Тема: сравнение предметов по размеру, цвету. Конспект НОД по математике в средней группе: «Сравнение предметов по величине, ширине

Предварительная работа

Когда дети научатся выделять и сравнивать разные парамет­ры величины предметов при резкой контрастности их размеров, объясняем, что в тех случаях, когда на глаз сравнить нельзя, применяется способ приложения и наложения.

Методика обучения

Дети меряются ростом, вставая рядом или спиной друг к другу, чтобы узнать, кто выше, кто ниже (приложение).

Дети примеривают пальто, кофту. Выясняют, что вещи меря­ют, чтобы узнать, в самый ли раз они человеку, такого ли они размера (наложение).

Воспитатель объясняет, что, меряясь ростом и меряя одежду, дети сравнивают предметы по размеру способами приложения и наложения.

Затем детям предлагается сравнить, например, полоски, не­много различающиеся по длине. Совместно с детьми формули­руется правило и проговаривается сначала при помощи воспита­теля, затем самостоятельно.

Одна полоска прикладывается к другой (если цвет одинаковый) (рис. 20) или накладывается на другую (если цвет разный) так, чтобы их концы, обычно слева, совпадали. Если при этом дру­гой конец одной полоски выступает, значит, она длиннее, а дру­гая - короче. Если правые концы точно совпали, значит, полоски одинаковые по длине.

Замечание: правило для сравнения ширины аналогично. Только необходимо подравнять полоски обычно по нижней сто­роне.

Для сравнения высоты предметы необходимо поставить ря­дом на ровную горизонтальную поверхность на одну линию или один перед другим.

Дидактические игры

«Ателье»;

«Мастерская»;

«Найди пару»;

«Магазин»;

«Соберем домик» и др.

Методика работы по развитию глазомера (задача 4)

Вся предыдущая работа оказывает влияние на развитие глазомера ребенка. С детьми средней группы полезно проводить специфические упражнения для развития глазомера.

Фрагмент:

Наглядный материал : на столе много разных полосок, на фланелеграфе образец.

Ил и: образец у каждого ребенка на парте, на фланелеграфе много полосок.

Посмотри на полоску-образец, запомни длину.



Найди такую же по длине.

Образец воспринимается только зрительно и остается на месте. После выполнения задания дети проверяют правильность своего выбора способом приложения или наложения.

Замечание : аналогичные упражнения проводятся с шириной и высотой.

Усложнения

1. Количество полосок, из которых выбирают, увеличивается от 2 до 5 (в старших группах до 10).

2. Уменьшается контрастность размеров.

3. Даются задания на сравнение величины по представле­нию:

Что выше у нас на участке забор или беседка?

Что длиннее: дорога до беседки или до ворот?

Назови два предмета, про которые можно сказать, что один толще другого.

Дидактические игры

«Подбери пары лыж»;

«Сбор фруктов»;

«Дополни предложение» («Дуб толще...») и др.

Методика обучения раскладыванию предметов в убывающем и возрастающем порядке по размеру (выкладыванию сериационных рядов) (задача 5)

Предварительная работа

После формирования навыков сравнения размеров предме­тов на глаз и способами приложения и наложения тренируем в выкладывании сериационных рядов.

Особенности наглядного материала

Наборы одинаковых предметов, различающихся только од­ним параметром. Как усложнение можно впоследствии работать с предметами, различающимися цветом, двумя-тремя парамет­рами.

Например: наборы полосок (10 штук) одинаковой ширины (около 2 см), разной длины (примерно 5-25 см с разницей око­ло 2 см), одного и разного цвета, демонстрационные и раздаточ­ные.

Это пособие универсально. Его можно использовать при ре­шении различных программных задач, выбирая нужное количе­ство полосок необходимого размера.

Аналогично:

Наборы полосок (10 штук) одинаковой длины (около 20 см) разной ширины (примерно 1-6 см с разницей около 0,5 см), одного и разного цвета, демонстрационные и раздаточные.

Наборы предметов (10 штук) одинаковых по всем параметр рам кроме высоты, демонстрационные и раздаточные.

Методика обучения

Последовательность работы: величина -» длина ~> ширина -» высота -» толщина -» величина

Сначала детям предлагаем самостоятельно выложить нужную последовательность. Обсуждаем, как они это делали, и формули­руем правило сериации. Если дети затрудняются в выполнении задания, можно сначала познакомить их с правилом, а затем тренировать в его выполнении и проговаривании.

