Смысл крестного знамения в православном понимании. Когда мы крестимся крестное знамение

Елена Терехова

Крестное знамение – защита от бесов

Крестное знамение выражает суть христианских догматов, исповедания веры в Троицу и Иисуса Христа, который принял человеческий облик для того, чтобы спасти мир от ада. Знамение также защищает нас от падших духов. Для того, чтобы наложить на себя крестное знамение, нужно сложить первый, указательный и третий пальцы вместе, а безымянный и мизинец прижать к ладони. Первые сложенные три пальца означают веру в Бога Отца, Сына и в Святого Духа, которые являются нераздельной Троицей. Два последних, прижатых к ладони, пальца означают двойственную сущность Бога — человеческую и божественную.

Крестное знамение надо накладывать на себя, не торопясь. Сначала на лоб, потом на живот, затем — на правое плечо, на левое, и делать поясной поклон. Ко лбу мы прикладываем пальцы для того, чтобы освятить свой ум, к животу - чтобы освятить свои внутренние чувства и сердце, к правому и левому плечу мы подносим сложенные пальцы для освящения телесных сил.

Бывает, некоторые верующие осеняют себя пятерней, кланяются не низко в пояс, прикладывают пальцы не к животу, а выше. Святые отцы о таких действиях отзываются, как о махании, которому радуются бесы. В то время, когда мы крестимся внимательно, благоговейно, получаем от Бога милость.

Крестное знамение не означает только лишь часть обряда, прежде всего, оно является оружием от нечистой силы. Силою крестного знамения апостолы совершали чудеса. Преподобный Антоний Великий предупреждал нас о том, чтобы мы не обольщались, когда ночью к нам приходят ангелы. В такой ситуации нужно осенить себя крестом и посмотреть на реакцию виденья.

Если это действительно посланники Бога, вам станет понятно, а если лукавые преобразившиеся демоны, то они испугаются знамения и исчезнут. Однажды святой Дорофей выпил воды из колодца, в котором обитал змей. Ученик Дорофея расстроился и сказал, что теперь их постигнет смерть. В ответ авва лишь скромно улыбнулся и сказал, что осененное крестным знамением не может представлять опасности для жизни христианина.

Первые христиане накладывали крестное знамение одним пальцем, показывая этим свою веру в единого Бога. В 325 году, после Никейского собора, было решено креститься двумя перстами, подчеркивая этим двойственную природу Иисуса Христа. В XI веке, в противовес возникшим ересям, отрицавшим Святую Троицу, было принято креститься тремя пальцами, что означало веру в Отца, Сына и Святого Духа.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Часто можно услышать: молитва творит чудеса. На самом деле, это Господь Бог видит наши благие намерения и слышит наши просьбы. Сам по себе фрагмент текста не может исцелять людей или решать проблемы. Чудотворной молитва становится только в том случае, когда человек обращается с верой.

Кре́стное зна́мение (церковнослав. «знак креста») — в христианстве молитвенный жест, представляющий собой изображение на себе креста. Крестное знамение совершается в разных случаях, например, при входе и выходе из храма, перед или после произнесения молитвы, во время богослужения, как знак исповедания своей веры и в других случаях; также при благословении кого-либо или чего-либо. Действие человека, совершающего крестное знамение, называется обычно «осенять себя крестным знамением», «совершать крестное знамение» или «креститься» (это последнее следует отличать от слова «креститься» в значении «принять таинство Крещения»). Крестное знамение используется во многих христианских конфессиях, однако различается вариантами сложения пальцев (обычно в этом контексте употребляется церковнославянское слово «персты»: «сложение перстов», «перстосложение»), и направлением движения руки.

Католицизм

На Западе, в отличие от православной Церкви, никогда не было конфликтов относительно сложения перстов при крестном знамении, как в Русской Церкви, и даже сейчас существуют различные его варианты. Достаточно сказать, что во многих католических молитвенниках, говоря о крестном знамении, приводят лишь произносимую при этом молитву (In nomine Patris, et Filii, et Spiritus Sancti), ничего не говоря о сочетании пальцев (ситуация, достаточно редкая для православных молитвенников и практически невозможная для старообрядческих). Даже католики-традиционалисты, обычно достаточно строго относящиеся к обряду и его символике, допускают здесь существование различных вариантов.

