Технология выполнения работ масляными малярными составами. Основы технологии малярных работ. Технология выполнения малярных работ

Прежде чем начать покраску любой из поверхностей, необходимо её подготовить по всем правилам. Оштукатуренные, гипсовые или бетонные поверхности в первую очередь необходимо очистить от пыли, затем для удаления неровностей и других дефектов проходятся по поверхности наждачной бумагой или специальной пемзой. Если на поверхности имеются трещины, их углубляют на несколько миллиметров и после этого смачивают водой и замазывают или гипсовым раствором. Поверхность, которую обработали, таким образом, разравнивают специальной теркой.

Очищенные от старого покрытия места, обрабатывают (она должна быть чистой), затем шпатлюют и .

Детали из металла, которыми отделан или будет отделан фасад, должны быть очищены от ржавчины и , которая возможно уже не имеет должный вид.


Чтобы выполнить данные работы необходимо использовать шпатель, скребок, металлическую щетку и наждачную бумагу.

Так же все поверхности, которые подвергнуться окрашиванию, должны быть хорошо очищены от штукатурки, пыли, грязи и прочих подобных загрязнений.

Все поверхности, которые в дальнейшем будут окрашены эмалевыми или красками на водной основе , должны быть подготовлены, так же как и при покраске, масляной краской.

Водоэмульсионная краска подходит для покраски поверхностей, которые ранее были покрашены, масляной краской или другими красками.

Но прежде чем окрашивать необходимо, произвести подготовку поверхности, которую будете окрашивать, как было отмечено ранее, необходимо удалить облупившуюся краску и т. п.


До окрашивания финских и шведских производителей, свежеструганное дерево очищают от смолы. Чтобы очистить поверхность древесины от смолы, необходимо два раза протереть её восьми или десяти процентным раствором кальцинированной соды. Данный раствор должен быть температурой в пятьдесят или шестьдесят градусов, после того как вы протёрли поверхность содой, её необходимо протереть ветошью смоченную в тёплой воде.

Если поверхности ранее были окрашены известью , то их хорошо осматривают и если есть набелы, их очищают. Для этого набелы хорошо смачивают водой, которая должна иметь температуру от пятидесяти до семидесяти градусов. Затем слой извести снимают шпателем и промывают хорошо водой.

Поверхность, которая раньше была окрашена клеевой краской , снова окрашивать этой краской категорически нельзя, так как новый слой станет отслаиваться со старым слоем. Прежнее покрытие клеевой краской должно быть очищено сухим, но так же можно использовать для удаления старого покрытия и горячую воду (для этого воспользуйтесь широкой кистью). Затем клеевую краску легко снимают шпателем или скребком.

Поверхность, окрашенную, казеиновыми или силикатными красками очищают при помощи двух или трёх процентным раствором соляной кислоты. Под воздействием кислоты краска размягчается, и её удаляют при помощи скребка или шпателя.

Грунтование поверхности

Считается главной процедурой при малярных работах.

Грунтование поверхности необходимо для того чтобы поры которые есть на поверхности были закупорены.


Так же обеспечивает хорошее сцепление главного слоя краски с поверхностью. Грунтование поверхности производят один раз, но существуют случаи, когда грунтование производят в несколько слоёв. Грунтовку всегда наносят только на поверхность, которую предварительно подготовили. Для грунтования поверхности используют кисть. Чтобы нанести следующий слой грунтовки, прежний слой обязательно должен высохнуть.

Поверхность, которую в дальнейшем будут окрашивать масляной или эмалевой краской, грунтуют олифой. В олифу можно будет добавить некоторое количество краски, которой вы собираетесь окрашивать поверхность. За счёт этого будут видны места, которые плохо прогрунтованы или не прогрунтованы совсем.

До окрашивания известковой краской, грунтовку наносят на влажную поверхность. Это обеспечит хорошее сцепление краски. Для любой краски существует подходящая грунтовка, это необходимо всегда учитывать.

При малярных работах следующим этапом, после грунтовки, является подмазка.

При помощи подмазки убирают разного рода недочёты на поверхности, которую в дальнейшем будут окрашивать.


Её наносят шпателем. Затем, когда подмазка высохнет, излишки зачищают и грунтуют. Подмазка, должна быть подходящей к применяемой краске.

Следующими работами будет и для этого используют шпаклёвочную смесь. Шпатлёвку так же подбирают в соответствии с используемой краской.

Шпатлёвку необходимо наносить не толстым слоем при помощи шпателя по поверхности, которую в дальнейшем необходимо будет покрасить. Далее шпатлёвку зачищают, но после того как она полностью высохнет. И снова покрытие .

Покраска

Обычно окрашивают чистую и сухую поверхность, чтоб нанести краску используют кисть или распылитель или кисть.


Чтобы нанести следующий слой необходимо дождаться высыхания предыдущего слоя. Окрашивая поверхность кистью, её необходимо держать перпендикулярно.

Данный инструмент должен легко касаться кончиком поверхности, которую окрашивают. Поверхность окрашивают тонким слоем. Вертикальные поверхности окрашивают сверху вниз.


Деревянные детали или изделия окрашивают вдоль волокон. Так же поверхность окрашивают в один два слоя и если понадобиться, то краску наносят в несколько слоёв.

Окрашенные поверхности иногда покрывают лаком и для этого используют масляные краски. Такие поверхности можно будет покрыть масляным лаком, за счёт этого поверхность обретает блеск и долговечность.

До начала лакокрасочных работ, лак необходимо подогреть и потом перемешать. Наносят теплый лак при помощи кисти, на сухую, окрашенную масляной краской, поверхность. Лак наносят тонким слоем.


Чтобы покрасить

При выполнении малярных работ нужно иметь под рукой различные вспомогательные материалы: гипс для заделки трещин и исправления дефектов поверхности, раствор для ремонта штукатурки или флюатирования пятен и налетов на поверхности кладки дымоходов, обезжиривающие средства, пластырь для закрывания мест, не подлежащих окраске, и др.

Однослойная окраска не обеспечивает достаточной защиты основания, поэтому нужно последовательно наносить несколько слоев краски, каждый из которых выполняет свои функции.

Нижний слой служит для сцепления многослойного покрытия с основанием. Накрывочный слой, завершающий красочное покрытие, защищает нижние слои от внешних воздействий и выполняет декоративные функции. Если масляную краску наносить в один слой, поверхность будет морщинистой, а со временем на ней появятся трещины.

Число слоев зависит от вида краски, требуемого качества покрытия и вида основания. Клеевую краску наносят в два слоя, водоэмульсионную - в три, а некоторые глянцевые политуры - в шесть и более слоев.

Каждый последующий слой должен содержать больше пигмента и меньше связующего. Например, эмульсию из грунтовки сильно разводят водой, а для накрывочного слоя совсем не разбавляют.

Прежде чем приступать к окраске, нужно приготовить основание. Окрашиваемая поверхность должна быть очищена от грязи, ржавчины, жировых пятен и, кроме того, высушена (это особенно касается деревянных поверхностей). Если в порах древесины останется вода, краска туда не проникнет. Она останется лежать на поверхности, а потом отвалится.

Если древесина на поверхности сухая, а внутри влажная, при нагревании под солнечными лучами и при других воздействиях водяные пары будут давить снизу на красочное покрытие и разорвут его.

Для получения качественного красочного покрытия не нужно красить при низких или слишком высоких температурах, а также на солнце, на сквозняке, в тумане и при слабом дожде. Во время малярных работ температура должна быть не ниже 5 °С.

Кисть при покраске держат с небольшим наклоном к поверхности. В краску ее погружают, окуная не полностью, а лишь на четверть длины волос, избыток краски с кисти удаляют о край банки.

Вначале краску наносят на грани, в углах и труднодоступных местах и только потом на гладкие поверхности. Когда окрашивают поверхности над головой, краска часто стекает на ручку кисти. Чтобы этого не происходило, можно взять старый резиновый мячик, разрезать его пополам и в одну из половинок продеть рукоятку кисти. Чтобы мячик не соскочил с ручки, под ним укрепляют резинку. Если нет мячика, на ручку надевают круг пергамина диаметром 5-7 см.



При очистке потолка, если он ранее не был окрашен, прежде всего удаляют старый набел. Небольшой набел можно размыть горячей водой при помощи кисти и тряпки, а толстый нужно счищать скребком в сухом виде. Можно предварительно смочить его горячей водой при помощи кисти и через 40 минут удалить скребком или шпателем.

Скребок или шпатель располагают под углом к поверхности и, слегка нажимая на инструмент, скользящими движениями вперед снимают слой набела. Таким же образом удаляют брызги раствора, наслоения краски и другие загрязнения.

Трещины на потолке и на стенах необходимо сначала расширить, а затем подмазать соответствующим составом. Подмазку производят шпателем, заделывая при этом не только расшитые трещины, но и раковины и впадины, которые есть на поверхности. После высыхания подмазанные места шлифуют и подгрунтовывают.

