Какие растения надо собирать на иван купала. Ивановские травы (иванские травы, купальские травы). Народные традиции на Ивана Купала - Купальский венок

Вера в магические свойства трав существовала испокон веков и продолжает жить в сердце даже нашего современника. Только вспомните, что очень часто пишут на различных этикетках шампуней, косметических средствах и лекарствах: «Сделано по старинным рецептам». У человека, который прочитал эту фразу, завораживает дух, он склонен доверять написанному и предпочесть его другим препаратам.

Особой силой травы и цветы обладают на Купалу. Купальские травы рвут как для гадания, так и для лечебной деятельности, ворожбы и колдовства. Обычно, собранную до рассвета, траву кладут под Купальскую росу, иначе оставляют на улице, чтобы её промочила утренняя роса, и уносят в помещение для просушки только после того, как роса высохнет. Трава, которая насытилась в самый мощный солнечный день, имеет необыкновенную силу и сохраняет её даже будучи высушенной. Поэтому отношение к травам на Купалу существует особое. Именно травкам, собираемым в летнее солнцестояние, мы и посвятим этот материал. Тем, кто собирается идти на сбор трав, советуем прочитать статью , для того, чтобы знать, как именно это делать.

(ключ-трава, прыгун-трава, скакун-трава, камнеломка, бальзамин обыкновенный). Разрыв-траву ищут на Купалу прямо во время цветения (как и папоротник). Такая трава может помочь найти клад. Так же сила этой травы умеет справляться с любым камнем, железом, оковами, замками, поэтому её называли ещё и ключ-травой. На этот счёт сохранилось предание, как доставали эту мощную траву. Для того, чтобы достать травку, которая разрушает преграды, искали гнездо орла с птенцами и когда тот вылетал, надевали на гнездо металлическую клетку. Орёл, видя, что не может добраться до птенцов, улетал и прилетал, держа в клюве особенную травку, которой разрезал все преграды. В некоторых местах вместо орла использовали черепаху. Так же на Купалу выходили косить траву. Если при покосе вдруг коса, наткнувшись на что-то, переламывалась — ищи под ногами камнеломку. Если люди не могли определить — какая из травинок является разрывной, то срывали всю траву и кидали в реку, обычная трава плыла по течению, а разрыв-трава против течения.

Богатки . Богатки в основном используют для гадания. Рвут богатки на Купалу и на ночь кладут под подушку или втыкают в потолок между досками. При этом загадывается желание. Если цветок распустился, то желание непременно сбудется.

(Дербенник иволистный). Корень плакун-травы, взятый из земли на Купалу, имеет особенную силу. Человек, который всегда носит такой корень при себе, способен прогонять злых духов и внушать к себе страх у своих врагов. Колдуны при помощи этой травы не только внушают духам страх, но и заставляют их быть покорными своей воле. Чтобы взять такую травку из земли, необходимо пользоваться только руками, не используя посторонних предметов, тем более железных (иногда для этого применяют специальную костяную лопаточку). Растение выкапывают с корнем на заре Купальского Дня. Впоследствии используют корень и цветы. Плакун иволистный кладут в изголовье тому, кто плохо спит. При головной боли, диарее (вяжущее, противомикробное, противовоспалительное и болеутоляющее средство) применяют по такому рецепту: 1 столовую ложку высушенных цветков залить стаканом кипятка, настоять 1 час, процедить. Принимать по 1-2 столовые ложки 3 раза в день до еды.

Чернобыльник (Полынь обыкновенная). Охраняет дом, двор и людей от ведьм, от навета, от сглаза, от чёрных магических дел. Считается, что злые колдуньи на дух не переносят чернобыльник. Часто чернобыльник заплетают в плети забора. Специальные отвары из засушенной травы помогают при бессонницах, потере аппетита, проблемах с желудком и т.д. Чернобыльник или Полынь является особой травкой на Купалу, так как именно с её помощью отпугивают русалок, которые, как известно, особенно активны в это время. Полынь развешивают в домах и вокруг домов, а также добавляют в костры. Русалки и злые духи просто на дух не переносят вида, вкуса и запаха этой травки, потому дым и курения от чернобыльника помогают очистить жилище и пространство, где находятся люди, к примеру, купальские поляны, где собирается народ для празднования. Также полынь применяют колдуны, ведьмы, волхвы, маги для того, чтобы войти в контакт с загробным миром. Большая концентрация дыма полыни помогает человеку увидеть духов и сущностей из тонкого мира. Чернобыльник растёт очень медленно, так что если собираете траву — старайтесь не вырывать её вместе с корнем. Полынь рвут на Купалу (также на убывающей луне) и хранят в хорошо проветриваемых помещениях. Хорошо если в доме будет висеть пучок полыни — он будет отпугивать колдовские чары и злых духов.

Расперстьице . Этой высушенной травкой присыпают различные порезы, нарывы и другие болячки на теле.

Пастушья сумка (Сумочник пастуший) — очень хорошее кровоостанавливающее средство. Лечит как кровотечения при ранениях, так и легочных, почечных, маточных, желудочно-кишечных болезнях. Сушат на чердаках или под навесом, разложив тонким слоем. Сок из свежей травы пастушьей сумки, разведенный водой в соотношении 1:1, принимают по 1 столовой ложке 3 раза в день при кровотечениях, поносах, а также промывают кровоточащие раны, язвы.

Крапива помогает от ревматизма. При ревматизме, больные места нажаливают крапивой (рекомендуется чередовать с натиранием керосином: один день — крапива, другой день — натирание керосином). Надо сказать, что все из перечисленных здесь трав имеют лечебные свойства, даже если они собраны не на Купалу, а в другое время, но именно Купальская энергия, по поверьям древних славян, даёт им максимум силы. Рецептов из крапивы существует большое множество. Крапиву срывают и дают завянуть на открытом воздухе, затем переносят в хорошо проветриваемое помещение и сушат. Засушенные листья хранят в коробках, а корни — в мешках. Сушёные листья смешивают с мёдом и принимают по одной чайной ложке несколько раз в день. Такой рецепт помогает увеличить количество эритроцитов в крови, нормализовать углеводный обмен, также его применяют при анемии. В древней Руси очень популярным и крайне полезным блюдом, которое содержит огромное количество витаминов, были щи из крапивы.

(Кислица обыкновенная). Настой из этой травки помогает при лечении ран и ожогов, а также пролежней. Водный или спиртовой настой на основе кислицы применяют при заболеваниях почек и печени, желтухе, отёках, нарушениях обмена веществ, гнилостных процессах в полости рта. Кислица противопоказана при диатезе, плохой свёртываемости крови, склонности к судорогам. Рецепт жаропонижающего при температуре из заячьей капусты: 2 столовые ложки травы на 1,5 стакана горячего молока, подержать на паровой бане 30 минут. Принимать по полстакана 3 раза в день за полчаса до еды.

