Молитва цареградской иконе божией матери. ‹ ‹ ‹ Чтимые иконы

Во все времена люди с особым почтением относились к чудотворным образам православных икон. Особо же преклонялись перед ликом Богоматери - заступницы всего человечества. Множество историй и преданий связано с ликом Богоматери. Так, когда идет речь об иконе Пресвятой Богородицы «Цареградская», возникает некоторая путаница, ведь икон с таким именованием было две. И история каждой из них по-своему интересна.

Списки Цареградской иконы Богородицы

Происхождение обеих икон Божьей матери Цареградской связано с таким важным для всех верующих христиан местом, как город Константинополь, или иначе называли его Царьград, в то время являющийся столицей Византии. Именно этот город открыл для России христианство.

Икона Богородицы «Цареградская»

Одна из икон Цареградской Богородицы написана еще в XI веке, автор ее евангелист Лука. К большому сожалению, об этом образе сохранилось довольно мало сведений, ввиду давности лет, неясно также, как было задумано Лукой осмелиться написать лик Пресвятой Богородицы.

Однако известен такой факт, что списки с данной иконы хранятся во многих храмах и монастырях России, среди которых наиболее известны Храм Успения Богородицы в Москве и Спасо-Елеазаровский монастырь.

Об этом лике Цареградской иконы Божьей матери сохранилось немного исторических свидетельств. Появление ее связывают с приездом двух монахов в Новгородскую губернию, достоверно неизвестно куда затем направились монахи, какова была их цель, но придя на службу в небольшой Старорусский собор, монахи так исполнились благодатью, что в знак благодарности решили оставить в храме маленькую, легко помещавшуюся на ладони иконку Божьей Матери.

На заметку! По той причине, что родом послушники были из Константинополя, икона стала именоваться Цареградская.

Изображения святого лика

Что касается изображений иконы, то таковых списков довольно много. Все они и похожи, и в то же время не похожи друг на друга. Это и понятно, ведь в каждой из них отразилась душа иконописца, которому, быть может, явилась Богоматерь в таком свете.

Конечно, византийская икона, выбитая на грифельной доске, отличается от многих других святых образов Богоматери Цареградской более позднего времени.

Икона Божией Матери «Цареградская»

Известно около 15 списков с византийской Цареградской иконы. Вследствие того, что изначально икон было две, искусствоведы уже теперь не имеют возможности точно восстановить, копии какой из икон, привезенных в Россию, разошлись по монастырям и церквям нашей страны. Кроме того, некоторые ученые предполагают, что Цареградских икон изначально было не 2, а 3, потому как изображения на иконах можно весьма условно подразделить на 3 группы.

Интересно! Иконы имеют внешне лишь одно зримое отличие - на некоторых из них Матерь Божья держит младенца Иисуса на правой руке, на других - на левой. Присмотревшись, можно увидеть и еще одно отличие - в руках у младенца то книга, то голубь, символизирующий духа святого.

История и описание

Считается, что икона всегда сама выбирает себе место пребывания, и там, где находится эта икона - царствует сам Бог. Так однажды, покинув Константинополь, незадолго до его гибели, икона обрела свой дом в России.

История Цареградской иконы полна тайн, пропаж и обнаружений ее все в новом и новом месте.

Икона Спасо-Елизаровского монастыря, привезенная туда некогда отцом Евфросином из Константинополя в XV веке, во время одного из набегов шведов утонула в Чудском озере. По преданию считается, что и до наших дней на дне озера покоится эта икона, оберегая эти земли и всю Россию. Сейчас в этом монастыре представлена ее копия, причем как и откуда она появилась - доподлинно не известно. Во время революции 1917 года, когда монастырь был разграблен, икону удалось спасти благодаря старцу Николаю, служившему в то время в небольшой обители на берегу Чудского озера.

