Как проходит исповедание в церкви. Как исповедоваться? Какой должна быть правильная исповедь

Как правильно исповедоваться? Многие священники требуют вдумчивости, а не формальный подход, в то же время меня очень смутил наш священник, когда я после череды исповедей "кое-как" , которые не приносили облегчения, наконец-то вдумчиво подошла к этому вопросу, написала все на листик, зачитала, а он сказал, что это пустое многоглаголание, Бог все видит и знает, надо говорить кратко и по существу, что это была исповедь не для Бога, а для себя. В общем, остался осадок, получается зачем тогда вообще к нему ходить- можно и дома покаяться. Я всегда думала, что главное на исповеди заглянуть себе в душу, а оказывается, главное не напрячь священника многоглаголанием. Почему так? Получается, надо продолжать говорить стандартный набор грехов, потому что он так требует? Татьяна.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Татьяна!

Исповедь действительно должна быть вдумчивой, но «вдумчивая» не означает «длинная». Потому что чаще всего исповедь затягивается по нескольким причинам. Во-первых, когда мы пытаемся объяснить священнику все обстоятельства, при которых был совершен грех, но чаще всего этими ненужными подробностями или пытаемся себя оправдать, или не каемся, а пересказываем какой-то эпизод из нашей жизни. Например, человек кого-то обидел. На исповеди нужно так и сказать: каюсь, грешен, обидел человека. А не рассказывать, что такой-то человек сказал мне то-то, а я ему ответил так-то, и он обиделся, но я совсем не хотел этого, а хотел как лучше, потому что…. Ну, и так далее. Вот так каяться совершенно неправильно. Нужно помнить, что исповедь – это важная часть покаяния, но покаяние не должно сводиться только к исповеди. Сначала, действительно, нужно подумать, понять, в чем мы согрешили, помолиться, покаяться перед Богом, затем нужно попросить прощения у тех, перед кем мы согрешили, примириться с ними, и постараться по возможности исправить совершенное нами – или твердо решить, как в дальнейшем мы будем поступать в подобных ситуациях. И вот тогда уже идти на исповедь.
Во-вторых, исповедь бывает длинной, но не вдумчивой, когда человек перечисляет огромное множество мелких, повседневных грехов, но за этим перечислением теряет собственно покаяние – главным становится все назвать, ничего не пропустить, все перечислить. Конечно, можно записать грехи на бумажку, но один из священников говорил, например, что если у меня где-то болит – я сразу на это доктору смогу указать, так и на исповеди должно быть: если я в чем-то искренне каюсь, то мне не нужно зачитывать это по бумажке, этот грех для меня так болезненен, что забыть о нем я просто не смогу.
В-третьих, иногда у нас исповедь превращается в «разговор по душам» со священником, и это тоже неправильно. Нужно разграничивать очень четко: вот сейчас я исповедуюсь, а вот сейчас я хочу священника о чем-то спросить, попросить совета, и т.п.
И дело тут не в том, чтобы не утомить священника многоглаголанием, а в том, чтобы мы учились правильно каяться.
В Вашей же ситуации я бы посоветовал следующее. Во-первых, не обижаться на священника. Если Вы исповедуетесь у этого священника давно и регулярно, то можно просто побеседовать с ним, рассказав о Вашем смущении. Во-вторых, если Вы хотите подробно исповедоваться, то нужно выбрать для этого время удобное и для Вас, и для священника. Потому что если исповедоваться утром, во время Литургии, да еще в воскресный день или в день праздника, когда в храме много народу, то нужно понимать, что священник может от силы уделить 2-3 минуты каждому исповедующемуся, чтобы все желающие могли исповедоваться и причаститься, и служба не растянулась бы из-за исповеди. В-третьих, я бы советовал Вам прочитать или послушать беседы об исповеди, например, митрополита Антония Сурожского, которые наш сайт сейчас, во время поста, предлагает среди других материалов для ежедневного чтения постом. Возможно, Вы найдете в этих беседах ответы на свои вопросы и недоумения. Помощи Вам Божией!

Приходя в церковь к исповеди, не бойтесь. Господь великодушен, принимает всех грешников. Прощает раскаявшихся. Не стоит бояться батюшки, он глаза и уши Господа, о Ваших тайных грехах никому не будет известно. Он на протяжении дня столько выслушивает, что уже к обеду не помнит, кто к нему приходил и что говорил.

Батюшка единственный человек, который не будет желать Вам зла, завидовать. Он будет только радоваться, что еще одна душа спасена, и благодарить Бога, что он всевидящий и всеблагий направил Вас на путь истинный!

Грехи говорящие на исповеди

Батюшка в церкви не всевидящее око, тем более не экстрасенс, чтобы догадываться о Ваших грехах. Он будет задавать вопросы, так или иначе связанные с грехами. Эти вопросы напрямую связанные с 10 важными заповедями.

1. «Я есть Бог твой». Будет перечислено:

  • Молишься ли ты, как часто ходишь на службу, просто в церковь?
  • Признаешься ли, что веришь в Бога знакомым?
  • Веришь ли в Бога?

2. «Не сотвори идола себе». Сюда можно отнести:

  • Объедание, как культ еды;
  • Украшения;
  • Деньги, спиртное, курение;
  • Гордыню.

3. Не вспоминаешь ли о Господе в минуты расстройства.

4. Посвящаешь ли выходной день молитве.

5. Уважаешь ли родителей своих

6. Не убей, ни словом ни делом.

7. Не соблазняй никого, не разрушай чей то брак и жизнь.

8. Не бери то, что тебе не принадлежит.

9. Не наговаривай на близких и знакомых неправды.

10. Не желай того, что есть у других.

Подготовка к исповеди грехов, как каяться

Прежде чем идти к батюшке на исповедь, необходимо подготовиться. Что значит подготовиться? Для этого нужно читать молитвы, поститься как минимум день перед походом в храм. Непосредственно в день самой исповеди нужно ничего не есть, прийти на самое начало службы. Если батюшка заметит, что Вас не было от самого начала службы, исповедовать не будет.

Не ищите оправдания в поступках своих. Если так поступили, значит хотели, и на тот момент Вас это очень даже устраивало. Перед походом на исповедование примиритесь с самим собой, близкими, попросите прощения, если нужно.

Исповедование делится на две части:

  • Душевное исповедование: Вы каетесь, каждый день в том, что совершили;
  • Исповедь священнику: Вы рассказываете о совершенных деяниях священнослужителю с целью очистить свою душу.

Это совершенно две разные стороны одной медали. Придя в церковь, Вы должны давать себе отчет, что и зачем будете говорить. Перед совершенно посторонним человеком очень трудно рассказывать какие проступки имеете, и почему так поступали. Становится стыдно, многие забывают или не желают говорить о самых наболевших совершенных ошибках.

Можете составить списочек проступков, так ничего не запамятуете, да и потом легче будет об этом говорить. Если Вам все же трудно составить такой списочек, при церкви есть мини магазинчик, в нем уж наверняка есть книжечка о том, как провести исповедь, какие грехи существуют.

