Рисование комнатное растение в подготовительной группе занятие. Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Хлорофитум» (с натуры). Рисование с натуры «Комнатные растения»

Конспект НОД для подготовительной группы

Тема: Комнатные растения «Фиалка» Нетрадиционная техника рисования гуашь+ оттиск смятой бумагой (или «штампом»).
Цель: Закрепить знания детей о комнатных растениях и приемах ухода за ними.
Углубить знания о лекарственных свойствах комнатных растений.
Создать композицию «Фиалка»
Воспитывать стремление беречь и любить растения, ухаживать за ними.

Интеграция областей: «Социализация», « Познание», « Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура».
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять представления детей о комнатных растениях.
2. Углубить знания о лекарственных свойствах комнатных растений.
3. Закрепить навыки работы с акварелью и восковыми карандашами.
4. Совершенствовать умение правильно держать кисть.
Развивающие:
5. Расширять словарный запас детей.
6. Развивать чувство цвета и композиции.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями.

Материалы: альбомный лист ФА-4,кисти белка №2, №5, гуашь.
Простой карандаш, салфетка для кисти, баночка с водой, тонкая бумага для оттиска, «штапм».
Иллюстрации с изображением комнатных растений: бегонии, фиалки, герани, кактусов, орхидеи, алоэ, каланхоэ, глоксинии и др.
Музыкальное сопровождение: песня «Волшебный цветок».
Ход деятельности.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Отгадав загадку, вы узнаете, что мы будем рисовать.
Воздух очищают
Создают уют
На окнах зеленеют
И зимой цветут.
Дети: Комнатные растения
Воспитатель: Ребята, а зачем людям нужны комнатные растения?
Дети: Это украшение помещения, растения создают уют, очищают воздух, обогащают его кислородом, очищают и увлажняют воздух, положительно влияют на настроение людей,
Воспитатель: да, трудно представить нашу жизнь без цветов, т.к. было бы не красиво и скучно. Вы даже представить себе не можете жизнь без цветов. Ценили их и наши предки. Многие народы издавна проводили праздники в честь цветов. Так древние греки и римляне отмечали праздник глоцинтов и лилий, англичане - незабудок и анютиных глазок, голландцы - тюльпанов.
- Мы сегодня поговорим о комнатных растениях, почему же их называют комнатными?
Дети: Потому что растут и цветут эти растения в помещении.
Воспитатель: А у вас дома есть комнатные растения? Кто за ними ухаживает? Какие комнатные цветы вы знаете?
(Ответы детей)
Герань, бегония, глоксиния, фиалка, орхидея, кактусы.
Воспитатель: У нас в детском саду тоже много комнатных цветов. Есть цветы и в вашей группе. Но, ребята, чтобы комнатные растения приносили нам столько пользы, были красивыми и хорошо цвели, за ними необходимо ухаживать.
Кто знает, как нужно ухаживать за комнатными растениями?
Дети: их нужно поливать, рыхлить, опрыскивать, протирать листочки от пыли, мыть, обрывать сухие листья.
Воспитатель: живые ли комнатные растения?
Да, живые, так как они дышат всеми органами: листьями, стеблями, корнями, пьют, растут. Поэтому за растениями надо ухаживать.
Всем растениям для роста нужен свет, вода, воздух, тепло.
Воспитатель: Ребята, а какой водой нужно поливать растения?
Дети: Талой, комнатной температуры.
Воспитатель: Растения чувствуют добро, ласку. К доброму человеку растения тянутся, они его не боятся. Цветы замирают, когда к ним подходит бездушный человек, который не любит ухаживать за комнатными растениями. У таких людей растения плохо растут, цветут, часто погибают. Растения любят добрые руки, даже ласковые слова.
Воспитатель: Знаете ли вы, что есть растения лекари, их называют домашним доктором.
Это растение алоэ, и каланхоэ. Возьми листик алоэ, выдави из него сок и закапай в нос - сразу чихать перестанешь, раздели лист алоэ на две половинки, приложи мякотью к больному пальцу и привяжи - боль утихнет.
Листья каланхоэ лечит ангину, снимает зубную боль.
Понюхав цветы герани перестанет болеть голова.
Самая непривередливая из всех растений это фиалка.
Физминутка «На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
(Потягивания - руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты.
(Потягивания - руки вверх)
Ветер дует иногда,
Только это не беда.
(Махи руками)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.
(Наклоны)
А потом опять встают,
И по-прежнему цветут.
Существует множество разновидностей фиалок.
Самые красивые из них фиалки с махровыми листьями (махрово -бахромчатая, волнисто-кружевная)
Рассмотрим их внимательно.
Край лепестка как бы обведён другим цветом. Синие листья обведены белой бахромой, красные фиолетовой и т.д.
Воспитатель: Каким цветом обведены белые цветы?
Дети: Синим.
Воспитатель:
Я предлагаю нарисовать фиалку, используя нетрадиционный метод в рисовании - «оттиск»(«печать») смятой бумагой. С помощью этого способа у нас должно получиться много красивых махрово -бахромчатых цветов, которые смотрятся, можно сказать «пушистыми».
А где у нас растут цветы и в том числе наша фиалка?
Дети: В горшочке.
Воспитатель: Правильно. Давайте назовём форму горшка?
Дети: Трапеция перевёрнутая.
Воспитатель: что больше горшок или наше растение?
Дети: Растение.
Воспитатель: То есть большая часть нашего альбомного листа будет занимать растение.
Объяснение последовательности выполнения рисунка воспитателем: Воспитатель: Располагаем лист вертикально. Делаем набросок карандашом. Как мы работаем простым карандашом?
Дети: Сильно на карандаш не нажимаем, по несколько раз не обводим.
Воспитатель: С нижней части альбомного листа нужно отступить небольшое расстояние - рисуем стол: проводим горизонтальную линию слева направо. На столе делаем набросок горшка в форме трапеции: у нас нижняя часть горшка - дно - уже, чем верхняя его часть.
После того, как сделан набросок карандашом, выполняем работу в цвете. Воспитатель: Какие цвета будем использовать?
Дети: Для горшка - коричневый, для листьев - зелёный, цветы - фиолетовым с желтой серединкой.
Воспитатель: Берем бумагу для оттиска - сминаем её, одну сторону смятой бумаги красим фиолетовым цветом кистью, и способом «оттиска» (« печатания») рисуем цветы. Их много, поэтому делаем много отпечатков цветов.
Листья дорисовываем кистью зеленым цветом, и горшок, соответственно, коричневым.
Воспитатель: Как получить яркий цвет?
Дети: Нужно использовать меньше воды, больше краски.
Воспитатель: стол и фон разукрашиваем разными цветами на ваш выбор.
Самостоятельная работа (дети самостоятельно рисуют цветы)
Итог:
Воспитатель: Какие комнатные цветы вы знаете?
Дети: Бегония, фиалка, глоксиния, герань, кактус.
Воспитатель: Какие цветы называют домашним доктором?
Дети: Алоэ, каланхоэ.
Воспитатель: Какой цветок мы сегодня нарисовали?
Дети: Фиалка.
Воспитатель: А ещё мы узнали новый способ изображения в рисовании, который называется?
Дети: Оттиск смятой бумагой.
Воспитатель: Да, верно, молодцы! И у вас получились замечательные фиалки! А как вы думаете, какие еще комнатные растения можно изобразить таким же способом? («оттиском»)
Дети: герань, бегония, цикломен, азалия и др.
Воспитатель: да, верно, но что будет их основным отличием друг от друга?
Дети: величина, форма, цвет листьев и цветов (соцветий) комнатных растений.
Воспитатель: Да, молодцы, дети! Всем спасибо, и до свидания.

