Успение Пресвятой Богородицы - что нельзя делать? Успение Пресвятой Богородицы: традиции праздника

Заглянув в церковный календарь 28 августа, можно заметить эту дату выделенной цветом. Посмотрев описание, легко узнать, что отмечается день Успения Богородицы, но что означает слово "успение"? Что такое смерть и воскрешение души? Пожалуй, многие не знают ответа на это, как и саму историю праздника. Давайте попробуем разобраться в этом вместе.

Церковные предания

Из слов Святого Писания можно узнать, что, Богородица после вознесения её сына Иисуса Христа на небо осталась на попечении у святого

Многие церковные предания по-разному объясняют Успение, что такое воскрешение души, возникновение празднования смерти. Обычаи и правила празднования Успения мало освещены в писаниях, как и все основные моменты конца земного пути Божьей Матери.

Также из всей священной истории Нового Завета каждый знает, как высоко чтилась Матерь Господа среди апостолов, когда пребывала с ними в Иерусалиме.

К сожалению, до нас дошло очень мало рукописей того времени. В основном эти творения были собраны в Святом Евангелие и Новом Завете.

Благодаря новым археологическим устройствам после многочисленных раскопок в Иерусалиме все-таки были найдены творения святого

В этих документах упоминается о жизни Божьей Матери, показывается само её Успение, что такое это за событие для народа и вся история того периода.

В этом апокрифе (тайная написанная история, которая не вошла в канон Библии) говорится, что после массовых гонений царя Ирода Агриппы на Церковь, Богородица вместе с Иоанном Богословом переехали на время в город Эфес.

Когда гонения были прекращены, Богородица вместе с Иоанном вернулась в Иерусалим, где поселилась в его доме на

История возникновения праздника

Как гласит предание, когда однажды Божья Матерь пошла на Елеонскую гору молиться, ей там повстречался архангел Гавриил, в руках которого была ветка райской пальмы. Он благовествовал Деве Марии, что спустя три дня она преставится на Небеса, Господь вознесёт её, свою родную матерь, в Царство Небесное, в котором она будет находиться с ним вечно.

По возвращении в дом Богородица поведала святому Иоанну о встрече с Архангелом Гавриилом и будущей своей кончине.

В своем завещании она просила похоронить её в Гефсимании, рядом с родителями и её оброчником, праведником Иосифом.

Кроме того, в завещании было указано отдать две её ризы нищим девушкам, которые прислуживали у неё с большой привязанностью и усердным трудом.

Представление Девы Марии Господу

Само представление Пресвятой Богородицы должно было наступить на 15 день августа в третьем часу дня. В это время в храме зажгли свечи, а Мария лежала на украшенном красивом одре. В одно мгновение в Храм залило море света, в котором явился сам Иисус Христос с ангелами, архангелами и всеми небесными силами, и подошёл он к Деве Марии.

Увидев Сына, Пресвятая Дева радостно молвила ему, и Господь с трепетом и гордостью принял её к себе, и она, услышав его одобрение, отдала пречистую душу Своему единственному Сыну.

Согласно церковным верованиям, по смерти Богоматери апостолы положили её тело в гробницу и завалили вход в нее большим камнем. Спустя три дня после смерти к ним присоединился апостол Фома, который слёзно просился и молил дать шанс попрощаться с Пресвятой Девой Марией. По его просьбе апостолы отвалили камень и вошли с ним в пещеру, но каково было их удивление, когда они застали только одеяние Девы, а её самой там не было, а из самой пещеры доносился приятный свежий запах трав.

Празднование в храмах

С давних времён было заведено отмечать этот праздник с утренней службой, на которую верующие приносили семена злаков на освещение и благословение. Происходило это после ночной службы с восходом солнца.

В народе Пресвятую Богородицу называют Госпожию и от этого праздник Успения носит ещё одно название Госпожина дня, Госпожинок. Среди народа принято праздник Рождества Богородицы называть Второй Пречистой, а Успение Пресвятой — Первой Пречистой.

Отмечали этот праздник великим пиром, с домашним сваренным пивом, сладкими блюдами и пирогами.

Итак, одним из великих и последних из двунадесятых праздников церковного календаря в августе является Успение Пресвятой Богородицы.

Духовное значение торжества

Такое явление, как смерть, всегда вызывало страх, колебания, удивление и трепет в душе каждого человека.

