Для чего нужен обряд крещения взрослого человека. Обряд крещения в церкви

Как проходит Таинство Крещения в церкви? В этой статье Вы найдёте подробный фоторепортаж о том, как крестят младенца, с описанием всех частей обряда.

Как проходит Таинство Крещения?

Крещение – Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. В Крещении человек очищается от первородного греха – греха прародителей, сообщаемого ему через рождение. Таинство Крещения может совершаться над человеком только один раз (равно как человек только один раз рождается на свет).

Крещение младенца совершается по вере восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой.

Крестильный набор вашему малышу должен быть таким, какой Вам порекомендуют в том храме, где вы будете его крестить. Там без труда вам подскажут, что необходимо. Главным образом это крестильный крестик и крещальная рубашечка . Крещение одного младенца длится около сорока минут.

Состоит это таинство из Оглашения (чтения над готовящимся к крещению особых молитв – «запрещений»), отречения от сатаны и сочетания Христу , то есть соединения с Ним, и исповедания православной веры. Здесь за младенца соответствующие слова должны произносить крестные.

Сразу по окончании Оглашения начинается последование Крещения . Самый заметный и важный момент – троекратное погружение младенца в купель с произнесением слов:

«Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь».

В это время крестный (одного пола с крещаемым), взяв на руки полотенце, готовится принять своего крестного от купели.

Принявший Крещение после этого облачается в новую белую одежду, на него надевается крест.

Сразу после этого совершается другое Таинство – Миропомазания , в котором крещаемому при помазании освященным Миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в жизни духовной.

После этого священник и крестные с новокрещенным трижды обходят вокруг купели в знак духовной радости соединения со Христом для вечной жизни в Небесном Царстве .

Затем читаются отрывок из послания апостола Павла к Римлянам, посвященный теме крещения, и отрывок из Евангелия от Матфея – о послании Господом Иисусом Христом апостолов на всемирную проповедь веры с повелением крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа.

После миро омывается священником с тела крестившегося специальной губкой, омоченной в святой воде, с произнесением слов:

«Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Крестился еси. Просветился еси. Миропомазался еси. Освятился еси, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».

Далее священник крестообразно постригает волосы новокрещенного (с четырех сторон) со словами: «Постригается раб(а) Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь», складывает волосы на восковую лепешку и опускает ее в купель. Пострижение символизирует собой покорность Богу и одновременно знаменует ту небольшую жертву, которую новокрещаемый приносит Богу в благодарение за начало новой, духовной жизни. После произнесения прошений о крестных родителях и новокрещенном Таинство крещения завершается.

Обычно сразу же за этим следует воцерковление , обозначающее первое принесение в храм. Младенец, взятый священником на руки, проносится им по храму, подносится к Царским вратам и вносится в алтарь (только мальчики), после чего отдается родителям. Воцерковление символизирует собой посвящение младенца Богу по ветхозаветному образцу. После крещения младенца следует причастить.

– Почему в алтарь вносят только мальчиков?

– Девочек не проносят через Царские врата по той причине, что женщины вообще в современной практике Православной Церкви в алтарь не допускаются, ибо не могут быть церковно- и священнослужителями. А каждый мальчик, хотя бы потенциально, таковым может стать, посему через Царские врата и проносится.

– Говорят, что, прежде чем крестить своего ребенка, следует исповедаться и причаститься.

– Безусловно, даже безотносительно Крещения ребенка православные христиане призываются Церковью к тому, чтобы с определенной регулярностью приступать к таинствам исповеди и святого причащения. Если вы не делали этого до сих пор, то хорошо будет первый шаг навстречу полноценной церковной жизни сделать, предваряя Крещение собственного младенца.

Это не формальное требование, а естественная внутренняя норма – потому что, приобщая ребенка к церковной жизни через таинство Крещения, вводя его в ограду Церкви – что же будем сами оставаться вне ее? Ибо взрослый человек, который много лет, или никогда в жизни не каялся, не приступал к принятию Святых Христовых Тайн, – на этот момент является очень условно христианином. Лишь побудив самого себя к жизни в таинствах Церкви, он актуализирует свое христианство.

Что происходит во время крещения?

Слово «крещение» означает «погружение». Главным действием крещения является троекратное погружение крещаемого в воду, что символизирует собой трехдневное пребывание Христа во гробе, после которого совершилось Воскресение.
Каждый крещаемый повторяет путь Христа. Подобно тому, как Христос умер на Кресте в жертву за наши грехи, в таинстве крещения мы умираем для греховной жизни и творения воли сатаны, чтобы затем воскреснуть для жизни с Богом. Все наше естество при этом обновляется до самых своих оснований.

Нам оставляются все наши грехи, в которых мы искренне раскаялись. Если крестится младенец, то у него должны быть крестные родители, в обязанности которых входит христианское воспитание своих крестников. За них они дадут строгий ответ на Суде Божием.

Тот, кто согласился стать крестным, должен осознать, что он принимает на себя огромную ответственность за ребенка.

Чтобы дать ребенку христианское воспитание, сами крестные должны жить христианской жизнью, молиться за своего крестника.

Чин оглашения

Совершению крещения предшествует чин оглашения, во время которого священник читает запретительные молитвы, направленные против сатаны.

Иерей трижды дует крестообразно на крещаемого, произнося слова: «изгони из него (или из нее) всякого лукавого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в сердце его…».

Они являются напоминанием того, что «создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2.7).

Рука священнослужителя – рука Самого Господа Иисуса Христа, являющаяся жестом защиты и благословения, ибо в будущем этому человеку предстоит смертельная схватка с силами тьмы.

Три запрещения на нечистых духов

Церковь повествует нам о восстании против Бога в сотворенном Им духовном мире части ангелов, обуянных гордыней. И источник зла заключается не в их неведении и несовершенстве, а, напротив, в тех знаниях и совершенстве, которые привели их к искушению гордыней и отпадению.

Сатана принадлежал к самым первым и лучшим созданиям Бога. Он был достаточно совершен, мудр и силен, чтобы знать Господа и не подчиниться Ему, восстать против Него, пожелать «свободы» от Него. Но поскольку такая «свобода» (т. е. произвол) невозможна в Царстве Божественной Гармонии, которое существует лишь при добровольном согласии с Волей Бога, сатана и ангелы его изгоняются Богом из этого Царства.

Вот почему при крещении прежде совершается запрещение «сатаны и всех аггелов его». Св. Кирилл Иерусалимский говорит в огласительном поучении: «Содержание сих запрещений следующее: первое – отревает и гонит диавола и всякое его действие страшными для него Божественными именами и таинствами, изгоняя диавола, повелевает и демонам его бежать от человека и не творить ему напастей.

Подобным же образом и второе запрещение изгоняет демонов Божественным Именем.

Третье запрещение есть вместе и молитва, возносимая Богу, умоляющая всесовершенно изгнать лукавого духа от создания Божия и утвердить его в вере».

Отречение от сатаны

Крещаемый (или крестные родители, если крестится младенец) отрекается от сатаны, т. е. отвергается от греховных привычек и образа жизни, отказывается от гордыни и самоутверждения, сознавая, что некрещеный человек всегда является пленником страстей, сатаны.

Исповедание верности Христу

Однако, сам человек никогда не сможет вести брани с диаволом без союзничества с Христом. Поэтому после объявления войны сатане в чине оглашения следует сочетание с Христом.

Ребенок становится членом Христова воинства. Его оружием будут пост, молитва, участие в церковных таинствах. Ему предстоит сражаться со своими греховными страстями – злом, кроющимся в сердце его.

Крещаемый исповедует веру, читает Символ веры. Если крестится младенец, то за него должен читать Символ Веры восприемник.

СИМВОЛ ВЕРЫ

1 Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2 И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3 Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4 Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

5 И воскресшаго в третий день по Писанием.