ПОКРАСКА КИСТЬЮ

Хотя в последнее время все большее распространение получает нанесение краски валиком или с помощью краскораспылителей, в домашних условиях все же пользуются кистью.

Кисть нужно приготовить - промять ее между пальцами и продуть. Для покраски можно использовать плоские и круглые кисти. Размер круглых кистей выбирают в зависимости от характера окрашиваемой поверхности или предмета, а также от густоты лакокрасочных материалов.

В новой круглой кисти нужно укоротить длину волоса путем подвязки, иначе она будет разбрызгивать краску. Длина свободных волос - примерно 30-40 см.

Краску наносят равномерно, сначала движениями в одном направлении, а затем перпендикулярно к нему, хорошо растушевывая до тех пор, пока вся поверхность не будет ровно окрашена. Последние движения кистью на горизонтальных поверхностях выполняют вдоль их длинных сторон, на вертикальных сверху вниз, а если окрашиваются деревянные поверхности, то в направлении годичных слоев древесины.



Если краска на олифе, последний слой разглаживают легкими движениями кисти в перпендикулярном направлении. Для разглаживания лучше всего взять волосяную кисть.

Большие площади при окраске нужно разделить на несколько мелких, ограниченных швами или планками. При этом учитывается тип лакокрасочного материала. Дверное полотно краской на олифе можно красить все сразу. Если масляной эмалью красят помещение, то лучше наносить краску на меньшие поверхности.

При окраске вертикальных поверхностей краску нужно тщательно растушевать, чтобы она не стекала и не образовывала потеков. Краска стекает спустя некоторое время после ее нанесения, поэтому не нужно брать слишком жидкую краску или наносить ее толстым слоем.

Если окрашивается сложная рельефная поверхность с различными углублениями, нужно помнить, что в них нельзя наносить слишком много краски, потому что она будет стекать, морщинить поверхность и плохо сохнуть.

Для получения ровного края окрашиваемой поверхности можно использовать самоклеящуюся ленту, наклеиваемую на заранее отбитую с помощью шнура или отвеса линию.

ПОКРАСКА ВАЛИКОМ

Для смачивания валиков краской потребуется плоский металлический ящик с продольными стенками в форме трапеции. В ящике установлено сито с ячейками размерами 10-20 мм, по которому проводят смоченным в краске валиком, чтобы устранить излишки и равномерно распределить краску по всему периметру валика.

Работу выполняют таким образом. На поверхность площадью около 1 м2 наносится 3-4 полосы краски, после чего эти полосы прокатывают валиком с отжатой краской в горизонтальном направлении (с небольшим наклоном валика) до тех пор, пока краска равномерно не распределится на поверхности. Если требуется ограничить окрашиваемую площадь, ее края закрывают плотной бумагой или заклеивают клеящейся лентой.

Еще о красках. Для внутренних работ чаще других лакокрасочных материалов применяются масляные (алкидные) и эмульсионные (воднодисперсионные, латексные) краски. Первые изготовляются на основе различных олиф или алкидных пленкообразующих. Латексные лакокрасочные материалы представляют собой водные растворы полимеров. Краски обоих видов выпускаются в готовом к применению виде. Помимо лакокрасочных материалов, при проведении малярных работ нужны жидкости, изменяющие густоту красок, - растворители и разбавители, и вещества, ускоряющие высыхание красок. Выбор того или иного вида красок определяется характером окрашиваемых поверхностей. Оштукатуренные, гипсобетонные и бетонные стены и потолки, как правило, красят латексными красками. Это обусловлено свойствами данных покрытий: они быстро сохнут, образуют матовую поверхность приятного вида, обладающую высокими эксплуатационными свойствами, сравнительно дешевы. Кроме того, как уже упоминалось выше, латексные краски можно наносить на влажные поверхности, в то время как алкидные (масляные) - только на сухие. Водно-дисперсионную краску легко удалить влажной тряпкой со случайно испачканной вещи, а инструмент промывается теплой водой, и наконец, эти краски негорючие. Масляные краски и эмали имеют свою «сферу» применения - это прихожие, кухни, ванные и другие помещения с повышенными гигиеническими требованиями. Ими красят также деревянные и оштукатуренные поверхности, поскольку эти составы при окрашивании образуют прочные, водостойкие покрытия, надежно защищающие деревянные изделия от гниения, а оштукатуренные поверхности - от небольших механических повреждений.

Несомненно, при выборе красок немаловажную роль играют оптические свойства образующихся после окраски покрытий. Матовые краски хорошо скрывают поверхностные дефекты, однако быстрее загрязняются и стираются. Дольше служат и меньше пачкаются полуматовые покрытия. Еще выше эти качества у полуглянцевых составов, а самыми износостойкими являются глянцевые краски, которые легко моются; но не скрывают недостатков окрашенных поверхностей. Ярче других блестят глянцевые эмали и лаки, в составе которых содержится наибольшее количество пленкообразующих веществ. Можно рекомендовать следующее применение тех или иных типов красок: потолки, гостиная, холл, спальня - матовая, либо полуматовая краска; детская комната - полуматовая или глянцевая; кухня, кухонные шкафы, рамы окон и прочие деревянные детали, ванная - полуматовая, полуглянцевая или глянцевая.

Расчет необходимого количества краски. Он состоит из следующих простых процедур: Определите периметр помещения. Например, прямоугольная комната 4х5 м имеет периметр 4+4+5+5=18м. Вычислите площадь стен этого помещения. Для этого умножьте периметр на высоту стен. Если высота комнаты равна 2,6 м, то площадь стен составляет 46,8 м 2 . Из полученной площади вычтите площадь дверей (примерно 1,9 м 2 для стандартной двери) и окон (около 1,4 м 2 на каждое; но, вообще говоря, размеры окон и дверей могут быть различными, и их лучше измерить). Полученная величина и является искомой площадью. Исходя из указанной на этикетке банки нормы расхода краски, рассчитайте требуемое вам для окраски данного помещения количество краски.

Подготовка краски. Купленную краску промышленного производства обычно достаточно немного размешать. Необходимо слить из банки верхний жидкий слой, перемешать оставшуюся гущу, влить отлитую ранее краску и вновь все перемешать. Если имеется несколько банок одной и той же краски, то их содержимое может несколько отличаться по цветам, особенно, если краска из разных партий (номер партии указывается на банке). Для получения краски одинакового цвета производится перемешивание краски путем многократного переливания (так называемый «боксинг»). «Боксинг». Всю краску, которую предполагается использовать, выливают в большую емкость, например в ведро, и перемешивают до получения однородной по цвету и консистенции массы. Затем краску разливают по банкам и плотно закрывают. Кроме «боксинга», иногда приходится применять такие процедуры как фильтрование и разбавление.

Фильтрование. Краску тщательно перемешивают, поднимая при этом гущу со дна каждой банки. Комков должно остаться как можно меньше. После этого делают «боксинг», переливая краску в ведро через марлевый фильтр. Как известно, при длительном хранении красок и, в меньшей мере, эмалей нередко происходит расслоение содержимого: на дне образуется плотный осадок, содержащий наполнители и пигменты, и выше - слой краски с пониженным содержанием пигментов, далее - слой пленкообразующего вещества, и на саном верху - сухая пленка. Вскрыв такую банку, аккуратно вырежьте эту пленку по окружности и выбросьте ее вместе с желеобразной массой, находящейся под ней. Слой чистого связующего надо слить в отдельную емкость, а оставшуюся его часть перемешать с осадком до образования однородной массы, в которую после этого порциями в 3-4 приема добавьте ранее отделенное связующее, тщательно перемешивая массу после каждого разбавления. Конечный этап состоит в процеживании краски, которая после этого станет готовой к применению.

Разбавление. После длительного хранения краску зачастую необходимо не только перемешать, но и разбавить до нужной для нормальной работы консистенции. Необходимость в разбавлении можно определить при перемешивании краски, для чего, размешав краску, нужно сделать несколько мазков. Если кисть оставляет бороздки (штрихи) или краска тянется за валиком, то ее следует разбавить: в банку с масляной краской добавить около 30 мл разбавителя, а с водно-дисперсионной - столько же воды, после чего тщательно размешать и вновь проверить на густоту, используя кисть или валик. Такую процедуру надо повторять до тех пор, пока на окрашиваемую поверхность не будет ложиться ровная пленка, при этом, однако, остерегайтесь сделать краску слишком жидкой.

Техника работы кистью. Кисти служат для окрашивания деревянных изделий, поверхностей с грубой текстурой, а также границы участков окрашиваемых валиком стен и потолков. Не следует пользоваться плоской кистью типа КП, если ее ширина больше ширины окрашиваемой поверхности. Малярную кисть надо держать свободно, не зажимая ее в руке. Большой палец поддерживает кисть снизу, а остальные пальцы лежат сверху, направляя ее движение. Кисть держат пальцами не за рукоятку, а за обжимное кольцо (рис. 128).

