Лик христа с плащаницы. Факты и легенды туринской плащаницы

Для наблюдателя Туринская Плащаница представляет собой кусок древнего полотна (4,3 х 1,1 метра) с довольно смутно проступающим на нем изображением обнаженного тела в двух проекциях - спереди со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами и со спины, - расположенного таким образом, как если бы человека положили на нижнюю часть полотна головой к центру, затем перегнули ткань пополам и накрыли ею тело.

Образ на Туринской Плащанице не яркий, но достаточно детальный; он дан одним цветом - желтовато-коричневым, разной степени насыщенности. Невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. На Туринской Плащанице имеются следы крови, которые оставили многочисленные раны на теле. По лбу и по длинным прядям волос сбегают как бы струйки крови. Кровоподтеки от ударов бичей покрывают всю грудь, спину и даже ноги. На запястьях и на ступнях видны следы, похожие на пятна застывшей крови, вытекшей из гвоздевых ран. В боку - большое пятно, возникшее, видимо, из-за глубокой раны, достигшей сердца.

Фотография плащаницы в ультрафиолетовых лучах

Считается, что образ на Туринской Плащанице возник тогда, когда тело Иисуса Христа, в согласии с евангельским повествованием, было положено в погребальную пещеру. При этом тело Его лежало на одной половине Туринской Плащаницы, а другая половина, перекинутая через голову, покрывала Его сверху.

Кусок льняной ткани христиане называют «Пятым Евангелием» – ведь на нем, словно на фотографии, удивительным образом отпечатались лик и тело Христа. Запечатлелась каждая из многих ран Иисуса, каждая капелька пролитой во спасение человечества крови!

– Это послание, которому уже почти две тысячи лет, зримо свидетельствует – все, что написано в Евангелии, правда! – говорит директор Российского центра Туринской плащаницы физик Александр Беляков. – Оно несет людям благую весть о Спасителе, о победе над смертью…

…Что только не делали воинствующие атеисты, пытаясь объявить уникальную реликвию подделкой! Тупо твердили, мол, это всего лишь рисунок художника. Экспертиза эту версию опровергла: на ткани действительно зеркальный отпечаток тела. С треском лопнул и другой аргумент скептиков – будто бы в ткань заворачивали измазанного краской человека. На полотне не охра, а кровь. Удалось обнаружить ее компоненты: гемоглобин, билирубин и альбумин. Кстати, повышенное содержание билирубина свидетельствует о том, что человек умер в состоянии стресса, под пытками. Установили группу крови – IV (АВ). По набору хромосом в лейкоцитах определили пол – мужской.

Цифровые технологии позволили воссоздать лик Христа

Но самый сильный аргумент доказательства подлинности плащаницы нашли эксперты Института криминалистики ФСБ Российской Федерации – они установили, что радиоуглеродный анализ возраста ткани, который сделали двадцать лет назад лаборатории в Великобритании, США и Швейцарии, мягко говоря, был неточным. По мнению доктора технических наук Анатолия Фесенко, возглавлявшего исследования, иностранные специалисты «омолодили» реликвию более чем на тысячу лет, потому что не учли важнейшего обстоятельства. В Средневековье в соборе, где хранилась плащаница, случился страшный пожар, и на ткани осели частицы сажи. Поэтому приборы зафиксировали не возраст самой ткани, а налипших на нее фрагментов соединений углерода…

Новейшие исследования в Оксфорде подтвердили, что эксперты ФСБ были правы – плащаница действительно была соткана во времена жизни Христа.

По заказу Ватикана с нее впервые сделан точнейший снимок разрешением в 12,8 миллиарда пикселей. На нем до мельчайших деталей запечатлен силуэт тела Спасителя и его облик. Самые современные технологии позволили детально изучить величайшую святыню.

Ученые сфотографировали тысячи фрагментов ткани, а затем из них, словно из частей пазла, на компьютере выкладывали снимок плащаницы.

Под сильным увеличением видны пятна священной крови Иисуса

– Мы соединили вместе 1600 кадров, каждый размером с кредитную карту, и создали огромный снимок. Он в 1300 раз больше, чем фотография, сделанная при помощи цифровой камеры с разрешением в 10 миллионов пикселей, – объясняет Мауро Гавинелли. – Благодаря новым технологиям можно рассмотреть каждую ниточку, все детали…

Погребальное облачение Христа крайне редко разворачивают перед верующими. Плащаница хранится в серебряном ларце в свернутом виде. За весь минувший век ее доставали всего пять раз! В последний раз она выставлялась перед паломниками в Турине в 2000 году. А в следующий – через 25 лет.

Здесь хранится Туринская плащаница

Теперь на многократно увеличенный облик Спасителя, отразившийся чудесным образом на льняном полотнище, смогут посмотреть все - цифровое фото ученые планируют выложить в Интернет. И каждый человек сможет присоединиться к ее изучению – для человечества это будет потрясающий день! Люди своими глазами увидят отпечаток тела Иисуса Христа.

Туринскую плащаницу начали изучать ровно 120 лет назад – и именно благодаря фотографии. Льняное полотно тогда снял на фотопластинку итальянский адвокат Секондо Пиа. Проявив ее, взглянул на негатив. И мгновенно понял, что объектив запечатлел то, что не видел глаз – отпечаток тела бородатого человека, у которого пронзены запястья и ступни. И его лик – как на иконах Христа!

Полотно «в елочку», сотканное из средиземноморского льна с примесью египетского хлопка, сохранило на себе изображение обернутого им Иисуса – в полный рост, спереди и сзади. Вот описание, сделанное по снимку судмедэкспертами:

«Волосы, беспорядочно распластавшиеся на сукне, небольшая борода и усы. Правый глаз закрыт, левый слабо приоткрыт. Над левой бровью капля крови. Носовая кость перебита от удара с левой стороны. С левой стороны лицо над скулой разбито, есть следы отека. Справа от рта пятно от крови».

Плащаница Туринская, пожалуй, одна из самых главных загадок последнего столетия.

Действительно ли этот кусок льняной ткани покрывал тело снятого с креста Иисуса Христа или же это невероятная и уникальная фальсификация? Как плащаница Иисуса оказалась в Турине и где она находилась на протяжении тринадцати веков? Какое отношение к плащанице имеет Леонардо да Винчи и почему данные мировых исследований указывают, что ее возраст не превышает 700 лет? Сотни ученых, тысячи исследований, десятки мнений и единицы доказанных фактов. А что мы знаем об одной из главных святынь не только Италии, но и всего христианского мира? Попробуем разобраться.

История Туринской плащаницы

Согласно евангельским повествованиям, после того, как истерзанное тело Иисуса сняли с креста, его ученик – Иосиф Аримафеский обвил тело плащаницею и положил во гроб. После Воскресения Христа ученики не обнаружили тела, а вот траурные пелены остались.

Что было с плащаницей дальше доподлинно не известно. Существует теория, что вплоть до Х века плащаница Иисуса находилась в Эдессе (городе на территории современной Турции), затем была доставлена в Константинополь, а после 4 крестового похода в XIII в. попала в руки крестоносцев, вероятнее всего тамплиеров.

Икона "Погребение Христа"

Официально христианская реликвия впервые была зафиксирована в 1353 г. Французский граф Жеффруа де Шарни заявил, что обладает бесценной христианской реликвией. Как святыня попала к нему в руки, граф так и не успел сказать. Вероятно, она досталась ему по наследству от деда или отца, которому, в свою очередь, ее передал на хранение кто-то из тамплиеров.

