Православие о божьем суде презентация опк. Учение православной церкви о частном суде по смерти и всеобщем суде христовом

Урок 6 (23). Православие о Божием суде.

Вы узнаете:

Как видеть в людях Христа

Почему христиане верят в бессмертие

СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ

1. Расскажите, какими вопросами друг ко другу могли бы обменяться Бог и человек при встрече.

2. Есть такое латинское выражение – casus belli (казус белли; повод к войне). Во все века у всех народов законным поводом к началу войны считалось убийство иностранных послов. Посол и пославший его правитель считаются одним и тем же лицом. Оскорбление посла – оскорбление правителя и страны. Скажите, а можно ли человека считать послом Бога на земле? Если да – то как же надо относиться к людям?

В календаре православной церкви чередуются радостные праздники и строгие посты. Церковное значение слова пост очень близко с воинским значением этого же слова. Это стояние на страже. Человек охраняет себя от плохих слов, поступков, действий. И, как ни странно, – от хорошей, вкусной, дорогой пищи. Святой Иоанн Златоуст так объяснил значение поста: подсчитай, сколько тебе стоит обычный обед. Теперь подсчитай, сколько тебе будет стоить обед без мяса. Купи себе постную (более дешевую) еду, а разницу отдай нищему.

В Евангелии есть притча о том, какое значение такая копеечка может иметь для судьбы человека:

В последний день мировой истории все люди, все народы, когда-либо жившие на земле, соберутся перед лицом Христа. После всеобщего воскресения Христос «отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлищ; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлищ - по левую».

Люди спросят Его: почему Ты осудил нас? Христос же ответит: отчего, когда Я был голоден, вы не дали Мне есть? Почему, когда Я жаждал, вы не напоили Меня? Я был странником, а вы не приняли Меня. Я был наг, и вы не одели Меня. Я был болен и был в тюрьме, но вы не посетили Меня...

Недоумевающие люди вопрошают – но мы не видели Тебя голодным или просящим у нас ночлега. Если бы мы знали, что Ты в больнице, к Тебе-то уж точно мы зашли бы с гостинцем!

Христос же отвечает: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из людей, то не сделали Мне.

Это значит, что каждое доброе или злое слово, сказанное любому из людей, Бог принимает на свой счет. Помощь, оказанная случайному незнакомцу или давно знакомой родной бабушке – это помощь Богу. Но оскорбление, нанесенное любому из людей, Бог принимает как нанесенное Ему, то есть как Богохульство. Своим ученикам Христос говорит: Меня вы почитаете? Тогда точно с таким же благоговением относитесь к любому человеку! Любой человек – посланник Неба на земле!

В культуре христианских народов есть много рассказов о том, как человек совершал некие добрые или злые действия по отношению к незнакомцу, а тот вдруг оказывался Самим Христом. Например, поэт Вячеслав Иванов в свою повесть о Светомире царевиче включил такой эпизод:

На берегу предстал царевичу великан. Сам исполин какой-то косный, косматый, будто страховидный, но глаза из-под густых бровей глядели нежно и ласково сияли. Царевич обратился к нему улыбаясь: «Как величать тебя, добрый человек?»

Я Христофор… Пришла мне с юности охота послужить самому сильному господину. Нашел я царя, самого сильного, и подвизался на него работать как на своего господина. А как услышал, что царь тот боится черта, ушел я черту служить. Да увидел я однажды как черт от креста бежит: Распятого боится. Ну, и пошел я тогда искать Распятого. Забрел в пустыню, а там старец отшельник стал мне сказывать про Христа. Я и говорю ему: «По всему вижу, что Он сильнейший. Ему и послужу». И слышу раз ночью слабый голос зовет. Вижу у воды младенца, молит жалобно его перенести. Взял я палку, посадил дите на плечо себе. Иду. А вода подымается, гудит, ревет, не пускает, поглотить грозится. Ребенок претяжелый стал, через силу несу. Помирать, думаю, час настал. Боюсь лишь не загубить бы дитятю. Насилу добрался до берега. И говорю младенцу: «Тяжел ты был, точно я бремя всего мира на себя взял». А он мне говорит: «Оно не удивительно, что тяжело тебе было, ибо ты нес мир и Творца мира». И, видя мое удивление, еще говорит: «Я Христос, Которого ты ищешь». И тут же Он и окрестил меня, и Христофором назвал» (имя Христофор в переводе с греческого означает тот, кто несет Христа).

За словами Христа («что вы сделали одному из….») таится подсказка – как вести себя в трудной жизненной ситуации. Если тебе плохо – оглянись. Найди человека, которому, может быть, еще труднее, чем тебе. Помоги ему. Если не деньгами, то добрым словом и добрым взглядом, улыбкой. Может быть, от этого человека ничего доброго к тебе не вернется. Но у Бога много людей. И то, что ты одолжил одному, может вернуться через другого.