Примерное правило выкладывания полосок в убывающем порядке по длине:

1. Выбрать из полосок самую длинную и отложить,

2. Из оставшихся полосок выбрать самую длинную и положить под первой, подравнивая левый край.

3. Продолжать выбирать из оставшихся полосок самую длин­ную и ставить в ряд.

4. Положить последнюю полоску.

Замечание: при выборе обсуждаем относительность вели­чины:

Полоска, выбранная как самая длинная из оставшихся, оказалась самой короткой из отложенных.

Сравни соседние полоски.

Красная длиннее желтой, но короче синей (А < В, но А> С).

Показываем транзитивность отношений «больше - мень­ше», «длиннее - короче», «шире - уже», «выше - ниже», «тол­ще - тоньше»:

Если красная полоска длиннее синей, а синяя длиннее желтой, то красная длиннее желтой (А<В и В<С=> =>А< С).

Усложнения

1. Начинаем с трех предметов (с младшими дошкольниками), затем даем 5 предметов (в средней группе), потом до 10 предме­тов (в старшей группе).

2. Уменьшаем контрастность величины.

3. Вводим разный цвет, форму и другие признаки: «Расставь фигуры в ряд по возрастающей величине»

4. Предлагаем упражнения, в которых надо восстанавливать (исправить) порядок в нарушенной последовательности уже расставленных в ряд предметов: добавить недостающий, убрать лишний, переставить в нужном порядке.

5. Упражняем в сравнении плоских предметов по двум параметрам одновременно (ленты по длине и ширине).

6. Предлагаем выложить сериацию по одному параметру независимо от другого параметра.

7. Детям подготовительной группы можно предложить нарисовать на листе бумаги в клетку, как они будут работать (спланировать свои действия).

Дидактические игры

«Чья коробочка?» («У меня три коробочки от заводных игру­шек: курочки, цыпленка и утенка. Надо все игрушки положить по коробочкам. Кто больше всех? Кто меньше всех? Что ты мо­жешь сказать про утенка? Поместится ли курочка в коробку цы­пленка? А поместится ли цыпленок в коробку курочки? ...»);

«Три медведя», «Палочки в ряд», «Ступеньки», «Сломанная лестница»;

«Кто выше ростом?» (Дается задание по представлению, за­тем можно проверить правильность, используя наглядность: «Петя выше Саши, Саша выше Даши. Кто самый высокий?...»).

Тема: «Сравнение предметов по величине (одинаковые, равные по величине).

Цель: Формирование умения выделять из группы предметов один,
определённого свойства.

Задачи: 1. Развивать умение сравнивать предметы по размерам: большой –

маленький.

2. Способствовать развитию психических процессов: памяти, мышления, внимания.

3. Воспитывать положительную учебную мотивацию, познавательный интерес к предмету.

Оборудование: индивидуальные предметные множества, игрушки, портфель, школьные принадлежности, счётный материал, шаблоны кругов.

Ход урока

I . Организационный момент. Сообщение темы, цели и задач урока.

Беседа о сегодняшнем дне.

Какое время года?

Какой месяц?

Какая сегодня погода?

Назовите цвета?

II . Устный счёт.

Дидактическая игра : « Волшебные яблочки ».

Цель: счёт предметов, сравнение по цвету и по множеству.

III . Повторение пройденного материала.

Сегодня к нам на урок пришел гость, вы его хорошо знаете. Чтобы его узнать, кто пришёл к нам в гости, отгадайте загадку.

Загадка:

Деревянный человечек

С очень длинным носом.

Он принёс нам свой портфельчик

И задаст вопросы.

Вопросы и задания от Буратино:

1. Как вы думаете, что лежит в портфеле?

2 . Как, одним словом назвать все предметы? (школьные принадлежности).

3 . Выбери предметы похожие на круг.

4 . Разложи все круги по образцу, показанному на доске (работа с индивидуальными предметными множествами).

VI . Изучение нового материала:

1.Работа с индивидуальными предметными множествами.

Выберите самое большое яблоко.

Выберите самый большой огурец.

Выберите самый большой помидор.

Выберите самый маленький грибок.

Выберите самую маленькую шишку.

Сколько всего огурцов?

Сколько всего помидоров?

Чего больше?

Чего меньше?

