Боязнь неудач и ошибок. Страх ошибок: как от него избавиться - Психология эффективной жизни - онлайн-журнал

Что вы чувствуете, когда собираетесь приступить к чему-то грандиозному и новому для себя: создать, наконец, проект, который долго обдумывали, оставить давно опостылевшую работу и найти другую, начать свой бизнес? Какое самое сильное чувство овладевает вами? Энтузиазм? Решимость? Готовность к действиям? Почему же день ото дня вы все откладываете это важное для себя дело и не предпринимаете никаких конкретных шагов? Признайтесь честно, вы просто боитесь.

При этом вы можете искать себе «веские» оправдания: чтобы начать, вам необходимы какие-то ресурсы (время, деньги, единомышленники). Пора признаться себе, что это лишь отговорки. Самое главное, что вас тормозит – страх.

Вы боитесь, что задуманное невозможно осуществить или что результат не будет соответствовать вашим ожиданиям. Именно страх, что «все пойдет не так и ничего не получится» заставляет вас откладывать реализацию планов на неопределенно долгий срок – проще говоря, так и не начинать осуществлять задуманное.

Без права на ошибку

Страх перед любым новым начинанием – это нормально. Каждый испытывает его при столкновении с чем-то неизведанным на уровне инстинкта: «надо посмотреть, что там, за чертой, не опасно ли это и как с этим обращаться». Но если мы, вопреки страху, все же начинаем действовать – все в порядке.

Другое дело, когда страх превращается в мощный сдерживающий фактор, который мешает начать действовать. Если перестать контролировать его, пытаясь оставаться в зоне комфорта, эта зона со временем будет все более и более сужаться. Станет мучительно страшно предпринять любое новое действие, ведь это порождает стресс и потрясение, а человек уже привык избегать этих неприятностей любой ценой.

При этом человек может думать, что все нормально, и он вполне контролирует ситуацию, не замечая, что стал заложником боязни совершить ошибку. Понять, что страх уже тотально руководит вашими действиями и управляет вашей жизнью можно по нескольким признакам:

  • Боязнь попробовать что-то непривычное, новое.
  • Избегание сложных задач и проектов.
  • Прокрастинация и привычка оставлять начатое дело незавершенным. Зачастую эти признаки – не проявление лени, а следствие боязни «сделать что-то не так» и критики со стороны окружающих.
  • Перфекционизм или способность заниматься только тем, что вы гарантированно можете сделать безупречно.

Отчего возникает страх такого рода и как его преодолеть?

Страх совершить ошибку, как и многие другие страхи и комплексы, формируются в раннем возрасте. Если родители

  • часто критиковали вашу работу, будь то школьное задание, поделка или поручение, выполненное «не так»;
  • строго наказывали за проступки;
  • категорически не поощряли инициативу и требовали «спросить разрешения» перед тем, как вы начнете делать то, что задумали –

они сделали все для того, чтобы сформировать у вас страх перед любым новым начинанием. Вы повзрослели, но ваш «внутренний ребенок» до сих пор ждет одобрения и разрешения сделать то, что ему хочется. В запущенных случаях такое родительское поведение может привести к ОКРЛ (обсесси́вно-компульси́вному расстро́йству ли́чности) .

Немалую роль в формировании этого вида страха может сыграть и пережитое однажды публичное фиаско или другой травмирующий опыт, полученный в раннем возрасте.

Следующий этап, на котором боязнь ошибок закрепляется (или формируется у тех, кому с родителями повезло больше) – школа. Система школьных оценок построена таким образом, что за учеником не признается право на ошибку: он выполняет работу и получает материальное подтверждение правильности/неправильности своих действий в виде оценки, которая влияет на общий конечный балл. При этом «исправить» оценку, конечно, можно, но она все равно будет учитываться при подведении итогов. Такая система ставит ребенка в условия, более жесткие, чем во взрослой жизни: неправильно выполнив свою работу, специалист имеет возможность переделать ее, исправить недочеты и получить одобрение. У ребенка такого права нет.

Более того, к определенному моменту отношение к ученику со стороны педагога формируется на базе суммы оценок, которые он уже успел получить во время учебного процесса. Учителя – живые люди, и им легче «ранжировать» учеников, деля их на «слабеньких» и «сильных». Попав однажды в разряд «неуспевающих», ребенку крайне трудно, порой невозможно вырваться вперед с аутсайдерской позиции. Как правило, такое происходит, если меняется учитель или школа, и ребенка начинают оценивать непредвзято, «с нуля».

При этом как-то забывается, что отметка – это только условный маркер, которым принято отмечать степень усвоения того или иного конкретного блока учебной программы. С подачи учителей, а зачастую и родителей она превращается для ребенка в самоцель. Он начинает панически бояться получить очередную «пару», т.к. твердо знает – это непоправимый шаг на пути в аутсайдеры. И такая «тренировка страха» происходит на протяжении 11 школьных лет!

Кстати, замечено, что школьные «отличники» и «хорошисты» больше боятся провала, чем «троечники». Они более натренированы в деле избегания провальных ситуаций. Неудивительно, что зачастую именно ученики со средней и даже низкой успеваемостью становятся более успешными людьми. Они с детства усвоили, что провалы и ошибки – это нормально и перестали или так и не научились боятся их. Они просто занимались тем, что им действительно интересно, не участвуя во всеобщей гонке школьных перфекционистов.

Однако взрослый человек отличается от ребенка тем, что сам способен отвечать за свое эмоциональное состояние. А значит, с детскими страхами и комплексами можно и нужно справляться. Научиться контролировать свой страх ошибок тоже можно. Наиболее эффективные пути для этого

  • Умение правильно ставить цели;
  • Способность выходить из зоны комфорта.

Правильное целеполагание

Очень часто страх перед неудачей вызывает у человека и трудности с целеполаганием. Однако навык постановки целей сформировать проще, чем начать борьбу с боязнью ошибаться. Правильная постановка цели помогает человеку разобраться, чего именно он хочет, а также найти оптимальный путь для осуществления своего желания.

