Богородица на троне с младенцем значение. Иконы Божьей Матери с фото и описанием. Нимбы и надписи

Богоматерь на троне

Икона, приписываемая критской школе последней четверти XVI в.

Этот иконографический тип известен в России обычно под именем Кипрской Богоматери, чудотворная мозаичная икона которой была известна на Кипре еще в начале VII в. Кроме того, этот образ носит название Печерской Божией Матери – от чудотворного образа в Киево-Печерской Лавре. Замечательные переводы этого образа находятся также в храмах Мистры: Перивлепты (второй половины XIV в.) и Пантанассы (начала XV в.). Особенно широко это изображение привилось на средневековом Западе, где оно стало излюбленной формой скульптурных изображений Богоматери. Аналогичные нашей иконе изображения имеются и среди фресок и икон XVI в. на Афоне.

Богоматерь на престоле. Скульптура. Начало XIV в. Сербия. Монастырь Соколица

Воспроизведенная здесь икона представляет собой торжественное изображение Богоматери, сидящей на троне и держащей прямо перед Собой на коленях Отрока Христа, Которого Она придерживает левой рукой у плеча, правой – у ноги. Младенец изображен в позе Вседержителя: благословляющим правой рукой, а левой держащим свиток, упирающийся в колено. По сторонам подходят, преклоняясь, с левой стороны от зрителя Архангел Михаил, с правой – Архангел Гавриил. По бортам иконы, в так называемых клеймах, где помещаются обычно семейные или особо чтимые святые, а также сцены из Священной истории и из жизни святых, расположены в верхнем ряду: Благовещение, Распятие, Снятие со Креста, Сошествие во ад. На левом от зрителя борту иконы сверху вниз: Иоанн Предтеча, апостол Петр, великомученик Георгий и великомученица Екатерина; с правой стороны: Иоанн Богослов, апостол Павел, великомученик Димитрий Солунский, прп. Антоний Великий. В нижней части иконы: свт. Григорий Богослов, свт. Иоанн Златоуст, свв. Константин и Елена, свт. Василий Великий и свт. Николай.

Богоматерь с Младенцем и ангелами. Мозаика церкви Сант-Аполлинаре Нуово. Равенна. VI в.

Критская школа, которой приписывается эта икона, восходит к XIV столетию. Будучи в XIV–XV вв. явлением чисто провинциальным (о чем свидетельствуют росписи на Крите), после падения Константинополя в 1453 г. она становится главной его преемницей и начинает играть большую роль, особенно в XVI в., но уже широко используя заимствования с Запада.

Воспроизведенная на с. 142 икона представляет собой один из лучших известных нам образцов иконописи этой школы и показывает, что отдельные мастера и в конце XVI в. держались иконописного канона. Величественная и строгая поза Богоматери со столь же величественным Отроком Христом, восседающим на Ее коленях как на престоле, резко контрастирует с позами ангелов, склоняющихся с молебно простертыми к Богоматери руками. Превосходство Божией Матери над ними как «высшей всех Ангел и Архангел и всея твари честнейшей» подчеркивается здесь и размерами Ее фигуры – большей, чем фигуры ангелов.

Богоматерь Печерская (Свенская). Россия. 1288 (?). ГТГ

Не меньшей торжественностью дышат и фигуры святых, изображенных на бортах иконы. Эта несколько официальная торжественность, которая была свойственна строгой иерархичности Византийской империи, еще более подчеркивается здесь ярко выраженой линейностью и сухой, детализированной трактовкой формы, придающей, особенно одеждам святых, изображенных на бортах иконы, несколько металлический характер. Эти свойства, унаследованные критской школой от последнего периода византийского искусства, являются характерными ее чертами. Но эти особенности, придающие изображению некоторую холодность, отнюдь не нарушают общего единства иконы, которая производит строгое и сильное впечатление.

Богоматерь Умиление. Вторая половина XIV в. Благовещенский собор Московского Кремля

Из книги Легенды русских тамплиеров автора Никитин Андрей Леонидович

О Троне. Однажды между рыцарем-тамплиером и рыцарем-мальтийцем зашел разговор о традициях. Тамплиер указывал, что мальтийцы растеряли все те ценности, которые были у них раньше.- Но мы не знаем, что есть ценного у вас, - возразил ему мальтиец.Тогда тамплиер спросил его,

Из книги Мир наизнанку автора Прийма Алексей

Гипотеза о последней колонии Я думаю, это был отряд из самой последней колонии атлантов, оставшихся на Земле ко времени правления фараона Хеопса в состоянии ясного, так сказать, атлантического ума.Все остальные колонии уже деградировали к тому времени, постепенно

Из книги Пифагор. Том II [Мудрецы Востока] автора Бязырев Георгий

РЕКОМЕНДАЦИИ - ДЛЯ НОВОЛУНИЯ, ПОЛНОЛУНИЯ, ДЛЯ ПЕРВОЙ И ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ ЛУНЫ …Там детство пахнет мокрой кошкой, там звезд хватает детворе. Луна - похожа на картошку, обуглившуюся в костре. И я под ней играю в прятки, Луне своей дурацки рад. А у картошки путь несладкий -

