Путеводитель по святым местам греции. Православные святыни, путешествие по святым местам

Кос / Псалиди

Grecotel Kos Imperial Thalasso

Элегантный семейный курорт раскинулся на частнойтерритории в 100 000 кв. метров. И згибаясь вокруг широкой лагуны, обрамленной ниспадающими каскадами садов и ведущей к изумительному пляжу Псалиди, отель представляет собой настоящий водный рай. Ленивые речки и водопады, окруженные цветущими садами, лагуны и 6 экзотических бассейнов оценят гости всех возрастов. А великолепное обслуживание, способное претворить в жизнь даже самые смелые ожидания, обязательно поднимет отпускное настроение.Отель расположен в 4 км от столицы острова, города Кос, и в 35 км от местного международного аэропорта "Иппократес".

Крит / Ханья

Domes Noruz Chania

Окунись в богемную атмосферу Domes Noruz Chania 5*

Ультра-делюкс курорт Domes Noruz Chania совсем недавно пополнил коллекцию роскошных отелей Крита, но уже успел завоевать лояльность гостей острова. Одной из важнейших предпосылок для этого стала концепция особого отдыха Haute Living.

Расположенный неподалеку от города Ханья, в западной части острова Крит, пятизвездочный Domes Noruz Chania, Autograph Collection – уникальный отель с персонализированным сервисом, предназначенным только для взрослых (от 16 лет). В арсенале Domes Noruz 83 роскошных номера, каждый из которых имеет подогреваемый бассейн с пресной водой или же джакузи на открытом воздухе.

Постояльцам Domes Noruz Chania доступен огромный выбор высококлассных развлекательных, кулинарных и прочих опций, правда, большинство из них предоставляется за дополнительную плату. В случае с Haute Living ситуация меняется кардинально.

Забронировав отдых в номерах Sublime Loft SV with Plunge Pool, Pure Haven Seafront with Private Pool, Absolute Haven; Sea Front with Private Pool или Ultimate Haven, Sea Front with Private Pool, вы автоматически становитесь участником программы Haute Living и получаете совершенно бесплатный доступ к различным привилегиям отеля Domes Noruz Chania.

Элегантная гостиница находится прямо напротив песчаного пологого пляжа и является идеальным выбором для пар и небольших групп. Domes Noruz также является дружелюбным по отношению к геям. Путешествие к греческому солнцу и дружелюбию надолго остается в памяти. Крит – один из самых космополитных островов Греции со всевозможными достопримечательностями, развлекательными центрами, пушистыми пляжами и вечнозеленой природой.

Афины / Афины

King George, a Luxury Collection Hotel, Athens

Расположенный в самом сердце г.Афины отель King George представляет собой самою суть завораживающей роскоши бутик-отеля. Предлагая к услугам своих гостей 102 номера и сюит, пентхаус с частным бассейном, ресторан Tudor Hall с непередаваемыми вилами на столицу, King George предоставляет исключительные по качеству услуги и сервис.

Халкидики / Ситония

Acrotel Athena Pallas Village

Изысканный 5-ти звездочный отель Acrotel Athena Pallas Village построен в средиземноморском стиле, среди живописных горных пейзажей полуострова Халкидики, на побережье залива Торонеос. Здесь гармонично сочетаются роскошное проживание в пятизвездочном отеле и фантастические виды на природные ландшафты и кристально чистые бирюзовые воды Торонического залива. Отель является идеальным выбором для пар, компаний и семей, и может удовлетворить запросы даже самых требовательных гостей, предоставляя современные, комфортабельные и стильные номера, а также роскошные люксы. Для юных гостей действуют мини-клуб, детская площадка и различные виды творческой деятельности. Также для самых маленьких (от 6 до 36 месяцев) предоставляются услуги по присмотру за детьми (за доплату). Спа-центр для оздоровления и релаксации, три бассейна (один крытый с подогревом) обещают незабываемые моменты отдыха. Предлагая специальные пакеты услуг и предложений, отель Athena Pallas Village Resort гарантированно является успешным выбором для проведения незабываемых церемоний заключения брака и свадебных торжеств, а также деловых мероприятий на высшем уровне в ультрасовременных конференц-залах с самым современным техническим оборудованием.

Сегодня мы оставим неугомонные Салоники и отправимся по окрестностям. Кроме того, Grekoblog специально акцентирует внимание на тонкостях поведения в местных храмах, с которыми Вы почти наверняка столкнетесь при посещении Святых мест не только в Северной Греции, но и по всей Элладе.

Первое место, в которое мы хотели бы сегодня отправиться находится недалеко от Салоник — в местечке Суроти. Здесь расположен женский монастырь Св. Иоанна Богослова . Паломники со многих стран стекаются сюда, чтобы поклониться могилке старца Паисия Святогорца, почившего в 1994г и пока ещё не канонизированного. Невзирая на это, верующие приходят на его могилу с глубокой благодарностью в душе за то утешение, просветление и любовь, которые они получили от старца. Во многом это заслуга монахинь монастыря, записывавших слова старца в своего рода рассказы или проповеди, простые и доступные, которых со временем накопилось на несколько книг, изданных и переведённых в том числе и на русский язык.

