Изготовление сцепки для навесного оборудования к мотоблоку. Телега для мотоблока – изготавливаем надежный прицеп самостоятельно Сцепка универсальная к мотоблоку

После покупки мотоблока и проверки его рабочих возможностей, владельцу хочется дополнить эту полезную машину грузовым прицепом.

Получив еще одну колесную ось, кузов и сиденье мотоблок превращается в универсального помощника, которым можно успешно пользоваться круглый год.

Мотоблок с прицепом успешно заменит не только мини-трактор, но и грузовик. А если у прицепа есть самосвальное устройство, то вам не придется махать лопатой, разгружая песок или щебень, чернозем или навоз.

Заводской прицеп для мотоблока может иметь грузоподъемность от 300 кг до одной тонны и разные размеры кузова. Здесь все зависит от технических характеристик мотоблока, поэтому производители прицепов приспосабливают свою продукцию под легкие, средние и тяжелые ручные трактора (мотоблоки).

Сегодня , поэтому разновидностей грузовых адаптеров для них предлагается немало. Размерный ряд кузовов таких прицепов представлен следующими вариантами.

Для легких мотоблоков обычно используют прицепы с кузовом шириной 1 и длиной 0,85-1,15 метра. Грузоподъемность таких адаптеров не превышает 300 кг. Стоимость легких тележек находится в районе 12 — 15 тыс. рублей.

У тележек, рассчитанных на работу с мотоблоками средней мощности (4,8-8 л.с.), размер кузова составляет 1,0х1,5 м или 1,1х1,4 м при грузоподъемности от 300 до 500 кг. Стоимость грузовых адаптеров данного класса зависит от комплектации и компании-производителя и может составлять от 19 до 40 тыс. руб.

Для тяжелых машин мощностью более 10 л.с. используют одноосные или двухосные прицепные тележки с кузовом шириной 1,2 и длиной от 2 до 3 м. Они способны перевозить грузы весом от 500 кг до 1 тонны. Цена таких адаптеров находится в диапазоне от 42 до 60 тыс. руб.

Высота бортов у стандартных мотоблочных прицепов составляет от 30 до 35 сантиметров. Для большегрузных тележек используют каркасные бортовые ограждения высотой 50-60 см.

Прицепы грузоподъемностью более 350 килограмм оборудуются механическим тормозом . Этого требуют правила техники безопасности. При движении вниз по крутому уклону погасить инерцию груженого прицепа одним тормозом мотоблока вам не удастся. Поэтому, подбирая прицеп для тяжелого ручного трактора, обязательно обратите внимание на наличие данной опции.

Стандартный самосвальный прицеп для легких и средних мотоблоков не имеет подъемного гидравлического цилиндра. Кузов в нем устанавливают таким образом, что центр тяжести груза находится на поворотной оси. Подобная центральная балансировка заметно облегчает процесс ручного опрокидывания.

Для повышения удобства погрузки и разгрузки некоторые модели прицепов, кроме заднего, имеют также два боковых открывающихся съемных борта.

Кузова прицепов чаще всего изготавливают из окрашенного оцинкованного листа, окрашенного черного стального листа или из ударопрочного пластика. Первый вариант является наиболее качественным и долговечным, хотя и самым дорогим.

Самостоятельное изготовление прицепа к мотоблоку

Конструкцию грузового адаптера к мотоблоку нельзя назвать архисложной. При наличии электросварки, болгарки и дрели сделать прицеп к мотоблоку своими руками сможет практически каждый владелец ручного трактора.

Основными элементами конструкции, для изготовления которых потребуется чертеж или подробная схема являются рама, водило и кузов.

1 — кронштейн навески мотоблока; 2 – поворотная консоль, 3 – водило; 4 – подножка; 5 — сиденье (доска 20мм); 6 – рама прицепа; 7 - борт кузова из доски 25 мм; 8 — опорная балка рамы (брусок 50×50мм); 9 – фиксирующий болт шарнира М8; 10 – задний шарнирный узел; 11 — колесо

Изучая представленное на рисунке устройство прицепа для мотоблока, вы заметите, что водило через поворотный узел и консоль соединяется с прицепным модулем мотоблока. Второй конец водила вставляется в центральную трубу рамы.

Конструкция «труба в трубе» образует своеобразный длинный шарнир. Он позволяет колесам прицепа менять свое положение независимо от колес мотоблока во время преодоления ям и кочек. Это решение позволяет избежать деформировании конструкции прицепа.

1 — поворотный узел; 2 – «дышло» (круглая труба 60 мм); 3 – рамка подножки (уголок 25 мм); 4 – ребра жесткости

Шарнирная сцепка мотоблока с прицепом производитсяс помощью консоли – стальной оси. Она стоит в поворотном блоке водила на подшипниках. К верхней части консоли приваривают фланец, которым она крепится к сцепке мотоблока.

Для усиления стыка дышла с корпусом поворотного узла нужно использовать 4 ребра жесткости из стальной полосы толщиной 4 мм.

Изготавливая самодельный прицеп к мотоблоку, его раму сваривают, используя несколько видов металлопроката: уголок, трубы прямоугольного и круглого сечения. Несущая рама должна быть прочной и жесткой, чтобы при движении с полной загрузкой элементы ее конструкции не деформировались.

