Основные этапы экономической интеграции. Экономическая интеграция

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГЛАВА 1. ИНТЕГРАЦИЯ - СУЩНОСТЬ, ПРЕДПОСЫЛКИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

1.1 Понятие, сущность и принципы интеграции

Интеграция (от лат. integratio - «соединение») представляет собой процесс объединения некоторых частей в единое целое. Термин применяется в самых разнообразных видах деятельности: от точных наук до общественно-политических направлений.

В настоящее время можно говорить о политической (согласование (родственные взаимоотношения, трудовая миграция и пр.); производственной (промышленные, транспортные, энергетические аспекты); экономической (зона свободной торговли, таможенный союз, тарифы, рынок труда и пр.); финансовой (инвестиционный климат, рынок капитала и пр.); обеспечении безопасности (борьба с организованной преступностью, военно-техническое сотрудничество, борьба с терроризмом, совместная охрана границ); культурной (языковое пространство, культурный обмен); научной и образовательной интеграций. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» №2, 2008. -

Применительно к анализу экономических явлений понятие «интеграция» стало широко использоваться во второй половине XX века, отражая уже шедший процесс экономической интеграции в Западной Европе. Хасбулатов Р. И. Мировая экономика, 2013. - С. 703 В отличие от естественных наук, где интеграция как конечный результат ведет к формированию новой сущности взамен исчезающей или трансформирующейся «старой», экономическая интеграция, как один из социальных типов интеграции, не приводит «растворению» частей в новом едином целом.

Экономическая интеграция - это процесс взаимного сближения хозяйственных структур стран через переплетение производственно-экономических, финансовых, трудовых и иных связей. Хасбулатов Р. И. Мировая экономика, 2013. - С. 704

На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики. Взаимодействие и взаимное приспособление национальных хозяйств проявляется, прежде всего, в постепенном создании «общего рынка» - в либерализации условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между странами.

Экономическая интеграция - это сложное историческое явление, которое в каждом случае имеет свои отличительные признаки, особенности. Однако сутью этого явления выступает формирование общности как следствие определенных целенаправленных действий государств, которые провозглашают своими целями:

1. учреждение экономической группы;

2. создание благоприятных условий для экономического сближения стран;

3. не только определение общих целей и задач, но и разработку детальных планов этапного строительства интегрированной группы, установление критериев общих основ экономической, бюджетной, налоговой, торговой, инвестиционной политики, направленной на достижение конкретных социальных целей общества.

Процесс интеграции, как и любой экономический процесс, должен строиться на основных правилах, признаваемых такими в силу того, что они устойчиво повторяются в массе случаев. Исходя из этого выделяют безусловные принципы экономической интеграции:

· принцип экономической целесообразности и научной обоснованности создания новой объединенной структуры. Данный принцип означает, что при формировании интегрированного объединения необходима предварительная работа по определению будущего экономического эффекта такого объединения, строящаяся на использовании научных подходов оценки;

· принцип социально-экономической направленности деятельности новой объединенной структуры. Данный принцип подразумевает, что структура при реализации собственных целей должна одновременно участвовать в реализации региональных экономических и социальных программ, содействуя решению проблем занятости и увеличения доходов населения;

· принцип демократии вхождения субъекта в новую объединенную структуру означает, что коллективная деятельность объединяющихся субъектов должна обеспечиваться определенными правами всех участников. Формирование интегрированных систем требует выполнения условий, которые в первую очередь определяются необходимостью достижения объединяющимися предприятиями цели, которая вытекает из обеспечения относительно равных экономических условий участникам процесса и согласованного развития всех технологических звеньев производства конечного продукта;

· принцип обеспечения взаимной заинтересованности участников интегрированного объединения заключается в том, что его деятельность не может реализовать цели лишь одного субъекта, исключая интересы другого, так как в этом случае будет нарушен принцип демократии;

· принцип исключения экономически неоправданных посредников между партнерами. Сущность данного принципа заключается в том, что цель интегрированного объединения состоит в углублении взаимодействия между участниками для укрепления их связей. Следовательно, любое лицо, выступающее посредником, будет нарушать связность субъектов и таким образом нарушать цель создания интегрированного объединения;

· принцип недопущения монопольного положения объединенной структуры на рынке. Данный принцип вытекает из объективного требования рынка, которое, как правило, имеет правовую основу в виде законодательства, направленного на борьбу с монополиями.

Основными признаками интеграции являются:

· взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов;

· структурные изменения в экономике стран-участниц;

· необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов.

Развитие экономической интеграции проявляется в нескольких уровнях. Интеграция на локальном уровне протекает в рамках одной микроэкономической единицы. На микроуровне проявляется через взаимодействие капитала отдельных фирм, предприятий путем формирования экономических соглашений между ними, создания филиалов за границей. На региональном уровне - в форме комплекса взаимодействующих субъектов в определенном регионе внутри государства. На национальном уровне проявляется через взаимодействие секторов нескольких региональных комплексов в рамках государства. На мезорегиональном уровне - в форме взаимодействующих секторов региональных комплексов в рамках нескольких приграничных государств. На макроуровне - взаимодействие национальных комплексов в определенном регионе планеты. На мегауровне осуществляется на основе объединения в масштабах глобального экономического пространства.

