Входили гагаузы в османскую империю. Гагаузы. – Откуда пошло само название – Гагаузия

Гагаузы - один из самых загадочных народов мира, поскольку вопрос его происхождения до сих пор остается открытым. В культуре гагаузов соединились христианские и языческие верования. Уходящий корнями в древность культ почитания волка сохраняется до сих пор: на флаге Гагаузии 1990 года изображена волчья голова, символизирующая независимость, собственный путь и духовную связь с предками.

Название

Существует ряд версий, объясняющих происхождение названия народа. Достоверность того или иного варианта точно установить нельзя, поскольку каждый из них связан с историей происхождения народа, остающейся тайной до сих пор.

  1. Согласно популярной у гагаузов версии, этноним образовался от слияния слов «гага» - клюв или нос, и «уз» - прямой. Объяснение названия говорит, что сколько клюв не гни, он останется прямым, так же и гагаузы идут по своему пути.
  2. Второе распространенное предположения появления названия связано с версией происхождения гагаузов от племени огузов. Согласно этой теории, этноним произошел от тюркского выражения «гёк-огуз», что значит «синие, небесные огузы».

Где живут

Первые достоверные сведения свидетельствуют о расселении гагаузов на территории Балканского полуострова, на территории современных Румынии и Болгарии, в историческом регионе Добруджа. В конце XVIII - первой половине XIX веков, в связи с непрекращающейся войной между Османской и Российской империями на территории Балкан, а также царящей на Балканском полуострове анархией, начался процесс миграции гагаузов.

В этот период российские власти предложили жителям региона переселиться на необжитые территории Бессарабии: исторической области между реками Дунай, Днестр, Прут и Черным морем, располагавшейся на юго-востоке Европы. Сегодня территории разделены между двумя государствами:

  1. В Молдавии - город Бендеры и окрестности.
  2. На Украине - Черновицкая, Одесская области.

Историческая территория проживания гагаузов на Балканском полуострове разделена между Румынией и Болгарией. Оставшиеся в регионе представители народности довольно быстро ассимилировались, в большинстве утратив национальную самоидентификацию.

Численность

Численность гагаузов в мире составляет порядка 250 000 человек. Большая часть, согласно информации 2004 г., проживает в Молдавии - 147 500 человек. Среди них:

  • Гагаузия - 127 800 чел.;
  • Кишинев - 6 400 чел.;
  • Приднестровье - 4 100 чел.;
  • Кагульский р-он - 3 600 чел.;
  • Тараклийский р-он - 3 500 чел.;
  • Бессарабский р-он - 2 200 чел.

Значительное число гагаузов проживает на территориях других государств:

  • Украина - 31 900 чел., по информации переписи 2001 г. (из них 27 600 чел. - в Одесской обл.);
  • Россия - 13 700 чел., по данным переписи 2010 г. (Тюменская обл., ХМАО, ЯНАО, Московская обл., Москва);
  • Турция - 5 000-15 000 чел.;
  • Греция - 3 000 чел.;
  • Болгария - 540 чел., по информации переписи 2001 г., по неофициальным данным, до 10 000;
  • Румыния - 1 200-3 000 чел.;
  • Казахстан - 1 000 чел.;

Незначительные диаспоры и отдельные представители народности живут в Канаде, Бразилии, США, Грузии, Эстонии, Туркмении, Латвии, Белоруссии, Узбекистане.

Язык

Гагаузский язык относят к числу тюркских, причисляется к огузской группе. Гагаузский похож на турецкий язык, имеет сходство с крымско-татарским. Семантика, грамматика, лексика имеют значительные отличия. Важным выступает факт заимствования в гагаузском ряда элементов других тюркоязычных народов. Яркий пример сближения с тувинским языком - использование двойной гласной вместо типично турецкого звука ğ .

История

Тайна происхождения гагаузов до сегодняшнего дня продолжает волновать исследователей по всему миру. На сегодняшний день насчитывается более двадцати версий. Наиболее популярными являются следующие:

  1. Гагаузы - коренное население Балкан, выделившееся в результате принятия христианства и заимствования тюркского языка от ассимилировавшего его в древности неизвестного кочевого племени.
  2. Гагаузы произошли от тюркоязычных булгар, мигрировавших на Балканы с Волги в VII столетии и три века спустя принявших христианство.
  3. Народ выделился в результате отуречивания болгар.
  4. Народ ведет историю с XIII столетия, когда в Добруджу переселились турки-сельджуки, основавшие Огузскую державу совместно с половцами.
  5. Гагаузы - потомки древних тюркоязычных народов, предположительно огузов, живших в степях Монголии и Центральной Азии до XI столетия.

Первые достоверные упоминания народности относятся к XIX столетию, когда по предложению Российской империи гагаузы переселились в Бессарабию. Миграционные процессы происходили на протяжении столетия, с 1812 г. по 1917 г. В связи с революционными движениями в России, в 1906 г. народ провозгласил независимую Комратскую республику. Центр находился в городе Комрат, нынешней столице Автономно-территориального объединения в составе Молдавии Гагау́зия, или Гагау́з Ери́. Восстание быстро подавили царские власти: продержалось объединение 5 дней.
После революции Бессарабию объединили с Румынией. В 1940-1941 гг. историческая область вновь отходит СССР на основании знаменитого пакта Молотова-Риббентропа. Тогда же сформирована Молдавская ССР.
19 августа 1990 г. провозглашена независимая Гагаузская Республика в составе СССР. Молдавские власти направили в регион милицию и волонтеров с целью подавления инициативы. От гражданской войны население спасло появление советской армии, на протяжении следующих четырех лет Республика Гагаузия находилась в статусе непризнанного государства. В 1994-1995 гг. путем переговоров с властями Молдавии удалось добиться соглашения об интеграции территорий в состав Молдавии: регион приобрел статус автономного образования.

