Тщеславие грех православие. В религии и философии. Как излечиться от тщеславных помыслов

Тщеславие в вере православной - один из восьми смертных грехов , присущий каждому человеку, победить который можно только смирением, покаянием и возвеличиванием роли Бога в своей жизни.

Почему тщеславие - грех

Бог создал человека по образу Своему, наделил его теми качествами, которыми Сам пожелал. Кому-то дано больше, кому-то меньше, все по воле Творца.

Дьяволу не нравится смирение и покой в душах православных верующих, и сеет он семена греха, в виде зависти, чувства неполноценности, гордыни и превозношения, которые перерастают в тщеславие.

Тщеславие в вере православной - страшный смертный грех, ибо он разделил Царство Божье. Люцифер - прекрасный ангел , сын зари, возомнил себя равным Творцу, из-за своего бунта, причиной которому было тщеславие, гордыня, был сброшен на землю и в ад.

Тщеславие ко всему льнет: тщеславлюсь, когда пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым; побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь; стану говорить, побеждаюсь тщеславием, замолчу, опять им же побежден бываю. Как ни брось сей трезубец, все он станет верх острием.

Напускное смирение, покаяние у тщеславных людей носят временных характер и обязательно проявляются в зависимости от обстоятельств.

Крик, гнев - порождение тщеславия

О гневливости, необузданном крике предупреждает преподобный Антоний Великий, который относит превозношение над ближними к греху.

Любой нераскаянный грех ведет к смерти. Апостол Павел писал, что никакой грех не должен господствовать над христианами. (Рим.6:14)

Эгоизм

Эгоизм является одним из оттенков превозношения, гордости, гордыни. Эгоист сам не находит покоя, но и другим не даст жить в радости.

Как бороться с тщеславием

Стоящий на своем убеждении эгоист - христианин скорее «лоб разобьет», чем признает себя неправым. Эгоизм рождает страх потерять уважение, пусть ложных, но соратников.

Упорство, упрямство эгоистов - страшная сила, страсть, которой тщеславный больной накрывает себя все больше, не желая выздоравливать.

Гордыня и презрение

Человек, ходящий во мгле гордости, практически никогда не замечает достижений окружающих его людей. Чужие дарования у гордеца вызывают не радость за друга, а зависть и чувство самоунижения. К человеку, постоянно занятому самим собой, никогда не дойдут высокие мысли от Бога.

Гордец с презрением относится ко всему, что его окружает, будь-то совет, наставление или порицание.

Превозношение будет постоянно держать верующего, страдающего гордыней, в подвешенном состоянии. И пока он не опустится на землю и не признает себя грешником, Царства вечного ему не видать.

Мнения священнослужителей

По словам святителя Василия Великого презрение является началом гордыни, тщеславия.

Грех тщеславия и презрения

В записках митрополита Антония Сурожского сказано, что тщеславный человек всегда ставит себя в центре событий, считает свои умозаключения критерием истины.

Над гордецами нет судьи, даже Божьего, кроме него самого. Тщеславие от гордыни отличается тем, что самовлюбленный человек жаждет поклонения и возвеличивания, а гордец ко всем относится с презрением.

Совет! Победить превозношение, самолюбование можно только презрением к нему, признав готовность предстать перед судом Божьим, оторвавшись от бесовской лжи о самом себе.

Богатому Закхею было не важно мнение людей о его поступке, когда богач небольшого роста забрался на дерево, как мальчишка, чтобы обратить на себя внимание Иисуса Христа. Закхей отбросил всякий стыд перед людьми, ему было все равно что скажет мир, самым главным для мытаря было пригласить Христа в свой дом и жизнь. (Луки 19:5)

Очень четко описал сластолюбие святитель Иоанн Златоуст , сравнив его со сменой погоды, дня и ночи. Так и тщеславный человек никогда не насытиться своим самолюбованием, пребывая в радости и унынии.

Преподобный Исаак Сирин подчеркивает, что истинно духовный христианин всегда будет считать себя хуже и ниже всех.

Как излечиться от тщеславных помыслов

Как это не звучит абсурдно, но основной почвой для гордыни в православии являются добрые дела. Библия пишет, что вера без дел мертва (Иак. 2:17), но сделав кому-то добро, тотчас следует забыть о нем, не хвалить себя, не восторгаться собой даже глубоко внутри.

Как победить тщеславие

Заметив глубокое удовлетворение внутри себя после сделанного дела или совершенного поступка, рассуждайте, кто дал силу и кому принадлежит слава. При первых проявлениях самолюбования надо помолиться, призвав Иисуса на помощь, поставить для сатаны барьер.

«Отойди от меня, сатана. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного».

При выполнении любого дела православные верующие обязательно просят помощи и благословения у Святой Троицы , Святой Девы Марии и Святых. При благополучном исходе воздаем хвалу

Тому, Кто помог, не приписывая себе никаких заслуг. Бог дает:

  • силы и веру в исцеление;
  • помощь немощным и бедным;
  • средства для помощи людям;
  • деньги для строительства храмов и пожертвований.

Хороший голос, звучащий в хоре или умение передать духовную сущность святого лика - дары от Бога, в них нет заслуги человека. В притче о талантах Иисус как раз и говорит о таких случаях, когда хозяин, уезжая, оставляет рабам по таланту, а потом требует отчета. Один закопал талант, чтобы не потерять, и был изгнан, а другой приумножил свои деньги, за что получил столько же. (Мат.25:15)

Одаренные люди должны помнить, они - хорошие рабы , которых ожидает награда на Небеса, но таланты принадлежат Богу. Дьявол обязательно сыграет на возвышении самомнения, лести и похвале. Православный христианин постоянно должен помнить, все в жизни дано Богом, это Его заслуга, только Ним гордимся.

Святоотеческие правила подчеркивают, что главное оружие в борьбе с самопохвалою - ничего никогда не приписывать самому себе.

О духовной жизни:

Самое опасное - внутреннее тщеславие. Делаешь - гордишься, не делаешь - снова возникает самодовольство. Благодать выдержать пост, сила проводить в молитве часы, умение смиряться - все от Бога. Сатана только и ждет, чтобы подставить подножку христианам, используя горе и радость.

Чем больше человек наполняется духовной силой, тем выше становятся искушения от страсти тщеславия, которые ведут к болезненному падению. Излечиться от тщеславия поможет отказ от человеческой суеты. Бог помогает тем людям, которые стараются во всех делах оставаться на последнем месте во время похвалы, теряясь в тени славы. Кротость и смирение являются основным оружием против страсти превозношения.

