Как правильно молиться дома, какие молитвы слышит бог. Молитва и медитация – наилучший способ помочь в любой ситуации. Как пользоваться освященным маслом


Пр. Исаак Сирин:

Когда предстанешь в молитве пред Бога, сделайся в помысле своем как бы муравьем, как бы пресмыкающимся по земле, как бы пиявицею и как бы немотствующим ребенком. Не говори пред Богом чего-либо от знания, но мыслями младенческими приближайся к Нему и ходи пред Ним, чтобы сподобиться тебе того отеческого промышления, какое отцы имеют о детях своих, младенцах.

Пр. Иоанн Лествичник:

Если ты предстоял когда – нибудь перед земным судьей, как обвиненный, то не нужно тебе искать другого образа для предстояния на молитве. Если же ты сам не предстоял на суде и не видел других истязуемых, то по крайней мере научайся молиться из примера больных, как они умоляют врача о пощаде, когда он приготовился резать или жечь их тело.

Св. Феофан Затворник:

Захотели учиться умной молитве. Добре! А прежде то какая же у вас была молитва?! Молитва по существу своему есть действие умное, - и если вы не молились умно, то и совсем не молились. - А я вам скажу, что никого нет, кто бы не молился умно. Все умно молятся. Все когда молятся, мысленно Бога представляют присущим и Ему изрекают свои потребы. Хоть и читают молитвы, все стараются мысленно к Богу возноситься.

Молитва, болезненное к Богу припадание в сокрушении и смирении. ...Один Господь есть победитель всех наших немощей, а восприять Его силу можно только молитвою. Она есть источник всего и всякого преуспеяния. ...Действие сие очень просто. Стоять умно пред Богом, как стоят пред Государем, в благоговейном страхе, не отрывая от Него очей ума, - в этом всё.

Преподобный Макарий Великий:

Главное же во всяком добром рачении и верх заслуг – прилежное пребывание в молитве. Ею, испрашивая у Бога, ежедневно можем приобретать и прочие добродетели. Отсюда в сподобившихся происходит общение в Божьей святости, в духовной действенности, и союз умного расположения как бы в неизреченной любви к Господу. Ибо кто ежедневно принуждает себя пребывать в молитве, тот духовной любовью к Богу воспламеняется к божественной приверженности и пламенному желанию, и приемлет благодать духовного освящающего совершенства.

Не по телесному навыку, не по привычке вопиять, молчать, преклонять колена должно нам молиться, но, трезво внимая умом, ожидать, когда Бог придет и посетит душу на всех исходах и стезях ее и во всех чувствах. Таким образом, иногда надобно молчать, иногда же надобно взывать и молиться с воплем, только бы ум утвержден был в Боге. Ибо как тело, когда что-нибудь работает, прилежа к делу, всецело бывает занято, и все члены его один другому помогают, так и душа всецело да посвятит себя молитве и любви Господней, не развлекаясь и не кружась в помыслах, но все чаяние возложив на Христа. И в таком случае, Господь Сам просветит ее, научая истинному прошению, подавая молитву чистую, духовную, достойную Бога и поклонение духом и истиною.

Приступающие к Господу должны совершать молитвы в безмолвии, мире и великом покое, и внимать Господу не с воплями непристойными и смешанными, но с томлением сердца и трезвыми помыслами. Рабу Божьему надлежит пребывать не в неустройстве, но во всякой кротости и мудрости, как сказал Пророк, «на кого воззрю? токмо на кроткого и молчаливаго, и трепещущаго словес Моих» (Ис. 66, 2). Находим также, что при Моисее и Илие, когда являлся им Бог, пред величием Владычным во множестве служили и трубы и силы, но пришествие Господне отличалось и обнаруживалось тем, что исчислено выше, то есть миром, безмолвием и покоем. Ибо сказано, «се глас хлада тонка, и тамо Господь» (3 Цар. 19, 12). А сим показывается, что покой Господень состоит в мире и в благоустройстве.

Истинное основание молитвы таково – быть внимательным к помыслам и совершать молитву в великом безмолвии и мире. Человеку молящемуся надобно все усилие свое обращать на помыслы, и что служит пищею лукавым помыслам, то отсекать, а устремляться мыслию к Богу, и хотения помыслов не исполнять, но кружащиеся помыслы собирать отовсюду воедино, различая естественные помыслы от лукавых. Душа под грехом уподобляется как бы большому лесу на горе, или тростнику на реке, или какой-нибудь чаще терний и дерев, поэтому намеревающиеся проходить этим местом, должны протягивать вперед руки и с усилием и с трудом раздвигать пред собою ветви. Так и душу окружает целый лес помыслов, внушаемых сопротивною силою, поэтому потребны великая рачительность и внимательность, чтобы человеку отличать чуждые помыслы, внушаемые сопротивною силою. Внимательные к помыслам, весь подвиг в молитвах совершают внутренне. Таковые своим разумением и рассудительностью могут преуспевать, отражать восстающие помыслы и ходить в воле Господней.

2. О внимании ума на молитве

Святитель Иоанн Златоуст:

Молиться надо так, чтобы ум был всецело собран и напряжен. Должно призывать Бога со скорбящей душой и не говорить лишних слов, не растягивать молитву, а говорить немного простых слов, потому что не от множества слов, а от трезвенности ума зависит услышание. Если ты растянешь свою речь, то часто можешь рассеяться вниманием и дать диаволу возможность совершенно бесстрашно подойти к тебе и обольстить, отвлечь твою мысль от того, что ты говоришь...

Когда бодрствуешь в молитве, помышляй не об усталости, причиняемой бодрствованием, а о дерзновении, доставляемом молитвой.

Зная коварство диавола, постараемся особенно во время молитвы отгонять его, как будто бы мы видели его присутствующим и стоящим перед нашими глазами; постараемся удалять от себя всякий помысел, смущающий душу нашу, напрягать все свои силы и творить усердную молитву так, чтобы не только язык произносил слова, но и душа вместе со словами восходила к Богу.

И если ты сам не слышишь своей молитвы (по рассеянности), как же ты хочешь, чтобы Бог услышал ее?

Кто беспечен и невнимателен к тому, что говорит в молитве, тот взывает не к Богу, но говорит тщетно и напрасно.

Мы не знаем как следует пользы от молитвы, потому что не внимаем ей со всем усердием и не упражняемся в ней по законам Божиим.

Во время молитвы мы можем удерживать внимание, если будем помнить, с Кем беседуем, если будем представлять, что приносим духовную жертву.

Преподобный авва Исаия:

В чем состоит служение Богу? Не в чем ином, как в устранении из ума всего чуждого, когда славословим Бога. Да не будет в нас услаждения чем-либо земным в то время, как мы молимся Ему! Да не будет в нас злобы в то время, как воспеваем Его! Да не будет в нас ненависти к ближнему в то время, когда поклоняемся Ему! Да не будет в нас лукавого рвения в то время, как устремляем ум наш к Нему! Да не движется срамная похоть в членах наших в то время, когда занимаемся памятью Божией. Всем этим душа омрачается, содержится в плену и, имея эти страсти в себе, не может приносить чистого служения Богу. Они возбраняют ей на воздухе, то есть возбуждая помыслы и мечтания, не допускают ее предстать Богу и совершать таинственное служение Ему, молясь Ему от сладостного действия Божественной любви с услаждением сердца, в святой воле Божией, причем душа бывает просвещаема Богом. Не отсекая упомянутых страстей духовным разумом, ум находится постоянно в омрачении и не может преуспеть в Боге.

Святитель Григорий Нисский:

Тщательность в молитве приносит много даров. Только каждый пусть молится со вниманием и правой совестью, никак не блуждая мыслью по произволу и не воздавая молитву, как бы необходимый, невольный долг, но исполняя ею любовь и желание души... и Сам Господь внушит просящим, как молиться... Итак, прилежный к молитве должен просить ее и знать, что в столь важном деле он со многим старанием и усилием должен выдержать тяжкую борьбу, поскольку с особенной силой нападает на них дух злобы, стремясь ниспровергнуть наше старание. Отсюда ослабление тела и души, изнеженность, беззаботность, нерадение и все прочее, что губит душу, терзаемую по частям и предающуюся врагу своему. Итак, нужно, чтобы душою управлял разум, как мудрый кормчий, указывая прямой путь к горней пристани и предавая душу неповрежденной вверившему ее Богу.

Авва Силуан:

Когда стоишь, совершая молитвы, ум твой да внимает силе слов, и думай, что ты предстоишь Богу, истязающему сердца и утробы. Когда восстанешь от сна, прежде всего прославь Бога устами твоими, потом начни правило легко и тихо, вспоминая греховность твою и воздыхая о ней, вспоминая ожидающую тебя вечную муку.

Преподобный Антоний Великий:

Молитва, совершаемая с небрежением и леностью,- празднословие.

Изречения безымянных старцев:

Прилежная молитва скоро исправляет ум.

Преподобный авва Исаия:

Чистота сердца доказывается нерассеянной молитвой.

Святитель Игнатий (Брянчанинов):

Душа молитвы - внимание. Как тело без души мертво, так и молитва без внимания мертва.

Произнося слова молитвы неспешно, не позволяй уму скитаться повсюду, но затворяй его в словах молитвы.

Ум во время молитвы должно со всею тщательностью сохранять безвидным... образы, если их допустит ум в молитве, сделаются непроницаемой завесой, стеной между умом и Богом.