Цель: уточнить и расширить кругозор детей о комнатных растениях через интеграцию образовательных областей: « Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Задачи:

Образовательные

  • Познакомить детей с новым растением — хлорофитумом, дать сведения о нем и правилах ухода за ним.
  • Учить детей с помощью изобразительных средств (гуаши) передавать особенности строения растения: красивые изогнутые листья, пониклые стебли «усы», на которых растут дочерние розетки.
  • Закреплять технические навыки рисования кистью разными способами: всем ворсом, концом кисти.
  • Дать представление детям о том, какую пользу приносит растение для здоровья человека.

Развивающие

  • Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, делать выводы.
  • Развивать умение воспринимать инструкцию.
  • Развивать диалогическую форму речи,
  • Развивать интерес к комнатным растениям.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям.
  • Воспитывать взаимоуважение при ведении диалога

Коррекционно-логопедические:

  • Пополнить, уточнить и активизировать словарный запас детей: хлорофитум, «усы», дочерние розетки, листья, стебли.
  • Развивать мелкую моторику через пальчиковую гимнастику.
  • Продолжать развивать психические процессы: память, внимание.
  • Упражнять в согласовании существительного и прилагательного в роде, числе и падеже.

Ход НОД

(Дети стоят в кругу на ковре)

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся и пожелаем друг другу хорошего дня.

(Обращаю внимание детей на растения, стоящие на столе: стоят те растения, с которыми мы знакомились)

Воспитатель: Вам знакомы эти растения? (Ответы детей)

Предлагаю поиграть в игру.