После исповеди обычно человек испытывает чувство облегчения, как будто бы гора с плеч свалилась. Исповедоваться можно несколько раз на неделе. Частые походы в церковь помогают чувствовать себя раскованно и увереннее.

Грехи на исповеди перечень для женщин

Составление и прочтение такого готового списка многих дам приводит в ступор. Понять, что твоя жизнь это сплошной греховный кошмар под силу далеко не каждой. Отчаиваться не стоит. Посоветуйтесь со священником, он вкратце все объяснит и подскажет, что и зачем. В вашу личную жизнь никто вторгаться не будет, ведь только один Господь знает, почему так, и чем Вы это заслужили. Вы же, пройдя тайну исповеди, сможете разобраться и сделать правильные выводы, улучшить свою жизненную позицию и стать на верный путь исправления жизненных ошибок. С батюшкой можно обсудить предохранение, ведь проведенные аборты это смертный грех, и лучше этого вовремя избежать, чем потом раскаиваться всю жизнь.

Список возможных грехов:

  • Была не довольна своим положение в обществе, окружением, жизнью;
  • Злилась на детей своих, кричала, сомневалась в них;
  • Не доверяла докторам, сомневалась в их компетентности;
  • Вводила себя в заблуждение;
  • Показывала плохой пример своим детям;
  • Ревновала;
  • Была причиной скандалов;
  • Самый страшный и смертельный грех ГОРДЫНЯ. С ним очень трудно воевать, его практически никто не замечает, но якают очень часто. Если научитесь ловить себя на Я, перестроитесь на МЫ, значит, находитесь на верном пути.
  • Не молилась и редко читала молитву, не приходила в храм Божий;
  • Во время службы размышляла о мирских проблемах;
  • Делала аборты сама, и подталкивала других к этой мысли;
  • Плохо думала о людях, обсуждала;
  • Читала непристойности или смотрела непристойные фильмы;
  • Сквернословила, лгала, завидовала;
  • Без причины обижалась, показывая окружающим свое Я;
  • Одевала, непристойную одежду, слишком короткую и вызывающую, тем самым провоцировала излишнее мужское внимание и зависть женскую;
  • Боялась за свою внешность и фигуру;
  • Помышляла о смерти;
  • Объедалась, упивалась спиртным, употребляла наркотические средства;
  • Отказывала в помощи;
  • Посещала ворожеек, гадалок.
  • Верила во всякие суеверия;

Полная исповедь грехов для женщин

Необходимо довериться священнику, рассказать все:

  • Если не исповедовались раньше, то нужно рассказать о всех совершенных Вами проступках с семилетнего возраста. Скрытый грех удваивается, его тяжелее искупить;
  • Если исповедовались, то с последней исповеди;
  • Рассказать о своих греховных мыслях и желаниях;
  • Важное место уделяют абортам. Если совершили, и не один, стоит упомянуть о всех;
  • Если были замужем не один раз, сожительствовали гражданским браком, или имели несколько мужчин, также;
  • Если имеете детей не от одного мужа, также;

Священник должен понимать, что Вам необходимо делать, читать, сколько дней поститься, и как именно поститься. На то он и правая рука Господа.

Грехи на исповеди своими словами

Каюсь, Господи. Грешна. Мир грешен, и я ничуть не лучше. Отчаиваюсь, обижаюсь, злюсь. Пропускаю пост и в среду, и пятницу. Не придерживаюсь строго поста. Иногда объедаюсь, ленюсь. Кричу на мужа и детей. Не верю людям. Плохо выполняю свою работу. Переживаю, что не хватает денег. Не доверяюсь Господу, надеюсь только на себя и т.д.

Полная исповедь грехов

Существует несколько вариантов исповеди. Короткая, предполагает описание совершенных поступков, слов или деяний. Полная исповедь включает в себя еще и мысли, и желания. Такую исповедь проходят монахи. Верующие по желанию могут пройти тоже такое полное очищению души. Для этого нужно проконсультироваться с батюшкой, или прочитать соответствующую литературу.

Исповедь как составить записку с грехами

Лист необходимо разделить на части:

  • Грехи против родителей и родных;
  • Грехи против себя;
  • Грехи против Бога.

Многие думают, что записав на листочке свои проступки, поступают неверно, а приходя на исповедь, забывают половину свои грехов, сбиваются. Такое изложение своих мыслей, упорядочит и саму исповедь, и не позволить забыть или утаить что-то.

Бытует мнение, что написание грехов на листочке, это уже не тайна, а банальное считывание.

В исповеди важно покаяние, понять, что было совершенно и больше не допускать таких деяний. Именно поэтому, стоит рассматривать перенесение грехов на бумагу как оформление памятки или подсказки.

Список грехов на исповеди для мужчин

Мужчинам тяжелее признавать свои проступки, слова, грехи. Они могут и вовсе считать, что ни в чем не виноваты. В их понятии виновны только женщины. Поэтому и каяться и исповедоваться только им. Но это далеко не верно. Мужчины не менее грешны. Они в некотором плане обсуждают и сплетничают поболее чем мы. А вспыльчивость и самолюбование, вообще отдельная тема для разговора.

Возможные грехи:

  • Разговоры в церкви и во время службы;
  • Допущение сомнений в вере;
  • Проявление жестокости, гордости, лени;
  • Жадность или расточительность;
  • Уход от помощи жене, детям, введение их в заблуждение;
  • Разглашение чужих тайн;
  • Склонение к греху;
  • Распитие спиртного, курение наркотических веществ;
  • Увлеченность карточными играми, автоматами, склонение других к этому распутству;
  • Участие в кражах, драках;
  • Самолюбование;
  • Наглое поведение, способность унижать близких;
  • Проявления халатности и малодушия;
  • Рукоблудство, соблазнение, прелюбодеяние.

Это далеко не полный список мужских грехов. К большинству из вышеперечисленного человечество относится как к должному, и грехом не считает вовсе.

Примеры грехов для исповеди

Грешат люди каждый по своему. Один считает свой поступок нормой, для другого это смертельный грех.