Из книги Аватары Шамбалы автора Марианис Анна

Тайны последней битвы ЧТО ТАКОЕ АРМАГЕДДОН Собственно, битва Добра и зла на нашей планете происходила постоянно, на протяжении всей истории, начиная с момента самого появления зла на Земле - а именно, духовного падения некогда блистательного Люцифера и превращения его

Из книги Легенды российских тамплиеров автора Никитин Андрей Леонидович

10 О троне Однажды между рыцарем Тамплиером и рыцарями Мальтийцами зашел разговор о прошлом обоих традиций. Рыцарь Тамплиер указал, что Мальтийцы потеряли то ценное, что было у них раньше.Те возразили: «Но мы не знаем, что есть ценного у вас, нечем вам хвалиться».Рыцарь

Из книги Масонский Завет. Наследие Хирама автора Найт Кристофер

НЕУДАЧА ПОСЛЕДНЕЙ РЕЛИГИИ В умах многих правление Соломона было временем триумфа еврейского народа, на самом деле это было не так. Его строительная программа производит впечатление, но была слишком эпатажной и затратной, за пределами реальных финансовых средств только

Из книги Большой план апокалипсиса. Земля на пороге Конца Света автора Зуев Ярослав Викторович

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

От придирок в школе или на работе Если к человеку без конца придираются в школе или на работе, следует прочитать этот заговор 12 раз кряду:Отец, Сын и Святой Дух, Благодать Божия, небесная, сойдите, на меня рабу Божию (имя) пойдите, слава и похвала, умножайтесь, с каждым Божиим

Из книги Мастера государственной измены автора Платонов Олег Анатольевич

Состав масонских лож конца XVI II - первой четверти XIX века Половину членов масонских лож, действовавших в России, составляли иностранцы (заезжие или находящиеся на русской службе). А если учесть всех лиц иностранного происхождения, а также всех не относящихся к

Из книги Йога прозрения автора Николаева Мария Владимировна

Аджна открывается последней… Йог, упрочивший перед смертью дыхание в межбровье, Преданно созерцая Господа, воистину достигает Бога! Бхагавадгита (8.10) Бесполезно работать с Аджной, если вы не проработали нижние центры. Именно попытки «открыть третий глаз» без всякой

Из книги Смысл икон автора Лосский Владимир Николаевич

Икона Божией Матери Знамение Икона конца XVI в. Икона Знамения принадлежит к наиболее чтимым иконам Богоматери. Это изображение с характерно воздетыми руками относится к иконографическому типу Оранты, но с Христом на груди. Жест молитвы, воздетые руки, характеризующий

Из книги Волшебство на каждый день от А до Я. Подробный и вдохновляющий путеводитель по миру природной магии автора Блейк Дебора

Богоматерь Одигитрия Иконографический тип Богоматери Одигитрии (? ?????????) имеет несколько прототипов, восходящих к глубокой древности. Византийское предание возводит его к образу, написанному св. Евангелистом Лукой. Согласно этому повествованию Сама Богоматерь

Из книги Азбука счастья. Книга I. «Главное о человеке» автора Лада-Русь (Пеунова) Светлана

Корсунская икона Божией Матери Умиление Икона московской школы XVI в., 26?19,5 см Название Корсунской иконы Божией Матери происходит от города Корсунь, под которым разумеется древний Херсон, или Херсонес, греческий торговый порт в Крыму около Севастополя, в котором согласно

Из книги автора

Крещение Господне Икона, приписываемая московской школе, XVI в. И абие восходя от воды, виде разводящася небеса и Духа яко голубя, сходяща нань. И глас бысть с небесе: Ты еси Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих (Мк. 1:10–11; из евангельского зачала, читаемого на Утрене

Из книги автора

Четверти В начале ритуала мы призываем четыре элемента – Землю, Воздух, Огонь и Воду – присоединиться к нашему кругу. Мы называем их четырьмя четвертями или сторожевыми башнями (один предмет, разные названия – простите, я не собиралась вас запутывать). Как следует из

Из книги автора

Глава восьмая «Учат в школе, учат в школе, учат в школе…» Некий юноша просил Мудреца научить его управлять государством. Мудрец сказал: «Охотно, но для начала назначу тебя правителем своего сердца. Когда осилишь это царство, тогда придешь ко мне». Восточная притча Чему

"Всецарица" знают во всем мире как целительницу онкологических заболеваний. Молитвы к Богородице помогают не только от рака, но и от от других смертельно опасных болезней. Родители молятся Богоматери о своих детях, которые отравляют себя алкоголем и табаком. Тем, кто хочется получить защиту от всякого волшебства и чар, тоже может помочь Всецарица. Акафист и молитва к ней, освященная вода и масло, при должном уровне веры в исцеление творят настоящие чудеса, которые во множестве зафиксированы в летописях храмов.