Нижеследующее описание крестного знамения приводится (в переводе на русский) именно с одного американского традиционалистского сайта.

Крестное знамение совершается следующим образом:

* Вариант A. На правой руке сложите вместе большой и безымянный пальцы, и держите вместе указательный и средний пальцы в указание двух природ Христа. Это наиболее типичная практика западных католиков.
* Вариант B. Держите вместе большой и указательный пальцы вашей правой руки в обозначение двух природ Христа.
* Вариант C. Держите вместе большой, указательный и средний пальцы вашей правой руки (обозначая Святую Троицу), при этом безымянный палец и мизинец (обозначающие две природы Христа) пригните к ладони. Это типичная практика восточных католиков.
* Вариант D. Держите вашу правую руку открытой со всеми пятью пальцами — обозначающими 5 ран Христа — вместе и слегка согнутыми, и большой палец слегка пригнутым к ладони.

* Прикоснитесь ко лбу, говоря (или молясь мысленно): «In nomine Patris» («Во имя Отца»).
* Прикоснитесь к грудной клетке или верху живота, говоря: «et Filii» («и Сына»).
* Прикоснитесь левого, затем правого плеча, говоря: «et Spiritus Sancti» («и Духа Святого»).

Заметьте, что некоторые люди завершают крестное знамение тем, что перекрещивают большой и указательный пальцы и целуют большой палец, тем самым как бы «целуя Крест».

Из данного описания легко заметить, что вариант A преставляет собой слегка изменённое двоеперстие, а вариант C, как там и указано — троеперстие. На практике, впрочем, по крайней мере, в России, большинство католиков используют вариант D.

Что касается направления движения руки при изображении креста, то первоначально на Западе крестились так же, как на Востоке, то есть, сначала правое плечо, потом левое. Позднее, однако, на Западе сформировалась обратная практика, когда вначале касаются левого плеча, а уже потом правого. Символически это объясняется таким образом, что Христос, своим Крестом, перевёл верующих от смерти и осуждения (которые по-прежнему обозначаются левой стороной) к правой части спасаемых.

Когда католик первый раз совершает крестное знамение, войдя в храм, он предварительно обмакивает кончики пальцев в особой чаше со святой водой. Этот жест, являющийся, по всей видимости, отголоском древнего обычая омывать руки перед совершением Евхаристии, позже был переосмыслен как обряд, совершаемый в воспоминания таинства Крещения. Некоторые католики совершают такой обряд и дома, перед началом домашней молитвы.

Священник, благословляя, использует такое же перстосложение, что и при крестном знамении, а руку ведёт так же, как и православный священник, то есть, слева направо.

Помимо обычного, большого креста, в латинском обряде сохранился, как остаток древней практики, т. н. малый крест. Он совершается во время мессы, перед чтением Евангелия, когда священнослужители и молящиеся большим пальцем правой руки изображают три маленьких креста на лбу, устах и груди.

«…Крестным знамением, достойной и святой верой творятся чудеса…»
(Св. Григор Татеваци).

Наши предки, произнося молитвы, по утрам выходя из дома, посещая церковь, припадая к иконам, сея и собирая урожай, когда трудно, когда болезни и опасности, приступая к какой-либо работе, перед трапезой и после, отправляясь в дальний путь – осеняли себя крестным знамением.
Обычай креститься идёт из глубокой древности. Это старый эллинский (древнегреческий) обычай – во время проповеди поднимать вверх правую руку с «двуперстным перстосложением» (ритуальное сложение двух пальцев), что на языке жестов у греков как бы означало «внимание, я говорю».
А в древнем мире и в Римской Империи крест был знаком неизбежной смерти, упрёка, страданий, и человек, приговорённый к такой смерти, считался проклятым. Христос распятый принял смерть за нас. Взяв на себя проклятие адамова греха, Он своей Божественной силой превратил орудие смерти в символ вечной жизни.