На пути к вечному житию каждому требуется пройти путь обучения, переживания и радости в обычной мирской жизни. Именно праведность сегодняшней жизни, наши поступки и деяния оказывают влияние на будущую вечную жизнь в покое и счастье. Это понятие смерти является основой христианской веры.

Если вспомнить Святое Писание, то смерть является не чем-то благородным, а наоборот, процессом грехопадения, непослушания души человеческой воле Божьей.

По учению Церкви, понятие смерти и есть Успение. Что такое смертьи зачем она нужна? Можно с уверенность сказать, что наш Творец вовсе не хотел человеческой смерти, но люди сами себе её предрекли постоянными грехопадениями и непослушаниями.

Но даже в такой ситуации перед нами открываются ворота в Рай, где будут находиться рядом с Творцом те, кто по сей день не нарушает законы Божьи, кто постоянно стремится делать хорошее и приносить радость и помощь окружающим.

Празднование смерти Девы Марии

На иконах, где изображено Успение Богородицы, рядом с её ложем всегда возвышается Христос, в руках которого маленькая фигурка младенца, символизирующая душу умершей Богородицы. Эта детская фигурка и есть прообраз перерождения Души после смерти, которую пришёл принять её Сын.

Исторические сведения

В письменах, где говорится о литургийных практиках древнегреческой Церкви, первые ссылки на Успение Богородицы появились в конце VI столетия.

Правивший в те времена император Маврикий сделал этот день общецерковным. В большинстве церквей этот день отмечали 18 января, но по мнению некоторых специалистов, которые изучают письменность того периода, именно Маврикий перенёс его празднование на август, на День Победы над персами.

Он приходится как раз на окончание Успенского поста, который длился с 1 по 15 августа по старому стилю и с 14 по 28 по новому стилю, а непосредственно 28 - Успение.

Подготовительный период и само празднование

Как говорилось ранее, праздник Успения начинается с очень сурового двухнедельного поста. Это один из четырех годовых постов, и считается он одним из самых древних и строгих. Даже рыбу вкушать разрешено один раз за весь пост и в определённый день.

Священнослужители проводят празднование в голубых одеждах. Церковная литургия начинается с вечера и длится всю ночь, а с самого утра служится уже сама литургия Успения. На третий день выносится плащаница, символизирующая одеяние Девы Марии, подобная плащанице Христа. Единственным отличием здесь является изображение на ней Богоматери, лежащей в гробу.

По обычаю Церкви на утренней литургии перед захоронением плащаницы читаются похвальные молебны, поётся кондак и тропарь, а затем следует торжественный ход с плащаницей вокруг храма.

Как видно из всего рассказанного, значение праздника очень велико. Из его истории можно сделать вывод, что праведный путь жизни всегда вознаграждается нашим Творцом. Все невероятные чудеса вознесения дают надежду каждому верующему обрести вечную жизнь после смерти.

Во всех прописанных канонах и стихирах праздника подчёркивается величие и радость Успения Богородицы. Здесь нету места скорби и горести о смерти, но есть великое счастье победы над ней.

Весь день 28 августа (Успение) люди проводят в молитве и радости, вкушая приготовленные блюда за семейным столом после длительной ночной литургии

Нередко люди как далекие от Церкви, так и верующие задаются вопросом о том, можно ли работать на Успение Пресвятой Богородицы. Бывает так, что человек выходит работать в большой христианский но во время деятельности начинаются различные проблемы (например: дело не ладится, травма).

Таким образом, многие начинают эти совпадения связывать с тем, что нельзя трудиться, нужно отдыхать и развлекаться. Но давайте разберемся, как быть на самом деле, как сделать так, чтобы действительно состоялся.

Немного информации о православном празднике

Успение Пресвятой Богородицы - один из важнейших относящийся к двунадесятым. Многие считают, что успение - это смерть. Вместе с этим возникает вопрос о том, как же это может быть праздником. На самом деле это переход от земной жизни к загробной. Пресвятая Богородица изначально избрана Богом-Отцом. Она прожила жизнь благочестиво, показывая собою пример всем людям, особенно женщинам, матерям. А угодившие Господу люди всегда приходят в царство небесное. Пресвятая Богородица претерпела скорби и страдания на земле. Огромное утешение получила, перейдя в жизнь вечную. Поэтому Ее успение - это праздник для христиан. Каждый глубоко верующий человек желает также обрести рай, надеется на помощь Божией Матери.