Рис. 128.


Рис. 129. :
а - окунание кисти в краску; б - нанесение краски на поверхность; в - растушевывание; г - лессировка

При желании небольшую отделочную кисть можно держать, как карандаш. Но в обоих случаях рукоятка кисти лежит в «пасти» между большим и указательным пальцами. Большую кисть можно держать, как теннисную ракетку.

Приемы работы кистью (рис. 129). Стены и потолки красят секциями шириной по 1,5-2 м, каждую последующую внахлест на предыдущую. На стены краску наносят вертикальными мазками, на потолки - перпендикулярно окну, на деревянные детали - вдоль волокон. Качество покрытия зависит от выбора кисти, объема краски на ней, количества сделанных мазков и силы нажима на кисть.

Как окунать кисть в краску. Кисть следует опускать в банку вертикально, погружая щетину в краску на одну треть ее длины. Вынимая кисть из банки, надо слегка постучать ею о внутреннюю стенку, чтобы удалить излишки краски.

Нанесение краски. Кисть следует держать под углом 45° к поверхности. Краска наносится длинными равномерными мазками с перехлестом последующего на предыдущий. Кисть должна касаться окрашиваемой поверхности всей щетиной.

Растушевывание - это следующий этап, цель которого - равномерное распределение краски по окрашиваемому участку. Растушевывание производится путем переноса краски с окрашенных мест на неокрашенные равномерными мазками. Сила нажима на кисть предполагается такой, чтобы щетина размялась, захватывала и переносила частицы краски. Количество мазков должно быть минимальным, поскольку в результате многократного разравнивания из краски быстро улетучивается растворитель, и на ней остаются штрихи.

Лессировка. Оканчивая мазок, самыми кончиками щетины края окрашенного участка надо завести «хвостами». С этой целью в конце мазка надо плавно отрывать кисть от поверхности - тогда пленка покрытия на краях становится тонкой и хорошо смешивается со смежными мазками.

Окраска валиком. Процесс окрашивания состоит из ряда этапов.

Подготовка. Перед началом работы валик погружают в чистую воду, если предстоит красить латексными красками, или в уайт-спирит, если работать придется алкидными, после чего его досуха прокатывают по чистой материи, удаляя таким способом с ворса всю пыль. Ворс необходимо пропитать краской, для чего инструмент нужно окунуть в наполненный ею малярный лоток, а затем прокатить его по краю лотка или, скажем, по листу фанеры. Во время окрашивания валик должен быть насыщен краской, однако она недолжна с него капать. Поэтому, смочив валик, надо излишки краски отжать на сетке лотка.

Накатывание краски. Большие поверхности рекомендуется красить участками шириной 1,5-2 м. Направление окраски: стены - от плинтуса к потолку, потолки - от стены к стене по ширине, а не по длине. В любом случае красить следует с небольшим взаимным перехлестом, двигая валик равномерно, по траектории в форме буквы «М» (рис. 130) нажимом средней силы, медленным темпом. Нажим усиливают по мере расходования краски.


Рис. 130.
1 - завершение движения

Окрашивание рекомендуется начинать от плинтуса самой левой секции: одним равномерным движением валик прокатывают вертикально вверх до потолка, а затем сразу наклонно вниз и вправо (рис. 130), и, наконец, от потолка к полу, завершая букву «М». Так продолжают, двигаясь слева направо до правого края секции, после чего весь процесс повторяется уже справа налево. Когда вы вернетесь в крайнее левое (исходное) положение, стена должна быть окрашена. В завершающей фазе прокатывают всю секцию сверху вниз (вертикально) с нахлестом полос 3-5 см, после каждого мазка плавно отрывая валик от стены.

Окраска подушечкой. Лессировку краев подушечкой нельзя сделать так, как это делают кистью или валиком, а потому во избежание нахлестов рекомендуется поступать следующим образом. Немного смочить подушечку водой в уайт-спирите или воде (смотря по типу краски), просушить полотенцем. Погрузить подушечку в краску, стараясь не испачкать пенопластовую подложку. Излишки краски снять о край лотка. Плинтусы, раскладки, полосы, окаймляющие большие поверхности, следует красить в одном направлении большими мазками. Большие плоские участки лучше красить перекрещивающимися горизонтальными и вертикальными мазками, не проходя одну и ту же полосу дважды. Краска не должна стекать с подушечки. «Хвосты» на концах мазков получаются, если постепенно уменьшать нажим на подушечку при приближении к концу мазка. Нанесенное покрытие надо разровнять легкими мазками, легонько проводя почти сухой подушечкой по свежевыкрашенному участку в одном каком-либо направлении, скажем, сверху вниз.

Как красить с помощью краскораспылителя? Сначала необходимо разбавить краску - чтобы она хорошо распылялась. После разбавления ее следует процедить через нейлоновую чулочную ткань или четыре слоя марли и залить в емкость краскораспылителя. Угол раскрытия струи должен быть отрегулирован соответственно форме и ширине окрашиваемого участка. При этом полезно иметь в виду, что широкий круглый факел влечет за собой повышенный расход краски. Краска должна вылетать из форсунки равномерно и без брызг. Правильно отрегулированная струя дает на поверхности пятно без резких границ, сходящее на нет по краям. Поскольку у любых краскораспылителей краска неизбежно разбрызгивается в сторону, то поверхности, смежные с окрашиваемой, надо чем-либо прикрыть. В начале окрашивания распылитель надо держать на расстоянии 25-35 см от поверхности, при этом ось струи должна быть перпендикулярна ей (рис. 131).


Рис. 131. :
1 - эллипс распыления; 2 - окрашиваемая поверхность

Вообще говоря, конкретное расстояние форсунки от поверхности в каждом случае зависит от вязкости краски и требуемых размеров пятна - чем больше это расстояние, тем больше и пятно, но меньше толщина слоя краски. Инструмент перемещают движением корпуса и руки (но не кисти) только в горизонтальном либо вертикальном направлении. Другие траектории приводят к неравномерному окрашиванию. Оптимальным является напыление краски проходами по 50 см. Курок, запускающий краскораспылитель, надо всегда нажимать после начала прохода и отпускать по его завершении. При окрашивании в два слоя первый слой обязательно должен быть тонким. Когда он высохнет, наносят второй слой, причем с небольшим перехлестом проходов. В случае, если распылитель начинает брызгать, его следует отключить, отсоединить шнур и прочистить форсунку.


Технологический процесс молярных работ


Введение


Масштабы и темпы экономического развития нашей страны во многом определяются темпами и качеством капитального строительства. Для их успешного решения необходимо продолжать концентрацию капитальных вложений, материальных и трудовых ресурсов, повышать уровень индустриализации, улучшать планирование и организацию строительства, совершенствовать технологию строительного производства.

Важнейшей задачей наряду с дальнейшим увеличением объема жилищно-гражданского строительства является повышение качества строительно-монтажных работ и отделочных работ. В числе отделочных работ большое значение имеют малярные.

Малярные работы - нанесение окрасочных составов на поверхности конструкций зданий и сооружений с целью увеличения срока их службы, улучшения санитарно - гигиенических условий в помещениях и придания им красивого внешнего вида. К малярным относятся и обойные работы, которые также выполняют маляры. Мастера строительных профессий - штукатур, маляр, каменщик, облицовщик во всевремена были в почете, всегда имели достаточный заработок и работу.

Известные мастера этих строительных профессий увековечили свой труд в

прекрасных творения зодчества.

Много прекрасных фасадов и интерьеров забытых дворцов и современных катеджей радуют глаз жителей России. Во всем этом труд строителя - отделочника, чье мастерство восхищало не одно поколение России.


1. Технология последовательность выполнение малярных работ


.1 Организация рабочего места

малярный дефект инструмент

Каждый рабочий на своем рабочем месте должен быть обеспечен необходимыми материалами, изделиями, изделиями, полуфабрикатами, а также электроэнергией, водой и сжатым воздухом.

Малярные работы выполняют поточно-расчлененным методом. Малярные работы должны быть правильно организованы: приемка и хранение изделий и материалов, обеспечена их сохранность. Все материалы и изделия, поступающие на площадку, должны иметь паспорт. Машины и механизмы должны держаться в образцовом порядке, быть готовые к действию, проходить в установленные сроки, осмотры и ремонты, а также должны окрашены в установленный для них цвет. Малярные работы следует выполнять высоко производительными передовыми методами, соблюдая прогрессивную технологию работ.


1.2 Необходимые инструменты, приспособления


Для малярных работ нужны различные кисти, валики, шпатели, линейки. Эти инструменты можно купить или сделать самим. Кисти в зависимости от вида работ используют различного вида. Ручник, флейцы, макловицы, торцовки, валики, шпатели и линейки показаны на (рис1).