Цареградская икона Божией Матери

Второй образ, созданный святым Лукой и привезенный из Царьграда двумя монахами, известен своей чудодейственной силой. Многие люди, благодаря ему исцелились от тяжких болезней и через страдания эти пришли к Богу.

Значение

Для России значение Цареградской иконы Божьей матери так велико, что говорить об этом довольно сложно, старцы уверяют, что именно благодаря этому Святому лику Богоматери наша страна богоизбранная и сможет выстоять в любые времена. Пребывание иконы в России важно для страны и в духовном плане, ведь знаменует она победу Христа над безбожием и распространение христианской веры в самые отдаленные уголки России.

В чем помогает

Чудотворная Цареградская икона, по словам святых отцов, защищает в любых бедах и несчастьях. Считается, что она воплощает такой известный в России тип иконы, как одигитрия, т.е. путеводительница. Это означает, что копии с ее изображений, продаваемые в храмах, можно приобрести и брать с собою в дальнюю дорогу, чтобы всегда находиться под защитой Матери Божьей.

Важно! Просят у этой иконы духовной силы, избавления от немощи, помощи в обретении веры.

Икона Божией Матери Цареградская

Цареградская икона почитается в православном мире за свои чудотворные способности. К ней обращаются в самых разных ситуациях, просят защиты и покровительства, а также исцеления от недугов.

Образы Богоматери многочисленны и являются чудотворными. Икона Цареградская не является исключением. Эта реликвия почитается с древнейших времен. Намоленный образ Богоматери способен исцелить от недугов и помочь в трудной ситуации, защитить каждого, кто обратится за поддержкой к Высшим Силам.

История Цареградской иконы

Всего икон, носящих название «Цареградская», две. Один лик является древним первообразом, который был выбит на грифельной доске. Эта икона невелика: она насчитывает всего пять с небольшим сантиметров в ширину. Празднование в честь этого образа совершается в осенний период, 24 сентября по новому стилю.

Вторая икона получила наибольшее распространение. Ее явление относят к 1071 году. По предположениям, этот образ был доставлен из Рима в Константинополь. Этот город назывался Царьградом на Руси, и икона получила одноименное название. На Руси икона появилась приблизительно в 1439 году и была доставлена преподобным Евфросином Псковским в монастырь на псковской земле.

Описание иконы

Икона написана в стиле Одигитрия. Изображение Богоматери поясное, голова склонена к Богомладенцу, который располагается на ее левой руке. Правая рука Богоматери прислонена к груди Сына. Лик Богородицы преисполнен страдания, а взор Младенца Иисуса строг к грешникам, но по-прежнему милостив к праведникам. Правой рукой Младенец держится за хитон, которым покрыта голова Девы Марии. На левой руке его расположен Святой Дух в виде голубя. Он готов взлететь к грешникам, дабы простить раскаявшихся в своих неблаговидных поступках. Правая нога Младенца выписана так, будто он готов подняться навстречу раскаявшимся, а левая согнута, готовая отринуть неверных, продолжающих соблазняться грехами и слушающих Дьявола.

В каких храмах находится Цареградская икона

Списки с иконы можно найти во многих храмах и церквях по всей России:

  • Москва, церковь Успения пресвятой Богородицы;
  • село Нижерово, Ярославская область;
  • Спасо-Елеазаровский монастырь в 30 километрах от города Псков.

В чем помогает Цареградская икона Божией Матери

С молитвенными словами к святому лику обращаются с просьбами:

  • благословить на работу;
  • исцелить недуги;
  • помочь отказаться от искушений и дурных поступков;
  • преодолеть неприятности;
  • сохранить семью;
  • предотвратить кражи, пожары и иные бедствия;
  • укрепиться в вере.

Молитвы, исходящие от самого сердца, всегда помогут верующим, поэтому молиться перед Цареградской иконой можно своими словами.