Непарительность, доступная человеку, даруется Богом в свое время такому подвижнику молитвы, который постоянством и усердием в подвиге докажет искренность своего желания стяжать молитву.

Страсти - эти нравственные недуги человека - служат основной причиной развлечения при молитве.

Внимательная молитва требует самоотвержения, а на самоотвержение решаются редкие.

Внимательная молитва, чуждая рассеянности и мечтательности, есть видение невидимого Бога, влекущего к Себе зрение ума и желание сердца.

От деятельности по своей воле и по своему разуму немедленно явится попечительность о себе, предстанут уму различные соображения... уничтожат внимательную молитву.

Свойственно молитве открывать в падшем естестве сокровенные признаки его падения и впечатления, произведенные произвольными согрешениями.

Рассеянность скрадывает молитву. Помолившийся с рассеянностью ощущает в себе безотчетную пустоту и сухость. Постоянно молящийся с рассеянностью лишается всех плодов духовных, обыкновенно рождающихся от внимательной молитвы.

Затвори двери келлии твоей от людей, приходящих для пустословия, для похищения у тебя молитвы; затвори двери ума от посторонних помышлений... затвори двери сердца от ощущений греховных и помолись.

Необходимо во время молитвы заключать ум в слова молитвы, отвергая без разбора всякий помысел - и явно греховный, и праведный по наружности.

Достоинство молитвы состоит единственно в качестве, а не в количестве. Тогда похвально количество, когда оно приводит к качеству... Качество истинной молитвы состоит в том, что ум во время молитвы находится во внимании, а сердце сочувствует уму.

Надо помнить, что сущность молитвенного подвига заключается не в количестве прочитанных молитвословий, а в том, чтобы прочитанное было прочитано со вниманием, при сочувствии сердца.

Ум, заключаясь в слова молитвы, привлекает сердце в сочувствие себе.

Научимся сперва молиться внимательно устной и гласной молитвой, тогда удобно научимся молиться и одним умом в безмолвии внутренней клети.

Хочешь ли преуспеть в умной и сердечной молитве? Научись внимать устной и гласной: внимательная устная молитва сама собою переходит в умную и сердечную.

Положим в основание молитвенного подвига, главного и существеннейшего между монашескими подвигами... внимательную гласную молитву, за которую милосердный Господь дарует в свое время постоянному, терпеливому, смиренному подвижнику молитву умную, сердечную, благодатную.

Внимательная молитва служит признаком, что сердце расторгло нити пристрастий и потому уже свободно направляется к Богу, прилепляется к Нему, усваивается Ему.

Состояние глубокого постоянного внимания при молитве происходит от прикосновения Божественной благодати к духу нашему. Дарование благодатного внимания молящемуся есть первоначальное духовное Божие дарование.

Дару внимательной молитвы обыкновенно предшествуют особенные скорби и потрясения душевные, низводящие дух наш в глубину сознания нищеты и ничтожности своей.

Молитва нуждается в неотлучном соприсутствии и содействии внимания. При внимании молитва составляет неотъемлемую собственность молящегося, при отсутствии внимания она чужда молящемуся.

То внимание, которое вполне соблюдает молитву от развлечения или от посторонних помыслов и мечтаний, есть дар благодати Божией.

Отечник:

Рассказывал некий ученик об отце своем. Однажды мы совершали правило; я читал псалмы и пропустил одно слово, не заметив этого. Когда мы окончили службу, старец сказал мне: "Я, совершая служение, представляю себе, что предо мною горит огонь, и ум мой не может уклониться вправо или влево. Где же был твой ум, когда ты читал псалмы и пропустил слово? Разве ты не знаешь, что, молясь, ты стоишь перед Богом и говоришь Богу?"

Поведали об Иоанне: когда он возвращался с жатвы, то ходил сперва к старцам для молитвы и назидания; потом упражнялся в псалмопении; после этого переходил уже к молитве. Такую постепенность в занятиях он считал нужной для приведения ума в то состояние, в котором он находился до выхода из келлии.

Преподобный Нил Синайский:

Одному безмолвствующему в пустыне, когда он прилежно молился, явились демоны и в продолжение двух недель играли им, как мячом, бросали его вверх и подхватывали на рогожу. Однако они никак не смогли отвлечь его ум от пламенной молитвы.

3. Как не надо молиться (о прелести)


Пр. Симеон Новый Богослов :

Кто воображает блага небесные, чины Ангелов и обители святых - это есть знак прелести. На этом пути стоя, прельщаются и те, которые видят свет телесными очами своими, обоняют благовония обонянием своим, слышат гласы ушами своими и подобное.

Святитель Игнатий Брянчанинов:

Все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молитвы, возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душою, целью молитвы.

Многие, ощутив расположение и усердие к духовному подвигу, приступают к этому подвигу опрометчиво и легкомысленно. Они предаются ему со всею ревностью и разгорячением, со всею безрассудностью, не поняв, что эти ревность и разгорячение – наиболее кровяные и плотские, что они преисполнены нечистоты и примеси, не поняв, что, при изучении науки из наук – молитвы, нужно самое верное руководство, нужны величайшее благоразумие и осторожность.

Неосторожные, особливо упорные, водимые самомнением и самочинием искатели высокого молитвенного состояния всегда бывают запечатлены печатью отвержения, по определению духовного закона. Снятие этой печати очень затруднительно – по большей части невозможно. Какая тому причина? Вот она: гордость и самомнение, вводящие в самообольщение, в общение с демонами и в порабощение им, не дают видеть неправильности и опасности своего положения, не дают видеть ни горестного общения с демонами, ни бедственного, убийственного порабощения им.

Пр. Никон Оптинский:

Во время молитвы не полезно стремиться к высоким чувствованиям. Надо только вникать в смысл произносимых слов, внимательно молиться...

4. Что делать, когда молитва не идет на ум


Хорошо на молитве сказать несколько своих слов, дышащих горячею верою и любовью ко Господу… И как приятен бывает Господу этот наш собственный лепет, исходящий прямо от верующего, любящего и благодарного сердца, пересказать нельзя: надобно только то сказать, что душа при своих словах к Богу трепещет радостью… Несколько слов скажешь, а блаженства вкусишь столько, что не получишь его в такой мере от самых длинных и трогательных молитв – чужих молитв, по привычке и искренно произносимых".

Св. Феофан Затворник:

Если душа бывает вяла и не сильна сама подняться к Богу, читайте на память какую-либо молитву, каждое слово несколько раз повторяя, чтоб разбить душу, как молотом. Когда же душа идет сама к Господу, не читайте никаких молитв заученных, а свою речь прямо ведите к Господу, начиная с благодарения за милости именно вам самим, потом и другое что нужно сказывая. Господь близь! Он внимает слову из сердца.

После утомления плохо совершаете вечернее правило... Прежде правила походите немножко, даже наружи, если удобно, и полежите немного, пока отдохнет голова и впечатления пережитыя развеются... Тогда становитесь на правило... Правила никогда не давайте себе свободы исполнять кое-как. Всегда исполняйте его как первейшее дело... Как представление пред Государя... И если время не позволяет, сократите лучше правило, а не исполняйте его кое-как. Сокращение сие при нужде сами и благословитесь на исполнение его у своего духовнаго отца. Или сократив в нужде, после дополняйте пропущенное, если оно общаго свойства по содержанию. Держите в мысли и чувстве, что всякое себе принуждение и произволение на дело Божие видит Бог вездесущий и благословляет сие творящаго.

Что касается до правила, то относительно сего этак думаю: какое ни избери кто себе правило, всякое хорошо, - коль скоро держит душу в благоговеинстве пред Богом. Еще: читать молитвы и псалмы до расшевеления души, а там самому молиться, излагая свои нужды, или без всего. "Боже, милостив буди"... Еще: иногда все время, назначенное для правила, можно провесть в читании одного псалма на память, составляя из всякого стиха свою молитву. Еще - иногда можно все правило провесть в молитве Иисусовой с поклонами... А то из того, другого и третьего понемногу взять. Богу сердце нужно (Притч.23, 26), и коль скоро оно благоговейно пред Ним стоит, то и довольно. Непрестанная молитва в сем и состоит, чтобы всегда благоговейно стоять пред Богом. А при этом правило есть только подтопка, или подкинутие дров в печь.

5. Можно ли молиться сидя?


Св. Филарет Московский:

Лучше сидя думать о Боге, чем стоя - о больных ногах.

Св. Феофан Затворник:

На молитве хорошо стоять в струнку, не распуская лениво и беспечно членов и держа все их в некотором напряжении.
На молитве, когда почувствуешь усталость, то лучше отдохни.

Св. Тихон Задонский:

Мы можем к Богу приступать с прошением нашим в церкви, в доме, в собрании, на пути, на деле (на работе), на ложе, ходя и сидя, трудясь и почивая, и во всякое время.

Схиигумен Иоанн (Алексеев):

Святые Отцы сказали, если и сидя по нужде молишься внимательно, Господь принимает твою молитву, а если и стоя молишься, но рассеянно, Господь не внемлет такой молитве. Ибо внимание - душа молитвы.

6. Суть и значение молитвы


Пр. Макарий Великий:

Надлежит молиться, чтобы еще на земле приять духа Божия.