Варианты иконы «Всецарица»

Есть несколько вариантов этого образа Богородицы. Необходимо понимать, что, подойдя к иконе, мы просим помощи не у нее, а у самой Богородицы. Не забывайте, что именно к ней идет молитва. Всецарица слышит обращения всех просящих и отвечает на них.

Образ Божьей Матери, восседающей на троне с Младенцем в левой руке, в иконографии известен давно. На стенах Вифийского монастыря Богородицы «Всецарицы» (Пантовасилиссы) постройки XVIII века до настоящего времени остаются фрагменты фресок Триглийской иконы.

Еще известен образ Всецарицы (Пантанассы), который был подарен в XV веке царевной Марией Палеологиной, супругой молдавского правителя Стефана Великого, монастырю Григориат на Святомострове Афон. Такой образ именуется Григориатским. Эта икона несколько раз оставалась невредимой при нескольких пожарах, даже если все остальное сгорало дотла. Всецарица, молитва к которой ежедневно звучит до наших дней, щедро наделяет своей благодатью эти места.

Есть икона, на которой Христос не благословляющий, как обычно изображается на иконах со Святой Богородицей. Это Симонопетрская икона Пресвятой Богородицы (Пантократорисса), которая была написана в 1530 году и подарена Симонопетрскому монастырю на Святом острове Афон митрополитом Афанасием. из Никеи. На этой иконе также изображена Всецарица на троне с Младенцем с двумя ангелами за ней.
Еще один вариант чудотворной иконы, которой посвящена эта статья, имеет название ватопедская Всецарица, или Пантанасса. Образ Богородицы с Младенцем Христом на левой руке, сидящей на троне, окруженном ангелами, почитается очень давно. Наиболее ранние изображения встречаются в VII веке, когда самым доступным лекарством от болезней была молитва. Всецарица - это чаще всего это небольшого размера икона. Но насколько благодатно изображение Богородицы на ней!

Описание иконы

Чудотворная икона Божьей Матери, написанная примерно в XVII веке, находится на Святом острове Афон, в соборном храме Ватопедского монастыря, с левой стороны от Царских ворот. На иконе изображен царский трон, на котором в багряном одеянии сидит Пречистая Дева с Младенцем на руках. У маленького Иисуса в левой руке находится свиток, а пальцы правой сложены в жесте благословления. Богородица правой рукой указывает на Своего Младенца Сына как на Спасителя людей. Позади трона стоят двое ангелов, благоговейно осеняющие крыльями Пречистую Деву.

Икону относят к иконографическому типа Панахранта. Если перевести с греческого это название, мы получим значения «Пречистая», «Пренепорочная». Такой тип икон Богородицы еще имеет название «Всемилостивая». Общего у них то, что Богородица с Иисусом на коленях изображается сидящей на престоле или троне, что символизирует величие и славу царственной Богоматери, самой совершенной из всех, кто родился на земле. Поэтому молитва Всецарице об исцелении часто помогает тем, кто с усердием прибегает к помощи Божьей Матери.

Предание об иконе «Всецарица»

Старец Иосиф Исихаст, очень известный на Афоне, в XX веке благословлял своих учеников образом Пантанассы. Он же и рассказывал самое древнее предание об этом образе.

Однажды перед иконой остановился что-то невнятно бормочущий про себя странный юноша. Пока он стоял перед ней, лик Богородицы засиял дивным светом, и невидимой силой этот человек был брошен на пол. Когда со страхом он выбежал на улицу, то в слезах признался старцам в том, что занимался волшебством и магией, проводил жизнь во грехе. Таким способом Богородица явила силу своего образа, наставила юношу на путь покаяния и отвратила от нечестивой жизни. После такого чудотворного вмешательства Богородицы этот юноша изменил свою жизнь и остался жить на Афоне. Так спасла его душу Всецарица, икона Божией Матери. Молитва к ней помогает избавиться от всяческих волшебных чар. К этому образу прибегают за защитой от магов и экстрасенсов.

Что за болезнь - рак?

Заболевание раком имеет древнейшую историю. Само название болезни - «карциома» - дал Гиппократ. Образованный из двух греческих слов «опухоль» и «краб», недуг получил такое название из-за того, что опухоль внешне напоминает краба.

Первые заболевания раком описаны еще у египтян в 1600 году до нашей эры. В папирусе тех времен дано описание нескольких форм этой болезни и уточняется, что от нее не существует лечения.

А в первом веке до нашей эры римский врач А. Цельс предложил удалять опухоль на ранних стадиях, а на поздних - не лечить вообще.

За эти века ученые и врачи так и не смогли найти пути лечения этой страшной болезни, которая поражает все больше людей по всему миру. Как и в давние времена, всем заболевшим онкологическими заболеваниями остается уповать только на чудо. Надо признать, что практически все известные случаи чудесных исцелений связаны с молитвами к Спасителю и Богородице. То, что молитва Всецарице при онкологии действенна, доказывается многими чудесными случаями исцелений.