Как сделать, чтобы стало поровну?

2.Работа по учебнику: страница 8, з адание № 1. №3

Назовите предметы, изображённые на картинке.

Назовите одним словом предметы, изображённые на рисунке

Страница9, задание №4.

Назови животных, сравни их по величине.

Покажите самого большого и самого маленького слона. Какие слоны одинаковые по размеру?

Страница 10, задание № 7

- Сравните рисунки по цвету и величине.

3. Работа со счетным материалом.

На доске яблоки и груши. – Чего больше, яблок или груш? Что нужно сделать, чтобы их стало одинаковое количество? Что нужно сделать, чтобы груш стало меньше чем яблок?

Динамическая пауза.

« Раз» - подняться, подтянуться!

« Два» - согнуться, разогнуться!

« Три» - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

« Четыре»- руки шире!

« Пять»- руками помахать.

« Шесть» за парту тихо сесть.

V . Закрепление пройденного материала.

1. Работа в тетрадях.

Что нарисовано в тетради?

Какие яблоки нарисованы на первой строчке? (большие)

Какие яблоки нарисованы на второй строчке? (маленькие).

Задание:

Раскрасьте большие яблоки зелёным карандашом.

Раскрасьте маленькие яблоки красным карандашом.

Продолжи узор:

2. Работа по учебнику: страница 10, задание №8.

Нарисуй в тетради круги разной величины.

3. Работа со счётным материалом:

На наборном полотне грибы и шишки.

Сколько грибов? 4

Сколько шишек? 3

Чего больше шишек или грибов?

Чего меньше грибов или шишек?

Как сделать, чтобы шишек и грибов стало поровну?

По величине, что больше шишка или гриб?

VI .Релаксация.

- Кто приходил к нам на урок? (Буратино)

- Что было у него в портфеле?

- Что нарисовано было в тетради?

- Каким цветом раскрасили большие яблоки?

- Каким цветом раскрасили маленькие яблоки?



Конспект занятия по математике во второй младшей группе.

Конспект занятия по ФЭМП во 2 мл. группе.

Тема: Сравнение по величине.

Цель: Формирование навыков учебной деятельности.

Программное содержание: Формировать умение сравнивать два предмета по длине путем приложения. Закрепить понятия «один», «много». Развивать моторику рук, мышление, внимание, умение рассуждать. Закрепить цвет предметов. Воспитывать желание помогать окружающим.

Оборудование: демонстрационный материал: кубики красного и синего цвета, две полоски разного размера, указка, два плоскостных домика, две игрушки - мишки, два ведра, шишки, ребристая доска, карточка с овощами.

Раздаточный материал: две полоски разного размера, карандаши цветные.

Ход занятия.

1. Мотивационно-побудительный этап.

Ребята, сегодня я предлагаю нам отправиться в путешествие на поезде.

Дети становятся друг за другом, подают сигнал и приезжают в страну игрушек.

2. Организационно-поисковый этап.

Посмотрите, как много здесь игрушек. Что лежит на этом столе? (кубики)

Сколько их? (много)

Детям предлагается взять по одному кубику синего цвета.

Сколько кубиков взял Вова (один). Сколько кубиков у Тани? (один). Сколько осталось на столе? (ни одного).

Затем дети кладут обратно, по одному кубику и называют действия (я положил один кубик)

У нас в группе тоже есть предметы, которых много, давайте их назовем (цветы, игрушки, столы, окна и т. д.)

Устали, давайте сядем, отдохнем.

На доске две полоски разного цвета и размера.

Посмотрите на эти дорожки и скажите они одинаковые или разные? Как узнать? Что нужно сделать? (сравнить)

Посмотрите, я приложу одну дорожку к другой, слева подравняю их концы. Видите, один конец выступает, значит, красная полоска - длиннее, а зеленая - короче.

Воспитатель проводит рукой по дорожкам. Затем вызывает нескольких детей показать длинную и короткую дорожки. Дети также показывают руками длину дорожек.

Физкультминутка.

А теперь все по порядку дружно делаем зарядку:

Руки в стороны, согнули, верх подняли, помахали,

Спрятали за спину их,

Повернулись через левое плечо, через правое плечо.

Дружно присели, пяточки задели.

На носочки поднялись, опустили руки вниз.

Самостоятельная деятельность.

