Как отреставрировать мебель своими руками, пошаговые рекомендации. Реставрация мебели из дерева Старая лакированная мебель реставрация своими руками

В каждом доме есть любимые предметы интерьера, которые со временем потеряли свою привлекательность. Продлить жизнь любимой мебели, сделать ее привлекательной и яркой поможет реставрация мебели. Сложность процесса зависит от повреждений на деревянных поверхностях и от того, как сильно вы хотите преобразить старую меблировку. Не стоит думать, что отреставрировать мебель просто, так как этот процесс трудоемкий и потребует от вас аккуратности и усидчивости.

Царапины могут появиться на любом предмете домашнего обихода. Но на лакированной мебели они заметны намного сильнее. Если есть информация о лаке, которым была покрыта поверхность, то царапину достаточно обработать соответствующим средством:

  1. Этиловый спирт используют для лака на основе спирта или политуры;
  2. Растворители 646 и 647 хорошо подходят для нитролаков. Также можно применить ацетон;
  3. Наждачной бумагой обрабатываются поверхности, покрытые полиэфирным или нитроцеллюлозным лаком. После зачистки нужно нанести специальную пасту для полировки и залакировать повторно.

Если покрытие неизвестно, то стоит применить другие способы устранения небольших потертостей и царапин на мебели. Реставрация советской мебели часто проводится с помощью штриха. В строительных магазинах штрих для мебели представлен в большом ассортименте, он доступен и прост в применении:

  • Встряхнуть флакон до образования однородной массы;
  • Нанести один слой на царапину при помощи кисточки;
  • Как только первый слой высохнет, нанести второй. Слоев может быть несколько;
  • Оставить для высыхания на 10-15 мин;
  • Отполировать участок мягкой фланелевой ветошью.

На этом процесс реставрации царапин штрихом закончен.

Взбалтываем штрих

Наносим состав кисточкой на царапину

Полируем поверхность

Как применить восковые карандаши для реставрации

Этот материал продается во всех строительных магазинах. Он прост в применении и стоит не дорого. Карандаш удобно использовать при восстановлении резных предметов, так как им легко проникнуть в труднодоступные участки декора. Реставрация мебели своими руками в стиле барокко производится следующим образом:

  • Если восковой карандаш мягкий, достаточно просто затереть дефект и отполировать поверхность;
  • Если карандаш выполнен из твердого воска, то перед нанесением на царапину, его нужно нагреть.

Полировку поверхности производят мягкой ветошью до блеска.

Наносим карандаш

Полируем покрытие

Как использовать мебельный воск

Есть еще одно очень распространенное средство — воск для мебели. Он может быть твердым или мягким. Первый вариант материала нужно предварительно расплавить и залить им поврежденные участки. Реставрационный мягкий воск использовать намного проще, им натирают участок с большим количеством царапин. И в том, и в другом случае после застывания воска поверхность подвергают качественной полировке. Также производится реставрация мебели из ДСП (древесно-стружечная плита), на которой образовалось много царапин и потертостей.

Нагреваем воск

Наносим воск на мебель

Полируем поверхность ветошь.

Мастика своими руками

Если под рукой не оказалось вышеперечисленных материалов, то можно изготовить мастику для реставрации мебельной стенки. Для этого взять:

  • 30 гр скипидара;
  • 20 гр спирта;
  • 40 гр воска;
  • Бензин;
  • Мягкую шерсть.

Готовить смесь не сложно: растопить на водяной бане воск, в который постепенно ввести скипидар, при постоянном помешивании, затем влить в емкость спирт. Взять шерстяную тряпку, намочить ее бензином, макнуть в смесь и растереть по поврежденной поверхности до блеска. Работа по удалению царапин на деревянной поверхности не сложна. Теперь рассмотрим, как реставрировать мебель с более серьезными повреждениями.

Подготавливаем материалы

Наносим бензин на покрытие

Покрываем поверхность воском

Восстановление сколов и глубоких трещин

Сколы и глубокие трещины на поверхности мебели, считаются достаточно серьезными повреждениями, и устранить их намного сложнее. Если уверенности в качественном исполнении этой работы нет, обратитесь к профессионалу. Реставрация мебели частным мастером будет стоить недешево, но выполнена она будет качественно и с гарантией. Приняли решение сделать это самостоятельно – обратите внимание, какой инструмент и материал будет необходим:

  • Морилка нужного цвета;
  • Уайт-спирит, для растворения лакового покрытия;
  • Специальный грунт по дереву;
  • Шпаклевочная смесь по дереву;
  • Наждачная бумага разной фракции от 100 до 3000;
  • Скотч малярный;
  • Кисточки и валики.

Алгоритм выполнения работ, выглядит следующим образом:

  • При неполной реставрации поверхность, на которой нет повреждений, оклеивается скотчем;
  • Поврежденный участок обрабатывается Уайт-спиритом, чтобы снять старый лак;
  • Наносится грунт по дереву и оставляется до полного высыхания;
  • Скол зашпаклевывается специальным составом так, чтобы на поверхности появился небольшой бугорок;
  • Как только шпаклевка полностью просохнет, ее зачищают шкуркой;
  • Протирают участок влажной замшевой тряпкой и наносят морилку нужного цвета.

Работу нужно проводить аккуратно, чтобы морилка не попала на неповрежденный участок, в противном случае дерево потемнеет и придется проводить полную реставрацию. Как только морилка высохнет можно залакировать отремонтированный участок. Лак для реставрации мебели наносят кисточкой, если участок небольшой, или валиком.

Нужно покрыть поверхность в несколько слоев, при этом каждый последующий после высыхания шкурится наждачной бумагой абразивностью 800 единиц. Последний слой необходимо отполировать со специальным полиролем.

Если не знаете, как правильно произвести реставрацию, то можно приобрести специальные книги, в которых подробно описан весь процесс. Также можно воспользоваться мастер-классами из интернета.

Обрабатываем уайт-спиртом

Наносим грунтовку

Наносим шпаклевку внутрь трещин

Обработка наждачкой

Покрываем покрытие морилкой

Что делать если расслоился шпон

Шпонированные изделия нуждаются в особом подходе. Средства и инструменты для реставрации мебели те же, что и для реставрации деревянных изделий, а методы устранения дефектов отличаются:

  1. Реставрация шпона начинается с осмотра предмета. Если на поверхности появились вздутия, то нужно взять шприц с толстой иглой, в который набрать строительный клей ПВА. Вздутие аккуратно проколоть иглой и выдавить клей внутрь. Уложить на участок кусок чистой ткани, поставить груз. В случае если шпон прилип неровно, это место следует нагреть при помощи утюга или мешочка с горячей солью;
  2. Небольшой отслоившийся кусок шпона не стоит ровно отрезать ножом, его лучше отломать. Неровные края залома намного проще состыковать. Затем фрагмент стоит зачистить от старого клея, наложить новый слой клеящего состава и приложить деталь на место разлома. Положить тряпку и поставить груз;
  3. Если требуется заделка царапин, то она проводится так же, как и при реставрации деревянной мебели: мелкие замазывают мебельным карандашом, глубокие заливают воском. После высыхания воск для реставрации шкурится, полируется и покрывается лаком.

