Вырезание из дерева различных фигур для начинающих. Михаил Давыдович Ильяев Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей и животных, посуду, статуэтки

Приступать к такому делу, как создание деревянных скульптур своими руками, лучше с разных миниатюрок. Это простейший и наиболее доступный вариант резьбы по дереву. Ему может научиться каждый, и он менее требователен к исполнению. При этом именно миниатюрной резьбе уделяют меньше всего внимания в учебных пособиях, а нередко о ней и вовсе отсутствует всякая информация. Мы постараемся исправить эту проблему.

Резная миниатюра представляет собой объемную скульптуру размерами от 1 до 13 см. Делать это лучше при помощи специальных инструментов, хотя также можно использовать обычный нож для объемной резьбы. Конечно, это не очень удобно и достаточно затратно по времени.

Выбор материала

Для резных миниатюр вы можете использовать разные породы дерева, среди которых популярны следующие:

  • печеная береза;
  • кипарис;
  • яблоня и пр.

Вам повезло, если в руки к вам попадет лесной орех или лещина обыкновенная. Даже такие породы, как черный палисандр, самшит и эбен не следует сбрасывать со счетов, хотя резьбе они поддаются с трудом.


Именно твердые породы прощают резчику-новичку неточные движения, в то время как поделки из мягкой древесины можно запросто загубить любым небрежным резом.

С чего начинают?

Итак, материал подготовлен, инструмент наточен, а значит можно начинать резьбу. Первым делом в руки надо взять карандаш, а не нож. На листе бумаги следует набросать один или несколько эскизов фигурки. При этом не переусердствуйте и не проявляйте чрезмерные художественные таланты. Просто сделайте простые контурные наброски.


После выбора понравившегося варианта нужно снова взять в руки карандаш. На этот раз он потребуется для нанесения на заготовку контуров. Учтите, что делать этот при работе нужно будет неоднократно. Чтобы линии были лучше заметны, обведите их фломастером.

В зависимости от степени сложности фигуры надо выбрать подходящий инструмент и начать работу. По контуру следует сделать срез. При необходимости снова нанесите контур и сделайте срез. Затем еще и еще, до тех пор, пока заготовка не примет нужную форму.

На следующем этапе надо начать постепенно вырезать мелкие детали. Если вы сомневаетесь в том, что вам удастся сделать это без предварительной разметки, не рискуйте, а снова используйте фломастер или карандаш, а затем продолжайте резать.


После прорезания всех деталей фигурки нужно слегка зачистить изделие наждачкой, а затем покрыть подсолнечным маслом или сварить в нем. Масло полимеризуется, и деревянная поверхность получит надежную защиту от грязи и влаги.

Обработка дерева

Завершенный вид деревянные фигурки обретут после тщательной обработки. Существуют разные способы, в зависимости от того, какой материал вы используете для покрытия дерева. Это могут быть:

  • морилки;
  • лаки;
  • масла и пр.


Морилка

Береза, ель, липа, осина, клен и тополь нуждаются в дополнительной тонировке, поэтому лучше покрывать их морилкой. Отметим, что морилок существует очень много, начиная анилиновыми красителями, которые можно найти в продаже, и заканчивая средствами из аптечки – марганцовкой и йодом, разведенными в воде.

Рецептом приготовления морилки в домашних условиях очень много. Их можно запросто найти в руководствах и справочниках для плотников и столяров. Ниже мы рассмотрим примеры наиболее доступных из них.

Водную морилку можно сделать, налив в небольшую емкость (например, стаканчик от йогурта) воды дол половины, а затем добавив в него несколько капель йода. При помощи белой чистой бумаги и кисточки проверьте получившийся цвет. Если тон ненасыщенный, добавьте еще йода и добейтесь подходящего оттенка.


Один слой такой морилки придаст изделию медово-желтый цвет. Три-четыре слоя придадут поверхности оранжевый, охристый цвет. Таким же способом приготавливается коричневая морилка, но вместо йода используют марганцовку.

Для приготовления спиртовой морилки вам потребуется недорогой растворимый кофе. В стакан от йогурта насыпьте столовую ложку напитка и растворите его столовой ложкой кипятка. Долейте стаканчик спиртом до половины и тщательно перемешайте.

Такой морилкой вы можете покрывать объемную резьбу или доски с рельефами. Если вы покроете водной морилкой рельефную доску, у вас могут возникнуть проблемы: дерево иногда выгибается после просушки. Для возвращения материалу формы доску снова нужно смочить водой и перевернуть. Древесина выправится, но не перестарайтесь с водой. Обилие воды выгнет дерево в обратную сторону – учтите это.

Чтобы научиться использовать морилку, возьмите доску с рельефом и нанесите на нее первый слой средства. После высыхания морилки вы увидите, что в местах, где изделие было плохо обработано шкуркой или где остался нечистый рез, появились шероховатости. Такое явление называют поднятием ворса. Уберите его шкуркой или срежьте.


Нанесите еще один или несколько слоев морилки. Не смущайтесь – когда состав высохнет, морилка потеряет цвет. когда будете обрабатывать фигурку лаком или подсолнечным маслом, цвет восстановится.

Полностью подсохшее изделие покройте подсолнечным маслом. Оно может выявить ваши недоделки, но не пугайтесь. В местах нетщательной обработки поверхность может побелеть. Дошкурьте и дорежьте.

Подсолнечное масло не защищает изделие от влажности, поэтому покройте фигурку лакоми ли сварите в масле.

Лаки бывают разными:

  • масляные;
  • пентафталевые;
  • нитролаки и пр.

Важно, чтобы состав был бесцветным. Магазинный лак, как правило, имеет густую консистенцию, похожую на кисель. Его следует разбавлять простым растворителем до водообразного состояния.


Для пентафталевого лака нужно использовать скипидар вместо растворителя, для нитролака ацетон. Существуют также особые растворители. Для определения, какой именно вам требуется, читайте этикетку на бутылке.

Небольшую фигурку вы можете окунуть в лак, а на большое изделие нанесите лак жесткой кисточкой или поролоновым тампоном. Не забывайте, что нитролак нельзя наносить тампоном, так как он просто растворится.

В масле варят обычно твердые вязкие породе древесины:

  • береза;
  • груша;
  • яблоня.

Березовую сувель после варки получает коричневые разводы, отливающие золотом. Слива, сваренная в масле, становится похожа на черное дерево.