У вас на столах лежат дорожки, разной длинны, сравните их, и длинную дорожку закрасьте красным цветом, короткую - зеленым.

Каким цветом вы закрасили короткую дорожку?

А теперь продолжим наше путешествие дальше. Мы отправляемся с вами в лес. Чтобы быстрее прийти в лес, по какой дорожке мы пойдем? (по короткой)

Дети встают, идут по досочке-дорожке и попадают в лес. Встречают в лесу двух медвежат, которые плачут, потому что заблудились. А один медвежонок рассыпал шишки.

Давайте поможем ему собрать шишки в ведерко.

Дидактическая игра «собери шишки»

Ребята, а теперь давайте покажем мишкам дорогу домой.

Дети снова идут по досочке-дорожке и останавливаются перед двумя домиками разного размера.


Методика обучения сравнению предметов по величине способами приложения и наложения (задача 3)
Предварительная работа
Когда дети научатся выделять и сравнивать разные парамет­ры величины предметов при резкой контрастности их размеров, объясняем, что в тех случаях, когда на глаз сравнить нельзя, применяется способ приложения и наложения.
Методика обучения
Дети меряются ростом, вставая рядом или спиной друг к другу, чтобы узнать, кто выше, кто ниже (приложение).

Дети примеривают пальто, кофту. Выясняют, что вещи меря­ют, чтобы узнать, в самый ли раз они человеку, такого ли они размера (наложение).

Воспитатель объясняет, что, меряясь ростом и меряя одежду, дети сравнивают предметы по размеру способами приложения и наложения.

Затем детям предлагается сравнить, например, полоски, не­много различающиеся по длине. Совместно с детьми формули­руется правило и проговаривается сначала при помощи воспита­теля, затем самостоятельно.
Правило:

Одна полоска прикладывается к другой (если цвет одинаковый) (рис. 20) или накладывается на другую (если цвет разный) (рис. 21) так, чтобы их концы, обычно слева, совпадали. Если при этом дру­гой конец одной полоски выступает, значит, она длиннее, а дру­гая - короче. Если правые концы точно совпали, значит, полоски одинаковые по длине.

Рис.20 Рис. 21

Замечание: правило для сравнения ширины аналогично. Только необходимо подравнять полоски обычно по нижней сто­роне (рис. 22).

Рис. 22
Для сравнения высоты предметы необходимо поставить ря­дом на ровную горизонтальную поверхность на одну линию или один перед другим (рис. 23).

Дидактические игры

«Ателье»;

«Мастерская»;

«Найди пару»;

«Магазин»;

«Соберем домик» и др.
^ Методика работы по развитию глазомера (задача 4)
Вся предыдущая работа оказывает влияние на развитие гла­зомера ребенка. С детьми средней группы полезно проводить специфические упражнения для развития глазомера.
Фрагмент:

Наглядный материал: на столе много разных полосок, на фланелеграфе образец.

^ Или: образец у каждого ребенка на парте, на фланелеграфе много полосок. Ход:

Посмотри на полоску-образец, запомни длину.

Найди такую же по длине.

Образец воспринимается только зрительно и остается на месте. После выполнения задания дети проверяют правильность своего выбора способом приложения или наложения.
Замечание: аналогичные упражнения проводятся с шириной и высотой.
Усложнения

1. Количество полосок, из которых выбирают, увеличивается от 2 до 5 (в старших группах до 10).

2. Уменьшается контрастность размеров.

3. Даются задания на сравнение величины по представле­нию:

Что выше у нас на участке забор или беседка?

Что длиннее: дорога до беседки или до ворот?

Назови два предмета, про которые можно сказать, что один толще другого.
Дидактические игры

«Подбери пары лыж»;

«Сбор фруктов»;

«Дополни предложение» («Дуб толще...») и др.
^ Методика обучения раскладыванию предметов в убывающем и возрастающем порядке по размеру (выкладыванию сериационных рядов) (задача 5)
Предварительная работа

После формирования навыков сравнения размеров предме­та на глаз и способами приложения и наложения тренируем в накладывании сериационных рядов.
Особенности наглядного материала

Наборы одинаковых предметов, различающихся только од­ним параметром. Как усложнение можно впоследствии работать г предметами, различающимися цветом, двумя-тремя параметрами.

Например: наборы полосок (10 штук) одинаковой ширины (около 2 см), разной длины (примерно 5-25 см с разницей около 2 см), одного и разного цвета, демонстрационные и раздаточ­ные (рис. 24).