Найти монастырь без карты или навигатора не очень легко, но, найдя, уезжать отсюда не хочется. Необыкновенно ухоженный, просторный, но скромный, своему опрятному виду, радующему глаз, он обязан стараниям проживающих в нём монахинь. То там, то здесь увидите нарядные цветочные клумбы, а общий горный пейзаж идеально дополняет традиционная для Греции поствизантийская монастырская архитектура. Во дворе для гостей всегда выставлено угощение: рахат-лукум и чистая вода из святого источника.

Монастырь Св. Иоанна Богослова находится недалеко от Салоник в местечке Суроти

В этом месте самым удивительным образом сочетаются приветливость и молчаливость, радушие и уединение.

Недалеко от монастыря Иоанна Богослова, в горах Хортиатис более тысячи лет назад был основан монастырь Св. Анастасии Узорешительницы , который функционирует и сейчас как действующий мужской монастырь, где хранятся мощи самой Святой Анастасии. Он совершенно не похож на радушный и ухоженный монастырь Иоанна Богослова, но завораживает особенной, чуть суровой и очень древней атмосферой, повествующей о тысячелетней истории монастыря. Со стен его, как и сотни лет назад, открывается вид на македонскую долину, даже и теперь почти не тронутую цивилизацией.

Для тех, у кого в запасе есть ещё один день, незабываемой станет , к древнему монастырю Св. Дионисия (XVI век). Монастырь запрятан в горах на склонах ущелья и найти его даже в наше время нелегко, а уж раньше, пока не провели дорогу, было и вовсе почти нереально: в период турецкого ига монахи, ища покоя и безопасности, уходили подальше от мусульман далеко в горы. Монастырь был взорван оккупантами во времена Второй Мировой Войны, и до сих пор в нём ведутся восстановительные работы, но сам храм и трапезная уже открыты для посещений. До того, как основать монастырь, Св. Дионисий жил в отшельничестве в одной из пещер горы Олимп, где и скончался в 1541г. От монастыря ведёт тропинка к пещере, где сейчас устроена миниатюрная церквушка — место постоянного паломничества христиан. Поход к пещере по горной тропке для людей, не привыкших к физическим нагрузкам, можно расценивать как небольшой подвиг веры… путь в одну сторону занимает около получаса.

Монастырь Святого Дионисия на Олимпе найти очень непросто

Мощи Святого Дионисия были перенесены в основанный им монастырь, где они и покоятся сейчас, в левом притворе храма.

Во дворе храма Вы найдёте освящённый горный источник с холодной питьевой водой, которая как в жару, так и в холод даёт паломникам новые силы…

Последняя наша цель — это ущелье Темби с небольшим скальным храмом Св. Параскевы . Проезжая Темби, будьте внимательны, чтобы не пропустить ту единственную стоянку машин в местечке Агиа Параскеви, от которой Вы можете перейти по подвесному мосту на другую сторону ущелья к храму. Согласно Преданию, именно в этом ущелье была арестована Святая Параскева Римская — христианская мученица II века, считающаяся целительницей глазных недугов. Здесь же в начале XX века при строительстве железной дороги чудесным образом была обретена икона святой. Ищущие исцеления, а также все верущие, пришедшие поклониться Святой Параскеве, идут приложиться к источнику. Для этого им нужно пройти буквально внутрь скалы по недлинному, но узкому проходу. Разойтись там могут только два человека, поэтому лучше тихо и терпеливо соблюдать очередь.

Если Вы раньше не бывали в Греции и готовитесь отправиться в тур по Святым местам, то Вам полезно будет ознакомиться с некоторыми особенностями греческих православных традиций:

  • Свечи в греческих храмах лежат в свечных ящиках в свободном доступе. Вы можете взять необходимое количество, а в специальную щёлку кинуть монету соответствующей стоимости. Если у Вас с собой нет мелочи в местной валюте, это не причина не зажигать свечу: ничего страшного, при возможности в следующей церкви восполните.
  • Цыгане при входе в церковь могут уговаривать Вас приобрести свечи у них. Они, в свою очередь, пачками берут их из свечных ящиков — поступайте, конечно, как Вам велит совесть, но учтите, что церковь этих денег точно не увидит.
  • В греческую православную церковь женщины могут заходить с непокрытой головой и в брюках — главное, чтобы были прикрыты плечи и колени. При входе в монастырь правила строже: поэтому у дверей, как правило, для посетительниц лежат длинные юбки и наплечные платки. Мужчинам в шортах выше колена также проходить нежелательно, но запасов длинных брюк для них, к сожалению, не предусмотрены.
  • Фотографировать разрешено сколько угодно за пределами храма, но внутри в 90% случаев попросят спрятать фотоаппарат — отнеситесь к этому с пониманием. Открыто фотографировать монахов также не совсем этично.
  • Греческие православные храмы, в отличие от русских, почти всегда имеют плотные ряды стульев, разделённые посередине проходом. Слева сидят женщины, справа — мужчины. Но определённые части службы все прихожане слушают стоя.
  • Почти при каждом монастыре и во многих церквях есть небольшой источник освящённой воды, которую Вы можете без стеснения пить и, при желании, налить в бутылочку, чтобы взять с собой.
  • Большинство греков, и стар и млад, крестятся всякий раз, как видят церковь. Пользуясь местным общественным транспортом, не пугайтесь, если пол-автобуса вдруг начнёт осенять себя крестным знамением — это не связано с каким-то происшествием на дороге, просто Вы проезжаете мимо храма.
  • Почти каждый храм обладает маленькой пристройкой, своего рода молельней со святым изображением и свечным ящиком; даже если Вы очень торопитесь, легко одеты и зайти в церковь нет времени, всегда можно по пути заглянуть в такую молельню, поставить свечку и прочесть короткую молитву.
  • Прежде чем отправиться монастырь, узнайте о режиме его работы.