Исцеляющая икона

После первого проявления в XVII веке такой чудотворной силы образа Божьей Матери люди стали примечать и то, что чудотворное изображение оказывает благотворное действие на страдающих болезненными опухолями, и даже злокачественными. Все чаще возносилась молитва Всецарице об исцелении, все больше точных списков, сделанных с этой чудотворной иконы, разлетелись по обителям. С тех давних пор эту икону почитают по всему миру как избавительницу от онкологических заболеваний. В наши дни образ Богородицы «Всецарица» своей благодатью может исцелять одну из самых страшных болезней в истории человечества.

Первое чудо в России

Маленькая девочка, которая проходила лечение в московском онкологическом центре, осенью 1991 года обратила внимание на то, что от бумажного изображения Богородицы на больничной стене исходит необычный свет. Она рассказала об этом взрослым, но они приняли это за детские фантазии. В течение короткого времени такое свечение увидели и другие дети. А девочка, которая первая увидела свет, пошла на поправку, ее болезнь неожиданно стала отступать. Когда об этом узнали родители маленьких пациентов онкологического учреждения, то построили небольшую часовню в честь иконы Божией матери Всецарица. Даже самый маленький ребенок поверил в то, что его исцелит молитва. «Всецарица», простая картинка на обычной бумаге, щедро давала исцеления всем верящим ей.

Икона в Общине милосердия

В России один из списков с афонской чудотворной иконы был сделан в 1995 году с благословления архимандрита Ефрема, когда Община милосердия святого Иоанна Кронштадтского при центре по лечению детских онкологических заболеваний, который находится на Каширском шоссе, попросила дать возможность больным детям исцелиться. Так, в центре был передан несчастным детям список этой иконы, написанной с соблюдением канона, торжественными богослужениями и молитвенными предстояниями.

Как много чудес сотворила в этом центре наивная детская молитва! Всецарица, несомненно, ответила на нее. Состояние детей значительно улучшилось, причем это никак не объяснить только применением лекарственных препаратов.

Прошло несколько месяцев, и перед праздником Рождества Пресвятой Богородицы эта икона неожиданно замироточила. Появилось всего несколько капель, но их невероятное благоухание наполнило все помещения вокруг. Мироточение повторилось на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Первое чудо исцеления, которое произошло в России, - исцеление юноши, наркомана с многолетним стажем. После этого случая молитва Всецарице звучит из уст родителей за своих чад, пристрастившихся к наркотикам и алкоголю.

Икона в Храме Всех Святых

Весть о чудотворной иконе разнеслась по Москве со скоростью молнии. Чтобы большое количество паломников не было в тягость больным детям, икона была перенесена в Храм Всех Святых, принадлежащий бывшему Ново-Алексеевскому монастырю. Он находится недалеко от м. «Красносельская», в Красносельстком переулке. Тем не менее, Образ Пресвятой Богородице часто привозят в онкологический центр для проведения служб и молебнов.

Летопись чудесных исцелений храма Всех Святых

Через некоторое время был написан церковно-славянский вариант акафиста Божьей Матери в честь ее образа «Всецарица», который имел некоторые отличия от греческого варианта. По воскресеньям в Храме Всех Святых в 15.00 и 16.30 проходит молебен, читается акафист Всецарице и молитва от рака. После молебна происходит помазание всех страждущих освященным маслом.

Летопись, которая ведется в храме, пополняется все новыми и новыми записями, свидетельствующими о чудесной помощи всем тем, кто уже отчаялся получить исцеление от земных врачей. Здесь содержатся записи о младенцах и стариках, о мужчинах и женщинах, об исцелении самых поздних стадий заболевания раком и многие другие. Получившие исцеление люди, которым молитва Всецарице вернула здоровье или жизнь, не только записывают свои истории чудесного выздоровления, но и несут всевозможные дары этой святыне.

Список Новоспасского монастыря

В наши дни список образа Пантанессы, который находится в храме Всех Святых в населенном пункте Красное село, является не единственным в России чудотворным. Акафист Всецарице и молитва от рака еще читаются в Москве, на Крестьянской площади, д. 10 (ст.м. «Пролетарская»), в Новоспасском монастыре, где с 1997 года есть еще один чудотворный список этой исцеляющей иконы. Он был специально создан в Ватопедском монастыре и доставлен в Россию. Он тоже является чудотворным и миротичивым. Здесь также ведется летопись с записями исцелений людей, которым молитва Богородице Всецарице вернула жизнь и здоровье, и с записями чудотворений, происходящих от этой святыни. Перед этим образом Богородицы ежедневно совершаются молебные пения, а по воскресным дням служатся молебны с водоосвящением. Многочисленные приношения от исцеленных свидетельствуют о большом количестве случаев исцелений, которые явились практически сразу после того как была прочитана молитва Божьей Матери Всецарица у этого образа.

