(cкачиваний: 71)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу: «Философия»
на тему: «Место философии в духовной культуре человечества »
I. ВВЕДЕНИЕ. 3
II.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 5
1. Функции философии. 5
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 12
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 13
I
. ВВЕДЕНИЕ.
Философия как специфическая форма духовного смысла человека и общества; зародилась около 2,5 тыс. лет назад в ряде наиболее развитых стран того времени (индия и Китай, Вавилон и Египет, Греция, Рим). Её расцвет произошёл в древней Греции, где философия стала относительно самостоятельной областью духовной культуры общества. Среди первых греческих философов были Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор. Они впервые стали употреблять термин «философия», переводя его как «любовь к мудрости». Философия родилась из потребности систематизировать и обобщить весь опыт познания мира человеком, сформулировать целостную теоретическую картину мира и бытия человека в нём. Они изначально пытались вобрать в себя и обобщить весь опыт человечества, и не удивительно, что очень многие философы отличались богатой эрудицией и высокой культурой мышления.
Возникновение философии было связано с тем, что отдельные виды познания в древнем мире (астрономия, физика, математика и др.) были не способны создать единую картину мира и бытия человека в нём. Это произошло в силу того, что в раннеклассовом обществе возникла потребность в выработке альтернативной по отношению к мифологии и религии рациональной (теоретической) картины мира, построенной на знаниях и логической аргументации. На этой основе стали формироваться такие философские вопросы как «что такое мир?», «что является его основой?», «какими характеристиками обладает этот мир?», «что такое человек?», «для чего человеку жить?», «что такое истина?». Философия рождалась так же и в связи с появлением в античном обществе (Греция, Рим) немногочисленного слоя свободных граждан, избиравших философию в качестве своего мировоззрения.
Можно сказать, что философствование началось там и тогда, где и когда человек пытался рациональными средствами постигнуть окружающий мир и определить своё место в нём. Осмыслить цель своей жизни и собственное призвание. Но философию всегда интересовал не только мир человека (природа, общество). В такой же мере оно стремится постигнуть внутренний мир самого человека. («философия есть наука о духе» - подчёркивал русский философ Н.А. Бердяев). Подлинная философия рассматривает мир, всегда взятый вместе с человеком, а не сам по себе. Человек ведь рождается, существует и умирает в этом мире. В нём он живёт, радуется и страдает, познаёт и действует. Вот почему философия - это «очеловеченная» по своему характеру и содержанию область познания. Ни одна из существующих наук не способна исследовать всё богатство сложной связи «человек - мир». Эти две реальности являются основными центрами познавательного интереса философии и составляют её объект.
Философия - это знания о мире как едином целом и человеке в нём, об отношении человеку у миру, о путях и способах познания и практическом освоении человеком окружающей действительности, о будущем мировоззрения. Она является очень ёмкой развивающейся теоретической системой и включает в себя следующие основные области философского знания:
История философии (знания философии о своём прошлом)
Онтология (учение о бытии, формах его проявления)
Гносеология (теория познания мира)
Диалектика (учение о единстве к изменчивости всего сущего)
Антропология (изучения о человеке)
Аксиология (теория ценностей)
Социальная философия (изучение об обществе и его истории).
По мере развития философии от неё отпочковались отрасли знания, ставшие со временем самостоятельными науками: логика, эстетика, этика. Видное место в системе философского знания занимают: философия религии, философия истории, философия культуры. В ХХ в. большое развитие получили философия науки и техники, а в последнее время - философия глобальных проблем.
II .ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1. Функции философии.
Специфическое место и роль философии в культуре, в жизни человека и общества проявляется в функциях философского знания.
Являясь развивающейся системой теоретического знания, философия выполняет в первую очередь, мировоззренческую функцию (мировоззрение, кратко говоря, это совокупная картина мира, создаваемая мыслящим человеком. Оно формируется на основе духовно-практической деятельности человека и под влиянием различных источников знания). Задача философии заключается, прежде всего в том, чтобы, говоря словами Г. Гегеля, «постичь то, что есть» и сформировать целостную картину мира и бытия человека в нём. В этом и заключается основная или «генеральная» функция философского знания в рамках всей его истории. Эта функция проявляет себя при решении философских вопросов в рамках всех областей философствования (онтология, гносеология, антропология и др.)