Дидактическая игра «Назови цветок»

Дидактическая игра «Назови цветок»: я называю звук- ребенок называет цветок, название которого начинается с этого звука.

Папоротник. Герань. Бегония. Сансевьерия. Традесканция. Фиалка. Алоэ. Кактус. Глоксиния.

Называю звук X. такого цветка на столе не стоит, дети его не знают. Предлагаю познакомиться с новым растением Хлорофитум. Выношу растение, ставлю на стол.

(Дети встают вокруг стола)

Воспитатель: Ребята, это комнатное растение называется Хлорофитум. (повторяем с детьми 2-3 раза). Что мы можем сказать о стеблях? (Ответы детей)

Воспитатель: Они очень тонкие, пониклые; весной и летом на этих стеблях появляются сначала мелкие белые цветы, а потом крошечные розетки листьев. Иногда их называют «усы». Какой формы листья у этого растения? (Ответы детей). Длинные изогнутые листья, светло-зеленого цвета.

Воспитатель: Ребята, это очень неприхотливое растение, оно хорошо растет как в прохладных комнатах, так и в теплых помещениях. Требует умеренного полива. Хорошо растет и при искусственном освещении.

Воспитатель: Дети, давайте поиграем в игру. Употребите словосочетания «Красивое растение» в нужной форме. Д/У «Доскажи предложение».

  1. Воспитатель: Что это на столе? (красивое растение)
  2. Воспитатель: На ваших столах нет чего? (Ответы детей)
  3. Воспитатель: Подойдём к чему? (Ответы детей)
  4. Воспитатель: Что подарим маме? (Ответы детей)
  5. Воспитатель: Чем будем любоваться? (Ответы детей)
  6. Воспитатель: О чём мы сейчас говорим? (ответы детей)

(Дети идут на ковер, встают в круг).

Физминутка

На поляне выросли цветы, они очень хороши (потягивают руки в стороны)
К небу тянутся они, с ними вытянись и ты (потягивают руки вверх)
Ураган бушует иногда (машут, изображая ветер)
Опускаются цветочки с ними и стебелечки (наклоны)

После просыпаются и всегда улыбаются. (встают, изображая головки цветов поднятыми руками).

Воспитатель: Теперь мы познакомились еще с одним комнатным растением, которое растет в нашей группе. Я предлагаю вам сделать подарок для ваших мам. Подарить им Хлорофитум. Но как же нам это сделать? Ведь у нас только одно растение? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно! Мы нарисуем Хлорофитум.

(Дети проходят за столы).

  1. Перед рисованием сделаем гимнастику для глаз.
  2. Комплекс коррегирующей гимнастики для глаз.
  3. Частое моргание в течении 10 секунд.
  4. Усиленное сжатие и разжатие век, 6-12 раз.
  5. Частое моргание еще в течении 10 секунд для снятия напряжения.

Уточняю с чего следует начинать рисование, сначала обращаю внимание на форму горшка, объясняю, какую часть листа он должен занимать на рисунке. Затем предлагаю легкими движениями руки, тонкой кистью нарисовать несколько стебельков, идущих книзу, а на конце каждого нарисовать листочки(розетку). Затем нарисовать изогнутые листья — всем ворсом кисти, предлагаю внимательно рассмотреть, где расположены листья и стебли, чтобы их рисунок был похож на это комнатное растение.

Перед началом рисования предлагаю сделать пальчиковую гимнастику:

Пальчики друг с другом здороваются. Начинаем с мизинцев, затем безымянные, средние, указательные, большие. Затем в обратную сторону с большого пальца. (3-4 раза повторяем)

Самостоятельная работа детей.

Во время самостоятельной работы детей. Послушайте какую пользу приносит Хлорофитум для человека.

Хлорофитум является чемпионом среди цветов по пользе для человека. Одного этого растения оказалось достаточно, чтобы ослабить воздействие вредных веществ в помещении, где несколько часов работала газосварка. Причем очистительные свойства цветов заметно усиливаются, если положить в горшки активированный уголь. Кроме того, хлорофитум умеет убивать вредные для человека бактерии. Специалисты выяснили, что за 24 часа пребывания в небольшом помещении этот цветок почти полностью очищает воздух от вредных микроорганизмов.

Размещаем работы на доске.

При анализе детских работ предлагаю найти:

  • «фотографию» хлорофитума, который стоит на столе;
  • рисунок, где наиболее удачно переданы цвет и форма листьев;
  • рисунок, где изображен самый маленький хлорофитум;
  • самое большое комнатное растение;
  • самое яркое растение;
  • Когда наши работы высохнут, мы подарим их мамам. Я очень надеюсь, что вы запомнили какую пользу хлорофитум приносит людям, и обязательно расскажете об этом своим мамам.

