Смешанная форма правления. Смешанные республиканские формы правления

ФОРМА ГОСУДАРСТВА СОСТОИТ из формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Форма правления – характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. Форма правления отвечает на вопрос: «Кто правит, кому принадлежит власть?»

Форма правления делиться на:

1) Монархия:

2) Республика:

Понятие форма правления дает анализ высших (верховных) органов государственной власти как целостной подсистемы государства имеющей 2 стороны:

а) состав (совокупность необходимых и достаточных элементов);

б) структура (способ целесообразной связи между элементами).

Раскрывает:

(а) состава органов верховной государственной власти;

(б) их взаимоотношений друг с другом (структуры);

(в) порядка формирования этих органов, степени участия населения в этом процессе.

Монархия (от греч. – «единовластие») форма правления, где верховная власть (полностью или частично) в руках одного главы государства (монарха) и передается по наследству.

Периоды развития монархии:

1) Ранний (древневосточный деспотизм);

2) Зрелый феодализм (18-19 в. для России ).

Признаки монархии:

1) монарх - человек, управляющий государством;

2) занимает свое место по династическому признаку;

3) монарх обладает всей полнотой власти;

4) власть передается по наследству.

Юридические признаки монархии:

1) суверенитет исходит от монарха;

2) монарх - глава государства;

3) срок полномочий монарха неограничен;

4) он не несет юридической ответственности за свои деяния;

5) легитимация (путем династического механизма замещения) узаконенной власти и легализация - обоснование законности власти.

Виды монархии:

1) Абсолютная (неограниченная) (монарх обладает всей полнотой власти; творец закона; отсутствуют представительные учреждения народа) Марокко, Саудовской Аравии .

2) Ограниченная (власть монарха ограничена каким-либо лицом или выборным органом; наряду с монархом выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства). Англия, Япония, Испания, Норвегия и т.д.



2.1. парламентарная (власть короля ограничена парламентом; монарх лишен реальных полномочий в области законодательной и исполнительной властей; он выполняет представительские функции, представляет интересы государства в международных отношениях. Должность монарха существует как дань традициям, обусловлена культурно-историческим наследием страны). Соединенное королевство Великобритании, Япония .

2.2. конституционная (полномочия монарха ограничены основным законом государства (конституцией) на основании этого закона в государстве действуют 2 института высшей власти: Монарх и Парламент, которые делят между собой властные полномочия. Несмотря на то, что монарх формально назначает главу правительства и министров, правительство несет ответственность не перед ним, а перед парламентом. Все исходящие от монарха акты приобретают юридическую силу, если они одобрены парламентом, основаны на конституции. Монарх в конституционной монархии играет главным образом представительную роль, своего рода символ, представитель нации, народа, государства. Он царствует, но не правит. (Венгеров А.Б.) ) Испания, Швеция

2.3. дуалистическская (Парламенту принадлежит законодательная власть, а монарх возглавляет исполнительную власть, ему принадлежит значительная часть законодательной власти, выражающаяся в праве налагать абсолютное вето на законы, принятые Парламентом. Монарх обладает неограниченным правом на издание указов, подменяющих собой законы либо имеющих большую нормативную силу по сравнению с ними). Кувейт, Иордания, Марокко .

2.4. сословно-представительная (эта форма характерна для России до 17 в .; ограничение власти сословий).

В современном мире существуют и иные, нетипичные формы монархии. НАПРИМЕР:

1) Выборная монархия в Малайзии (король избирается на пять лет из числа наследственных султанов девяти штатов);

2) Коллективная монархия в Объединенных Арабских Эмиратах (полномочия монарха принадлежат Совету эмиров семи объединившихся в федерацию эмиратов);

3) Патриархальная монархия в Свазиленде (где король по существу является вождем племени); монархии Британского Содружества - Австралия, Канада, Новая Зеландия (главой государства формально является британская королева, Представленная генерал-губернатором, но реально все ее функции осуществляются правительством).

4) Теократию - такую форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно и светским главой государства (Ватикан ).

Республика (от лат. – государственные, общественные дела) - это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок, глава государства является выборным и сменным. (А.В. Малько)

Признаки республики:

· источником власти признается народ;

· все высшие органы государственной власти избираются населением или формируются парламентом (принцип выборности);

· органы государственной власти избираются на определенный срок, по истечении которого слагают свои полномочия (принцип сменяемости);

· высшая власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий;

· должностные лица и государственные органы несут ответственность за свои действия (принцип ответственности).

Виды республик:

1. Президентская республика - такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одном лице полномочия главы государства и главы исполнительной власти (главы Правительства). Глава государства сам назначает (формирует) Правительство и руководит его деятельностью. Президент вправе отправить правительство в отставку, а также освободить от должности отдельных министров. Для обеспечения эффективного действия принципа разделения властей и взаимоотношений между президентом и парламентом в президентских республиках существует система сдержек и противовесов (Аргентина, Сирия, ЮАР, Перу, Бразилия).

2. Парламентская республика - форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (Президент, канцлер и т.п.), а Правительство, т.е исполнительная власть, формируется Парламентом (законодательным органом) и отчитывается за свою деятельность перед ним, а не перед главой государства. Правительство формируется в результате парламентских выборов партиями, обладающими большинством в парламенте. Парламент может выразить вотум доверия или вотум недоверия деятельности Правительства в целом, главы Правительства (представителю Совета Министров, Премьер – министру, Канцлеру), конкретного министра (Чехия, Индия, ФРГ, Италия, Венгрия).

3 Аристократическая (участив формировании высших органов управления принимает меньшинство);

4 Демократическая (весь народ принимает участие);

Государство, как правовой механизм, обладает рядом характеристик, среди которых особо выделяется форма правления. Данная категория подразумевает под собой наличие двух крупных разделов - монархий и республик.

Категория «Республика», в свою очередь, делится на парламентскую, президентскую и смешанную. Смешанная республика - это неоднозначная форма правления, изучение которой требует особого внимания. И для того, чтобы понять, что же она собой представляет, необходимо рассмотреть её основные признаки и виды.

Что собой представляет смешанная республика?

Республика, как форма правления, определяется опосредованной страны. Это обозначает, что все высшие органы государственной власти (Парламент и Президент) избираются гражданами страны. Однако в зависимости от того, кто формирует правительство, зависит и тип республики. Среди них выделяется смешанная республика.

Наиболее характерными признаками смешанной республики являются:

  1. Избрание прямым народным голосованием и Президента, и Парламента.
  2. Законодательный орган и наделены практически равными полномочиями в управлении страной.
  3. Правительство дает отчет парламенту, но несет всю полноту ответственности за свои действия перед Президентом, который является фактически главой исполнительного органа.
  4. Роль премьер-министра сводиться к выполнению поручений по управлению от президента.
  5. Наличие механизма «сдержек и противовесов», при котором парламент обладает правом отправить в отставку правительство, в свою очередь, избранный глава государства - в ответ выразить вотум недоверия и распустить законодательный орган. Причем, правительство уходит в отставку только вместе с премьер-министром, но не с президентом.
  6. Арбитром в отношениях между этими двумя высшими органами государственной власти выступает Конституционный суд.

В зависимости от того, как распределены и парламента, различают два вида смешанных республик - полупрезидентская и полупарламентская.

Полупрезидентская смешанная республика , примерами классического функционирования которой служат Франция и Польша, базируется на усиленной роли президента в управлении государством. По мнению некоторых авторов, данный вид наиболее характерен для стран, в которых велика роль главы государства как лидера нации и в которых заметны процессы перехода от парламентской республики к классической президентской. Стоит отметить, что данная форма правления присуща и например, Белорусь, Украине.

Полупарламентская смешанная республика наиболее характерна для стран, в которых проходят процессы «продвижения сильного парламента» и формирования парламентской республики. В данном случае законодательный орган наделен определенной формой вотума недоверия: выдвижение вотума отдельному министру (Уругвай) или премьер-министру с указанием возможного преемника (Германия).