В следующей статье продолжение .

Ивановские травы (иванские травы, купальские травы) - свежая растительность - травы, цветы, древесные ветви, коренья, сбор и использование которых входят в ритуальный комплекс празднования Ивана Купалы . По народным представлениям, различные растения в период летнего солнцестояния, когда природа достигала наивысшего расцвета, наполнялись необыкновенной магической силой, которую и стремились использовать крестьяне. Об этом свидетельствуют и былички, повествующие о чудесных явлениях, происходивших с растительным миром в этот момент. Повсеместно у русских было распространено поверье, согласно которому в волшебную купальскую ночь в полях, лесах, садах все растения перешептываются друг с другом и переходят с места на место, а "всякая трава, даже папоротник , расцветает". Травянистые растения, на которых только раз в год, в ночь на Ивана Купалу , появлялись бутоны, "цветут в продолжении трех минут, давая по три цветка" . Эти цветы и травы, как считает народ, - волшебные, они могут полностью изменить жизнь человека, сорвавшего их, но получить заветные растения очень сложно, поскольку их охраняет нечистая сила. Наиболее популярны рассказы о цветке папоротника , который сулил своему хозяину счастье, удачу, магическую силу.

С его помощью можно было завладеть другими волшебными растениями, каждое из которых обладало обыкновенно одним из свойств, приписываемых папоротнику . Наличие у человека арарат-травы также открывало ему доступ к волшебным травам. Отличали ее по характерным цветкам желтого и голубого цветов. Найти арарат-траву можно только в полночь на Ивана Купалу или в день Ивана Купалы между заутренней и обедней. При добывании травы следовало соблюдать ряд правил, иначе ее магическая сила будет утрачена. Традиция предписывала обвести ножом около растения круг против солнца и потянуть за его стебель. Если травка вытащится с кружком земли, то ее можно использовать для поиска волшебных трав, если нет, - то она бесполезна. Сложность заключалась еще и в том, что "арарат"-трава, по мнению вятских крестьян, росла только в одном месте, там, где сливаются воды двух рек - Оки и Москвы. К волшебным травам относили и разрыв-траву, известную также под названиями "ломоцвет" (вологодск.), "спрык" (вятск.). Подобно папоротнику, она зацветает в полночь и цветет столько времени, сколько необходимо для прочтения молитв Господней и Богородичной. Ее огненные цветы обладают свойством делать человека невидимым, но основное ее назначение - разрушать все преграды, даже металлические, открывать любые замки и запоры. Чтобы раздобыть это растение, надо в полночь на Ивана Купала отправиться на отдаленный пустырь и косить там траву до тех пор, пока металлическая часть косы не переломится - это является верным признаком того, что скошена разрыв-трава. Всю скошенную траву с места, где произошел слом косы, бросают в реку и внимательно наблюдают за ее поведением. В отличие от других трав разрыв-трава не тонет и плывет против течения. По поверью, воры, завладевшие разрыв-травой, прячут ее в пальце руки, сделав предварительно на нем разрез. Прикоснувшись таким пальцем к любому замку, вор без труда откроет его; прикосновение же к человеку влечет за собой смерть последнего. Магическую силу разрыв-трава может потерять только в том случае, если ее бросят в отхожее место. В купальскую ночь искали также волшебные траву-неведимку - ее использовали для того, чтобы стать невидимым, - перелет-траву, одолень-траву. Волшебными считались не только отдельные травы, но и целая копна скошенной в купальскую ночь травы. По мнению русских поселенцев Сибири, с ее помощью можно обрести счастье и богатство. Для этого ивановскую копну оставляли нетронутой до "страшных вечеров" (см. Святки). По поверью, в ней обязательно должны поселиться черти. Чтобы заставить чертей повиноваться себе, следовало в одну из святочных ночей обойти копну с молитвой и очертить около нее круг "огарком" от первой лучины, зажженной осенью. Черти, живущие в ней, предложат исполнить все пожелания в обмен на обещание оставить их в покое.В народе существовало представление, что любое растение, сорванное или выкопанное в день Аграфены Купальницы, Ивана Купалы обладало чудодейственной силой; по словам сибирских крестьян, в это время "любая травка пользительна быват". Лучшим, но и наиболее опасным, временем для сбора ивановской травы считалась ночь на Ивана Купалу, а точнее - полночь. Как правило, в это время добывали растения, обладавшие целебными свойствами, а также используемые при ворожбе и колдовстве. Заниматься этим могли только "знающие" люди, к которым относились владеющие магической практикой, т.е. колдуны, знахари, ведьмы. В ряде мест лекарственные травы собирали пожилые женщины, обычно вдовы, считавшиеся, по народным представлениям, "чистыми", т.к. они уже не могли рожать детей и не жили половой жизнью. В традиции существовали определенные правила сбора целебных и колдовских трав, обеспечивающие сохранение и увеличение их магической силы. Так, женщины, занимавшиеся заготовкой лекарственных растений, постились перед праздником в течении нескольких дней, а во время сбора снимали нательные крестики. Колдуны, ведьмы, знахарки, отправляясь ночью в леса и поля, старались выйти из дома незамеченными. Принимаясь за дело, они нередко раздевались, сбрасывая с себя даже рубахи. В Вятской губ. запрещалось срывать некоторые растения голой рукой, в противном случае они потеряют свою целительную силу. Непременной частью ритуала заготовления трав были заговоры. Срывая растения, знахарки и колдуны обычно приговаривали: "Рву я, раб (имя рек) или раба от травки цветочки, от земли коренья; на что они полезны, на то их и рву". В Сибири "знающие" крестьяне собранные ночью растения специально клали под "Иванову росу", полагая, что в этом случае их магические свойства увеличатся.С этой же целью травы, в основном лекарственные, носили в церковь для освящения. Принесенные домой ивановские травы раздавали в тот же день односельчанам или засушивали и хранили в таком месте, которое осмыслялось в традиционном мировоззрении как пограничное пространство: в трубе, под печкой, под порогом. Впоследствии их, так же как и свежие, предлагали крестьянам для лечения болезней, изгнания нечистой силы и в качестве оберега, для использования в любовной магии. Каждый сорт трав употребляли с определенной целью. Так, трава "зяблица" помогала от детского крика и бессонницы, а пастушья сумка использовалась как кровоостанавливающее средство. Чернобыльник повсеместно был известен как лучшее средство для укрепления здоровья. Кроме того, он, по поверью, охранял в купальскую ночь домашнее хозяйство. Подорожник связывали в пучки и вывешивали во дворе для защиты от всяких гадов. Травы дивий сил и мария-магдалина советовали применять от тоски, богородицкой травой окуривали отелившихся коров. О свойствах некоторых ивановских трав, используемых в лечебных целях и при ворожбе, было известно и в народе. Крестьяне сами могли их заготавливать, но в отличие от "знающих" людей, они предпочитали собирать эти травы днем или, лучше, на восходе солнца, "под росу", стараясь сохранить на листьях капельки ночной влаги. Желая увеличить целительную силу растений, они, подобно колдунам, срывали их с приговором: "Земля, мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати". Были известны и другие приемы, направленные на сохранение магических свойств ивановских растений. Так, траву чернобыльник, заплетали в плети и клали под "иванову" росу, приговаривая: "Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья". Владелец травы, известной под названием "плакун", считавшейся лучшим оберегом от нечисти, должен был прийти в храм, встать у алтаря, реже в алтаре, лицом к востоку, или так, чтобы корень травы, который он держал в руках, был обращен к востоку, и произнести заговор: "Плакун, плакун! Плакал ты долго…". В результате этих действий "слезная" сила чародейского растения направлялась против различных вредоносных проявлений, для защиты своего владельца. Из освященного плакуна также изготавливали крест, который привязывали к кресту на гайтане (бисерное украшение) или к шелковому поясу. Считали, что в этом случае он отгоняет от хозяина бесов и нечисть. В Сибири хозяин каждого дома вечером, накануне дня Ивана Купалы (купальская ночь), три раза с молитвой обходил свой двор и бросал в ворота крапиву крест-накрест для того, чтобы "колдунья обожглась и не проникла в дом". В любовной магии использовали траву "терлич". Девушкам для привлечения парней советовали положить ее за пазуху и сказать: "Терлич, терлич, хлопцев покличь!".