Сила Креста – Христос

Апостол Павел (Погос) говорит: «Ибо слово о кресте, для нас спасаемых – сила Божия». Осеняя себя крестным знамением, мы помним, что Господь Иисус Христос был распят за наши грехи и спас нас от власти смерти. Мы просим распятого Спасителя, чтобы Он всегда хранил и оберегал нас от всякого зла. Крестимся мы следующим образом: соединяем первые пальцы правой руки (большой, указательный, средний), касаемся лба, говоря; «Во имя Отца», опускаем к груди, говоря «И Сына», ведём в левую сторону, говоря «И Духа», затем в правую сторону, говоря «Святого» и опускаем на грудь, говоря “Аминь”.

Советы по крестному знамению, согласно учению отцов Церкви

Когда мы крестимся, соединяя большой, указательный и средний пальцы мы, таким образом, символизируем Святую Троицу. Остальные два пальца (мизинец и безымянный) вместе прижатые к ладони символизируют Христа, как совершенного Бога и совершенного человека, и вместе они – единая сущность (пальцы сжаты друг другу). Поднесённые пальцы ко лбу символизируют жизнь, рука, опущенная на грудь – смерть. Левая сторона груди – земная жизнь, а правая – загробная жизнь. Поднося руки ко лбу, мы помним, что были на небесах, опуская руку к сердцу, помним, что попали на Землю. Когда руку подносим к левой стороне, указываем на то, что были в числе грешников, поднося вправо, утверждаем, что хотим быть в ряду праведных. Осеняя себя крестом, мы поднимаем руку сначала вверх, говоря тем самым, что наш разум распят на кресте, и пусть отныне нас ведёт разум Христа. Когда руку опускаем вниз, мы говорим, что впредь не телу мы подвластны, а Христу.
Крестясь слева на право, хотим сказать, что наши руки распялись на кресте и теперь не годны для злодеяний и греха и должны совершать только добро. Прижимая открытую ладонь к сердцу, говорим «Аминь», то есть «Истинно».
Перекрестившись, мы хотим сказать, что Христос находился на небе, был на Земле, спустился в ад, воскрес и вновь воссел одесную Отца. Осеняя крестным знамением наш лоб, мы всегда думаем о Христе, распятом на кресте, как сказано у пророка Иезекииля: «Ставь знак на челах этих людей». Осеняя крестным знамением четыре стороны нашего тело, мы защищаем себя от четырёх напастей, то есть Земных искушений, от сатаны, безбожников и грехов.
Осеняем себя крестным знамением, потому что служим Господу Иисусу, чей знак – крест. Крестившись, указываем на четыре стороны света и просим для них защиты Божьей. Крестное Знамение – защита от сатанинского воздействия. Перекрестившись, распинаем греховную сущность и воскресаем с Христом. Когда мы крестимся, вспоминаем спасительную жертву нашего Господа Иисуса Христа на кресте во имя спасения человечества. Просим помощи и милости Божьей. Христиане крестятся, когда во время Св. Литургии, службы, обрядов и других духовных церемоний, духовное лицо крестит, благословляя крестным знамением во имя Святой Троицы. Во время молитвы, осеняя свое лицо крестным знамением, мы попросим Святую Богородицы, ангелов хранителей, Святых о заступничестве за нас перед Отцом Небесным. Перекрестившись, возносим Творцу тихую молитву нашей души.

Надо также отметить, что в России старообрядческое двуперстие, никогда не практиковавшееся в ААЦ, самым неожиданным образом было объявлено официальной «арменской ересью».

Для крестного зна́мения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони…

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). Опустив правую руку можно делать поясной или земной поклон.

Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу – для освящения нашего ума, к животу – для освящения наших внутренних чувств (сердца), потом к правому, затем левому плечам – для освящения наших телесных сил.

Осенять себя крестным знамением, или креститься, нужно: в начале молитвы, во время молитвы и по окончании молитвы, а также, при приближении ко всему святому: когда входим в храм, когда прикладываемся к кресту, к иконе и т. п. Креститься нужно и во всех важных случаях нашей жизни: в опасности, в горе, в радости и т. д.

Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно, про себя, говорим: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь», выражая этим нашу веру в Пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию.

Слово «аминь» — значит: истинно, правда, да будет так.

