Сергий радонежский основание монастыря. Преподобный Сергей Радонежский - святой земли русской. Воскресенский Обнорский монастырь

Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана Преподобным Сергием Радонежским в 1337 г. На протяжении столетий Троице-Сергиева Лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, и в их числе прпп. Никон Радонежский, Максим Грек, духовные писатели прп. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были свтт. Московские Филарет (Дроздов, † 1867 г.) и Иннокентий (Вениаминов, † 1879 г.), а также сщмч. митр. Владимир (Богоявленский, † 1918 г.). В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей. За свою долгую историю Троицкий монастырь неоднократно подвергался нападениям неприятелей. В 1608-1610 гг. обитель выдержала осаду 30-тысячного войска польско-литовских интервентов (осажденных в самом монастыре насчитывалось около 3 тысяч). Беспримерная по мужеству оборона Троицкого монастыря ознаменовалась чудесными явлениями прп. Сергия Радонежского и других угодников Божиих, укреплявших дух героических защитников православной твердыни.

1744 г. монастырь получил почетное наименование Лавры. Славный период в истории Лавры связан с именем митр. Московского Платона (Левшина; † 1812). В XVIII-XIX вв. в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклита. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников.

В 1920 г. Троице-Сергиева Лавра была закрыта. В ее зданиях с 1920 г. разместились историко-художественный музей, другие учреждения. Часть строений заняли под жилье.

Возрождение обители началось в 1946 г. В Великую субботу ожившие лаврские колокола возвестили о первом богослужении в Успенском соборе. Возобновленный монастырь продолжает играть выдающуюся роль в жизни Русской Церкви. В его стенах в 1971, 1988, 1990 гг. проходили Поместные Соборы. Тысячи паломников стекаются в Троице-Сергиеву Лавру со всех концов России, из стран ближнего и дальнего зарубежья. Древнейшая постройка на территории Лавры - Троицкий собор (1422-1425 гг.), в котором почивают святые мощи Игумена земли Русской Преподобного Сергия Радонежского. В иконостасе храма иконы письма прп. Андрея Рублева. Древностью отличается и церковь в честь Сошествия Святого Духа, построенная псковскими мастерами в 1476 г. Величественный Успенский собор возведен в 1559-1585 гг. по повелению царя Иоанна Грозного. Возле собора - усыпальница царя Бориса Годунова и членов его семьи. Шатровая церковь прпп. Зосимы и Савватия Соловецких при Больничных палатах сооружена в 1635-1637 гг. Великолепием убранства в стиле московского барокко отличается церковь прп. Сергия с трапезной (1687-1692). К числу памятников церковного зодчества XVIII в. относятся Михеевская (1734 г.) и Смоленская (1746-1753 гг.) церкви, а также пятиярусная колокольня (1741-1770).

За алтарем Успенского собора с северной стороны похоронен Иван Сергеевич Аксаков († 1886 г.). На кладбище Черниговского скита похоронены К.Н.Леонтьев († 1891 г.), В. В. Розанов († 1919 г.) и другие известные деятели русской культуры.

С 1814 г. на территории Троице-Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия - старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 г. в Москве. Переведенная после пожара 1812 г. в Лавру, академия разместилась в бывших Царских чертогах (XVII в.). Закрытая в 1919г. академия возродилась в 1946 г. Московские Духовные академия и семинария готовят священнослужителей Церкви, преподавателей духовных учебных заведений, церковных работников. При семинарии действуют регентская и иконописная школы. Заочно при академии и семинарии получают образование клирики Русской Православной Церкви из разных епархий.

Жизнеописание преподобного Сергия составлено святым Епифанием Премудрым († ок. 1418-1422) , учеником его и современником, который знал о жизни своего учителя от него самого и от старшего брата Преподобного, Стефана, и от святителя Феодора († 1394), племянника Преподобного Сергия. А уж о родине Преподобного ему не надо было никого расспрашивать – сам он в юности жил в Ростове и принял монашеский постриг в ростовском монастыре святителя Григория Богослова .

Преподобный Епифаний Премудрый и братия за написанием жития Сергия Радонежского .

Несколько столетий поколение за поколением перечитывает строки о начале жизни будущего молитвенника, стремясь прикоснуться к великой тайне его рождения и духовного становления. В Житии Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, Игумена Радонежского и всея России чудотворца, для нашего рассказа особо ценны слова, описывающие события, связанные с его рождением, детством и отрочеством, которые прошли здесь, на благословенной Ростовской земле, на том месте, где стоит святая Варницкая обитель.

Епифаний Премудрый пишет , что будущий великий Игумен Земли Русской родился от родителей благородных и благоверных: от отца, которого звали Кириллом, и матери по имени Мария, которые были Божьи Угодники, правдивые перед Богом и перед людьми, и всякими добродетелями полны и украшены, что Бог любит. Не допустил Бог, чтобы такой младенец, который должен был воссиять, родился от неправедных родителей. Но сначала создал Бог и предуготовил таких праведных родителей его и потом от них произвел своего угодника.

О родителях Преподобного Сергия Житие рассказывает, что были они бояре из славных и известных бояр, владели большим имением в Ростовской области и большим богатством. Сначала боярин Кирилл состоял на службе у ростовского князя Василия Константиновича († 1307) и у его сына князя Константина Васильевича († 1364), женатого на дочери великого московского князя Ивана Даниловича (Калиты). Житие преподобного Сергия сообщает, что не раз сопровождал боярин Кирилл ростовского князя в Золотую Орду, что говорит о близости боярина Кирилла ко двору ростовских князей. Боярин Кирилл по его положению владел достаточным состоянием. В семье, кроме Варфоломея, будущего Сергия, было еще двое детей – старший Стефан и младший Петр.


Преподобный Сергий Радонежский в житии. Середина XVI века.