В Библии есть совет о том, как Бога сделать своим должником: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (в церковно-славянском переводе это звучит очень емко и мелодично: «милуяй нища взаим дает Богови»).

Эти слова означают, что свой долг такому человеку Бог возвращает всегда, но не всегда той же валютой. Человек дал бедняку рубли. А взамен от Бога он может получить… Нет, не деньги, а доброе бессмертие.

Главное воздаяние, которого и ждут и боятся верующие люди – на Божьем Суде.

Человеческая жизнь на земле не бесконечна. Поэтому во все века люди пытались понять, что же там, за порогом земной жизни.

Человеческая жизнь на земле не бесконечна. Поэтому во все века люди пытались понять, что же там, за порогом земной жизни. Конечно, это тайна для всех, и потому об этом можно говорить только языком притчи.

Если кто-то общался с людьми по Интернету, а потом его компьютер поломался, означает ли исчезновение человека из Интернета его смерть? Вот так и поломка тела не уничтожает душу.

Убеждение многих древних религий можно пересказать современным образом: тело подобно ракете, которая за несколько коротких минут выносит космический корабль в его долгий полёт. Все вы видели телевизионные кадры, на которых ракета-носитель, отработав свое, отходит от космического корабля и валится вниз, тогда как разогнанный ею корабль продолжает стремиться вперед.

Тело умирает, а человек – нет. Просто его душа перестает пользоваться телом.

Великая русская поэтесса Марина Цветаева жила среди людей, которые громко заявляли о своем неверии в Бога и в бессмертие души. К ним Цветаева обратила очень напряженные строки:

Все таить, чтобы люди забыли,

Как растаявший снег и свечу?

Быть в грядущем лишь горсточкой пыли

Под могильным крестом? Не хочу!

Каждый миг, содрогаясь от боли,

К одному возвращаюсь опять.

Навсегда умереть! Для того ли

Мне судьбою дано все понять?..

Слушайте! я не приемлю!

Это - западня!

Не меня опустите в землю,

Кроме того, христианин полагает, что даже поломки души (т.е. грехи) не могут ее уничтожить. Но они могут ее искалечить. Бессмертие человека может не обрадовать его. Качество бессмертия зависит от качества любви.

Представь, что к тебе приехал погостить твой почти незнакомый дальний родственник. Он привез для тебя множество очень хороших подарков. Он привез для тебя множество очень хороших подарков. Но просто он забыл, что за те годы, что вы не виделись, ты очень вырос. А он такие замечательные погремушки тебе привез! И очень хорошую детскую коляску! А тебе уже 11 лет…

Вот так человек перерастает много хороших вещей и радостей. И как раньше он вырастал из своих детских одежд, так однажды он перерастет свое тело.

Помните ли вы хоббита Бильбо из «Властелина Колец»? А его жалобу на то, что он застрял в бессмертном теле?

«Мне нужен отдых, долгий отдых, Гэндальф. Я ведь говорил тебе раньше... Я старый. Да, знаю, по мне не скажешь, но вот внутри... Во мне все как-то тает. Ну, как будто кусок масла размазывают по слишком большому куску хлеба. Это же неправильно, да?». Гэндальф объяснил: «Тот, кто владеет одним из Великих Колец, не уми-рает. Правда, и не живет тоже. Он просто продолжается до тех пор, пока не устанет от ноши времени. А если он еще и часто прибегает к Кольцу, для невидимости там, или для чего другого, - участь его еще горше. Он словно истачивается о время, бледнеет, выцветает, пока не сходит на нет, пока не исчезает для этого мира навсегда, и потом он вечно обречен бродить в нездешнем сумраке под всегдашним взором темной силы, которой подвластны кольца. Так неизбежно случится, дело только во времени. Если обла-датель Кольца крепок духом и чист в помыслах – позже; в прочих случаях - раньше, но темная сила неминуемо под-чинит его себе. - Ужас какой - вырвалось у Фродо».

Полагаю, вы все знаете светлую сказку про Маленького Принца.