Занятия "Рисование с натуры" являются одними из самых сложных в изобразительной деятельности детей. Данный вид рисования развивает зрительную память, пространственные представления, глазомерные функции, способности к анализу и синтезу.

При рисовании с натуры небольшие натуры раздаются прямо детям на стол . Например, листья, кубик. Большая натура ставится так, чтобы всем было видно , с соблюдением определенных правил.

Объект для рисования - игрушки, фрукты, овощи, растения, посуда. Объектов может быть несколько. Одинаковые (яблоки) и разные по форме и величине (ваза и апельсин).

Натура должна отвечать требованиям :

  • выразительная,
  • яркая,
  • реалистичная (естественная окраска, пропорции…),
  • эстетичная.

Натуру размещают приблизительно на уровень глаз ребенка (в литературе рекомендовано чуть выше или ниже глаз ребенка), располагают в профиль или фас. Натурные постановки могут объединять от одного до нескольких объектов, причем одни могут загораживать другие.

Рисование с натуры - это чаще всего предметное рисование. Плоскостное изображение в работах встречается больше чем объемное. Например, чашка. Набросок выполняется простым карандашом или краской нейтрального цвета.

Важно правильное восприятие и обследование натуры. Прорисовка в воздухе, проговаривание. Например, «Сначала листья идут вверх, потом слегка наклоняются и спускаются вниз».

От целостного восприятия объекта к детальному. То есть от больших деталей переходить к маленьким. И затем снова обратиться к целостному созерцанию. Например, сколько листьев, цветов, как расположены…

Задача рисования с натуры :

  • учить детей передавать реальные форму и цвет,
  • соблюдать пропорциональное соотношение частей,
  • регулировать силу нажима на карандаш,
  • соблюдать последовательность наброска.

Некоторые правила рисования с натуры для детей .

1. Рисовать точно так, как видим. Например, как фотоаппарат.

2. Измерять меркой.

3. Делать разметку (набросок, планировку) на листе.

Роль предварительной работы в успешной реализации рисунка огромна. Это детальное рассматривание растений, предметов на наяву и в иллюстрациях, картинках, фотографиях. Наблюдение везде - группа, прогулка. Игры на развитие наблюдательности и внимания. Например, «Я целое, а ты моя часть», «Что сначала, что потом?», «Грузим на баржу все что, есть на картине, дереве и т.д.» Чтение, беседы о предмете рисования. Лепка, аппликация по данной теме. Индивидуальная работа с детьми. Беседы с родителями, стендовая информация, выставки детских и семейных работ.

Таким образом, рисование с натуры развивает у детей зрительную память, пространственные представления, глазомерные функции, способности к анализу и синтезу. А также оно важно в подготовке старшего дошкольника к успешному обучению в школе.

Обучение рисованию с натуры в подготовительной к школе группе

Среди методов обучения детей подготовительной к школе группы большое место отводится рисованию с натуры - ведущему методу обучения в школе. В подготовительной группе он сочетается с другими методами, так как иначе невозможно осуществление всех воспитательных задач, стоящих перед детским садом.

При рисовании с натуры в данной возрастной группе имеются некоторые особенности . Ранее дети усваивали типичную форму, строение и цвет группы предметов, теперь — свойства , присущие конкретному предмету . Выбирая для рисования ветку, они должны заметить, что ветка имеет изгиб, известное количество листьев, почек и т. д., заметить и изобразить. Кроме того, несмотря на то, что в начале занятия дети хорошо рассмотрят и проанализируют предмет, тем не менее, возникает необходимость сопоставлять с ним создаваемое изображение, возвращаться к его восприятию.

Рисование с натуры приобретает характер, близкий к требованиям школы . Дети рассматривают и анализируют строение, форму частей, окраску предметов, которые используются в качестве натуры (весной это — ветки, цветы в вазе, комнатные растения). От детей требуется передача основных характерных свойств натуры, в частности оттенков цветов. Обращается также внимание на красивое расположение рисунка на листе (даются большие листы бумаги, рисунки делаются крупными).

Но в то же время методика использования натуры в подготовительной группе отличается от школьной . В детском саду не ставятся задачи обучения объемному изображению, передачи светотени, перспективных сокращений, сложных ракурсов.

В подготовительной к школе группе дети способны зрительно обследовать натуру , выделяя основные ее особенности . Опыт детей 6-7 лет настолько возрастает, что они уже могут дать анализ общей формы, частей, их положения на основе только зрительного восприятия без дополнительного участия других органов чувств. При этом предполагается, что предложенный предмет или подобные ему были знакомы детям ранее; неизвестные, впервые воспринимаемые предметы таким образом рисовать нельзя.