Считается, что эффективным способом мотивировать себя для начала движения на пути к цели – визуализация. Однако результаты исследований показывают, что если человек находится во власти страха перед провалом, такой методикой пользоваться не рекомендуется: начав визуализировать свой успех, он может еще больше укрепиться в своих страхах перед неудачей и оставит всякие попытки осуществить задуманное.

Что лучше предпринять?

Если страх неудачи слишком велик, начните с небольших целей, которые вам наверняка удастся достичь. Однако цель не должна быть слишком легкой – в этом случае у вас не возникнет радостное чувство преодоления, помогающее укрепить уверенность в своих силах.

К примеру, если вы задумали создать компьютерную игру, не пытайтесь сразу ставить себе целью достичь результата. Начните с разработки самого простого прототипа.

Все начинается в современной действительности, затем герой отправляется в доисторические времена, убивает обезьяну, которая должна была в процессе эволюции превратиться в человека, а затем отправляется в космос. На планете, живущей по законам фэнтези, он магическим образом перемещается на альтернативную Землю, где разумные существа произошли от динозавров, и уже оттуда возвращается в реальный мир и спасает свою любимую.

Но этой концепции не суждено было воплотиться. Вместо этого глобального проекта разработчики сосредоточились на одной простой идее: нормальный герой действует в ненормальном мире, причем обитатели этого мира воспринимают себя как норму. Постепенно эта идея трансформировалась и приобрела визуальное воплощение в виде мира после ядерного апокалипсиса.

Уилл Смит называет такой подход к планированию принципом «по одному кирпичу» и иллюстрирует очень наглядно:

Когда вы приступаете к строительству стены, вы не думаете: «Сейчас я создам самую высокую, грандиозную и величайшую стену на свете». Вы просто начинаете укладывать кирпичи. Каждый из них вы кладете настолько хорошо, насколько можете это сделать. За ним – следующий, и еще, и еще… И так изо дня в день. В конце концов, оказывается, что ваша стена готова!

Принцип «по одному кирпичу» позволяет обрести уверенность в собственных силах и сконцентрироваться на задачах, которые человек в силах взять под свой контроль, не думая о пугающе-глобальных масштабах всего проекта в целом.

Конечно, даже маленькие задачи должны быть связаны с вашей основной целью. К примеру, это может быть овладение определенными навыками, получение знаний, которые будут полезны для реализации вашего большого замысла. Не забывайте фиксировать результаты, уделите внимание каждому «кирпичику», тогда у вас будет больше стартовых возможностей для анализа и постановки более общих задач на пути строительства вашей «стены».

Научитесь жонглировать

Когда основателю IDEO Дэвиду Келли попалась на глаза книга для начинающих жонглеров «Juggling for the Complete Klutz » Джона Кэссида, его поразила одна вещь:

Практически половина этого пособия, в отличие от прочих аналогичных книг, была посвящена не тому, чтобы научить подкидывать и ловить шары, не рассказывала, как соизмерять силу подбрасывания и вес предмета. Она была посвящена тому, как сформировать навык ронять шар. На первый взгляд, это ужасно глупо. На самом деле, привыкнув к тому, что шар непременно падает, мозг перестает воспринимать это как «ошибку» или «провал». Он привыкает к тому, что падение шара – это нормально и перестает посылать мышцам сигналы тревоги, заставляющие их излишне напрягаться.

Дэвид Келли решил, что такой подход наиболее эффективен вообще при любом обучении чему-либо. Действительно, приучите себя к мысли, что ошибки – это нормально и неизбежно.

Способ выйти из зоны комфорта

Для того чтобы выход из зоны комфорта не казался чем-то катастрофически-важным, начните с «пустяков». К примеру, почему бы не завести себе новое хобби? Выберите занятие, которое вас может заинтересовать, но, в то же время, абсолютно новое и непривычное, непохожее на то, чем вы когда-либо занимались раньше. Это может быть что угодно: рисование, игра на инструменте, вязание, вокал, резьба по дереву, плетение из лозы – словом, что-то такое, что нельзя освоить сразу, в течение одного-двух занятий.

Естественно, в процессе освоения нового умения вы столкнетесь с неудачами и ошибками. Но ведь это просто ваше увлечение, а значит, нет причин делать трагедию из каждого промаха. Стоит попробовать еще – вы ведь хотите, наконец, освоить это умение? Такое «несерьезное» отношение снизит степень тревоги по поводу возможных неудач и поможет научиться не придавать ошибкам слишком большого значения. Вы постепенно привыкните к мысли, что это нормально, как в примере с жонглированием.

Страх почувствовать себя новичком и дилетантом постепенно уступит место пониманию, что ошибки не мешают освоению нового. Достигнув определенного уровня умений, вы обретете уверенность в себе. Со временем это чувство распространится и на другие, более значимые области ваших интересов.

И не стоит считать, что неуверенность в себе и страх перед провалом – это врожденная особенность характера, которую невозможно преодолеть. Вы уже доказали, что вполне на это способны, когда приобретали навык ходьбы в возрасте от года до полутора. Поначалу вам тоже было страшно стоять на ножках и больно падать – но вы же научились ходить!

В конце концов, посвящать хотя бы несколько минут в день чему-то, что способно приблизить вас к вашей мечте – более эффективный путь, чем просто сидеть и бояться, что ничего не получится.

P. S.

Когда мы начинали работу над SmartProgress , мы тоже терзались сомнениями: стоит ли начинать? И да, нам тоже было страшно. Но страх – это нормально, его можно просто игнорировать и приступать к делу. В конце концов «интересно» и «нравится» становятся сильнее «страшно». И вот уже к проекту присоединяются новые пользователи, их становится все больше, процесс запущен, и хочется продолжать, не останавливаясь на полпути.