Рис. 24

Это пособие универсально. Его можно использовать при ре­шении различных программных задач, выбирая нужное количе­ство полосок необходимого размера.

Аналогично:

Набор полосок (10 штук) одинаковой длины (около 20 см), разной ширины (примерно 1-6 см с разницей около 0,5 см), од­ного и разного цвета, демонстрационные и раздаточные (рис. 25).


Рис 25

Набор предметов (10 штук) одинаковых по всем параметрам рам кроме высоты, демонстрационные и раздаточные (рис. 26).



Рис. 26

Методика обучения
Последовательность работы:

величина -> длина -> ширина -> высота -> -> толщина -> величина
Сначала детям предлагаем самостоятельно выложить нужную последовательность. Обсуждаем, как они это делали, и формули­руем правило сериации. Если дети затрудняются в выполнении задания, можно сначала познакомить их с правилом, а затем тренировать в его выполнении и проговаривании.
^ Примерное правило выкладывания полосок в убывающем порядке по длине:

1. Выбрать из полосок самую длинную и отложить.

2. Из оставшихся полосок выбрать самую длинную и положить под первой, подравнивая левый край.

3. Продолжать выбирать из оставшихся полосок самую длин­ную и ставить в ряд.

4. Положить последнюю полоску.
Замечание: при выборе обсуждаем относительность вели­чины:

Полоска, выбранная как самая длинная из оставшихся, оказалась самой короткой из отложенных.

Сравни соседние полоски.

Красная длиннее желтой, но короче синей {А но А> С).

Показываем транзитивность отношений «больше - мень­ше», «длиннее - короче», «шире - уже», «выше - ниже», «тол­ще - тоньше»:

Если красная полоска длиннее синей, а синяя длиннее желтой, то красная длиннее желтой (Аи В=> =>А
Усложнения


  1. Начинаем с трех предметов (с младшими дошкольниками), ином даем 5 предметов (в средней группе), потом до 10 предметов (в старшей группе).

  2. Уменьшаем контрастность величины.

  3. Вводим разный цвет, форму или другие признаки: «Рас­ставь фигуры в ряд по возрастающей величине» (рис. 27).


  1. Предлагаем упражнения, в которых надо восстановить (ис­править) порядок в нарушенной последовательности уже рас­ставленных в ряд предметов:
добавить недостающий;

убрать лишний;

переставить в нужном порядке.


  1. Упражняем в сравнении плоских предметов по двум пара­метрам одновременно (ленты по длине и ширине) (рис.28).




Рис. 28


  1. Предлагаем выложить сериацию по одному параметру не­зависимо от другого параметра (рис.29).

Рис. 29


  1. Детям подготовительной группы можно предложить нари­совать на листе бумаги в клетку, как они будут работать (сплани­ровать свои действия).

Дидактические игры
«Чья коробочка?» («У меня три коробочки от заводных игру­шек: курочки, цыпленка и утенка. Надо все игрушки положить по коробочкам. Кто больше всех? Кто меньше всех? Что ты мо­жешь сказать про утенка? Поместится ли курочка в коробку цы­пленка? А поместится ли цыпленок в коробку курочки? ...»);

«Три медведя», «Палочки в ряд», «Ступеньки», «Сломанная лестница»;

«Кто выше ростом?» (Дается задание по представлению, за­тем можно проверить правильность, используя наглядность: «Петя выше Саши, Саша выше Даши. Кто самый высокий?...»).
^ Методика обучения сравнению величины с помощью условной мерки, равной одному из сравниваемых предметов (задача 6)
Предварительная работа
Первое знакомство с условной меркой может происходить при изучении свойств квадрата и прямоугольника еще в средней группе. Детям объясняется: чтобы сравнить стороны фигуры, на­рисованной на доске (можно предложить другую проблемную ситуацию, когда способ сравнения непосредственно приложени­ем и наложением не подходит), необходим предмет-помощник, полоска, равная по длине одной из сторон.

Все стороны квадрата такой же длины, как полоска, значит, пни псе одинаковой длины (рис. 30).

У прямоугольника по 2 (противоположные) стороны одина­ковой длины (рис. 31).