Приведем приблизительный возможный перечень:

  • Не вера в Господа Бога;
  • Сомнения;
  • Неблагодарность Спасителю;
  • Не желание носить крестик;
  • Не желание отстаивать свое мнение о Боге перед неверующими;
  • Клялись Господом, что бы себя оправдать;
  • Призывали Бога, просили о помощи в суете и неверии;
  • Нарекали на Господа;
  • Пребывали и посещали не христианские церкви;
  • Враждебность;
  • Прибегали к помощи колдунов, ворожеек;
  • Читали или проповедовали ложные учения о Боге;
  • Играли во всякого рода игры: карты, автоматы;
  • Отказывались поститься;
  • Не читали молитвослова;
  • Желали покончить жизнь самоубийством;
  • Сквернословили;
  • Не ходите в церковь;
  • Плохо думаете о священниках;
  • Смотрите телевизор или сидите у компьютера, вместо того, что бы помочь близким, или сделать что-то по дому;
  • Отчаиваетесь и не просите помощи у Бога;
  • Излишне надеетесь на других;
  • Обманываете батюшку во время исповеди, или не доверяете ему;
  • Имеет вспыльчивый характер;
  • Высокомерно относитесь к людям;
  • Показываете окружающим свою гордость и тщеславие;
  • Лжете близким и знакомым;
  • Насмехаетесь над бедными, неумехами;
  • Показываете свою скупость, или излишнюю расточительность;
  • Ваши дети не воспитываются в вере и страхе Господнем;
  • Не помогаете нуждающимся, обездоленным;
  • Не приходите на помощь к родителям своим;
  • Прибегаете к воровству;
  • Не пристойно ведете себя на поминках, позволяете алкоголю взять верх над Вами;
  • Можете убить собеседника с помощью слова;
  • Клевещете;
  • Доводите человека до греховных мыслей о кончине;
  • Аборт, склонение других к этому;
  • Навязывание своих мыслей;
  • Культ денег;
  • Показывание себя людям как благодетеля;
  • Излишнее объедание, упивание;
  • Прелюбодеяние, рукоблудие, кровосмешение.

Исповедь блудных грехов

Блуд считается очень тяжким грехом. Раньше за такие проступки отлучали от причастия на срок до 7 лет. Он находится внутри самого человека, в его подсознании. Он ест человека изнутри. Находясь в таком искушенном состоянии, чувствуешь эйфорию. Тебе уже не хочется читать молитву. Богу такие грешники неугодны, ему мерзко от одной мысли о них. Но в то же время, покаявшись, они будут прощены быстрее всех других.

Как говорят святые отцы, хватит и трех дней усиленной молитвы, поста, покаяния, чтобы заслужить прощение Господнее.

Стыдно конечно страшно, но лучше рассказать и раскаяться, нежели носить эту мерзость в себе. А если Ваша семья еще и ждет ребенка, тем более. Зачем мучить еще неродившуюся душу малыша. Ведь мы перекладываем свои грехи на детей. А потом диву даемся, чтож они болеют, или имеют много проблем в жизни!

В таком случае не стоит писать записку священнику. Мол, почитайте, а я пока в магазин схожу или покурить! Это детский сад! Когда грешили, стыдно перед Богом не было, а вот перед батюшкой да!

Самое главное! Покаялись. Усвоили пройденный материал. Исправляйте свою ошибку! Не повторяйте ее! Повторяя, становитесь автоматически лицемером!

Пусть хранит Вас Господь, от искушения.

Исповедь грех рукоблудие

Понятие неоднозначное, да и грех очень тяжкий. В христианской вере называют его рукоблудием, или онанизмом. Любить себя руками, такой же грех, как и изменять своей супруге, или перебирать девушками. Избавиться от такой ухищренной страсти очень трудно. Батюшке нужно рассказать все подробно, он будет задавать много вопросов. Необходимо докопаться до сути, данного греха, так как это верхушка айсберга, корень проблемы намного хуже и прячется глубоко в подсознании, прикрываясь другими явными грехами.

Исповедаться, значит пройти небольшой суд божий. Краснеть, и стыдиться будете только Вы. А там, в том миру, на суде Божьем, стыдиться будут все Ваши покойные родственники, там ничего не утаишь. Поэтому, согрешили, раскайтесь, здесь и сейчас.

За этот грех в былые времена наказывали строгим постом, сидели на хлебе и воде 40 дней. На службе били поклоны безустанно.

В святом писании сказано: «Если кто согрешил, простите ему, и все грехи его прощены будут. А если кого не простите, на том они и останутся».

Заниматься таким делом, значит затрачивать свои силы и жизненный ресурс зря. Такое поведение говорит о том, что православный слабоволен, слабохарактерен, не имеет силы духа управлять своими желаниями. Церковь не воспринимает это как должное. Так как для естественного допустимого блуда должно быть двое, муж и жена. Только так они получают одобрение. Все остальное грех и противонравственно.

О рукоблудстве священники говорят, что это нечистоты. Именно таким грехом был сражен сын патриарха Иуды Онана. Для получения удовольствия необходимо Божье благословение на брак церковный. И проще в него вступить, нежели находиться под постоянным греховным пристрастием.

Греху поддастся, может и женский пол. Церковь его осуждает не меньше чем мужской. Из этого следует, что каяться им тоже необходимо.

Случается онанизм и среди подростков, девочек и мальчиков. В этом возрасте, это больше неосознанный поступок, приводит к этому плохая гиена, слишком облегающие вещи. Родители обязаны смотреть за своими детьми, контролировать их поведение. Исправить эту проблемы сложнее, дети, как правило, не понимают всей глубины проблемы, и не осознают в чем виноваты.

Следует проводить с ними как можно больше времени, сменить одежду, если причина в ней. Записать ребенка на плаванье. Найти причину проблемы. Читать ребенку духовную литературу, тонко пояснить, что это грех.

Священник поможет подобрать необходимые молитвы, которые помогут избавиться от этой зависимости.

Список грехов для исповеди с объяснениями

  • Не исповедуюсь, не хожу в церковь, или прихожу на службу крайне редко. Занимаюсь в выходной не нужными делами, не читаю молитв. Не понимаю, в чем мои грехи.
  • Не имею привычки благодарить Бога. Не молюсь утром и вечером. Нарекала на Бога, не верила в него.
  • Давала питомцам домашним людские имена.
  • Слушала ругань и сплетни. Материлась, тем самым сквернословила Богородицу. Слушала пошлости.
  • Причащалась без подготовки, поста, молитв.
  • Нарушала пост, готовила обед из запрещенных продуктов. Поминала умерших родственников спиртным.
  • Носила непристойную одежду, тем самым соблазняла мужчин, призывала к блуду.
  • Гражданский брак, блуден.
  • Делала аборты, тем самым убивала свои детей, пыталась избежать трудностей в жизни.
  • Подавала детям плохой пример, кричала, била, не ввела в церковь, не научила молитве, посту, сдержанности.
  • Увлекалась оккультными науками, магией, и т.д., проводила медитации, посещала секции единоборств, что приводи к общению с демонами.
  • Брала чужое, кредиты, вещи, в долг и не возвращала, чем принесла людям страдания.
  • Хвасталась, выставляла себя на показ, показывала всем свою благость, тем самым унижая их.
  • Нарушала правила дорожного движения, тем самым создавала рискованные ситуации.
  • Рассказывала о своих проблемах, плакалась, тем самым жалела себя, оправдывала.

Грехи детей на исповеди

Детей нужно приучать к церкви с младенчества. До семилетнего возраста дети не исповедаются. Считается, что ребенок еще безгрешен. И то, что он говорит и как поступает, это только наша заслуга и поданный пример. Необходимо разъяснить ребенку, что такое исповедь, зачем она нужна. Дети должны понимать, что о своих плохих поступках они рассказывают не дяде в рясе, а самому Богу, что священник – глаза и уши Господа.

От того кокой будет настрой ребенка, зависит его посещение церкви и отношение к ней. Ни в коем случае не настаивайте, если чадо не готово, будет только вред для его неокрепшей психики.