6 И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7 И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

8 И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.

9 Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10 Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11 Чаю воскресения мертвых,

12 и жизни будущаго века. Аминь.

Символ веры содержит все основные христианские истины.

В древности человек должен был изучить их прежде крещения. И теперь это необходимое условие при крещении.

Освящение воды

В начале самого Таинства Крещения священник совершает каждение вокруг купели и читает молитвы на освящение воды, затем благословляет воду, в которой крещаемому предстоит омыть свои грехи.

Он трижды осеняет ее крестным знамением, дует на нее, произнося молитву:

«Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего все супротивные силы».

Освящение воды для Крещения – одна из важнейших частей чинопоследования, имеющая глубочайшую связь с самим таинством.

В молитвах и действиях при совершении освящения воды для Крещения раскрываются все стороны таинства, показывается его связь с миром и материей, с жизнью во всех ее проявлениях.

Вода является древнейшим религиозным символом. С христианской точки зрения представляются важными три основные стороны этой символики. Во-первых, вода – первичная космическая стихия. В начале творения «Дух Божий носился над водой» (Быт. 1, 2).

Одновременно она является символом разрушения и смерти. Основа жизни, животворящая сила и, с другой стороны, основа смерти, разрушительная сила – таков двойственный образ воды в христианском богословии. И, наконец, вода – символ очищения, возрождения и обновления. Эта символика пронизывает все священное писание, входит в повествование о творении, грехопадении и спасении. Святой Иоанн Предтеча призывал народ к покаянию и очищению от грехов в водах Иордана, а Сам Господь Иисус Христос, приняв от него Крещение, освятил водную стихию.

Освящение елея

После освящения воды священник читает молитву на освящение елея (масла) и вода помазуется им. Затем священник совершает помазывание крещаемого елеем: лицо, грудь, руки и ноги. В древнем мире елей употреблялся, прежде всего, как лечебное средство.

Елей, символизирующий исцеление, свет и радость, был знаком примирения Бога с человеком. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, вернувшись, принес ему масличную ветвь, «и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Быт. 8, 11).

Итак, в помазании елеем воды и тела крещаемого елей знаменует полноту жизни и радость примирения с Богом, так как «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 4-5).

Крещение обновляет и восстанавливает всего человека в его первозданной целостности, примиряет душу и тело. Елеем радования помазуются вода и тело человека для примирения с Богом и в Боге с миром.

Погружение в купель

Сразу после помазания наступает самый главный момент крещения – погружение в купель.

Священник трижды погружает крещаемого в воду со словами:

Крещается раб Божий (называется имя) во имя Отца, аминь (первое погружение). И Сына, аминь (второе погружение). И Святаго Духа, аминь (третье погружение).

Сразу после погружения на новокрещенного возлагается крест – знак принятия им крестной жертвы Господа Иисуса Христа, веры, что Христос истинно умер и истинно воскрес из мертвых, так что в Нем мы можем умереть для греха по отношению к нашей смертной жизни и стать причастниками – здесь и теперь – жизни вечной.

Облачение новокрещенного

Облачение в «ризу светлу» после Крещения знаменует, прежде всего, возвращение человека к целостности и невинности, которыми он обладал в раю, восстановление его истинной природы, искаженной грехом.

Святой Амвросий, епископ Медиоланский, сравнивает эту одежду с блистающими ризами Христа, преобразившегося на горе Фавор. Преобразившийся Христос явил Себя ученикам не в обнаженном виде, но в одежде «белой, как свет», в нетварном сиянии Божественной славы.

В таинстве Крещения человек вновь обретает свое изначальное одеяние славы, верующей душе явно и реально открывается основная истина христианства: приняв Крещение, «вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол 3, 3-4).

Совершается глубочайшая тайна: единение человеческого и Божественного в «обновленной жизни». Благодать, подаваемая человеку в Крещении, как и в остальных таинствах, – это плод жертвенной смерти Христа и Его Воскресения. Она сообщает человеку волю к спасению и силы, чтобы идти по жизни, неся свой крест.

И потому Крещение может и должно определяться не образно, не символически, а по существу как смерть и воскресение. В христианском понимании смерть – это, прежде всего, духовное явление. Можно быть мертвым, еще живя на земле, и быть непричастным смерти, лежа в могиле.

Смерть – это отдаленность человека от жизни, то есть от Бога. Господь – единственный Податель жизни и Сама Жизнь. Смерть противоположна не бессмертию, а истинной Жизни, которая была «свет человеков» (Ин. 1,4). Жизнь без Бога есть духовная смерть, которая превращает человеческую жизнь в одиночество и страдание, наполняет ее страхом и самообманом, обращает человека в рабство греху и злобе, пустоте.

Мы спасены не потому, что веруем в сверхъестественную власть и могущество Господа, так как не такой веры Он хочет от нас. Веровать во Христа означает не только признавать Его, не только получать от Него, но, прежде всего, трудиться во славу Его.

Нельзя ожидать помощи от Него, не выполняя Его заповедей и, прежде всего, заповеди любви; нельзя называть Его Господом и преклоняться перед Ним, не исполняя волю Отца Его. Погружение в воду означает то, что крещаемый умирает для жизни греховной и спогребается со Христом для того, чтобы жить с Ним и в Нем (Рим. 6, 3-11. Кол. 2, 12-13). Это самое главное в таинстве Крещения. Только по благодати Божией мы знаем, что «эта вода есть истинно для нас и гроб, и матерь…» (св. Григорий Нисский).

Таинство Миропомазания

После погружения в купель и облачения в белую одежду священник помазует новопросвещенного святым Миром: запечатлевает «печатью дара Духа Святаго».

Через миропомазание Святой Дух сходит на каждого из нас, исполняя нас силой Божией, как некогда в день пятидесятницы он сошел на учеников Христовых. Святое миро – это особым образом приготовленное масло, которое раз в год освящается патриархом и затем рассылается по всем епархиям, где архиереи раздают его настоятелям. Священник помазывает святым миром уже крещеного человека.

Помазываются его лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Святым Миром помазываются разные части тела, дабы через помазание освятить всего человека: и его тело, и его душу.

Помазывается лоб для снятия позора, покрывшего его по преступлению Адама, и для освящения мыслей наших.

Помазываются глаза, чтобы мы не шли ощупью впотьмах по пути порока, но чтобы шли по пути спасения под руководством благодатного света; уши – чтобы наше ухо сделалось чутким к слышанию слова Божия; уста – чтобы они стали способными к вещанию Божественной истины.

Помазываются руки для освящения на труд благочестивый, на дела, угодные Богу; ноги – для хождения нашего по стопам заповедей Господних; и грудь – чтобы мы, облекшись благодатию Духа Святого, победили всякую вражескую силу и все могли совершать в укрепляющем нас Иисусе Христе (Флп. 4. 13).

Одним словом, освящаются наши мысли, желания, наше сердце и все наше тело, чтобы сделать их способными для новой христианской жизни.

Помазание Миром есть видимый знак, печать того, что новокрещенному даруется от Бога Дух Святый. С той минуты, как на нас положена эта священная печать, Дух Святый вступает в обручение, в тесную живую связь с нашей душой. С той же самой минуты мы становимся христианами.

Всякий раз священник повторяет слова: «Печать дара Духа Святаго», а восприемник по окончании помазания отвечает: «Аминь», что значит «Подлинно, истинно».

Миропомазание – новое самостоятельное таинство, хотя оно связано с Крещением и совершается, по правилам Православной Церкви, сразу же после троекратного погружения в купель. Приобретая через Крещение нового сына, заботливая мать наша – Святая Церковь – без всякого отлагательства начинает прилагать к нему свое попечение. Как в телесной жизни для укрепления сил младенца нужен воздух и пища, так и для родившегося духовно через Крещение нужна особенная, духовная пища.