Рис. 31

Замечание: необходимо различать термины:

«Померить» - сравнить величину одного предмета с величи­ной другого предмета (непосредственно приложением или нало­жением - с детьми II младшей группы, или с помощью услов­ной мерки, равной одному из сравниваемых предметов, - В: старшей группе).

«Измерить» - дать численную характеристику величине (сравнить с величиной того же рода и результат обозначить чис­лом - в подготовительной группе).
Методика обучения
Надо поставить детей в ситуацию, когда непосредственно сравнение размеров предметов невозможно и необходим помощник - третий предмет - условная мерка.

Примеры:


  1. Чтобы построить на полу дом такой же высоты, как образец на столе у воспитателя, необходимо померить высоту дома палочкой и пользоваться ею при строительстве, контролируя высоту дома меркой.

  2. При постройке моста необходимо учитывать высоту шин, которые будут под ним проезжать. Чтобы не проверять машиной, надо померить ее высоту и пользоваться меркой при строительстве.

  3. Чтобы не испачкать стол (например, при рисовании), надо постелить клеенку. Чтобы клеенка покрыла весь стол и не свисала с него, надо померить одной ленточкой ширину стола, другой - длину, и с помощью двух мерок отрезать клеенку нужного размера.

Дидактические игры
«Мастерская» (например, изготовление ножек для табурета); «Магазин» (например, покупка обложки для книги, скатерти на стол, обуви для куклы); «Ателье» и др.
^ Методика обучения измерению длины с помощью условной мерки (задача 7)
Предварительная работа
Готовность детей к обучению измерению протяженности оп­ределяется их умениями:


  • выделять, называть и сравнивать длину, ширину, высоту предметов;

  • считать;

  • пользоваться условной меркой, равной одному из сравни­ваемых параметров, и др.

Методика обучения
Обучение проводится в подготовительной группе (можно раньше) на различных вариантах заданий, упражнений, игр, с использованием разнообразных бытовых ситуаций. Необходимо, но возможности, предавать деятельности практическую направ-пепность (покрыть стол клеенкой, отрезать ленту нужной длины и г. п.).
Этапы обучения:

Правила измерения протяженности


  1. Выбрать целесообразную мерку.

  2. Определить точку отсчета и направление измерения.

  3. Приложить мерку к началу протяженности, сделать отмет­ку другого конца, напротив мерки поставить фишку.

  4. Приложить мерку к отметке еще раз и так по всей протя­женности.

  5. Сосчитать количество фишек и назвать количество отло­женных мерок.

  6. Сказать, что и чем измерено, и каков результат.

Замечание: в начале мерка должна укладываться целое число раз. Важно обратить внимание на переход от числа фишек к числу выложенных мерок и сделать правильный вывод. Можно не использовать фишки, а выкладывать вдоль всей протяженно­сти полоски одинаковой длины.
Фрагмент:


  • Вечером мы будем рисовать красками. Что надо сделать, чтобы не испачкать стол? (Покрыть его клеенкой.)

  • Клеенка находится в большом рулоне. Нам нужно отре­зать небольшой кусок. Что нужно сделать, чтобы он подо­шел к столу? (Измерить длину и ширину стола.)

  • Чем можно измерить длину и ширину стола? (Полоской, палочкой, ...)

  • Измерять будем вот этой полоской. Длину отмечать круж­ками, а ширину - треугольниками.

  • Какие предметы нам необходимы для работы? (Мерка, круги, треугольники, мел, ножницы.)

Воспитатель объясняет правила измерения. Затем вместе с детьми измеряет длину и ширину стола, отмеряет и отрезает кле­енку, обсуждая действия и результаты работы.


  • Что мы измерили? (Длину и ширину стола.)

  • Чем мы измеряли? (Полоской.)

  • Какой результат получили? (Длина - 5 мерок, ширина - 3 мерки.)

  • Как проверить, правильно ли мы померили и отрезали клеенку? (Положить клеенку на стол.)

Усложнения


  1. Измерение без фишек. («Взрослые сразу считают количе­ство отложенных мерок».)

  2. Измерение с остатком. («Длина стола - 5 мерок с полови­ной» или «5 мерок и еще вот столько».)

  3. Обсуждение: «На что показывает число?» (Длина больше ширины.)

  4. Измерение разными мерками и обсуждение результатов. (Чем больше мерка, тем меньше число получится, при этом сама величина не изменяется. Для сравнения двух предметов надо из­мерять их одинаковыми мерками.)
  5. Можно предложить детям домашнее задание: «Измерьте дома длину и ширину стола, подоконника».