Ручники - круглые кисти применяют для окраски масленой краской небольших поверхностей.

Флейцы - широкие плоские кисти применяют для разравнивания красочных и лаковых покрытий, выполненных маховой кистью или ручником. Флейц можно применять и для окрашивания. В процессе работы это кисти периодически вытирать.

Макловицы - бывают круглые диаметром 120 м и 170 мм. С длиной щетины от 94 до100 мм прямоугольные. Ручка макловиц крепится в середине колодки наглухо или съемная на винтах. Макловицы рекомендуется применять на клеевых и требует флейцевания.

Торцовки - бывают прямоугольной формы размером 154 х 76 мм, изготавливают их из твердой хребтовой щетины. Торцовки применяют для обработки свежеокрашенной поверхности. Торцовкой наносят равномерные удары, сглаживая неровности краски, нанесенной кистью. Торцовка должна быть чистой и сухой, поэтому ее необходимо часто вытирать.

Валики - для выполнения малярных работ. При окраски валики образуют фактуру, напоминающую крупный шагрень. Валиками можно выполнить разные работы: грунтовать и окрашивать различными красками как стены, так и потолки. Валики из меха до начала работы следует положить на некоторое время в воду, чтобы волос приобрел одинаковую жесткость.

Шпатели и линейки. При производстве малярных работ для разравнивания шпаклевки применяют металлические и деревянные шпатели, разнообразные по форме. Применяют эти шпатели для нанесения и разравнивания шпаклевки по дереву и штукатурки. Кроме этих инструментов для работы нужны нож, стамеска, стальная щетка, ведро, тазы, чашки, частое сито или марля.

малярный дефект инструмент

1.3 Необходимые материалы


К отделочным материалам при производстве малярных работ относят лакокрасочные материалы. Расход их на единицу площади относительно невелик. Лакокрасочные материалы подразделяются на основные и подсобные.

К основным материалам относят: краску (связующие материалы с добавлением пигментов); лаки (растворители с добавлением пленкообразующих веществ); эмали (цветные пигменты в лаке); грунтовки (суспензия пигмента в связующем); шпатлевки (загущенная смесь пигмента с наполнителем в связующем); связующие (полимеры, клеи, эмульсии и олифа).

К вспомогательным материалам относятся: пасты и замазки, растворители и мастики, разбавители и сиккативы, смывки и другие компоненты.

Краска. При проведении покрасочных работ происходит формирование тонкой пленки декоративного покрытия, выполняющего одновременно защитные функции. Состав краски сложен и многообразен, нарушение этого условия приводит к порче и непригодности ее к использованию.

Базовый состав краски: пигмент (краситель), пленкообразующее вещество (связующее), наполнитель, растворитель, стабилизатор, модификатор.

Пигмент придает краске цвет. Связующее вещество обеспечивает сплошную пленку состава на поверхности. Наполнитель используется для разведения пигмента. Растворитель предназначен для придания краске текучести. Стабилизатор придает пленке устойчивость к воздействию внешней среды. Модификатор предназначен для придания краске специфических свойств.

Синтетические лаки. К этой категории относятся перхлорвиниловые и пентафталевые лаки. В смеси со смоляными лаками соответствующих тонов образуют надежное покрытие полов.

Лак алкидно-стирольный, антикоррозийный, для покрытия металлических изделий.

Лак перхлорвиниловый, раствор пхв смолы в органическом растворителе, бесцветный.

Лаки ПФ и ГФ для покрытия металлических и деревянных окрашенных поверхностей.

Лаки ХСЛ, для покрытия масляных красок и их защиты от агрессивных сред.

Эмаль ГФ, стойкая к маслу и воде, но пожароопасная.

Эмаль ПФ, для внутренних работ.

Эмали ЭП, токсичная и пожароопасная, образуется однородная полуглянцевая пленка.

Эмаль ФЛ, для окраски пола.

В последнее время чаще стали использовать эмали на нитрооснове.

Нитролак НЦ, для окраски подготовленных металлических поверхностей.

Нитролаки ХФ, для окрашивания дерева или металла на воздухе.

Грунтовка:

ГФ-21 и ПФ-0260, красно-коричневые, грунтовки для нанесения на металлические и деревянные поверхности под эмалевое покрытие.

НЦ 081, коричневая, для подготовки к нанесению нитроцеллюлозных и нитроглифталевых эмалей.

Раствор SOPRO CD 749 - для предварительной подготовки стен с высокой гигроскопичностью.

Грунтовка ВДАК-0301, на акриловой основе, водостойкая, глубокого проникновения, для обработки деревянных, кирпичных и бетонных поверхностей.

Шпатлевки. Все крупные производители лакокрасочной продукции предлагают широкую гамму шпатлевок различного назначения. Они предназначены для завершения обработки поверхностей и придания им законченного вида. Шпатлевки типа Кнауф, Ветонит, Престо, Лаккакити, Престонит и другие, в данную линейку входят шпатлевки, основанные на органическом и полимерном связующем. Они подразделяются на черновые и финишные шпатлевки.

Отличаются они размерами твердых частиц: 0,55 и 0,1 миллиметра соответственно.

Связующие материалы:

Клеи бывают органические и синтетические.

К органическим относятся клеи растительного и животного происхождения.

Животные клеи - самая большая группа органических связующих веществ. В него входит мездровый, рыбий, костный и казеиновый клей и технический желатин.

Мездровый клей получают из отходов кожевенных заводов.

Костный клей вырабатывается из костей животных.

Рыбий клей изготавливают из воздушных пузырей сомовых и осетровых пород рыб.

Клей казеиновый делают из обезжиренного молока коровы.

Технический желатин - костный клей высокого качества.

Растительный клей получают из картофельного, рисового или кукурузного крахмала.

Синтетические клеи:

К ним относится клей КМЦ, метилцеллюлоза, ПВА дисперсия, латекс и другие.

Связующие для масляных составов - олифы.

Олифы бывают натуральные искусственные и полунатуральные.

Натуральные олифы - льняная и конопляная, для густотертых красок.

Искусственные олифы:

Сланцевая олифа применяется для разведения красок наружного применения.

Слоевые олифы (нефтеноль, карболь и другие) применяются для разведения красок внутреннего применения.

Полунатуральные - олифа оксоль, глифталевая, пентафталевая и касторовая.

Олифа оксоль используется при приготовлении масляных красок для наружных работ, пожароопасная.

Глифталевая олифа применяется для приготовления густотертых красок, для наружного и внутреннего окрашивания дерева, металла и оштукатуренных поверхностей.

Пентафталевая олифа предназначена для приготовления готовых к применению красок с алкидной основой для внутренних и наружных работы.

Касторовая олифа предназначена для приготовления густотертых красок для внутренних работ


1.4 Подробное описание последовательности выполнения задания с указанием приготовления работы


Перед окраской следует хорошо подготовить поверхности, так как от этого зависит качество выполненной работы. Новые оштукатуренные, гипсовые и бетонные поверхности. Их прежде всего прочищают пемзой, лещадью или шкуркой, удаляя бугорки и шероховатости. Прочистку производят по сухим поверхностям. После этого разрезают все трещины на глубину не менее 3 мм, смачивают их водой, замазывают гипсовым раствором или специально приготовленной подмазочной пастой из мела и гипса, хорошо сушат и зачищают.

Новые деревянные поверхности требуют вырубки сучьев, засмолов, нагелей, пробок на глубину не менее 3 мм, разрезки трещин. После этого поверхность грунтуют, сушат, исправляют подмазочной пастой или шпатлевкой дефектные и вырубленные места, сушат и зачищают. Если не удалить сучки, нагели и не утопить гвозди, то при усыхании древесины они будут выступать из ее плоскости, оставляя бугры на окрашенной поверхности. Краска над такими местами будет трескаться и отслаиваться. Если не вырубить засмолы, смола будет проходить сквозь шпатлевку, разрушая краску и оставляя неустранимые пятна. Окрашенные (старые) деревянные поверхности чаще всего требуют разрезки щелей, их проолифки и заделки.

Подготовка окрашенных поверхностей под клеевую окраску чаще всего состоит в удалении старого, обычно толстого слоя краски. Если же слой тонкий, не трескается, по нему можно выполнять огрунтовку и окраску. Краску счищают с сухой или предварительно хорошо смоченной водой поверхности. Смачивать лучше горячей водой с помощью кисти. Как только краска размокнет, ее удаляют скребком. Однако после этого все равно местами остаются следы окраски, которые будут выделяться на окрашенной поверхности. Поэтому после очистки поверхность следует размыть водой, применяя жесткую кисть, но лучше ее перетереть. Клеевую краску легко удалить, если промыть поверхность 1-2%-ным раствором соляной кислоты, от которой краска вспучивается. После чего поверхности хорошо промывают водой.