Молитва перед святым ликом Богоматери

«Пресвятая Богородица, будь милостива к рабу Божьему (имя). Защити меня от напастей и негатива. Сохрани мое здоровье и помоги исцелиться от недугов, меня терзающих. Дай сил противостоять нападкам людским, отринь от меня клевету. Укрой меня от любой напасти и не позволь пойти по кривой дороге. Усмири гнев мой и помоги жить по заповедям Божьим. Аминь».

Дата почитания иконы

В православной церкви дважды в год происходит почитание иконы: 8 мая (25 апреля по старому стилю) и 24 сентября (17 сентября по старому стилю). Почитание двух образов, весеннего и осеннего, происходит в разные дни, несмотря на то, что один является списком. Различия в иконах не велики, однако каждый из образов по-своему привлекателен для православных верующих.

Молитвы не обязательно читать перед иконой . Если вам потребовалась поддержка, вы можете представить себе образ Богородицы и рассказать обо всем, что вас беспокоит. Однако молитвы перед самой иконой и зажженная свеча позволяют быстрее достичь желаемого эффекта. Священнослужители призывают чаще посещать Храм Божий, чтобы проникнуться атмосферой блага. Желаем вам здоровья и счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

08.05.2018 05:12

Иконы в православном мире имеют огромное значение и историю, уходящую корнями в глубокое прошлое. Икона...

Описания иконы

Существуют как минимум три различных по иконографии Цареградских образа Богородицы
Источник: сайт
Существуют несколько различных по иконографии образов Богородицы с таким названием. Согласно книге Поселянина, празднование одному образу установлено 25 апреля, другому - 17 сентября. Но в каталоге как минимум три разных по иконографии Цареградских образа. На настоящий момент мне не удалось ДОСТОВЕРНО выяснить, какое изображение какому описанию соответсвует, поэтому все иконы объеденены в один раздел, чтобы не плодить путаницу в интернете (как делают на других сайтах), хотя в идеале, конечно, должно быть как минимум два разных раздела для каждой иконы, поскольку название одно, но иконы, и их истории - разные. Известно, что список иконы, празднование которой установлено 25 апреля, находится в Елеазаровском монастыре Псковской епархии. По какой-то причине, списки с этой иконы различаются. На одной иконе Иисус держит свиток и смотрит в сторону, противоположную от Богородицы. Еще один подобный список обнаружися на многочастной иконе XVIII века. Но все остальные образы, являющиеся списка[...]

Описание иконы Цареградская
Источник: Диск "Православный церковный календарь 2011" издательства Московской Патриархии
Празднование Цареградской иконе Божией Матери 25 апреля совершается в честь местночтимой иконы, находившейся в Москве, в Успенской церкви на Малой Дмитровке. Изображение этого образа отлично от Цареградской иконы Пресвятой Богородицы, празднество которой 17 сентября, хотя она и является списком с нее. (Чудотворная Цареградская икона явилась в 1071 году, 25 апреля.)

Икона Цареградская - описание
Источник: Сайт "Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы", автор - Валерий Мельников
Цареградской называют две значительно отличающихся друг от друга иконы. По преданию, Цареградская икона Божией Матери, память которой празднуется 8 мая (25 апреля по старому стилю), – одна из икон, написанных святым апостолом и евангелистом Лукой. Как и при каких обстоятельствах явилась эта Цареградская икона Божией Матери неизвестно, но известна дата её явления – 25 апреля 1071 года. Существует предание, что икону (либо её список) в середине XV века принёс из Царьграда преподобный Евфросин Псковский, получивший образ от Константинопольского патриарха. Чтимый древний образ находился в Спасо-Елеазаровском монастыре под Псковом, но, к сожалению, погиб в пучине полноводной реки Толба вместе с кораблями шведов, которые разграбили Спасо-Елеазаровский монастырь и попытались вывезти его ценности. О другой Цареградской иконе Божией Матери, празднование которой совершается 30 сентября, сохранилось предание, что в давние времена два греческих монаха из Царьграда были проездом в Старой Русс[...]