Наряду со всеми экономическими явлениями международная экономическая интеграция позволяет странам получать определенные преимущества и недостатки.

При вступлении в экономическую интеграцию страна может получить следующие преимущества:

· широкий доступ к ресурсам: финансовым, материальным, трудовым, к технологиям в масштабах всего региона, а также возможность производить продукцию в расчете на рынок всей интеграционной группировки;

· экономическое сближение стран создает привилегированные условия для фирм стран - участниц интеграции, защищая их от конкуренции со стороны фирм третьих стран;

· углубление международного разделения труда (МРТ) способствует сокращению затрат на продукцию и обеспечивает экономическую эффективность;

· расширение экономического пространства, между предприятиями объединяющихся стран, усиление конкурентной борьбы, которая стимулирует их и приводит к повышению эффективности производства;

· создание более стабильной ситуации для развития взаимной торговли, а также выступления от лица блока более весомы и дают лучшие результаты в области международной торговой политики;

· возможность использовать преимущества национальных экономик для расширения масштабов рынка сбыта, поддерживать своих производителей, сокращать межгосударственные торговые издержки;

· создание благоприятной внешнеполитической среды, усиление сотрудничества стран не только в экономической, но и политической, культурной и других областях.

Отрицательными последствиями для стран, вступивших в экономическую интеграцию, являются следующие:

· для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных конкурентов;

· олигопольный сговор ТНК стран-участниц, который способствует повышению цен;

· эффект потерь от увеличения масштаба производства.

Таким образом, интеграция представляет собой процесс взаимного сближения хозяйственных структур стран через переплетение производственно-экономических, финансовых, трудовых и других связей, её сутью является формирование общности как следствие определенных целенаправленных действий государств. Имея определенные принципы, интеграционные процессы способствуют тому, что отдельные группы стран формируют для себя более благоприятные условия для торговли, для перемещения капиталов и рабочей силы, чем для всех других стран. При этом у стран, входящих в определенную интеграционную группировки должен быть примерно одинаковый уровень развития и государства должны в той или иной мере защищать своих граждан и олигопольных сговоров ТНК стран - участниц.

1.2 Предпосылки интеграции

Со второй половины XX века вследствие быстрого экономического развития ведущих индустриальных стран и усовершенствования средств международного транспорта и коммуникаций произошло бурное развитие международной торговли товарами и услугами. Международная торговля стала все более дополняться различными формами международного движения факторов производства (капитала, рабочей силы и технологии), в результате которого за границу стали перемещаться уже не только готовый товар, но и факторы его производства. Прибыль, заключенная в цене товара, стала создаваться уже не только в рамках национальных границ, но и за рубежом. Закономерным результатом развития международной торговли товарами и услугами и международного движения факторов производства стала экономическая интеграция.

Интеграционные процессы приводят к развитию экономического регионализма, в результате которого отдельные группы стран создают между собой более благоприятные условия для торговли, а в ряде случаев и для межрегионального передвижения факторов производства, чем для всех других стран. Но экономический регионализм, упрощая экономические связи между странами одной группы, не должен приводить к их усложнению со всеми остальными странами. До тех пор пока регионализм, по крайней мере, не ухудшает условия для торговли с остальным миром, он может считаться положительным фактором развития международной экономики.

Выделяют следующие предпосылки интеграции:

· Примерно одинаковый уровень социально-экономического развития и степени рыночной зрелости объединяющихся стран. За редким исключением межгосударственная интеграция развивается либо между индустриальными странами, либо между развивающимися странами. Даже в рамках индустриальных и в рамках развивающихся стран интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития. Попытки объединений интеграционного типа между индустриальными и развивающимися государствами обычно начинаются с различного рода переходных соглашений об ассоциации, специальном партнерстве и т.п., срок действия которых растягивается на многие годы до тех пор, пока в менее развитой стране не будут созданы рыночные механизмы, сопоставимые по степени зрелости с механизмами более развитых стран.

· Географические расположение стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей. Большинство интеграционных объединений мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных на одном континенте, в непосредственной географической близости друг от друга, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих на одном языке. К изначальной группе стран - интеграционному ядру, ставших инициаторами интеграционного объединения, подключались другие соседние государства.

· Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д. Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами. Очевидно поэтому, что, например, страны, главная проблема которых создание основ рыночной экономики, не могут интегрироваться с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что требует введения общей валюты. Также и страны, у которых главной является проблема обеспечения населения водой и пищей, не могут сочетаться с государствами, обсуждающими проблемы свободы межгосударственного движения капитала.

· Демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги, что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями.

· «Эффект домино». После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами интеграции. Некоторые из них, даже не имея существенного первичного интереса в интеграции, высказывают заинтересованность в подключении к интеграционным процессам просто из-за опасения остаться за ее пределами.

Наиболее значимыми предпосылками интеграции принято считать примерно одинаковый уровень развития стран, наличие общих границ, свидетельствующих о сложившихся в течение ряда лет устойчивых связей между народами и наличие определенных внутренних проблем, решение которых возможно только совместными усилиями.