А подтверждением тому, что созданный нами ресурс – действительно нужное и полезное дело, служат письма наших пользователей, благодарные отзывы и, главное – реализованные цели участников проекта.

Мы далеки от мысли, что все сделанное идеально, но приобретенный опыт помогает нам развиваться, действовать более осознанно и четче формулировать задачи, которые еще предстоит решить.

Мы движемся к нашей цели, и искренне желаем вам достижения целей, которые вы ставите перед собой.

Не страшно начинать. Страшно оставаться на месте, даже не попытавшись ничего изменить.

С самого детства страх неудачи сопровождает нас повсюду. В детстве ребенок ожидает, что его похвалят за что-то, а если похвалы не дожидается – считает, что потерпел неудачу. Так же происходит и во взрослой жизни.

Описание патологии

Страх неудачи действительно чаще рождается еще в детстве, а по мере взросления личности боязнь сделать что-то не так остается, и как преодолеть ее – человек не знает.

Получить положительную оценку своего труда или действий удается не всегда. Иногда приходится выслушать критику, потерпеть неудачу. Уверенный и развитый человек справляется с критикой и неудачами достаточно быстро.

Иные же только усиливают страх неудачи, пытаясь избегать в дальнейшем подобных действий. Получается следующее: испытав неудачу в каком-то из дел, чтоб побороть свой страх, человек больше не берется за это дело. Доходит до того, что приготовить кофе для него – серьезнейшая задача, в которой главное – не провалиться. То есть, наблюдается полная изоляция человека от социума и патологическая боязнь неудачи.

Причины атихифобии

Боязнь опозориться может быть вызвана совершенно разными причинами. Преимущественной причиной остается имеющийся негативный опыт человека. Из-за боязни перед неудачей человек проецирует опыт одного случая на весь свой возможный опыт.

Причинами, по которым люди боятся совершать любую деятельность, могут быть:

Проявления страха

Атихифобия выражается достаточно разными способами. Описать, что характерно страху при этой патологии, можно так:

  • Самоизоляция – человек боится участвовать в любых мероприятиях, особенно, общественных, закрываясь в своей зоне комфорта.
  • Самосаботаж – боясь, что он сделает что-то не так, человек подсознательно подрывает свои силы и усилия.
  • Неуверенность в себе – боясь ошибиться, человек сам себя уверяет в том, что все сделанные им дела и полученные знания ничего не стоят.
  • Из-за панического страха тяжело дышать, ощущается жжение в груди, одышка, тошнота и мышечные спазмы. Возможна диарея. Иногда повышается нервная возбудимость, у некоторых же, напротив, возможна скованность и закрытость.

    Данный страх значительно снижает качество жизни человека, мешает его саморазвитию и профессиональной деятельности, личной жизни и налаживанию связей. Потому помощь в запущенных случаях должен оказывать именно специалист.

    • Научитесь отказывать, если чувствуете, что не справитесь с каким-либо заданием. Не идите на риск, если он не оправдан.
    • Трезво оценивайте потери, которые возможны, если возложенная на вас задача не будет выполнена. Упущенные возможности порой становятся значительно большими потерями, чем ощущение страха.
    • Всегда запасайтесь резервным планом. Так у вас будет подстраховка, что в случае неудачного хода дела вы сможете его изменить. Например, заручитесь поддержкой друга или коллеги.
    • Будьте более решительны, любое промедление будет только усиливать страх. Создайте ситуацию, в которой нельзя будет отступить.
    • Заключение

      Страх неудачи достаточно распространен, но для его преодоления не требуется так много усилий, как кажется. Если провести глубокий самоанализ и смириться с мыслью, что идеальным не может быть никто, проблемы страха и ошибок отойдут на второй план. Если же самостоятельная борьба не увенчалась успехом, не стесняйтесь обратиться к специалисту. Иначе фобия может перерасти в серьезные психические отклонения и депрессию.

      Страх совершить ошибку

      Когда сын пошел в первый класс, мы столкнулись с таким страхом, как «страх совершить ошибку». Когда впервые возникла эта тема – «я боюсь отвечать на уроках, ребята будут смеяться» – я решила двигаться в двух направлениях, во-первых, показать сыну, что причин бояться-то и нет, во-вторых, выработать у него положительное отношение к ответам на уроках и к ошибкам. И у нас состоялся такой разговор:

      — Когда вы играете на перемене и в группе продленного дня, вы смеетесь?

      — Расскажи, в каких ситуациях вы смеетесь, когда играете?

      — Бывает кто-то чего-нибудь забавное, смешное скажет, или плюхнется, или сделает что-нибудь не так, как надо?

      — А было так, что это был ты?

      — Ну, да, конечно, сколько раз! — улыбается.

      — И ты тоже смеялся в этой ситуации или ты переставал играть?

      — Конечно, смеялся, играть интереснее, чем сидеть в стороне.

      — И тебе не страшно, что над тобой в игре будут смеяться?

      — Да, нет… (и тут он задумывается и с улыбкой смотрит на меня), — я понял, мам, на уроках так же, да?

      — Значит, когда смеются не страшно, и ты уже на уроках будешь смелый-смелый мальчик.

      — А вдруг я все же сделаю ошибку – это ведь нехорошо.

      — Давай посмотри, что такое ошибка? Как ты думаешь? Можешь мне объяснить?

      — Ошибка – это когда что-то не так сказал, неправильно.

      — А почему может получиться ошибка? Подумай, не торопись.

      — Потому, что я что-то забыл, ну или, торопился (улыбается) – он очень подвижный.

      — Значит?… — делаю паузу, что бы он додумал свой вывод.

      — Значит, нужно лучше учить и не торопиться! – радостно говорит сын.

      — Молодец, а если, ты все же сделал ошибку, что нужно будет сделать? Вот вы пишите контрольную работу, учительница ее проверяет, исправляет ошибки. И на следующем уроке вы делаете работу…

      — Работу над ошибками, — кивает он головой.

