он и позаботится о его благополучном исполнении.

Исходя из жизненного опыта, видим, что нам так далеко до совершенства Девы Марии в подражании Христу. Ведь Она свободна от первородного греха. Тем не менее каждый из нас призван сочетать в себе доверие ребёнка с рассудительностью старца и стараться дабы наша веры была похожей на веру Марии.

Святая Тереза Младенца Иисуса однажды полушутя сказала: «Мне больше повезло, чем Деве Марии, поскольку у Неё не было Небесной Матери, которую Она могла бы любить всем сердцем, а у меня есть». Нам не дано достичь совершенства Девы Марии, но нам дана Она Сама, чтобы помочь нам исполнить Божью волю.

История праздника

Начиная с 5-го века нашей эры, ещё в древнем Лекционарии Иерусалима — 15 августа начали называть днем Марии, Матери Божьей. В начале шестого века в Палестине и Сирии этот день отмечали как праздник Успения Пресвятой Богородицы. Символом этого праздника стал переход Марии от этого мира к небесам. По преданию, Бог взял Марию на небо с душой и телом. Император Маврикий объявил этот праздник обязательным на всей территории Восточной империи. В Иерусалиме празднование проходило в храме, расположенном рядом с Гефсиманским садом, где находился гроб, из которого, как считалось, Мария была взята на небо.

В Европе первоначально праздник Марии прижился сначала во Франции, но праздновали его 18 января. Только в 6 веке этот праздник стали отмечать 15 августа, а в конце седьмого века, Папа Сергий I, родом из Сирии, переименовал его в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Характерной особенностью празднования этого дня было шествие, которое начиналось от церкви святого Адриана, расположенной на Римском форуме до базилики Санта Мария Маджоре. В следующем столетии праздник переименован на Успение Пресвятой Девы Марии. Такое название мы находим в Григорианском «Sakramentarium», который папа Адриана I отправил императору Карлу Великому.

С конца Х века с праздником Успения Пресвятой Девы Марии соединяют обычай благословения лекарственных трав. Этот обычай ссылался на древнюю восточную традицию, которая праздник 15 августа связывала с благословением полей. Во многих католических храмах в этот день благословляют плоды полей, огородов и садов.

Догмат Успения Пресвятой Девы Марии

Догмат об Успении Пресвятой Девы Марии как Торжество был провозглашен Папой Пием XII 1 ноября 1950 года. Суть догмата была высказана в коротком предложении: «В конце своей земной жизни, непорочная Богородица, Дева Мария, была взята с телом и душой в небесную славу».

Официальный догмат Успения Пресвятой Богородицы является относительно молодым, но вера в эту истину существует в Церкви чуть ли не с момента своего создания. Подтверждает эту истину великий почитатель Марии святой Иоанн Дамаскин, который в своей проповеди на Успение Богородицы сказал: «Это было логично, что бы Та, которая родила миру Спасителя, сохранила непорочную девственность, также после смерти тело осталось нетленным. Было логично, что бы Та, которая носила в своей утробе Творца, как Младенца, была принята в Божественное жилище».

Содержание торжества

Успение Пресвятой Богородицы воспевает величие человеческой природы. Здесь мы находим источник истинной радости и прославления Бога. Прославляя Бога, укрепляем нашу надежду на вечную жизнь. Через крещение мы принадлежим Христу, творим Его Мистическое Тело, т.е. Церковь и отсюда живем надеждой соединения с Ним в славе Небесной. Торжество Успения Пресвятой Богородицы ясно показывает, что цель нашей жизни есть жизнь вечная на Небесах или жизнь в общении с Богом Отцом. Мария показывает нам путь на Небеса. Это смиренное служение Богу и людям. Со смирения рождается песня хвалы: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем».