Таким образом, смешанная республика представляет собой особую переходную форму правления, характеризующуюся постепенным усилением парламента или президента. Иногда такую форму правления ошибочно относят к смешанным (или нетипичным) формам управления государством.

Смешанные формы правления .

Как отмечалось ранее, форма правления имеет два основных вида - монархию и республику. Однако многообразие государственных образований и исторически сложившаяся манера управления выделяют особый вид - смешанные формы правления. К ним относят монархии с республиканскими элементами и республики с монархическими признаками.

Монархия с республиканскими элементами бывает следующих типов:

  1. Выборная монархия - в данном случае правитель избирается по принципу ротации. Примером могут служить ОАЭ и Малайзия.
  2. Конституционная монархия , в которой монарх наследует свою власть и является представителем государства, а государственные органы управления избираются народом - примером могут служить Великобритания, Япония, Швеция. Однако, выделение данного типа в вид смешанной формы правления весьма спорно.

Республика с монархическими элементами представлена следующим списком:

  1. Суперпрезидентская - глава государства де-факто обладает полномочиями монарха в Примером может служить Северная Корея
  2. Исламская республика - элементы монархизма воплощаются в неподчинении главы духовной власти воле народа. Ярчайшим примером является Иран

Смешанная республика, примеры и характеристика которой были представлены выше, является особой формой управления страной, позволяющей без особых гражданских потрясений перейти от одного типа правления к другому. При этом конституционные механизмы, действующие в государстве, обеспечивают легальность и легитимность осуществляемого перехода.

  • Литература для более глубокого усвоения темы
  • Тема ш. Политическая власть в системе общественных отношений
  • 1. Власть как общественное явление и её основные характеристики.
  • 2. Структура и функции политической власти.
  • Первый вопрос. Власть как общественное явление и её основные характеристики
  • Второй вопрос. Структура и функции политической власти.
  • 1. Субъекты политической власти.
  • Основные понятия и категории, используемые в данной теме
  • Вопросы для дискуссии и учебные задания
  • Темы докладов, сообщений и рефератов
  • Литература для более глубокого усвоения темы
  • Тема IV. Теория политической системы
  • 1. Основные концепции политической системы.
  • 2. Структура и функции политической системы.
  • 3. Типология политических систем.
  • Первый вопрос. Основные концепции политической системы
  • Второй вопрос. Структура и функции политический системы
  • Третий вопрос. Типология политических систем
  • Основные понятия и категории, используемые в данной теме
  • Вопросы для дискуссии и учебные задания
  • Темы докладов, сообщений и рефератов
  • Литература для более глубокого усвоения темы
  • Тема V. Государство как субъект политики
  • Первый вопрос. Понятие государства и его основные характеристики
  • Второй вопрос. Формы правления и государственного устройства
  • 2. Республика или республиканская форма правления.
  • 3. Смешанные формы правления.
  • Основные понятия и категории, используемые в данной теме
  • Вопросы для дискуссии и учебные задания
  • Темы докладов, сообщений и рефератов
  • Литература для более глубокого усвоения темы
  • Тема VI. Политические режимы современности
  • Первый вопрос. Определение политического режима: сущность и основные характеристики
  • Второй вопрос. Типология политических режимов
  • 1.Тоталитарный политический режим (синоним - тоталитаризм).
  • 3. Демократический политический режим (синоним - демократия).
  • Основные понятия и категории, используемые в данной теме
  • Вопросы для дискуссии и учебные задания
  • Темы докладов, сообщений и рефератов
  • Литература для более глубокого усвоения темы
  • Тема VII. Партии как субъект политической жизни общества
  • Второй вопрос. Типология политических партий и партийных систем
  • Третий вопрос. Становление многопартийности в россии
  • Основные понятия и категории, используемые в данной теме
  • Вопросы для дискуссии и контрольные задания
  • Темы докладов, сообщений и рефератов
  • Литература для более глубокого усвоения темы
  • Тема VII. Политическая элита общества
  • Первый вопрос. Понятие политической элиты: сущность и основные характеристики
  • Второй вопрос. Механизм формирования политической элиты
  • Основные понятия и категории, используемые в данной теме
  • Вопросы для дискуссии и учебные задания
  • Темы докладов, сообщений и рефератов
  • Литература для более глубокого усвоения темы
  • Тема iх. Политическое лидерство
  • Первый вопрос. Политическое лидерство в механизме осуществления власти
  • Второй вопрос. Личность политического лидера
  • Третий вопрос. Типология политического лидерства
  • Основные понятия и категории, используемые в данной теме
  • Вопросы для дискуссии и учебные задания
  • Темы докладов, сообщений и рефератов
  • Литература для более глубокого усвоения темы
  • Тема х. Человек и политика
  • Первый вопрос. Человек и политика
  • Второй вопрос. Типология основных прав и свобод человека
  • Основные понятия и категории, используемые в данной теме
  • Второй вопрос. Типология политических культур
  • Основные понятия и категории, используемые в данной теме
  • Вопросы для дискуссии и учебные задания
  • Темы докладов, сообщений и рефератов
  • Литература для более глубокого усвоения темы
  • Тема хii. Политическая социализация
  • Первый вопрос. Политическая социализация: понятие и основные характеристики
  • Второй вопрос. Этапы политической социализации
  • Основные понятия и категории, используемые в данной теме
  • Вопросы для дискуссии и учебные задания
  • Темы докладов, сообщений и рефератов
  • Литература для более глубокого усвоения темы
  • Тема XIII. Политическое сознание
  • Первый вопрос. Сущность, функции и структура политического сознания
  • Второй вопрос. Формы и типы политического сознания
  • Третий вопрос. Динамика политического сознания в российской политической жизни
  • Основные понятия и категории, используемые в данной теме
  • Вопросы для дискуссии и учебные задания
  • Темы докладов, сообщений и рефератов
  • Литература для более глубокого усвоения темы
  • Тема XIV. Политические идеологии
  • Первый вопрос. Понятие и основные уровни политической идеологии
  • Второй вопрос. Основные политические идеологии современности
  • Основные понятия и категории, используемые в данной теме
  • Вопросы для дискуссии и учебные задания
  • Темы докладов, сообщений и рефератов
  • Литература для более глубокого усвоения темы
  • Тема XV. Мировая политика и международные отношения
  • Первый вопрос. Политика в системе международных отношений
  • Второй вопрос. Международные отношения. Понятие, принципы и тенденции развития
  • Третий вопрос. Внешняя политика, ее функции, цели и средства реализации. Внешняя политика современной россии
  • Основные понятия и категории, используемые в данной теме
  • Вопросы для дискуссии и учебные задания
  • Темы докладов, сообщений и рефератов
  • Литература для более глубокого усвоения темы
  • Тема XVII. Геополитика
  • Первый вопрос. Понятие и основные этапы становления геополитики
  • Второй вопрос. Современные проблемы геополитики
  • 4. Геополитические факторы способствуют объяснению и правильному пониманию тех изменений, которые происходят в политической жизни мирового сообщества.
  • Учебно-методические материалы для самостоятельной работы тематика семинарских занятий Занятие 1. Политология как наука
  • 1. Обязательная литература:
  • 2. Дополнительная литература:
  • Занятие 2. История политических учений
  • 1. Обязательная литература:
  • 2. Дополнительная литература:
  • Занятие 3. Политика в структуре общественной жизни
  • 1. Основная литература:
  • 2. Дополнительная литература:
  • Занятие 4. Власть и властные отношения в политике
  • 1. Обязательная литература:
  • 2. Дополнительная литература:
  • Занятие 5. Политические режимы современности
  • 1. Основная литература:
  • 2. Дополнительная литература:
  • Занятие 6. Политические партии, общественно-политические движения и группы давления как субъекты политики
  • 1. Основная литература:
  • 2. Дополнительная литература:
  • Занятие 7. Политическая элита и политическое лидерство в системе общественных отношений
  • 1. Основная литература:
  • 2. Дополнительная литература:
  • Занятие 8. Международный политический процесс
  • 1. Основная литература:
  • 2. Дополнительная литература:
  • Материалы итогового контроля
  • 1. Контрольные вопросы к экзамену, (зачёту):
  • 2. Тематика контрольных работ (если предусмотрено учебным планом)
  • 3.Список литературы для написания контрольных работ
  • Оглавление
  • Учебное издание
  • 3. Смешанные формы правления.