      — Что бы запомнить, как правильно решить пример в следующий раз.

      — Молодец, значит, совершив ошибку, нужно понять, что ты сделал не так и исправить это. Правильно?

      — Да. Это классно! Мне теперь совсем не страшно! Мам, ты волшебница!

      После этого диалога, когда я видела, что у сына возникали какие-то трудности или он совершал ошибки, достаточно было напомнить ему и задать вопрос: «Что ты должен сделать сейчас, что бы в другой раз было по-другому?». А после обязательно хвалила его: «Ты молодец, ты справился» — и результат приходил с каждым разом быстрее. Сейчас ему 16 лет. И вопрос страха перед ошибками остался в прошлом. Сейчас он уже сам задает себе этот контрольный вопрос. И я уверенна, что это умение справляться со сложными ситуациями еще не раз пригодиться ему в жизни.

      Многие социальные страхи возникают от непонимания, от незнания. От того, что однажды приобретенный отрицательный опыт не был объяснен и переведен в положительный.

      Сегодня занимаясь на дистанции, я понимаю, что многие упражнения направлены как раз на формирование положительного опыта, а значит как профилактика для возникновения тех или иных страхов. Параллельно учу этим упражнениям и своих детей.

      Вывод: Заниматься упражнениями дистанции полезно – это формирует позитивное восприятие, уверенность и умение быстро находить решение в различных ситуациях. А, следовательно, уменьшает риск возникновения всевозможных страхов.

      www.psychologos.ru

      Страх ошибки по-научному называют атихифобией. Это одна из наиболее распространенных фобий в современном мире. В психологии принято относить боязнь ошибиться к социальному классу страхов, так как страх совершить ошибку рождается и видоизменяется под действием общества.

      Человек, которого одолевает боязнь совершить ошибку, может полностью отказаться от попытки что-либо предпринять, так как будет считать ее заранее неудачной. В свою очередь, личность, которой страшно ошибиться, постепенно будет опускаться по социальной лестнице, поскольку самосовершенствование и карьерный рост ее пугают.

      Некоторые люди испытывают перед неудачами ту разновидность страха, что даже и думать не хотят о возможности попробовать что-то предпринять и начать какое-то дело. Такая стереотипная форма мышления, как кажется человеку, защищает его от ошибок. На самом деле, она предотвращает любое движение в его жизни.

      Страхи неудач могут возникать также тогда, когда деятельность оценивается только по ее результативности, без учета собственных ритмов и качеств человека. В результате такой односторонней оценки присваивается определенный ярлык деятельности – потерпел неудачу или достиг успеха. Ничего среднего между двумя этими ярлыками нет.

    • Связь с детским страхом, когда в детстве ребенка сильно наказывали за любые промахи.
    • Невозможность ошибаться в коллективе, высмеивание любой ошибки – чаще всего невозможность преодолевать страх зарождается в коллективе подростков, в школе или колледже.
    • Многими боязнями руководят и социальные страхи, навязанные окружением – человек начинаться бояться, что, если он будет хуже остальных, то его отвергнут.
  • Неподвижность – для того, чтобы не сделать что-то не так, человек решает совершенно ничего не делать и ни к чему не стремиться.
  • Перфекционизм – желание быть самым лучшим во всем и всегда держать лидерские позиции, желание работать только в той сфере, в которой человек уверен полностью.
  • Физические симптомы заболевания

    Страх неудачи – это не только психические проявления. Данная патология характеризуется и рядом физических состояний человека. Отмечается учащенное сердцебиение, например, когда человеку кажется приближаемый крах его дел. Возможны боли в сердце.

    Отмечается повышенная потливость, озноб, ощущение жара или холода. В некоторых случаях возможны галлюцинации, чаще – слуховые.

    Как избавиться от фобии

  • Не бойтесь вспоминать моменты, когда страх проявился впервые. Необходимо проанализировать причины, по которым то или иное дело не состоялось. Даже если причиной стала невнимательность или другой личный фактор, не стоит возлагать на себя слишком большую ответственность.
  • Причиной патологии может быть постоянное неведение или неизвестность. Чтобы этого избежать, следует иметь основательную теоретическую базу перед началом любого дела. Тогда возможные риски будут значительно снижены.
  • Поверьте, наконец, в то, что неудачи случаются абсолютно у всех. Но рациональнее всего – использовать их в качестве трамплина для дальнейшего старта и совершенствования себя.
  • Психологи применяют для терапии такого страха методы анализа и самоанализа, предоставляя пациенту тщательное изучение причин, по которым он считает любое предприятие провальным.

    Страх ошибки

    Страх ошибки появляется у человека в двух моментах: когда он имеет слишком сильную внутреннюю установку только на успех и когда существуют запреты или карательные санкции в случае ошибки (уменьшение зарплаты или премии, увольнение и проч.). Как это ни цокажется на первый взгляд странным, наиболее сильный стресс человек переживает в первом случае, когда он стремится быть только успешным и удачливым.

    Страх ошибки «блокирует» творческие способности человека. Он испытывает внутреннюю скованность и напряжение, у него — повышенный самоконтроль и излишне жесткая «система слежения» за собственными действиями. В результате, несмотря на то, что человек всеми силами стремится быть успешным, он сам снижает свой потенциал тем, что постоянно «держит себя за хвост».

    Успех может не достигаться также и по причине того, что, боясь ошибиться, человек старается нигде и ни в чем не рисковать, проявляя сверхосторожность и сверхтревожность.

    Успех может «убегать» как горизонт от такого человека еще и потому, что, болезненно пережив неудачу и испытывая острый страх совершить повторную ошибку, он не реализует попытки попробовать еще раз. А, как известно, успех соседствует со смелостью, настойчивостью, упорством и терпением многократного, многолетнего повторения усилий, направленных на достижение поставленной цели.

