Религиозный фанатик. Религиозный фанатизм

Необходимость отстаивания своей позиции очевидна, особенно если есть желание быть успешным. Но бывает, люди слишком далеко заходят в этом вопросе, возводят свою точку зрения в ранг абсолюта, теряя способность слышать другое мнение. Такие чрезмерно увлеченные последователи встречаются во многих сферах жизни, но больше всего удивляет религиозный фанатизм и экстремизм, так как в храме абсолютно не ожидаешь увидеть озлобленных людей, готовых на самые ужасные поступки ради своих убеждений.

Примеры религиозного фанатизма

Слишком большое увлечение религиозными идеями, желание сделать культ из своих религиозных убеждений или духовного лидера называют фанатизмом. Такое психологическое состояние человека обуславливает безоговорочную веру в какую-либо идею. Нередко фантики стараются навязать свои окружающим, причем способы для этого могут быть использованы самые разные. Примеры религиозного фанатизма можно найти в православии, исламе, иудаизме, католицизме и даже буддизме. Последнее время благодаря громким терактам в общественном сознании прочно утвердилась мысль, что религиозные фанатики – все сплошь мусульмане, но это не так.

Возможно, другие случаи и не получают настолько громкой огласки, но люди, убежденные в своей вере, готовые за нее умирать и убивать, есть везде. Достаточно вспомнить историю: крестовые походы, инквизиция, акты самосожжения староверов во время реформ Никона – все это яркие примеры религиозного фанатизма в христианстве, в том числе и православии. Поэтому не стоит на основании последних событий считать какую-то веру плохой или хорошей, здесь дело в организации, а не в самих догматах. Кроме того, разрушить человеческую жизнь можно и без массовых убийств, если вам доводилось общаться с фанатиком, то можете представить, насколько тяжело видеться с ним ежедневно. А если такие люди имеют еще и влияние в обществе, то нормальная жизнь становится практически невозможной. Поэтому стоит научиться распознавать зачатки фанатизма, чтобы уберечь себя и близких от подобного затуманивания сознания.

Причины религиозного фанатизма

Нужно различать причины разжигания и возникновения религиозного фанатизма. В первом случае преобладают политические предпосылки, так как над крайне увлеченными людьми, не способными к самостоятельным рассуждениям, власть захватить гораздо проще.

А вот что толкает людей становиться фанатиками? На этот счет мнения исследователей расходятся. Одни утверждают, что причиной является страх перед окружающей реальностью, и люди просто ищут способ почувствовать себя в безопасности, поэтому и стараются влиться хоть в какую-то группу единомышленников. Следствием такого страха становится агрессивность по отношению к остальным людям, так как в каждом, по мнению фанатика, таится угроза. Другие полагают, что религиозный фанатизм – это следствие недостатка любви в сердце человека, из-за неумения сочувствовать и сопереживать он старается всем навязать свою волю, считая себя единственным источником спасения для окружающих. Но как бы там ни было, страх или не любовь, все это лишь следствие одной общей причины – несовершенства психики, неумения человека адекватно воспринимать реальность и реагировать на нее. Так что избежать фанатизма можно только путем , необходимо тренировать свой разум, не стесняясь подвергать сомнению слова любых авторитетов, и не забывать о духовном наполнении, так как появление пустоты будет способствовать заполнению некачественными идеями и смыслами.

Я всегда был уверен: уж фанатиком человеку с моим интеллектом не стать. Когда меня называют фанатиком за то, что вместо одного раза на неделе сходил в церковь два, думаешь: побольше бы мне такого «фанатизма».

А тут на одном православном форуме затронули тему фанатизма, и кто-то привел оригинальное толкование неизвестного священника. По его мнению, фанатик – тот, кто думает: «Все погибнут, я один спасусь». А православный думает иначе: «Заповеди – для меня одного, а остальных Господь помилует».

Если так, у меня заметные признаки фанатизма. Идя по улице, я вижу только погибающих. Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди (Лк. 18:10). Встречаю хорошего человека и тут же принижаю его в своих глазах: может ли он быть хорошим, если отвергает Христа? Православных ведь не так много вокруг. Да и среди них многие отпугивают меня неканоничностью своего православия.

Друзей остается все меньше. Что они могут сказать мне мудрого или нового?

Единственный смысл – если кто обличит. Один вот сказал не так давно: «Ты в последнее время сделался ужасно отвратительным типом. С тобой стало невозможно общаться». Он, наверное, имел в виду то чувство превосходства, с которым я громлю его буддистско-индуистские рассуждения и заявляю, что истина только в Православии. Таких откровенных людей очень мало. А что касается этого друга – я же не могу согласиться с тем, что индуизм – просто другой путь к истине, равнозначный христианству? Добрый он парень, но куда пойдет с такими рассуждениями?

Стало быть, я фанатик.

И только я обнаружил в себе фанатизм – со мной практически одновременно произошло несколько событий.

Первое. Я откликнулся на повешенное в нашем храме объявление с призывом сдавать кровь для маленьких пациентов одной детской больницы. Кровь сдал. Пришла мысль сделать статью об этой инициативной группе, которая развешивает объявления, пишет о детях в газеты, поддерживает сайт, принимает сотни донорских звонков и в итоге бесперебойно обеспечивает гематологическое отделение, где дети больны лейкозами и кровь им нужна каждый день. Пример в нашем немилосердном обществе тем более поучительный, что подают его, как всегда, православные.

Сказано сделано. Пришел в отделение гематологии, пообщался с мамами, пофотографировал их детей. Перед лицом смерти все становятся лучше – и дети, и их мамы, живущие при отделении, и ты, даже глядя на все это сквозь объектив. Многие люди показались мне почти святыми. В том числе и те, о ком я решил написать. Все молодые, самоотверженные. Видно, что они стали членами единой семьи, в которой все мамы – как сестры, а дети, стало быть, племяши, в том числе и донорам.

И дело их Бог благословил явными чудесами. Во-первых, Он независимо друг от друга вложил желание помочь больнице двум девушкам, трудившимся в одной коммерческой фирме – Тане и Лене. Во-вторых, Он дал этим девушкам, никогда не писавшим, поразительный дар слова и помог им со жгучими по силе очерками о детях пробиться буквально во все многотиражные московские издания. В те самые – желтые, коммерческие, которые и в храм, говорят, нельзя вносить.

Но вот неожиданность. Оказалось, Таня – атеистка, Лена – католичка. Объявления в храмах развешивает их православный помощник Саша, но локомотивом доброго дела пока еще являются эти две «инославные».

30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.