Автор этой сказки, французский писатель, вместе с нашей страной воевавший против фашизма, Антуан де Сент-Экзюпери (воевавший и погибший на этой войне), так описал свое отношение к предстоящей смерти: «Только в тот миг, когда отдаешь это тело, с изумлением обнаруживаешь, как мало оно для тебя значит. Когда разрушается тело, становится очевидным главное... Человек перестал интересоваться собой. Ему важно лишь то, к чему он причастен. Умирая, он не исчезает, а сливается с этим. Он не теряет, а находит себя. Подумаешь тело! Да мне на тебя начхать! Я выброшен из тебя вон, у меня нет больше надежды, и ничего мне не нужно! И отвергаю все, чем я был до этой минуты. Не я думал о чем-то. Не я чувствовал это. То было мое тело. С грехом пополам я вынужден был дотащить до той секунды, когда вдруг обнаружил, что оно не имеет для меня никакого значения... И я живу не ожиданием смерти в каждую ближайшую секунду: я живу воскресением, наступающим сразу вслед за секундой предшествующей».

Смерть воспринимается в религии как последний переход. Но куда? Это зависит от того, научился ли человек любить. Мы часто делаем вид, что любим, а на самом деле просто используем людей Нам приятны их подарки и их лестные отзывы о нас. А без подарков, человек сам по себе, останется ли нам дорог?

Последнее взросление и последний переход – это выход из тела, то есть смерть. Как раньше человек вырастал из своих детских одежд, так однажды он перерастет своё тело. Его душе станет нужно то, что сможет принести радость именно ей, а не телу, которое стало слишком тяжелым и тесным. Но научился ли уходящий человек ценить именно такие, духовные и вечные радости?

Теперь понятно, почему у православных христиан Великий Пост начинается именно с напоминания евангельской притчи об овцах и козлищах. Успех поста измеряется не тем, сколько и какой пищи человек съел или не съел, а тем, смог ли он стать строже к себе и добрее к другим.

Если человек не любил Бога и других людей, то он и в вечности останется одиноким.

Один американский писатель-фантаст представил такой картину. Ученые создали идеальный скафандр. Он собирает влагу, выделяемую человеком при дыхании, очищает его и позволяет вновь ее пить. Все системы в нем работают по «замкнутому циклу» и поэтому в нем можно жить годы. И вот космо-навт шагнул в космос в этом скафандре и… оторвался от корабля. Найти маленького человечка в огромном космическом пространстве нельзя. Он видит Землю. А Земля его не видит… День за днем он смотрит через свой шлем на голубую Землю, пытаясь дотянуться, добраться до нее, протягивая к ней перчатку скафандра, гадая, там ли еще мои друзья. Шли годы, и шлем заполнялся отросшими волосами, которые, посте-пенно спадая на лоб и давя со всех сторон, оконча-тельно скрыли от человека единственное, что было ему доступно, - панораму Земли. Ведь он не мог убрать их в сторону. Земля в первые два года медленно исче-зала за завесой волос, откуда пробивался лишь сла-бый свет. И вот пришло время, когда он уже не мог опре-делить, там, в космосе, спит он или бодрствует, на-ходясь где-то между сном и явью. Мысли смеша-лись, поскольку не было никого рядом, даже при-сутствия человеческого голоса, чтобы напомнить мне о реальности. В течение десяти лет дышать станови-лось все труднее из-за разросшихся волос. Борода опутала лицо, стала забиваться в рот и беспре-рывно щекотать нос. И никто не пришел…

Кроме того, христианин помнит и о том, что бессмертен не только он, но и те, кого он обидел. Автобусы на улицах наших городов полны бессмертными. Мы на бессмертных женимся, бессмертных мучаем и унижаем. Каждый из нас переживет Вселенную и увидит смерть галактики. Поэтому надо успеть примириться с людьми до своего (или их) последнего Перехода. Все бессмертны. И каждому надо будет обрадоваться. И с каждым быть всегда. А скажешь о ком-то – «Я с ним не хочу быть в раю!» - и Христос скажет – значит, ты от Меня отрекся… Оставайся тогда один со своими капризами.

Один современный поэт сказал: «никому нет конца – даже тем, кто не с нами». Они же тоже будут уже приняты Богом. Значит, они станут другими, они станут добрее. А если я по старой своей памяти буду на них сердиться – я причиню себе ненужную боль. Поэтому надо успеть примириться с людьми до своего (или их) ухода из земной жизни.

Таков четвертый мотив христианина для того, чтобы творить добро.

Древнерусская летопись:

Прислали греки к князю Владимиру философа. Он показал Владимиру завесу, на которой изображено было суд Господень. Владимир же, вздохнув, сказал: "Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева". Философ же сказал: "Если хочешь с праведниками справа стать, то крестись". Владимиру же запало это в сердце, и сказал он: "Подожду еще немного", желая разузнать о всех верах. И дал ему Владимир многие дары и отпустил его с честию великою.

А потом остановится точное сердце.
Ты увидишь: на прочной, безжалостной дверце
Тяжеленный висячий (как дачный) замок.
Отопрешь - значит, умница - душу сберег.