В своём исходном определении философия была сформулирована нами как особого рода форма познания, стремящаяся сформировать картину мира и бытия человека в нём. Решая эту задачу, она влияет на мировоззрение человека (да и всего мира в целом). Какое же отношение имеет философия к мировоззрению человека?
Мировоззрение вбирает в себя весь опыт познания человеком окружающего мира. Философия же, как форма познания. Ориентированы на расходные наиболее общих (коренных) принципов устройства этого мира и важнейших его характеристик, определяет методы познавательной и практической деятельности человека. Она не стремится, да и не в состоянии ответить на все познавательные вопросы. Своими средствами философия решает лишь наиболее общее, фундаментальные вопросы. К числу таковых относится прежде всего вопросы о том, что есть миф, что есть человек и т.д. На частные же вопросы типа «какова скорость света?», «Каков состав у воды?» ответы дают соответствующие науки - физика, химия, иные источники знаний.
С помощью философии мировоззрение достигает высокой степени упорядоченности, теоретичности и обобщенности. Со своей стороны, крупные открытия и повороты в развитии научного знания приводили, как правило, и к смене сложившихся философских представлений о мире. Так было, например, в связи с появлением теорий Н. Коперника, Ч. Дарвина, А. Эйнштейна и других известных ученных, а так же дают представление о развитии различных научных теорий, например, теория черных дыр, аннигиляции пространства и т.д..
Развитое, богатое по своему содержанию мировоззрение стимулирует и облегчает постановку и осмысление человеком философских вопросов. Это становится возможным благодаря самым разнообразным знанием о мире, которые обретает человек по мере формирования собственного мировоззрения.
Философия нередко определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например, в эпоху возрождения оно было антропоцентрическим, в связи с активным осмыслением в философии и культуре феномена человека. Идея человека как некого центра мировоззрения пронизывала собой не только передовую философскую мысль того времени, но и иные формы общественного сознания.
Мировоззрение и философию объединяет постановка и решение проблемы человека различных ее аспектах. Мировоззрении включает в себя различные сведение о человеке, почерпнутые из многих источников: из религии, из обыденного познания, из науки и т.д.. Философия же решает эту проблему в самой общей форме, отвечая, прежде всего на вопросы о том, что такое человек, каково его место в мире, для чего он живет.
В развитых мировоззренческих системах философия, как правило, является основным интегрирующим началом. Без нее нет и не может быть завершенного «достроенного» мировоззрения. Вот почему принято считать, что философия является теоретическим стержнем мировоззрения. Во многом благодаря этому и существует ее особая роль в духовном опыте человека и общества.
Раскрывая миссию философии, следует отметить, что ей присуща методологическая, или поисковая функция. Философия формирует исходные принципы (правила, подходы) познания для всего комплекса частных наук. Это, например, принципы единства и развития окружающего мира, принципы неисчерпаемости познания, принципы творческой свободы человека и многие другие. Данные подходы реализуется в различных формах познания (искусство, наука) и в практической деятельности.
Функция социальной критики означает, что философия дает оценку сущего, т.е. имеющегося в обществе порядка вещей (политический строй, нравы и т.д.) с точки зрения их соответствия идеалу.
Прогностическая функция проявляется в том, что философия стремится предвосхитить наступление грядущего, заглянуть в будущее. Философии присуща также и идеологическая функция, которая означает участие философии в работе идеологии как системы взглядов, ценностей и идеалов, той или иной социальной группы, функция отражения культуры предполагает, что философия является стержнем «душой» духовной жизни общества. Она улавливает и формирует наиболее типичные и значительные идеи и умонастроения, идеалы своего общества. В этих целях она опирается на все иные области духовной культуры общества (религия, искусство и др.) и как бы «присутствует» в них изнутри.
Аксиологическая функция означает, что философия формирует ценностные предоставления и ориентиры человека.
Кроме названных выше, философия выполняет также и интеллектуальную функцию. Поскольку философия является синтезом совокупного знания человечества, то ее изучения (особенно это относится к истории философской мысли), есть прямой путь к развитию у человека способности к теоретическому мышлению. Через философию передаются познавательный опыт и образы (формы, способы) мышления от поколения к поколению. Р.Декарт подшучивал, что философия отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют. В этом смысле философия выполняет социализирующую функцию, помогая человеку войти в мир культуры и освоить его.
2. Место философии в духовной культуре человечества.