Но все же многие люди спрашивают священников о том, можно ли работать на Успение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Зачастую ответы такие: «Не возбраняется, если нет возможности перенести часы работы на более уместный период». Господь знает, что современному человеку приходится работать в выходные и праздники, сменно или даже сутками. Ни в коем случае нельзя уходить от обязанностей, брать больничные листы с надуманным диагнозом. Лучше утренние часы 28 сентября посвятить молитвам Божией Матери. Если работник знает наизусть кондак и тропарь к празднику, а также молитвы, то лучше мысленно заниматься благочестивым делом, не нарушая рабочий процесс.

Как должен вести себя христианин накануне Успения

В течение двух недель до Успения Божией Матери желательно соблюдать посильный пост: не кушать мясные и молочные продукты, исповедоваться, молиться и отказывать себе в развлечениях. Это делается для того, чтобы вспомнить: нас самих ждет переход от земной жизни к вечной. Православие упоминает, что Пресвятая Богородица очень боялась встретиться с бесами, когда нужно будет проходить мытарства. Но Ее Сын - Господь наш Иисус Христос, провел свою земную мать в царство небесное безболезненно и бесстрашно, минуя демонов. Именно о христианской кончине и нужно молиться нам Божией Матери.

Но можно ли работать на Успение Пресвятой Богородицы, если профессия умственная и невозможно будет отвлечься на молитву? Скорее всего, у вас получится выкроить хотя бы одну минуту, чтобы вспомнить о Божией Матери. Главное - это искренняя и внимательная молитва.

Работа в Успение

В прошлые столетия, когда на Руси Православная Церковь была практически на первом месте, не разрешалось работать как в воскресные, так и в праздничные дни. Но в наше время, к сожалению, зачастую даже отпроситься на пару часов утром бывает невозможно. Ни в коем случае это не повод для уныния. Как мы уже обсудили выше, всегда есть возможность совершить молитву.

Но можно ли работать в праздник на Успение Пресвятой Богородицы в саду, на собственном огороде, заниматься хозяйством? Зачастую священники отвечают примерно так: если нельзя отложить до следующего дня, то можно поработать, но только после праздничного богослужения в храме, на котором обязательно нужно присутствовать.

В праздник нужно быть в храме

Будет прискорбно, если христианин без уважительной причины не придет на праздничную службу в храм, где будет возноситься хвала Господу, где будут петь тропари и кондак к празднику в честь Божией Матери.

Следует отметить очень важный момент, что люди не случайно спрашивают друг друга и священнослужителей: «Можно ли работать на Успение Пресвятой Богородицы?» Обычаи, поверья и различные приметы приводят в смущение, вызывают различные сомнения.

Каждый опытный священник скажет, что различные приметы и запреты, связанные с церковными праздниками, - это от бесов. Не нужно серьезно воспринимать те или иные указания околоцерковных людей. Ниже мы рассмотрим, какие приметы распространены и как вести себя.

Какие приметы существуют и стоит ли им верить

Есть поверье, что якобы нельзя ходить босиком в праздник Успения. Если спросить советчиков о том, с чем это связано, то ответа точно не получите.

Это просто примета. То же самое касается и ножа: якобы нельзя резать в этот день хлеб, нужно его отламывать. И здесь нет объяснений причины. И, конечно же, самый наболевший вопрос: "Можно ли работать составлены бесами и внушаются людям для смятения.

Что можно делать в праздник Успения

На самом деле разрешается делать любые благочестивые дела, творить добро, молиться. Но желательно утром не опоздать на литургию, внимательно отнестись к богослужению и остаться для причащения. И о том, можно ли работать на Успение Пресвятой Богородицы, лучше спросить приходского батюшку.

Надеемся, что вы смогли разобраться, как поступить 28 сентября - в большой церковный праздник. Помните о том, что приметы неприменимы, а неприятности на работе - это повод помолиться и понять, что стоило на службу пойти по возможности.

Так можно ли работать на Успение Пресвятой Богородицы? Да, разумеется, если нет никакой возможности отложить дела. Поэтому, если не отпускает начальник, то не уклоняйтесь от обязанностей и не унывайте.