Извини, я сейчас умираю впервые.
А какие ключи? Говори, не таи!
- А ключи, как законы Господни, простые -
Это общие благодеянья твои.

(Евгений Степанов)

Знавал я нищего: как тень,

С утра, бывало, целый день

Старик под окнами бродил

И подаяние просил;

Но все, что в день насобирал,

Бывало, к ночи раздавал

Больным, калекам и слепцам,

Таким же нищим, как и сам.

(Яков Полонский)

Пока живу - Тебе молюсь,
Тебя люблю, дышу Тобой.

Когда умру – с Тобой сольюсь,

Как звезды с утренней зарей.

Хочу, чтоб жизнь моя была

Тебе немолчная хвала,

Тебя за полночь и зарю,

За жизнь и смерть – благодарю!

(Дмитрий Мережковский)

Тихо плывут паутинные нити.

Солнце горит на оконном стекле.

Что-то я делал не так, извините!

Жил я впервые на этой земле.

Я ее только сейчас понимаю,

К ней припадаю и ею клянусь,

И по другому прожить обещаю,

Если вернусь.

Но ведь я не вернусь…

(Роберт Рождественский)

ВРЕЗКА Копилка русского языка:

Притча – это вроде бы бытовая житейская история, но в содержащая в себе глубокий нравственный смысл.

1. Как вера в Божий суд влияет на поступки человека?

2. Почему нищий раздавал подаяние? Какими словами вы можете описать его душу?

3. Добрыми людьми могут быть только христиане? Обсудите это с одноклассниками

4. Какие нерелигиозные мотивы, понуждающие к доброй жизни ты знаешь?

5. Значимы ли они и для жизни христианина?

6. Продолжи фразу: Святой Христофор перенес Христа через реку. А Колумб, названный в честь святого Христофора, перенес христиан…

7. Перечисли вместе четыре мотива, поощряющих христиан к творению добра.

ГОТОВИМСЯ К СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧЕПодготовьте ответы на вопрос - для чего люди ходят в храм?

Урок 7 (24) Таинство Причастия

Вы узнаете:

Как Христос передал Себя ученикам

Что такое церковное таинство

СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ

1. Какие вопросы о православии вы накопили? Кому и где вы их будете задавать, если мы не успеем обсудить всё на наших уроках?

2. Мы много говорили о христианской этике. Но этика - лишь один из элементов христианства. Как вы думаете, раз христианство это религия, то можно ли предположить, что в самой его сердцевине есть место для необъяснимого чуда?

Вы уже немного знакомы со своим телом. Вы знаете, что можете есть очень разные продукты. Но ваши органы пищеварение все переработают и перестроят именно в ваше тело. Ты съешь яйцо – но не станешь курицей. Ты съешь банан - и все же не станешь пальмой.

Впрочем, не всё человек может переварить. Есть такие вещества, что, проглотив их, человек отравится и даже может умереть.

Но в религиозном мире есть представление о том, что может быть еще и третье отношение человека и пищи. То, что человек вкушает, может изменить его. Живая вода может оживить. Эльфийский хлеб может прибавить невероятные силы. Волшебный пирожок может уродца превратить в красавца.

В Евангелии же говорится о том, что может быть еще более чудесное преображение.

Перед Своим уходом на Крест Христос собрал апостолов. Это было прощальная трапеза. Она так и называется на разных языках – «Последний ужин» или «Тайная вечеря».

Был четверг. В пятницу Христос прольет Свою кровь за людей. Но еще за несколько часов до этого Он берет в руки чашу с вином и говорит апостолам: «Пейте все. Это – кровь Моя нового завета, которая за вас и за многих изливается».

После этого Он разломил хлебную лепешку и протянул апостолам со словами: «Вкусите (ешьте). Это – Тело Мое, ломимое во оставление грехов».

Христос завещал – «творите это в Мое воспоминание».

Мы с вами уже знаем, что, согласно Евангелиям, Христос, хотя и принял смерть на кресте, но затем воскрес. Мы также с вами уже говорили о том, что христиане надеются вслед за Христом стать участниками радостного всемирного Воскресения. То есть: Пасха Христа произошла в прошлом. А пасха всех остальных людей предполагается в будущем. Как же перебросить мост между ними?

Связью между этими двумя пасхами считается причастность каждого христианина телу воскресшего Христа: «если воскресло тело Христа, то ради того, чтобы моя бессмертная душа вновь соединилась с моим же телом, то есть ради своего воскресения я сам должен стать частичкой Христа».

А чтобы люди стали частичками Христа, Его «причастниками», Христос на Тайной Вечере дал людям Свое Тело. Но чтобы люди не пугались – Свои Тело и Кровь Христос дал людям в виде хлеба и вина.