Понятие «культура» получило распространение в Европе, начиная с эпохи Просвещения (18 век). Само же слово латинского происхождения и переводится как возделывание, обработка, имеющее непосредственное отношение к земледельческому труду, взращиванию злаков. Впоследствии данное понятие стало использоваться преимущественно для характеристики явлений и процессов духовной жизни общества (искусство, философия, наука, нравственность, религия, исторические и национальные формы сознания), хотя неоспоримо значение и материальной культуры.
Для определения линий взаимосвязи философии и культуры (материальной и духовной, национальной и общечеловеческой) важно уяснить исходный, базовый тезис, что культура во всех своих проявлениях и формах, исторически (генетически) - детище человека, различных видов его деятельности в личностных, групповых и общественных рамках. Это объективная реальность, в которой воплощены способы и результаты деятельности людей - подлинных творцов культуры.
В философии раскрываются общезначимые природные и социальные условия творческой деятельности человека, который «обрабатывает», совершенствует действительность, а вместе с ней и свою собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетические потенции. Так культура проявляет себя как способ функционирования сущностнных сил личности.
Развитие культуры находится в прямой связи с освобождением человека от природной зависимости, его порабощение государством, обществом, собственными пороками. Свобода, являющаяся центральной проблемой философской антропологии, по мере ее достижения определяет развитие человека результатами собственной деятельности, а не вмешательством внешних, в том числе сверхъестественных, потусторонних сил, тем самым культура получает глубинные философские основания реализации возможностей освобожденного труда в создании материальных и духовных ценностей. Некоторые из них носят уникальный характер, отличаются неповторимостью, имеют общекультурное значение.
Весьма характерно, что в обществе наблюдается известная синхронность в развитии философии и культуры: как их высоких достижений, так и упадка. Об этом наглядно свидетельствует европейская история античности, средних веков и Ренессанса. С этим связан вопрос о критериях развития культуры, в том числе характер (способе, уровне) отношений человека к человеку, обществу, природе, состоянии просвещения и науки, искусства, философии, литературы; роли религии в жизни общества; качественной оценки и степени познания господствующих норм жизни (гносеологический аспект культуры) и др.
В философии принято делить производство на материальное, духовное и производство человека. Для культуры это положение имеет общелитодологическиое значение: не только в том смысле, что служит основанием для типологии культуры, но и для такого обобщающего ее определения, как культивирование «все свойств общественного человека и производство его как человека с возможно более богатыми свойствами и связями, а потому и потребностями - производство человека как возможно более целостного универсального продукта общества…»
Культура в концентрированном виде воплощает в себе итог развития человека, его материальной (производственно- экономической) и идеальной (духовной) деятельности. Он итожится двояко: результатом и выступает видимое и осязаемое внешнее богатство, получающее в рыночном хозяйстве форму растущего количества разнообразных товаров, услуг и информации, и не зримое, скрытое, но особой ценности внутреннее богатство человеческой личности.
Философия, используя аксиологический, т.е. ценностный подход раскрывает соотношение внутреннего мира человека, его мировозренческтих ориентиров, мотиваций, потребностей и интересов, достигнутого в целом уровня личностной культуры и внешних форм жизнедеятельности, направленной на создание общезначимых образов материальной или духовной культуры. Тем самым она образует сферу проявления поддонной сущности человека, выступает одновременно как побудительный стимул, необходимое условие и совокупный результат его развития.
Это значит, что в философии человек рассматривается не как объект, а в качестве активного совокупного субъекта, не только познающего, но и творящего мир культуры. Если внутреный мир данного субъекта отличается ущербностью, низким уровнем интеллектуального, нравственного и эстетического развития, - бездуховности, то он способен породить лишь гримасы культуры, или антикультуру. Можно, перефразируя известное выражение, утверждать следующее: скажи мне, какие в стране (в ту или иную эпоху) жили или живут люди, и я скажу тебе, какая там была или есть культура.
Выработанная философии и культурологии категория культуры фиксирует меру освоенности человеком своего внутреннего и внешнего мира; определённую систему способов и средств методов и регулятивов человеческой деятельности. Философская теория культуры и культурного развития исходит из того, что это - бесценный источник прогресса социума и человека, причел прогресса нелинейного и небезусловного. Культура - наследственный человеческий интеграл. Она не локализует свои феномены (явления) в отдельных сферах общества, выступая как форма существования или экзистенции, будучи не сводима к частностям природного, социального и духовного бытия.
