Что значит большая и малая схима. Что такое схима у монахов

Принятие великого ангельского образа (греч. – «το μεγα αγγελικον σχημα», великая схима) – это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения со Христом (Флп. 1:23). Последование великого ангельского образа походит на чин пострижения в малую схиму, но совершается с большей торжественностью, строгостью, соответствующей высоте принимаемых обетов. С вечера в алтарь вносятся одеяния желающего принять святой образ и полагаются у подножия престола, дабы они освятились от близости трапезы Господней. На утрене в день пострижения поется особый канон, состоящий из молений о приемлющем святой образ. Принимающий схиму вступает в церковь во время малого входа Литургии, снимает с главы покров и с ног сандалии, трижды поклоняется земно. После входа с Евангелием поется тропарь дня, потом особые тропари и умилительные, покаянные антифоны: «Хотех слезами очистити моих грехов рукописание, Господи, и прочее живота моего благоугодити Тебе, но враг льстит мя и вземлет душу мою. Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя! «. «Кто обуреваем и притек?яй к пристанищу сему не спасется? или кто, бол?знуя и прип?дая ко врачевству сему, не исцелеет? Содетелю всех и Врачу недужных, Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя! «.»Овча есмь словеснаго Твоего стада, и к Тебе прибег?ю, Пастырю Доброму, взыщи мя заблудшаго, Боже, и помилуй мя «.

Затем настоятель предлагает принимающему великую схиму те же вопросы, какие предлагаются и в чине малой схимы: «Что пришел еси, брате? Желаеши ли сподобитися ангельскому образу ?» и т. д. и при этом вопрошает: «Отрицаешися ли мира и яже в мире, по заповеди Господней

После испытания пришедшего и молитв о нем настоятель велит ему трижды подать ножницы и затем постригает его. При пострижении ему дается новое имя. Затем следует облачение. Одежды, в которые облачается великосхимник, отчасти те же, что носят и иноки малой схимы, только с ними соединено значение более великих обетов. Так, при облачении в рясу настоятель говорит: «Облачится в ризу правды и радования, великаго ангельскаго образа «. При облачении в мантию говорит: «Приемлет мантию великаго и ангельскаго образа «. Вместо клобука великосхимник надевает к?к?ль (греч. «то кук?лион » – шапочка). Кукуль остроконечен и покрывает главу и плечи кругом, и украшен пятью крестами, расположенными на челе, на груди, на обоих плечах и на спине. При надевании его настоятель произносит: «Облачится в кук?ль беззлобия, в шлем спасительнаго уповани я». Затем возлагается аналав (от греч. – «аналамванин » – воспринимать) – такой же, как и параман, четырехугольный плат со шнурами, пришитыми по углам, объемлющий плечи схимника и украшенный крестами. При возложении аналава настоятель говорит, что великосхимник восприемлет крест свой на р?мех и следует Владыке Христу. Оканчивается чин пострижения в великую схиму целованием мира – братским приветствием.

Если пострижение совершается не за Литургией, то после облачения нового схимника следует краткая ектения диакона о его благостоянии духовном и пение крещального стиха: «Ели?цы во Христа крести?стеся, во Христа облек?стеся, аллилуиа «, после чего читается Апостол, где святой апостол Павел (Еф. 6:10-17) учит, какова наша духовная брань и как мы должны сражаться. Затем следует евангельское чтение (Мф. 10, 37, 38; 11, 28-30), где Спаситель проповедует самоотвержение и отвержение от плотских привязанностей.

Братия, приветствуя нового сподвижника целованием мира, поют: «Познаим, братие, Таинства силу: от греха бо по Отческому дому востекшаго блуднаго сына, Преблагий Отец, предусрет, лобызает и паки Своея славы д?рует познание, и таи?нственное горними совершает веселие, закалая тельц? упит?ннаго, да мы достойно жительствуем Заклавшему Человеколюбивому Отцу и славному Заколению – Спасу душ наших «.