О хлебе причастия Христос сказал: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Я воскрешу всякого верующего в последний день. Хлеб, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем».

Мы видим, какое высокое значение Христос придает причастию Его Телу. Однако, было бы странно, если бы возможность пойти таким путем Христос оставил только для двенадцати своих учеников. Если Христос говорит, что Его Хлеб нужен всем людям – значит, всем людям, когда бы они ни жили, Он должен был бы и предоставить возможность для вкушения этого Хлеба.

Первыми «причастниками» стали апостолы. Затем ту святыню, которой они стали причастны, они передали другим людям.

Эта возможность делиться друг с другом святыней Христа связана с тем, что называется словом «Церковь».

Христос сказал «создам Церковь Мою». Слово «церковь» имеет два смысла. Это 1) собрание христиан и 2) это храм, то есть место, где христиане собираются для причастия. Христос имел в виду не здание, а именно людей.

То слово, которое стоит в греческом тексте Евангелия (а именно на этом языке написаны эти книги), означает «собрание» (экклесиа). Точнее – вы-борка. Это те люди, которые вышли из общего строя, потому что осознали какую-то особую, но объединяющую их задачу.

Поначалу этих из-бранных было всего 12 человек. Именно им Христос дал чашу причастия. Но сказал не таить ее, а передать всем людям, которые будут с благодарностью вспоминать жертву Христа.

Мы помним, что в жизни христиан есть очень важное для них слово – «благодать». Это добрый дар от Бога к людям, а точнее – действие Бога в человеке. Так вот, согласно Библии, Христос Своим апостолам дал обещание отзываться на их молитвы, и когда они будут просить о ниспослании благодати – давать ее. «Где двое или трое собраны во имя Мое – там и Я есть» - сказал Он им.

Это означает, что у собрания христиан появляется новое и неожиданное качество: человеческая ограниченность восполняется от бесконечной Божественной силы и любви. На языке православной мысли это называется чудом церковной соборности. Жизнь Церкви нельзя описать только теми словами и законами, которыми описывают жизнь любого человеческого общества.

Там, где собирались апостолы, они молились, и и Христос вновь придавал обычным лепешкам те же свойства, что и во время Тайной Вечери. То есть хлеб становился больше, чем хлебом, а вино становилось больше, чем вином. Это не проявлялось в перемене вида или вкуса. Просто апостолы и причащаемые ими христиане ощущали, что с этим хлебом в них входят Христова сила и благодать. С этой силой им, по их признаниям, было легче бороться с грехами, и было легче любить. Они понимали теперь слова Христа – «Пребудьте в любви Моей… Радость Моя в вас да будет и радость ваша будет совершенна».

Там, где течет кровь живого существа – там его жизнь и его тело. Если христианин принимает кровь Христа – он становится частичкой Тела Христа. А где Тело Христа - там Его дух и Его любовь. Вот почему христиане не считают невыполнимой самую странную заповедь Христа – «любите врагов ваших». То, что неисполнимо для людей, по уверению Христа станет возможным, если вместе будут человек и Бог. Любовь Христа, описанная в Евангелиях, безгранична, и простирается даже не тех, кто сами себя считали Его врагами. Тот, кто причастен Христу, причастен этой Его любви. И поэтому сможет с помощью Христа исполнить и заповедь о прощении и любви к своим врагам.

ХРИСТИАНСКИЕ ТАИНСТВА

Христиане очень хорошо понимают, что такая их вера далеко не всегда понятна другим людям. Поэтому самые главные стороны своей духовной жизни христиане называют словом «таинство». Таинство не потому, что это секрет (мол, мы то знаем, что и как, но другим не скажем!), а потому что тайна. Даже священник не знает, как же происходит претворение хлеба в Тело Христа. Человек вполне может знать только то, что он делает сам. А таинство с христианской точки зрения – это действие не человека, а Бога.

Таинство – это такое человеческое действие, при котором в ответ на молитву Церкви Бог подает действии Своей благодати.

То, что Христос сказал, передается через Писание. То, что Он сделал для людей (соединение их с Богом) – передается через Церковь. Поскольку Христос оставил людям не только свои слова, но и всего Себя - Свою Жизнь, Тело и Кровь, то Он нашел возможность передавать все эти Свои дары всем людям (а не только апостолам). Для этого Он создал свою Церковь в которой Он же совершает Таинства. Важнейшие из них – Причастие и Крещение. В православном понимании священник похож на почтальона, который посылки от Бога (Таинства) разносит людям.

Религиозных культур и светской этики, музыка, художественный труд, физическая культура . Учебный план 3-4 классов ... к труду и собственности, правовая культура , духовные ценности в православной и католической традициях. Особенности хозяйственной...

