Строительство пешеходных дорожек. Технология устройства дорожек и площадок. Ведомственные строительные нормы

Практически в каждом саду имеются дорожки, которые не только украшают его, но и делают комфортным передвижение по саду.

Дизайн садовых дорожек должен соответствовать стилю сада, газонов, цветников и архитектуре дома.

Строительство садовых дорожек – занятие довольно простое в том случае, если соблюдать все основные этапы данного процесса и если правильно подобрать строительный материал.

Наиважнейшие этапы строительства дорожек садовых

Основными этапами в данном занятии является проектирование будущего объекта, подготовка для него ложа и подбор материала, необходимого для строительства.

В процессе проектирования необходимо разработать схему прокладки объекта на участке. При этом следует учитывать стиль, в котором выполнен сам участок. Так, к примеру, для сада, выполненного в классическом стиле, подойдут прямые дорожки, а их пересечения рекомендуется делать под прямым углом.

Если же сад выполнен в так называемом пейзажном стиле, то здесь уместно будут смотреться дорожки с изгибами, плавными пересечениями. Помимо этого при проектировании необходимо учитывать удобство пользования ими, привычки тех людей, которые будут по ним прогуливаться.

Необходимо подготовить ложе для будущей дорожки: снять грунт, утрамбовать, засыпать щебнем и песком.

После того как создание проекта подошло к концу, можно перейти к следующему этапу, а именно к подготовке ложа для будущей дорожки. Для этого следует разметить место для садовых дорожек и снять с данной территории грунт. Грунт необходимо вынимать на такую глубину, которой будет вполне достаточно для укладки основания объекта и для финишного слоя.

Строительство дорожек садовых выполняется с учетом того, что они должны выступать над грунтом сантиметра на 2-3. Дно полученного углубления следует хорошенько утрамбовать, а затем уложить слой щебня высотой сантиметров 10-15 и опять-таки все хорошенько утрамбовать. Если строится дорожка для подъезда автотранспорта, то слой щебня следует увеличить до 20-30 см. Сверху на данный слой необходимо насыпать песок слоем в 3-5 см и разровнять.

После этого можно смело приступать к финишному этапу , а именно к подбору отделочного материала и, конечно же, его укладке. Лучше всего использовать такой материал, который прекрасно впишется в общий стиль садового участка.

Кроме того, отделочный материал лучше приобретать высокого качества, твердый, надежный и морозостойкий. Затем следует выбрать метод укладки подобранного материала.

При применении метода укладки, в котором фигурирует смесь из песка и гравия либо заливка бетонным раствором, немаловажно учитывать все необходимые пропорции ингредиентов, для того чтобы не допустить разрушения в сезон заморозков. Перед тем как начать укладывать отделочный материал, следует установить бордюры. Они бывают бетонными либо из пластика.

Вернуться к оглавлению

Зачастую для декорирования садового участка применяют некоторые дизайнерские задумки.

К примеру, можно сделать различные разветвления садовых дорожек, идеально выровненные газоны или же газоны с высотными перепадами. По всему периметру объекта можно выполнить растительные бордюры, например, из земляники.

Шикарно смотрятся небольшие постройки, цветники вдоль садовых дорожек.

Зачастую дорожки украшают миксбордерами, которые представляют собой рабатки, обладающие довольно большой шириной и имеющие различные формы.

Подобные рабатки необходимо засаживать многолетними цветущими растениями, период цветения у которых протекает в различное время. Желательно, чтобы растения были разного размера.

Технология рабаток такова: на заднем плане следует посадить самые высокие растения, далее среднерослые и ближе – низкорослые и стелющиеся сорта. Если же высадить газон между миксбордером и , то на выходе получится шикарный садовый участок.

Как правило, при создании дорожек применяют пару направлений:

  1. Классическое, или регулярное.
  2. Пейзажное, или ландшафтное.

Дорожки, выполненные в ландшафтном стиле, основаны на натуральных видах природы, на сочетании в их планировке декоративных сортов растений и на применении естественных форм.

Классический же тип является архитектурным, т. е. он основан на сочетании формы и красок разнообразных декоративных растений, а также на получении высокохудожественного эффекта.

Данный стиль зачастую применяется для облагораживания территорий центральных парков, больших садов и скверов в городах.

Строительство дорожек садовых следует тщательно продумывать еще на стадии разработки проекта возведения дома, в этот же момент и нужно определиться с направлением, которое будет лежать в основе будущего строительства.

Это необходимо для того, чтобы удачно расположить сад, дворик; дорожки, которые будут соединять отдельно расположенные элементы садового участка, постройки и т. д.

Садовые дорожки не только являются очень удобным местом передвижения, но и украшением сада.

Вернуться к оглавлению

Мощеные садовые дорожки и укладка плитки тротуарной

Специально для подъездной дороги, как правило, строят мощеные садовые дорожки. Такие дорожки превосходно будут выглядеть и в случае, когда цоколь постройки выполнен из такого материала, как кирпич.

Тротуарную плитку укладывают на выровненные щебеночные, песчаные или бетонные основания, учитывая условия эксплуатации, которые и определяют схему укладки.

Мощеные садовые дорожки дополнят стиль садового участка. Дорожки можно мостить клинкером, или, как его иначе называют, дорожным кирпичом. Клинкер является материалом, обладающим шероховатой поверхностью, толщина его составляет всего 4 см.

