Боковой свет в квартире. Как правильно расположить свет в квартире. Полки, где легко отыскать необходимое даже в темноте

Освещение жилища – одна из первооснов его проектирования. Можно даже сказать – дизайн освещения квартиры первая из первооснов ее проекта. Грамотный проект жилья как раз и начинается с проработки освещения: когда дело дойдет до камня, бетона и металла, исправить ошибки будет очень сложно, а то и вовсе невозможно.

Однако «дизайн освещения» – понятие сложное и многогранное. Свет должен быть здоровым и комфортным, показывать облик помещения и выражать индивидуальность его владельца. Соответственно дизайн освещения состоит из трех вытекающих одна их другой дисциплин:

  • Общий дизайн освещения, или просто освещение либо светодизайн . Он создает физиологически обоснованный фон, на котором располагается все остальное. По аналогии со строительством это несущая конструкция или, точнее, зал с подмостками и акустикой, в котором с одинаковым успехом могут выступать и скрипичный квартет, и рок-группа.
  • Световая архитектура подчеркивает концептуальную направленность помещения и проявляет мировоззрение его обитателей. Световая архитектура бывает внешняя и внутренняя, интерьерная. Некоторые стили интерьера, например модерн и хайтек, без соответствующего освещения вообще нереализуемы: интерьер теряет выразительность.
  • И, наконец, светодизайн в интерьере, или светодизайн интерьера – аналог меблировки и декора: он выражает индивидуальность владельца. В отличие от двух первых, светодизайн интерьера пластичен, точно так же, как мебель, статуэтки и картины можно менять и перемещать.

Такое разделение вовсе не надуманно, оно возникает самым естественным образом. Взгляните на рисунок: и без пояснений ясно, что слева – дизайн освещения, в центре – световая архитектура, а справа – светодизайн интерьера.

Полноценный дизайн-проект освещения включает в себя все три компонента, но описать их в одной статье невозможно, поэтому в настоящей речь пойдет о изначальном и самом главном: общем дизайне освещения квартиры. Об элементах световой архитектуры и светодизайна интерьера будет упомянуто по мере необходимости, когда без них невозможно решить общую задачу освещения.

Виды освещения

Все три вида светодизайна работают с освещением естественным, общим (фоновым), местным, рабочим и декоративным. Естественное приходится брать таким, как есть, ограничиваясь светорежиссурой (см. ниже): смягчением, отражением, рассеянием. По прочим общие правила таковы:

  1. Фон должен быть по возможности бестеневым, заливающим. Наши древнейшие инстинкты видят в глубокой тени опасность, что создает психологический дискомфорт. На практике ради простоты и экономии добиваются полутеней и ажурных теней.
  2. Местное освещение должно подчеркивать детали интерьера и декор, поэтому главное требование к нему – подходящий спектр, см. раздел о свойствах света.
  3. Рабочее освещение также локально, но ориентировано уже не на предмет, а на глаз: нужны оптимальная яркость и спектр в физиологических пределах восприятия.
  4. К декоративному освещению (например, подсветке потолка) требование одно: оно не должно вредно влиять на здоровье.

Примечание: есть неформальная разновидность освещения – фоновая засветка. О ней речь еще пойдет, а требование к ней – непрозрачность при взгляде снаружи.

Правила и нормы

Освещение должно благоприятно влиять на зрение, психику и общее состояние здоровья, поэтому начнем с санитарно-гигиенических требований. Правила освещения квартиры регламентируются по физическим параметрам и «Естественное и искусственное освещение»; СанПиН 1278-03 остаются в силе для старых зданий, но для проектирования новых недействительны. Эстетика нигде и никак не предписывается. Основные требования таковы:

  • освещенность общих жилых комнат, кухни и тренажерного зала – 150 лк; детской – 200 лк; рабочего кабинета – 300 лк; прихожей, туалета, совмещенного санузла – 50 лк; ванной, сауны, бассейна – 100 лк;
  • коэффициент естественной освещенности КЕО при боковом освещении для общих жилых комнат, кухни, бассейна и тренажерного зала – 0,5; детской – 0,7; рабочего кабинета – 1,0; прихожей, туалета, совмещенного санузла, ванной, сауны – не регламентируется;
  • для бассейна с тренажерным залом обобщенный показатель психологического дискомфорта UGR допустим 60 при пульсациях искусственного освещения до 20% Для ванной и туалета он не регламентируется; для остальных помещений UGR=0.

Примечания:

  1. Все значения – минимально допустимые. Пасмурным осенним днем под открытым небом освещенность составляет более 10 000 лк, так что «перебора» можно не бояться – столько электричества в проводке не бывает.
  2. КЕО для верхнего естественного освещения не рассматривается; измеряется боковой КЕО в горизонтальной плоскости пола.

Но что такое эти КЕО и UGR? Посмотрим, начиная с КЕО, он проще. Чтобы взяться за UGR, придется немного разобраться в свойствах света.

КЕО

КЕО, попросту говоря – доля естественного света, поступающего в помещение. Если, к примеру, люксметр на полу открытого балкона показал 400 лк, а на полу в центре смежной с ним комнаты 250 лк, то КЕО будет 250/400 = 0,625. Норма выдержана.

Как определить КЕО?

В домашних условиях КЕО довольно просто определяется фотокамерой, если она не совсем уж мыльница:

  • Берем белый лист бумаги (не пластика или пленки) форматом побольше, в ясный полдень кладем на пол балкона или на землю под окном, ставим камеру на приоритет диафрагмы (режим А) и замеряем выдержку по нему.
  • То же самое проделываем в комнате, стоя лицом к окну. Отношение выдержек (а современные фотокамеры меряют их с точностью до 1/3 – 1/4 ступени) и даст КЕО.

Пример: выдержка по бумаге на улице – 1/60 с, а в комнате – 1/40 с. КЕО будет 40/60=0,67.

UGR

Коэффициент дискомфорта UGR вычисляется по формуле из международного стандарта EN 12464-1. В его основе – так называемая жесткость света, которую в нормативных документах почему-то называют блёсткостью (и кто только такую чушь выдумал, когда в русском есть простое и понятное слово? Сакрально-корпоративный язык, или как?) Очень яркий свет может быть мягким и благоприятным для зрения, а тусклый жесткий – раздражать и портить его.

Жесткость света определяется тремя параметрами светового потока: степенями поляризации, когерентности и спектром. Поток света состоит из огромного количества элементарных частиц из класса бозонов – фотонов, являющихся одновременно и квантами электромагнитного излучения с определенной частотой, фазой и направлениями электрического и магнитного векторов. Изменяется UGR в пределах от 0 до 100.

Поляризация

Степень поляризации показывает, у какой доли фотонов направления векторов поля совпадают. У пасмурного неба и ламп накаливания общая поляризация около нуля, у ясного неба и люминесцентных ламп – единицы процентов, до 20 %; блики от зеркальных поверхностей и свет от квантовых источников – лазеров, светодиодов – может быть поляризован на 100%. Свет считается мягким при поляризации до 10%. Направленное отражение и преломление света увеличивают его поляризацию.

Проверить поляризацию света можно фотографическим поляроидным фильтром: поляроид, глядя через него, поворачивают на 180 градусов. Если общая яркость заметно не меняется, свет считается комфортным, и по пропаданию либо ослаблению можно сразу увидеть источники ужесточения света.

Когерентность

Степень когерентности показывает, у какой доли квантов света совпадают их фазы. Жесткость света определяется длиной цуга когерентности – длины участка светового потока, в котором степень когерентности превышает 50%. Именно из-за довольно высокой когерентности света фотографии со вспышкой выходят безжизненными. Определить длину цуга когерентности в домашних условиях невозможно, но при обычном освещении отсутствие заметной поляризации свидетельствует и о ничтожно малом цуге когерентности. Исключение – те же квантовые источники: когерентность их света может доходить до 100% на расстоянии в несколько метров.

Спектр

Глаз легко адаптируется к эффективной цветовой температуре освещения: если в ясный день она у солнечного света равна 5700 К, то в пасмурный – 6300 К, а на закате падает до примерно 2000 К. Но спектр Солнца – тепловой, гладкий (на рис. слева), поэтому для зрения наилучшим образом подходят тепловые источники света: лампы накаливания обычные, ксеноновые, криптоновые, фреоновые, галогенные. К сожалению, они неэкономичны, поэтому современное освещение жилья все чаще строится на использовании ламп люминесцентных.