Родители могут вкратце, но корректно, объяснить своему чаду, что такое грех и какие они бывают. Каждый родитель знает особенности своего ребенка. Застенчивым детям, можно предложить составить записочку, так Вы поможете ему сосредоточиться. Объясните ребенку, что бояться не стоит, что о его разговоре с Богом Вам не будет известно. Он должен научиться доверять и Вам, и священнику.

Детская исповедь перечень грехов

Детские грехи не столь горькие, как взрослые. Они скорее похожи на проступки. Поэтому на исповедь детская отличается от взрослой. Приблизительные вопросы, которые может задать батюшка:

  • Посещает ребенок церковь и как часто? Что он делает если приходит в церковь? Интересно ли ему здесь находиться?
  • Какие молитвы он знает?
  • Есть у него крестик?
  • Говорит он правду своим родителям или обманывает?
  • Сколько у него друзей, и какие отношения у них? Проявляет ли он нетерпимость к ним? Как относится к малышам и девочкам?
  • Чем он занимается и какие имеет интересы? Проявляет ли гордость из-за своих достижений?
  • Есть ли у него любимые домашние питомцы? Как он к ним относится?
  • Любит ли он своих родителей?

Грехи подростков для исповеди

Дети старшего возраста больше подвержены постороннему влиянию, например друзьям, улице. Они отстаивают свою точку зрения, свое мнение. К сожалению, в ритме больших городов, не всегда есть время проконтролировать где они, и с кем дружат, что смотрят и какие сайты посещают! Поэтому, важно, научить подростка доверять если не Вам, то хотя бы священнику. Он точно не посоветует плохого, и примет сторону подростка однозначно, подскажет правильный выход из сложившейся ситуации. И наверняка не будет критиковать, как многие родители.

Именно в подростковом возрасте дети умудряются вляпаться в разные истории, пытаются выбраться из них сами, думая, что уже взрослые и имеют достаточно опыта. Боятся признаться родителям, советуются с друзьями.

Посещая церковь и доверяя Богу через священника, подросток может избежать многих сложных ситуаций. Не испортить себе жизнь, не стать на путь греха со столь юного возраста.

О чем может спросить батюшка:

  • Что он говорит, если кто-то имеет лучше, например телефон?
  • Крал ли он? Если да, то, как потом поступил? Было ли ему стыдно?
  • Как он ведет себя с детьми из бедных семей? Есть ли зависть к деткам богатых родителей?
  • Не смеется ли над инвалидами, больными детками?
  • Как он относится к картам, алкоголю, наркотикам?
  • Помогает ли старшим, например, в домашних делах?
  • Не обманывает ли родителей, говоря, что болен?
  • Как он учится? Не прогуливает ли школу?
  • Нет ли у него пристрастия к телевизору, компьютеру, телефону? И как он это понимает?
  • Как он относится к старшим? Уважает ли папу с мамой?
  • Не говорить ли он плохих слов?
  • Что думает о девочках, когда они в коротких юбках? Девочкам, зачем им одежда короткая или слишком обтягивающая? Не соблазняют ли они мальчиков?
  • Не делает ли он такого, от чего становиться стыдно?
  • Может ли он о всех своих поступках рассказать родителям?
  • Не смотрит ли взрослые фильмы и соответствующие сайты?
  • Не взял ли чужого, вещей, денег?
  • Исправляет ли он свои совершенные поступки?
  • Кается ли в уже сделанном?

Все ли грехи прощаются на исповеди

Не существует таких грешников, которых не смог бы просить Спаситель. Если в исповеди человек кается, он может получить прощение. Грех, который не может простить церковь это сквернословие на Господа, Церковь и ее законы.

Господь прощает все грехи. Из за любви к нам, он и пострадал и был распят. Он принимает всех грешников, дает им второй шанс, и верит, что они смогут исправиться.

Вопрос в том, сможет ли согрешивший человек простить себе сам. А если он причинил боль и страдания, тем более.

Если вы, что упустили, или забыли сказать священнику, во время службы, то когда совершается миропомазание, грехи будут прощены. Такие службы проводят вечером, в субботний день или в праздничные дни.

Желание исповедаться появляется не только у людей, преклоняющихся перед законом Божьим. Даже грешник не потерян для Господа.

Ему предоставляется возможность измениться через пересмотр собственных взглядов и признание совершённых грехов, правильного раскаяния в них. Очистившись от грехов и встав на путь исправления, человек не сможет вновь пасть.

Потребность исповедоваться возникает у того, кто:

  • совершил тяжелейший грех;
  • неизлечимо болен;
  • желает изменить греховное прошлое;
  • решил повенчаться;
  • готовится к причастию.

Причащаться впервые без исповеди могут малыши до семилетнего возраста, и, окрестившиеся в этот день прихожане.

Обратите внимание! Прийти на исповедь разрешается при достижении семи лет.

Часто бывает, что необходимость исповедаться возникла у человека зрелого возраста в первый раз. В таком случае, необходимо вспомнить о своих прегрешениях, совершенных с семилетнего возраста.

Не нужно торопиться, вспоминаем всё, записываем список грехов на листочек. Священник является свидетелем Таинства, стесняться и стыдиться его не стоит, как и самого всепрощающего Бога.

Бог в лице святых отцов прощает и тяжкие грехи. Но чтобы получить божье прощение, необходимо серьезно поработать над собой.

Для искупления грехов кающийся человек выполняет наложенную на него священником епитимию. И только после её выполнения покаявшийся прихожанин прощен при помощи «разрешительной молитвы» священнослужителя.

Важно! Готовя себя к исповеди, простите тех, кто вас обидел и попросите прощения у того, кого обидели вы.

На исповедь можно идти, если только Вы в состоянии отогнать от себя непотребные мысли. Никаких развлечений и легкомысленной литературы, лучше вспомните о Священном Писании.

Исповедь проходит в следующем порядке:

  • дождитесь своей очереди на исповедь;
  • повернитесь к присутствующим со словами: «Простите меня, грешную», услышав в ответ, что Бог простит, и мы прощаем, и только тогда подходите к священнику;
  • перед высокой подставой – аналоем склоните голову, перекрестившись и поклонившись, начинайте правильно исповедоваться;
  • после перечисления грехов, выслушайте священнослужителя;
  • затем, перекрестившись и поклонившись дважды, целуем Крест и святую книгу Евангелие.

Заранее продумайте, как правильно исповедоваться, что говорить батюшке. Пример, определение грехов, можно взять из библейских Заповедей. Начинаем каждую фразу со слов, что согрешила и в чем точно.

Говорим без подробностей, формулируем только само прегрешение, если только батюшка сам не спросит о подробностях. Если Вы нуждаетесь в божьем прощении, то должны искренне раскаяться в своих поступках.

Скрывать что-либо от священника глупо, он помощник всевидящего Бога.

Цель духовного лекаря — помочь Вам покаяться в совершенных прегрешениях. И если у вас появились слезы, священник достиг своей цели.