Подготовка ржавых и закопченных мест. Особенно много неприятностей доставляют ржавые и закопченные места. Имеется много различных способов их подготовки, но иногда все они оказываются бессильными, так что приходится удалять старую штукатурку и наносить новую. Прежде всего, с таких мест следует полностью удалить старую краску и только затем приступить к подготовке. Приготовляют травянку, состоящую из воды и медного купороса: на 10 л воды берут 500 г. медного купороса для раствора нормальной крепости, 700 г. - для раствора средней крепости и 1000 г. для крепкого раствора. Травянкой, лучше горячей, один-два раза покрывают ржавые места, предварительно ее процедив. После высыхания поверхности покрывают купоросным грунтом. Закопченные поверхности следует хорошо промыть 2%-раствором соляной кислоты, затем смыть его чистой горячей водой и после высыхания огрунтовать. При сильной закоптелости после промывки кислотой и водой поверхности перетирают известковым раствором, приготовленным на мелком песке. Если проржавели конструкции, то ржавчина начнет проходить и сквозь слой новой штукатурки, поэтому необходимо предусмотреть изоляцию. Поверхности из дерева изолируют рубероидом или другим изолирующим материалом, после чего набивают дрань. Каменные и кирпичные поверхности срубают на глубину 3-5 см. Утолщенная штукатурка явится достаточно надежной защитой. Прокопченные места и другие пятна покрывают один-два раза крепким мыловаром. Оставшуюся краску полностью удаляют. Перед огрунтовкой пятна должны быть сухими.

Огрунтовка поверхностей. Подготовив поверхности, приступают к их огрунтовке указанными составами. Грунтовку наносят в один или несколько слоев, что зависит от качества поверхности. Грунтуют только сухие поверхности, каждый новый слой грунтовки наносят на хорошо высохший предыдущий слой грунта. Если новые оштукатуренные поверхности грунтуют мыловаром, эту операцию следует выполнять два раза. Вторую огрунтовку наносят после высыхания первой, по высохшей второй огрунтовке - окрашивают. От качества растушевки огрунтовки зависит чистота окраски. Последний слой грунтовки растушевывают на стенах вертикальными штрихами, без грубых полос и потеков. Если окрашивание будет выполнено за один раз, то лучше выполнить растушевку грунтовки горизонтальными штрихами, потому что при окраске стен краску растушевывают от пола к потолку, т.е. вертикально. Штрихи, перекрещиваясь, дадут возможность получить более ровную окраску. Грунтовку на потолках растушевывают против света, а краску - в противоположном направлении. Потолки, выполненные из сборных плит, грунтуют поперек, а красят вдоль. При использовании валиков следует придерживаться того же порядка. Окрашивая масляными и другими безводными составами, приходится выполнять проолифку и огрунтовку. При окрашивании без шпатлевания, прямо после проолиф-ки, растушевку по дереву выполняют поперек волокон, по стенам - горизонтально, по потолкам - поперек световых лучей. На качество огрунтовки следует обратить самое серьезное внимание: грунтовка без тщательной растушевки оставляет грубые полосы, которые никакая хорошая окраска исправить не сможет. Прошпатлеванные поверхности перед окраской рекомендуется не проолифливливать, а грунтовать жидкой краской, добавляя на 1 кг олифы 0,5-1 кг густотертой краски нужного цвета. После хорошей огрунтовки вместо двух окрасок достаточно одной. При проолифке приходится выполнять две окраски.

После подготовки поверхности можно приступать к декоративным малярным работам. Декоративную отделку выполняют с применением водных, полуводных и безводных составов. В начале декоративных малярных работ необходимо вытянуть филенки.

Филенки - разделительные линии, наносимые обычно на стыке двух смежных разноокрашенных участков, размещенных на одной плоскости. Их выполняют только в том случае, если есть специальное указание в проекте. Вытягивают филенки по линейки круглыми щетинными кистями или кистями из конского волоса или по трафарету (рис 2), или используют специальные приборы например, конструкции К.Е. Бурмана (рис. 3), применяя при масляной окраске поверхностей клеевые и масляные составы, а при клеевой и на границе масляной и клеевой окрасок - только клеевые, так же представлена техника выполнения натягивания филенок. Важно, чтобы филенка на своем протяжении имела заданную ширину и была строго горизонтальна, вертикальна или выполнена под необходимым углом.



Прибор а) состоит из:

) резервуар для краски

) съемный резиновый ролик для накатывания филенок

) войлочный диск для подачи краски

) рукоятка

) ось, на которой вращается диск


Поверхности, окрашенные клеевыми составами, накатывают узорными валиками (рис. 4) или отделывают набрызгом (рис. 5), применяя клеевые красочные составы с гармоничным цветовым сочетанием фона и наносимого рисунка.


Рис. 4 Рис. 5


Для накатки используют ручные инструменты, состоящие из узорного и питательного валика. Наносят рисунок прикатыванием валика снизу вверх, без пропусков, параллельными полосками.

Выполнение набрызга по клеевой окраске выполняют:

) ручным краскораспылителем, снижая подачу красочного состава до образования на выходе из форсунки прерывистой струи;

) машинкой, снабженной валом с закрепленными по его окружности стальными пластинками: при медленном вращении вала пластинки, зацепившись за упор, изгибаются и, спружинив, выбрасывают красочный состав отдельными брызгами на поверхность;

) ударами кисти-ручника, о ладонь или брусок;

) с помощью жесткой щетинной щетки и деревянного бруска.

Создание рельефной выделки ручными элементами выполняют пластичными шпаклевками с минимальной усадкой, для чего в состав входит гипс. Для отделки пригодны только сухие, прочные, тщательно затертые штукатурки. При повышенной тянущей способности оштукатуренные поверхности грунтуют раствором клея животного происхождения равным 8%. При подготовке раннее окрашенной поверхностей набелы водных красок очищают до основания и перетирают штукатурку, а масляные покрытия тщательно промываю раствором кальцинированной соды равной 5% или раствором кристаллической соды равной полутора-двум процентам.

Фактурный слой толщина которого 2-4 мм накладывают на поверхность, начиная с одного из углов, обычно с левой стороны. Свежеуложенный состав обрабатывают разнообразными приемами и инструментами, придавая поверхности характерную фактуру. Чаще применяют следующие виды фактурной отделки (рис. 6):

«под корзинку», накладывая шпаклевку флейцем квадратами со сторонами 15-20 см;

«веерообразную», обрабатывая поверхность свежеуложенной шпаклевки полуоборотами торца маховой кисти, макловицы или гребешка; рисунок располагают горизантальными рядами, смещая каждый следующий ряд на половину диаметра;

«вертикальными штрихами», обрабатывая слой шпаклевки концами щетины кисти или половой щетки;

«наклонными штрихами», применяя для образования рисунка гребешок или жесткую макловицу;

«волнообразными штрихами», используя для обработки жесткую кисть;

«завитками», обрабатывая свежеуложенный слой шпаклевки спиралеобразными движениями столовой ложки;

«под тростник», выполняя жесткой кистью горизонтальную штриховку фона, по которому накладывают ручкой ножа линии, изогнутые в одну сторону;

«под итальянский известняк», обрабатывая губкой отдельные места свежеуложенной светло-желтой шпаклевки, с образованием ноздреватости. После туповки губкой поверхности слегка сглаживают пластмассовым треугольником. Отвердевшую поверхность стены размечают на отдельные камни, разрезая швы ножом. Для окончательной отделки поверхность окрашивают лессировочной краской - жженой умброй, излишек которой со всех выпуклостей снимают ветошью, оставляя закрашенными углубления.



Поверхность с законченной отделкой фактуры выдерживают до полного просыхания, после чего слегка шлифуют абразивной бумагой и окрашивают масляными лессировочными составами. Часто свежеуложенный красочный слой по выпуклостям протирают ветошью, оставляя более закрашенными углубления, что повышает декоративность отделки и как бы поднимает рельеф, создавая впечатление более глубоких теней.


1.5 Дефекты, возникающие при малярных работах


Практически при любом ремонте дефекты и некоторые погрешности неизбежны, не являются исключением и малярные работы. Из большого разнообразия типов красок, можно выделить несколько основных, отличающихся по составу и, следовательно, имеющие как разные причины возникновения дефектов, так и разные методы их устранения.

Первый тип - краски с известковыми и клеевыми составами. При использовании этих типов красок, наиболее часто мы сталкиваемся с такими явлениями, как потеки и брызги, просвечивание предыдущего слоя, отслоение красочной пленки, жирные или ржавые пятна, изменение цвета покрытия, отмеливание. Это наиболее характерные, хотя далеко не все неприятности, которые подстерегают мастеров и не доставляют радости хозяевам. Причина возникновения таких дефектов лежит на поверхности - это элементарное несоблюдение технологии производства малярных работ при использовании красок с известковыми и клеевыми составами. К сожалению, как правило, единственным способом устранения таких дефектов, является полная перекраска всей поверхности.