Люминесцентный спектр (посредине на рис.) – псевдобелый, в его огибающей есть заметные провалы. Предметы цветов, совпадающих с провалами, зрительно при искусственном освещении кажутся темнее, что создает дисгармонию. Кроме того, получение псевдобелого света требует некоторого увеличения интенсивности спектральных зон, что тоже для зрения не очень хорошо.

Тем не менее, ученые с инженерами неустанно работают над совершенствованием люминесцентных ламп, и современные их модели с трехслойным люминофором дают свет, практически не уступающий солнечному рассеянному по комфортности.

Как проверить качество света?

Дома качество света от лампочки-экономки можно грубо определить, если на хозяйстве есть что-то маломощное с питанием от солнечной батареи: калькулятор, приемник. Процедура такова:

  • «Калибруем» прибор лампочкой накаливания на 40-60 Вт: засекаем, на каком расстоянии от нее батарея даст рабочий ток и прибор включится.
  • Подносим его же к люминесцентной лампе: если расстояние, на котором батарея «задышала», уменьшилось не более чем в 2,5 раза, свет комфортный. Мощность проверяемой лампочки может быть в пределах 13-24 Вт; для 9-11 Вт расстояние сработки батареи уменьшается еще в 1,5 раза.

Пример: прибор включился в 0,6 м от лампы накаливания и в 15 см от 11 Вт экономки. 60/15=4, а 2,5х1,5=3,75. Лампа дрянная «альтернативная»; пойдет разве что для местного освещения.

Дополнения к СНиП 23-05-95 разрешают применение светодиодных светильников при условии соблюдения санитарных норм, но для общего освещения комнат они совершенно не подходят не только по поляризации с когерентностью, но и по спектру: он синтетический, островной (на рис. справа). Дело тут не столько в том, что предметы, попавшие в глухие его провалы, покажутся черными.

Главная вредность островного спектра – высокая концентрация энергии в пиках огибающей, необходимая для создания нужной общей яркости белого. Пики энергии перегружают зрительные сенсоры глаза, что портит зрение и здоровье вообще. По аналогии: удар по голове подушкой разве что разозлит, а кирпичом можно и укокошить.

Поэтому основные области применения светодиодов в освещении жилья – дизайн освещения потолков и подсветка/засветка, причем крайне желательно световые ленты располагать за карнизами, чтобы хоть поляризация с когерентностью вследствие диффузного отражения снизились.

О поверхностной яркости

По санитарным нормам поверхностная яркость источников света не должна превышать 200 кд/кв.м. Галогенки, дающие очень благоприятный для зрения тепловой спектр, далеко выходят за этот порог, представляя собой точечные источники света. Поэтому их при освещении рабочей зоны необходимо прятать за козырек или утапливать в мебель, а для общего освещения использовать светильники с матовыми колпачками либо диффузное переотражение света, направляя его на белый потолок или на стены.

Видео: ошибки в светодизайне

Пошел светодизайн

Проектирование освещения комнаты начинается со светорежиссуры естественного освещения. Затем к нему по КЕО должно быть привязано искусственное: световой шок от включения слишком яркого света также вреден. Привязка делается для определения необходимой мощности источников света.

Затем по оригинал-макету дизайна интерьера выбирают типы и номенклатуру осветительных приборов, их технические характеристки. При этом нередко приходится дорабатывать макет.

Следующий этап – , а по его результату разрабатывается электрическая схема освещения квартиры. И только после этого свет «вклеивается» в строительный проект, что опять может потребовать разного рода доработок.

О концепциях света

Есть два общих подхода к освещению: европейский и американский.

  1. Основа европейского – как объединяющий людей элемент, то самое уютное ярко освещенное местечко, по которому тосковал Хэмингуэй.
  2. Американская концепция – экономно-индивидуальная, в ее основе бра. К черту всякие там сборища, забьюсь в свой угол со стаканом виски, и чтобы счетчик меньше мотал.

И тот, и другой подход позволяют получить фоновое почти бестеневое освещение, а плафон или разбросанные по потолку галогенки вместо люстры позволяют применить подход синтетический: потолочный свет посекционно через двойной выключатель, а бра – с индивидуальными выключателями. Проблема множества проводов при этом решается обшивкой стен и потолка, под ней прячутся электрошнуры.

Самостоятельное правильное освещение квартиры сводится к ее освещению покомнатно, этим мы и займемся.

Видео: альтернативный субъективный взгляд на виды освещения

Естественный свет

Проходя через стекло или отражаясь от зеркала, прямой естественный свет может стать слишком жестким. Кроме того, свет из окна не должен быть и слишком резким, чрезмерно направленным.

Смягчают жесткий свет полупрозрачные или ажурные преграды – тюль, органза. Они же и рассеивают свет, что издавна используется для оптимизации естественного освещения.

В наше время есть средство, позволяющее, кроме того, направить свет куда нужно, не пользуясь поляризующими его зеркалами: вертикальные тканевые жалюзи. Даже если их полотнища расположены параллельно лучам, они за счет дифракции сбивают жесткость света до приемлемой величины. Поворот полотнищ дает диффузное отражение в нужном направлении, а сдвигая-раздвигая их, можно перехватить часть светового потока и направить в темный угол. В продаже уже можно встретить «умные» жалюзи, автоматически поддерживающие оптимальный режим освещения комнаты, но и для самодельщиков, знакомых с электроникой, тут огромное поле непаханное.

Искусственное освещение

Общие правила

Для увязки дизайна интерьера со светом полезно помнить следующее:

  • Свет и цвет дают пространство, если они согласованы по спектру: подсветка синим красного даст лишь провал.
  • Плоскости зримо растягиваются по направлению потоков света.
  • Помещения с общим светлым тоном дизайна нужно освещать равномерно, а темные – по зонам.
  • Зоны освещаются равномерно.
  • Рабочий свет должен быть белым.
  • Местный свет для цветных объектов тоже нужен белый, а для белых возможен цветной.
  • Глубокие тени нежелательны в любом случае.

О галогенках

Галогенные лампы создают приличное бестеневое освещение при небольшой потребляемой мощности, т.к. равномерно распределенные по потолку, образуют подобие излучающей плоскости. Но тени под мебелью окажутся глубокими, поэтому в жилых комнатах галогенки нужно лишать «точечности», как описано выше. В небольших комнатах (кухня, прихожая) вниз особо не посмотришь, и там галогенки для общего освещения можно применять безо всякого.

Определяем силу света

За опору берем лампочку-экономку, проверенную на качество света. Чтобы определить общую мощность для освещения комнаты, замеряем создаваемую ею одной, подвешенной к потолку, освещенность на полу в центре. Если нет возможности воспользоваться люксметром или дать заявку в СЭС на измерение освещенности, выручит та же фотокамера: ставим ее в режим S (приоритет выдержки), и замеряем экспозицию по белому листу. Значению примерно в 100 лк соответствуют 0,5 с при диафрагме А=2,8, 1 с при А=4 и 2 с при А=5,6.

Пример: объектив камеры с максимальной «дыркой» 4. Замер дал выдержку 4 с. Освещенность – не более (1/4)х100=25 лк. Для создания общей освещенности в 150 лк нужно не менее 6 таких лампочек.

Выбор источников

Общий дизайн освещения комнаты определяется не только свойствами их света, но и диаграммами направленности ДН, см. рис. Кардиоидная ДН предпочтительна для общего освещения любых помещений среднего размера.

Кардиоиду дает одна лампа или их группа в плафоне. Если колбы ламп расположены горизонтально, кардиоида будет вытянута вниз; если вертикально колбами вниз, ДН растянется в стороны. Первое предпочтительно для комнат с темной мебелью; второе – для светлых.

Восьмерка получается из кардиоиды, если светильник снабжен нижним рефлектором («поддоном»). Сходна по свойствам с кардиоидой, но более подходит для освещения больших площадей или комнат с высокими потолками.

Веерную ДН имеют лампы в рефлекторе. Чем уже и глубже рефлектор, тем меньше раскрыв веера. Используются для местного, рабочего и зонального освещения. Светильники с веерной ДН, регулируемые по высоте, позволяют удачно решить проблему освещения общей однокомнатной квартиры: поднимая их и опуская, можно светом регулировать размеры зон.