Данный материал не входит в разряд недорогих, поэтому применяется для не очень часто. Наиболее популярным материалом является тротуарная плитка.

Толщина каждой плитки колеблется в пределе 4-10 см, а длина 10-28 см, ширина же 9-20 см. Специально для необходимо выбрать плитку толщиной в 6 см, а для подъездов – 8 см.

Сегодня производители предлагают материал самой разнообразной формы и оттенка, а так же материал, покрытый природной крошкой. Поэтому дорожку можно выкладывать из плиток как одного оттенка, так и различных цветовых гамм, делая причудливые узоры.

Для того чтобы уложить плитку, следует использовать смесь из цемента и песка. Порой применяют и щебень в том случае, когда необходимо сделать оформление автомобильной площадки.

При использовании щебня имеется риск того, что дорожка впоследствии просядет. Избежать данной неприятности поможет георешетка.

Но при использовании щебня имеется риск того, что дорожка впоследствии просядет. Избежать данной неприятности поможет георешетка. Ее высота может быть самой различной, и зависит она только от того, какая сила нагрузки предполагается на дорожку.

Георешетки выпускаются песочного, зеленого и черного оттенков. На слой гравия необходимо установить данную решетку и закрепить специально предназначенными для этого клиньями.

Сверху она присыпается слоем из щебня или же камня, а затем следует уложить слой геотекстиля. Последний слой нужен для того, чтобы избежать в дальнейшем вымывания песка. На геотекстиль уложите состав на основе цемента, а уже на него – плитку тротуарную.

Проектирование и создание дорожно-тропиночной сети является важной частью в процессе создания поместья. Дорожно-тропиночная сеть даёт Вам возможность добраться до каждого объекта Вашего поместья самым удобным и кратчайшим путём. Она образует некие путеводные нити, которые объединяют в единый ансамбль все функциональные зоны поместья и другие элементы ландшафтного дизайна, находящиеся на Вашем участке. Красивые и удобные дорожки позволяют достичь завершённости всего художественного облика Вашего поместья.

Проектирование дорожно-тропиночной сети осуществляется на этапе проектирования всего поместья. Большое значение имеет протяжённость дорожной сети. Анализируя различные проектные решения и исследуя садово-парковые территории, можно сделать вывод, что дорожная сеть и площадки занимают 10 – 15%, а иногда их протяжённость достигает 20% от всей занимаемой площади участка. Относительная протяжённость дорожек на 1 га составляет примерно 300 – 400 м.

Ширина дорожек и площадок различна в разных частях участка и зависит от их назначения. По функциональному назначению все дорожки можно подразделить на две большие группы: утилитарные и декоративные.

  1. Утилитарная группа дорожек.

К этой группе дорожек относятся все дорожки, которые соединяют все хозяйственные постройки и активно эксплуатируются в течение года. К этой группе также относятся все подъездные дороги и дорожки к площадкам для автотранспорта.

  1. Декоративные дорожки.

Данный тип дорожек используют, прежде всего, для украшения поместья. Они прокладываются для совершения прогулок, позволяющих Вам наслаждаться красотами поместья.

Классификация дорожек по функциональному назначению

В садово-парковом дизайне дороги, дорожки и аллеи в зависимости от их функционального назначения можно разделить на 6 классов.

I класс - главные дороги и аллеи. К этому классу относятся такие дороги и аллеи, по которым проходит основной поток посетителей объекта. Они используются в качестве основных маршрутов движения посетителей, и поэтому должны выдерживать большие нагрузки. Из этого следует, что они должны быть достаточно широкими и их конструкция должна быть очень прочной. Покрытие таких дорог и аллей должно быть прочным и декоративным. Для этих целей используются мало изнашиваемые материалы, такие как плиты, камни и др.

II класс - второстепенные дороги, дорожки и аллеи. Они соединяют различные узлы объекта и подводят посетителей к главным маршрутам движения по объекту, площадкам для спорта и отдыха, подводят к различным видовым точкам и другим элементам планировки объекта. Интенсивность движения пот таким дорогам, дорожкам и аллеям меньше, чем на главных. Эти дорожки уже, нежели главные, поэтому пропускная способность их также меньше. Покрытие таких дорог, дорожек и аллей может быть менее прочным, чем на главных, но не менее декоративным.

III класс - дополнительные дороги, дорожки, тропы. Дополнительные дороги, дорожки и тропы этого класса используют для соединения различных второстепенных объектов. Они играют роль переходов и подходов к различным сооружениям и цветникам, а также являются «ответвлениями» от главных и второстепенных дорог и дорожек. Интенсивность движения на дорогах, дорожках и тропинках данного класса ниже, чем на двух предыдущих. В этом классе можно использовать конструкцию и покрытия дорожек более упрощёнными.

IV класс - велосипедные прогулочные дороги и тропы. IV класс дорог и троп используется обычно в парках и лесопарках. Они располагаются на отдельных полосах главных дорог и аллей. Основной целью сооружения таких дорог и аллей являются прогулки, осмотр достопримечательностей, иногда используются для спортивных соревнований. Конструкция для велодорог должны быть прочными и устойчивыми.

V класс - дороги для конной езды, в экипажах, на санях, верхом. Дороги этого класса предназначаются для прогулок и осмотра достопримечательностей, для занятий конным спортом. Обычно они используются в больших парках, лесопарках и спорткомплексах. Дороги этого класса должны иметь специальные типы покрытий.