Растения среди которых наиболее часто встречались Иван-да-Марья и купаленка (желтоголов), приносили в деревню охапками. В храмах, жилищах и дворах, а в ряде мест и около них, травы рассыпали по полу или по земле, клали к окнам и иконам. В Новгородской губ. существовал обычай составлять букет во время ритуального купания из взятых с собой цветов-смолянок.Некоторым растениям, вносимым в дом, придавали особое значение. Так, тверские крестьяне, чтобы приобрести счастье и богатство, затыкали за матицу - основное, несущее бревно потолка, ивановскую траву богатку. В Вологодской губ. под князевое бревно, служившее соединением скатов крыши, подтыкали 46 трав, чтобы дом "не раскрыло непогодой и било молнией". В целом, украшение освященной, а иногда и не освященной, ивановской травой избы и двора понималось во многих локальных традициях как оберег дома и его хозяев в купальскую ночь от нечистой силы.
Ритуальная ивановская зелень, а также изготовленные из нее букеты, венки и веники, использовавшиеся для украшения, после праздника обычно засушивали и хранили, используя в дальнейшем приписываемую им магическую силу.На их основе готовили настои и порошки для окуривания, которые применяли во время болезни людей и животных.Сохраненную травку во время грозы бросали в печь, чтобы уберечь дом от ударов молнии. Растение Иван-да-Марья рекомендовали вложить в углы избы; в этом случае, "вор не войдет в дом: брат с сестрой будут говорить; вору будет чудитца, что говорит хозяин с хозяйкой".Букеты,венки, веники использовали в гаданиях, подобно троицким венкам. Их спускали на воду и гадали о замужестве, о жизни-смерти или о будущем.В ночь на Ивана Купалу девушки и молодые женщины специально собирали траву для гаданий. Чтобы узнать о своем женихе необходимо было сорвать в полночь 12 или 24 вида трав. Среди них чаще всего встречались подорожник, полынь, чертополох, папоротник, крапива, попутник, осока, пырей, мокрица, горлинка, лебеда

Купальские травы - травы, цветы, ветви деревьев, коренья, сбор и применение которых входят в ритуальный комплекс празднования Купалы. По народным поверьям, они отличаются особой волшебной силой и целебными свойствами. Травы собирали в ночь на Купалу или на рассвете по росе, чаще засушивали и использовали как средство от всех напастей, в девичьих гаданиях, при лечении людей и животных.

Славянские традиции

К травам, обладающим чародейными свойствами относятся: трава колюка, папоротник, кочедыжник, тирлич-лихоманник, плакун-трава, дурман, адамова голова, болотный голубец, ревенька, земляника, трава на-сон, разрыв-трава, перелёт-трава, иван-да-марья, будяг, чертополох, подорожник, лопушок, купаленка, медвежье ушко, богатенька, чернобыльник, лютик, аир, муравьиное масло, медяница и петров крест.

Отваром, сделанным из трав, собранных на Купалу, мыли голову, чтобы она не болела в течение года. На Украине существует поверье, что целебные травы выращивают русалки и мавки, которые знают все их лечебные свойства. Согласно белорусскому поверью, купальские травы максимально целебны, если их собирают «старые и малые», то есть старики и дети.

Девушки обязательно рвали полынь, так как считали, что её боятся ведьмы и русалки. Полынь носили на поясе, вплетали в венки, втыкали в стены домов и ворот, чтобы преградить путь ведьмам. Зелень использовалась как универсальный оберег: считалось, что она защищает от болезней и эпидемий, сглаза и порчи; от колдунов и ведьм, нечистой силы, «ходячих» покойников; от стихийных молнии, урагана, пожара; от змей и хищных зверей, насекомых-вредителей.

Наравне с этим контакт со свежей зеленью осмыслялся и как магическое средство, обеспечивающее плодовитость, урожайность злаковых и огородных культур. Травы старались собрать рано утром в Иванов день до восхода солнца, так как, по поверьям, целебные свойства сохраняют лишь те растения, которые не успеет осветить солнце (болг, бел., укр.). Именно в это время «каждая травка просит сорвать её и сама раскрывает свою целебную силу». Собирали не только лечебные травы, но и растения-обереги (крапиву, полынь, ветки колючих кустарников), а также травы и цветы, предназначенные для гаданий, для обрядовых венков.

В XVI и XVII столетиях собиратели трав преследовались наряду с закоренелыми преступниками.

«Егда приходит великий праздник, день Рождества Предтечева», - писал летописец, - «исходят мужие и жены чаровницы по лугам и по болотам и в пустыни и в дубравы, ищущи смертныя травы и приветрочрева, от травнаго зелия на пагубу человеком и скотом; ту же и дивия корения копают на потворение мужем своим. Сия вся творят действом диаволим, с приговоры сатанинскими».

В «Разрядных книгах» находятся записи о целом ряде старинных судебных волокит о таких травоведах. Достаточно было найти у кого-нибудь неведомый корень или пучок неизвестной травы, чтобы этому было придано значение злого умысла. Пойманных накануне Иванова дня «ведунов» пытали, били батогами, чтобы «не повадно было бы носить и собирать травы и коренья».

Папоротник

Папоротник особо выделяли среди других растений, его считали дьявольским и вместе с тем чудесным зельем. В Нижегородской области, собирая «купальские» растения, папоротник брать не решались, называя его «колдовской» травой. В иных местах, наоборот, он был главным в ряду растений: большие пучки папоротника подвешивали в хлеву против ведьм (Речицкое Полесье. У всех славян известны поверья о колдовских свойствах его расцветающего ночью цветка.