Внешность


Внешне гагаузы похожи на соседские народы: болгар, молдаван, румын, глобально относятся к европеоидной расе. Анализ особенностей внешности показывает, что гагаузы занимают срединное положение среди перечисленных народов, вобрав ряд отличительных характеристик каждого. В среде гагаузов встречаются разные типы внешности, сближающие представителей этноса с тюркскими или балканскими народами. Генетически гагаузы обнаруживают наибольшее сходство с болгарами, турками, македонцами и сербами.
К отличительным особенностям внешности относят:

  • рост средний, выше среднего;
  • широкое лицо средней высоты;
  • уплощенность верхней части лица;
  • серые, светло-карие глаза;
  • темные, русые волосы;
  • сильный рост волос на теле и лице;
  • профиль носа - прямой или выпуклый;
  • средней высоты, высокое переносье.

Одежда


Традиционный повседневный женский костюм - длиннополая просторная рубаха. Поверх надевали платье без рукавов летом, с рукавами зимой. Дополняли наряд передником, вокруг талии повязывали пояс красного цвета. Голову покрывали белым платком, поверх крепили платок большего размера черного цвета. Зимой носили платье с рукавами, поверх надевали кофту из сукна и безрукавку из овчины. Обязательный элемент любого наряда - лифт, нагрудное украшение из золотых монет. Чем богаче семья женщины, тем больше лифтов она носила.
Повседневный мужской наряд - просторные штаны и рубаха, подпоясанная красным кушаком. Летом в качестве головного убора служила короткополая шляпа из сукна, зимой - меховой колпак. Для тепла на выпасе скота надевали штаны из овчины мехом внутрь, укороченную куртку, украшенную строчкой черного или красного цвета.

Семейный уклад

Гагаузы жили патриархальной семьей, главой которой безоговорочно выступал мужчина. Женщины находились в зависимом положении, решающее слово мужчины имели не только в общественных, но и в домашних делах. Женщины должны были следовать во время прогулок в нескольких шагах позади мужа, уступать на улицах дорогу лицам мужского пола старше семи лет. Во время застолий мужчины и женщины сидели отдельно, женщинам запрещалось вмешиваться в общий разговор, давать мужу советы наедине и при гостях. Своеобразное почтение мужа к жене заключалось в том, что при ней ему запрещалось ругаться матом, отпускать скабрезные замечания.
Физическое насилие не только не запрещалось, но и поощрялось, если повода не было - били для порядка. Битыми ходили жены и дети, однако нормы порядка обязывали делать это так, чтобы последствий не видели посторонние. Жаловаться на мужа считалось большим грехом и высказыванием неуважения к нему.
Главой семьи выступал старший мужчина - дедушка, если он умирал, в права главного вступал старший сын. Свекровь, обладала властью над невестками. Бабушка играла решающую роль при выборе невесты для внуков: ее слово было важнее родительского. Младший сын оставался жить в доме родителей, после их смерти наследуя его. Другие сыновья строили собственные дома или оставались жить большой семьей в отчем доме.
Наследовать за своими родителями девушки не могли, однако после смерти мужа получали в собственность одну четвертую имущества. Такую же долю получали все дети женского пола, остальное наследство распределялось между сыновьями. Вдова, вступившая в брак, имела в доме больше прав, чем девушка, вышедшая замуж впервые. Это объяснялось как раз тем, что у вдовы после смерти первого мужа была собственность. Разводы с первым мужем строго осуждались, от второго жена могла уйти по своей воле.


Беременность и рождение детей воспринимали, как нечистые процессы. В течение сорока дней после родов женщине запрещалось ступать на землю босыми ногами, чтобы не осквернить ее. По истечении сорока дней после родов молодой матери разрешали выходить из комнаты, сразу же погружали в привычные дела. В связи с тем, что уход за ребенком матерям приходилось совмещать с хозяйственными делами и полевыми работами, наблюдался высокий уровень младенческой смертности. Женщину, вышедшую замуж и вступившую в связь с мужем, также воспринимали нечистой. Например, запрещали ходить на родник за водой, пока не посетит церковь впервые после свадьбы.
Детей с детства воспитывали в строгости, проявление к ним чувств родителями на людях запрещалось. В связи с этим ближайшими людьми для малышей становились дедушка с бабушкой, которым позволялось проявлять ласку. С наступлением подросткового возраста дети могли свободно общаться с матерью, просить у нее совета. Отец не общался по душам с детьми до момента создания ими собственной семьи. В случае, если ребенку надо было обсудить какой-то вопрос с папой, посредником выступала мать.
Со взрослением детей статус невестки в доме менялся. Сразу после прихода в семью мужа девушка теряла собственное имя, ее называли «gelin», что означала «пришлая». Невестка находилась в полном подчинении у родственников супруга, выполняла наиболее сложные хозяйственные дела, работала в поле. Чем старше становились дети, тем более уважаемой становилась их мать.

Религия


Гагаузы исповедуют христианство, смешавшееся в сознании народа с древними языческими верованиями. День святого Николая считался мужским праздником: гагаузы собирались в гостях у именинников и устраивали шумное застолье. В этот день обязательными на столе считались рыбные блюда: заливное и пшеничная каша с рыбой, считавшиеся своеобразным жертвоприношением святому. Накануне мужчины обряжались в женские наряды, обмазывались сажей, ходили по домам. Визиты воспринимались благосклонно: считалось, они приносят удачу. В канун Дня святого Андрея дома оберегали от чертей и нечистых сил, обмазывая косяки чесноком, натирая пахучей приправой руки и лицо.