Такую пищу преподает святая Церковь в таинстве Миропомазания, через которое происходит сошествие на нашу душу Святого Духа. Оно подобно сошествию Святого Духа в виде голубя, бывшее при Крещении Господа Иисуса Христа.

Чтение Священного писания и шествие вокруг купели

После Таинства Миропомазания бывает троекратное шествие вокруг купели. Торжественное обхождение купели с пением «Елицы во Христа креститеся…» есть, прежде всего, выражение радости Церкви о рождении нового ее члена Духом Божиим.

С другой стороны, так как круг есть знак вечности, то это шествие показывает, что новопросвещенный выражает желание вечно служить Богу, быть светильником, который ставят не под спудом, но на свечнике (Лк. 8, 16), да светит всем людям своими добрыми делами и просит у Господа сподобить его вечного блаженства. Непосредственно после шествия вокруг купели бывает чтение Апостола и Евангелия. Во время чтения крестные родители стоят с зажженными свечами.

Завершающие обряды Крещения

Завершающие обряды чинопоследования Крещения и Миропомазания – смывание святого Мира и пострижение волос – совершаются сразу же после чтения Евангелия. Первый обряд – это смывание с тела новокрещенного святого Мира. Теперь могут быть устранены внешние, видимые знаки и символы, потому что отныне только внутреннее усвоение человеком дара благодати, веры и верности поддержит его и даст силу.

Христианин должен нести печать дара Духа Святого в своем сердце. Пострижение волос, которое совершается сразу после смывания с тела новокрещенного святого Мира, с древнейших времен было символом послушания и жертвы. Люди чувствовали в волосах сосредоточение силы и энергии. Этот обряд встречается и в чине посвящения в монашество, и в чине посвящении чтецов. В падшем мире путь к восстановлению Божественной красоты, затемненной, униженной, искаженной, начинается с жертвы Богу, т. е. с принесения Ему с радостью и благодарением того, что в этом мире стало символом красоты – волос.

Особенно живо и умилительно раскрывается смысл этой жертвы при Крещении младенцев. Ребенок не может предложить Богу ничего другого, и поэтому отрезаются у него несколько волос с головы со словами: «Постригается раб Божий (раба Божия) [имя] во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

Заключение

Святое Крещение является духовным рождением человека, т.е. началом его духовной жизни, и в ранние годы от родителей и крестных зависит каким будет продолжение. Постарайтесь, чтобы общение Вашего ребенка с Богом продолжилось, прежде всего, в Таинстве Святаго Причащения, в котором человек воистину соединяется с Богом.

Ребенка можно причащать в любом православном храме. Младенцу (до 7 лет) перед Причастием не требуется исповедь, и не обязательно быть всю службу в храме. Его можно приносить/приводить после начала богослужения в зависимости от его духовного возраста. Совсем маленьких детей можно причащать после кормления (но не сразу после; детям в храме перед причастием не следует давать грызть баранки, сухари и пр.). При кормлении следует исключить мясную пищу. По возможности раньше старайтесь начать причащать детей натощак, приучая их к навыкам поста, т.е. после полуночи в день причастия не следует ребенку давать есть и пить. После 4-х лет причащать можно только натощак.

С раннего возраста старайтесь прививать детям навыки богообщения, знания о вере и Церкви через чтение молитв, Священного Писания для детей (Библия, Святое Евангелие), чтение житий святых, закона Божиего и другой духовной литературы. Научайте детей видеть присутствие Божие во всех проявлениях окружающего нас мира.

Обряд крещения – таинство, дарующее Небесную защиту крошечному созданию. Событие является вторым рождением человека, на которого в этот день нисходит Божья благодать. Обряд крещения ребенка – невероятно красивая, чистая и светлая церемония, к которой принято готовиться крайне тщательно и ответственно, дабы не навредить дитю.

Многие родители задаются вопросом, как проходит обряд крещения , что нужно сделать, дабы малыш получил мощную защиту Всевышнего, Пресвятой Богородицы и Божьих угодников. Ведь жизнь каждого человека настолько терниста и ухабиста, что без помощи Небесных Сил невозможно существовать в грешном мире. Поэтому чтобы церемония прошла «без сучка, без задоринки» и ребенок ощутил Божий поцелуй, необходимо ознакомиться с правилами обряда.

Прародители свято чтили традиции, поэтому крестили новорожденных на 7 день, сегодня обряд проводят в любом возрасте, но чем раньше это произойдет, тем лучше для младенца.

Правила крещения

Таинство крещения требует выполнения некоторых правил.

  1. В первую очередь, следует выбрать крестных родителей. Их задача – вести ребенка по жизни, отвечая за духовное воспитание. Выбрать нужно верующих, ответственных, честных людей, соблюдающих каноны и знающие православные молитвы.
  2. Крестный отец занимается организацией крестин.
  3. Мать покупает для младенца белую рубашку и полотенце, а также чепец или косынку, если крестят девочку. Крыжма – обязательный атрибут крещения, символизирующий чистоту и безгреховность. Когда ребенок болеет, крыжма служит незаменимым помощником, исцеляя дите.
  4. Крестные родители покупают нательный крестик. А также икону с ликом святого Божьего угодника, чье имя носит малыш. Не стоит приобретать золотой крестик, считается, что металл греховный. Серебряное или металлическое распятие – лучшее решение.
  5. После посещения церкви дома устраивается праздничный обед, организационными и финансовыми вопросами занимается крестный отец.

Кто не может быть крестными родителями

Согласно правилам великого таинства, крестными родителями не могут быть люди:

  • Не верующие в Господа;
  • Послушники монастыря;
  • С психологическими расстройствами;
  • С наркотической и алкогольной зависимостью;
  • С беспорядочной половой жизнью;
  • Подростки;
  • Кровные родители;
  • Лица, состоящие в интимных отношениях.

Распространенная ошибка супругов – выбор крестных родителей, ориентируясь на благоустроенность.
«Чем богаче, тем лучше» считает половина родителей, ведь ребенка будут одаривать роскошными подарками. Не берите грех на душу, отдайте предпочтение людям, которым доверяете, знаете и уважаете. Ведь в случае гибели кровных родителей, крестные обязаны взять дите к себе на воспитание. Делая выбор, спросите себя, хотели бы оставить ребенка на попечение именно этим людям и не отправят ли они малыша в приют?

Особенности обряда

Присутствуя при крещении младенца, душу наполняет животворящий свет, исцеляя, кристально чистые слезы счастья струятся по щекам, а в сердце звучит божественная музыка. Невероятно мощный обряд имеет некие особенности.

  1. Крестить малышей, позволено в любой день.
  2. Крестные мать и отец должны забрать малыша и отнести в церковь, после чего приходят кровные родители. Садиться крестным в доме супругов запрещается. Мать по дороге в церковь должна разжевать чеснок и дунуть в лицо ребенку. Считается, что она защищает дите от порчи и сглаза.
  3. В храме разрешается присутствовать близким друзьям и родственникам, всех остальных приглашают на праздничную трапезу.
  4. При необходимости обряд допускается проводить в роддоме или в жилище супругов.
  5. Родители на церемонии не присутствуют.
  6. Если обряд происходит в сорокадневный срок после рождения, кровной матери не разрешается заходить в храм, так как считается, что она еще не очистилась после родов.
  7. В церкви за ребенка отвечают крестные родители, выполняя все указания батюшки. После чего священник трижды окунает ребенка в купель.
  8. С помощью мягкой кисточки священнослужитель крестообразно мажет церковным маслом ушки, лобик, носик, глазки, ручки, ножки, животик ребенка.
  9. Из рук батюшки отец принимает мальчика, а крестная мать – девочку.
  10. Ребенка пеленают в крыжму, после чего священник надевает нательный крестик, а затем родители облачают младенца в белую рубаху – символ святости и чистоты.
  11. Совершив миропомазание, священнослужитель состригает прядь волос – символ жертвенности Всевышнему.
  12. Трижды маленькое чудо носят вокруг купели, после чего мальчика заносят в алтарь, а с девочкой преклоняют колени пред образом Пресвятой Девы Марии.
  13. Хороший знак, если младенец спокоен или спит.
  14. На крещение ребенку приносят подарки.