32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился

34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла,

35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Евангелие от Луки, глава 10

Какие, по святым отцам, должны быть мотивы добрых дел? Или во исполнение воли Божией, или для воспитания в себе милосердия. А у этих девушек – жалость к детям и желание устранить несправедливость судьбы по отношению к ним. Жалость – это прекрасно, но насчет справедливости это, понятное дело, ошибка, нельзя обвинять Бога в несправедливости и воображать, что ты милосерднее Его. Об этом я не постеснялся сказать моим героиням. Интервью переросло в спор. Вроде и правильно говорил, но на душе становилось все тяжелее …

Второе. Желая избавиться от некоторых прочитанных мною православных книг (по принципу «На Тебе, Боже, что мне не гоже»), я через интернет нашел в Риге Виктора, который занимается миссионерской работой с заключенными. Передал книги, общение продолжилось по электронной почте. Правда, тон Виктора показался мне каким-то немного восторженным, не православным. Копнул глубже. Оказалось, православный, причем в Церкви почти столько лет, сколько я на земле. Но с отклонениями. Вместо того, чтобы опираться во всем на святых отцов, превыше всего ставит Ветхий Завет на основании откровения, лично ему данного Богом. Сами понимаете – явная прелесть, о чем я ему вскоре и объявил. А так как он сопротивлялся, не желал принимать моих намеков, я с каждым письмом становился все непримиримее. А он, хотя и упорствовал, но оставался со мной терпелив и доброжелателен. И ведь, в конце концов, я только отдал ненужное, а он тратит время и силы на помощь тем, кому она так нужна. Переписка все тяжелее ложилась на совесть …

Спор по электронной почте с Таней, оказавшейся с родителями в Америке, происходил в то же время. Каждое утро я включал компьютер, читал полные заблуждений письма этих двоих людей и отправлял им свои вразумления, стараясь казаться как можно терпимее. (Надеюсь, вы улавливаете печальную иронию моих слов.) Но вопрос, которым Бог стучал в мое сердце, проявлялся все очевиднее. Почему при внешней правоте совесть обличает меня?

Сайт получился – православнее не бывает. На создание благословил иеромонах Троице-Сергиевой лавры, уже после создания пришли благословения от нескольких священников, которым очень понравилось. Мы заранее отказались даже от новостей о церковной жизни как от вещей суетных, отвлекающих от молитвы и борьбы со страстями. И, как и положено православному сайту, на нем присутствовал раздел «Спасутся ли иноверные». Разумеется, с отрицательным ответом, подтвержденным святыми отцами.

Божий промысел относительно моих товарищей, сотрудников в работе над сайтом, подтвердился также и тем, как хорошо они работали и какими оказались людьми. Ольга, с которой приходится общаться чаще, своим смирением, всегдашней готовностью помочь и радостным состоянием духа похожа на православную монахиню, причем уже преуспевшую. Даже не знаю, что больше радует – что удался сайт или что благодаря ему удалось познакомиться с такими людьми. Ничтоже сумняшеся в вероисповедании Ольги, я поздравлял ее с церковными праздниками, она меня. Но вот однажды, после двух лет совместной работы, поздравив ее с праздником, я вдруг услышал: «А знаете, я не православная. Вы вправе отстранить меня от работы над сайтом».

Меня как кирпичом по голове ударили. Самое приятное – узнать, как кто-то сделал шаг ко спасению, и самое тяжелое – увидеть, что кто-то, как думалось тебе, идущий ко спасению, на самом деле идет в другую сторону. Чтобы не огорчиться еще сильнее, я даже не стал уточнять, какова же ее вера. Но, прислушавшись к себе, ответил, что не мне оспаривать Божий промысел. Она приняла мой ответ с благодарностью: «Спасибо, что делитесь со мной Божьей милостью». И все потекло как раньше, только я перестал поздравлять ее с нашими праздниками.

И вот, начав разбираться в своем фанатизме, я решился спросить ее: «Кто Вы, Ольга?». Оказалось, мусульманка! Они с Валерием русские, но приехали в Москву из Ташкента. Вовлечение в эту работу Ольга сама считает чудом. У нее был первый в жизни Рамадан. А в Рамадан необходимо заплатить закят (что-то типа нашей десятины). Денег не было. В таком случае полагается сделать что-то хорошее бесплатно. Ольга просила Бога послать ей какое-нибудь полезное дело. И вот ее сердце откликнулось на призыв потрудиться над православным сайтом. И при первом же знакомстве с текстами сайта она нашла ответ на тревоживший ее важный вопрос. Который приняла как глас Божий.

Не так уж много в Москве русских католиков и мусульман. И если Господь так часто знакомит меня с ними и показывает, какими хорошими они могут быть, значит, Он что-то хочет сказать мне. Хочет помочь мне излечиться от возношения, от фанатизма, которые мешают мне любить.

Да не поймут меня превратно мои товарищи по несчастью – фанатики. Я не собираюсь хвалить чужую веру и тем более атеизм. Просто все больше сомневаюсь в том, что могу судить людей по принадлежности к той или иной вере. Если у Татьяны, Елены и Ольги любви в сердце больше, чем у меня, кто из нас угоднее Христу? К тому же «конец делу венец», и неизвестно, что будет с каждым из нас в итоге. Доброму человеку гораздо легче стать христианином, чем злому человеку добрым, – сказал кто-то.

Когда-то мне пришла в голову мысль относительно того, почему становятся фанатиками. Человек постепенно осознает, что он ничем не лучше других, может, даже хуже. Но вместо того, чтобы смириться с этим и начать работать над собой, он вдруг начинает превозносить такое качество, над которым работать и не нужно. И за счет этого выделяться среди людей. Например, националист начинает кичиться своей национальностью. Это объяснение на психологическом уровне. На духовном: сатана, внедряя в человеческий ум мысль об особенном значении какого-то человеческого качества, убивает двух зайцев: сеет ненависть между людьми и отклоняет их от покаяния.

Наша религиозность, принадлежность к определенной церкви действительно имеет особенное значение. Но беда в том, что я забываю: моя принадлежность к Православию определяется не только посещением служб и участием в таинствах, но и соблюдением заповедей. Прежде всего – заповеди о любви и ограждающей ее заповеди о неосуждении.

Как принизить в своих глазах себя, не принижая своей веры? Хотелось бы получить ответ от церковных авторитетов, знающих ответ на такие вопросы.

Для себя пока решил следующее: раз не удается не мерить людей, пусть моим мерилом будет их любовь.

Что такое фанатизм? Кто ему подвержен? Где грань между верой и фанатизмом? Верно ли, что фанатизм питают суеверия и искушения?

С начала осени этого года практически весь цивилизованный мир с негодованием следит за действиями религиозных фанатиков-экстремистов. Наблюдая руины американских небоскребов, слыша о новых и новых конвертах с «белым порошком» – спорами сибирской язвы, – которые держат в напряжении государство, претендующее по сей день на мировое лидерство, мы часто думаем: «Вот уж эти мусульмане! Слава Богу, среди нас нет таких фанатиков!» Но думая так, мы обманываем себя, ибо фанатизм и экстремизм возможны не только в исламе (кстати, традиционный ислам рассматривает фанатические движения как своего рода секты). Фанатизм возможен в любой религии, в любом мировоззрении.

«Что такое фанатизм? – размышлял некогда В. Розанов. – Только сильнейшая вера, доведенная до равенства с реальным ощущением… Какова вера – таков и «фанатизм» ее, белый или черный, плюсовой или минусный». Не могу согласиться с русским мыслителем. Но прежде чем рассуждать далее, обратим внимание на следующие сюжеты.