Православные Святые места Греции. Паломнические туры, церкви, памятники и религиозные достопримечательности Греции.

  • Туры на майские в Грецию
  • Горящие туры в Грецию

Основа, которой живет и церковь, и само общество - это традиция. Многое в нашей жизни подчиняется традициям: человек крестится, венчается, проходит определенное взросление, получает воспитание и образование. И, несмотря на сложные периоды в жизни людей и общества в целом, традиции продолжают соблюдаться. Что вообще значит слово - традиция? Оно ведь очень простое. Традиция - это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила и ценности. Именно это лежит в основе любого путешествия, которыми занимаются паломнические службы и туристические фирмы по религиозным турам.

Греция всегда была не только хранительницей античной культуры, но и оплотом православия. Около 98% населения страны - православные христиане.

Испокон веков паломничество по святым местам являлось одной из самых почитаемых и важных традиций нашего народа. Еще в древности многие люди отправлялись в дальний путь, чтобы поклониться особо значимым православным святыням. Для чего? Чтобы получить благословение или просто повидаться с родными и близкими, живущими в монастыре. То есть паломнические путешествия были не просто абстрактной традицией, а важной частью жизни православных людей. Нынешний материал мы хотим посвятить паломническим поездкам в Грецию , и не без причины: многие духовные традиции и по сей день связывают нас с этой страной.

Греция всегда была не только хранительницей античной культуры, но и оплотом православия. Около 98% населения страны - православные христиане. В стране множество мест, святых для православных паломников. Кроме того, именно Греция - страна, где стали возводить первые православные храмы и откуда начала распространяться православная вера, в том числе и на нашу землю. Теперь, по прошествии многих столетий русские паломники, путешествуя по современной греческой земле, с удивлением открывают для себя то, как тесно остаются до сих пор переплетены пути наших народов. Остановимся более подробно на тех местах, которые в первую очередь стремятся посетить православные паломники в Греции.

Практически ни одно путешествие по стране не обходится без посещения Афин - олицетворения Греции. Там расположены древняя византийская церковь Св. Георгия на горе Ликавиттос, а также знаменитый холм Ареопаг: именно с этого места апостол Павел произнес свою первую проповедь.

Всего в 14 км от города Лутраки на высоте 700 метров над уровнем моря возвышается величественный действующий женский монастырь Блаженного Потапия, построенный в честь Святого Потапия, посвятившего свою жизнь служению Богу. В его монастырских кельях сейчас проживает около 40 монахинь.

Коринф - древний город, история которого начинается еще до рождества Христова. В этом городе апостол Павел проповедовал слово Божье с ораторского пьедестала, который сохранился до нашего времени. Здесь паломники обычно в первую очередь посещают Собор апостола Павла и исключительный по красоте монастырь Дафни.

На пути из Коринфа в Калавриту расположен мужской монастырь Мега Спилеон, один из самых древних монастырей Греции. Монастырь известен во многом благодаря своей чудотворной иконе Божьей Матери, созданной, по преданию, Апостолом Лукой из воска. Удивительно, что при огромном количестве пожаров и разрушений, которые перенес монастырь, эта икона сохранилась до наших дней. А уже совсем рядом с городком Калаврита расположена Свято-Успенская Лавра. Главная святыня этого монастыря - честная глава св. Алексия, подаренная монастырю во времена его расцвета императором Эммануилом Палеологом.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография



В городке Эгио неподалеку от Патр хранится одна из самых почитаемых святынь в Греции - чудотворная икона Божией Матери Трипити. Рядом с пещерой, в которой хранится икона, выстроен храм. В самом же городе Патры, в Соборе святого апостола Андрея Первозванного хранится честная глава апостола Андрея и крест, на котором, по преданию, он был распят. С давних времен Апостол Андрей считается покровителем города, и День города традиционно празднуется 13 декабря, в день памяти святого. Кроме того, собор является кафедральным храмом митрополита Патрского, одного из самых авторитетных и уважаемых иерархов Греческой Церкви.