Потеки и брызги - результат применения излишне густого красящего раствора. Единственный выход - приготовить раствор нормальной вязкости, и как это ни печально, перекрасить заново всю поверхность.

Просвечивание предыдущего слоя. Возникает, как следствие неосмотрительного применения грунтовки, резко отличающейся по цвету от применяемой краски. Можно попробовать нанести еще один слой краски, если это не даст желаемого результата, то придется заново грунтовать поверхность, используя грунтовку соответствующего цвета, и естественно, заново произвести окраску.

Отслоение красочной пленки. Это явление - результат нескольких причин, одна из которых - излишне густой красящий раствор, который, кроме того, несколько раз наносился на одно и то же место. Другая - слишком много клея включено в состав краски. И еще одна причина - слабая шпатлевка или слишком толстый слой старой краски. Для устранения этого дефекта потребуется снять все предыдущие слои краски, включая последние и покрасить поверхность заново. Как вариант, при отделке квартиры, можно растушевать краску влажной кистью, смывая часть покрытия, что все равно потребует повторной покраски.

Жирные или ржавые пятна. Крайне неприятный и трудно устранимый дефект, объяснимый проникновением воды сквозь слой штукатурки в течение долгого времени или если окраска выполнялась по свежей древесине. В этом случае смолистые вещества, присущие древесине, могут вызывать появление таких пятен. Устранив проникновение воды, и произведя повторную окраску, можно избавиться от такого дефекта. Можно еще попробовать смыв краску, обработать пятна 3-х процентным раствором соляной кислоты, загрунтовать обработанные места масляной краской и окончательно нанести новый слой краской на основе известковых и клеевых составов.

На поверхности материала возможно присутствие участков с невысыхающими маслами, которые после покраски, обязательно вызовут появление жирных пятен. Единственный выход в этой ситуации - полная замена материала для ремонта квартир.

Ржавые пятна на окрашиваемой поверхности могут быть вызваны длительным протеканием сквозь штукатурку воды или смолистых веществ (в том случае если окраска производиться по свежему дереву). Исправить этот дефект можно, лишь устранив причину ржавчины и повторно нанеся краску. Возможен, конечно, и другой вариант. Смыть краску, обработать места, где появляются пятна теплым 3-х процентным раствором соляной кислоты, закрасить масляной краской, а уж потом нанести краску на основе известковых и клеевых составов. Жирные же пятна связаны исключительно с невысыхающими маслами непосредственно на материале, поверх которого производиться окраска. Избавиться от них возможно, заменив материал.

Отмеливание вызывается недостаточным количеством клея в окрасочном растворе или недостаточно тщательное измельчение мела (наличие крупных частиц), особенно если приготовленный раствор перед применением не процеживался. Для устранения такого дефекта рекомендуется нанести на слой краски слабый клеевой раствор путем опрыскивания, или произвести повторную грунтовку с последующей окраской всей поверхности.

Изменения цвета краски. Для придания краске определенного цвета, используются соответствующие пигменты (красители), отличающиеся устойчивостью к щелочам и ультрафиолету. Тщательный подбор компонентов красящего раствора, если же такой дефект имеет место - единственный выход - полная повторная перекраска поверхности.

Следы от кисти - самый распространенный дефект, являющийся результатом применения излишне густой краски. Устраняется удалением засохшей краски при помощи, например пемзы и повторной окраской раствором, вязкость которого доведена до необходимой кондиции.

Нанесение быстро сохнущей краски в несколько заходов, может вызвать появление заметных стыков в окраске. Применение краски другого типа или повторная окраска в один заход, поможет устранить этот дефект.

«Крокодилова кожа» - появление «морщин» на окрашенной поверхности является неосмотрительное нанесение краски на поверхность еще не полностью высохшую после предшествующей обработки. И в этом случае исправление дефекта потребует, полной перекраски поверхности.


1.6 Показатели качества и допустимые отклонения


Качественные показателиОценка качестваотличнохорошоудовлетворительноа) Клеевая покраска с подготовкойПятна, потеки, следы кисти, выделяющиеся на общем фоне; просвечивание грунтаНе допускаетсяМалозаметные с расстояния в 2 мШероховатостьНе допускаетсяРедкая, едва заметная на глазОтмеливание при нажиме за один раз по одному местуНе допускаетсяСлабое, в отдельных местахГоризонтальность филенокОтклонения не более ± 1 мм на 1 пог. м длиныОтклонение не более ± 2 мм на 1 пог. м длиныб) Масляная окраска по штукатуркеЦарапины от шпателя или песка, песчинки на поверхностиНе допускаютсяЕдва заметные на глаз, не более двух на 1 м2Едва заметные на глаз не более четырех на 1 м2Шероховатость - признак недостаточной шлифовки или грубой шпаклевкиНе допускаютсяНе допускаютсяТолько в углах едва заметная шероховатостьИскривление в ту или другую сторону при отводке от других поверхностей (при окраске в несколько тонов) или при вытягивании филенокНе допускаетсяИскривление до 1 мм на 1 пог. м, но не более 5 мм от горизонтали на все помещениеТо же, до 2 мм на 1 пог. м, но не более 10 мм по горизонтали на все помещениеЗагрязнение не подлежащих окраске данной краской поверхностей или чистых половНе допускаетсяНе допускаетсяЕдва заметное в отдельных местахПросветы при наложении линейки на зашпаклеванную плоскостьНе допускаются при наложении линейкидлиной 50 смТо же, длиной 50 смТо же, длиной 30 смПятнаНе допускаютсяДопускается одно пятно на комнату или на марш лестницыДопускаются два пятна на комнату или на марш лестницыв) Масляная окраска по дереву за два разаПесчинки, волосы, царапины, крупинки на поверхности и другие неровностиНе допускаютсяДопускается едва заметное на глаз на расстоянии 2 мДопускается едва заметное на глаз в отдельных местах на расстоянии 3 мШероховатость - признак недостаточной шлифовки или грубой шпаклевкиНе допускаетсяДопускается еле заметная шероховатость в отдельных местахЗагрязнение не подлежащих окраске данной краской поверхностей или чистых половНе допускаетсяЕдва заметное загрязнение в 1-2 местах


2. Охрана труда, техника безопасности


.1 Общие требования безопасности


К самостоятельному производству окрасочных работ допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда и обученные безопасным методам работы.

Маляр, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца) и ежегодную проверку знаний по безопасности труда, не должен приступать к работе.

При поступлении на работу маляр должен проходить предварительный медосмотр, а в дальнейшем - периодические медосмотры в сроки, установленные Минздравмедпромом России.

Маляр обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии.

Продолжительность рабочего времени маляра не должна превышать 40 ч в неделю.

Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности, утверждаемыми работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.

Краски и растворители являются легковоспламеняющимися, взрывопожароопасными веществами, кроме того, пары таких веществ, попадая в дыхательные пути, вызывают раздражение и могут привести к отравлению.

Применение неисправного оборудования, инструмента и приспособлений может привести к травмированию.

Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми маляр не обучен и не проинструктирован.

Маляр должен работать в специальной одежде, специальной обуви и в случае необходимости использовать другие средства индивидуальной защиты.

В соответствии с типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты маляру выдаются, комбинезон хлопчатобумажный, ботинки кожаные, рукавицы комбинированные или перчатки хлопчатобумажные, шлем хлопчатобумажный, респиратор, очки защитные.

Маляр должен соблюдать правила пожарной безопасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения. Курить разрешается только в специально отведенных местах.

Маляр во время работы должен быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.

О замеченных нарушениях требований безопасности на своем рабочем месте, а также о неисправностях оборудования, приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты маляр должен сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения выявленных недостатков.

Маляр должен соблюдать правила личной гигиены. Перед приемом пищи и по окончании работы необходимо мыть руки с мылом.

Для питья пользоваться водой из специально предназначенных для этой цели устройств (сатураторы, питьевые баки, фонтанчики и т.п.).

За невыполнение требований инструкции, разработанной на основе данной и указанных в п. 1.2, маляр несет ответственность согласно действующему законодательству.


2.2 Должностная инструкция по охране труда малярных работ


Действие инструкции распространяется на все подразделения предприятия.

Инструкция разработана на основе ДНАОП 0.00-8.03-93 «Порядок разработки и утверждения собственником нормативных актов об охране труда, действующих на предприятии», ДНАОП 0.00-4.15-98 «Положение о разработке инструкций по охране труда», ДНАОП 0.00-4.12-99 «Типовое положение об обучении по вопросам охраны труда», СНиП ІІІ-4-80, «Техника безопасности в строительстве», ГОСТ 12.3.035.