1 - раскос (уголок 20 х20); 2 - рамка сиденья (уголок 20×20); 3 — стойки сиденья (уголок 40×40); 4,5 - подкосы передние (труба 40×20); 6 — обвязка рамы кузова (уголок 40×40); 7, 8 – стойки колесной оси (уголок 32×32); 9,10 - подкосы задние (труба 40х20); 11 — усиливающая поперечина (уголок 40×40), 12 - труба центральная 58×4; 13 — ось (пруток 30 мм), 14 — косынка (лист 4 мм).

Для фиксации трубы водила в центральной трубе рамы через них просверливают отверстие и вставляют болт с контргайкой и шпилькой. При этом в центральной трубе нужно вырезать длинное «окошко».

В нем фиксирующий болт, проходящий через трубу водила, сможет перемещаться вокруг оси прицепа, не смещаясь в продольном направлении. Это завершающая операция, необходимая для надежной работы шарнира «труба в трубе», о которым мы рассказали выше.

Для изготовления колесной оси нужно взять стержень из качественной стали диаметром 30 мм. С центральной трубой рамы, обвязкой платформы из уголка и подкосами его соединяют электросваркой.

Несъемный кузов можно изготовить из 25-миллиметровых досок или же сделать его борта из стального листа толщиной 1,5 мм, наварив его на вертикальные стойки из уголка 40х40 мм. Если же есть необходимость в открывании бортов, то к раме нужно приварить несколько петель, к которым будет крепиться рамка борта. К углам рамки необходимо приварить шпингалеты, которые будут фиксировать борта в транспортном положении.

У правильно сбалансированного прицепа для мотоблока центр тяжести груза располагается ближе к переднему борту и не заходит за ось вращения колес. Это требование нужно учесть при составлении чертежа самодельной конструкции.

В качестве колес для прицепа можно использовать легковые автомобильные, купив их в сборе со ступицами. Перед установкой колес на ось нужно аккуратно проточить ее посадочные места под внутренний диаметр подшипников колесных ступиц и снабдить контргайкой с фиксирующим шплинтом.

Полезное видео

Прицепное приспособление для мотоблока является важным составляющим элементом всей его структуры. Посредством сцепки к мототехнике присоединяется практически все имеющееся навесное оборудование, которое серьезно снижает трудозатраты при выполнении сельхозработ. Исполнение этого компонента у различных изготовителей может иметь собственные характеристики и отличия, однако, самым распространенным является универсальное П-образное сцепное устройство.

О том, как самостоятельно и грамотно его сделать и присоединить, мы поговорим в данной публикации.

Выбор сцепного устройства

Всякое прицепное либо навесное приспособление для мототехники, будь то тележка-прицеп, сенокосилка, окучник, борона или любое иное оснащение фиксируется посредством сцепки. Если базисный элемент не подходит, у хозяина имеется выбор – купить пригодную либо изготовить сцепку для агрегата собственными руками.

Как бы там ни было, решая, какой из вариантов механизма способен по максимуму отвечать функциям, которые исполняет агрегат, необходимо брать в расчет ряд факторов, в списке которых:

  • отличительные черты культиватора либо мотоблока;
  • сфера использования агрегата – обязанности, которые он исполняет;
  • оснащение, которое будет с ним интегрироваться;
  • нагрузки;
  • потребность в многофункциональности.

Отталкиваясь от этого, необходимо тщательно ознакомиться с особенно часто практикуемыми устройствами и выбирать, беря за основу свойства того, что лучше всего подойдет в этом случае.

Разновидности

Подбирая сцепку на агрегат, следует взять за основу в большей степени релевантный вид элемента.

Имеется несколько разновидностей.

  • Одинарная и двойная – применяется при наличии различных моделей навесок. Все зависит от того, какие практикуются и в какой численности.

  • Усиленная – идеальна для тяжелой мототехники. Отличительная черта ее в том, что она более внушительна – располагает большей длиной и толщиной, что дает возможность вспомогательному оснащению сильнее погружаться в почву.

  • Настраиваемая – предполагающая опцию менять угол вала, посредством чего можно настраивать уровень фиксации навесного снаряжения и благодаря этому увеличивать продуктивность работ.

  • Универсальное сцепное устройство – предполагает агрегирование со многими модификациями.

Если сцепного устройства к мототехнике нужной модификации не имеется в продаже либо есть индивидуальные требования к ней, создать его своими силами не составит особого труда, так как разговор идет о довольно бесхитростном механизме.

Умельцы, которые большинство «аксессуаров» для мототехники изготавливают собственными руками, выполняют конструкцию сцепного устройства для прицепа «труба в трубе», из крестовины, из кардана и иных подручных элементов, сохранившихся от разнообразных приспособлений. Хозяева подобных устройств утверждают, что создать подобный узел можно без проблем, делясь в интернете личным опытом и чертежами сцепного устройства.

Как сделать своими руками?

Подбирая модификацию, необходимо проверить габариты, тягово-прицепного устройства (фаркоп) мотоблока и навесного оснащения (борона, прицеп, плуг и другое).

