Страницы истории. Завершение процесса централизации во второй половине ХV в. и его особенности

Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что образование единого централизованного Русского государства является закономерным и очень важным этапом в истории нашей страны. Оно было подготовлено длительным общественно-экономическим и политическим развитием Руси.

Несмотря на огромные разрушения хозяйства и культуры, причиненные татаро-монголами, с конца XIII — начала XIV вв. стало восстанавливаться сельское хозяйство, отстраивались разрушенные и строились новые города, оживлялась торговля. Постепенно в течение XIV — первой половины XV вв. стали складываться условия для объединения русских земель.

Еще при Иване Калите началось усиление Московского княжества. Оно продолжалось при его преемниках. Крупную роль в этом процессе сыграла Куликовская битва (1380 г.).

Однако политические процессы на Руси в XIV — первой половине XV вв. развивались противоречиво. Еще не прекратился процесс феодального дробления. Централизация происходила, главным образом, в рамках отдельных наиболее крупных русских княжеств при одновременном обострении борьбы между ними.

Образование единого государства относится ко второй половине XV — первой половине XVI вв., хотя некоторые предпосылки для этого стали складываться и раньше. XV — XVI вв. являются крупной вехой в истории всей Европы — как Западной, так и Восточной, периодом значительного подъем а экономики и культуры, политической централизации и роста классовой борьбы, образования сильных централизованных государств.

Вместе с тем образование централизованных государств проявлялось в разных странах по-разному, в специфических условиях. В Западной Европе в это время начиналось разложение феодальных и развитие капиталистических отношений. На Руси образование единого государства происходило еще в условиях господства феодального строя.

Но и здесь этот период ознаменовался значительным ростом производительных сил, усилением общественного разделения труда, ростом товарно-денежных отношений и экономических связей как между городом и деревней, так и между отдельными районами. Политическая раздробленность Руси становилась тормозом дальнейшего развития производительных сил.

Цель работы – изучение процесс формирования централизованного российского государства.

Предпосылки образования централизованного российского государства

Параллельно с объединением русских земель, созданием духовной основы национального государства, шел процесс укрепления русской государственности, формирование централизованного российского государства. Предпосылки этого процесса были заложены в период татаро-монгольского ига.

Исследователи отмечают, что вассальная зависимость русских земель от Золотой Орды в определенной мере способствовала укреплению русской государственности. В этот период внутри страны возрастает объем и авторитет княжеской власти, княжеский аппарат подминает под себя институты народного самоуправления, и вече — древнейший орган народовластия постепенно исчезает из практики на всей территории исторического ядра будущего российского государства

В период татаро-монгольского ига были уничтожены городские вольности и привилегии. Отток денег в Золотую Орду препятствовал появлению «третьего сословия», опоры городской самостоятельности в странах Западной Европы.

Значительные изменения происходили в основной сфере производства — сельском хозяйстве. Земледелие становилось более производительным. Более оживленный характер приобретала торговля хлебом и другими, продуктами сельского хозяйства. На местах (в том числе в крестьянских селах) появились богатые скупщики хлеба и других продуктов. Наиболее крупные из них вели торговые операции не только в пределах волости, но и в более обширных районах. Крупным потребителем привозного хлеба, мяса и других продуктов была Москва с ее 100-тысячным населением. Большие торговые операции хлебом и другими продуктами вели некоторые монастыри, особенно Троице-Сергиевский и Соловецкий.

Важным показателем усиления общественного разделения труда в XV—XVI вв. являлось развитие ремесленного производства. Промыслы и ремесла развивались как в деревце, так и особенно в городе. В таких крупнейших городах, как Москва, Новгород, насчитывались тысячи ремесленных дворов; по сравнению с Древней Русью в несколько раз выросло количество ремесленных специальностей. При этом часть ремесленников порывала связи с сельским хозяйством, начинала работать специально на рынок.

Развитие ремесленного производства и торговли приводило к росту числа городов и усилению их роли в жизни страны. Примерно за столетие, к середине XVI в., число городов выросло более чем в два раза. В конце XV—первой половине XVI вв. на местах быстро росли рядки, торжки, слободы, превращавшиеся постепенно в города.

В русских городах конца XV—середины XVI вв. проживало едва ли более 2—3% населения, но многие города становились центрами экономических связей района, административными и культурными центрами, превращались объективно в опорные пункты объединения государства, хотя в отличие от Западной Европы они не стали главной силой этого процесса.

Таким образом, главными объективными предпосылками образования единого Русского государства явились экономическое развитие, экономическое сближение русских земель. Однако этот процесс до середины XVI в. был еще далек от завершения и развивался медленнее, чем в ряде стран Западной Европы (Англия, Голландия, Франция и др.).

Более медленное развитие производства и товарно-денежных отношений на Руси обусловлено, прежде всего, татаро-монгольским игом, разрушившим и надолго затормозившим развитие производительных сил. Большой помехой нормальному хозяйственному развитию южных районов Руси были постоянные набеги крымских татар, продолжавшиеся и в XV—

XVI вв., которые разоряли все на своем пути и отвлекали на себя значительные силы Русского государства.

Сказывалось влияние и других факторов. В то время как в Западной Европе в XV—XVI вв. интенсивно разрушалась крестьянская община, на Руси она еще сохраняла свою замкнутость, что также сдерживало развитие товарно-денежных отношений. Страны Западной Европы находились и в более благоприятных для развития производства природно-климатических условиях, обладали более удобными морскими и иными путями сообщения. Русь же с ее огромными пространствами и суровыми зимами была отрезана от морей, сухопутные дороги тянулись тончайшими ниточками, реки на полгода покрывались льдом. Это создавало дополнительные трудности для развития производства и торговли.

Следствием экономического развития Руси на данном этапе являлось не разложение, а укрепление феодального строя, известная перестройка форм феодального хозяйства и эксплуатации крестьян. Повышалась ценность земли и рабочих рук. Росла потребность в земле, особенно со стороны служилого дворянства. Великие князья начали широко раздавать служилым людям чернотяглые, государственные земли. Но этот фонд не мог расходоваться бесконечно, так как сокращалось «государево тягло» и доходы казны. Усиливалась борьба за землю и за рабочие руки внутри класса феодалов. Увеличивалась барская запашка за счет сокращения крестьянских земель. Если до XV в. преобладающей формой была натуральная рента (натуральные оброки), то с конца XV—XVI вв. широкое распространение начала получать и рента отработочная — барщина. В Западной Европе она в это время уже исчезала.

Наряду с барщинной системой стала развиваться и денежная рента, особенно в северо-восточных районах Руси. Росли размеры барщины и денежных оброков.

Все это приводило к усилению интенсивности феодальной эксплуатации крестьян и процесса их закрепощения, что в свою очередь

сопровождалось обострением классовых противоречий и классовой борьбы. Классовый протест крестьян и городских низов принимал различные формы. Это были и открытые выступления горожан и крестьян (ряд городских восстаний 1547—1550 гг., многочисленные нападения крестьян на владения феодалов, поджоги и др.), и бегство крестьян и горожан на окраины государства (в это время стало складываться донское казачество), и многочисленные случаи самовольной запашки крестьянами земель феодалов, монастырей, порубки лесов и т. п., и усиление идеологической борьбы, принимавшей форму ересей (появление сект иосифлян и нестяжателей в конце XV—начале XVI вв.). Для подавления классового протеста низов, обеспечения эксплуатации крестьян в новых условиях класс феодалов нуждался в сильном едином государстве.

Образование Русского централизованного государства по времени совпало в основном с образованием великорусской народности (начало ее образования относится к XIV — XV вв.). Образование великорусской народности на базе экономической, культурной, языковой, территориальной общности ускорило рост национального самосознания, способствовало объединению русских земель. В свою очередь единое государство способствовало созданию политической общности и формированию великорусской народности.

Таковы внутренние социально-экономические и политические предпосылки образования Русского единого государства.

Важную роль в этом процессе сыграло внешнеполитическое положение Руси. Ни одно крупное государство Западной Европы ко времени централизации не находилось в таких неблагоприятных внешних условиях, как Русь, над которой двести с лишним лет тяготело татаро-монгольское иго и которая еще в течение веков должна была обеспечивать свою безопасность от постоянных массовых набегов крымских татар и угрозы таких в то время крупных и сильных стран, как Швеция, Турция и др.

Все это приводило к тяжелым разрушениям хозяйства, к гибели тысяч и тысяч людей, к отвлечению огромных сил и средств на борьбу с внешними врагами, веками давило на сознание русских людей. Необходимость освобождения от татаро-монгольского ига и обороны от постоянной угрозы нашествий других иноземных завоевателей ускоряла образование единого Русского государства.

Совокупность всех этих причин сложилась и отчетливо проявилась ко второй половине XV в. Сложились к этому времени и силы, способные обеспечить объединение Руси.

В Западной Европе решающей силой образования централизованных государств служил союз королевской власти и городов при поддержке мелкого рыцарства. На Руси растущие города нередко тоже объединялись вокруг великокняжеской власти в борьбе за объединение. Жители ряда городов (Твери, Новгорода и др.) своим активным участием способствовали присоединению земель к Москве. Но о прочном и постоянном союзе городов с великим князем едва ли можно говорить. На Руси XV в. в отличие от Западной Европы горожане еще не стали «более необходимы обществу, чем феодальное дворянство». Главной политической силой в создании Русского единого, а затем и централизованного государства стало растущее феодальное дворянство в союзе с великокняжеской властью при поддержке городов. За сильное единое государство стояли и некоторые бояре, интересы которых были тесно связаны с великим московским князем. Русская церковь в целом также нуждалась в сильной государственной власти для обеспечения своих привилегий. Однако она вступала и в борьбу с княжеской властью, когда это затрагивало земельные и другие интересы церкви и монастырей.