Реставрация элитной мебели самостоятельно требует особой аккуратности и терпения. Не стоит торопиться – промажьте составом, подождите до высыхания, зашкурьте и снова намажьте, и так несколько раз. Методы бывают разные, в некоторых ситуациях приходится использовать несколько способов, чтобы добиться нужного эффекта.

Осматриваем покрытия

Отрываем поврежденнйй участок шпона

Заделываем трещины

Полное обновление лакокрасочного покрытия

Если при помощи шпаклевки и лака не удается воссоздать былую красоту мебели, нужно выполнить восстановление деревянной или полную реставрацию советской мебели своими руками. Выполнение работ проводится этапами, последовательность которых должна быть строго соблюдена.

Очистка поверхности от старого покрытия

Перед тем как приступать к удалению мебельного лака или краски с поверхности мебели, нужно приобрести специальную смывку. Реставрация итальянской мебели из ценных пород древесины, очень ответственное занятие, поэтому применяют смывки на основе эмульсии. Этот материал не токсичен, вред для древесины минимальный. Стоит отметить, что возгорание у этих смывок стремиться к нулю, что является плюсом, если работа проводится в квартире. Так что реставраторы современной мебели советуют использовать именно этот материал.

Работа со смывками:

  1. Как только смывка попадает на лаковое покрытие, начинается процесс разъедания. Нанести материал нужно при помощи специальной флейцевой кисти и подождать. Полиэфирные лаки сойдут по истечении 2-3 часов, спиртовые составы за 30 минут;
  2. Полиэфирное покрытие перед нанесением смывки нужно зашкурить наждачной бумагой с крупным зерном, чтобы состав проник как можно глубже;
  3. После нанесения материала всю мебель нужно хорошо укутать бумагой пропитанной парафином и закрепить ее с помощью бечевки или шпагата;
  4. Остатки старой краски или лака можно удалить по истечении времени указанном на упаковке со смывкой. Для очистки можно использовать простой шпатель;
  5. Далее вся поверхность обезжиривается растворителем.

После проведения этих действий мебель оставляют на несколько часов для просушки. Затем следует пройтись по ней шкуркой вдоль волокон и протереть от пыли влажной ветошью.

Обрабатываем поверхность наждачкой

Наносим смывку

Покрываем мебель парафиновой бумагой

Удаляем старую краску

Обезжириваем поверхность

Какой материал использовать для лакировки

Выбирая средство для лакирования мебели, нужно ориентироваться на советы профессионалов, например:

  • Лаки на водной основе применяют для реставрации мебели на дому в детских комнатах. У них нет неприятного запаха, они быстро сохнут, не вызывают аллергических реакций. Есть небольшой минус – после высыхания они становятся матовыми, что некоторым не нравится;
  • Алкидные лаки советуют применять людям, не имеющим опыта в лакировании поверхностей. Они просты в применении, ложатся ровно с первого раза. Даже если и произошел подтек при нанесении, его легко смыть;
  • Полиуретановые составы наносить сложнее всего: во-первых, для их нанесения нужно специальное оборудование, во-вторых, они имеют неприятный запах. Но стоит отметить, что подобное покрытие будет служить намного дольше всех вышеперечисленных материалов;
  • Реставрацию мебели (мастер класс можно посмотреть на нашем ресурсе), производят с использованием мебельных масел. Для нанесения состава используют тампон.

Поверхность для лакирования должна быть гладкой. Перед нанесением мебельного лака покупают две мягкие кисточки. После нанесения первого слоя лака, берут новый инструмент.

Реставрация корпусной мебели на дому может производиться самостоятельно, только при условии соблюдения строгой последовательность в выполнении процесса:

  • Снять старый слой финишного покрытия;
  • Зачистить поверхность;
  • Нанести грунт;
  • Сколы и царапины зашпаклевать;
  • Отшлифовать после высыхания;
  • Нанести морилку;
  • Нанести мебельный лак.

Этот план поможет не наделать ошибок при работе по реставрации деревянных предметов интерьера.

Снимаем старую краску

Зачищаем

Грунтуем

Шпаклюем сколы

Шлифуем покрытие

Покрываем морилкой

Наносим лак

Технология работ с мягкой мебелью

Реставрация мягкой мебели производится по следующему алгоритму:

  1. Произвести полную разборку;
  2. Деревянные элементы нужно хорошо зашкурить вдоль волокон и протереть мягкой влажной тряпкой для удаления пыли с изделия;
  3. Покрыть детали грунтом по дереву и дать хорошо просохнуть;
  4. Для окрашивания лучше применить аэрозольные краски, так как они ложатся намного ровнее. При этом будет достаточно три слоя краски. Как только краска высохнет, на поверхность наносится слой защитного мебельного лака;
  5. Снять обивку и вытащить наполнитель. Чтобы выбрать способ, по которому будет проведена реставрация мягкой мебели, нужно знать особенности обновляемого изделия. Например, если брать во внимание восстановление стульев, то на сиденье достаточно натянуть новую ткань. На фото можно увидеть изделие до и после реставрации. Если же реставрируется кресло или диван, то придется не только менять обшивку, но и наполнитель;
  6. По старому образцу выкроить наполнитель. Можно применить листовой поролон, который есть в магазинах в большом ассортименте;
  7. Раскроить элементы ткани. Для этого на новое полотно разложить старые детали обивки и сделать соответствующие элементы;
  8. Наклеить наполнитель на предметы интерьера. Для этого можно применить строительный клей ПВА;
  9. Уложить обшивку и при помощи строительного или мебельного степлера, закрепить ее с обратной стороны изделия. Ткань должна быть среднего натяжения, при этом скобы должны находиться через каждые 3-5 см друг от друга;
  10. Последним этапом работ, будет сборка мебели.

Стоит отметить, что текстильщики используют специальный набор по реставрации, в которых есть все необходимое для качественной перетяжки мягкой мебели. Как видим, в реставрации мягкой мебели своими руками нет ничего сложного. Если сделать все грамотно, то результатом может стать изделие в интересном дизайне, которое будет радовать вас не один год.

Видео

Мебель, которая покрыта лаком, возвращается в обиход. Ведь лакированные изделия богато выглядят, а интерьеру придают оригинальность и солидность. Хотя, что кривить душой, поверхность у неё является достаточно проблемной. Она легко может быть повреждена. Очень частый дефект – возникновение царапин. Не стоит сразу избавляться от испорченного стола, а следует постараться его реставрировать. Это процесс можно поручить мастерам реставраторам или попробовать реставрировать лакированный стол своими руками.

Методика реставрации

Разберёмся, как восстановить лакированный стол методом реставрации. Это один из самых лучших способов возвращения достойного вида лакированному столу. Например, чтобы устранить царапины, необходимо убрать на дефектных местах слой лака, а затем нанести новый. Этот способ достаточно эффективный и позволяет избавиться от любых царапин. Но не только царапины являются проблемой для лакированной мебели. Следующим недостатком, который может проявиться со временем – это потемнение лакированной поверхности. В результате помутнения поверхности столешницы, внешний вид стола начинает существенно проигрывать по отношению к другой мебели. Такой дефект исправляется аналогичным способом: снятия старого слоя лака и повторное нанесение нового. Это способ достаточно прост, и вполне реально покрыть лаком старый стол своими руками.