В православии великое таинство в среднем длится 30-40 минут.

Оплата обряда

Перед крещением родители задаются вопросом, сколько стоит обряд крещения. В Библии написано, что Иисус Христос, зайдя в храм, располагающийся в Иерусалиме, выгнал оттуда торговцев, так как в церкви люди молятся, а не превращают его в «вертеп разбойников». Поэтому на вопрос «Сколько стоит таинство» ответ прост: «Нисколько».

Некоторые священнослужители не употребляют слово «Плата» в доме Господа, а скромно называют «Пожертвование». Где-то оно фиксированное, а где-то нет.

Сколько жертвовать – личное дело каждого, но в любом случае копеечку положить нужно.

Отличие и сходство в обряде для мальчиков и девочек

Обряд крещения мальчиков и девочек во многом схож. Но существуют и отличия:

  • малышке требуется головной убор, а мальчику он не нужен;
  • возносят в алтарь мальчика, девочку – нет;
  • к алтарю мальчика несет отец, крестная мать преклоняет колени перед ликом Богородицы на руках с девочкой.

Обряд крещения взрослого человека

Обряд можно провести в абсолютно любом возрасте. Если нужно креститься взрослому человеку, следует придерживаться правил:

  • После полуночи не разрешается употреблять пищу и пить;
  • Желательно 2-3 дня соблюдать пост;
  • Ночью перед событием нельзя предаваться плотским утехам;
  • Накануне следует читать Евангелие или Закон Божий;
  • Следует отказаться от суеты, просмотра телевизора, веселий и гуляний;
  • Нужно приобрести белую рубашку, крестик, тапочки, полотенце.

Для обряда крещения взрослого человека крестные не требуются.

Соблюдая все традиции и правила, имеющие многовековую историю, ребенок вырастит здоровым, крепким и счастливым.

Как так получается, что часто необходимо крещение взрослого человека, ведь в православии сразу после рождения, в младенческом возрасте? Для этого нужно вспомнить историю страны, ведь во времена СССР проходило активное наступление на церковь, и много кто не смог креститься или крестить свои детей. Теперь же, когда это стало возможным, большинство людей хочет Еще одной группой людей, которые крестятся уже будучи взрослыми, являются протестанты. В их понимании крещение младенца - выбор его родителей, а не самого ребенка. Поэтому креститься должен человек взрослый, который сделал этот выбор осознанно.

Что предшествует крещению

Как говорят служители церкви, крещение взрослого человека не должно быть для него простой формальностью. Человек должен прийти к этому осознанно, понимать, что уже как истинному христианину ему нужно будет жить по законам веры, исполнять все необходимые предписания, догмы и т.д. Прежде всего, человеку нужно поговорить со священником, объяснить свою ситуацию и желание. Дальше священник может предложить ему провести огласительные беседы, которые предназначены специально для тех, кто хочет креститься. Также нужно почитать духовную литературу, хотя многое зависит от уровня вашей готовности к крещению.

Но всё это только вспомогательные факторы, самое главное - это истинное желание человека, которое не является данью моде или чем-то подобным.

Взрослого человека

Остановимся на этом важном моменте. Крещение взрослого человека отличается от обычного. В силу своего возраста человек может сам произнести нужные на крещении слова, он понимает и осознает свои действия, соответственно, можно обойтись и без крестных родителей, которые всё делают вместо младенцев. Если будет проходить крещение взрослого человека, что нужно для этого? С собой следует взять (неважно, насколько дорогой), рубашку для крещения, большую белую простыню и тапочки. Священник проводит необходимый обряд, голову человека трижды омывают или погружают в купель. Во время обряда человек держит зажженную свечу, а потом на его лбу елеем рисуется крест.

Крещение у протестантов

Уже по указанным в начале статьи причинам понятно, почему у протестантов принято именно крещение взрослого человека. При этом сам обряд может проводиться по-разному. Одни должны окунаться в воду полностью в специальном бассейне или речке. Некоторые уверены, что это должен быть исключительно открытый водоем. Другим же достаточно, как и в православии, просто окропить голову в водоеме также может проходить по-разному: одни священнослужители окунают человека один раз, другие - три. Ещё может разниться и способ окунания: лицом вверх или лицом вниз. По мнению одних протестантов, все эти различия не являются очень уж существенными, другие же свято уверены, что только их мнение правильное. Протестантские крещеные, так же как и православные, должны одеваться в белые одежды.

В православном обществе принято крестить новорожденных младенцев. Повсеместно представлены материалы о проведении этого ритуала. Совершенно иначе обстоит дело со взрослыми. Такая тема, как крещение взрослого человека, что нужно для него и как оно проводится, до сих пор вызывает вопросы, поэтому предлагаем рассмотреть его особенности по отношению к взрослым.

Крещение взрослого человека неразрывно связано с тем, для чего нужно и как следует креститься. Эта тема трактуется с нескольких позиций, а именно:

  • основополагающие причины для прохождения этого ритуала;
  • правила и необходимость использования крестного знамения.

Таинство принято считать отправной точкой для вовлечения человека в Православную Церковь. После ритуала взрослому человеку разрешается принимать участие в церковных таинствах, богослужении. Крещение взрослого человека позволяет близким и родственникам подавать в церкви записки за его имя.

В ходе крестильного действа отпускаются человеческие грехи, для чего омываются одежды крещаемого. Считается, что душа становится такой же белоснежной, как и крестильная одежда. Для спасения души требуется участвовать в жизни Церкви. Это обеспечит духовный рост и чистоту намерений.

В основе лежит понимание, как важно и нужно креститься. Основная цель ритуала – искупление грехов. При этом учитываются не только взрослые прегрешения. Новорожденные младенцы также считаются грешниками. Принимается во внимание первородный грех. Он передается представителям человеческого рода по наследству.

Одна из причин использования крестного знамения заключается в желании подражать Господу Богу. Изначально Иисус Христос погрузился в воды Иордана. Тогда он принял все грехи человечества. Впоследствии Иисус отдал свою жизнь в качестве платы за человеческие грехи. Это произошло в результате страданий Господа на кресте.

Существует неутешительная тенденция совершения обряда без понимания важности Таинства. Такими представителями общества движет подражание мнению большинства. При этом люди не задумываются об истинном значении ритуала. Главной причиной для его осуществления должна быть вера и непреодолимое желание стать частью божественного единства.

Подготовка к Таинству

Основным импульсом для совершения Таинства крещения над зрелым человеком должна быть истинная христианская вера. Только стремление воссоединиться с Господом Богом считается критерием духовной чистоты и искренности. Именно поэтому перед прохождением Таинства человеку необходимо решить, насколько он готов к обретению веры. После обряда новокрещенный должен жить с погружением в церковную атмосферу. Это означает, что нужно систематически посещать храм, знать и читать молитвы, постигать богослужение. В случае игнорирования церковной жизни Таинство не имеет смысла.

Обратите внимание! Крестильный ритуал проводится вне зависимости от возраста человека в любое время года.

Совершение обряда для взрослого нераздельно связано с вопросом, что нужно для крещения. Чтобы зрелый человек прошел через ритуал, необходима не только вера в Божественное начало. Важно понимание и осознание православных вероучений. Постулаты вероисповедания приведены в Евангелие.

Неуместно искать за счет ритуала земных благ, разрешения проблем в семье и на работе. Таинство не должно выступать инструментом для достижения успеха. Главное условие для совершения обряда – желание жить по христианским убеждениям.