Особое значение до сих пор занимает культ волка, возможно, некогда бывшего тотемным животным предков гагаузов. Голова животного изображена на первом флаге независимой Гагаузии. Раньше охранительным талисманом считался амулет из волчьего зуба, сегодня многие представители народности носят подвески с изображением священного животного.

С культом волка связан волчий праздник, длившийся целую неделю и выпадавший на конец осени - начало зимы. Он связан с промысловыми особенностями жизни народа: в этот период овец уводили с пастбищ и загоняли в стойла, что привлекало волков ближе к селениям. Чтобы защититься от хищников, в течение недели выполняли особые ритуалы:

  • Пекли лепешки, смазанные медом, которые протыкали вилками, имитирующими следы волчих зубов;
  • Запрещалось шить, вязать одежду из шерсти. Считалось, если выйти в ней на улицу даже после окончания праздника, волк учует и нападет;
  • Запрещалось пользоваться ножами и другими острыми предметами;
  • В некоторых селениях женщины замазывали заслонку печи глиной: читалось, так они замазывают волку уши, глаза и пасть, а значит, он не нападет на дом.

Интересно, что со временем волчий праздник влился в христианский календарь: он должен был выпадать на 3 дня перед рождественским постом, и на 3 дня после его начала.


Традиции

У гагаузов существовали следующие варианты вступления в брак:

  1. Сговором.
  2. Сбеганием.
  3. Похищением.

Сбегание и похищение осуждались обществом. Существовали вариации обрядов: похищение с согласия девушки и фиктивное похищение, о котором знали родные молодоженов с обеих сторон. Несмотря на неодобрение обществом подобных способов заключения брака, они позволяли сэкономить на проведении свадебного торжества.
Традиционный способ создания семьи - сговор между родителями. Молодые люди присматривали невест на общественных гуляньях и молодежных посиделках. О сделанном выборе будущий жених сообщал своим родственникам, после чего те проводили «расследование», касавшееся благосостояния семьи, выяснения состояния здоровья предполагаемой невесты.
Если старшее поколение одобряло сделанный выбор, к родителям невесты отправляли сватов, в роли которых выступали красноречивые мужчины и женщины. На сватовство обычно отправлялись поздно вечером или рано утром, чтобы избежать позора в случае отказа. Вопрос о сватовстве обсуждали иносказательно, заводив разговор о продаже индюшонка или другого домашнего животного. С первого раза ответ получали редко, однако в случае положительного решения, приступали к вопросу обсуждения «выкупа» за невесту и размера ее приданого. В качестве подтверждения намерений сватам давали платье девушки: по его меркам сторона мужа шила свадебный наряд. Отказывали сватам тоже деликатно: сообщали, что приданое еще не собрано, или невеста не вошла в нужный возраст.


В день свадьбы в домах молодоженов собирались родственники, отмечавшие торжество по отдельности. К обеду за невестой приезжал свадебный поезд с женихом, его друзьями и родными. Обязательные элементы этого этапа - обрядовые песни-прощания с домом со стороны невесты, а также выкуп женихом приданого. После «кортеж» отправлялся в дом жениха, в него включался обоз с приданым.
В доме жениха устраивали свадебный пир, где присутствовали и молодожены. Считалось, что это последний праздник, на котором от души сможет погулять невеста. Второй день начинался с унизительного для молодой жены обряда. В комнату к молодым заходила родственница со стороны мужа, призванная убедиться в невинности невестки. Под дверью оставался стоять дядя жениха с ружьем и плеткой. Если невинность подтверждалась, окрестности оглашал выстрел. Если невеста имела добрачные связи, плетку передавали мужу, который с ее помощью выбивал из жены признание, кто причастен к ее позору. В случае, когда связь до брака была с нынешним женихом, обоих, вместо лошадей, впрягали в повозку, заставляя совершить круг позора по деревне.
Доказавших свою невинность девушек выводили во двор, где продолжали гулянья и пир. На девушку надевали красное платье, гостям подавали подкрашенную в красный цвет водку. Рубаху, свидетельствовавшую о честности девушки, клали поверх сита и выставляли на всеобщее обозрение. Сегодня унизительные обряды ушли в прошлое, однако сохранился обряд подачи на свадьбах красной водки. Обычно ее разливают по стопкам в конце торжества и продают желающим за деньги - в семейную кассу молодоженов.

Еда


Основу рациона гагаузов составляли молочные, мучные и мясные блюда. Традиционное блюдо - лепешка гезлеме, выпекаемая на сковородке садж, широко распространенной в Турции. Особенность лепешки - начинка, обязательно включающая сыр, обычно брынзу. Распространенный вариант - гезлеме с нууром, творогом из овечьего молока. По желанию добавляются и другие компоненты: зелень, шпинат, яйцо, фарш, картофель. Похожее блюдо - слоеный пирог с творогом кывырма.
Поскольку основным занятием гагаузов было скотоводство, особое разнообразие имеют блюда на основе молока. Внимания заслуживает йуурт - аутентичный кисломолочный продукт, похожий на натуральный йогурт без добавок. Для приготовления молоко кипятили, затем добавляли ложку сметаны, давали скиснуть и выносили на холод. Для обеззараживания в кувшин с заготовкой обязательно кидали серебряную монету.

Видео

Гагаузы (самоназвание) - народ в Молдавии (135.500 человек), на Украине (31.900 человек), в России (10.100 человек), 1.000 в Казахстане, Узбекистане, Туркмении, Белоруссии, Латвии, Эстонии, Грузии. В значительной мере ассимилированые другими народами гагаузы проживают также в Болгарии (10.000 человек), Румынии (3.000 человек), Греции (3.000 человек),Турции (5.000 человек), Канаде и Бразилии. Общая численность 220.000 человек.

Говорят на гагаузском языке тюрской группы алтайской семьи. Письменность на основе латинского алфавита.