Последовательность выполнения восстановительных работ

Обновить старый лакированный стол можно в несколько этапов. Но предварительно стоит приготовить некоторые инструменты и материалы и подумать о своей безопасности. Итак, ознакомимся подробно с алгоритмом выполнения работ по реставрированию лакированного стола.

Определяем степень изношенности

Перед тем как восстановить лак на столе следует первоначально оценить степень образовавшихся дефектов.


Выбираем материал

Возникает вопрос, как убрать лак со стола. Для обеспечения качества реставрации следует правильно подобрать материалы. Многие считают, что проблемные места можно убрать с помощью спирта. В некоторых случаях незначительные дефекты действительно можно применить спирт, но могут возникнуть непредвиденные последствия, такие как шершавости, светлые участки и прочее. Поэтому остановимся на специализированных материалах, которые станут хорошими помощниками для начинающих мастеров.

  • Политура шеллачная. Такой материал не только помогает восстановить поверхность, но подчеркнуть её оригинальность. Это один из самых старых и проверенных материалов. По своей консистенции политура больше напоминает жидкость, а не лак. Для достижения качественного результата этот состав наносят около 50 – 60 слоёв. Именно из-за этого достигается оригинальный глубокий цвет. Это очень удачный вариант, который позволит убрать царапины на лакированном столе.
  • Нитроцеллюлозный лак. Данный раствор используют для восстановления больших поверхностей стола. Для его нанесения применяют распылители, которые обеспечивают очень быстрое и равномерное распыление. При меньшей скорости, капельки раствора начинают застывать, и нужного эффекта гладкой и равномерной поверхности будет достичь довольно сложно. Именно поэтому не рекомендуется применение стандартных пульверизаторов, которые дополнительно образуют пузырьки воздуха, от которых избавиться практически невозможно.
  • Пентафталевый лак. Это идеальный материал для реставрации стола, так как достаточно прост в работе. Он не требует специальных устройств для нанесения и довольно быстро высыхает. Наносят его не менее, чем в 4 слоя. Можно исключить приобретения грунтовочных растворов, так как первый слой пентафталевого лака будет выступать грунтовочным. После нанесения состава и полного его высыхания следует произвести шлифовку.

После того как с выбором реставрационного состава определились, необходимо обратить внимание на такой момент как определение с цветом. Можно пользоваться бесцветным лаком, а можно приобрести лак, который имитирует цвет любой древесины. Во втором случае, необходимо правильно определить тон лака.

Пошаговая инструкция

Приведём подробную инструкцию, которая ответит на вопрос, как правильно покрыть лаком деревянный стол. Состоит она из нескольких этапов:

  • Подготовительный этап состоит из таких аспектов:
  • поверхность стола тщательно очищается с помощью специализированного состава или с помощью обычной тёплой воды;
  • убираем испорченный слой с помощью скребка;
  • начинаем шлифовать поверхность с помощью наждачной бумаги до достижения матовости;
  • очищаем поверхность от пыли.
  • Нанесения лака на водной основе:
  • поверхность покрывают несколькими слоями лака на водной основе;
  • каждый последующий слой наносят после полного высыхания предыдущего;
  • после того, как последний слой полностью высох, выполняем шлифование поверхности;
  • очищаем поверхность от пыли.
  • Выполнение работ с помощью лака на акриловой основе:
  • первоначально выбираем лак, который подходит поверхности стола по оттенку и блеску;
  • разбавив лак на 15 % уайт-спиритом, проводим грунтование поверхности;
  • после высыхания грунтовочного слоя производим промежуточную шлифовку;
  • покрываем поверхность стола неразбавленным лаком в несколько слоёв, дав предварительно высохнуть предыдущему слою;
  • производим финишную шлифовку поверхности.
  • Обращаем внимание на то, что после нанесения всех слоёв для придания поверхности глянцевого блеска следует производить шлифование поверхности.

Выполняя все рекомендации, можно получить очень качественную поверхность покрытую лаком. Понятно чтоб получить достойное качество следует пользоваться краскопультом. Ниже переведено видео по лакировке стола и даны полезные советы по реставрации.

В наши дни лакированная мебель находится в тренде, ведь она имеет привлекательный внешний вид и облагораживает убранство комнаты. Однако у такой мебели есть минус – она склонна к возникновению царапин. Чтобы избежать излишних трат на новый элемент интерьера, можно попробовать отреставрировать уже имеющийся.

Услуга по восстановлению в настоящее время оказывается большинством мебельных компаний. предметы интерьера можно и дома, придерживаясь ряда руководств.

Нюансы восстановления

Реставрация лакированной мебели – прекрасный вариант ее восстановления с целью обновления внешнего облика предметов интерьера. В основном, для ликвидации царапины необходимо просто убрать лаковое покрытие с проблемной зоны и нанести новый слой лака. Этот способ помогает убрать все типы повреждений.

К сожалению, бывают проблемы похуже возникновения царапин. Лаковое покрытие постепенно начинает темнеть и мутнеть, вследствие чего мебельные гарнитуры утрачивают привлекательную наружность.

Если загвоздка заключается в потемнении лакового покрытия, то возникнет потребность в ликвидации старого слоя лака и нанесении нового. Подобные манипуляции можно с успехом провести самостоятельно.

Методики проведения восстановительных меропри

Анализ степени износа лакированной мебели

Сначала требуется проанализировать актуальные кондиции мебели, подлежащей ремонту. Веской причиной для начала процесса восстановления станет ухудшение внешнего вида гарнитура, в том числе потемнение в зоне резьбы. Помимо этого, распространенная причина для реставрации – мелкие трещины на поверхности.

В случае, когда подобные дефекты выражены не сильно, они могут не вредить внешнему виду, а, напротив, добавлять ему солидности. В случае сильно выраженных дефектов появляется необходимость в восстановительных мероприятиях, которые организует профессионал из специализированной мастерской, либо их можно провести самостоятельно дома, сохранив при этом антикварные качества мебели.

Если что-то пойдет не так, можно в любой момент покрыть изделие краской , правда тогда уникальный рисунок, присущий дереву, будет скрыт краской и мебель потеряет презентабельную наружность.

Средства для восстановления лакированной мебели

Бытует мнение, якобы можно восстановить прежнее состояние изделий, лишь обработав их спиртом. Без сомнения, спирт способен устранить верхнее покрытие и ликвидировать повреждение, но такая мера может привести к необратимому результату.

В связи с этим, при реставрации следует обратить внимание на более надежные способы, среди которых:

  • Шеллачная политура – такой материал делает акцент на изысканную структуру дерева, облагородив ее необычным оттенком. Политура – один из самых древних способов восстановления, который представляет собой лак, по густоте напоминающий воду. Для восстановления мебель покрывают политурой в 40-60 слоев, что позволяет обрести необычный благородный оттенок.
  • Нитроцеллюлозный лак – этот материал применяется для реставрации больших участков. Нитроцеллюлозный лак наносится через особый пульверизатор, который очень быстро покрывает им восстанавливаемую площадь. При меньшей скорости частицы средства затвердевали бы по отдельности. По этой причине не рекомендуется применять стандартные распылители, ведь они будет создавать участки со скоплением пузырьков. Таким образом, такой материал следует применять исключительно в специализированной студии.
  • Пентафталевый лак – данное вещество славится легкостью в применении, поэтому его удобно использовать в домашних условиях. Для него не нужно применять специальную процедуру нанесения, кроме того, он очень быстро высыхает. Пентафталевым лаком нужно покрывать поверхность как минимум в 4 слоя, причем первый их них служит грунтовкой. После завершения реставрации необходимо отшлифовать обработанную площадь. Чтобы достичь эффекта полуматовости, лак нужно наносить с помощью ватного диска, а для получения глянцевого блеска использовать кисть.