Что считать грехом?

Определить, какие грехи называть батюшке во время исповедания, помогут известные всем библейские заповеди:

Виды грехов Греховные действия Сущность греха
Отношение к Всевышнему Не носит крестик.

Уверенность, что Бог находится в душе и не нужно ходить в храм.

Празднование языческих традиций, среди которых и «Хеллоуин».

Посещение сектантских собраний, преклонение неправильной духовности.

Обращение к экстрасенсам, гадалкам, гороскопам и приметам.

Уделяет мало внимания чтению Святого Писания, не учит молитвы, пренебрегает соблюдением Постов и посещением церковных служб.

Неверие, отступление от веры.

Чувство гордыни.

Издевательство над православной верой.

Неверие в единство Бога.

Общение с нечистой силой.

Нарушение заповеди о проведении выходного дня.

Отношение к близким Неуважение родителей.

Бесцеремонность и вмешательство в личную и интимную жизнь взрослых детей.

Лишение жизни живых существ и человека, издевательские и насильственные действия.

Занятия вымогательством, противозаконными действиями.

Нарушение заповеди о почитании родителей.

Нарушение заповеди об уважении близких.

Нарушение заповеди «Не убий».

Грех, связанный с развращением подростков и детей.

Нарушение библейских заповедей, связанных с кражами, завистью и ложью.

Отношение к себе Сожительство без венчания, занятия половыми извращениями, интерес к эротическим фильмам.

Использование в речи ненормативных слов и пошлых анекдотов.

Злоупотребление курением, алкогольными напитками, наркотиками.

Страсть к чревоугодию и обжорству.

Желание льстить, болтать, хвастаться добрыми поступками, любоваться собой.

Плотский грех – прелюбодеяние, блуд.

Грех сквернословия.

Пренебрежение к тому, что даровал господь – к здоровью.

Грех высокомерия.

Важно! К первостепенным грехам, на основе которых появляются и другие, можно отнести заносчивость, гордыню и спесивость в общении.

Пример исповеди в церкви: какие грехи говорить?

Рассмотрим, как правильно исповедоваться, что говорить батюшке, пример исповеди.

Исповедью, записанной на бумаге, можно воспользоваться, если прихожанин очень стесняется. Даже батюшки разрешают это, но образец священнику отдавать не нужно, перечисляем своими словами.

В православии приветствуется пример исповеди:

  1. подходя к батюшке не думайте о земных делах, постарайтесь прислушаться к своей душе;
  2. обратившись к Господу, нужно сказать, что согрешила перед Тобой;
  3. перечисляйте грехи, сказав: «Согрешила…(прелюбодеянием или ложью или еще чем-то)»;
  4. грехи рассказываем без подробностей, но не очень кратко;
  5. закончив перечисление грехов, каемся и просим спасения и милостыни у Господа.
    Похожие записи

Обсуждение: 3 комментария

    А если грехов пока мало, но как бы на совести не очень чисто и я обещала своему МЧ обязательно воцерковляться. Первое его требование, это сходить на исповедь и покаяться во всех тяжких. Которых к счастью у меня не много. И у меня это сейчас реальная проблема. А что если исповедоваться в интернете? Кто что думает на эту тему? Ну как я понимаю ты выкладываешь свой сайт и там батюшка за тебя молится и отпускает грех. Не?

    Ответить

    1. Вы простите, по моему ходить в храм по требованию МЧ не надо. К чему это? Это делают для БОГА, для очищения души, а не потому, что кто то «требует». Насколько я понимаю, у вас этой потребности нет. Бога обмануть не получится — ни через интернет, ни в храме.

      Ответить

    Отвечаю Кристине. Кристина, нет через интернет исповедоваться нельзя. Я понимаю вы испытываете страх перед священником, но вдумайтесь, саященник только свидетель вашего покаяния (он после вашей смерти перед Богом будет ходатайствовать о вас и говорить что вы покаялись если это было, в свою очередь демоны будут говорить о том чего в чем вы не покаялись) не усложняйте ни батюшке ни себе будущее. Не надо прятать грехи, не надо утаивать иначе таким образом вы их в количестве себе увеличите. Надо честно сказать всю правду о своих злых поступках, не оправдывая себя, но осуждая себя за них. Покаяние это исправление мыслей и жизни. После исповеди вы целуете крест и Евангелие в обещание Богу бороться с грехами которые исповедали. Ищите Бога! Ангела Хранителя!

    Ответить

иеромонах Евстафий (Халиманков)

Этот вопрос возникает у многих людей, желающих изменить свою жизнь при помощи Церкви и таинства Покаяния. Однако не всегда самостоятельный поиск приводит к правильному ответу. Попробуем дать ответ, исходя из реального опыта священнослужителей Жировицкой обители.

Приходя на исповедь, надо всегда задавать себе четкий и ясный вопрос: зачем я это делаю? Собираюсь ли я менять свою жизнь, что собственно и подразумевает само слово «покаяние» (с греч. метания – изменение ума, мировоззрения, умного подхода ко всему)?

В Таинстве покаяния можно выделить три основных момента или своеобразных покаянных этапа. Только последовательно пройдя все эти этапы, человек может надеяться на победу над грехом в себе. Вспомним притчу о блудном сыне. После того как младший сын получил от отца свою долю и промотал ее, «живя блудно», наступает «момент истины». Становится понятно, что он никому не нужен. И вот тогда-то младший сын вспоминает об отце: «Пришед же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода!» ().

Итак, первый этап покаяния – это «прийти в себя», задуматься о своей жизни: осознать, что я все-таки неправильно живу и… вспомнить о том, что всегда и в любой ситуации есть выход. И выход этот единственный: Господь. Все мы начинаем вспоминать о Боге только в скорбях, болезнях и т.п. В том числе, и люди церковные: те, кто более-менее регулярно посещают храм, исповедуются и причащаются; даже они вспоминают о Боге – о том, что все проблемы решаются именно в Нем – не сразу.

Второй этап – решимость расстаться с грехом и непосредственное исповедание греха. Блудный сын принимает это единственно правильное решение: «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться» (). Человек уже понял, что так, как он живет сейчас, жить нельзя, поэтому он предпринимает конкретные шаги, чтобы изменить ситуацию.

Господь, подобно отцу из евангельской притчи, ждет каждого из нас. Господь, если можно так выразиться, жаждет нашего покаяния. Никто из нас не заботится о нашем собственном спасении так, как Бог. Каждый из нас, я полагаю, переживал ту радость, облегчение, глубокий мир души после по-настоящему серьезной исповеди? Господь и ждет от нас этой глубины, серьезности по отношению к Себе. Мы делаем шаг навстречу Богу, а Он – несколько шагов навстречу нам. Лишь бы мы решились и сделали этот спасительный шаг вперед… А это как раз и проявляется, прежде всего, в исповеди.