Сведения о кончине и погребении Пресвятой Богородицы многие исследователи считают не точными. В большинстве текстов упоминается следующий сюжет: после вознесения Иисуса Христа на небо Дева Мария жила в Иерусалиме под опекой и заботой Иоанна Богослова, творила молитвы в ожидании встречи с Сыном. За три дня до кончины Девы Марии к Ней явился архангел Гавриил и возвестил о скором переходе к блаженному успению. Она призвала всех апостолов, чтобы с ними проститься. Согласно желанию Богоматери Её тело было погребено в Гефсимании около Иерусалима, между могилами родителей и Иосифа Обручника. Через три дня к могиле пришел апостол Фома, отсутствовавший в Иерусалиме в день Её кончины, но вместо тела Девы Марии в гробнице были розы. Телесное взятие Богородицы на небеса, так же как и её свобода от первородного греха, является догмой римско-католического вероучения.

Как и в другие праздники почитания Богородицы, в этот день для верующих обязательно посещение Святой Мессы и совершение молитв. В некоторых странах Западной Европы, например, Австрии, Греции, Франции, Италии, этот день является национальным праздником и выходным.

Киев, 15 августа - АиФ-Украина. 15 августа — 227-й день года в григорианском календаре. До конца года остается 138 дней.

Международный праздник

Несмотря на то, что история Дня археолога не связана с какими-либо событиями и открытиями, и сам праздник не является ни государственным, ни национальным, археологи, Украины, Белоруссии, Казахстана и России отмечают свой профессиональный праздник 15 августа. В Украине он получил статус государственного в 2008 году.

Археология — (от греческого archaios — древний и logos — учение) — наука о древностях, изучение быта и культуры древних народов по дошедшим до нас вещественным памятникам. Это совершенно обособленная наука.

Все исторические события устанавливаются либо по письменным источникам, либо по данным археологии. Письменных сообщений сохраняется крайне немного, а бытового материала — порой больше, чем это можно себе представить.

Религиозные праздники

Католические праздники

. Празднование Успения Пресвятой Богородицы посвящено воспоминанию о кончине Божией Матери Марии и Ее телесного вознесения на небеса.

Этот праздник в католической церкви имеет статус торжества (высшая степень в иерархии католических праздников) и отмечается ежегодно 15 августа.

Православные праздники

В Болгарии Успение Пресвятой Богородицы Девы Марии также празднуют 15 августа. Это один из самых почитаемых в стране православных праздников. Он посвящен воспоминанию смерти (успения) Божией Матери и празднуется

В православной Греции 15 августа тоже отмечается день Успения Божией матери не как печальный факт, а для того, чтобы боготворить и ценить Мать Христа, которая является символом надежды и успокоения человеческой боли, матери всего живого.

Именинники

Василий, Иоанн (Иван), Кирилл (Кирил), Никодим, Роман, Стефан (Степан), Тарасий (Тарас), Роман, Феодор (Федор).

День в истории

778 — в битве с басками в ущелье Ронсеваль погиб участник похода Карла Великого в Испанию франкский маркграф Роланд, прикрывавший отход войск Карла Великого. Роланд стал героем эпоса «Песнь о Роланде».

1832 — Папа римский Григорий XVI издал буллу, осуждающую свободу печати.

1908 — в Пруссии женщинам разрешено поступать в вузы.

1932 — при раскопках в Ватикане обнаружена древнеримская «Триумфальная дорога».

1977 — в рамках проекта SETI был получен Сигнал «Wow!».

Родились

Наполеон I Бонапарт (1769-1821) — французский император в период с 1804 года по 1815 год.

Вальтер Скотт (1771-1832) — шотландский писатель (романы «Айвенго», «Роб Рой», «Пертская красавица»).

Луи де Бройль (1892-1987) — французский физик, лауреат Нобелевской премии (1929) «за открытие волновой природы электронов».

Скончались

Рамакришна (1836-1886) — индийский религиозный лидер, мистик и проповедник.

Грация Деледда (1871-1936) — итальянская писательница, лауреат Нобелевской премии (1926).

Рене Магрит (1898-1967) — бельгийский художник-сюрреалист (картина «Поцелуя»).

Народный календарь

По народному календарю сегодня наступил день Степана-сеновала.

Приметы и традиции

Каков Степан — таков сентябрь.

Степан — покровитель лошадей. Хозяева посвящали угоднику Степану овес и сено, а лошадей для красоты и силы поили через серебро, что также помогало от нечистого.

Фаза луны

Луна находится в фазе «растущая луна». Это 5 лунный день в лунном календаре.