Верующие - православные.

Гипотезы о происхождении гагаузов многовариантны: отуреченные христиане или христианизированные турки, болгары, воспринявшие тюркский язык, и др. В Турции популярна сельджукская теория, согласно которой гагаузы - потомки малозийских турок, переселившихся в XIII веке в Добруджу вместе с тюркоязычными куманами (половцами) южнорусских степенй, основавшими здесь "Огузскую державу". До переселения гагаузов с Балкан в Россию (Бессарабию) они состояли из двух групп: хасыл гагаузы (настоящие гагаузы) и болгарские гагаузы. Вероятнее всего основу гагаузов составили тюркоязычные кочевники (огузы, печенеги, половцы). Европейские исследователи рассматривали в качестве вероятных предков гагаузов тюркоязычных протоболгар, в 670-е годы пришедших на Балканы с берегов Волги. В XIII веке их потомки приняли христианство. В русско-турецких войнах конца XVIII - начала XIX веков гагаузы выступали на стороне России. они переселились в опустошенные степи Южной Бессарабии. Часть гагаузов в 1912 - 1914 годах переселилась в Казахстан. В годы коллективизации группа гагаузов осела в Узбекистане, они идентифицировались с болгарами. В декабре 1994 года в Молдавии образована автономия гагаузов.

Использованы материалы статьи М.Н.Губогло в кн.: Народы России. Энциклопедия. Москва, Большая Российская Энциклопедия 1994

Выдающийся географ академик Л.С.Берг писал: "Гагаузы - это народ, говорящий на турецком языке, но исповедующий православие" . И хотя гагаузский язык близок, но отнюдь не идентичен турецкому, однако уже из этого краткого определения видно, что в судьбах этого народа особенно ярко запечатлелись исторические противоречия в развитии эгов-востояной Европы.

Основная часть гагаузов живет на юге Молдавии, в районе, который получил историческое название "Буджак". Расселена эта часть гагаузов очень компактно вокруг городов Комрат, Чадыр-Лунга, Вулканешты, а также в районах, прилегающих к Одесской области, и составляют тут чуть меньше половины населения.

Часть гагаузов во время второй мировой войны была выселена в Казахстан, где сохраняются их колонии. В Буджак гагаузы переселились в начале XIX века из Болгарии.

Как же сложилось столь редкое сочетание языка и религии, ведь тюкский язык на юге Европы обычно сочетался с мусульманством? По мнению большинства исследователей, гагаузы - прямые потомки племен, населявших "Поле" - степную зону, протянувшуюся от Алтая до Карпат, и кочевавших по этой степи в основном с востока на запад. Значительная часть племен говорила на тюркских языках. В первые века русской истории предки современных гагаузов оказались южными соседями древнерусского государства. Русские князья нанимали одних кочевников для защиты от других, что приводило к принятию неславянскими племенами православия. Точно не установлено, какие именно племена были предками гагаузов: половцы, печенеги, огузы - черные клобуки? Огузы считаются наиболее вероятными предками современных гагаузов. К концу XI века они продвинулись дальше на запад и обитали уже на Дунае и за Дунаем на территории христианской Византии. Нынешнее поселение гагаузов на юге Молдавии связано с распадом Османской империи - они переселились на место кочевавших здесь ногайцев.

Есть другая, менее распространенная версия, согласно которой гагаузы - это бывшие православные болгары, которые под давлением турецких завоевателей поменяли язык. В любом случае гагаузы - древнее коренное население юго-восточной Европы, имевшее на некоторых исторических отрезках собственное государство. Последнее из них - существовавшая в период революции 1905 - 1907 годов Комратская республика.

Гагаузский язык - тюкский в своей основе - окончательно сложился в XIV - XVII веках в тесном взаимодействии с румынским, греческим, южно- и восточно-славянскими языками и многое впитал от них. После утраты древней письменности до середины XX века гагаузский язык оставался безписьменным. Лишь в 1957 году был создан новый алфавит на основе русской графики. С 1958 по 1961 годы в школах велось обучение на гагаузском языке, однако преподавание его было прекращено, и школы переведены на русский язык. Было свернуто издание газет, прекращены радиопередачи на гагаузском языке. Лишь в 1989 году в ряде школ возобновилось изучение языка.

Использованы материалы статьи А.Александрова в журнале Новое время, бесплатное приложение для подписчиков "Перестройка и национальные проблемы", декабрь 1999 г.

История Гагаузов
Специалисты, историки, этнографы, филологи считают гагаузов одним из оригинальных народов тюркского мира. Гагаузы относятся к алтайской семье народов. По языку гагаузы причисляются к огузо-булгарской группе юго-западного ареала распространения тюркских языков.
Этногеническим стержнем гагаузов являются кочевые племена - узы, а правильнее огузы. Печенеги, огузы и куманы занимали степи между Аральским и Каспийским морем во второй половине первого тысячелетия н.э. и являлись васcалами короля Казара. После 975 года, когда царство Казара было разрушено русским князем Святославом, печенеги, узы и куманы мигрировали на запад, заняв территорию к северу от Черного моря (территория нынешней Молдовы и Румынии) до великого нашествия татар. В XI веке узы, как мигрирующие племена отмечены в письменных византийских источниках, когда они переправились через Дунай (по некоторым источникам в 1065 г.) и поселились на Балканах в Македонии, Паристрионе, Греции, Болгарии. Именно в этих регионах огузы переходят к оседлому образу жизни, принимают православное христианство. Этническое смешивание огузов с другимиплеменами - печенегами, половцами, куманами дало прямых предков сегодняшних гагаузов.