Совет! Прекрасное лекарство от тщеславных помыслов - тайноделание, когда плоды сделанных дел остаются в тайне.

Все делается с постом , молитвой, осторожно охраняется от посторонних глаз и хвалы. Грош цена тем христианам, которые направо и налево рассказывают, сколько дней они в строгом посте, как им тяжело, при этом, даже не подозревая, что дьявол уже украл результаты аскетического подвига воздержания.

При первых признаках обнаружения в себе страсти тщеславия следует ухватиться за помощь, дающуюся свыше, молитву раскаяния.

Молитва св. Иоанна Кронштадтского

Господи, не дай мне возмечтать о себе как бы о лучшем кого-либо из людей, но думать как о худшем всех и никого не осуждать, а себя судить строго. Аминь.

Святому праведному Иоанну Кронштадтскому

О великий угодниче Христов, святый праведный отче Иоанне Кронштадтский, пастырю дивный, скорый помощниче и милостивый предстателю! Вознося славословие триединому Богу, ты молитвенно взывал: «Имя Тебе Любовь: не отвергни мене заблуждающагося. Имя Тебе Сила: укрепи мене, изнемогающаго и падающаго. Имя Тебе Свет: просвети душу мою, омраченную житейскими страстями. Имя Тебе Мир: умири мятущуюся душу мою. Имя Тебе Милость: не преставай миловати мене». Ныне благодарная твоему предстательству всероссийская паства молится тебе: Христоименитый и праведный угодниче Божий! Любовию твоею озари нас, грешных и немощных, сподоби нас принести достойныя плоды покаяния и неосужденно причащатися святых Христовых Таин: силою твоею веру в нас укрепи, в молитве поддержи, недуги и болезни исцели, от напастей врагов видимых и невидимых избави: светом лика твоего служителей и предстоятелей алтаря Христова на святыя подвиги пастырскаго делания подвигни, младенцем воспитание даруй, юность настави, старость поддержи, святыни храмов и святыи обители озари: умири, чудотворче и провидче преизряднейший, народы страны нашея, благодатию и даром Святаго Духа избави от междоусобныя брани; расточенныя собери, прельщенныя обрати и совокупи святей соборней и апостольстей Церкви: милостию твоею супружества в мире и единомыслии соблюди, монашествующим в делах благих преспеяние и благословение даруй, малодушныя утеши, страждующих от духов нечистых свободи, в нуждах и обстояниих сущих помилуй и всех нас на путь спасения настави: во Христе живый, отче наш Иоанне, приведи нас к невечернему свету жизни вечныя, да сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

Преподобному Силуану Афонскому

О предивный угодниче Божий, отче Силуане! По благодати, тебе от Бога данной, слезно молитися о всей вселенней – мертвых, живых и грядущих – не премолчи за нас ко Господу, к тебе усердно припадающих и твоего предстательства умильно просящих (имена). Подвигни, о всеблаженне, на молитву Усердную Заступницу рода христианского, Преблагословенную Богородицу и Приснодеву Марию, чудно призвавшую тя быти верным делателем в Ея земном вертограде, идеже избранницы Божии о гресех наших милостива и долготерпелива быти Бога умоляют, во еже не помянута неправд и беззаконий наших, но по неизреченной благости Господа нашего Иисуса Христа ущедрити и спасти нас по велицей Его милости. Ей, угодниче Божий, с Преблагословенною Владычицею мира – Святейшею Игумениею Афона и святыми подвижника-ми Ея земнаго жребия испроси у святых святейшего Слова святей горе Афонской и боголюбивым пустынножителем ея от всех бед и наветов вражиих в мире сохранитися. Да Ангелы святыми от зол избавляеми и Духом Святым в вере и братолюбии укрепляеми, до скончания века о Единей, Святей, Соборней и Апостольстей Церкви молитвы творят и всем спасительный путь указуют, да Церковь Земная и Небесная непрестанно славословит Творца и Отца Светов, просвещающи и освещающи мир в вечной правде и благости Божией. Народом земли всей испроси благоденственное и мирное житие, дух смиренномудрия и братолюбия, добронравия и спасения, дух страха Божия. Да не злоба и беззаконие ожесточают сердца людския, могущие истребити любовь Божию в человецех и низвергнуть их в богопротивную вражду и братоубийство, но в силе Божественныя любве и правды, якоже на небеси и на земли да святится имя Божие, да будет воля Его святая в человецех, и да воцарится мир и Царствие Божие на земли. Такожде и земному Отечеству твоему – земли Российстей испроси, угодниче Божий, вожделенный мир и небесное благословение, во еже всемощным омофором Матере Божия покрываему, избавитися ему от глада, губительства, труса, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани и от всех враг видимых и невидимых, и тако святейшим домом Преблагословенныя Богородицы до скончания века ему пребыти, Креста Животворящаго силою, и в любви Божией неоскудеваему утвердитися. Нам же всем, во тьму грехов погружаемым и покаяния тепла, ниже страха Божия не имущим и сице безмерно любящаго нас Господа непрестанно оскорбляющим, испроси, о всеблаженне, у Всещедраго Бога нашего, да Своею Всесильною благодатию божественне посетит и оживотворит души наша, и всяку злобу и гордость житейскую, уныние и нерадение в сердцах наших да упразднит. Еще молимся, о еже и нам, благодатию Всесвятаго Духа укрепляемым и любовию Божию согреваемым, в человеколюбии и братолюбии, смиренномудренном сраспинании друг за друга и за всех, в правде Божией утвердитися и в благодатной любви Божией благонравно укрепитися, и сынолюбне Тому приближитися. Да тако, творяще Его всясвятую волю, во всяком благочестии и чистоте временнаго жития путь непостыдно прейдем и со всеми святыми Небеснаго Царствия и Его Агнчаго брака сподобимся. Ему же от всех земных и небесных да будет слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Как реагировать на похвалу и критику

Людям свойственно благодарить и хвалить за хороший поступок другого человека, который при этом должен не принять хвалу, а отдать всю славу Богу, трудясь ради Творца.

Люди могут говорить, что видят в вас Христа, слава Богу, но это заслуга не христианина, а высших сил.

Жена или муж, живущие в невенчанном браке и показывающие пример смирения, терпения и любви, а не превозношения, могут взрастить побуждение другой половины прийти под покров Церкви.

В тот момент, когда звучит хвала, следует ответить, что вся слава принадлежит Богу, а мы только исполнители.

По словам Иоанна Лествичника, поругание и бесчестье должны рождать терпение и смирение. Всякую критику надо принимать в виде навоза и удобрения для духовного роста.