VI класс - хозяйственные дороги и проезды. Хозяйственные дороги и проезды предназначаются для движения специализированного автотранспорта, такого как поливомоечные машины, машины для перевозки материалов и оборудования для различных хозяйственных нужд и т.д. и т.п. Конструкции и покрытие для таких дорог делаются из прочных твёрдых материалов, позволяющие выдерживать большие нагрузки.

Мы рассмотрели классификацию дорог, дорожек и тропинок, применяемую в садово-парковом дизайне. Но все эти классы используются далеко не всегда. Все 6 классов можно встретить только на крупных по площади объектах. В небольших скверах, на дачных участках, в поместье обычно используются дороги, дорожки и тропинки, принадлежащие первым трём классам. На таких объектах по основным и второстепенным дорогам предполагается эпизодический проезд автотранспорта и средств малой механизации.

Основным связующим элементом поместья являются - главные дорожки. Их ширина должна быть не менее 1,2 метра. При определении ширины дорожки необходимо учитывать её назначение и исходя из этого, рассчитываем ширину дорожки. На главных дорожках необходимо учитывать возможность того, что при встрече двух человек они могли бы свободно разойтись, не причиняя неудобства друг другу.

Второстепенные дорожки могут быть уже главных дорожек. Опять же для определения ширины дорожки учитываем её назначение. Ширина дорожек должна быть не менее 0,5 – 0,7 метра.

Тропинки являются самыми узкими дорожками в вашем поместье. Ширина их предусматривает комфортное движение одного человека и составляет 0,5 – 0,7 метра.

Классификация дорожек по типу мощения

Классификация дорожек может быть не только по назначению, но и по типу мощения.

Дорожное покрытие является важным элементом при проектировании любой дорожки. При проектировании дорог необходимо учитывать конструкцию, прочность и долговечность их покрытия. В зависимости от назначения дорог и их дальнейшего использования выбираются материалы и технологии их укладки. По типу мощения все дорожки делятся на две группы:

1. Жёсткое покрытие – кирпич, монолитный бетон, натуральный камень, тротуарная плитка и т.д.;


2. Мягкое покрытие – гравий, галька, щебень, гранитный отсев (крошка) и т.д.


Мы рассмотрели классификацию дорог, дорожек и тропинок по их функциональному назначению, которое непосредственно влияет на выбор типа мощения. Создавайте красивые и удобные дорожки в Вашем поместье. Пусть они принесут Вам радость, удовольствие и комфорт. Удачи Вам. Если у вас возникли вопросы или вы хотите что-то обсудить, то обязательно оставьте свой комментарий.

1.1 Предложение по устройству пешеходной дорожки

Необходимость устройства пешеходной дорожки с твердым покрытием обусловлена тем, что жители микрорайона постоянно используют участок газона между школой и детским садом для прохода от Щелковского проезда к 3-ей Парковой улице, так же данная тропинка соединяет два жилых дома: №4 по Щелковскому проезду и дома №63 по ул. 3-я парковая, что приводит к вытаптыванию газона, выветриванию грунта, а так же застою атмосферных сточных вод во время осадков. (Приложение 2.)

Нормативным документом при составлении рекомендаций по устройству пешеходной дорожки являются Строительные нормы и правила СНиП III-10-75 от 1 июля 1976 г. «Благоустройство территорий», разработанные Гипрокоммунстроем Минжилкомхоза РСФСР с участием ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений Госгражданстроя, института «Союзспортпроект» спорткомитета СССР и Ростовского научно-исследовательского института Академии коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова и утвержденные постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 25 сентября 1975 г. № 158. Данные СНиП введены в действие 1 июля 1976 г. и являются действующим нормативом.

Так же при проектитровании дорожки были использованы технические рекомендации по конструкциям и технологии строительства дорог, тротуаров, площадок на территориях культурно-бытового назначения ТР 72-98, Москва – 1998, разработанные кандидатами технических наук В.М. Гольдиным, Л.В. Городецким, Р.И. Бега (лаборатория дорожного строительства НИИМосстроя) при участии ГУ "Мосстройлицензия". Они составлены на основе научно-исследовательских работ, выполненных лабораторией дорожного строительства НИИМосстроя, а также опыта, накопленного дорожно-строительными организациями Москвы и других городов России. Рекомендации разработаны впервые и в основном предназначены для строительства в районах нового жилищного строительства, хотя с успехом могут быть использованы и для центральных районов города при капитальном ремонте сооружений соцкультбыта. Рекомендации согласованы с институтом "Мосинжпроект" и трестом "Гордорстрой" и разработаны с учетом действующих нормативных документов и альбома СК 6101-97 "Дорожные конструкции для г. Москвы. Типовые конструкции"

Технология строительства дорог, площадок включает несколько этапов: возведение земляного полотна; устройство дренажа, устройство дренирующего песчаного слоя; установку бортового камня; устройство основания; устройство покрытия. (Рис. 1)

I этап. «Рытье дорожного корыта»

· Возведение земляного полотна не требуется, так как дорожка предназначена для пешеходных целей.

· Ширина корыта соответствует ширине проектируемой дорожки.