Иван-да-марья

Одним из главных символов Иванова дня был цветок Иван-да-марья, купава-да мавка или купавка, как его называют в народе. Народные сказания связывают происхождение этого цветка с близнецами - братом и сестрой, по народным легендам, они, разлученные в детстве, долго ходили по свету, а встретившись, не узнали друг друга, и едва не поженились или уже повенчались, но перед брачной ночью узнали о своем родстве.

Эта легенда восходит к архаичному мифу о близнецах, один из которых - Иван (Купало) - связан с жизнью и огнем, а другой - Марья (Мавка)- со смертью и водой. Их отношения в обрядовых песнях соотносятся с древним мотивом брачного поединка огня и воды, то есть именно тех противостоящих друг другу природных стихий, которые имели первостепенное значение в купальской обрядности.

Иван-да-марья очень часто фигурируют в купальских песнях, к примеру:

Иван Марью Звал на купальню.

Где Иван купался - Берег колыхался.

Где Марья купалась - Трава расстилалась.

Купался Иван, Да в воду упал.

Полынь, чернобыльник, божье дерево - растения с горьким вкусом и сильным запахом, используется для нейтрализации нечистой силы, а также в лечебных и магических целях; символ тоски, горя, злобы, о чём говорят русские пословицы: «Не я полынь-траву садила, сама окаянная уродилась»; «Чужая жена лебедушка, а своя - полынь горькая». Защитой от мавок и русалок служит, по народным верованиям, чеснок, хрен и полынь. Чтобы уберечься от нечистой силы, в четверг на Русальной неделе девки вплетали в косу полынь. Для защиты «своего» пространства от нечистой силы в канун Купалы клали на крышу листья лопуха, полынь, ветки ольхи.

Восточные славяне накануне Купалы или Духова дня в качестве оберега от русалок, колдунов и другой нечистой силы раскладывали крапиву на окнах, на порогах домов. В Пинском Полесье на Купалу вешали крапиву на дверях сеней, у хлевов - от русалок. В Иванов день перед купанием в реке в воду бросали крапиву для защиты от русалок; в Чехии считали, что водяной не причинит зла человеку, у которого в руках крапива.

Сея лён, хозяин первую горсть семян бросал в крапиву, её использовали в колдовстве и магии: крапиву сжигали, чтобы прекратить град, при первом ударе грома втыкали крапиву в одежду, в цепь очага, чтобы молния не ударила в дом. В восточном Полесье, особенно в черниговской зоне, купальский костер нередко могла заменять охапка воткнутых в песочную кучу трав (чаще всего крапива); через неё так же перепрыгивали, как и через огонь.

Клевер

Наши предки считали, что клевер несет в себе великую силу любви, счастья, красоты и молодости. Его листочки собирали, сушили и потом всегда носили с собой в чистом лоскуте или в носовом платочке. А поутру выходили на поляну и собирали с клевера росу. Сливали ее в небольшой сосуд, затем на весь день ставили в него три веточки клевера. На ночь этой водой умывались, используя ее вместо крема от морщин.

По легендам и преданиям, огромной магической силой обладала и плакун-трава, которую называли матерью всех трав: если, держа ее в руках, собирать другие травы, то магическая и лечебная сила автоматически переходит и на эти растения. Она смиряет беснования злых духов, уничтожает чары колдунов и ведьм.

Какие травы лучше всего собирать в Купальскую ночь? Я бы советовала Вам обязательно запастить такими травами: дербенник (плакун-трава), бальзамин (разрыв-трава), девясил, зверобой, кувшинка (одолень-трава) и т.д. В принципе, это "основной набор", но считается, что любая трава, собранная в ночь на Ивана Купала, обладает колдовской силой. Кроме этого, обязательно помните, что срывать травы нужно без ножа (!), то есть- "голыми" руками

Дорогие мои Друзья и все те, кто читает сейчас эту статью!

Совсем скоро мы снова будем праздновать прекрасный и старинный праздник- день Ивана Купала (варианты названия- Купало, Иванов день и т.д.), который по новому стилю мы отмечаем 7 июля (соответственно, по старому стилю- 21-22 июня). Я раннее уже очень подробно рассказывала Вам, дорогие Друзья, о праздновании Ивана Купала в своей статье "Праздник Ивана Купала-факты, мистика и традииции" ( ) , но сегодня я хочу акцентировать Ваше внимание именно на Магии Купальской ночи, рассказать Вам, почему этот праздник по праву считается главным летним праздником не только в народном календаре, но и в "календаре магии", а также- рассказать поподробнее о магии трав, собранных именно в Купальскую ночь !

Как я неоднократно рассказывала Вам, праздник Ивана Купала еще со времен славянских язычников был тесно связан с почитанием Огня и Воды, как природных Сил, от которых зависит напрямую плодородие, богатство и достаток.

Напомню вкратце, что наши предки язычники представляли Купало в образе чаще всего женщины, за несколько дней до праздника уже начинали заниматься изготовлением обрядового чучела (чаще всего- из соломы, заплетали в него ленты, украшали цветами), которое устанавливали на самом высоком месте возле деревни, поселка. К этому чучелу приносились сладости, угощенья, вокруг него водили хороводы и танцевали, в Купальскую ночь же чучело Купалы поджигали и еще горящим топили в речке, что символизировало соединение двух стихий- Воды и Огня, потому праздник Ивана Купала часто называли (особенно, староверы) "свадьбой Воды и Огня" . Теперь я хотела бы поговорить с Вами о том, почему же праздник Ивана Купала считается настолько сакральным и могущественным, что его ждут целый год с огромным нетерпением, можно сказать- это главный праздник для практикующего Мага, без преувеличения. Как Вы уже могли догадаться, праздник Ивана Купала тесно связан с солнечно-лунным циклом, не зря же наши предки язычники отождествляли Купалу с Солнцем и если углубиться в изучение древних книг, Купала- это одно из имен Бога Солнца у древних славян, на уровне с Ярилом.

Именно в этот день (если брать празднование "по старому стилю") происходит день летнего солнцестояния (21 июня), или как еще называли этот день славянские язычники- "солнцеворот" , в этот день наблюдается самая короткая ночь в году, и, соответственно- самый длинный день в году. Солнце, можно сказать, "входит в полную силу", в этот день оно имеет очень сильную власть над окружающим нас миром и над нами.

Считается, что в этот день стоит начинать те дела и совершать те поступки, которые должны поменять не только Вашу судьбу, но и судьбу окружающих, так как в этот день рождается точка силы времени, то есть- человек может иметь особую власть над временем , над будущим, потому, собственно, этот праздник так важен для всех практикующих Магов или же просто людей, которые интересуются Магией.