«Запостившиеся» до смерти

Не так давно украинская общественность была шокирована рядом публикаций в СМИ о том, как религиозные фанатики уморили голодом двух девочек («Сегодня», «Факты» от 13 ноября). Как выяснилось, трагедия произошла благодаря религиозным порывам отца и матери девочек, которые решили провести длительный «пост », отказавшись более чем на месяц от приема пищи.

Светлана (так зовут незадачливую «подвижницу») рассказала журналистам о том, что сначала они с Артуром посещали собрания пятидесятников, но потом разочаровались и ушли из секты, оставшись «просто христианами». Вот такое «простое христианство» и стало для них искушением.

В итоге Артур создал свою собственную общину, в которую вошли его домочадцы вместе с матерью и сестрой жены. В один прекрасный день они решили устроить длительный пост с целью «получить помощь от Бога» по одной из семейных проблем. Воодушевившись, как и положено сектантам, неким «голосом» якобы от Бога, община и приступила к посту. Такой «голос», как сообщила Светлана, они слышали неоднократно.

Дальше все развивалось по классической схеме сатанинского прельщения. Напомню, что в православной аскетической традиции прелестью называется одна из опаснейших духовных страстей, когда христианин начинает думать о себе так, как будто бы он достиг уже определенной степени святости. В состоянии непомерной духовной гордыни человек принимает бесовские видения за откровения Божии. Артур и Светлана возомнили себя людьми, удостоенными такого чудесного общения с Богом. Когда девочки, из которых младшей – Анечке – было всего три года, просили кушать, родители давали им только воду, успокаивая тем, что Бог скоро Сам подаст им еду. Как рассказала потом сестра по «вере» Светланы Ирина, также участвовавшая в «посте «, они представляли помощь Божию примерно так: «Выхожу я на кухню, а там стоит кастрюля борща. Которую Бог нам послал». Такие примитивнейшие желания невозможно назвать религиозными, это похоже на расстройство рассудка

Впрочем, Ирина могла чего-то и не понять. А вот Светлану нельзя обвинить в непонимании идей своего мужа. Из ее рассказа видно, что плач и просьбы детей не сильно отвлекали внимание родителей от прелестных впечатлений: «Шли очень сильные эстетические переживания, неземные. Я видела сады: яблочные, грушевые, сливовые… Я ощущала некоторое томление за раем… У меня была такая сильная вера в то, что Бог хочет мне все это показать и вернуть». Какое «райское наслаждение», не правда ли? Правда, рядом умирала от истощения трехлетняя дочь, уже не просившая есть, а через некоторое время – и вторая. Их трупы хладнокровно складировались в ванной комнате.

Но и смерть детей не вразумила сектантов . Уверенные в правильности своего духовного пути, они думали, что Бог их воскресит… Воскресит снова к земной жизни, которая, тем не менее, была с их точки зрения «бессмысленной».

Несколько примеров из истории

В недавнем прошлом можно найти множество примеров фанатичного отношения к вере , которые стоили жизни не одному человеку.

В ноябре 1978 г. погибло от отравления цианистым калием 912 членов американской секты «Народный храм», исполнявших каждую прихоть своего «гуру» Джима Джонса.

500 адептов «Движения за возрождение десяти заповедей Бога» в Уганде в марте 2000 г. после многочасового «молитвенного» радения (на которое взрослые члены секты привели и своих детей) подожгли здание и заживо сгорели. Их предводитель – бывший католический священник – назначал «конец света» на 31 декабря 1999 г. Когда указанный срок прошел, дату перенесли на следующий год. Но вместе с этим «пастор» убедил своих приверженцев «вознестись на небо» заранее .

Обгоревшие тела 70-ти последователей еще одной секты – «Ордена храма солнца» – были найдены в октябре 1994 г. в двух швейцарских деревушках. Как оказалось, целью самосожжения было желание попасть в счастливый мир на Сириусе. Список можно продолжить…

Обратившись к истории русской религиозности, также найдем множество примеров дичайшего фанатизма.

Чего стоят различные сектантские толки типа хлыстов и скопцов , в неистовом экстазе доходившие до самосожжения?

Самосожжение практиковали и русские старообрядцы . Волна самосожжений началась в конце 1660-х годов и получила одобрение лидера старообрядческого движения протопопа Аввакума: «Сожегшие телеса своя, души же в руце Божии предавшие, ликовствуют со Христом во веки веком самовольные мученики». Таким образом, самоубийство в глазах фанатиков превратилось в добровольное мученичество. Весьма показательна в этом отношении статья «Самосожжение» из современного словаря «Старообрядчество», изданного поповцами в 1996 г.: «Самосожжение (иначе: гарь) – это мученическая смерть в огне, на которую добровольно шли многие старообрядцы, чтобы не впасть «в руки антихристовы»» (с. 249).

Среди раскольников появились и такие изощренные формы самоуничтожения, как самоуморение, самоутопление и самозаклание вместе с малыми детьми и даже младенцами. Первое массовое самосожжение, жертвой которого стали 2000 человек, было совершено в Нижегородском уезде в 1672 году. В 1685 году правительство царевны Софьи издало указ о применении мер к раскольникам, одобренный патриархом Иоакимом.

Первым видом самоистребления стало самоуморение. Морельщики строили особые полуземлянки – «морельни» – для массовых самоуморений, где замуровывали людей, согласившихся на «пощение до смерти», зачастую с малыми детьми. О морельщиках святитель Димитрий Ростовский писал следующее:

«Есть у них скит, глаголемый морельщики, которые так же, как и сожигатели, простых людей, мужей и жен прельщают, еже в затворе постничеством и гладом умрети, будто за Христа… Есть же у тех морельщиков устроенные на то особые места в лесах: или хоромы древяныя, или же ямы в земли. Хоромы иныя с малыми дверцами, аможе всаждают прельщеннаго и затворяют крепко; иные же без дверей, но сверху туда впущают. Ямы же или пещеры глубоки, из них же нельзя никому изыти, так как сверху заграждают и закрепляют вельми. Посаждают же иногда единаго, иногда двух, и трех, и множае. Посажденнии убо беднии, по первом, и втором, и третием дни, и по множайших, стуживше от глада, вопиют, кричат, молят, чтоб испущенни были оттуду; но несть слушающего их, ни милосердствующаго о них. А еже ужаснее есть слышати, яко идеже посажденни будут два или три, или множае, не стерпевше глада, друг друга жива яст кто коего одолеть может. И да не мнится кому сие недостоверно быти, еже в заключении и гладе ясти друг друга, егда и сам человек в таковой нужде яст.

Кий тамо вопль? кий плач? кое рыдание? кая туга и скорбение? и кое тамо спасение от невольнаго того мученичества? И тако проклинающе день рождения своего погибают смертию сугубою, телесною и душевною: не в Царство бо Небесное, но в адския муки душы тех отходят, яко самоубийцов. И кая им польза от горькия тоя смерти? ибо Христу Господу то мученичество несть приятно, им же кто сам себе погубить изволит, яко же то ниже изъявлено будет».