Ч то должен осознавать и переживать христианин, осеняющий себя крестным знамением?

К сожалению, мы очень многие вещи в храме делаем машинально или бестолково, забывая о том, что это - высочайшее средство изменения духовной жизни.

Крестное знамение - это наше оружие. В торжественной, победоносной молитве Кресту - «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…» - говорится, что Крест нам дарован «на прогнание всякого супостата». О каком супостате идет речь? Апостол Павел в Послании к Ефесянам (6,11–13) пишет: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
Мир, который Господь даровал нам, в котором Он дал нам жить, конечно, прекрасен. Но погружен во грех. И мы сами повреждены грехом, наша природа искажена им, и это позволяет падшим духам искушать нас, мучить нас, вести нас по пути погибели. Человек, ведущий духовную жизнь, как правило, понимает, что ему самому себя не изменить - нужно искать помощи у Христа. Когда мы совершаем крестное знамение, мы в первую очередь Его призываем на помощь нам.

Конечно, нельзя понимать осенение крестным знамением как некий магический жест, обеспечивающий результат. Крест знаменует Жертву. Жертву Хрис­та, принесенную во имя любви к нам. Осеняя себя крестом, мы свидетельствуем, что Его жертва принесена за нас, и что Он для нас - главное в нашей жизни. Телесное, физическое движение при этом есть молитва тела, приобщение тела как составляющей нашего человеческого существа к этой жизни в Нем: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. Это тоже апостол Павел, Первое послание к Коринфянам (6,19–20). Тело так же искуплено Крестною Жертвою, как и душа. С помощью крестного знамения мы пытаемся распять похоти души и похоти тела. И это беда, что по нерадению нашему крестное знамение становится для нас слишком привычным и совершается нами без благоговения. Здесь нам нужно вспомнить слова пророка Иеремии: Проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48, 10). Это движение должно совершаться очень серьезно, с глубоким чувством. Почему мы не задумываемся, складывая для крестного знамения пальцы? Ведь это слово, воплощенное в действие: этим, по сути, исповедуется Святая Троица.

Крестное знамение есть ответственное деяние - когда мы его совершаем, мы должны чувствовать и видеть Крест Христов, Его страдания, помнить цену, которая была дана во искупление наших грехов, и ту высоту, на которую мы восходим через крест. Крест соединяет нас с небом, крест соединяет нас друг с другом, потому что Господь Иисус Христос был распят не за меня одного, а за всех.
И как священник, и как христианин я не раз замечал, что люди, умеющие молиться глубоко и не напоказ, совершают крестное знамение очень красиво. В чем именно красота - трудно словами передать, потому что это - отражение красоты их духовного мира. А когда человек крестится или напоказ, или просто потому, что положено - это тоже видно, и вызывает отторжение… и жалость. Вот так в одном и том же движении выражаются разные внутренние состояния человека. В первом случае это плод духовного труда, во втором - скрывающаяся за жестом пустота.

Осеняя себя крестным знамением в тяжелую минуту, мы ищем помощи Христовой. Нам ведь бывает тяжело не только от внешних причин, но и от непонятного ужаса и отчаяния, скопившихся где-то в глубине. Будучи искушаемы, мы совершаем крестное знамение на себе, чтобы отогнать искушение. Сатана имеет возможность воздействовать на нас в той мере, в которой в нас развит грех. Когда-то он в пустыне искушал Христа, предлагая Ему все царства мира (см.: Лк. 4, 5–8). Как он - ничтожество, которое не может жить и не живет, - мог предлагать Сыну Божиему то, что ему, падшему ангелу, не принадлежит? Мог, потому что мир принадлежит ему - через грех. Вот почему он называется князем мира сего - мира измененного, греховного. Но Христос победил его. Тогда, в иудейской пустыне, победа выразилась в отказе от соблазна. Но окончательно она была закреплена крестными страданиями, крестной жертвой. Поэтому и мы осеняем себя крестом, чтоб победить любое искушение от сатаны. Крестом мы попаляем и отгоняем его, не даем ему возможности действовать.
Вспомним, как страшились и как злились злые духи всегда, когда отшельник приходил на пустое место и ставил на нем крест: «Уходи! Это наше место!». Пока не было человека с молитвой и крестом, у них была здесь хотя бы какая-то иллюзия власти. Конечно, злой дух может победить человека, если человек ему поддастся, но человек всегда может победить сатану. Сатана бывает попаляем, потому что человек приобщен к Христовой победе - Крестной жертве.