Икона была храмовой в церкви преподобного Сергия Радонежского Ростовского Борисо-Глебского монастыря, основанного в 1363 году по благословению Преподобного. Собрание Ростовского музея.

Еще до рождения преподобного Сергия было дано знамение о его богоизбранности: во время Божественной литургии, на которой молилась Мария в воскресный день, ребенок во чреве ее трижды громко прокричал в храме, так что многие ужаснулись от этого крика – преславного чуда, совершившегося с этим младенцем.

– Но более подобает удивляться тому, – пишет Епифаний Премудрый, – что младенец в утробе не прокричал вне церкви, без народа, или в другом месте, втайне, наедине, – но именно при народе, чтобы много было слушателей и свидетелей этому истинному событию. И удивительно также, что не тихо он прокричал, но на всю церковь, чтобы по всей земле прошел слух о нем; удивительно, не прокричал он, когда мать его или на пиру была, или ночью спала, но когда она была в церкви, во время молитвы – да будет родившийся усердно молиться Богу. Удивительно, что прокричал он не в каком-нибудь доме или каком-нибудь нечистом и неизвестном месте, но, напротив, в церкви, стоящей на месте чистом, святом, где и подобает Литургию Господню совершать, – это означает, что ребенок будет в страхе Божием совершенным святым у Господа.

С того дня Мария носила младенца в утробе как некое бесценное сокровище и как драгоценный камень, понимая, что он будет избранным сосудом Святого Духа. В строгом посте и частой сердечной молитве хранила мать дитя во чреве своем.


Рождение Преподобного Сергия. Клеймо иконы преподобного Сергия Радонежского в житии. Середина XVI века.

О, родители, если бы вы знали, сколько добра или, напротив, сколько зла можете вы сообщить вашим детям еще до их рождения! Вы удивились бы точности суда Божия, который благословляет детей в родителях и родителей в детях и отдает «грехи отцев на чада» (Числ. 14, 18), и, помышляя об этом, с благоговением проходили бы служение, вверенное вам от Того, из Него же всякое Отечество на небесах и на земли именуется, – писал об этом событии святитель Филарет .

Родился преподобный Сергий 3 мая (16 мая по н. ст.) 1314 года . 3 мая – день памяти одного из родоначальников русского монашества, основателя Киево-Печерского монастыря Преподобного Феодосия († 3 мая 1074). На Руси особо почитали «родильного» святого, в день памяти которого родился человек. Внимание к святому, память которого празднуется в день рождения человека, дошло до Нового времени. Вспомним, например, что царь Петр I родился в день памяти преподобного Исаакия Далматского, и этим объясняется, что главный храм новой столицы Санкт-Петербурга был освящен во имя Преподобного Исаакия.

На сороковой день младенца крестил иерей Михаил, дав ему имя апостола Варфоломея, память которого праздновалась 11 июня. Имя Варфоломей означает сын радости: Радуйся от чрева матери освященный, Радуйся в рождении твоем сыном радости нареченный (из акафиста преподобному Сергию).

Когда Кирилл и Мария поведали иерею Михаилу о случившемся в церкви до его рождения, тот ответил смущенным родителям: Не скорбите о нем, но, напротив, радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сосуд избранный от Бога, обитель и слуга Святой Троицы, – что и сбылось.


Крещение Варфоломея. Лицевое Житие преподобного Сергия Радонежского. XVI век.

Знамения богоизбранности младенца продолжались. Когда случалось матери его есть мясную пищу, тогда младенец никак не хотел грудь брать. И поняв это, мать его воздерживалась и постилась, и с тех пор младенец стал всегда, как должно, кормиться. В среду и пятницу ребенок отказывался от материнского молока, оставаясь при этом весел и спокоен: Радуйся, пречудное в младенчестве постничество нам являя (из акафиста преподобному Сергию). Мало того, младенец никак не хотел от чужой матери питаться, но только от своей родительницы. Это, по мнению многих, означало, что от благого корня благая ветвь неоскверненным молоком должна быть вскормлена.

Рос ребенок в следующие годы, – продолжает Житие, – как и полагается в этом возрасте, мужала его душа, и тело, и дух, наполнялся он разумом и страхом Божиим, и милость Божия была с ним.

В Древней Руси были свои названия разных периодов жизни мужчины: мальчик до семи лет – младенец; отроча (отрок) – до 14 лет, детище – до 21 года; юноша – до 28 лет; муж – до 35 лет; средовек – от 42 до 49 лет; старец – от 49 до 56 лет .

Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте вместе со своими братьями! Братья с успехом быстро осваивали учение, Варфоломею учеба не давалась, несмотря на его премногое усердие. Очень скорбели и печалились по этому поводу и родители его, и учитель, и сам отрок Варфоломей. Но суждено было, что уразуметь грамоту ему было дано не от людей, а от Бога.


Видение отроку Варфоломею. Художник М.В. Нестеров. 1889-1890 годы.

Картина была написана в годы, предшествующие знаменательной дате – 500-летию (1892 год) со дня преставления преподобного Сергия. В эти годы художники В.М. Васнецов, Е.Д. Поленова, В.И. Суриков обратились в своем творчестве к образу Преподобного. Художник Михаил Васильевич Нестеров всегда был убежден, что это его лучшее произведение: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через 30, через 50 лет после моей смерти он еще будет живой, значит, жив и я» .

Однажды Варфоломей был послан отцом искать заблудившихся лошадей. На поле он увидел молящегося под дубом черноризца, старца святого, удивительного и неизвестного, саном пресвитора, благообразного и подобного Ангелу... И когда кончил молиться старец и посмотрел на отрока, увидел его духовным взором, что будет отрок сосудом избранным Святого Духа. Он обратился к Варфоломею, подозвал его к себе, и благословил его, и поцеловал его во имя Христа, и спросил его: «Что ищешь и чего хочешь, чадо?» Отрок же сказал: «Душа моя желает более всего знать грамоту, для чего я отдан учиться. Ныне скорбит душа моя, так как учусь я грамоте, но не могу ее одолеть. Ты же, святый отче, помолись за меня Богу, чтобы смог я научиться грамоте». Помолившись, старец подал ему кусочек святой просфоры: «Отвори уста свои, чадо, и открой их. Возьми это и съешь, – это тебе дается знамение благодати Божией и понимания Святого Писания. Хотя и малым кажется то, что я даю, но велика сладость вкушения этого». Упросил отрок зайти старца к ним домой.