Варить фигурку в масле очень просто. Масло ставят на огонь и разогревается в течение пяти минут, а затем в него опускают поделку. Там она должна плавать до готовности. Если фигурок много, варите их отдельно друг от друга, меняя масло. В противном случае, масло может загореться и вызвать проблемы.


Продолжительность варки может быть различной – от 5 до 25 минут. Все зависит от того, чего вы хотите получить в результате. Важно придерживаться одного правила: чем дольше варите дерево, тем оно темнее станет. Лучше не засекайте время, а следите за изменением цвета. Получив нужный результат, вытащите фигурку и начните варить новую.

Сваренные фигурки снова обработайте наждачкой, доведя поверхность до блеска.

Когда не нужна морилка

Существуют случаи, когда необходимости в использовании морилки нет:

  1. Если фигурка вырезана из ценной или красивой породы древесины. Например, кипарис можно лишь покрыть лаком. В крайнем случае, когда требуется более яркий тон, можете покрыть изделие маслом.
  2. Не наносите никаких покрытий на эбеновое черное дерево, так как вы испортите материал. Просто обработайте изделие, отполировав сухим хвощом.

Помните, что не нуждающиеся в морении поделки надо сразу обработать маслом, которое усилит цвет древесины и подчеркнет текстуру.

Умелые руки способны творить чудеса. Тем, кто еще не сделал первых шагов в этом направлении, но очень хочет попробовать, предлагается начать с более простых вариантов. Незамысловатые фигурки из дерева помогут приобрести начальные навыки обращения с таким интересным и податливым видом материала.

Подготовительный этап

Перед тем как вырезать из дерева фигурку, следует определиться с ее внешним видом. Идеи могут быть разными. Порой образ возникает после прочтения интересной книги, похода на фильм или выставку, а большое количество информации может привести к созданию собственной оригинальной идеи. Учитывается и вариант полного копирования уже созданных мастерами работ.

Идея требует создания эскиза. Его можно воплотить на бумаге в виде незамысловатых набросков. Рекомендуется учитывать размеры и четко намечать детали. Это значительно упростит процесс и позволит сделать его поэтапным. Уже опытные мастера начинают работу с непосредственной обработки дерева, изделие с простыми формами требует минимальной детализации и выполняется гораздо проще.

Подбор материала

В соответствии с замыслом следует подбирать и дерево для работы. От его качества полностью зависит конечный результат, поэтому сразу исключите материалы с рыхлыми структурами и отдавайте предпочтение следующим вариантам:

  • липа - один из лучших вариантов для начинающих мастеров, фигурки из дерева данной породы выполнить легче, благодаря мягкой структуре материала, отлично поддается обработке, часто используется для небольшой пластики и орнаментов;
  • осина - схожа по основным характеристикам с липой, еще один хороший вариант для изготовления небольших фигурок;
  • сосна - может слоиться, но, если расположить ее годичные кольца правильно, изделие будет выглядеть особенно эффектно;
  • клен - отличается хорошей плотностью, обработать такую древесину немного сложнее, но из нее особо хорошо получаются миниатюрные фигурки животных, из дерева данной породы часто изготавливают шахматы;
  • дуб - особенно хорош, плотная древесина плохо поддается обработке, но качественно отполированная и покрытая лаком смотрится привлекательно, изделия из данного материала отличаются высокой стоимостью.

Все эти породы дерева мягки в обработке, они не затупят инструмент и позволят изготовить изделие любой формы. Главное, что следует учитывать при выборе материала, - это его качество, он должен быть целым, сухим, не поврежденным гнилью и жуками.


Необходимый инструмент

Перед тем как вырезать из дерева фигурку, необходимо подобрать качественный инструмент. Данный материал при желании можно обработать и при помощи обычного перочинного ножа. Но гораздо проще и приятней работать рядом специализированных приспособлений.

  • Резак - это основной инструмент для всех работ, отличается скошенным коротким лезвием (36 градусов) и применяется для первоначальной грубой обработки.
  • Косяк помогает сформировать нужного вида орнамент, подходит для работ на плоскостях, лезвие обычно скошено на 60 градусов.
  • Стамески - здесь вариантов несколько, они могут быть угловыми, полукруглыми и плоскими, позволяют качественно обработать фигурки из дерева, создавая на них углубленный рельеф.
  • Клепики - важный инструмент для труднодоступных мест, отличается острым окончанием, позволяющим проработать даже самые мелкие детали.

Помимо основного набора, стоит запастись шлифовальной машинкой, рашпилями, буравчиками, дрелью с рядом насадок и пилой. Все эти инструменты значительно облегчат работу и позволят воплотить в жизнь даже самую замысловатую идею.

Рабочий процесс

Подготовив все необходимое, можно приступать к такому ответственному занятию, как резьба по дереву. Фигурки начинаем мастерить с изготовления черновой заготовки, при помощи карандаша наметьте основные части будущего изделия, обрежьте излишки, оставив лишь небольшой запас древесины по краям. Опытные мастера не снимают все излишки сразу, с ними удобней держать фигурку в нужном положении.

  1. В полученной простой фигуре делаем небольшие пропилы, это наметка для последующих работ (туловище, конечности, голова).
  2. Используя резак, начинаем формировать нужные части заготовок, плавно обрезая углы и с каждым разом снимая стружку все тоньше.
  3. Дополнительными резцами формируем все мелкие детали, добиваясь полного сходства с эскизом.
  4. Приступаем к тонкой резьбе, наносим контуры будущих элементов, качественно прорабатываем все углубления. Чем меньше будут фигурки из дерева, тем сложнее будет проработать на них мелкие детали, поэтому для начальных работ стоит подбирать более крупные и простые эскизы.

Уделите особое внимание этапу обработки, именно от него будет зависеть долговечность выполненного изделия. Тщательно отшлифуйте поделку мелкой наждачной бумагой, стараясь не смазать рельефность, нанесите морилку или другое средство для обработки дерева. Сверху фигурка покрывается лаком, защищающим ее от влаги.

Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей и животных, посуду, статуэтки Ильяев Михаил Давыдович

Древесные породы

Древесные породы

Меня часто спрашивают, из какого дерева лучше вырезать – мягкого или твердого? Отвечаю: каждая порода хороша на своем месте. Любое бревно, доска, чурочка (высушенные, без трещин и не гнилые) являются ценным материалом, у каждого из них свои достоинства и красота. Для обучения резьбе хороши мягкие породы: липа, осина, тополь, ольха, каштан, кедр. Их легко обрабатывать режущим инструментом, проще добиться необходимой формы, пластики, рельефа, несложно выполнять завершающую обработку. Твердые текстурные породы с ясно выраженными годичными кольцами, несмотря на трудность обработки, имеют свои преимущества, изделия из них красивы без тонировки, полируются до блеска, прочны и долговечны.

Необходимо помнить: дерево как материал – составная часть будущего произведения, от правильного выбора породы во многом зависит художественный уровень изделия. Можно одну и ту же работу выполнить из разных пород, в итоге мы получим совершенно разные по качеству результаты. Умение правильно использовать материал приходит с практикой.

Итак, дерево. Думаю, несложно отличить по кроне, листьям, коре, плодам хвойные породы от лиственных, а на спиле текстурные от однотонных. Резчику необходимо знать, какие из них мягкие, а какие твердые, какие текстурные, какие нет. На срезе ствола вы можете различить годичные кольца, у живого дерева каждый год их становится на одно больше. Сосчитав количество колец, можно узнать, сколько лет дерево росло. На поперечном срезе ствола у многих пород различают ядро, сердцевину, заболонь, кору (рис. 1.1). Ярко окрашенные породы с четко выраженными слоями называются текстурными.

Рис. 1.1. Торцевое строение древесины (а ); виды срезов (б ): 1 – годичные кольца; 2 – сердцевина; 3 – ядро; 4 – заболонь; 5 – кора, пробковый слой; 6 – поперечный срез (торцевой); 7 – радиальный срез (сердцевинный); 8 – тангентальный срез

Предлагаю внимательно рассмотреть таблицу, в которой даны характеристики наиболее употребляемых для резьбы, а также некоторых редких, но прекрасно себя зарекомендовавших в художественной обработке пород древесины.

Примечание. В графе «Твердость» знаком * обозначены мягкие породы, знаком ** – породы средней твердости, далее по возрастающей; знак ***** обозначает породы особой твердости, которые хорошо обрабатываются напильником, бормашиной, циклей, шкуркой.

Лиственные породы делятся на мелко– (липа, береза, клен, яблоня, ольха) и крупно-сосудистые (дуб, ясень, вяз, ильм). У последних хорошо просматриваются годичные кольца.

Рассмотрим более подробно свойства тех пород, с которыми резчику приходится встречаться в процессе работы.

Липа

Древесина мягкая, одноцветная, светлая, легко обрабатывается режущим инструментом. Широко используется в народной традиционной резьбе, рельефах, орнаментах, мелкой пластике и скульптуре разного размера. Осина почти схожа по характеристике с липой.

Береза

Древесина по слою колкая, хорошо поддается морению и полировке. Для резчика имеет немалую ценность. Применяется разнообразно. В сувелях и капах необычной формы (часто встречаются на березовых стволах), если пофантазировать, можно увидеть неожиданные художественные образы. В промышленности древесина березы ценится в мебельном производстве, идет на изготовление фанеры.

Сосна

Древесина смолистая, мягкая, текстурная, колкая. При сушке, как правило, сильно растрескивается. Красива в обобщенной пластике, полировке. Хорошо проявляет слои после обжига или травления химикатами. В изделиях эффектна при симметричном расположении годичных колец. Это касается всех текстурных пород.

Дуб, ясень

Эти породы имеют близкую по структуре и твердости древесину. Плотная и текстурная древесина красива в обработке, прекрасно полируется, долговечна. Выразительна в крупных работах. Особенно ценится пролежавший многие годы в воде, так называемый мореный дуб.

Ольха

Древесина приятной мягкости, слегка розового тона, легко режется. Удобна для орнаментов, мелкой пластики с подробностями.

Яблоня, груша

Породы твердые, с красивой текстурой. Трудно высушить без трещин. Хороши в мелкой пластике, прекрасно полируются до блеска.

Клен

Древесина плотная и прочная, однотонная. Трудно режется, но хорошо держит детали, пригодна и для миниатюрных, и для крупных работ. Используется для изготовления музыкальных инструментов, в мебельной промышленности, машиностроении.

Рябина

Древесина плотная и прочная, с красновато-бурым ядром и широкой светлой заболонью. Хороша в токарном деле, в малой пластике, полировке.

Лиственница

Древесина твердая, тяжелая, с ярко выраженными слоями, стойкая к гниению, красива в обработке. Хорошо получаются работы обобщенные, без мелких деталей, тщательно полированные.

Кедр

Полное название: кедровая сосна сибирская или кедровая сосна корейская. Напоминают по строению древесины ель, но более стойки к гниению. Древесина мягкая, хорошо режется. Используется в мебельном производстве, изготовлении карандашей, декоративной скульптуре.

Древесина плотная, тяжелая, стойкая к гниению, долговечная. Хорошо видны годичные кольца. Отлично полируется. Ценится в мебельной промышленности за красоту.

Можжевельник

Чаще растет кустарником, реже древовидный. Древесина слоистая, розовая, с белой широкой заболонью и приятным запахом, по слою колкая. Срезы ствола употребляются в мозаичных работах. Более удачна в обобщенных пластических формах без мелких деталей, в украшениях, декоративной скульптуре.

Орех грецкий

Растет на Кавказе, в Крыму, Средней Азии. Древесина красива благодаря разнообразной расцветке от серых до светло-коричневых тонов, твердая, но хорошо режется, полируется. В промышленности используется для изготовления мебели, шпона. Рельефы и декоративная скульптура выглядят достаточно красиво.

Древесина крепкая, красновато-белая, с многочисленными сердцевинными лучами. Обладает хорошими физико-механическими свойствами, трудно режется, но позволяет создавать работы с мелкими деталями. Прекрасно полируется, хорошо поддается морению. Надежный материал, особенно когда требуется твердость и точность исполнения.

Кизил

Древесина твердая, большой плотности, светлая, диаметр ствола небольшой. Применяется в мелких орнаментальных декоративных работах. Хорошо держит детали, отлично полируется.

Сандаловое дерево

Родина – Индия. Древесина однотонная, желтого цвета, плотная, мелкоструктурная, с приятным стойким запахом. Позволяет делать подробные детали в мелкой пластике, достигать высокого качества обработки. Относится к разряду ценных пород.