Философский смысл имеет широкая проблематика культуры, включая определение системы её норм и ценностей, степени их укоренённости в обществе; ее социальных носителей, теоретического и художественного содержания; закономерностей наследования культуры, преемственного развития в духовной сферы; типа в взаимосвязи культуры с социальной действительностью; социально-территориальных особенностей, соответствия национальному характеру, ментальным особенностям населения; ее отношения к власти, общественному и государственному строю и др. Главный вывод, который вытекает из рассмотрения вопроса о соотношении философии и культуры, состоит в том, что в этом мире только от человека зависит, какую культуру он создаст и в какой мере она облагородит (или подорвет) ее бытие и возвысит (или унизит) его дух.
Раскрывая роль философии в культуре, в жизни человека и общества, нельзя применять к философскому знанию так называемый утилитарный подход и искать в нем некую, пользу. В отличии от предметов домашней утвари и иных вещей, духовная культура ведь не несет в себе непосредственной пользы. Роль философии вернее всего будет сравнивать с ролью серьезного искусства. В самом деле, можно ли вести речь о «пользе» музыки Моцарта?, картины Рафаэля?, книг Л.Н.Толстого? По-видимому, в данном случае требуется иные мерки и оценки.
Известно, что искусство развивает у человека чувственность и образное (художественное) мышление. Философия же формирует интеллект, развивает способность к творческому понятийному в своей основе мышлению. Искусство учит находить прекрасное в жизни, а философия научит мыслить свободно и критически. Искусство помогает человеку рождать фантазии, а философия - делать высокие обобщения. Вот почему она есть, по словам И.Канта, « законодатель человеческого разума». Короче говоря, философия развивает у человека способность к теоретическому мышлению и формированию собственного мировоззрения.
Она является искусством мышления, которое призвано помочь человеку обрести мудрость («добрый разум») как важную интеллектуальную характеристику. Подлинная же мудрость состоит в том, что бы, говоря словами Гераклита, «говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно с ней». Мудрость - это знание вечных истин, которые необхомые человеку в его жизненном пути. Мудрым является тот, кто не только правильно мыслит, но и так же правильно поступает в жизни.
Такова, если говорить кратко, миссия философии, т.е. ее социокультурная роль, значения - быть особого рода формой познания, которое интегрировало в ткань духовной жизни и культуры человека и общества. Философия призвана выражать и удовлетворять специфические, духовные устремления мыслящего человека - к неохватности мироздания, поиску рациональных ответов на коренные мировоззренческие вопросы.
Философская культура личности означает приобщенность к философии как специфической форме знаний о мире и бытии человека в нем, способность применять философские знания своей духовно- практической деятельности. Философская культура - это не только умение формирмулировать мировоззренческие вопросы и находить ответы на них, но и особенного рода мироощущения и мировосприятия. Мыслить по философски - означает воспринимать мир как единое многоликое и живое целое, а себя - как частицу этого великого целого, активного созерцателя и участника продолжающегося миро творения. Философская культура является необходимым компонентом духовного мира современного человека.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Культура третьего тысячелетия характеризуется и как информационная культура. Это ведущее направление научно-технического прогресса. Для специалистов в области как информатизации, так и других специальностей должны стать неотъемлемыми чертами аналитического склада ума, сочетающийся с развитием «синтетической способности суждения» (понятие И.Канта); способность к абстрагированию и та высшая конкретность мышления, мыслительных методов, которая позволяет увидеть предмет, явления, процесс во всех их взаимосвязях в развитии; выработка алгоритмов действий и умение перенести в новые условия. Авторы, исследующие формирование трудовой и профессиональной культуры (Б.А. Эренгросс, И.И. Зарецкая) отличают возрастание значимости так называемой проективной культуры, связанной с развитием продуктивной способности воображения и выражающейся в возможности конструирования и моделирование реальности, идеальных объектов, проведения «мыслительных экспериментов» (так А. Эйнштейн открыл теорию относительности). Здесь незаменима роль искусства как формы познания.
Профессионализм как качественная характеристика деловой активности человека представляет собой не только утилитарную ценность, но и прежде всего социальную. Профессиональное самоопределение и превращение прогрессии в форму индивидуальной жизни - важней шее механизмы формирование человеческой личности, как активного, деятельного, а значит, ответственного субъекта. Основанные на этом поступки «со знанием дела» - единственный путь к обретению свободы творчества, преодоления разорваности и противоречивости сущности и существования человека.
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Антология мировой философии. - М, 1970.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991.
- Карсавин Л.П. О личности. Религиозно-философские сочинения. В 2 т. - М., 1987.