Фанатизм и прелесть

Фанатичное стремление к самоуничтожению наблюдается среди людей особого психологического типа : склонных к экстазу, самолюбованию, визионерству, прозрениям и видениям, связанным с особым состоянием – прелестью . Как уже говорилось выше, прелесть – это духовное самообольщение, при котором человек фантазии своего больного воображения либо же бесовские видения принимает за откровения Божии. Уже одно только искание, стремление к духовному услаждению, к приятным духовным ощущением является крайне опасным. Даже представление какого-либо образа во время молитвы (например, представление вида Христа при молитве к Нему) строго запрещается православной аскетикой.

Преподобный Симеон Новый Богослов , величайший православный святой XI века, неоднократно сподоблявшийся сам видений нетварного света, предупреждал, что воображение при молитве «небесных благ, чинов ангельских или святых» есть признак прелести. «На этом пути стоя, прельщаются и те, которые видят свет телесными очами своими, обоняют благовония обонянием своим, слышат гласы ушами своими и подобное».

Состояние прелести характеризуется обычно крайним фанатизмом, превозношением перед другими, озлоблением против тех, кто пытается указать впавшему в прелесть на плачевность его ситуации. Чтобы такого не произошло, православные должны твердо помнить одно простое правило: ввиду присущей каждому из нас духовной слепоты и скрытой гордости всячески избегать, устраняться и не принимать никаких видений .

Тип фанатика

Толковый словарь В. Даля говорит о фанатизме так: «Фанатизм – изуверство; грубое, упорное суеверие, замест веры ; преследованье разномыслящих именем веры». Это определение в корне противоположно мнению В. Розанова, которое приведено в самом начале статьи. Действительно, фанатизм может появиться в любой религии, но вопрос в том, является ли он ее адекватным выражением? В большинстве случаев необходимо сказать «нет».

Фанатически настроенный человек подавляет и вытесняет в себе многие существенные человеческие черты, его сознание сужается, а эмоциональная и интеллектуальная жизнь становится примитивной. Фанатик не верит по-настоящему в образ Божий в человеке, не доверяет Промыслу Божию, в силу Его истины, то есть фактически не верит в Бога. Картина мира у фанатика страшно упрощается. Для него существует только два крайних полюса, и в соответствии с этим все человечество разделяется на два лагеря: «те, кто со мной» и «те, кто не прав». Такое упрощение сильно облегчает борьбу.

Фанатик, как правило, одержим одной идеей. Он не замечает многообразия сотворенного Богом мира. Он беспощаден ко всему, что считает неправильным. С точки зрения фанатика, все иное, не связанное с его плоским мировоззрением, подлежит истреблению. С этим связан и аффект страха, который всегда подспудно или явно присутствует в душе фанатика.

Фанатик не знает и не принимает свободы, хотя ему кажется, будто именно он и совершает свободные поступки. Он фактически лишен духовной жизни. Он никогда не может критически оценить свое положение. Конечно же, фанатик может признать себя грешником, но только попробуйте указать ему на ложность его пути! Он не в состоянии признать свое заблуждение, и в качестве психологической защиты от нападения сам начинает гнать других.

Хотя фанатик и считает себя верующим, его вера настолько далека от подлинной религиозной веры, насколько труп далек от живого человека. Его вера не имеет отношения к Истине. Чтобы принять истину, нужно отказаться от своего эгоизма, от своей самости, а этого фанатик как раз не может сделать. Он может выйти из себя только в озлоблении против других, но не в поиске Любви истины (без принятия которой спасение невозможно). Фанатик может выйти против другого, но не навстречу Другому.

Фанатизм и религиозность

Духовные уродства фанатизма противоположны истинно религиозному устроению человека. Настоящая вера во Христа не отрицает и не отметает ни одно из проявлений человеческого духа, но стремится освятить и преобразить всякий род человеческой деятельности. Религиозный человек ищет прежде всего встречи с живым Богом, в чем ему помогает соборный опыт множества верующих, составляющих Церковь Христову. Верующий приобщается живому Преданию, ищет встреч с другими верными, готов раскрыться всякому ближнему в кенозисе любви.

В смирении, помня о том, что «все мы много согрешаем» (Иак. 3:2 ), верующий никогда не станет считать систему своих взглядов безошибочной и единственно верной . Он не забывает о том, что Истина – это Христос, а сумма его собственных убеждений всегда будет иметь некую неполноту и ущербность, ибо все мы в этом веке «видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» познаём «отчасти», и только в жизни будущего века увидим Истину «лицем к лицу» (1 Кор. 13:12 ).

Верующий по-настоящему человек не станет ненавидеть тех, кто, по его мнению, не прав. Верующего отличает терпимость к грешнику . «Люби грешника и ненавидь грех» – вот подлинно христианский принцип. Уместно вспомнить поучительный эпизод из повествования о преподобном Макарии Великом.

Преподобный Макарий Египетский , однажды идя с учеником на гору Нитрийскую, послал ученика вперед. На пути ученик встретился с языческим жрецом, который поспешно куда-то шел, и нескромно сказал ему: «Послушай, демон, куда ты бежишь?». Жрец в ответ на это неприветливое слово бросился на ученика, стал бить его и, оставив его едва живого на месте, пошел далее. Встретился с ним и преподобный Макарий, и говорит ему: «Добрый путь, добрый человек!». Удивился жрец приветствию Макария и, остановясь, сказал ему: «Твое приветствие поразило меня, и я вижу, что ты человек Божий! А вот только что встретился со мною подобный же тебе монах, досадил мне, и я чуть живого оставил его на дороге». Потом жрец усердно просил преподобного Макария сделать и его таким же, как он, добрым монахом, и принял христианскую веру (Четьи-Минеи, 19 января).

Смирение и любовь святого к встретившемуся грешнику привела его к покаянию. А если бы преподобный проявил фанатичную нетерпимость, то душа язычника так и погибла бы, не просвещенная светом Христа.

Фанатизм и Православие

До сих пор мы рассматривали фанатические извращения сознания отдельно от Православия. Естественно, Православная вера чужда всякого рода фанатизма, и всякий фанатик, избирая свою ограниченность, тем самым отходит от Церкви. Но тем не менее фанатизм и Православие, к сожалению, часто переплетаются в сознании нецерковных, околоцерковных и недовоцерковленных людей.

А в светском обществе порой приходится встречать почти полное отождествления фанатичности с Православием .

Замечательный православный проповедник архиепископ Иоанн (Шаховской) однажды написал статью о подобной проблеме, озаглавив ее так: «Сектантство в Православии и Православие в сектантстве». Владыка Иоанн начинает статью такими словами:

Ошибочно думать, что все православные суть действительно не сектанты и что все сектанты суть действительно не православные. Hе всякий православный по имени таков по духу, и не всякий сектант по имени таков по духу, и в настоящее время в особенности можно встретить «православного» – настоящего сектанта по духу своему: фанатичного, нелюбовного, рационально узкого, упирающегося в человеческую точку, не алчущего, не жаждущего правды Божией, но пресыщенного горделивой своей правдой, строго судящего человека с вершины этой своей мнимой правды – внешне догматически правой, но лишенной рождения в Духе. И, наоборот, можно встретить сектанта, явно не понимающего смысл православного служения Богу в Духе и Истине, не признающего то или иное выражение церковной истины, но на самом деле таящего в себе много истинно Божьего, истинно любвеобильного во Христе, истинно братского к людям.