Тема НОД: ФЭМП. СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ВЕЛИЧИНЕ И ЦВЕТУ.

Цель:

Создать условие сравнивать предметы по длине, ширине, цвету

Задачи:

Упражнять в сравнении предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, ещё короче…самый короткий(и наоборот), закреплять знание цветов;

Упражнять в сравнении предметов по высоте, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самая высокая, ниже, еще ниже… самая низкая (и наоборот);

Закрепить полученные знания на занятии о величине предметов на листах с заданием;

Развивать пространственное мышление

Ход НОД:

  1. Введение игрового момента.

Послушайте стихотворение и скажите: герои какой сказки просят им помочь?

(ЧИТАЮ СТИХ)

Правильно. Это герои сказки Льва Толстого «Три медведя».

(ПОКАЗАТЬ КАРТИНУ)

  1. Сравнение предметов по величине и цвету.

Рассмотрите иллюстрацию к сказке «три медведя».

По какому признаку различаются медведи? (По росту, по весу, по возрасту)

(ВЫЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ К ДОСКЕ)

Это Мих.Иванч, Анаст Петна и мален-й Мишутка

Сегодня будем говорить о длине предметов и учиться сравнивать предметы по длине и цвету.

Сейчас расположим героев сказки по росту.

Девочка Маша принесла медведям ШАРФЫ. Самый длинный-Мих Иван, покороче- Анаст Петро и самый короткий Мишутке. (ВЫЗВАТЬ ДЕТЕЙ)

Когда на глаз сравнить нельзя , применяется способ приложения и наложения.

Методика обучения:

Дети меряются ростом, вставая рядом или спиной друг к другу, чтобы узнать, кто выше, кто ниже (приложение)

Дети примеряют пальто, кофту. Вещи меряют, чтобы узнать, в самый ли раз они человеку, такого ли они размера(наложение)

3.РАБОТА ДЕТЕЙ с раздаточным материалом (ПОЛОСКАМИ).

- Детям предлагается сравнивать ПОЛОСКИ немного различающиеся по длине. Совместно с детьми формируется правило и проговаривается сначала при помощи воспитателя, затем самостоятельно.

Разложить полоски от самой длинной до самой короткой

(ПРАВИЛО СРАВНЕНИЯ)

Одна полоска прикладывается к другой(если цвет одинаковый) или накладывается на другую(если цвет разный)так, чтобы их концы, обычно слева, совпадали.

Если при этом другой конец одной полоски выступает, значит, она длиннее, а другая - короче.

Если правые концы точно совпали, значит, полоски одинаковые по длине.

Назовите длину каждой ленточки

4.Физкульминутка

Я предлагаю вам вместе со мной отправиться в лес и навестить ТРЁХ МЕДВЕДИЙ.

Три медведя шли домой:

Папа был большой- большой,

Мама с ним - поменьше ростом,

А сынок – малютка просто.

Очень маленький он был,

С погремушками ходил,

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.

5.Закрепление полученных знаний (на листах с заданием)

Ребята, девочка Маша принесла вам листочки с рисунками.

6. Динамическая пауза

Стоя у рабочего стола, дети выполняют динамическую паузу

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем .

Перед вами два карандаша (красный и коричневый) и лист с заданием.

Предлагает рассмотреть рисунки и раскрасить.

Какие способы сравнения мы знаем?

Правильно, способы сравнения (приложения и наложения)

7. Дети выполняют задания на листах

8. Итог.

Итак,

Меряясь ростом и меряя одежду, мы сравнивали предметы по размеру способами приложения и наложения.

Что мы сравнивали по размеру? Как сравнивали?

(ПрИКЛАДЫВ АЛИ _НАКЛАДЫВАЛИ)

Способ наложение и способ приложения

Мы учились сравнивать предметы по величине

Сравнение ширины:

Необходимо подравнять полоски обычно по нижней стороне

Для сравнения высоты:

Предметы необходимо поставить рядом на ровную горизонтальную поверхность на одну линию или один перед другим

Сравнения величины:

Одна полосочка прикладываеся к другой (или накладываеся), так, чтобы концы совпадали

Если конец полоски выступает, то она длиннее, а другая короче

Если правые концы совпали, полоски одинаковые по длине


Загрузка...
Top