    Как правило, в политической жизни многих стран, существуют иногда такие формы, которые не укладываются в принятую в науке классификацию. Речь идёт о смешанных формах правления. В которых сочетаются различные элементы, порою противоречивые.

    Итак, имеются, например, формы правления, которые сочетают в себе элементы как парламентской, так и президентской республики. Как отмечается в литературе, примером такой формы правления является V Республика Франции. Конституция Франции 1958 года, сохранив некоторые атрибуты парламентаризма, фактически оформила установление режима личной власти. Центральной фигурой в системе высших органов государственной власти стал президент, наделённый огромными полномочиями и избираемый внепарламентским путём. Вначале он избирался коллегией выборщиков, состоящих из 81 512 человек, из числа которых на долю парламента приходилось менее 1% голосов, а в 1962 году были введены прямые выборы президента.

    Конституция V Республики ограничила применение института парламентской ответственности. Правительство формируется президентом и несёт ответственность только перед ним. Фактическое руководство правительством осуществляет президент, а не премьер. Президент V Республики наделяется не только полномочиями, свойственными главе парламентской республики, но и правами президента президентской республики. Более того, располагая правом роспуска парламента он обладает большей фактической властью, чем глава президентской республики. Таким образом, как полагают исследователи, во Франции существует полупрезидентская республика.

    В некоторых странах существуют и такие формы правления, которые сочетают в себе элементы монархии и республики. Типичным примером такого политико-правового гибрида является форма правления Малайзии.

    По конституции 1957 года Малайзия представляет собой редкую разновидность конституционной монархии - выборную (или избирательную) монархию. Глава Малайзийской Федерации является монархом, но он получает свою власть не в порядке престолонаследования, а избирается сроком на пять лет (в порядке очереди) советом правителей, состоящим из правителей, входящих в федерацию девяти монархических государств.

    Главой Малайзии может быть избран правитель одного из монархических государств, достигший совершеннолетия, если совет правителей подаст за него большинство голосов. Глава государства обладает обычными полномочиями конституционного монарха, но в государстве есть и республиканский элемент, правда, не особенно существенный.

    12 декабря 1993г. в России была принята новая конституция, которая утвердила в нашей стране смешанную форму правления. Правящие круги полагали, что сильная президентская власть (авторитарный режим жёсткого типа) спасёт Россию от социальных и политических потрясений. И лишь после завершения политических и экономических реформ на горизонте России засияет солнце широкого демократического режима в форме парламентской республики. Но, по оценке специалистов, до этого России ещё очень далеко. В течении десятилетий нас ждут авторитарные политические режимы различных оттенков и форм.

    Форма государственного устройства.

    Как указывается в литературе, под формой государственного устройства обычно понимается национально-территориальная организация государства, а также принципы взаимоотношения центральных и местных органов власти. Вопрос о государственном устройстве - это вопрос о том, как организована территория данного государства, из каких частей оно состоит и каково их правовое положение. Данная форма может быть различной и связана с воздействием нескольких факторов. Любое государство расположено на определённой территории, где проживают граждане этого государства или подданные (если это монархия). Для организации экономической жизни, защиты граждан, сбора налогов и т.д. государство ведёт разнообразную деятельность, которая весьма усложняется, а зачастую, становится просто невозможной при достаточно большой численности населения и больших размерах территории.

    Возникает необходимость деления территории на округа, кантоны, штаты, края, области, губернии и т.д. и создания на этих территориальных образованиях местных органов власти с обязательным разделением полномочий между центральными и местными органами власти и управления.

    Кроме того, население того или иного государства бывает многонациональным. Причём каждая народность, нация обычно имеет свои национальные традиции, культурные, языковые или иные национальные потребности, собственный исторический опыт государственности. Поэтому при государственном устройстве приходится учитывать и этот важный аспект.

    Как отмечается в литературе, на территориальное устройство государства зачастую влияют субъективные и даже случайные факторы - политико-правовые подражания (к сожалению, это довольно распространено в нашей стране), колониальное воздействие, политические интересы и многое другое.

    Обычно выделяются следующие формы государственного устройства:

      унитарное государство;

      федеративное государство;

      конфедерация государств;

      содружество государств.

    1. Унитарная форма государственного устройства характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Полномочия верховных государственных органов распространяются на всю территорию страны. Осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой либо косвенный контроль над местными органами. Все административно-территориальные единицы имеют одинаковый статус и равное положение по отношению к центральным органам власти и не обладают какой-либо политической самостоятельностью.

    По всей стране существует: 1) единое гражданство, 2) единая система права, 3) единая судебная система, 4) единая система налогов.

    В зависимости от того, какой вид контроля осуществляет центральная власть за местными органами управления, унитарные государства делятся на: централизованные и децентрализованные . К характерным унитарным государствам современного мира можно отнести следующие: Францию, Швецию, Норвегию, Финляндию, Грецию, Португалию, подавляющее большинство стран Латинской Америки и Африки, Камбоджу, Лаос, Таиланд, Японию и ряд других.

    2. Федеративная форма государственного устройства в отличие от унитарной сложна и многолика и в каждом отдельном случае обладает уникальными специфическими особенностями. Несмотря на преобладание в мире унитаризма, федерация достаточно широко распространена среди современных государств и существует в США, Канаде, Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Мексике, ФРГ, Австралийском Союзе, Пакистане, России, Индии и других странах.

    Федерация представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определённой политической самостоятельностью. Составляющие федеративное государство государственные образования (штаты, земли, провинции, кантоны, области) являются субъектами федерации и имеют своё собственное административно-территориальное деление.

    Федеративная форма государственного устройства обладает следующими признаками:

    В отличие от унитарного государства территория федеративного государства в политико-административном отношении не представляет собой одного целого - она состоит из территорий субъектов федераций. В некоторых федерациях имеются наряду с государственными образованиями и такие территории, которые не являются субъектами федерации. В США в самостоятельную единицу выделен федеральный округ Колумбия, в пределах которого расположена столица - Вашингтон. Бразилия по конституции 1869 года состоит из штатов, федеральных округов и двух особых территорий. В Индии наряду с 26 штатами имеются территории центрального подчинения.

    Государственные образования, входящие в федерацию, не являются государствами в собственном смысле слова, ибо они не обладают суверенитетом, под которым следует понимать свойство государственной власти быть независимой в сфере как внутренних, так и внешних отношений. Субъекты федерации лишены права участия в международных соглашениях.

    В случае нарушения федеральной конституции центральная власть имеет право принимать принудительные меры по отношению к субъектам федерации. Это право центральной власти может быть закреплено в конституции (Индия, Аргентина, Венесуэла), но даже в тех случаях, когда подобная норма в конституции не оговорена, центральная власть всегда имеет возможность силой принудить субъект федерации к повиновению.

    Субъекты федерации не обладают правом одностороннего выхода из союза, хотя реально и могут осуществить этот выход, что получило название сецессии. Примерами сецессии являются: Гражданская война в США, сецессия Сенегала из федерации Мали, сецессия Сингапура из федерации Малайзии, сецессия Бангладеш из Пакистана, сецессия Чечни из России ещё больше было неудачных попыток осуществления сецессии.

    Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью. Наделение субъектов федерации учредительной властью обычно закрепляется в соответствующих положениях федеральной конституции. Однако, многие федерации устанавливают принципы субординации, согласно которым конституция субъектов федерации должна полностью соответствовать федеральным конституциям.

    Субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов. Последние действуют на территории субъекта федерации и должны соответствовать союзному законодательству. Принцип приоритета союзного законодательства является всеобщим для всех без исключения федераций.

    Субъекты федерации могут иметь свою собственную правовую и судебную систему. Как правило, федеративная судебная система строится по единому образцу (независимо от числа членов федерации).

    Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и соответствующего государственного образования. Система двойного гражданства закрепляется большинством федеративных государств.

    Длительное время обязательным признаком федерального государства считалась двухпалатная структура федерального парламента (бикамерализм). Высший законодательный орган федеративного государства, как правило, состоит из двух палат: первая представляет население страны в целом, а вторая - субъекты федерации.

    Исключения из этого общего правила появились только после второй мировой войны в связи с образованием молодых независимых государств (например, Пакистан до 1963года). В настоящее время во всех федеративных государствах применяется бикамерализм.

    С точки зрения конституционного закрепления федерации делятся на два вида: национально-государственные (республики); административно-территориальные (области).

    С точки зрения реального соотношения сил, сложившегося между центром и субъектами федерации, политологи выделяют следующие виды федерализма:

    Квази-федерализм. Федеративное государственное устройство существует практически только на уровне законов, которые в реальной политической жизни не действуют. Сохраняется практически полный диктат центра.

    Классический федерализм. Основным его принципом является такое разделение власти между центральным и региональными правительствами, при котором каждое из них в пределах своей компетенции самостоятельно координирует свои действия в условиях относительной автономии.

    Чрезвычайный федерализм. Существует в период социальных и экономических потрясений (войны, «великая депрессия» и т.п.). В это случае субъекты федерации добровольно передают часть своей компетенции центру на определённый период времени.

    Федерализм с двойным лицом. Субъекты федерации находятся в данном случае в неравном правовом положении, имею различный конституционный статус. Соответственно их реальные права и возможности в значительной степени различаются.

    Национально-культурный федерализм. Одна из основных целей (функций) создания федеративного государства - это предоставление автономии определённым группам населения, таким как религиозные и этнические меньшинства, особенно в тех случаях, когда они образуют ярко выраженные субобщности в плюралистическом обществе.

    Для анализа этой функции федерализма целесообразно использовать предлагаемое Чарльзом Тарлтоном различие между конгруэнтным и неконгруэнтным федерализмом.

    Конгруэнтные федерации состоят из территориальных единиц, социальный и культурный состав которых близок в каждом из субъектов федерации и в федерации в целом. Соответственно, неконгруэнтные федерации состоят из субъектов, социальные и культурные характеристики которых сильно отличаются друг от друга и от федерации в целом.

    К конгруэнтным федерациям можно отнести, например, Австралию, Австрию, Германию, США; к неконгруэнтным - Россию, Канаду, Швейцарию, Бельгию. Необходимо отметить, что именно в неконгруэнтных федерациях особенно сильно обычно проявляются тенденции сепаратизма. Видимо, неслучайно к неконгруэнтным относились и распавшиеся федерации Советского Союза, Югославии, Чехословакии. С огромным трудом сохраняет в своём составе франкоязычный Квебек Канада, весьма сильны сепаратистские настроения в ряде штатов Индии.

    Социологический федерализм. Нередко концепция федерализма распространяется и на те случаи, когда автономия предоставляется частным или общественным организациям, которые представляют определённые чётко выраженные группы в обществе. Так, в Австрии, Бельгии и Нидерландах центральные правительства давно признали и оказывают финансовую помощь различным ассоциациям, особенно в сфере образования, здравоохранения и средств массовой информации, которые были созданы основными религиозными и идеологическими субобществами: католиками, протестантами, социалистами, либералами. Этот тип федерализма иногда называют социологическим федерализмом.

    В России в настоящее время субъектами федерации объявлены входящие в её состав 21 республика, 6 краёв, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов - всего 89 субъектов.

    Конституция закрепила преобразование России в подлинно федеративное государство, провозгласив равноправие субъектов как между собой, так и в отношениях с федеральной властью. Однако само по себе такое конституционное закрепление является лишь необходимой базой для решения проблем национально-государственного устройства России. Что же касается реальной системы функционирования федеральных отношений, то здесь существует целый ряд серьёзных проблем.

    Исследователи отмечают следующие проблемы, стоящие перед Российской Федерацией:

      интенсивная территориальная дезинтеграция России: политическое, хозяйственное, культурно-этническое и иное обособление региональных элементов единого государственного организма;

      сохранение реального различия в статусе между республиками и регионами РФ;

      наличие в составе ряда краёв и областей национальных округов, также являющихся субъектами федерации;

      региональное нормотворчество, нередко вступающее в противоречие с федеральной конституцией и федеральными законами;

      «идеология» экономического сепаратизма: появление территорий с льготными, особыми режимами природопользования, хозяйствования, налогообложения и т.п., охватившее почти четверть пространства России и около трети её экономического и ресурсного потенциала;

      изменение региональных приоритетов России в результате продолжающихся геополитических сдвигов: неизмеримо возросла доля северных и тихоокеанских территорий, требующих солидной государственной поддержки;

      возрастание противоречий между «бедными» (дотационными) и богатыми регионами;

      усложнение процесса обеспечения управляемости субъектов федерации со стороны центра в результате проведения региональных выборов.

    От успешного и своевременного решения данных проблем зависит само существование Российской Федерации.

    3. Конфедеративная форма государственного устройства. Конфедеративные союзы представляют собой добровольный союз независимых суверенных государств, имеющих все атрибуты независимого государства (герб, гимн, столица, валюта, конституция, единое гражданство, единая система права, единая судебная система). Каждое из входящих в конфедерацию государств является независимым государством, но между ними имеется и общее: единая валюта, единое гражданство, единая таможня, единое экономическое пространство. Примером современной, процветающей и динамично развивающейся конфедерации является ЕЭС. Суверенные государства Западной Европы, входящие в ЕЭС, идут по пути политической, экономической, духовной и научной интеграции, обеспечивающей всем участникам бурное экономическое развитие.

    4. Содружество . Это ещё более редкое и аморфное организационное объединение государств, характеризующихся наличием общих признаков и определённой степенью однородности (например, СНГ). Это не государство, а своеобразное объединение независимых государств, в основе которого могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация и т.д. В содружестве могут создаваться надгосударственные организации, но не для управления, а для координации действий государств. Денежные средства объединяются добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут необходимыми и достаточными.

    Резюмируем наиболее важные положения данной темы. Итак, государство - это публичная, нормативно выраженная и признаваемая людьми властная сила общества, выступающая в качестве важнейшего элемента его политической системы, это политический институт, созданный для устойчивого воспроизводства политики, организации жизнедеятельности общества в целом, для реализации властнозначимых потребностей правящих классов, других социальных групп и слоёв населения. Неотъемлемыми признаками государства являются: публичная власть, территория, население.

    Сущность государства определяется: 1) структурой, 2) приоритетными функциями, 3) политическим режимом, 4) социально-экономической, классовой природой, 5) устойчивостью политической жизни, 6) тенденциями в развитии, 7) формой правления, 8) формой государственного устройства.

    С точки зрения приоритетных функций, господствующих в деятельности тех или иных государств, выделяются: военно-полицейские, социальные и правовые государства.

    Под формой правления понимается организация государственной власти. Выделяют следующие формы правления: 1. Монархии (абсолютные, дуалистические, конституционные); 2. Республики (президентские, парламентские); 3. Смешанные формы.

    Под формой государственного устройства понимается национально-территориальная организация государства. К основным формам государственного устройства относят: унитарное государство, федеративное государство, конфедерацию и содружество государств.

    __________________________________________________________

      Атаманчук Г.В. Методологические предпосылки концепции государственной службы Российской Федерации// Государственная служба Российской Федерации: первые шаги и перспективы. М., 1997. С. 3-12.

      Богомолов О. Где искать философский камень роста?// Проблемы теории и практики управления. 1997. № 4. С. 25-33.

      Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан: Очерки политической социологии капитализма. М., 1985.

      Валовой Д. О причинах рекордного кризиса российской экономики и путях его преодоления// Проблемы теории и практики управления. 1997. №2. С. 52 - 57.

      Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. Как отделить собственность от власти и повысить благосостояние россиян. СПб., 1997.

      Государственное и муниципальное управление: учебное пособие/ Под ред. А.Я. Пономарёва. СПб., 1997.

      Громыко А.Л. Политические режимы. М., 1994.

      Захаров С.В. Население// Россия: Энциклопедический справочник/ Под ред. А.П. Горкина. М., 1998. С. 57-73.

      Интрилигейтор М.Д. Чему Россия могла бы поучиться у Китая при переходе к рыночной экономике// Проблемы теории и практики управления. 1997. № 3. с.34-38.

      Карамышева Н.А. Государство как политический институт //Политология: Учебное пособие для высших учебных заведений/Под ред. Г.В. Полунинной. М., 1996. С. 117-135.

      Котц Д.М. Уроки пятилетней экономической трансформации в России// Проблемы теории и практики управления. 1997. № 4. с. 36-41.

      Мухаев Р.Т. Основы политологии: Учебник для средней школы. М., 1996.

      Политология: Альбом схем/ Сост.: Е.В. Макаренков, В.И. Сушков. М., 1998.

      Руткевич М.Н. Процессы социальной деградации в российском обществе// Социс. 1998. № 6. С. 3-12.

      Семашко Л.М. Сферный подход. СПб., 1992.

      Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства// К.Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 21. С. 23 - 178.

      Эфендиев А. Г. Базисные элементы социальной жизни //Основы социологии. Курс лекций. Изд. 2-е, испр. Часть 1 /Отв. ред. А.Г. Эфендиев. М., 1994. С. 88-134.

    2.1.3 Смешанные формы правления

    В практике государственного строительства зарубежных стран иногда встречаются такие формы правления, которые не укладываются в принятую в науке конституционного (государственного) права классификацию. Речь идет о смешанных формах правления, в которых сочетаются различные элементы, порою крайне противоречивые.

    Существуют такие формы правления, которые сочетают в себе элементы как парламентарной, так и президентской республик. Наиболее типичным примеров смешанной республиканской формы правления является V Республика Франции. По конституции Франции 1958 года президент избирается гражданами и руководит правительством, что характерно для президентской республики. В то же время, назначаемое им правительство должно пользоваться доверием нижней палаты парламента, что характерно для парламентарной республики. Вместе с тем президент может распускать национальное собрание по своему усмотрению, что не характерно ни для той, ни для другой разновидности республиканской формы правления.

    Как показал опыт, эта форма правления эффективна при условии, что правительство, опирающееся на парламентское большинство, и президент придерживаются одной политической ориентации. В противном случае между Президентом, с одной стороны, и Премьер-министром и парламентским большинством, - с другой, может возникнуть конфликт, для разрешения которого не всегда достаточно конституционных средств.

    В целом ряде стран президент избирается гражданами, что характерно для президентской республики, и имеет ряд полномочий, дающих ему возможность активно вторгаться в политический процесс, однако на практике он ими не пользуется.

    Существуют и такие форма правления, которые сочетают в себе элементы монархии и республики. Типичным примером является форма правления Малайзии. По конституции 1957г Малайзия представляет собой редкую разновидность конституционной монархии - выборную (избирательную) монархию. Глава Малазийской Федерации является монархом, но он получает свою власть не в порядке престолонаследия, а избирается сроком на 5 лет советом правителей, входящих в состав федерации 9-ти монархических государств.

    Согласно конституции монарх назначает премьер-министра, а по его совету - министров, но это чисто формальное положение, т.к. правительство Федерации Малайзия несет коллективную ответственность за свою деятельность перед парламентом. Форма правления в Малайзии - сочетание монархии и республики, но республиканский элемент не существенен.

    2.2 Виды форм государственного устройства

    Следующим элементом формы государства является форма государственного устройства.

    Под формой государственного устройства понимается структура государственности. То есть именно в категории "форма государственного устройства" находит выражение территориальное деление и структура государства, закрепление за ним определенной территории.

    В отличие от формы правления организация государства рассматривается здесь с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.

    Форма государственного устройства показывает:

    Из каких частей состоит внутренняя структура государства;

    Каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;

    Как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

    В какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

    Исторически сложилось три "классических" формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.).

    Итак, первый из трех видов формы государственного устройства: унитарное государство.

    2.2.1 Унитарная форма государственного устройства

    Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих странах. Она характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция (функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов.

    Все административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам. Они могут иметь в своей основе юридические акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение (например, уставы). Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. Однако в области хозяйственной, социально-культурной их полномочия могут быть достаточно широкими, позволяющими осуществлять управление территорией, учитывая при этом ее особенности.

    Далее - единое гражданство. Население унитарного государства имеет единую государственную принадлежность. Никакие административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют и не могут иметь.

    Для унитарного государства характерной является единая система права. Ее базу образует единая Конституция - Основной закон, нормы которого применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий и ограничений. Местные органы власти обязаны применять и все другие нормативные акты, принимаемые центральными органами власти. Их собственная норма, устанавливающая деятельность имеет сугубо подчиненный характер, распространяется на соответствующую локальную территорию.

    В унитарном государстве действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных образований нормами материального и процессуального права. Судебные органы, как впрочем и все другие правоохранительные органы, представляют собой звенья единой централизованной системы.

    В унитарном государстве используется одноканальная система налогов. Как правило, налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные регионы.

    Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой либо косвенный контроль над местными органами.

    Присущая всем унитарным государствам централизация может проявляться в разных формах и в разной степени. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначаемыми представителями центральной власти. В других государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти. В зависимости от того, какой вид контроля осуществляет центральная власть за местными органами, различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. В некоторых же унитарных государствах используется предоставление более льготного правового статуса одной или нескольким административно-территориальным единицам. Такое унитарное государство характеризуется наличием административной автономии для некоторых структурных территориальных подразделений. Указанная форма государственного устройства находит применение там, где требуется учет специфических интересов территориальных единиц (национальных, этнических, географических, исторических и др.) Права по самоуправлению у автономных образований несколько шире, чем у населения обычных административно-территориальных единиц. Однако самостоятельность автономий допускается только в пределах, установленных центральной властью.

    Унитаризм по сравнению с феодальной раздробленностью на уделы, княжества, иной партикуляризм - явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию буржуазных экономических отношений. Однако с развитием капитализма, научно-технического прогресса, появлением глобальных экологических проблем и другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и их образований - федераций, конфедераций, содружеств и т. д.... двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя). Вопрос 2. Соотношение типа и формы государства В отечественном государствоведении политический режим нередко рассматривается в качестве еще одной – после формы правления и формы государственного устройства – характеристики государства, раскрывающей совокупность методов осуществления государственной власти. ...

    То, как бы справедлив и умерен он ни был, все-таки само равенство это не справедливо, раз при нем нет ступеней в общественном положении”. Основной порок простых форм государства состоит, согласно Цицерону, в том, что все они неизбежно, в силу присущей им односторонности и неустойчивости, находятся на “обрывистом и скользком пути”, ведущем к несчастью. Царская власть, чреватая произволом...

    Тельность и собственную ответственность правительству, глава которого занимает самостоятельное высокое положение среди выс- ших должностных лиц страны. 2II. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА КОНКРЕТНО ДЛЯ СТРАНЫ ИНДИЯ 2II.1. Политический режим Индия - демократическое государство. Среди властных органов центральное место занимают парламенты и Президент. Члены парламента Народной палаты (Лок сабха) ...