По данной инструкции маляр инструктируется перед началом работы на предприятии (первичный инструктаж) а потом через каждые 3 месяца (повторный инструктаж). Результаты инструктажа заносятся в «Журнал регистрации инструктажей по вопросам охраны труда». В журнале после прохождения инструктажа должны быть подписи инструктирующего и маляра.

Собственник должен застраховать маляра от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. В случае повреждения здоровья по вине собственника он (маляр) имеет право на возмещение причиненного нему вреда.

За невыполнение данной инструкции маляр несет дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность,

К выполнению малярных работ допускаются лица, которые имеют соответствующую квалификацию, прошли медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда и инструктаж на рабочем месте.

К работе с токсичными красителями допускаются лица не моложе 18 лет.

При работе с токсичными красителями маляр должен быть проинструктирован по безопасным правилам их применения.

Маляр должен:

Выполнять правила внутреннего трудового распорядка.

Пользоваться спецодеждой и средствами индивидуальной защиты.

Не допускать на рабочее место посторонних лиц.

Находясь на строительной площадке, пользоваться защитной каской.

Выполнять только ту работу, по которой он проинструктирован и которая поручена ему руководителем работ.

Не выполнять указания, которые противоречат правилам охраны труда.

Уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим от несчастных случаев.

Уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.

Помнить о личной ответственности за выполнение правил охраны труда и безопасность сослуживцев.

Основными опасными и вредными производственными факторами, действующими на маляра, являются:

действие на организм токсичных красителей;

действие на кожу красителей, растворителей;

падение предметов;

падение с высоты;

пожаро- и взрывоопасность;

недостаточная освещенность рабочей зоны;

Маляр обеспечивается спецодеждой:

комбинезон хлопчатобумажный;

рукавицы комбинированные;

ботинки кожаные;

респиратор;

очки защитные;

при роботах с применением вредно действующих красок дополнительно: перчатки резиновые или перчатки резиновые на трикотажной основе;

при работе на кровле и металлоконструкциях дополнительно - галоши валянные;

на наружных роботах зимой дополнительно: куртка и брюки хлопчатобумажные на утепленной подкладке, валенки.

Рабочие места должны быть обеспечены испытанным инвентарными устройствами и приспособлениями (леса, помосты, стремянки и прочее), изготовленными по типовым проектам и установленными в соответствии с планом выполнения работ (ПВР).

Средства подмащивания, применяемые при выполнении малярных работ в местах, под которыми проводятся другие работы или имеется проход, должны иметь настилы без зазоров.

В местах применения нитрокрасок и других лакокрасочных материалов и веществ, образующих взрывоопасные пары, запрещаются действия с применением огня или действия, вызывающие образование искр. Электроэнергия в этих местах должна быть отключена или электропроводка выполнена во взрывобезопасном исполнении.

Тару с взрывоопасными материалами (лаки, нитрокраски и прочее) во время перерывов необходимо закрывать пробками или крышками и открывать инструментом, не вызывающем образования искр.

Рабочее место маляра-оператора должно быть обеспечено сигнализацией (звуковой или световой) с малярной станцией.

Освобожденную из-под растворителей и лакокрасочных материалов тару следует немедленно убирать с рабочего места в складские помещения.

Перед началом работы маляр должен:

Надеть спецодежду, спецобувь, подготовить средства индивидуальной защиты.

Осмотреть рабочее место, подготовить инструмент, приспособления, инвентарь.

Убрать ненужные материалы, освободить проходы, подходы.

Проверить надежность настилов лесов, помостов, передвижных столиков, стремянок.

Убедиться в исправности связи с малярной станцией.

Проверить исправность шлангов и надежность их соединения.

Получить задачу от руководителя работ.

Требования безопасности во время выполнения работы

Малярные смеси следует готовить, как правило, централизованно.

Для их приготовления на строительной площадке следует использовать помещения, оборудованные вентиляцией, не допускающей превышения границы допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Помещение должно быть обеспечено безвредными моющими средствами и теплой водой.

Эксплуатация мобильных малярных станций для приготовления красильных смесей, не оборудованных принудительной вентиляцией, не допускается.

Не допускается приготавливать малярные смеси с нарушением требований инструкции завода-изготовителя краски, а также применять растворители, на которые нет сертификата с указаниями о действии вредных веществ.

Запрещается выполнять малярные работы на не огражденных рабочих местах расположенных на высоте более 1,3 м над землей или перекрытием; без установленных надлежащим образом лесов или помостов; в неосвещенных или затемненных местах.

При нецелесообразности устройства лесов или помостов, маляр во время работы должен пользоваться испытанным предохранительным поясом. Место крепления карабина должно указываться руководителем работ.

Запрещается выполнять наружные малярные работы на лесах во время грозы, гололеда, тумана, ветра силой 15 м/с и более.

Запрещается выполнять малярные работы на нескольких ярусах по одной вертикали без промежуточных защитных настилов.

Запрещается опирать стремянки на оконные рамы.

Настилы лесов, помостов, стремянок во время работы и после ее окончания необходимо очищать от строительного мусора.

При выполнении малярных работ на лестничных маршах следует использовать специальные подмостки, в которых опоры имеют разную высоту, или выдвижные стойки, устанавливаемые на ступени.

Для выполнения мелких малярных работ необходимо применять переносные или раздвижные стремянки с врезанными степенями.

Нижние концы стремянок должны иметь острые металлические наконечники при установке их на деревянный пол и резиновые - на бетонный.

Запрещается пользоваться для подмащивания непроверенными, случайными средствами.

Все внутренние малярные работы необходимо выполнять только при открытых окнах или принудительной вентиляции.

Запрещается наносить краски, эмали и грунтовку, в состав которых входят свинцовые соединения, средством пульверизации.

При удалении старой масляной краски химическим способом следует пользоваться шпателем с длинной рукояткой. Снятая краска собирается в металлический ящик и убирается с рабочего места.

Прошпаклеванные поверхности следует зачищать с помощью куска пемзы или наждаком, зажатым в специальных приспособлениях.

Малярные работы внутри емкостей следует выполнять только при принудительной вентиляции звеном из трех человек (двое из них страхуют) при наличии наряда-допуска.

К работе пневмоинструментом допускают маляры, которые прошли специальный инструктаж по безопасной его эксплуатации.

Во время работы с пневмоинструментом необходимо:

Убедиться в исправности рабочей части инструмента (удочки, форсунки, пистолет-распылитель и прочее).

Проверить исправность манометра, наличие клейм.

Включать инструмент только после установки его в рабочее положение.

Следить, чтобы шланги не были согнуты, не касались тросов, электрокабеля или шлангов газорежущих аппаратов.

Замерзшие шланги следует отогревать в теплом сухом помещении. Отогревать паром не разрешается.

В случае перерыва в работе или выявления неисправностей приспособлений, следует немедленно отключить подачу воздуха, перекрыть воздушный вентиль.

Перегибать или завязывать шланги в узел для прекращения подачи воздуха запрещается.

Перед работой пистолетом-распылителем или удочкой необходимо проверить надежность крепления шлангов к инструменту и крепление бачка.

Во время окраски фонарей следует пользоваться лестницей - стремянкой и предохранительным поясом.

Емкости для лаков, красок, растворителей и других материалов перед чисткой следует пропарить, промыть, проветрить. Тару необходимо открывать и чистить инструментом, изготовленным из материала, не образующего искр.

Требования безопасности после окончания работы:

Отключить все механизмы; после их остановки очистить их.

Убрать инструмент, приспособления, привести их в порядок.

Убрать рабочее место.

Продуть шланги и после снижения давления воздуха убрать их.

Снять спецодежду, привести ее в порядок.

Помыть руки, лицо с мылом; при возможности, принять душ.

Доложить руководителю обо всех недостатках, которые имели место во время работы.

Требования безопасности в аварийных ситуациях:

Немедленно прекратить работу, отключить механизмы, не допускать посторонних лиц в опасную зону.

Сообщить о том, что произошло, руководителю работ.

Если имеются пострадавшие, оказать им первую медицинскую помощь, при необходимости, вызвать скорую медицинскую помощь.

Оказание первой медицинской помощи.

Оказание первой медицинской помощи при поражении электрическим током. При поражении электрическим током необходимо немедленно освободить потерпевшего от действия электрического тока, отключив электроустановку от источника питания, а при невозможности отключения - оттянуть его от токопроводящих частей за одежду или применив подручный изоляционный материал. При отсутствии у потерпевшего дыхания и пульса необходимо сделать ему искусственное дыхание и непрямой (внешний) массаж сердца, обращая внимание на зрачки. Расширенные зрачки свидетельствуют о резком ухудшении кровообращения мозга. При таком состоянии оживление начинать необходимо немедленно, после чего вызвать скорую медицинскую помощь.

Первая помощь при ранении.

Для оказания первой помощи при ранении необходимо раскрыть индивидуальный пакет, наложить стерильный перевязочный материал, который помещается в нем, на рану и завязать ее бинтом.