В изобразительном искусстве всякий рисунок начинается с легкого наброска - положения всего предмета, его частей, их пропорций.

Дошкольнику легче строить рисунок, переходя от одной части к другой, что ведет часто к нарушению пропорций. Поэтому в подготовительной группе следует учить детей воспринимать объект в целом , выделяя самое характерное в его формах, сделать самостоятельно набросок и только после этого приступать к передаче точных форм и деталей .

Сначала они учатся анализировать объект с помощью воспитателя , затем постепенно дети начинают это делать самостоятельно .

На нескольких первых занятиях после рассматривания натуры воспитатель сам показывает, как делать набросок . Когда дети усвоят основное правило - наметить легкой линией общий контур натуры без деталей, необходимость показа воспитателя отпадает. Воспитатель помогает детям сравнивать рисунок с натурой, находить ошибки и способы исправления.

В подготовительной группе становится разнообразнее и сама натура, и ее постановка . Предметы могут быть разного размера : более крупные, которые ставят на расстоянии для всей группы детей, и мелкие, которые ставят на столы для 2-3 детей. У детей старшего возраста уже есть навык зрительного восприятия натуры, им не нужно ощупывать ее, как это делают дети 4-5 лет. В качестве натуры в подготовительной группе могут быть использованы веточки с листьями, цветы, ягоды, игрушки и другие разнообразные предметы небольшого размера . Близкое расположение натуры чаще привлекает к ней внимание ребенка: он сравнивает ее с рисунком.

Кроме того, ценность такой «индивидуальной» натуры в том, что она позволяет сосредоточить внимание на ее характерных особенностях . Воспитатель подбирает однородную натуру с небольшими вариациями: на одной веточке - 3 ответвления, на другой - 2, у одной - все листики смотрят вверх, а у другой - в разные стороны. На это различие обращается внимание детей при объяснении задания и анализе натуры; им предлагается рисовать свою веточку так, чтобы потом можно было ее узнать. В конце занятия может быть проведен интересный анализ отыскания по рисунку натуры или по натуре рисунка. Здесь повышается внимание детей ко всем деталям.

Рисованием натуры помогает развивать чувство композиции при передаче пространства . Дети очень быстро овладевают умением располагать предметы на большом пространстве вблизи и вдали при рисовании с натуры окружающей природы. Например, они рассматривают с воспитателем из окна пространство между двумя деревьями: близко к детям расположена лужайка, за ней - река, далее - поле, а там, где небо как бы сходится с землей, видна узкая полоска леса, где даже нельзя разобрать отдельные деревья. Дети начинают рисовать, переходя от близлежащих предметов к отдаленным, начиная с нижнего края листа. Им становится ясным, что означает рисование на широком пространстве. Пустота между землей и небом исчезает.

В подготовительной к школе группе можно ввести такие занятия, когда рисуют с натуры сразу несколько предметов. Полезно поставить на видном месте не один предмет, а два-три разной величины и формы. Сравнивая один предмет с другим, дети лучше улавливают их сходство, различие и отражают свои представления в рисунке.

Иногда можно проводить такие занятия рисованием, на которых весь процесс изображения соответствует натуре : передается не только форма каждого предмета, но и относительная величина их и взаимоположение (что стоит справа, что слева, в середине, близко или подальше). При этом дети замечают, что с разных мест группу предметов видно по-разному, одни предметы частично загораживают другие. Часть детей быстро, с первого же занятия, овладевают способностью охватывать взором группу предметов в их взаимоотношениях и переносить увиденное целое на бумагу. Другие же в течение нескольких занятий рисуют предметы врозь, располагая их по всему листу бумаги, искажают их величинные и пространственные отношения. Однако через несколько месяцев после начала этих занятий все дети овладевают способами изображения нескольких предметов с натуры в простейшем плоскостном выражении. Новое достижение доставляет детям большое удовольствие. Частичное загораживание одних предметов другими они используют затем в сюжетных рисунках по представлению.

При обучении детей изображению с натуры основное внимание надо направлять на соотношение предметов по величине , а форму каждого предмета дети должны рисовать без особых затруднений.

Рисунки могут выполняться графитным карандашом с последующим раскрашиванием акварелью . Воспитатель учит детей наносить контур легкой тонкой линией, чтобы можно было исправить неточности. Когда правильная линия контура найдена, ребенок просит воспитателя стереть все лишнее, ненужные линии (мы не советуем давать резинку детям в руки: во многих случаях они используют ее недостаточно разумно и портят начатый рисунок). В некоторых случаях можно предложить детям рисовать только мягким графитным карандашом . Для этой цели следует подобрать нецветущие комнатные растения, в окраске которых отчетливо видны разные оттенки зеленого цвета.