Задача специалиста – обеспечить абсолютную сочетаемость компонентов, легкость в использовании и возможность быстро настраивать оснащение под определенную задачу.

Основной компонент многофункциональной сцепки являет собой держатель П-образной конфигурации. Сквозь отверстия с одной стороны он посредством штифтов фиксируется к мототехнике, со второй стороны на обшивку устройства закрепляется стойка требуемого навесного снаряжения.

Требуемые инструменты, материалы и приспособления

Имеется определенный комплект инструментов, которые нужны для создания сцепного устройства. В основном все, что необходимо для сборки таких элементов, имеется в хозяйстве каждого, кто возделывает собственный участок земли.

Понадобятся такие инструменты:

  • углошлифовальная машина;
  • электродрель либо сверлильный станок;
  • измерительный инструментарий: угольник, рулетка, линейка;
  • аппарат для сварки;
  • комплект гаечных ключей;
  • крепежные элементы (шпильки, болты).

Необходимо отметить, что в данной ситуации крайне важно, чтобы отверстия, которые будут сверлиться в детали, в аккурат совпадали со шпильками и болтами. Зазор в диаметре не нужен, потому как уменьшит период работы применяемых прицепов и навесов.

В то же время в ходе работы имеет значение прежде выполнять в элементе отверстия наименьшего диаметра (от 5 миллиметров), а затем рассверливать более большими сверлами (до 12-16 миллиметров, в соответствии в диаметрами болтов). Подобный способ форсирует и упростит данную часть работы, в то же время позволяя вымерить отверстия предельно верно. Для создания остова можно применять швеллер подобающего размера, а если он отсутствует, можно собрать элемент из железного листа.

Весьма практична модификация настраиваемой сцепки – подобная конструкция даст возможность связывать навесные приспособления различных поколений, классов и торговых марок. Несмотря на то что на текущий период такая конструкция не востребована, не нужно забывать, что в хозяйстве будут постепенно появляться различные приспособления, а возможность удобного агрегирования каждого из них серьезно увеличит выбор, давая возможность исходить лишь из нужных функциональных особенностей оснащения.

Чертежи

Сборка сцепного устройства для мототехники собственными силами предполагает применение чертежных материалов. Имеется достаточно много различных вариантов, но лучше брать за основу самый подходящий и откорректировать, учитывая характеристики собственной техники.

На чертеже должны быть отражены следующие элементы:

  • 2 П-образные детали, равные по всем характеристикам, но с различным числом отверстий – в первом 6, во втором 8;
  • корпус, содержащий 2 резьбы диаметрами М12 и М16 и оборудованный монтажной конструкцией для фиксации с одним из агрегатов;
  • элемент настройки – рукоятка, размещенная на корпусе элемента, его структура включает в себя винт, связанный с держателем и для комфорта имеющий ручку (важно рассчитать точное направление держателя – исключительно вверх либо вниз и так, чтобы он не мешал в ходе функционирования мототехники).

Потому как мототехника при любых условиях предполагает сопряжение со сцепкой, тонкости расположения соединения сможете узнать в его настоящей инструкции.

Пошаговое руководство

Чтобы сделать многофункциональное соединение, необходима предельно ровная плоскость – специальный рабочий стол. План изготовления сцепного устройства для мотоблока таков.

  • Произведите разметку согласно чертежу : наметьте на заготовке очертания элементов.
  • Посредством электродрели либо сверлильного станка проделайте отверстия по меткам . Убедитесь в их правильности, применяя штангенциркуль и шпильку (болт), при помощи которого будет производиться фиксирование. Добейтесь подходящего диаметра отверстия, при котором люфт отсутствует, а крепежные элементы не клинят.
  • Сварите соединения . Предпочтительнее использовать электродуговую сварку, при которой прогревание совершается исключительно в зонах соединений без какого-либо вреда для рабочих свойств стали.
  • Выполните сборку детали . Свяжите держатель и швеллер посредством болтов. Если в конструкции имеется инструмент настройки, закрепите и его.

Крепежные детали, посредством которых сцепное устройство крепится на мотоблок сквозь отверстия в узлах, должны иметь то же качество и прочность, что и само устройство.

Вторично напомним, что деталь выполняется для того, чтобы универсальность мотоблока была предельной . При наличии идеально подходящего сцепного устройства возможна комфортное агрегирование и долговременное результативное эксплуатирование каждого подвесного либо прицепного оснащения, в том числе: адаптера, окучника, бороны, плуга, прицепа, всевозможных косилок, картофелесажалки и любых иных приспособлений.

А по той причине, что компоненты фиксации на различном оснащении могут отличаться, что обычно затрудняет возможность их способность к взаимодействию с мотоблоком, успешная конструкция сцепного устройства и возможность ее настройки решают данную задачу.

Монтаж на мототехнику навесного оснащения

Выполнив сборку детали, главное, грамотно ее присоединить. Приемы монтажа довольно просты, но важно их соблюдать. В сущности, пристыковка оснащения к мотоблоку сводится к довольно бесхитростному действию: необходимо сделать так, чтобы отверстия сцепного устройства и навески совпали и закрепить их посредством болтов либо штифтов. Радиальные отверстия дают возможность корректировать позицию соединительного устройства в ходе работы.