почему нельзя по росе ходить и как мужа к дому «присолить»

Успение Пресвятой Богородицы православные верующие отмечают 28 августа . После вознесения Иисуса Христа Богородица вместе с Иоанном Богословом жила в доме его родителей в Эфесе. Матерь Божья постоянно молилась о том, чтобы Господь взял ее к себе. Во время одной из таких молитв ей явился архангел Гавриил и сказал, что через три дня земная жизнь Девы Марии окончится.

Попрощаться с Божьей Матерью у ее ложа собрались все апостолы, а чтобы забрать душу почившей, в окружении ангелов с неба спустился сам Спаситель.

Похоронили Богородицу апостолы в гробнице рядом с ее родителями и супругом Иосифом Обручником, как она и просила. Сегодня на этом месте размещается православный храм, куда постоянно приезжают толпы паломников.

Интересно, что когда через несколько дней апостолы пришли на место погребения Богоматери и отодвинули камень, который загораживал вход, то они увидели, что Иисус Христос забрал на небеса не только душу Девы Марии, но и ее тело.

Успение Богородицы: что можно делать

1. Отправляться на службу в храм и молиться Богородице о здоровье близких, счастье детей и счастливом замужестве.

2. Подавать милостыню нищим, особенно после церковной службы.

3. Свататься. Считалось, что тот, кто зашлет сватов в этот день, обеспечит себе счастливую семейную жизнь.

4. Отмечать праздник в кругу самых близких людей – родителей. Но при этом нужно не забывать, что 28 августа – последний день Успенского поста, поэтому лучше отказаться от мясного и жирного. Напомним, что начался пост на .

5. Освящать в храме хлеб из муки нового урожая. Угостив освященным хлебом всех членов семьи, остатки его следовало положить под икону и в течение года давать заболевшим домочадцам, чтобы вернуть им здоровье.

6. Солить огурцы, квасить капусту и делать закатки. Согласно народным приметам, соленья помогут мужа к дому «присолить».

7. Помогать в уборке урожая тем семьям, где нет кормильца, например, где отец умер.

8. Сеять озимые. Считается, что за три дня до праздника Успения и три после него – самые удачные дни для того, чтобы сеять озимые культуры. Наши предки верили, что семена, посаженные в это время, дадут хорошие всходы, которые выдержат даже самые холодные зимы.

9. Собирать калину в лесу и украшать ее ветками дом, чтобы уберечь семью от сглаза.

Успение Пресвятой Богородицы: что делать нельзя

1. Ругаться и ссориться с родными и близкими людьми, сквернословить и испытывать негативные эмоции.

2. Ронять крошки хлеба на пол.

3. Ходить босиком по росе. Считается, что роса на 28 августа – это слезы природы, которая оплакивает земную кончину Богородицы. И если в этот день ходить по росе, то тем самым можно собрать все болезни.

4. Пользоваться колющими и режущими предметами, даже ножом, в этот день нежелательно. Верующие и хлеб в этот день ломают руками, а не режут.

5. Надевать неудобную или старую обувь. Согласно народным приметам, если на Успение ноги натереть, то и будущая жизнь будет полна неудач и проблем.

6. Втыкать в землю что-то острое. Работать в поле или на огороде в этот день можно, но, не используя острые орудия труда, например, лопату.

7. Кушать фрукты и овощи, которые имеют круглую форму, например, капусту и яблоки.

8. Стричь волосы и выбрасывать их, особенно молодым девушкам.

Народные приметы в этот день

На Успение Пресвятой Богородицы наши предки пытались предсказать, какими будут осень и предстоящая зима. Так, считалось, что если 28 августа на небе появлялась радуга, то осень будет теплой, а вот если на Успение шел дождь, то и в предстоящие месяцы нужно ожидать дождей и холодов.

Стоит обратить в этот день внимание и на паутину: если ее много, зима будет морозной, но не снежной. Суровые морозы обещает и гроза на Успение.

О скором наступлении прохладной погоды свидетельствует иней на растениях, а то, что тепло сохранится еще на долгое время, предвещает туманное утро 28 августа. Кстати, н . Интересно, совпадет ли прогноз на Успение?

Праздник Успения Пресвятой Богородицы вслед за праздником светлого Христова Воскресения более других почитался русским народом.

«Богородичной Пасхой» - так его называли на Руси. И это не случайно. Через Свое успение Богоматерь стала еще ближе и дороже христианам, ибо сделалась Заступницей усердной за них перед престолом Божиим.