· Для производства земляных работ следует использовать экскаваторы с ковшом емкостью от 0,25 м 3 до 1,0 м 3 , бульдозеры, автогрейдеры, скрепера. (Табл. 1)

Табл. 2.1.Машины для уплотнения грунтов

Марка машины Тип катков Масса, т Глубина уплотнения (в плотном теле), м
связный грунт несвязный грунт
ДУ-31А (Д-627) Самоходный, на пневматических шинах, статический 16 0,20 0,25
ДУ-29 (Д-624) 30 0,30 0,35
Самоходный, комбинированный, с вибрационным вальцом 10-11 0,40 0,60
А-8 Прицепной вибрационный 9 0,30 0,50

Расчет объема выемки грунта для строительства корыта дорожки

L – длина предполагаемой дорожки, L = 90 м

D – ширина дорожки, D = 750 мм

H – глубина корыта, Н = 250 мм

V – объем грунта, подлежащего выемке, м³

V = 90*0.25*0.75= 16,875м³

Изъятый грунт подлежит сбору и вывозу на территорию специализированного полигона захоронения строительных отходов.

II этап. «Устройство щебеночного основания»

· Траншеи под дренаж следует отрывать до наступления заморозков.

· Для верхних слоев щебеночных оснований и покрытий под проезды, тротуары, пешеходные дорожки и площадки следует применять щебень фракций 40-70 мм.

Таблица 2.2.Зерновой состав щебеночных смесей

Тип смеси Содержание в смеси частиц, % массы, проходящих через сито с размером отверстий, мм
70 40 20 10 5 0,63 не менее 0,05
Крупнозернистая, I 80-100 40-50 20-30 15-25 12-20 5-10 0-3
То же, II 85-100 60-70 40-50 30-40 20-30 5-15 0-5
Среднезернистая, I - 85-100 40-50 20-30 15-25 7-10 1-5
То же, II - - 85-100 60-70 40-50 15-20 2-5

· Щебень и гравий в слое следует уплотнять за три раза. В первую укатку должна быть достигнута обжимка россыпи и обеспечено устойчивое положение щебня или гравия. Во вторую укатку должна быть достигнута жесткость основания или покрытия за счет взаимозаклинивания фракций. В третью укатку должно быть достигнуто образование плотной коры в верхней части слоя путем расклинивания поверхности мелкими фракциями. Признаками окончания уплотнения во второй и третий периоды служат отсутствие подвижности щебня или гравия, прекращение образования волны перед катком, отсутствие следа от катка, а также раздавливание отдельных щебенок или зерен гравия вальцами катка, но не вдавливание их в верхний слой.

Таблица 2.3.Характеристики катков и режимы уплотнения щебеночных смесей и укатываемых бетонных смесей

Модель, тип, марка Основные конструктивные особенности Масса, т Щебеночные смеси Укатываемые бетонные смеси
толщина уплотняемого слоя, м жесткость бетонной смеси толщина уплотняемого слоя, м число проходов по одному следу
ДУ-476-1 Самоходные статические гладковальцевые 6 0,10 10 90-120 0,15 12-14
ДУ-63-1 10 0,14 10 90-120 0,15 12-14
ДУ-73-1 5-5,5 0,10 10 90-120 0,15 12-14
ДУ-54М Самоходные вибрационные гладковальцевые 1,5-2,2 0,10 10 90-120 0,15 12-14
ДУ-47Б 6 0,20 10 90-120 0,25 6-8
ДУ-73 5-5,5 0,15 10 90-120 0,25 6-8
ДУ-63 8-10 0,20 10 90-120 0,30 6-8
ДУ-74 8-9 0,20 10 90-120 0,30 6-8
ДУ-65 Самоходные пневмоколесные на спецшасси 10-12 0,15 10 100-110 0,15 6-8
ДУ-58Н Самоходные комбинированного действия 16 0,30 10 90-120 0,30 6-8
ДУ-64 8,5-9,5 0,20 10 90-120 0,25 6-8

· При устройстве гравийных оснований и покрытий наибольшая толщина уплотняемого слоя гравия (в плотном состоянии) не должна превышать 15 см. Гравий следует поливать перед распределением по земляному полотну из расчета 30 л воды на 1 м 3 неуплотненного гравия. Уплотнение гравия должно производиться вначале легкими катками без полива, а затем тяжелыми, с поливом малыми дозами из расчета до 60 л/м 3 неуплотненного гравия. После укатки гравийное основание (покрытие) должно поливаться в течение 10-12 дней из расчета 2,5 л/м 3 неуплотненного гравия.

Расчет необходимого при строительстве объема гравия и щебня

H щ – толщина гравийного покрытия, H щ = 150мм

V щ – объем гравия, м³

V щ = H щ *L*D

V щ = 0,15*90*0,75 = 10,125 м³

III этап. «Устройство подстилающего слоя из песка»

· К устройству подстилающего слоя из песка приступают после приемки земляного полотна дороги и оформления соответствующего акта. Подлежат проверке в обязательном порядке соответствие фактических отметок профилей проектным и степень уплотнения грунта.

· Коэффициент фильтрации песка для подстилающего слоя должен быть не менее 3 м/сутки. Песок доставляется к месту строительства автомобилями-самосвалами и выгружается непосредственно в корыто дороги. Разравнивание песка производится бульдозерами или автогрейдерами по способу "от себя" с соблюдением проектных уклонов.