Самшит

Дерево (редко с толстым стволом, чаще небольших размеров) или кустарник. Растет медленно: диаметр ствола

60-летнего дерева составляет около 10 см. Древесина однотонная, охристо-желтая. Годичные кольца плотно прилегают друг к другу, слабо заметны, что придает древесине высокую плотность, твердость и прочность, почти равную прочности кости. Используется для изготовления гравировальных досок, музыкальных инструментов, небольших сувениров. Резчиками применяется для создания миниатюрных ювелирных украшений с мелкими деталями, всевозможных рельефов и скульптуры малых форм. Прекрасно полируется, тонируется. Работы из самшита ценятся высоко. Дерево охраняется государством – вырубка запрещена.

Красное дерево

Так называют некоторые породы тропических деревьев, среди них чаще употребляют махагони и макорию. Древесина твердая, красных тонов, с красивой текстурой, прекрасно полируется. Возможности использования широкие: и монументальная скульптура, и мелкая пластика.

Хорошо держит детали, красива в обобщенной пластике. В промышленности используется чаще в фанеровке мебели, рельефах.

Палисандр

Древесина очень тяжелая, пурпурно-коричневая или шоколадно-бурая вплоть до черной, с сероватой заболонью. Годичные слои видны плохо. Обладает повышенной твердостью и плотностью. В обработке может крошиться. Палисандр очень красив в пластических обобщенных формах, ювелирных изделиях. Хорошо полируется. В промышленности применяется для изготовления музыкальных инструментов, художественной мебели, шпона, инкрустаций.

Черное дерево

Существует несколько пород. Наиболее известно эбеновое (индийское) дерево. Древесина твердая, мелкоструктурная, трудно обрабатывается, дает блестящий срез. Относится к ценным породам. Употребляется в ювелирных изделиях, для инкрустации, в малой пластике. Хорошо обрабатывается бормашиной, рашпилями, шкуркой. Полируется до зеркального блеска.

Бакаут

Лиственное дерево. Древесина зеленых тонов, с широкой белой заболонью (стойким запахом), очень твердая. Во время обработки меняет цвет от светло-коричневого до темно-зеленого в полоску. Трудно поддается режущему инструменту. Обрабатывается бормашиной, рашпилями, циклей, шкуркой. Очень красива полированная поверхность. Позволяет создавать работы с мелкими деталями, прекрасно смотрится и в пластических, с плавными переходами, обобщенных формах. В промышленности применяется вместо металла для деталей машин, работающих в морской воде, где требуются высокая твердость и хорошее скольжение.


Фото 1. Ясень


Фото 2. Карельская береза


Фото 3. Грецкий орех


Фото 4. Можжевельник


Фото 5. Кебрачо


Фото 6. Амурский бархат

Кебрачо

Под таким названием известно несколько субтропических видов деревьев из Южной Америки (Аргентины, Бразилии). Древесина очень твердая, коричневого тона, мелкоструктурная. Трудно поддается резцу, но прекрасно обрабатывается бормашиной. Красива в ювелирных изделиях, малых формах, монументальной скульптуре. Полируется до зеркального блеска. В промышленности применяется для изготовления шпал, полов, краски. В художественном творчестве первым его использовал скульптор С. Эрьзя в 1927 году, применив мощную бормашину.

По красоте и структуре не менее интересны древесины скумпии, шелковицы, агониса, маклюры, амаранта, криптомерии, железной пальмы, карельской березы, маньчжурского ореха и многих пород – всех не перечислишь, пробуйте – и откроете для себя новый мир красоты.

Из книги Справочник мастера столярно-плотничных работ автора Серикова Галина Алексеевна

Из книги Справочник мастера столярно-плотничных работ автора Серикова Галина Алексеевна

автора

Породы Невская маскарадная порода(альтернативное название – «колор-пойнт») кошек появилась в России путем скрещивания сибирской и тайской пород. Животные полудлинношерстные, с сиамским окрасом, глаза голубые, тело физически развитое. Масса мужских особей

Из книги Полная энциклопедия домашнего хозяйства автора Васнецова Елена Геннадьевна

Породы Немецкая овчарка– одна из популярных пород, причем впервые о ней упоминали еще в документах XVII века, где было сказано, что животные этой породы отличаются большой силой и достаточно крупными размерами, разнообразным окрасом. Высота средняя, туловище

Из книги Полная энциклопедия домашнего хозяйства автора Васнецова Елена Геннадьевна

Породы Волнистые попугайчикине только обладают красивой наружностью и приятным характером, но и способны к обучению и пению. Пожалуй, эти попугаи одни из самых популярных домашних птиц. В латинском варианте названия птицы есть слова «волнистый», «пение» и

Считается самым сложным видом резного искусства. Декоративные резные фигурки из дерева своими руками создаются в несколько этапов, во время которых потребуются различные инструменты для резьбы и, конечно же, вдохновение и усидчивость.
Деревянные резные фигуры в экстерьере дома

Декоративная анималистика

Очень часто для создания скульптур резчики выбирают изображения животных. Создание фигурок животных из дерева увлекательное и благодатное занятие. Как прекрасны они в своем многообразии – изящные, мощные, спокойные или стремительные. Вдохновение для работы мастера ищут как в различных фото и рисунках, изображающих зверей, так и в наблюдении за интересующими экземплярами в зоопарках или зоологических музеях.

Наблюдение за поведением кошек, собак или других животных позволит лучше понять их строение и пластику. Они послужат натурой для или серии фотоснимков. Не менее привлекательны для воплощения в резьбе образы птиц. Совы, куропатки, глухари и даже домашние куры прекрасно смотрятся в фигурках ручной работы, благодаря возможности эффектно прорисовать красоту оперения.


Пример различных резных фигурок ручной работы

Также стоит обратить внимание на изображения слонов. Массивный облик этого благородного животного можно воплотить в экзотических породах древесины. Конечно, вначале нужно правильно выбрать объект, чтобы не разочароваться в результате работы.

Не стоит сразу браться за сложные резные фигуры, ориентируясь на красивые фотографии летящей совы, диких кошек или прекрасных слонов, выточенных из красного дерева.

Практичность и правильный расчет своих сил – вот важные критерии выбора эскиза для создания резной фигурки своими руками. Рисунок для резьбы должен быть четким, с хорошо просматриваемыми деталями и желательно в профиль. Фотографии, зарисовки и наблюдения также важны – они предоставляют дополнительную информацию о строении животных.