Во время Своей казни Иисус Христос, увидев рядом стоящих Богородицу и апостола Иоанна, которого особенно любил, сказал Своей Матери: «Жено! вот, сын Твой», а Иоанну: «вот, Матерь твоя» (Ин.19:25-27). С этого времени апостол Иоанн заботился о Божией Матери до конца Ее жизни. О земной жизни Богородицы с этих пор нам известно лишь из апокрифов. Она жила в доме апостола Иоанна Богослова в Иерусалиме, став для всех учеников Христа общей Матерью, и в день Пятидесятницы, как и они, получила дар Святого Духа.

Матерь Божия вела замкнутую, потаенную жизнь, но многие знали о Ее великой мудрости и приходили ради беседы с Ней из дальних стран. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами.

Так прошли примерно десять лет, а когда иудейский царь Ирод начал гонения на Церковь, Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом переселилась в Эфес, выпавший ему по жребию для евангельской проповеди. Живя здесь, Она посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, благословив ее как Свой удел.

Благоговение древних христиан к Матери Божией было так велико, что они сохранили все о Ее жизни, что только могли заметить из Ее слов и деяний, и даже передали нам о Ее внешнем виде. "Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама".

По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом (ХIV в.), Матерь Божия "была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные... Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать".

Пораженный Ее красотой даже в преклонные годы, ученик апостола Павла грек Дионисий Ареопагит свидетельствовал, что, если бы он не исповедовал Единого Бога, он решил бы, что перед ним «прекрасная богиня».

Незадолго до Своей кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим. Она часто посещала те места, которые были тесно связаны с Ее Сыном: Вифлеем, Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания, Елеон. Там Она усердно молилась, и со временем все чаще о Том, чтобы Сын взял Ее скорее к Себе на небо. По преданию, иудеи покушались убить Ее, для чего по распоряжению первосвященников у Гроба Господня была поставлена стража, но в нужный момент у воинов отнималось зрение, и они не могли увидеть Богородицу.

Пресвятая Дева ожидала завершения земных дней спокойно и даже с радостью – ведь Она знала, что там, на Небе, встретит Своего Сына и Своего Бога. Однажды Богородица пребывала в глубокой молитве на горе Елеонской. Вдруг перед Ней предстал Архангел Гавриил и сообщил Ей, что через три дня Ее земная жизнь окончится, что Господу угодно взять Ее к Себе. В ознаменование своих слов архангел вручил Богородице светящуюся райскую ветвь – символ победы над смертью и тлением - (Димитрий Ростовский уточняет, что это была ветвь от финиковой пальмы), и указал нести её перед гробом при погребении. С Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой). Богоматерь, придя домой, с радостью сообщила об этом Своему нареченному сыну Иоанну, а тот известил апостола Иакова и через него всю Церковь Иерусалимскую. Богородица повелела похоронить Себя в Гефсимании, рядом с могилами Своих праведных родителей и праведного Иосифа Обручника.

В день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными для прощания с Нею почти все апостолы, которые прежде разошлись по разным странам для проповеди Слова Божия. Позже всех прибыл апостол Павел со своими учениками: Дионисием Ареопагитом, Иерофеем, Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Каждого из них Она призывала к Себе по имени и благословляла. Отсутствовал только апостол Фома.

Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Вдруг воссиял свет несказанный, помрачивший светильники; кровля горницы открылась, и сошел Сам Христос со множеством ангелов. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, от воздушных мытарств. Затем Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.

Существует много версий относительно возраста Богородицы на момент Ее успения, но наиболее вероятно, что Она прожила около 72 лет и скончалась примерно в 57 году от Р. Х.

От благоухающего тела Ее больные тотчас стали получать исцеления. Началось торжественное перенесение Пречистого Тела из Иерусалима в Гефсиманию. Петр, Павел и Иаков вместе с прочими апостолами понесли на раменах одр Божией Матери, а святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью. Апостол Петр начал пение псалма «Во исходе Израилеве от Египта», зазвучали торжественные гимны. Над одром появился облачный круг в виде венца, озаренный сиянием. Этот венец плыл над процессией до самого места погребения. За процессией следовали и иудеи, не веровавшие во Христа.