Великая благодать от Всевышнего Творца для христиан в победе над тщеславием состоит в умении:

  • смиряться;
  • видеть свою немощь;
  • знать духовные силы;
  • оставаться самим собой.
Важно! Христианский подвиг угоден Богу только тогда, когда христианин пребывает в постоянном рассуждении и борьбе с тщеславием.

Видео о том, как побороть гордость и тщеславие. Протоиерей Дмитрий Смирнов

Тщеславие - это стремление к тщетной, то есть суетной, пустой славе. Почему пустой, тщетной? Ведь люди порой стремятся к действительно весьма высокому положению в обществе, их амбиции безграничны.

Слово «тщетная» имеет также значение «тленная, скоропроходящая». Любая слава земная, по сравнению с той, что уготовал Господь любящим Его, лишь прах и пепел, пар, поднимающийся от земли и тут же исчезающий. Но слава земная тщетна не только в масштабах вечности. Даже в краткий период нашей земной жизни слава, высокий пост, должность, известность - вещи самые ненадежные и недолговечные. Но, тем не менее, очень многие люди стремятся к славе, почету и уважению. А некоторые делают из этого идола, превращая тщеславие в самоцель. Но не только всецело одержимые этой страстью страдают от тщеславия. К сожалению, в разной степени тщеславие присуще всем нам. Каждому хочется выглядеть в своих глазах, а главное - в глазах окружающих лучше, чем он есть на самом деле. Любому из нас приятно, когда его хвалят, ценят, а не ругают. Почти каждый стремится занять не последнее положение в том социуме, в котором он вращается. Но не этому учит нас Господь.

Однажды приступили ко Христу «мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: “Чего ты хочешь?”. Она говорит Ему: “Скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем”. Иисус сказал в ответ: “Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?”. Они говорят Ему: “Можем”. И говорит им: “Чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим”. Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. Иисус же, подозвав их, сказал: “Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть бо льшим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих”». (Мф. 20: 20-28).

Ни эта женщина, ни апостолы не знали еще, что должен претерпеть Господь в земной жизни. Они, как и все тогдашние иудеи, представляли мессию как земного царя, который освободит их от ненавистного римского владычества, восстановит израильское царство, где даст евреям власть и привилегии.

Тщеславие прикровенное и явное

Тщеславие может быть страстью, смыслом жизни, а может быть мелким, бытовым, но это не значит, что оно не опасно, ведь и могучее дерево вырастает из маленького семечка, и «с голубого ручейка начинается» большая река.

Нередко на исповеди можно наблюдать такую картину. Приходит человек, ходивший в храм всю сознательную жизнь, и начинает вроде бы исповедоваться, а вроде бы и нет: «Да, я, конечно, грешен (как и все) тем-то, тем-то и тем-то. Словом, делом и помышлением, но это все так, по чистой случайности, по недоразумению, а вообще-то я примерный христианин, хожу в церковь, читаю Евангелие, делаю добрые дела». Притом такой человек, естественно, знает тот отрывок из Евангелия от Луки, который читается в церкви в Неделю о мытаре и фарисее, перед Великим постом. Фарисей говорит о себе: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18: 11-12), но к себе он эти евангельские слова, конечно, не относит. Или похожая ситуация: женщина, пожилая, на исповеди называет грех, например: «Раздражаюсь, гневлюсь», а потом со всеми подробностями описывает, как и кто ее к этому греху подтолкнул: «Ну, как тут не согрешишь, опять зять пришел выпивши, мусор не вынес, вот и поругались. А так я хорошая, да и вообще это не я, а он меня прогневал». Такая исповедь, конечно, никакой пользы не принесет. Ибо построена она на тщеславии. Человек боится даже у аналоя, перед священником показаться хоть чуть-чуть хуже, чем он про себя думает. Но перед Богом-то мы не покажемся чище, чем мы есть!

В таких ситуациях даже молодым батюшкам все ясно: человек находится в плену мелкого тщеславия, боится уронить свое имя (или, как сейчас модно говорить, имидж) благочестивого христианина или усердного прихожанина: не дай Бог сказать что-нибудь лишнее, что может бросить на него тень и изменить мнение о нем.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что одним из проявлений тщеславия является «стыд исповедовать грехи свои, сокрытие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство, самооправдание».

Почему святые отцы, подвижники, победившие, казалось бы, все страсти, видели свои грехи бесчисленные, как песок морской? Именно потому, что они побороли тщеславие и стяжали смирение. Им незачем было казаться в своих глазах и глазах других людей менее грешными, чем они есть. Приближаясь к Богу, они видели себя ничтожными перед величием Творца. Помните, как : кем он будет почитать себя, когда приблизится к императору Византийской империи? И тот ответил: «Почти бедняком». Чем ближе человек к Богу, тем объективнее он оценивает себя.

От тщеславия прикровенного, тайного перейдем к открытому. Тщеславие является очень мощным стимулом, помогающим людям добиться больших успехов. Посмотрим на так называемых «звезд», людей знаменитых, чья деятельность связана с искусством, шоу-бизнесом или спортом. Эти люди почти всегда служат идолу тщеславия. Они кладут на алтарь этого божества лучшие годы жизни, здоровье, семейное счастье, материнство. Все, что обычно для человека составляет огромную ценность, приносится в жертву тщеславию. Все ради одного: еще немного побыть на гребне славы, погреться в ее лучах. Известного оперного певца, который не так давно развелся с женой, спросили, что для него выше: семья или карьера, успех; он уверенно ответил, что ради роста в своей профессии принесет в жертву даже семью. Пение, музыка для него главное в жизни. Правильно говорил преподобный Амвросий Оптинский: «Где голосок - там и бесок». Бесок тщеславия.

А профессиональный спорт? Это же сплошное тщеславие. Детство, молодость, здоровье, все свободное время отдается для того, чтобы повесить на грудь позолоченный или посеребренный кружок из далеко не драгоценного металла. Усилия прилагаются нечеловеческие, организм работает на износ. Мне приходилось общаться с профессиональными спортсменами, почти каждая ночь для них - пытка, все тело, все старые травмы и переломы начинают болеть. Существует даже шутка: «Если у спортсмена с утра ничего не болит - значит, он уже умер». А сколько интриг, зависти и преступлений вокруг шоу-бизнеса, спорта и политики!