    Нетипичные (смешанные) формы правления

    • Монархия с республиканскими элементами («республиканская монархия», выборная) - такая монархия имеет главный республиканский признак - систематическую выборность главы государства, однако им не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из нескольких монархов - правителей составных частей федерации . Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (7 эмиратов ОАЭ) или некоторые составные части государства (9 из 13 штатов Малайзии) представляют собой наследственные монархии. Глава государства в целом формируется путем выборов между монархами, возглавляющими тот или иной субъект федерации. При этом срок его полномочий чётко оговаривается (в обоих государствах он составляет 5 лет), и по истечении указанного срока полномочий монарх избирается вновь.
    • Республика с монархическими элементами («монархическая республика», суперпрезидентская) - в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии - несменяемость главы государства . Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителем, более того возможна передача власти по наследству. Впервые пожизненным президентом стал Сукарно в Индонезии, затем пожизненный пост стал занимать президент Югославии Тито, в настоящее время встречается в некоторых странах Азии и Африки (КНДР, Туркменистан при Ниязове, Гамбия).
    • Теократическая республика (исламская республика) - особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с Конституцией 1979 г. главой государства является Рахбар - высшее духовное лицо, которое не избирается населением, а назначается специальным религиозным советом (Совет экспертов), состоящим из влиятельных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет избираемый президент, а законодательную - однопалатный парламент (Меджлис). Кандидатура президента, а также все члены правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются Советом стражей конституции, который также проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву и имеет право наложить вето на любое решение Меджлиса.

    Домашнее задание

    Абсолютная монархия Конституционная монархия
    Дуалистическая монархия Парламентарная монархия
    1. Принадлежность законодательной власти монарху разделена между монархом и парламентом парламенту
    2. Осуществление исполнительной власти монарх формально - монарх, фактически - правительство
    3. Назначение главы правительства монарх формально - монарх, но с учётом парламентских выборов
    перед монархом перед парламентом
    5. Право роспуска парламента нет парламента у монарха (неограниченное) у монарха (по рекомендации правительства)
    6. Право вето монарха на решения парламента нет парламента абсолютное вето
    7. Чрезвычайно-указное законодательство монарха неограниченное (указ монарха имеет силу закона) только в период между сессиями парламента предусмотрено, но не используется
    8. Современные страны Саудовская Аравия, Оман Иордания, Кувейт, Марокко Великобритания, Испания, Нидерланды
    Парламентская республика Президентская республика Смешанная республика
    1. Статус президента должность символична, осуществляет представительские функции, все действия и принимаемые акты требуют контрассигнатуры одновременно глава государства и глава исполнительной власти глава государства, но выведен из системы разделения властей, является арбитром и гарантом Конституции
    2. Способ избрания президента мандат получает от парламента мандат получает от народа в ходе всеобщих выборов
    3. Порядок формирования правительства парламентом на основе парламентского большинства президентом совместно президентом и парламентом (парламент представляет кандидатуру премьер-министра, а президент его утверждает)
    4. Ответственность правительства перед парламентом перед президентом (парламент может выразить вотум недоверия) одновременно перед президентом и парламентом
    5. Наличие у президента законодательной инициативы отсутствует обладает как правило не обладает, но в некоторых странах такое право есть
    6. Право вето президента на решения парламента отсутствует сильное право вето (преодолевается квалифицированным большинством парламента) как правило слабое право вето (преодолевается простым большинством парламента), в некоторых странах у президента может быть сильное право вето
    7. Право президента распустить парламент используется в крайнем случае, когда иным образом разрешить проблему невозможно отсутствует обладает
    8. Наличие поста премьер-министра имеется отсутствует имеется
    9. Современные страны ФРГ, Италия, Австрия США, Аргентина, Мексика Франция, Румыния, Россия

    § 3. Форма государственного устройства. Одним из составляющих элементов формы государства является форма государственного устройства, выражающая территориальную организацию государства.

    История становления и развития государства определяет три способа деления государства по территориальному признаку: административно-территориальные единицы, национально-государственные образования, суверенное деление. В зависимости от этих способов и определяется форма государственного устройства.

    Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств.

    Существуют две формы государственного устройства: унитарные государства и федерации.

    Унитарное государство - простое государство, подразделяемое по административно-территориальному принципу. В составе унитарного государства образуются территориальные единицы, не обладающие статусом государственного образования.

    Признаками унитарного государства являются: единые конституция и законодательство, единая правовая и судебная система, единая система органов государственной власти, единое гражданство. Органы управления административно-территориальных образований подчиняются центральным органам государственной власти. Право принятия законов принадлежит только высшим законодательным органам, хотя в административно-территориальных образованиях могут действовать представительные органы государственной власти, полномочные издавать нормативно-правовые акты, которые носят подзаконный характер и должны соответствовать всем требованиям законов.

    Унитарные государства могут иметь в своем составе автономии. Автономией признается самоуправляемая территория, образованная по национальному, религиозному или иному признаку. Для примера можно выделить автономии в Испании, где существуют и национальные (Каталония, Баскония), и территориальные (Галисия) автономии. Унитарные государства сформировались в странах с мононациональным населением, хотя некоторые из них, например, Испания, могут иметь в своем составе инонациональные образования, пользующиеся автономией.

    На первый взгляд унитарные государства имеют простую структуру, что облегчает проблемы решения территориальных проблем. Но не нужно забывать, что при этом могут не учитываться различные особенности территориальной, национальной, географической, исторической и иной организации государства, это может повлечь нарушение прав населения регионов.

    Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:

    · характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;

    · объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;

    Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

    Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного - Королевство Испания.

    Иногда выделяют:

    · государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым),

    · государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))

    · государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).

    Централизованные унитарные государства (Великобритания, Швеция, Дания и пр.) могут представлять широкую самостоятельность (самоуправление) местным органам власти. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и направлены на выполнение решений центра.

    В децентрализованном унитарном государстве(Франция, Италия, Испания) крупные регионы пользуются значительной автономией и даже имеют свои парламенты, правительства и самостоятельно решают переданные им центральными органами вопросы, особенно в области образования, охраны общественного порядка и др