Пр. Иоанн Лествичник:

Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом; по действию же, она есть утверждение мира, примирение с Богом, матерь и вместе дщерь слез, умилостивление о грехах, мост для перехождения искушений, стена, защищающая от скорбей, сокрушение браней, дело Ангелов, пища всех бесплотных, будущее веселие, бесконечное делание, источник добродетелей, виновница дарований невидимое преуспеяние, пища души, просвещение ума, секира отчаянию, указание надежды, уничтожение печали, богатство монахов, сокровище безмолвников, укрощение гнева, зеркало духовного возрастания, познание преуспеяния, обнаружение душевного устроения, предвозвестница будущего воздаяния, знамение славы. Молитва истинно молящемуся есть суд, судилище и престол Судии прежде страшного суда.

Пр. Серафим Саровский:

Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святаго, но более всего дает молитва, потому что она как всегда в руках наших как орудие для стяжания благодати Духа.

Пр. Нил Синайский:

Мать всех добродетелей - молитва: она не только может очищать и питать, но и просвещать и в состоянии сделать подобными солнцу искренне молящихся.

Св. Иоанн Златоуст:

Кто может усердно молиться, тот богаче всех, хотя бы он был беднее всех. Напротив, кто не прибегает к молитве, тот, хотя бы сидел на царском престоле, слабее всех.

Молитва, совершаемая с усердием, есть свет для ума и души, свет неугасимый.
Молитва - великое оружие, великая защита, великое сокровище, великая пристань, безопасное убежище, только бы мы приступали ко Господу с бодрою душой и собранными мыслями.

Ничего нет равного молитве: она и невозможное делает возможным, трудное – легким, неудобное – удобным.

Врага ли увидит он после молитвы? уже не будет смотреть на него, как на врага; красивую ли женщину? не соблазнится при виде ее, потому что пламень, возженный молитвою, еще остается внутри его и отгоняет всякую негодную мысль.

Молитва и служение Богу есть знак всякой праведности, она является неким божественным и духовным одеянием, проливает в наши мысли большую красоту, управляет жизнью каждого, не позволяет ничему дурному и неуместному господствовать над умом, убеждает почитать Бога и уважать ту честь, какая от Него даруется нам, учит удалять от себя всякое ухищрение лукавого, изгоняет постыдные и неприличные размышления, приводит душу каждого в состояние презрения к удовольствиям.

Св. Игнатий (Брянчанинов):

Молитва – обращение падшего и кающегося человека к Богу. Молитва – плач падшего и кающегося человека пред Богом. Молитва – излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека пред Богом.

Св. Иоанн Кронштадтский:

Молитва есть величайший, бесценный дар Творца твари, человеку, который чрез нее может беседовать с Творцом своим, как чадо с Отцом, изливать пред Ним чувства удивления, славословия и благодарения.

7. О молитве святым

Св. праведный Иоанн Кронштадтский:

95. Святые исполнили слово Господа; Господь исполняет их слово: они делали для Него-Он для них. «В нюже меру мерите», сказал Сам Господь, «возмерится вам» (Мф. 7, 2). Вот почему Господь исполняет скоро молитвы за нас святых.

96. «Авраам раб Мой помолится... Иов раб Мой помолится о вас... Моисей... Самуил... Илия» (Иов. 42, 8; сн. Б. 20, 7, 17; Иер. 15, 1; 3 Цар. 18, 36, ПС. 98, 6). Молитвы святых о нас приятны Господу, как верных рабов Божиих.

97. Святые Божии - великие купцы, обогатившиеся всеми душевными сокровищами, всеми добродетелями: кротостью, смирением, воздержанием, терпением, богатою верою, надеждою и любовию. Оттого мы и просим их святых молитв, как нищие богатых, чтобы они помогли нам в нашей духовной бедности, чтобы они научили нас молиться и преуспевать в христианских добродетелях, чтобы они, как имеющие дерзновение пред Богом, молились об отпущении наших грехов и предохраняли нас от новых. Ходим к земным купцам в их лавки покупать их товары: как не обращаться нам к небесным купцам с молитвою усердною, как бы сребром и златом, как не покупать у них их ходатайства пред Богом о прощении грехов и о даровании различных христианских добродетелей! Кажется, это очень естественно.

98. Святых призывай с верою непостыдною и любовию нелицемерною, если хочешь, чтобы они слышали тебя и исполнили твою молитву. Помни: подобный подобного ищет. Святые угодили Богу верою и любовию и от тебя того же хотят. С верою и любовию соедини еще подобающее к ним благоговение.

99. Лютеране говорят: “к чему мы просим молитв святых за себя? Мы просим Самого Бога” и сами себя опровергают: ибо зачем они просят молиться за себя? Молились бы без пастора, если всякий имеет одинаковый доступ к Богу в нет нужды в освященных молитвенниках за нас.- Какая слепота! - Говорят: молясь святым, мы идолопоклонствуем. Неправда! Ни одного святого мы не почитаем за Бога, ни одному святому не молимся, как Богу, а только просим молитв его за себя; есть ли хоть тень идолопоклонничества? Как просим живых священнослужителей и молитвенников за нас пред Господом, чтобы они помолились о нас, так просим и небесных молитвенников, по любви своей к Богу имеющих великое дерзновение пред Ним; притом весьма многие из них и здесь на земле были молитвенниками и ходатаями пред Богом за мир; там - на небесах эта деятельность их только продолжается, имеет большие размеры и особенно сильна, ибо не воспящается тяжелою и косною плотью. Все святые, хотя кончили земное поприще, но они живы: «несть Бог мертвых, но Бог живых: вси бо Тому живи суть» (Лук. 20, 38).

100. Как святые слышат нас? Слышат, как едино с нами во Святом Духе - «да и тии в нас едино будут» (Ин. 17, 21), как члены единой Церкви Божией, возглавляемой единым Христом и одушевляемой единым Духом Божиим. Святые зрят и слышат нас в Духе Святом так, как мы телесными глазами и ушами видим и слышим посредством света и воздуха; но наше телесное зрение и слух далеко не совершенны в сравнении со зрением и слухом духовным: на далеком расстоянии мы не видим весьма многих предметов, не слышим весьма многих звуков. Духовное зрение и духовный слух совершенны: от них не ускользает ни одно движение сердца, ни одна мысль, ни одно слово, намерение, желание, потому что Дух Божий,-в Коем пребывают, видят и слышат нас святые, всесовершен, всеведущ, все видит и слышит, потому что вездесущ.

101. Святые Божии близки к верующим сердцам и, как самые искренние и добрые друзья, в минуту готовы на помощь верным и благочестивым, призывающим их верою и любовью. За земными помощниками надобно большею частью посылать и ожидать иногда долгое время, когда они придут, а за этими духовными помощниками не нужно посылать и долго выжидать: вера молящегося в мгновение может поставить их у самого сердца твоего, равно как и принять по вере полную помощь, разумею, духовную. То что говорю, говорю с опыта. Я разумею частое избавление о скорбей сердечных предстательством и заступлением святых, особенно предстательством Владычицы нашей Богородицы. Может быть, скажут на это некоторые, что тут действует простая вера или твердая, решительная уверенность в своем избавлении от скорби, а не заступление святых перед Богом. Нет. Из чего это видно? Из того, что если я не призову в сердечной молитве известных мне (не различая никого) святых, если не увижу их очами сердца, то и помощи никакой. не получу, сколько бы ни питал уверенности спастись без их помощи. Я сознаю, чувствую ясно, что помощь я получаю от имени тех святых, коих призываю ради живой веры в них. Это дело бывает так, как и в обыкновенном порядке вещей земных. Я сначала увижу своих помощников сердечною верою. Потом, видя, прошу их тоже сердцем, невидимо, но внятно самому себе; затем, получив невидимую помощь совершенно неприметным образом, но ощутительно для души; я вместе с тем получаю сильное убеждение, что эта помощь именно от них, как больной, исцеленный врачом, бывает убежден, что он получил исцеление именно от врача, а не от другого и не сам собою, а именно от врача. Все это делается так просто, что нужны только глаза - видеть.

102. Если призываешь какого-либо святого с сомнением в близости его к тебе и в слышании им тебя, и сердце твое поразится теснотой,-переломи себя, или, лучше сказать, тотчас же преодолей с помощью Господа Иисуса Христа, гнездящегося в сердце клеветника (диавола), призови святого с сердечной уверенностью, что он близ тебя в Духе Святом и слышит твою молитву: и тебе сейчас станет легко. Тяжесть и томление сердца на молитве происходят от неискренности, от лживости и лукавства нашего сердца, подобно тому, как в обыкновенной речи с людьми мы чувствуем себя внутренне неловко, когда говорим с ними не от сердца, неистинно, неискренно. «Жестоко ти есть против рожна прати» (Деян. 26, 14). Будь всегда и везде истинен сердцем и всегда будешь иметь мир в сердце, но особенно будь истинен в беседе с Богом и со святыми: ибо «Дух есть истина» (1 Ин. 5, 6).

103. Следует радоваться, что мне приходится очень часто носить в уме и в сердце и произносить устами имя Божие, имя Владычицы Богородицы, св. Ангелов и св. угодников Божиих, как всех по имени в продолжении года, так и особливых, упоминаемых ежедневно в молитвах церковных или при водосвятных молебнах. Ибо воспоминаемое искренно, от сердца, имя Божие освящает нас, оживляет и утешает, также и имя Божией Матери, всесильной Ходатаицы; и святые, наши ходатаи пред Богом, молятся за нас, когда мы их призываем в молитве, и светят нам своими добродетелями многоразлично. Хорошо иметь союз с Богом и небожителями.