Первосвященники послали своих служителей, чтобы те разогнали процессию, убили апостолов и сожгли тело Богоматери, но ангелы поразили кощунников слепотой. Иудейский священник Афония (по другим сказаниям Иефоний или Софония), попытавшийся опрокинуть одр Богородицы, был наказан ангелом, отсекшим ему руки. Видя такое чудо, Аффония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа. Прозрели и покаявшиеся из ослепших.

Три дня апостолы пребывали у гроба Божией Матери, воспевая псалмы. На четвертый день в Иерусалим вернулся отсутствующий апостол Фома и был очень опечален тем, что не смог попрощаться и поклониться Божией Матери. Апостолы, сжалившись над ним, решили пойти и отвалить камень от могильной пещеры, чтобы дать ему возможность проститься с Божьей Матерью. Но, к их изумлению, тела Богородицы в пещере не было, остались только погребальные одежды. Вернувшись домой, изумленные апостолы горячо молились Богу о том, чтобы Он открыл им, что сталось с телом Богородицы. И по их молитвам произошло чудо.

Вечером в тот же день им явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами - во все дни; и всегда буду вашею молитвенницею перед Богом». Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя («часть Господа») и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Этим было положено начало чину возношения панагии - обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и в настоящее время сохраняется в монастырях. Вот почему Успение Пресвятой Богородицы – не повод для печали, а праздник. Ведь «с вами» – это значит, что Она и со всеми нами тоже «во все дни»…

Господь по особому смотрению Своему замедлил прибытие святого Фомы ко дню преставления Пречистой Богородицы, чтобы для него был открыт гроб, и церковь, таким образом, уверилась в воскрешении Богоматери, подобно тому как ранее, чрез неверие того же Апостола, уверилась в воскресении Христовом. Существует православное предание, что на третий день после погребения Богородица явилась апостолу Фоме и бросила ему в утешение Свой пояс с Неба.

С тех пор Церковь празднует это событие. В нем все – воспоминание о земной жизни Божией Матери, грусть и радость, ведь это и день Ее рождения для жизни вечной, где Она поставлена выше ангельских чинов, день свидетельства о том, что обетования Господни непреложны, о жизни и о чуде Воскресения…

Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа, в день Успения Богоматери (с 595 г.) праздник сделался общецерковным. Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее успения. К этой основной цели в IV-V вв. присоединяется и другая - обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы (вследствие чего отрицавших и Ее телесную кончину).

Кончину Пресвятой Богородицы Девы Марии называют успением потому, что Она «как будто на малое время уснула, и, как бы ото сна, воспрянула к вечной жизни», потому что смерть как возвращение земле ее персти, а духа – Богу, не коснулась Ее. Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище.

Место Успения Богородицы в Иерусалиме

Согласно преданию, перед смертью Пресвятая Богородица жила в доме у апостола Иоанна Богослова. Здесь же она и преставилась.

В 1910 году на этом месте, на вершине горы Сион, было построено немецкое бенедиктинское аббатство - монастырь Успения Богородицы (Дормицион) .

В крипте храма, в центре зала расположена скульптура Богородицы, возлежащей на камне.

Гробница Богородицы

Пречистое тело Матери Божией было погребено, как Она и просила, в гробнице где ранее были похоронены её родители Иоаким и Анна, а также Иосиф Обручник. Гробница Богородицы находится в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, в Иерусалиме (Восточном Иерусалиме). В V веке на месте погребения был возведен храм. Существует предание, что ранее св. равноапостольной Еленой здесь была построена базилика. В 614 г. храм был разрушен, однако гробница Богоматери сохранилась.

В 681 году гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого Вселенского Собора. По преданию, в ней были найдены пояс и погребальные пелены.

Сейчас над гробницей стоит пещерная церковь Успения Богородицы.


Церковь Успения Богородицы в Гефсимании, фасад XII века

Большая часть современного здания восходит к временам крестоносцев. Это подземный храм, в который ведут 50 ступеней, с приделами свв. Богоотцев Иоакима и Анны и Иосифа Обручника, расположенными по бокам лестницы.


Лестница, вид от входа в церковь

Храм имеет крестообразную форму: в центре - гробница Богородицы с двумя входами, в конце пещеры находится жертвенник. В каменном кивоте - чудотворная икона Иерусалимской Божией Матери русского письма.