    Европа Азия Африка Латинская Америка Океания
    1. Албания 2. Андорра 3. Беларусь 4. Болгария 5. Ватикан 6. Великобритания 7. Венгрия 8. Греция 9. Дания 10. Ирландия 11. Исландия 12. Испания 13. Италия 14. Латвия 15. Литва 16. Лихтенштейн 17. Люксембург 18. Македония 19. Мальта 20. Молдавия 21. Монако 22. Нидерланды 23. Норвегия 24. Польша 25. Португалия 26. Румыния 27. Сан-Марино 28. Сербия 29. Словакия 30. Словения 31. Украина 32. Финляндия 33. Франция 34. Хорватия 35. Черногория 36. Чехия 37. Швеция 38. Эстония 1. Азербайджан 2. Армения 3. Афганистан 4. Бангладеш 5. Бахрейн 6. Бруней 7. Бутан 8. Восточный Тимор 9. Вьетнам 10. Грузия 11. Израиль 12. Индонезия 13. Иордания 14. Иран 15. Йемен 16. Казахстан 17. Камбоджа 18. Катар 19. Кипр 20. Киргизия 21. Китай 22. Кувейт 23. Лаос 24. Ливан 25. Мальдивы 26. Монголия 27. Мьянма 28. Оман 29. Саудовская Аравия 30. Северная Корея 31. Сингапур 32. Сирия 33. Таджикистан 34. Таиланд 35. Туркменистан 36. Турция 37. Узбекистан 38. Филиппины 39. Шри-Ланка 40. Южная Корея 41.Япония 1. Алжир 2. Ангола 3. Бенин 4. Ботсвана 5. Буркина Фасо 6. Бурунди 7. Габон 8. Гамбия 9. Гана 10. Гвинея 11. Гвинея-Бисау 12. Джибути 13. Египет 14. Замбия 15. Зимбабве 16. Кабо-Верде 17. Камерун 18. Кения 19. Конго (Браззавиль) 20. Конго (Киншаса) 21. Кот-д’Ивуар 22. Лесото 23. Либерия 24. Ливия 25. Маврикий 26. Мавритания 27. Мадагаскар 28. Малави 29. Мали 30. Марокко 31. Мозамбик 32. Намибия 33. Нигер 34. Руанда 35. Сан-Томе и Принсипи 36. Свазиленд 37. Сейшелы 38. Сенегал 39. Сомали 40. Сьерра-Леоне 41. Танзания 42. Того 43. Тунис 44. Уганда 45. Центральноафриканская Республика 46. Чад 47. Экваториальная Гвинея 48. Эритрея 49.Южно-Африканская Республика 1. Антигуа и Барбуда 2. Багамы 3. Барбадос 4. Белиз 5. Боливия 6. Гаити 7. Гайана 8. Гватемала 9. Гондурас 10. Гренада 11. Доминиканская Республика 12. Колумбия 13. Коста-Рика 14. Куба 15. Никарагуа 16. Панама 17. Парагвай 18. Перу 19. Сальвадор 20. Сент-Винсент и Гренадины 21. Сент-Люсия 22. Доминика 23. Суринам 24. Тринидад и Тобаго 25. Уругвай 26. Чили 27. Эквадор 28.Ямайка 1. Вануату 2. Кирибати 3. Маршалловы острова 4. Науру 5. Новая Зеландия 6. Палау 7. Папуа-Новая Гвинея 8. Самоа 9. Соломоновы острова 10. Тонга 11. Тувалу 12. Фиджи
    Европа Азия Африка Америка Австралия и океания
    1. Австрийская Республика 2. Российская Федерация 3. Федеративная Республика Германия 4. Швейцарская Конфедерация 5. Королевство Бельгия 6. Федерация Боснии и Герцеговины 1. Исламская Республика Пакистан 2. Малайзия 3. Объединённые Арабские Эмираты 4. Республика Индия 5. Республика Ирак 6. Российская Федерация 1. Судан 2. Республика Южный Судан 3. Союз Коморы 4. Федеративная Демократическая Республика Эфиопия 5. Федеративная Республика Нигерия 1. Аргентинская Республика 2. Боливарианская Республика Венесуэла 3. Канада 4. Мексиканские Соединённые Штаты 5. Соединённые Штаты Америки 6. Федеративная Республика Бразилия 7. Федерация Сент-Китс и Невис 1. Австралийский Союз 2. Федеративные Штаты Микронезии 3. Палау

    Другой формой государственного устройства является федерация. Федеративное государство - сложное государство, состоящее из субъектов (государств), обладающих политической и юридической самостоятельностью и объединившихся для решения общих целей и задач. Федерация образуется по территориальному или национальному принципу, либо используются оба этих принципа и образуются так называемые смешанные федерации.

    Территориальные федерации (США, Германия) исторически оказались более прочными и устойчивыми, чем национальные федерации (СССР, Чехословакия, Югославия), которые в итоге распались на суверенные государства.

    Для федерации характерны следующие признаки: юридическая и политическая самостоятельность субъектов, выражающаяся в наличии у субъектов собственной конституции (устава) и законодательной системы; наличие высших органов государственной власти субъектов федерации, двойное гражданство - гражданство федерации и субъектов федерации.

    Федерация может быть образована на основе конституции (конституционная федерация), например, так образовалась Бельгия или Германия, а также на договорной основе (договорные федерации).

    Ряд федераций образуются на основе и конституции, и договора, например, Российская Федерация в современном виде после распада СССР образовалась на основе Конституции РФ 1993 г. и Федеративного договора 1992 г., действующего в части, не противоречащей Конституции.

    Субъектами федерации являются государства и иные национально-государственные или административно-территориальные образования. Их количество может быть различно. Так в составе США пятьдесят штатов, ФРГ - шестнадцать земель, Швейцарии - двадцать три кантона.

    В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

    При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно.

    Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

    · Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик, земель и т.д.

    · В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.

    · В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

    · В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство федеральных единиц .

    · Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).

    · Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

    Виды федераций

    По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

    · Симметричные

    · Aсимметричные

    В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в ассиметричных - конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия, Российская Федерация). Абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

    По особенностям формирования федерации выделяют:

    · территориальные

    · национальные

    · смешанные

    При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например Соединённые Штаты Америки, Германия), в национальных - по национальному признаку (например бывшие Союз Советских Социалистических Республик, Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идет по обоим признакам (например Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

    По способу образования федерации делятся на:

    · договорные

    · конституционные

    Конституционные федерации возникают на базе ранее существовавшего единого государства. Вопреки распространенному заблуждению, в конституциях таких государств, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например Германия, Бразилия, Россия).

    Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (например, в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании СССР).

    степень централизации:

    · централизованные (Аргентина, Индия)

    · децентрализованные (Швейцария, США)

    В составе Российской Федерации находятся восемьдесят три субъектов: двадцать одна республика (они обладают статусом государства), шесть краев, сорок девять областей, два города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), десять автономных округов и одна автономная область.

    Территории субъектов образуют в совокупности территорию федерации. Федерация должна обеспечивать целостность и неприкосновенность ее территории. В современных конституциях федеративных государств не предусматривается право выхода субъектов из состава федерации. Однако это не аксиома, например, в СССР по Конституции республики имели право выхода из состава государства, но до поры до времени им не пользовались.

    Особенность федеративного государственного устройства выражается в наличии двухпалатного парламента. При этом верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, а нижняя палата непосредственно интересы населения. Данная схема позволяет отстаивать законодательные интересы субъектов и выстраивать разумный баланс в парламенте. В Российской Федерации парламент - Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации, он состоит из представителей субъектов РФ, и Государственной Думы, представляющей интересы всего населения России.

    Одним из сложных и проблемных вопросов в федерации является разграничение полномочий между двумя уровнями власти. В различных государствах мира эти вопросы решаются по-разному. В Конституции США закреплена исключительная компетенция федерации и остаточная компетенция субъектов федерации. Конституции Мексики и Канады устанавливают предметы исключительного ведения федерации и предметы исключительного ведения субъектов. В Германии, Индии, а также в России на конституционном уровне закреплены предметы совместного ведения федерации и ее субъектов.

    В Конституции РФ в ст. 71 закреплена исключительная компетенции РФ, в ст. 72 предмет совместного ведения федерации и субъектов РФ, а ст. 73 закрепляет остаточную компетенцию субъектов федерации.

    Помимо вышеуказанных форм государства исторически существует такая форма объединения государств, как конфедерация. Конфедерация сочетает в себе признаки международно-правового механизма и внутри-государственной организации. Конфедерация - это союз суверенных государств, объединившихся для достижения целей экономического, военного или иного характера. Конфедерация как форма межгосударственного единства носит, по сути, временный характер. Однако в мировой истории достаточно случаев развития конфедерации и иных отношений и превращения их в федеративные. При образовании государства через конфедерацию прошли США, Нидерланды, Германия и ряд других стран. Швейцария до сих пор именуется как Швейцарская конфедерация, хотя уже давно по содержанию является федеративным государством.

    В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо преобразуется в федерацию.

    Для конфедерации характерно наличие нескольких отличительных признаков: договорное закрепление конфедеративных отношений; со хранение суверенитета за каждым из субъектов конфедерации и отсутствие суверенитета у всей конфедерации в целом; образование общих органов власти и управления под конкретные задачи; наличие права выхода субъектов из состава конфедерации; право субъектов отменить действие актов общих органов на своей территории (нуллификации), конфедерация не имеет общей конституции и общего гражданства. Страны-участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор.

    В современном мире образование конфедерации в принципе возможно, хотя и достаточно трудно ввиду процессов общей интеграции мирового сообщества. Как конфедерация задумывалось образование Содружества Независимых Государств на базе прекратившего существование СССР. Но со временем мы все более приходим к выводу о виртуальности этого межгосударственного образования. Каждая из стран - участниц СНГ в период образования была озабочена собственными проблемами. В результате созданные общие органы управления так и не стали эффективно работать, ни одного серьезного решения на уровне СНГ так и не было принято. Позитивным моментом являлось то, что на базе СНГ со временем образовались межгосударственные объединения: Союз России и Белоруссии, экономические сообщества.