ДН-лепесток дают бра. «Ухо» лепестка может быть направленно вверх или вниз, смотря по расположению лампы: колбой вверх или вниз соответсвенно. В горизонтальной плоскости ДН бра – кардиоида. В американской системе бра принято использовать с ухом ДН вверх; в европейской – ухом вниз и меньшей мощности, для временного рабочего освещения.

Косеканс-квадратная (маячная, радарная) ДН имеет важнейшее достоинство: в пределах светового пятна освещенность теоретически идеально, а практически почти равномерна. Добиться КК ДН технически сложно, но почти такую дает настольная лампа с лампочкой колбой вверх и большим полусферическим абажуром-рефлектором над ней. Видели на рисунках настольную лампу Ленина? Кем бы он ни был, но, всю жизнь перерабатывая горы документов, потребности в очках не испытывал.

О растровых светильниках

Растровые светильники годятся для больших общественных помещений с высокими потолками. В жилых комнатах это как раз тот случай, когда оптимальный по яркости свет оказывается недопустимо жестким.

Размещение светильников

Размещение светильников разберем на примерах, т.к. дать универсальный рецепт для любых вкусов и потребностей невозможно. Общее лишь одно – евроосвещение. Американский свет нигде, кроме крайне утилитарных США, не прижился, и в пуританской Англии тоже.

Гостиная

Освещение основывается на в центре потолка, см. рис слева и в центре. ДН для светлых гостиных – кардиоида; для больших, сложной формы и темноватых – восьмерка; это позволяет не тратя лишней мощности осветить стены и углы. Если устроен светлый гипсокартонный потолок (справа), еще более экономного бестеневого фона можно добиться галогенками, и в него же впишется декоративная светодиодная подсветка.

Спальня

– единственная комната, где не только допустима, но и рекомендуема : изменяя ее цвет, можно менять настрой помещения под сон, бодрствующий отдых или чем там еще в спальне занимаются. Для «кроватной» зоны достаточно освещения бра или торшерами у изголовья (см. рис), а вот потолочный светильник нужно сместить в центр зоны бодрствования. Очень хорошо подойдет веерный с широким раскрывом, регулируемый по высоте: размер зоны бодрствования можно будет менять сообразно использованию спальни в текущий момент.

Освещение спальни прекрасно дополняет светодиодная засветка окна. Ленты размещают по периметру оконного проема так, чтобы они светили вдоль стекол, а изнутри занавешиваются органзой. На кровати в такой спальне можно при открытом окне вытворять невероятное, а соглядатаи ничего, кроме, возможно, смутных теней, не увидят.

Детская

По детским глазам жесткий свет бьет особенно сильно, поэтому на потолке нужен матовый плафон или галогенки с матовыми колпачками. Варианты освещения показаны на рисунке; справа – формально правильный, а психологически неприемлемый. Портят все темные декоративные карнизы-облака. Кому уютно все время жить под грозовым небом? Уж точно не детям.

Кухня

Для освещения оптимальны галогенки. Тени под мебелью здесь не бросаются в глаза, а галогенки не только меньше нагрузят кухонную проводку (которая и так самая нагруженная в квартире), но и самоочищаются от оседающего чада, т.к. при работе сильно нагреваются. Как избавиться от точечности галогенок, описано выше; пример удачного светодизайна кухни показан на рисунке слева – в кухне по свету должна доминировать рабочая зона.

Прихожая

Освещение коридора должно быть прежде всего равномерным: – лицо дома, а, прошу прощения, приличные граждане с перекошенной рожей на люди не показываются. Экономная светодиодная подсветка из-за карниза с переотражением от белого матового потолка, слева на рис., вполне оправдана: в прихожей надолго не задерживаются, но пойдут и самые обычные матовые плафоны, в центре.

А вот вычурных световых решений, как на рис. справа, следует избегать: у визитера, разговор с которым для вас, возможно, принципиально важен, может возникнуть подсознательное впечатление, что он пришел не к перспективному подчиненному или потенциальному партнеру, а в замок Дракулы.

Ванная

Оптимальное освещение и – ровное, мягкое, практически бестеневое, как на рис. слева. Глубокие тени, блики, пятна, как на двух рис. справа, и порам кожи не дадут как следует раскрыться при помывке, и перистальтику кишечника сделают вялой. Решается это, как правило, всего одним плафоном на потолке – ванные отделывают светлыми, хорошо отражающими материалами.

В светильниках – лампы накаливания. Свет в ванной сутками не полыхает, так что экономия не важна, но бликующих поверхностей более чем достаточно. Кроме того, у экономок, упрятанных во влагозащищенные светильники, от перегрева быстро выходит из строя электроника.

Рабочее освещение зеркала – матовыми галогенками (вторая слева поз на рис.), как в детской, но причина уже другая: режущие глаза точки не дадут разглядеть мелкие недостатки внешности, которые потом будут заметны окружающим.

Квартира-студия

Освещение квартиры-студии строится из принципа содействия зонированию. Удачный пример показан на рис слева. Изюминка – смещенный в центр зоны отдыха потолочный плафон с восьмерочной ДН. В сочетании с направленным потоком света из окна такой общий свет делает эффективными любые другие способы зонирования помещения.

О натяжных потолках

Освещение натяжных потолков технически сводится к подбору совместимых по тепловыделению и плотности потока энергии (ППЭ) излучения светильников и материала потолка, но это отдельная тема, к светодизайну не относящаяся. Что же касается его как такового, то натяжные потолки как раз и придумали ради полного светового самовыражения (см. рис), поэтому способы их освещения нигде и никак не регламентируются, а давать наставления значило бы выхолащивать идею.

Но один совет дать все же нужно: предусмотрите на случай выключения красоты несказанной в межпотолочном пространстве слабенькую подсветку в тон общему дизайну, как на след. рис. слева. Иначе отблескивающий потолок может испортить умиротворяющий уют комнаты, что видно там же справа.

Видео: примеры освещения потолков

А о тепле? Не забыли!

Даже самые экономные лампочки-экономки выделяют довольно много тепла. Монтаж светильников нужно вести с учетом этого обстоятельства. К осветительным приборам прилагаются инструкции (или их можно найти по фирменному обозначению), в которых указывается допустимая мощность ламп, расстояние до стен и т.п. Этих указаний нужно придерживаться, но для экономок есть нюанс: их тепловыделение в ваттах рассчитывается по отдельности. Напряжение сети известно, а потребляемый ток указывается на цоколе.

Дело в том, что электросхема экономки имеет довольно большую реактивность, а обозначение мощности на упаковке показывает эффективную потребляемую мощность, сколько счетчик намотает. Некоторое время после включения тепла экономка выделит больше, а потом будет выделять меньше. Быстро сгорающие экономки – результат их помещения в глухие тесные плафоны, поэтому дайте хорошим в общем-то лампочкам дышать свободно.

Установка светильников может максимально подчеркнуть все достоинства вашего интерьера либо напротив замаскировать их, создав уродливые тени. Наши консервативные взгляды об освещении обычно не выходят за пределы стандартного набора из люстры, торшера, настенной лампы и бра. Иные же, напротив, отвергая старое, предпочитают исключительно светодиодные точечные светильники. Думается, что обе точки зрения крайние, и возможно, найдется некая «золотая середина».

Каким же должно быть современное освещение квартиры?

При выборе освещения рассчитывается количество светильников и определяется дизайн освещения

Выбор и установка освещения квартиры

Теория самого освещения имеет две стороны:

Первая – чисто потребительская, основанная на физических характеристиках. По ней достаточно рассчитать количество светильников в помещении, руководствуясь нормами освещенности, измеряемым в люксах .

Нормы уровня освещенности

  • Жилые комнаты, кухня – 150 лк
  • Детская комната – 200 лк
  • Рабочий кабинет – 300 лк
  • Туалет, прихожая, совмещенный санузел – 50 лк
  • Ванная, бассейн, сауна – 100 лк

Определить необходимую мощность светильников по площади помещения и уровню освещения можно по этой таблице:


Таблица мощности и уровней освещения

В таблице приведены значения для ламп накаливания. Для люминесцентных ламп мощность должна быть уменьшена в 5 раз, а для светодиодных – в 10 .

Расчет необходимого количества светильников


Количество светильников рассчитывается путем деления расчетной мощности освещения на мощность одной лампы.