После определения с типом средства реставрации требуется выбрать цветовую гамму. По желанию есть возможность покрыть изделие бесцветным лаком либо яркой краской.

Выбор оборудования для ремонта

При самостоятельном восстановлении требуется подобрать необходимое оборудование, чей список включает:

  • продукт «Маалипесу»;
  • набор кистей;
  • малярный скотч;
  • шлифовальная шкурка, шпатель, скребок;
  • особая шпаклевка для деревянных изделий;
  • щетка для очистки от загрязнений;
  • поролоновая губка;
  • большие листы картона или пленка;
  • уайт-спирит.
  • дать лаку окончательно подсохнуть;
  • пройтись шлифовальной шкуркой, удалить пыль;
  • промыть оборудование водой с мылом.
  • Реставрация средством на основе акрила:

    • определиться с типом покрытия, подходящим по блеску;
    • применить выбранное средство как грунтовку, соединив его с уайт-спиритом на 10-15%;
    • после 1 слоя грунтовки чуть-чуть пройтись шлифовальной шкуркой;
    • обработать поверхность 2-мя слоями концентрированного лакокрасочного продукта;
    • снова пройтись шлифовальной шкуркой;
    • оборудование хорошо промыть с помощью уайт-спирита.
    Шлифование наждачкой

    На заключительной стадии требуется хорошо отшлифовать изделие до матовости, удаляя пыль щеткой или губкой.

    Кто-нибудь из вас пробовал заниматься реставрацией старой мебели своими руками?

    После покупки квартиры/дома, мебель, наверное, одно из самых важных и дорогостоящих приобретений. Но, может, существует возможность сэкономить? Может, у вас где-то на даче/в чулане/на чердаке/в сарае/в кладовке /др. вариант затесался старый, с облезшим лаковым покрытием и покосившимися дверями шкаф, давным-давно лишившийся сидения стул или стол с многочисленными отметинами чашек, тарелок, сигаретных окурков на своей покореженной столешнице?

    Чаще всего такая мебель служила еще нашим мамам-папам, если не бабушкам-дедушкам, поэтому нередко она выполнена из качественных материалов. Их основа крепка, но вот внешний вид подкачал.. крепления ослабли.. обивка прохудилась.

    Как правило, от профессиональных реставраторов можно услышать, что восстановление старой мебели обычному человеку не под силу, что большинство методов требует специального оборудования и специальных материалов.
    Да, нельзя не согласиться, но ведь всегда есть какая-то лазейка. Возможно, с громоздким диваном середины 19-го века своими руками справиться и не под силу, но а как насчет обычного стула или стола, табуретки, комода?

    Давайте поделимся своим опытом в этом деле, полученном из книг/из рассказов знакомых/интернета. Может кому-нибудь собранные в этой теме приемы пригодятся и окажутся полезными.))

    О чем следует помнить?

    Инструменты

    Помнить стоит о том, что инструменты, с которыми вы собираетесь работать, не должны оставлять следов на мебели. Чем следует запастись?

    Ну если честно, то сколько-нибудь определенно сказать довольно сложно - все зависит от того, что именно вы будете реставрировать и какая сложность работ вас ждет. Я, например. со своим старым стулом обошелся лишь комплектом наждачной бумаги, набором отверток (хотя хватило бы и обычного ножа), молотком и рашпилем. В качестве материалов - гвозди, уайт-спирит, протравка, ткани, нитки иголки. Но может быть вы займетесь чем-то более серьезным?

    Основной набор можно увидеть на следующих картинках:

    1 - Стамеска полукруглая. Ее еще называют «резец краснодеревщика».

    2 - Стамеска V-образная. Используется для работы с мелкими деталями.

    3 - Стамеска обычная. Как правило в наборе имеются обычные стамески различного размера от 1/8 до 2 дюймов в ширину.

    4 - Прямая стамеска. Для работы с мелкими деталями и для создания рельефа.

    5 - Отвертка краснодеревщика. Позволяет легко озвлекать шурупы с плоской головкой.

    6 - Ломаный резец. Особая искривленная форма удобная для работы в ограниченном пространетве и для подрезки плоких выемок.

    7 - Нож для резьбы. Удобен для разметки, для обрезки анеры или шпона. Лезвия взаимозаменяющиеся.

    8,9 - ножевки.

    1, 2 - Сверла для коловрата (для дрели)

    3 - Рашпили,

    4 - Коловрат. Сегодня можно заменить и дрелью))

    5,6 - деревянный и резиновый молотки (киянки)

    7 - Пробойник. Имеет лезвие с фигурной кромкой, что позволяет вырезать поврежденный участок, например у фанеры, заменяя его точно таким же новым.

    8 - Фуганок.

    9 -Фальцгебель. В принципе, тот же фуганок, но удобен для работы в ограниченном пространстве.

    1 - Мелковочный угольник. Позволяет с высокой точностью переносить углы изделия.

    2 - Штангенциркуль. Думаю, и так всем ясно.

    3 - Контурная линейка. Удобная вещь. С ее помощью можно копировать и переносить оригинальные и необычные изгибы и формы. Маленькие штифты упираются в поверхность копируемого предмета принимают его форму.

    4 - Отсрогубцы. Удобно для извлечения мелких гвоздей.

    5 - Винтовая выкрутка. Позволяет извлекать винты с изношенными головками.

    6 - Бутылочка для клея с длинным носиком. Позволяет наносить клей в труднодоступных местах. Вполне можно заменить шприцом.

    7 - Фиксирующий (скрепляющий) ремень. Позволяет выполнять зажим сразу в нескольких направлениях, например, зажать сразу четыре ножки стула.

    8 - Электрогрелка для клея.

    Что-то из этого фотосписка вам может никогда и не пригодится, что-то действительно нужно приобрести, например набор стамесок, ножовки, молотки, фальцгебель, измерительные инструменты. Но в дополнение к этому хочется добавить еще кое-что, что надо иметь од рукой в обязательном порядке

    1. Шпатели. Лучше, если их будет два - металлический и пластмассовый. Шпатель, которым вы будете зачищать поверхность от краски, должен иметь закругленные углы (это можно сделать с помощью напильника или грубой наждачки).
    2. Непосредственно наждачка. Зернистость от 80-120 до 400, не поленитесь взять и стальную губку (наждачка №0000).
    3. Отвертки. Лучше, если рядом будет полный набор отверток.
    4. Угловые кисточки
    5. Зубочистки
    6. Зубные щетки (поверьте, пригодятся)
    7. Рулетка
    8. Перчатки и респиратор (в качестве защиты).

    Кроме того необходимо помнить кое что о работе с молотком. Работать с ним стоит очень осторожно. И не потому что свои пальцы дороги, а потому что удар молотком может существенно повредить структуру дерева, поэтому если есть возможность, для рассоединения стыков при разборке или, наоборот, для того, чтобы плотно состыковать пазы деталей, лучше использовать деревянную (еще лучше резиновую) киянку. Если вы все-таки используете молоток, то при работе его можно оборачивать мягкой тканью или/и подкладывать при ударе деревянную доску, ткань и т.п.