В последовании великого ангельского образа находится еще молитва «во еже сняти кукуль». Как новопросвещенные, после Крещения, в продолжении семи дней должны пребывать при всех богослужениях в белой одежде, так и монахи после пострижения семь дней должны присутствовать в храме в своих одеждах. На восьмой день они всенародно в церкви с молитвою слагают с себя кукуль как принадлежность, отличительную от прочих монашеских степеней, чтобы обратиться к телесному подвигу послушания и ежедневному рукоделию. Потом схимник может по собственному усмотрению надевать кукуль и слагать его с себя по необходимости.

В Большом Требнике сказано, что монах после пострижения (малого и великого) должен пребывать в церкви дней пять, упражняясь в чтении, и на это время освобождается от прочих послушаний.

Монах-священник, принявший великую схиму, может литургисать. Архиерей, постригшийся в великую схиму, должен отказаться от епископской власти и управления и остаться до конца дней схимником (схиепископом) (Номоканон, гл. 90).

Заменяет древнее отшельничество. Посвященные в схиму - схимонахи и схимонахини (или схимники) - дают обеты выполнения более суровых монашеских правил.

Когда в монашеской жизни развились злоупотребления, вызвавшие подчинение монашествующих епископскому надзору, отшельники были переведены из пустынь в города и села и запрещен выход из монастырей без разрешения епископа (IV Вселенский собор прав. 4). В монастырях бывшие отшельники образовали особую "степень", "чин", "образ", которому стало усвояться наименование "великого" в отличие от киновиатов, т.е. общежитийных иноков , получивших название малого ангельского образа . Для иноков великого ангельского образа был обязателен затвор в монастыре, заменявший собой древнее анахоретство .

К началу века деление монашествующих на 3 степени - новоначальных, малосхимников и великосхимников - окончательно установилось в практике восточного монашества, По уставу патриарха Алексия великосхимники и малосхимники различались друг от друга даже одеждой. Памятники в. содержат в себе чины пострижения в мантию, или малый ангельский образ, и в схиму, или великий ангельский образ. Чинопоследование малой схимы отличалось простотою и краткостью, чинопоследование великой схимы - большою торжественностью. Уподобление св. отцами и учителями церкви пострижения в великую схиму, с одной стороны, таинству крещения , с другой - таинству покаяния окружило его величественно-трогательными песнопениями, молитвами и обрядовыми действиями.

В России разделение монашествующих на великосхимников и малосхимников ввел преп. Феодосий Печерский . Века XII , XIII и XIV были временем господства в богослужебной практике русской церкви сербских редакций посвящения в схиму, шедших с Афона и во многом не походивших на греческий оригинал. В в. чин малого ангельского образа был исправлен по греческим евхологиям . Чинопоследование великой схимы в существенных чертах остается согласным со списками XIV в. В XVII в. оно подвергается значительному сокращению. Так называемые "указы великого образа" выпустили из чина оглашение, произнесение монашеских обетов и пострижение волос, удержав лишь канон, молитвы и облачение с возгласом: "облачается (имя рек) в аналав и схиму". В памятниках XVII в. встречаются даже такие редакции указов, которые выпускают из чина все три основных его акта; молитвою, чтением Апостола и Евангелия и ектенией как бы только разрешается желающему носить "великий образ" и освящается первое возложение его. Эти сокращения чинопоследования великого ангельского образа появились вследствие установившегося в XVII в. взгляда справщиков на монашеское пострижение, как на второе крещение . Неповторяемость крещения привела к мысли о неповторяемости монашеского пострижения: а так как чин великой схимы в своих основных частях совпадает с чином последования мантии, то в повторении его не усматривалось надобности.

Схима, высшая ступень православного монашества, подразделяется на малую и великую. Еще эти монашеские ступени называют малый ангельский образ и великий ангельский образ. Почему же их именно так называют, нам в рубрике «Толковый словарь» поможет понять греческий язык.