Одни владельцы малой сельхозтехники приобретают ее, изначально рассчитывая на многофункциональность агрегата, другие покупают с одной конкретной целью, а со временем могут расширять круг задач, которые под силу мотоблоку. Но в любом случае, выполнение большинства функций на пахотном или придомовом участке обеспечивается различной навесной техникой, которая присоединяется при помощи такой детали как сцепка на мотоблок и служит, по сути, ключом к его многофункциональности.

Нередко владельцы сельскохозяйственных агрегатов находят, что заводская комплектация далека от безупречности, конструкция сцепки не подходит для текущих нужд земельного хозяйства или попросту недостаточно надежна. К счастью, всегда есть возможность оснастить свой мотоблок такой сцепкой, которая будет обеспечивать максимальную эффективность устройства.

Сцепку можно сделать самому

Выбор сцепки на мотоблок

Любое навесное или прицепное устройство для мотоблока, будь то борона, окучник, косилка, тележка-прицеп или любое другое оборудование, крепится при помощи сцепки. Если базовая деталь не годится, у владельца есть выбор - приобрести подходящую или сделать сцепку для мотоблока своими руками. В любом случае, определяясь, какой вариант узла сможет максимально точно соответствовать задачам, которые выполняет агрегат, нужно учитывать ряд моментов, в числе которых:

  • особенности мотоблока или культиватора;
  • области применения агрегата - функции, которые он выполняет;
  • оборудование, которое должно агрегироваться с ним;
  • нагрузки;
  • необходимость универсальности.

Исходя из этого, следует внимательно ознакомиться с наиболее часто используемыми конструкциями и ориентироваться в выборе, исходя из особенностей той, что лучше всего подходит в данном случае.

В этом видео вы подробнее узнаете о сцепке:

Виды

Выбирая сцепку на мотоблок, стоит принять за основу наиболее подходящий тип детали. Существует несколько видов:

  • одинарная/двойная - используется при наличии разных вариантов навесок в зависимости от того, какие используются и в каком количестве;
  • усиленная - оптимальная для тяжелых агрегатов; отличительная особенность ее в том, что она массивнее - обладает большей толщиной и длиной, что позволяет дополнительному оборудованию сильнее заглубляться в грунт;
  • регулируемая - предусматривающая возможность изменять угол вала, благодаря чему можно регулировать уровень крепления навесного оборудования и за счет этого повышать эффективность работ;
  • универсальная сцепка - допускающая агрегацию с несколькими моделями.

Если сцепка к мотоблоку желаемой конструкции отсутствует в продаже или имеются какие-то свои запросы к ней, сделать ее самостоятельно не так уж сложно, поскольку речь идет о достаточно простом приспособлении. Некоторые умельцы, предпочитающие многие «аксессуары» к мотоблоку изготавливать своими руками, делают конструкцию сцепки для прицепа мотоблока «труба в трубе», изготавливают ее из кардана, из крестовины, из других подручных деталей, оставшихся от различных механизмов. Владельцы таких приспособлений отмечают, что изготовить такой узел не составляет особого труда, и делятся своим опытом и чертежами сцепки для мотоблока.

Сцепное устройство для мотоблока своими руками

Большое преимущество самодельного устройства в том, что владелец учитывает свои запросы и изготавливает его исходя из необходимых ему вводных: модели мотоблока, нагрузки, параметров навесного оборудования.

Но первое, что необходимо учитывать - на этот узел в любом случае будет приходиться повышенная нагрузка, поэтому важно со всем вниманием подойти к размерам, конструкции и уровню прочности всех частей этой детали. Правильно заданные параметры приспособления обеспечат максимально надежную агрегацию с мотоблоком, необходимую подвижность узла и долговечность его использования.

Определяясь с конструкцией, обратите внимание на размеры фаркопа своего мотоблока и особенности навесного оборудования (уже имеющегося и того, которое планируется приобрести). Первоочередная задача заключается в обеспечении максимальной совместимости агрегата со всеми необходимыми навесными и прицепными устройствами. Немаловажной является и простота в использовании и возможность агрегации с оборудованием, имеющим различные параметры.

Основная рабочая деталь, как правило, имеет П-образную форму и служит кронштейном, который посредством имеющихся в нем отверстий закрепляется на мотоблоке. К другой его стороне крепится стойка навесного приспособления.


Перед сборкой сцепки внимательно читаем инструкцию

Необходимые инструменты и материалы

Существует определенный набор инструментов, которые необходимы для изготовления сцепки, однако в их число не входит ничего экзотического. Обычно всё, что требуется для сборки подобных деталей, есть в хозяйстве любого владельца, возделывающего свой земельный участок. Потребуются следующие инструменты:

  • аппарат для сварки;
  • болгарка;
  • дрель или сверлильный станок,сверла по металлу;
  • инструменты для измерений (рулетка, линейка, угольник);
  • ключи;
  • крепежные элементы (болты, шпильки).