    И последнее. Страх сделать ошибку заставляет человека избегать всего нового, «необкатанного» и, в определенном смысле делает его излишне консервативным. Человек всячески избегает изменений и даже малейшей нестабильности, поэтому он может впасть в паническое состояние даже при самых незначительных «подвижках».

    Наконец, страх сделать ошибку постепенно перерождается в страх вообще перед жизнью. Человек строит защиты и заграждения везде и повсюду и даже там, где в этом нет объективной необходимости. Дом такого человека — это крепость, защищенная железной дверью с множеством замков и автоответчиком на телефоне. Лицо такого человека — это непроницаемая маска, а движения выверены и находятся всегда «под контролем». Он редко смеется, потому что смех — это спонтанность и «неправильность». Он говорит логично и в форме «письменной речи», в которой все существительные и глаголы — на своем «правильном» месте. Он читает много медицинской и психологическои литературы и неукоснительно следует советам врачей и психологов. Он вообще хочет жить правильно, без ошибок и этого требует от других людей.

    Хочется сказать только одно: «Страх не совместим с полноценной жизнью». Хочется по-вторить известные пословицы: «Страх - плохой советчик» и «Не ошибается тот, кто ничего не делает».

    На самом деле, искусство жизни - в балансировании и нахождении равновесия между несовместимыми вещами. А именно, необходимо всегда искать баланс между стремлением к новизне и разумному риску - и осторожностью, знанием о возможной опасности.

    Боязнь ошибок

    Страх совершить ошибку – это главное препятствие, мешающее предпринять действие. Однако если разложить его на составляющие, то получим, 3 компонента:

    Страх показаться глупым,

    Страх потратить время впустую,

    Страх получить удар по самооценке и потерять уверенность в себе.

    Из-за страха совершить ошибку, мы многого себя лишаем: общения, возможностей, новых впечатлений. Преодоление страха позволит нам начать жить полной жизнью и наслаждаться ей, совершая ошибки и извлекая из них уроки.

    Откуда берется страх?

    Этот страх формируется с самого раннего детства. Особенно сильно он выражен у людей, родители которых были слишком тревожны и не позволяли ребенку действовать самостоятельно. Еще один вариант воспитания, формирующий такой страх – это «родители знают лучше». Слишком авторитарный стиль воспитания и гиперопека неизбежно приводят к формированию страха совершить ошибку. Усугубляет ситуацию школьная среда. К сожалению, часто в школах ошибки высмеиваются, особенно со стороны учеников, но иногда и со стороны учителей. Ребенок испытывает букет негативных чувств, что в будущем заставляет его бездействовать под влиянием страха совершить ошибку, нежели попробовать что-либо сделать.

    Как избавиться от страха?

    1. Вспомните фразу: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает». Так или иначе, мы будем совершать ошибки – это неотъемлемая часть деятельности человека. Кроме этого, ошибка – это способ получения нового опыта и новых знаний. Как можно узнать, что правильно, если не знаешь, что неправильно?

    2. Разрешите сами себе совершать ошибки. Избавьтесь от закостенелых убеждений, что ошибаться нельзя.

    3. Совершая ошибку, анализируйте ее. Вы поймете, что благодаря ей вы чему-то научились. Далеко не все получается с первого раза. Все великие открытия делались путем проб и ошибок.

    4. Если вы совершили ошибку, не обвиняйте в ней других – возьмите ответственность на себя.

    5. Не критикуйте ошибки других, позвольте им тоже ошибаться.

    Сегодня не будет конкретной истории, а будут вдохновляющие…на ошибки мысли.

    Как ошибки меняют жизнь?

    Есть девушка по имени Сара Блэйкли, она CEO компании Spanx, занимающейся продажей нижнего белья. По итогам 2012 года американский Forbes назвал Сару самой молодой женщиной-миллиардером в мире, самостоятельно заработавшей свое состояние, и включил в список 100 наиболее влиятельных женщин планеты.

    Однажды ее спросили про факторы успеха, которые позволили построить бельевую империю. И Сара сказала, что одним из важных факторов стало то, что отец каждый вечер задавал ей вопрос:

    «Что у тебя сегодня не получилось?».

    И если Сара говорила, что получилось всё, то отец очень расстраивался, потому что это значило, что она не допускает ошибок и, соответственно, не растет.

    По-моему, папа молодец -)

    «В одной из презентаций проекта Pop!Tech дирижер и педагог Бенджамин Цандер продемонстрировал зрителям, что значит быть свободным от страха неудачи.

    В этой презентации Цандер работает с пятнадцатилетним виолончелистом, помогая ему реализовать своей потенциал. Во время исполнения пьесы Баха в какой-то момент молодой виолончелист делает ошибку и явно расстроен этим. Когда он заканчивает играть, Цандер предлагает ему перестать мучиться из-за ошибки, а вместо этого сказать: «Как интересно получилось!»

    И юноша, и зрители с облегчением смеются и больше не зацикливаются на неудачах. Затем Цандер продолжает прорабатывать с юношей этот отрывок и, когда тот снова делает ошибку, Цандер ликующе восклицает: «Как интересно получилось!»

    После пятнадцати минут освобождения от страха перед неудачей игра виолончелиста становится заметно легче, свободнее, радостнее. Вот так же и вся наша жизнь - и как целое, и в каждый отдельный момент - может измениться, если мы сумеем научиться воспринимать неудачи как интереснейшую обратную связь».

    - Ответ на вопрос «Как избавиться от страха ошибок?» -

    Ошибаться. Еще и еще. Ронять свои шарики для жонглирования. Путать музыкальные партии. Не попадать мячом в корзину.

    И напоследок мне, как и папе Сары Блэйкли, хочется задать вам один вопрос: «А что у вас сегодня не получилось?».

    И очень надеюсь услышать в ответ не молчание, а длинный рассказ. Можете смело рассказывать мне о своих ошибках.