Если человек уже укоренился в страсти тщеславия, он не может жить без славы, жизнь теряет всякий смысл. Стареющие «звезды» используют любой скандал, даже сами их режиссируют и создают, чтобы еще хотя бы пару лет продержаться на вершине звездного олимпа. Хотя, казалось бы, уже все, что можно было, достигнуто, все награды, звания, регалии, богатства получены. Тщеславие - это наркотик, без него их жизнь невозможна. Тщеславие рука об руку ходит с завистью. Тщеславный не терпит конкуренции, соперничества. Он всегда первый и единственный. И если кто-то его в чем-то опережает, его начинает грызть черная зависть.

С человеком тщеславным, самовлюбленным, подверженным хвастовству, очень тяжело общаться. Ведь слово общение означает, что мы имеем с собеседником что-то общее , а тщеславного интересует только собственная персона. Его «эго», самолюбие превыше всего. Местоимение «я» и его падежные формы «у меня», «мне» занимают в его речи первое место. Это все, в лучшем случае, вызывает усмешки окружающих, а в худшем - раздражение, зависть и отчуждение. Наоборот, человек скромный, относящийся к себе с самоиронией, всегда приятный собеседник, у него много друзей, с ним приятно общаться. В разговоре он больше слушает, чем говорит, избегает многословия и никогда не выпячивает свое «я». Тщеславный, зараженный «звездной болезнью» человек рискует остаться один, ибо любит только себя и свое тщеславие.

Тщеславие может иметь не только грубые, прямые формы, но и рядиться в одежды смиренные, даже монашеские. Парадоксально, но тщеславный может даже совершать аскетические подвиги и гордиться своим «смирением». Питаемый тщеславием и врагом рода человеческого такой горе-монах может весьма преуспеть в своих «подвигах», но Господь обязательно смирит его. В Константинополе жили два брата, мирянина, они были весьма набожны и много постились. Один из них ушел в монастырь и стал иноком. Его навестил оставшийся в миру брат. Тут он увидел, что инок принимает пищу в обеденное время, и, соблазнившись, сказал ему: «Брат, в миру ты не вкушал пищу до заката солнца!». Монах ответил ему: «Это правда! Но в миру я насыщался через уши: пустые людские слова и похвала немало питали меня и облегчали труды подвижничества».

Когда мы затеваем какое-либо хорошее дело, нужно особенно быть настороже, чтобы не быть плененным тщеславием. Ведь очень часто, когда мы помогаем людям, нами в глубине души движет самолюбие и тщеславие, и, вроде бы совершив доброе дело, мы можем ожиданием суетной похвалы испортить весь труд. Трудящийся ради тщеславия и похвалы уже получает награду здесь, а значит, не получит ее из рук Творца. Иногда мы можем наблюдать, как легко и быстро идет дело, если нами движет тщеславие, и, наоборот, с каким скрипом и какими искушениями продвигается иной раз по-настоящему доброе дело, затеянное без тайного желания получить похвалу и самоудовлетворение. Если же мы в чем-либо преуспели, нужно почаще вспоминать слова пророка Давида: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс. 113: 9). И особенно полезно, если за труд нас не только не отблагодарят, но даже, наоборот, будут поносить. Преподобный Исаак Сирин говорит: «Пей поношения как воду жизни». Вот такое дело, действительно, принесет пользу душе. А «за неблагодарных Бог благодарит», как говорил один мой хороший товарищ, ныне уже покойный.

Один святой отец сказал, что воздаяние бывает не добродетели, не труду ради нее, а рождающемуся от этого смирению.

Тщеславие святитель Феофан Затворник называет «домашним вором», оно подкрадывается незаметно и похищает у нас тот труд, которые мы затеяли ради Бога и ближнего, и награду за него. То же происходит, когда мы из хвастовства начинаем рассказывать про свои добрые дела другим людям, сами у себя похищая возможность получить награду от Господа за них. Тщеславие может похитить и молитвенные труды, если они совершаются без смирения.

Борьба со страстью

Как же бороться с этим хитрым змием, который исподволь пролезает в душу и похищает наши труды, сводя их на нет?

Как уже неоднократно говорилось, противопоставлением ему противоположной добродетели - смирения. Например, известно, что самолюбие, обидчивость есть порождение тщеславия. Человек, не терпящий критики, легко ранимый, мгновенно обижается и как бы говорит себе: «Как они смеют? Ведь я не такой, я хороший! Как они могут так говорить?». И хотя нам это и неприятно будет услышать, но скорее всего, наши обидчики, критики правы. Ну, пусть не на все 100%. Ведь со стороны виднее. Мы представляем себя всегда лучше, чем мы есть на самом деле, прощаем себе многое, чего не потерпели бы в других. Так что есть о чем задуматься. Обидчивого критика повергает в уныние, а для умного человека она является стимулом для роста. Критика вообще бодрит и не дает почивать на лаврах, понуждает к исправлению. Мы должны не только не обижаться, но поклониться в ноги обидчикам как нашим воспитателям, которые вовремя «дают нам по носу» и подрезают крылья нашему тщеславию.

Обиду, как и гнев, нужно гасить, когда она еще является маленьким угольком, искрой, пока пламя обиды не разгорелось. Если в костер не подкладывать поленьев, он потухнет. Если обиды не «солить», ее не лелеять, а постараться поскорее забыть (или просто изменить свое отношение к критике, то есть принять ее к сведению), обида быстро пройдет.

Люди духовные, подвижники не только не боятся поношений, но и с радостью принимают, как будто напрашиваются на них, тем самым скрывая свои подвиги.

У святителя Феофана также находим совет, как побеждать тщеславие смирением. Одной женщине он пишет: «Не присадиться в церкви хорошо. А придет тщеславие, нарочно присядьте, чтоб сказать помыслу, когда станет тщеславиться: сидела ведь и сама. Один отец, когда пришел помысл тщеславия, что много постится, вышел рано туда, где много народу бывает, сел и начал есть хлеб».

Итак, будем помнить, что начинается тщеславие с мелочей: кому-то похвастались добрым делом, где-то с радостью приняли похвалу и лесть. А там уже недалеко до того, чтобы страсть поселилась в нашей душе. Чтобы этого не произошло, будем отслеживать тщеславие в самом начале, относиться к своей персоне критично и почаще произносить: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему».

Вы когда-нибудь слышали выражение: «Не будь тщеславным»? В каких ситуациях оно применялось? Вы не задумывались над тем, что такое тщеславие, и каково его влияние на человека? Давайте найдем ответы на эти вопросы.


Итак, тщеславие. В переводе с греческого языка оно означает стремление, желание хорошо выглядеть в глазах других людей. Часто выражается в потребности слышать лесть в свой адрес для самоутверждения. Слово "тщеславие" состоит из двух корней: "тщетно" - "даром" и "слава". Другими словами - пустая, тщетная слава, исходящая от людей.