Вплоть до середины XV в. плащаница Христа находилась в одной из церквей французского города Лиры, а затем была продана внучкой графа Маргаритой герцогу Людовику Савойскому. Столицей герцогства считался город Шамбери. Здесь плащаница Иисуса хранилась до 1578 г., причем в 1532 г. в монастыре Шамбери случился грандиозный пожар, и святая реликвия оплавилась от раскаленной серебряной рамы. Позже столицу Савойского герцогства перенесли в Турин, а вместе со столицей попала и плащаница Иисуса Христа, где находится и по настоящее время.

В 1898 г. на плащанице был обнаружен лик человека в негативе

1898 г. стал годом сенсационного открытия. На выставке религиозного искусства, фотограф Секондо Пиа сделал снимки Туринского полотна, обнаружив на негативах лик человека. До этого времени на плащанице различали лишь пятна крови, никто и предположить не мог, что там, в негативе, изображен человек. К сожалению, развитие науки в XIX в. не позволило провести серьезных исследований плащаницы, ученых допустили к ней лишь 70 лет спустя в 1969 г.

Научные исследования Туринской плащаницы: факты, теории и версии

Ни одна христианская святыня не подвергалась такому пристальному научному изучению как Туринская плащаница.

Вот уже более 50 лет ученые мужи со всего мира пытаются разгадать тайну Туринской плащаницы. Доподлинно известно лишь несколько фактов:

  • плащаница представляет собой льняное полотно размером 4,36 на 1,1 м;
  • полотно отличает саржевое переплетение нитей;
  • на полотне имеется негативное плоское изображение израненного человека с передней и задней стороны;
  • изображение имеется лишь на верхней поверхности ткани и не проходит ее насквозь, что исключает возможность использования каких-либо красок и красителей;
  • переднее изображение человека на 5 см длиннее заднего;
  • на полотне найдены частицы мужской крови, особо крупные пятна можно наблюдать в боку, на голове, а также в области ступней и запястий.

Позитивное и негативное изображение лика на плащанице Турина

Вот, собственно и все научно доказанные факты. Далее появляются сотни разных теорий и версий.

Самые сложные размышления ведутся по вопросу определения возраста ткани Туринской плащаницы. В 1988 году три независимых комиссии из Швейцарии, Великобритании и США провели радиоуглеродный анализ частицы полотна и датировали возраст ткани временным промежутком 1270-1380 гг. Тут же появились теории, опровергающие расчеты комиссий и ссылающиеся на то, что плащаница Иисуса заметно пострадала при пожаре, что могло существенно «омолодить» старинное полотно. В 2008 году исследование повторили, результат оказался тем же – льняное полотно плащаницы изготовлено во времена Средневековья.

Плащаница Туринская – одна из главных загадок последнего столетия

Тогда возникает второй вопрос: как на полотне мог появиться рисунок без использования красок? Могли ли художники эпохи Возрождения знать такой метод нанесения изображения? К тому же рисунок изображен плоским, а если бы ткань облегала тело, то он был бы искажен.

За ответами обратились к творчеству великого гения и мистификатора эпохи – . Возникла даже теория, что на полотне изображен сам да Винчи. Якобы к мастеру обратились святые отцы, желающие обновить истлевшую ткань, а оригинал надежно спрятать. Чтобы нанести подобный рисунок на льняную поверхность полотно растянули и закрепили. В солнечные дни за полотном стоял человек, а солнечные лучи, проходя сквозь ткань и сталкиваясь с препятствием, изменяли структуру материи. После этой процедуры ткань поместили в слабый раствор серебра и тщательно просушили. Появился едва заметный рисунок, не различимый человеческим глазом. Могло ли такое быть в действительности? Вероятно, могло. Но как религиозный да Винчи мог осмелиться фальсифицировать подлинное изображение Богочеловека, остается загадкой.

Еще один вопрос вызывает саржевое переплетение нитей. В Израиле времен Христа использовали двустороннее переплетение нитей. Саржевое стало широко применяться лишь 1000 лет спустя. Однако есть мнение, что в Сирии начала новой эры уже использовали саржевое переплетение нитей при изготовлении дорогих тканей. Учитывая, что Иосиф Аримафейский, который и завернул тело Иисуса в плащаницу, был человеком не бедным, вполне допустимо, что он приобрел дорогую сирийскую ткань. Впрочем, это не более чем теория.

Хотите познакомиться с другими теориями? Тогда рекомендуем посмотреть небольшой фильм, приоткрывающий некоторые тайны и загадки Туринской плащаницы.

Взгляд христианства на Туринскую плащаницу

Нет единого мнения по поводу Туринской плащаницы и у представителей христианства. Католическая церковь официально не признала плащаницу в Турине подлинной, но и не опровергла этот возможный факт, ссылаясь на то, что Туринская плащаница – яркое напоминание всем христианам о страстях Христовых.

Православная церковь также не высказала свою официальную позицию по поводу подлинности плащаницы, но ряд церковных деятелей, все-таки, считает плащаницу Турина оригиналом.

Верующие христиане не сомневаются в подлинности плащаницы Иисуса Христа

Впрочем, какое это имеет значение, когда вера подразумевает такое понятие, как чудо. Многие христиане искренне верят в то, что на плащанице в Турине изображен подлинный лик Иисуса Христа.

Где находится плащаница Иисуса Христа

Плащаница называется Туринской лишь потому, что вот уже более 4 веков находится в Турине в соборе Св. Иоанна Крестителя (Cattedrale di San Giovanni Battista). Реликвию прячут от губительных солнечных лучей и воздуха в специальной капсуле, а на всеобщее обозрение выставляется ее точная копия. Оригинал плащаницы Иисуса для поклонения достают совсем редко, 1 раз в 25-30 лет. Последний раз ее выставляли верующим весной 2010 года. Сделано это в первую очередь для того, чтобы сохранить плащаницу и уберечь от действий внешней среды.

Собор находится на площади Сан Джованни и открыт для посещений ежедневно с 7 утра до 7 вечера, перерыв 12:30-15:00. В воскресенье двери собора открываются в 8 часов утра.

Собор Святого Иоанна Крестителя в Турине

Совсем недалеко от собора находится музей плащаницы, где можно узнать о последних научных исследованиях, увидеть фотографии священной реликвии и изучить ее историю, начиная с момента попадания в Турин.

Музей расположен по адресу: Via San Domenico, 28, открыт для посещений ежедневно с 9 утра до 7 вечера с перерывом с 12:00 до 15:00. Стоимость билетов, а также изменения в расписании работы музея лучше узнавать на официальном сайте .

Однако тем, кто планирует посетить Турин и побывать не только в Музее плащаницы рекомендуем приобрести , дающую право на бесплатное посещение практически всех культурных объектов не только в Турине, но и во всем регионе Пьемонт. Карта позволяет бесплатно осмотреть

Массивный сейф за толстой стеной рядом с алтарем собора Святого Иоанна Крестителя (Турин), хранит вот уже в течении 250 лет величайшую реликвию христианства - плащаницу Христа: отрез льняной материи длиной 14 и шириной 3 фута, на котором четко видно двойной отпечаток тела распятого человека.

Считается, что таким образом оставил истинный свой лик потомкам Иисус Христос после того, как его истерзанное тело в поту и крови «было завернуто в льняные покрывала, пропитанные благовониями, как это принято у иудеев» и на время оставлено Иосифом Ариматейским и Никодимом в склепе Гефсиманского сада.

Верующие говорят, что Туринская плащаница является тем самым покрывалом, которое было найдено на полу пустого склепа. «Петр сохранил плащаницу, но ныне местонахождение ее нам неведомо», - написал в IV столетии Св. Нин.