    До встречи через неделю!)

    upd: Книга «100 способов изменить жизнь» уже в продаже! В ней - еще больше мотивации и вдохновения. Под обложкой - новые неопубликованные «способы», концентрат из 1000 книг по саморазвитию и десятки реальных историй. Мечтай. Делай. Меняйся.

    С самого детства страх неудачи сопровождает нас повсюду. В детстве ребенок ожидает, что его похвалят за что-то, а если похвалы не дожидается – считает, что потерпел неудачу. Так же происходит и во взрослой жизни.

    Описание патологии

    Страх неудачи действительно чаще рождается еще в детстве, а по мере взросления личности боязнь сделать что-то не так остается, и как преодолеть ее – человек не знает.

    Получить положительную оценку своего труда или действий удается не всегда. Иногда приходится выслушать критику, потерпеть неудачу. Уверенный и развитый человек справляется с критикой и неудачами достаточно быстро.

    Иные же только усиливают страх неудачи, пытаясь избегать в дальнейшем подобных действий. Получается следующее: испытав неудачу в каком-то из дел, чтоб побороть свой страх, человек больше не берется за это дело. Доходит до того, что приготовить кофе для него – серьезнейшая задача, в которой главное – не провалиться. То есть, наблюдается полная изоляция человека от социума и патологическая боязнь неудачи.

    Страх ошибки по-научному называют атихифобией. Это одна из наиболее распространенных фобий в современном мире. В психологии принято относить боязнь ошибиться к социальному классу страхов, так как страх совершить ошибку рождается и видоизменяется под действием общества.

    Человек, которого одолевает боязнь совершить ошибку, может полностью отказаться от попытки что-либо предпринять, так как будет считать ее заранее неудачной. В свою очередь, личность, которой страшно ошибиться, постепенно будет опускаться по социальной лестнице, поскольку самосовершенствование и карьерный рост ее пугают.

    Причины атихифобии

    Боязнь опозориться может быть вызвана совершенно разными причинами. Преимущественной причиной остается имеющийся негативный опыт человека. Из-за боязни перед неудачей человек проецирует опыт одного случая на весь свой возможный опыт.

    Некоторые люди испытывают перед неудачами ту разновидность страха, что даже и думать не хотят о возможности попробовать что-то предпринять и начать какое-то дело. Такая стереотипная форма мышления, как кажется человеку, защищает его от ошибок. На самом деле, она предотвращает любое движение в его жизни.

    Страхи неудач могут возникать также тогда, когда деятельность оценивается только по ее результативности, без учета собственных ритмов и качеств человека. В результате такой односторонней оценки присваивается определенный ярлык деятельности – потерпел неудачу или достиг успеха. Ничего среднего между двумя этими ярлыками нет.

    Причинами, по которым люди боятся совершать любую деятельность, могут быть:

    • Связь с детским страхом, когда в детстве ребенка сильно наказывали за любые промахи.
    • Невозможность ошибаться в коллективе, высмеивание любой ошибки – чаще всего невозможность преодолевать страх зарождается в коллективе подростков, в школе или колледже.
    • Многими боязнями руководят и социальные страхи, навязанные окружением – человек начинаться бояться, что, если он будет хуже остальных, то его отвергнут.

    Проявления страха

    Атихифобия выражается достаточно разными способами. Описать, что характерно страху при этой патологии, можно так:

    • Самоизоляция – человек боится участвовать в любых мероприятиях, особенно, общественных, закрываясь в своей зоне комфорта.
    • Самосаботаж – боясь, что он сделает что-то не так, человек подсознательно подрывает свои силы и усилия.
    • Неподвижность – для того, чтобы не сделать что-то не так, человек решает совершенно ничего не делать и ни к чему не стремиться.
    • Неуверенность в себе – боясь ошибиться, человек сам себя уверяет в том, что все сделанные им дела и полученные знания ничего не стоят.
    • Перфекционизм – желание быть самым лучшим во всем и всегда держать лидерские позиции, желание работать только в той сфере, в которой человек уверен полностью.

    Физические симптомы заболевания

    Страх неудачи – это не только психические проявления. Данная патология характеризуется и рядом физических состояний человека. Отмечается учащенное сердцебиение, например, когда человеку кажется приближаемый крах его дел. Возможны боли в сердце.

    Из-за панического страха тяжело дышать, ощущается жжение в груди, одышка, тошнота и мышечные спазмы. Возможна диарея. Иногда повышается нервная возбудимость, у некоторых же, напротив, возможна скованность и закрытость.

    Отмечается повышенная потливость, озноб, ощущение жара или холода. В некоторых случаях возможны галлюцинации, чаще – слуховые.

    Как избавиться от фобии

    Данный страх значительно снижает качество жизни человека, мешает его саморазвитию и профессиональной деятельности, личной жизни и налаживанию связей. Потому помощь в запущенных случаях должен оказывать именно специалист.

    • Не бойтесь вспоминать моменты, когда страх проявился впервые. Необходимо проанализировать причины, по которым то или иное дело не состоялось. Даже если причиной стала невнимательность или другой личный фактор, не стоит возлагать на себя слишком большую ответственность.
    • Причиной патологии может быть постоянное неведение или неизвестность. Чтобы этого избежать, следует иметь основательную теоретическую базу перед началом любого дела. Тогда возможные риски будут значительно снижены.
    • Научитесь отказывать, если чувствуете, что не справитесь с каким-либо заданием. Не идите на риск, если он не оправдан.
    • Трезво оценивайте потери, которые возможны, если возложенная на вас задача не будет выполнена. Упущенные возможности порой становятся значительно большими потерями, чем ощущение страха.
    • Всегда запасайтесь резервным планом. Так у вас будет подстраховка, что в случае неудачного хода дела вы сможете его изменить. Например, заручитесь поддержкой друга или коллеги.
    • Будьте более решительны, любое промедление будет только усиливать страх. Создайте ситуацию, в которой нельзя будет отступить.
    • Поверьте, наконец, в то, что неудачи случаются абсолютно у всех. Но рациональнее всего – использовать их в качестве трамплина для дальнейшего старта и совершенствования себя.