Конечно, ни владыка, ни я не хотим сказать, что путь православной духовности равноценен сектантскому пути. Конечно, нет. Но часто бывает так, что в каких-то протестантских обществах человек встречает больше искренности и человеческого тепла, чем среди православных. Каждый участник протестантских собраний наверняка хотя бы раз в жизни заглядывал в православный храм. Что он мог встретить там? Богатство православной духовности, красоту наших песнопений, богословскую глубину богослужебных текстов и нетленную красоту наших икон? Да, но прежде всего он встречал нас – постоянных прихожан, которые должны были бы помочь ему разглядеть все то, о чем сказано выше. И тот факт, что человек не остался с нами, свидетельствует против нас. Наша неотзывчивость и черствость, наша мелочность и порой фанатизм становятся причиной того, что протестантские собрания в Киеве собирают больше людей, чем православные храмы. Как часто у православных срывается грубость , как часто мы любим прямо, что называется, «в лоб» указать заблудшему на его неправоту, называя его при этом отступником или еретиком. И как расходится это с подходом все того же преподобного Макария Великого или апостола Павла, который начал свою проповедь среди афинских язычников с признания относительной ценности эллинского (языческого, заметим!) богопознания.

Православные по самоисповеданию, по самоутверждению должны понять, что Православие – это отнюдь не привилегия и не повод к осуждению других, и не гордость. Православие, наоборот, есть смирение, есть исповедание полноты Истины, как правды, так и любви. Православие должно побеждать только сиянием своим, как Сам Господь, а отнюдь не пушкой – стальной или словесной, все равно. Православие не сияет в православном обществе, в том, которое гордится своим Православием. Оно сияет в том, кто смирен в своем Православии, кто чистоту веры понимает не разумом только маленьким своим, но духом, всей жизнью. Красота Православия дана для спасения людей, а православные ее стали обращать для осуждения, для погубления людей. Можно сказать, что нет на земле совершенно православных людей, но что частично православны и сами так называемые православные и те, кто не считает себя в православии, но считает во Христовой Церкви и жизнью живет во Христе. Православие – солнечный свет, лежащий на земле. Светит для всех, но не все освещаются им, ибо кто в подвале, кто закрыл свои окна, кто закрыл свои глаза…

Православие должно оживлять и одухотворять человека. Оно должно приводить верующего к возрастанию в любви. Любовь христианская должна быть подобна любви Божией, которая изливается не только на безупречных в вере, но на всех: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45 ).

Всякая ограниченность, всякий фанатизм несовместимы с подлинной верой во Христа. Очень легко закидать противника камнями, очень легко считать, что для спасения необходимо сделать всего лишь тот или иной набор поступков, будь это самосожжение или смерть от истощения, исполнение директив руководителя или, напротив, руководство своими последователями. Гораздо сложнее жить во Христе . Сложнее быть чутким, сложнее прислушиваться к братьям по вере и к тем ближним, которых Господь сегодня посылает мне навстречу. Но именно такой смиренной любви, подлинной любви Христовой и жаждет от Церкви и христиан современный мир. И если мы, православные, не станем в мире «живой иконой, живым присутствием Христа», по слову митрополита Антония Сурожского , то нам грозит вырождение в маленькую замкнутую секту фанатиков, не видящих ничего далее собственного носа. Наблюдая современную церковную жизнь, могу сказать, что, благодарение Богу, в настоящее время это не произойдет. Но каким будет Православие при наших внуках и правнуках – зависит от того, как будем мы жить и верить сегодня.

Дудченко Андрей, священник

Христианин не должен быть фанатиком, ему надо иметь любовь ко всем людям. Кто без рассуждения кидается словами, пусть даже и правильными, тот делает зло.
Старец Паисий Святогорец

Батюшка, что такое фанатизм и почему он так страшен?

Фанатос в переводе с греческого означает . Фанатизм – это смерть духовная. Ребенок, воспитанный фанатично, потом просто уйдет из Церкви, Мы живем в мiру, мы – не монахи. Разумеется, не надо принимать от мира все его пагубы, но при этом не надо забывать, что мы живем в обществе, мы живем в окружении других людей. Есть определенные законы общества, непротиворечащие христианству, которые мы приемлем. Некоторые считают, что намного более духовно положить определенное количество поклонов или прочитать столько–то акафистов, чем помочь ближнему. Увидеть, что, например, пожилой соседке некому принести хлеба или молока и сделать это – намного более сложно, чем прочитать от начала до конца весь молитвослов. Или, например, бросить дома больного, которому нужна постоянная помощь, и уйти на длинную службу в храм. Разумеется, в храм нужно ходить и греховно оправдывать свое непосещение служб тем, что дела не позволяют. Но фанатизм, заключающийся именно в отсутствии любви, проявляется в том, что нам удобнее и проще для себя пойти на службу, прикрывая мнимым благочестием нежелание ухаживать за больным. То же можно сказать и о родителях, которые заставляют маленьких детей длительное время пребывать на церковной службе. Бывает так, что ребенок устал, капризничает, а мама молится себе в удовольствие. Какие воспоминания останутся у ребенка от богослужения? Что храм – это место, где душно, где надо долго стоять и откуда хочется скорее на улицу. Маленьких детей нужно приводить в храм ненадолго и быть с ними в храме столько, сколько ребенок может воспринимать богослужение.

Родители должны постоянно находиться рядом, следить за ребенком во время службы, что–то ему показывая и объясняя. Подвиг христианской любви и материнский крест состоит в том, чтобы пожертвовать своим спокойным стоянием в храме, чтобы взрастить в детях доброе отношение к храму Божиему. Примеров можно приводить множество. Некоторые запрещают детям смотреть телевизор, но ребенок общаясь со сверстниками, чувствует свою ущербность. Ребенку очень сложно объяснить, что он не ущербный, он очень сильно переживает и будет злиться на своих родителей. Есть у некоторых родителей такая теория: «я нагрешил, а он теперь пусть мои грехи отмаливает». В этом проявляется духовная лень: самому не хочется себя исправлять, а мой ребенок пусть пойдет в монахи, ездит по святым местам, мои грехи отмаливает. Это духовная лень – надо самому отмаливать свои грехи. Мы живем в мире и ребенка надо воспитывать так, чтобы он, не увлекаясь красотами этого мира, осознавал доброе и злое. Вот, есть телевизор и есть программы, которые можно посмотреть, есть мультфильмы, которые можно посмотреть, но часть передач смотреть не надо. Можно создать домашнюю видеотеку, собрав туда хорошие фильмы, которые можно посмотреть всей семьей.

– Есть и новостные программы.

Да, почему, если я живу в обществе, почему я не должен смотреть новости? Например, Святейший Патриарх говорил, что он регулярно смотрит 9–часовой выпуск новостей. Если я буду оторван от мира, как я, священник, смогу ответить на вопросы прихожан: они спросят меня: «Батюшка, как к этому относиться?» – а я не смогу ответить. Нужно знать и духовную литературу, и светскую.