Непосредственная подготовка к крещению состоит из нескольких этапов:

Катехизация включает беседы со священнослужителем, представлена в виде программы «12 бесед». Она состоит из таких тем, как основы православного вероучения, обязанности каждого христианина, образ жизни верующего человека. Помогает верующему найти ответы на имеющиеся вопросы, предполагает прочтение Евангелия, изучение молитвы «Отче наш» и текста Символа Веры. Связана с проведением исповеди, оглашением крещаемым грехов, дурных помыслов и наклонностей, Занимает по времени от 1 недели до года (зависит от выбранного храма).

Познавательно! : можно ли быть крестным у нескольких детей

Сбор ритуальных предметов, перечень которых включает нательный крест, цепочку, крестильную рубашку, полотенце, открытые тапочки. Точный перечень необходимых предметов для Таинства выдается в церкви, где будет проводиться ритуал . Вещи приобретаются в церковной лавке непосредственно в день Таинства или заранее, существует вариант приобретения через интернет-магазин.

Выбор крестных

Среди того, что нужно взрослому человеку для обряда крещения, присутствует выбор крестных. Важно понимать, что такие люди должны быть образцом для подражания. Именно они будут поддержкой новоиспеченному христианину в часы сомнений и мытарств. К обязанностям крестного относится:

  • духовное воспитание крестника;
  • обучение основам христианской жизни;
  • наставление в соответствии с православным учением.

При выборе крестного следует обращать внимание на следующие качества:

  • ответственность;
  • надежность;
  • отзывчивость;
  • высокие моральные принципы.

Духовным восприемником для представительницы женского пола является женщина, для сильного пола – мужчина. По церковному уставу достаточно выбрать одного крестного. Однако зачастую подбирают и крестного, и крестную. Не запрещается пригласить на роль восприемника родственника. Это только укрепит православные узы внутри рода.

Обратите внимание! После обряда нельзя поменять крестных.

Отличие крещения взрослого от ребенка состоит в праве отказа от крестных. Зрелый человек самостоятельно принимает решение в необходимости крестного. К числу тех, кого не следует приглашать в качестве крестного, относятся:

  • родители крещаемого;
  • неверующие в православное вероучение;
  • некрещеные или сторонники иной веры;
  • монахи/монахини;
  • люди, состоящие в законном браке;
  • жених с невестой или пара, пребывающая в отношениях друг с другом;
  • люди с неврологическими заболеваниями и психическими расстройствами;
  • люди низких моральных принципов;
  • дети (девочки младше 13-летнего возраста, мальчики младше 15-летнего возраста).

Необходимо учитывать, что обряд крещения взрослого человека несколько отличается у зрелых мужчин и женщин. Следует принимать во внимание такие особенности:

В ходе церемонии ткань крестильной рубашки и просвечивает. Для предупреждения неловких ситуаций представительницам прекрасного пола рекомендуется надеть под низ купальник. Немаловажно взять с собой сменную пару белья.

На протяжении ритуала у человека лодыжки должны быть открыты. Нательный крест должен быть освящен. Крестик покупается в любой церковной лавке вне зависимости от места проведения обряда. Не рекомендуется приобретать золотой крест: считается, что золото – металл грешников; необходимо отдать предпочтение серебру.

Для проведения ритуала потребуется несколько свечей. Перед обрядом следует купить свечи для сопровождающих крещаемого.

Познавательно! Что нужно : главные правила и приметы

Подготовка включает выполнение следующих условий:

  • Крещаемый и крестные должны быть нарядно одеты.
  • Представительницами прекрасного пола обязательно покрывается голова платком.
  • Женщинам запрещается красить губы яркой помадой, носить брюки и приходить в коротких юбках или платьях.
  • Мужчинам воспрещается посещать храм в шортах.

Порядок проведения Таинства

На протяжении веков регламент, как покреститься взрослому, остается неизменным. Церковь определяет то, как проводить крещение. Одно из условий, как проходит крещение взрослого, – присутствие священнослужителя, крещаемого и его крестных. Ритуал для взрослого человека происходит в следующей последовательности:

  1. Присвоение крещаемому имени. Имя присваивается по святкам. Новое имя связано со Святым, который будет небесным покровителем крещаемому.
  2. Возложение руки священнослужителя. Жест незримо представляет Божью руку. Акт олицетворяется с благословлением Христа, наложением Божьей защиты и покровительством верующему.
  3. Прочтение молебна (или чин оглашения). Молитвой накладывается запрет на действие нечистой силы. Святым текстом ставится защита на козни дьявола и его приспешников, происходит их изгнание;
  4. Отречение крещаемого от нечистой силы. Предполагает запрет на нечистых духов. Молитва читается с обращением на запад.
  5. Отречение духовных восприемников от действия приспешников дьявола.
  6. Исповедь на верность Богу. Крестные отвечают на вопросы священнослужителя с обращением на восток. Предполагает обязательное прочтение молитвы «Символ веры».
  7. Помазывание водой и елеем. Вода и елей, участвующие в обряде, заранее освящаются. Священнослужитель должен быть в белых одеждах. Под молебные речи священнослужителя елей опускается три раза в святую воду. Крестным в руки даются свечи. В ходе обряда зажигаются 3 свечи в восточной части купели.
  8. Миропомазание. Под прочтение молитвы происходит помазание крещаемого в области глаз, лба, щек, рук и ног.
  9. Пострижение волос. Священнослужителем состригается прядь волос с головы крещаемого. После обряда волосы остаются в храме в качестве жертвоприношения Божественному началу.
  10. Прочтение молитвы крещаемым. Происходит озарение верующего человека благодатью Святого Духа, связывается с физическим и духовным изменением человека, представляет «второе человеческое рождение». Отпускаются все грехи, приставляется Ангел-Хранитель, оберегающий душу.

Прием пищи перед Таинством

Нередко накануне Таинства возникает вопрос, можно ли есть какую-либо пищу перед крещением. На то, можно ли есть перед Таинством, ответ однозначный. Есть перед этим ритуалом не запрещается. Существует исключение из правил. Есть перед обрядом запрещается в случае поочередного прохождения человеком таинства Крещения, Причащения или Евхаристии. Принимается во внимание возраст человека. Запрет распространяется на лиц старше 3-летнего периода.

Обратите внимание! Запрещается принимать любую еду не перед Крещением, а перед Причащением. Учитывается временной период после 12 часов ночи до проведения ритуала.

Кроме общих ограничений, человек устанавливает собственные правила на прием пищи. Такое условие возникает зачастую из идеологических соображений и носит индивидуальный характер. Человек исключает скоромную пищу из рациона за пару суток до проведения Таинства. Утром накануне ритуала пропускается прием любой пищи.

Необходимо прислушиваться к потребностям не только души, но и организма. В случае недомогания или болезни рекомендуется воздержаться от строгих ограничений.

Стоимость обряда

В ходе подготовки к Таинству человек невольно задается вопросом, сколько стоит крещение в церкви. Следует понимать, что у обряда отсутствует регламентированная стоимость. Это связано с некоммерческой деятельностью храмов. Условная стоимость представляет собой пожертвование. При этом взнос за взрослого ничем не отличается от ребенка.

Ответ на то, сколько стоит крещение в церкви, находится в конкретном храме. Сумма пожертвований разнится. На размер взноса влияет город проведения Таинства, местоположение храма, установленных внутренних пожертвований храма. Так, в Москве пожертвования составляют 2–4 тысячи рублей, а в Подмосковье – 1 тысячу. В среднем взнос на проведение ритуала составляет 1–3 тысячи рублей.