- Крапивенский С.Э. Социальная философия. - Волгоград, 1996.
- Современная философия науки. Хрестоматия. - М., 1994.
Тема 1. Философия в системе духовной культуры.................................................................... 2
Тема 2. Предмет и функции философии..................................................................................... 2
Тема 3. Мировоззренческие картины мира................................................................................. 3
Тема 4. Философия древности...................................................................................................... 5
Тема 5. Средневековая философия............................................................................................... 7
Тема 6. Философия эпохи Возрождения..................................................................................... 8
Тема 7. Философия Нового времени........................................................................................... 9
Тема 8. Современная зарубежная философия........................................................................... 13
Тема 9. Отечественная философия............................................................................................. 17
Тема 10. Проблема бытия............................................................................................................ 21
Тема 12. Движение, пространство и время............................................................................... 22
Тема 13. Диалектика и метафизика............................................................................................ 24
Тема 14. Проблема сознания....................................................................................................... 25
Тема 15. Познавательные способности человека..................................................................... 27
Тема 16. Проблема истины......................................................................................................... 29
Тема 17. Научное познание......................................................................................................... 30
Тема 18. Человек и природа........................................................................................................ 33
Тема 19. Человек и общество...................................................................................................... 34
Тема 20. Человек и культура....................................................................................................... 36
Тема 21. Смысл жизни человека................................................................................................ 37
Тема 22. Общество как система.................................................................................................. 38
Тема 23. Проблема развития общества...................................................................................... 40
Тема 24. Техника и общество...................................................................................................... 42
Тема 25. Глобальные проблемы современности....................................................................... 44
Философия – это особый тип мировоззрения.
Мировоззрение – система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире; включает в себя мироощущение, мироотношение и миропонимание.
Мифология – это исторически первая форма целостного и образного мировоззрения. Функция мифа – закрепление сложившихся традиций и норм.
Религия – тип мировоззрения, определяемый верой в существование сверхъестественных сил. Религия направлена на постижение сакрального мира. Религиозные ценности выражаются в заповедях. В жизни общества религия является хранительницей вневременных ценностей.
Философия – это системно-рационализированное мировоззрение, т.е. система рационально обоснованных воззрений на мир и место в нем человека. Философия возникла в VII-VI вв. до н.э.через преодоление мифа. Первоначально философия понималась как "любовь к мудрости". Европейская философия возникла в Древней Греции. Первым, кто употребил термин "любомудр", т.е. стал называть себя философом, был Пифагор. До середины XIX в. царило убеждение, что философия есть "царица наук".
Философия как учение о первых началах бытия называется метафизикой. Философия направлена на постижение всеобщих связей в действительности. Важнейшей ценностью в философии является истинное знание.
Философия теоретически обосновывает основные принципы мировоззрения. Философия является теоретическим ядром, сердцевиной духовной культуры человека и общества, выражением самосознания исторической эпохи. Философское знание, используемое в различных сферах жизни людей в качестве руководства для деятельности, выступает в роли методологии
Усвоение философского мышления способствует формированию такого качества личности как критичность и самокритичность.
Философия и наука. Как рациональное знание, в котором выявляются сущностные связи действительности, философия выступает в качестве науки. Роль философии в науке заключается в методологии научного познания. В отличие от науки, философия характеризуется тем, что большая часть философских утверждений недоказуемы эмпирически; философия постигает мир в его универсальной целостности.
Философия и искусство. Реализуя личностный подход в осмыслении действительности, философия предстает в качестве искусства. Как и философия, искусство имеет личностный характер. В отличие от философии в искусстве опыт транслируется в образах (в философии – в понятиях и теориях).
Философия и религия. Отличие философии от религии состоит в том, что она является теоретической формой освоения мироздания, а также, что в философии познавательная функция для нее является ведущей.
Специфическим объектом философии является бытие в целом. Философия исследует всеобщие взаимосвязи в системе "человек – мир". Философские проблемы характеризуются тем, что они имеют всеобщий, предельный характер и принципиально открыты для новых решений ("вечные вопросы").
Разделы философского знания :
-Онтология – учение о бытии.
-Гносеология – учение о знании и познании.
-Антропология – учение о происхождении, сущности и эволюции человека.
-Праксиология – учение о человеческой деятельности.
-Аксиология – учение о ценностях.
-Эстетика – учение о прекрасном.
-Логика – учение об основных законах и формах мышлении.