Человек, зараженный тщеславием, часто даже не подозревает об этом. Он ждет похвалы от окружающих его людей за каждый поступок, что чревато появлением мании, болезни, чувства недостаточности. В результате возникают беспочвенные обиды, раздражение, а затем - ссоры и конфликты.

Отвечая на вопрос: "Что такое тщеславие?" - можно добавить, что это боязнь того, что о тебе подумают. Нежелание быть отвергнутым толкает человека на готовность приобрести одобрение любым способом. Это может привести к "человекоугодничеству". При человек требует к себе полного уважения и подчинения.


Возникать тщеславие может в тех случаях, когда человек находится в поиске себя, своих возможностей, ищет смысл жизни, а не находя его, становится всем недовольным, постоянно жалуется на всех, всеми обижен. Рядом с таким человеком очень сложно сосуществовать, поэтому люди стараются избегать его. Порой бывает, что тщеславный человек получает удовлетворение от того, что его ненавидят, чаще всего боятся или смеются над ним. Главное, что обращают внимание.

Он старается окружить себя людьми с подходящими слабостями. Например, он считает себя лучшим в пении, тогда вокруг него будет больше поклонников, восхищающихся его талантом, которые при этом сами петь не могут. Такое понятие как «звездная болезнь» является синонимом слова «тщеславие».

Подводя краткий итог рассказу о том, что такое тщеславие, можно выделить несколько его признаков:

1. Повышенное, обостренное внимание к похвале. Стремление всегда и во всем быть первым, лучшим, важным.
2. Свои действия человек оценивает с точки зрения других людей, заботится о мнении людей о себе.
3. Тяжело переносит упреки, не терпит критики.
4. Желание выделяться из толпы одеждой, внешностью, талантами, подвигами.
5. Стремление получать награды, грамоты, знаки отличия.

В каждом человеке есть ростки тщеславия. Важно вовремя предупредить их прорастание и не попасть в ловушку этого порока.

Проходя вы обязательно будете преодолевать периоды экзамена на тщеславие. Значение имеет лишь то, как вы выдержите испытания судьбы. Будете ли вы «работать на публику», чтобы не упасть в грязь лицом, или вы достойно выдержите критику или упрек, не ожидая похвалы.

Порой человеческое тщеславие способно разрушить даже крепкие отношения между близкими людьми или друзьями. Ненасытное желание почестей и славы приводит к ненормальному соперничеству, интригам и вражде, зависти и ненависти. Переступая все разумные грани, тщеславие способно стать злым пороком, отравляющим все вокруг.

Тщеславие и гордость - два брата. Они взаимосвязаны. Тщеславие - начало гордости. Как из зерна мы получаем муку, так из тщеславия мы получаем гордость. Эти пороки неразлучны. Если есть в Вастщеславие - есть и гордость.

Тщеславие - это стремление к бесполезной, земной, суетной славе. Тщеславие, или славолюбие - это стремление к человеческой славе, почету, уважению, к чести.

Само тщеславие происходит из самолюбия. У тщеславного есть желание угодить людям, а не Богу, чтобы иметь среди них уважение, хорошее мнение, похвалу, честь и славу. Пища для тщеславия - похвала, почести, лесть, богатство, знатность, громкое имя, преимущества житейские, естественные дарования и способности. Ещё можно отметить достижения в мирской и духовной жизни.

ПРИЗНАКИ ТЩЕСЛАВИЯ

1. Лесть и желание похвал.

2. Любовь выказывать себя - в делах и словах, стремление быть везде первым на виду.

3. Сильное желание, чтобы на нас обращали внимание — на одежду, на наружность, на естественные дарования, на наши духовные и мирские подвиги, на наши труды.

4. Склонность всех учить, даже, если этот человек и касается ни каким боком той профессии, учить тщеславный будет всех. Обижается, если его мнение не послушают.

5. Желание человеческой славы, почитания, похвал, чинов, наград, незаслуженных повышений в должности.

6. Желание к тому, чтобы все люди считали вас порядочными, добрыми, (не дай Бог, заденут самолюбие - вот тут такое зловоние польётся).

7. Ради славы показное благочестие, молитвы, покорность, смирение, показное постничество - в общем, всё делается напоказ. Вспомните фарисея молящегося в храме: я не такой как все, молюсь, в посте пребываю, десятину плачу и так далее.

8. Превозношение своими естественными дарованиями: внешностью, голосом, сообразительностью, умом, фигурой - всем, что можно выставить напоказ.

9. 3нание наук, искусство в ремесле, научные знания, титулы и прочие достижения.

10. Оскорблением отвечает на оскорбления, обидчив, гневлив.

11. Боязнь упасть в лице других, быть осмеянным.

Что говорят святые отцы о тщеславии:

Антоний Великий

Любящему человеческую славу невозможно достичь бесстрастия: зависть и рвение живут в нем.

Ржавчина съедает железо, а честолюбие - сердце человека, потворствующего этой страсти.

Далек от плача тот, кто вдается в мирские заботы из-за тщеславия.

Одержимый страстью тщеславия чужд мира, ожесточается сердцем против святых и к довершению своих зол впадает в высокоумие, гордость и навык ко лжи.

Избегай тщеславия - и сподобишься быть причастником славы Божией в Будущем Веке.

Авва Исайя.

Не надевай одежды, которая приводит тебя в тщеславие.

Антоний Великий.

Искание славы от людей - доказательство неверия и отчуждения от Бога.

Святитель Василий Великий.

Не старайся показать себя (перед людьми) искусным во всяком деле, чтобы не впасть в тщеславие, которое приводит к сластолюбию, гневу и печали.

Ефрем Сирин

Смотри, чтобы, ища славы человеческой, не лишиться славы Божией.

Нил Синайский.

Тщеславный человек - идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога, но, в самом деле, угождает не Богу, а людям.

Великое дело - отвергнуть душой похвалу человеческую, но больше - отвратить от себя похвалу бесовскую, влагаемую помыслами.

Иоанн Лествичник.

Что рождает тщеславие, какие пороки?

Хотелось бы развеять немного сомнения по поводу того, что Православие ограничивает людей. Когда начинаешь говорить о греховных страстях, это людей смущает, обличения мало кто желает слушать, особенно, если дело касается тщеславия. Люди привыкли к похвале, к превозношению, а тут вдруг неожиданно говорят, что всё ужасно. Вы не белые и пушистые, а обычные грешники, как и все. И, наверное, это откровение для многих становится потрясением - и реакция бывает разная. Начинаются претензии - вы ограничиваете людей, желаете им вбить комплексы неполноценности и так далее.