Профессор Педагогического Института имени И. Крянгэ в г. Кишиневе Д. Тодорогло вывел новую теорию в области этногенезии гагаузов. Согласно данной теории гагаузы происходят только от огузов (узов), а именно от их ветви хагогузов. Путем фонетических трансформаций: хагогуз? гагагуз? гагоуз и появилось нынешнее название гагауз. Хагогуз означает "настоящие огузы", то есть те из них, которые во время принятия ислама остались под старой языческой верой, перейдя впоследствии к христианству. Хагогузы покинули Центральную Азию и поселились к северу от Черного и Каспийского морей, между Волгой и Дунаем, основав впоследствии государственное формирование в зоне Каварны. Элемент присутствия печенегов и куманов является второстепенным в формировании гагаузской народности. Выше указанная теория была выдвинута Н. Баскаковым, М. Губогло и поддержана Х. Кароглы (проф. Университета из Азербайджана), сформулирована и детально аргументирована профессором Д. Танасогло. В XIII веке автономные формирования на территории Добруджи было государство известное как "Добружанское княжество" или "Узи эйялет" - первое государство гагаузского народа. Государство с центром в городе Корбуна просуществовало более двух веков и пало под ударом османских завоевателей в XV веке.

Своего апогея государство гагаузов достигло во времена правления деспота Добротича (годы правления 1354-1380 гг.). После 1417 г. государство гагаузов теряет свой суверенитет, войдя в состав Османской Империи. Народность же не пропала, они остались жить на прежней территории, говоря по-гагаузски и исповедуя христианство. Даже будучи частью Османской Империи гагаузы
обладали определенной независимостью, во многом благодаря своим этническим связям с турками, являясь потомками одного народа - огузов, общаясь на одном языке и обладая единой историей вплоть до XII-XIII веков. Часть гагаузов мигрировало в Россию через Дунай в 1750-1846 годах и поселилось в Южной Бессарабии. В XVI-XVIII веках Южная Бессарабия была населена тюрко-язычными племенами из Ногайской орды. До 1807 года часть из них покидают Буджак под давлением царской России и переселяются в Крым, Приазовье и Ставрополье. В оставленных ими землях и появились задунайские переселенцы - гагаузы и болгары. Россия выделила задунайским переселенцам неосвоенные земли, определила ряд экономических и правовых льгот, создала условия для изучения русского языка и помогла им обосноваться на новых территориях. Одновременно этот край заселяли жители из Северной части Бессарабии, беглые крестьяне из внутренних губерний России, немецкие колонисты из Варшавского герцогства и других мест. Гагаузы обосновали селения Авдарма, Комрат, Конгаз, Томай, Чишмикиой и другие, располагавшиеся в основном в центральном Буджаке. Тяжелым трудом переселенцам удалось превратить пустынную буджакскую степь в обжитый сельскохозяйственный район. В результате этих миграционных процессов, усилившихся очередной русско-турецкой войной 1806-1812 гг., генофонд гагаузского народа оказался разделенным на две части: одна часть (меньшая) осталась в Болгарии, большая же часть обосновалась в Бессарабии, в рамках Российской державы. Борьба гагаузов за свою свободу от притязаний молдавских бояр сразу же после переселения завершилась в декабре 1819 года Указом правительствующего сената России о предоставлении центральному Буджаку статуса иностранных колоний. Это фактически означало автономию для живущего здесь населения, значительную часть которого составили компактно расселенные гагаузы.
В середине XIX в. гагаузы Буджака претерпели очередное деление их окончательно сложившейся в Южной Бессарабии этнической территории. В результате войны 1856 года (называемой Крымской) Юго-Западная оконечность Буджака (южное Попрутье и селения нынешнего Вулканештского района, а также Болград, считавшийся центром бессарабских колоний) отошла к княжеству Молдова. Это повлекло за собой вынужденную миграцию гагаузского населения в сегодняшние пределы Запорожской области Украины. В результате последней русско-турецкой войны 1878 года эти территории вернулись к России в обмен на землинынешней румынской Добруджи.За исключением пятидневной независимости в 1906 году, когда в результате крестьянского восстания была объявлена Комратская республика, гагаузский народ находился под властью Российской империи, Румынии, Германии (во время Второй Мировой Войны), Советского Союза. События 1917-1918 гг. отразились на жизни гагаузов Буджака стремлением к реализации своей автономии, но начатая в этом направлении работа в январе 1918 года была сорвана румынской оккупацией Бесарабии. По этой же причине, кстати, была сведена на нет возродившаяся в конце 1917 года в Бессарабии государственность молдавского народа.В условиях жесточайшей националистической дискриминации местного населения, и, прежде всего, гагаузов, румынскими властями в эти тяжелейшие годы, разумеется не могло быть и речи о восстановлении гагаузами своего права называться самобытным народом, уже не говоря о возможности реализовать свое право на самоопределение, на развитие своей письменности и своей национальной культуры. Не изменил эту ситуацию в отношении гагаузов и 1940 год, когда 2 августа была образована Молдавская ССР. Одним росчерком пера советские власти, без выявления на то воли гагаузов и болгар, разделили на две неравновеликие части их этнические территории. В результате около 80 процентов гагаузов оказалось в составе Молдавской ССР, 20 % - на территории сопредельной по Буджаку Украины.Трагические последствия этого выразились в том, что на многие десятилетия компактно расселенный гагаузский народ оказался на своей же этнической территории рассредоточенным по различным административным районам и фактически затерянным в многонациональной массе населения Буджака. Разведенный границей двух национальных республик, распятый по административно-территориальным весям, народ на своей этнической территории оказался лишенным возможности консолидироваться для решения проблем своего выживания и национального возрождения.
Национальное самосознание и процессы возрождения, теплящиеся в среде гагаузской интеллигенции, получили распространения в конце 80-х годов, когда в Советском Союзе начались демократические перемены и появилась возможность заявить о культурных и экономических проблемах гагаузов. Активисты из числа гагаузской интеллигенции, объединив усилия с другими этническими меньшинствами создали движение "Гагауз Халкы" в 1988 году. В 1989 году "Гагауз Халкы" провели свой первый съезд, гдебыло принято решение о создании гагаузской автономии на юге Молдовы со столицей в г. Комрат. В августе 1990 года в Комрате было декларировано создание гагаузской республики, но правительство Молдовы аннулировало декларацию. Национальное движение получило всенародный характер, когда румынский язык был принят как государственный язык в Молдове. Многонациональное население Юга Молдовы отнеслось к этому решению неоднозначно. Обострившиеся языковые, культурные и экономические проблемы подтолкнули население региона не повиноваться кишиневским властям и поддержать стремление гагаузского народа к независимости. Только в 1994 году 23 декабря Парламент Республики Молдова принял закон об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери), решив конфликт мирным путем. Этот день - день образования Гагаузии является национальным праздником. Многие европейские правозащитные организации признали Гагаузию,как пример разрешения локальных национальных конфликтов для других стран. В результате референдума определились границы Гагаузии. По желанию населения в нее вошли 3 города и 27 сел. В 1995 году в результате демократических выборов был избран первый Глава (Башкан) Гагаузии - Георгий Табунщик, депутаты Народного Собрания и его Председатель Петр Пашалы. В 1999 г. в результате выборов Башканом Гагаузии стал Дмитрий Кройтор, а Народное Собрание возглавил Михаил Кендигелян.В 2002 г. в результате выборов Башканом Гагаузии стал опять Георгий Табунщик, а в 2006 г. в результате выборов Башканом Гагаузии стал Михаил Формузал. Первый и единственный Президент непризнанной Гагаузской Республики Степан Топал (1991-1995гг.).