Явление Божественного старца отроку Варфоломею и получение дара разумения грамоты.

С радостью встретили Кирилл и Мария незнакомого гостя, потому что любили и почитали они странников-богомольцев. В доме боярина Кирилла была особая комната для молитвы, куда перед трапезой и зашла вся семья и старец сотворить святую молитву. Старец начал «Часы» читать, а отроку велел читать псалом. Отрок же сказал: «Я не умею этого, отче». Старец же ответил: «Сказал я тебе, что с сего дня дарует тебе Господь знание грамоты. Произноси слово Божье без сомнения». И случилось тогда нечто удивительное: отрок, получив благословение от старца, начал читать псалмы очень хорошо и стройно; и с того часа он хорошо стал знать грамоту. На прощание старец предсказал благочестивой чете: «Будет отрок славен перед Богом и людьми из-за своей добродетельной жизни».

Епифаний Премудрый добавляет: Достоин был даров духовных добрый сей отрок, который от самих пеленок Бога познал, и Бога возлюбил, и Богом спасен был. Он жил, во всем повинуясь родителям: старался повеления их исполнять и ни в чем не ослушаться их, как и Святое Писа­ние говорит: «Чти отца своего и матерь, да будешь долголетен на земле».

В годы отрочества будущий преподобный Сергий жил в строгом посте, а по средам и пятницам не вкушал ничего, по ночам часто бодрствовал и молился. Так вселилась в него благодать Святого Духа.


Благословение старцем Варфоломея и его родителей Кирилла и Марии.

Клеймо иконы преподобного Сергия Радонежского в житии. Середина XVI века

Епифаний Премудрый пишет, что семья преподобного Сергия была благочестивая и страннолюбивая. Как каждая русская благочестивая семья, Кирилл и Мария вместе со своими сыновьями часто посещали святые места города. И воспитывался особый нашего Российского царствия хранитель и помощник на святынях Ростова.

Мы собрали все (или почти все) сохранившиеся и даже плохо сохранившиеся монастыри, основанные Сергием Радонежским и его учениками.

Сергий Радонежский, самый чтимый русский святой, основал за свою жизнь десять монастырей. Многочисленные ученики продолжили его дело и основали ещё 40 обителей. У этих учеников были свои ученики, многие из которых также основывали монашеские общины - в XV веке Московская Русь сделалась страной монастырей.

Ферапонтов монастырь, Кирилловский район, Вологодская область

В 1397 году в Белозерское княжество пришли двое иноков Симонова монастыря – Кирилл и Ферапонт. Первый вырыл келью у Сиверского озера, второй – между озёрами Пасским и Бородавским, и с годами из этих келий выросли самые известные монастыри Северной Фиваиды. Ферапонтов монастырь гораздо меньше, но древнее (в нём вообще нет зданий моложе середины XVIIвека), и входит во Всемирное наследие ЮНЕСКО благодаря комплексу фресок Дионисия в соборе Рождества Богородицы (1490-1502).

Троице-Сергиева Лавра. Сергиев Посад, Московская область

Главный русский монастырь Сергий основал, еще будучи набожным мирянином Варфоломеем: с братом-монахом Стефаном поселился на холме Маковец в Радонежском бору, где своими руками построил церковь Святой Троицы. Пару лет спустя Варфоломей принял монашество с именем Сергий, а дальше вокруг него сложилась иноческая община, оформившееся к 1345 году в монастырь с общежительным уставом. Сергий был чтим при жизни, ходил по Руси и мирил враждующих князей, и наконец в 1380 году благословил на битву с ордынцами Дмитрия Донского и дал ему в помощь двух иноков-воинов Александра Пересвета и Родиона Ослябю.

В Троицком монастыре в 1392 году Сергий и преставился, а тридцать лет спустя были обретены его мощи, к которым потянулся народ. Монастырь рос и хорошел вместе с Россией, пережил в 1408 году разорение ордой Едигея, а в 1608-10 годах – осаду польско-литовским войском пана Сапеги. В 1744 году монастырь получил статус лавры – второй на Руси после Киево-Печерской. Ныне это грандиозный архитектурный комплекс, достойный крупнейших российских кремлей – около 50 зданий за неприступной стеной длиной 1,5 километра. Старейшие храмы – Троицкий собор (1422-23) и Свято-Духовская церковь-колокольня (1476), причём именно для первого Андрей Рублёв написал свою великую "Троицу". Успенский собор (1559-85) – один из самых больших и величественных на Руси. Колокольня (1741-77) выше Ивана Великого, и на ней висит крупнейший в России 72-тонный Царь-колокол. Храмы, жилые и служебные палаты, учебные и административные заведения, мощи и могилы исторических личностей, музей с уникальными экспонатами: Лавра – это целый город, а также "градооборазующее предприятие" немаленького города Сергиев Посад.

Благовещенский Киржачский монастырь. Киржач, Владимирская область

Порой Сергий покидал Троицкий монастырь на несколько лет, но где бы он ни поселился – возникала новая обитель. Так, в 1358 году на реке Киржач Сергий и его ученик Симон основали Благовещенский монастырь, где остался игуменом другой ученик Роман. Ныне это небольшой уютный женский монастырь на высоком берегу – с одной стороны город Киржач, с другой – бескрайние луга. В центре – белокаменный Благовещенский собор начала XVI века и церковь Всемилостивого Спаса (1656).