  • Так, в однокомнатной квартире площадью от 30 до 40 м 2 вполне достаточно 7-8 светильников:
    • Люстра – 1
    • Потолочные светильники – 3
    • Бра – 2
    • Настольная лампа – 1
    • Торшер (по необходимости) – 1
  • Для двухкомнатной квартиры добавляется еще одна люстра
  • Для трехкомнатной потребуется уже одиннадцать светильников из-за добавления еще одной люстры и бра


Проверить фактический уровень освещенности можно при помощи специального прибора – люксометра
.

Теория дизайна освещения в интерьере

Другая сторона теории освещения заключена в том, что оно рассматривается как дизайнерский прием, и его функции следующие :

  • Совершенствовать и дополнять интерьер
  • Путем оптической иллюзии изменять размеры и формы помещения
  • Являться декоративным украшающим элементом

Если вы лишь формально подсчитали количество лампочек, соблюдая нормы освещенности, то это, конечно, далеко не дизайн. С этим справиться может любой электрик.
Но если вы продумали, в каком направлении будет падать свет, равномерно или с тенями, “приподняли” или, наоборот, “опустили” потолок при помощи света, подобрали необходимый цветовой спектр подсветки и т.д., то это уже и есть дизайн или архитектура освещения в квартире


Освещение способно зрительно изменить интерьер и размеры помещения

Примеры применения дизайна в освещении

Естественное освещение также подчиняется дизайну:

  • Самый первый прием, помогающий правильному заполнению дневным светом комнаты, производится еще на черновом этапе ремонта:
    Оконные откосы делаются с углом рассвета
  • Второй прием искусственного перенаправления и дозирования лучиков света – это вертикальные жалюзи на окнах

Улучшить интерьер при помощи искусственного освещения можно, зная следующие законы :

  • Освещение всех зон должно быть равномерным без глубоких теней, иначе возникает ощущение подземелья
  • Свет в рабочей зоне выбирается только белый
  • Пространство и плоскости расширяются в направлении света:
    • сделать выше потолок можно, подсветив его снизу
    • подвесная лампа с абажуром или плафоном понизит потолок
    • расширить зрительно помещение можно используя боковую подсветку стен или горизонтально расположенные на потолке лампы
  • Если фон помещения светлый, то освещение в нем используется равномерное, комнаты с преобладающим темным фоном зонируются при помощи различной световой интенсивности
  • При подсветке нужно соблюдать такие правила:
    • Цветные объекты подсвечиваются белым цветом
    • При подсвечивании белых поверхностей возможно применение цветной подсветки

Концепция освещения в интерьере

Есть две концепции – европейская и американская.

И в той, и другой есть свои плюсы и минусы:

  • Европейская направлена в сторону максимальной комфортности, но несколько расточительна
  • Американская, используя в основном рабочее и местное освещение, позволяет добиться максимальной экономии, но ее вряд ли можно назвать комфортной и красивой

Типы освещения по европейской системе

Остановимся на европейской концепции как наиболее полной. По ней освещение делится на несколько групп по уровню и назначению.

Верхнее, общее освещение

К нему относится та же самая люстра (выходит, не стоит спешить выбрасывать ее на свалку?) либо ее альтернатива – плафон с несколькими лампами, позволяющий обеспечить более равномерное, без световых бликов на потолке, освещение.

  • Устанавливается в гостиных и других жилых комнатах, а также в просторных холлах
  • Уровень освещенности – яркий
  • Для гостиной лучше сделать регулируемую яркость, так как в этом помещении люди находятся долго, и слишком яркий свет длительное время начинает действовать раздражающе и не способствует доверительному общению
  • Используются простые лампы накаливания или люминесцентные лампы

Лампы накаливания очень неэкономны, и вдобавок выделяют большое количество тепла – в этом их большой минус.

Люминесцентная лампа в пять раз меньшей мощности дает такой же уровень освещенности, как и лампа накаливания

Но есть минусы и у люминесцентных источников света:

  • Холодный свет очень дискомфортен
  • При работе лампы может раздаваться монотонное неприятное гудение

Светодиодные точечные светильники не подходят для общего верхнего освещения из-за именно точечной направленности светового луча. Использование точечного источника света большой поверхностной яркости будет очень вредно для глаза.


В гостиной используется верхнее общее и местное освещение

Местное локальное освещение

Назначение его:

Выделение определенной зоны, например, кухонного или барного уголка.

Подчеркивание отдельных деталей интерьера и декоративных элементов.

  • Интенсивность – мягкая
  • Уровни могут быть как верхние, так и нижние
  • Применяемые источники света:
    • галогенные и металлогалоидные, светодиодные точечные светильники
    • подвесные светильники
    • настенные бра

Точечные светильники особенно хороши на многоуровневом подвесном потолке для подчеркивания его дизайна и создания равномерного бестеневого освещения

Но эти плюсы исчезают, при употреблении галогенок большей мощности: мебель начинает отбрасывать тени.

Чтобы убрать этот недостаток, лампы прячут за выступы и карнизы, козырьки, утапливают в мебели либо используют матовые колпачки.

Рабочее освещение

Требования к нему одно – оно должно быть максимально ярким и удобным для зрения

  • Устанавливается на промежуточном и нижнем уровне:
    • над рабочей зоной кухни
    • на рабочем столе
    • возле дивана, кровати, кушетки, где привыкли читать
  • Используется соответственно в виде
    • встраиваемых галогенных светильников
    • настольных ламп
    • торшеров и настенных бра

Декоративное освещение квартиры

Не является самостоятельным источником света и применяется в декоративных целях или в качестве ночника .

Можно использовать, где душе угодно, но особо напрашивается в спальне и гостиной:

для подсветки потолка, зеркал, ниш, картин, нижней подсветки стен и т.д. В спальне используется мягкое общее освещение и яркое местное

  1. В световом оформлении гостиной есть несколько тонкостей:
    • Если мебель в гостиной темного цвета, то лучше выбрать светильник с горизонтально расположенными лампами
    • При светлой мебели рекомендуется направление ламп вниз
    • Для просторной комнаты или помещения с высоким потолком подойдет лампа с нижним рефлектором
  2. Для зонирования в однокомнатной квартире хорошо использовать рефлекторные лампы, регулируемые по высоте
  3. В спальне приветствуются подвесные лампы с абажуром или плафоном, так как это зрительно понижает потолок и делает помещение более уютным.
    Общее освещение в спальне должно быть приглушенным, а возле кровати устанавливается яркие источники света (торшеры, настенные бра либо же настольные лампы на тумбочках)
    Эффектно и интригующе смотрится светодиодная подсветка окна, установленная за занавесью по периметру окна
  4. В детской комнате должно быть яркое и одновременно не раздражающее освещение, поэтому лучшее решение – матовые плафоны или защищенные колпаками галогеновые лампы
  5. Оптимальное освещение для кухни – галогеновое, которое устанавливается в рабочей зоне кухни
    Можно дополнить световое решение и центральным потолочным светильником
  6. Для коридора достаточно одного центрального плафона, но для равномерности падающего света можно также использовать возле карнизов экономную подсветку
  7. В помещении ванной и туалета освещение должно быть мягким и ровным. Это достижимо при помощи плафона на потолке, в котором устанавливается простая лампа накаливания – другая в условиях вынужденной защиты от влаги просто долго не прослужит.
    Над зеркалом устанавливаются матовые галогенные светильники

Таким образом, если теперь подсчитать количество светильников, используемых в интерьере нашей квартиры, то оно окажется, конечно, больше расчетного необходимого их количества. И что ж?.. Красота и комфорт в дизайне освещения также требует жертв.

Видео: Дизайн освещения

Новые технологии предлагают новаторский подход, когда требуется эффектный дизайн освещения квартиры. Изящные плафоны и диоды на многоуровневых потолках вытесняют громоздкие люстры без намека на эстетику. Современное оформление освещенности городских квартир может соперничать с обликом оперного театра, ресторана или офиса преуспевающей компании с обложки журнала. При продуманном проекте в комнатах не останется темных уголков, даже без настольных ламп и торшеров, а расходы на электричество снизятся.

Освещение очень сильно влияет на зрительное восприятие пространства, от которого зависит комфорт и уют вашего дома

В проектировании жилья есть свои правила, которые в полной мере касаются и норм общего освещения. Важным условием комфорта остается степень освещенности. Она должна быть благоприятной для зрения и психологического состояния. Это разумный баланс количества осветительных приборов определенной мощности относительно площади рабочего пространства.