1.3 Этапы развития интеграции

Венгерский экономист Бела Балашша определил пять этапов, которых в своем развитии должно пройти любое интеграционное объединение. Данная схема была принята различными международными экономическими организациями и стала классической схемой этапов развития интеграционных группировок. Согласно ей, интеграция предполагает уничтожение дискриминации и состоит из следующих форм:

1) зона свободной торговли - зона, свободная от таможенных, количественных и иных ограничений путем постепенной отмены таможенных пошлин. Происходит либерализация международной торговли, упрощение перемещения товаров. Негативные последствия - неблагоприятное действие импортных товаров, неконкурентоспособность внутреннего рынка и т. д.

В рамках зоны свободной торговли страны отказываются от таможенных ограничений только в отношениях со своими партнерами по интеграционному объединению, сохраняя свой экономический суверенитет, каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные внешние тарифы в торговле со странами, не участвующими в данном интеграционном объединении. Обычно создание зоны свободной торговли начинается с двусторонних договоренностей двух тесно сотрудничающих стран, к которым затем присоединяются новые страны-партнеры;

2) таможенный союз подразумевает упразднение таможенных пошлин в торговле, унификация внешних тарифов, проведение единой внешнеторговой политики - участники союза совместно устанавливают единый тарифный барьер против третьих стран. Когда таможенные тарифы в отношении третьих стран различны, то это дает возможность фирмам стран вне зоны свободной торговли проникать через ослабленную границу одной из стран-участниц на рынки всех стран экономического блока. Унификация внешних тарифов дает возможность надежнее защищать формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Это приводит к рационализации производства и созданию стабильности внутри самого союза. Повышается необходимость в создании наднациональных органов. Но при этом страны-участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Поскольку создание таможенного союза требует значительных усилий по координации экономической политики, не все зоны свободной торговли «дорастают» до таможенного союза.

Первые таможенные союзы появились еще в 19 в. (например, германский таможенный союз, Zollverein, объединявший в 1834-1871 ряд немецких государств), накануне Второй мировой войны функционировало более 15 таможенных союзов. Но поскольку тогда роль мировой экономики в сравнении с внутринациональным хозяйством была невелика, эти таможенные союзы не имели особого значения и не претендовали на превращение во что-то иное. «Эра интеграции» началась в 1950-е, когда бурный рост интеграционных процессов стал закономерным проявлением глобализации - постепенного «растворения» национальных экономик в мировом хозяйстве. Теперь таможенный союз рассматривается не как конечный результат, а лишь как промежуточная фаза экономического сотрудничества стран-партнеров.

3) единый общий рынок подразумевает минимизацию внутренних пошлин, устранение ограничений на перемещение из страны в страну различных факторов производства - инвестиций (капиталов), работников, информации (патентов и ноу-хау). Это усиливает экономическую взаимозависимость стран - членов интеграционного объединения. Свобода передвижения ресурсов требует высокого организационного уровня межгосударственной координации. То есть единый рынок предполагает решение пяти задач:

· упразднение таможенных пошлин между государствами-членами;

· выработка единой торговой политики по отношению к третьим странам;

· разработка общей политики развития приоритетных отраслей и секторов экономики;

· создание условий для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы и информации;

· формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию.

Но и общий рынок не является завершающим этапом интеграционного развития. Для формирования единого рыночного пространства недостаточно свободы передвижения через границы государств товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Чтобы завершить экономическое объединение, надо еще выровнять уровни налогов, унифицировать хозяйственное законодательство, технические и санитарные стандарты, скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и системы социальной защиты. Выполнение этих мероприятий ведет, наконец, к созданию подлинно единого регионального рынка экономически объединившихся стран и следующим пунктом выступает экономический союз.

4) экономический союз предполагает совместное определение экономической политики стран-членов, осуществление единой политики развития отдельных отраслей экономики. Создаются наднациональные органы, законы которых обязательны для всех стран-членов. На данном этапе происходит унификация кредитной, налоговой, социальной политики;

5) экономический и валютный союз предусматривает проведение единой валютной политики, введение единой валюты, создание нового центрального банка. Единая валюта вводится исключительно в целях облегчения взаимных расчетов по международным торговым операциям, поэтому эта стадия интеграции считается необязательной;

6) политический союз подразумевает проведение согласованной внешней политики, согласование действий в сфере безопасности, внутренних дел и юстиции. Общим фактором для всех ступеней является отмена экономических барьеров.

Все ступени интеграционного развития прошел только ЕС, остальные интеграционные образования прошли первый, частично второй уровни.

При этом статистическими эффектами интеграции являются:

- «создание торговли», когда в результате создания зоны свободной торговли и таможенного союза происходит замещение дорогостоящего внутреннего продукта более дешевым импортом;

- «отвлечение торговли», если происходит замещение более дешевого импорта из третьих стран более дорогим импортом из страны-партнера.