Через 300 лет плащаница появилась в Иерусалиме (об этом писал, епископ Аркуф), и пробыла там около 400 лет. В конце XI столетия плащаницу вдруг обнаружили в Константинополе. После того как город был разграблен крестоносцами она исчезла, потом неведомым образом появилась во Франции, после этого находится уже более или менее на виду у современных историков.

Первые владельцы плащаницы — герцоги Савойские, предки короля Италии Виктора Эммануила. Известный факт, что в XIV столетии по поводу аутентичности Плащаницы Христа среди клерикалов разразились яростные споры: подлинность реликвии церковь официально не признала.

1532 год — часовня, в которой хранили плащаницу, сгорела, но достопримечательность почти не пострадала, немного обуглились только ее концы.
Великая историческая ценность Плащаницы Христа ни у кого не вызывала сомнения, но, научный мир, может быть, никогда бы и не стал обращать на нее внимания, если бы не любопытное открытие, которое было сделано в 1898 году состоятельным фотографом-любителем Шевалье Пио, которым было получено от короля Виктора Эммануила разрешение сфотографировать плащаницу.

После проявления пластин, Пио заметил удивительную вещь: изображение на реликвии оказалось «изнаночным»; обе части его, говоря по другому, несли на себе негативное изображение. Как результат вместо ожидаемого негатива на пластинах Пио проявилась идеальное фото необычно благородного мужского лица, от каждой черты которого исходила величайшая скорбь. Изображение невероятно было реалистично и естественно.

Итак, в результате неких таинственных процессов ткань савана, выступила в роли фотографической пластины, донеся до нас истинный портрет Иисуса Христа. По двум «фотографиям» реликвии возможно установить не только рост Иисуса (5 футов и 8 дюймов), но так-же некоторые детали, удивительно дополняющие факты которые известны о драме на Голгофе и событиях, за ней последовавших.

Эти сообщения были как гром среди ясного неба и вызвали настоящую сенсацию во всем мире. На счет подлинности Туринской плащаницы и выводов, которые сделали те, кто изучал снимок, разгорелись ожесточенные споры.

Д-р Поль Виньон, профессор биологии в Парижском католическом институте, вместе с помощником, профессором физики полковником Колсоном, сделал ряд экспериментов и отчет о них представил на ученом совете французской Академии наук. В начале 1930-х годов, после того, как реликвию выставили на публичное обозрение, для дальнейших исследований были созданы две комиссии - одна в Турине, другая в Париже. В скором времени обе они заявили, что имеют убедительные доказательства того факта, что Плащаница Христова - в действительности последнее одеяние Иисуса Христа.

Д-р Виньон, занимавший пост секретаря объединенной комиссии, с уверенностью заявил, что изображение не могло быть нанесено на ткань искусственным путем. Само понятие о негативе появилось только после изобретения фотографии. Для того, чтобы живописными средствами с удивительной точностью воссоздать негативный снимок человека, мастеру в древности надо было знать такие научные и художественные принципы, о которых до недавних пор человечество не имело ни малейшего представления.

«Принципы эти, - сказал Виньон, - довольно трудно воплотить даже в обычном, позитивном рисунке. Реликвия же предлагает нам негатив идеально выполненной фотографии. Даже на сегодняшний день ни один гений живописи не в состоянии художественными средствами воссоздать настолько точный фотографический негатив. Собственно говоря, никому и не удалось представить сколько-то убедительную копию фотографии на плащанице, хоть подобные попытки предпринимались весьма авторитетными мастерами своего дела».


Следует отметить также, что прежде чем нанести на ткань масляный или акварельный рисунок, художнику необходимо холст подготовить (отшлифовать), сделав его жестким и негнущимся. Но лен плащаницы мягкий, нежный и тонкий.

Но как на реликвии смог проявиться негативный снимок распятого человека? Подводя итог своим наблюдениям, д-р Виньон сделал более чем интригующий вывод. Дело в том, что пот человека, подвергшегося физическим истязаниям или страдает сильной лихорадкой, содержит значительный процент мочевины. В результате брожения последняя выделяет пары аммиака. Плащаница, которой было облачено тело Христа, пропитана, как указано в «Евангелие», соком алоэ и миррой. Аммиачные пары вступили с соком алоэ в химическую реакцию, которая сенситизировала в льняную ткань, превратив ее в своеобразный аналог фотографической пластины.

Обстоятельства трагедии, как видно, поспособствовали появлению благоприятных для этого условий. Мы знаем, что тело Христа не было омыто: оно было сплошь измазано потом и запекшейся кровью из ран - от тернового венца, гвоздей, плетей и удара копья. В преддверии субботы тело было оставлено в закрытой пещере, где ничто не было помехой для испарения аммиака из мочевины, выделенной вместе с потом. Учитывая все эти факторы то обстоятельство, что тело, завернутое в лен, оставило на нем фотографический отпечаток, контрастность которого увеличивается в местах соприкосновения с тканью, кажется не только неудивительным, но даже естественным.

Что и смог доказать весьма убедительно доктор Виньон: обернув покрытый аммиаком манекен из пластмассы льняной тканью, пропитанной соком алоэ, он получил на последней отпечаток, который во многом напоминал изображение, которое несет на себе реликвия.

Итак, загадка Плащаницы Христа раскрыта? Нет, тут есть много такого, что еще требуется объяснить.
Образ, который отпечатался на льняных простынях, идеально контрастен. Гармония света и тени тут такая, что лицо смотрящее на нас совершенно как живое. Невероятным кажется то, чтобы настолько потрясающий фотографический эффект смог быть достигнутым в результате самой обыкновенной химической реакции между парами, испускаемыми телом, и соком алоэ.

Другая тайна: запекшаяся кровь вся сошла с тела на саван. Сам по себе факт этот не очень то и удивителен, ведь аммиак растворяет волокна свернувшейся крови. Однако дело в том, что «мазки» крови были переведены на ткань до такой степени точно, что вышел портрет, отчасти написанный кровью!

Д-р Виньон не смог воспроизвести процесс, в результате которого лен бы смог так идеально впитать в себя засохшую кровь. Тем более неясно, как в течении веков частички крови не осыпались с ткани, и почему они остаются темно-карминными, а не превратились в бурые пятна, как это обычно происходит.

Но существует тут еще более удивительное обстоятельство. На реликвии обнаружили капельки серы. Истечение серы из ран показывает на начало первого этапа трупного разложения. Но разлагающееся тело испускает аммиак очень интенсивно, а при жаркой погоде процессы тления ускоряются. В подобных условиях фотографии на плащанице не должно было получиться: отпечатки, оставленные на ткани относительно слабым истечением аммиака, оказались бы размыты, а потом и стерты уже в первые часы нахождения тела в склепе, вход куда был завален камнем.

Что же случилось? Ответ на этот вопрос есть, хоть разум и отказывается его принимать. Тело Иисуса, напомним, было принесено в пещеру вечером в пятницу. Утром в воскресенье выяснилось, что тело исчезло. Куда, почему? На эти вопросы «Библия» не дает ответ.

Если выводы д-ра Виньона верные, то… тело должно было исчезнуть сразу же после того, как вход в склеп был привален камнем! В любых других случаях процессы разложения почти сразу же уничтожили бы «фотографию» на саване. Так Плащаница Христа самым неожиданным образом подтвердила сказанное в «Библии» о распятии Христа и его последующем исчезновении.