Говоря о христианских святынях Греции, нельзя не упомянуть Метеоры и Метеорские монастыри, которые, оправдывая свое название («метео» по гречески - воздух) как будто замерли между небом и землей. Эти уединенные места монахи избрали для молитв еще в 13-14 веках, а первый из монастырей основал выходец с Афона, верный ученик отцов-исихастов преподобный Афанасий.

В Салониках хранятся мощи святого великомученика Димитрия Солунского: «Канон Димитрию Солунскому» был первым сочинением на славянском языке святых равноапостольных Кирилла и Мефодия после создания ими славянской азбуки. Многие из самых первых монастырей в Киеве , Владимире и Москве закладывались в честь именно этого святого. Кроме того, в городе сохранились места, связанные с проповедью апостола Павла, когда он бывал в Салониках во время своих миссионерских путешествий.

На острове Корфу паломники посещают место победы русского флота над французами под началом адмирала Феодора Ушакова, канонизированного Русской православной церковью. Там же покоятся мощи святителя Спиридона Тримифунтского.

На острове Эвиа путники поклоняются мощам нашего соотечественника, праведного Иоанна Русского - христианина, попавшего в турецкий плен и прославившегося на мусульманской чужбине своей святой земной жизнью и многими чудесами по смерти.

Остров Патмос , безусловно, известен каждому православному христианину. Именно там находится пещера Апокалипсиса, в которой святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову был Глас Божий, и именно там апостолом была написана Книга Откровения.

Ну и, конечно же, нельзя не упомянуть Святой Афон - единственную в мире православную монашескую республику с тысячелетней историей и с исключительно мужским населением. Она занимает территорию третьего «пальца» полуострова Халкидики . Сегодня на Святом Афоне действуют 20 монастырей, в том числе один русский, один болгарский и один сербский. Во времена же своей славы Святой Афон был домом сразу для 180 православных монастырей.

Благодарим за помощь в подготовке материала Паломническую службу «Радонеж».


Со школьной скамьи нам известно, что Древняя Греция – колыбель европейской культуры. И это, действительно, так. Гомер, Эсхил, Платон и Аристотель – все они были греками. Завоевания Александра Македонского принесли зерна этой великой культуры в самые глубины Азии. Рим, покоривший Грецию во II веке до н.э. не мог, да и не хотел отказаться от греческих достижений. Греческий язык вплоть до падения Рима, а тем более в период Византийской империи был языком науки, поэзии и богословия. Все чудом сохранившиеся древнейшие тексты Евангелия написаны именно на греческом. Поэтому в самый ранний период распространения христианства особенно важно было донести Слово Божие именно до Греции, изменившейся во многих отношениях, но не утратившей славу первоистока европейской цивилизации. Основную роль в просвещении этой страны, смене языческих святынь Греции на христианские, сыграло миссионерское путешествие святого апостола Павла в 50-е годы I века по Рождестве Христовом.

Святыни Афин

Удивительно, но когда речь заходит о поражающем даже сейчас воображение древнем Парфеноне, всегда вспоминают его языческую историю. Однако надо помнить, что более 1000 лет он был христианским храмом! Неиссякаемый поток паломников стремился к этой святыне Греции. Ведь здесь хранились: евангелие, переписанное самой св. царицей Еленой, мощи св. преп. Макария Египетского, а также другие реликвии, сведений о которых не осталось. Время и войны сделали свое дело. В период турецкой оккупации Парфенон был даже мечетью. Сейчас это музей, притягивающий внимание не только туристов, но и многочисленных паломников.

Рядом находится знаменитый Ареопаг, где проповедовал святой апостол Павел. Немногое сохранилось от того места, где самые знатные и образованные граждане Афин внимали странным и необычным словам о Сыне Божием, искупившем грехи человеческие, о любви к врагам, о Царствии не земном, но Небесном. Каменные ступени, по которым восходил св. Павел, мало изменились за почти 2000 лет, но как изменились сами Афины! Из центра языческой философии они превратились в оплот православия и столицу православной Греции.

Святыни, покоящиеся в Кафедральном митрополичьем соборе Афин рассказывают нам о трагической доле христианства в период турецкого владычества. В этом храме находятся мощи святого Григория V – Константинопольского Патриарха. В 1821 году началось антитурецкое восстание греков за независимость, которое беспощадно подавлялось оккупантами. Жертвами регулярной армии султана становились женщины, старики и дети. Вся злоба на неудачи в подавлении восстания была сорвана турками на пожилом предстоятеле Церкви. Его пытали, а затем повесили на воротах Патриархии в Константинополе. Тело было выброшено в Босфор, однако капитан российского корабля поднял его на борт и перевез в Одессу. В 1871 году мощи были торжественно возвращены как святыня в уже независимую освобожденную Грецию.