Вообще система монашества в Православной Церкви имеет тройственную структуру. То есть, монашеский постриг делится на рясофор, малую схиму (мантию) и великую схиму. Если говорят про схиму без уточнения, то имеют в виду как раз великую схиму.

Итак, схима с ее двумя ступенями, низшей и высшей, следует сразу после рясофора (по-гречески это слово означает «носящий рясу») или послушника. Когда постригают в рясофора, то читают определенные молитвы и крестообразно постригают волосы, при этом постригаемый не дает монашеских обетов и порой даже не меняет имени. Теперь его зовут рясофорным монахом или иноком. На этой ступени он готовится к принятию малой схимы.

Как говорили святые отцы, постриг в рясофора можно сравнить с записью в войско Небесного Царя и беспрестанным изучением боевого дела для будущих походов и сражений. Рясофорному монаху, как следует из самого названия, дозволяется носить рясу и камилавку. Ряса (дословно по-гречески это слово значит «вытертая», «поношенная»), повседневное длиннополое одеяние черного цвета с широкими рукавами и наглухо застегнутым воротом, символизирует отречение от мира, плач и покаяние.

Sxima

Постригаемый же в схиму (сначала малую) дает обеты послушания, нестяжания и девства, и получает новое имя. Ему дозволяется носить мантию (длинную, до земли накидку без рукавов, которая покрывает рясу), отчего малая схима еще называется мантией. Также облачение малосхимника состоит из рясы, парамана (особый четырехугольный плат), клобука на голове, четок и особой обуви - сандалий. Постригаясь в малую схиму, монах вступает на путь строгого аскетизма.

Самая же высшая ступень, великая схима, означает как можно более полное, предельное отчуждение от мира и отвержение его ради соединения с Богом. Схимники еще раз дают те же обеты, но в более строгой форме, что обязывает их к еще более строгому соблюдению, и им еще раз меняют имя. Так у схимников становится больше небесных покровителей, святых.

Схимники в монастырях обычно живут отдельно от других монахов и не имеют никаких послушаний кроме служения литургии и духовничества. Епископы-схимники складывают с себя управление епархией (тогда их называют схиепископы), монахи-священники тоже освобождаются ото всех других обязанностей. Великосхимники или просто схимники носят рясу, аналав (особый параман), куколь (остроконечную шапочку с крестами), мантию, чётки, сандалии, пояс, хитон.

Таким образом, православное монашество невозможно представить без его высшей степени - великой схимы. По мысли святых отцов, великий схимнический образ — это и есть самая-самая вершина монашества… «Принятие схимничества, или великой схимы, — по пониманию Церкви, — есть не что иное, как высшее обещание Креста и смерти, есть образ совершеннейшего отчуждения от земли, образ претворения и преложения живота, образ смерти и предначатия иной, горней жизни».

Интересно посмотреть, как о трех ступенях монашества писал преподобный Нил Мироточивый:

«Принятие рясофора есть вписание себя в войско и беспрестанное изучение боевого дела.

Мантия же есть выступление в поход, подобно тому, как при наступлении войны войска выступают на войну и шествуют военным походом.

Принятие же великого образа схимы есть вступление в решительное сражение, когда войска достигнут места боя и приведут себя в полную боевую готовность».

Но почему же схиму называют ангельским образом, малым или великим? Дело в том, что древнегреческое слово τό σχῆμα (shēma) означает вид, образ, фигуру и т.д. От него произошло и всем известное слово «схема». В данном случае же имеется в виду, что постригающиеся в малую или великую схиму приобретают вид или образ ангела, поскольку умирают для мира ради единения с Богом. Принесение ими обетов и следование им можно метафизически толковать так, что они призваны стать своего рода бесплотными ангельскими «схемами» или образами.