· Катки для уплотнения песка выбирают в зависимости от вида песка и толщины уплотняемого слоя в соответствии с табл. 1.1

· Уплотненный подстилающий слой из песка должен иметь проектную толщину, отклонение от проекта не должно превышать ±1 см, а коэффициент уплотнения должен быть не менее 0,98. Наибольший просвет под рейкой не должен превышать 1 см. Продольные и поперечные уклоны должны соответствовать проекту.

Расчет необходимого объема песка для подстилающего слоя.

H п – толщина подстилающего слоя из песка, H п = 100 мм

V п – объем песка, необходимый для создания подстилающего слоя, м³


V п = H п *L*D

V п = 0.1*90*0.75 = 6.75 м³

IV. Укладка твердого покрытия

Так как для твердого покрытия пешеходных дорожек проектировщиками микрорайона была выбрана декоративная бетонная плитка квадратной формы, в своем проекте пешеходной дорожки мы так же будем использовать эту плитку. Для покрытий тротуаров применяют в соответствии с Приложением 1. ГОСТа 17608-91 следующие плиты: квадратные (К), модель 4К.5 или 4К.7

Сборные бетонные и железобетонные плитки тротуаров и пешеходных дорожек, не рассчитанные на воздействие 8-тонной осевой нагрузки от транспортных средств, следует укладывать на песчаное основание при ширине дорожек и тротуаров до 2 м. Песчаное основание должно иметь боковой упор из грунта и быть уплотнено до плотности при коэффициенте не ниже 0,98; иметь толщину не менее 3 см и обеспечивать полное прилегание плиток при их укладке. Наличие просветов основания при проверке его шаблоном или контрольной рейкой не допускается.

Плотное прилегание плиток к основанию достигается осадкой их при укладке и погружении плитки в песок основания до 2 мм. Швы между плитками должны быть не более 15 мм, вертикальные смещения в швах между плитками должны быть не более 2 мм.

Расчет количества тротуарных плиток

n – количество плиток в 1 м², n = 7,16, шт.

N – общее количество необходимых плиток, шт.

N = 90*0.75*7.16 = 483.3 (484) шт.


Наименование работ Ед. изм. ИТОГО Стоимость на ед. изм., руб Объем материала на единицу измерения
материал (м3 или м2) Объем
Дорожки пешеходные из бетонной плитки
м2 1
бетонная плитка тротуарная (7см) 1 400,00 м2 1,00
щебень (15 см) 360,00 м3 0,15
песок (10 см) 87,20 м3 0,1
работы по выкопке корыта (без погрузки и утилизации грунта) 135,00 м3 0,45
ИТОГО для 1м² 1982,20
ИТОГО для 67м² 133 798,50

Проект пешеходной дорожки длиной 90м и шириной 0.75м с покрытием из бетонных квадратных плит имеет сметную стоимость 133 798 руб. 50 коп.


При устройстве садово-парковых дорожек и площадок с различными типами покрытий соблюдается ряд общестроительных норм и правил. Сначала вся дорожно-тропиночная сеть с площадками выносится в натуру в соответствии с проектом и разбивочным чертежом планировки по общепринятым приемам с применением геодезических инструментов и приборов (рис.31, 32). Выносятся трассы основных дорог по их осям с привязкой- к основным базисным линиям по разбивочному чертежу. Затем проверяются продольные уклоны в соответствии с проектом вертикальной планировки, и закрепляются в натуре точки пересечений дорожек, поворотов и радиусов закруглений, а также переломов рельефа. В дальнейшем проводится комплекс земляных работ по вырезке "корыта" и планировке полотна дорожки в соответствии с требуемыми уклонами. После подготовки дорожного полотна и корыта для площадок вновь необходимо проверить продольные уклоны поверхности. Затем отбиваются границы сооружений, размечаются в натуре колышками и натягиваемым шпагатом. Важным моментом является создание поперечного профиля дорог. Поперечный профиль небольших дорожек создается вручную с помощью специально вырезанного шаблона из толстой фанеры с заданным профилем. На больших дорогах и аллеях профиль создается с помощью автогрейдера или бульдозера с профильным ножом на отвале. Поперечному двухскатному профилю конструкции придается соответствующий уклон. Например, при уклоне поверхности 2 %о подъем грунта на 1 м поверхности участка дороги составит 2 см. Все микрорельефные изменения на поверхности полотна выравниваются, строительный мусор выбирается или может быть частично использован при устройстве основания. Поверхность полотгй уплотняется моторными катками с проходом от края к середине 5-6 раз по одному следу. Перед уплотнением полотно орошается водой с пропиткой слоя на 5...6 см. Грунтовая поверхность полотна дороги или площадки считается готовой и хорошо укатанной, если тонкие круглые предметы - гвозди, проволока и др. - вытаскиваются из грунта без нарушения его целостности.

После подготовки полотна дорог и площадок проводятся работы по устройству основания и покрытия.

Дорожки и площадки с покрытием из бетонных плиток

Конструкции дорожек и площадок с покрытием из плит могут быть:

Усовершенствованными;

Упрощенными.

К усовершенствованным конструкциям относятся прочные конструкции, включающие

следующие элементы:

Выровненное и утрамбованное основание, слой щебня, толщ. в 5 см - фракции 2...3 см;

Выравнивающий слой из каменных высевок - фракции 0,5... 1 см;

Сухая смесь из цемента, песка, гранитных высевок - фракции до 0,5 см, - толщиной до 2 см или жидкий цементный раствор - цементная стяжка;

Плитка, распределяемая по поверхности смеси или раствора.