Серпуховский список иконы

Чудотворный список этого образа есть и в Серпуховском Владычном женском монастыре в Московской области. За то время, пока он там находится, икона мироточила свыше 30 раз. Есть свидетельства о двух случаях исцеления от онкологических болезней. Молитва Всецарице от рака и акафист Божьей Матери читаются в обители ежедневно. Во время служб поминаются имена людей, которые страдают различными недугами. Множество паломников приезжают в обитель с верой и надеждой на то, что им поможет молитва. «Всецарица» считается одной из самых сильных икон в мире, исцеляющих онкологических больных. Божья Матерь являет через образа Свою неизреченную благодать и любовь, подает Свое чудо исцеления всем, кто с верой и любовью просит пред Ее прославленным образом.

Молитва Всецарице при онкологии

Кто только ни приходит к образу Богородицы! Как только появились новости о выздоровлении онкологических больных, которые потеряли всякую надежду на исцеление, к иконам Божьей Матери стали стремиться все страдающие такими тяжелыми заболеваниями, которые современная медицина пока не имеет возможности вылечить. Сильная молитва Всецарице от рака помогает даже на последних стадиях, отводит беду от тех, у кого рак только подозревают. После усердных молитв диагнозы часто чудесным образом меняются в лучшую сторону.

Молитва Всецарице при онкологии сильна перед любым ее изображением, будь то маленькая распечатанная бумажка, иконка в домашнем иконостасе или большая икона в большом храме. Милостивая Божья Матерь всегда услышит просьбу о помощи.

В субботу пятой недели Великого поста Православная Церковь совершает неседальное пение образу Пресвятой Богородицы.

Древние израильтяне, видя гибель врагов своих в пучинах Чермного моря, воспели на берегах его победную песнь Избавителю Богу: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги!»

С тех пор ветхозаветная Церковь в праздник Пасхи ежегодно воспевала сию благодарно-победную песнь в воспоминание чудесного избавления своего от сильных врагов. Православная, новозаветная церковь видела неоднократно поборающую по себе десницу Всемогущего; ее враги в тяжкие минуты опасности были низлагаемы чудесною помощью.

В субботу на пятой неделе Великого поста Святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице Одигитрии.

Этот праздник установлен в IX веке в память неоднократного избавления Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия супостатов. При императоре Ираклии, когда патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по стогнам и стенам града, умолял Господа о защите против свирепых врагов персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Господних, день и ночь умоляя усердную Заступницу спасти Свой город. Эта икона теперь находится в Москве в Успенском соборе и называется Влахернскою.

Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и града своего. Многие храмы в честь Ее были там воздвигнуты. Волахернском храме хранилась святая Ее икона, писанная св. евангелистом Лукою. В достопамятную ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на сокрушение стен константинопольских, внезапно противу самого Влахернского храма восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда их со множеством войска. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда-то во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную песнь:

«Взбранной Воеводе победительная, яко избавлъшеся от злых, благодарственная восписуем Тираби Твои, Богородице!»

И с того времени на воспоминание столь великого чуда Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе среди царских чертогов в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные останки земной Ее жизни - риза и пояс Ее; но в IX веке праздник сей внесен в типики монастырей святого Саввы Студийского и потом в триодь и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

Акафист этот есть священная похвала Пресвятой Девы. Он состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по
счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским аллилуйя, каждый икос - приветствием архангела: радуйся.

Все творение оканчивается краткою молитвою к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасла христиан от бед и напастей. В таком виде акафист читается и в другие дни; но в субботу праздника Похвалы Богородицы он входит в состав богослужения и поется на утрене не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода, и каждое отделение начинается и кончается пением первого кондака: Взбранной Воеводе и пр. Акафист написан в половине VII века, по мнению многих, дьяконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а некоторые другие лица прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери.

Наша Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, Которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами видимыми.

Изображение Похвалы Пресвятой Богородицы находится в Московском Успенском соборе на столпе.

Происхождение не установлено. Поступила в музей до 1951 г.
Реставрировалась в 2002 г. Л. Д. Рыбцевой.

Изображение Богоматери, окруженной клеймами с иллюстрациями Молитвословия Пресвятой Богородице, можно рассматривать как один из вариантов композиции «Похвала Богоматери» .

Все части иконы объединены надписями, цитирующими Богородичный тропарь: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою» (вверху: «Богородице Дево радуйся, благодатная Марие»; в среднике: «Благодатная Марие, Господь с тобою»). В центре иконы, на облаках, в окружении ангелов, представлена Богоматерь с Младенцем на престоле. Младенец Христос в золотом облачении восседает на левой руке Богоматери, ногами опираясь на ее колени. В его левой руке свиток, правая высоко поднята в благословляющем жесте. Подобный образ Христа Эммануила традиционно воспринимался как символ Боговоплощения и искупительной жертвы. Христос предстает как владыка и Спаситель мира, освящающий истинный храм своей плоти - Богородицу.