    Подводя итог рассмотрению форм государственного устройства, необходимо отметить, что достаточно сложно говорить о единой оптимальной форме государства. Слишком много факторов должны быть учтены при определении и развитии территориальной организации государства.

    Так, Россия на протяжении своей истории сменила множество форм территориального устройства, достигнув уровня многонациональной федерации. Данная форма наиболее сложна для построения территориальных отношений и потому проблемы федеративной государственности в России являются актуальными и значимыми. Реформирование федеративных отношений в будущем РФ неизбежно, при этом мы должны учесть позитивный опыт своей истории и других государств.

    § 4. Политический режим

    Форма правления и форма государственного устройства важны для комплексной характеристики государства, но они зачастую не отражают его внутреннего содержания, взаимоотношений между гражданским обществом и государством, особенностей осуществления государственной власти. Для этого существует такой элемент формы государства как политически режим.

    Политический режим - совокупность средств и способов осуществления государственной власти, регулирования взаимоотношений государства и общества.

    Политический режим часто отождествляют с государственно-правовым режимом, что оправданно, поскольку политический режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении функций государственные органы взаимодействуют с населением, общественными объединениями, политическими партиями и Футими элементами политической системы.

    Политический режим, по сути, является индикатором развития де­мократии в стране, отражает состояние политической системы. Госу-" дарство является центральным элементом политической системы, оли­цетворяет публичную власть и представляет общество. Реализуя свои [ функции с помощью государственного механизма, государство приме­няет широкий арсенал средств, способов и приемов разрешительного, стимулирующего, ограничительного характера, воздействия на другие элементы политической системы, в особенности наличность.

    В зависимости от средств и способов различают демократический и антидемократический политический режим.

    Демократия - политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.

    Выделяют следующие типы демократии.

    • Имитационная демократия
    • Либеральная демократия
    • Представительная демократия
    • Прямая демократия
    • Протективная демократия
    • Развивающая демократия
    • Модель отмирания государства
    • Соревновательный элитаризм
    • Плюралистическая демократия
    • Легальная демократия
    • Партиципаторная демократия
    • Электронная демократия

    Демократический политический режим характеризуется признанием, соблюдением и обеспечением прав и свобод личности на основе норм международного права. Провозглашаются такие принципы как выборность высших органов государства, реальный доступ населения к участию в выборах, возможность участия граждан в разработке и принятии наиболее значимых решений через такие формы народовластия как референдум, правотворческая инициатива, конференции граждан.

    Для демократического политического режима характерно наличие многопартийности, политического плюрализма. Причем политический плюрализм предполагает не просто номинальное существование нескольких политических партий, но и их реальную деятельность, участие в формировании правительства, фракций в представительных органах власти. Для достижения этого необходимо не только наличие партий, но и обеспечения возможности для их эффективной и «прозрачной» деятельности.

    Большое значение для демократического политического режима имеет свобода мысли и слова. Отсутствие цензуры обязательный признак демократического политического режима. Средства массовой информации являются рупором демократии. Через критику государственной власти обеспечивается реальная возможность повлиять на ее действия и решения, узнать о конкретной деятельности государства на благо общества.

    Общественные объединения и политические партии демократического государства позволяют гражданам находиться в оппозиции к власти не боясь преследования за инакомыслие. Наличие развитой и конструктивной оппозиции - непременный атрибут сильного и эффективного государства и демократического политического режима.

    В демократическом государстве реально действует принцип разделения властей. Каждая из ветвей власти независима от другой и не подавляет другие органы власти. Деятельность государственных органов должна осуществляться на основе принципа законности и в рамках своей компетенции.

    В демократическом политическом режиме особое значение имеет социальная политика. В ст. 7 Конституции РФ провозглашено, что Рос­сия социальное государство, политика которого направлена на обеспен чение достойной жизни и свободного развития человека, выделены ocJ новные направления социальной политики Российского государства. 1 -^"Антидемократический политический режим существует в двух фор­мах: авторитарный и тоталитарный режимы.

    При авторитарном режиме характерна номинальность функционирования основных государственных институтов, усиление роли исполнительной власти в управлении государством, приказная система управления, утрата роли правосудия в защите прав и свобод личности.

    Роль органов законодательной власти значительно уменьшается. К выборам в законодательные органы не допускаются значительные слои населения, законы принимаются только по инициативе правящей верхушки государства.

    Схожими признаками обладают и тоталитарные политические ре­жимы. Для них характерно господство одной идеологии, сращивание государственного и партийного аппарата, милитаризация государства.

    Образование и становление авторитарных и тоталитарных полити- j ческих режимов активно происходило в первой половине XX в. в Евро­пе. Свое логическое завершение они получают при фашистском режиме в Германии и Италии. В этих государствах в 30-е гг. прошлого века уста­новились следующие признаки антидемократических режимов:

    Культ личности вождя, действия которого не обсуждаются и при- 1 знаются единственно верными и правильными, они подлежат неукос­нительному исполнению. Почитается преданность вождю и его всеоб­щее восхваление.

    Исполнительные органы власти имели приоритетное значение перед всеми другими органами. Например, в нацистской Германии законо­творческая функция осуществлялась правительством через принятие законов без санкции парламента (Рейхстага). Разрешалось принимать законы, противоречащие конституции, при условии, что эти отступле­ния будут способствовать улучшению благосостояния нации и народа. Принятые законы вступали на следующий день без их обязательного опубликования. Более того, в Германии в конце 30-х гг. перестала дей­ствовать Конституция Веймарской республики.

    Диктат одной партии. Партийные органы разрабатывали государ­ственную политику, проводили идеологическую работу среди населения

    Авторитаризм (от лат. auctoritas - власть, влияние) - характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом. Выделяют 2 определения авторитаризма

    • авторитаризм , как социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам.
    • авторитаризм , как социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

    Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени. Авторитарные режимы очень разнообразны. К ним относятся:

    Военно-бюрократический режим

    Военно-бюрократический режим авторитаризма обычно возникает в виде военной диктатуры, но в дальнейшем политическом развитии все большую роль начинают играть разного рода гражданские профессионалы. В правящей коалиции доминируют военные и бюрократы, отсутствуют какая-либо интегрирующая идеология. Режим может быть и беспартийным, и многопартийным, но чаще всего существует одна проправительственная, отнюдь не массовая, партия. Военных и бюрократов обычно объединяет страх перед революцией снизу, поэтому устранение влияния на общество радикально настроенных интеллектуалов представляется им необходимым условием его дальнейшего развития. Данную проблему режим разрешает с помощью насилия и/или закрытия доступа интеллектуалов в политическую сферу через избирательные каналы. Примерами военно-бюрократических режимов были: правление генерала Пиночета в Чили (1973-1990), военные хунты в Аргентине, Бразилии, Перу, Юго-Восточной Азии. Пиночет утверждал: Ни один лист не шелохнется в Чили без моего желания. Генерал Мартинес (Сальвадор, 1932 г.) философствовал: Большее преступление убить насекомое, чем человека, жертвами его антикоммунистических чисток стали около 40 тысяч крестьян, в результате чего с индейской культурой в стране было по существу покончено. Лозунгом генерала Риоса Монтта (Гватемала) было: Христианин должен носить с собой Библию и пулемет. В результате его христианской кампании 10 тысяч индейцев были убиты и более 100 тысяч бежали в Мексику;

    Корпоративный авторитаризм устанавливается в обществах с вполне развитым экономическим и социальным плюрализмом, где корпоративное представительство интересов становится альтернативой слишком идеологизированной массовой партии и дополнением к однопартийному правлению. Образцы корпоративного режима - правление Антониу ди Салазара в Португалии (1932-1968), режим Франсиско Франко в Испании. В Латинской Америке отсутствие широкой политической мобилизации ма

    Загрузка...
    Top