Бобренев монастырь. Коломна, Московская область

Один из героев Куликовской битвы Дмитрий Боброк-Волынский приехал в Москву из мест, ныне известных как Западная Украина и сблизился с князем Дмитрием настолько, что они вместе готовили план битвы с Мамаем. Боброку отводилась военная хитрость: когда через 5 часов боя русские начали отступать, его засадный полк ударил в тыл татарской рати, тем самым решив исход сечи. Возвращаясь с победой, Боброк с благословением Сергия основал монастырь у Коломны. Ныне это небольшая уютная обитель в поле между Новорязанским шоссе и Москвой-рекой с собором Рождества Богородицы (1757-90) и другими постройками XIXвека. К монастырю лучше всего пройти из Коломенского кремля по живописнейшему пути через Пятницкие ворота и понтонный мост.

Богоявленский Старо-Голутвин монастырь. Коломна, Московская область

Большой монастырь на окраине Коломны хорошо виден с железной дороги, привлекая внимание тонкими ложно-готическими башенками ограды (1778), похожими на минареты. Его Сергий основал в 1385 году по просьбе Дмитрия Донского, и оставил игуменом своего ученика Григория. До 1929 года в монастыре был родник, по легенде забивший там, где сказал Сергий. В Средние века обитель была крепостью на дороге в Степь, но большинство нынешних построек, включая Богоявленский собор, относятся к XVIIIвеку.

Свято-Троицкий монастырь, Рязань

Одной из миссий Сергия была своего рода «дипломатия общего авторитета» – он ходил по Руси, примиряя враждующих князей и убеждая их в единстве русского дела. Самым непокорным был Олег Рязанский: с одной стороны, Рязань соперничала с Москвой за лидерство, с другой – была открыта ударам Орды, и потому Олег вёл двойную игру на грани предательства. В 1382 году он пособил Тохтамышу, отхватил у Дмитрия Коломну… Дело шло к новому распаду Руси, но в 1386-ом в Рязань пришёл Сергий и каким-то чудом предотвратил войну, а в знак мира основал малый Троицкий монастырь. Ныне это скромная городская обитель с декоративной оградой и церквями XVII(Троицкая), XVIII(Сергиевская) и XIX(иконы Божьей Матери "Знамения-Кочемная") веков.

Борисоглебский монастырь. Пос. Борисоглебский (Борисоглеб), Ярославская область

Ещё несколько монастырей Сергий основал как бы "в соавторстве" – не с учениками, а с монахами своего поколения. Например, Борисоглебский в 18 верстах от Ростова, где Сергий родился, – вместе с новгородцами Феодором и Павлом в 1365 году. Позже живший здесь затворник Иринах благословлял Кузьму Минина на защиту Руси. Великолепный архитектурный комплекс сложился в XVI-XVIIвеках, и снаружи, особенно при взгляде на ворота (коих у обители двое), башни или трёхпролётную звонницу, напоминает слегка упрощённый Ростовский кремль. Внутри несколько церквей, в том числе собор Бориса и Глеба 1520-х годов.

Богородице-Рождественский монастырь. Ростов Великий

Эту обитель ученик Преподобного Сергия инок Фёдор основал на родине учителя, и в сказочном пейзаже Ростова она заняла своё место за квартал от кремля. Первую каменную церковь основал митрополит Иона Сысоевич в 1670-ом году. Ныне это большой, но на первый взгляд не слишком зрелищный (тем более на фоне Ростовского кремля!) ансамбль храмов, корпусов и ограды XVII-XIXстолетий. Тем более стоит к нему приблизиться и присмотреться.

Саввино-Сторожевский монастырь. Звенигород, Московская область

После смерти Сергия новый игумен Троицкого монастыря Никон почти сразу ушёл в шестилетний затвор, оставив настоятелем другого Сергиева ученика Савву. Сразу после возвращения Никона в 1398 году Савва ушёл в Звенигород и по просьбе местного князя основал монастырь на горе Сторожка. Как видно из названия, место было стратегическим, и в XV-XVIIвеках монастырь превратился в мощнейшую крепость. Но эту обитель особо чтили русские цари, порой уединявшиеся в ней для молитв и покоя: дорога сюда из Москвы называлась Царский путь, а ныне это не что иное, как Рублёвка. Монастырь стоит в чрезвычайно живописном месте, и за неприступными стенами скрывает образцовый "сказочный город" времён Алексея Михайловича – вычурные палаты, изящные звонницы, кокошники, шатры, изразцы, бело-красная гамма ансамбля. Есть тут даже свой Царский дворец, а также отличный музей. А в центре – маленький белый собор Рождества Богородицы, освящённый в 1405 году, при жизни Саввы-чудотворца.

Николо-Пешношский монастырь. Село Луговое, Дмитровский район, Московская область

Один из красивейших монастырей Подмосковья, основанный в 1361 году Сергиевым учеником Мефодием, оказался незаслуженно забыт – с 1960 года в его стенах обитал психоневрологический интернат, закрытый для посторонних. Внутри скрыты Никольский собор начала XVIвека, очень изящная колокольня, еще несколько храмов и палат. Интернат сейчас в процессе переезда, а храмы – в начале реставрации.

Спасо-Прилуцкий монастырь. Вологда

Вологодчину называли Северной Фиваидой за обилие уединенных и сказочно красивых монастырей, основанных в годы расцвета Русского Севера – страны купцов, рыбаков и монахов. Прилуцкий монастырь на окраине Вологды своими мощными гранеными башнями похож на кремль куда больше самого Вологодского кремля. Его основатель Дмитрий повстречал Сергия в 1354 году, будучи основателем и игуменом Никольского монастыря в Переславле-Залесском, и не без влияния Сергиевых идей ушёл на Север, надеясь обрести уединение где-нибудь в лесной глуши. В 1371 году он пришёл в Вологду и построил там большой монастырь, средства на который выделил сам Дмитрий Донской, и все последующие века обитель оставалась одной из богатейших в России. Отсюда Иван Грозный брал святыни в поход на Казань; в Смуту обитель трижды разоряли; в 1812 году сюда эвакуировали реликвии подмосковных монастырей. Главные святыни – икона Дмитрия Прилуцкого с житием и принесенный им же из Переславля Киликийский крест, ныне хранятся в вологодском музее. За мощными стенами 1640-х годов – Спасский собор (1537-42), Введенская церковь с трапезной палатой и крытыми галереями (1623), ряд зданий XVII-XIXвеков, пруд, могила поэта Батюшкова, деревянная Успенская церковь (1519), принесенная 1962 году из закрытого Куштского монастыря – старейший шатровый храм России.