-Эпистемология – учение о научном, достоверном познании.
-Этика – учение о нравственности, морали, добродетели.
-Социальная философия – учение об обществе как особого рода реальности.
-История философии – философия, исследуемая в процессе ее предыстории, возникновения, становления и развития.
-Философия истории – учение о процессе общественной жизни.
Функции философии :
– мировоззренческая (формирует картину мираи бытия человека в нем; помогает человеку в решении вопроса о смысле жизни);
– гносеологическая (накапливает, обобщает и транслирует новое знание; помогает человеку понять свое место в природе и обществе);
– методологическая (анализирует способы познания, выясняет проблемы конкретных наук, выступает основой руководства к деятельности);
– логико-гносеологическая (обосновывает понятийные и теоретические структуры научного знания);
– объяснительно-информационная, идеологическая (формирует мировоззрение в соответствии с новейшими достижениями науки и существующей социальной действительностью);
– критическая (учит ничего сразу не принимать и не отвергать без глубокого и самостоятельного размышления и анализа);
– эвристическая (способна в союзе с наукой предсказывать общий ход развития бытия; эта функция связана с методологическим значением философии);
интегрирующая (объединяет достижения наук в единое целое);
– аксиологическая (формирует ценностные ориентации и идеалы);
– гуманистическая (дает обоснование ценности человека и его свободы, "очищения души"; помогает обрести смысл жизни в кризисных ситуациях);
– практическая (разрабатывает стратегии отношения человека и природы).
Картина мира – интеллектуальная составляющая любого типа мировоззрения, система представлений об общем устройстве мироздания. Любая картина мира выделяет существенные стороны действительности, но в то же время упрощает, схематизирует действительность.
Для мифологической картины мира характерны: антропоморфизм, очеловечивание природы, т.е. перенос основных черт человечества на мироздание; художественная образность, синкретизм, космоцентризм.
Для религиозной картины мира характерны: вера в существование сверхъестественного мира, теоцентризм, принцип креационизма (творения мира Богом), опора на священные писания, принцип откровения, безоговорочное влияние авторитета.
Для научной картины мира характерны: математическая оформленность, направленность на истинное знание причин, обоснованность фактами, способность делать верные предсказания. Первая классическая научнаякартина мира XVII века носила механический характер. Переход к неклассической (современной) научной картине мира начался на рубеже XIX-XX вв. в связи с открытиями наличия случайности и эволюции природы (квантовая физика, теория относительности, синергетика).
Философская картина мира связана с вопросом об отношении мышления к бытию ("основным вопросом философии", по Ф.Энгельсу). В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность – природе или духу – философы делятся на материалистов и идеалистов.
Материализм – философское направление, считающее материальное начало основой бытия ("материя первична, сознание вторично"; "бытие определяет сознание"). Согласно материализму, вне природы и человека нет ничего, и высшие существа – это лишь наши фантазии. Бытие есть раскрытие сущностных сил самой материи, ее самодвижение как субстанции. Виды материализма: метафизический (механистический) и диалектический материализм.
Метафизический (механистический) материализм – течение в философии, согласно которому природа не развивается, качественно неизменна (Демокрит, Левкипп, Эпикур, Ф.Бэкон, Дж.Локк, Ж.Ламетри, Гельвеций и др.).