104. Ежели мы, грешные, молим и умоляем Господа за себя и других; ежели, живя на земле, святые молятся других и испрашивают им у Бога нужное, то тем более - когда святые переселяются в вечность и будут лицом к лицу с Богом. В силу великой ходатайственной жертвы Сына Божия, имеют силу ходатайства по благодати Господа Иисуса Христа и молитвы святых, особенно Пречистой Матери Его. Это воздаяние от Господа заслугам святых.

105. Замечательно - сегодня я усомнился - конечно, потому что подстрекал лукавый - насчет одного оборота в одной молитве, именно: «един имаши власть оставляти грехи молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых» (3 мол. жене род. в 1 день), и посрамился в своем мудровании: враг сразил меня, запнул, возмутивши меня на общественной молитве. В чем же ложна была мысль моя? - Я думал: как Бог имеет власть оставлять грехи по молитвам Своей Пречистой Матери и святых, а не Сам независимо? И без молитв других имеет власть, конечно, один имеет власть; но чтобы почтить высокие добродетели святых, особенно Своей Пречистой Матери, которые суть Его друзья, до последних сил угождавшие Ему в земной жизни. Он принимает их молитвенные предстательства о нас, недостойных, о нас, которые часто должны заградить уста свои по причине великих и частых своих грехопадений.Вспомните Моисея, предстательствовавшего за народ еврейский и исходатайствовавшего ему жизнь у раздраженного Господа. Кто не скажет, что и без Моисея мог бы Бог пощадить народ Свой - дарованием ему продолжения его бытия, - но тогда Господь был бы, так сказать, неправосуден, даровавший им, недостойным жизни, жизнь, тогда как Сам же определил их умертвить; а когда стал предстательствовать Моисей - человек праведный, кроткий и смиренный, - тогда взоры правосудного Бога упокоились на праведнике, на его любви к Богу и к народу своему, и ради его заслуг, Господь помиловал недостойных, ради праведника - неправедных. Так и ныне, по молитве Своей Пречистой Матери, Он милует нас, которые сами по себе, за великие и частые грехи и беззакония, и недостойны были бы Его милости. «Аще не станут Моисей и Самуил пред лицеи Моим, несть душа Моя к людям сим» (Иерем. 15, 1), говорит Господь Иеремии об Иудеях. Из этого видно, что Господь принимает ходатайство святых за недобрых людей, когда грехи этих последних не превышают меры долготерпения Божия.

106. Из собственного опыта живой сердечной молитвы можем знать, что святые приняты в ближайшее общении с Богом. А по собственному же опыту знаем, что в общении с Богом посредством молитвы, веры наш ум необыкновенно просветляется и принимает самые обширные размеры действия: в это время он видит то, чего в обыкновенном своем состоянии не видит. Из этого следует, что святые, будучи в общении с Богом, притом чистые, отрешенные от тела, имеют ум самый светлый, дальнозрящий, и наши сердечные молитвы слышат, и если они угодны Богу и нам полезны, непременно исполняют!

107. Святителю отче Николае, моли Бога о нас! На каком основании мы просим молитв за себя святых, и действительно ли они молят за нас, и действенна ли их молитва за нас? Сам Бог прямо изъявил Свою волю некоторым людям, не имевшим к Нему близости, например, Авимелеху, взявшему жену Авраамову, было повелено просить Авраама, чтобы он помолился о нем; Иов молился, по явному откровению воли Божией, о друзьях своих; молились Моисей, Самуил, Илия, все пророки; Сам Господь, по человеческому естеству Своему, молился Отцу Небесному о Петре и всех учениках. Святые заслуживают быть ходатаями о нас к Богу по своим добродетелям, по своим заслугам, как угодники Его. Если на земле справедливость требует, чтобы известный человек, близкий к Богу, помолился о других (наприм., священник о людях), то отчего и не на небесах? Все святые живы у Бога и для нас: видя в Боге наши нужды, сочувствуют нам и готовы, по нашим молитвам, помогать нам. Для чего же по нашим молитвам, а не иначе? Для того. чтобы нас же утвердить в вере и подвиге молитвенном. Да еще: для чего и живые хотят, чтобы другие нуждающиеся в их помощи, просили их?

108. Когда мы призываем святых на молитве, тогда произнести от сердца их имя значит уже приблизить их к самому своему сердцу. Проси тогда несомненно и молитв и предстательства за себя; и они услышат тебя, и молитву твою представят Владыце - скоро, во мгновение, яко везде Сущему и вся ведущему.

109. Имя святых, из членораздельных звуков, значит как бы плоть святого или святой... В малом виде, в устах наших как бы отражаются существа горнего и дольнего мира: и все это чрез веру. Духом Святым, Который есть един Сый - везде сущий и все исполняющий.

110. Призывая или прославляя святых угодников Божиих, мы должны призывать или прославлять их всем сердцем, с горячностью души; чтобы таким образом приблизить их себе, приблизиться к ним и по возможности уподобиться им: ибо они тогда бывают с нами и за нас, когда мы призываем или прославляем их чистым сердцем, и возносят наши молитвы к Богу.

111. Господи! В молитву Тебе о нас приводим святых, эти благовония духовные, это миро ароматов Твоих. Приими их благоухающие любовию и чистотой молитвы о нас и избави нас от смрада греховного, ибо наши сердца нечисты и уста скверны, и недостойны мы сладчайшей беседы с Тобой. Все в нас земно и тленно, скверно, лукаво, а они, святые Твои - миро чистейшее, наипаче же Твоя Пречистая Матерь. Твоя одушевленная светоносная палата, чистейшая светлостей солнечных, благоуханнейшая паче всех ароматов, ибо благоуханием Ее святости, ее добродетелей божественных полны небо и земля.

112. Ты недоумеваешь, как внимают нам с небес святые, когда мы молимся им. А как лучи солнечные с небес преклоняются к нам и всюду - по всей земле, светят? Святые - то же в духовном мире, что лучи солнечные в мире вещественном. Бог - вечное, животворящее Солнце, а святые - лучи умного Солнца. Как очи Господни постоянно призирают на землю и на земнородных, так и очи святых не могут не обращаться туда, куда обращен промыслительный взор Господа твари и где их сокровище (тела их, дела их, места священные, лица им преданные). «Идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше» (Мф. 6. 21). Ты знаешь, как сердце видит быстро, далеко и ясно (особенно предметы духовного мира); заметь это во всех познаниях, особенно в духовных, где весьма многое усвояется только верою (видением сердца). Сердце - око существа человеческого; чем оно чище, тем быстрее, дальше и яснее видит. Но у святых Божиих это око душевное еще при жизни доведено до возможной для человека чистоты, а по смерти их, когда они соединились с Богом, оно -благодатию Бога стало еще светлее и обширнее в пределах своего зрения. Потому-то святые видят весьма ясно и далеко и широко, видят наши духовные нужды; видят и слышат всех призывающих их от всего сердца, то есть тех, которых умные очи прямо устремлены к ним и не омрачаются, не затмеваются во время устремления сомнением и маловерием, когда очи сердца молящихся совпадают, так сказать, с очами призываемых. Здесь таинственное зрение. Опытный понимает, что говорится. Поэтому, как легко иметь сообщение со святыми. Надобно только очистить зрение сердца, устремить его твердо к известному святому, просить о нужном - и будет. А что Господь в отношении зрения! Он весь - зрение, весь свет, весь знание. Он наполняет всегда небо и землю и на всяком месте все зрит. «На всяком месте Очи Господни сматряют злыя и благия» (Притч. 15, 3).

Святитель Феофан Затворник:

Нашли теперь пристанище небурное; держитесь в нем. Господь да хранит вас и умудряет. Но и сами не дремите. Хорошо, что вы замечаете, что осталось еще от прежних мудрований и не скрываете того. Вас смущает, как вы пишите - моление к святым, и вы боитесь, как бы не подвергнуться осуждению в идолопоклонстве. Нет, наше моление святым и их чествование не имеет ничего идолопоклонническаго. Было бы идолопоклонство, если бы мы почитали их богами; но мы чтим их, как слуг Божиих и ходатаев о нас пред Богом. Внутреннее чувство должно говорить вам, что вы не почитаете их Богом, и не считаете их первою причиною просимых благ, а только орудием подаяния их. Взывая к святому, мы говорим: "Святый Божий, помолись о нас; умоли Господа дать нам то и то". Возьмите во внимание и вот что: мы, живущия здесь на земле, чада церкви, просим друг друга молиться о нас... Все это делают. И никто не думает, чтобы тут было что-либо идолопоклонническое. Вы пишете же ко мне: "помолитесь о том-то и том-то". Опасаетесь ли при этом провиниться в идолопоклонстве? Я думаю, что никого еще в свете не было, кто б так думал. Как же это у вас в голове держится мысль, что когда святыя были здесь на земле, можно было безопасно просить их о молитве, а когда они перешли туда - в царство небесное, стало нельзя? Отошедшия отцы и братия наши, не смотря на сие отшествие, пребывают в церкви Божией, так же, как и мы оставльшиеся здесь...

Отношения наши взаимныя, как членов церкви, остаются те же, в силе. Вот и молим их, как молили прежде.

Существо идолопоклонства в том, что твари присвояют божеския свойства, и в силу сего чтут их... мы же святым Божиим никаких божеских свойств не присвояем... а чтим их как совершеннейших из людей, в меру возраста исполнения Христова достигших... а чрез то приблизившихся к Богу, приискреннее других. Войдите внутрь себя и разсмотрите: считаете ли вы святых богами... Чувство должно сказать вам это. Если окажется, что вы считаете их такими, то перестаньте считать, а если не считаете, нечего и смущать себя помыслом не попасть бы в идолопоклонницы.