К упрощенным конструкциям относят покрытия из плит, укладываемых на слой песка - "песчаную подушку", - толщиной в 6... 10 см. Раскладка плит, сам рисунок покрытия определяются проектировщиком и изображаются на рабочих чертежах проекта. Приемы раскладки могут быть весьма разнообразны и зависят от композиционного решения территории. Плитки можно укладывать с расшивкой швов, которые заполняются мелкими бетонными блоками, В ряде случаев швы заполняются растительной землей и засеваются семенами газонных трав, получается своеобразное «газонно-плиточное» покрытие. При устройстве садово-парковых дорожек и площадок из плиток учитывают класс и тип сооружений Основание делается из щебня или чистого песка (см. выше). По подготовленному полотну главных аллей выстилается слой щебня, который планируется по уклонам, укатывается катками. По укатанному основанию выстилается слой тощего бетона или це-ментно-песчаной смеси, и по этому слою укладываются плитки (рис. 34). При укладке плиток вручную нижняя сторона плитки смачивается водой и накладывается на поверхность бетона, затем осторожно приводится в нужное положение рукояткой молотка. Поверхность уложенных плит проверяется специальным шаблоном. Особое внимание уделяется заделке швов. Как правило, они заливаются раствором цемента или засыпаются цементно-песчаной смесью. Остатки раствора и смеси необходимо немедленно удалить с поверхности плиток. Плитки небольших размеров укладываются вручную, крупные плиты весом более 50 кг укладываются с помощью специальных приспособлений и механизмов - "захватов". При устройстве второстепенных дорожек по газону плитки укладываются на песчаную подушку толщиной в 10... 15 см. Плитка втапливается в песок на 2/3 её толщины и "осаждается" деревянным молотком-киянкой. Швы между плитками засыпаются растительной землей и засеваются семенами газонных трав. Вертикальное смещение плиток не должно превышать 1,5 см; осадка плиток производится трамбованием через наложенную доску. Песчаное основание должно иметь боковые упоры из земляной плотно утрамбованной бровки или садового бетонного поребрика. Необходимо обеспечить плотное прилегание плиток при укладке к бровке и друг к другу. Плитки, как правило, укладываются на 2 см выше прилегающей поверхности газона (или вровень с ним).

Современный сад трудно представить без организующих пространство элементов – дорожек и подъездных путей. А разнообразные материалы позволяют их использовать не только в утилитарных целях, но и как яркий декоративный элемент

Современный сад трудно представить без организующих пространство элементов - дорожек и подъездных путей. А разнообразные материалы позволяют их использовать не только в утилитарных целях, но и как яркий декоративный элемент.

В принципе, процесс создания садовых дорожек - дело несложное и многие владельцы садов с азартом приступают к этой работе самостоятельно или легко нанимают первого встречного «специалиста». Но на самом деле это очень тщательная работа, требующая и знаний, и опыта, и даже специальных инструментов - как минимум трамбовки и болгарки. Дорожки должны служить саду не один год, они как артерии связывают функциональные участки сада, открывают обзор на самые яркие декоративные элементы, позволяют безопасно и удобно передвигаться по участку в любую погоду.

Современный дизайн сада предполагает не только устройство дорожек, но и открытых площадок. Это могут быть традиционные патио, примыкающие к дому, отдельные площадки для отдыха, размещения переносной садовой мебели, скамеек, игровые и детские площадки, для постоянного или кратковременного размещения автотранспорта. В зависимости от назначения и дизайнерской мысли они имеют свои особенности строительства и мощения. Однако, как и в случае дорожек, строительство площадок требует соблюдения общих строительных правил, а их эксплуатация должна соответствовать технике безопасности.

Что нужно знать о дорожках и площадках в саду

Оптимальная ширина для садовой дорожки - не менее 0,8 м, а для подъездной дороги - 3 м. Дорога, которая объединяет подъездную дорожку и пешеходную, должна иметь ширину не менее 4,5 м. Размеры площадок зависят от их назначения.

Дорожки и подъездные пути должны быть несколько выше уровня почвы и иметь небольшой уклон, чтобы был естественный сток дождевой и талой воды. При этом уклон в длину составляет 2-5%, тогда как в ширину он может быть всего 1-2%.

При выборе материала для покрытия площадок, дорожек и подъездных путей следует учитывать его прочность, морозостойкость и долговечность. Какой вы будете использовать материал для покрытия дорожек и площадок, также зависит от стиля сада, декоративного оформления жилого дома и малых архитектурных форм, размещенных на участке. Сегодня на рынке представлено большое количество самых разнообразных материалов, к тому же многие фирмы предлагают и выполнение индивидуального заказа, например, тротуарной плитки необычного цвета да еще с вмонтированными светильниками.

Очень важно при сооружении дорожек и подъездных путей использовать систему линейного водоотвода. Это позволит избежать образования луж и, как следствие быстрого разрушения дорожек. Системы линейного водоотвода могут состоять из различных по размеру и прочностным характеристикам стоков, решеток и специальных элементов, часто очень декоративных.