Таким образом, согласно Б. Баласса любое интеграционное объединение в своем развитии должна проходить такие этапы, как зона свободной торговли, таможенный союз, единый рынок, экономический и валютный союз и политический союз. В настоящее время такой интеграционной группировкой является лишь Европейский Союз, а остальные объединения прошли первый, частично второй уровни.

Г ЛАВА 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ГРУППИРОВОК АЗИИ

2.1 Азиатско-Тихоокеанское экономическое со трудничест во (АТЭС) как одно из основных интеграционных объединений Азиатско-Тихоокеанского региона

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество - международный форум, созданный для сотрудничества стран Азиатско-Тихоокеанского региона в области региональной торговли и либерализации капиталовложений. Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в регионе, укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества.

Объединение образовано в 1989 году в городе Канберра по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. АТЭС образовано как свободный консультативный форум без какой-либо жёсткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-участники АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников.

В 1994 году в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 году в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Наиболее развитые экономики должны осуществить либерализацию к 2010 году. В 1995 году, на Осакском саммите были определены более десяти приоритетных сфер деятельности АТЭС: торговые тарифы, нетарифные методы регулирования взаимной торговли, международные услуги, международные инвестиции, стандартизация товаров и услуг, таможенные процедуры, права интеллектуальной собственности, конкурентная политика, распределение государственных заказов, правила, касающиеся происхождения товара, посредничество в спорах, мобильность бизнесов, сбор и анализ информации.

Основными принципами функционирования в рамках АТЭС являются:

1. Либерализация торговли и инвестиций. Этот принцип реализуется на основе односторонней либерализации, означающей, что каждый член АТЭС добровольно соглашается на либерализацию в определенной сфере торговли и инвестиций. АТЭС разработал базовый инструмент выполнения этого основного принципа - индивидуальные планы действий. Все страны АТЭС должны подготовить такой план и регулярно обновлять его;

2. Содействие по торговле. Нацелено на то, чтобы сделать ведение бизнеса в регионе более простым и менее затратным;

3. Экономическое и техническое сотрудничество. Целями являются достижение существенного роста и справедливого развития в рамках АТЭС, повышение экономического и социального благосостояния людей, углубление духа общности в АТЭС.

Первоначально в форум вошли 12 стран - 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся государств Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины). К 1997 году в АТЭС входили почти все основные страны тихоокеанского региона: новыми членами стали Гонконг (1993), КНР (1993), Мексика (1994), Папуа-Новая Гвинея (1994), Тайвань (1993), Чили (1995). В 1998 году, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов - России, Вьетнама и Перу - введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия. интеграция экономический регионализм объединительный

Критерием для членства считается то, что член является отдельной экономикой, а не страной, так в АТЭС принят термин экономики-участницы, а не страны-участницы. АТЭС включает экономики, очень сильно отличающиеся по уровню экономического развития (Приложение 1). Экономиками-участницами АТЭС являются: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Республика Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, США, Китайский Тайбэй (Тайвань), Гонконг (Китай), Китайская Народная Республика, Мексика, Папуа -- Новая Гвинея, Чили, Перу, Россия, Вьетнам.

В экономиках - участниц проживает около 40% мирового населения, на них приходится приблизительно 57% ВМП и 47% мировой торговли.

Таблица 1 Совокупный валовой продукт стран - участниц АТЭС*

ВВП, (млн долларов США)

Базисные темпы роста, (%)

Цепные темпы роста, (%)

Среднегодовой темп роста

Cовокупный валовой продукт стран АТЭС составляет на 2013 г. 42 760 622,3 млн долларов США (57% от ВМП). Темпы роста к 2009 г. в среднем составили 124,06%. А цепные темпы роста показывают, что в период 2009 - 2013 гг. совокупный валовой продукт увеличивался в среднем на 107%, но следует отметить, что если в 2010 г. темп роста составил 111,07%, то в 2013г. он составил всего 102,22%.

Успешные показатели экономического развития АТЭС способствовали росту экономической взаимозависимости между странами региона через рост внешней торговли. Усиление взаимозависимости во внешнеторговой сфере происходит во-первых, на уровне крупнейших субрегионов АТР (Восточная Азия и Океания, с одной стороны, и Северная и Южная Америка, с другой), во-вторых, растет доля взаимной торговли и между странами внутри этих двух крупных субрегионов.

Таблица 2 Объем внешней торговли стран - участниц АТЭС*

Экспорт, (млрд долларов США)

Базисные темпы роста, (%)

Цепные темпы роста, (%)

Импорт, (млрд долларов США)

Базисные темпы роста, (%)

Цепные темпы роста, (%)

Объемы внешней торговли стран-участниц АТЭС за последние 5 лет увеличились экспорт на 154,9%, а импорт на 159,5%. Но следует отметить, что с каждым годом темпы прироста объемов внешней торговли снижается, если прирост объемов экспорта в 2010 году был равен 25,7%, в 2011 году - 16,3%, то в 2012-2013 гг. он составил всего 2-3%. Темпы прироста объемов импорта также имеют тенденцию на снижение, если в 2010 году темпы прироста объемов импорта составили 26,2%, то спустя 3 года они равны 2,2%.