Господь да умиротворит душу вашу. Приношу вам врачевство от подобных смущений. Как только вспадет что подобное на ум, молитесь Господу о вразумлении и придет просветление мыслей. Равно, когда придет какое страстное движение, молитесь - порадует... На молитве такой предпосылается всегда отвержение, чем сильнее отвергнуть неправую мысль и неправое желание и влечение... Господь близ и внемлет. Господь да сохранит вас от всякаго зла... и да благословит в семейном отношении; сына же вашаго да приимет в блаженныяе обители! Спасайтесь!

Я верую, что все святые на небе едино тело составляют. Они все вместе молятся о нас, хотя мы простираем молитвы то к тому, то к другому. И Божия Матерь со всеми предстоит о нас Богу. Когда просите, чтоб святые присоединили свое предстательство пред Господом к молитве Божией Матери, ничего особенного не делаете. На небе так всегда и есть.

В моменты отчаяния и житейских невзгод человек вспоминает о боге. Многие люди уверовали в помощь Иисуса, когда с мольбой обращались в нужде. Но всегда ли слышит нас Господь? Как правильно молиться, меня научила бабушка. Она рассказала, почему не все молитвы доходят до небес, и почему многие остаются без ответа. Я с вами поделюсь этим знаниями, которые окажут бесценную помощь в любой ситуации.

Никто из нас не застрахован от житейских бурь и невзгод, болезней и стихийных бедствий. Бабушка всегда мне говорила, что мы под богом ходим. Многие люди этого не понимают и проводят жизнь в полной беспечности, не соблюдая заповеди божьи. Но вот приходит беда, и человек не знает, откуда ждать помощь. А помощь всегда рядом, ведь Христос является спасителем каждого верующего в него.

Неуверенность в завтрашнем дне угнетает человеческое сердце. Вдруг я потеряю работу, вдруг со мой случится несчастье — от этих мыслей можно просто впасть в нескончаемую депрессию. Но выход есть, и он самим богом: искренняя молитва с верой в сердце. Иисус всегда выслушает, ни за что не осудит, поддержит в трудную минуту.

Многие люди обрели уверенность в жизни, благодаря вере и молитве.

Бабушка мне с детства говорила, что молитва — это не набор непонятных слов на старинном русском языке, а разговор с богом. Не обязательно читать древние молитвы, если сердце просит общения с создателем. Бог понимает все наши слова, он видит сердца и чувствует наши мысли. Искренность и правда — вот ключ к успеху в любой молитве. Даже если вы читаете трудный текст из Молитвослова, все равно в сердце должна присутствовать вера и любовь к богу.

Молитва без веры услышана не будет.

Есть люди, которые ищут в молитвах корысть. Они думают так: я буду читать молитвы, а ты (бог) мне помогай за это. Они думают, что на них повалятся земные блага только за то, что соизволили взять в руки Молитвослов. Но богу не нужны одолжения, и он не будет вознаграждать за корыстные мотивы. Нужно быть честным и искренним, не пытаться обмануть создателя жизни. Вымолить почести, богатство и славу у бога нельзя.

Также невозможно угодить богу посещением святых мест или популярных у верующих храмов. Без веры в сердце посещение святынь ничего не даст. Искренне верующий человек и без святых мест будет услышан богом.

Молитвослов

Как правильно молиться дома? Для этого нужно купить Молитвослов в церковной лавке. Он должен стать настольной книгой верующего, желающего обрести божью помощь и благодать. Когда человек зажигает церковную свечу перед образами и возжигает ладан, он должен наполниться благоговением перед богом. Открывая Молитвослов, нужно избавиться от суетных мыслей и направить все свое внимание к богу. Через молитвенное слово вы вступаете с ним в контакт, начинаете вести беседу.

Какие молитвы содержатся в Молитвослове? В книге находятся молитвы, которые охватывают широкий круг жизненных сфер:

  • помогают против враждующих;
  • оберегают от опасностей и бед;
  • исцеляют и защищают от болезней;
  • защищают от лукавого и нечисти.

С помощью Молитвослова человек будет полностью огражден от превратностей судьбы, защищен от происков лукавого и атакующих врагов.

Можно ли молиться своими словами, и как молиться дома без Молитвослова? Если у вас нет Молитвослова, можно выучить наизусть Отче наш и читать ее в молитвенном обращении. Можно включить запись молитвы, где она произносится священником 40 раз подряд. Но самая лучшая молитва — это молитва сердца. Именно ее и слышит Господь.

Вера и молитва открывают небеса. Вера без молитвы бесполезна, как и молитва без веры.

Важно понимать, что Молитвослов — не собрание магических заговоров на все случаи жизни. Держать в руках Молитвослов еще не значит получить ответ на все просьбы. В церкви магией не занимаются, а очищают душу от скверны. Многие болезни происходят от нераскаянных грехов и недостойного поведения. Поэтому беря святую книгу в руки, помните о своей грешной природе и не требуйте от бога послушания вам.

Время для молитвы

Как правильно читать молитву дома, в какое время? Раньше наши предки каждое утро начинали с молитвы, просили благословения божьего на грядущий день. В современное время люди даже не думают подойти к образам и просто коротко попросить благословения у бога. Они вечно куда-то спешат и опаздывают, а утром так хочется подольше поваляться в постели. Но если вы хотите иметь защиту от неприятностей на целый день, найдите несколько минут для молитвы.

С чего начать молитвенное утро? Прежде всего, следует осенить себя крестом и сказать: «Боже, милостив буди мне грешному!». Затем следуют обязательные молитвы:

  • Святому Духу;
  • Троице;
  • Отче наш.

Следует ли читать весь свод утренних молитв из Молитвослова? Отцы церкви учат, что лучше прочитать две молитвы со вниманием. чем весь свод без должного почтения. Не нужно скороговоркой проговаривать святые тексты, это пустая трата времени.

Перед молитвой и после нее нужно осенить себя крестным знамением и поклониться в пояс.

Обязательной является и молитва на сон грядущим, так как защищает нас от соблазнов лукавого. Во сне человек полностью беззащитен и не может контролировать свои помыслы. Этим пользуется враг человечества и насылает непотребные сновидения либо кошмары. Защитная молитва перед сном избавит от атаки лукавого. Однако перед ночной молитвой следует проанализировать прошедший день:

  • найти грехи и покаяться перед богом;
  • отметить, были ли мысли о духовном в течение дня;
  • простить недоброжелателей от души;
  • поблагодарить бога за прожитый день.

Благодарность богу за всё — важное молитвенное правило. Мы живем и дышим, благодаря создателю жизни. Сколько людей в этом мире обездолены или покалечены, поэтому выразить благодарность за свое благополучие — непременное условие в молитвенном правиле. Однако благодаря бога, не следует забывать о его заповеди любви к ближнему. Если мы в сердце враждуем на кого-то, бог просто нас не услышит.

Вражда между людьми оставляет молитву без ответа.

Иисус учил, что приступать к молитве нужно после прощения ближним их прегрешений перед вами. Как вы прощаете другим их огрехи, так и вам простится. Но если вы враждуете в сердце своем на ближнего и негодуете, то бог не услышит вас и ваших молитвенных воззваний.

О чем можно просить в молитве?

Иисус Христос говорил нам искать прежде всего Царствия небесного и правды его. Если мы помышляем о земном, то отпадаем от духовного. Суетные просьбы о незначительных земных благах не будут приняты во внимание. Но если человек стремится к духовному и ищет духовной благодати, то бог восполнит и все его земные нужды.

Часто люди не знают, как молиться, чтобы бог услышал и помог. Они ищут земных благ, а о небесном не помышляют. Люди могут просить машину, удачу в лотерее или любовь какого-то человека. Но бог не внемлет подобным просьбам. Так же бог не внемлет грешникам, которые никогда не посещали исповеди. Если человеку не в чем исповедаться, значит, он закоренелый грешник.

После исповеди могут исполниться самые заветные желания.

Также нельзя вымолить у бога то, что причинит другим людям горе и беду. Бог никогда не ответит на подобные взывания, потому что он не нарушает свои законы. А закон нам один: да любите друг друга.

Каким иконам нужно молиться дома? У православного верующего должен быть домашний иконостас, но не у всех он есть. Поэтому для домашней молитвы можно приобрести в церкви иконы Спасителя и Богородицы. Этого будет для начала достаточно. Если у вас есть покровительствующий святой, нужно приобрести и его икону. Иконы должны стоять в чистом светлом месте комнаты.

Молитва по соглашению

Что это за молитва, и для чего она нужна? Это молитва в церкви? Чтение молитв по соглашению предполагает договор нескольких людей читать определенные молитвы в определенное время. Например, верующие соглашаются молиться за исцеление кого-либо или за успех в начинании. Они не обязательно должны собираться в одном помещении, и даже могут жить в разных городах — это не имеет значения. Важно определить цель молитвы и произносить ее в одно и то же время.

Вот текст молитвы соглашения святого Иоанна Кронштадтского:

По его свидетельству, данная молитва совершала чудеса. Люди получали исцеление от болезней, укреплялись духом в трудных условиях, обретали утраченную веру.

Помните, что молитва не ритуальное действие, и не ожидайте мгновенного исполнения желаемого.