Лекция 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ
1. Место философии в системе духовной культуры. 2. Мировоззрение, его структура и основные типы. 3. Предмет и метод философии. 4. Функции философии. 5. Основные вопросы философии. Структура философского знания. 1. Неискушенный человек соотнесет слово «философия» преж-де всего со словом «культура», тем самым интуитивно уловив связь этих явлений. Очевидно, что понятие «культура» более широкое. Помимо философии в сферу культуры входят рели-гия, наука, искусство, мифология, политика и т.п. Культура представлена в различных продуктах материальной и духов-ной деятельности человека, в системе норм и учреждений, в ду-ховных и материальных ценностях. Кроме того, культура - не только результат человеческой деятельности, но и сама эта де-ятельность. В понятии «культура» фиксируется отличие спосо-бов жизнедеятельности человека от функционирования живот-ных. Культура - это именно то, что отличает человека от животных. Культура является воплощением человеческих стремлений, переживаний и достижений, а также провалов и разочарова-ний. Создавая новые культурные ценности и смыслы, человек преодолевает свою социальную и природную ограниченность. С другой стороны, отдельная личность не может вырваться за пределы тех культурных норм, которые были созданы пред-шествующими поколениями, даже если не принимает их. Единственный для человека способ преодоления культурной предопределенности - это создание новых смыслов и ценно-стей. Именно поэтому наиболее адекватный способ культур-ного существования личности - творчество. В культуре выделяют материальную и духовную сферы, ко-торые различаются по способу воплощения результатов чело-веческих усилий. Материальная культура - вся сфера матери-альной деятельности человека (орудия и предметы труда, жилища, одежда, предметы обихода, техника и т.п.). Духовная культура - сфера сознания, познания, воспитания и просве-щения. Разделение на материальную и духовную культуру во многом условно, так как все предметы материальной культу-ры являются воплощением идей и знаний, т.е. продуктом чело-веческого сознания, а явления духовной культуры всегда объективируются в материальных предметах. В универсум духовной культуры входят наука, философия, искусство, религия, мифология, право, мораль. Основные ком-поненты духовной культуры называют также формами об-щественного сознания. Каждая из названных форм имеет собственный предмет, выделяемый из общего конгломерата культуры, и свой специфический способ функционирования. Для определения места философии в системе культуры и установления ее соотношения с другими формами, необходи-мо более подробно охарактеризовать духовную культуру с точки зрения оснований. Фундамент культуры составляют:- знания, сформулированные в понятиях и зафиксирован-ные в языке; ценности, удовлетворяющие потребности людей, опре-деляющие их интересы.
1.1. Место философии в системе духовной культуры
Культура представлена в различных продуктах материальной и духовной деятельности человека, в системе норм и учреждений, в духовных и материальных ценностях. Кроме того, культура – не только результат человеческой деятельности, но и сама эта деятельность. В понятии «культура» фиксируется отличие способов жизнедеятельности человека от функционирования животных. Культура - это именно то, что отличает человека от животных.
Единственный для человека способ преодоления культурной предопределенности – это создание новых смыслов и ценностей. Именно поэтому наиболее адекватный способ культурного существования личности – творчество.
В культуре выделяют материальную и духовную сферы, которые различаются по способу воплощения результатов человеческих усилий. Материальная культура – вся сфера материальной деятельности человека (орудия и предметы труда, жилища, одежда, предметы обихода, техника и т.п.). Духовная культура – сфера сознания, познания, воспитания и просвещения. Разделение на материальную и духовную культуру во многом условно, так как все предметы материальной культуры являются воплощением идей и знаний, т.е. продуктом человеческого сознания, а явления духовной культуры всегда объективируются в материальных предметах.
Для определения места философии в системе культуры и установления ее соотношения с другими формами, необходимо более подробно охарактеризовать духовную культуру с точки зрения ее оснований.
Фундамент культуры составляют:
– знания, сформулированные в понятиях и зафиксированные в языке;
– ценности, удовлетворяющие потребности людей, определяющие их интересы.
Философия представляет собой одновременно и знания, и ценности, ее часто называют рефлексией над основаниями культуры, квинтэссенцией самосознания исторической эпохи. Философия, имея дело с постоянно меняющейся реальностью, формирует общезначимые и непреходящие смыслы, в рациональной форме транслируя их будущим поколениям. Ядро философии составляют экзистенциальные, или смысложизненные, ценности: добро и зло, истина и заблуждение, красота и уродство, свобода и зависимость, жизнь и смерть, смысл и цель жизни и т.п. В рамках философии, конечно же, обсуждаются и другие проблемы, однако она принципиально центрирована именно на группе экзистенциальных ценностей, которые и определяют мировоззренческую природу философского знания.
Философия все свои проблемы черпает из жизни. Но при этом философское мышление всегда стремится преодолеть уже познанное, определенное, стремится заглянуть за горизонт известного. Философия существует на границе возможного и невозможного, раздвигая пределы научного и жизненного опыта в ту или иную конкретную эпоху. Именно поэтому все философские вопросы выходят за пределы эмпирического мира, отождествляемого обычно с универсумом простых фактов. Философское знание не является знанием о фактах. Кроме того, философия размышляет не о самой по себе природной или социальной реальности, а о ее отражении в других культурных формах: науке, религии, искусстве и т.п. Именно поэтому философию невозможно напрямую соотнести с обыденной, эмпирической реальностью.
Философия (с греч.любовь к мудрости )- форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении чел-ка к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Ф-я вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место чел-ка в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отнош-е чел-ка к миру.