Если индивидуального пакета каким-то образом не оказалось, то для перевязки необходимо использовать чистый носовой платок, чистую полотняную тряпку и т.д. На тряпку, которая накладывается непосредственно на рану, желательно накапать несколько капель настойки йода, чтобы получить пятно размером больше раны, после чего наложить тряпку на рану. Особенно важно применять настойку йода указанным образом при загрязненных ранах.


Заключение


Наряду с дальнейшим увеличением объема строительства важной задачей является повышение качества всех строительных работ, в том числе малярных. Малярные работы сводятся к нанесению окрасочных составов на поверхности конструкций и частей зданий и сооружений для увеличения их долговечности, придания им красивого внешнего вида и создания нормальных санитарно-гигиенических условий эксплуатации помещений. К малярным относят и обойные работы, которые, как правило, выполняют маляры. Все виды этих работ выполняют при строгом соблюдении правил техники безопасности и противопожарных мероприятий. С каждым годом повышаются требования, предъявляемые к долговечности, архитектурной выразительности, внутреннему и наружному оформлению зданий, качеству отделки.

Этим требованиям отвечают новые эффективные, экономические и долговечные отделочные материалы - новые синтетические олифы, лаки и краски, особенно водоэмульсионные и кремнийорганические. Огромные масштабы строительства и высокие требования, предъявляемые к качеству работ, коренным образом изменили прежние способы и средства выполнения малярных и обойных работ. Все основные операции этих работ механизированы. Поэтому в данной дипломной работе большое внимание уделено не только материалам и технологическим процессам, но и механизмам, инструментам приспособлениям, способствующим качественному выполнению отделочных работ. Качество малярных работ в основном определяется уровнем подготовки молодых рабочих в учебных заведениях. Каждый будущий работник должен стать активным строителем, рачительным хозяином готовым творить шедевры в строительной сфере.


Список литературы


1. Белогуров В.П., Чмырь В.Д. Справочник молодого маляра. М.: Высшая школа, 1992. - 208 с.

Белоусов Е.Д. Технология малярных работ: Учеб. для сред. ПТУ. М.: Высшая школа, 1985. - 240 с.

Белоусов Е.Д, О.С. Вершинина Малярные и штукатурные работы. - Москва: Высшая школа, 1990. - 270 с

Искра Е.В, Луковский А.М. Окраска: Советы домашнему мастеру - 1986

Падуа В.3. Преподавание спецтехнологии малярных работ. - М.: Высшая школа, 1982.

Суставов А.И. Как отремонтировать квартиру - 1984

Чмырь В.Д. Материаловедение для маляров. - М.: Высшая школа, 1982.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Малярные работы выполняются только после окончания строительно-монтажных работ, а также таких отделочных работ, как штукатурные и облицовочные.

Рис. 10.6. Инструменты для подготовки поверхностей под окраску

Начинают малярные работы с верхних этажей. Температура воздуха при этом не должна быть ниже + 8°С, а относительная влажность — не более 70%.

В состав малярных работ входят — подготовка поверхностей под окраску, сама окраска и отделка окрашенных поверхностей.

Подготовка поверхностей под окраску

Подготовка поверхностей под окраску — операция весьма трудоёмкая, но от неё во многом зависит качество окраски в целом. В неё входят: сглаживание оштукатуренной поверхности (любой поверхности вообще, например, деревянной), разрезка трещин, удаление сучков и засмолков деревянных поверхностей, очистка, подмазка, шпатлевка, шлифовка и грунтовка. Чем проще вид окраски, тем меньше операций при подготовке нужно выполнять.

Сплошное шпатлевание делают только при улучшенной и высококачественной окрасках. Толщина слоя шпатлёвки от 1 до 3 мм в зависимости от количества наносимых слоев. Процесс шпатлевки производится либо вручную, либо механизированным способом.

Шлифовку ведут пемзой или шлифовальной шкуркой на текстильной основе вручную или с помощью шлифовальной машинки. В качестве такого устройства может быть использована сверлильная машинка со специальной насадкой (см. рис. 10.6).

Окраска поверхностей

Окраска поверхностей осуществляется однородным малярным составом, цвет которого должен соответствовать утвержденным эталонам колерной книжки. Изготавливается малярный состав на малярной станции, специальном здании или помещении на строительной площадке.

Для производства малярных работ в зависимости от высоты помеще­ний или фасадов зданий применяют либо стационарные, либо передвижные леса, различные подмости и люльки, а также стремянки и столики. Их устройство практически такое же, как и у тех, которые используются при штукатурных работах.

Рис. 10.7. Ручные инструменты и приспособления для окрашивания

В малярных работах применяют следующие виды инструмента- различные кисти и валики для ручного окрашивания; краскопульты и компрессорные агрегаты при механизированном способе нанесения красок на поверхности (см. рис.10.7).

Любые окрасочные составы необходимо наносить тонким слоем. Если не удалось окрасить поверхность за 1 раз, то лучше повторить операцию.

Помимо обычной окраски существуют, так называемые декоративные малярные отделки — вытягивание филенок, флейцевание, торцевание; отделка по трафарету; отделка под дерево; аэрографические отделки; покрытие лаками и др.

Вытягивание филёнок — окраска горизонтальных полос шириной 5… 30 мм для окаймления фриза. Отделка по трафаретам представляет собой нанесение повторяющегося орнамента на поверхность стен (иногда и потолков). Аэрография — способ нанесения на поверхность трафаретного рисунка краскораспылителем. Рисунок на поверхность можно нанести также и резиновым валиком, на котором вырезан соответствующий рельеф (см. рис.10.8).

При фактурной окраске жидкую шпатлевку наносят на поверхность, а затем обрабатывают различным инструментом для придания той или иной фактуры (тиснение, борозды, штрихи и т. п.).

Покрытие лаками применяют для получения защитных покрытий металлических или деревянных поверхностей.

Качество окраски зависит от вида примененного инструмента и кон­систенции окрасочного состава. Их соответствие позволяет избежать наплывов, подтёков, брызг, пузырей, следов волос кистей и др.

Наружные малярные работы должны проводиться только с лесов или люлек. При окраске крыш и других конструктивных элементов на высоте необходимо применение предохранительных поясов и других страховочных приспособлений.

Рис.10.8. Приспособления и механизмы для нанесения красок и рисунков на поверхности

Внутреннюю окраску следует вести с подмостей или столиков с ограждением, если их высота более 1 м. Особые меры предосторожности необходимы при работе с пожароопасными составами, содержащими легколетучие вещества — бензин, бензол, толуол, ацетон и др.

Виды обоев обзор

Наряду с малярными работами одним из завершающих процессов отделки помещений является оклейка стен (иногда и потолков) обоями или синтетическими пленками. Эти работы считаются более индустриальными, хотя и выполняются вручную (по сравнению с окраской) и более декоративными из-за возможности имитации естественных материалов (древесины, камня и др.) и создания разнообразия текстур, фактур и цветовой гаммы.

Обои — рулонный отделочный материал (скорее, изделие) на бумажной или тканевой основе, на который нанесен соответствующий рисунок. Они бывают: простые (из бумаги небольшой плотности), тисненые (более плотные, рельефные); обыкновенные и моющиеся, обои- линкруст и, даже, с нанесенным шпоном древесины.

Обои поставляются в рулонах, ширина которых бывает 500…600 мм, а длина рулона составляет 9… 18 м.

В последнее время получили распространение так называемые обойные панно. Это могут быть высококачественные репродукции, выполненные, например, с фресок или представляющие собой тот или иной пейзаж. Их особенность — они визуально увеличивают объем помещения, обогащают пластику стен. Основой этих изделий является нетканый материал из смеси различных волокон, на который нанесены окрашенные гранулы кварцевых зерен. Они приклеиваются без видимых стыков, так как основа под них окрашивается в тот же тон. При этом нет особой надобности тщательно выравнивать стены под них. Полосы таких панно имеют высоту 2,7 м и ширину — около 1 м. На стену обычно приходится 3…5 полос.

Разновидностью таких панно являются фотообои, на которых могут быть изображены не только природный ландшафт, но и интерьеры помещений, даже вместе с мебелью. Размеры этих обоев составляют — в высоту 2,8 м, а в ширину — 1,86; 2,32 и 3,72 м.

Упомянутый выше линкруст — это материал, имеющий в качестве основы марлю или толстую бумагу, на которые нанесён слой из синтетических смол в смеси с пробковой или древесной мукой. Поверхность линкруста имеет выпуклый рисунок. Применяется этот материал для стен в общественных или служебных помещениях.

Стали применяться и т. н. «жидкие обои» — смеси, состоящие из папье-маше («жёванной бумаги») и клея, разбавленные водой и наносимые на стены распылителем. В результате получается шероховатая поверхность различных цветов и оттенков.

Загрузка...
Top