Однако для проведения молитвы по соглашению нужно получить благословение батюшки. Не забывайте об этом правиле.

Итак, приступая к молитве, важно помнить следующее:

  • наденьте нательный крестик и платок (для женщин);
  • перед началом молитвы нужно простить все прегрешения ближних против вас;
  • приступать к чтению молитвы нужно в спокойном расположении духа, без суеты и спешки;
  • нужно твердо верить, что бог слышит молитву верующего;
  • перед чтением молитвы следует трижды осенить себя крестным знамением и поклониться в пояс;
  • молитву нужно произносить перед образами;
  • не просите о славе и богатстве, бог это не услышит;
  • после прочтения молитв необходимо воздать благодарение и хвалу богу и осенить себя крестом.

Если у вас есть святая вода, нужно отпить несколько глоточков, чтобы освятить и свои внутренности.

Сколько раз нужно произнести молитвенную просьбу, чтобы получить ответ? Иногда на это уходит много времени, а иногда ответ поступает моментально. Всё зависит от воли бога и ваших усилий.

Если на ваши молитвенные воззвания нет ответа, значит, вы просите что-то вредное для себя. Всегда полагайтесь на Господа, ведь ему виднее, что является для вас полезным или вредным. Не впадайте в гнев или раздражение по поводу неисполненной просьбы, это уводит от веры и направляет на греховный путь. Возможно, через 10 лет вы поймете, почему бог так и не ответил на вашу мольбу, и поблагодарите его от всего сердца за это!

Молитва за ближних

Верующий человек должен молиться о ближних и страждущих, особенно если нет возможности помочь другими действиями.

Ближние - это все люди, с которыми мы имеем дело:

  • родственники
  • друзья
  • коллеги по работе
  • соседи
  • все те, кто нуждается в нашей помощи

Любого из них можно помянуть в молитве.

За некрещеных можно ставить свечи перед иконами и молиться дома своими словами.

Если человек вам не знаком, но очевидно нуждается в молитвах, узнайте его имя и крещен ли он. Если крещен, о нем можно подать записку в храме.

Молитвы за ближних будут услышаны и приняты Господом только в том случае, если совершаются с любовью и искренней благожелательностью . Такие молитвы равноценны подвигу, и Господь прощает за них грехи молящихся.

Как молиться о ближних в нужде

У христиан принято в случае болезней, скорбей, житейских трудностей просить друг друга о молитве. Можно и можно (она также называется келейной). Но важно, чтобы тот, за кого молятся, сам хотел принять помощь и спастись.

Церковная молитва о ближнем

В храме можно ставить свечи и о здравии или упокоении близких людей. Записки пишутся у свечного ящика, который, как правило, расположен в храме около самого входа. Там же можно купить свечи.

Ставить свечи можно о здравии как православных христиан, так и некрещеных либо представителей других конфессий. Купленную свечу нужно поставить в один из подсвечников около икон. Ставя свечу, попросите своими словами у Бога здоровья, сил, душевного покоя для того, о ком вы молитесь.

Не ставьте свечу о здравии на канун - столик с распятием, который обычно стоит в левой стороне храма: там ставятся свечи об упокоении!

Записки пишутся только о православных христианах: имена, упомянутые в записке, зачитываются священником во время Литургии, это равноценно личному участию перечисленных людей в общей литургической молитве, что возможно только для верующих.

Записка оформляется так: вверху изображается восьмиконечный православный крест, а под ним пишется заголовок «О здравии» (или «О упокоении»). Ниже, по одному на строке, перечисляются имена в родительном падеже в той форме, в которой имя значится в православном календаре (например, Светлана - Фотиния, Юрий - Георгий). Записку нужно отдать дежурной у свечного ящика.

Домашняя молитва о ближнем

Домашние молитвы о ближних читаются в конце . В текст молитвенного правила, которое приведено в молитвослове, входят краткие и продолжительные молитвы о живых и об усопших.

Существуют особые молитвы о болящих, путешествующих, терпящих какие-то особые скорби и нужды. Их также читают в конце утреннего или . Эти молитвы тоже можно найти в молитвослове.

Для того чтобы перечислить всех, о ком молитесь, и не упустить ни одного имени, их заносят в специальную тетрадку или блокнот - помянник, который используют во время молитвы.

Воспоминание о родных и близких в молитве

Хотя все люди для христианина ближние, существуют те, за которых мы несем больше всего ответственности перед Богом, - наши родные и домочадцы: супруги, дети, родители, бабушки, дедушки, братья, сестры, свекровь или теща. О них нужно молиться постоянно, каждый день.

Как молиться за родственников

Имена родственников обязательно нужно занести в помянник и читать о них молитву в конце утреннего молитвенного правила.

Каждый раз, приходя в храм на Литургию, заказывайте о них записки. Если требуются особо усердные молитвы, можно заказать сорокоуст - церковное поминовение в течение 40 следующих Литургий.

Как молиться за крестника?

Быть крестным или крестной - большая ответственность. Крестные родители непосредственно младенца, а впоследствии помогают родителям в его христианском воспитании.

В случае смерти родителей крестные заботятся о крестниках как о родных детях.

Помимо перечисленного, крестные обязаны молиться за крестника и научить его самого молиться.

Крестным может быть воцерковленный человек, знающий основы православной веры. В последние несколько лет в храмах совершаются предварительные - так называемые огласительные беседы для родителей и будущих крестных перед крещением.

Наличие двух крестных не обязательно - крестный может быть один, одного пола с ребенком.

Молитва крестной матери и крестного отца во время крещения ребенка – какие молитвы надо знать?

Во время крещения крестный вместо младенца отвечает на вопросы священника, задаваемые по три раза:

- «Отрицаешилися сатаны?» («Отрекаешься ли от сатаны?») - «Отрицаюся», «Отрекохся» («Отрекаюсь», «Отрекся»);

- «Сочетаваешилися Христу?» («Сочетаешься ли со Христом?»): «Сочетаваюся», «Сочетахся» («Сочетаюсь», «Сочетался»).

После этого крестный (или крестная) читает за ребенка .

Можно ли молиться за некрещеных?

Согласно древнему правилу, нельзя гласно молиться (то есть на богослужении в храме) о некрещеных людях.

На Литургии, когда приносится евхаристическая Жертва за членов Церкви, о некрещеных нельзя молиться даже про себя.

Как молиться за некрещеных близких

У многих верующих людей есть некрещеные друзья или родственники. Поминовение их на Литургии невозможно, поэтому записки подавать о них нельзя. Однако можно ставить свечи и поминать в домашней молитве .

Молиться о здравии живых некрещеных родственников дома можно так же, как и о здравии крещеных, добавив к имени слово «некрещеный». Можно также добавить фразу «и сподоби, Господи, его (ее) принять святое крещение», особенно если молитесь о некрещеном младенце.

Молясь , нужно понимать, что они могут не желать вечной жизни с Богом. Поэтому настоятельно не рекомендуется : они сделали свой выбор, и молиться о упокоении их в Царствии Небесном будет насилием.

Существуют молитвы об обращении неверующих или отступивших от православной веры: молящийся просит Бога и Пресвятую Богородицу смягчить сердце заблудшего и привести его к истинной вере.

Как молиться за некрещеных младенцев

О младенцах до их крещения молиться можно и нужно – своими словами в домашней молитве, не только Господу Иисусу Христу, но и Богородице, и святым.

В храме можно подавать записку о здравии, где пишется имя матери (в родительном падеже) и добавляются слова «со чадом».

Можно ли молиться за человека другой веры и как правильно

С точки зрения Православной Церкви, нехристиане, даже если они не атеисты, - это люди, не просвещенные светом Христовым и не относящиеся к . О них молиться следует точно так же, как о некрещеных, можно ставить свечи.

Вопрос о том, как следует молиться об инославных христианах (католиках, протестантах, армянах, коптах) и допустимо ли в некоторых исключительных случаях поминать их во время церковной службы, до сих пор остается открытым. Как среди сторонников, так и среди противников такого поминовения были авторитетные святые.

Каждая женщина рано или поздно задается вопросом о том, можно ли читать молитвы во время месячных. Пытаясь найти ответ, девушки обращаются за помощью к священнослужителям. Большинство священников считает, что менструация не является преградой для произнесения молитвы, поскольку в ней женщина обращается к Богу. Главное требование, при этом, чтобы чтение молитвы было искренним и без злых помыслов. Однако существуют такие священники, которые ставят под сомнение возможность молиться в критические дни и предлагают воздержаться от посещения храма во время менструации.

Понятие молитвы

Молитвой принято считать обращение к Всевышнему в мысленной или словесной форме, во время которой женщина просит Святого дать ей совет, направить её на правильный путь. Отличием молитвы от обычного прошения является то, что первая имеет энергетическое обрамление. Молитва должна быть искренней, исходить из души, а просьбы должны быть не материального плана. Если человек заучивает молитву и произносит её без душевного осознания, она теряют свою силу и превращается в красивое стихотворение. Стоит помнить, что в процессе моления главенствующая роль отведена человеческим мыслям, а не произнесенным словам.

Можно ли молиться православной женщине и мусульманке?

Согласно историческим справкам, подходя к Иисусу Христу и целуя его руки, женщины пребывали в состоянии естественного кровотечения, то есть это не считалось греховным действием. Современные храмы, напротив, не считают правильным посещение святого места во время менструации, несмотря на то, что этому совершенно нет никаких вероучительных оснований.