В древности на Руси городом Царьградом называли знаменитый Константинополь — столицу Византийской империи. Что касается первых крещеных славян, то ими стали известные из истории равноапостольская княгиня Ольга и ее внук князь Владимир Святославович, впоследствии много потрудившийся для внедрения православной веры на Руси. Сами они христианскую веру приняли на территории Византии — Ольга в самом Константинополе, а великий князь Владимир в Корсуни (сейчас на этой территории находится Севастополь). Именно из Царьграда русские люди получили в дар драгоценный список Цареградской иконы Божией Матери.

В 1054 году Великий Рим отсоединился от Византии и, согласно древним источникам, в 1071 году 8 (25) апреля эта икона была перенесена из Рима в Константинополь.

После принятия унии, раскола на два лагеря и падения Византии в 1453 году от руки Мехмеда Второго, когда и на Руси местами стали рождаться еретические настроения, список чудотворного образа явился русскому народу.

Принесение образа Пречистого образа Божией Матери в Елеазаровскую обитель

В XV веке Псковская область сильно страдала от нашествия шведов, латышей и эстонцев. В это же время Геннадий Второй в новоустроенную Елеазаровскую обитель послал список чудотворной Цареградской иконы Божией Матери. Икону преподнесли как дар Божий, как символ того, что Бог отворачивается от впавшего в ересь народа и оборачивается лицом к тем, кто крепко держится православия.

Насельники обители с верою и благоговением отнеслись к образу Пречистой Матери и Богомладенца. Преподобный Ефросин вместе с братией вышли встречать икону на источник воды, и там приняли ее пением акафиста и служением молебна. На месте встречи построили деревянную часовню с колодцем, вода которого и тогда, и сейчас считается целебной. Часовня существует до сегодняшнего дня: перестроенная из деревянной в каменную, она носит название «Часовня Пречистой». Монастырь долгое время именовался Сретенской Елеазаровской пустынью.

Исцеления и чудеса

За время пребывания Цареградской иконы Божией Матери в монастыре, по милости Божией от нее исходили чудеса. Множество людей исцелялись от душевных и телесных болезней. К ней притекали не только православные люди, но и латыши, эстонцы и все, кто нуждался в помощи и защите.

Лютеранка Эмилия, много лет страдавшая от женской болезни, впала в полное истощение и едва могла ходить. Едва придя в храм и выстояв пение акафиста Цареградской иконе Божией Матери, она была помазана елеем от лампады, зажженной перед образом. Женщина сразу же почувствовала исцеление и, раскрыв свое сердце Богу, приняла православие. Домой она возвратилась уже православной христианкой, хваля Господа и Его Пречистую Матерь.

Известен другой, не менее удивительный случай исцеления. Слепой с юности человек по имени Андрис частенько заходил в Елеазаровскую обитель и молился перед чудотворной иконой. Однажды во время Водосвятного молебна, придя в исступление и усердно молясь, он попросил Деву Марию и Господа получить исцеление от слепоты. При окроплении водой Андрей (Андрис) почувствовал, как капли воды попали ему в глаза и, омыв их, сделали зрячими. Взор человека упал на лик Богомладенца и Его Пречистой Матери, потом он увидел преподобного Ефросиния и других людей, радостно смотрящих на него. Были и другие чудеса, исходившие от иконы.

Потеря иконы

К сожалению, на Спасо-Елеазаровскую обитель постоянно совершались набеги, и по преданию чудотворную Цареградскую икону Божией Матери, украшенную серебряным окладом с драгоценными камнями, вместе с другими ценными вещами захватили на свои судна шведы, но не довезли — утонули в Чудском озере, в месте впадения в него реки Толбы. Ни корабля, ни иконы до сих пор не нашли.

Когда-то эта икона была хранительницей Рима (Первый Рим), потом ее перенесли в Константинополь (Второй Рим), а последним пристанищем стала Русь или, как говорят, Третий Рим. Четвертого же не дано. Но другой список иконы долго хранился в обители.