И еще одна интересная словесная и смысловая перекличка. Слово τό σχῆμα является однокоренным с глагольной формой σχεῖν, образованной от глагола ἔχω - иметь, сдерживать. Получается, что схема - это некий остов, сдерживающее или все держащее на себе начало. И о том, что схима является великим удерживающим средством от греха, писал тот же Нил Мироточивый:

«Воину, ради воинства его, присваивается право на ношение великолепных царских доспехов, которыми царь благоволил украсить войско свое; воин, видя себя украшенным царскими доспехами, очень бережется, чтобы не опозорить царских доспехов, чтобы не прикоснуться к чему-либо, от чего могли бы они запятнаться, дабы не подвергнуться Страшному Суду и не услышать страшного гласа Судящего: “Рабе лукавый и ленивый! - где одежда брачная?” Точно так же и монах, препоясанный обетованным спасением и благолепием веры, во все продолжение монашеской жизни или монашеского подвига весьма остерегается злых дел, дабы не опозорить ими своего крещения и не запятнать Великой Ангельской схимы.

Человек покусился бы сделать тысячи и тьмы зол, но, при воззрении на свою схиму, удерживается от многих грехов, вспоминая, что дал обет и не может его нарушить… Поэтому-то я и говорю тебе: не снимай с себя схимы, дабы не овладели тобою противники твои и не стать тебе пищею великого отступника».

Люди, которые особо глубоко чувствуют свою связь с богом часто выбирают такой сложный жизненный путь, как монашество. Но монахом стать весьма непросто, для этого нужно пройти несколько этапов, и только тогда можно будет назваться схимником.

Схима - определение и значение термина

В Православной церкви схима - это торжественный обет монахов придерживаться строго определённого образа жизни, жить, так сказать, в аскетических условиях и соблюдать строгие правила поведения. По википедии, изначально это слово обозначало монашеское одеяние, облачение монахов. Сейчас же, когда говорят о схиме без какого-либо уточнения, то обычно имеют ввиду высшую монашескую степень. Следует отметить, что существуют всего три монашеских степени:

  • рясофор;
  • малая схима;
  • великая схима.

Рясофор

Чтобы человек доказал свою твёрдость намерений, на первой стадии его постригают в рясофор. Это самая начальная и первая стадия , через которую должны пройти все послушники, чтобы стать схимниками. Термин «рясофор» обозначает «несущий рясу». Ряса - это длинна одежда, с очень широкими рукавами, она обычно застёгивается на вороте или поясе и имеет чёрный цвет.

На самой начальной стадии послушник пока не даёт каких-либо строгих обетов, не меняет своё имя. Во время обряда ему читают особые молитвы, крестообразно выстригают волосы.

После обряда у послушника начинается испытательный срок, который может продлиться довольно длительное время, а готовность монаха перейти на следующую стадию определяет настоятель его обители. В течение всего этого срока послушник ещё может вернуться в обычную жизнь и при этом не последует никакого церковного наказания.

Малая схима

Это следующая степень монашества, её ещё называют пострижение в мантию. Тут уже будущие схимники дают особые обеды:

  • послушания - обязательное исполнение какой-либо работы;
  • нестяжания - отрицание всякого своё имущества;
  • - скромность вообще, а также воздержание от сексуальных связей и помыслов.

Теперь в гардеробе монаха помимо рясы имеется ещё и мантия. По этой причине этот этап и носит название - пострижение в мантию. Мантия переводится с греческого как «покрывало», её может носить и епископ и простой монах. Мантия простых монахов имеет только чёрный цвет. И также теперь будущий схимник носит особую обувь - сандалии, а также чётки.

Надевает параман - особый платок в дополнение к мантии, где изображается восьмиконечный крест, а также Адамова голова и орудия страстей Христовых, по краям парамана имеются надписи на церковном языке. На голове теперь у монаха клобук - переводится как «шапка» - особое облачение, которое носится на голове, символизирует терновый венец Христа.