    С чего начать и о чем следует помнить?

    Вот перед вами старый предмет мебели, который вы хотели бы отреставрировать. С чего начать? Возможно, этот вопрос и не возникнет. Но раз уж мы взялись разбирать в этой теме все пошагово, то не стоит отставлять в сторону и этот пункт. Не все же родились с молотком в руках. Возможно, кому-то пришлось взять в руки инструмент первый (ну хорошо, не первый - второй) раз в жизни)).

    Итак, предварительная подготовка - моем и разбираем.

    1. Моем. Чаще всего старая мебель покоиться в довольно пыльных местах, поэтому дабы иметь полное представление о внешности реставрируемого предмета его следует тщательно очистить от пыли и грязи. Делаем это с помощью хорошо отжатой тряпки, смоченной в мыльной воде. Если присутствует обивка, которую вы собираетесь оставлять, то предварительно необходимо ее тщательно выбить и пропылесосить. Не стоит использовать никаких агрессивных моющих растворов - достаточно обычных воды и мыла.

    2. Разбираем предмет до крепкого основания. Если это шкаф, то снимаем дверцы, отвинчиваем крепления, снимаем резные планки, украшения, внутренние зеркала. Если это стул.. ну, со стулом легче. Иногда можно обойтись и без разборки. Если у вас вызывают сомнения прочность стыков (возможно они расшатались или материал треснул), то имеет смысл разобрать предмет вплоть до отдельных деталей. Правда последний вариант очень не рекомендуется. Разбирать на отдельные детали стоит только в том случае если это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕОБХОДИМО. Помимо нарушения прочности соединений причиной для этого могут стать: конструктивная утрата деталей, сильные повреждения поверхностей (которые требуют индивидуальной работы с каждой деталью), сильное коробление поверхности, частичная или полная утрата поверхностной фанеровки, необходимость произвести глубокую дезинфекцию древесины (в случае поражения гнилью или точильщиками).


    Как производить разборку?

    Как уже говорилось, разбираем ее в тех участках, где уровень повреждения этого действительно требует. Расшатавшийся стык рассоединить довольно легко - достаточно просто слегка подтолкнуть стык киянкой или молотком (осторожно). Сложнее, если приходится рассоединять неповрежденное соединение. Но что делать - раскачиваем, раскачиваем и еще раз раскачиваем - до тех пор, пока старый клей в месте соединения не раскрошится, не перестанет держать, а само соединение не разболтается.

    Если крепление выполнено с помощью шкантов-нагелей, раскачивание идет вдоль их оси.
    Если же это шиповое соединение (вязка на шипах), то раскачивание производим с плоскости длинной стороны шипа.

    На всякий случай уточняю, что есть соединение на нагелях, а что на шипах

    нагели

    шипы.

    Ну и насколько сложные реставрационные работы можно выполнить своими руками?

    Правильно говорят.. Ведь для настоящей работы необходимы современные инструменты. Бывает, что и части деталей и целые детали утрачиваются, мастера-реставраторы способны вытянуть вещь буквально из ничего. Вот например реставратор-профессионал и его работа по реставрации стула. Посмотрите что было, и что он из этого сделал.





















    Фотоурок по восстановлению поврежденной ножки старого шкафа.

    Все было сделано силами обычного инструмента - набор стамесок, пилки, наждачки, рашпили.

    Сначала место отлома выровняли, чтобы приклеиваемый кусок плотно прилегал, без всяких зазоров.

    Потом приклеили на горячий столярный клей деревяшку-протез)), зажали струбцинами.

    Когда высохло - отсекли плоской стамеской лишнее по максимуму, чтобы легче было работать, одновременно закругляя деталь по форме ножки.

    Затем выравниваем нижнюю границу ножки. Автор просто использовал для этого ровный кусок наждачки, обернул ее вокруг ножки и отметил линию края. по ней же и отрезал лишнее выравнивания "днище" ножки под общий стиль оставшегося участка.

    Для этого пилой сначала грубо срезается боковые части. Затем обводится центральный круг самого выступающего основания.



    Затем полукруглой стамеской формируется нижний выступ и созданная форма зашкуривается наждачкой и/или рашпилем.



    Теперь осталось дело за самой неприятной и муторной частью работы - за художественными выпуклостями (будь они неладны). Сначала они аккуратно вымеряются и намечаются карандашом.

    Затем аккуратно и осторожно очень острой стамеской вырезаются выемки.

    Затем наждачками различной зернистости наводится конечный лоск.

    Это конечно не ахти что, но для домашнего ремонта вполне сойдет.

    Белые пятна на мебели появляются, по разным причинам, следствием которых является разрушение лаковой плёнки или её отслоение от поверхности дерева. Убрать белые пятна намного сложнее, чем предотвратить их появление.

    В настоящее время существует большое количество современных прочных лаков для покрытия деревянных поверхностей. Специальные лаки для покрытия древесины в условиях повышенной влажности, перепадов температуры. Специальные жаропрочные и удароустойчивые лаки защищают современную мебель. Всё в этих лаках замечательно, одно плохо - они не красивые. Современные лаки, как бы хорошо их ни положили на антикварную мебель, портят её, придают поверхности пластиковый вид. Только политуры и лаки на масляной основе пригодны для покрытия старинной мебели.

    Все спиртовые и нитро политуры, которыми покрывали мебель до 60-х годов XX века, разрушаются под воздействием влаги и высоких температур. Капли воды, попадая на лакированную поверхность, разрушают лак и превращают его в белые пятна. Иногда влажный воздух проникает в трещинки на лаке и так же образует белые пятна, но уже другой формы и не на поверхности мебели, а под лаком. Белые пятна на мебели оставляют и чашки с горячими напитками. Очень некрасивые белые пятна на мебели в виде полумесяцев или кругов остаются от горячих банок, стаканов, бутылок.

    Белые пятна на мебели - это разрушенный лак. Убрать белые пятна можно только методом полного удаления старого покрытия с последующей полировкой новым лаком.

    Полировка мебели политурой длительный и трудоёмкий процесс, требующий терпения и навыка. Существовала отдельная профессия - полировщик. Так как полировка шеллачной политурой непрочная, каждый год в богатые дома с дорогой обстановкой приходил полировщик и полировал всю мебель. С каждым годом слой шеллака увеличивался. Шеллак имеет золотисто коричневый цвет и с увеличением толщины слоя лака, увеличивалась и интенсивность цвета слоя лака. Так старинная мебель с годами становилась темнее.

    Политура происходит от латинского слова «politura», означающего выглаживание и отделка. В русском языке шеллачной политурой называют жидкий лак, раствор смол в спирте или каком либо другом летучем органическом растворителе или смеси нескольких растворителей. Применяется политура для окончательной отделки лакированной деревянной поверхности и придания ей ровного блеска.

    Для приготовления спиртовой шеллачной политуры применяют этиловый или метиловый спирт и чистый

    Сухой остаток в политурах 8-15 %. Для приготовления 100 граммов 8% политуры необходимо взять 92 грамма спирта и 8 граммов шеллака. Для приготовления 15 % шеллачной политуры берём 85 грамм спирта и 15 грамм шеллака.