Павло-Обнорский монастырь. Грязовецкий район, Вологодская область

Монастырь в верховьях реки Обноры в Вологодской области основал в 1389 году Сергиев ученик Павел, за плечами которого было 15-летнее затворничество. Он и здесь 3 года прожил один в дупле старой липы... Когда-то Павло-Обнорский монастырь был одним из крупнейших на Руси, но ему особенно не повезло при Советах: погиб Троицкий собор (1510-1515) с иконостасом Дионисия (уцелели 4 иконы, разошедшиеся по музеям), обезглавлена Успенская церковь (1535). В уцелевших постройках находился детский дом, позже пионерлагерь – поэтому и село, где стоит монастырь называется Юношеским. С 1990-х годов обитель возрождается, на месте Троицкого собора построена деревянная часовня с ракой мощей Павла Обнорского.

Воскресенский Обнорский монастырь. Любимовский район, Ярославская область

Небольшой монастырь в глухих лесах на реке Обноре в 20 километрах от городка Любим основал Сергиев ученик Сильвестр, проживший на этом месте много лет в уединении и случайно обнаруженный заблудившимся крестьянином, после чего молва о пустыннике разнеслась, да потянулись туда другие монахи. Монастырь упразднён в 1764 году, сохранились святой источник Сильвестра Обнорского да Воскресенская церковь (1825).

Спасо-Преображенский Нуромский монастырь. Спас-Нурма, Грязовецкий район, Вологодская область

Спасо-Преображенский Нуромский монастырь

Ещё один монастырь на реке Нурма в 15 километрах от Павло-Обнорского основал в 1389 году Сергий Нуромский, ученик Сергия Радонежского. Упразднен в 1764, Спасо-Сергиевская церковь в стиле "северного барокко" построена в 1795 уже приходской. Сейчас монастырская жизнь в этом лесной заброшенной обители постепенно возрождается, постройки восстанавливаются.

В калужском Боровске наиболее знаменит, конечно, Пафнутьев монастырь, но его основатель вышел из другого, ныне исчезнувшего Покровского монастыря в предместье Высокое, основанного в 1414 году Сергиевым учеником Никитой, и упразднённого опять же в 1764 году. Осталась лишь деревянная Покровская церковь XVIIвека на монастырском кладбище.

Спасо-Андроников монастырь. Москва

"Совместный проект" Сергия – Андроников монастырь на Яузе, ныне почти в центре Москвы. Его основал в 1356 году митрополит Алексий в честь чудесного спасения от шторма по пути в Константинополь. От Сергия он получил благословение да в помощь ученика Андроника, ставшего первым игуменом. Ныне Андроников монастырь известен своим белокаменным Спасским собором (1427) – старейшим сохранившимся зданием всей Москвы. В те же годы одним из иноков обители был Андрей Рублёв, а ныне здесь действует Музей древнерусского искусства. Вторая крупная церковь Михаила Архангела – образец барокко, 1690-ых годов, также в ансамбль входят стены, башни, корпуса и часовни XVI-XVII веков, и немного новостроек, точнее, восстановленных построек.

Симоновский монастырь, Москва

Другой "совместный проект" – Андроников монастырь на Яузе, ныне почти в центре Москвы. Его основал в 1356 году митрополит Алексий в честь чудесного спасения от шторма по пути в Константинополь. От Сергия он получил благословение да в помощь ученика Андроника, ставшего первым игуменом. Ныне Андроников монастырь известен своим белокаменным Спасским собором (1427) – старейшим сохранившимся зданием всей Москвы. В те же годы одним из иноков обители был Андрей Рублёв, а ныне здесь действует Музей древнерусского искусства. Вторая крупная церковь Михаила Архангела – образец барокко, 1690-ых годов, также в ансамбль входят стены, башни, корпуса и часовни XVI-XVII веков, и немного новостроек, точнее, восстановленных построек.

Богоявленско-Анастасиин монастырь. Кострома

Детище ученика Сергия - старца Никиты – Богоявленский монастырь в Костроме. Не столь известный, как Ипатьевский, он древнее и в самом центре города, а его святыня – Фёдоровская икона Богоматери. Обитель пережила многое, в том числе разорения Иваном Грозным и поляками в Смуту, но фатальным стал пожар 1847 года. В 1863 году храмы и палаты передали женскому Анастасьинскому монастырю. Собор состоит теперь из двух частей: белокаменный старый храм (1559) превратился в алтарь краснокирпичного нового (1864-69) – у этой конструкции 27 главок! На месте угловых башен – Смоленская церковь (1825) и шатровая колокольня. Если удастся заглянуть внутрь – можно увидеть бывшую трапезную (ныне семинарию) XVIIвека и очень красивый настоятельский корпус.

Троице-Сыпанов монастырь. Нерехта, Костромская область

Живописный монастырь на Сыпановом холме в 2 километрах от городка Нерехта основал в 1365 году Сергиев ученик Пахомий – как и многие другие ученики, и сам учитель, он ушёл в леса искать уединения, выкопал келью… и вскоре монастырь вокруг него сложился сам собой. Ныне это по сути просто Троицкая церковь (1675) в ограде (1780) с башнями и часовней – в 1764-1993 годах это и был приходской храм вместо упразднённой обители. А теперь – снова монастырь, женский.