Гробница Богородицы (кувуклия), вид с запада. Слева от входа армянский престол

Храм принадлежит грекам и армянам. Именно сюда по традиции перед праздником Успения из Малой Гефсимании близ храма Гроба Господня крестным ходом православные несут Плащаницу Пресвятой Богородицы по тому же пути, каким некогда апостолы несли на погребение тело Божией Матери.

Почитание Успения Пресвятой Богородицы на Руси

Святой Патриарх Иерусалимский Ювеналий (420-458) утверждал перед императором Маркианом (450-457) достоверность предания о чудесном восшествии Матери Божией на Небо и послал его супруге, святой Пульхерии († 453; память 10 сентября), погребальные пелены Матери Божией, которые взял из Ее гроба. Святая Пульхерия положила эти пелены во Влахернском храме. В 866 г. русский флот подошел к Константинополю, и город был осажден язычниками. Император и Патриарх Константинопольский молились всю ночь во Влахернском храме, а затем погрузили погребальную ризу Богоматери в море. Внезапно поднялась буря и разметала русские корабли в разные стороны. Русь потерпела поражение, которое знаменовало победу христианства.

Именно это событие способствовало особому почитанию русскими Богоматери, ее Успения и риз. Богоматерь стала покровительницей русского воинства, а праздник Покрова, посвященный ризам Богоматери,- праздником, который до XIX в. праздновался только в России.

Сам Влахернский монастырь, Покров и Успение приобрели особое "военное", "защитное" значение для Руси. Вот почему со времен святого князя Владимира главные храмы главных городов Руси оказались посвящены именно празднику Успения Пресвятой Богородицы: соборный Киевский храм, Десятинная церковь.

Так же и строительство Софийских соборов, воспринятое от Византии, постепенно перешло в традицию строительства соборов в честь Успения. Среди знаменитых Успенских храмов и монастырей сегодня можно назвать Свято-Успенские Киево-Печерскую и Почаевскую Лавры, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, Пюхтицкий Успенский женский монастырь, Успенские соборы во Владимире, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, Успенский храм Новодевичьего монастыря .

Воздвигнутый в XV веке выдающимся зодчим Аристотелем Фиораванти величественный Успенский собор в Московском Кремле стал главным кафедральным собором русской земли. Здесь перед самой чтимой россиянами чудотворной иконой Владимирской Божией Матери происходили венчания на великое княжение и на царство, коронации императоров. Тут же совершался обряд «поставления» митрополитов и патриархов.

Празднование Успения Богородицы в Греции

В Греции Успение Пресвятой Богородицы отмечается почти также широко, как Пасха. В центре торжеств остров Тинос , и его чудотворная икона Богородицы «Тиносская» : чудесные исцеления, залпы из корабельных пушек, цветы и флаги, военные оркестры и крестные ходы.


Из храма выходит торжественный крестный ход, икону водружают на носилки, которые несут матросы

Каждый проходящий под иконой старается прикоснуться к ней рукой или приложить какой-либо предмет к иконе.

Под многочисленными дарами, которыми украсили верующие икону в благодарность за чудеса сложно разглядеть сюжет иконы – явление архангела Гавриила деве Марии с благой вестью. Тем не мене, каждый год на праздник Успения Пресвятой Богородицы тысячи людей стекаются на греческий остров Тинос, чтобы проделать на коленях путь из порта до храма и прикоснуться к чудотворной иконе.

От порта до храма на холме идет прямая дорога. По обочине специально для паломников положена дорожка из материала наподобие ковролина. Иногда родители на спину берут больных детей, чтобы те получили исцеление

В Греции на острове Кефалония , или «остров чудес», как его называют, каждый год 15 августа к храму Успения Пресвятой Богородицы, что в деревне Маркопуло, где находится чудотворная икона Панагия Федуса (переводится, как «Богородица Змеевая»), приползают ядовитые змеи. Верующие называют их "змеи Девы Марии", поскольку именно в этот день они безобидны. В длину они не превышают одного метра, на голове у них изображен крест, как и на кончике языка. Согласно традиции, если змеи не появляются – это плохой знак. Так было дважды – в 1940 году перед началом Второй мировой войны в Греции и в 1953 году - перед разрушительным землетрясением.