Подготовка к созданию фигурок из дерева

После того как идея сформировалась и накоплено достаточно материала пришло время создания эскиза.


Процесс создания резных фигурок из дерева Если вместе с фигуркой животного или птицы сложилась целая композиция ее также нужно детально прорисовать. Сложную фигуру желательно разобрать в пространстве со всех сторон. Эскиз переносится на кальку, а затем на деревянную заготовку.

На подготовительном этапе опытные резчики настоятельно рекомендуют не начинать работу сразу на дереве. Вначале следует сделать модель, слепив ее из глины или пластилина. Вымеренная, тщательно продуманная лепная модель поможет не совершить ошибок, а работа будет выполнена гораздо быстрее и качественнее.

Инструменты для резьбы

Хотя резать дерево можно любым острым предметом с помощью специализированного инвентаря сделать красивую фигурку своими руками намного проще и приятнее. Для работы потребуются следующие :



Чтобы сделать деревянные фигурки своими руками также понадобятся следующие инструменты:

  • дрель;
  • ножовка;
  • шлифовальная машинка;
  • рашпили;
  • киянка;
  • наждачная бумага разной зернистости.

Читайте также

Деревянные балясины для лестницы

Выбор древесины

Резьба своими руками может производиться практически из любой древесины – бревна, склеенных досок, чурок, ветвей необычной формы, коряг и прочего. Например, для создания скульптур животных прекрасно подходят комли деревьев с корнями. А из разветвляющихся стволов получаются прекрасные деревянные фигурки кошек. Главное чтобы материал был хорошо высушен и не имел дефектов в виде трещин, гнили или повреждений насекомыми.


Узор резных шахматных фигур Умение эффективно использовать материал приходит с опытом, а для обучения подходят следующие мягкие породы древесины:

  • липа;
  • осина;
  • ольха;
  • кедр;
  • орех;
  • яблоня.

Деревянные заготовки из этих сортов режутся без лишних усилий и не затупляют инструменты. Есть и другие варианты материала, но сделать резьбу и обработать их будет сложнее:


  1. Дуб. Очень прочен и декоративен, но плохо поддается обработке из-за высокой плотности древесины.
  2. Клен. Имеет плотную структуру и устойчивость к сколам. Из клена можно сделать мелкие украшения и детали.
  3. Сосна. Имеет выраженный красивый рисунок, но склонна к сколам.
  4. Ель. Хуже сосны поддается резке, однако имеет более однородную структуру.
  5. Береза. Имеет колкую структуру, но зато хорошо поддается декоративной обработке, прекрасно полируется и принимает окраску.

Процесс изготовления резной фигурки

Для изготовления фигурки ручной резьбы нужно организовать комфортное рабочее место. Высота стола должна быть удобной, а освещение правильным. Чтобы обезопасить процесс работы, заготовку лучше зафиксировать на верстаке.

Черновая обработка и выборка основной формы

Готовый эскиз переноситься на деревянные заготовки. Необязательно переносить все детали рисунка, достаточно основных контуров. Самые большие участки, куда не попадает резьба, обрубаются. Однако не нужно спиливать все, чтобы заготовку было удобнее держать. Остальные части спиливаются после того, как статуэтка будет почти готова.

Чистовая отделка

После формирования основных контуров переходят к округлению граней и оформлению мелких деталей, орнаментов и рельефов. Используются самые различные стамески, копьевидные резцы. Если на заготовке приходится рисовать, сделать это нужно аккуратно, иначе после деревянные поверхности очистить будет сложнее.

Чистовая отделка требует точности, поэтому режущий инструмент должен быть постоянно наточенным.



Лезвия затачиваются специальными брусками или наждачной бумагой максимальной зернистости. После этого инструменты правятся кожаным ремнем с применением хромосодержащих паст.

После ошкуривания следует покрыть готовую фигурку специальными составами, которые защитят дерево от внешних факторов и подчеркнут его природную красоту.

При этом главное не испортить изделие некачественными средствами или излишествами. Заключительная отделка деревянной фигурки может быть различной от простого покрытия лаком или морилкой, до придания изделию благородной старины с помощью разнообразных техник.

Текущая страница: 6 (всего у книги 18 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

Приступаем к резьбе

Не так важно, каким видом резьбы по дереву вы увлечетесь. Главное – добиться мастерства. Например, можно заниматься только геометрической резьбой и, получая от этого удовольствие, достичь успехов и признания зрителей.

Предложу несколько направлений. На первый взгляд некоторые из них далеки от серьезной резьбы по дереву, но и они способствуют вашему развитию, продвижению к намеченной цели, достижению мастерства, научат понимать строение древесины, умению вырезать, не поранив руки.

Выпиливание из фанеры

Учитывая различный возраст начинающих, от детей до старших поколений, предлагаю несложное начало, доступное даже 9–10-летнему ребенку. Этот вид резьбы прост в технике, но эффектен по результату. И главное, вы уже обрабатываете древесину как материал режущим инструментом, вернее, вы пилите, но это одна из разновидностей резьбы. Не сомневаюсь, что и взрослый увлечется выпиливанием, порадует сына или внука интересными фигурками из дерева.

Исходный материал – дощечка мягкой породы или 3–12-мм фанера. Инструмент – ручной или электрический лобзик. На предприятиях применяют лазерный луч, но моя задача – научить вас резать древесину именно ручным инструментом. Электрический лобзик повышает скорость и чистоту пиления. В любом случае нужна практика, придет и умение.

Порядок резьбы следующий: нарисуйте или подыщите контурный рисунок образа. Это может быть животное, дерево, обобщенная фигурка человека, персонаж из мультфильма и т. п. (рис. 4.1). Для первых работ рисунок должен быть без внутренних отверстий, чтобы пилить пришлось только по краю, с плавным, без мелких деталей, внешним контуром. В последующих изделиях при наличии внутренних контуров просверлите отверстие в нужном месте, освободите от зажима один конец пилки лобзика, вставьте ее в это отверстие, вновь натяните, зажмите и производите пиление.