В центре всего экономического и политического процесса объединения Руси стояли крестьяне и городские посадские люди. Их трудом создавались

экономические условия для объединения. Многовековой ратный труд, подвиги и жертвы народа привели к свержению татаро-монгольского ига. Народные массы стояли за ликвидацию междоусобиц, за сильное государство, способное отстоять независимость страны.

На пути процесса объединения надо было не только свергнуть иноземное иго, но и преодолеть сопротивление значительных внутренних сил великих и удельных князей, боярской верхушки. Эти элементы были сильны не численностью, а своим экономическим и политическим могуществом, влиянием на различные связанные с ними группы населения, силой вековых традиций и привычек.

Центром объединения русских земель стало наиболее развитое и сильное Московское княжество, возглавившее все русские земли в борьбе против татаро-монголов.

Процесс формирования централизованного российского государства

Уже во времена правления Ивана III в русском государстве складывается система авторитарной власти, имевшая значительные элементы восточных деспотий. «Государь всея Руси» обладал объемом власти и авторитетом, неизмеримо большим, чем у европейских монархов. Все население страны — от высшего боярства до последнего смерда — были подданными царя, его холопами. Отношения подданства ввела в закон Белозерская уставная грамота 1488 года. По этой грамоте все сословия были уравнены перед лицом государственной власти .

Экономической основой подданнических отношений явилось преобладание государственной собственности на землю. В России, отмечал В.О.Ключевский, царь являлся своего рода вотчинником. Вся страна для него — это собственность, с которой он действует как полноправный хозяин.

Количество князей, бояр и других вотчинников постоянно сокращалось: Иван IV свел их удельный вес в экономических взаимоотношениях в стране до минимума. Решающий удар по частной собственности на землю был нанесен институтом опричнины. С экономической точки зрения опричнина характеризовалась выделением в особый государев удел значительных территорий на западе, севере и юге страны. Эти территории были объявлены личными владениями царя. А это значит, что все частные собственники в опричных землях должны были или признать верховные права царя или подлежали ликвидации, а их собственность конфисковалась. Большие вотчины князей, бояр делились на мелкие поместные и раздавались дворянам за государеву службу в наследственное владение, но не в собственность. Таким образом уничтожалась власть удельных князей и бояр, укреплялось положение служилых помещиков — дворян под неограниченной властью царя-самодержца.

Политика опричнины проводилась с крайней жестокостью. Выселения, конфискация собственности сопровождалось кровавым террором, обвинениями в заговоре против царя. Наиболее сильные погромы были произведены в Новгороде, Твери, Пскове. Недаром слова «опричнина» и «опричник» стали нарицательными и употреблялись как образное выражение грубого произвола.

В результате опричнины общество подчинилось неограниченной власти единоличного правителя — Московского царя. Главной социальной опорой власти стало служилое дворянство. Боярская дума еще сохранялась как дань традиции, но стала более управляемой. Ликвидированы экономически независимые от власти собственники, которые могли послужить основой формирования гражданского общества.

Помимо государственной собственности в Московском царстве была довольно широко распространена корпоративная, то есть коллективная собственность. Коллективными собственниками были церковь и монастыри. Коллективной собственностью на землю и угодья обладали свободные

крестьяне-общинники (черносошные). Таким образом, в русском государстве практически отсутствовал институт частной собственности, который в Западной Европе послужил основой принципа разделения властей, создания системы парламентаризма.

Тем не менее, российскую государственность нельзя в полной мере относить к восточному деспотизму. В ней в течение длительного времени функционировали такие органы общественного представительства как Боярская Дума, земское самоуправление и Земские соборы.

Боярская Дума как совещательный орган управления существовала еще в Киевской Руси. Тогда она не являлась частью государственного аппарата. С образованием единого централизованного государства Боярская Дума превращается в высший государственный орган страны. В состав Боярской Думы помимо государя входили бывшие удельные князья и их бояре. В ее руках практически сосредоточиваются наиболее важные властные функции. Боярская Дума является законодательным органом государства. Без ее «приговоров» законодательные акты не могли вступать в силу. Ей принадлежала законотворческая инициатива в принятии новых «уставов», налогов и знаменитых Судебников (1497,1550 гг.), являвшихся сводами юридических норм и законов, действовавших на всей территории единого государства. Одновременно Боярская дума была и высшим исполнительным органом. Она осуществляла общее руководство приказами, надзирала за местным управлением, принимала решения по вопросам организации армии и земельным делам. С 1530-1540 гг. Боярская Дума становится государственным бюрократическим учреждением .

С середины XVI века из Боярской Думы выделилась так называемая «Ближняя дума», а при Иване Грозном — «Избранная рада» (1547-1560 гг.), состоявшая из узкого круга приближенных царя, таких, как священник Благовещенского собора в Кремле Сильвестр, царский постельничий А.Адашев и другие, решавших экстренные и тайные вопросы. Кроме думских дьяков в чиновный аппарат Иван Грозный ввел думских дворян.

Решения «Избранной рады» шли от имени царя и проводились в жизнь думскими чинами, среди которых все больше было его любимцев и родственников.

Однако с годами Боярская Дума постепенно становится консервативным органом, который противится начинаниям государя. Иван Грозный оттесняет ее от законодательной и исполнительной власти. Значение Боярской Думы ненадолго возрастет после его смерти, но к концу XVII в. она перестанет отвечать насущным потребностям управления государством и будет отменена.

В период складывания единого российского государства шел процесс формирования центральных органов исполнительной власти. Уже в начале XVI в. в структуре государственного управления важное место занимают приказы. Во главе приказа обычно стоял боярин. Непосредственно исполнительную деятельность проводили дьяки и подьячие, вербовавшиеся из среды служилого дворянства. Приказы — это органы отраслевого управления. Они создавались по разным поводам, выполняли многие функции, иногда носили временный характер. Всеми финансами государства ведала казна. Но в определенное время приказ казны занимается также курированием южного направления внешней политики. Казенный приказ ведал общегосударственными учреждениями; земский — осуществлял полицейские функции; ямской (почтовый) — отвечал за бесперебойные связи Москвы с внутренними районами страны; разбойный -занимался разбором уголовных дел; разрядный — ведал комплектованием армии, он же заведовал постройкой крепостей и пограничными городами; поместный — заведовал государственными землями и т.д.

Существовало множество мелких приказов (конюшенный, аптекарский и т.п.) и целая сеть финансовых приказов.

Развитие артиллерии в период Ливонской войны привело к образованию пушкарского приказа, который ведал производством пушек, снарядов и пороха.

После взятия Казани и Астрахани был организован приказ Казанского дворца — ведомство территориального управления. Еще в конце XV в. возникла Оружейная палата — арсенал русского государства. Более четверти века заведовал ею талантливый дипломат и тонкий знаток искусства Б.И.Хитрово.

Именно на приказы Иван Грозный и его правительство возложили обязанности проведения в жизнь крупных преобразований в середине XVI в. Окончательное оформление приказов как учреждений произошло в конце XVI в., когда для каждого из них были установлены определенный штат, бюджет и на территории Кремля построены специальные здания.

К середине XVII в. общее число приказов достигло 53 со штатом 3,5 тысячи человек. При крупных приказах создавались специальные школы для подготовки квалифицированных кадров государственных чиновников. Однако довольно рано проявились основные недостатки приказной системы управления: отсутствие четкой регламентации и распределения обязанностей между отдельными учреждениями; волокита, казнокрадство, коррупция и т.п.

В административном отношении основная территория Русского государства делилась на уезды, а уезд — на волости и станы. Уездами назывались административные округа, состоявшие из городов с приписанными к нему землями. Между волостью и станом не было существенного различия: стан та же сельская волость, но обычно непосредственно подведомственная городской администрации. Новгородская земля вместо уездов делилась на пятины, а пятины — на погосты. Псковская же земля подразделялась на губы. Новгородские погосты и псковские губы примерно соответствовали московским волостям.

Общее управление на местах было сосредоточено у наместников и волостелей. Наместники управляли городами и подгородными станами; волостель управлял волостями. Власть наместников и волостелей распространялась на различные стороны местной жизни: они являлись судьями, правителями, сборщиками доходов князей, за исключением доходов

сугубо дворцового происхождения и дани; сверх того, наместники были военными начальниками города и уезда. Наместниками великого князя являлись бояре, а волостелями — служилые люди, как правило, из среды детей боярских. И те и другие по старому обычаю содержались, или, как тогда говорили «кормились», за счет населения. Первоначально «кормления» (то есть поборы в пользу наместников и волостелей) ничем не ограничивались. Позднее в целях централизации местного управления и увеличения доходов государства были установлены нормы «кормления», а также определены точные размеры судебных и торговых пошлин, собираемых наместниками и волостелями в свою пользу .

Все делопроизводство в местном управлении, как и центральном, было сосредоточено в руках дьяков и подьячих, которых также содержало местное население.