Надо подчеркнуть, что в данном случае очень важно, чтобы отверстия, которые вы будете сверлить в детали, в точности совпадали с болтами и шпильками - люфт в диаметре нежелателен, поскольку сократит срок службы используемых навесок и прицепов. При этом в процессе изготовления имеет смысл сначала делать в детали отверстия меньшего диаметра (от 5 мм), а потом расширять более широкими сверлами (до 12-16 мм, в зависимости от диаметра болтов) - такой подход ускорит и облегчит эту часть работы, одновременно позволяя выверить отверстия максимально точно.

Для изготовления корпуса можно использовать швеллер подходящего размера, а если такого нет, можно выкроить деталь из металлического листа.

Очень удобен вариант регулируемой сцепки - такая конструкция позволит присоединять навесные устройства разных классов, поколений и брендов. Даже если на данный момент эта конструкция не актуальна, не стоит забывать, что в хозяйстве могут со временем появляться разные устройства, и возможность удобной агрегации любого из них существенно расширит выбор, позволяя исходить только из желаемых рабочих характеристик оборудования.

Чертежи

Сборка сцепки для мотоблока своими руками предусматривает использование чертежей. Доступно довольно много всевозможных вариантов, но оптимально взять за основу наиболее подходящий и скорректировать с учетом параметров своей техники. На чертеже должны отображаться следующие детали:

  • два П-образных компонента, одинаковых по всем параметрам, но с разным количеством отверстий - в одном 6, в другом – 8;
  • корпус, включающий две резьбы диаметрами М12 и М16 и оснащенный соединительной конструкцией для крепления с одним из узлов;
  • компонент регулировки - рычаг, размещенный на корпусе детали, его конструкция состоит из винта, соединенного с кронштейном и для удобства имеющего рукоять; важно предусмотреть правильное направление кронштейна - только вверх или вниз и таким образом, чтобы он не мешал в процессе работы мотоблока;


Поскольку агрегат в любом случае предусматривает соединение со сцепкой, подробности размещения соединения можно изучить в его штатной инструкции.

Пошаговая инструкция

Чтобы изготовить универсальное соединение, нужна максимально ровная горизонтальная поверхность - верстак или рабочий стол. Схема изготовления устройства прицепа (сцепки) для мотоблока следующая:

  1. Сделайте разметку в соответствии с чертежом: обозначьте на заготовке контуры деталей.
  2. При помощи дрели или сверлильного станка сделайте отверстия по разметке. Удостоверьтесь в их точности, используя штангенциркуль и болт (шпильку), которым будет осуществляться крепление. Добейтесь оптимального диаметра отверстия, при котором нет ни люфта, ни заклинивания крепежных деталей. Обработайте отверстия зенковкой - это облегчит дальнейшую работу и обезопасит вас от травм.
  3. Произведите сварку соединений. Лучше всего задействовать электросварку, при которой прогрев происходит только в местах соединений без особого ущерба для рабочих качеств металла.
  4. Соберите деталь. Соедините кронштейн и швеллер при помощи болтов. Если в вашей конструкции есть механизм регулировки, зафиксируйте и его.

Важно! Крепежные элементы, при помощи которых сцепка фиксируется на мотоблок через отверстия в узлах, должны быть того же качества и прочности, что и сама деталь.


Все элементы данного механизма должны быть стальными

.
Еще раз напомним, что деталь изготавливается для того, чтобы многофункциональность мотоблока была максимальной. При наличии оптимально подходящей сцепки возможна удобная агрегация и длительная эффективная эксплуатация любого навесного или прицепного оборудования, включая плуг, борону, окучник, картофелесажалку, различные виды косилок, прицепы и любые другие устройства. А поскольку элементы крепления на разном оборудовании могут различаться, что часто осложняет возможность их совместимости с мотоблоком, именно удачная конструкция сцепки и возможность ее регулировки решают эту проблему.

Собрав деталь, важно правильно ее присоединить. Правила установки достаточно просты, но важно их придерживаться. Собственно подсоединение оборудования к мотоблоку сводится к очень простому действию: нужно совместить отверстия сцепки и навески и зафиксировать их при помощи болтов или штырей. Радиусные отверстия позволяют регулировать положение соединительного узла в процессе работы. После установки нужно затянуть элементы резьбового крепления узла с мотоблоком. После этого подсоединяется навесное оборудование.

После первичной агрегации устройств последует заключительная фиксация, которую нужно произвести непосредственно перед началом работы. Регулирующие компоненты (винты) следует ослабить, найти оптимальный уровень фиксации, после чего затянуть гаечными ключами. В зависимости от конструкции на кронштейн может быть установлена съемная ось с резьбой, в которую закручивается винт М16.


И в заключение следует сделать еще несколько рекомендаций. Для сохранения рабочих качеств металла и повышения долговечности детали после ее сборки желательно выполнить покрытие антикоррозийным составом или краской для металла.

Учитывая возможность регулировки конструкции в различных диапазонах, можно устанавливать радиусные пазы и фиксировать их на ноль. После начала работы необходимо в ходе первых метров движения внимательно понаблюдать за соединением и при необходимости провести дополнительную регулировку. Наличие регулирующего рычага позволяет менять уровень фиксации и закреплять навесное устройство для большей или меньшей глубины вспашки.