Имя этого святого, благодаря посвященному ему всемирно известному московскому храму, знают все. Но вряд ли многие ответят на вопрос, когда он жил и чем прославился. А ведь почитание его еще при жизни было так велико, что, когда он умер, гроб его на погребении несли сам Иван Грозный и бояре, а отпевал юродивого митрополит Макарий.

А ведь ничего примечательного в крестьянском мальчике, родившемся в 1469 году в подмосковном селе Елохове, поначалу, вроде бы, не было. Разве что сапожник, которому родители отдали его в обучение, очень удивился, когда на просьбу заказчика сшить сапоги, "чтобы сносу не было", подмастерье как-то странно усмехнулся, а на следующий день заказчик умер.

А в шестнадцать лет Василий вдруг бросил учение, родительский дом и начал подвиг юродства ради Христа.

Этот вид святости возник в еще в IV веке в Византии — в первые века его не было, тогда само христианство воспринималось обществом как юродство: о безумии ради Христа говорится даже в Новом Завете (1 Кор. 4:10). А с XIV века оно стало исключительно русским явлением: из сорока юродивых, прославленных всей православной церковью, лишь шесть жили в Византии, остальные — на Руси. Даже главный герой русских сказок Иван-дурак, который в результате оказывается мудрее окружающих умников, сродни юродивым: его глупость противостоит здравому смыслу окружающих, а на поверку оказывается, что глупость — мнимая, а здравый смысл граничит с подлостью.

Василий полуголым в веригах ходил по Москве, спал где попало, ел что придется, швырял камни в дома благочестивых людей и целовал стены домов отпетых грешников — говорил, что у первых снаружи толпятся изгнанные страсти, а у вторых плачут добродетели. Расшвырял на базаре калачи у калачника, за что был побит, а потом оказалось, что тот подмешивал в муку мел. Царскую милостыню мог отдать не нищим, а заморскому купцу. Как-то пришел в Вознесенский монастырь на Остроге (нынешняя Воздвиженка) и долго молча молился пред церковью, а на следующий день именно здесь начался пожар, спаливший всю Москву.

Сам Иван Грозный чтил и боялся блаженного — "яко провидца сердец и мыслей человеческих", когда незадолго до смерти Василий тяжело заболел, царь вместе с царицей Анастасией навещал его, а когда в 1557 году блаженный умер, велел похоронить его на кладбище Троицкой церкви, что во Рву, где уже строился в память покорения Казани Покровский собор, которому суждено было войти в историю как храм Василия Блаженного — так велико было в народе почитание святого.

И уже в 1588 года патриарх Иов установил общецерковный день памяти Василия Блаженного — 2 августа (15 августа по новому стилю).

Успение Пресвятой Девы Марии

Торжество (высшая степень в иерархии католических праздников) в память Успения Пресвятой Богородицы — ее кончины и вознесения на небеса — у католиков и православных отличается даже по названию. Греки называли его Koimesis ("погружением в сон") — успением, латинский Запад - Assumption ("взятие", "принятие"), взятием Пресвятой Девы Марии в небесную славу.

Ранние христианские тексты по-разному и, зачастую, противоречиво повествуют о том, где и как долго жила Богородица, как скончалась и погребена. Но все они сходятся в одном: после Вознесения Иисуса Христа она жила в Иерусалиме под опекой Иоанна Богослова, а за три дня до кончины ей явился архангел Гавриил, возвестил о скором успении, и она созвала апостолов, чтобы с ними проститься. Похоронили ее в Гефсимании, а чрез три дня к могиле пришел опоздавший на погребение апостол Фома, но вместо тела Девы Марии увидел в гробнице розы.
Телесное взятие Богородицы на небеса — догмат католического вероучения, утвержденный в 1959 году папой Пием XII.

В некоторых странах Западной Европы, например, в Австрии, Греции, Франции, Успение является официальным государственным праздником. Начиная с VI века католическая церковь отмечает его 15 августа торжественными богослужениями и церковными процессиями, а верующие, по традиции, приносят к храмам и часовням, посвященным Мадонне, плоды нового урожая — в знак благодарения.