Кстати, дорогие Друзья, вот Вам яркий пример, который доказывает правдивость моих слов:

22 июня 1941 года Адольф Гитлер напал на Советский Союз. Надеюсь, Вы понимаете, что Гитлер, как ярый поклонник оккультизма, не просто так напал на самого сильного противника именно в этот могущественный день!

Ну вот, как всегда, я увлеклась историческими аспектами и нюансами, за что прошу меня извинить, ведь История- моя слабость, что тут поделать! :) Но перейдем теперь именно к магии Купальской Ночи! Причину, по которой эту ночь считают самой сакральной, я Вам назвала выше, потому теперь буду развивать нашу беседу именно в векторе углубления в "магический" аспект Купальской ночи!

В Купальскую ночь обязательно разжигается костер, через который нужно перепрыгнуть, чтобы на весь год "зарядиться" здоровьем и благополучием, кроме этого- нужно обязательно искупаться в воде, а лучше- поочередно совместить эти "процедуры", так как Вы таким образом соедините в себе стихию Огня и Воды, что даст Вам крепкое здоровье и долголетие, а также- избавит от негатива, который накопился за целый год.

В эту ночь Вы имеете возможность провести многочисленные и не очень сложные ритуалы для себя лично или для своих близких, которые будут иметь очень высокую эффективность. В своей статье "Праздник Ивана Купала- факты, мистика и традиции" я рассказывала, что в моём Роду Киевских Ведьм таким "родовым" ритуалом всегда было "плетение ведьминой лестницы" , которая имеет очень универсальное назначение. до наступления Купальской ночи Вы должны собрать сухую траву (подойдет любая, в идеале- это трава девясил, зверобой), лучше будет, если это Вы сделаете на своем месте Силы или на Лысой Горе, но подойдет и любая открытая местность, где растут травы), дальше- Вы должны уединиться и подойти очень ответственно к самому процессу ритуала- Вы должны из этой травы плести маленькие куколки (мастерство не в счет, главное сплести хотя бы "подобие" человека), при этом приговаривая шепотом- "это моя нерешительность", " это мои болезни", "это моё одиночество" и т.д. Вы должны сплести столько куколок, сколько проблем и неприятностей у Вас накопилось, то есть, проще говоря- каждая куколка должна символизировать то, от чего Вы хотите избавиться раз и навсегда! Можете для пущей эффективности взять тоненькие листики бумаги и на них написать все свои беды и неприятности, и эти полосочки бумаги также вплести в куколки. В Купальскую ночь все эти куколки Вы должны сжечь на костре, наблюдая, как они горят, Вы должны явственно ощущать, как избавляетесь от всего того, что символизировали эти куклы!

Если я уж вспомнила про обряды, связанные с травами, я не могу не посоветовать Вам вот такой интересный ритуал, который, конечно же, больше относится к девушкам: в Купальскую ночь Вы должны обязательно сплести венок хотя бы с трех видов трав (в идеале- с 13), при плетении Вы должны думать о том, чего бы больше всего хотели достичь в этом году, о своей мечте, грубо говоря. Когда сплетете венок, Вы должны просунуть в него свою правую руку, мысленно взять свою мечту " в руку", сжать ее в кулак, приговаривая при этом: " В свои руки свою мечту взяла, исполнить мечту мне речка помогла!", после чего- пустите венок по воде, и Ваша мечта должна осуществиться в течении года!

Теперь я хочу поговорить с Вами именно о "купальских травах", так как нельзя себе представить праздник Ивана Купала без сбора трав и без "цветка папоротника"!

Начнем с того, что этот праздник- своего рода пик, середина лета, потому к этому времени все цветы, травы, деревья переживают пик своего расцвета, что автоматически наделяет их особой магической силой. Могу сказать Вам откровенно, что Купальская ночь- это ночь максимального могущества трав , потому этой ночи так ждут все травники, знахари и т.д., так как травы, собранные в Купальскую ночь, действительно всегда обладают лекарственными, исцеляющими свойствами. Травы также собирали ведьмы для гаданий, приворотных "варев" и прочего колдовства, так как Купальская ночь автоматически делает травы прекрасным инструментом колдовства!

Вы также можете с пользой провести эту ночь, если рискнете собирать купальские травы "по всем правилам"- обычно собирали травы именно девушки/женщины, но обязательно обнаженные, или в одной рубашке, с распущенными волосами. Травы можно собирать и на рассвете, но все-таки я бы советовала делать это ночью, особенно, если травы Вы планируете использовать для колдовства, а не для исцеления. Какие травы лучше всего собирать в Купальскую ночь? Я бы советовала Вам обязательно запастить такими травами: дербенник (плакун-трава), бальзамин (разрыв-трава), девясил, зверобой, кувшинка (одолень-трава), богатки, чернобыльник (полынь), крапива, пастушья сумка, заячья капуста (кислица) и т.д. В принципе, это "основной набор", но считается, что любая трава, собранная в ночь на Ивана Купала, обладает колдовской силой. Кроме этого, обязательно помните, что срывать травы нужно без ножа (!), то есть- "голыми" руками, при сборе трав нужно приговаривать постоянно: " Рву я (свое имя) от травки цветочки, от земли коренья, на что они полезны, на то их я и рву!". Кстати, хотелось бы мне рассказать Вам занимательную легенду про легендарную (почти такую же легендарную, как и "цветок папоротника"!) разрыв-траву!

Предание гласит, что её огненные цветы обладают свойством делать человека невидимым, но основное ее назначение - разрушать все преграды, даже металлические, открывать любые замки и запоры. Чтобы раздобыть это растение, надо в полночь на Ивана Купала отправиться на отдаленный пустырь и косить там траву до тех пор, пока металлическая часть косы не переломится - это является верным признаком того, что скошена разрыв-трава. Всю скошенную траву с места, где произошел слом косы, бросают в реку и внимательно наблюдают за ее поведением. В отличие от других трав разрыв-трава не тонет и плывет против течения. По поверью, воры, завладевшие разрыв-травой, прячут ее в пальце руки, сделав предварительно на нем разрез. Прикоснувшись таким пальцем к любому замку, вор без труда откроет его; прикосновение же к человеку влечет за собой смерть последнего. Кстати, считалось, что кувшинка (одолень-трава) позволяет человеку сделаться невидимкой, зверобой защитит Ваш дом от краж и утрат, шиповник или крапива защитит от происков "нечистой силы" и сглазов, ну и конечно же- какая Купальская ночь без легенды про цветок папортника? Все наслышаны о цветке папоротника , который сулил своему хозяину счастье, удачу, магическую силу. С его помощью можно было завладеть другими волшебными растениями, каждое из которых обладало обыкновенно одним из свойств, приписываемых папоротнику. Наличие у человека арарат-травы (древнеславянское название папоротника) также открывало ему доступ к волшебным травам. Отличали ее по характерным цветкам желтого и голубого цветов. Найти арарат-траву можно только в полночь на Ивана Купалу. При добывании травы следовало соблюдать ряд правил, иначе ее магическая сила будет утрачена. Традиция предписывала обвести ножом около растения круг против солнца и потянуть за его стебель. Если травка вытащится с кружком земли, то ее можно использовать для поиска волшебных трав, если нет, - то она бесполезна.Нашедший этот цветок человек будет наделен даром знать язык животных и птиц, понять силу растений, такой человек сможет найти все клады и даже превратиться в невидимку. Вот так вот! Так что дерзайте- и, возможно, Вы станете обладателем волшебного цветка папоротника! :)