  • Хорошо освещенный кабинет держит разум в тонусе.
  • В гостиной при продуманном дизайне легко создать особую ауру, подчеркивающую стилистическое решение.
  • Если в экстравагантной ванной или спальне полумрак, то он неизбежно клонит в сон.
  • Грамотный подход в дизайне освещения прихожей сделает квартиру гостеприимной в восприятии визитеров.
  • В кухне с дополнительной подсветкой рабочей поверхности приятно готовить.
  • Мягкий свет в детской спальне не раздражает зрительные анализаторы малыша и дает возможность спокойно погрузиться в сон.

Для рабочего кабинета отлично подходят геометрические светильники с четкими линиями

Важно! Если допустить ошибки в проектировании, понадобятся дополнительные затраты на прокладывание скрытой электропроводки. Лучше сразу уменьшить или увеличить мощность, чем после ремонта сдирать обшивку из натурального дерева, камня и дорогих обоев.

Дополнительные источники света создают теплую атмосферу и делают пространство более мягким

Специалисты рекомендуют при стандартной планировке на каждые 5 «квадратов» площади пола использовать светильники суммарной мощностью 50-75 кВт. При высоких потолках можно и больше. Нормативы разработаны и выверены давно, но они адаптируются под современные технологии и дизайн освещения в квартире. Они помогают самостоятельно найти оптимальный режим, но суммарную мощность нужно разделить на общее количество светящихся точек.

Зеркала создают больше отражающих поверхностей, что значительно добавляет количество света в помещении и позволяет сократить число светильников и счета за электроэнергию

  • в 1-комнатной квартире до 30-40 кв.м. достаточно 7-8 осветительных приборов (3 потолочных, многорожковая люстра, 2-3 бра, настольная лампа и торшер);
  • в 2-комнатной достаточно 8-9 ламп;
  • в 3-комнатной – 10-11 точек;
  • если у вас 4-комнатная квартира, достаточно 11-12.

Люстра может использоваться для главного освещения

Современная квартира, в которой установлены натяжные потолки с точечной подсветкой и диодной лентой – другие нормы. Можно обойтись без люстры, но ее отсутствие компенсируют бра, мебельной подсветкой и другими видами локального (местного) освещения функциональных зон.

Мощность точечных светильников легко регулировать, они могут использоваться в качестве основного света или как фоновая подсветка

Общие правила дизайнерской концепции

  1. Правильный дизайн освещения в жилой комнате – понятие многогранное.
  2. Освещенность подбирается с учетом пользы для здоровья, она будет подчеркивать эстетику стилистики, заодно выполняя функциональные требования.
  3. Грамотное решение – альтернатива декору городской квартиры в минималистическом стиле, подчеркивающем тонкий вкус и яркую индивидуальность владельца.

Лампы с направленным светом применяются для подсветки конкретного места либо для корректировки площади помещения

Концепция подразумевает несколько составляющих.

1. Общее освещение (искусственное) Физиологически обоснованный фон, основа, которая представлена разными видами ламп.
2. Светодизайн интерьера Подобен подходу в выборе меблировки и текстиля для общей эстетики, отражает вкусы владельца, способ самовыражения через среду обитания. Предполагает перемещаемые объекты, высвечивающие объекты для обзора.
3. Световая архитектура Предполагает концепцию освещенности помещения, подразделяется на интерьерную, внутреннюю и внешнюю световую архитектуру в реализации стильного дизайна.
4. Естественная освещенность Важная составляющая, ее можно варьировать по времени суток, сезонности и расположению комнат. Лучи из окна приглушают жалюзи, рассеивает тюль и затеняют шторы. Его усиливают светлые стены, зеркальные и глянцевые поверхности, хромирование.
5. Направленный искусственный свет Вращающиеся проекторы и потолочные плафоны, настольные лампы, торшеры на штативе или гнущейся спиральной основе.
6. Декоративное дополнение Удобно пользоваться в рабочей зоне, для аквариумов, необычной мебели и экспозиций художественных произведений гостям.

Акцент на определенную зону комнаты легко сделать с помощью локального светильника

Важно! Различные осветительные приборы используются в организации современного дизайна освещения в комнате. Это “галогены”, лампы накаливания, люминесцентные трубки, точечные и ленточные диоды, оптоволоконные шнуры.

Освещение часто используется для разделения пространства, особенно это актуально маленьких квартир

Общее свет в каждой комнате – естественная составляющая, без нее невозможно рассматривать дизайнерскую концепцию. Цветовое решение стен компенсирует недостаток солнечных лучей или поглощает их избыток.

Управление освещением в дизайне квартиры подобно режиссуре и оформлению декораций, но для этого нужны определенные инструменты, которым пользуется любой режиссер-осветитель. Свет может быть:

  • естественным;
  • рассеянным;
  • отраженным;
  • усиленным;
  • смягченным.

Прозрачные плафоны не “съедают” свет в отличие от матовых, а для создание нужных эффектов можно использовать цветные абажуры

Типология освещения

  1. Многоуровневое освещение – альтернатива светодизайну без люстры. Учитывается зонирование и функциональность каждого участка, угла или зоны. Это возможность высветлить необходимые места и обойтись без затрат на общее освещение. Дополнительная регулировка используется для включения/выключения на основе «умных» опций и пульта (дисплея) дистанционного управления.
  2. Для поверхности стен применяются всевозможные бра. Экономично и удобно, когда требуется осветить зеркало, нишу гардероба, поворот длинного коридора или начало спуска с лестницы в частном доме.
  3. Нижний свет пока редко используется в жилых схемах, но это не прихоть или экстравагантное решение. Дополнительная проработка площади пола сбалансирует распределение лучей. Нередко монтируют светодиодную ленту или неоновую трубку у плинтуса. В ванной комнате и прихожей оригинально смотрится дорожка из стеклянной плитки с вставленными под них лампами, включаемыми, когда на них ступаешь.
  4. Для смены вектора по мере необходимости применимы поворотные, подвижные и перемещаемые лампы и диоды. Это трековые системы, поворотные бра и люстры с вращаемыми рожками, как на фото.

Для местного освещения удобно использовать управляемые светильники с приглушенным фоновым светом

Внимание!При удачном сочетании всех разновидностей получается компенсации недостатка света с минимальной нагрузкой на зрение.

Смешанное освещение из различного рода светильников буквально преображает комнату, превращая её в сияние огней

  • Плафоны для коррекции общего света располагают под потолком в центре комнаты (для равномерного рассеивания). Вместо люстры легко распределить подсветку на 4 стенах и многоуровневых потолках.
  • Рабочие зоны должны равномерно освещаться, нежелательно оставлять темные углы и глубокие теневые участки, даже если их редко посещают. Рабочий свет лучше комбинированный – белый с желтым спектром (уточняйте при покупке в магазине).
  • Для декоративного освещения подойдет цветная подсветка, например, светодиодной лентой или шнурами, которыми можно выкладывать надписи или фигуры на стенах.
  • Комнатным растениям для полноценного развития нужны специальные фитолампы, особенно если это обитатели тропиков и южных широт.
  • Аквариумные гидрофиты подсвечивают «белыми» или универсальными люминесцентными лампами на специальной крышке, в сочетании с диодами и лампами накаливания с мягким желтым светом. Они нагревают поверхность декоративной крышки, поэтому их помещают на расстоянии, а днище выстилают фольгой.
  • С помощью перфорированных плафонов бра и потолочных абажуров можно получить красивый ажурный теневой рисунок. Но отделку подбирайте гладкую и однотонную, чтобы фактура не искажала замысловатое изображение.
  • Местное или локальное свечение обязано выгодно подчеркивать определенные объекты и детали интерьера, в определенной мере усиливая или заменяя декор.
  • В рабочей зоне, где читают, готовят еду или занимаются у компьютера, нужна локальная подсветка. Интенсивность должна быть благоприятна для глаз, тот случай, когда не стоит экономить на здоровье.

Простой напольный светильник, но как подходит к окружающему интерьеру

Важно! При обустройстве любой точки помните о некотором количестве выделяемого тепла – облицовка не должна перегреваться до воспламенения. Учитывайте физиологические нормы – недостаток освещенности угнетает рабочую активность и расслабляет зрительный нерв.