Как великое торжество. Окончание земной жизни Пресвятой Девы – светлый праздник, подтверждающий власть и силу Бога, ведь он вознес её душу и тело на небеса, уподобив своему Сыну. Богородица перед своим успением обещала быть помощницей и заступницей во всех делах верующих, служить утешительницей обратившимся с молитвой.

Принципы католического вероучения не признают официально естественную смерть Богородицы. Сам факт тления тела, ковчега Божия как его именуют христиане, считался невозможным на протяжении веков, но только в ноябре 1950 года папой Пием XII был оформлен в виде особого положения вероучения, признанного единственно истинным. Этот глава западных христиан был даже прозван «Папа Марии» за приверженность матери Божией и вклад в мариологию (раздел догматического богословия о святой Деве Марии), который он сделал во времена своего понтификата.

Убеждения о нетленности очень важны для католических постулатов, ведь они логически связаны с ещё одним значимым событием – Непорочным зачатием, подтверждая отсутствие первородного греха, а значит обычной смерти и последующих процессов.

В Священном Писании о закате жизни Богородицы не упоминается, а другие первоисточники вряд ли могут пролить истину, ведь они датируются IV – V веком. Противоречивы данные и о том, в каком году покинула она этот мир - середина I века н. э. довольно неточная дата. Например, Евсевий Кесарийский, римский богослов и историк, полагал, что она покинула мир в 48 году н.э.

Но для истинно верующих это не столь важно. Первостепенным является факт чудесного богоизъявления, сопровождающее последние дни земного существования Марии. Для такой неординарной личности и окончание пути - тоже особенное, доказывающее восторжествование над смертью. По преданиям, с небес во время молитвы спустился архангел Гавриил, который уже являлся к ней ранее, сообщивший о переселении на небо через 3 дня. Он вручил особую пальмовую ветвь, сияющую светом. Мария была рада этому, так как сама уже давно стремилась на небеса к Богу.

Она пожелала видеть апостолов и учеников своего Сына перед смертью, и они были собраны у смертного одра, перенесшись в светлом облаке. В назначенный час явился сам Иисус Христос с небес и принял её душу. Тело было пронесено по Иерусалиму к месту погребения – Гефсиманской пещере, где покоились родители Марии и обрученник Иосиф.

Еще одним феноменальным обстоятельством считается проявление силы Божией, которая не допустила никаких злодеяний в отношении погребения Богородицы. В те времена в Иерусалиме сохранялись жесткие гонения на учение Христово, а торжественные почести, воздаваемые Пресвятой Деве, были неугодны правящей власти. Приказ о разгоне шествия и сжигании тела Девы Марии остался невыполненным, так как стена света оградила верующих от нападения.

Вознесение не только души, но и останков, подтверждается преданием о том, что вместо тела Девы Марии обнаружены только погребальные одежды. Это произошло благодаря апостолу Фоме, который единственный не прибыл вовремя. Он не поверил, что Мария умерла, и другие апостолы разрешили проститься ему с Богородицей, вскрыв пещеру. Это ещё один Божий промысел, целью которого было явить вознесение Богоматери. Благодаря этой личности потомки получили еще одно иносказательное наречение – «Фома неверующий», которое активно используется в современном обиходе.

До 5-го века праздник не был установлен: только с возникновением еретических течений, оскорбляющих чувства христиан, появилась необходимость превознесения земного пути Девы Марии. По некоторым источникам, император Маврикий ввёл в 582 году всеобщее прославление в честь победы над иноверцами.

Сегодня Успение в западных литургических обрядах имеет статус торжества в иерархии праздников, в некоторых странах даже являясь официальным выходным днем (Австрия, Португалия, Франция). Проходят религиозные шествия, величественные и красивые, со скульптурами Пресвятой Девы. Сохранилась древняя традиция приносить цветы и плоды нового урожая среди прихожан.

И хотя есть определенные догматические различия между христианскими учениями, в этот светлый праздник Успения католическая церковь, так же как и православная, еще раз подчеркивает, что смерть – это переход от земли на небо, путь к вечному бессмертию. Пресвятая Дева – образец веры, а почитание дня отхода её в небесную славу является не просто обязательным, а искренне любимым праздником для всех католиков.

Стоит отметить, что православная церковь отмечает праздник

Загрузка...
Top