Православные женщины, соблюдающие правила святого храма, могут молиться дома в любое время суток. Единственным запретом является проведение специальных ритуалов, требующих присутствия священника. Женщина, которая читает молитву во время месячных, не совершает грех, а очищает свой организм, свой мысли.

Мусульманка так же может просто молиться дома перед иконами. Искреннее обращение к Аллаху не требует определенного места, определенного времени, а также определенного состояния для чтения молитвы. Молиться во время критических дней запрещается во время Великого поста, который предусматривает ежедневное чтение молитв на протяжении месяца. Женщины, у которых началась менструация, прекращают читать молитвы, а после окончания цикла приступают к выполнению священного ритуала вместе со всеми.

Что сказано в Ветхом Завете

На вопрос о том, можно ли молиться во время менструации, Ветхий Завет высказывает категорический ответ, объясняя это следующими причинами:

  1. Женщина во время критических дней является нечистоплотной, поэтому не может соблюдать гигиенические нормы. В современное время данный аргумент теряет свою актуальность, поскольку существует множество гигиенических средств, которые максимально облегчают менструальный период.
  2. Женщина не может посещать церковь в любом состоянии, поскольку в период менструации женским организмом отторгается мертвая яйцеклетка, что воспринимается многими священнослужителями как убийство не рождённого ребенка.
  3. Менструальный цикл является результатом совершения греха Адамом и Евой, после которого они потеряли возможность жить вечно. Таким образом, присутствие менструации запрещает девушке посещать храм, совершать молитву, а там более брать в руки молитвослов.

Заповеди Божьи и месячные

Согласно Заповедям Господним, никаких препятствий для чтения молитвы во время критических дней не существует. Менструальный цикл – это естественный биологический процесс, который сотворил сам Всевышний, поэтому он не может быть грехом. Чтение молитвы должно осуществляться в любых человеческих состояниях – при тяжелой болезни, в период безнадежности, а также в радости. Тяжело больному человеку молитва поможет исцелиться, вернуться к прежней жизни, почувствовать себя здоровым.

Согласно Новому Завету, обращение к Богу не зависит от его телесной оболочки, главным является его искренность и чистая душа. Таким образом, запрета на чтение молитвы во время месячных не существует. Женщина может посещать святое место с критическими днями, но ей не рекомендуется присутствовать на службе, поскольку данный процесс требует значительных физических сил, которых при естественной кровопотери недостаточно.

Убеждения общества

Женщины, изредка посещающие церковь, плохо ознакомлены с её запретами и разрешениями. Во многих случаях они обращаются за советом к родственникам, знакомым, подругам. Мнения большинства представительниц прекрасного пола сходятся в том, что посещение храма во время менструации разрешается. Во-первых, во время обращения к Богу важно быть искренней и открытой, а не иметь какой-либо определенный внешний вид. Во-вторых, женщина никак не осквернит святое место, поскольку пользуется гигиеническими средствами, которые делают менструацию незаметной для других людей. Если женщина самостоятельно принимает решение не посещать церковь во время месячных, можно осуществлять молитву в домашних условиях. Главное, при этом, верить в её силу.

Ответ священника

Священник Анатолий Смирнов:

«Я, как и многие священнослужители, считаю, что человек должен молиться ежедневно. Чтение молитвы не обязательно должно иметь весомый повод. Обращаясь к Всевышнему, человек может попросить благословение либо высказать благодарность за прошедший день. Женская менструация не должна быть помехой для осуществления святого действия. Женщине никто не в силах запретить общение с Богом, если она в этом нуждается».

Молитва для вызова месячных при задержке

Молитва на месячные пользуется большой популярностью среди представительниц прекрасного пола. К сожалению, задержка месячных не всегда свидетельствует о беременности, но и может уведомлять женщину о многих серьезных заболеваниях. Для того чтобы вызвать менструацию, необходимо произнести следующие слова: « Матер Божья, Богородица Мария, прикажи рабе Твоей во время кровь отдавать, горя не знать. Аминь». Убедившись в том, что причина задержки не связана с беременностью, необходимо воспользоваться данной молитвой.

У каждого из нас есть молитвослов — сборник молитв, составленных святыми. Но ведь отношения верующего человека с Богом индивидуальны. Так, может быть, лучше молиться Богу своими словами? Корреспонденты «НС» Екатерина СТЕПАНОВА и Алексей РЕУТСКИЙ спрашивали об этом православных священников.

Иерей Борис ЛЕВШЕНКО, клирик московского храма свт. Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, завкафедрой догматического богословия ПСТГУ: «По книжке лучше, чем наизусть»
— В своем «Катехизисе» митрополит Московский Филарет (Дроздов) дает такое определение молитвы: «Это возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу». Иными словами, это особенное, возвышенное состояние души, в котором человек прославляет, благодарит и просит Господа о своих нуждах. Есть молитва без слов — в этом случае ее называют умной или сердечной, а еще внутренней молитвой. Если же в таком состоянии души вы обращаетесь к Богу со словами, то митрополит Филарет называет эту молитву «устной» или «наружной». Нам нужно понимать — если человек молится, не важно, по молитвослову или своими словами, но без благоговейного, внимательного чувства к Господу, то такая молитва противна Богу, вызывает его негодование и гнев: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня. Но тщетно тщут Меня…» (Мф. 15, 8-9). Теперь о том, почему все же лучше молиться не только своими словами, но и по молитвослову. Для каждого человека важным является выбор: ты вместе с Церковью или ты одиночка? Мне почему-то кажется, что путь к Богу, где ты не отрываешься от Церкви, более надежен, чем тот, который ты придумываешь сам. Причем по нескольким причинам. Когда мы читаем по молитвеннику утренние или вечерние молитвы, мы как бы помогаем друг другу в этом молитвенном обращении к Богу. Потому что мы все, как человечество, едины, мы — одно целое. Точно так же как в разных храмах верующие, читая одни и те же молитвы, хотя и немного в разное время, помогают друг другу в богообщении.

Еще есть некое старое правило, говорящее о том, что желательно читать молитвы не на память, а по молитвослову. В чем здесь дело? Святые отцы замечали: при таком чтении бывает, что нас вдруг задевает какое-то слово, и в этом случае останавливаешься. Объясняют они это тем, что ангел-хранитель молится вместе с нами и хочет о чем-то нам напомнить, на что-то обращает наше внимание. И в этом отношении чтение молитв по молитвеннику для нас лучше, чем чтение наизусть. Как ни странно, опыт показывает: наизусть отбарабанишь молитву — и все, а когда читаешь, то чувствуешь вот эту связь с ангелом-хранителем.
Иногда люди спрашивают, можно ли исключить из молитвы слова, которые вводят их в смущение. Например, в «Отче наш» содержится просьба о том, чтобы Бог судил нас точно так же, как мы судим других. Удобное это прошение? Отнюдь нет. Потому что мы сами не очень любим прощать другим их согрешения. И получается, что в этой молитве мы просим Бога отнестись к нам точно так же, как мы относимся к согрешившим против нас, чтобы он и нам не прощал наши грехи. Исключите эти слова из молитвы. Что изменится? На мой взгляд, в словах «и прости нам согрешения наши» есть некий оттенок, как бы говорящий: «Господи, я не могу простить, но знаю, что если буду об этом человеке молиться, то рано или поздно у меня изменится к нему отношение и у меня появятся силы его простить». Если я исключаю эти слова, то выходит, что я не желаю этого. И у меня получится противопоставление себя Богу.

У Льюиса есть классификация людей на две группы — одни говорят: «…да будет воля Твоя», а другим уже Бог говорит: «…да будет твоя воля». И вот здесь — «да будет воля Твоя» и «да будет воля моя» — и пролегает это противопоставление. Когда мы вычеркиваем что-то из молитвы — это своеволие. И получается, что тогда вся молитва теряет смысл. Потому что если мы отказываемся подчиняться Богу и собираемся жить так, как хотим, «по воле своей», то мы и не вправе рассчитывать на Его помощь.

Протоиерей Игорь ИУДИН, клирик Дивеевского Свято-Троицкого подворья г.Нижнего Новгорода: «Когда каешься, не прячься за церковнославянскими словами»
— Своими словами, я думаю, нужно каяться в грехах. Покаяние должно быть ваше личное. И келейно, и на исповеди. Не прятаться за церковнославянскими словами, малопонятными и не очень стыдными, а говорить конкретно, что натворил, и просить у Бога прощения.
Но когда мы молимся своими словами, наша молитва бывает несовершенна. Ведь наше сердце несовершенно, оно не очищено, погрязло в грехах, в плотских страстях и в мирской суете. Сердце-то наше каменное, оно будет тянуть нас вниз, и молитва своими словами получится гордая и тщеславная, а мы это сами можем и упустить, не заметить. А когда мы молимся словами святых отцов, мы отчасти получаем то духовное состояние, в котором они пребывали, когда молились. То есть тянемся к Богу за ними, поднимаемся на их молитве вверх.