Восседающая на престоле Богоматерь уподобляется дому Божественной Премудрости и престолу жертвенного Агнца. Она облачена в красные с золотым узором одежды и покрывающий голову белый плат цельной формы, без спадающих на плечи концов. В правой руке Богоматерь держит скипетр, а ангелы увенчивают ее короной. Эти атрибуты указывают не только на царственность, но и на приснодевство Богоматери: корона символизирует «венец воздержания», а скипетр напоминает ветхозаветный прообраз Богоматери - жезл Ааронов и восходящие к нему гимнографические символы - «лозу истинную» и «отрасли неувядаемой розгу». Таким образом, Богоматерь прославляется как сокровище чистоты и непорочности.

Литературным источником для композиций в клеймах послужил рассказ из сборника украинского богослова Иоанникия Голятовского «Небо Новое», популярного в ярославском искусстве, начиная с последних десятилетий XVII века. Чудо седьмое в разделе «Чудеса Пресвятой Богородицы над молящимися ей» повествует о Фоме, епископе Кантуарийском, который имел обычай ежедневно прославлять Пречистую, припоминая ее земные «утехи». Явившаяся епископу Богоматерь сказала, что хотела бы слышать от него и прославление той радости, которую она испытывает на небе. Епископ исполнил желание Пречистой, сочинив славословие в ее честь. Иконографические источники клейм следует искать среди западноевропейских гравюр или их повторений в украинской книжной графике.

Восьмиугольные клейма в пышных золотых обрамлениях располагаются вокруг средника иконы. Их цикл начинается на верхнем поле и развивается по кругу. В первых семи клеймах изображены события из жизни Богоматери, свидетельствующие об исполнении предвечного замысла Творца и о воплощении Спасителя от Девы Марии. В последующих клеймах Богоматерь воспевается как Божия избранница, непорочная дщерь человеческая, через которую получает освящение человеческий род. Кроме того, она прославляется как Пренепорочная Дева, чистотой равная небесным силам, покровительница всех скорбящих, Царица Небесная, которой подвластны ангельские чины, заступница за человечество перед Христом, богоравная, удостоенная небесного престола.

В нижних углах иконы находятся еще два клейма. Слева изображено явление Богоматери молящемуся перед ее иконой Фоме Кантуарийскому, а справа, в картуше, помещен текст молитвословия, сочиненного Фомой: «Богородице, Дево, радуйся, благодатная Марие, яко зачала еси плотию сына [Божия] ...». Заканчивается текст словами: «Сия похвала Пресвятой Богородице напечатана в книге Новаго Неба Чудо [Пресвятой Богородицы] Фоме архиепископу Кантуарийскому и научи его хвалу... дни глаголати...». На полях иконы изображены преподобный Иоанн Пещерник (слева) и мученица Улиания (справа) - видимо, святые, соименные заказчикам иконы.

Своеобразный «перевод» прозаического панегирика Иоанникия Голятовского в молитву, иллюстрации которой получили распространение в изобразительном искусстве, возник после 1700 года. Не исключено, что это произошло именно в Ярославле. Впервые эта молитва и соответствующая ей композиция появились на южной паперти ярославской церкви Иоанна Предтечи в Толчкове (1703–1704). Представленная на выставке икона является точным повторением толчковской фрески. Известна и еще одна икона на этот сюжет, несколько отличающаяся от публикуемой, - «Благовещение с десятью клеймами» середины XVIII века из ярославской церкви Спаса на городу (ЯХМ). Сохранился также рукописный вариант молитвы местного происхождения, датируемый временем около 1798 года.

Колорит иконы, строящийся на контрасте черно-зеленых полей, темно-зеленого фона, ало-красных небес и золотых обрамлений, придает ей вид триумфальной композиции в духе барокко.

Тип Богоматери, строго фронтально восседающей на престоле, с Младенцем, расположенным по центральной оси, появился в римских катакомбах III–IV веков и был первым типом моленного образа Богородицы. Еще раньше, в первые века христианства, когда традиция иконопочитания только складывалась, Богоматерь со Спасителем не изображались на отдельной иконе, а представали участниками сцены Поклонения волхвов. Византия унаследовала образ сидящей на престоле Богородицы и придала ему монументальное звучание в мозаиках, украшающих апсиды храмов (Илл. 1). «В торжественной фронтальной позе, одетая в пурпур, как императрица, с покрытой головой, как монахиня, держит Она на руках благословляющего младенца. Царские и монашеские черты собираются воедино в идеале выдержанности, строгости, самообладания» (С. С. Аверинцев).