На фотографии раритета явно видна рана на руке. Но она расположена не в центре ладони, как считали живописцы нашей эпохи. Гвозди пронзили запястья: именно так раньше и распинали - тонкие кости ладони попросту не смогли бы удержать на кресте тело человека. Одного уже этого ужасающего факта достаточно, чтобы отмести все предположения о том, что образ Плащаницы Христа был создан средствами живописи. Ни один мастер средневековья или более позднего периода не осмелился бы нарушать церковные каноны, которыми руководствовались. И уж тем более не посмел бы он изобразить Иисуса без набедренной повязки: такой еретик немедленно был бы приговорен к смерти.

На фотоснимке видно следы от ран, нанесенных терновым венцом и плетьми. Видны до такой степени отчетливо, что легко можно распознать тип flagellum с двумя или тремя ремнями, на конце каждого из которых крепился металлический шарик. В правом боку тела видно рану, явно от удара копья. Согласно «Библии», Иисус испустил дух до того, как солдат проткнул ему бок. Медицинский анализ Туринской плащаницы подтвердил этот факт. Из раны в боку выделилась сера (след от нее есть на ткани) - а это и является доказательством того, что при нанесении удара тело уже было мертво. Между тем пронзать тело распятого копьем было тогда не принято - как правило, что бы удостоверится в том, что приговоренный испустил дух, палач перебивал ему голень. Неожиданный отход от обычной процедуры подтвердил пророчество «Ветхого Завета»: «Ни одна кость в теле его перебита не будет».

Д-р Виньон провел колоссальный объем работы в надежде пролить свет на тайну Плащаницы Христа. Вывод его такой: «Руководствуясь данными проведенных исследований и текстами «Евангелия» в качестве путеводителя, следует признать: Христос в действительности запечатлел для потомков финал своей жизненной драмы. Он оставил на ткани свой точный образ, который оставался скрытым от глаз человечества вплоть до появления фотографии».

Кандидат физико-математических наук В. СУРДИН.

Уже столетия этот невзрачный кусок ткани не дает покоя верующим и неверующим, ученым и священнослужителям, журналистам и криминалистам. Время от времени вспыхивают споры о том, что же такое на самом деле туринская плащаница - христианская святыня или подделка? Нерукотворное произведение или полотно художника? Никто не сомневается, что это документ эпохи, но не ясно - какой именно? Высказываются сомнения: можно ли восстановить истинную историю предмета? Журнал «Наука и жизнь» уже не раз обращался к этой теме (см. № 12, 1984 г.; № 3, 1989 г.; № 5, 1996 г.). Споры не стихают; в них участвуют не только богословы, но и ученые. Предлагаем вниманию читателей статью (с небольшими сокращениями и изменениями) из бюллетеня «В защиту науки», издаваемого комиссией по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований РАН.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Туринская плащаница. Негативное изображение, полученное фотографическим способом, выглядит как позитив.

Изображение головы на позитивном фото (справа) и на негативном снимке (слева).

Фотография одного из предполагаемых пятен крови на плащанице (справа).

Подготовка плащаницы к выставке 1998 года.

Таб. 1. Результаты датирования Туринской плащаницы.

Еще несколько лет назад я даже не догадывался о грандиозном масштабе дискуссии, развернувшейся вокруг Туринской плащаницы. Все это было очень далеко от моей профессии - астрономии. Но, как выяснилось, в фокусе Туринской плащаницы скрестились не только исторические и богословские, но и научные проблемы. В этой статье я вкратце расскажу о них, а также о некоторых историко-детективных эпизодах, сопровождающих научное расследование данного феномена.

ЗАГАДОЧНОЕ ПОКРЫВАЛО

В итальянском городе Турине, в церкви Святого Иоанна, хранится кусок полотна длиной 4,36 м и шириной 1,09 м, в который, по преданию, был завернут Иисус Христос после снятия с креста. Ткань будто бы пропитана пыльцой и вроде бы обрисовывает слабые контуры цветов, листьев и других частей растений. На ткани имеются два однотонных красновато-коричневых изображения человека (вид спереди и сзади). Без сомнения, изображен мужчина ростом около 1,8 м. Судя по ранам на голове, руках и ногах, можно заключить, что он перенес распятие на кресте. Характер изображенных ран позволяет предположить, что на мужчину надевали венок из веток с колючками, что его били палками и плетьми, пронзили копьем бок. Все эти пытки, согласно Новому Завету, вынес Иисус.

В течение столетий полотно было собственностью Савойской династии. Наиболее ранние сведения о нем датируются приблизительно 1350 годом: есть письменное свидетельство, что обладателем полотна был французский рыцарь Жофруа де Шарни, участвовавший в Крестовых походах. В 1453 году его внучка, Маргарет де Шарни, продала покрывало Луи и Анне Савойским, которые сначала держали его в Шамбери, а затем в Пьемонте. В 1532 году при пожаре покрывало было повреждено расплавленным серебром. В 1578 году оно было перевезено туда, где хранится поныне, - в Турин. В 1983 году, после смерти последнего короля Италии Умберто II, плащаница перешла во владение католической церкви.

Загадочное полотно вызвало недоверие уже в то время, когда его впервые предъявили общественности. Это произошло в 1355 году, когда Жофруа де Шарни передал плащаницу для показа публике в приходе Лире, к юго-востоку от Парижа. Вскоре это местечко наводнили паломники. В честь события были изготовлены специальные медальоны.

О сомнениях в подлинности плащаницы свидетельствуют архивные документы, собранные французским священником Улиссом Шевалье и опубликованные в 1900 году в сочинении «Критическое исследование происхождения святой плащаницы из Лире-Шамбери-Турина». В них говорится, что существовал художник, создавший загадочное полотно, и что хозяин покрывала не смог привести правдоподобных сведений о том, как приобрел плащаницу. Приводится и такой факт: в 1389 году французский епископ Пьер Дарси докладывал папе, что церковь наживается на покрывале, нарисованном «хитрым способом».

КТО ИЗОБРАЖЕН НА ПОЛОТНЕ?

В XX веке плащаница несколько раз выставлялась для публичного обозрения; последние ее показы проводились в 1978, 1998 и 2000 годах. После выставки 1978 года был разрешен ограниченный доступ исследователей к плащанице. Тогда группа ученых, в основном из США, произвела первое всестороннее обследование реликвии. Был сделан вывод, что на плащанице изображена реальная фигура человека, подвергнутого избиению плетьми и распятию на кресте. Отмечалось, что пятна крови содержат гемоглобин. Для верующих в историческую подлинность плащаницы это стало мощным аргументом «за».

Однако католическая церковь никогда не делала официального заявления по поводу подлинности Туринской плащаницы. Во время публичного показа плащаницы в Турине 24 мая 1998 года папа Иоанн Павел II сказал: «Плащаница бросает вызов нашему интеллекту. Она открывает свой сокровенный посыл только тем, кто наиболее близок ей своим смиренным и в то же время живым умом. Ее таинственное свечение ставит вопросы о происхождении и жизни исторического лица - Иисуса из Назарета. И так как это не имеет никакого отношения к вопросам веры, то церковь не может взять на себя смелость и ответить на них. Она доверяет науке задачу исследования того, что же случилось с полотном, в которое, по преданию, было завернуто тело нашего Спасителя. И церковь при этом настаивает, чтобы результаты исследования плащаницы были представлены общественности. Она предлагает ученым работать с чувством внутренней независимости и в то же время со вниманием к чувствам верующих».