Для качественного устройства дорожек и продления срока их службы сегодня используют такие материалы, как геотекстиль, пластиковые геосетки, которые укладывают под слоем щебня, чтобы не позволять ему сдвигаться. Геосетки важно использовать и при устройстве дорожек на склонах. А вот для устройства подъездных дорог лучше использовать газонные пластиковые решетки. У них верхние края снабжены зубчиками, благодаря чему колеса автомобиля имеют лучшее сцепление с покрытием и не проскальзывают. Соединяются в нужный размер решетки с помощью самозащелкивающихся крючков.

Строительство дорожек и площадок

Работы по прокладке дорожек делятся на три этапа. Первый - проектирование. Как именно будут пролегать по участку дорожки, зависит от выбора стиля вашего сада. Так, для сада в регулярном стиле дорожки должны быть прямыми, пересекаться под прямым углом. Для пейзажного стиля характерны дорожки с плавными изгибами. При планировании дорожек важно учитывать и то, каким путем привыкли домочадцы добираться до того или иного садового объекта.

Второй этап - подготовка ложа для дорожек. Разметив дорожки, сначала снимают плодородный грунт и переносят его на отдельную площадку для дальнейшего использования в саду. Затем вынимают остальной грунт на глубину, необходимую для того, чтобы уместились основание и завершающий слой. При этом следует учитывать, что покрытие дорожек должно возвышаться над грунтом на 2-3 см. Дно земляного корыта тщательно утрамбовывают. Кстати, не пытайтесь трамбовать гумусный слой - это бесполезная трата времени и сил.

Основание дорожки состоит из несущего слоя и подсыпки. На хорошо утрамбованное дно укладывают 10-15-сантиметровый слой щебня или гравия (для подъездной дороги этот слой должен быть 20-30 см). Гравий тщательно утрамбовывается, затем подсыпается 3-5-сантиметровый слой песка и тщательно выравнивается.

Третий этап - выбор отделочного материала. Он также зависит от стилевого направления сада, дизайна жилого дома и других строений на участке. Отделочный материал должен быть качественным, прочным, морозостойким и безопасным для передвижения в дождливую погоду и зимой. Низкокачественный и неморозостойкий материал очень быстро приводит к разрушению дорожек и площадок.

Теперь остается только выбрать путь укладки отделочного материала. Это может быть как укладка на сухую смесь по гравийно-песчаному основанию, так и заливка основания бетоном и в дальнейшем декорирование отделочными материалами. Некачественный цемент и нарушения в подготовке раствора, а также строительство дорожек в период ночных заморозков, приводит к быстрому разрушению дорожек и площадок.

До укладки отделочного материала устанавливаются бордюры, которые с помощью бетона. Для грунтовых дорожек используют простые пластиковые бордюры. Укладка отделочных материалов производится по соответствующим им технологиям.

При строительстве площадок часто используется устройство как заглубленных контейнеров для растений, так и приподнятых клумб. Вопрос этот решается еще на стадии проектирования, чтобы затем не портить подготовленное основание для мощения. Наиболее важно тщательно рассчитать строительство площадок с комбинированным мощением, т. е. когда используются при декорировании два или три вида материалов.

Грунтовые дорожки

В саду природного стиля вполне естественно будут смотреться грунтовые дорожки и тропинки (по ширине тропинки могут быть до 60 см). Они дешевы и легки в исполнении. Однако такие дорожки менее прочны и более трудоемки в уходе, особенно если их поверхность декорируется щепой, песком или кирпичной крошкой.

Если на участке долго стоят лужи, то перед прокладкой грунтовых дорожек следует провести дренаж местности. Из ложа будущих дорожек убирают плодородный слой, утрамбовывают основание и насыпают 10-сантиметровый слой гравия. Его тщательно утрамбовывают и только после этого насыпают 15-сантиметровый слой почвы, который также тщательно утрамбовывают.

Для более прочного земляного покрытия берут смесь глины (30%) и песка (70%). Ось дороги должна находиться на уровне окружающей почвы, а ее поперечное сечение должно иметь форму дуги. Такая выпуклость позволит естественно стекать дождевым и талым водам.

После того как покрытие сформировано, грунтовые дорожки можно декорировать тонким слоем крупного песка, кирпичной или каменной крошки и еще раз утрамбовать. Такие дорожки также можно выстилать декоративной щепой или дробленой корой. Это, кстати, не только красиво, но и предохраняет дорожки от зарастания сорняками, а ходить по ним очень приятно, особенно босяком.

Грунтовые площадки чаще всего используются в садах природного стиля под кострища, детские игровые комплексы, для спортивных занятий. Для детских площадок можно использовать покрытие грунта песком или декоративной щепой.

Настилы из дерева

Дорожки из дерева (декоративные настилы из досок, круглых спилов и т. д.) очень хорошо сочетаются с английскими миксбордерами и типичными для средней полосы растениями. Они теплы на ощупь и естественны в саду. Однако в дождливую погоду дерево становится скользким. К тому же, быстро загнивает. Против гниения дерево пропитывают специальными средствами.

Под такие настилы важно правильно подготовить хорошо дренированную отсыпку. Для этого используют 10-15-сантиметровый слой гравия и 5-сантиметровый слой крупного песка. При установке бордюров следует учитывать, что дерево разбухает, поэтому нужно оставлять щели. Мощение спилами предполагает также отсыпку промежутков каменной крошкой или мелким гравием.