Иаково-Железноборовский монастырь. Село Борок, Буйский район, Костромская область

Село Борок близ города Буй – крупного железнодорожного узла – в старину называлось Железным Борком, так как здесь добывали болотные руды. Основанный Сергиевым учеником Иаковом в 1390 году монастырь сыграл роль в двух русских Смутах: в 1442-м Василий Тёмный сделал его своей "базой" в походе на Дмитрия Шемяку, а в начале XVIIвека тут принял постриг Гришка Отрепьев – будущий Лжедмитрий I. Ныне от обедневшей в XIXвеке обители остались церкви Рождества Богородицы (1757) и Рождества Иоанна Предтечи (1765), колокольня - "карандаш" между ними, ограда и кельи.

Авраамиев Городецкий монастырь. Село Ножкино, Чухломской район, Костромская область

Одним из ярчайших продолжателей Сергиева дела был монах Авраамий, основатель четырех монастырей в глухой галицкой стороне (речь, конечно, не про Галицию, а про Галич Костромской области). Сохранился лишь Авраамиев Городецкий монастырь в селе Ножкино, где святой упокоился. Храмы видны из Чухломы и с солигаличской дороги за озерной гладью: Покровская и Никольская церкви XVIIвека и собор иконы Божьей Матери "Умиление" с колокольней, построенные Константином Тоном в стиле его московского "шедевра". Руины двух церквей еще одного Авраамиева Новоезерского монастыря сохранились напротив Галича, в селе с ласковым названием Умиление.

Череповецкий Воскресенский монастырь. Череповец

Сложно поверить, что индустриальный гигант Череповец когда-то был тихим купеческим городком, выросшим в XVIIIвеке у монастыря, основанного Сергиевыми учениками Феодосием и Афанасием. Монастырь упразднили в 1764 году, но его Воскресенский собор (1752-56) остаётся старейшим зданием, историческим сердцем Череповца.

Кирилло-Белозерский монастырь. Вологодская область, Кирилловский район

В 1397 году в Белозерское княжество пришли двое иноков Симонова монастыря – Кирилл и Ферапонт. Первый вырыл келью у Сиверского озера, второй – между озёрами Пасским и Бородавским, и с годами из этих келий выросли самые известные монастыри Северной Фиваиды. Кирилло-Белозерский монастырь ныне крупнейший в России, и на площади в 12 гектар размещается полсотни построек, в том числе 10 церквей, из которых лишь две моложе XVIвека. Монастырь так велик, что делится на "районы" – Большой Успенский и Ивановский монастыри слагают Старый город, к которому примыкает обширный и почти пустой Новый город. Все это – под защитой мощнейших стен и неприступных башен, а когда-то в обители была и своя цитадель Острог, служившая также "элитной" тюрьмой. Еще тут множество палат – жилых, учебных, больничных, хозяйственных, также почти сплошь XVI-XVIIстолетий, одну из которых занимает музей икон. В Новом городе – деревянные мельница и очень старая (1485) Ризоположенская церковь из села Бородавы. Добавьте сюда славную историю и красивейшее расположение – и получается одно из самых впечатляющих мест России. Кирилло-Белозерский монастырь дал больше всего "учеников третьего порядка": его иноками были идеолог "нестяжательства" Нил Сорский, основатель Соловецкого монастыря Савватий и другие.

Лужецкий Ферапонтов монастырь. Можайск, Московская область

Белозерский князь Андрей Дмитриевич владел несколькими городами на Руси, в том числе Можайском. В 1408 году он попросил инока Ферапонта основать там монастырь, и Сергиев ученик вернулся в Подмосковье. Ныне Лужецкий монастырь на окраине Можайска – небольшой, но очень цельный ансамбль с собором Рождества Богородицы (1520), ещё парой церквей помоложе и шатровой колокольней за декоративными, но внушительными стенами и башнями.

Успенский Боровенский монастырь. Мосальск, Калужская область

Самый южный монастырь Сергиевых учеников основал тезка «северного» Ферапонта – инок Ферапонт Боровенский. Калужская земля в те времена была неспокойной окраиной, на которую покушались то Литва, то Орда, и уйти сюда жить беззащитному монаху – уже был подвиг. Монастырь, однако, пережил все войны… чтобы закрыться в 1760-е годы. Заложенную в 1740-е Успенскую церковь, одну из красивейших на Юге, освятили уже как приходскую. Ныне она стоит среди полей, заброшенная, но незыблемая, и внутри видны росписи, сделанные украинскими мастерами, в том числе "Всевидящее Око" на сводах.

Усть-Вымский Михаило-Архангельский монастырь. Усть-Вымь, Республика Коми


Усть-Вымский Михаило-Архангельский монастырь

Стефан Пермский родился в купеческом Великом Устюге в семье батюшки и крещёной зырянки (так в старину называли коми), и в историю вошел тем, что в одиночку присоединил к России целый край – Малую Пермь, страну коми-зырян. Приняв постриг и поселившись в Ростове, Стефан выучился наукам, и не раз беседовал с Сергием Радонежским, перенимая его опыт, а затем вернулся на Север и пошёл за Вычегду. Коми тогда были народом воинственным, с миссионерами их разговор был короткий, но когда они связали Стефана и стали обкладывать хворостом, его спокойствие так потрясло зырян, что они не только пощадили его, но и вняли к его проповедям. Так, обращая в Христову веру село за селом, Стефан дошёл до Усть-Выми – столицы Малой Перми, и там встретился с памой – верховным жрецом. По преданию, исход решило испытание: прикованные друг к другу цепью инок и жрец должны были пройти сквозь горящую избу, нырнуть в прорубь на одном берегу Вычегды и вынырнуть на другом… По сути они шли на верную смерть, и в готовности к ней была суть: пама убоялся, отступил и тем самым спас и Стефана… но враз потерял доверие своего народа. Это было в год Куликовской битвы. На месте капища Стефан построил храм, и ныне в центре Усть-Выми стоит небольшой, но очень ландшафтный монастырь из двух церковок XVIIIвека (и третьей 1990-ых годов) и деревянной монашеской обители, похожей на маленькую крепость. Из двух других монастырей Стефана выросли нынешние Котлас и Сыктывкар.