Святыни Салоник

Этот древний город-порт и сейчас второй после Афин по численности населения. Огромное военное, торговое и политическое значение имел он и в первые века по Рождестве Христовом. Небесным покровителем Салоник является святой великомученик Димитрий, в начале IV века ставший командующим гарнизоном города. Родители его были тайными христианами и воспитали сына с любовью ко Господу, в благочестии и вере. Гонения на христиан то утихали, то возобновлялись вновь.
Однажды Димитрий получил императорский указ о принятии самых жестоких мер по искоренению христианства. Ни боязнь лишиться столь важного поста, ни даже страх перед неизбежными мучениями и казнью, не смутили его сердце. Он не только прямо и публично исповедовал веру Христову, но обличил идолопоклонничество и призвал всех обратиться к истинной вере. Император, понявший все бессилие своей земной власти, в гневе приказал казнить Димитрия. Святой принял мученическую кончину в помещении римских бань, у арены для гладиаторов. Христиане Салоник сокрыли тело св. Димитрия в колодце неподалеку от этого места. Позднее над могилой святого был возведен величественный храм. Мощи св. Димитрия – одна из главных святынь Греции, поклониться которой приезжают православные со всего мира.

В центре города возвышается величественный Митрополичий собор в честь святителя Григория Паламы, архиепископа Салоник, известного, прежде всего, своими богословскими трудами в обоснование и защиту непрестанной молитвы – исихазма.

В окрестностях Салоник находится еще святая обитель Греции – монастырь св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова. Здесь покоятся мощи св. Арсения Каппадокийского и старца Паисия Святогорца. Св. Арсений, родился в небольшой деревушке Фараса на территории современной Турции. Рукоположенный в дьяконы, он остался в родном селе и старался, несмотря на строжайший запрет со стороны турок обучать детей греческому языку. Строгий пост и молитвенное предстояние дали свои плоды – дар исцеления и предвидения. Святой Арсений бесстрашно вставал на защиту Фарасы от притеснений турок и нечистивых разбойников, которые знали о святом и боялись причинить какой-либо вред жителям, если узнавали, что он поблизости. Многие чудеса по воле Божией были сотворены св. Арсением и по окончании его земного пути. Здесь же – в монастыре св. Иоанна Богослова - покоятся мощи еще одного подвижника благочестия, старца Паисия Святогорца, которого крестил сам св. Арсений. Старец Паисий долгое время нес молитвенное служение на Святой горе Афон, а затем был духовником женского монастыря, стяжав благодать Божию своей праведной жизнью.

Святыни Корфу


Покрытый зеленеющим лесами в обрамлении лазурного моря остров Корфу – не только благодатное, но и удивительное по красоте место. Свет христианства пролился на эту землю около 37 года, когда сюда прибыли свв. Иассон и Сосипатр – апостолы от семидесяти. Таким образом, Корфу был просвящен раньше всей остальной Греции. Здесь благоговейно хранится одна из самых важных святынь Греции – мощи свт. Спиридона.

Будущий святитель родился и жил на Кипре, в небольшом городке Тримифунта. Он не получил никакого образования, был простым пастухом, но о его благочестивом нраве, кротости и доброжелательности было известно всей округе. Овдовев, Спиридон принял монашество и продолжил служение Богу так, как служил людям, не переставая помогать жителям родного села. Благодарные жители избрали его епископом Тримифунты. В 325 году в Никее состоялся I Вселенский собор, на котором православные с трудом защищали Символ веры от еретиков-ариан, считавших Бога-Отца выше Бога-Сына. Вдруг вперед вышел никому ранее неизвестный епископ Спиридон. Он протянул руку с зажатым в ней куском черепицы. По воле Божией свершилось чудо: из черепицы вырвалось пламя, истекла вода и осталась сухая глина – три элемента в подтверждение единства и нераздельности Святой Троицы. Еретики были посрамлены, а будущий святитель, невзирая на обретенную после этого события известность, скромно, как и подобает христианину, продолжил свое служение в Тримифунте. Впоследствии мощи святителя были переправлены на Корфу, где и поныне совершаются многие чудеса по его молитвенному заступничеству.

Патры


Среди святынь Греции для русского паломника мощи святого апостола Андрея Первозванного имеют особое значение. По преданию апостол проповедовал не только в греческих землях, но и освятил место основания будущей столицы Руси, Киева и даже дошел до верховьев Днепра.

Слово Божие обрело в жителях Патр внимательных и искренних слушателей. По прошествии некоторого времени, как повествует житие святого апостола, большинство населения приняло христианство. Статуи языческих богов разбивались, богатые горожане раздавали имущество бедным, бедные, не имея денег, помогали, чем могли любому просившему. И лишь императорская власть не могла смириться с торжеством истинной веры. Апостол был распят вниз головой на кресте, имеющем форму буквы «Х». Так попросил сам апостол, из смирения не считавшим себя достойным принять тот же крест, что Спаситель. Многотысячная толпа готова была на мятеж, чтобы спасти любимого учителя, но апостол призвал их к послушанию властям и прощению врагов.

Мощи святого и часть креста, на котором он был распят, покоятся в величественном кафедральном соборе города Патры.