Что мы говорим на исповеди Богу? Это, собственно, и является основной темой настоящей статьи. Начнем с того, что человек иногда даже не понимает, в чем ему каяться: «Никого не убивал, не воровал» и т.д. И если в ветхозаветной системе координат, на уровне десяти Моисеевых заповедей (к которым близки так называемые «общечеловеческие ценности»), мы как-то ориентируемся, то Евангелие остается для нас какой-то далекой, запредельной реальностью, никак не связанной с жизнью. А ведь именно заповеди Евангелия являются для христиан тем законом, который должен регулировать всю их жизнь. Поэтому для начала мы должны потрудиться хотя бы узнать об этих заповедях. Лучше всего читать Евангелие с толкованием святых отцов. Вы спросите: а что, мы сами не сможем самостоятельно понять Новый Завет? Что ж, начните читать, и я думаю, у вас появится масса вопросов. Чтобы найти на них ответы, можно почитать книгу архиепископа «Четвероевангелие». Также можно посоветовать замечательную книгу «Толкование Евангелия» , который весьма удачно синтезировал святоотеческий опыт. Похожий труд принадлежит : «Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного писания». Все эти тексты сейчас без особых проблем можно найти в церковных лавках, магазинах или, во всяком случае, в сети Интернет.

Когда человеку откроется перспектива евангельской жизни, он, наконец, осознает, насколько его собственная жизнь далека от самых элементарных основ Евангелия. Вот тогда-то само собой станет понятно, в чем надо каяться и как дальше жить.

Теперь необходимо сказать несколько слов о том, как нужно исповедоваться. Оказывается, этому тоже надо учиться и, порой, всю жизнь. Как часто слышишь на исповеди сухое, формальное перечисление грехов, вычитанных в какой-нибудь церковной (или околоцерковной) брошюрке. Однажды на исповеди молодой человек прочитал по бумажке среди прочих грехов «любление экипажей». Я у него спросил – представляет ли он, что это такое? Он честно сказал: «Приблизительно» и улыбнулся. Когда выслушиваешь на исповеди эти трактаты, то со временем начинаешь определять первоисточники: «Ага, это из книжки «В помощь кающимся», а это из «Лекарства от греха…».

Конечно, есть действительно хорошие пособия, которые можно рекомендовать начинающим исповедникам. Например, «Опыт построения исповеди» архимандрита или уже упомянутая нами книга «В помощь кающимся», составленная по творениям . Ими, конечно, можно пользоваться, но только с известной оговоркой. Нельзя на них «застревать». Христианин и в исповеди должен прогрессировать. К примеру, человек может годами ходить на исповедь и, как хорошо заученный урок, твердить одно и то же: «Согрешил делом, словом, помышлением, осуждением, празднословием, нерадением, рассеянностью на молитве…» – далее следует определенный набор так называемых общих грехов так называемых церковных людей. В чем здесь проблема? Да в том, что человек отвыкает от духовной работы над своей душой и постепенно привыкает к этому греховному «джентльменскому набору» настолько, что почти ничего уже не чувствует на исповеди. Очень часто человек прячет за этими общими словами реальную боль и стыд от греха. Ведь одно дело скороговоркой пробормотать, среди прочего, «осуждением, празднословием, просмотром плохих изображений», и совсем другое – мужественно обнажить конкретный грех во всем его безобразии: поливал грязью коллегу за его спиной, упрекал своего друга за то, что не одолжил мне денег, смотрел порнофильм…

Можно, конечно, впасть и в другую крайность, когда человек погружается в мелочное болезненное самокопание. Можно дойти до того, что исповедник будет даже испытывать удовольствие от греха, как бы вновь его переживая, или же начнет гордиться: вот, мол, какой я глубокий человек со сложной и богатой внутренней жизнью… О грехе надо сказать главное, суть его, а не, простите, обсмактывать…

Также полезно напомнить, что когда мы исповедуем какие-либо грехи, то тем самым берем на себя обязательство их не совершать или, по крайней мере, бороться с ними. Просто поговорить о грехах на исповеди – великая безответственность. Некоторые при этом начинают еще и богословствовать: у меня нет смирения, потому что нет послушания, а послушания нет, потому что нет духовника, а духовников сейчас хороших не найти, потому что «последние времена» и «старцев нашему времени не дано»… Иные начинают вообще исповедоваться в грехах своих родственников, знакомых… только не в своих. Лукавая наша природа пытается таким образом даже на исповеди оправдать себя перед Богом и «свалить» вину на кого-нибудь другого. Поэтому грех надо действительно… оплакать на исповеди, обнажить без утайки всю его мерзость – обличить. Если человеку стыдно на исповеди, то это добрый знак. Значит, благодать Божия уже коснулась души.

Иногда человек кается (даже со слезами на глазах) в том, что съел в постный день непостный пряник или искусился супом с подсолнечным маслом… При этом совершенно не замечает, что живет уже много лет во вражде с невесткой или мужем, безразлично проходит мимо чужой беды; совершенно наплевательски относится к своим семейным или служебным обязанностям… Слепцы, не видящие дальше собственного носа, «оцеживающие комара, а верблюда поглощающие» ()!.. Это касается именно тех людей, которые считают себя воцерковленными, ходят не один год (или даже десятилетие) в храм Божий и… живут при этом в каком-то придуманном ими самими мире – там нет Бога, потому что нет главного: любви к людям. Как Господь Иисус Христос обличал нас в этой нравственной слепоте и скорбел о «закваске фарисейской и саддукейской», которой все мы более или менее поражены… Девчонку, зашедшую в в брюках, или подвыпившего парня сразу видим и, как коршуны, набрасываемся на них: пошли вон из нашего храма!..

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» ().

Итак, исповедоваться надо конкретно, лаконично, безжалостно по отношению к себе (к своему «ветхому человеку»), ничего не утаивая, не приукрашивая, не умаляя грех. Сначала нужно исповедовать самые грубые, самые постыдные, отвратительные грехи – решительно вываливать эти грязные замшелые камни из дома души. Затем уже собирать остальные камешки, выметать, выскабливать по сусекам…

Готовиться к исповеди нужно заранее, а не наспех, кое-как, уже стоя в храме. Можно готовиться за несколько дней (этот процесс на церковном языке называется говением). Подготовка к Таинствам Исповеди и Причастию – это не только пищевая диета (хотя это тоже важно), но и глубокое исследование своей души, и молитвенное призывание Божией помощи. Для последнего, кстати, предназначено так называемое Правило к Причастию, которое может быть разным в зависимости от уровня воцерковления христианина. Убежден, что заставлять человека, делающего первые шаги в Церкви, вычитывать все большое правило на непонятном для него церковнославянском языке – это «налагать бремена неудобоносимые» (). Мера поста и молитвенного правила должна быть согласована со священником.

Теперь рассмотрим третий этап покаяния, наверное, самый сложный. После того как грех осознан и исповедан, христианин должен своей жизнью доказать покаяние. Это означает очень простую вещь: не совершать больше исповеданный грех. И вот тут-то начинается самое сложное, самое мучительное… Человек думал, что, поисповедовавшись, испытав опыт благодатного утешения от исповеди, все выполнил, и теперь, наконец, можно наслаждаться жизнью в Боге. Но, оказывается, все только начинается! Начинается жестокая борьба с грехом. Вернее, она должна бы начаться. На деле же часто человек пасует перед этой борьбой и снова впадает в грех.