Рисование с натуры простым графитным карандашом (узамбарская фиалка)

Рисование с натуры простым графитным карандашом (сансевьера)

Детей надо научить не только передавать форму всех частей натуры, но и тоновые отношения : темные листы покрыть штриховкой более густо, при закрашивании светлых — легко нажимать на карандаш. Этот технический прием детям уже знаком. На данном занятии его надо вспомнить. Не следует думать, что перед детьми ставится задача передать светотень. Достаточно при анализе растения обратить внимание на то, что одни части растения светлее, другие темнее, и это отразить в рисунке.

Рисование с натуры требует особого внимания к цвету . Каждый предмет имеет свой оттенок цвета: он не просто желтый или зеленый, а желтый или зеленый определенного оттенка. Кроме того, одни предметы оказываются темнее, другие светлее. Задача воспитателя — научить детей видеть и передавать эти оттенки.

Многие дети хорошо замечают оттенки цвета в натуре и дают им подчас очень точные названия, но им трудно найти подходящий цвет краски и тем более составить его. Воспитательница предварительно сама пробует найти нужные оттенки акварельных красок или получить их, составляя из нескольких красок. Показывая, какие краски выбирать и как их смешивать, воспитательница задает детям вопросы, старается, чтобы они получали нужные тона самостоятельно или с некоторой ее помощью. Иногда дети превращают смешивание красок в самостоятельное интересное занятие и разводят большое количество краски, тогда как для рисунка ее требуется совсем немного. Надо учить детей брать столько краски, сколько нужно: чаще всего к более светлой краске понемногу прибавляется более темная, например к желтой или светло-зеленой — синяя или коричневая для получения темно-зеленой.

Рассмотрим методику проведения занятий - рисование с натуры.

Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает ребенка к дальнейшей учебной работе.

Рисование с натуры. «Комнатное растение»

Программное содержание . Учить детей передавать характерные особенности растения (строение и направление стебля, листьев), форму цветочного горшка. Учить видеть тоновые отношения (светлые и темные места) и передавать их в рисунке, усиливая или ослабляя нажим на карандаш. Развивать мелкие движения руки (при изображении мелких частей растения). Формировать умение регулировать рисовальное движение по силе. Закреплять умение хорошо располагать изображение на листе.

Материалы к занятию. Комнатное растение (типа аспарагуса, традесканции).

Методика проведения занятия . Обследовать растение, активно включая детей, вызывая их для показа у доски на правления стеблей, формы горшка. Спросить детей, все ли части растения одинаковы по цвету, предложить отметить, где светлее, где темнее; спросить, как это можно передать в рисунке одним простым карандашом. Если дети не ответят, показать, как разный нажим на карандаш передает разный тон (светлее, темнее). Во время анализа отметить те рисунки, где правильно передан характер растения и тоновые отношения, изображение хорошо расположено на листе.

Связь занятия с другими сторонами воспитательной работы . Рассматривание комнатных растений (разных), сравнение, уточнение характерных особенностей. Уход за растениями.

НОД «Комнатное растение фиалка».

Нетрадиционная техника рисования (для детей подготовительной группы)

Тема : Комнатные растения « Фиалка » Нетрадиционная техника рисования гуашь+ оттиск смятой бумагой.

Цель : Закрепить знания детей о комнатных растениях и приемах ухода за ними.

Углубить знания о лекарственных свойствах комнатных растений .

Создать композицию « Фиалка »

Воспитывать стремление беречь и любить растения , ухаживать за ними.

Интеграция областей : «Социализация» , «Познание» , «Коммуникация» , «Художественное творчество» , «Физическая культура» .

Задачи :

Образовательные :

1. Расширять представления детей о комнатных растениях .

2. Углубить знания о лекарственных свойствах комнатных растений .

3. Совершенствовать умение правильно держать кисть.

Развивающие :

4. Расширять словарный запас детей .

5. Развивать чувство цвета и композиции.

Воспитательные :

7.Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

8.Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями .

Материалы : альбомный лист, кисти, гуашь, простой карандаш, салфетка для кисти, баночка с водой, тонкая бумага для оттиска.

Иллюстрации с изображением комнатных растений : бегонии, фиалки , герани, кактусов, алоэ, и др.

Ход деятельности.

Воспитатель : Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, что мы будем рисовать .

Воздух очищают

Создают уют

На окнах зеленеют

И зимой цветут.

Дети : Цветы.

Воспитатель : Ребята, а зачем людям нужны цветы ?