    Психологи применяют для терапии такого страха методы анализа и самоанализа, предоставляя пациенту тщательное изучение причин, по которым он считает любое предприятие провальным.

    Заключение

    Страх неудачи достаточно распространен, но для его преодоления не требуется так много усилий, как кажется. Если провести глубокий самоанализ и смириться с мыслью, что идеальным не может быть никто, проблемы страха и ошибок отойдут на второй план. Если же самостоятельная борьба не увенчалась успехом, не стесняйтесь обратиться к специалисту. Иначе фобия может перерасти в серьезные психические отклонения и депрессию.

    Откуда берется страх ошибок и неудач? Из детства. Именно в детстве нам внушали, что ошибка - это очень плохо, это нечто страшное и непоправимое, а еще многих из нас не раз высмеивали даже за незначительные промахи. Страх неудачи - это страх быть отвергнутым, страх оказаться в одиночестве перед лицом опасности, страх смерти.

    Что еще может послужить причиной возникновения и развития страха, что у нас ничего не получится?

    Обычно это продолжение завышенных требований к нам родителей. В итоге мы видим все только в черном или только в белом цвете, не признаем никаких промежуточных оттенков. Либо гений, либо неудачник - середины нет. Быть гением - значит быть на гребне волны. Потерпеть неудачу равносильно смерти. Либо пан, либо пропал. Сплошные крайности. Но жить все время на подъеме, на пределе сил просто невозможно. Мы не герои боевиков, и если зададим себе такой темп, то рано или поздно сломаемся.

    Выход: принять свое несовершенство и разрешить себе делать ошибки.

    2. Недооценка своих возможностей

    Это может быть следствием неадекватной самооценки, сформированной у нас еще в детстве, когда мы слепо верим мнению о нас родителей и других значимых взрослых. Почему у детей формируется заниженная самооценка? Это бывает следствием как недостаточной заботы родителей, так и гиперопеки. Гиперопека, пожалуй, даже опаснее, потому что в результате у нас формируется так называемая наученная беспомощность. Наученная беспомощность - это когда мы привыкли, что все делают за нас, либо стараясь не напрягать, либо не доверяя. Как следствие, мы не учимся, не получаем соответствующего нашему возрасту опыта, вообще боимся что-либо делать из-за страха сделать плохо или же не зная, как подступиться к задаче. Наученная беспомощность может формироваться и другим путем. Например, когда негативная обратная связь, или, иначе говоря, неконструктивная критика, значительно превосходит обратную связь положительную, когда наши действия одобряют и нас хвалят. В этом случае мы заранее уверены, что и сейчас у нас ничего не получится, как бы мы ни старались, поскольку предыдущие 999 раз все наши усилия пошли прахом. И в результате мы опускаем руки и перестаем предпринимать какие-либо попытки к улучшению собственного состояния.

    Выход только один: делать, делать и делать. Пробуя, ошибаясь и начиная сначала - до тех пор, пока не получится. И постоянно анализировать: что получилось так, как мы хотели, и никакая доработка не нужна; что получилось не совсем удачно и требует корректировки (обязательно сразу продумать, какой именно); что получилось из рук вон плохо. В последнем случае необходим тщательный анализ: какие именно наши решения и действия привели нас не туда, куда было нужно, что в этих наших мыслях и действиях следует поменять, чему научиться и что предпринять, чтобы получить тот результат, на который мы рассчитываем. И еще один очень важный момент: все эмоции на этот период нужно отключить, чтобы они не отвлекали и не сбивали с пути, тем более что обязательно найдутся люди, которые будут нас осуждать, смеяться над нами или обесценивать наш труд. Черед эмоций и реагирования на действия окружающих придет потом, когда дело будет сделано. Вот тогда можно будет и порадоваться, и погоревать, и все остальное. А пока дело не сделано, нужно оставить только логическое мышление: что получается и почему, что не получается и почему, что тогда предпринять, чтобы это изменить. Единственное исключение: если мы вдруг слышим конструктивную критику, которая может помочь приблизиться к цели, то на нее реагируем и активно используем в собственных интересах. Наша задача - максимально сфокусироваться на том, что приближает нас к желаемой цели, и игнорировать либо отметать все, что этому мешает.

    3. Преувеличение сложности задачи

    У страха, как говорится, глаза велики. Лекарство от этого - составление подробнейшего плана достижения цели. Та цель, которая сначала кажется нам настолько огромной и недостижимой, что мы сразу же падаем духом и опускаем руки, становится вдруг вполне обозримой и посильной, когда мы разбиваем движение к ней на маленькие шажки. Шажки, которые мы однозначно в состоянии сделать, зачастую даже не прикладывая особых усилий. Главное - как следует продумать маршрут. Скажем, покорить Эверест кажется абсолютно невозможным, а подняться в гору на 100 или хотя бы 50 метров - вполне реальным.

    Выход: метод обратного планирования. Мы ставим себе конечную цель, которую хотим достичь в будущем, а потом движемся от желаемого будущего к реальному настоящему, все время задавая себе вопрос: «Что мне нужно сделать, чтобы получить это?» Возьмем пример с покорением Эвереста, ведь в каком-то смысле любая наша цель - это Эверест, который мы хотим покорить. Что нужно сделать, чтобы покорить Эверест? Нужно получить опыт восхождения на более низкие высоты. Что нужно сделать, чтобы получить опыт восхождения на более низкие высоты? Нужно стать выносливее и приобрести необходимую экипировку. Что нужно сделать, чтобы стать выносливее? Нужно записаться в клуб, который готовит будущих альпинистов, и заняться там своей физической подготовкой. А что нужно сделать, чтобы приобрести экипировку? Получить информацию о том, что именно нужно, найти нужный магазин и сделать покупку. Вот мы уже и пришли от вершины Эвереста к настоящему и можем делать первые реальные шаги - записываться в клуб и узнавать, какая экипировка нужна начинающему альпинисту.