Мотоблоком можно вспахивать землю, можно косить траву, вы можете использовать свой мотоблок в зимнюю пору для уборки снега. Также можете использовать мотоблок как минитрактор, но одно из самых частых применений это перевозка груза. Но для этого вам понадобится прицеп. Вы можете купить прицеп в магазине, но он бывает не всем по карману. Ничего, вы можете легко сделать прицеп для мотоблока своими руками.

Как сделать прицеп к мотоблоку своими руками

Здесь мы объясним, как сделать самодельный прицеп для мотоблока рассмотрим его составные части и чертежи, которые помогут сделать ваш прицеп.

Прицеп для мотоблока можно рассматривать как совокупность рамы, кузова, колес и сцепки.
Раму делают из стальных труб прямоугольного и круглого сечения, скрепляют их стальными уголками при помощи сварочного аппарата.

Все это нужно для дачников, ведь наверняка вы будете использовать прицеп в хозяйстве, по бездорожью.

Для дна и бортов кузова можете использовать проф настил, листовой метал толщиной 1мм, или доски толщиной в 20 мм. Используя доски нужно скрепить их между собой стальными уголками, а готовый кузов прикрепить к раме болтами. Для удобства погрузки и разгрузки боковины делают откидными, об этом мы еще упомянем.

Самый простой прицеп к мотоблоку 🙂


Колесная ось и колеса для прицепа мотоблока

Для того, чтобы сделать колесную ось, нужно взять стальной стрежень 1,07 м в длине. Такая длина стержня нужна для того, чтобы потом колеса не выступали за габариты нашего самодельного кузова. Сделайте косынки и уголки в качестве стальных опор. При помощи сварочного аппарата соедините лонжероны и корпус продольного шарнира со стальным стержнем через уголки и косынки. На лонжероны нужно одеть ось кронштейна и серьги.

Колеса для самодельного прицепа можно взять из любой техники, если, конечно, эти колеса подходят по размеру. Вы легко можете приспособить колеса с Жигулей или мотоколяски СЗД. Если вы используете колеса последней, они уже идут со ступицами и подточенной на необходимый нам диаметр оси.

Также, кто разбирается в технике, говорит, что легко можно подобрать колеса от садовой тачки. Их радиус в 16-17 дюймов очень хорошо подходит под нашу тележку (прицеп).

Как самому сделать прицеп к мотоблоку

Как самому сделать прицеп к мотоблоку? Все очень просто, если, конечно, вы можете отличить кронштейн от серьги и доску от трубы, нам не составит труда сделать раму будущего прицепа и соединить их вместе.

Борт прицепа к мотоблоку можно сделать откидным только сзади, для удобства погрузки мешков, но если перевозите сыпучие грузы то можно сделать откидные боковины. Перед тем, как начать работу и собирать кузов, раму, колесную ось и сцепку, которую мы рассмотрим позднее, необходимо осмотреть чертеж, чтобы иметь точное представление о параметрах нашего прицепа.

Прицеп к мотоблоку своими руками: чертежи

Перед вами чертеж прицепа, который который легко сделать своими руками

  • 1 — кронштейн для навесного оборудования мотоблока;
  • 2 — консоль соединения; 3 — водило прицепа;
  • 4 — место для ног водителя (для этого можно приспособить двадцатимиллиметровую доску);
  • 5 — сиденье оператора;
  • 6 — рама прицепа;
  • 7 — кузов прицепа;
  • 8 — опорная балка;
  • 9 — болт М8 для крепления дышла к корпусу продольного шарнира;
  • 10 — упорное кольцо (берем трубу 58х4);
  • 11 — колесо прицепа;

Чертеж рамы самодельного прицепа

  • 1 — раскос рамы (берем стальной уголок 21х21х3);
  • 2 — рамка сиденья (берем стальной уголок тех же размеров);
  • 3 — стояк рамы (из трубы 50х25х4);
  • 4 — стойка сидения (делаем при помощи уголка 40х40х4);
  • 5 — передний подкос (из трубы 50х25);
  • 6, 15 — продольные лонжероны (стальной уголок 40х40х4);
  • 7,8 — правые опоры колесной оси (берем стальной уголок 32х32х4);
  • 9 — задние подкосы (из трубы 50х25);
  • 10 — усиливающая поперечина (уголок 40х40х4);
  • 11 — корпус продольного шарнира (берем трубу 58х4);
  • 12 — колесная ось;
  • 13, 17- поперечные лонжероны (40х40х4);
  • 18 — две косынки прицепа.

Самодельные прицепы к мотоблокам видео подборка

Ранее мы описали как и с каких материалов можно сделать самодельный прицеп для вашего мотоблока. Теперь вы можете посмотреть как сделать самодельные прицепы к мотоблокам видео на котором сняты самодельные прицепы, для того, чтобы получить представление о том, что у вас в итоге получится.

Ступица для прицепа мотоблока, как выбрать

Для того, чтобы тележка (прицеп) смогла перемещаться, нужно приделать ей колеса. Вы можете взять колеса от любого недорогого автомобиля. Ранее упоминалось, что можно взять колеса от мотоколяски СЗД.

Они уже идут с нужными нам ступицами. Также можно купить отдельно похожие колеса или быушную заднюю балку с ВАЗ2109, в сборе с колесами. Сейчас очень часто используют заднюю балку с ВАЗ2109 из за доступности и дешевизны.