Ну, да ограничиваем их. Почему бы и нет. Мама берет за руку маленького ребёнка, ограничивает его поле движении, чтобы он не попал под машину при переходе дороги. Если бы мама не вела ребёнка за руку, а отпустила бы, то, наверное, вы бы сказали, что мама ненормальная, она не заботится, не следит, она плохо воспитывает ребёнка, она не его не любит.

Наша жизнь наполнена необходимыми ограничениями, без которых многие люди погибли бы. Возьмите технику безопасности - целый талмуд ограничений. Я помню, как мы каждый год пересдавали правила техники безопасности, где море ограничений, ради нашей безопасности. Возьмите правила дорожного движения и попробуйте поехать по встречной полосе - и что будет? Тут, я думаю, дальше не надо объяснять, что ограничения важны в нашей жизни. Спортсмены не смогут достичь хороших результатов, если не будут вести особый режим. Если не будет дисциплины в армии, то такая армия обречена. Об этом давно ещё говорил Суворов.

Примеров море. Так и в духовной жизни есть ограничения. Они касаются наших грехов. Чем больше мы себя оградим от них, тем счастливее будет наша собственная жизнь и жизнь окружающих, тем меньше мы будет страдать от последствий, которые приносят нам грехи в жизни.

Что касается контроля над людьми. Здесь звучал такой вопрос, что, мол, религия создана, чтобы контролировать массы. Я могу сказать обратное. Легко, очень легко манипулировать сознанием человека, живущего в греховных страстях. А Церковь, как раз наоборот, помогает преодолеть страсти, избавиться от них и сделать вас свободными. Я видел в жизни не один раз, как манипулируют людьми, зная их пороки. Вот такой пример. Тщеславие вызывает у людей зависть и соперничество. Посмотрите вокруг, на чём построен бизнес? На тщеславии людей, на их зависти и соперничестве. Михаил Задорнов недавно говорил: «сидит новый русский посреди гостиницы. Стоит аквариум с бегемотом, и новый русский думает: Что бы ещё приобрести, чтобы ему позавидовали друзья, бегемот в аквариуме их уже не удивляет». Из-за таких пороков, как порождаемые тщеславием соперничество и зависть, идёт неплохая торговля. Люди готовы отдать большие деньги только за одно «имя», хотя рядом товар лежит практически такой же, но фирма другая. Разве это не тщеславие?

О многообразном тщеславии

Некоторые имеют обыкновение писать о тщеславии в особой главе и отделять его от гордости; потому и говорят они, что начальных и главных грехов восемь. Но Григорий Богослов и другие насчитывают их семь. С ними и я более согласен; ибо кто, победив тщеславие, может быть обладаем гордостью? Между этими страстями такое же различие, какое между отроком и мужем, между пшеницею и хлебом; ибо тщеславие есть начало, а гордость - конец.

Тщеславие есть расточение трудов, потеря потов, похититель душевного сокровища, исчадие неверия, предтеча гордости, потопление в пристани, муравей на гумне, который, хотя и мал, однако расхищает всякий труд и плод. Муравей ждет собрания пшеницы, а тщеславие - собрания богатства: ибо тот радуется, что будет красть; а это - что будет расточать.

Дух отчаяния веселится, видя умножение грехов; а дух тщеславия, когда видит умножение добродетелей; ибо дверь первому - множество язв, а дверь второму - изобилие трудов.

Тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить - побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился.

Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога; но в самом деле, угождает не Богу, а людям.

Всякий человек, который любит показать себя, тщеславен. Пост тщеславного остается без награды, и молитва его бесплодна, ибо он и то и другое делает для похвалы человеческой.

Господь часто скрывает от очей наших и те добродетели, которые мы приобрели; человек же хвалящий нас, или, лучше сказать, вводящий нас в заблуждение своей похвалой, отверзает нам очи; а как скоро они открылись, то и богатство добродетели исчезает.

Людям великим свойственно переносить обиды мужественно и даже с радостью, святым же и преподобным - выслушивать похвалу без вреда.

Когда услышишь, что ближний твой, или друг, укорил тебя в отсутствии или в присутствии твоем: тогда покажи любовь, и похвали его. Не тот показывает смиренномудрие, кто осуждает самого себя (ибо кто не стерпит укоризны от себя самого?); но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви.

Иной вид эфиопа, и иной истукана: так и образ тщеславия иной у пребывающих в общежитии, и иной у живущих в пустынях.

Тщеславие людей предпочитаемых делает гордыми, а презираемых - памятозлобными. Тщеславие показывает гневливых кроткими перед людьми.

Часто случается, что мы, будучи окрадены тщеславием, а потом, обратившись и сами поняв, побеждаем его. Я видел некоторых, по тщеславию начавших духовное делание, но, хотя начало было положено порочное, однако, конец вышел похвальный, потому что переменилась их мысль.

Кто превозносится естественными дарованиями, т.е. остроумием, понятливостию, искусством в чтении и произношении, быстротою разума, и другими способностями, без труда нами полученными, тот никогда не получит вышеестественных благ; ибо неверный в малом - и во многом неверен и тщеславен.

Некоторые для получения крайнего бесстрастия и богатства дарований, силы чудотворения и дара прозорливости напрасно изнуряют свое тело; но эти, бедные, не знают того, что не сами труды, но смирение есть матерь этих благ.

Кто просит у Бога за труды свои дарований, тот положил опасное основание; а кто считает себя должником, тот неожиданно и внезапно обогатится.

Не повинуйся этому внушению, когда оно научает тебя объявлять свои добродетели; "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе свой повредит? " (Матф. 16:26). Ничто не приносит столько пользы ближним, как смиренный и непритворный нрав и слово. Таким образом, мы и других будем побуждать, чтобы они не возносились; а что может быть полезнее сего?

Есть слава от Господа, ибо сказано в Писании: прославляющих Меня прославлю (1 Цар. 2:30); и есть слава, происходящая от диавольского коварства, ибо сказано: "Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо" (Лук. 6:26). Явно познаешь первую, когда будешь смотреть на славу, как на вредное для тебя, когда всячески будешь от нее отвращаться, и куда бы ни пошел, везде будешь скрывать свое жительство. Вторую же можешь узнать тогда, когда и малое что-либо делаешь только для того, чтобы видели тебя люди.

Скверное тщеславие научает нас принимать образ добродетели, которой нет в нас, убеждая к сему словами Евангелия: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела "(Матф. 5:16).

Часто Господь исцеляет тщеславных от тщеславия приключающимся бесчестием.