Для бордюров, ограждающих деревянные дорожки, используют как бетон, специальный бордюрный камень, так и стильные ограждения из ошкуренных и обработанных от гниения чурбаков, напиленных из толстых веток или тонких деревьев, ивовое плетение.

Площадки для отдыха, выстеленные деревом, важно сделать безопасными в дождливую погоду. Часто их делают приподнятыми над уровнем почвы. Тогда используются сваи, а в самом покрытии делают щели для естественного стока воды. Дерево обрабатывается средствами защиты, его можно покрасить текстурными красками и покрыть палубным влагостойким лаком.

Мощение дорожек и площадок камнем

Каменные элементы дорожек чаще всего укладывают на подсыпку или бетон. Выбор укладки во многом зависит от величины элементов. Например, плиты из гранита или базальта лучше укладывать на бетон, а тонкие плитки из песчаника - на гравийно-песчаную подушку.

Оригинальные дорожки и площадки получаются из тесаного камня, который имеет форму, близкую к шестиграннику или прямоугольному параллелепипеду (например, в виде брусчатки). В одной партии могут быть плиты различного оттенка, поэтому укладка потребует художественного вкуса. Гранитные плиты, как правило, имеют сероватые, красные или желтые оттенки, базальтовые - черные. При покупке обращайте внимание на размер плит, который обозначается через дробь. Например, размер плит 12/16 означает, что стороны плит имеют длину 12 и 16 см.

Более правильной формы нарезают каменные плиты. Они бывают из гранита, известняка или песчаника. Толщина таких плит - от 6 до 15 см, размер стороны колеблется от 10 до 100 см.

Особый колорит саду придает покрытие из гальки. Только сразу нужно определиться, что галькой лучше покрывать подъездную дорогу или узкие тропинки, ведь ходить по ней не очень-то привычно. Для дорожного покрытия у нас используют гальку с плоской и ровной поверхностью, при необходимости проводят дополнительное обтесывание. Кроме того, гальку часто используют при оформлении площадок, как дополнительный материал.

Мощение клинкером

Стильный сад, предполагающий большую историю, можно создать за считанные годы. В таком саду элементом старины могут послужить изысканные дорожки из клинкера. Согласитесь, что легко можно представить на вымощенной клинкерным кирпичом подъездной дороге какой-нибудь раритетный автомобиль или даже конный фаэтон.

Для сада используют специальный клинкерный дорожный кирпич или брусчатку с противоскользящими насечками. Материал этот очень долговечный, ведь глина обживается при температуре до 1300° С до полного спекания. Структура клинкерного кирпича плотная, без включений и пустот, что обеспечивает материалу высокие эксплуатационные качества.

Укладывают клинкер на слой песка или очень мелкую каменную крошку. Клинкерные элементы для дорожек имеют размеры 200x100x45 мм, 200x100x52 мм, 240x59x52 мм либо 60x59x52 мм. Для подъездных дорог клинкер лучше укладывать торчком, создавая слой толщиной 10 или 5,9 см. Между клинкерами оставляют зазоры в 3 мм, которые заполняют крупным песком или мелкой каменной крошкой. С помощью клинкерной брусчатки из неоднородно прокрашенного материала можно создать красивые площадки, выкладывая самые разные узоры.

При выборе клинкера следует обращать внимание на прочность, морозостойкость, устойчивость к жирам, растворителям и бензину.

Мощение дорожек и площадок бетонной плиткой

Кроме унылого серого бетонного покрытия сегодня на рынке представлено множество декоративных изделий на основе это материала. Начиная от бетонной плитки разнообразных цветов, с поверхностью часто имитирующей натуральный камень.

Лицевая сторона такой плитки может быть покрыта натуральной крошкой, а благодаря специальной обработке она немного неровная и шершавая, что увеличивает ее безопасность во время дождя и зимой. Как правило, такая плитка имеет толщину 4-10 см, ширину 9-20 см и длину 10-28 см. Для дорожек достаточно толщины в 6 см. Бетонная плитка может иметь не только прямоугольную или квадратную форму, но и фигурную.

Более популярны тротуарные плиты. Они имеют квадратную или прямоугольную форму со сторонами длиной 20-50 см и 35-100 см и толщиной 4-8 см. Чаще всего они имеют однотонную окраску, но встречаются и плиты серые в массе с вкраплениями цветной крошки.

Сторонники природного стиля предпочитают мостить дорожки ажурными плитками. Они также могут быть разного цвета, размера и формы. Эта бетонная конструкция передает нагрузки непосредственно на более глубокие слои грунта, разгружая тем самым поверхность почвы, которая заполняет свободные промежутки и засевается травой. Таким образом, получаются ажурный ковер из бетона и газонной травы. Увы, по таким дорожкам трудно ходить босиком или на высоких каблуках. Зато подобное покрытие великолепно подходит для подъездных дорог.

Все чаще в оформлении дорожек используется штампованный бетон. Его поверхность может имитировать каменную брусчатку, плиты песчаника, речной камень, кирпичи и даже доски. Для повышения прочности, такой бетон укреплен полипропиленовыми волокнами. Однако следует помнить, что такое покрытие дорожек отличается глянцевой, слишком скользкой поверхностью и невысокой морозостойкостью.

Еще больше полезной информации из мира недвижимости на нашем

Загрузка...
Top