Вторая ступень монашеского пути предполагает концентрацию монаха на непрекращающемся духовном росте. Монахи отказываются от повседневных человеческих благ, изменяют имя и дают особые обеты. На втором этапе уже нельзя вернуться в обычную жизнь, при этом не понеся строгого церковного наказания.

Пострижение в великую схиму

Самая последняя и высшая степень монашества. Монах, который принял великую схиму - великий ангельский образ, называется схимником или схимонахом. Пострижение в этот раз совершается дольше и более торжественно, чем пострижение в малую. При этом пострижении монах снова даёт особые обеды и ему снова меняют имя (благодаря этому у монаха увеличивается число небесных покровителей). Можно сказать, что обеды великой схимы являются повторением обетов второй стадии, то есть малой схимы, но при этом их надо ещё более тщательно и строго соблюдать.

Жизнь схимонаха

Те, кто прошли все три стадии и теперь являются схимниками имеют особый жизненный уклад, отличный от остальных монахов и послушников. Обычно они живут отдельно и занимаются только служением и духовничества, другими послушаниями они не занимаются.

Схимонахов можно узнать по особому образу. Они носят рясу, аналав (то же, что и параман во второй степени), мантии, чётки, сандалии, пояс, хитон. А также они носят куколь - особый головной покров. Белый куколь с серафимами носит патриарх.

История великой схимы

Великая схима впервые была установлена в VII веке, на Шестом Вселенском соборе, а правила перехода от обычного монашества в схиму были приняты в IX веке. Изначально великую её могли принимать только мужчины , но в XV веке в Русской православной церкви ввели особый порядок пострижения и женщин, но, правда, тогда были все равно немного другие обряды, отличающиеся от обрядов монахов-мужчин.

Принявший великую схиму все свое время должен был посвящать учению, чтению священных книг и молитве. Со временем строгость монашеских обязанностей, обетов и обрядов смягчались.

Великая схима
26 ноября 2010 года в Пюхтицком Свято-Успенском ставропигиальном женском монастыре состоялось значительное событие. После Божественной литургии в воскресный день в 13 часов 30 минут был совершен чин пострига в Великий Ангельский Образ настоятельницы Обители Матушки Игумении Варвары. Постриг в схиму был совершен келейно игуменом Самуилом (Караском) в присутствии Высокопреосвященнейшего Корнилия, Митрополита Таллиннского и всея Эстонии, Преосвященнейшего Лазаря, епископа Нарвского, викария Таллиннской Митрополии, священнослужителя монастыря протоиерея Димитрия (Ходова), настоятеля храма Нарвской иконы Божией Матери протоиерея Виталия (Гаврилова). При совершении этого монашеского таинства молились все сестры обители.

Схимонашество возникло в IV веке по Рождестве Христовом на Ближнем Востоке. Чин пострижения в схиму был дан, по древнему сказанию, Святым Пахомием Великим. Четвертый Вселенский Собор с целью упорядочить многочисленное отшельничество установил правило пустынникам поселяться в монастырях. Пустынники, принявшие затвор взамен отшельничества, стали именоваться монахами великой схимы в отличии от монахов малого ангельского образа, постриженных в мантию, т.е. «малосхимников». В современном обиходе слово «малая схима» употреблять не принято.

Великосхимничество в Православной Церкви – это иночество с теми же традиционными обетами, но с особым духовным подвигом. В переводе с греческого слово «схима» означает «образ действий, достоинство, состояние».

Схима – высшая ступень монашества, величайший ангельский образ. Схима есть неизмеримая высота и глубина христианского смирения, основанного на словах Спасителя нашего Господа Иисуса Христа: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим» (Мф.11,29).

Чинопоследование великого Ангельского Образа обязывает к еще большей строгости исполнения обетов монашества. Схима – это уединение, молчание, полное посвящение себя молитве при стяжании молитвы Иисусовой. Не случайно день пострига Матушки Игумении пришелся на день памяти св. преп. Паисия Величковского, который ввел в России опыт делания Иисусовой молитвы, приобретенный им на Святой Горе Афон.