Хочу Вам также посоветовать сделать следующее, если Вы нуждаетесь в карьерном или духовном росте: Вы должны в Купальскую ночь лечь в высокую траву и сказать ровно 7 раз подряд такие слова: " Трава выше земли, а я (имя Ваше) выше травы!". Когда произнесете последний, седьмой раз эти слова, Вам нужно резко встать и уйти, не оглядываясь. В течении года Вы увидите, что действительно достигли тех успехов, на которые рассчитывали в плане карьеры или духовного развития!

Ну и напоследок, не могу не вспомнить про волшебную силу купальской росы, которую Вы обязательно должны использовать в своё благо! По праву считается, что купальская роса помогает омолодиться, быть здоровым круглый год и т.д. Росу обычно колдуны и ведьмы собирают в стеклянные сосуды также обнаженные, а если искупаться (в прямом смысле) в этой росе - будете здоровыми и бодрыми целый год, это факт! Девушкам я бы посоветовала умыться этой росой, при этом приговаривая: " Как на лик мой роса, так на лик мой краса. Именно!". А еще- если Вы сможете купальским утром смочить в росе с семи разных трав обычное полотенце (как вариант- нательную рубашку), а после высушить всё это на солнце- Вы получите надежное средство от всяких болей! Хранить это полотенце (рубашку) нужно в темном месте, и когда почувствуете любого рода боль в теле- приложите это полотенце (рубашку) в больному месту, это действительно помогает!

В моем роду Киевских Ведьм существует обычай "ведьмина рубашка":

все ведьмы в моем роду имели такую рубашку, в которой "купались" в Купальской росе и надевали только тогда, когда чувствовали, что силы покидают их или что на них идет "энергоатака" особой силы с помощью колдовства! А если Вам повезет, и ночь на Ивана Купала окажется ветреной, Вы сможете очень просто избавиться от порчи, для этого Вам нужно выйти на открытую местность (в идеале- все делается на Лысой Горе) и сказать вслух 6 раз подряд: " Ветер, дуй, с меня, (ваше имя), порчу сдуй, вдаль унеси, подальше убери. Да будет так!".

Я могла бы рассказать Вам еще очень много интересного, дорогие Друзья, о Магии Купальской Ночи и о Магии Купальских трав, но я оставлю эти интересности для наших следующих бесед! Искренне надеюсь, что моя статья была интересной для Вас и Вы узнали много нового и интересного для себя!


Искренне Ваша, Юлианна Колдовко. - 2389

Ивановские травы (иванские травы, купальские травы) - свежая растительность - травы, цветы, древесные ветви, коренья, сбор и использование которых входят в ритуальный комплекс празднования Ивана Купалы.

По народным представлениям, различные растения в период летнего солнцестояния, когда природа достигала наивысшего расцвета, наполнялись необыкновенной магической силой, которую и стремились использовать крестьяне. Об этом свидетельствуют и былички, повествующие о чудесных явлениях, происходивших с растительным миром в этот момент. Повсеместно у русских было распространено поверье, согласно которому в волшебную купальскую ночь в полях, лесах, садах все растения перешептываются друг с другом и переходят с места на место, а "всякая трава, даже папоротник, расцветает" (костромск.; АРЭМ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 72). Травянистые растения, на которых только раз в год, в ночь на Ивана Купалу, появлялись бутоны, "цветут в продолжении трех минут, давая по три цветка" (вятск.; Верещагин Гр. 1898. С. 114).

Эти цветы и травы, как считает народ, - волшебные, они могут полностью изменить жизнь человека, сорвавшего их, но получить заветные растения очень сложно, поскольку их охраняет нечистая сила. Наиболее популярны рассказы о цветке папоротника, который сулил своему хозяину счастье, удачу, магическую силу. С его помощью можно было завладеть другими волшебными растениями, каждое из которых обладало обыкновенно одним из свойств, приписываемых папоротнику. Наличие у человека арарат-травы также открывало ему доступ к волшебным травам. Отличали ее по характерным цветкам желтого и голубого цветов. Найти арарат-траву можно только в полночь на Ивана Купалу или в день Ивана Купалы между заутренней и обедней. При добывании травы следовало соблюдать ряд правил, иначе ее магическая сила будет утрачена. Традиция предписывала обвести ножом около растения круг против солнца и потянуть за его стебель. Если травка вытащится с кружком земли, то ее можно использовать для поиска волшебных трав, если нет, - то она бесполезна. Сложность заключалась еще и в том, что "арарат"-трава, по мнению вятских крестьян, росла только в одном месте, там, где сливаются воды двух рек - Оки и Москвы.

К волшебным травам относили и разрыв-траву, известную также под названиями "ломоцвет" (вологодск.), "спрык" (вятск.). Подобно папоротнику, она зацветает в полночь и цветет столько времени, сколько необходимо для прочтения молитв Господней и Богородичной (Максимов С.В. 1993. С. 169). Ее огненные цветы обладают свойством делать человека невидимым, но основное ее назначение - разрушать все преграды, даже металлические, открывать любые замки и запоры. Чтобы раздобыть это растение, надо в полночь на Ивана Купала отправиться на отдаленный пустырь и косить там траву до тех пор, пока металлическая часть косы не переломится - это является верным признаком того, что скошена разрыв-трава. Всю скошенную траву с места, где произошел слом косы, бросают в реку и внимательно наблюдают за ее поведением. В отличие от других трав разрыв-трава не тонет и плывет против течения. По поверью, воры, завладевшие разрыв-травой, прячут ее в пальце руки, сделав предварительно на нем разрез. Прикоснувшись таким пальцем к любому замку, вор без труда откроет его; прикосновение же к человеку влечет за собой смерть последнего. Магическую силу разрыв-трава может потерять только в том случае, если ее бросят в отхожее место (Верещегин Гр. 1898. С. 117).

В купальскую ночь искали также волшебные траву-неведимку - ее использовали для того, чтобы стать невидимым, - перелет-траву, одолень-траву.