СВЯТЫЕ МЕСТА ГРЕЦИИ

Посетить все христианские святыни Греции за одну поездку невозможно. Их много и разбросаны они по всей стране, в том числе и по многочисленным островам.
Греция была и остаётся хранительницей православия. 98% верующих придерживаются православного вероисповедания.

Поклонение святым местам показывает, что у человека есть ещё в жизни нечто высокое, кроме заботы о хлебе насущном. Верующий человек или человек, попавший в тяжёлую жизненную ситуацию и не знающий, где ему искать выход, как правило, направляется к религиозной, мистической точке как паломник, при этом мало обращая внимание на неудобства.

Первый город, который встречает паломников, это северная столица Греции Фессалоники (по-русски – Салоники). Небесным покровителем города является святой великомученик Димитрий Солунский. В 4 веке Димитрий был сыном римского проконсула в Фессалониках. Его родители были тайными христианами, крестили своего сына в домовой церкви и воспитали в соответствии с христианскими устоями. После смерти отца Димитрий был назначен на его место императором Галерием. Получив назначение, Димитрий проявил себя как открытый христианин, проповедовал в городе и обратил в христианство многих его жителей. За это его и убили по приказу императора.

Что заставляло святых мучеников идти на смерть? Вера? Нет, глубоко личное убеждение, основанное на личном опыте!

В Фессалониках останавливался апостол Павел. Он даже написал два послания фессалоникийцам. «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы во всём. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом на зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите…»

Среди святынь, которые посещают паломники в Салониках, есть Кафедральный собор, где хранятся святые мощи великого угодника Божия подвижника исихазма святителя Григория Паламы. А также монастырь святой преподобной Феодоры "послушливой" Солунской, где находятся её святые мощи и мощи святого преподобного Давида Столпника Солунского, который жил в шестом веке.

Посетили мы и почитаемую христианскую святыню источник Святой Параскевы. Святая Параскева-Пятница - христианская великомученица III века. Через ущелье перекинут мост, по которому можно пройти к скальной церкви Св. Параскевы. Сам источник с лечебной водой находится в глубине узкого прохода в горе.
Любопытно, что источники святой Параскевы в России открываются и сейчас. В Центральном районе Красноярска торжественно открыли сквер с источником святой Параскевы-Пятницы. Источник назван во имя Св. Параскевы-Пятницы и под Малышевой горой в Старой Ладоге.

Особенно мне запомнилось посещение небольшой церквушки в Кастории. Всего в Кастории находится более 70 церквей периода византийской эпохи. Кроме Церкви Мавриотисы известны: Церковь Святых Бессребреников (XI век), Церковь Святого Афанасия Музаки (XIII век), Митрополичий собор Архангела (XIV век).
Нам посчастливилось попасть на богослужение, которое заказало одно присутствовавшее семейство. Мне понравилась простота и какая-то особая проникновенность службы, лишённая формализма, помпезности и ритуальной скованности. Чувствовалась настоящая, подлинная, от сердца идущая вера.

Убранство греческих православных храмов, по сравнению с нашими, более чем скромное. Церковная лавка (если она есть), находится рядом, но не в самом помещении храма. Свечи в храме лежат безо всяких ценников. Каждый может взять и поставить сколько хочет. Есть только чаша для добровольного пожертвования.

Особенно мне понравились маленькие часовенки, которые можно повстречать повсюду. Стоят они и по обочинам дорог в память о погибших в ДТП.

Одно из самых посещаемых святых мест в Греции это Афон (в переводе с греческого означает «Святая Гора»). Это третий полуостров Халкидики. Для православных всего мира Афон одно из главных святых мест, почитаемых как земной Удел Богородицы.

Афонские монахи создали целое учение о молитве – «исихазм» (от греч. спокойствие, тишина, уединение). В основе философии исихазма лежит представление, будто человек, долгое время пребывающий в молитве и сердцем просящий Бога, может увидеть духовно божественные энергии. Эту точку зрения отстаивал Григорий Палама.

Во второе воскресенье Великого поста мы вспоминаем Григория Паламу, архиепископа Фессалоникийского, жившего в 14 веке. «Свои проникновенные умозаключения он делал не на основе книжной учёности, а на основе реального духовного опыта своего собственного, и многих других монахов-отшельников на горе Афон. Которые через пост, через уединение, через молитву препобеждали в себе страсти и пороки, и открывали путь богопознания», – сказал в недавней проповеди Патриарх Кирилл.

Действительно ли в результате молитвы афонские монахи видели «божественный свет»?
Где человек ближе к божественным энергиям – в «святых местах» или в любом месте? всё зависит от места или от сердца?!

Полагаю, всё зависит от настроя и веры самого человека; не от места, в которое он совершает паломничество, а от состояния его сердца!

Человек существо программируемое. Веру можно воспринимать как программирование сознания. Во что человек верит, то он и творит.

Монастыри в Метеорах впечатлили меня своей сдержанностью и наполненностью. Кажется, православие и должно быть таким как в Греции – внутренне содержательным и внешне скромным.