Для ребенка телевизор становится запретным плодом, он все равно будет к нему тянуться. Надо вовремя разъяснить все – так делает настоящая верующая семья. Нельзя бить по рукам с криком «нельзя»! Такое табу будет основано не на страхе Божием, а на испуге. В ребенке нужно воспитать страх Божий, а не ужас неизбежного родительского наказания. Телевизор, компьютер – это сами по себе не плохие и не хорошие явления. Как топором можно нарубить дров и истопить дом, а можно убить человека. Так и телевизор с компьютером можно как на благое, так и на злое. На компьютере, например, можно печатать православные книги и иконы, по телевизору смотреть добрые фильмы и православные программы.

– Как найти правильное отношение с нашими неверующими близкими?

– Неверующие люди нас окружают и будут окружать и нужно находить согласие, проявляя любовь например, кто–то из домашних смотрит телевизор – не нужно хлопать дверьми, обвиняя всех в нечестии. Можно договориться: «Давай, я сегодня буду молиться попозже, а то у тебя фильм начинается, а ты тогда телевизор сделаешь чуть потише». Или с постом, например, есть рыбные дни – такие были и в советское время, давай будем вот их соблюдать. Самое главное – «неверный муж верной женой освящается» и наоборот. Если человек ради сохранения хрупкого мира пойдет на какие–то уступки, то и греха особого в этом не будет. Отстаивая свою веру, мы не должны перегибать палку. “Потому узнают, что вы - Мои ученики, если будете иметь любовь между собою” (Ин. 13:35).

– Уже несколько лет назад было обращение Священного Синода о том, что принятие ИНН – дело не нравственной жизни христианина, а исключительно социальный вопрос, никак не связанных с греховными поступками. Тем не менее, и сегодня приходится слышать от некоторых прихожан, что «старцы» не благословляют брать ИНН, карточки москвича, новые паспорта.

– По поводу нового паспорта Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий сказал: «неужели вам дороже “серпастый, молоткастый”, чем новый с двуглавым орлом и Георгием Победоносцем»?!

Об ИНН, карточке москвича можно сказать, что это социальная программа. И мнение Церкви таково: «Принятие или непринятие индивидуальных номеров ни в коей мере не является вопросом исповедания веры или греховным деянием. Это дело личного выбора, оно не имеет религиозного значения. У Церкви есть свои средства сопротивления нарастанию греха в мире: это не митинги и листовки, а исполнение заповедей Божиих, молитва и покаяние. Противостояние умножающемуся в мире злу становится подлинно христианским делом не тогда, когда христиане заражают друг друга необоснованными страхами, а тогда, когда мы живем конкретными делами, направленными на укрепление нашей веры и помощь ближнему. “Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного” (Мф. 5, 16).» (Итоговый документ расширенного пленума Синодальной Богословской комиссии).

Мы часто рассуждаем, что, мол, Антихрист нас выследит, но, подумаем – кого мы боимся? Бога или Антихриста? Если мы боимся совершить грех – это правильный страх. Но почему мы забываем слова Спасителя: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (Лука 10:19)».

Почему мы забываем слова Спасителя о том, что «если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдёт; и ничего не будет невозможного для вас». (Матф. 17.20.)

Надо бояться согрешить. И не нужно заниматься копанием, «отцеживанием комара», вместо покаяния. Не надо искать путей к Антихристу. Валаамский инок Всеволод хорошо сказал, что не нужно выискивать грех в каждом новшестве. К новому надо относиться осторожно, но здраво, а Антихристу легче всего придти незаметно: через культуру, через искусство. Мы уже видим это вокруг себя, но не обращаем на это внимания. Антихристу надо противостоять верой своей крепкой и молитвой. А иначе – молиться не хотим, а с продуктами со штрих–кодами боремся.

– Иногда приходится слышать, как люди говорят «нам Священный Синод – не указ, вот старец такой–то сказал»…

Приведу пример – я знаю одного глубоко верующего человека, который не принимал канонизации одного из новопрославленных святых. Один раз, когда я увидел у него в руках икону именно этого святого, он объяснил мне: «я являюсь сыном Руссой Православной Церкви и поэтому если Церковь постановила, то я как верное чадо, хочу я того или нет, принимаю решение нашей Церкви. Мое личное мнение я оставляю при себе». Мы должны быть послушны голосу Церкви так, как дети должны слушаться любящих родителей.

–Святые отцы не советовали переходить с места на место, из одной обители/храма в другие. Вместе с тем, сегодня многие стараются как можно больше ездить по разным храмам, монастырям, мечтают о канонизации новых и новых святых…

Конечно, святое есть святое. Но у меня вопрос – в Москве находятся мощи свт. Алексия митрополита Московского. Давно ли люди прикладывались к ним? Никого нет и у мощей свт. Тихона, патриарха Всероссийского в Донском монастыре. А в Троице–Сергиевой лавре давно ли мы были? У преподобного Сергия? А частицы мощей – как много их хранится в Москве – вмч. Пантелеимона, свт. Николая, прп. Серафима Саровского… А мы все чего–то нового ищем, все куда–то рвемся. Это хорошо – съездить куда–то помолиться, но не будем и наши святыни забывать, которые здесь, рядом с нами.

Часто посещать святые места.. Надо человеку для паломничества быть подготовленным духовно. Потому что сам по себе разъезд не является духовным мероприятием. Хотя бы взять поездку в поезде – никуда не деться от праздных разговоров в купе. Мы вот жалуемся, что пять минут не можем дома посидеть с духовной книгой, а представить, что сутки вдруг выдержать в эпицентре празднословия. Неподготовленность наша приводит к полному обнищанию духовному.

Очень опасно искать «места, где святее». Мы не должны делить благодать: там благодати 100% попало, здесь 15%, тут 25%. Эта икона более мироточивая и более намоленная. Там батюшка более прозорливый, а тут более молитвенный. Кто мы такие, чтобы так судить? «Ой, да в том храме святых вообще нет, там все батюшки безблагодатные». И так мы говорим о священниках, принявшие рукоположение от епископов, имеющих преемство от самих апостолов. Деление на святость – не просто греховно – оно антихристианское.

Нужно быть внимательным в своей духовной жизни. Мы смотрим по сторонам, когда переходим дорогу, не кладем руку на раскаленную плиту. Так же надо быть внимательным и в духовной жизни. Фанатизм начинается с малого. Мы выбираем понравившуюся цитату из книги или главу из Священного писания. Ходим, всем повторяя, потом начинаем поучать других. Иногда начинают без благословения повторять великие подвиги древних святых – особо строго поститься. «А чем я хуже этих монахов?». Это уже гордыня. Потом пребываем в определенной самосвятости – нам кажется, что мы стали грамотные очень, очень добродетельные. Исчезают все авторитеты – не важно мнение ни святых отцов, ни священноначалия, ни священников. Подсказать, посоветовать можно иногда. Но со смирением. А когда у нас нет христианской любви, а есть поучения, пересказы–рассказы, человек впадает в прелесть. А прелесть и фанатизм идут вместе. Оградиться от этого можно. Исповедью. На исповеди духовник должен обязательно в корне пресечь такое чувство, может посоветовать обратиться к более опытному духовнику. Священник видит духовную меру своего духовного чада – что ему полезно а что может погубить его.