Таблица 3 Динамика доли внутрирегионального экспорта в общем экспорте стран - участниц АТЭС*

* Расчеты сделаны самостоятельно по данным

Если в начале 1980-х гг. удельный вес внутрирегионального экспорта составлял около 60% из общего объема экспорта, то за последние 5 лет он составил около 70%. Этот показатель за последние 5 лет ежегодно увеличивался на 1-2%, так, в 2009 году на долю стран-участниц приходилось 68,9%, в 2010 году - 70,2%, а за 2013 год удельный вес был равен 72,2%, этому способствовало снижение нетарифных и тарифных барьеров (Таблица 4).

Таблица 4 Динамика средних ставок таможенных пошлин и нетарифных барьеров в странах - участницах АТЭС*

В настоящее время форум АТЭС стал восприниматься как организация регулирующая справедливое экономическое сотрудничество. Участники АТЭС взяли на себя выработку новых правил международного экономического взаимодействия, которое подразумевало некое новое, вне политических рамок, восприятие сложившихся в АТР реалий.

АТЭС, работая в тесном контакте с деловыми кругами стран АТР, определяет главные направления и сферы экономического сотрудничества в регионе в XIX веке и содействует частному капиталу как главной движущей силе регионального экономического развития. В целом можно сказать, что вся деятельность АТЭС направлена на то, чтобы в плотном контакте с деловыми кругами определить возможные препятствия на пути торговых и инвестиционных потоков, а в дальнейшем - ликвидировать эти барьеры. Все это должно способствовать обеспечению минимальных затрат времени, денег и сил при осуществлении экономических операций.

АТЭС составляет почти половину мировой экономики. В начале ХХI века на страны форума приходилось 40% населения Земли и 47 % мирового товарооборота, а совокупный валовой продукт на сегодняшний день около 57% от общемировых показателей.

Хотя АТЭС является молодым экономическим интеграционным блоком, он стал важным средством содействия торговле и экономическому сотрудничеству в регионе. А высокие темпы экономического развития, нарастающие внутрирегиональные потоки товаров, услуг, капиталов дают основание в пользу вывода, что в ХХI веке АТЭС станет стержнем экономического роста мира.

2.2 Функционирование Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии -- политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация». Договорное оформление АСЕАН произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН.

Непосредственно образующими государствами являлись Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Позже присоединились Бруней-Даруссалам (7.01.1984), Вьетнам (28.07.1995), Лаос и Мьянма (23.07.1997), Камбоджа (30.04.1999). На данный момент статус особого наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея и Восточный Тимор.

В соответствии с Бангкокской декларацией, целями организации являются:

· установление мира и стабильности в регионе через приверженность принципам Устава ООН;

· ускорение экономического, социального и культурного развития её государств-членов на основе сотрудничества и взаимопомощи;

· поддержание взаимовыгодного сотрудничества с общими и региональными международными организациями, имеющими сходные цели.

Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств. Руководящий и координирующий механизм - регулярные совещания министров иностранных дел. Текущее руководство деятельностью Ассоциации осуществляет Постоянный комитет, возглавляемый министром иностранных дел страны - текущего председателя АСЕАН, которые сменяются в алфавитном порядке (в настоящее время - Таиланд). В Джакарте функционирует Секретариат АСЕАН во главе с Генеральным секретарем. Генеральный Секретарь АСЕАН назначается сроком на пять лет.

В АСЕАН действует 11 специализированных комитетов, ежегодно проводится более 300 мероприятий, включая встречи министров экономики и торговли, руководителей правоохранительных органов и т.д.

Ежегодно проходят министерские Конференции АСЕАН, служащие форумом по обмену мнениями по вопросам безопасности в Азиатско-тихоокеанском регионе между АСЕАН и ее партнерами по диалогу (Австралией, Канадой, Европейским Союзом, Японией, Новой Зеландией, Южной Кореей и Соединенными Штатами Америки).

Экономическое сотрудничество в рамках АСЕАН концентрируется главным образом в сфере торговли и нацелено на создание зоны свободной торговли. Решение о зоне свободной торговли (АФТА) было принято на 4-м саммите Ассоциации в 1992 в Сингапуре. Оно рассматривалось как важный шаг в деле углубления регионального сотрудничества, начальный этап на пути экономической интеграции по подобию Европейского Союза (основными инициаторами АФТА выступали Сингапур и Малайзия, располагавшие наиболее развитыми торговыми связями в регионе).

Таблица 5 Основные характеристики АСЕАН*

Показатели

Население, (тысяч чел.)

Совокупный валовой продукт, (млн долларов США)

Базисные темпы роста ВВП, (%)

Цепные темпы роста ВВП, (%)

Внешнеторговый оборот, (млн долларов США)

1 240 388 *

* расчеты сделаны самостоятельно по данным

Численность населения стран-членов АСЕАН на 2013 год составила 625 млн человек, общая площадь 4,4 млн км2, их совокупный ВВП достигает около 2300 млрд долларов США.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проблема интеграции в мировом хозяйстве. Понятие интеграции и интеграционных процессов, их вертикальная и горизонтальная формы. Общая культура и история, создание единой валюты в основе интеграции европейских стран. Особенности евразийской интеграции.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2015

    Теоретические основы, сущность и причины возникновения экономических интеграционных процессов в Западной Европе, основные этапы развития. Современное состояние западноевропейской интеграции, её роль на мировой арене. Проблемы и перспективы развития.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2009

    Понятие и сущность интеграционных процессов, их классификация и функционирование. Рассмотрение крупнейших интеграционных центров. Роль и цели единого экономического простронства. Определение места России в процессах современной международной интеграции.