Кроме общего управления, осуществляемого наместниками и волостелями, на местах существовала еще система дворцового, вотчинного управления, ведавшего Княжескими землями и дворцами, а также выполнением таких общеобязательных дворцовых повинностей («княжего дела»), как обязательное участие местного населения в уборке, молотьбе и перевозке княжеского хлеба, кормление княжеского коня и кошение для него сена, строительство княжеского двора, мельницы, участие в княжеской охоте и т.д.

На рубеже XV-XVI вв. в городах появились так называемые городские приказчики — своего рода военные коменданты, назначаемые великим князем из числа местных дворян. Городские приказчики ведали строительством и ремонтом городских укреплений, дорог и мостов, обеспечением перевозок военного провианта, производством пороха, хранением боеприпасов, оружия и продовольствия для войска. В задачу городовых приказчиков входило также проведение уездного сбора городского и крестьянского ополчений.

Для создания единообразной системы управления и суда на всей территории государства в 1497 г. был издан Судебник — первый свод действующих законов, нечто среднее между уголовным кодексом и конституцией. Общая тенденция к централизации страны и государственного аппарата повлекли за собой издание нового Судебника 1550 г. В Судебнике 1550 г. впервые в России закон был провозглашен единственным источником права. Он ликвидировал судебные привилегии удельных князей и усилил роль государственных судебных органов. В Судебнике впервые было введено наказание за взяточничество. Население страны обязывалось нести тяглу — комплекс натуральных и денежных повинностей. Московский рубль стал основной платежной единицей в государстве. Устанавливался порядок подачи жалоб на наместников, что обеспечивало контроль над ними со стороны поместного дворянства. Право сбора торговых пошлин переходило в руки государства. Проводилась коренная реформа управления.

В 1555-1556 гг. ликвидировалась система кормлений. Всем волостям и городам было предоставлено право переходить к новому порядку самоуправления, по которому волости и города должны были вносит в государеву казну особый оброк — «кормный откуп». Власть наместников полностью заменялась властью выборных земских органов. Последние возглавлялись губными и земскими старостами, которые занимались разбором уголовных дел, раскладкой податей, ведали городским хозяйством, разверсткой земли, то есть основными нуждами посадских и уездных людей. Черносошные крестьяне, посадские, служилые люди, словом «земщина» выбирали «целовальников» — присяжных заседателей, целовавших крест, давая присягу на честный суд.

Помимо системы местного самоуправления влиятельным институтом демократии в России XVI-XVII веков были земские соборы. Земские соборы созывались по инициативе государя для обсуждения важнейших проблем внутренней и внешней политики. Первый Земский собор был созван 27 февраля 1549 года как собрание «всякого чина людей в Московском

государстве» или «великая земская дума» для обсуждения вопроса как строить местное самоуправление и где взять деньги на ведение войны против Литвы. В его состав входили члены Боярской Думы, деятели церкви, воеводы и дети боярские, представители дворянства, люди посадские. Официальных документов, определяющих принципы отбора участников собора не было. Чаще всего высшие слои государственной иерархии входили туда по должности, а низшие по определенным квотам избирались на местных собраниях. Юридических прав Земские соборы не имели. Однако их авторитет закреплял важнейшие государственные решения.

Эпоха Земских соборов продлилась свыше века (1549-1653 гг.). За это время их созывали несколько десятков раз. Наиболее известные: в 1550 г. по поводу нового Судебника; в 1566 г. во время Ливонской войны; в 1613 г. — наиболее многолюдный (свыше 700 человек) для избрания на российский престол Михаила Романова; в 1648 г. обсуждался вопрос о создании комиссии по составлению Соборного Уложения и, наконец, в 1653 г. последний Земский собор принял решение о воссоединении Малороссии с Московским царством (Украины с Россией).

Земские соборы являлись не только орудием укрепления самодержавия, но они способствовали формированию национально-государственного сознания русских людей.

Во второй половине XVII в. деятельность Земских соборов, равно как и земщины, постепенно угасает. Окончательный удар нанес Петр I: в период правления великого реформатора в империи бюрократия вытеснила земщину.

Процесс формирования крепостного права и его роль в российской государственности

Важным элементом российской государственности, сближающим ее с восточной цивилизацией, является институт крепостного права.

Процесс формирования крепостного права был длительным.

Оно порождено феодальным общественным строем и являлось его главнейшим атрибутом. В эпоху политической раздробленности не было общего закона, определявшего положение крестьян и их обязанности. Еще в XV в. крестьяне свободно могли оставлять землю, на которой они жили и переходить к другому землевладельцу, уплатив прежнему хозяину долги и особую пошлину за пользование двором и земельным наделом — пожилое. Но уже в то время князья стали издавать грамоты в пользу землевладельцев, ограничивая крестьянский выход, то есть право сельских жителей «переходить из волости в волость, из села в село» одним сроком в году — неделей до Юрьева дня (26 ноября по ст.ст.) и неделей после него.

Хотя прямого указа о введении крепостного права нет, факт его установления письменно подтверждает правило Юрьева дня в Судебнике 1497г. Условием перехода была уплата пожилого — компенсация землевладельцу за потерю рабочих рук. Старожилы-крестьяне (не менее 4-х лет прожившие у землевладельца) и новоприходцы платили по-разному. Пожилое составляло большую, но не одинаковую сумму в лесной и степной зонах. Приблизительно надо было отдать не менее 15 пудов меду, стадо домашних животных или 200 пудов ржи.

Судебник 1550 г. увеличивал размер «пожилого» и установил дополнительную пошлину «за повоз», которая уплачивалась в случае отказа крестьянина выполнять обязанности привезти с поля урожай землевладельца. Судебник подробно определил положение холопов. Феодал теперь отвечал за преступления своих крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина .

Иван Грозный установил режим «заповедных лет», а указ царя Федора от 1597 г. вводил 5-летний сыск беглых крестьян. Б.Годунов то отменял, то вновь вводил систему «заповедных и урочных лет». В. Шуйский увеличил

«урочные лета» до 10, а затем 15 лет, кроме этого была разрешена продажа крестьян без земли.

Соборное Уложение (1649 г.) вводит бессрочный срок для розыска и возврата беглых и насильно вывезенных крестьян и наказания их укрывателям. Так завершился процесс юридического оформления крепостного права в России.

Крепостное право возникло и развивалось одновременно с феодализмом и было неотделимо от него. Именно в крепостном праве реализовалась возможность владельцев средств производства получать с непосредственных производителей феодальную ренту в ее самых разнообразных формах. До середины XVI в. преобладал. оброк натуральный, реже денежный, а затем приоритет получила барщина.

В России крестьяне делились на дворцовых (царских), вотчинных, поместных, церковных и государственных. Особенностью феодализма на Руси стало развитие «государственного феодализма», при котором само государство выступало собственником. В XVI-XVII вв. характерными чертами процесса дальнейшей эволюции феодализма стало усиленное развитие государственной поместной системы, особенно в районах севера и на окраинах страны.

В центре и на юге России наметилась тенденция усиления крепостнических отношений, проявившаяся в дальнейшем прикреплении крестьян к земле и праве феодала отчуждать крестьян без земли, а также крайнем ограничении гражданской дееспособности крестьян. Трехдольные крестьянские наделы в первой половине XVI в. составляли 8 десятин. Постоянно росли размеры оброка и барщины.

Показателем глубокого обострения социальных противоречий, вызванного усилением крепостничества, явились массовые народные выступления в XVI в.: крестьянское восстание (1606-1607 гг.) под руководством И.Болотникова, городские восстания, крестьянская война под предводительством С.Разина (1670-1671 гг.) и др.

XVI-XVII вв. в истории России были переломным временем, когда окончательно определилось развитие феодализма по пути усиления крепостничества и самодержавия.

Заключение

Процесс образования централизованного Русского государства раньше всего выразился в объединении всех русских великих и удельных княжеств и земель, всей русской территории в одно целое — Московское великое княжество. К концу XV в. были ликвидированы собственные московские уделы, к Москве были присоединены Новгород, Тверь, Ярославль, Ростов и Вятка; в начале XVI в.— Псков, Рязанское княжество и Смоленск (отвоеван у Литвы в 1514 г.). Процесс объединения собственно русских земель, создания территории централизованного государства был к этому времени в основном закончен. Наряду с русскими землями в состав государства до середины XVI в. вошли карелы, коми, ханты, манси, мещера, мордва, удмурты и др. Русское единое государство сразу складывалось как многонациональное, Русь превращалась в Россию. Территория Русского государства выросла с начала княжения Ивана III (1462 г.) к середине XVI в. в восемь раз, почти до 3 млн. кв. км; значительно выросла численность населения — по разным сведениям до шести — девяти миллионов человек к середине XVI в.

Само присоединение земель к Москве еще с XIV в. осуществлялось разными способами—с помощью денег и хитрости Ивана Калиты, браков, между различными ветвями княжеских династий. Но во многих случаях присоединение крупных княжеств в XV—XVI вв. требовало серьезных военных усилий Москвы.

Объединенные земли становились частью единого государства; ликвидировалась удельная система; вассальные отношения независимой местной княжеско-боярской знати превращались в отношения подчинения великому князю и обязательной государственной службы. Вместо деления Руси на княжества, земли, уделы стала складываться общегосударственная административно-территориальная система деления на уезды и волости. Порядки феодальной раздробленности были ликвидированы не сразу и не полностью. Уделы в Московском княжестве имели братья Ивана III, после

его смерти его сыновья также получили удельные владения. Живые следы прежней автономии, особенности в управлении сохранялись до XVII в., писал В. И. Ленин. Но эти остатки былого уже не определяли характер государства.