Однако многие верующие относятся к Туринской плащанице как к святой реликвии. К выставке 1998 года было опубликовано несколько книг, авторы которых старались доказать подлинность покрывала в смысле его причастности к биографии Христа. Эти исследователи называют плащаницу словом «синдон», а себя - синдонологами. «Синдон» - слово греческого происхождения, изначально означавшее кусок ткани, который можно использовать и как плащаницу, что отличает ее от лицевого платка для вытирания пота. (Другое толкование этого названия - по предполагаемому месту происхождения плащаницы, которое называлось Сидон.) Среди сторонников подлинности плащаницы основную роль играет группа STURP (Shroud of Turin Research Project - проект исследования Туринской плащаницы) из США, созданная в 1970-х годах Джоном Джексоном и Эриком Джампером.

Синдонологи считают, что после снятия с креста Иисуса положили на покрывало, в которое затем и завернули. Поэтому контур тела отпечатался на холсте. Профессор теологии из Зальцбурга Вольфганг Вальдштейн предлагает другое объяснение. Он утверждает, что Христос «оставил своей церкви образ: поскольку тогда не существовало фоторепортеров, он сотворил чудо. В момент своего воскрешения в пасхальное утро он произвел вспышку света, вспышку огромной энергии».

Для доказательства того, что на покрывале изображен именно Иисус Христос, синдонологи ссылаются на большое количество признаков, которые согласуются с библейскими сведениями. Поклонники плащаницы также указывают на другие предметы с изображением Христа, которые существовали до XIV века: монеты, медальоны... Они убеждены: сходство изображенных ликов Христа доказывает, что еще до XIV века Туринская плащаница использовалась как оригинал для изготовления монет и других произведений искусства.

Однако скептики с этим не согласны. Если внимательно приглядеться, говорят они, то сходство старинных изображений Христа с отпечатком на плащанице не так уж велико. Единственное совпадение состоит в том, что везде изображен длинноволосый, бородатый мужчина. Кроме того, возникает вопрос: а не было ли само покрывало создано по какому-либо художественному оригиналу? Иными словами, все совпадения можно объяснить общностью традиций и стремлением к их сохранению. Еще великий теолог Августин жаловался, что нет никакой возможности узнать, как выглядел Иисус. С течением времени представление художников об облике Христа менялось. До III века Иисуса изображали с короткими волосами и без бороды. И только позже появились изображения бородатого, длинноволосого Христа. Изображение на Туринской плащанице довольно точно соответствует традициям искусства XIV века. Тот факт, что в то время были модны одноцветные изображения, усиливает предположение о том, что здесь мы имеем дело с работой художника.

Разумеется, искусствоведческий анализ - дело тонкое и неоднозначное. Тем не менее такой анализ был проведен итальянской комиссией, созданной в 1973 году. Она пришла к заключению, что это «работа художника». Искусствоведы считают, что внешний вид изображения на плащанице соответствует представлениям, принятым после 1300 года. С ними соглашаются историки; они отмечают, что в библейские времена евреи хоронили своих покойников со скрещенными на груди руками. Руки, сложенные на гениталиях, как изображено на плащанице, впервые появились на картинах с XI века и были уступкой стыдливости того времени. Покойников во времена Христа хоронили голыми, обрезанными и бритыми, что тоже не соответствует изображению на плащанице.

ТЕХНИКА ИЗОБРАЖЕНИЯ

Вопрос о том, как получено изображение, безусловно, важнейший. Исследования в этом направлении начались более ста лет назад. Член городского совета Турина, адвокат и фотограф-любитель Секондо Пиа сфотографировал 28 мая 1898 года туринское полотно с помощью камеры на пластинки размером 50(60 см. Проявляя пластинки в фотолаборатории при красном свете, он заметил ошеломляющий эффект: на негативе все детали были видны гораздо отчетливее, чем на позитиве. Сам негатив выглядел как позитивный снимок, что говорит о том, что изображение на плащанице как раз и является негативом. Многие современники не доверяли Пиа и считали молодое фотоискусство шарлатанством. Но в наши дни открытие Пиа служит у синдонологов основным аргументом сверхъестественности плащаницы.

Эффект негатива можно объяснить и не привлекая сверхъестественные силы. Техника рисования, известная как «негативное изображение», использовалась в Средние века. Каждый знает, что если к монете прижать бумагу и потереть ее карандашом, то можно получить «негатив» монеты. Если как «позитив» использовать барельеф (или же реальное человеческое тело), то получение такого изображения существовавшими тогда средствами выглядит вполне вероятным. Однако изображение на Туринской плащанице не является подлинным негативом. Если бы это был настоящий негатив, то темные волосы и кровь должны были выглядеть на негативе светлыми.

Кроме того, если принять гипотезу, что Туринская плащаница действительно зафиксировала подлинное тело Христа, то в глаза бросается ряд нелепостей:

Когда покрывало лежит на теле человека, оно прилегает к поверхности тела. Следовательно, если снять и разложить покрывало, привычные пропорции тела будут на изображении искажены. Например, отпечаток на той части, которая обволакивает лицо, будет шире лица, каким мы видим его спереди. Но на плащанице нет таких искажений;

Совершенно отсутствуют пустые места, которые должны появляться из-за складок. Изображение слишком гладкое для того, чтобы быть подлинным;

Отпечаток окровавленных ступней на покрывале геометрически не соответствует положению ног. Ступни лежащего человека обычно направлены пальцами вверх, а здесь ступни подошвами стоят на покрывале, и тогда колени должны быть согнуты;

Волосы человека, изображенного на Туринской плащанице, не спадают вниз, как это бывает у лежащего человека, а обрамляют лицо, как на картинах;

Руки и пальцы различной длины; так, одна рука на 10 см длиннее другой;

Кровь течет так, как это бывает на картинах второразрядных живописцев: по небольшой канавке, и не сворачивается, что было бы естественно. Тот, кому хоть раз попадала кровь на одежду, знает, какие при этом образуются пятна. Со временем они чернеют. А «кровь» на покрывале все еще красная.

В книге «Иисус умер не на кресте» (1998) журналисты Э. Грубер и Х. Керстен попытались привести экспериментальные доказательства того, что изображение могло быть получено методом «выпаривания». Керстен, побывав в сауне, намазался маслом и лег под полотняное покрывало. Появился отпечаток одной стороны его тела, однако без черт лица. Судя по фотографиям, приведенным в книге, на отпечатке ясно видно, что он снят с трехмерного оригинала, например, заметно определенное расширение в области бедер. На Туринской плащанице признаков «трехмерности» нет.

КРОВЬ ИЛИ КРАСКА?

Этот вопрос многие считают важнейшим, однако он же и наиболее запутанный. Два химических анализа ткани и вещества на ней были предприняты с согласия католической церкви еще в 1970-е годы. Первый анализ провела итальянская комиссия в 1973 году и пришла к заключению, что это «работа художника». На ткани обнаружили красноватое гранулированное вещество. Все специальные тесты на кровь дали отрицательный результат.

Во время проведения второго анализа, в 1978 году, эксперты наложили 32 клеевые полоски на покрывало и затем осторожно их содрали: 14 полосок были взяты из областей плащаницы, расположенных вокруг изображения Иисуса, 12 полосок приклеены к самому изображению, а 6 - на «кровавые» пятна. Полоски разрезали на две части, и один набор отдали микроаналитику Уолтеру МакКрону, а другой - Рею Роджерсу, которые исследовали частички вещества и волокна покрывала, прилипшие к полоскам.