Сцепка прицепа для мотоблока своими руками

По сути через сцепку прицеп соединяется с прицепным устройством мотоблока. Мы попытаемся объяснить как сделать сцепку, которая подходила бы к стандартному «уху» мотоблока, но вы должны знать, что разные производители мотоблоков делают разные сцепные устройства на своих мотоблоках, поэтом придется подумать, как соединить ваш прицеп именно с вашим агрегатом.

Верхняя сторона сцепки — это ось в двух подшипниках, вокруг которой двигается оборотный узел. Пыльники закрывают подшипники, а пространство между ними заполняет смазка.

Консоль подсоединена к водилу, которое, в свою очередь, крепится к раме прицепа с помощью трубчатого корпуса продольного шарнира. Соединение водила с шарниром обеспечивается упорным кольцом и болтом М8. Такое крепление позволяет эффективно двигаться по любой дороге. Колеса при движении не зависят от колес мотоблока.
Предоставляем вам чертеж консоли и водила:

  • 1 — соединяющая консоль;
  • 2 — пыльники на подшипниках;
  • 3 — первый подшипник 36206;
  • 4 — корпус;
  • 5 — распорная втулка;
  • 6 — второй подшипник 36206;
  • 7 — дистанционная втулка;
  • 8 — шайба;
  • 9 — гайка М20х2,5;
  • 10 — масленка;
  • 11 — водило (дышло) прицепа.

Сцепку несложно сделать. Просто нужно взять трубу размерами 60х30 мм и прицепить её одним концом к лонжеронам, а вторым (концами лучей — с цепному механизму), то есть консоли. Так вы сможете сделать двухлучевое водило.

Предисловие

Пользу владения мотоблоком трудно переоценить – он помогает обрабатывать землю и выполнять много других работ. Оснащенный прицепом с сиденьем, он превращается в транспортное средство, способное перевозить грузы весом до 1 т. Изготовить такую телегу для мотоблока можно своими руками.

Определяем основные характеристики прицепа – ориентируемся на заводские модели

Конструкция телеги для мотоблока не относится к сверхсложным. При наличии болгарки, электросварки и дрели сделать прицеп самостоятельно сможет практически любой владелец ручного минитрактора. Главное – перед сборкой тележки правильно составить ее чертеж или эскиз, а затем, уже строго по нему, выполнять все работы. Для этого сначала надо определиться с основными характеристиками прицепа: грузоподъемностью, габаритами и некоторыми другими. Чтобы упростить эту процедуру, рекомендуется ориентироваться на заводские, промышленного изготовления модели мотоблочных телег.

Заводские прицепы выпускают грузоподъемностью начиная от 300 кг и до 1000 кг с кузовами разных размеров. Эти параметры зависят от того, для использования с каким мотоблоком тележка предназначена, а, точнее, от его технических характеристик. В соответствии с этим различают 3 основных типа прицепов: на тяжелые, средние и легкие ручные минитрактора.

С тяжелыми, мощностью свыше 10 л.с. мотоблоками, как правило, используют одно- либо двухосные телеги с кузовом длиной 2–3 м и шириной 1,2 м. Такие прицепы рассчитаны на транспортировку грузов массой 500–1000 кг.

На средние ручные минитрактора – мощностью от 4,8 до 10 л.с. – ориентированы одноосные тележки с размером кузова 1,0×1,5 м, 1,1×1,4 и подобные. Их грузоподъемность составляет 300–500 кг.

Мощностью до 4,8 л.с., обычно используют одноосные прицепы с кузовом длиной 0,85–1,15 м и шириной 1 м. Грузоподъемность этих тележек не более 300 кг.

Высота бортов у заводских стандартных тележек для мотоблоков 30–35 см. На большегрузных прицепах устанавливают бортовые ограждения каркасной конструкции, высота которых 50–60 см.

Чтобы было легче осуществлять погрузку и выгрузку, задний борт тележек сделан откидывающимся и съемным. На некоторых моделях помимо заднего открываются и снимаются оба боковых, что повышает удобство заполнения кузова грузом и освобождения от него.

Все стандартные прицепы изготавливаются самосвальными. На моделях для средних и легких мотоблоков нет гидравлического подъемного цилиндра и эта функция реализована за счет конструкции тележки. Кузов на прицепе установлен так, что его центр тяжести и груза, находящегося в нем, расположен на поворотной оси, совмещенной с колесной парой тележки. Такая балансировка значительно облегчает ручное опрокидывание.

Тележки грузоподъемностью свыше 350 кг в соответствии с требованиями правил безопасности оснащаются механическим тормозом.

Это обусловлено тем, что при спуске по крутому уклону инерцию движения груженого прицепа погасить только 1-м тормозом ручного минитрактора невозможно. Поэтому тележки должны быть оборудованы своей системой торможения.

Как правильно спроектировать конструкцию прицепа

Итак, чтобы избежать в процессе сборки тележки многократных перекройки деталей, переделок и как следствие, порчи материала и на бесконечно затянувшегося ее изготовления, необходимо сделать подробный чертеж. Если быть точнее, их должно быть несколько: для всех узлов прицепа и, причем, по каждому из них в нескольких проекциях – видов с разных сторон. Для сложных и ответственных деталей следует сделать дополнительные отдельные чертежи. Конструкция всех узлов и их элементов должна быть тщательно прорисована. Каждую деталь следует подписать: указать ее название и все размеры.