Для натяжных потолков оптимально подходят встроенные светильники на светодиодных лампах

Многогранность современных решений в светодизайне

В любом помещении общее освещение должно грамотно сочетаться с рабочим и акцентным, локальным и комбинированным. У них есть свои подтипы и разновидности. Если общее должно, скажем так, избавлять от темноты в целом, то у остальных приборов функция – высвечивать отдельные элементы. Это достигается с помощью различных источников света в комнате, независимо от общего дизайна.

Светодиодное освещение в интерьере гостиной

Разновидности источников искусственного света:

  1. Светодиодные лампы – современная альтернатива классическим «лампочкам Ильича», применение которых сегодня дорого обходится.
  2. Лампы накаливания считают архаичными, но они дают минимальную нагрузку на зрение, а их спектр максимально имитирует солнечные лучи.
  3. Энергосберегающие – вполне экономичные лампы, но их частое мерцание утомляет зрение, предлагаются с «теплым» и «холодным» спектром.
  4. Люминесцентные чаще всего используются для торговых и промышленных площадей, но и в «студийках» без стен эти лампы находят достойное применение (имитация дневного света).
  5. Светоизлучающие шнуры «дюралайт» на основе светодиодов – отличный способ декорирования отдельных элементов интерьера и внешнего освещения, дополняя оригинальный дизайн света в квартире.
  6. Яркие галогены имеют разные оттенки света, эти лампы широко используются в декорировании пространства.

Светодиодные ленты позволяют организовать любые варианты декоративной подсветки потолка, стен и предметов мебели

При расчетах общей интенсивности учитывается решение натяжных потолков. Дизайн освещения в спальне и гостиной с помощью многоуровневых конструкций самодостаточен, за исключением добавления приборов для локальных зон.

Дизайн подсветки отдельных помещений: просто и сложно

Свет – это не только функционально, но и красиво. Именитые дизайнеры и архитекторы обязательно возьмут во внимание эту важную составляющую, взявшись за новый проект. Грамотный проект сделает пребывание в доме комфортным, поможет визуальной коррекции пространства.

У каждого светильника в комнате должно быть свое предназначение

Некоторые элементы можно затенить, другие – высветить и привлечь к ним максимум внимания, направленным светом задается определенный вектор, чтобы «отодвинуть» или «приблизить» объект в интерьере. Мягкий неоновый свет создает необычный эффект при включении со стороны изголовья кровати, задника мягкой мебели, плазменной панели или по периметру «парящего» потолка. При этом можно не пользоваться люстрой или другим «классическим» источником общего света.

Свет в прихожей обычно полностью искусственный, в квартире входная дверь удалена от всех окон. Можно ограничиться одной светящейся точкой у потолка, если это крохотное помещение. В прихожей, объединенной с коридором, делают 3-4 неярких светильника или бра по всему проходу. В декоративных целях можно светодиодной лентой оформить плинтус и потолочный карниз. Желательно снабдить подсветкой зеркало и внутреннее пространство шкафа для одежды. В длинном коридоре будет уместна светящаяся дорожка на полу, а в просторном помещении – натяжной потолок с красивым светодизайном.

Чтобы укоротить вытянутую прихожую, можно разместить встроенные светильники по потолку и направить свет вниз

Спальня – особенная комната, где уместна интимная атмосфера, которую, в наибольшей мере, создает игра света и тени. Оформление зависит от размеров спальни, стилистики интерьера и конфигурации мебели. В классическом варианте используется изящная потолочная люстра и 2 бра (по обе стороны кровати), в современном – многообразие натяжных потолков и диодной подсветки (у зеркала и изголовья кровати). Нередко сочетают потолок с эффектом «звездное небо» и перфорированные бра с ажурными отблесками на стене. Некоторым в спальне нравится полумрак. Но не обязательно ограничиваться этими идеями, решение зависит от стилистики и общей дизайнерской концепции, как на фото.

В спальне уместен приглушенный свет

В современной гостиной основной дизайн освещения квартиры отводится натяжным или многоуровневым потолкам. Если в классическом варианте обыгрывается цвет потолка и форма люстры, то новые решения в век высоких технологий ничем не ограничены. Купите относительной простой светильник, переключаемый с пульта дистанционного управления, или подбирайте комбинированное освещение с нижней подсветкой мебели.

В гостиной используют несколько типов светильников в соответствии со стилевым направлением помещения

Ванная комната и санузел – особое помещение, где можно поэкспериментировать с освещением, которое недопустимо в жилом помещении. Попробуйте постепенно включающиеся и гаснущие светильники, включение от хлопка и другое. Важно учесть, что это место с повышенной влажностью, проводка, светильники и плафоны должны быть максимально герметичные. Уместны диоды у зеркала и ванной. У дорогих джакузи это опция по умолчанию.

В ванной нужен достаточно яркий свет, но не резкий. Подойдут встроенные в потолок матовые светильники и пара приборов для подсветки зеркала

Свет в кухне предполагает несколько зон, имеющих экономичную локальную подсветку. Это рабочая плоскость, и место приема пищи, помимо общего света. Некоторым нравятся большие плафоны, спускающиеся с потолка к обеденному столу. В современной кухне можно сделать раму у потолка с направленными векторами лучей. Оригинально смотрится газовая плита с духовым шкафом, имеющим подсветку – можно с гостями наблюдать за процессом жарки курицы, вращаемой на гриле. Дополнительно уместны диоды у барной стойки и над мойкой.

На кухне направленная подсветка рабочих зон комбинируется с рассеянным светом над общим пространством

Мягкий свет в детской спальне – основа дизайна для этого помещения. Слишком яркие лучи резкие для зрения малыша, раздражают психику. А недостаток может провоцировать близорукость, если дети любят писать, читать и рисовать по вечерам. В местах, где делают уроки или занимаются у компьютера, обязательно организовать локальную подсветку. Оригинальный ночник на детскую тематику избавить от страха перед темнотой в ночные часы, но он не мешает сну, если разместить с противоположной стороны от глаз малыша.

В детской комнате нужен высокий уровень освещения, но без ярких лучей

В квартире-студии все зависит от локальных зон, но лучше, если это нашло отражение в дизайне потолочной конструкции. Изюминкой концепции может сталь любой акцент, но не забывайте, что у каждой функциональной зоны должна быть контролируемая мощность и интенсивность лучей. При большой площади уместны выключатели из разных точек на общий свет или пульт ДУ.

К основному общему свету добавляется дополнительная подсветка отдельных зон

Напоследок ещё один важный момент – как бы не было идеально организованно искусственное освещение, не стоит забывать о естественном свете, играющим весомую роль в дизайне жилого помещения

Предложенные примеры на фото помогут взять на вооружение идеи, применяемые профессионалами.

В каждом доме вещью, которая объединяет абсолютно все помещения, но не уравнивает между собой, является освещение. Без осветительных приборов в современном мире уже не обойтись, ведь много чего мы делаем по дому вечером, когда о естественном освещении речи идти уже не может.

С помощью источников света в доме можно создать любую атмосферу: от праздничной до романтической. И в этом вопросе существуют определенные тонкости в оформлении светового обеспечения для каждого помещения в квартире. Об этом и многом другом вы узнаете из нашей статьи.

Варианты оформления

Вариант освещения комнаты

С помощью света можно до неузнаваемости изменить акценты любого помещения в квартире. При этом можно использовать различные подходы и дизайнерские решения. Например, современное освещение в доме все чаще направленно на подсветку определенной области помещения. Этот способ сегодня активно используется для зонирования комнат.
В современной квартире светодизайн и освещение может быть оформлено в четырех вариантах:

  • общее или фоновое освещение. В данной ситуации в качестве осветительного прибора выступает центральный светильник, например, люстра. Здесь свет получается рассеянным;
  • местное или локальное освещение. Такой способ подсветки позволяет создать дополнительное освещение конкретной области. В качестве объекта освещения в данной ситуации выступает предметы интерьера;
  • рабочее освещение. С помощью такой подсветки можно осветить рабочее место. Особенностью таких осветительных приборов является яркий свет направленного характера. В качестве объекта ориентации здесь будет выступать человеческий глаз. Подобный подход чаще всего можно встретить на кухне;
  • декоративная подсветка. Используется как локальная подсветка декоративных элементов интерьера (ваз, скульптур, ниш и т.д.).