Великосхимник получает и особые одежды, которых нет у мантийного монаха: великий параман и куколь с аналавом.

Параман Великого Ангельского образа является одеждой нетления и чистоты души и тела, во всегдашнее воспоминание благого Ига Христова и легкого бремени его ношения и во обуздание всех похотей и желаний плоти. Великий параман одевается поверх монашеской рясы и только на богослужения, что отличает его от парамана монашеского, который носится монахом постоянно под верхней одеждой.
Куколь – шлем спасительного упования – надевается вместо камилавки с клобуком. Куколь схимники носят как незлобивые младенцы, ибо по слову Господню «кто не будет как дитя, не внидет в Царствие Небесное» (Мф.18,3). «Не дети бывайте умы, - сказал также Апостол, - но злобою младенствуйте» (1Кор.14,20).
Аналав – одежда схимника, спереди и сзади от плеч сшитая крестообразно с изображением Распятия с подножием и адамовой главой, орудиями страстей Христовых и серафимов, непрестанно взывающих Господу: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Аналав символически изображает крест, который постригаемый принимает своею доброю волею по слову Спасителя нашего Иисуса Христа: «И подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною» (Мк.8;34).

Все собранные великосхимнические одежды приносят вечером за день до пострига в алтарь и возлагают их у престола для освящения. Одеяния эти «как от священного места восприемлемыя, равно священны, как и облачения священническия» («Новая скрижаль», СПб., 1908 г., с.435).

К великой схиме на Руси относились с глубоким благоговением. В русских монастырях всегда сохранялась традиция посвящения в Великий Ангельский образ. Для каждого инока великая схима остается идеалом подлинного монашества, подвигом стяжания совершенства. Для ищущих безмолвия в обителях древней Руси благословлялся затвор или же специально образовывались скиты со строго отшельническим укладом жизни, куда миряне не допускались даже для богомолья.

Позже, особенно в XIX – ХХ веках, эти правила иноческого жития изменились. В мужских и женских монастырях схимники – старцы и старицы – нередко обладали даром прозорливости, и тогда по благословению правящего архиерея они принимали и утешали приходящий народ. За духовным советом к ним стекались множество паломников. Своими старицами был знаменит Спасо-Бородинский монастырь, старцами – Оптина пустынь, лавра Преподобного Сергия, Киево-Печерская и Почаевская лавра, Псково-Печерский монастырь и многие другие обители.

В истории женского иночества ХХ века в России схиму принимали многие игумении. В 1969 году Матушка Варвара, будучи молодой настоятельницей Пюхтицкого монастыря, была вызвана в г.Вильнюс своей духовной наставницей – игуменией Марие-Магдалининского монастыря Ниной (Баташовой) для участия в ее постриге в Великую схиму. Под руководством этой глубоко духовной старицы Божией в 1955 г. Матушка Варвара, в ту пору послушница Виленского монастыря Валентина, начинала свой монашеский путь. Всю свою последующую жизнь она помнила и хранила в сердце образ своей духовной Матери и последовала ее примеру, продолжая православную традицию посвящения в Великий Ангельский образ. Матушке игумении Варваре при постриге в Великую схиму оставили ее прежнее монашеское имя в честь святой великомученицы Варвары.

Постриг в Великую схиму для обители событие особое, потому что монах совершает самый решительный шаг, подтверждая свою готовность перехода в вечность. Отныне он принадлежит только Господу, поэтому молитва схимонаха усиливается в очах Божиих. Мы, сестры, преклоняемся перед духовным подвигом Матушки сгиигумении Варвары, подвигом самоотречения, терпения и любви. Обитель усердно молится Всемилостивому Господу, да укрепит Он Своей всемощной благодатию ее силы духовные и телесные для осуществления во всей полноте монашеского призвания.

Мон. Филарета (Калачёва).

Загрузка...
Top