Когда хвалители наши, или лучше сказать обольстители начнут хвалить нас, тогда поспешим вспомнить множество наших беззаконий; и увидим, что мы поистине недостойны того, что говорят или делают в честь нашу. Часто случается, что червь, достигши полного возраста, получает крылья и взлетает на высоту: так и тщеславие, усилившись, рождает гордость, всех зол начальницу и совершительницу.

О БЕЗУМНОЙ ГОРДОСТИ

Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение людей, исчадие похвал, матерь осуждения, знак бесплодия души, отгнание помощи Божией, предтеча умоисступления, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судья, противница Богу, корень хулы.

Начало гордости - тщеславие; средина - уничижение ближнего, бесстыдное восхваление своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения; а конец -отвержение Божией помощи, упование на себя самого, бесовский нрав.

Часто эта страсть получает пищу от благодарения. Она не сразу склоняет нас к отвержению Бога. Видал я людей, устами благодаривших Бога, и возносивших самих себя в своих мыслях. О сем ясно свидетельствует фарисей, сказавший: "Боже, благодарю Тя..." (Лук. 18:11).

Где совершилось грехопадение, там прежде водворилась гордость; ибо провозвестник будущего грехопадения есть гордость.

Один почтенный муж сказал мне: положим, что есть двенадцать бесчестных страстей; если возлюбишь одну из них, то есть гордость, то и одна эта наполнит место прочих одиннадцати.

"Бог гордым противится " (Иак. 4:6): кто же может помиловать их?

"Не чист пред Господом всяк высокосердый" (Притч. 16:5). Кто же может очистить его?

Отвергающий обличение обнаруживает страсть, а кто принимает обличение, тот разрешился от её уз.

Если от одной этой страсти, безо всякой другой, некто ниспал с неба: то должно исследовать, не возможно ли смирением, и без других добродетелей, взойти на небо?

Гордость есть потеря богатства и трудов. Вопиют, но нет спасающего,потому, что взывали с гордостию; "Вопиют ко Господу, но Он не внемлет им" (Пс. 17:42), потому, что не отсекали причины своего несчастья - гордости.

Один премудрый старец духовно увещевал гордящегося брата, но сей, ослепленный, сказал ему: "прости меня, отче, я не горд." Мудрый же старец возразил: "Чем же ты, сын мой, яснее можешь доказать, что ты горд, как не тем, что говоришь, я не горд."

Таковым весьма полезно повиновение, жестокое и презренное жительство, и чтение о великих подвигах св. отцов. Может быть, хотя бы через это такие недугующие получат малую надежду ко спасению.

ЕЩЕ О ТЩЕСЛАВИИ

Опытный руководитель, видя пороки ваши, совершенно спокойно будет вами манипулировать. Тщеславный человек усердно будет работать за одну похвалу. Как помню, мне позвонили и сказали, что нужно провести работы в "Константиновском дворце" и за такие гроши! Используя, опять же, «имя» и ваше тщеславие, вами будут просто пользоваться. Или наоборот, зная вашу склонность к сребролюбию, тоже найдут ваши слабые места и будут вас контролировать, будут вами манипулировать от и до, пока вы не выложитесь.

Итак, тщеславие рождает

· зависть и соперничество,

· честолюбие,

· богопротивное человекоугодничество,

· ложь и лицемерие,

· многословие и суесловие, пустословие,

· клевету и осуждение,

· гнев и раздражительность,

· угодливость миру ради почестей,

· самообольщение,

· впадение в духовную прелесть.

Всё это приводит человека к опустошению, к унынию и печали, и даже к полной потере веры во Христа. Похожие грехи рождает и грех гордости. Можно было поговорить о зависти - это ужасный грех. От сребролюбия зависть и от гордости зависть, и от тщеславия зависть - этот порок очень сильно распространен.

Тщеславие - как кактус. С какой стороны не коснись - уколет. Например, красивый у вас голос и вы можете уже подумать мысленно, что вы уникальны, не такие как все. И вот, гордость уже зарождается. Похвали вас на работе - и вот, вы уже голову кверху и не пора бы о повышении зарплаты попросить. И тут начинаются конфликты и увольнения. Или играете и поёте хорошо - и вот тут уже думаете, что вы звезда и думаете на чьё бы вам место встать, кого бы заменить. В Храм сходили разок - и вот тут уже превозношение пред теми, кто не ходит. Поститесь - и вот тут опять превозношение мысленное и так далее. В общем, тщеславие касается абсолютно любой области жизни.

Кто строит свою жизнь на тщеславии - обречён. Это как зимой, помните? Строят такие ледяные домики, вот пойдёт дождик или солнышко засветит, чуть теплее станет и всё, домик заплакал и растаял. Так и тщеславный - не выдерживает он испытаний жизненных, впадает в уныние, в депрессию и другие болезни. Ну, или как песочные домики строят, то же самое получается - дождь пошёл - и нет этого дома. Всё смыло. Так и у тщеславного - вся эта показуха смоется, всё лицемерие вскроется. Если он желает угодить одному и другому - а всем не угодишь - найдутся те, кто не будет подкармливать его тщеславие похвалами. И тут начнётся война.

Как же бороться с тщеславием? Очень кратко скажу. Красивый ты - скажи в сердце своём - слава Богу за эту красоту. Чтобы смирение возникло в сердце, то помни, что есть люди не менее красивые.

Управляешь фирмой - слава Богу за то, что даёт мудрость. Иосиф тоже был управителем, правой рукой фараона, однако, не возгордился этим, а в страхе Божьем, в смирении проводил свою жизнь. Он не забывал благодарить Бога за все благодеяния и за все успехи. Также и Моисей был руководителем, но не терял смирения.

Сильный ты - и тут поблагодари Бога. Не всем даётся сила, и помни о Давиде, который был силен, разрывал пасти львов и победил Голиафа - но не возгордился. Всю свою жизнь он уповал на Бога, за всё всегда благодарил Его. Везде можно найти примеры, чем бы ты не хвалился.

Есть люди, которые имеют большее - и пребывают в смирении. Бывает тщеславие и духовное. Проповедники, особенно новоначальные, очень могут впасть в тщеславие, но и тут легко смирить себя. Вспомни об Иоанне Златоусте. Он смирял себя постами и молитвами, и не кичился, хотя проповедовал многим, проповедовал Силой Божьей. И Апостолы говорили о себе: Чудеса мы творим не своей силой и слово нам посылает Господь, тут хвалиться нечем. Что есть в нас того, что не дал бы нам Бог? И чем ты хвалишься, что не получил от Бога? Сила и мудрость, красота и ораторское искусство, дар молитвы и дар поста. Этот список можно перечислять долго. За что идут похвалы, за всё воздавай славу Богу, за всё благодари, что мы недостойные удостаиваемся Его милости.