Мы пытаемся найти истинные пути в нашем фанатизме. То, что сказал Господь, я переиначу на себя, как мне удобнее… Это настоящее сектантство. Как можно называть себя христианином, если следовать не заповедям Христовым, не голосу Церкви, а своим чувствам и эмоциям.

Фанатизмом мы уничижаем свою веру. Чтобы не впасть в него, нужно верить вдумчиво, грамотно, осознанно. Радоваться тому, что Господь нам дает, волю и разум направляя на служение Богу. И любить ближних.

Эмоционально самодостаточные, уверенные в себе, позитивно настроенные люди живут в гармонии с окружающим миром. Они не нуждаются в отстаивании своей правоты, чего бы она ни касалась. Спокойно взаимодействуя с другими, они с достоинством несут свою точку зрения, не испытывая потребности в том, чтобы кто-то ее непременно разделил. Однако в мире представлена и иная категория людей, противоположная описанной выше и именуемая «фанатики».

Фанатизм… Это что такое?

Однако не всякое проявление чрезмерного интереса к чему-либо может характеризовать человека как фанатика. И наоборот.

Фанатизм – это чрезмерное увлечение какой-либо идеей или личностью, выражающееся в посвящении объекту поклонения значительной части своей жизни и ее духовного содержания, а также в непримиримом отстаивании собственного взгляда и навязывании его другим людям, зачастую в агрессивной форме. Данное явление может иметь отношение к чему угодно – морали, знаменитой личности, политическому течению и…

Фанати зм (религиозный) – вера без любви и рассуждения. В патристике в этом смысле обычно употребляется выражение ревность не по разуму, основанное на словах Апостола Павла (Рим. 10:2).

Термин религиозный фанатизм, наряду с прямым смыслом, часто используется:

нецерковными людьми для осуждения христиан, которые ответственно относятся к вере, практически выражают её в своей жизни. атеистами для пропаганды безбожия. При этом делается акцент на преступления, совершенные под знаменами религии. Контраргумента здесь два: 1) фанатизм противоречит заповедям Христа; 2) атеистический фанатизм (в России, Франции, Испании, Мексике…) привёл к значительно бо льшим жертвам, чем религиозный.

Что такое фанатизм? Кого можно назвать фанатиком?

иеромонах Иов (Гумеров)

Фанатиками (лат. fanaticus – исступленный; связано с корнем fanum – капище) в древности называли служителей языческих…

Должно быть, каждый из нас в жизни сталкивался с проявлениями религиозного фанатизма. По крайней мере, уж точно хорошо знает о нем из новостей или истории. Мы же поговорим о том, существует ли такого рода фанатизм в православии. Как он проявляется и к чему приводит?

Что такое фанатизм на религиозной почве?

Само слово («fanum» в переводе с латинского означает «капище») указывает на языческое, культовое происхождение этого понятия. «Фанатик» переводится как «исступленный» - значит, человек, который «не ведает, что творит», не отдает себе отчета, больной.

Чем же отличается фанатизм на религиозной почве? Во-первых, чрезмерной приверженностью какой-то одной идее, часто искаженной. Во-вторых, отсутствием самокритики, нежеланием посмотреть на себя со стороны, самоуверенностью. И в-третьих, неприятием других взглядов, вплоть до жесткой агрессии.

Религиозный фанатизм как форма нетерпимости к другим отрицает саму религию, к которой он…

Вера как зависимость. Религиозный фанатизм — угроза обществу и отдельной личности

Фанатизм в широком смысле слова - это приверженность и поклонение кому-либо или чему-либо, доходящее до крайней степени, а также категорическое неприятие иных убеждений и ценностей. В отношении религии фанатизм проявляется абсолютной увлечённостью религиозной деятельностью с образованием культа из неё, поклонением и безотчётным следованием за группой единомышленников.

Истоки данного явления заключаются в изначальных притязаниях каждой мировой религии на обладание истиной в последней инстанции о происхождении и сущности мира, о том, от чего зависит гибель и воскрешение всего человеческого рода. Во все эпохи и в настоящее время религия является наиболее опасной и сильной разновидностью фанатизма. История хранит немало примеров, когда одержимость религиозными идеями разрушительно действовала на целые народы. Религиозный фанатизм превращает группу людей в стадо, живущее по навязанным…

Что такое религиозный фанатизм

За последние сто лет внимание к религиозному фанатизму возросло. Результатами религиозного фанатизма или просто фанатизма являются убийства и нескончаемые войны в Индии, на Ближнем Востоке, Ирландии и так далее. Все больше молодых людей неосознанно вступают в те или иные секты и слепо двигаются за предводителями.

Религиозный фанатизм – это увлечение религией и ее деятельностью, и стремлением человека сделать из религии культ, вовлечением в нее таких же единомышленников. Основой такого поведения является вера. По мнению экспертов, религиозный фанатизм часто является причиной действий террористов-смертников.

Фанатизм – это психологическое состояние человека, которое заставляет его слепо верить в какую-то идею. Часто фанатик не ограничивается своей личностью и старается навязать ее окружающим.

Ученые выделяют несколько видов религиозного фанатизма:

обрядоверие. Человек привержен и суеверен по поводу обычаев и…

Важным моментом будет сказать, чем для меня является религия, так как именно с этой позиции я буду отталкиваться, пытаясь ответить на многочисленные вопросы, связанные с религией. Для меня религия – это определенный путь, который включает в себя особую форму понимания мира и свод морально-этических норм поведения, который в конечном счете ведет к обретению любви к Богу и ко всем живым существам. Образцом религиозной жизни для меня являются люди, которые жили и живут правильно, которые изо всех сил стремились помочь людям идя путем добра, а не насилия, независимо от духовной традиции. Также можно заметить, что к святым людям относят именно людей религиозных, именно этих людей надо вспоминать, говоря о религии, а не тех, кто еще не вырос духовно и идет путем насилия, фанатично пытаясь изменить других людей.

Для меня любить Бога, в первую очередь означает любить людей, приносить своим поведением благо, а не количество посещений церкви или количество иконок в машине, религия для…

Религиозный фанатизм и религиозные фанатики

Я всегда был уверен: уж фанатиком человеку с моим интеллектом не стать. Когда меня называют фанатиком за то, что вместо одного раза на неделе сходил в церковь два, думаешь: побольше бы мне такого «фанатизма».

А тут на одном православном форуме затронули тему фанатизма, и кто-то привел оригинальное толкование неизвестного священника. По его мнению, фанатик – тот, кто думает: «Все погибнут, я один спасусь». А православный думает иначе: «Заповеди – для меня одного, а остальных Господь помилует».

Если так, у меня заметные признаки фанатизма. Идя по улице, я вижу только погибающих. Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди (Лк. 18:10). Встречаю хорошего человека и тут же принижаю его в своих глазах: может ли он быть хорошим, если отвергает Христа? Православных ведь не так много вокруг. Да и среди них многие отпугивают меня неканоничностью своего православия.