    реферат , добавлен 25.10.2014

    Основы экономической интеграции, её сущность и формы. Цели и предпосылки интеграционных процессов с СНГ. Направление внешнеэкономической деятельности РБ. Анализ дальнейших перспектив развития интеграции территории Республики Беларусь, её направления.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2015

    Место интеграции среди других глобальных факторов мирового развития, воздействие интеграционных тенденций на эволюцию международных отношений. Процессы региональной экономической интеграции в странах ЕС, США и Канаде, Азиатско-Тихоокеанском регионе.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2016

    дипломная работа , добавлен 13.10.2014

    Сущность, формы и этапы, механизм и последствия международной экономической интеграции, предпосылки развития ее процессов. Европейский союз: причины создания, этапы интеграции. Политика экономического сотрудничества ЕС со странами восточной Европы.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2010

    Теоретические основы экономической интеграции: ее сущность и формы, предпосылки относительно стран СНГ. Состояние внешнеэкономических отношений России и СНГ. Анализ и оценка дальнейших перспектив развития интеграции на территории СНГ, ее направления.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2010

    Понятие, история и значение интеграции в мировой экономике. Основные формы интеграционных объединений. Предпосылки интеграции в латиноамериканском регионе. Наиболее крупные интеграционные блоки, их сильные и слабые стороны, взаимодействие с внешним миром.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2009

    Понятие, необходимость и историческая неизбежность международной экономической интеграции. Условия и предпосылки эффективной интеграции, ее теоретические концепции и школы. Экономическая интеграция в Западной Европе. Проблемы и перспективы развития ЕС.

1) Самая простая и наиболее распространенная форма экономической интеграции - з о н а с в о б о д н о й т о р г о в л и (ЗСТ) в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и прежде всего таможенные пошлины.

Создание зон свободной торговли усиливает конкуренцию на внутреннем рынке между национальными и зарубежными производителями товаров, что, с Одной стороны, увеличивает опасность банкротств, а с другой - является стимулом для совершенствования производства и внедрения нововведений.Отмена таможенных пошлин и нетарифных ограничений касается, как правило, промышленных товаров; в отношении сельскохозяйственных товаров либерализация импорта ограниченна.Это было характерно для ЕС и сейчас наблюдается в Североамериканском регионе и Латинской Америке.

Примеры ЗСТ: а) Европейская ассоциация свободной торговли – ЕАСТ, 1960 г., объединяющая Швейцарию, Исландию, Лихтенштейн, Норвегию; б) Балтийская ЗСТ, 1993 г., объединяющая Эстонию, Латвию, Литву; в) Североамериканская зона свободной торговли, НАФТА, 1994 г., объединяющая США, Канаду, Мексику; г) Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, АТЭС, 1989 г., объединяющая 21 страну-участницу Азии, Северной и Южной Америки (в АТЭС входит Россия с 1997 г.).

2) Другая форма - т а м о ж е н н ы й с о ю з(ТС)- предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.

В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, с тем чтобы обеспечить для стран-участниц одинаковые возможности в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов.

Таможенный союз (ТС) часто дополняется п л а т е ж н ы м с о ю з о м , обеспечивающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной единицы.

Примеры ТС: а) Ассоциация ЕС с Турцией, 1963 г.; б) Арабский общий рынок, 1964 г., объединяющий Египет, Ирак, Иорданию, Ливию, Мавританию, Сирию, Йемен; в) у России таможенный союз с Казахстаном, Узбекистаном, Беларусью.

3) Более сложной формой является о б щ и й р ы н о к (ОР) , который призван обеспечивать его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики.

При функционировании единого рынка формируются общие фонды содействия социальному и региональному развитию, создаются наднациональные органы управления и контроля, совершенствуется правовая система, т.е.возникает единое экономическое, правовое, информационное пространство.



Примеры: а) Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива, 1981 г., объединяющий Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовскую Аравию, ОАЭ; б) Андский общий рынок, 1990 г., объединяющий Боливию, Колумбию, Эквадор, Перу, Венесуэлу; в) Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, АСЕАН, 1967 г., Индонезия, Филиппины, Бруней, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Вьетнам.

4) Высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз (ЭВС) , совмещающий все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики: Этот союз имеет место лишь в Западной Европе. Только здесь процесс экономической интеграции прошел все указанные этапы.

Примеры: а) Европейское экономическое сообщество, 1957 г., позже – Евросоюз (с 1993 г.), объединяющий 15 стран, в 2003 г. к ЕС присоединились еще 10 государств; б) Экономический Союз – Бенилюкс, 1948 г., объединяющий Бельгию, Нидерланды, Люксембург; в) Содружество Независимых Государств (СНГ), 1992 г., объединяющий 12 бывших республик СССР (впрочем, СНГ во многом является формальным объединением, на деле таковым не являющимся).