Тип иконы Богоматери, восседающей на престоле в окружении предстоящих (святых или ангелов), был перенят русскими иконописцами и мастерами храмовой росписи и получил наименование Печерского. В русской иконографии известна Печерская Богоматерь XIII века, где Младенец благословляет обеими руками, из Киево-Печерского монастыря (Илл. 2). Также в XIII веке на Руси появился тип поясной Одигитрии, которому было суждено в многочисленных изводах стать наиболее любимым и распространенным типом богородичной иконы.

Печерский тип иконы Богородицы не получил такого широкого распространения на Руси, как различные изводы поясной Одигитрии, где нежность, мягкость и любовь, нежное взаимное склонение или соприкосновение ликов Матери и Младенца («Умиление», например) доминируют над «идеалом выдержанности и строгости». Изображение Богородицы - Царицы на троне сделалось в России не сугубо распространенным, а, скорее, появляющимся лишь эпизодически.

Однако в монументальном церковном искусстве изображение Богоматери на престоле в апсиде храма было вполне традиционным - достаточно вспомнить, что Дионисий дважды воспользовался этим мотивом в росписи храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (Илл. 3). Не в последнюю очередь это связано с тем, что именно тогда Великий князь московский был назван Государем и Самодержцем всея Руси, сформулирована идея «третьего Рима» и дух торжественной репрезентативности, «государственности» явился требованием времени. «Как бы высоко не расценивать Дионисия и его последователей, в их произведениях уже нет той глубины и непосредственности чувства, которые отличали Андрея Рублева и мастеров его круга», - писал в связи с этим В. Н. Лазарев.

Второе рождение образа «тронной Богоматери» пришлось на время правления российских императриц, в эпоху русского барокко, и явилось в оболочке обмирщенного искусства. Здесь Богоматерь получила символы земной царской власти - скипетр и державу, исчезли предстоящие. Появились все иконографические признаки иконы, которая через сто лет получила имя «Державной». Они были, возможно, еще не совсем устойчивы. Так, в палехской иконе середины XIX века (очень красивой, соединяющей в себе ювелирную тонкость письма, цельный колорит, углубленно трактованные лики и трогательный палехский эклектизм) в деснице Богоматери отсутствует держава (Илл. 4).

Порой, в стремлении польстить не только власти, но и личности властительницы, художник придавал лику портретные черты государыни (императрицы Елизаветы Петровны на иконе А. И. Бельского) (Илл. 5). Порой этот иконописный тип был поводом создать декоративный образ - нарядный, написанный яркими красками в народном вкусе, с необыкновенно сильным, «супрематическим» движением линий и форм (Илл. 6). Порой барочные формы, царская пышность регалий и одежд, наивность народного вкуса изографа соединялись в причудливый, почти фантастический букет (Илл. 7). Но не такова явленная в день отречения Государя Державная.

Она датируется концом XVIII в., выдержана в барочной стилистике (Илл. 8, 9). В письме нет и следа гладкописи и украшательства. Она написана широко и вдохновенно. Барочная традиция сказывается в сильном движении складок одежд, в динамическом положении фигур. Композиция иконы лишена благополучной уравновешенности, она, скорее, дерзновенна. Необычно большую часть вытянутой по вертикали иконной доски занимает изображение Бога Отца, что придает оттенок смирения общему царственно-торжественному облику Богоматери.

Явление иконы, ознаменованное чудотворениями, вызвало волну народного почитания, повлекшего за собой изготовление многочисленных списков. В стилистическом отношении они были многоразличны - древнерусские, XVII век, модерн с васнецовскими чертами (Илл. 10), низовой псевдоакадемизм, палехские стилизации и другое. Обращает на себя внимание тот факт, что художники, придерживаясь иконографии образца, очень редко следовали пластическому характеру оригинала (Илл. 11).

Сейчас, когда закончилось музейное заточение иконы, снова пишется много списков с нее. И снова мы видим, что стиль явленной иконы не воспроизводится, будучи заменен обращением к древнерусской традиции (Илл. 12). Конечно, список иконы - это не академическая копия. Как писал о. Сергий Булгаков, «что касается религиозного содержания той или иной иконы, то уже история свидетельствует, что в церкви существует своеобразная жизнь иконы. В этой жизни одни темы или изводы икон известного содержания выходят на поверхность, другие выходят из употребления, но, во всяком случае, возможное содержание иконы никогда не может считаться исчерпанным или не допускающим изменения или приращения».


Список 1918 г.

Современный список

Список первой четверти XX в.
Однако древнерусский стиль, почти исключительно употребляемый в последних списках, как мне кажется, не очень соответствует данному образу. Даже символы царской власти - скипетр (вошел в состав царских регалий при венчании на царство Феодора Иоанновича в 1584 г.) и держава (с 1698 г. при Борисе Годунове) - выглядят анахронизмом в иконах «под XV век». Но это второстепенное соображение. Главное состоит в том, что явленная Державная отличается большой свободой, темпом, открытостью письма и игнорировать эти качества, заменяя их школьной сухостью, - значит лишать новые списки иконы чего-то очень важного.