Заготовку закрепите струбциной или во время пиления плотно прижимайте ее к упору рукой. Пилку располагайте строго перпендикулярно плоскости детали. Пилите равномерно, с одной скоростью, мелкими сериями, мягко, без рывков поворачивая ручку лобзика по направлению рисунка. По окончании пиления зашкурьте торцы деталей, соберите игрушку, склейте, после просушки заморите или раскрасьте, покройте лаком.

Если вы работаете с электролобзиком, плотней прижимайте заготовку к столу, двигайте ее по рисунку к движущейся пилке плавно, без рывков. Следите, чтобы пальцы не поранить.

Изготавливая фигурку животного, выпилите пару задних и пару передних ног, приклейте их к туловищу с двух сторон – игрушка приобретет устойчивость. В некоторых случаях делают подставки и укрепляют на них фигурки по отдельности или в композиции, сюжетной сценке.



Рис. 4.1. Фигурки для выпиливания лобзиком

Контурная резьба

Это способ рисования резцом на деревянной поверхности. Выполняется ножом, косяком, уголком, царазиком, полукруглой стамеской. Зашкуривать поверхность перед резьбой не следует, так как абразивные частицы забьются в поры древесины и лезвие инструмента быстрее затупится. Для сглаживания поверхности используйте рубанок, напильник с крупной, а затем с мелкой насечкой.

Первый вид резьбы, который вы можете легко освоить, – контурная резьба на фанере. Для ее выполнения понадобится штихель (рис. 4.2), царазик или соответствующего радиуса овальные стамесочки с короткой ручкой. Вначале потренируйтесь вырезать этим инструментом различные линии. Штихель № 1 возьмите в правую руку так, чтобы овальная часть ручки упиралась в центр ладони, а указательный и большой пальцы держали полотно металла у ручки. Средний и безымянный держат ручку сбоку. Мизинец выпрямлен – служит упором на столе. Указательный и большой пальцы левой руки также держат за полотно, подальше от режущей кромки, сама кисть упирается в заготовку. Положите фанеру на стол в упор, прижмите локоть к телу, выберите угол наклона стамески по отношению к фанере и срезайте линии в порядке, указанном на рисунке.

Режущая кромка должна врезаться не глубже 1,5–2 мм. Старайтесь не прерывать линию. После того как вы остановились, чтобы передвинуть левую руку по ходу срезаемой линии, продолжайте точно в прерванном месте. При изменении направления линии поворачивайте фанеру, а не стамеску. Крепче держите левой рукой штихель, чтобы режущая кромка не срывалась и не делала ненужных срезов. Срезы всех линий должны быть одинаковой глубины и ширины.

Потренируйтесь вырезать сплошной фон. Используйте четвертый, пятый, а затем и шестой номера штихелей. Срезы делайте поперек слоя, один рядом с другим, длиной 6–10 мм. Так вы избежите задиров, и рисунок фона будет чище. В итоге должна получиться равномерная сплошная рябь. Если вы задумали создать подобный фон вокруг какого-либо образа или предмета, режьте его указанным выше способом в направлении от контура основного объекта наружу и от крайней, ограничивающей пространство фона линии внутрь. В этом случае вы гарантированно не прорежете контур самого предмета.




Рис. 4.2. Штихель для контурной резьбы (а ) и его профили (б )




Рис. 4.3. Упражнения для контурной резьбы по фанере




Фото 28. Гончие. Сережа Ильяев, 10 лет. Фанера подкрашена



Фото 29. Кот Матроскин



Фото 30. Прекрасный воин. Саша Ильяев, 8 лет


Посмотрите, как эта операция выполнена на фото 28. Собаки прекрасно смотрятся в ореоле фона. Если бы направление резьбы не было соблюдено, стамеска нарушила бы плавный контур собачьих тел, сделав им «больно», качество работы пострадало бы.




Рис. 4.4. Упражнения для контурной резьбы по дереву ножом, косяком: 1 – линия прорезания, 2 – линия подрезания, 3 – направления подрезания


Очень эффектна контурная резьба на тонированной поверхности. Подберите рисунок, отрежьте подходящий кусок фанеры, зачистите шкуркой торцы. Покройте лицевую сторону черным нитролаком, который можно заменить тушью, гуашью, морилкой, добавляя в них на 100 г пять– десять капель клея ПВА или казеина (это даст более чистый срез и не позволит краске пачкаться и глубоко впитываться). Когда высохнет, нанесите рисунок. Царазиком, уголком или штихелем № 1 или 2 снимите линии рисунка до светлой древесины. Инструмент почаще точите. В результате резьбы получится картинка, подобная рисунку мелом на черной доске.

Когда освоите технику на простых рисунках, переходите к более сложным по композиции, с мелкими деталями, подкраской. После окончания покройте изделие нитролаком. С обратной стороны, если позволяет толщина, сделайте углубление или прикрепите петлю, чтобы изделие можно было повесить на стене. Вариантов рисунков много. Но не ограничивайтесь ими – фантазируйте сами.

Далее осваивайте технику контурной резьбы на доске. Для этого необходимы ножи. Вначале потренируйтесь вырезать ножом прямые и закругленные линии, имеющие различные направления относительно слоя древесины (рис. 4.4). Надрежьте линии ножом с наклоном вправо. Поверните доску на 180°. Эти же линии подрежьте с другой стороны на ту же глубину. Такую работу можно выполнить уголком в одно движение, накалывая окончание линии ножом. Старайтесь резать линии одним срезом по всей длине. Другой вариант: первую подрезку делайте перпендикулярно поверхности точно по линии, а вторую – с наклоном 45°.







Рис. 4.5–4.8. Рисунки для контурной резьбы


Чтобы выполнить первую оригинальную работу методом контурной резьбы, приготовьте лист бумаги, переводную палочку или шариковую ручку с израсходованной пастой, карандаш, ножи, отлогую стамеску, линейку, циркуль, ластик. Нарисуйте несложный орнамент или используйте готовый, без мелких деталей, преимущественно с прямыми линиями. По размеру отрежьте доску и зашкурьте торцы. Перенесите на нее переводной палочкой через копировальную бумагу рисунок. Чтобы в работе он не стерся и легче было резать, покройте жидким лаком или разведенным клеем ПВА (10 капель клея на 100 г воды). После высыхания описанными выше способами вырезайте рисунок. Закругленные места обрезайте полукруглой стамеской необходимого радиуса. Глубина и ширина среза зависят от масштаба работы и значения каждой детали по отношению ко всей композиции. Представьте, что вы рисуете карандашом по светлой поверхности, в разной степени выделяя отдельные места.