Обретение иконы

В тяжелый период Октябрьской революции, когда верующие подверглись гонениям, Спасо-Елеазарский монастырь был разграблен, а монахи разогнаны. Хранящийся там список Цареградской иконы на радость всем уцелел благодаря проживавшему на острове Залита.

В период возрождения обители, он передал ее настоятелю монастыря, и теперь все желающие могут перед Цареградской иконой Божией Матери молитву и просьбу свою с истинной верой возносить к Господу.

Другой образ Цареградской иконы

Есть еще один образ Цареградской иконы, который сильно отличается от предыдущего. По преданию эту икону подарили два византийских монаха. Достоверных сведений об этом нет, но уцелело предание, гласящее, что когда-то в Старую Руссу, находящуюся в 93 км от Новгорода, зашли два путника. Они странствовали из Царьграда (Константинополя) и в местном соборе (скорее всего, Спасо-Преображенском) отстояли службу.

Богослужение до того понравилось грекам, что они в дар оставили небольшую икону с изображением Цареградской Божией Матери. Икона, выбитая на твердой была специально изготовлена небольшого размера для путешествующих. Славят ее 30 сентября.

Цареградская О чем молятся перед ней?

Эта икона — один из удивительных образов, который оставил верующим святой апостол Лука. Она пришла на Русь из самого сердца Православия — Византийского государства, который долгие века сохранял апостольские предания и учения.

Как и перед всеми другими образами Божией Матери и Ее Пречистого Сына, молиться перед ней нужно о своих нуждах, просьбах, благодарить наших небесных покровителей. Одним словом, нет никаких ограничений, но бывает так, что некоторые образа святых, ангелов, Божией Матери, Господа Иисуса Христа помогают в конкретных проблемах.

Икона Божией Матери «Цареградская» в чем помогает?

Этот святой образ укрепляет веру православную, борется с ересями и идолами. Как только где-то возникают отклонения от чистого православного учения и люди отходят от правды, обязательно следует помолиться за страну, за то, чтобы не впадать в ересь, не принимать унии и так далее.

Икона — хранительница очага апостольского учения и правды Божией. В настоящее смутное время Цареградская икона Божией Матери, фото которой можно увидеть в данной статье, находится в Свято-Елеазарском монастыре. Через века глядя на образы Господа и Его Пречистой Матери, можно почувствовать связь времен и поблагодарить Бога за Его Промысел — возможность молиться или просто лицезреть список иконы, написанной самим евангелистом Лукой.

Связь времен не нарушена: как и два тысячелетия назад, так и теперь верующие люди испытывают те же чувства, которые объединяют нас с прошлым.

Икон Божией Матери, называемых «Цареградская», существует две. Одна из них - древний первообраз, выбитый на грифельной доске. Она мала размером, всего пять с небольшим сантиметров в ширину. Празднование в честь нее совершается осенью. Другая икона более известна. Явление её случилось 25апреля/8 мая 1071 года при следующих обстоятельствах, которые, впрочем, не являются однозначным историческим свидетельством.

Предполагается, что Цареградская икона Божией Матери была перенесена из Рима, хранительницей которого она являлась. В 1054 году Рим отпал от Православной – византийской – христианской веры, и Цареградская икона была перенесена в Константинополь, именуемый на Руси Царьградом. В 1439 году митрополит Исидор от имени Руси подписал Флорентинскую унию – компромиссное соглашение об объединении католической и православной церквей. При нем православной церковью признавались католическая догматика и главенство Папы Римского, однако при условии сохранения православных обрядов. Уния просуществовала недолго: русское духовенство и Великий князь Василий II Тёмный соглашения, которое профанировало и Православие, и христианскую веру как таковую, не приняли, а митрополит Исидор был вскорости низложен.