  • Публичный доклад за 2010-2011 учебный год (3)

    Доклад

    ... классе введен новый курс «Основы православной культуры» , в 4-5 классах введен курс «Основы светской этики», в 10 классах ведется курс «Основы ... Русский язык Литература Биология МХК Основы православной культуры ОБЖ Биология Чувашская литература 7а...

  • Публичный отчет

    03.-30.03.07 36 ч. «Основы православной культуры» 4. Совместителей не имеется. 5. Вакансий нет... нарушения Интегрированная форма обучения 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс Итого по видам нарушений...

  • Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Православие о Божием суде Урок ОРКСЭ в 4 классе Подготовила: Коршунова Лариса Александровна Учитель истории и обществознания МКОУ СОШ № 10 п. Каменский Красноармейского района Саратовской области

    На Бога надежда Молись, надейся и трудись, Работы тяжкой не страшись, Верь: кто добра достичь желает, Тому Всевышний помогает. Найдёшь ли трудности в ученье, Иль позже в жизни затрудненья, На Божью помощь положись, Молись, надейся и трудись. (Архимандрит Павел Груздев.) По многочисленным свидетельствам, отец Павел в самые суровые морозы ходил по снегу босиком. Возможно, это было связано с пыткой холодом в концлагере, после которой он перестал бояться мороза.

    Притча о Божием суде В последний день мировой истории все люди, все народы, когда-либо жившие на Земле, соберутся перед лицом Христа. После всеобщего воскресения Христос «отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлищ; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлищ по левую»…. -Как вы считаете, каким должно быть продолжение притчи? Почему, обоснуйте своё мнение. -А теперь откройте страницу 72 учебника и давайте узнаем как заканчивается эта притча из Евангелия.

    Помни об этом всегда! Каждое доброе или злое слово, сказанное любому из людей, Бог принимает на Свой счёт. Помощь, оказанная случайному незнакомцу или родной бабушке, - это помощь Богу. Оскорбление, нанесённое любому из людей, Бог тоже принимает как оскорбление, нанесённое ему, то есть как Богохульство. Любой человек- посланник Неба на Земле.

    Просит убогий, а подашь Богу.

    Работа с текстом учебника 1. Откройте учебник на странице 73 и внимательно прочитайте легенду о Христофоре. 2. Чему учит нас легенда? Какие выводы вы сделали для себя после прочтения этой легенды?

    МИЛОСЕРДИЕ БЕССМЕРТИЕ милуяй нища взаим дает Богови

    Задание: Разделите пары слов на два столбика: что относится к душе, а что – к телу: вечность - время, инстинкт - разум, зависимость - свобода, радость – удовольствие. Тело Душа

    Задание. Как определяется судьба человека в вечности? 1. по статусу, который человек заработал в земной жизни 2. по тому, научился ли человек за свою любить других людей 3. по накопленному богатству.

    Стих.Н.М. Языкова. Блажен, кто мудрости высокой Послушен сердцем и умом, Кто при лампаде одинокой И при сиянии дневном Читает книгу ту, святую, Где явнен Божеский закон: Он не пойдёт в беседу злую, На путь греха не ступит он.


    Есть вещи, которые мы не можем не знать. Возможно, мы предпочли бы не знать - но мы знаем. Они глубоко вписаны в саму нашу природу. И одна из неизбежных вещей - суд Божий. Мы знаем про себя, что мы подсудны, ответственны. Мы знаем это даже не из библейского откровения, а изнутри - об этом нам говорит, как напоминает Апостол, «совесть и мысли, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую». Даже язычники, которые никогда не слышали проповеди о суде Божием, имеют сознание нравственного закона и воздаяния. Это сознание, от которого мы не можем уйти.

    Даже атеисты, отрицающие Бога и суд Божий, апеллируют к обязательному для всех людей нравственному закону - когда они порицают одних людей и хвалят других, они тем самым провозглашают, что люди должны поступать определенным образом, действовать сообразно известным им представлениям о добре и зле, и что отказ поступать сообразно нравственному закону делает человека виновным. В их мировоззрении это неизбежно повисает в воздухе - откуда берётся нравственный закон и кто судит поступки человека, если Бога нет? Но само сознание того, что мы должны поступать определенным образом, совершенно неискоренимо.

    В социальных сетях люди яростно препираются, чтобы отстоять моральную правоту - свою личную или группы, к которой они себя относят. Попытки выгородить себя и своих со стороны могут выглядеть очень жалко. Чаще всего это указывание пальцем и крик «а вот они!» как будто «их» беззакония, подлинные или мнимые, могут спасти нас от осуждения.