Важнейшей составной частью процесса образования единого государства являлись централизация всего государственного аппарата, а также создание единого общерусского законодательства, единой системы права.

Образование сильного, одного из самых больших государств того времени не только помогло русскому народу и другим народам нашей страны сбросить ненавистное татаро-монгольское иго и сохранить в последующем независимость от других завоевателей, но и сыграло большую роль в развитии производительных сил, материальной и духовной культуры. Оно сопровождалось значительным изменением соотношения общественных сил, положения классов, государственного механизма.

Список использованной литературы:

  1. История государства и права СССР / Под ред. Калинина Г. С. – М.: Юридическая литература, 1972.
  2. Карамзин Н.М. История Государства Российского. – М.: Классик, 1998.
  3. Орлов А.С., Сивохина Т.А. История России. – М.: Проспект,1999.
  4. Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. – Ставрополь: Кавказский край, 1993.
  5. Радугин А.А. История России. – М.: Центр, 1998.

К концу XV в. сложились условия для перехода объединительного процесса в завершающую стадию - формирования единого Российского государства. Социально-эко­номическое развитие на протяжении XIV -XV вв. привело к значительному усилению феодального землевладения и хозяйства. Масса населения оказалась в различных формах зависимости от светских и духовных феодалов, а также от княжеской власти. Под ее гнетом исчезли остатки городского самоуправления на территории междуречья Оки и Волги. Торговля обогащала в основном феодалов. Денежные средства горожан изымались князьями для уплаты тяжелой дани в Орду. Экономические связи между отдельными землями были еще слаборазвитыми и охватывали незначительную часть населения. Немногие крупные города развивались главным образом как центры местной экономической и политической жизни.

Большое влияние на развитие объединительного процесса оказала внешняя опасность. Одержав победы над своими соперниками и достигнув значительных успехов в борьбе с Золотой Ордой, московские великие князья в XV в. выступили в качестве главной политической силы на Руси. К этому времени они располагали обширными, плотно заселенными владениями и опирались как на выросшие материальные средства, так и на поддержку различных социальных слоев. Светские и. духовные феодалы были заинтересованы в усилении великокняжеской власти постольку, поскольку она могла способствовать укреплению их власти над крестьянами. При этом различные группировки феодалов неодинаково относились к перспективе укрепления московской великокняжеской власти. Новгородское боярство и духовенство, например, стремились сохранить государственную и церковную самостоятельность в своей земле. Аналогичным было положение в Пскове и в некоторых других землях. Московское боярство поддерживало идею объединения всех русских земель под властью Москвы, но сопротивлялось усилению личной власти великого князя. Сепаратистские тенденции особенно сильно проявлялись в политике удельных князей.

Прослойка служилых людей - условных феодальных держателей - только еще формировалась. Однако этот процесс заметно активизировался по мере присоединения к Москве новых территорий и перехода во владение московских князей значительного фонда земель. Служилые люди были более всего заинтересованы в сильной государственной власти.

Торгово-ремесленным элементам города деревни также нужно было установление сильной единой власти на территории страны, поскольку она обеспечивала необходимые для развития торговли и ремесла прекращение междоусобных войн и внешнюю безопасность.

Народные массы - крестьяне, ремесленники, промысловые люди - надеялись получить в лице великокняжеской власти «справедливую» власть, надежную защиту от притеснений и произвола со стороны местных правителей и их администраций, а также защиту от нападения внешних врагов.

Завершающий этап объединительного процесса занял примерно 50 лет - время великого княжения Ивана III Васильевича (1462-1505) и первые годы княжения его преемника - Василия III Ивановича (1505-1533). Самым крупным препятствием на пути этого процесса было существование сильной и самостоятельной Новгородской феодальной республики. Боярская олигархия стремилась сохранить свою власть неразделенной и поэтому упорно сопротивлялась натиску со стороны Москвы. После реформы посадничьего управления вся власть в городе фактически перешла к боярам и вечевой строй потерял былое значение. В результате масса новгородцев утратила интерес к. сохранению независимости города и стала все более ориентироваться на противника новгородских бояр - московского великого князя.

В 70-х годах XV в. часть новгородской знати во главе с Борецкими взяла курс на отход Новгорода под защиту великого князя литовского. В ответ на эти действия Иван III в 1471 г. предпринял поход против Новгорода. Под началом Москвы собрались войска со всех подвластных ей земель. Поход принял характер общерусского ополчения против отступников к «латинству», как интерпретировали этот поход московские летописцы. В решающем сражении на реке Шелони масса новгородцев сражалась неохотно, а полк новгородского архиепископа и вовсе простоял весь бой на месте. Новгородцы потерпели поражение.

В 1478 г. Новгородская республика была ликвидирована, вечевой колокол снят и увезен в Москву. Однако сила традиций новгородской вольности была настолько значительна, что московской великокняжеской власти, чтобы не утратить доверия среди разных слоев новгородского населения, пришлось пойти на некоторые уступки. Иван III обещал не «выводить» (т.е. не ссылать) никого в другие земли, не вмешиваться в дела о земельных вотчинах, сохранить местные судебные обычаи, не привлекать новгородцев к несению военной службы в «Низовской земле». Во внешних сношениях дипломатические сношения со Швецией велись через новгородских наместников. Новгородская земля входила, таким образом, в Российское государство со следами прежней автономии.

Следует отметить, что военное противостояние все же не являлось определяющим в объединительном процессе. Большая часть территорий входила в состав государства без такого рода эксцессов. Кроме того, историки прослеживают некоторое «почтение», оказываемое Москвой по отношению к местной элите. «Уложение Ивана III, устанавливающее для тверских феодалов запрет продавать земли «мимо» своих городов, объективно способствовало сохранению тверских земель во владении местных родов» .

В 1480 г. было свергнуто монголо-татарское иго. Золотая Орда распадалась. Ахмед-хан, властитель так называемой Большой Орды, заключив союз с польско-литовским королем Казимиром IV, вторгся в русскую землю, чтобы снова заставить московского великого князя платить дань, выплата которой была прекращена Иваном III уже несколько лет до этого. В этой ситуации Иван III проявил незаурядное политическое мастерство-«побил одних татар при помощи других». Он заключил союз с противником Ахмед-хана - крымским ханом Менгли-Гиреем, который вторгся во владения Казимира IV и тем самым не дал ему выступить на помощь Ахмед-хану. Попытка Ахмед-хана форсировать реку Угру в ноябре 1480 г. оказалась неудачной. Не дождавшись помощи от Казимира и опасаясь надвигавшейся зимы, Ахмед-хан увел свое войско обратно. «Стоянием на Угре» собственно и закончилось более чем двухвековое иноземное иго. Однако остались еще вышедшие из Золотой Орды опасные соседи - Крымское, Казанское, Астраханское ханства, борьба с которыми продолжалась длительное время.

В 1485 г. Тверь после вялого сопротивления сдалась московскому войску. Вятская земля была присоединена в 1489 г. С вхождением северных владений Новгорода и Вятской земли в состав Российского государства вошли и нерусские народы Севера и Северо-востока.

В 1494 г. между Российским государством и Великим княжеством Литовским был заключен мир, по которому Литва согласилась вернуть России земли в верховьях Оки и город Вязьму. Непосредственно после к Москве отошли верхнее течение Оки, земли до берегам Десны с ее притоками, часть нижнего течения реки Сожа и верхнего течения Днепра, города Чернигов, Брянск, Рыльск, Путивль - всего 25 городов и 70 волостей. Попытка великого князя литовского и польского короля Сигизмунда объединить силы Польши, Литвы, Ливонии, Казанского и Крымского ханств для борьбы против уси­лившегося Московского великого княжества успеха не имела. После еще одной неудачной войны с Россией в 1507-1508 гг. литовское правительство заключило «вечный мир» с Россией (1508), признав ее права на земли, отошедшие от Литвы.

В 1483-1485 гг. произошли крупные волнения смердов в Пскове. Московская великокняжеская власть использовала их, чтобы склонить на свою сторону массу псковского населения и ослабить позиции знати. Иван III приказал освободить аресто­ванных смердов. Автор одной из псковских летописей, отражавшей настроения местной знати, видел причину падения независимости Пскова в том, что псковичи «не умеюшу своего дому строити, а градом наряжати», что погубило Псков «у вечьи кричание», в результате чего настала власть московских наместников. В 1510 г. Псковская республика прекратила свое существование.

В 1514 г. в результате третьей подряд войны с Литвой в состав Московского великого княжества вошел старинный русский город Смоленск, население которого открыло ворота Московским войскам. Смоленску Василий III дал жалованную грамоту, сохранявшую элементы самостоятельности в суде и администрации. Наконец, в 1521 г. перестало существовать давно уже находившееся в фактическом подчинении Москвы Рязанское княжество. Объединение русских земель было в основном завершено.