Друзей остается все меньше. Что они могут…

ФАНАТИЗМ - (от лат. fanaticus исступленный) ..1) доведенная до крайней степени приверженность к каким либо верованиям или воззрениям, нетерпимость к любым др. взглядам (напр., религиозный фанатизм)2)] В переносном смысле страстная преданность чему либо … Большой Энциклопедический словарь

ФАНАТИЗМ - ФАНАТИЗМ, фанатизма, мн. нет, муж. Образ мыслей и действий фанатика, крайняя нетерпимость. Религиозный фанатизм. Он ослеплен фанатизмом. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Фанатизм - (лат. fanurn храм, жертвенник) 1) полная поглощенность какой нибудь идеей, мировоззрением, религией, страстная и слепая приверженность делу, идеологии. 2) доведенная до крайней степени приверженность к каким либо верованиям или воззрениям,… … Политология. Словарь.

Фанатизм - (лат. fanaticus – исступлённый, от fanum – храм) – 1. изуверство, доведённая до крайности, до исступления преданность своей или обычно чужой вере, убеждениям, какому то…

О фанатизме, религиозности и Православии

Что такое фанатизм? Кто ему подвержен? Где грань между верой и фанатизмом? Верно ли, что фанатизм питают суверия и искушения?

С начала осени этого года практически весь цивилизованный мир с негодованием следит за действиями религиозных фанатиков-экстремистов. Наблюдая руины американских небоскребов, слыша о новых и новых конвертах с «белым порошком» – спорами сибирской язвы, – которые держат в напряжении государство, претендующее по сей день на мировое лидерство, мы часто думаем: «Вот уж эти мусульмане! Слава Богу, среди нас нет таких фанатиков!» Но думая так, мы обманываем себя, ибо фанатизм и экстремизм возможны не только в исламе (кстати, традиционный ислам рассматривает фанатические движения как своего рода секты). Фанатизм возможен в любой религии, в любом…

Введение

Фанатизм - это болезненное состояние, слепая вера в какую-нибудь идею и навязывание ее другим. Фанатизм был и остается сегодня сложным и противоречивым социально-историческим феноменом, который всегда вызывал живой интерес у философов, богословов, политиков, деятелей культуры, рядовых обывателей. В многообразных формах и разновидностях фанатизм проявляется практически во всех сферах жизнедеятельности общества и человека.
Религиозный фанатизм как исторически первая форма фанатизма занимает особое место среди других его разновидностей. Он потенциально содержится в любой религии, может развиться в определенных исторических условиях и может быть использован различными религиозными и политическими группировками как средство достижения своих социально-политических целей.

По своей сути религиозный фанатизм – это особая интерпретация религиозного мировоззрения и особый склад религиозных чувств. Повышенная опасность религиозного фанатизма заключается в том, что…

Признаки религиозного фанатизма

Основным признаком одержимого следования идее считается нетерпимость к другим вероисповеданиям. Неприкрытая ненависть и презрение к инаковерию порождает агрессию, проявляющуюся порой в самых отвратительных формах. Сам по себе фанатик не несет большой угрозы обществу, однако объединение таких людей в группы может рано или поздно вылиться в открытые столкновения между представителями разных конфессий. Опасен массовый фанатизм еще и тем, что страдать будут от таких действий не только сами фанатики, но малорелигиозные и нерелигиозные группы граждан.Рассекреченные архивы по делу расстрела царской семьи выявили глубокие корни иудейского ортодоксального фанатизма. Ритуальное убийство было совершено накануне «9 ава» – взятие Иерусалима и разрушение храма Соломона.

Другим признаком религиозного фанатизма является ортодоксальный религиозный фундаментализм, который не приемлет ничего нового. Фанатик воспринимает свою идею как абсолютную истину, не…

Библиотека » Психология религии » Религиозный фанатизм

© Г. В. Старшенбаум

Религиозный фанатизм: описание, терапия

Не проглатывай веры больше, чем можешь переварить.
Генри Брукс Адаме

Религиозный фанатизм - это крайняя степень увлечения религиозной деятельностью с созданием из нее культа, поклонением и растворением в группе единомышленников. Кроме религиозного, существуют другие распространенные варианты фанатизма - политический (партийный), спортивный, музыкальный и т.д.

Экстатические пляски сектантов во главе с лидером приводят их в состояние деиндивидуализации, растормаживания инстинктов и психофизического возбуждения, аналогичное опьянению психостимуляторами, вплоть до появления галлюцинаций. Во время рок-концертов происходит навязывание альфа-ритма, при этом ЭЭГ неотличима от гипнотической. У слушателей возникают общие для всего зала или стадиона эмоции, индивидуальность растворяется, растормаживаются стадные инстинкты. Резко повышается внушаемость…

Что такое религиозный фанатизм? Судя по ответам и поведению верующих фанатизм бывает трёх типов:

Фанатики первого типа - тихие помешанные. Это люди с надломленной психикой, проблемами, решение которых он перекладывают на кого-то другого, сами же принимая на себя некие методы поведения, правила, постулаты. Это очень часто замечательные люди, просто так им легче жить в сумасшедшем мире.

Фанатики второго типа - агрессивные верующие. Эти люди готовы сжигать на кострах, бегать за язычниками, иноверцами с топорами, и всем доказывать мирность своей религии силой, оскорблениями, жестокостью. Они полностью соответствуют тому образу, который оставлен нам их любмой мистической литературой. Там тоже главные персонажи занимались геноцидом иноверцев, инородцев и т.д.

Третий тип фанатиков - управленцы.

В последние десятилетия наблюдается всплеск религиозного фанатизма. Именно он является причиной непрекращающихся ре лигиозных войн на Ближнем Востоке, в Индии, Северной Ирлан дии… Что же такое религиозный фанатизм и как его можно отли чить от истинной веры и стараний осуществить эту веру в жизни?

Фанатизм - это болезненное состояние, слепая вера в какую-нибудь идею и навязывание ее другим. Главными видами фана тизма являются: расовый, националистический (шовинизм), поли тический (фашизм, тоталитаризм) и религиозный (религиозная не терпимость) .

ВИДЫ РЕЛИГИОЗНОГО ФАНАТИЗМА

Религиозный фанатизм встречается у верующих многих ре лигий и провоцирует их на конфликты как с представителями сво ей, так и с последователями иных вероисповеданий. Главными его видами являются:

обрядоверие - приверженность, доходящая до суеверия, внешней форме богослужения и обычаям;

пуританство - строгость нравов и правил в повседневной жизни, превращенная в…

Фанатизм — это увлечение какой-либо деятельностью, достигающей крайней степени выраженности с формированием культа и создания идолов с полным подчинением человека и «растворением» индивидуальности. Чаще фанатичное отношение формируется в таких сферах, как религия (религиозный фанатизм), спорт (спортивный фанатизм) и музыка (музыкальный фанатизм). Фанатизм характеризуется выработкой человеком стереотипа подчинения собственных интересов и устремлений интересам конфессии, команды, музыкального коллектива, сосредоточение внимания и сил на поддержке идола и оказания всемерной и активной помощи, миссионерская деятельность. В рамках девиантного поведения в виде фанатизма человек начинает действовать по психологическим законам группы и ведомого человека, он не способен критично отнестись к высказываниям кумира, идола и осознать отклонения собственного поведения, которое может заключаться в отрыве или уходе из семьи, игнорировании работы.

Особое место в психологии девиантного…

Загрузка...
Top