    На практике реставраторы приготавливают политуру следующим образом: пол литровую бутылку наполняют этиловым спиртом и добавляют 50 грамм шеллака. Таким образом, получаем примерно 10 % раствор шеллака в спирте. Спирт необходимо брать только чистый, даже незначительное присутствие воды в спирте полностью испортит политуру. Раствор шеллака в спирте побелеет и не будет пригоден для использования. Затем бутылку ставят в тёплое место или на водяную баню. После полного растворения шеллака политура готова к использованию. Для получения особенно блестящей поверхности используют отстоявшуюся политуру. Для этого политура отстаивается в течение 10-15 дней. На дне ёмкости образуется белый осадок, так называемый шеллачный воск. Сливаем верхнюю часть раствора в отдельную ёмкость и применяем для особо тонкой отделки деревянной поверхности.

    Шеллачные политуры часто приготавливают непосредственно на месте использования. В художественных салонах можно приобрести политуры светло-коричневого, тёмно-коричневого, красно-малинового цвета, черно-синего цвета. Эти политуры применяются для полирования изделий непосредственно по древесине или для полирования шеллачных, нитроцеллюлозных и масляных плёнок.

    В середине XX века широко применялась идитольная спиртовая политура, представляющая собой раствор в спирте-сырце синтетической идитольной смолы, а также берестяная политура - на основе берестяной смолы. Идитольная политура образует не светостойкие покрытия, краснеющие под действием солнечных лучей. Берестяная политура по качеству приближается к шеллачной.

    Нитрополитуры образуют более стойкие покрытия, чем спиртовые. Их применяют для полирования нитролаковых покрытий после разравнивания или шлифования.

    Нитрополитуры бывают нитрошеллачные и нитроцеллюлозные. Применяются для окончательного полирования нитролаковых плёнок.

    По материалам М.А. Григорьев «Материаловедение для столяров и плотников» Москва «Высшая школа», 1981

    Восстановление лакового покрытия антикварной мебели - одна из самых востребованных услуг, которые оказывает наша мастерская.

    Слои лака с течением времени подвергаются старению, которое выражается главным образом в изменении цвета, пожелтении и помутнении. Множество мелких трещин зрительно воспринимаются как помутнение лакового слоя или белые пятна. Естественное старение лака неизбежно, но наиболее разрушительное влияние на лаковое покрытие оказывает влага и повышенная температура. Сочетание двух этих факторов наиболее ярко проявляются в белых кругах на поверхности столешниц, которые оставляют ёмкости с горячей водой.

    В художественном отношении лаковое покрытие призвано выявить глубину и насыщенность цвета и текстуры древесины. Второе важное назначение восстановленного лакового покрытия сохранение мебели. Его защитная плёнка предохраняет древесину от непосредственного соприкосновения с воздухом, с находящимися в нём водяными парами и различными газами, пылью и копотью.

    Восстановление лакового покрытия сводится в основном к полной или частичной замене разрушенного, побелевшего или потемневшего лака.

    В реставрации практикуются четыре процесса восстановления лакового покрытия: регенерация, утоньшение с дальнейшим наращиванием, выравнивание и полное удаление с последующим восстановлением.

    Первый способ восстановления лакового покрытия - регенерацию, предложил в 1863 году профессор Петтенкофер. Суть этого способа заключается в том, что пары спирта, проникая в мельчайшие трещины старого лака, размягчают его и преобразуют в единую плёнку, восстанавливая её прозрачность.

    Этот метод восстановления лакового покрытия изначально разработан для реставрации живописи. В настоящее время метод Петтенкофера нашел широкое применение в реставрации мебели.

    Восстановление лакового покрытия с предварительным его полным удалением крайне нежелательно. Поверхность мебели теряет своё подлинное отделочное покрытие, но иногда это неизбежно. Необходимость замены старого лака вызывается рядом причин: полное разрушение авторского слоя лака, глубокие царапины и его сильные потёртости, ветхое состояние всей фанеровки с многочисленными трещинами, утратами, неудачными вставками предшествующей реставрации.

    Иногда восстановление лакового покрытия достигается регенерацией с дополнительной полировкой шеллачной политурой. Таким образом, удаётся избежать замены старого лака.

    Любой выбранный способ восстановления лакового покрытия на антикварной и исторической мебели требует высокой квалификации и мастерства реставратора.

    Восстановление покрытия мебели производится именно тем материалом, которым был покрыт предмет изначально. Покрытия мебели отличаются разнообразием своего состава. Лаки, олифы, мастики, краски - являются сложными растворами активных веществ. Спиртовые лаки, восковые мастики, масляные краски, всевозможные политуры - всё применялось для отделки мебели. Некоторые покрытия дружат, то есть хорошо ложатся один на другой, не скатываются как вода на жирной поверхности и не отслаиваются при высыхании. Другие наоборот, отторгают друг друга. При восстановлении покрытия мебели имеет значение и порядок нанесения слоёв лака различного состава.

    Один из самых характерных примеров - порядок нанесения двух лаков пентафталевого и нитроцеллюлозного. Если первый слой выполнить из быстро сохнущего нитроцеллюлозного лака, а после его высыхания нанести долго сохнущий пентафталевый лак, оба слоя хорошо высохнут и образуют прочную защитную плёнку.

    При нарушении порядка нанесения слоёв, лаки вступят в химическую реакцию. Вместо прочной красивой плёнки мы получим никогда не затвердевающую липкую сгрибленную массу. Подобное восстановление покрытия мебели приведёт к еще большим утратам и потребует большей реставрации.

    Для качественного восстановления покрытия мебели реставратору необходимо разобраться со старыми многочисленными лаковыми покрытиями. Определить состав и свойства лаковых плёнок.

    В современных изделиях восстановление покрытия мебели не менее сложно. Нынешние лаки прочны и не вступают в реакцию с вновь наносимыми слоями. Степень блеска современных лаков регулируется в процессе изготовления самого лака специальными добавками. При восстановлении покрытия мебели необходимо взять лак именно той степени матовости, что и восстанавливаемый. Иначе на матовой поверхности появится блестящее пятно или, наоборот, на блестящей матовое.

    Допустим и марку лака мы подобрали правильно, и степень блеска определили точно, осталось только нанести его на поверхность. И снова трудности. Если лак наносить кистью на участок ровной гладкой поверхности, например, столешницу стола, обязательно останется заметная граница. Если же нанести лак на небольшой участок столешницы методом распыления, появиться мутный ареол по границам нанесённого лака. Для локального восстановления покрытия мебели существует специальный лак, не дающий ареола. Разновидностей таких лаков мало и большая вероятность неправильно выбрать степень блеска.

    Восстановление покрытия мебели получится, если предвидеть все вышеперечисленные условия.

    В случае больших утрат и высокой стоимости реставрируемой мебели, приглашаем Вас в нашу мастерскую, где реставратор профессионально произведёт восстановление покрытия мебели.

    Восстановление полировки на антикварной мебели наиважнейшая задача реставрации. Ни один современный лак не может передать красоту и глубину натурального дерева лучше политуры. С особой ответственностью необходимо подходить к восстановлению полировки светлых пород дерева. К светлым ценным породам дерева относятся карельская берёза (ссылка), тополь, груша, клён. Более того, слой современного лака, положенный поверх старого может способствовать не только ухудшению внешних качеств предмета столярно-мебельного искусства, но и привести к дополнительным загрязнениям и утратам.

