Изразцовые иконостасы. Керамические иконостасы. Фарфоровое чудо

Об этом сегодня сообщил благочинный Даниловского круга протоиерей Олег Воробьев. Именно он является настоятелем строящегося собора в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи на улице Ключевая, 18А.

Иконостас, по словам священнослужителя, заказывали в Санкт-Петербурге, в керамической мастерской «Гильдии Мастеров» Юрия Волкотруба. Это знаменитое объединение в тесном сотрудничестве с ведущими художниками, архитекторами и реставраторами успешно реализовывает крупнейшие в России проекты. Изразцовые печи и камины, воссозданные и отреставрированные «Гильдией Мастеров», можно увидеть в усадьбе Государственного Пушкинского музея-заповедника «Михайловское», во дворцах Петергофа, в Гатчинском дворце-музее и музее-квартире Святого Праведного Иоанна Кронштадтского.

За выполненные работы по благоукрашению храма Живоначальной Троицы в память 1000-летия Крещения Руси (второго по величине храма Москвы) сотрудники мастерской были награждены Святейшим Патриархом Алексием II тремя орденами, четырьмя церковными медалями и грамотами. Иконостасы «Гильдии Мастеров» украшают храмы Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Татарстана, Псковской и Рязанской областей.

Протоиерей Олег Воробьев уточнил, что в России первые изразцовые иконостасы появились в XVII веке при Патриархе Никоне. Помимо художественной ценности они отличаются долговечностью, поскольку не горят и не рассыхаются. Золото, наносимое на изразец, обжигается при температуре 800 градусов и, прочно спекаясь с глазурью, приобретает особую устойчивость. Сегодня традиция фарфоровых иконостасов понемногу возрождается. И церкви Программы-200 - живое тому свидетельство.

Между тем, отмечает настоятель, работы по благоукрашению нового собора подходят к концу. Потолок оживляет громадное паникадило. В диаметре оно составляет 5 метров, в высоту - 4,5 м, а весит около 700 кг. На полу - художественная кладка гранита. Свечной ящик из дуба, столик для записок, жертвенник, семисвечник, напрестольную дарохранительницу, аналой в алтарь и на клир, - все привезут на этой неделе. Параллельно продолжается монтаж бра: из 60 светильников 15 уже установлены. Вся церковная утварь, все детали внутреннего убранства выдержаны в одном стиле и гармонично дополняют общее архитектурное решение, подчеркивает протоиерей Олег Воробьев.

Напомним, накануне приход отметил свой престольный праздник – Усекновения главы Иоанна Предтечи. Богослужение возглавил архиепископ Истринский Арсений, викарий Московской епархии.

Завтра начинается благоустройство территории

На вопрос В каких городах сохранились фарфоровые иконостасы российских мастеров? заданный автором A-stra лучший ответ это Мордовская церковь во имя Архангела Михаила была открыта в 1909 году. Проект мордовского храма утвердили губернские архитекторы А. Ф. Миролюбов и Ф. А. Свирчевский.
Где, конкретно, изготовили иконостас, документальных сведений нет.
ссылка
ссылка
Церковь была воздвигнута на красивом месте в историческом центре города. До застройки прилегающих кварталов была видна издалека ее русская архитектура, но особенно поражали ее внутренние красота и убранство. Храм был построен в стиле московских церквей XVII века в два этажа (внизу - приходская школа). Ее расписывали художники В. Беляев. В. Павлов, Г. Нестеров, А. Рябушкин; венецианская мозаика была подарена академиком И. Фроловым. Фирма Кузнецова изготовила уникальный фарфоровый иконостас.
Всего в России на знаменитых Кузнецовских фарфоровых заводах в 19-м веке было изготовлено около двадцати таких иконостасов. Два из них остались в России, еще один – В Аргентине. Свято-Тихоновский храм пережил две мировых войны. В советское время служил зернохранилищем, и фарфоровый иконостас был одной из его стен. Фарфор иконостаса сохранил и розовую глазурь, и автографы неизвестных мастеров. Он состоит из нескольких сотен фарфоровых деталей, большая часть которых уцелела.
ссылка
Источник:

Ответ от Serj Shishkov [новичек]
www.мастерскаяшишкина. рус


Ответ от Людмила Мамзурина [новичек]
Фарфоровый иконостас в храме Святителя Николая в селе Полтево Балашихинского района. Храм относится к Балашихинскому благочинию.