При похвале лучше приглядеться и увидеть недостатки свои, нежели питать своё тщеславие. Плохо, если все люди будут говорить о вас хорошо. Намного лучше, если будут часто критиковать! Благодарите за Господа за Его заботу. Он допускает очернять вас, оберегая от тщеславия.

Хвалят вас - благодарите Бога. Ругают - ещё больше благодарите Бога. Поступая так, сохраните себя от тщеславия, гордости и последствий этих грехов. Не ищите славы человеческой, она тщетна и мимолётна. Она разрушает вашу жизнь.

Тщеславие – очередной недостаток, порок, который многим людям сильно портит жизнь. Очень коварный недостаток, чаще всего, человек, который болен тщеславием не осознаёт этого и до последнего не может понять, почему рушится его жизнь, и что причиной всех неприятностей является это самое злосчастное тщеславие.

Очень часто именно люди творческие, одарённые многими талантами, публичные и любимые людьми страдают тщеславием. Наша задача в данной статье рассмотреть – что такое Тщеславие, его точное определение и причины возникновения, и чем оно отличается от заслуженной Славы, а так же, на что тщеславие необходимо заменять (на какое достоинство и качество).

Что такое Тщеславие – значение слова и эзотерический смысл

– тщетная, то есть пустая слава. Человек страдающий тщеславием – жаждет незаслуженной славы, ему здесь и сейчас необходимо признание других, их внимание, энергия, любовь, он хочет, чтобы его восхваляли и славили, восхищались им, а в извращённом варианте – боготворили. По сути, тщеславие – это одна из форм проявления Гордыни, смертного греха многих религий, собственно тщеславие, если его не устранить взращивает гордыню до масштабов Гималаев.

Тщеславный человек – хвастается, упивается собой, он зависим от мнения других людей, он любит, когда ему льстят, и он сделает всё, чтобы сложить хорошее мнение о себе, даже если ему нужно будет для этого обманывать и т.д. Тщеславные люди притягивают к себе льстецов и эгоистов, которые ищут выгоду (как бы использовать других), т.д.

Тщеславный человек определяется элементарно: 1. Он принимает лесть и поощряет её (не пресекает льстецов) 2. Он агрессивно реагирует на критику, вообще её не может воспринимать, даже если каждое слово – это Правда, и человек который критикует, делает это очень корректно желая при этом блага 3. Он много болтает, тусуется, закручивает всё вокруг своей персоны, но мало делает и часто его дела и результаты расходятся с его словами и обещаниями.

На что заменяется Тщеславие?

– заменяется на стремление к достижению Целей , на активное движение к ним. Другими словами – “Хватит болтать и упиваться собой, лучше направь свою энергию, силы и время на достижение Цели!”.

Достойный человек не судит себя сам и не награждает себя за свои достижения, не вешает медали на грудь, и не требует прославления “Своих Великих Дел” от других людей, так поступают больные Тщеславием.

Достойный же и благородный человек – принимает, что судит Бог, авторитет, мнение людей тоже учитывается, но как экспертное мнение (наиболее адекватное) – принимается только мнение Учителей, Наставников, Авторитетов в данной сфере. Такому человеку не нужна пустая слава, он достаточно правдив перед собой, чтобы не быть удовлетворённым сладким обманом и ядовитой патокой льстецов. Достойный – льстецов гонит в шею, как только почувствовал неискренность, потому что, ему нужна лишь Правда. Он легко и с благодарность принимает конструктивную критику, хочет знать о своих недостатках и даже просит, чтобы его покритиковали (конечно обращается за этим он к экспертам, авторитетам).

Соответственно радость и удовлетворение достойный человек получает от другого (тщеславный – от тщетной славы) – от процесса достижения целей, от решения задач на пути к ним, от полученного результата и побед, от того, что его труды приносят пользу обществу и людям, и многие ему за это благодарны. Его мотивы так же достойны, как он сам и его цели.

Как уберечь себя от Тщеславия и справиться с ним?

1. Помнить и держать перед глазами – последствия Тщеславия. Затянувшиеся тщеславие и гордыня – всегда ведут к падениям и разочарования, потому что, человек теряет связь с действительностью, расслабляется, перестаёт воспринимать свои слабые стороны, адекватные люди от него отходят (его несёт – им неприятно), вокруг него растёт только ложь, он теряет адекватность и больше не принимает правильных решений. Кроме того, за тщеславием следом приходит лень, праздность, безответственность, а далее – неудачи и разочарования.

2. Помните, тщеславие, чаще всего приходит с каким-либо успехом, поэтому нужно держать голову в руках, чтобы успех её не вскружил. Лучшая профилактика от гордыни и тщеславия – это регулярная конструктивная критика со стороны тех, мнение кого вы уважаете (авторитетов и учителей). Критика – лучшая прививка от гордыни и тщеславия. Другими словами – вы всегда должны знать, над чем вам нужно работать и что совершенствовать, свои слабые места и недостатки.

3. Как уже было сказано, тщеславие и пустое сотрясение воздуха – замените на активные конкретные дела , и которые ведут вас к вашим целям. “Хватит трындеть и потчевать на лаврах – займись Делом”. Направьте всё своё внимание и энергию на дело и достижение результата, и тщеславие отступит.

4. Осознанно определяйте свои мотивы и пусть они будут максимально достойными и благородными. Для это письменно (в соей рабочей тетради) ответьте на следующие вопросы: 1. Нужна ли Вам пустая слава и ложь от льстецов? (если нет, обоснуйте минимум в 10 пунктах) 2. Так же в 10 пунктах опишите – почему вы хотите всё получать Честно , то есть Залужено, Справедливо (чистая Совесть. самоуважение, уважение со стороны Достойных, др.) 3. Ради чего вы делаете Дело, творите, др. – минимум 10 достойных ответов (что вам принесёт истинное удовлетворение).

5. Определите сами – какая Слава вам нужна (если у вас есть к ней стремление). Опишите свою будущую славу: 1. Какой она должна быть – заслуженной и т.д., со стороны кого вы хотите получить это признание (чтобы это были действительно достойные авторитетные люди) 2. За какие достижения вы хотите обрести Славу , чтобы это были действительно Дела и Плоды, соответствующие той славе, к которой вы стремитесь.

Успехов Вам и внимательности на пути к успеху!

Загрузка...
Top