(мое дополнение) Но на территории Украины остались 40 тыс. гагаузов, оказавшихся "нацменами", по сути, в собственных домах. За пришлых, за людей второго сорта их считают на юге Одесской области Украины, заставляя срочно становиться "щирыми украинцами"и
восхвалять немецко-фашистских пособников Бандеру и Шухевича.
Гагаузский танец

ГАГАУ́ЗЫ (самоназвание – gagauzlar), тюркоязычный народ в северо-западном Причерноморье. Живут в основном в исторической области Буджак на юге Молдавии (автономно-территориальное образование Гагаузия – Гагауз-Ери), а также в прилегающих районах Украины (Одесская и Запорожская области). Численность в Молдавии 151,6 тыс. чел. (2004, перепись), в том числе в Гагаузии – 128,6 тыс.чел., на Украине – 31,9 тыс. чел. (2001, перепись). Проживают также в Болгарии (области Варн и Добрич – 1,4 тыс. чел.), Румынии (43 чел. – 2002, перепись), Греции (40 тыс. чел.), Турции (14 тыс. чел.), России (13,7 тыс. чел. – 2010, перепись, в том числе компактная группа в Прохладненском районе Кабардино-Балкарии), Казахстане, Узбекистане; в России и Средней Азии часто называют себя болгарами. Говорят на гагаузском языке; русским владеют свыше 90% гагаузов. Верующие – православные.

Существует множество гипотез о происхождении Г. В отечеств. тюркологии распространена теория об их происхождении от христианизированных тюркоязычных кочевников южнорусских степей (булгар, печенегов, половцев, огузов, торков); в Турции – от малоазийских тюрок-сельджуков, переселившихся на Балканы в 13 в. под руководством султана Иззеддина Кей-Кавуса и основавших совместно с осевшими здесь ранее тюрками Сев. Причерноморья Добруджанское княжество (Узи эйялет – «Огузская держава») с центром в городе Корбуна (разбито Османами в 1417); в Болгарии – от отуреченных болгарами, в Греции – от греков; последние две гипотезы опираются на существование у Г. в 19 в. групп «настоящих Г.» (хасыл гагаузлар), воспринявших православие от греков и приверженных к византийскому культурному наследию, и близких по культуре к болгарам «болгарских Г.». Вероятнее всего, в этногенезе Г. принимали участие все вышеназванные группы. В ходе рус.-турецких войн 18 – сер. 19 вв., в которых они выступали на стороне России, большая часть Г., живших к этому времени преимущественно на северо-востоке Болгарии, переселилась вместе с болгарами в степи Юж. Бессарабии, покинутые ногайскими татарами. Во времена столыпинской реформы (1912–14) группа Г. переселилась из Бессарабии в Казахстан, в дальнейшем часть их, спасаясь от коллективизации, осела в Узбекистане. Во 2-й пол. 20 в. сложилась нац. интеллигенция. В 1989 возникло движение «Гагауз халкы», по инициативе которого в 1989 была провозглашена Гагаузская авт. республика в составе МССР, а в 1990 – независимая Гагаузская Республика в составе СССР. Конфликт с руководством Республики Молдова, не признавшим обе самопровозглашённые республики, был разрешён в 1994 принятием закона «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)». Проводятся Всемирные конгрессы Г.