Хотелось бы обратить ваше внимание на одну странную (на первый взгляд) закономерность. Вот человек поисповедовался в каком-то грехе. К примеру, в раздражении. И почему-то сразу – или в этот день, или в ближайшее время – снова находится повод для раздражения. Искушение тут как тут. Даже иногда в еще более тяжелой форме, чем это было до исповеди. Некоторые христиане поэтому даже боятся часто исповедоваться и причащаться – боятся «усиления искушений». Но в том-то и дело, что Господь, принимая наше покаяние, дает нам возможность доказать серьезность нашей исповеди и на деле это покаяние осуществить. Господь предлагает своеобразную «работу над ошибками», чтобы человек на этот раз не поддался греху, а поступил правильно: по-евангельски. И самое главное – человек уже вооружен на борьбу с грехом благодатью Божией, полученной в Таинстве исповеди. В меру нашей искренности, серьезности, глубины, проявленной на исповеди, Господь дает нам и Свою благодатную силу для борьбы с грехом. Нельзя упустить этот божественный шанс! Не надо бояться новых искушений, надо быть к ним готовым, чтобы мужественно встретить их и… не согрешить. Только тогда будет поставлена точка в нашей покаянной эпопее и будет одержана победа над каким-то отдельным грехом. Очень важен этот момент – необходимо сосредоточиться на борьбе, прежде всего, с каким-то отдельным грехом. Как правило, мы начинаем искоренять в себе самые очевидные, грубые грехи – такие, как блуд, пьянство, наркотики, табакокурение… Только исторгнув из своей души эти грубые грехи, человек начнет видеть в себе остальные, более тонкие (но не менее опасные) грехи: тщеславие, осуждение, зависть, раздражительсность…

Оптинский старец преподобный так говорил по этому поводу: «Надо знать, какая страсть беспокоит более всего, с ней и нужно бороться особенно. Для этого надо ежедневно проверять свою совесть…». Не только на исповеди надо каяться в грехах, но хорошо, если христианин вечером, перед сном, например, вспомнит прожитый день и покается перед Господом в своих греховных мыслях, чувствах, намерениях или устремлениях… «От тайных моих очисти меня» (), – молился псалмопевец Давид.

Итак, необходимо сосредоточиться на конкретном грехе, который действительно мешает жить, тормозит всю нашу духовную жизнь, и ополчиться на этот грех. Постоянно исповедовать его, бороться с ним всеми доступными нам средствами; читать творения святых отцов о способах борьбы с этим грехом, советоваться с духовником. Хорошо, если христианин найдет себе со временем духовника – это большая помощь в духовной жизни. Нужно молиться Господу, чтобы Он сподобил такого дара: настоящего духовника. Не обязательно это должен быть старец (да и где их, старцев, найдешь в наше время?). Достаточно найти трезвомыслящего, знакомого со святоотеческим преданием священника, обладающего хотя бы минимальным духовным опытом.

Исповедь должна быть регулярной (как и причастие Святых Христовых Таин). Частота исповеди и Причастия индивидуальна для каждого человека. Этот вопрос решается с духовником. Однако, в любом случае, христианин должен хотя бы раз в месяц исповедоваться и причащаться. Это важно именно потому, что душа регулярно засоряется всяким греховным хламом. Ни у кого не возникает вопросов, почему нужно регулярно умываться, чистить зубы, показываться врачу… Точно так же и душа наша нуждается в бережном уходе за ней. Человек – целостное существо, состоящее из души и тела. И если за телом мы ухаживаем, то о душе – увы! – часто совсем забываем… Именно в силу вышеуказанной целостности человека нерадение о душе сказывается потом и на телесном здоровье, да и вообще на всей жизни человека. Исповедоваться можно (и нужно!) и чаще (без Причастия), по мере необходимости. Заболит – сразу ведь бежим к врачу. Поэтому надо помнить, что и в храме нас всегда ждет Врач.

Да, инерция греха велика. Навык ко греху, который вырабатывался годами, не может не тянуть человека на дно. Страх перед этим навыком сковывает нашу волю и наполняет душу унынием: нет, я не могу победить грех… Так теряется вера в то, что Господь сможет помочь. Человек месяцами, потом годами ходит на исповедь и кается в одних и тех же трафаретных грехах. И… ничего, никаких положительных изменений.

И вот здесь очень важно помнить слова Господа о том, что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (). Употреблять усилие в христианской жизни означает бороться с грехом в себе. Если христианин будет действительно бороться с собой, то скоро ощутит, как от исповеди к исповеди спрут греха начинает ослаблять свои щупальца и душа все свободнее начинает дышать. Нужно – необходимо, как воздух! – ощутить этот вкус победы. Именно жестокая, непримиримая борьба с грехом усиливает в нас веру – «и сия есть победа, победившая мир, вера наша» ().

В чем смысл христианской жизни? Ответов может быть много, но никто не будет спорить, что конечной целью земного существования православные христиане видят в вечном пребывании в раю.

Никто не знает, в какой момент может оборваться пребывание человека на земле, поэтому к переходу в другой мир следует быть готовым ежесекундно.

Что такое исповедь

Лучшим средством избавления от греха является искреннее покаяние , когда мысль о нечистой жизни становится отвратительной.

«Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин.1:8, 9).

Тайна исповеди в православии дает христианам возможность оставить все свои прегрешения и приближает его к Познанию Бога и Царства Небесного. Смиренная молитва, частое исповедание - результаты покаяния, настоящего сокрушения духа, происходящего в постоянной борьбе со страстями.

О других Таинствах православной церкви:

Христос и грешница

Православные, пребывающие постоянно в молитве и раскаянии, приносящие свои плохие дела и помыслы на алтарь Божьей крови, не боятся смерти, ибо знают, что их плохие дела прощены во время исповедания.

Исповедь является Таинством, во время которого через священника, как посредника, человек общается с Творцом, отказывается от своей греховной жизни в покаянии и признании себя грешником.

Любой, самый малый грех, может стать огромным замком на двери вечности. Раскаянное сердце, положенное у алтаря Божьей любви, Создатель держит в Своих руках, прощая все прегрешения, без права их воспоминания, сокращающие земную жизнь и лишающие вечного пребывания в раю.

Плохие дела являются из ада, падший человек его проводит в существующий мир, выступая проводником.

Искреннее исповедание неправильных поступков не может быть насильственным, только по горячему покаянию, ненависти к совершенному прегрешению, умиранию для него и жизни в святости, Вседержитель открывает Свои объятия.

Прощение в христианстве

Тайна исповеди в православии гарантирует, что все было сказано при священнике, умирает и не выходит за ворота храма. Нет грехов больших и малых, есть нераскаянные прегрешения, самооправдание, отчуждающие человека от принятия прощения. Через искреннее покаяние человек постигает тайну спасения.