    Но, так или иначе, люди ищут оправдания. Они как будто постоянно видят себя перед судом и ищут себе оправданий, извинений и смягчающих обстоятельств.

    Конечно, мы можем отрицать этот суд - люди вообще с большим успехом отрицают любые вещи, которые им не нравятся. Но это не означает, что мы о нем не знаем. Библия в этом отношении просто проясняет реальность, которую мы склонны прятать от себя. «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» () «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое» ()

    Наступит момент - и каждый из нас неотвратимо приближается к нему - когда мы окажемся либо среди тех, кто услышит «придите, благословенные» либо среди тех, кому будет сказано «отойдите, проклятые». Множество фресок, икон и картин изображают этот великий день, когда оправданные унаследуют предназначенное им вечное блаженство, осуждённые же низвергнутся во тьму внешнюю. Помню, как ещё в моем глубоко советском детстве я был в музее «Истории религии и атеизма» и увидел одну из таких картин. «Раньше люди верили - пояснили мне - что наступит день, когда Бог будет судить людей по их делам. А так как каждый взрослый человек осознает, что он согрешил, этот суд и назывался страшным». Примерно тогда же на уроке музыки нам дали послушать Dies Irae - фрагмент реквиема Моцарта. Правда, никто тогда не мог объяснить мне, о чем там речь. «О чем-то загробном». Годы спустя я узнал, что Dies Irae значит «День Гнева», и нашёл текст, принадлежащий монаху XII века Фоме Челанскому .

    Будет вынесена написанная книга, в которой содержится всё, по ней мир будет судим.
    Итак, когда Судия воссядет, всё сокрытое станет явным: ничто не избегнет наказания.
    Что тогда скажу я, несчастный, кого попрошу в защитники, когда даже праведник не будет в безопасности?

    Все те сложные конструкции самобманов и самооправданий, которые мы строили всю нашу жизнь, рухнут в одно мгновение, и мы увидим то, что в глубине души знали всегда. Грех есть грех, зло есть зло, и мы сознательно раз за разом выбирали именно их. Ссылки на «них» с их злодействами не помогут, как не помогут и толстые книги, написанные теми или иными авторитетами, чтобы доказать, что грех это не грех. Мы все знаем это заранее - хотя склонны яростно это отрицать. Есть только один путь спасения - и в том же Dies Irae Фома Челанский напоминает его. Он взывает ко Христу:

    В поисках меня Ты изнемог; Ты искупил меня страданиями на кресте. Да не будет жертва напрасной.

    Апостолы возвещают, что Христос умер за наши грехи - и ради Его крестной жертвы нам возвещается оправдание. Мы можем быть оправданы когда будет Суд Божий не нашими деяниями, но деяниями Праведника, который признаёт нас Своими и несёт наши беззакония на Себе. Он - наша единственная надежда, спасение и оправдание; перед лицом суда Божия христианин вцепляется в Христа как человек, проваливающийся в пропасть вцепляется в твёрдый уступ.

    Есть грех и погибель, ад, готовый поглотить нас навсегда - и есть Спаситель, который пришёл нас избавить. Ад, который уже здесь и сейчас требует наши души. Пламя злорадства и ненависти, гнева, гордыни и яростной самоправедности. Христос, который ищет увести нас от этого огня геенского - по мере того, как мы покоряемся Ему.

    Жизнь христианина - это жизнь перед лицом суда Божия. Как это будет выглядеть на суде? Что я скажу об этом? Но Суд Божий- это не только то, что ожидает нас после смерти; этот тот выбор, который мы совершаем здесь и сейчас. Как сказано в Евангелии, «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» ()

    Свет Христа - если я допущу его в свою жизнь - обличит какие-то мои дела, побудит меня пересмотреть какие-то мои ценности и устремления. В чем-то признать себя неправым, от чего-то отказаться. Но если я пойду навстречу Ему - я буду оправдан. Если я отвергну этот свет - буду осуждён. В конечном итоге есть только два варианта - мы либо приходим ко свету, либо уходим во тьму.

    Сергей Худиев

    Мысли о смерти для обычного человека неприемлемы. Неизвестность, ужас перед физической болью, страх вытесняет тягостные думы на задворки сознания. Да и некогда подумать о последнем часе в суете повседневности.

    Православному человеку намного сложнее. Он знает, что впереди его ждёт Страшный суд, на котором он ответит за все проступки, совершенные в жизни. Пугает не только страх наказания, но и чувство вины перед Тем, кто есть любовь.

    Как проходит Божий суд после смерти?