По готовым чертежам можно будет не только наглядно представить объем и масштаб необходимых работ, но также легко и быстро составить список всех инструментов и материалов, которые понадобятся для сборки прицепа своими руками. Во время изготовления тележки может выяснится, что в подготовленных эскизах изначально упущены какие-то важные нюансы и/или отсутствуют нужные для конструкции детали, узлы. Поэтому перед началом работ чертежи следует внимательно изучить, продумывая и учитывая следующие моменты:

  • какие основные и вспомогательные узлы будут у прицепа и каким способом их надо будет соединять – сваркой, скручиванием болтами и гайками или клепанием;
  • как будет происходить движение и согласование со стационарными поворотных элементов – через шарнир, втулку, подшипник либо ось;
  • есть ли желание сделать стояночные опоры;
  • нужен ли опрокидыватель для механической разгрузки кузова;
  • и так далее.

После этого, возможно, чертежи придется дополнить какими-либо уточнениями, деталировкой или дорисовать в них недостающие, не предусмотренные изначально узлы и элементы. Зато сделав это, можно будет уже составить полную правильную опись необходимых материалов и инструментов.

Прежде чем приобретать необходимые материалы, следует посмотреть что имеется на участке или в гараже. Вполне может оказаться, что там найдется что-то пригодное для использования при сборке прицепа. Например, из любых круглых или профильных труб можно изготовить раму, другие силовые и опорные элементы конструкции.

Разработка чертежей тележки грузоподъемностью до 350 кг

Такой прицеп подойдет для любого мотоблока. Замахиваться на изготовление своими руками более грузоподъемной телеги не стоит, так как согласно выше приведенным требованиям безопасности придется решать вопрос об оснащении ее собственной тормозной системой. Сконструировать или грамотно использовать готовую, например, от легкого автомобиля, для большинства будет просто не по силам. А с другой стороны, по большому счету, сделать своими руками тормоза технически достаточно сложно, чтобы добиться от них необходимого уровня безопасности движения на мотоблоке с загруженным прицепом.

Выбор габаритов, размеров кузова и самого прицепа прежде всего зависит от требуемой грузоподъемности. При их определении надо исходить из стандартов для заводских тележек, приведенных в 1-й главе. Для изготовления своими руками прицепа грузоподъемностью 350 кг можно воспользоваться чертежами, которые следуют далее. Размеры как основные, так и деталей можно изменять в зависимости от имеющихся материалов. Также эти чертежи можно использовать в качестве наглядного примера как правильно разрабатывать конструкцию тележки, если планируется собирать другой ее вариант.

Первый чертеж – общий. На нем все основные узлы – кузов, рама, колеса, водило – и размеры.

Затем подробный чертеж рамы, которая должна быть изготовлена из прямоугольных или круглых стальных труб. Соединяют их между собой с помощью сварки.

Кузов в данном варианте тележки выполнен из досок, толщина которых 20 мм. Борта все глухие – не откидываются.

Чертеж водила. Основную нагрузку у него воспринимает стык корпуса поворотного узла с дышлом. Поэтому их соединение усилено 4-мя ребрами жесткости, которые прорисованы на разрезе Б–Б.

Для поворотного узла, как сложного ответственного элемента прицепа, разработан отдельный чертеж с подробной деталировкой его конструкции и элементов.

При использовании в конструкции этой телеги для мотоблока других материалов допустимый вес перевозимых грузов может измениться.

Какие материалы и как можно использовать для сборки прицепа своими руками

Раму проще всего сваривать из уголка, швеллеров и профильной трубы. Также подойдет двутавр и трубопрокат круглого сечения.

В качестве колесной оси следует взять стальной прут. Его диаметр должен быть не менее 30 мм, а длина – минимум 1070 мм, но чтобы колеса не выступали за габариты прицепа. Прут приваривают к продольному шарниру и угловым опорам рамы.

Колеса подойдут от какой-нибудь сельхозтехники либо мотоциклетной коляски. Под диаметр посадки подшипников в их ступицах надо будет обточить ось.

Кузов проще сделать своими руками из досок, скрепив их по углам металлическими уголками. К раме фиксируем болтами. Оптимальная толщина досок 20 мм. Чтобы облегчить погрузку и выгрузку, борта лучше сделать откидными. Днище кузова можно выполнить из обрезной доски, но прицеп будет надежнее и долговечнее, если для этого использовать листовой металл, лучше толщиной 2–3 мм. В качестве сиденья отлично подойдет автомобильное кресло.

Сцепку (поворотный узел) тележки делаем своими руками из подходящего по размерам куска стали, просверлив или проточив в нем отверстие, в которое легко заходила бы консоль. Поворотный узел желательно выполнить по схеме, предложенной в вышеприведенном чертеже – с использованием подшипников подходящего диаметра. Их наружную обойму плотно сажают в корпус сцепки или приваривают к нему, а во внутреннюю – без люфта заводят консоль.

Загрузка...
Top