Важно! Святые отцы церкви запрещают вспоминать прегрешения, исповеданные перед Богом в искреннем покаянии, и навсегда оставленные человеком.

Для чего православные исповедуются

Человек состоит из духа, души и тела. Все знают, что тело превратится в прах, но забота о телесной чистоте занимает немаловажное место в жизни христиан. Душа, которой предстоит в конце жизни встретиться со Спасителем, также нуждается в очищении от грехов.

Смыть грязь с души может только исповедание греховных дел, мыслей, слов. Накопление нечистот в душе вызывает негативные эмоции:

  • раздражение;
  • гнев;
  • апатию.

Часто православные сами не могут объяснить своего поведения, даже не подозревают, что причиной всему неисповеданные прегрешения.

Духовное здоровье человека, спокойная совесть напрямую зависит от частоты исповедания своих порочных наклонностей.

Исповедь, принятая Богом, напрямую связана, вернее, является результатом искреннего покаяния. Кающийся человек искренне желает жить согласно заповедям Господним, он постоянно критически относится к своим заблуждениям и прегрешениям.

Исповедь в Православной церкви

По словам святителя Феофана Затворника, покаяние проходит четырьмя ступенями:

  • осознать грех;
  • признать свою вину в совершении проступка;
  • принять решение навсегда разорвать свои отношения с неправильными действиями или помыслами;
  • слезно молить Творца о прощении.
Важно! Исповедь должна быть проговорена вслух, ибо написанное знает Бог, а высказанное голосом слышат бесы.

В послушании идя на откровенное открытие своего сердца, которое происходит в присутствии священника, человек в первую очередь переступает через свою гордыню. Некоторые верующие утверждают, что можно исповедоваться непосредственно в присутствии Создателя, но по законам Православной Русской Церкви Таинство исповеди считается законным, если оно совершенно через ходатая, молитвенника и свидетеля в одном лице, через священнослужителя.

Главное при исповедании прегрешений не чин посредника, а состояние сердца грешника, его сердечное сокрушение и полный отказ от совершенного проступка.

Какие существуют правила исповеди

Люди, желающие совершить Таинство исповедания, подходят к священнику перед Литургией или во время ее проведения, но обязательно перед Таинством причастия . К больным людям, по предварительному соглашению, священники выезжают на дом.

Согласно церковному Уставу при очищении православной души нет никаких оговорок по поводу постов или молитвенных правил, главное, чтобы христианин верил и искренне раскаялся. Правильно делают люди, которые прежде, чем прийти в храм проводят время в осознании и записывании своих прегрешений, но эти записи следует оставить дома.

При священнике, как перед доктором, говорят о том, что болит, мучает, а для этого не нужны бумажки.

К смертным грехам относятся:

  • гордость, гордыня , тщеславие;
  • блуд;
  • желание чужого и зависть;
  • чрезмерное угождение своей плоти;
  • необузданный гнев;
  • унылый дух, который сушит кости.
Совет! Не стоит священнику рассказывать историю совершенного проступка, обстоятельства его совершения, пытаться найти себе оправдание. Что говорить на исповеди следует обдумать дома, покаявшись в каждой мелочи, которая тревожит сердце.

Если это обида, прежде, чем идти в храм, необходимо примириться с обидчиком и простить обижающего человека.

В присутствии священника следует назвать прегрешения, сказать, что каюсь и признать его. При исповедании мы приносим раскаянный грех к подножью великого Бога и просим о прощении. Не надо путать разговор по душам с духовным наставником и Таинство исповедания.

При консультировании с душепопечителем христиане могут говорить о своих проблемах, попросить совета, а при исповедании грехов следует говорить четко, ясно и коротко. Бог видит раскаявшееся сердце, Ему многословие не нужно .

Церковь указывает на грех бесчувствия при исповеди, когда человек не имеет страха перед Творцом, маловерен, а пришел в храм, ибо все пришли, чтобы соседи видели его «набожность».

Холодное, механическое исповедание без подготовки и искреннего раскаяния считается недействительным, оно оскорбляет Творца. Можно найти несколько священников, каждому сказать по одному плохому делу, но не раскаяться ни в едином, «надев» на себя грех лицемерия и обмана.

Первая исповедь и подготовка к ней

Приняв решение исповедоваться, следует:

  • четко уяснить всю важность этого события;
  • ощутить всю ответственность перед Всевышним;
  • раскаяться в совершенном;
  • простить всем должникам;
  • наполниться верой на прощение;
  • с глубоким раскаянием изложить все грехи.

Первое предстояние в прошении и раскаянии заставит мысленно «перелопатить» свою жизнь с точки зрения покаяния, если желание покаяния искреннее. При этом следует постоянно молиться, просить Бога открыть самые темные уголки души, вынести на свет Божий все плохие дела.

Таинство покаяния

Смертный грех приходить к исповеди, а затем причащаться, имея в душе непрощение. Библия пишет о том, что люди, недостойно пришедшие к причастию, болеют и умирают. (1 Кор. 11:27-30)

Священное Писание утверждает, что любой раскаянный грех Бог прощает, кроме хулы на Духа Святого. (Мат. 12:30-32)

Если совершенное злодеяние очень велико, то после исповедания до причащения Крови Иисуса священник может назначить епитимью - наказание в виде множества поклонов, многочасовых чтений канонов, усиленного поста и паломничества по святым местам. Не исполнить епитимию невозможно, ее отменить может тот священник, который наложил наказание.

Важно! После исповедания не всегда причащаются, а принять Причастие без исповедания невозможно.

Молитвы перед исповедью и причастием: Христос стучится в дверь

Только гордость и ложный стыд, который также относится к гордыне, закрывают важности полного доверия Творцу в Его милости и прощении. Праведный стыд рождается совесть, он дан Творцом, искренний христианин всегда будет стремиться как можно скорее очистить свою совесть.

Что нужно говорить священнику

Идя первый раз на исповедь, следует помнить, что впереди встреча не со священнослужителем, а с Самим Создателем.

Очищая свою душу и сердце от греховного наследия, следует в сокрушении, смирении и благоговении признаться в своей вине, при этом не затрагивать прегрешения других людей. Они сами дадут ответ перед Творцом. Исповедоваться надо в твердой вере, что Иисус пришел для того, чтобы спасти и омыть Своею кровью от грешных дел и помыслов Своих детей.

Открывая свое сердце Богу, надо покаяться не только в явных прегрешениях, но в тех хороших делах, которые можно было сделать для людей, церкви, Спасителя, но не сделали.

Небрежное отношение к доверенному делу является мерзостью перед Богом.

Иисус Своей земной смертью доказал, что путь очищения открыт для всех, пообещав разбойнику, который признал Его Богом, Царство Небесное.

Бог не смотрит на количество плохих дел в день исповедания, Он видит раскаянное сердце.

Признаком прощенное греха станет особый мир в сердце, умиротворение. В это время ангелы поют на Небеса, радуясь спасению еще одной души.

Как подготовиться к исповеди? Протоиерей Иоанн Пелипенко

Загрузка...
Top