Высоцкий монастырь. Серпухов, Московская область

Монастырь на окраине Серпухова – одна из главных достопримечательностей древнего города. Его основал в 1374 году местный князь Владимир Храбрый, но для выбора места и его освящения позвал Сергия с учеником Афанасием, который и остался за игумена. Монастырь невелик, но красив: стены с башнями XVIIвека, изящная надвратная колокольня (1831), Зачатьевский собор времен Бориса Годунова и еще несколько церквей и корпусов. Но более всего обитель славится иконой "Неупиваемая Чаша", избавляющей от алкоголизма, наркомании и прочих пагубных пристрастий.

Точная дата его рождения неизвестна. Историки договорились считать, что христианский подвижник появился на свет в селе Варницы – 3 мая (по строму стилю) или 16 мая (по новому стилю) 1314 года. Его родители – благочестивые ростовские бояре Кирилл и Мария назвали сына – Варфоломей.

Фото: "Вечерняя Москва"

С юных лет мальчик полюбил уединение, воздержание и пост. После смерти родителей, семья в ту пору уже перебралась в село Радонеж, Варфоломей раздал наследство и ушел в леса жить в хижине, где молился Богу.

В 23 года он принял иноческий постриг и стал Сергием. И вскоре построил небольшую церковь во имя Святой Троицы и основал монастырь.

Преподобный Сергий Радонежский

За свою жизнь Преподобный совершил множество чудес и исцелений. Однажды он даже воскресил умершего мальчика. Во время нашествия Мамая на Русь в 1380 году Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

Преподобный Сергий воспитал множество учеников, среди которых – святые Михей и Никон Радонежские, Роман Киржачский, Андроник Московский, Епифаний Премудрый.


Преподобный Сергий Радонежский

Скончался великий игумен 25 сентября 1392 года. Преподобный Сергий почитается как заступник земли русской, покровитель русского воинства и детей, желающих успехов в учении.

Мы расскажем о самых знаменитых местах, связанных с именем Сергия Радонежского – о монастырях, храмах, святых источниках и памятниках.


Преподобный Сергий Радонежский

Троице-Сергиева Лавра

Обитель основана Сергием Радонежским в 1337 году. Здесь находится Троицкий собор – древнейшее сооружение монастыря. Он был воздвигнут в 1422 году преподобным Никоном «в честь и похвалу» Игумену земли русской. В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи Преподобного Сергия – главная святыня обители. Самое известное художественное сокровище Троицкого собора – его пятиярусный иконостас, большинство икон которого написано Андреем Рублевым и мастерами его круга.


Троице-Сергиева лавра

В Троицком соборе принимают монашеский постриг братия обители. Монастырь связан с именами таких подвижников как: Никон Радонежский, Максим Грек, Епифаний Премудрый и Пахомий Лагофет. В 1608-1610 годах монастырь выдержал осаду польско-литовских интервентов. С 1814 года на территории Лавры находится Московская духовная академия. Обитель открыта для посетителей с 5.00 до 21.00. В великие праздники и дни памяти Преподобного Сергия (5/18 июля, 25 сентября/8 октября) - круглосуточно.


Троице-Сергиева лавра

Адрес: Московская область, Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра.

Как добраться: От Ярославского вокзала до Сергиева Посада на электричке. Или на автобусе от Щелковского автовокзала (м. «Щелковская») или от м. «ВДНХ».

Преподобный Сергий Радонежский

Троице-Сергиев Варницкий монастырь

Он основан в 1427 году как своеобразный памятник Преподобному Сергию Радонежскому. Дело в том, что в 1422 году были обретены нетленные мощи святого. А через пять лет ростовцы, чтобы почтить память своего земляка, решили на том месте, где стоял дом его родителей основать монастырь. Так и было сделано.

Фото: Сайт Троице-Сергиева Варницкого монастыря


Троице-Сергиев Варницкий монастырь

До XVIII века все строения монастыря были деревянными. В следующие столетья там появились каменные постройки. В 1919 году монастырь был закрыт, а в последующие годы почти полностью разрушен. С 1995 года началось восстановление обители. К настоящему времени архитектурный ансамбль монастыря отстроен заново.

Адрес Варницкого монастыря: Ярославская область, г. Ростов Великий, пос. Варницы.

Как добраться: Можно поездом из Москвы с Ярославского вокзала, ехать до Ростова (202 км, 3 часа). От вокзала добраться на автобусе или дойти пешком до Центра города (Колхозная площадь). Там сесть на автобус до Варниц (ехать 10–15 минут).


Преподобный Сергий Радонежский

Село Радонеж и знаменитый памятник Вячеслава Клыкова

Село Радонеж находится в Сергиево-Посадском районе, в 55 километрах от Москвы. В 1328 году здесь поселился ростовский боярин Кирилл со своей семьей, и здесь прошли детские годы Преподобного.

Памятник Сергию Радонежскому в Радонеже

В 1988 году в Радонеже была установлена скульптура Вячеслава Клыкова – она посвящена знаменитой встрече отрока Варфоломея со старцем-черноризцем. (Этот сюжет хорошо известен по картине художника Михаила Нестерова). Монумент выполнен в виде трехметровой фигуры старца с рельефным изображением в ее средней части мальчика с образом Троицы.

Как добраться: На автомобиле от МКАД нужно ехать по Ярославскому шоссе (дорога М8). Со стороны Москвы съезд с шоссе около деревни Голыгино. Можно добраться на автобусе №388 от «ВДНХ».