Меня всегда мучил вопрос: нужно ли украшать место моления?
Ведь Господь человека слышит, а не видит, слышит все молитвы его неизречённые.
Храм – он в душе! А церковь – это сообщество единоверцев.
Так стоит ли украшать место, где человек общается с Богом, если главное – это состояние души в момент молитвы, когда чистота души соответствует частоте вибраций твоей молитвы, которая жаждет быть услышанной.
Ведь отшельники (пустынники) молятся и в лесу где придётся. Главное – жить в состоянии молитвы, всегда быть обращённым к Богу, всегда находиться в контакте с Ним!

«Человек это не от пяток до макушки, а от головы до Неба»!

Чем больше я путешествую по «святым местам», тем более у меня усиливается впечатление, что хотя здесь когда-то и была истина, сейчас это на 99 процентов хорошо налаженный бизнес.

Вообще, представления об особой святости и богоизбранности того или иного народа такая же выдумка, как и национальные государства выдумка честолюбивых политиков.

Кажется абсурдом, когда верующие люди враждуют между собой, забывая об исповедуемой ими любви. С выкриками «С нами Бог» христиане на войне идут убивать друг друга.

На Афоне есть русский монастырь – Пантелеймоновский – самый красивый!
Монастыри всегда были оплотом церкви. Они служили не только «постоялыми дворами» для странников. Монастыри были центрами интеллектуальной мысли. Туда ссылали и на вечное заточение. Там хранились и богатства церкви. Именно на базе монастырей возникла система банков.

Деньги всегда были составной частью власти. Наш экскурсовод рассказала о недавнем скандале в Греции, разразившемся в связи с будто бы финансовыми махинациями афонских иерархов.
Деньги – «ахиллесова пята» любой церкви.

Недавно в Сестрорецке я посетил храм Петра и Павла. К стене был прикреплён терминал, напоминающий один из тех, через которые люди осуществляют коммунальные платежи. Я вставил купюру, автомат проглотил её и выдал мне «квитанцию» о том, что я внёс пожертвование в определенной сумме, при этом на экране появилась надпись «Доброхотно дающего любит Бог».

Актуальными для русской православной церкви остаются три главных вопроса:
1\ Будет ли удалена торговля из храма?
2\ Будет ли вестись служба на современном русском языке?
3\ Будет ли отменена плата за церковные услуги, например, за крещение?

В Троице-Сергиевой Лавре я видел, что самые обычные свечи лежат бесплатно, и каждый может осуществлять пожертвование добровольно, а не через покупку свечей.
Наша церковь не так бедна, чтобы видеть источник дохода в торговле свечами.
Человек может пожертвовать больше, чем стоит свеча.
Вспомним, чьё пожертвование дороже: того, кто отдал мало из последнего, или кто отдал много от избытка?

Я крещён в православной церкви в младенчестве, и не могу от этого отказаться как от факта своей биографии. Но я против навязывания каких-либо убеждений, тем более религиозных.
Вера – это глубоко личный путь человека, его личный опыт, только личный.
Вера – от Бога, религия – от человека!

Нельзя не радоваться, глядя, как церковь, часто вместе с государством, занимается восстановлением православных храмов (это при том, что по Конституции церковь у нас отделена от государства).
Но разве храм это прежде всего здание?
Разве люди требуют меньше заботы, нежели камни?
Не получится ли опять, что монастыри будут богаты, а люди бедны?
Ведь главное наше богатство – люди!

Мне кажется, более правильно было бы восстанавливать православные храмы и монастыри не за государственный счёт, а на средства народных пожертвований! В этом бы и проявилось сплочение народное вокруг церкви, ибо церковь есть сообщество единоверцев!

Успех церкви, на мой взгляд, следует измерять не количеством возрождённых монастырей и построенных церквей, а улучшением нравственного состояния общества.

Задача церкви помогать человеку в трудностях нашей жизни выбирать добро и творить любовь, черпая силы в вере в заповеди Иисуса Христа.

Для меня критерием оценки деятельности любого человека и церкви является лишь одно: помогает это творить любовь и добро или разжигает нетерпимость и злобу.

По моему мнению, церковь должна сохранять дистанцию, быть нравственным и духовным авторитетом, и не сближаться с государством, что неминуемо ведёт (как показывает история) к подчинению церкви государству.

Если церковь будет заниматься своим непосредственным делом – наставлять людей пути к Богу! – этого более чем достаточно, поскольку никто другой этим не занимается.

А то ведь кто-то увидел связь между неудачей нашей олимпийской сборной в Ванкувере и благословением её перед поездкой Патриархом Кириллом.

Многие упрекают церковь, что она всё более становится похожей на государственно-общественный институт. Многих отталкивает излишняя позолота и внешняя пышность богослужений.

Каждую субботу я смотрю по телевизору «Слово пастыря». В то время как кто-то обсуждает очередные новые роскошные одеяния Патриарха, я лично внимательно вслушиваюсь в его проповедь.