К нач. 20 в. осн. за­ня­тия­ми Г. бы­ли ско­то­вод­ст­во (в осн. ов­це­вод­ст­во) и зем­ле­де­лие, со­че­таю­щее хле­бо­па­ше­ст­во с ого­род­ни­че­ст­вом, са­до­вод­ст­вом и ви­но­гра­дар­ст­вом. Раз­ви­ты тка­че­ст­во из шер­сти и шёл­ка, из­го­тов­ле­ние ков­ров. Тра­диц. жи­ли­ще – 3-ка­мер­ный дом (бю­юк, евь) с за­ва­лин­кой (при­спа) и ве­ран­дой на де­рев., позд­нее кир­пич­ных стол­бах вдоль фрон­таль­ной сте­ны. Ком­на­ты укра­ша­ли ков­ра­ми (крас­ные ро­зы в об­рам­ле­нии из зе­лё­ных ли­сть­ев на чёр­ном фо­не), тка­ны­ми по­ло­ви­ка­ми, вы­ши­ты­ми по­ло­тен­ца­ми. Ха­рак­тер­ны низ­кие обе­ден­ные сто­ли­ки (соф­ра). К до­му при­страи­ва­ют­ся кух­ня и др. хо­зяйств. по­ме­ще­ния. Жен­щи­ны но­си­ли ту­ни­ко­об­раз­ную ру­ба­ху и без­ру­кав­ное пла­тье с ши­ро­ким шер­стя­ным крас­ным поя­сом и пе­ред­ни­ком, зи­мой – пла­тье с ру­ка­ва­ми, су­кон­ную коф­ту и ов­чин­ную без­ру­кав­ку (жу­грант­лы мин­тан­ка), ор­на­мен­ти­ров. ко­жа­ной ап­пли­ка­ци­ей. Обя­за­тель­но боль­шое ко­ли­че­ст­во ук­ра­ше­ний, в т. ч. оже­ре­лья из зо­ло­тых мо­нет (лифт); чис­ло лиф­тов сви­де­тель­ст­во­ва­ло о до­стат­ке ро­ди­те­лей не­вес­ты или же­ни­ха. Муж­ская тра­диц. оде­ж­да – ру­ба­ха, ши­ро­кие су­кон­ные шта­ны, ши­ро­кий крас­ный по­яс, лет­няя су­кон­ная шля­па или зим­няя ме­хо­вая шап­ка (кол­пак); ча­ба­ны но­си­ли ме­хо­вые шта­ны (ме­шин), без­ру­кав­ку-мин­тан­ку и ко­рот­кую курт­ку, де­ко­ри­рованную крас­ной или чёр­ной строч­кой (кюрк). Пи­ща со­хра­ня­ет эле­мен­ты ко­че­вой тра­ди­ции (спо­со­бы об­ра­бот­ки мо­ло­ка, хра­не­ния мя­са, тво­ро­га, брын­зы в шку­ре или в со­су­дах из ты­к­вы – су­са­ках; пре­сные ле­пёш­ки-пи­ты вы­пе­ка­лись в стоя­щей во дво­ре или на кух­не пе­чи). По­пу­ляр­ные блю­да – слоё­ные пи­ро­ги с тво­ро­гом и брын­зой (кыыр­ма), фар­ши­ров. ба­ра­ни­ной со спе­ция­ми же­луд­ки (ка­ур­ма). По празд­ни­кам обя­за­тель­но го­то­вят хо­ло­дец, во вре­мя жерт­во­при­но­ше­ний (кур­бан) – пше­нич­ную ка­шу (бул­гур). Осн. на­пи­ток – крас­ное ви­но. Ка­лен­дар­ная об­ряд­ность свя­зы­вает Г. как с тюрк. ко­чев­ни­че­ской, так и с бал­кан­ской тра­ди­ци­ей: так, Вол­чьи празд­ни­ки (Джа­на­вар Йор­ту­ла­ры), от­кры­ваю­щие зим­ний цикл (се­ре­ди­на но­яб­ря), объ­е­ди­ня­ют Г. с др. тюр­коя­зыч­ными на­ро­да­ми; ко­ля­до­ва­ние (ко­ляд­ки в осн. ис­пол­ня­лись на болг. яз.) и др. об­ход­ные об­ря­ды на Свят­ки, ос­вя­ще­ние ви­но­град­ни­ков в день Св. Три­фо­на [Три­фун Гю­ню – 1(14) февр.], об­ря­ды с де­вуш­ка­ми-ла­зар­ка­ми в Ла­заре­ву суб­бо­ту, об­ряд вы­зы­ва­ния до­ж­дя с Пеперудой (Пи­пи­ру­дой) 1(14) мая и др. – с бол­га­ра­ми.

Уст­ное твор­че­ст­в о. Для сва­деб­ных пе­сен ха­рак­тер­ны ти­пич­ные для сла­вян мо­ти­вы го­ре­ст­но­го рас­ста­ва­ния не­вес­ты с род­ным до­мом; пред­став­ле­ны так­же по­ми­наль­ные, ко­лы­бель­ные и др. пес­ни. Не­об­ря­до­вый фольк­лор – дас­тан­ный эпос, ле­ген­ды о луш­ни­цах, пред­ска­зы­ваю­щих судь­бу ре­бён­ка, вол­шеб­ные сказ­ки, от­ра­жаю­щие древ­ний культ вол­ка. Нар. му­зы­ка объ­е­ди­ня­ет чер­ты, свой­ст­вен­ные муз. куль­ту­ре тюр­ков (пре­об­ла­да­ние од­но­го­ло­сия), мол­да­ван, юж. сла­вян и др. со­сед­них на­ро­дов (жан­ры, ин­ст­ру­мен­ты). Рас­про­стра­не­ны диа­то­нич. ла­ды с пре­об­ла­да­ни­ем на­ту­раль­ных ма­жо­ра и ми­но­ра, ан­ге­ми­то­ни­ка, в за­клю­чит. ка­ден­ци­ях час­то ис­поль­зу­ет­ся аль­те­ра­ция. Во­каль­ная му­зы­ка раз­де­ля­ет­ся на 2 сти­ля: «тур­ку» (объ­е­ди­ня­ет пес­ни раз­ных жан­ров – ли­рич., эпич., сва­деб­ные, си­рот­ские, бал­ла­ды, пла­чи) и «маа­ни» (час­туш­ки). Ин­ст­ру­мен­таль­ная му­зы­ка вклю­ча­ет соль­ные наи­гры­ши, пье­сы, тан­це­валь­ную му­зы­ку, ис­пол­няе­мую со­ло и ан­самб­лем; её ха­рак­тер­ная чер­та – слож­ность и раз­нооб­ра­зие рит­мов. По­пу­ляр­ны тан­цы «Ка­дын­жа» (в муз. за­пи­си раз­мер $9 \atop 16$ ), «Аар ой­ун» ($7 \atop 16$ ), «Фыр­ли кун­дак» ($9 \atop 16$ ), об­ря­до­вые ме­ло­дии «Ге­лин ха­ва­сы» (ме­ло­дия не­вес­ты), «Ала­мак ава­сы» (плач), «Пер­не­ля» (пас­ту­ше­ская). Сре­ди ин­ст­ру­мен­тов: сви­рель, ка­вал, гай­да, скрип­ка, ка­уш (3-струн­ный смыч­ко­вый вро­де болг.