Наряду с церковной молитвой православному христианину в помощь дано крестное знамение. Выполняемое с искренней верой и сердечной молитвой, оно поистине может творить чудеса, чему есть немало задокументированных подтверждений. К сожалению, многие люди, особенно в начале своего воцерковления , совершают крестное знамение неправильно и совсем не понимают его смысла. Так как же нужно правильно креститься православным верующим?

Символика крестного знамени

В православии все действия наполнены глубоким смыслом и всегда имеют символическое значение . И, конечно же, крестное знамение в особенности. Православные христиане вместе с представителями некоторых других христианских конфессий верят, что осеняя себя крестом, они отгоняют всех нечистых духов, защищают себя от зла.

Как правильно креститься

Для того чтобы перекреститься, необходимо сложить три пальца правой руки в щепотку, а оставшиеся два пальца прижать к внутренней стороне ладони. Такое положение пальцев не случайно - оно говорит нам о природе Господа нашего Иисуса Христа, который по своей свободной воле пострадал ради спасения каждого человека. Три сложенных пальца вместе - это триединство Бога во Святой Троице (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой). Троица едина, но при этом имеет три отельных ипостаси. Два пальца, прижатых к руке, свидетельствуют о двойном происхождении Христа - он одновременно и Бог, и человек.

Для того, чтобы правильно перекреститься, человек сначала подносит руку ко лбу и произносит «Во имя Отца», далее рука опускается на живот со словами «И Сына», далее идет правое плечо «И Святого» и левое плечо «Духа». В конце совершается поклон и произносится слово «Аминь».

Такая формулировка, опять же, раскрывает природу Бога. Упоминаются все три ипостаси Святой Троицы, а слово «Аминь» в конце утверждает истинность Божественного триединства.

Само по себе наложение на человека крестного знамения символизирует Крест Господень, на котором он был распят. Своим распятием, смертью и воскресением из мертвых Господь наш Иисус Христос сделал орудие позорной казни орудием спасения душ человеческих. Именно поэтому православные христиане издавна используют данный жест как символ сопричастности к смерти Господа, а потом и Его воскрешения.

О Господе Иисусе Христе:

Историческая справка

Крестное знамя использовалось христианами с самого начала зарождения веры. После Воскресения Христа, первые исповедники веры налагали на себя символ орудия его казни одним пальцем, как бы желая показать свою готовность быть также распятыми за Господа.

Позже, в различные периоды времени, существовали обычаи креститься несколькими пальцами, а также всей ладонью. Прикасались при этом к глазам, губам, лбу - основным органам чувств человека, чтобы освятить их.

Важно! С распространением именно православной веры среди христиан стало принято креститься двумя пальцами правой руки, осеняя лоб, живот и плечи.

Примерно в XVI веке распространилась практика осенять грудь вместо живота, поскольку именно в груди находится сердце. Столетие спустя сформировалось и закрепилось правило креститься тремя пальцами правой руки, накладывая их снова на живот, вместо груди. Именно такой способ используется православными и доныне.

Интересно! Приверженцы старого обряда церковного богослужения (старообрядцы) по сей день практикуют двуперстное прикладывание.

Где и как правильно использовать крестное знамение

Каждый, кто считает себя верующим христианином, должен с большим благоговением относиться к крестному знамени. Помимо большой помощи, оно несет собой еще и глубокий духовный смысл. Осеняя себя крестом, человек показывает свою волю быть сопричастным Господу нашему Иисусу Христу в его смерти, а затем и в Воскресении.

Крестное знамение

Исходя из этого, креститься всегда надо внимательно и с молитвой. Если это происходит на богослужении в храме, крестным знамением начинаются и заканчиваются все молитвы и значимые части службы. Также принято креститься при упоминании имен Господа Бога, Пресвятой Богородицы, святых.

Загрузка...
Top