Я согласен с Патриархом, когда он говорит: «Каким должно быть отношение церкви к внешнему миру, в том числе и к власти? Церковь призвана хранить Божью правду и её провозглашать. Не её дело делить светскую власть, участвовать в политической борьбе. Не её дело направлять гнев народных масс в ту или иную сторону. Дело церкви провозглашать Божью правду».

Святые места это прежде всего святые люди в этих местах!
Святого всегда отличало: 1\ аскетическая скромность и простота 2\ молчание 3\ любовь несмотря ни на что.

Почему Серафим Саровский был признан святым?
Потому что прожил свою жизнь в уединении и аскезе, никому не делал зла, и любил всех: и диких зверей, и напавших на него грабителей. Потому и обладал теплом благодати, которая не позволяла ему замерзнуть, и которой он щедро делился, в том числе и с посетившим его Н.А.Мотовиловым.

Некоторые в это не верят. Шри Ауробиндо тоже был атеистом. Когда у него заболел брат, и все средства медицины оказались бессильны, обратились к бродячему индийскому «святому». Тот набрал из лужи грязной воды и дал её выпить умирающему брату. После этого брат выздоровел. Ну а Шри Ауробиндо стал верующим.

Мне кажется, главная проблема нашей жизни это отсутствие веры.
Такое впечатление, что у современных людей вообще нет веры в идеал.
Вряд ли кто из сегодняшних молодых прагматиков имеет своим идеалом уподобление Христу.

Власть не заинтересована иметь в обществе людей – независимых духовных авторитетов.

Духовный авторитет это недремлющая совесть!
Духовный авторитет вслух говорит о том, о чём другие про себя лишь думают!
Духовный авторитет не тот, кто говорит, как жить, а тот, кто живёт, как говорит!
Духовный авторитет не тот, на чьи слова ориентируются, но на чьи дела!

Недавно я совершил паломничество по Святой Земле. Народ не может не замечать, на каких лимузинах ездят иерархи, какие носят часы и мобильные телефоны

Однако, несмотря на все недостатки, надо признать, что никакой другой силы, помогающей людям творить любовь и добро, кроме церкви, в современной России нет!

А не кажется ли тебе, что вера в Бога это самообман?
- Даже если вера есть результат самовнушения, то те добрые дела, которые творятся верой в любовь, стоят того, чтобы жить таким самообманом. Ведь, по большому счету, у нас нет ничего, кроме веры. Все зиждется на вере, а разворачивается вокруг любви. Вера сильнее знания, потому что открыта для любой новой информации, тогда как знание не приемлет не только веры, но и тех сведений, которые не согласуются с уже имеющимися фактами. Когда человек знает, он всегда сомневается, и потому не приложит таких сил, какие открываются в нем, когда он верит. Например, если человек не будет верить, что выздоровеет, он никогда не поправится. Знание расслабляет, допуская сомнения, тогда как вера мобилизует. Знание приносит печаль, вера утешает душу. Неверующему нужны аргументы, основанные на здравом смысле, тогда как верующий познает сердцем. По большому счету, верит лишь тот, кто знает. Потому что верить - все равно что Знать! Однако нельзя требовать от людей веры. Человек требует доказательств и жаждет отрицания, а потому нужно дать ему возможность убедиться в истинности Божьего Закона прежде всего на собственном опыте. И дело вовсе не в ответственности перед Богом за свое поведение и не в посмертном воздаянии за добрые дела. Человек хочет вознаграждения в этой жизни. Именно вера в то, что творя добро для других, ты тем самым делаешь благо своей собственной душе, - это и есть земное воздаяние за любовь. Для большинства же людей то, что они называют верой, есть всего лишь надежда. Вера - это убежденность, надежда - лишь предположение. Надежда ориентирует на помощь извне, тогда как вера мобилизует человека изнутри. Многие знают, что в мире все взаимосвязано, но Тайна мира заключена в том, как, каким образом все связано между собой. Вера есть единственный способ приобщения к Тайне, своего рода ключ, но не для расшифровки, а скорее к запуску механизма, цель и принцип действия которого нам неизвестен. В этом и состоит ЗАКОН ВЕРЫ, когда если не поверишь, то ничего не увидишь, не услышишь и не поймешь. Вера не есть бегство от реальности, а, скорее, способ вернуться к ней, увидев мир под другим углом зрения и осознав, что все взаимосвязано и случайностей не существует». (из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература http://www.newruslit.nm.ru

Мой видеоролик «СВЯТЫНИ ГРЕЦИИ» можно посмотреть здесь:
http://www.liveinternet.ru/users/1287574/post122687619/play

ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!

P.S. Смотрите и читайте мои заметки с видеороликами о путешествии по Греции: «Мистерии древней Греции», «Древние Афины сегодня», «Сократ мне друг», «Легенда о 300 спартанцах», «Акрополь и Парфенон – чудо веры», «Из Греции с любовью», «У оракула в Дельфах», «Чудо света – Метеоры», «Святая гора Афон», «Апостол в Салониках», «Лечебный театр Эпидавр» и другие.

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru

Загрузка...
Top