    4. Самозапугивание

    Мы мастерски умеем себя запугивать, мы воображаем ужасы, которые случатся не только в случае нашего поражения, но и при малейшей ошибке.

    Выход: во-первых, зададим себе вопрос: «Что самое ужасное может с нами случиться, если это произойдет?» А во-вторых, воспользуемся методом амплификации (в переводе с латинского - «расширение, усиление, обогащение»). То есть дадим волю своему воображению и напридумываем кошмарные и трагические варианты развития событий. Нужно довести пугающую ситуацию до абсурда. Можно создать много ужасных историй и даже устроить конкурс на самую страшную. Так мы проживем все эти страхи и пропустим через себя. А заодно ощутим в процессе сочинения и проживания, что с нами не случится даже миллиардная доля того, что мы нафантазировали и чем так старательно себя запугивали.

    Три упражнения, чтобы преодолеть страх неудач

    1. Изменить отношение к ошибкам

    Есть эффективный способ благополучно пережить те разочарования и поражения, которые ждут нас на пути к цели. Как мы воспринимаем допущенные нами ошибки? Обычно как катастрофу вселенского масштаба, как нечто, что никто никогда и ни при каких условиях не сможет исправить. Но если мы сменим точку зрения на свои промахи и начнем воспринимать их просто как информацию о том, что мы нашли неверное решение, если будем воспринимать свои промахи как способ приобретения жизненного опыта, то расстраиваться будет просто не из-за чего. Нет никакой катастрофы и трагедии, есть просто обратная связь, есть просто информация о том, что мы пошли не тем путем и нам нужно выбрать другой. Пожалуй, один из самых ярких и известных примеров подобного мышления - это Томас Эдисон, который, прежде чем изобрести электрическую лампочку, провел 10 тысяч неудачных экспериментов. Именно он сказал: «Я никогда не терпел неудач. Я просто нашел 10 тысяч способов, которые не работают».

    2. Заменить слова

    В своих размышлениях о будущем замените слово «но» на слова «даже если». Например, обычно вы думаете так: «Я хочу стать блестящим оратором и уверенно держаться на публике, но боюсь, что сначала надо мной все будут смеяться». Меняйте негативную формулировку на позитивную установку: «Я стану блестящим оратором и буду уверенно держаться на публике, даже если сначала надо мной все будут смеяться». Такая, казалось бы, мелочь - замена одного слова на другое, а какой эффект, какое действие! Мы сразу чувствуем, как расправляются плечи и выпрямляется спина, как дыхание становится более ровным и глубоким, а походка - твердой и уверенной. Мы вырастаем в собственных глазах и начинаем относиться к себе с уважением. Следом с уважением к нам начинают относиться и окружающие люди. Так и получается, что, меняя одно слово на другое, мы на самом деле меняем собственную жизнь.

    3. Перестать избегать

    Если мы боимся чего-то (например, неудачи в новом деле), то мы часто начинаем этого избегать - того, что может быть неприятно или причинить боль. Избегание становится для нас способом защититься от провала. Беда в том, что область избегаемого будет расширяться до бесконечности, до тех пор, пока мы не станем бояться абсолютно всего. Жизнь превратится в сплошные ограничения, да и можно ли будет назвать это жизнью? Поэтому стоит мыслить не в стиле «Чего мы не потеряем, если не сделаем?», а в стиле «Что мы приобретем, если сделаем?». Иначе говоря, стоит заменить движение от чего-то (то есть избегание чего-то) на движение к чему-то.

    Резюме

    В основе страха допустить ошибку лежат страх смерти, завышенные требования к себе, недооценивание своих возможностей (вследствие гипер- или гипоопеки), преувеличение сложности задачи, неумение грамотно планировать достижение поставленных целей и самозапугивание.

    Справиться же со страхом неудачи вам помогут следующие упражнения.

    1. Делая что-то, не опускайте руки при первой же неудаче и не бросайте начатое. Переделайте, если сразу не получилось, или сделайте это как-то по-другому. Главное - делать, делать и делать. Пробуя, ошибаясь и начиная сначала. До тех пор, пока не получится.

    2. Если задача перед вами стоит сложная, составьте подробный план своих действий. Ну или воспользуйтесь приемом обратного планирования.

    3. Если вы привыкли сами себя запугивать, когда что-то начинает идти не так, то задайте себе вопрос: «Что самое страшное может случиться, если это произойдет?» Воспользуйтесь методом амплификации, то есть преувеличения, и доведите пугающую вас ситуацию до абсурда. Тогда она перестанет вас пугать.

    4. Если вы воспринимаете любую свою ошибку как катастрофу вселенского масштаба, повторяйте себе каждый раз следующее: «Нет никакой трагедии и катастрофы в том, что я ошибся. Есть только обратная связь, информация о том, что я пошел не тем путем и мне нужно выбрать другой».

    5. Замените в своих размышлениях слово «но» на слова «даже если».

    6. Замените мышление «от» на мышление «к». Или, другими словами, вместо вопроса «Чего я не потеряю, если этого не сделаю?» задавайте себе мысленно вопрос «Что я приобрету, если сделаю это?».

    Упражнения можно выполнять в любом порядке - в зависимости от ситуации и от вашего настроения.

    От редакции

    А что делать, если вы боитесь… успеха? Были ли в вашей жизни ситуации, когда за пару шагов до результата что-то с вами случалось («как будто сглазили») и в итоге вы ничего не достигали? Или вместо необходимых действий занимались чем-то ненужным? Или тупо сидели в Интернете вместо работы? Или допускали грубые ошибки, хамили начальнику, заболевали в ответственный момент? Или заранее думали: «Все равно у меня ничего не получится!» - и даже не начинали реализовывать свою мечту? Или «выходили из игры», потеряв интерес, при первых же достижениях?

    Загрузка...
    Top