МакКрон не обнаружил следов крови. Зато ему удалось найти окись железа (железистую охру) и киноварь. Этот второй компонент старые мастера получали из сернистой ртути и использовали как алый пигмент. Железистая охра присутствует только в области самого изображения, и ее нет в контрольных областях покрывала. А краска из сернистой ртути встречается исключительно в «кровавых» областях. Тот факт, что в живописи XIII и XIV веков киноварь часто использовалась для изображения крови, усиливает предположение о покрывале как о произведении искусства. Все это укрепило МакКрона во мнении, что покрывало побывало в мастерской художника. Но поскольку он считал возможным античное происхождение покрывала, то сделал вывод, что краску использовали дополнительно для более выразительной реставрации пожелтевших пятен, оставленных телом на покрывале. В своей книге «Судный день Туринской плащаницы», вышедшей в 1999 году, МакКрон приводит следующий курьезный случай: его жена, тоже исследователь, изучала клеевую полоску с одной старой французской картины. Результаты ее анализа оказались так похожи на результат анализа плащаницы, что МакКрон вначале предположил, что жена случайно перепутала в лаборатории свои полоски с полосками с плащаницы. Ведь исследуемая картина была как раз из той страны, где в XIV веке внезапно появилась Туринская плащаница. Факты постепенно склонили МакКрона к мысли, что плащаница - искусственное изделие.

Однако работы по химическому анализу плащаницы продолжались: Виктор Трион из Техасского университета в 1998 году заявил, что обнаружил кровь на Туринской плащанице. Ранее об этом же заявляли Алан Адлер и Джон Геллер, члены группы STURP. Фактически они представили доказательства наличия железа и белка на ткани. Но эти субстанции входят в состав темперы, водорастворимой краски, при изготовлении которой использовали яичные желтки и железосодержащие пигменты. Решающим здесь является то обстоятельство, что на ткани не удалось найти никаких других существенных составляющих крови, например калия, которого в крови в три раза больше, чем железа. Правда, позже появились сообщения, что на покрывале найдены следы ДНК. Наличие ДНК может, конечно, свидетельствовать в пользу наличия крови, но это очень слабый свидетель. После того как столько людей на протяжении столетий имели дело с покрывалом, было бы чудом, если бы на нем не осталось никаких следов прикосновения человека.

Думаю, вы согласитесь со мной, что история исследований туринского покрывала захватывает как истинный детектив. В ней скрестились тончайшие научные методики физиков, биологов и даже ботаников: исследуются ткань, красители и мельчайшие частицы цветочной пыльцы, застрявшие в нитях ткани и способные указать маршрут путешествия полотна. Из огромного количества публикаций сложно выделить надежные и непредвзятые, поскольку на исследования влияет напряжение, связанное со столкновением интересов фанатиков и ученых, церкви и науки. Изложенное выше - лишь малая часть того, что я узнал о Туринской плащанице за короткое время моего к ней интереса. Любой, кого привлекают подробности ее истории, без труда найдет их в литературе. А если воспользоваться Интернетом и набрать в поисковой системе два слова - «Туринская плащаница», то компьютер обрушит на вас мегабайты информации. Цель этой моей статьи в ином...

При первом же знакомстве с «туринской проблемой» я, как нормальный выпускник физфака МГУ, сразу же спросил себя: «Неужели нельзя объективно измерить возраст полотна и таким образом попытаться единым махом решить проблему фальсификации? Если полотну не 2000 лет, то никакой связи с библейскими историями у него нет - это подделка. А если ему 2000 лет, то это действительно уникальный исторический памятник, достойный внимания и глубокого изучения». Задав себе этот вопрос, я быстро обнаружил, что не один я «такой умный»: именно проблема возраста туринского полотна считается сейчас важнейшей и привлекает внимание как серьезных, так и не вполне серьезных ученых.

ВОЗРАСТ ПОЛОТНА

Современные научные методы предлагают много способов датировки исторического памятника: физико-химический, археологический, искусствоведческий, теологический (соотнесение библейских текстов с изображением на полотне) и другие. Но мне, как естествоиспытателю, наиболее надежным кажется именно физико-химический радиоуглеродный метод, основанный на распаде радиоактивного изотопа углерода и давно принятый на вооружение историками и археологами. Суть его такова. В земной атмосфере атомы углерода присутствуют в виде трех изотопов: 12 С, 13 С и 14 С. Легкие изотопы 12 С и 13 С стабильны, а тяжелый изотоп 14 С радиоактивен, время полураспада составляет 5730 лет. Однако его содержание в атмосфере Земли сохраняется приблизительно постоянным (один атом 14 С на 1000 млрд атомов 12 С), поскольку изотоп 14 С постоянно образуется в атмосфере из атомов азота под действием космических лучей. Растения, животные и другие организмы, поддерживающие газовый обмен с атмосферой, усваивают 14 С и при жизни содержат его примерно в той же пропорции, что и земная атмосфера. Но когда организм умирает, его обмен с атмосферой прекращается, 14 С больше не поглощается тканями и его содержание начинает медленно уменьшаться в результате радиоактивного распада. Если измерить в образце соотношение 14 С и 12 С, то можно определить возраст образца, точнее, время, прошедшее с момента его смерти. Чем меньше осталось атомов 14 С, тем старше объект.

Разумеется, детальная технология применения метода не так проста. В принципе, если бы было известно первоначальное содержание 14 С, можно было бы прямо вычислить возраст образца, исходя из закона радиоактивного распада. Но сначала следует убедиться, что образец не загрязнен более поздним углеродом. Затем нужно учесть, что атмосферное содержание 14 С колеблется, поскольку жесткое космическое излучение непостоянно; к тому же имеются переменные источники углерода (например, вулканы, а в современном мире - сжигание угля и нефти), влияющие на относительное содержание 14 С. Чтобы избавиться от этих неточностей, проводят калибровку метода с помощью древесных образцов, возраст которых точно известен по их годичным кольцам.

Таким образом, определение возраста происходит в три этапа:

1. Образец очищают от случайных, более поздних примесей.

2. Измеряют содержание изотопов углерода и с помощью закона распада вычисляют так называемый радиоуглеродный возраст (привязанный к 1950 году), который исчисляется в величинах «yr.BP» (years before present - лет до настоящего времени). Но этот радиоуглеродный возраст не рассматривается как истинный возраст образца, а выступает лишь как мера содержания 14 С. И при этом не имеет значения, что вместо реального времени полураспада 5730 лет используется так называемое время полураспада Либби (по имени создателя этого метода Уилларда Либби), принятое равным 5568 годам.

3. По радиоуглеродному возрасту с помощью калибровочной кривой определяют календарную дату образца, которая приводится в привычных значениях: годах нашей эры или до нашей эры.

Все эти детали давно известны специалистам; соотношение изотопов откалибровано по всей исторической шкале времени с использованием уверенно датированных образцов, в том числе и исторических памятников. Принципиальных проблем радиоуглеродный метод не имеет.

Именно этим методом можно наиболее точно установить возраст льняной Туринской плащаницы, как это делают историки и археологии в отношении всех подобных памятников животного и растительного происхождения. В 1970-е и 1980-е годы ученые неоднократно просили у владельцев плащаницы разрешения на проведение точной датировки. Однако им отказывали под тем предлогом, что для проведения исследования нужно было использовать большое количество ткани покрывала. Действительно, в те годы измерение изотопа 14 С проводили традиционным методом, определяя радиоактивность образца с помощью счетчика распадов. Но поскольку активность невелика, требовались образцы относительно большой массы: применительно к текстилю - 20-50 граммов, причем ткань пришлось бы измельчить. Однако затем соотношение изотопов стали определять методом масс-спектрометрии, основанным на разделении отдельных атомов в электрическом и магнитном полях. Чувствительность масс-спектрометрии очень высока, поэтому достаточно иметь полоску ткани размером 7(10 см, чтобы провести 12 измерений. Это обстоятельство облегчило принятие католической церковью в 1988 году решения об определении возраста плащаницы.