Так или иначе, Цареградская икона Божией Матери (или список с нее), по преданию, которое, однако, другими исследователями христианской истории ставится под сомнение, была принесена на Русь в 1439 году преподобным Евфросином Псковским, получившим её для перенесения из рук патриарха Константинопольского в Спасо-Елеазаровский монастырь на Псковщине, который какое-то время именовался Сретенским именно в память о встрече с древней святыней.

Это были годы, когда на псковские земли не раз совершали грабительские набеги шведские захватчики. Подвергалась им и Спасо-Елеазаровская обитель. Список, что был по преданию принесен преподобным Евфросином на Псковскую землю, судя по всему, исчез безвозвратно: богато украшенный серебряным с каменьями оклад святыни не мог не привлечь внимания мародеров-иноверцев. Но, согласно преданию, скандинавские судна, на которых вывозилось награбленное, затонули в Псковском озере близ места впадения в него реки Толбы. Возможно, на то была воля самой Царицы Небесной, Которая не пожелала, чтобы христианские святыни оказались в нечестивых руках.

Теперь в Спасо-Елеазаровском монастыре, хранится более поздний список, равно как и тот, что находится в Москве.

В годы гонений на Православие после революции 1917 года монастырь был разогнан и разграблен, но известно, что там хранился список иконы, относимый к XV веку, возможно, речь шла именно об упоминаемом здесь списке Цареградской иконы Божией Матери. Во всяком случае, известную ныне Цареградскую икону, находящуюся в Спасо-Елеазаровском монастыре, сохранил старец Николай Гурьянов, проживавший на острове Залита. Он и передал образ обители, когда началось её радостное возрождение.

О другой иконе, которая также носит название «Цареградская», но празднуется осенью (см. раздел «Когда совершается празднование иконы»), известно ещё меньше, и историческое свидетельство о ней покрыто ещё большей завесой тайны времени. Предполагается, что давным-давно в Старую Руссу, что расположена в 93 км от Новгорода, заходили по пути странствий из Царьграда – Константинополя два монаха-грека. Они отстояли здесь службу в соборе, название которого не упомянуто, но, судя по всему, имеется в виду Спасский собор, первый, который был сооружен в 1198 году в древнем Спасо-Преображенском монастыре. Богослужение столь пришлось по душе монахам, что они оставили в дар собору маленькую икону Богоматери, выбитую на твердой грифельной доске, видимо, специально изготовленную в таком «походном» размере для дальнего пути, чтобы Одигитрия - Путеводительница сопровождала их в долгих странствиях.

Значение иконы

Цареградская икона Божией Матери – один из самых уникальных образов Её, пришедших на Русскую землю из самого сердца православной христианской веры Константинополя - Царьграда, где началось становление христианства и Православия, которое в наибольшей мере унаследовало черты времен апостольской веры.

Каждый раз, когда мы возвращаемся к истории православной иконописи, истокам богородичных образов, которые оставил нам по воле Божией и благословению самой Пресвятой Богородицы апостол Лука, любой из нас, кто чувствует связь времен, которая тянется через два тысячелетия к дням сегодняшним, не может не испытать восхищенного трепета перед древностью святынь. Они стали устойчивым, совершенно современным нам духовным мостом, перекинутым через многовековую пропасть, которая оказалась преодолимой…

Мы, как и наши предки две эпохи назад, в течение последующих веков испытываем те же вдохновительные и трепетные чувства. Они объединяют нас с прошлым особой, духовной, «внеисторической» историей, и они незыблемы. И, глядя на чудесный лик Цареградского образа Божией Матери, дошедшего до нас через века, молясь перед ним, стоит, наверное, поблагодарить Бога за Его Промысел, благодаря которому нам дана такая возможность. А тем иконописцам, кому принадлежат списки с иконописных трудов апостола Луки, – благодарение во веки веков за воплощение ими в красках возможности обратиться с молитвой и благодарностью к Господу, святым Его и к главной нашей Заступнице, Которая никогда не оставит притекающего к Ней с искренней и сердечной молитвой.

Загрузка...
Top