Стоимость зависит от порядка проведения ритуала. Существует возможность заказать индивидуальный обряд. В таком случае на Таинстве будут присутствовать исключительно родные и близкие крещаемого. В отдельных ситуациях плата не устанавливается. Человек сам принимает решение, сколько готов отдать на пожертвование. В случае финансовой необеспеченности крещаемого обряд осуществляется бесплатно.

Полезное видео

Подведем итоги

Крещение является важным этапом в жизни человека как христианина. Проведение обряда требует моральной готовности и подготовки. Изучение порядка проведения Таинства позволит человеку беспрепятственно начать верный жизненный путь.

В.Васнецов. Крещение князя Владимира

Проблема подготовки взрослых к крещению обсуждается в Русской Православной Церкви давно. Результаты социологического опроса, проведенного «Левада-центром» в феврале 2009 года, еще раз подтвердили ее актуальность. Хотя 72,6 % россиян определили себя как православные, из этих 72,6 % только у 15,4 % есть дома Евангелие, у 15,6 % — молитвослов, а 39,5 % вообще не имеет дома книг религиозного содержания. Лишь 6,4% «православных» знает наизусть Символ веры, 49,2 % — «Отче наш». Ежегодно (с разной периодичностью) причащается только 14,7%, а 55% вообще не причащается. На вопрос о мировоззрении 11,8% (опять же из 72%, считающих себя православными) ответили, что не верят в Бога, но верят в некую высшую силу.

Возможно, к таким итогам привело в том числе и поспешное, без подготовки, массовое крещение людей 15-20 лет назад. О необходимости серьезной предварительной подготовки к крещению говорилось неоднократно, но только на уровне устных рекомендаций священноначалия. Инициатива Екатеринбургской епархии — первая попытка упорядочить катехизацию. По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия Миссионерский отдел епархии разработал «Краткое изложение основных принципов подготовки мирян ко крещению» и тематический комплекс из 12 огласительных бесед с желающими креститься. Это 4 блока по 3 беседы каждый: о смысле жизни с точки зрения Священного Писания и православной веры, о Божьем назначении о человеке при его сотворении и о грехопадении как разрушении этого назначения, об отношении Бога к человеку и миру. Последний, четвертый блок «состоит из бесед, помогающих оглашаемому осознать свой личный духовный путь спасения в общении с Богом и Его Церковью». «В этих беседах необходимо раскрыть следующие вопросы: 1. крещение как умирание и воскрешение со Христом; 2. Церковь как дом Божий, Тело Христово, духовная семья; 3. обязанности верных христиан; 4. служение в церковной общине», — говорится в документе. Как сообщили «НС» в епархии, хотя некоторые священники сомневались в обоснованности длительного оглашения на сельских приходах, собрание решило взять предлагаемую концепцию за основу.

Необходимость катехизации признают все, но вопрос о ее формах остается открытым. Когда можно считать человека готовым к крещению? Надо ли учитывать его образовательный уровень и здоровье? Есть ли вещи, которые до крещения понять невозможно? Мы опросили священников из разных епархий, мнения разделились.

Священник Александр САНДЫРЕВ, клирик архиерейского Вознесенского подворья города Екатеринбурга, руководитель миссионерского и молодежного отделов Екатеринбургской епархии:

— На епархиальном собрании шла дискуссия, какой катехизис проводить в малых городах и селах, некоторые священники высказывали сомнение, что не смогут проводить длительное оглашение. Но владыка Викентий настроен бескомпромиссно: перед крещением надо провести 12 бесед. В нашем храме уже больше года со всеми желающими креститься проводим 12 бесед, в течении 3-х месяцев. Человек должен как минимум знать 10 заповедей и Евангельское благовестие, понимать, что в таинстве крещения он буквально сочетается со Христом, то есть отдает в Его руки свою волю. Сегодня многие относятся к вере потребительски: когда тяжело, трудно — молятся, а когда хорошо — забывают Бога. А начинается этот духовный инфантилизм с формального отношения к крещению.

Кроме того, после крещения человек должен войти в общину. Стать не просто прихожанином (отстоял службу и ушел), но ответственным членом Церкви, участвующим в жизни прихода. Все это мы стараемся донести на этих беседах.

Конечно, с сельскими жителями надо говорить по-особому, учитывая условия их жизни. В идеале вообще нужен свой катехизис для каждой социальной и возрастной группы: для молодежи, для педагогов, для военных, для врачей. Но принцип должен быть общий – человека надо готовить к крещению долго, и к каждому подходить индивидуально.

Священник Сергий КРУГЛОВ, клирик Спасского собора города Минусинска Красноярского края, окормляет также Дом инвалидов:

— В первые века христианства люди, искренне уверовавшие во Христа, тем не менее долго готовились к крещению. Об этом до сих пор мы вспоминаем за каждой литургией, когда диакон возглашает: «Елицы, оглашении, изыдите». Раньше после этих слов оглашенные — то есть готовящиеся ко крещению — выходили из храма, сегодня эта молитва только напоминает нам о традициях первых веков. Наверное, в наше время возврат к ним невозможен, совсем другие условия. Но несомненно, что и сегодня взрослого человека необходимо готовить к крещению. Я думаю, что человек должен для начала хотя бы знать наизусть Символ веры, понимать его содержание, а также суть основных евангельских событий. Конечно, нужны общие правила, благословленные священноначалием, но в Церкви все, в том числе и каноны, применяется не по единому стандарту, а сообразно с конкретным человеком, с учетом его особенностей, возраста, здоровья, образования, воспитания. Очевидно, что в больнице даже перечисленный мной минимум требований мало кому можно предъявить. Тут священник должен действовать по ситуации. Но хотя бы объяснить азы веры можно даже тяжело больному старому человеку.

На приходе тоже к каждому надо подходить индивидуально. От молодого человека с университетским образованием можно потребовать больше, чем от простой пожилой женщины. Но элементарные представления о христианстве, о духовном смысле крещения мы обязаны дать каждому, желающему креститься. Надеюсь, что инициатива Екатеринбурга со временем будет поддержана и другими епархиями. А нюансы будут уточняться на местах с учетом опыта и ошибок.

Протоиерей Роман БРАТЧИК, настоятель Успенского храма города Курчатова (Курская обл.), преподаватель курса «Наука и религия» на факультете теологии и религиоведения Курского государственного университета:

— Из Евангелия мы знаем, как много людей отходило от Христа. Поэтому как бы прекрасно мы ни готовили людей к крещению, наивно надеяться, что все после крещения начнут активно воцерковляться. Но сказать каждому, что принимая крещение, он становится членом Тела Христова, и в соответствии с четвертой заповедью должен каждое воскресенье ходить в храм на службу, участвовать в других церковных таинствах, мы обязаны. Остальное зависит от воли и совести самого человека.

Но в любом формализме я вижу опасность. Предыдущий настоятель нашего храма отец Георгий Нейфах, которого я хорошо знал много лет, никогда не проводил специальной катехизации. Он подходил к каждому индивидуально, с некоторыми мог беседовать пять и даже десять раз, а иногда ограничивался одной беседой. А уже после крещения человек мог подойти к нему с любым интересующим его вопросом, и отец Георгий уделял ему столько времени, сколько нужно. Он помог прийти ко Христу сотням людей, в том числе и многим высокообразованным (Курчатов — город атомщиков).

Я в то время служил в селе на границе с Белгородской областью. Туда часто приезжали креститься люди из городов — Старого Оскола, Губкина. Они, как правило, активно интересовались христианством. А для деревенских крещение чаще всего было просто доброй традицией. К примеру, мама сына перед армией привела креститься, а сам он не проявляет никакого интереса. Но я подумал: «Отпущу его некрещеным, а вдруг что случится с ним? А если крестится, может быть, Божья благодать восполнит то, что я ему дать не успеваю». И крестил. А вот когда люди крестили ребенка, а через три года принесли крестить второго, я спросил, причащали ли они старшего хоть раз. «Да некогда», — ответили они. Я сказал, что раз они в храм не ходят, крестить их ребенка не буду. Посоветовал сначала прийти в храм со старшим, причастить его, тогда вернемся к разговору о крещении второго. Обиделись. Когда я эту историю митрополиту Курскому Ювеналию рассказал, он усмехнулся: «Ну, пробуйте!». Думаю, что у каждого священника душа болит, и он ищет варианты, как воцерковить людей.