В результате образовалась огромная держава, самая большая в Европе. В рамках этого государства была объединена русская (великорусская) народность. С другой стороны, Российское государство с самого начала формировалось как многонациональное. С конца XV в. стал употребляться термин «Россия»

Можно отметить три главные особенности формирования русской государственности. Это, во-первых, боевой строй государства. Московское государство, по сути, вело перманентную войну на два фронта. Вторую особенность составлял тягловый, неправовой характер внутреннего управления и общественного состава. Сословия различались не правами, а повинностями, между ними распределенными. Каждый обязан был или оборонять государство, или работать на государство, то есть кормить тех, кто его обороняет. Были командиры, солдаты и ра­ботники, не было граждан, т. е. гражданин превратился в солдата и работника, чтобы под руководством командира оборонять отечество или на него работать. Третьей особенностью московского государственного порядка была неограниченная верховная власть с неопределенным пространством действия. Именно эти особенности и определили историческое развитие державы на последующие столетия.

Во второй четверти ХV в. процесс объединения принял более напряженный и противоречивый характер. Здесь борьба за лидерство происходила уже не между отдельными княжествами, а внутри московского княжеского дома. При этом, за столкновением Василия II (1425-1462) со своим дядей Юрием Дмитриевичем Галицким (вторым сыном Дмитрия Донского), скрывалось противостояние традиционного принципа наследования (от брата к брату), присущего переходному обществу эпохи Древней Руси, с новым семейным (от отца к сыну), идущим из Византии и укрепляющим великокняжескую власть.
В годы малолетства Василий II находился под покровительством своего деда Витовта, что вынудило в 1428 г. Юрия признать 13-летнего племянника "братом старейшим" и великим князем. Но после смерти литовского князя талантливый полководец Юрий изгнал в 1433 г. Василия II из Москвы. Не получив поддержки московского боярства, которое стало "отъезжать" к Василию II в выделенную ему в качестве удела Коломну, Юрий вынужден был оставить город. Уже в 1434 г. под Галичем войска великого князя вновь будут разбиты, а князь Юрий во второй раз займет Московский престол.
Вскоре он умер, а борьбу за великое княжение продолжил его старший сын - Василий Косой (1434-1436). Младшие сыновья Юрия, Дмитрий Шемяка и Дмитрий Красный, зная властный характер своего брата, признали Василия II "братом старейшим", а значит- законным наследником престола. В братоубийственной войне использовались средства, соответствующие духу этого жестокого века. Так, Василий II, добившись победы и захватив в плен Василия Косого, приказал его ослепить.
До 1445 г. продолжалась мирная передышка, которая, правда, не распространялась на внешнеполитическую сферу, т.к. распадавшаяся Орда усилила давление на Русь. Летом 1445 г. Василий II терпит поражение от основателя Казанского ханства Улу-Мухаммеда и попадает в плен. Его отпускают за огромный выкуп, вся тяжесть которого падает на мирное население. Воспользовавшись недовольством москвичей, Дмитрий Шемяка в феврале 1446 г. совершает переворот. Захватив московский престол, он ослепил Василия 11 (отсюда произошло его прозвище " Темный ") и сослал его в Углич. Но повторилась ситуация 1433 г., - московское боярство стало "отъезжать" из столицы, что и позволило Василию II, получившему к тому же поддержку церкви и Тверского князя в 1447 г. в очередной раз вернуть себе престол. Война продолжалась до тех пор, пока Дмитрий, скрывшийся в Новгороде, не был там отравлен людьми Василия II в 1453 г.
(3 этап не так много, суть: Иван III захватил Ярославское княжество, Новгородское княжество, дозахватил Ростовское) Таким образом, основное содержание третьего этапа заключалось в присоединении к Московскому княжеству остальных территорий Северо-Восточной Руси. Если Ивану III при восшествии на престол досталась территория в 430 тыс. км 2 ., то его внуку Ивану IV в 1533 г. в 6 раз больше.


В 1480 г. хан Ахмат решил заставить Русь выплатить дань, поступление которой прекратилось, вероятно, в сер. 70-х гг. Для этого он собрал огромное войско и, заключив военный союз с литовским князем Казимиром, двинулся к юго-западным рубежам Руси.
Иван III после некоторых колебаний приступил к решительным действиям и закрыл дорогу татарам, встав на берегу р. Угры - притоке Оки. Попытки хана переправиться через Угру были решительно отбиты русскими войсками. Не дождавшись помощи со стороны Казимира, действия которого были нейтрализованы набегом на Литву войск крымского хана Менгли-Гирея - союзника Ивана III и внутренними междоусобицами, а также опасаясь ранних холодов, Ахмат отступил.

Власть великого князя неуклонно крепла, что проявлялось в распространении служебно-подданнических отношений между князем и всеми слоями общества, включая и высшие. В их основе лежали не договорные отношения, а жесткое подчинение и покорность воле великого князя.

Самовластие князя было ограничено традиционными органами управления и нормами права. Сохранялась Боярская дума, своими корнями уходящая в ту эпоху, когда князь "думал" со своими старшими дружинниками о делах "земли". Она выполняла совещательные функции и действовала по формуле: " Государь указал и бояре приговорили ".

Огромную роль в управлении страной играла Казна - главное государево хранилище, а, кроме того, государственная канцелярия, занимающаяся еще и внешнеполитическими вопросами. В Казне формируется штат дьяков - государственных чиновников.

В 1497 г. был принят Судебник - первый свод законов единого государства. Он разграничивал компетенцию великокняжеского и боярского судов, определял нормы наказания за те или иные преступления. Кроме того, он вводил общее для всех земель правило, регулирующее выход крестьян от своего феодала. В Юрьев день (День Св. Георгия) осенний (а точнее, за неделю до 26 ноября и неделю после) крестьянин мог перейтина другие земли, выплатив своему прежнему хозяину т.н. "пожилое" - плату за прожитые годы.

Завершение процесса формирования Русского централизованного государстваПлан
1. Политика Ивана III по собиранию русских
земель
2. Формирование основ централизованного
государства при Иване III.
3. Правление Василия III.
Задание: в ходе лекции зафиксировать
новые термины

Иван III (1462-1505)

Задачи правления
Объединение
русских земель
Освобождение от
ордынской
зависимости
Создание основ
централизованного
государства

Причины обострения отношений Новгорода с Москвой

с 60-х гг. XIV в. обострился вопрос о
«княжщинах» (княжеских доходах с
Новгородской земли)
спорные территории
вмешательство в дела Новгорода других
государств (Литвы, Польши)
поддержка новгородцами политических
противников московского князя

1456 г. – поражение новгородцев под Старой Руссой от войск Василия II Темного февраль 1456 г. - Яжелбицкий мир – мирный договор между новгородца

1456 г. – поражение новгородцев под Старой Руссой от войск
Василия II Темного
февраль 1456 г. - Яжелбицкий мир – мирный договор
между новгородцами и московским князем
1) новгородцы выплачивали контрибуцию в пользу Василия
II Темного
2) новгородцы обязывались не принимать великокняжеских
«лиходеев» (обязывался не давать убежища врагам
Василия),
3) признавали великокняжескую власть: Новгород лишался
возможности вести самостоятельную внешнюю политику и
принимать собственные законы; великий князь стал высшей
судебной инстанцией Новгорода; печать новгородского веча
и его посадников была заменена печатью великого князя.
4) политический строй и порядки Новгородской феодальной
республики оставались без изменений.
Яжелбицкий договор положил начало присоединению
Новгорода к Москве
Независимость Новгорода была серьёзно подорвана.
Москва ещё не управляла Новгородом напрямую, но
республика была сильно урезана в правах.

Причины обострения отношений между Великим Новгородом и Москвой в конце 1460-начале 1470-х гг.

Нарушения условий Яжелбицкого мира
Реальность военно-политического союза
Литвы и Новгорода против Москвы (1471
г.)
Весна 1471 г. – решение Ивана III о
военном походе против Новгорода.
Ивану III удалось мобилизовать против
Новгорода военные силы почти всех
русских земель

Лето 1471 г. - поход войск Ивана III на Новгород

24 июня – взятие московскими войсками Руссы
14 июля – битва на реке Шелони – решила
исход летней кампании 1471 г.
24 июля – казнь в Руссе посадников, главных
военных и политических руководителей
Господина Великого Новгорода
27 июля – победа москвичей на Двине, у устья
речки Шиленги
27 июля – начало мирных переговоров в
Коростыни

Коростынский договор -11 августа 1471 г.

Коростынский договор 11 августа 1471 г.
задекларирован политический статус Новгорода как
«отчины» великого князя;
новгородская внешняя политика полностью подчинялась
воле великого князя;
Великий князь признавался верховным судьей:
новгородский суд, все судебные инстанции боярской
республики ставятся под непосредственный контроль
представителей великого князя;
утверждалась неотделимость новгородской церкви от
русской митрополии;
Вечевые грамоты выдавались теперь от имени великого
князя и скреплялись его печатью;
Новгород уступал великому князю часть Двинской земли,
где новгородское войско было разбито московским.
Договор фактически означал подчинение Новгорода великому князю,
превращение его в отчину московского князя

Окончательная ликвидация независимости Великого Новгорода (поэтапная)

1471-1477 – подготовлены все необходимые условия для
включения Новгорода в состав Московского княжества
осень 1477 г. - новая военная кампания Ивана III против
Новгорода
январь 1478 г. - Новгород капитулировал. Вече перестало
созываться, вечевой колокол был отправлен в Москву,
население города было подчинено власти великокняжеских
наместников
1487/1488 гг.- Иван III переселил многих новгородских
землевладельцев (бояр, житьих людей), их вотчины были
конфискованы и частично розданы поселённым на этой
территории детям боярским из Северо-Восточной Руси
Бывшие новгородские землевладельцы получили поместья
– т.е. условное земельное владение без права
распоряжения и передачи по наследству

Что происходило в ходе «собирания русских земель»?