Первоначально для исследований выбрали семь лабораторий. Их перечень зафиксирован в так называемом Туринском протоколе. Однако затем начались трения между учеными и священнослужителями, и число лабораторий сократили до трех. У исследователей возникли опасения, что возможные случайные ошибки при исследовании одного из образцов дадут повод сомневаться в надежности исследований (семь образцов значительно повысили бы достоверность). К счастью, во всех трех лабораториях были получены близкие результаты, из которых следовало, что покрывало возникло в период между 1260 и 1390 годами. К этому мы еще вернемся.

Однако из-за отклонений от Туринского протокола, на которых настояла церковь, была изменена процедура отбора образцов. Ученым не разрешили присутствовать при взятии ткани, не была проведена непрерывная и документированная идентификация образцов, процедура не фиксировалась фотокамерой. Все это неизбежно привело к возникновению сомнений. Хотя опасение, что случайное отклонение, полученное в одной из трех лабораторий, поставит под вопрос общий результат, не оправдалось, отсутствие безукоризненно выполненного протокола исследования все же дает повод для различных спекуляций (см. таблицу 1).

Но вернемся к исследованию. Итак, образец плащаницы размером в несколько квадратных сантиметров разделили на три части и отправили в три независимых научных учреждения: в лабораторию геофизики Аризонского университета (США); в лабораторию археологии и истории искусства Оксфордского университета, выполнившую эту работу совместно с исследовательской лабораторией Британского музея (Великобритания); а также в Институт физики в Цюрихе (Швейцария). В каждой из этих лабораторий образцы поделили еще раз, очистили разными способами и проанализировали их углеродный состав. Всего было сделано 12 измерений. Сравнение результатов трех лабораторий дало радиоуглеродный возраст 691 % 31 yr.BP (см. таблицу). Календарный возраст, полученный с помощью калибровочной кривой, свидетельствует: с 95%-ной вероятностью время происхождения образцов лежит между 1262 и 1312 или 1353 и 1384 годами (здесь проявилась объективная неоднозначность калибровочной кривой). Возраст 2000 лет при этом практически исключается. Напомню, что наиболее ранние надежные сведения о плащанице датируются приблизительно 1355 годом. Средневековое происхождение плащаницы ни у кого из участников радиоуглеродной датировки не вызывает сомнений. Результат убедительно подтверждает гипотезу о том, что Туринская плащаница - работа художника XIV века. Казалось бы, научное исследование плащаницы на этом должно завершиться; но, как выяснилось, точку в этой истории ставить рано.

МОЖНО ЛИ СОСТАРИТЬ ТУРИНСКУЮ ПЛАЩАНИЦУ?

Собравшись написать о последних научных исследованиях этого исторического памятника, я не предполагал, что мне придется вести заочный спор со светилами российской криминалистики. Впрочем, спором это назвать трудно. Судите сами...

В журнале «Вестник Российской академии наук» в 2001 году была опубликована статья «К вопросу о датировании Туринской плащаницы». Ее авторы: Фесенко Анатолий Владимирович - доктор технических наук, начальник Института криминалистики; Беляков Александр Васильевич - руководитель Российского центра Туринской плащаницы; Тилькунов Юрий Николаевич - кандидат химических наук, начальник отдела Института криминалистики; Москвина Татьяна Павловна - кандидат химических наук, начальник отдела Министерства юстиции РФ. В этой статье выражено сомнение в точности радиоуглеродного датирования плащаницы, выполненного специалистами Англии, США и Швейцарии.

Авторы статьи указывают, что пострадавшая от пожара 1532 года плащаница, по историческим данным, подверглась реставрации, в процессе которой ее могли пропитывать растительными маслами и таким образом привнести в ее состав свежий органический материал, способный существенно изменить соотношение изотопов углерода, а следовательно - уменьшить ее радиоуглеродный возраст. Наши криминалисты экспериментально показали, что методика подготовки образцов плащаницы к радиоуглеродному исследованию, использованная, в частности, специалистами Оксфорда, не обеспечивает полного удаления из ткани плащаницы высохшего растительного масла. Если в ткань было внесено от 7,0 до 15,6% масла (по отношению к ее начальной массе), то после обработки в ней еще могло остаться от 1,8 до 8,5% масла. Этот результат выглядит вполне правдоподобно, хотя о точности чисел я судить не могу. Однако далее авторы статьи утверждают, что даже 5-7% масла достаточно, чтобы «сдвинуть» радиоуглеродную дату изготовления плащаницы с «начальной» (коей авторы a priori считают год распятия Иисуса Христа) к средневековой дате, полученной в указанных выше зарубежных лабораториях.

Согласитесь - потрясающий результат! Неужели специалисты трех мировых центров «проморгали» этот возможный источник ошибки? Разумеется, нет: достаточно открыть их работы, чтобы увидеть - они учли эту возможность. Перечисляя различные источники ошибок, влияющих на точность радиоуглеродной датировки, они указывают, что при измерении текстильных образцов главная опасность состоит в загрязнении, особенно жиром, маслом или копотью более позднего, чем сам образец, происхождения. Тот факт, что разные пробы в каждой лаборатории были очищены разными способами (в том числе ультразвуком), а результаты отдельных измерений хорошо согласуются друг с другом, говорит о незначительной роли загрязнения. Кроме того, если плащаница изготовлена в I веке, то даже 10%-ное ее загрязнение маслом в 1532 году дает ошибку в возрасте около 280 лет, то есть «омолаживает» плащаницу до III-IV веков н.э., но никак не до XIV века. Если же ткань изготовлена в XIV веке, то 10%-ное загрязнение маслом в XVI веке уменьшило бы ее радиоуглеродный возраст всего на 40 лет. И наконец, чтобы омолодить плащаницу на 1300 лет - с эпохи Иисуса Христа до середины XIV века, - необходимо пропитать ткань таким количеством масла, вес которого в несколько раз больше, чем вес самой ткани. А это очевидный нонсенс.

Так в чем же состоит находка российских криминологов? Как им удалось омолодить плащаницу на 13 столетий при помощи не более чем 7%-ного ее загрязнения маслом? А очень просто: они сделали это путем грубейшей математической ошибки, написав уравнение соотношения изотопов в такой форме, как будто бы в момент загрязнения в ткань плащаницы попадал только радиоактивный изотоп углерода 14 C, а не природная смесь всех изотопов углерода! Трудно поверить, что это случайная ошибка. Исходя из этого уравнения, авторы рассчитывают, какова была бы радиоуглеродная дата рождения плащаницы, созданной в начале I века, если бы неучтенное загрязнение маслом составило определенный процент (см. таблицу 2).

Мы неслучайно выделили загрязнение в 8,7%; как видим, именно при таком содержании неотмытого масла, по расчетам наших криминологов, радиоуглеродный возраст плащаницы совпал бы с датой ее загрязнения. Не надо быть большим ученым, чтобы понять: подобное омоложение возможно лишь в том случае, если вещество древней ткани полностью замещено свежим органическим веществом производства 1532 года. Полностью, а не на 8-9%. Последние же столбцы таблицы выглядят полной фантастикой: при 11,5%-ном загрязнении, произведенном в XVI веке, ткань плащаницы должна быть изготовлена в наши дни! Ну а затем уже она попала в эпоху Иисуса Христа... Тут без машины времени не обойтись!

По правде говоря, мне жаль, что нашим криминалистам не удалось сказать своего слова в мировой «плащаницелогии». Ведь среди них наверняка есть грамотные специалисты, и задача для них, безусловно, интересная. Но как опытные эксперты не могли не заметить своей столь очевидной оплошности? Не буду гадать, я астрофизик, а не сыщик.