Дети : они украшают помещение, растения создают уют , очищают воздух, обогащают его кислородом, положительно влияют на настроение людей.

Воспитатель : да, трудно представить нашу жизнь без цветов. Ценили их и наши предки. Многие народы издавна проводили праздники в честь цветов. Греки и римляне отмечали праздник гиацинтов и лилий, англичане – незабудок и анютиных глазок, голландцы – тюльпанов.

Мы сегодня поговорим о комнатных растениях , почему же их называют комнатными ?

Дети : Потому что растут и цветут эти растения в помещении .

Воспитатель : А у вас дома есть комнатные растения ? Кто за ними ухаживает? Какие комнатные растения вы знаете ? (Ответы детей )

Воспитатель : У нас в детском саду тоже есть комнатные цветы . Есть цветы и в нашей группе . Но, ребята, чтобы комнатные растения приносили нам столько пользы, были красивыми и хорошо цвели, за ними необходимо ухаживать.

Кто знает, как нужно ухаживать за комнатными растениями ?

Дети : их нужно поливать, рыхлить, опрыскивать, протирать листочки от пыли, мыть, обрывать сухие листья.

Воспитатель : живые ли комнатные растения ?

Да, живые, так как они дышат всеми органами: листьями, стеблями, корнями, пьют, растут . Поэтому за растениями надо ухаживать .Всем растениям для роста нужен свет, вода, воздух, тепло.

Воспитатель : Ребята, а какой водой нужно поливать растения ?

Дети : Талой, комнатной температуры .

Воспитатель : Растения чувствуют добро , ласку. К доброму человеку растения тянутся , они его не боятся. Цветы замирают, когда к ним подходит бездушный человек, который не любит ухаживать за комнатными растениями . У таких людей растения плохо растут , цветут, часто погибают. Растения любят добрые руки , даже ласковые слова.

Воспитатель : Знаете ли вы, что есть растения лекари , их называют домашним доктором.

Одно из них алоэ . Возьми листик алоэ, выдави из него сок и закапай в нос - сразу чихать перестанешь, раздели лист алоэ на две половинки, приложи мякотью к больному пальцу и привяжи - боль утихнет.Понюхав цветы герани перестанет болеть голова.

Физминутка «На лугу растут цветы »

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. (Потягивания - руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (Потягивания - руки вверх)

Ветер дует иногда,

Только это не беда. (Махи руками)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. (Наклоны)

А потом опять встают,

И по-прежнему цветут.

Существует множество разновидностей фиалок .

Самые красивые из них фиалки с махровыми листьями. Рассмотрим их внимательно.

Край лепестка как бы обведён другим цветом. Синие листья обведены белой бахромой, красные фиолетовой и т. д.

Воспитатель : Каким цветом обведены белые цветы?

Дети : Синим.

Воспитатель :

Я предлагаю нарисовать фиалку , используя нетрадиционный метод в рисовании – оттиск смятой бумагой. С помощью этого способа у нас должно получиться много красивых махрово –бахромчатых цветов, которые смотрятся, можно сказать «пушистыми» .

А где у нас растут цветы?

Дети : В горшочке.

Воспитатель : Правильно. Давайте назовём форму горшка?

Дети : Трапеция перевёрнутая.

Воспитатель : что больше горшок или наше растение ?

Дети : Растение .

Воспитатель : То есть большую часть нашего альбомного листа будет занимать растение .

Располагаем лист вертикально. Делаем набросок карандашом. Как мы работаем простым карандашом?

Дети : Сильно на карандаш не нажимаем, по несколько раз не обводим.

Воспитатель : С нижней части альбомного листа нужно отступить небольшое расстояние - рисуем стол: проводим горизонтальную линию слева направо. На столе делаем набросок горшка в форме трапеции: у нас нижняя часть горшка – дно - уже, чем верхняя его часть.

После того, как сделан набросок карандашом, выполняем работу в цвете. Какие цвета будем использовать?

Дети : Для горшка – коричневый, для листьев – зелёный, цветы - фиолетовым с желтой серединкой.

Воспитатель : Берем бумагу для оттиска – сминаем её, одну сторону смятой бумаги красим фиолетовым цветом кистью, и способом « печатания » рисуем цветы. Их много, поэтому делаем много отпечатков цветов.

Листья дорисовываем кистью зеленым цветом, и горшок, соответственно, коричневым.

Воспитатель : Как получить яркий цвет?

Дети : Нужно использовать меньше воды, больше краски.

Воспитатель : стол и фон раскрашиваем разными цветами на ваш выбор.

Самостоятельная работа

(дети самостоятельно рисуют цветы)

Итог :

Воспитатель : Какие комнатные цветы вы знаете ?