    Теряя близких, мы задумываемся о собственной кончине. Избежать ее не удастся никому – ни богатым, ни знаменитым, не праведникам. Что ждет там, за чертой? Что говорит православие о божьем суде? Сказано, что первые три дня душа умершего находится возле тела, на земле.

    Душа вспоминает весь свой земной путь. По свидетельству Василия Нового, если человек умер без покаяния, его душа проходит двадцать испытаний, называемых мытарствами. Всем мытарства даны названия по : лжи, лености, гнева и прочих.

    Следующие шесть дней душа проводит в раю, где забываются все земные скорби. Потом ей показывают ад с грешными людьми, их мучения. На третий, девятый день после смерти она предстает перед Господом. Через сорок дней после кончины вершится Божий суд, определяющий положение души.

    В этот период близкие могут помочь умершему, читая акафисты и заказывая поминальную службу. После этого душа проводит время в ожидании своей участи на последнем суде.

    События, предшествующие Страшному суду

    О том, что после смерти каждого человека ожидает Страшный суд, упоминается ещё в Ветхом Завете. В Евангелии говорится, что судить людей будет не Бог Отец, а Иисус Христос, так как Он сын человеческий.

    Православие учит, что в Судный день ожидается второе пришествие Иисуса Христа, во время которого он отделит праведных (овец) от грешников (козлищ ).

    В Откровениях Иоанна Златоуста изложена последовательность событий Апокалипсиса. Его дата не известна никому, чтобы люди находились в осознанном состоянии и ежечасно делали выбор между добром и злом. По откровениям, конец света наступит не вдруг, ему предшествуют особенные события.

    Во втором пришествии Спаситель будет держать книгу с семью печатями и светильник с семью факелами. Открытие каждой печати ведет к тому, что на человечество посылаются беды: болезни, землетрясения, голод, жажда, смерть, падающие кометы.

    Совет. Сходите на исповедь! Покайтесь, все ваши грехи простятся, не ждите своей смерти, там покаяться уже невозможно.

    Придет семь ангелов, и дадут сигнал к концу света: сгорит третья часть деревьев и трава, сделается кровавым третья часть моря и погибнут суда. Затем станет горькой вода и погибнут люди, которые ее пьют.

    При звуке трубы четвертого ангела будут затмения, пятый открывает путь саранче в железных доспехах, подобной скорпионам. Саранча будет жалить людей в течении пяти месяцев. Последние два испытания будут в том, что человечество настигнут болезни и всадники в доспехах на конях, источающие дым и серу.

    Появление седьмого ангела возвестит о том, что Царство Христа наступило. Видение Иоанном «жены, облеченной в солнце», многие богословы трактуют, как появление церкви, которая поможет спастись. Сражение Архангела Михаила со змеем и его торжество над ним символизирует победу над дьяволом.

    Как пройдет Страшный Суд?

    Православная церковь учит, что в судный день восстанут все мертвые и придут к престолу Божьему. Господь соберет всех и будет спрашивать о всех деяниях, совершенных при жизни.

    Если сердце человека исполнено любви, он останется по правую руку от Иисуса Христа, и будет пребывать с ним в Его Царстве. Не раскаявшиеся грешники обречены на мучения. В Откровении сказано, что 144 тысячи человек не постигнут муки Апокалипсиса. После Страшного божьего суда не будет ни греха, ни скорби.

    Как спастись человеку до Страшного суда?

    В христианстве говорится, что надежда на спасение есть. Более того, страшный суд православие ждет с радостью, так как он есть знамение рассвета – Царства Божьего на земле. Истинно верующий человек надеется на скорую встречу с Христом.

    Главная мера, которой будет мерить Высший Судья – милосердие. Если ходить в церковь, поститься, молиться, часто исповедоваться и причащаться, можно смело надеяться на самое лучшее на страшном суде. Бог сделал человека свободным, он вправе выбрать греховное состояние, но оно лишает надежды на спасение. Искреннее покаяние, исповедь и причастие, добрые дела приближают человека к Богу, очищает и исцеляет его.

    Отличает православного человека постоянный внутренний самоконтроль своего душевного состояния. В Писании сказано, что до Страшного суда в мир придут антихрист и лжепророки. И на землю придет дьявол, и будет бесчинствовать в предчувствии второго пришествия Христа.

    Поэтому искушение каждого человека проходит ежеминутно. Стоит задуматься в ответ на каждый позыв к греху, чью волю исполнять – божественную, или бесовскую. Как говорится в православии, бесовское племя изгоняется молитвой и постом.

    Наказания в жизни человека нет – есть лишь уроки. Если человек испытывает негативные чувства, значит, он перекрыл доступ Божественной любви в свое сердце. Ежедневно Бог приходит к нам в образе других людей.

    Загрузка...
    Top