Давно уже хотел сделать постинг о гагаузах. Кто такие, откуда пришли в Бессарабию? На каком языке говорят? Ученые до сих пор спорят, но никак не могут придти к общему знаменателю, так как на этот счет существуют различные теории. Следующая информация почерпнута из книги Л. С. Берг. Население Бессарабии. Этнографический состав и численность. Петроград, 1923.

Гагаузы это народ, говорящий на турецком языке, но исповедывающий православие. [Гагаузский язык относится к огузской подгруппе юго-западной ветви тюркских языков. Наиболее близок он к турецким диалектам северо-восточной Болгарии, на основании чего зарубежные тюркологи (Т. Ковальский, Г. Дёрфер и др.) считали гагаузский язык одним из диалектов турецкого языка. Гагаузский язык имеет два диалекта — чадырлунгско-комратский (центральный) и вулканештский (южный) — ru . wikipedia . org ].

Они живут преимущественно в Комратской и Чадырлунгской волостях Бендерского уезда, в Кубейской и Ивановско-болгарской волостях Аккерманского уезда и в юго-западной части Измаильского.

Центром гагаузских поселений является большое село Комрат (комур-ат - по-татарски „гнедая лошадь") Бендерского уезда, на р. Б. Яллухе. Здесь около 10 тысяч жителей.

Кроме того, гагаузы живут и в городах Измаильского уезда (напр., в Рени).

Всего по переписи 1897 г. в Бессарабии было 55790 душ (2,88% всего населения), из них в уездах около 55,5 тысяч. [Общая численность современных гагаузов — около 250 тыс. чел. — ru . wikipedia .org ].

Перепись 1897 г. называет гагаузов турками и, возможно, иногда смешивает их с другими национальностями.

Но приблизительное число гагаузов, около 55 тысяч, должно быть верным.

В 1907 г. гагаузов в уездах (без городов) насчитано 76266 душ или 4,2% всего внегородского населения.

В Бессарабии гагаузы поселены в первой четверти XIX века в числе прочих „задунайских переселенцев".

Точные годы указать затруднительно, потому что гагаузы у нас до последнего времени не были отличаемы от болгар.

По всей вероятности поселения основывались с 1806 года, когда Буджак, по очищении от ногайцев и турок, стал заселяться задунайскими переселенцами.

Самой старой колонией оказывается Курчи, у северного конца оз. Ялпуха, основанная в 1810 году.

Бессарабские гагаузы есть выходцы с Балканского полуострова.

Они до сих пор живут здесь по берегу Черного моря, в Варне и к северу от нее, в Бальчике, Каварне, а также в восточной Болгарии, в округах Нового Базара, Провадии, Добрича, наконец, в румынской Добрудже, в селении Бейдаут.

Кроме того сургучи, живущие к юго-востоку от Адрианополя, в окрестностях Хавсы, числом около 7000 душ, есть по языку и нравам те же гагаузы (их. в Адрианополе называют и сургучами, и гагаузами).

Наконец, есть сведения, что гагаузы (турки-христиане) живут в Македонии, в округе города Серее (Сер).

Говорят гагаузы, по исследованиям Мошкова, на том же языке, что и гаджялы, т. е. турки-османы, обитающие в Делиормане, т. е. в четыреугольнике крепостей Рущук, Силистрия, Варна и Шумла.

Jirecek (1891) полагает, что гагаузы — это половцы или куманы.

Напротив, Мошков (Этн. Обозр., 1900) указывает, что половецкий язык, насколько он известен по Codex comanicus (1303 г.), а также по наречию луцких и троrских караимов, отличен от гагаузского.

Мошков высказывает предположение, что гагаузы — это торки или узы, турецкое племя, весьма близкое к половцам и известное нашим летописям под названием черных клобуков.

В IX веке они жили к востоку от Яика, который отделял их от печенегов.

В XI веке торки двинулись на запад, и 1064 год застает их уже на Дунае и за Дунаем, в пределах Византии.

Радлов считает, что имя гагауз есть испорченное гаг-огуз.

Огузы или узы это название одного из турецких племен.

Когда гагаузы приняли православие, неизвестно, но можно думать, что еще в XI или XII веке, и именно от русских; дело в том, что черные клобуки, после разгрома их Владимиром Мономахом, были в 1080 г. поселены на р. Роси, в нынешней Киевской губ., для защиты этого края от набегов кочевников.

Погребения торков найдены (В. А. Городцов), в южной Бессарабии, в Изюмском уезде Харьковской губ., в Бахмутском Екатеринославской и по р. Роси в Киевской губ.

http://www.bessarabia.ru/gag.htm

А теперь приглашаю посмотреть небольшой фильм, который и послужил поводом для данного постинга.

Так как у меня не получается встроить видеофайл, то посмотреть фильм можно по ссылке:

Загрузка...
Top