Ради объективности можно вспомнить, что в дискуссии вокруг плащаницы промахи и даже подвохи допускались и раньше. Например, в 1989 году физик Томас Филлипс из лаборатории высоких энергий Гарвардского университета предположил, что в момент воскресения Христа его тело испустило мощный импульс тепловых нейтронов (а почему бы и нет - что мы знаем о физике воскресения?). При этом некоторые ядра изотопа 13 С, захватывая нейтроны, могли превратиться в ядра 14 С, «омолодив» таким образом ткань плащаницы с точки зрения радиоуглеродных исследований. Хотя всем было ясно, что эта идея относится к разряду «Физики шутят», она была тщательно проанализирована специалистами. Были найдены аргументы, например нормальный изотопный состав других химических элементов ткани, полностью отвергающие эту гипотезу.

Иногда слышны упреки, что, мол, серьезные ученые пытаются отмахнуться от проблемы Туринской плащаницы, что наука не способна разгадать природу этого исторического памятника. Это странно слышать: любой документ XIV века (и уж тем более I века!) бесконечно ценен для науки, для истории культуры. Именно поэтому так придирчиво стремятся ученые установить его подлинность. Установить истинную, а не мифическую историю Туринской плащаницы - цель научного исследования. К сожалению, этот памятник культуры в полной мере так и не попал в руки ученых. Но и о том немногом, что удалось сделать квалифицированным исследователям, некоторые «комментаторы» упоминают вскользь или с явными искажениями. Уверен, со временем тайна Туринской плащаницы будет разгадана: ученые раскрывали и не такие тайны!

ЛИТЕРАТУРА

Арутюнов С., Жуковская Н. Туринская плащаница: отпечаток тела или творение художника // Наука и жизнь, 1984, № 12, с. 102.

Лик на плащанице // Наука и жизнь, 1996, № 5, с. 49.

Сурдин В. Г. Ошибка при решении элементарной задачи// Вестник РАН, 72, 2002, № 6, с. 543-544.

Туринская плащаница - творение художника// Наука и жизнь, 1989, № 3, с. 157.

Фесенко А. В., Беляков А. В., Тилькунов Ю. Н., Москвина Т. П. К вопросу о датировании туринской плащаницы // Вестник РАН, 2001, № 10, с. 915-918.

Черных Е. Н. Биокосмические «часы» археологии // Природа, 1997, № 2, с. 20-32.

Damon P. E., Donahue D. J., Gore B. H., Hatheway A. L., Jull A.J.T., Linick T. W., Sercel P. J., Toolin L. J., Bronk C. R., Hall E. T., Hedges R.E.M., Housley R., Law I. A., Perry C., Bonani G., Trumbore S., Woelfli W., Ambers J. C., Bowman S.G.E., Leese M. N., Tite M. S. Radiocarbon Dating of the Shroud of Turin // Nature, 1989, v. 337, p. 611-615.

G ove H . E . Relic, Icon or Hoax - Carbon Dating the Turin Shroud. - Institute of Physics Publishing. London, 1996.

Gruber E. R., Kersten H. Das Jesus-Komplott. - Langen Mueller, Muenchen, 1992.

Nickell J. (1998a) Inquest on the Shroud of Turin.- Latest Scientific Findings. Prom. Books., Amh., NY.

Одна из самых загадочных религиозных реликвий – Туринская плащаница – с момента своего появления не дает покоя ученым. Это уникальный феномен не только в контексте христианского учения, но и с научной точки зрения – ведь это одно из немногих материальных подтверждений существования Иисуса Христа. В том случае, конечно, если плащаница на самом деле была его погребальным саваном, а не подделкой позднейшей эпохи. Поэтому на сегодняшний момент существует огромное количество попыток доказать либо опровергнуть научным путем ее подлинность.


Для верующего человека усомниться в подлинности плащаницы – это святотатство, для ученого сомнения – единственный способ докопаться до истины. Поэтому попытки рационального постижения иррациональных фактов продолжаются до сих пор. Впервые о плащаницах заговорили в эпоху Средневековья – тогда мошенники, пользуясь доверчивостью верующих, пытались на ней нажиться. В качестве священных реликвий предоставлялись кусочки ковчега Ноя, волоски из его бороды, больше 40 плащаниц – и в результате все эти предметы оказывались подделками.


Туринская плащаница представляет собой продолговатый кусок льняного полотна, который хранится в серебряном ковчеге над алтарем собора святого Иоанна Крестителя в Турине, на севере Италии. По центру полотна явственно проступают коричневатые пятна, которые сливаются в изображение лежащего мужчины. На фотографиях изображение проступает более отчетливо, особенно на негативах – дело в том, что оно само представляет собой негатив: затемненные участки, например, глазницы, выглядят на нем светлыми, и наоборот. Каким образом это необычное «фото» попало на ткань и самое главное – когда?


Более 400 лет плащаница хранится в Турине, до этого она находилась во Франции. До XIV в. история этой реликвии остается загадкой. Чтобы установить ее точный возраст, ученые прибегли к спорово-пыльцевому анализу. Выяснилось, что пыльца с плащаницы принадлежит растениям, произрастающим в Италии, Франции, Турции и Палестине. А самое удивительное – то, что были обнаружены и 7 экземпляров пыльцы солелюбивых растений, которые встречаются в районе Мертвого моря – там, где был распят Христос.


Кроме отпечатанного изображения человека, на плащанице были выявлены следы крови. Их изучение под рентгеновскими и ультрафиолетовыми лучами подтвердило, что это действительно кровь. Спектральный анализ показал наличие железа, калия, хлора и следы гемоглобина.


На микрофотографиях и под микроскопом следы крови выглядят реальными – то есть так, как если бы сгустки коричневого или красного цвета были оставлены недавно. Химический анализ установил, что кровь принадлежит мужчине.


Исследования доказали, что плащаница – это не рисунок, так как на ней почти не обнаружено красящих пигментов. А если бы изображение наносилось маслом, оно бы пропитало ткань насквозь. Ткань плащаницы по характеру плетения нитей принадлежит к эпохе античности, что доказал радиоуглеродный метод.


В 1976 г. было впервые получено компьютерное трехмерное изображение человека по следам на плащанице. В 1988 г. было разрешено отрезать от плащаницы три лоскутка для исследований в университетах Цюриха, Аризоны и Оксфорда. Все три лаборатории были единогласны: радиохронологический анализ датирует возраст ткани XIII-XIV вв. Но инфраскрасная спектроскопия опровергла результаты этих исследований.


Кроме методов точных наук, применялась также методика гуманитарных. Интерпретация текстов канонических евангелий и апокрифов позволяет установить, что почти во всех текстах упоминается саван, которым обернули тело Христа. То есть плащаница на самом деле существовала. Искусствоведы также обращают внимание на разительное сходство облика на саване с традиционным изображением лика Христа, которое с VI в. на иконах стало унифицированным: продолговатое лицо, прямой нос, борода, глубокие глазницы, широкий лоб. До VI в. Иисус изображался по-разному. Есть версия, согласно которой Туринская плащаница была впервые обнаружена именно в этом веке. К тому же, средневековые источники упоминают об именно таком лике Христа на плащанице.


В поддельности плащаницы заставляет усомниться тот факт, что следы от кровоточащих ран здесь находятся не на ладонях, как это принято в иконописной традиции, а на запястьях, что соответствует древнеримским обычаям. Если бы изображение на плащанице копировалось с икон, а не наоборот, то раны наверняка были бы в районе ладоней. Наверное, человечество никогда не устанет пребывать

Загрузка...
Top