Волшебными считались не только отдельные травы, но и целая копна скошенной в купальскую ночь травы. По мнению русских поселенцев Сибири, с ее помощью можно обрести счастье и богатство. Для этого ивановскую копну оставляли нетронутой до "страшных вечеров" (см. Святки). По поверью, в ней обязательно должны поселиться черти. Чтобы заставить чертей повиноваться себе, следовало в одну из святочных ночей обойти копну с молитвой и очертить около нее круг "огарком" от первой лучины, зажженной осенью. Черти, живущие в ней, предложат исполнить все пожелания в обмен на обещание оставить их в покое (Макаренко А.А. 1993. С. 64).

В народе существовало представление, что любое растение, сорванное или выкопанное в день Аграфены Купальницы, Ивана Купалы обладало чудодейственной силой; по словам сибирских крестьян, в это время "любая травка пользительна быват" (Макаренко А.А. 1993. С.64). Лучшим, но и наиболее опасным, временем для сбора ивановской травы считалась ночь на Ивана Купалу, а точнее - полночь. Как правило, в это время добывали растения, обладавшие целебными свойствами, а также используемые при ворожбе и колдовстве. Заниматься этим могли только "знающие" люди, к которым относились владеющие магической практикой, т.е. колдуны, знахари, ведьмы. В ряде мест лекарственные травы собирали пожилые женщины, обычно вдовы, считавшиеся, по народным представлениям, "чистыми", т.к. они уже не могли рожать детей и не жили половой жизнью.

В традиции существовали определенные правила сбора целебных и колдовских трав, обеспечивающие сохранение и увеличение их магической силы. Так, женщины, занимавшиеся заготовкой лекарственных растений, постились перед праздником в течении нескольких дней, а во время сбора снимали нательные крестики. Колдуны, ведьмы, знахарки, отправляясь ночью в леса и поля, старались выйти из дома незамеченными. Принимаясь за дело, они нередко раздевались, сбрасывая с себя даже рубахи. В Вятской губ. запрещалось срывать некоторые растения голой рукой, в противном случае они потеряют свою целительную силу. Непременной частью ритуала заготовления трав были заговоры. Срывая растения, знахарки и колдуны обычно приговаривали: "Рву я, раб (имя рек) или раба от травки цветочки, от земли коренья; на что они полезны, на то их и рву" (вятск.; Верещагин Гр. 1898. С. 115). В Сибири "знающие" крестьяне собранные ночью растения специально клали под "Иванову росу", полагая, что в этом случае их магические свойства увеличатся (Макаренко А.А. 1993. С. 64). С этой же целью травы, в основном лекарственные, носили в церковь для освящения.

Принесенные домой ивановские травы раздавали в тот же день односельчанам или засушивали и хранили в таком месте, которое осмыслялось в традиционном мировоззрении как пограничное пространство: в трубе, под печкой, под порогом. Впоследствии их, так же как и свежие, предлагали крестьянам для лечения болезней, изгнания нечистой силы и в качестве оберега, для использования в любовной магии. Каждый сорт трав употребляли с определенной целью. Так, трава "зяблица" помогала от детского крика и бессонницы, а пастушья сумка использовалась как кровоостанавливающее средство. Чернобыльник повсеместно был известен как лучшее средство для укрепления здоровья. Кроме того, он, по поверью, охранял в купальскую ночь домашнее хозяйство. Подорожник связывали в пучки и вывешивали во дворе для защиты от всяких гадов. Травы дивий сил и мария-магдалина советовали применять от тоски, богородицкой травой окуривали отелившихся коров.

О свойствах некоторых ивановских трав, используемых в лечебных целях и при ворожбе, было известно и в народе. Крестьяне сами могли их заготавливать, но в отличие от "знающих" людей, они предпочитали собирать эти травы днем или, лучше, на восходе солнца, "под росу", стараясь сохранить на листьях капельки ночной влаги. Желая увеличить целительную силу растений, они, подобно колдунам, срывали их с приговором: "Земля, мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати" (Некрылова А.Ф. 1989. С. 254).

Были известны и другие приемы, направленные на сохранение магических свойств ивановских растений. Так, траву чернобыльник, заплетали в плети и клали под "иванову" росу, приговаривая: "Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья" (Некрылова А.Ф. 1989. С. 255). Владелец травы, известной под названием "плакун", считавшейся лучшим оберегом от нечисти, должен был прийти в храм, встать у алтаря, реже в алтаре, лицом к востоку, или так, чтобы корень травы, который он держал в руках, был обращен к востоку, и произнести заговор: "Плакун, плакун! Плакал ты долго…". В результате этих действий "слезная" сила чародейского растения направлялась против различных вредоносных проявлений, для защиты своего владельца (Криничная Н.А. 1997. С. 32-33). Из освященного плакуна также изготавливали крест, который привязывали к кресту на гайтане (бисерное украшение) или к шелковому поясу. Считали, что в этом случае он отгоняет от хозяина бесов и нечисть. В Сибири хозяин каждого дома вечером, накануне дня Ивана Купалы (купальская ночь), три раза с молитвой обходил свой двор и бросал в ворота крапиву крест-накрест для того, чтобы "колдунья обожглась и не проникла в дом" (Болонев Ф.Ф. 1975. С. 78).

В любовной магии использовали траву "терлич". Девушкам для привлечения парней советовали положить ее за пазуху и сказать: "Терлич, терлич, хлопцев покличь!" (Некрылова А.Ф. 1989. С. 255).

Повсеместно в день Аграфены Купальницы и Ивана Купалы в лесах и полях собирали травы и цветы, ломали ветки, которые в течение праздника служили украшением поселений. Как правило, за ними отправлялись девушки, к которым зачастую присоединялись молодки - женщины, вышедшие замуж минувшей зимой. В Псковской губ., собирая растения, девушки и молодки ходили по полю в "рядок" по 5-6 человек, взявшись за руки, и "играли" песни, непременно сопровождавшие сбор трав:
"Пойдем, девки, лугом,
Станем, девки, кругом,
Сорвем по цветочку,
Совьем по веночку,
Куда их денем?
Невестам оденем".
(Песни Псковской земли. 1989. С. 186. № 235).

В некоторых местах вместе с девушками за травами ходили и парни.

Растения, среди которых наиболее часто встречались Иван-да-Марья и купаленка (желтоголов), приносили в деревню охапками. В храмах, жилищах и дворах, а в ряде мест и около них, травы рассыпали по полу или по земле, клали к окнам и иконам. Девушки из принесенной травы делали букеты, плели венки и вязали веники. В Новгородской губ. существовал обычай составлять букет во время ритуального купания из взятых с собой цветов-смолянок. Букеты, венки и веники также украшали церковные, жилые и хозяйственные помещения внутри, а иногда и снаружи. Некоторым растениям, вносимым в дом, придавали особое значение. Так, тверские крестьяне, чтобы приобрести счастье и богатство, затыкали за матицу - основное, несущее бревно потолка, ивановскую траву богатку. В Вологодской губ. под князевое бревно, служившее соединением скатов крыши, подтыкали 46 трав, чтобы дом "не раскрыло непогодой и било молнией". В целом, украшение освященной, а иногда и не освященной, ивановской травой избы и двора понималось во многих локальных традициях как оберег дома и его хозяев в купальскую ночь от нечистой силы.