Еще один раз я отказал сельским жителям в крещении, когда узнал, что им велела креститься бабка, к которой они пошли снять сглаз. Объяснил им, что это не только не основание для крещения, но даже крещеного человека, ходящего к таким бабкам, пока не покается, причащать нельзя.

В основном же я сельским жителям в крещении не отказывал. Проводил одну беседу и полагался на милость Божью. Для образованного человека естественно прочитать Евангелие, многие же простые люди вообще не читают книг, требовать от них, чтобы они прочитали Евангелие, на мой взгляд, неразумно, правильнее — главные вещи пересказать. А вот к человеку образованному можно подойти с более высокими требованиями. Не только по знанию текстов. Если человек текст Евангелия знает хорошо, цитирует, но по духу эзотерик, Христа считает одним из великих посвященных, креститься хочет потому, что, по его мнению, в храме хорошая энергетика, крестить его недопустимо — это все равно, что бросить святыню псам. За последние годы было у меня несколько таких случаев, я, естественно, всем отказывал, предлагал побеседовать, чтобы они поняли, насколько их взгляды далеки от церковных. Думаю, понадобилась бы не одна и не две беседы, но, к сожалению, люди чаще уходили. Это их выбор, но по совести крестить людей с такими взглядами я не мог. Еще я категорически отказывался крестить тех, кто принципиально не хотел ничего узнавать о вере.

И все же мы не должны забывать о силе Божьей благодати. Любой священник может привести не один пример, когда человек попадал в храм случайно, его с трудом уговаривали причаститься, и вдруг ему по Божьей воле и милости все чудесным образом открывалось. Сам я впервые поехал в Псково-Печорский монастырь за компанию. Моя жена крестилась, а я в то время увлекался восточной философией, йогой. Вскоре после ее крещения к нам в гости приехал отец Георгий Нейфах, с которым они вместе учились в университете. Он и уговорил меня поехать туда. Одновременно с нами туда приехал отец Владимир Волгин, у которого крестилась моя жена, мы познакомились. Но самое большое впечатление на меня произвел, конечно, отец Иоанн (Крестьянкин). Потом я стал приезжать к отцу Владимиру (он служил тогда в Курской епархии), проехал на велосипеде по Вологодчине, там тоже бывал на богослужениях (не все храмы еще действовали, дело в 1985 году было), прочитал Новый Завет. Самое большое впечатление тогда произвели на меня слова апостола Павла: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. И если раздам всё имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1-е Кор., 13, 1-3). В контексте моего тогдашнего увлечения йогой, где все направлено на обретение неких высших знаний и силы, это особенно потрясло. Вот отец Владимир Волгин имел любовь, жил скромно, аскетично, и люди, приезжавшие к нему, чувствовали, что встретились с человеком другого духовного уровня. Я уж не говорю об отце Иоанне (Крестьянкине). Мне кажется, что это очень важно — доверие священнику. Поэтому в первую очередь надо готовить священников, рукополагать тех, чья жизнь будет вдохновлять других людей.

Когда сердца коснется благодать, многие вещи открываются на другом уровне. А благодать Божью мы в первую очередь получаем в церковных таинствах. Поэтому задача наша священническая – не искать повод не допустить людей к этим таинствам, а как можно скорее привести их к ним. Первое из этих таинств – крещение! Прописать все ситуации невозможно. Очень многое зависит от совести и опыта священника. Думаю, они подскажут ему, как лучше и быстрее подготовить к крещению конкретного человека.

Иеромонах МАКАРИЙ (Маркиш), клирик Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Духовной Семинарии, руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии. С 1985 по 2000 год жил в США, крестился в 1987 году:

— Крещение — это дверь, которой человек идет к Спасителю. Неудивительно и наше внимание к этому таинству, и препоны, которые сатана ставит на самом пороге Церкви. Препоны эти предстоит устранить общими усилиями мирян, духовенства и священноначалия.

Каждый священник (и я в их числе) мог бы привести десятки практических примеров, и типичных, и редкостных, когда совершение таинства крещения вынужденно ставится в зависимость от тех или иных внешних факторов: болезни, возраста или иных особых поворотов судьбы крещаемого, высокого уровня его образования или, напротив, отсутствия такового, неформального знакомства с церковной жизнью и христианским вероучением, наконец, личных свойств и конкретной жизненной ситуации. Вспоминаю, как пришла в храм незнакомая девушка с просьбой крестить ее. Я провел с ней беседу, как полагается, вручил Евангелие и молитвослов, рассказал о порядке подготовки к крещению… Она внимательно слушала, но когда поняла, что крестить ее сейчас не будут, из глаз ее полились обильные слезы. Что было дальше, вы, наверное, догадываетесь: я ее исповедал и крестил. Думаю, что поступил правильно.

В этой связи понятны опасения некоторых священнослужителей, что жесткая регламентация подготовки к таинству крещения может принести вред: если прежде мы совершали таинство по своему усмотрению, то теперь надо будет придерживаться строгих формальных норм. Приведенный выше пример как будто подтверждает это опасение – но лишь как будто.

Решение Екатеринбургского епархиального собрания о подготовке к Крещению надо приветствовать и надеяться на то, что за ним последуют сходные меры в других епархиях. Оно направлено на врачевание едва ли не самый серьезный системный недостаток нашей церковной жизни: недостатка связи с правящим архиереем. Как говорят, «У римо-папистов папа в Риме, а у православных – в каждом приходе свой папа». Это надо преодолеть любыми средствами, причем немедленно. Представляю себе разговор с той девушкой в новых условиях. Я бы сказал ей: «Вы желаете принять Крещение – это прекрасно, Господь слышит вас и примет вас к Себе. Но сейчас, немедленно, крестить вас невозможно: наша православная церковная жизнь устроена по-другому, так-то и так-то…» А вот этой последней фразы я не смог бы произнести, не будь в нашей епархии четкого и ясного распоряжение священноначалия о крещении.

Но закончить приходится все же вопросом о крещении младенцев. Ведь в сообщении из Екатеринбургской епархии ни слова не сказано о различии между крещением взрослых и малышей, и создается впечатление, что речь идет именно о взрослых. Но, по моему наблюдению, на сегодняшний день у нас лишь один из десяти принимает крещение в сознательном возрасте: что делать с остальными, с их родителями и восприемниками, которые тоже (и в гораздо большей мере!) требуют просвещения и научения основам веры? Сумеет ли священник сказать родителям, желающим совершить «торжественный обряд»: “Согласно распоряжению владыки, вам надо пройти курс из двенадцати огласительных лекций…”? Не скажут ли они в ответ нечто совсем нецерковное и не помчатся ли к каким-нибудь сектантам и самосвятам? А чтобы этого не произошло, какие серьезные усилия в деле общеправославного просвещения должны мы предпринять?!…

Протоиерей Борис БАЛАШОВ, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Клина Московской области, преподаватель православной гимназии, богословских заочных курсов (г. Клин), кафедры теологии Клинского филиала Московского государственного социального университета, глава издательства “Христианская жизнь”, главный редактор газеты “Клин Православный” и телепрограммы “Дорога к храму”:

— Мне приходилось слышать оптимистические рапорты одного докладчика о том, сколько тысяч людей окрещено в их епархии за отчетный период. Верующие люди в зале восторженно рукоплескали. А я, несознательный и уже не такой молодой священник, не хлопал, а вспоминал, как нас в детстве принимали в пионеры и только один двоечник в классе не был принят. Но что-то никак не претворялся в жизнь лозунг: «Пионер – всем ребятам пример».