Для создания подсветки в доме можно использовать такие виды осветительных приборов:

  • люстра. Всегда выступает в роли центрального источника света. В современной квартире от этого светильника все чаще отходят;
  • точечные светильники. Именно они в последнее время выступают заменой люстры. Могут играть роль как основного освещения, так и дополнительного. Очень часто используются в комбинации со светодиодными лентами;
  • светодиодная лента. Отличный источник света для создания скрытой подсветки. Особенно часто встречается в натяжных и гипсокартонных потолках.

Подсветка потолка

Кроме этого в качестве осветительных приборов могут выступать неоновые лампы, дюралайт и т.д. Но эти светильники в домашних условиях встречаются намного реже, чем вышеописанные виды.
В одной комнате можно использовать как один из вариантов освещения, так и комбинацию нескольких вариантов. Все зависит от того, какое предназначение имеет каждая конкретная комната в доме, и что вы чаще всего в ней делаете.

Нормы освещенности

Далеко не все знают, что для каждой отдельной комнаты в квартире существуют свои нормы освещения. Именно от того, насколько правильно реализованы нормы освещенности, будет завесить ваше комфортное пребывание дома.
В нормах, приведенных в нормативных документах по освещению (СНиП), за основу расчетов принимаются следующие параметры:

  • мощность светового потока;
  • количество светильников в комнате;
  • площадь освещаемого помещения.

Таблица норм освещенности

Именно на основании данных критериев рассчитываются нормы освещенности для каждой комнаты в квартире, указанных в таблице сверху.

Обратите внимание! Специалисты по данному вопросу вывели общее правило по организации уровня световых потоков в квартире. Согласно этому правилу, на каждые 5 м 2 следует использовать осветительные приборы с суммарной мощностью в 60-75 кВт.

Пользуясь этой нехитрой формулой можно самостоятельно рассчитать требуемый уровень освещенности для каждой комнаты, имеющийся в квартире.
Помимо этого существуют некоторые рекомендации, которые могут упростить эти расчеты:

  • для однокомнатной квартиры, которая имеет площадь 30-40 м2 нужно использовать не больше 8 осветительных приборов;
  • для двухкомнатной квартиры этот показатель следует увеличить до 9 светильников;
  • в трех- и четырехкомнатных квартирах следует установить целых 11 осветительных приборов.

Источники света

Освещение в современной квартире может быть организовано различными типами лампочек, выступающими в роли источника света. На данный момент времени используются следующие виды ламп:

  • лампы накаливания;
  • люминесцентные лампы;
  • световые шнуры «дюралайт»;
  • светодиоды;
  • металлогалоидные и галогенные лампочки;
  • оптические волокна.

Типы лампочек

Каждый из вышеперечисленных вариантов источников света обладает своими достоинствами и недостатками. Например, лампы накаливая стали все реже появляться в современных домах. Это объясняется популярностью тенденций рационализации и экономии во многих сферах человеческой деятельности, а их потребление электричества остается на достаточно высоком уровне, в отличие от более современных источников света. Поэтому, даже несмотря на положительные характеристики светового потока, лампы накаливания постепенно отходят в прошлое.
Самыми популярными вариантами оформления света в квартире являются энергосберегающие лампы. Из них отдельно стоит выделить светодиодные и люминесцентные варианты. Именно они зачастую занимают места в современных осветительных приборах.
Люминесцентные лампочки по некоторым параметрам проигрывают светодиодным собратьям. Их проигрыш основывается на таких вот негативных моментах:

Светодиодная лампа

  • создают гул во время работы;
  • испускаемый свет имеет голубоватое свечение, а он не слишком комфортен для человеческого глаза;
  • необходимость использовать дополнительные приспособления для подключения;
  • наличие мерцающего эффекта;
  • определенная вредность для здоровья человека.

Все эти недостатки почти полностью отсутствуют в светодиодных лампочках.

Такие источники света признаны самыми энергоэффективными лампами с длительным сроком службы при постоянной работе. Кроме того они изучают свет разного спектра, что упрощает их подборку под определенное помещение в квартире. Светодиодная лампа отлично подходит для создания общего, местного и рабочего освещения.
В свою очередь металлогалоидные и галогенные источники света, из-за создания узконаправленного пучка света, в современных квартирах используются как зонированное или декоративное освещение. Дюралайт также больше подходит для декоративной подсветки любого помещения в доме.

Правила дизайнерского оформления

Дизайн, который сегодня используются в современных домах и квартирах, направлен на определенную степень усложнения. Причем любой элемент интерьера приобретает вычурность и объемность при дополнении его подсветкой. В современном мире освещение перестало играть чисто практическую и функциональную роль, а вошло в интерьер и стало его неотъемлемой частью.

Интерьер и подсветка

Подсветка в данном случае выступает в роли эффективного инструмента коррекции неудачной геометрии помещения, а также визуального перемещения аспектов на более выгодные элементы интерьера.
При использовании любых источников света в дизайнерском плане необходимо помнить следующие нюансы:

  • яркий свет способен визуально расширить имеющееся в комнате пространство. Таким образом, всего лишь с помощью пары светильников вы сможете расширить пространство даже в малогабаритной комнате, не прибегая к минимизации мебели;
  • увеличить эффект расширения пространства можно при использовании светоотражающих материалов при отделке стен и потолка;
  • если имеется необходимость в визуальном уменьшении пространства, тогда следует его затемнить с помощью менее ярких источников света и темных цветовых гамм в отделке;
  • визуальное увеличение высоты стен произойдет при направлении света с помощью отражателя вверх;
  • визуальное уменьшение высоты стен можно добиться при использовании напольных абажуров, образующих в комнате локальные тени.

Но помните, что главным аспектом, который позволит создать в любом помещении дома или квартиры законченный ансамбль мебели, освещения и отделки – гармоничное сочетание всех частей композиции.

Гармоничность во всем

Действительно, при оформлении внутреннего убранства дома помните, что все должно взаимодополнять и перетекать одно в другое. Чтобы не вызвать дисгармонию, для каждой комнаты необходимо подобрать один стиль в оформлении или сочетать взаимоодополняемые интерьеры. И совещание в данной ситуации может послужить тем элементом, которое соединит собой все предметы и стили отделки в единое целое.

Гармоничное сочетание

Отдельно стоит добавить, что все перечисленные выше нюансы оформления уровня света для каждого конкретного помещения должны быть обязательно приняты во внимание. Допускается лишь незначительное отклонение от норм в большую или меньшую сторону. Если отойти от принятых норм сильно далеко, то даже в красиво оформленном интерьере находиться длительное время будет дискомфортно и неприятно.
Незначительно увеличить число лампочек и осветительных приборов можно в тех помещениях, которые посещаются наиболее часто. А вот там, где вы бываете реже всего, можно установить меньшее количество лампочек и светильников. Так вы сможете больше сэкономить, не нанося вред своему комфорту.

Заключение

Из всего вышесказанного можно заключить, что подход к оформлению внутреннего помещения в доме должен быть продуманным по всем направлениям. Современное освещение в квартире должно создавать комфортные условия для отдыха и работы, а также приятного времяпрепровождения в кругу семьи. С помощью всего пары светильников можно визуально изменить восприятие пространства в комнате, сделав его более глубоким и выразительным. Но все должно оставаться в рамках существующих норм по освещенности.


Изготовление оригинального биокамина своими силами

Правильно расположенный свет - залог того, что ваш интерьер будет выглядеть современным и законченным. Для любых комнат свет подбирается индивидуально, он должен дополнять общий комфорт для жильцов. Факторы, которые следует учесть при создании освещения: общее назначение комнаты, размещение рабочих зон, функции, выполняемые осветительными приборами. Комбинированное и гибкое освещение - залог того, что оно будет комфортным и удобным для жильцов, но неудачное размещение осветительных приборов вызовет дискомфорт и неудобство.

Современное освещение прихожей

Прихожая - помещение, практически лишенное дневного света. Здесь можно применять различные источники света, варьируя их расположение, исходя из планировки и площади комнаты. Можно применять люстры, точечные и настенные светильники, которые одновременно могут служить ярким элементом декора.


Обязательным видом является только общее освещение. Оно может быть приглушенным, поскольку в прихожей большинство ограничивается минимумом функций. При желании освещается зеркало: используется и местное освещение, и модели с регулируемым направлением света. Декоративное освещение (подсветка карманов двухуровневых потолков или открытых полок) не является обязательным, но способно сделать комнату и уютнее, и привлекательнее.