Ответ от ЀЭЙДА*** [гуру]
Лидером производства в России керамических иконостасов являлось Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова, учрежденное в 1889 году. Мощное объединение включало 18 предприятий, правление располагалось в Москве. Матвей Кузнецов, внук основателя династии Терентия Кузнецова, открывшего в 1832 году первый завод в Гжели, являлся монополистом на рынке фарфорово­фаянсовых изделий России. Товарищество выпускало две трети объема производства отрасли, имело пятнадцать постоянных торговых центров в Москве, Петербурге, Одессе, Харькове, Варшаве, принимало участие в ярмарках в России и за границей. С 1872 года на изделиях заводов Кузнецовых ставился государственный герб Российской империи, что являлось в тот период неким знаком качества. «Поставщик двора его императорского величества» Кузнецов расширил производство, приобрел ряд прославленных заводов (А. Я. Ауэрбаха, Е. Н. Гарднера). Значительно вырос и ассортимент изделий. Сохранились и нуждаются в реставрации:





Ответ от Ася Бякина [гуру]
В Москве.. . Ново-Девичий монастырь.


Ответ от Алла [гуру]
Летопись потерь и возрождения
Не сохранились фарфоровые иконостасы:
1. В храме Серафима Саровского и Анны Кашиной на кладбище Донского монастыря в Москве. Храм­усыпальница на 40 склепов строился в 1904–1914 годах. Впоследствии в нем располагался крематорий, расписной фарфоровый иконостас с киотами были уничтожены.
2. В Знаменской церкви в Царском Селе.
3. В Древлеправославной церкви в честь Святого великомученика Георгия (село Ново­Харитоново, Брянская область) , построенной в 1912 году на средства владельца фарфоровых заводов И. Е. Кузнецова.
4. В Спасо-Бочаринской церкви (Тамбовская область). Иконостас изготовлен на фабрике Корнилова в Санкт-Петербурге.
5. В Вознесенской церкви города Козлова.
Сохранились и нуждаются в реставрации:
1. Иконостас в храме во имя Святого Равноапостольного князя Владимира в чешском курортном городе Марианске-Лазне (Мариенбаден). Был изготовлен на заводе Кузнецовых под Тверью. Украшен кобальтом и золотом, разделен на две части и представляет собой образец возрожденной перегородчатой эмали, каждому оттенку соответствует различное количество обжигов. Автор проекта иконостаса - скульптор Анненский; в 1900 году на Всемирной выставке в Париже он получил Гран­при. Приобретен для храма за 20 тысяч рублей на средства церковного старосты полковника П. П. Рыжковского.
2. Иконостас Свято-Троицкой церкви села Красногвардейское (бывшее Медвежье) , на Ставрополье. Изготовлен на рубеже XIX–XX веков за два года мастерами из Екатеринбурга (завод Кузнецовых) .
Крепились фарфоровые фрагменты на железный каркас, возведенный при помощи заклепок и болтов. На деталях иконостаса - отдельные цифры и буквы, предназначенные для обозначения места в сложной конструкции. На керамике ставилась буква «М» , которая обозначала место установки - село Медвежье. Сохранились розовая глазурь, автографы мастеров (например, Некрасова). Уцелело около половины деталей иконостаса, потому что долгое время в храме было хранилище зерна, которое до самого верха укрывало иконостас. Некоторые детали ныне прикреплены на ненадлежащее место проволокой. Часть мелких позолоченных деталей утрачена.
3. В церкви Спаса Преображения (ныне подворье Дмитровского мужского монастыря Бориса и Глеба) в г. Железнодорожном Московской области. Изготовлен на одном из заводов Кузнецовых в 1904 году.

Фрагмент иконостаса. Конец XIX – начало XX. Фабрика И. Д. Перевалова, с. Хайта. Фарфор, роспись надглазурная. Диаметр 32,5. Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачева

Традиция устанавливать в православных церквях керамические иконостасы восходит к середине ХVII века. Первыми в России стали иконостасы Воскресенского собора Ново- Иерусалимского монастыря в Московской области.