Вот если бы докладчик говорил, что в его епархии все храмы полны народу, что много молодых людей стремится стать священниками, что при каждом втором храме есть воскресная школа если не для детей, то по крайней мере для взрослых, я бы встал и аплодировал громче всех!

Но кто же это сказал: «По вере вашей да будет вам»? Ах, да ведь это Иисус Христос. Какие странные слова мы слышим еще в Евангельском чтении во время таинства Крещения: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 19–20).

Как здорово! Христос обещает быть с нами всегда, во все дни нашей жизни и даже после ее окончания, даже после смерти быть с нами. Значит нам уже ничего не страшно? Ну как сказать, для этого все-таки надо что-то сделать. А что?

Поскольку Евангелие представляет взаимоотношения Иисуса Христа и человеческой души наподобие отношений жениха и невесты или мужа и жены, то подумаем, как молодой человек и девушка могут построить крепкую счастливую семью?

Первый этап – знакомство. Люди встретились, понравились друг другу. Далее, чтобы знакомство углубилось, начинается разговор – диалог. Они рассказывают друг другу о себе, делятся своими мыслями. Между ними строится взаимопонимание, углубляется дружба, может возникнуть любовь.

Второй этап – построение семьи. Когда отношения взаимопонимания построены, связь двух душ стала крепкой, наступает время для соединения двух жизней в одну. Родилась семья. На этом обычно завершаются все детские сказки про любовь. А в счастливейшем браке добрая сказка еще только начинается.

Третий этап. А теперь надо снова учиться, только теперь уже учиться жить вместе, согласовывать все свои действия, взаимно прощать друг другу все обиды, нести совместно крест семейной жизни, во всем друг другу помогать. Так семья становится крепкой и полноценной.

И слова Спасителя, процитированные выше, очень схожи с тем, что мы сказали о построении хорошей семьи.

Первый этап – «научите»: то есть познакомьте людей со Христом, помогите построить личные взаимоотношения с Ним. Читая и осмысляя Евангелие, мы слышим слова Спасителя, обращенные к нам. Мы учимся понимать Его и то, чего Он хочет от нас. Молясь, мы учимся открывать свою душу Богу и своим сердцем отвечать на Божию любовь. Через чтение Евангелия и молитву мы начинаем видеть свои грехи, которые раньше считали в лучшем случае просто недостатками или ошибками. А теперь нам становится стыдно перед Богом и самим собой. Вот мы и готовимся к покаянию.

Когда у апостола Петра спросили, как же стать наследниками Божиего Царства он ответил: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2, 38).

А если веры нет и нет покаяния в грехах прошлой жизни, разве можно через крещение очиститься от грехов и получить дары Святого Духа? Если мы верим апостолу Петру, вынуждены дать отрицательный ответ. Ведь дело не только в том, чтобы Бог простил наши грехи, надо, чтобы мы очистились от их духовных последствий.

Когда же человек принимает таинство крещения без покаяния и изменения своей жизни и без сознательной веры, то нередко грехи и искушения набрасываются на новокрещенного с удвоенной силой.

Второй этап – совершено таинство крещения. Человек вошел в семью Христову – Святую Православную Церковь. Войти – вошел, а вот строить новые духовно-родственные отношения с Иисусом Христом не начал и даже не пытается начать. Что хорошего из этого получится? Не обман ли Господа? Обещал любить и верить, а исполнять не собирается.

Тут мы часто слышим возмущенный хор голосов: «Ну как же, мы же ведь верим в существование Бога?» Ну и что? Бесы тоже верят в Его существование (Иак. 2, 19), однако, эта их вера нисколько не спасает ни от греха, ни от осуждения во всемирную помойку – геенну огненную. Вера – личная связь веры, как полного доверия Богу. Мы же говорим иногда: «Я верю в этого человека». Так ведь не о вере в существование этого человека идет речь.

Третий этап – воцерковление, то есть приобретения духовного опыта жизни внутри христианской общины – прихода.

Вот только при соблюдении этих духовных этапов в построении личных отношений с Богом к нам будет применимо обещание Иисуса Христа – быть с нами вместе всегда.

А как же быть нам сейчас, в нашу постсоветскую эпоху, когда абсолютное большинство людей хотят только формально стать христианами? Говорить с ними о Боге, о Его любви, о бессмертии. А для лучшего понимания истины веры брать примеры из земной жизни, в том числе примеры, как могут строиться взаимоотношения людей, и многие другие.

А можно ли крестить без подготовки, без покаяния и без веры? Крестить-то крестят, а где плоды крещения?

Как Христос отнесся к бесплодной смоковнице? Ведь и росла, и листьями была покрыта. А вот встретилась она на пути Христа, не нашел Он на ней никаких плодов, проклял ее и она тотчас засохла (Мф. 11, 12–20).

Во-первых, надо постараться убедить человека, чтобы он к Богу легкомысленно не относился. Во-вторых, помочь ему начать строить свои взаимоотношения со Спасителем. Пусть раза три почитает хотя бы Евангелие от Луки или от Марка, приложит усилия, чтобы понять Христа и Его любовь, постараться на нее ответить, увидеть свои грехи, глядя на Его образ. Чтобы могло созреть покаяние. Как минимум он должен выучить и осмыслить хотя бы молитву «Отче наш» и начать молиться своими словами за себя и за близких.

Думаю, что в большинстве случаев не стоит пытаться обучить этих людей элементарной догматике. Проповедь апостолов язычникам была христоцентрична. Такой она должна быть и сейчас на этапе начальной катехизации. Главное, чтобы со Христом стали складываться отношения доверия, веры и любви. Будет это, можно ожидать в будущем, хоть и не сразу, плодов крещения – обновления жизни.

Мне кажется, что это тот реальный минимум, когда можно человека подводить к таинствам крещения, покаяния и причащения. Но ведь тогда многие, кто хочет креститься, стать крестным или крестить своих детей, уйдут в другие храмы. Да, единократно пополнится касса других приходов. Но многие из тех, кто примет эти условия, сроднятся с вашим храмом. Кроме того, немало людей, пошедших по легкому пути, потом к вам и вернутся. Ведь больные предпочитают ходить к врачам, которые пытаются лечить, а не только выписывают больничные листы.

Как же быть? Будем спокойно уповать на всеосвящающую благодать Божию и магическое действие таинств? Но Церковь категорически отрицает всякую магию. Благодать Божия, конечно, всесильна, но Иисус Христос все-таки поручил Своей Церкви апостольскую миссию на все века, поэтому Православная Церковь и называется Апостольской. Да и сами апостолы почему-то свою жизнь отдавали за проповедь Евангелия?! Сидели бы дома и ждали, пока Бог за них все сделает!

Так может быть, обязать всех проводить катехизацию? А будет ли толк от катехизации, если она превратится в формально совершаемые мероприятия? До революции во всех учебных заведениях Закон Божий был обязательным предметом. Это не спасло страну от катастрофы революции и духовной деградации. Кроме того, старшее поколение пресыщено формально совершавшейся идеологической работой в нашей многострадальной стране. Вера без любви мертва, а любить нельзя заставить!

Что же делать? Думаю, надо всеми силами вести просветительскую работу и по возможности поощрять ее. Содействовать катехизации во всех формах, конечно же, и в подготовке к крещению. Издавать соответствующую современную литературу. Готовить на приходах не только священников, но и активных верующих к просветительской работе. А кандидатов к священству подготавливать надо в учебных заведениях не формально, как только исполнителей богослужебного ритуала, а как просветителей народа. И, самое главное, надо любить свое дело!

Загрузка...
Top