Протоирей Валериан КРЕЧЕТОВ, настоятель Покровского храма в селе Акулове (Одинцовский район Московской области): «Господи, помилуй меня сорок раз! Куда это годится?!»
— Каждый человек может молиться своими словами. Но молитвы из молитвослова составлены святыми, и их молитвы позволяют нам почувствовать и пережить то, что они сами чувствовали и переживали. Сравнивать свои собственные молитвы с молитвами святых все равно, что сравнивать музыку Шопена и мелодию, которую ты сочинил и напеваешь, стихи Пушкина и твои стихи. В то же время, услышит ли тебя Господь, зависит от состояния души самого человека, от его духовного уровня. Где-то я читал, что один человек (самый обычный) молился своими словами буквально до кровавого пота, как Господь в Гефсиманском саду. Такие сильные у него были переживания и вера в Бога. Без сомнения, такую молитву Господь услышал.

Читая молитвослов или Псалтирь, некоторые люди натыкаются на пугающие выражения, которые там содержатся. На самом деле древние тексты имеют под собой этнографическую основу. Например, кого-то шокирует слова «избави меня от кровей» (50-й псалом). Здесь имеется в виду: избави меня от последствий моих грехов. То есть, если что-то непонятно в молитвах, особенно пришедших к нам из древности, нужно посмотреть их толкование, а не исключать их, сокращая свое молитвенное правило. Некоторые люди, правда, шутят: зачем говорить сорок раз «Господи, помилуй» — проще сказать: «Господи, помилуй меня сорок раз». Это проще, короче и ясней. Так нам что, по этому принципу жить, что ли?!

Протоиерей Анатолий ЕФИМЕНКОВ, клирик Успенского кафедрального собора города Смоленска, руководитель отдела по взаимодействию с правоохранительными органами, член Комиссии по помилованию при губернаторе Смоленской области: «Опаздываешь — молись своими словами!»
— Когда бывает много работы, ты рано встаешь и бежишь по делам, не успев открыть молитвослов, — в этих случаях обязательно молитесь Богу своими словами (не пропускать же «с самоукорением» утреннюю молитву вовсе), и Бог вас услышит. Но в то же время человека обязательно учат грамоте по букварю, хотя он умеет разговаривать на своем языке. Более того, мать понимает своего ребенка, даже если тот говорит плохо и малопонятно для остальных. Но учиться говорить грамотно ему все равно необходимо. Так и с молитвой. Человек может всю жизнь говорить с Богом только своими словами, но, если он хочет стремиться в этом к совершенству, ему нужно учиться у святых отцов. Молитвослов — это азбука молитвы.

Игумен Василий ПАСКЬЕ, настоятель храма Иверской иконы Божией Матери города Алатыря Чувашской Республики: «Я не использую своих слов в молитвах»
— Когда мы учим детей говорить, мы используем литературные тексты известных талантливых авторов, классиков. Потом, когда дети вырастают, эти слова, которые они читали, становятся для них родными, ясными, сильными и помогают в формировании мышления и разговора. Так же молитвы, которые находятся в молитвослове или Псалтири, учат человека общаться с Богом.

Не думаю, что есть разница для Бога, когда человек молится своими словами или читает молитвы по молитвослову. Ведь есть безмолвная форма молитвы, молитва без слов, которую практиковали отцы — исихасты. Но для человека есть разница, и большая. Потому что исихасты были воспитаны и пропитаны молитвами, псалмами, священнописанием, словом Божиим. И мы, со всем вниманием читая молитвы по молитвослову, учимся так общаться с Богом. Поэтому харизматы не вправе обвинять православных в формализме. Ведь Иисус Христос в синагоге молился, используя слова из традиционных иудейских богослужений, так же апостолы. Даже в новой форме богослужений, которые дал Господь Иисус Христос своим ученикам (имею в виду Евхаристию), были использованы молитвы из древних еврейских традиций.
Я лично не использую своих слов в молитвах, а читаю молитву Иисусову на своем родном языке, и так же читаю молитвы из богослужений на французском. Но теперь, после 13 лет в России, я привык к церковнославянскому языку, люблю читать молитвы на нем, и, несмотря на то, что не изучал специально, я его понимаю.
Не могу не вспомнить слова преподобного Иоанна Лествичника: «Благоразумное молчание есть матерь молитвы… Любитель молчания приближается к Богу и, тайно с Ним беседуя, просвещается от Него».

Архимандрит АЛЕКСИЙ (Поликарпов), наместник московского Свято-Данилова монастыря: «Я смотрю на Него, а Он смотрит на меня, и нам вдвоем хорошо!»
— Каждый человек вправе молиться своими словами, и тому множество примеров. Мы видим это в церковных семьях, когда маленькие дети, подражая молящимся взрослым, поднимают вверх ручки, крестятся, может быть и неумело, берут какие-то книжки, лепечут какие-то слова. Митрополит Нестор Камчатский в книге «Моя Камчатка» вспоминает, как он молился в детстве: «Господи, спаси меня, папу, маму и мою собачку Ландышку».

Есть яркий пример собственной молитвы, которая была найдена в гимнастерке убитого солдата. Красноармеец Александр Зайцев обращался к Богу перед тяжелым боем и говорил, что может погибнуть в этом бою. И хотя никогда не знал Его, но:
«Не странно ль, что среди ужаснейшего ада
Мне вдруг открылся свет, и я узрел Тебя?
А кроме этого мне нечего сказать.
Еще хочу сказать, что, как Ты знаешь,
Битва будет злая;
Быть может, ночью же к Тебе я постучусь.
И вот, хоть до сих пор я не был Твоим другом,
Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?»

Мы знаем, что священники молятся и за своих чад, свою паству у себя дома и в своих кельях. Я знаю такой пример, когда священник вечером, после трудового дня одевает чистую одежду и просто, своими обыденными словами печалуется перед Господом за свою паству, говоря, что у кого-то из них нужда, кто-то болеет, кого-то обидели, «Господи, помоги им».

И конечно, я думаю, во всех этих случаях Господь слышит молитву детей и взрослых.
Я знал одну монахиню Магдалину, о которой рассказывает книга «У Бога все живы», изданная Даниловым монастырем. В миру ее звали Татьяна, она была псаломщицей. При Сталине ее приговорили к десяти годам лагерей. Еще на этапе она, как благочестивый человек, заслужила всеобщее уважение, люди приходили к ней за разрешением духовных вопросов. И когда после привала они шли дальше, она поднимала руки вверх и говорила: «Господи, благослови всех нас!» Татьяна никак не могла примириться со своим сроком и в молитвах просила Бога сократить ей срок заключения. Она молилась так: «Господи, раздели мой срок на четыре части: два с половиной года — Божией Матери, два с половиной — святому Николаю Чудотворцу, два с половиной — пророку Илье, а мне — что останется». Все эти святые были почитаемы ею: она служила в храме Пророка Ильи, почитала святого Николая. Она имела в виду, что эти святые помогут ей перенести ее заключение. И так случилось, что она отсидела только два с половиной года. Ее молитва была услышана.
Известна молитва святого преподобного Силуана Афонского, который, будучи экономом в Пантелеимоновом монастыре, молился о рабочих, кто был у него в подчинении. Другие монахи удивлялись, что его рабочие слушаются, а их — нет. Святой Силуан объяснил это так: «Раздав рабочим задание, я ухожу в свою келью и молюсь о каждом из них. Господи, посмотри на Николая — он так молод, он оставил свою деревню, девятнадцатилетнюю жену, которая только что родила ему ребенка. Он работает здесь, потому что дома он не мог прокормить семью. Вспомни о нем, огради от дурных мыслей и будь ему защитником. И так я молюсь о каждом. И постепенно нарастает чувство Божией близости, и в какой-то момент оно так сильно, что я не могу различить ничего земного». В эти мгновения он представал перед лицом Божиим и уже в этой любви Божией видел своих страждущих рабочих и молился за них, и так получал Божию благодать. Известен случай, когда однажды с горы катилось срубленное бревно и могло задавить человека. Старец Силуан начал молиться — и это бревно остановилось.

Молитва может быть и безмолвной. Если мы пришли в такую меру духовной жизни, не обязательно нужны слова. Митрополит Антоний Сурожский приводит в своих проповедях такой пример. Один крестьянин сидел достаточно долго в церкви и молча смотрел на иконы. У него не было четок, губы его не шевелились. Но когда священник спросил его, что он делает, крестьянин ответил: «Я смотрю на Него, а Он смотрит на меня и нам вдвоем хорошо». Вот человек такого состояния достиг.

После смерти отца Иоанна Крестьянкина издана его келейная книжица . В ней есть молитвы, которые старец читал ежедневно, молитвы подвижников веры, молитвы святых. И я думаю, есть там и его собственные молитвы. И его дух, его устремления к Богу тоже через эти молитвы выражаются.

Итак, молитва собственными словами уместна, но давайте посмотрим на это с другой стороны. Предположим, человек молится только собственными словами, какой будет его молитва? Он поблагодарит Бога, попросит прощения, обратится с какими-то своими просьбами. Останется ли у него после этого потребность в молитве или окажется, что его мысли и чувства уже исчерпаны? Может быть, его мысли нечисты и скверны, его духовная жизнь примитивна и неглубока.

Но когда мы обращаемся к Богу молитвами святых, которые пережили высокие состояния, поняли свою греховность и ничтожность перед Богом, поняли Его величие и святость, то, конечно, мы приближаемся по мере своих немощных сил к их состоянию. И тогда слова их молитв становятся для нас близкими, и мы можем молиться, прежде всего в церкви, молитвами этих святых.

Поэтому не нужно противопоставлять молитву своими словами молитве по молитвослову. Наоборот, они дополняют друг друга. Если мы будем внимательно читать, стараясь вникнуть умом и сердцем в смысл этих молитв, то они станут нашими собственными.

Загрузка...
Top