5) Политический союз – наряду с функциями ЭВС осуществляется переход к общей политике безопасности, единой структуре правосудия и внутренних дел, вводится единое гражданство.

Преимущества экономической интеграции:

1.Увеличение размеров рынка - действие сквозь масштабы производства (для стран с малой емкостью национального рынка), на этой основе необходимо определение оптимального размера предприятия.

2.Растет борьба между странами.

3.Обеспечение лучших условий торговли.

4.Расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры.



5.Распространение новых технологий.

Недостатки экономической интеграции:

1. Для более отсталых стран интеграция приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идёт перераспределение в пользу более сильных партнёров.

2. Олигопольный сговор между ТНК стран- участниц, что приводит к повышению цен.

3. Эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации.

24.2. Этапы интеграции

На первом этапе интеграции между странами заключаются преференциальные торговые соглашения. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем третьим странам. Преференциальные торговые соглашения можно рассматривать не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса.
На втором этапе интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли, предусматривающей полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношении третьих стран. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом.
Третий этап интеграции связан с образованием таможенного союза - согласованной отменой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматривает беспошлинную внут- риинтеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона.
Четвертый этап интеграции - создание общего рынка. Интегрирующиеся страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства - капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения факторов производства требует межгосударственной координации экономической политики. В рамках ЕС координирующими органами являются Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС, Секретариат ЕС.
Пятый этап интеграции - экономический союз, который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров, услуг и факторов производства координацию макроэкономической политики и унификацию законодательства в ключевых областях - валютной, бюджетной, денежной. На данном этапе возникает потребность в органах, наделенных полномочиями принимать оперативные решения от лица группировки в целом. В рамках ЕС таким органом является Комиссия ЕС (КЕС).
Шестой этап интеграции - политический союз, предусматривающий передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Это означает создание международной конференции и потерю суверенитета отдельными государствами.
Критериями оценки интеграционной группировки с точки зрения соответствия интересам международной экономики в целом являются следующие:
. региональные торговые соглашения должны покрывать все отрасли экономики без исключения;
. переходный период не должен превышать 10 лет и включать четкий график либерализации торговли в отдельных отраслях;
. либерализация торговли на условиях режима наибольшего благоприятствования должна предшествовать либо сопровождать образование любой новой интеграционной группировки;
. общий таможенный тариф, вводимый в рамках таможенного союза, не должен превышать самый низкий тариф, существовавший в стране с самым низким тарифом в соответствующей отрасли, или даже самый низкий тариф в рамках режима наибольшего благоприятствования;
. правила приема новых членов в интеграционные объединения должны быть либеральны и не препятствовать их расширению;
. правила определения страны происхождения товара должны быть прозрачными и не оказаться орудием протекционизма внутри группировки;
. необходим быстрый переход к наиболее развитым формам интеграции, которые являются предпочтительными перед менее развитыми, поскольку обеспечивают более рациональное распределение и использование факторов производства;
. после создания интеграционной группировки антидемпинговые правила не должны более применяться в отношениях между ее членами, а в отношениях с третьими странами следует установить ясные правила их применения.
Становление теории экономической интеграции, в частности таможенных союзов, связывают с именем канадского ученого Джекоба Вайнера. В соответствии с теорией таможенного союза Вайнера в результате его создания в экономике возникают два типа эффектов:
. статические эффекты - экономические последствия, проявляющиеся немедленно после создания таможенного союза как его непосредственный результат;
. динамические эффекты - экономические последствия, проявляющиеся на более поздних стадиях функционирования таможенного союза. Среди статических эффектов наибольшее значение имеют эффекты создания торговли и отклонения торговли.
Создание торговли - переориентация местных потребителей с менее эффективного внутреннего источника поставки товара на более эффективный внешний источник (импорт), ставшая возможной в результате устранения импортных пошлин в рамках таможенного союза.
Отклонение торговли - переориентация местных потребителей с закупки товара у более эффективного внеинтеграционно- го источника поставки на менее эффективный внутриинтеграци- онный источник, произошедшая в результате устранения импортных пошлин в рамках таможенного союза.
Европейский союз. Особенностью интеграции в Европе является сравнительная однородность экономических условий и схожесть политических режимов на стартовом этапе в странах, вступивших на путь создания общего рынка, длительный исторический опыт взаимных хозяйственных связей, европейских культурных и религиозных традиций.
Интеграция в Европе достигла наиболее высокого уровня - экономического союза. Из начального ядра, объединившего в 1957 г. рынки шести стран, она переросла в глубоко интегрированный Европейский союз, в который входят ныне 15 стран и который имеет тенденцию к дальнейшему расширению.