Рис. 4.9. Шрифты для контурной резьбы




Фото 32. Скульптор Барлах. Махагон, 25 × 20 × 2 см


Если детали рисунка крупные, следовательно, они должны быть и более глубокие, режьте в 2–3 приема, так как с первого раза до необходимой глубины врезаться трудно, особенно если древесина твердая. Следите при этом, чтобы срезы по всему контуру были с одинаковым наклоном, гладкие, в одну плоскость.

Геометрическая резьба

Рассказывать подробно о технике и способах геометрической (или, как ее еще называют, трехгранно-выемчатой, а в Европе – карбшнитной) резьбы, видимо, нет необходимости. Почти в каждой вышедшей ранее книге о художественных работах по дереву достаточно хорошо описан этот народный способ украшения быта. Особый интерес представляет книга Л.П. Левина «Резьба по дереву» (1957).

Геометрическая резьба, придавая предметам домашнего обихода художественный вид, одновременно приучает к усидчивости и аккуратности, тренирует точность глаза и руки, что очень пригодится в дальнейшем. Этот вид резьбы технически прост в исполнении, особых способностей не требует, главное – желание и старание. Не требует он и сложного инструмента. Хочу заметить, что достаточно успешно технику эту осваивают женщины. Их руки хорошо справляются с повторяющимися элементами. Для резьбы следует выбирать мягкие нетекстурные породы: липу, осину, ольху. Тополь слишком мягок, мнется даже под острым ножом. Приобретя опыт, справитесь вполне с березой, красным деревом. Сосна слоится, колется, но позволяет резать крупные детали орнамента. Для дуба потребуется значительное физическое усилие, но орнамент получается красивый, с плотным блестящим срезом.




Рис. 4.10. Композиции для геометрической резьбы






Рис. 4.11, 4.12. Композиции геометрических орнаментов




Фото 33. Стела «Олимпиада-1980», береза 100 × 25 см



Фото 35. Рельеф на образе для работы с детьми. Липа 20 × 15 см



Рис. 4.13. Шрифт для контурной и геометрической резьбы



Фото 36. Способ держания косяка в геометрическом орнаменте


Остановлюсь на технике вырезания простейшего треугольника, на основе которого строится большинство элементов и композиций. У вас уже есть навык контурной резьбы прямых и закругленных линий, теперь сделайте первые шаги к новым открытиям, но прежде запомните несколько правил:

Срез можно делать сразу одним движением, за исключением случаев, когда элементы рисунка очень большие или материал обладает высокой твердостью;




Рис. 4.14. Элементы геометрической резьбы: а – треугольники; б – бусы; в – цепочка; г – ромбы; д – елочка; е – шишки; ж – витейка; з – глазки; и – кустики; к – соты; л – сколышки; м – кубики; н – сияние (1-е зубчиками, 2-е – простое); о – кайма; п – розетка; р – вертушка


Соблюдение одного угла наклона в работе над всей композицией обязательно, если не предусмотрены варианты;

При возможности не подрезайте против слоя, могут быть сколы;

Для резьбы используйте прочный, но тонкий косяк, чтобы как можно меньше раздвигать слои.

Разнообразие элементов геометрической резьбы (линии и треугольники, квадраты и ромбы, глазки и чешуйки, см. рис. 4.14) обеспечивает широкий простор для фантазии при составлении орнаментальных композиций.

Кудринский орнамент вырезаем ножом

Эта разновидность плоской резьбы родилась в подмосковной деревне Кудрино, поэтому в народе ее так и называют «кудринка», да и орнамент у нее кудрявый. Основой рисунка являются элементы растений, состоящих из стилизованных листьев, бутонов, цветов. Иногда добавляют образы птиц, животных и персонажей из русского фольклора.

Думаю, неплохо, делая мебель своими руками, украсить полочку, шкафчик таким орнаментом. В этом случае можно использовать и приемы накладной резьбы. Вырезается фрагмент композиции и приклеивается на ровную поверхность данного мебельного предмета.

Такие рельефы вырезают на липе, используют и осину, ольху, а также твердые породы – красное дерево, ясень, дуб. У последних срез блестящий, но усилия придется прибавить, чаще затачивать инструмент резьбы.

Традиционно кудринский рельеф режут стамесками отлогой и полукруглой. Предлагаю другой вариант, не менее результативный. Если стамесок пока у вас нет, а желание резать появилось, кудринку можно создавать ножом с узким носиком. Я его называю «универсальным». Появится возможность осваивать приемы такой резьбы инструментом, который несложно приобрести или сделать самому. Он пригодится и в дальнейшей работе с рельефами и скульптурой, совместно с другими стамесками. Не забудьте кончик ножа сделать узким, заточив лезвие с двух сторон. Он легко будет вырезать малые радиусы деталей орнамента.



Фото 37. Кудринский орнамент на объемных предметах. Липа



Рис. 4.15. Элементы кудринского орнамента в современной интерпретации: а – почки, завитки; б – листья; в – цветы; г – бутоны; д – направления надрезов и подрезов по волокнам


Когда инструмент готов, вначале потренируйтесь на пробной дощечке, удерживая нож двумя способами. В первом возьмите ручку резца в кулак так, чтобы указательный и большой пальцы держали ее перед режущим полотном ножа. В левой руке держите заготовку. Опираясь обушком лезвия о большой палец левой руки, которая держит заготовку, делаете полукруговые движения ножом, не отрывая его от пальца. В этот же момент срезаете тонкую стружку. Потренируйтесь в этом движении. Будьте внимательны, не заденьте носиком лезвия указательный палец левой руки, который держит заготовку, – можно пораниться.

Второй прием срезания древесины напоминает обрезание кожуры с картошки ножом. Выполнять его проще, но необходимо следить, чтоб лезвие после срезания стружки древесины не втыкалось в большой палец правой руки, а проходило выше его.



Фото 38. Кубок «130 лет С. Эрьзи». Липа, 40 см. Находится в музее его имени в Саранске


Освоив эти два приема резьбы ножом, сможете успешно срезать лишний материал, выполняя кудринский орнамент. Такой же техникой предстоит создавать рельефы, пластические формы и скульптуру в будущих работах, освобождая их из массива древесины.