Жители деревни замечают змей накануне праздника, часто заранее собираются со священником, читают молитвы и ожидают появления змей. Сюда приползают маленькие змейки, их и приносят в храм на Богослужение. Их собирают, одевают на шею и гладят. Православные греки верят, что это прикосновение приносит счастье. Во время праздничного богослужения змеек кладут на икону Божией Матери, и они спокойно лежат там на протяжении всей не такой уж короткой службы. По древней традиции змей оставляют в церкви на всю ночь.


Змеи упоминаются в христианских книгах, в основном, с негативным оттенком, но Кефалония - практически единственное место в мире, где эти пресмыкающиеся как бы реабилитированы в глазах верующих христиан.

Тропарь, глас 1
В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице; преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак, глас 2
В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное Упование гроб и умервщление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

28 августа Православная церковь празднует Успение Пресвятой Богородицы – праздник, посвященный дню кончины девы Марии. Многие люди считают день смерти человека траурным днем, и не понимают радости верующих, отмечающих этот праздник. В понимании Церкви, Успение означает не смерть, а сон. В этот день вспоминают чудесный переход Девы Марии на Небеса, где Она встретилась с Сыном, Отцом и духом Святым.

История праздника Успение Пресвятой Богородицы

После Вознесения Иисуса Христа Божия Матерь жила в доме Иоанна Богослова. Однажды, во время прогулки по Гефсиманскому саду, Приснодеве явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня Ей предстоит перейти в вечную жизнь и телесная смерть не будет иметь над Ней власть и что Она, будто сном уснувши смертью, скоро пробудится и увидит при свете лица Господня вечную жизнь и бессмертную славу.

По молитве Богородицы произошло так, что в Иерусалим ко дню ее Успения стали чудесным образом из дальних стран собираться апостолы. В третьем часу, во время общей молитвы, в час кончины Пресвятой Девы, комнату осветил необыкновенный свет и сошел сам Иисус Христос в окружении Ангелов и Архангелов, и принял пречистую душу.

Одр, на котором находилось тело Богоматери, святые апостолы понесли через весь Иерусалим. Путь их лежал в Гифсеманию. Над процессией послышались звуки небесной музыки и появилось облако света. Первосвященник Афония захотел остановить шествие и попытался опрокинуть одр с телом, но ангел Господень отсек его руки огненным мечом. Афония раскаялся и получил исцеление. В дальнейшем он стал проповедовать учение Христа.

Вечером святые апостолы тело Пресвято Богородицы положили в гроб, а вход в пещеру закрыли большим камнем.

Так получилось, что апостол Фома не присутствовал при погребении Богоматери. Он пришел в Иерусалим на трети день и, сожалея, что не смог проститься с Пречистой, горько плакал у гроба. Апостолы пожалели его и отвалили камень от гроба, чтобы он смог приложиться к святому телу, но тут они обнаружили, что тело Приснодевы исчезло, а в пещере находились лишь погребальные пелены. Тогда все поняли, что Богородица была взята на небо в теле.

Вечером того же дня за трапезой апостолам явилась Матерь Божия и произнесла: «Радуйтесь! Я с вами во все дни !». В ответ апостолы подняли часть хлеба и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам ». В память об этом событии в монастырях совершается чин панагии – возношение части хлеба в честь Богоматери.

В праздник Успения церковь прославляет Божию Матерь, принявшую под своё покровительство весь человеческий род и ходатайствующую за людей перед Самим Господом.

Праздник Успение Богородицы: значение

Этот праздник соединил в себе два противоположных понятия – радость и смерть. В понимании православных, смерть – это временный сон, пока не воскреснет душа человека. Успение Богородицы – ода вечной жизни, когда по слову Господа люди, умершие в вере, насладятся вечность, где не будет болезней, страданий, горя и слёз.

Чтобы отметить это радостное событие лучше посетить храм и поприсутствовать на торжественном богослужении. Перед началом богослужения поставьте свечу, помолитесь и благословите всех родственников и близких.

Считается, что в этот день Матерь Божия по-особому слышит молитвы о детях, поэтому, посещая храм, следует просить здоровья и хорошей судьбы своим детям, чтобы они не отступили от веры и смогли удержаться от мирских соблазнов.

Выходя из церкви не забудьте раздать милостыню нуждающимся. Этот день должен быть радостным для всех, особенно для тех, кто финансово незащищен.

Видео: Значение праздника Успение Пресвятой Богородицы

Загрузка...
Top