Ритуальная ивановская зелень, а также изготовленные из нее букеты, венки и веники, использовавшиеся для украшения, после праздника обычно засушивали и хранили, используя в дальнейшем приписываемую им магическую силу. Повсеместно бытовало поверье, что эти травы способствуют сохранению и укреплению здоровья. На их основе готовили настои и порошки для окуривания, которые применяли во время болезни людей и животных.

Ивановские растения считались и лучшим средством от различных неприятностей. Сохраненную травку во время грозы бросали в печь, чтобы уберечь дом от ударов молнии. Растение Иван-да-Марья рекомендовали вложить в углы избы; в этом случае, "вор не войдет в дом: брат с сестрой будут говорить; вору будет чудитца, что говорит хозяин с хозяйкой" (Макаренко А.А. 1993. С. 65). Жители Архангельской губ. использовали ивановские травы в быту: по их мнению, это было эффективное средство для борьбы с тараканами, блохами и прочими насекомыми. В ряде мест дымом ивановских растений окуривали дом и двор, изгоняя из него нечистую силу.

Венки, свитые из ивановских трав, являлись одним из наиболее популярных девичьих головных уборов купальского праздника, с ними был связан ряд гаданий. Для изготовления головных венков чаще всего использовали цветы и листья Иван-да-Марьи, лопуха, богородицкой травки, медвежьего уха, ромашки. Венки, сплетенные из Ивановой головки, так в уральских губерниях называли растение мать-и-мачеху, носили на кладбище.

Вениками в день Ивана Купалы украшали отелившихся коров; они же выполняли защитную функцию: оберегали животных от нечистой силы.

Веники и траву для мытья в банях заготавливали, как правило, отдельно от других ивановских трав. Их делали из березовых веток, сломанных в день Аграфены Купальницы (рубить ветви, или срезать их ножом запрещалось), с прибавлением ивановских цветов. В Вологодской губ. ивановский веник составляли следующим образом: взяв по одной ветке от деревьев разных пород: березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины, прибавляли к ним по цветку от разных растений. Процесс изготовления нередко сопровождался припевкой:
"Приехала Купаленка
На семьдесят тележеньках,
Привезла нам Купаленка
Добра и здоровья, богатства и почести".
(вологодск.; Агапкина Т. 1994. С 112).

Как правило, ивановскими вениками парились в банях "для здоровья". Жители Вологодской губ. верили, что, натирая тело в жарко натопленной бане веником, составленным из разных трав, среди которых непременно должен находиться папоротник, они избавляются от каких бы то ни было болезней на год. Кроме того, с их помощью, как считали молодые люди, можно добиться успеха в любви. Именно с этой целью девушки парились в бани купальскими вениками, и мылись водой, настоянной на ивановских травах, надеясь, что их тело будет "молодиться", кожа и лицо станут чистыми, белыми и красивыми.

В целом, все растения, собранные девушками, способствовали увеличению их привлекательности в глазах противоположного пола. Об этом поется и в одной из купальских песен, сопровождавших это обрядовое действие:
"На цветного Ивана в саду девки гуляли.
В саду девки гуляли, они зелья копали,
Они зелья копали, у тятеньки пытали:
Тата, тата, ранненький, скажи, что эта за зелья?
- Эта зелья-коренья, - дьявольская красота,
Дьявольская красота, мальчишская сухота,
Ссохли-здохли мальчишки, три дня хлеба не ели,
Три дня хлеба не ели, на девушек глядели".
(Песни Псковской земли. 1989. С. 184-185. № 229).

Букеты, венки, веники использовали в гаданиях, подобно троицким венкам. Их спускали на воду и гадали о замужестве, о жизни-смерти или о будущем: если утонет - к беде, поплывет - к счастью. Веники, по выходу из бани, кидали через плечо или на крышу бани; затем смотрели: куда веник комлем повернет - туда и замуж выйдешь. Такие же действия совершали и при гадании на смерть; в том случае если веник падал вершиной к погосту, считалось, что гадающая умрет. Букеты трав, составленные на каждого члена семьи, подвешивали вечером накануне Ивана Купала к матице. Утром смотрели: завявший букет сулил неприятности, а свежий - счастье. В Псковской губ. заготовленные заранее венки вручали самой красивой девушке - "купале". Предварительно ее раздевали до нага, окутывали зеленью с головы до ног, и вели с завязанными глазами в лес. В лесу вокруг "купалы" водили хороводы, пели песни. В завершении она раздавала заветные венки подругам, по которым они судили о своей судьбе: свежий венок сулил богатую веселую жизнь, завявший и сухой - бедность, несчастную судьбу и смерть (АРЭМ. Ф. 7. Оп. 1.).

Традиционно в ночь на Ивана Купалу девушки и молодые женщины специально собирали траву для гаданий. Чтобы узнать о своем женихе необходимо было сорвать в полночь 12 или 24 вида трав. Среди них чаще всего встречались подорожник, полынь, чертополох, папоротник, крапива, попутник, осока, пырей, мокрица, горлинка, лебеда. Собранные растения гадающая девушка несла домой, стараясь избегать встреч с кем-либо и не разговаривая. Этой же ночью она клала их под подушку, рассыпав или предварительно связав в букет, в платок с кольцом (тобольск.), или вплетала в косу (нижегородск.), приговаривая: "Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!". В Костромской губ. девушки клали под подушку только подорожник и обращались к нему: "Трипутник-путник, живешь при дворе, видишь малого и старого, скажи моего суженного!" (Традиционные обряды и обрядовый фольклор Поволжья. 1985. № 385). С помощью трав можно было узнать, выйдет ли девушка в текущем году замуж или нет. Для этого следовало нарвать в полночь букет трав, положить его на ночь под подушку, а утром сосчитать сколько видов трав оказалось в букете. Если их было двенадцать, то говорили, что гадающая девушка обязательно выйдет замуж в течение последующего года.

Используя ивановскую зелень и цветы, девушки гадали о своей судьбе, судьбе близких, благосостоянии семьи, будущем урожае. Цветы, называвшиеся богаткой засовывали за матицу, загадав на каждого члена семьи. На утро замечали: чей цветок распуститься - тот будет счастлив (если цветок принадлежал девушке - она выйдет замуж), если чей-то цветок завял - того ждут несчастья. Совершая ритуальное омовение в день Ивана Купалы, девушки входили в воду с цветами Иван-да-Марья и отпускали их: если цветок тонул, это предвещало смерть его обладательницы (петербургск..).

Зимина Татьяна Александровна

Загрузка...
Top