Утрата самостоятельности сопровождалась
переустройством поземельных и
служебных отношений;
Местные феодалы превратились в
территориальную корпорацию служилых
феодалов, зависимых от великого князя и
выполнявших его волю (служилые князья,
служилые люди)

Собирание русских земель при Иване III

1463 г. – Ярославское княжество
1474 г. - Ростовское княжество
1521 г. – Рязанское княжество (с 1456 г. под контролем
Москвы)
1510 г.– Псковская земля (с 60-х гг. XV в. фактически под
властью Москвы)
январь 1478 г. – ликвидация независимости Великого
Новгорода
1490 г. – Тверское княжество (до этого действовало
соглашение между князьями; 1484,1485 гг. – походы на
Тверь)
1489 г. – Вятский край
В 1462 г. Иван III унаследовал от отца Московское княжество,
территория которого составляла 400 тыс. кв. км, а сыну
своему оставил державу, превышающую 2 млн кв. км.

Памятники архитектуры эпохи Ивана III

Успенский собор
1475-1479 гг.
(архитектор –
Аристотель
Фиораванти)
Грановитая
палата, 1491 г.

Формирование основ управления централизованным государством при Иване III

Великий князь
Большой
дворец
Областные
дворцы
(Новгородский,
Рязанский)
Боярская
дума
Великокняжеская
казна
Реформы
налогообложения
(писцовые
описания)
Судебник
1497 г.

Отношения с Ордой. Стояние на реке Угре

Лето 1472 г. – союз хана Ахмеда
с литовским великим князем
Казимиром против Москвы
Лето 1472 г. – поход хана Ахмеда
на русские земли
Весна 1480 г. - союз Ивана III с
крымским ханом Менгли-Гиреем
Лето 1480 г. – второй поход хана
Ахмеда на русские земли
8 октября-11 ноября 1480 г. –
Стояние на реке Угре
ИТОГ: закончилось ордынское
владычество над русскими
землями. Московское государство
стало полностью независимым от
ордынцев.

Русско-литовская война 1487-1494 гг.

Пограничная война, «странная» война:
1 этап - 1487-1492 гг.
2 этап – 1492-1494 гг.
ИТОГ войны:
По мирному договору 1494 г. Вязьма и часть уездов Верхней
Оки отошли к России.
Договор предусматривал союз против всех врагов, но
военная помощь при этом была необязательной.
Теперь запрещалось принимать служилых князей вместе с
отчинами.
Более точно, чем в договоре 1449 года, была определена
граница - указывались некоторые пограничные города и
волости.

Печать Ивана III, 1497 г.

Василий III (1505–1533)

Памятники архитектуры эпохи Василия III

Архангельский
собор (1505-1508)
Вознесенская церковь
в Коломенском (15281532)

Новые термины

служилые князья
служилые люди
Боярская дума
местничество
поместье
секуляризация
наместники и волостели
кормление

В конце XV - начале XVI вв. более чем двухвековая борьба русского народа за свое государственное единство и национальную независимость завершилась объединением русских земель вокруг Москвы в единое государство.

При всей общности социально-экономических и политических фактов, лежащих в основе государственно-политической централизации, происходившей в XIII-XV вв. во многих европейских странах, в образовании русского централизованного государства были свои существенные особенности. Катастрофические последствия монгольского нашествия задержали экономическое развитие Руси, положили начало ее отставанию от передовых западноевропейских стран, избежавших монгольского ига. Русь приняла на себя всю тяжесть монгольского нашествия. Его последствия во многом содействовали консервации феодальной раздробленности и укреплению феодально-крепостнических отношений. Политическая централизация на Руси значительно опередила начало процесса преодоления экономической разобщенности страны и была ускорена борьбой за национальную независимость, за организацию отпора внешней агрессии. Тенденция к объединению проявлялась во всех русских землях. Русское государство формировалось на протяжении XIV-XV вв. на феодальной основе в условиях роста феодального землевладения и хозяйства, развития крепостничества и обострения классовой борьбы. Объединительный процесс завершился образованием в конце XV в. феодально-крепостнической монархии.

Основную территорию Русского государства, сложившегося в конце XV в., составили Владимиро-Суздальская, Новгородско-Псковская, Смоленская и Муромо-Рязанская земли, а также часть земель Черниговского княжества. Территориальным ядром формирования русской народности и Русского государства была Владимиро-Суздальская земля (История СССР с древнейших времен... С. 138).

Социально-экономическое развитие Руси в этот период было разнохарактерным. По мнению ряда ученых, в XIV-XV вв. на Руси был восстановлен домонгольский уровень в развитии сельского хозяйства. Наиболее быстрое его восстановление и развитие происходили в северо-восточных русских землях, население которых возрастало за счет бегства крестьян и горожан на плодородные южные земли, превращаемые монголо-татарами в огромные безлюдные пастбища для кочевого скотоводства. Свободная крестьянская община почти полностью была поглощена феодальным государством.

Основной формой крупного феодального землевладения на Руси в XIV в. была вотчина - княжеская, боярская, церковная.

Однако даже во второй половине XV в. в северо-восточной Руси преобладали так называемые черные земли, для которых было характерно общинное землевладение крестьян с индивидуальным владением приусадебным участком и пахотной землей, а также наличие выборного крестьянского волостного самоуправления под контролем княжеской администрации. Большие массивы черных земель находились в северных районах страны, куда еще только начинало проникать феодальное землевладение.

В огромной массе крестьянства отчетливо выделялись две категории: черные крестьяне, жившие общинами в селах, не принадлежавших отдельным феодалам, и владельческие крестьяне, жившие на надельных землях в системе феодальной вотчины.

Владельческие крестьяне были лично зависимы от феодала, но степень этой феодальной зависимости была различной в разных районах. За крестьянами еще сохранилось право свободного перехода от одного феодала к другому, но на практике это право все чаще оказывалось формальным.

В XIV в. система русской феодальной иерархии включала в себя четыре нисходящие ступени.

На верхней ступени восседали великие князья - верховные правители Русской земли.

Вторую ступень занимали вассалы великого князя - удельные князья, обладавшие правами суверенных правителей в пределах своих уделов.

На третьей ступени находились вассалы удельных князей - бояре и служилые князья, утратившие права удельных, иными словами, крупные феодалы-землевладельцы. На низшей ступени феодальной иерархии стояли слуги, управляющие княжеским хозяйством, составляющие княжескую и боярскую администрацию.

В этот же период очень быстро расширялось и церковное землевладение.

Вовлечение в систему феодальных отношений всего сельского населения привело к исчезновению многих терминов, обозначавших в прошлом различные категории сельского населения ("люди", "смерды", "изгои"), и появлению к концу XIV в. нового термина "крестьяне"*, что свидетельствовало о приобретении различными категориями сельского населения ряда общих черт, характерных для крестьянства как класса. Это название дошло и до наших дней.

С подъемом сельского хозяйства связано и восстановление городов, более всего пострадавших от монгольского нашествия. Развитие производительных сил в городах проявилось, прежде всего, в росте ремесленного производства, в появлении новых крупных центров ремесла в таких городах, как Москва, Тверь, Нижний Новгород, Кострома и др. Рыночные связи городов с областями в XIV-XV вв. были очень узкими. Городской торг служил главным образом местом натурального обмена и продажи продукции городских ремесленников и продуктов сельского хозяйства и промыслов, доставляемых из феодальных вотчин.

Русский город в этот период был сложным социально-экономическим организмом, центром феодальной политической организации. Города стояли во главе развития производительных сил, общественного разделения труда, товарного производства и товарно-денежных отношений, создававших предпосылки для формирования в недрах феодального строя буржуазных отношений. Однако все вместе эти явления проявились в истории Руси несколько позже. В данных же условиях шел процесс создания единого централизованного государства.

К концу XV в. сложились условия для перехода объединительного процесса в завершающую стадию - формирование единого централизованного Русского государства. Эта стадия продолжалась примерно полвека во времена княжения Ивана III (1462-1505) и первых лет княжения его преемника Василия III (1505-1533). В указанные годы крупным препятствием на пути формирования централизованного Русского государства было существование сильной и самостоятельной Новгородской феодальной республики. Лишь к 1485г. Ивану III удалось ликвидировать Новгородскую республику, а ее земли включить в состав Русского государства. Несколько позднее, в 1483г. в состав Русского государства вошла Вятская земля, а в конце XV в. и начале XVI в. Черниго-Северские земли, земли по берегам Десны с ее притоками, часть нижнего течения Соджа и верхнего течения Днепра - города Чернигов, Брянск, Рыльск, Путивль. Всего 25 городов и 70 волостей (История СССР. С. 189). В 1510 г. в Русское государство были включены земли упраздненной Псковской республики, а через четыре года вошел русский старинный город Смоленск. Наконец, в 1521г. прекратило самостоятельное существование Рязанское княжество. Именно в рассматриваемые годы завершается объединение русских земель. Образовалась огромная держава, в рамках которой была объединена русская народность. С конца XV в. стал употребляться термин "Россия", под которым понималось одно из самых крупных государств Европы.