О первоначальном колорите иконы сейчас трудно судить, но тот ее вид, в котором она была обретена в подвальном помещении храма, - почерневшей, словно утонувшей в грозовых тучах, - красноречиво свидетельствует о крае гибели, перед которым оказалась Россия. Икона была отреставрирована в соответствии с повелением «сделать икону красной», полученном крестьянкой Евдокией Ивановной Андриановой во сне, и отличается хорошо выдержанным теплым колоритом с акцентом на пурпуре царских одежд. В киоте, при мерцающем свете лампад и свечей, она живет таинственной церковной жизнью, кажется, что лик Богородицы меняет свое выражение (Илл. 8).

Фигура Богоматери расположена строго фронтально, а фигура Богомладенца с благословляющей десницей имеет диагональное и винтообразное, характерно барочное движение. Лик Богоматери полон внутренней жизни - конечно, это не земная страстность, но все же в нем видятся и властная строгость, и материнская тревога о заблудших и страдающих. Думается, что именно это сочетание иконной бесстрастности со скрытым драматизмом (и, конечно, обстоятельства чудесного обретения) сделали икону объектом широкого поклонения.

Говорят, что икона является святыней монархистов. Что же, смысл каждой иконы, а тем более такой выдающейся, как явленная Державная, семантически чрезвычайно многослоен, и идеи царской власти, боли за Россию, надежды на возрождение нашего Отечества, безусловно, пронизывают образ. Считается, что скипетр и держава в руках Богоматери получили новое значение - Она держит их до того времени, как явится православный царь, который, подаровании его России, должен принять от Нее эти регалии. Икона по своему характеру не домашняя, не келейная. Это, по существу, монументальный стенописный образ, предназначенный для соборного поклонения. Он как бы сошел со стены храма для того, чтобы участвовать в грандиозных крестных ходах. Но «монархический» - только один из смысловых уровней, и православным почитателям святых икон надлежит не забывать о христоцентричности нашей веры, о Богоматери, указующей на Путь, Истину и Жизнь, и о том, что Она наше первое упование после Христа.

Уже недалеко то время, когда мы будем отмечать столетие со дня обретения Державной.

Наверное, за эти годы возникнут новые списки почитаемого образа. Хочется надеяться, что соборными усилиями возникнут иконы, которые следовали бы духу, а где нужно, и букве явленного образа. Это сложная задача, над которой, однако, интересно и ответственно было бы потрудиться.

Хочу завершить эти заметки несколькими профессиональными соображениями, которыми я руководствовалась бы при написании образа Державной Богоматери:
1. В композиции
Как сообщает «Православная энциклопедия», низ доски (с изображением стоп Богоматери) был спилен приблизительно на 20 см вследствие плохого состоянии основы ко времени обретения. Учитывая это, надо писать или поколенный, или ростовой образ, поскольку срез на уровне стоп не одобряется (и недаром) всеми теоретиками композиции.

2. В рисунке
Лики и фигуры Богородицы и Богомладенца на подлиннике иконы своим выражением и глубиной содержания вдохновляют на то, чтобы очень внимательно им следовать. Вместе с тем стилистику барокко, сказавшуюся в сильном движении фигур и экспрессии мазка, можно несколько смягчить и успокоить (в духе афонской иконописи), в той мере, в какой барочная стилистика явилась данью времени, когда икона создавалась. Но некоторые элементы стиля оригинала необходимо оставить в неприкосновенности, поскольку они «работают на образ» своим драматизмом и открытостью выражения.

3. В живописи
В цветовом строе иконы можно было бы соединить колорит образа, каким он был во время обретения, с его нынешним, поновленным и расчищенным вариантом. На пурпуре царских одежд сделать сильный акцент. Фон - темно-золотистые грозовые облака, как на некоторых афонских иконах. Просвет в тучах - светлый и сияющий, выражающий надежду.

«Мы благодарим Матерь Божию за Ее предстательство, за Ее власть над нами, за то, что Она не лишила нас этой власти, что Она сохранила нашу церковно-государственную традицию, хранит и укрепляет постоянно. И мы будем просить Ее о том, чтобы Она и впредь в каждом из нас укрепляла чувство подданности Царю Небесному, послушание Его святой воле, благой и совершенной, чтобы Она помогала нам в нашей жизни преодолевать то разделение, то непослушание, тот развал, которые мы видим в себе и вокруг.»

(Священник Николай Булгаков, настоятель храма во имя иконы Державной Божией Матери в г. Жуковском).

Марина Жукова. Ноябрь 2010 г.

Литература
Протоиерей Сергий Булгаков. Икона и иконопочитание. М., 1996.
В. Н. Лазарев. История византийской живописи. М., 1986.
В. Н. Лазарев. Русская иконопись. М., 1983.
Христианство: словарь. М., 1990.
Ю. Г. Бобров. Основы иконографии древнерусской живописи. М., 1995.

Загрузка...
Top