Каждый чел-к сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в фил-ии. Как устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что опред-т эти законы развития? Положение чел-ка в мире: смертен или бессмертен? Морально-нравственные проблемы: совесть, ответственность, справедливость, добро и зло. Тот или иной вопрос опред-т направление жизнедеятельности чел-ка. Фил-я призвана правильно решить эти вопросы, помочь преобразовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании, что явл-ся необходимым в становлении личности.
Ф-я дает систему знаний о мире в целом. Ее задача -не одна какая-нибудь сторона существующего, а все существующее. Цель ф-ии – знание, свободное от обычных практич.интересов. Полезность – не ее цель.
Объектами ф-ии явл-ся: природа, общество, человек.
Предмет ф-ии -не одна к.-нибудь сторона сущего, а все сущее в полноте своего содержания и смысла. Предметами ф-ии явл-ся: онтология или метафизика – учения о всеобщих принципах бытия мироздания; соц.ф-я -учение о сущности и развитии чел-го общества; философская онтропология -учение о чел-ке и его бытии в мире; гносеология -познание мира; этика -учение о морали; фил-я истории – учение об основных
закономерностях развития истории ; аксиология – учение о ценностях; эстетика – учение о красоте. В целом ф-ю можно опред-ть как науку, изуч-ю основные законом-ти развития и сущ-я природы, общества, чел-ка и мира в целом .
Место ф-ии в духовной культуре общества:
Ф-я и наука: Является ли ф-я наукой? Наука–систематическое, доказательное и проверяемое знание, выводы науки должны проходить практич.проверку. В ф-ии также есть систематичность, доказательность, проверяемость. Философы стараются проверять свои выводы фактами. Главная ценность науки–истина. Поскольку в философии ей уделяют первостепенное внимание, то философия- наука («ф-я»–любовь к мудрости, истине).Выводы, получ-е в рамках ф-ии, служат не только средством получ-я науч.знания, но и сами входят в содержание науки. Не случайно, многие крупные ученые в области конкрет.наук явл-ся и представителями ф-ии (Пифагор, Аристотель, Коперник). Условно можно было бы сказать, что ф-я-это наука обо всем. Но философ-е знание на проверяемо экспериментально, а потому не может быть общеобязательным и общепринятым так, как в физич., математич.,химич.знании. Получается, что ф-я не явл-ся наукой. Фил-е системы опираются на интеллект и логику, явл-ся рез-ом размышлений и аналитич.деят-ти.
Т.о. ф-я и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но и есть сущ-е различия, поэтому, ф-ю нельзя причислять к науке, но и нельзя отрицать ее научность.
Ф-я и релгия: Религия ( благочестие,набожность)- это такая форма мировоззрения, в к-й освоение мира осущ-ся чере его удвоение на посюсторонний -«земной», воспринимаемый органами чувств и потусторонний- «небесный», сверхъестественный. Основу религии составляет вера в то или иное сверхъестественное. Близость ф-ии и религии состоит в том, что обе они-общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения. В религии, как и в ф-ии речь идет о самых общих представлениях о мире, о Боге и т.д. Но велико и различие ф-ии и религии: р елигии н е нужны доказательства. Ф- я же нуждается в доказательствах. Для филос-й мысли хар-но свободомыслие, но мыслить свободно могли во все времена наиболее образованные люди. В отличие от религиоз.мировоззрения, ф-я вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоз-я, отразив потребность в понимании мира и чел-ка с позиций знания, разума. Она выступила как поиск мудрости.
Ф-я и искусство: ф-ии как виду знания присущи черты, характерные для художественного освоения действительности, т.е. для исусства. Искусство- практически дух.деят-ть по освоению и воплощению эстетич.ценностей. В эпоху Возрождения искусство вмещало в себя весь состав фундаментальных мыслей о мире и поэтому шло «рука об руку» с ф-ей. В XX в. Шеллинг и др. ставили искусство выше науки и ф-ии, а Гегель наоборот. Однако, вскоре вопрос о соотношении искусства и ф-ии возобновился и ф-ю и искусство объединили на том основании, что они одинаково далеко стоят от практики и что и то и другое есть целостное постижение жизни, использующие не столько логику понятий, сколько интуицию.
Т.о. между этими 2-мя видами дух.деятельности чел-ка есть глубокое родство, но нет полного внутр.тождества. ф-я и искусство, как говорил Бахтин, «нераздельны, но и неслиянны».