Объединенное вокруг Москвы государство представляло собой качественно новый этап развития государственности. По площади созданное государство почти в 6 раз превышало бывшее Московское княжество. Усложнились государственные функции как во внутренних, так и во внешних делах. Появились функциональные органы управления, обособленные от дворцового хозяйства, формировался многоступенчатый слой служилых (или государственных) людей.

Служилые люди - дворяне, будучи опорой великого князя в его борьбе с боярством, получали от него поместья, которые закреплялись за дворянами только на время их службы. Поэтому дворяне были заинтересованы в поддержке великокняжеской власти. Великий князь в свою очередь, ломая сопротивление оппозиционного боярства, расширял поместное землевладение, наделял дворян вновь присоединенными землями.

Серьезные изменения произошли и в армии. Феодальные дружины, поставляемые боярами, теперь уже играли в ней второстепенную роль. Ее главную силу теперь составляли ополчения дворян, дворянская конница, пешие полки, оснащенные огнестрельным оружием, и артиллерия.

Создание единого государства оказало серьезное влияние на развитие экономики и социального строя страны. Изменяется характер землевладения князей. Он все больше сближается с боярским землевладением. В связи с дроблением старых феодальных вотчин часть феодалов переселяется в новые места. Этих переселенцев-феодалов впоследствии стали называть помещиками, а их владения - поместьями. Политический строй Русского государства на рубеже XV - XVI вв. развивается в сторону большей централизации. Московский великий князь уже систематически стал пользоваться титулом "государь". В 1472г. овдовевший Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. После этого события великокняжеским гербом стал византийский двуглавый орел.

С увеличением функций государственного управления возникла необходимость в создании специальных учреждений, которые непосредственно руководили бы военными, иностранными, финансовыми, судебными и другими делами. В старинных органах дворцового управления начали образовываться особые ведомственные "столы", управляемые дьяками. Позже они развились в приказы. Приказная система была типичным проявлением феодальной организации государственного управления. В ее основе лежали древние принципы неразрывности судебной и административной власти. Чтобы централизовать и унифицировать порядок судебно-административной деятельности на территории всего государства, в 1497г. был составлен Судебник Ивана III.

Страна делилась на уезды, границы же уездов восходили к рубежам бывших княжеств. Власть в уезде принадлежала наместникам, которые получали управление территориями "в кормление", им полагались судебные пошлины и определенная часть налогов.

Обобщение изложенного выше свидетельствует о том, что во второй половине XV - первой трети XVI вв. в России установилась самодержавная монархия, в которой великому князю принадлежала вся полнота политической власти. Однако разветвленный государственный аппарат еще не сложился, что на деле ограничивало возможности центральной власти.

В 1533г. умер Василий III, оставив наследником трехлетнего Ивана IV, вошедшего в историю под именем Ивана Грозного. Фактически же правительницей государства стала вдова умершего царя Елена Глинская. Через 5 лет она скончалась, и вокруг восьмилетнего государя началась острая борьба за власть.

Сторонники враждующих группировок были, по сути, бесконтрольны и их злоупотребления и взяточничество в эти годы достигли огромных размеров.

И все же образование единого Русского государства создавало благоприятные условия для социально-экономического развития страны. В конце XVI в. на Руси проживало более 7 млн. человек, которые расселялись весьма неравномерно. Наиболее густо были заселены центральные районы, земли по берегам Волги от Твери до Нижнего Новгорода, Новгородско-Псковская земля и ее южные окраины. Не более 2% населения проживало в городах, которые тоже существенно отличались друг от друга по численности жителей. В начале XVI в. в России было около 100 городов, в конце столетия - более 170. Только в Москве проживало около 100000 человек, в Новгороде и Пскове - примерно по 30 000.

Во второй половине XVI в. наблюдается серьезный миграционный процесс. Происходило, с одной стороны, перемещение значительной части населения в центральные районы, с другой - запустение северо-западных районов страны. Объяснялось это, прежде всего ухудшением положения народных масс, набегами крымских татар, усилением крепостничества.

В то же время перемещение населения на окраины способствовало освоению новых земель, развитию сельского хозяйства и промыслов и в конечном счете развитию феодального способа производства.

Собственниками земли были преимущественно светские и церковные феодалы.

В XVI в. в структуре феодальной собственности на землю произошли важные изменения - заметно возросла доля поместного землевладения. Своеобразной чертой экономического развития средневековой России стало возникшее территориальное разделение двух форм феодального землевладения, а именно: устойчивое поместно-вотчинное землевладение светских и церковных феодалов в центральных, давно обжитых районах и общинное крестьянское землевладение на малонаселенных окраинах.

Общей же тенденцией социально-экономического развития страны в XVI в. было укрепление феодально-крепостнических порядков. Экономической основой крепостничества была феодальная собственность на землю в трех ее видах: поместная, вотчинная и государственная. По своему социальному положению крестьяне делились на три группы: владельческие крестьяне, которые принадлежали различным светским и церковным феодалам; дворцовые крестьяне, которые находились во владении дворцового ведомства московских великих князей; черносошные (позже государственные) крестьяне, которые жили волостными общинами на землях, не принадлежащих какому-либо владельцу, но были обязаны выполнять определенные повинности в пользу государства.

Принятый в 1550г. новый Судебник подтвердил нормы крестьянского перехода, введенные Судебником 1497г. По новому Судебнику крестьяне могли переходить от своего помещика к другому лишь в один день в году - в Юрьев день. В конце XVI в. в жизни русских крестьян произошла перемена - Юрьев день был отменен: переход крестьян от одного феодала к другому запрещен. 1 февраля 1597г. был объявлен указ о кабальных холопах, согласно которому они лишались права вернуть себе личную свободу до смерти их господина.

После отмены Юрьева дня бегство крестьян от феодалов стало широко распространенной формой их протеста против усилившейся эксплуатации. Оно приняло такой массовый характер, что правительство было вынуждено издать специальный указ о беглых крестьянах (24 ноября 1597г.).

В XVI в. в городах продолжали развиваться ремесла, торговля. По мере расширения торговли из различных слоев общества формировалась богатая прослойка купечества. В Москве были созданы привилегированные купеческие объединения - гости, гостиная и суконная сотни. В правовом отношении они в значительной степени были уравнены с феодальными землевладельцами. За все это купечество должно было нести государеву службу, способствуя обеспечению государства доходами.

Крупнейшими купцами в XVI в. были Строгановы. Наиболее яркие представители этой фамилий - Спиридон, Кузьма, Лука и Федор. Выходцы из поморских крестьян, они начали свою деятельность в XV в. и стали основателями могущественного торгово-промышленного дома, который продолжал свою деятельность до 1917г. Дом Строгановых - уникальное явление не только в русской, но и в мировой истории.

Купцы и промышленники Строгановы оказывали поддержку Ивану Грозному, снабжали его товарами и были его банкирами. Сам же Иван Грозный благосклонно относился к Строгановым, поощрял их деятельность, награждал их грамотами на право владения землями, лесами и другими угодьями на Урале и в других частях России.

Как отмечалось выше, после смерти Елены Глинской - матери Ивана IV развернулась ожесточенная борьба княжеско-боярских группировок за власть. За короткий срок поочередно власть переходила то к феодальной группировке Шуйского, то к группировке Бельских, то опять к Шуйским. Эта борьба сопровождалась произволом и насилием. Воспользовавшись ослаблением государства, Казанское ханство предприняло в 1537-1538 гг. военные походы в Поволжье и к северу от Волги. В результате был нанесен огромный ущерб экономике России, кроме того, десятки человек были уведены в плен. Обострение внутреннего положения и усиление внешней опасности вынудили наиболее дальновидных политических деятелей искать выход в усилении государственной централизации. Заинтересованные в централизации власти феодальные круги возлагали надежды на подрастающего Ивана IV. Уже в годы ранней молодости он проявил властный и жестокий характер. В декабре 1543г. по повелению молодого царя были отстранены от власти Шуйские, а затем отправлены в опалу и казнены часть бояр. В январе 1543 г. произошло венчание Ивана IV на царство. Впервые московский царь наделялся титулом царя, что по тогдашним понятиям резко возвышало его над всей титулованной русской знатью и уравнивало в положении с западноевропейскими императорами. Но был в венчании Ивана IV на престол и другой смысл. Царскую корону он получал из рук главы церкви - митрополита Макария, от него же выслушивал и напутственное слово. Все это подчеркивало особое положение церкви в государстве, которая выступала в качестве гаранта самодержавной власти.

С приходом к власти Иван IV осуществил ряд серьезных реформ. В целях ограничения власти бояр Иван IV вводит земские соборы. В земских соборах нашла свое проявление политика компромисса между различными слоями господствующего класса. Царь выступает с резким осуждением боярского правления в предшествующие годы, предпринимает решительные меры по улучшению положения дворян, которые были освобождены от подсудности, все судебно-административные дела передает в ведение государства. Эта мера укрепляла власть царя, одновременно ослабляла власть бояр.

В 1550г. по новому Судебнику власть наместника на местах резко ограничивалась. В этом же году были проведены и военные реформы, суть которых сводилась также к централизации управления и ограничению тенденций местничества в этой важной сфере. В том же году было создано стрелецкое войско, вооруженное огнестрельным оружием. Во второй половине XVI в. в войска вливались и казаки, жившие на Дону. В годы царствования Ивана IV были проведены в жизнь и другие реформы: по налогам и повинностям, по церковному землевладению и др.