Для визуального расширения небольшой прихожей можно использовать точечные светильники с зеркальным эффектом, благодаря которым создается иллюзия большего объёма комнаты и высоты потолков. Другим эффектным приемом станет подсветка по периметру пола при использовании подвесной мебели.

Современным и крайне удобным приемом освещения этой комнаты станет использование датчиков движения или присутствия. Отрегулировав дальность действия датчика, можно обеспечить автоматическое включение общего или местного освещения лишь в момент присутствия в зоне. Если прихожая по форме - длинный или Г-образный коридор, то таких датчиков может потребоваться несколько. В проходной часто используемой зоне можно применить также энергоэкономную светодиодную подсветку, которая позволит удобно передвигаться в вечернее время.

Комфортное освещение гостиной

Гостиная - комната, где мы любим и почитать лежа на диване под негромкое звучание телевизора, и поиграть с ребенком, и принимать гостей. Обычно в этой многофункциональной комнате есть несколько локальных зон разного назначения. Помимо обязательного и яркого основного источника освещения потребуются дополнительные осветительные элементы. Это поможет комфортно провести свое время. Ведь если мы любим, читать, вязать или заниматься любимым делом, то дополнительное освещение просто необходимо.

В современной гостиной практически всегда используется все три вида освещения:

  • общее освещение обычно включает яркую центральную люстру или споты либо несколько встроенных светильников. Используя направленные источники света, можно одновременно решить задачу местного освещения отдельных зон;
  • зональное освещение позволяет осветить отдельные сектора комнаты, чтобы использовать их даже при отключении общего освещения. Как правило, дополнительно создается мягкое освещение рядом с мягкой мебелью, яркая подсветка в зоне занятий, рассеянная приглушенная подсветка за телевизором (чтобы уменьшить зрительную нагрузку), подсветка проходной зоны или арок;
  • декоративное освещение используется для создания дополнительных эффектов, как чисто эстетических, так и психологических. Например, подсветка напольными светильниками в углах комнаты зрительно расширяет ее, яркое освещение потолка делает комнату выше.

Функциональное освещение спальни

В спальнях необходимо создать общее освещение и, как минимум, местную подсветку в изголовье. В этой комнате принято использовать мягкое освещение. Дополнительно могут быть освещены дополнительные зоны: кресло для чтения, компьютерный и туалетный столики. Весьма удобно, когда освещены полки в шкафах.

Кроме функционального освещения, в спальне немалую роль играют декоративные световые схемы, позволяющие создать необходимое расслабляющее или романтическое настроение. Можно даже придумать несколько разных подобных схем, выбирая их по настроению. Световой декор - лучший способ придать одной комнате разный стиль и энергетику, т.к. ночью и по утрам мы нуждаемся в разном психологическом настрое. Для декоративного освещения можно использовать световые приборы с разными фильтрами, привнося новые оттенки в комнату.

Грамотное освещение кухни

Кухня - очень важная комната, особенно для женщин. Эта рабочая зона квартиры нуждается в хорошем и продуманном освещении:

  • основной свет предпочтительно использовать мягкий. Неплохо подойдёт светильник с регулируемым направлением, чтобы освещать рабочее место и обеденный стол. Если не используется вытяжка, то постарайтесь выбрать модели, которые легко мыть. Общее освещение можно создавать как встроенными, так и потолочными светильниками;
  • отдельно освещается рабочая зона кухни: разделочный стол, раковина, варочная плита. Для этого целесообразно применять люминесцентные яркие лампы. При выборе светильников помните, что современные энергосберегающие лампы могут светить холодным или теплым светом. Покупайте те, что комфортны для вас;
  • удобно использовать встроенную подсветку в шкафчиках, облегчающую поиск нужных продуктов или посуды;
  • декоративная подсветка создается для открытых полок с красивой посудой, в дизайне потолка, встроенных ниш и стен;
  • одновременно декоративную функцию или удобную возможность ориентации на кухне в темноте выполняют современные светящиеся кухонные полки или смесители с встроенной светодиодной подсветкой.

Если вы часто обедаете в гостиной либо столовой, то удобно оборудовать кухню датчиком движения, чтобы не тянуться к выключателю, когда руки заняты подносом с едой или сервировкой.

Удобное освещение столовой

Чаще столовая представляет собой отдельную зону на кухне либо в гостиной, чем изолированную комнату, но принципы освещения одинаковы для любого случая. В зоне приема пищи освещение создается ярким, со спектром солнечного света, если вы предпочитаете видеть неискаженный цвет еды. Яркое освещение также обязательно для праздничных обедов. Этой цели служит основное освещение комнаты.

Над столом принято размещать локальную подсветку, чтобы можно было обедать при отключенном общем свете. Постарайтесь найти красивый светильник для этого, так как нарядный световой декор улучшит настроение обедающих. Крайне уютно выглядят длинные свисающие светильники над столом. Также необходимо мягко осветить сервировочные столы, если они имеются в комнате. Такой прием позволит хозяйке удобно менять посуду и блюда.

Правильное освещение детской

При освещении этой комнаты нужно учитывать много особенностей, ведь в детской ребенок отдыхает, активно играет и сосредоточенно занимается. Если детская предназначается для нескольких ребятишек, то придется продумывать освещение так, чтобы занятия одного не мешали другому ребенку.

Основное освещение лучше создать ярким, но не режущим глаза. Старайтесь создать достаточно мягкое освещение, разместив потолочный светильник над зоной игр. В детских удобно использовать споты, чтобы световые потоки могли освещать зону с разных сторон, не создавая резких теневых областей в процессе детских игр.

Рабочий стол обязательно должен иметь местную подсветку, желательно, с регулируемым положением приборов. Во время работы свет должен освещать столешницу слева. Если несколько детей занимаются одновременно, лучше купить настольную лампу для каждого.

Рядом с кроватью обязательно наличие местных светильников, которые позволят удобно читать или осветить комнату в темноте. В детских для нескольких детей настольные лампы или бра над изголовьем желательно использовать с узким пучком света, чтобы не мешать другим спать.

В комнатах малышей обязательно наличие ночников. Мощность таких светильников должна быть минимальной. Большинство детей с удовольствием воспримут стиль потолка с дизайном ночного неба со светящимися звездочками. Альтернативой дорогому потолку станут наклеенные флуоресцентные стикеры, которые могут светиться в темноте несколько часов.

Очень важно подбирать для детской оригинальные светильники, специальных детских моделей выпускается множество. Для комнат подростков можно найти яркие нестандартные модели ультрасовременного дизайна.

Современное освещение ванной

Если комната небольшая, то можно обойтись и одним ярким потолочным светильником. Однако, гораздо удобнее дополнительно осветить зеркало, чтобы можно было комфортно бриться или наносить макияж. Освещение зеркала должно быть рассеянным, причем, намного удобнее подсветка, встроенная за зеркалом или вокруг него. Помните, что все светильники для ванной должны быть предназначенными для влажных помещений, а стеклянные плафоны - быть толстыми и прочными.

В современных ванных очень популярно декоративное освещение, придающее особый стиль комнате и невероятный комфорт водным процедурам. Такое освещение может быть встроенным в душевую кабину или джакузи, но также можно создавать его самостоятельно, используя подсветку полок, встраивая цветные светильники воды в ванной, придумывая альтернативное приглушенное освещение для комнаты.

Встроенную светодиодную подсветку сегодня можно встретить в дизайне керамической плитки, корпусе ванны, смесителе или насадке для душа. Подобные модели также способствуют созданию неповторимого светового декора ванных комнат. Помните, что электрическая проводка здесь монтируется только скрытой. Еще лучше, чтобы кабель при монтаже был уложен дополнительно в защитные гофрошланги. Рекомендуем использовать электропроводку для влажных комнат в двойной изоляции.

Выбирая светильники для конкретной цели, не забывайте об общем стиле комнаты, иначе даже красивая модель будет выглядеть в интерьере нелепо. Энергосберегающие светильники позволят создавать сложные световые схемы без высоких затрат на электричество. Хотим также напомнить, что в продаже есть светильники на батарейках с дистанционным управлением, которые помогут быстро решить вопросы освещения квартиры без необходимости электрического монтажа, например, в период между ремонтами.

Загрузка...
Top