    Восстановление полировки антикварной мебели имеет свои особенности, которые в корне отличают её от восстановления полировки на современной мебели. Секрет кроется в отличии составов современных лаков и старинных.

    Лаками называют раствор плёнкообразующих веществ в органических растворителях или в воде, образующих после высыхания твёрдую прозрачную однородную плёнку. Лаки, применявшиеся для отделки старинной мебели, как правило, были спиртовые. В качестве плёнкообразующего вещества применялся шеллак.

    Восстановление полировки также необходимо производить спиртовыми лаками. Это обусловлено тем, что спиртовые лаки представляют собой растворы смол (как правило, шеллака) в летучих растворителях, спиртах. Плёнки спиртовых лаков образуются при испарении растворителя и могут быть снова растворены в нём.

    Восстановление полировки осуществляется за счет устранения мелких повреждений плёнки старого лакана полированной поверхности. Устранение сети мелких царапин, разрушений и потёртостей лака, происходит следующим образом: ватный или шерстяной тампон оборачивают мягкой хлопчатобумажной тканью, смачивают в жидком (с большим количеством растворителя) лаке, отжимают и круговыми движениями жидкий лак наносится на реставрируемую поверхность.

    Свежий спиртовой лак попадает на поверхность старого лака, частично растворяет его, а тампон, смешивает частично растворенный старый лак с новым лаком из тампона, и равномерно распределяет эту смесь по поверхности предмета. Мелкие царапины и потёртости выравниваются новым слоем практически свежего лака. Слои лака между собой спаиваются и восстановленная полировка приобретает первоначальный вид. Она однородная, прозрачная, и красивая. Имеет естественный тонкий шелковистый блеск.

    Восстановление полировки современными лаками, затвердевание которых вызывается процессом полимеризации, недопустимо. Современный лак не выравнивает мелкие дефекты старого лака, не спаивается с ним, а ложиться сверху чужеродным слоем, только создавая временную иллюзию восстановления полировки.

    Так как новый полимерный лак не спаивается со старым родным, спиртовым лаком, через некоторое время, возможно через год или позже произойдёт расслоение. Следующая реставрация начнётся уже с удаления современного лака и только потом реставратор приступит к восстановлению полировки.

    Слои лака разных составов менее прозрачны, поверхность предмета приобретает неряшливый вид.

    Восстановление полировки один из важнейших процессов реставрации. От качества отделки поверхности, во многом зависит внешний вид всего предмета.

    Полировка мебели

    Полированная мебель выглядит красиво, стильно, аристократично. Полировке подлежат изделия, изготовленные из дерева, имеющего красивую природную текстуру. Это мелкопористая древесина березы, тополя, красного дерева, яблони, груши, ореха, палисандра и клена.

    Как производится полировка мебели, стола?

    Если старая полировка на мебели обветшала, необходимо ее обновить. При полировке мебели в домашних условиях, помните о том, что необходимо соблюдать предосторожность при работе с современными химическими средствами для полировки, так как почти все из них одержат токсические добавки, негативно влияющие на органы дыхания и кожу человека. При работе с ними необходимо одевать специальный костюм с длинными рукавами, прорезиненные перчатки, респиратор и очки. Кроме того, средства для полировки легко воспламеняются, их нельзя использовать вблизи открытого огня.

    1. Снятие лака с поверхности изделия.

    Это можно сделать несколькими способами: при помощи скипидара, раствора аммиака, денатурированного спирта или другого растворителя. Средство тщательно распределяется по поверхности при помощи широкой кисти, затем снимается поролоном.

    2. Обработка поверхности при полировке мебели

    Поверхность обрабатывается наждачной бумагой сначала крупнозернистой, затем мелкой до устранения мельчайших дефектов, неровностей и шероховатостей. Поры дерева заполняют специальным порозаполнителем, который можно изготовить самому из обожженного гипса. Порозаполнитель втирают в деревянную поверхность круговыми движениями до полного заполнения пор.

    3. Пропитка поверхности при полировке дерева

    Этап третий. Поверхность дерева пропитывают морилкой, при этом меняется только цвет дерева, текстура его остается неизмененной. Морилки бывают водорастворимыми и масляными, обрабатывать ими поверхность можно несколько раз. Каждый слой должен тщательно высохнуть перед покрытием следующим.

    4. Последний этап - полировка дерева.

    В качестве полировочного материала используют лак, воск и масло, а также шеллак (используется для более дорогой мебели: полировка столов, стульев, комодов из красного дерева).

    • Самое часто используемое средство для полировки - натуральная олифа, смешанная со скипидаром, втирание смеси производится до прекращения впитывания деревом раствора, после чего составу дают высохнуть.
    • При полировке воском готовят пасту, состоящую из расплавленного воска со скипидаром.
    • При полировке стола лаком его просто наносят на поверхность, после чего зачищают мелкой наждачной бумагой.
    • Полировка шеллаком самая трудоемкая, однако, полированное им покрытие дает ни с чем несравнимый, красивый и ровный блеск поверхности.

    Отделка воском или вощение

    Отделка воском деревянной поверхности в настоящее время применяется в сочетании с другими видами прозрачной отделки, а также, для быстрого придания предмету ухоженного вида.

    Воск пластичен, водонепроницаем, размягчается при невысокой температуре. Простой воск в виде мастики применяется в реставрации мебели как полировка над другими прозрачными отделками; он выполняет функцию буфера, обеспечивая защиту от загрязнения и износа. Воск вещество пластичное и липкое, к нему прилипают пылинки, капельки жира, мельчайшие волокна. К тому же, воск со временем желтеет, его необходимо снимать и заново обновлять не реже 2-3 раз в год.

    Базовая масса для вощения приготавливается следующим образом.

    • 100 грамм очищенного пчелиного воска,
    • 25 грамм порошка канифоли (для придания блеска отделке),

    распускается на водяной бане. В расплавленную массу добавляют

    • 50 грамм тёплого скипидара.

    Всё тщательно перемешивают и сливают в стеклянную ёмкость с притёртой крышкой.

    В массу для вощения можно добавить всевозможные отдушки с запахом мёда, небольшое количество красителя, и другие наполнители, но основа из воска и скипидара остаётся неизменной.

    Реставраторы мебели обычно пользуются простой мастикой, изготовленной собственноручно.

    Для полировки мебели наносят небольшое количество состава на обрабатываемую поверхность, равномерно распределяя по всей площади.

    В течении 20-30 минут оставляют для высыхания. Затем куском шерстяной ткани или тонкого войлока полируют дерево до красивого мягкого блеска.

    Как мастичный, так и пчелиный воск, растопленный, а затем расслабленный скипидаром, можно использовать без других отделок на твёрдой древесине, например на клёне или дубе. Мягкой сухой древесине также можно придать прозрачную восковую отделку. Для этого необходимо снять с неё старую отделку, которая закрывает структуру этой древесины, расчистить поверхность от въевшихся загрязнений и заново отделать воском, а затем на протяжении всей жизни проделывать эти процедуры 2-3 раза в год.

    Если воск наносится на сырую неотделанную мягкую древесину, он делает невозможной последующую отделку, поскольку его невозможно удалить из пор и все новые слои политуры, лак или краски не соединяться с древесиной, произойдёт отслоение. После такой отделки реставрация мебели затрудняется.