Фото: "Вечерняя Москва"

Преподобный Сергий Радонежский

Водопад Гремячий ключ

Как гласит легенда, водопад возник благодаря молитве Преподобного Сергия, который вместе со своим учеником Романом шел из Троицы в Киржач и остановился в этом месте для стоянки.


Водопад Гремячий ключ

Сегодня этот святой источник является местом паломничества. Здесь находится целый комплекс деревянных строений: несколько купален, избушки для переодевания, веранды для отдыха. Завершает этот ряд деревянная часовня-башня и звонница.

Как добраться: Самостоятельно: на машине – 80-й км от МКАД по Ярославскому шоссе, поворот перед постом ДПС на «Нижний Новгород», на А-108, далее до знака «Ботово, гремячий ключ». Потом направо на асфальтовую дорогу. От поворота около 5 км до источника. Легче всего доехать с организованными группами паломников.

Преподобный Сергий Радонежский

Московские места, связанные с Сергием Радонежским

Это, прежде всего – часовня «Проща» Спасо-Андроникова монастыря (улица Сергия Радонежского, дом 25). На Руси был обычай: на месте прощания с отходящими путниками ставить часовни. Их называли – проща. По преданию преподобный Сергий Радонежский, отправляясь в Нижний Новгород в 1365 году, простился со своим учеником, основателем Спасо-Андроникова монастыря преподобным Андроником. И на этом месте построили часовню. Она известна с XVI века.

Часовня «Проща» Спасо-Андроникова монастыря

Нынешняя каменная часовня воздвигнута на месте старой – обветшалой. В годы советской власти ее отдали Союзу безбожников завода «Серп и молот». Шатер был снесен, в здании размещался магазин, мастерская. В 1995 году часовня была возвращена Церкви и отреставрирована. Сейчас там совершаются богослужения.

Игумену земли русской в Москве посвящены многие храмы. Самый известный из них – Храм Преподобного Сергия в Рогожской слободе (на улице Николоямская, дом 57-59).


Храм Преподобного Сергия в Рогожской слободе

Он известен с 1722 года. Среди святынь храма: мощевик, где хранятся частицы мощей Иоанна Златоуста, мученика Трифона, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, мученицы Татианы.

Как добраться: Метро: «Площадь Ильича», «Римская».

Надо принимать человека таким, каков он есть. Любить его и жалеть

В бедной крестьянской семье Никоновых уже было трое детей. Всех поставить на ноги тяжело. И поэтому родители (еще до рождения четвертого ребенка) хотели отдать его в приют. Но незадолго до родов женщине приснился чудный сон – белая птица с человеческим лицом и закрытыми глазами села ей на руку. И мать решила оставить ребенка в семье. Девочка родилась слепой. Причем глаз не было видно – их закрывали плотно сомкнутые веки ().

В центральной и северной Руси, преподобный Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) родился 3 мая 1314 года в селе Варницы, под Ростовом, в семье боярина Кирилла и его жены Марии.

В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями — старшим Стефаном и младшим Петром. Сначала он отставал в обучении грамоте, но потом, благодаря терпению и труду, ознакомился со Священным писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию.

Около 1330 года родители Сергия покинули Ростов и поселились в городе Радонеже (около 55 километров от Москвы). Когда старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре.

Похоронив родителей, Варфоломей уступил женатому брату Петру свою часть наследства.

Вместе с братом Стефаном он удалился для пустынножительства в лес за несколько километров от Радонежа. Сначала братья построили келию (жилище для монашествующего), а потом небольшую церковь, освященную во Имя Пресвятой Троицы. Вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь, где сблизился с иноком Алексием — будущим митрополитом Московским, а позже стал игуменом.

В октябре 1337 года Варфоломей принял монашеский постриг с именем святого мученика Сергия.

Известия о подвижничестве Сергия распространялись по округе, к нему начали стекаться последователи, желающие вести строгую монашескую жизнь. Постепенно образовалась обитель. Основание Троицкого монастыря (ныне Свято-Троицкая Сергиева лавра) относят к 1330-1340 годам.

Через некоторое время иноки убедили Сергия принять игуменство , угрожая разойтись, если он не согласится. В 1354 году после долгих отказов Сергий был рукоположен во иеромонаха и возведен в сан игумена.

С глубоким смирением Сергий сам служил братии — строил кельи, рубил дрова, молол зерно, пек хлеб, шил одежду и обувь, носил воду.

Постепенно слава его росла, в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и заканчивая князьями, многие селились по соседству и жертвовали ей свое имущество. Первоначально терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь.

Троицкий монастырь был сначала "особножитным": подчиняясь одному игумену и сходясь для молитвы в один храм, монахи имели каждый свою келью, свое имущество, свою одежду и пищу. Около 1372 года к Сергию пришли послы от Константинопольского патриарха Филофея и принесли ему крест, параман (небольшой четырехугольный плат с изображением креста) и схиму (монашеское облачение) в благословение на новые подвиги и патриаршую грамоту, где патриарх советовал игумену устроить общежительный монастырь по примеру христианской общины апостольских времен. С патриаршим посланием преподобный Сергий отправился к митрополиту Московскому Алексию и получил от него совет ввести в обители строгое общежитие.

Вскоре иноки стали роптать на строгость устава, и Сергий покинул обитель. На реке Киржач он основал монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к митрополиту Алексию, чтобы он возвратил святого. Тогда Сергий повиновался, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика Романа.

Игумен Сергий был призван митрополитом Алексием на склоне лет с просьбой принять Русскую митрополию, но по смирению отказался от первосвятительства.

Сергий Радонежский выступал и как мудрый политик, стремящийся к умирению раздоров и сплочению русских земель. В 1366 году он разрешил княжеский родовой спор за Нижний Новгород, в 1387 году выехал послом к князю Олегу Рязанскому, добившись его примирения с Москвой.

Загрузка...
Top