После первых тренировок нарисуйте сложную композицию из прямых и изогнутых линий. Попытайтесь их обрезать с двух сторон на расстоянии 2–3 мм под углом 45° ножом знакомыми приемами, соблюдая направление волокон древесины. Затем приступайте к выполнению несложных, закругленных петель – простого элемента рисунка кудринки. Подрезайте с двух сторон, под углом 45°. Вырезав два-три элемента, дорисуйте следующие несколько петель, листьев, наращивая композицию. Она строится путем равномерного распределения простых и сложных компонентов, когда будете украшать таким орнаментом ваше изделие – вазу, тарелку, шкатулку и т. д.




Рис. 4.16. Мифологические образы, используемые в кудринке и рельефах




Рис. 4.17. Варианты орнамента


Научившись вырезать такой орнамент, вы освоите технику резьбы универсальным ножом.

Завершив резьбу, с легким нажимом протрите изделие мелкой шкуркой по слою, прочистите сухой щеткой. Нередко изделие и в светлых тонах выглядит неплохо, но можно покрыть его одной из морилок, цвет которой сначала испробуйте на небольшой дощечке той же породы. Перед морением изделие замочите в воде. Морилку наносите кисточкой или щеткой по слою и поперек. Если желаете высветлить орнамент, пока не просохла морилка, протрите поверхность мокрой тряпкой. Другой способ высветления – после высыхания морилки протереть поверхности шкуркой по слою.



Фото 39. Футляр. Липа, 35 см


Иногда резчики перед нанесением рисунка на заготовку морят ее, а затем, после сушки, начинают резьбу. Рисунок получается темным, а фон светлым. Для каждой работы было бы правильным выбирать свой подход, поэтому решайте сами, в какой момент и как украшать изделие. Для обучения и приобретения опыта испробуйте все варианты.

Для окончательной обработки рекомендую покрыть поверхность изделия воском и растереть его затем щеткой. Подойдет и нитролак, который тоже следует растереть щеткой, но через 1–2 минуты после нанесения, пока не застыли лаковые натеки в уголках фона. Через 30–40 минут лаковую поверхность еще раз протрите щеткой по слою – это даст хороший восковой блеск.

Плоскорельефная резьба

Это один из сложных видов рельефа. Он доступен начинающим и достаточно эффектен.

На плоскость задуманной формы нанесите рисунок будущего орнамента, снимите пустоты ножом, уголком или косяком под 45°. Если расстояния между деталями рисунка значительные (фото 41), вырежьте плоский фон. Для такой работы пригодится клюкарза с плоским лезвием, а при наличии и фрезер ручной, с ограничительным упором.

Иногда фон покрывают чеканом (можно заменить на шило, гвоздь). При желании проморите поверхность изделия. Для отбеливания плоскости орнамента поверхность протрите влажной материей. Осветление поверхности рельефа можно произвести и шкуркой, но после высыхания изделия. Покройте воском, просушите и протрите щеткой, стараясь придавить поверхность, чтоб создать больший блеск (фото 40).



Фото 40. Рама «Модерн». Липа мореная, 40 см



Фото 41. Рама зеркала. Липа мореная, 25 см



Фото 42. Тарелка плоскорельефная. Липа, 35 см


Надеюсь, после освоения техники резьбы кудринского орнамента начинающему по силам будет выполнять плоские рельефы.

При вырезании тарелки «Олимпиада-80» использованы приемы плоского рельефа на двух уровнях. Фон подобран и частично покрыт сеткой при помощи чекана. При выполнении центрального орнамента и эмблемы использован метод контурной резьбы. Все детали обведены резцом, чтобы придать контрастность краю рисунка. Изделие тонировано морилкой и протерто шкуркой для выделения орнамента.

Прорезная плоскостная резьба

Если фон рельефа убрать совсем, т. е. срезать насквозь всю толщину материала, получим новый вариант резьбы, которая называется прорезной. Это возможно, если детали рисунка соединены между собой, иначе они не будут держаться.

В композициях небольших размеров с ритмичным тесным расположением деталей вместо фона образуется множество мелких отверстий. Это ажурная резьба. Применяется, в сочетании с различными видами рельефа, для украшения небольших предметов: декоративных вазочек, кубков, тарелок, шкатулок, ювелирных изделий. Их, как правило, изготавливают из крепких пород: березы, бука, клена, самшита, кизила, ореха. Изящный сквозной ажур позволяет создавать и скорлупа кокосового ореха. Более крупные предметы: дверцы шкафчиков, полочки, этажерки – в сквозной технике вырезают из разных пород. Такой техникой украшают также наличники, загородки. Большой размер деталей в этих изделиях позволяет использовать для резьбы и сосну.

Для выполнения сквозной резьбы заготовку с нанесенными на нее линиями орнамента положите на ровную основу-доску, чтобы при прорезании не было сколов с обратной стороны. Коловоротом или крутыми стамесками прорежьте отверстия в фоне. Работайте стоя, осторожно врезаясь инструментом в дерево. С помощью стамесок необходимого радиуса или лобзика обрежьте начерно по контуру рисунка детали орнамента. Для врезания в углы используйте нож и уголок. После снятия фона режьте фрагменты орнамента, заоваливая, снимая фаски, уточняя детали. Обработку поверхности и покрытие сделайте на свое усмотрение.

Мозаика

Удивительный способ художественной работы с деревом – мозаика, которым издавна в разных странах украшали мебель, настенные панно, полы, художественные изделия. По технике выполнения делится на несколько видов.

Инкрустация – небольшие вставки из кости, перламутра, разных пород дерева в другой материал. В материале-основе делают углубления для размещения и закрепления вставных элементов. Таким способом можно украшать поверхности или создавать целые композиции, образы.

Блочная мозаика – заключается в склеивании отдельных брусков или пластинок разных по цвету пород в общий блок. Затем его распиливают на тонкие пластинки с повторяющимися элементами рисунка, которые используют для составления композиций или фрагментов украшения.

Интарсия – в деревянную основу вставляют пластинки различных пород.

Маркетри – вид мозаики, в котором для вставных элементов применяют строганый шпон – однослойную фанеру различных пород. Наклеивают шпон на деревянную основу, плотно подгоняя отдельные элементы друг к другу по рисунку.

Умелое использование цветовой гаммы разных пород дерева при достаточном их наличии дает возможность составлять сложные орнаменты и живописные сцены.

Загрузка...
Top