    В настоящее время вощение дерева в чистом виде применяется достаточно редко, из-за последующей сложности содержания вощеной мебели. Воск широко применяется, как составляющая в средствах по уходу за лакированной мебелью. Обработанная содержащими воск мастиками мебель приобретает красивый ухоженный вид. Мягкие растворители, снимают загрязнения, отдушки придают приятный запах, а воск, проникая в мелкие трещины и царапины, маскирует их. Иногда бывает достаточно протереть старый буфет или комод простой мастикой для паркета и любимая вещь снова станет красивой.

    Реставрационные материалы для мебели очень широко представлены на современном рынке отделочных материалов. Это и всевозможные восковые наполнители для трещин и царапин, специальные лаки в баллончиках, экзотические клеи, политуры всевозможных расцветок и способов нанесения. Некоторые фирмы предлагают целые наборы в специальных, красивых чемоданчиках с восками, маркерами, шпаклёвками, тонировками, кисточками, шпателями и другими полезными вещами. Эти товары добротны, дороги и хороши. Как правило, такие реставрационные материалы годятся лишь для устранения незначительных дефектов на поверхности в основном современной мебели или паркета.

    Для профессиональной же реставрации антикварной мебели используются совсем простые, но высококачественные реставрационные материалы. Основными условиями их применения является их надёжность и обратимость (ссылка принципы реставрации)

    Требования современных коллекционеров к реставрации антикварной мебели . Реставрированная мебель не должна потерять своей исторической достоверности и в то же время соответствовать своему функциональному назначению. Иными словами, реставрированной антикварной мебелью, хотя и очень бережно должно быть возможным пользоваться в быту. В реставрационные мастерские мебель попадает в плачевном состоянии. предполагает глубокое вмешательство в предмет: расчистка, разборка, переклейка, восполнение резьбы и лакового покрытия. Что бы, антикварная мебель не потеряла своей исторической достоверности, все эти операции должен производить только профессиональный реставратор, применяя, аутентичные (родные) реставрационные материалы. Это означает - использовать только те материалы, которые применяли для изготовления старинной мебели в то время, когда её создавали.

    Серьёзная реставрация требует серьёзной подготовки. Применяемые нами реставрационные материалы должны соответствовать высоким требованиям. Склейка, как и сто и двести лет назад - натуральным столярным клеем. Тонировка производится водными морилками и . В реставрации мягкой мебели так же применяются только натуральные морская трава и конский волос, хлопковая вата. Если необходимо восполнить участок резьбы, берётся именно та порода дерева, из которой была изначально выполнена подлинная резьба. В магазинах необходимые реставрационные материалы не продаются. Приходится искать на промышленных складах, покупать оптом и впрок, что бы всегда под рукой было всё необходимое для выполнения реставрационных работ любой сложности и надлежащего качества.

    С уважением, Елена Жилина.


    Со временем деревянная мебель тускнеет, покрывается трещинами, сколами и перестаёт радовать глаз. Можно ли вернуть дорогим сердцу вещам первоначальный вид? И как, а главное - чем это сделать?

    Самый простой и популярный способ избавиться от старого лака - воспользоваться специальным составом, в качестве которого можно применять различные профессиональные средства, например гель «Главный технолог» или смывку «Престиж».

    Также подойдут и всем известные универсальные растворители - ацетон или денатурат.

    При помощи малярной кисти нанесём на повреждённую поверхность смывочный состав Для того чтобы он как следует впитался, накроем изделие полиэтиленовой плёнкой и оставим на сутки. За это время смывка глубоко проникнет в структуру лака, благодаря чему он станет настолько мягким, что его без труда можно будет соскоблить обычным шпателем. После того как старое покрытие будет удалено, протрём рабочую поверхность смоченной в тёплой воде губкой. Спустя 24 часа зачистим дерево тонкой мелкозернистой шкуркой, а затем начнём наносить новый лаковый слой.

    Чем лакировать?

    Выбирая лак, нужно ориентироваться на опыт и личные предпочтения. Для детской обстановки можно использовать лаки на водной основе: они не пахнут и не вызывают аллергии. Однако при высыхании водные покрытия приобретают матовый оттенок, что нравится далеко не всем. Для тех, кто лакировкой раньше не занимался, специалисты рекомендуют алкидные составы, поскольку они недорогие, легко ложатся на дерево, а при необходимости так же легко смываются.

    Намного сложнее наносить лаки полиуретановые, так как для этого необходим пульверизатор. Они наиболее долговечные, и именно их предпочитают профессионалы. Ценители же дорогой (антикварной) мебели часто используют мебельные масла. Такое покрытие требует сложной ручной работы с применением тампона.

    Наносим новый лак

    Перед нанесением проверим дерево на шероховатость - медленно проведём пальцами по подготовленной поверхности. Если рука скользит легко, ни за что не цепляясь, значит, можно приступать к лакированию. Желательно заранее приобрести новую кисть, а лучше - две, поскольку после первой же промывки кисть окажется уже не такой мягкой, и пользоваться ею будет не очень удобно.

    Разбавив лак на 10 % уайт-спиритом, равномерно нанесём первый слой. Подождем 12 часов, пока он высохнет, а затем зашлифуем наждачной бумагой с зернистостью 120-180. Протрём поверхность мягкой тканью и приступим к нанесению второго слоя. Разбавлять состав при этом уже не обязательно. Чтобы он хорошо распределился по всей поверхности, будем наносить его сначала вдоль волокон древесины, а потом - поперек, но не наоборот. Уже через 10 минут лак начинает затвердевать, поэтому делать всё нужно быстро.

    После того как покрытие полностью высохнет, посмотрим, что получилось. Если результат впечатляет, будем считать, что работа выполнена. Если же нет - нанесём лак еще раз.

    Видео: Как правильно вскрыть лаком дерево?

    Избавляемся от царапин и потертостей

    При появлении небольших механических повреждений не всегда целесообразно заново лакировать изделие. От небольших царапин и потёртостей не сложно избавиться с помощью современных средств для обработки древесины.

    Так, лёгкий натир можно закрасить специальным тонирующим фломастером или морилкой. Для этого нужно воспользоваться мягкой хлопковой тканью, которой следует обернуть указательный палец, смочив ткань каплей красителя. Совсем маленькие царапины легко заретушировать прозрачным мебельным воском, расплавив его на электрическом плавителе. Аналогичным образом, с помощью такого же воска, только тонированного, - не сложно закрасить и сколы на углах.

    Уцаляем повреждения на глянце

    Удаление повреждений на глянцевой поверхности мебели с помощью лакирующего фломастера-кисточки

    Для удаления царапин на высокоглянцевых покрытиях лучше применять лакирующий фломастер-кисточку, например производства фирмы «Кёниг». Закрашенная поверхность должна сушиться на протяжении двух часов, после чего её надо тщательно отполировать.

    Все необходимые для реставрации средства в широком ассортименте представлены в специализированных магазинах. Однако иногда вполне можно обойтись и тем, что имеется под рукой, - цветными мелками (в их составе присутствует воск), обычным йодом или даже карандашом для бровей. Главное - хорошо подобрать материал по цвету. Для восстановления блеска имеет смысл использовать полироль.

    Загрузка...
    Top