Их «массовое» производство началось в России во второй половине XIX века. Первые иконостасы из фаянса были изготовлены на Кузнецовском заводе в 1895 году. Тогда в России было создано более ста иконостасов такого рода. Существовало три основных варианта цветового решения иконостасов и киотов: одноцветные; одноцветные с золотом; многоцветные с золотом. Наиболее популярными были белый, бирюзовый, розовый цвета и их сочетания.

В богоборческие годы искусство изготовления было практически полностью утрачено, технологии забылись, казалось, безвозвратно. Возрождение производства началось на Урале в 1997 году. На сегодняшний день в России насчитывается всего около двух десятков таких иконостасов.

Одним из уникальных фарфоровых иконостасов, сохранившихся до наших дней, является иконостас церкви Св. Владимира в чешском городке Марианске-Лазне.

Он был изготовлен в керамической мастерской села Кузнецово, неподалеку от Твери. Роспись по позолоченной цинковой доске была исполнена иконописцем Пашковым из Москвы, а сам иконостас был создан совместными усилиями художника Краснощекова, скульптора Анненского и точильщика Иванова. Каждый цвет иконостаса имел свою температуру обжига, поэтому некоторые его части помещались в печь для обжига по нескольку раз. При изготовлении иконостаса использовано много золота и не менее дорогой кобальтовой краски.

В 1898 году был выставлен на Всемирной выставке в Париже, где удостоился награды Гран-Приде-Франс. В 1900 году его приобрел полковник (позднее – генерал) П.П. Рыковский для тогда еще не построенной церкви Св. Владимира в Марианске-Лазне.

Кирилл Лаптев




Районный центр, поселок Мордово мало чем отличается от сотен таких же райцентров, разбросанных по Центральной России. Замусоренные окраины, сменяют пыльные улицы с многочисленными торговыми и питейно-закусочными заведениями с экзотическими названиями и претензиями на евроотделку. А в самом центре - ухоженное каре административных зданий и культурно-просветительских учреждений, традиционно увенчанное фигурой Ленина. Но есть в Мордово достопримечательность мирового значения - церковь Архангела Михаила, расположенная на живописном берегу реки Битюг.

Построена она в 1909 году на средства прихожан под надзором известных тамбовских архитекторов А. Миролюбовым и Ф. Свирчевским. Автора же проекта историкам установить не удалось. Внутренним убранством церкви, росписью занимался известный московский иконописец Михаил Дикарев. И он же предположительно стал и создателем эскизов редчайшего в России фарфорового иконостаса, установленного в храме одного из самых отдаленных сел Тамбовской губернии.

Знаток истории тамбовских храмов Валентина Кученкова полагает, что иконостас предназначался для подмосковного собора Ново-Иерусалимского монастыря, но затем по неизвестным причинам попал в храм в Мордово. По одной версии иконостас изготовлен по оригинальным эскизам на харьковском заводе Беренгейма, по другой – на фарфоровой фабрике М. Кузнецова, которая ныне именуется Дулевским фарфоровым заводом.

– Пока, к сожалению, не найдено документальных свидетельств об авторах иконостаса, – говорит Валентина Андреевна, – поэтому каждая из версий имеет право на существование…

Даже в лихие безбожные 20-е годы в храме проходили службы, и лишь в 1939 году решением Тамбовского облисполкома храм был закрыт. Судьбой ему было предназначено стать зернохранилищем. Однако иконостас, засыпанный зерном, мало пострадал.

В начале 1945 года благодаря хлопотам верующих и стараниями архиепископа Тамбовского и Мичуринского Луки (известного хирурга Войно-Ясенецкого) храм был открыт.

В 1993 году в дни пастырского визита в Тамбовскую епархию церковь Архангела Михаила посетил и отслужил в ней Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. А в 1999 году, когда в Мордово праздновали 90-летие основания храма, Святейший обратился к прихожанам с посланием, в котором, в частности, говорится: «Храм действительно производит сильное впечатление. Находясь в глубинке России в отдаленном уголке Тамбовской земли, он поражает своей монументальностью и величием, прекрасной архитектурой и благолепием. Видя такую красоту, не перестаешь удивляться творениями ума, рук и сердец нашего православного народа. И сознаешь, что только глубокая вера и любовь к Богу помогали ему созидать такие святыни, которые остаются в веках. Этот сельский храм с установленным в нем фарфоровым иконостасом мог бы стать кафедральным собором и украшением любого города».

Загрузка...
Top