Дети : Бегония, фиалка , глоксиния, герань, кактус.

Воспитатель : Какие цветы называют домашним доктором?

Дети : Алоэ.

Воспитатель : Какой цветок мы сегодня нарисовали ?

Дети : Фиалка .

Воспитатель : А ещё мы узнали новый способ изображения в рисовании , который называется?

Дети : Оттиск смятой бумагой.

Воспитатель : Да, верно, молодцы! И у вас получились замечательные фиалки ! А как вы думаете, какие еще комнатные растения можно изобразить таким же способом?

Дети : герань, бегония и др.

Воспитатель : да, верно, но что будет их основным отличием друг от друга?

Дети : величина, форма, цвет листьев и цветов комнатных растений .

Воспитатель : Да, молодцы, дети! Всем спасибо.

Задачи:
Познакомить детей с новой техникой рисования «по сырому». Совершенствовать технику рисования акварелью.
Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию.
Развивать интерес к природе и отображению представлений в изобразительной деятельности.
Развивать художественный вкус, фантазию, творчество.

Материалы: Белые листы А3, акварельные краски, кисточки разных размеров, баночки с водой, губки, салфетки, палитры.

Методические приёмы:
1.Игровая ситуация, с использованием художественного слова.
2.Показ и объяснение педагога.
3.Наблюдение за работой детей.
4.Анализ работ.

Ход занятия:

1.Игровая ситуация, с использованием художественного слова.

Ребята, хотите почувствовать себя волшебниками?
Но, сначала вам нужно отгадать загадки.
(Отгадывание загадок сопровождается показом картинок).

Горделивая сестрица,
Всех цветов она царица.
Страшен ей приход мороза.
А зовут царицу… (роза)

Длинный тонкий стебелек,
Сверху — алый огонек.
Не растенье, а маяк —
Это ярко-красный … (мак)

Замечательный цветок,
Словно яркий огонек.
Пышный, важный, словно пан,
Нежный бархатный… (Тюльпан)

Много лепесточков острых —
Красных, желтых, белых, пестрых.
На меня ты погляди-ка,
Называюсь я… (Гвоздика)

Вот колючие кусты,
Лучше их не трогай ты.
Родственник красотки розы
Затаил в шипах угрозу.
Хоть не кактус, не терновник,
Но колюч в саду …(Шиповник)

А сейчас, как я и обещала, мы ненадолго станем волшебниками. Мы будем рисовать волшебные цветы, но не на простой бумаге, а на мокрой. Когда рисунки выполняются на мокрой бумаге это дает эффект размытых краев и вливания одного цвета в другой. Этот приём сделает наше рисование волшебным, удивительным и сказочным. Посмотрите, как это сделаю я, а затем и сами попробуете нарисовать эти замечательные цветы.

2.Показ и объяснение педагога.
Важным инструментом сегодня станет губка. Мы смочим ею наш лист. Это самое главное в технике рисования по сырому листу. Нужно найти золотую середину: слишком сухой лист не позволит краске красиво растекаться. Если же воды слишком много, краска растечется по всему листу и так же рисунок может не получится. Смачивается лист быстрыми движениями, рука движется свободно. Можно не смачивать весь лист сразу, а смочить только то место где будете сейчас рисовать. Не забывайте, что при работе по сырому фону, краска будет растекаться так, как ей вздумается, в этом и есть суть работы — получить непредсказуемое изображение.
Рисуем кистью круг любого цвета. Теперь, пока бумага не высохла и «первый» цвет течет, ставим пятнышко с контрастным цветом. Вот у нас получился цветок. Можно добавить ещё несколько цветных штрихов или пятен. Кисточка слегка касается листа, краска ложится красиво, образуя волшебные переливы. Она растекается…так и должно быть!
Далее рисуем таким же способом еще несколько цветов. Нарисуем стебли и
листья. Можно добавить фон.
Перед тем, как начать рисование, предлагаю вам представить себя красивыми цветами.

Физминутка «На лугу растут цветы»:

На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Повороты - руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания - руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.

— Отдохнули. Теперь приступим к работе.


Самостоятельная творческая деятельность детей

Гимнастика для глаз “Весёлая неделька” :

— Всю неделю по — порядку,
Глазки делают зарядку.
— В понедельник, как проснутся
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
— Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
— В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)
— По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
— В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)
— Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)
— В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)-
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!

— Какие разные, интересные получились цветы. Я считаю, что все работы оригинальные, по-своему волшебны и очень красивы. А теперь давайте мы с вами оформим выставку «Волшебные цветы» и поместим туда все ваши работы.

Загрузка...
Top