Вокруг молодого царя образовался кружок приближенных к нему лиц - избранная рада. Состав рады отражал компромиссный характер внутренней политики, проводимой в то время Иваном IV. Наряду с лицами незнатного происхождения в нее входили представители знати и придворной администрации. Избранная рада не была официальным государственным учреждением, но в течение 13 лет фактически являлась правительством и управляла государством от имени царя. По мнению ряда историков, время правления избранной рады - самый по тем временам демократичный период царствования Ивана Васильевича. 27 февраля 1549г. был созван первый Земский собор. Созыв Собора свидетельствовал о создании сословно-представительного учреждения и превращении России в сословно-представительную монархию. В то время власть царя еще нуждалась в поддержке сословий. Хотя земские соборы не ограничивали власти царя и носили лишь совещательный характер, они все же способствовали проведению в жизнь на местах политических мероприятий верховной власти и позволяли ей лавировать между дворянством и боярством. Но постоянным органом они не стали и впоследствии собирались только по необходимости.

В политической истории России роль Ивана Грозного не ограничивалась реформаторской деятельностью. Самой личности Ивана Грозного, его разнохарактерной деятельности в литературе даются различные, противоречивые оценки.

Иван IV, будучи человеком с непомерно развитым самолюбием, со временем стал тяготиться людьми с самостоятельными взглядами. Опасным непокорством считал царь всякую самостоятельность в суждениях любого из его окружения. В зависимости от ситуации он прибегал к изощренным тактическим ходам, не особенно церемонясь в выборе средств. Вот несколько примеров. В декабре 1564г. Иван IV в сопровождении заранее подобранных бояр и дворян отправился из Москвы на богомолье. В начале января 1565г. гонец привез в Москву два послания царя, оглашенные на Красной площади. В первом царь сообщил, что он положил гнев и опалу на высшее духовенство и всех феодалов и решил оставить государство. В грамоте, обращенной к посадским людям Москвы, Иван IV заверял их, что относится к ним лояльно, доброжелательно. Это был рассчитанный демагогический жест: царь ловко противопоставил феодалов и посадских людей, выдавая себя за защитника простых людей от насилия феодалов. Московские черные люди потребовали, чтобы бояре и духовенство уговорили царя вернуться на престол. Через несколько дней царь принял в Александровской слободе делегацию духовенства и бояр и согласился вернуться на престол, но лишь с тем, чтобы он мог казнить "изменников" по своему усмотрению и учредить опричнину. Теперь выделялась государева опричнина, своеобразный личный удел Государя всея Руси. Остальная часть государства именовалась земщиной. Земли, которые были взяты в опричнину, представляли собой уезды с давно развитым феодальным землевладением, служилые люди которых были исконной опорой великокняжеской власти.

В исторической литературе даются неоднозначные характеристики опричнине, причинам ее введения и последствиям. Вызывает интерес точка зрения на этот вопрос, принадлежавшая доктору исторических наук А. Л. Харашкевич, высказанная в "Истории СССР" (1991. № 6).

Опричнина, как пишет автор, учреждена Иваном Грозным ради продолжения непопулярной в России Ливонской войны, ведшейся под лозунгом овладения наследием, якобы оставленным Августом-кесарем своему далекому потомку Рюриковичу. Страдавший сложным комплексом неполноценности (из-за неуверенности в законности своего появления на свет, невенчанности Василия III, былого, но не забытого соседними государями холопства его деда - Ивана III) первый русский царь (с 1547) болезненно воспринял отказ великого князя литовского и короля польского признать его титул, равно как и нежелание боярства поддерживать его в борьбе за "государево имя", в воинственных устремлениях против единоверческого населения Великого княжества Литовского. Стремление к миру с православными соседнего государства заставляло Боярскую думу, орган, выражавший корпоративные интересы высшей прослойки феодалов, поступать вопреки замыслам царя. Вину за неудачи в Ливонской войне, уже в 1560г. превратившейся в ливонско-литовско-русскую, царь возлагал не только на воевод, но и на всех участников дипломатических переговоров с Великим княжеством Литовским и Короной Польской, в 1569г. объединившихся в Речь Посполитую. За это большинство их - вне зависимости от принадлежности к опричнине или земщине - расплатилось жизнями на протяжении 1567-1570 гг., когда обозначились необратимость неудач и близость полного поражения в войне.

При имеющейся разнице взглядов на сущность и причины опричнины очевидна ее неразрывная связь с укреплением самодержавия - в подавлении сословно-представительных начал, в сокрушении остатков удельных порядков, в сфере внешнеполитических отношений.

Что же представляла из себя опричнина Ивана Грозного?

В системе централизованного государства Иван IV выделил "опричь" всей земли значительные территории на западе, севере и юге страны, которые и составили его особое личное владение - государев удел, или опричнину. К опричнине отошли важные торговые пути на север и восток, стратегически важные форпосты на западных и юго-западных границах. Из всех городов, уездов надлежало насильственно выселить всех князей, бояр, дворян и приказных людей, если они добровольно не записывались опричниками.

Для своей охраны государь создал из князей, бояр, дворян и боярских детей гвардию телохранителей. Каждый опричник отрекался от своих родных и друзей и обязывался служить только царю.

Опричный террор наносил безжалостные удары не только по боярской и княжеской знати, но и по всему населению. Опричнина была в руках царя мощной военно-карательной организацией. В ее лице Иван IV создал некий полумонашеский, полурыцарский орден, строившийся на щедрых земельных и денежных пожалованиях государя и на беспрекословном повиновении его воле.

Опричнина очень скоро вызвала недовольство и озлобление против царя не только среди феодальных верхов, но и в массе простого народа.

В годы опричнины и Ливонской войны положение главных производителей страны - крестьян еще больше ухудшилось: возросла не только барщина, но наряду с ней увеличивался и оброк.

Безудержное стремление Ивана Грозного к усилению личной власти и его методы борьбы с политическими противниками накладывали на все мероприятия опричных лет отпечаток деспотизма.

Роль опричнины определял не ее состав, а тот факт, что опричники были личными слугами царя и пользовались полной безнаказанностью. Тем самым усиливались и само самодержавие, и его деспотичные черты. Свою слабость, обусловленную неразвитостью государственного аппарата, власть пыталась компенсировать жестокостью.

Опричнина не изменила структуру феодальной собственности на землю. В результате опал и казней изменился персональный, но не социальный состав феодалов-землевладельцев. Но тем не менее опричнина серьезно подорвала пережитки удельной старины.

Внешняя обстановка этих лет продолжала оставаться сложной. Летом 1571г. крымский хан Девлет-Гирей сумел форсировать Оку, однако в этот раз не стал осаждать столицу, а поджег посад. Город почти весь сгорел. Чтобы окончательно сломить Ивана Грозного, крымский хан повторил набег на следующий год. Понимая серьезность создавшегося положения, Иван Грозный укрепил свои войска, подобрал опытных военачальников. Эта армия в 50км южнее Москвы в битве у села Молоди разбила войско Девлет-Гирея, почти в 2 раза превосходившее ее по численности. Тем самым крымская опасность на много лет была устранена. Эта же победа убедила Ивана IV в нецелесообразности разделения страны и войска на две части. Осенью того же 1572г. опричнина была отменена.

В целом итоги царствования Ивана IV были неутешительны. В результате опричнины не произошло серьезных изменений в структуре общественных отношений, зато опричные репрессии и рост налогового гнета в связи с Ливонской войной резко ухудшили положение народных масс. Усугубили народные бедствия также крымские набеги, походы Стефана Батория и свирепствовавшая несколько лет эпидемия чумы, охватившая обширную территорию. Разразился хозяйственный кризис, центр и северо-запад были опустошены, много сел и деревень оказались заброшенными.

Выход из кризиса правительство искало в административных мерах. В ответ на бегство крестьян было принято крепостническое законодательство, которое фактически закабаляло крестьян. Этому во многом способствовала опричная политика.

Говоря о личных качествах Ивана Грозного, следует отметить, что царь был, не только жесток, но и вспыльчив. Во время одного из припадков он избил до смерти собственного старшего сына и наследника царевича Ивана. Единственным же наследником престола оставался слабоумный будущий царь Федор Иванович. Самодержавную неограниченную власть умирающий деспот оставлял наследнику, который был просто не в состоянии править.

Личность и деятельность Ивана Грозного были очень противоречивы, как была полна противоречий вся эпоха становления и укрепления единого государства. Иван Грозный действовал в тех исторических условиях и в той обстановке, которые имели и объективное происхождение. В исторический процесс развития средневекового Российского государства он внес свой, к тому же немалый вклад. Его деятельность способствовала важным внутренним преобразованиям и ликвидации опасных очагов внешней агрессии против России. Вместе с тем его характеризует жестокость в борьбе с действительными и мнимыми противниками. Во многом этим объясняется, что с его именем нередко связано представление о разгуле террора, о подозрительности и жестокости в деятельности правителя страны, а слово "опричнина" стало нарицательным обозначением крайнего беззакония, произвола, массового истребления неповинных людей.

18 марта 1548г. московские колокола своим печальным перезвоном возвестили жителям столицы о кончине царя Ивана Васильевича Грозного. При этой вести были забыты и все великие жестокости грозного царя, и ненавистная опричнина, а вспоминались только такие великие дела его царствования, как взятие Казани, завоевание Астрахани и Сибири, издание царского Судебника и построение в Москве великолепного храма Василия Блаженного.


Загрузка...
Top