В Европейском союзе происходит трудный процесс углубления интеграции при одновременной тенденции к расширению ЕС за счет вступления новых членов. Эти два процесса противоречат друг другу. В то время как углубление интеграции предполагает достижение странами соответствующей степени зрелости, вступление новых членов ставит союз перед необходимостью сверять темп движения не по лидерам интеграционного процесса, а по новичкам.
НАФТА. Договор о создании Североамериканской зоны свободной торговли вступил в силу 1 января 1994 г. в составе трех стран - США, Канады, Мексики. Североамериканской интеграции в отличие от ЕС свойственна асимметричная взаимозависимость США, Канады и Мексики, обусловленная превосходящим положением США в экономике региона и одновременно слабым экономическим взаимодействием Канады и Мексики. Северная Америка показала пример интеграции, межгосударственное регулирование которой долгое время происходило в рабочем порядке, без создания специальных наднациональных органов и заключения межправительственных соглашений. Главным процессом в рамках НАФТА будет углубление сотрудничества между тремя участниками группы и адаптация Мексики и Канады к новым условиям взаимодействия, которые открываются благодаря созданию зоны свободной торговли.
Это объединение привело к образованию обширного рынка, устранению барьеров для взаимной торговли, обеспечению равных условий для инвестиций, гарантированию правовой защиты коммерческих структур, установлению надлежащих арбитражных механизмов, стимулированию трехсторонней и многосторонней кооперации и т. д.
Вместе с тем создание НАФТА породило и ряд проблем. Открытие новых рынков сдерживает обновление промышленности США, давая возможность сохранять или расширять производство тем отраслям и компаниям, которые не соответствуют передовым требованиям. Большие проблемы для наемных работников США и Канады связаны с увеличением предложения дешевой рабочей силы со стороны Мексики. Предоставление Мексике льгот, предусмотренных членством в НАФТА, косвенно укрепляет позиции действующих в этой стране компаний, связанных с капиталом ФРГ, Японии и других конкурентов США, обеспечивая для них более благоприятные условия для расширения деятельности на рынке США.
АТЭС. Возникла в 1989 г. первоначально как форум для обмена мнениями по поводу актуальных экономических проблем, касающихся Азиатско-Тихоокеанского региона. В АТЭС входят и развитые, и развивающиеся страны, между которыми существует много различий. АТЭС - это новая форма интеграции, которая может стать примером эффективного взаимодействия стран, находящихся на различных уровнях развития, не имеющих общих границ, но связанных общими интересами.
Развитые страны, в особенности США и Япония, служат главными локомотивами роста и прогресса, источниками капитала и новых технологий. В этой роли во все большей степени выступают и некоторые развивающиеся страны - Южная Корея, Сянган, Тайвань, Сингапур, Малайзия, Индонезия и др. Особое место занимает Китай со своим потенциально огромным рынком, привлекающим всех остальных участников обширными возможностями.
Развитие АТЭС позволит придать энергию росту и движению к прогрессу не только непосредственно тем странам, которые входят в эту группу, но и другим странам, вовлеченным в этот процесс через членство в других группировках. Пример участия одной интеграции в другой интеграции, который демонстрирует АТЭС, включающий все страны - члены АСЕАН, свидетельствует о том, что в современном мире сложились условия для создания интеграционных объединений нового типа. Они становятся многослойной структурой, позволяющей активно взаимодействовать странам различного уровня и одновременно включаться в движение к экономическому росту развивающимся странам, для которых прямое участие в интеграции типа ЕС или НАФТА еще невозможно в силу большого разрыва между ними и мировыми лидерами.
Уроками интеграции для Содружества Независимых Государств являются следующие:
. процесс интеграции независимых государств требует последовательного прохождения всех стадий интеграционного процесса без «перескакивания» через ступеньки интеграции, пока не достигнуты цели данного объединения;
. должен существовать определенный промежуток времени между отдельными стадиями интеграционного процесса. Как показывает практика, проще всего создать интеграционное объединение до уровня таможенного союза, а затем длительный период согласовывать интересы стран-членов;
. движение к более высоким ступеням интеграции невозможно без достижения определенного уровня экономического развития интегрирующихся стран без однонаправленности экономических преобразований;
. необходимо создание общей правовой базы интегрирующихся стран, а именно: сближение таможенных законодательств, устранение административных, фискальных препятствий, затрудняющих нормальное функционирование интеграционного объединения;
. в межгосударственных соглашениях необходимо указать, какие сферы внешнеэкономической политики находятся исключительно в наднациональной компетенции, а в каких случаях государства-участники могут принимать самостоятельные решения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Назовите сущность, предпосылки, цели и внутреннюю логику интеграционного процесса.
2. Приведите примеры интеграционных группировок в различных частях света, ставящих своей целью создание зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка, экономического союза.
3. Какие типы экономических эффектов дает создание таможенного союза?
4. В силу каких закономерностей интеграция в большинстве случаев ведет к общему росту благосостояния участвующих в ней стран?
5. Справедливо ли следующее высказывание: выигрыш малой страны от интеграции с большой страной больше, чем у большой страны?
6. С 1994 г. вступило в силу соглашение о свободе торговли между США, Канадой и Мексикой. К каким последствиям оно привело США, Канаду, Мексику, страны Европы?
7. Назовите плюсы и минусы таможенного союза России и Беларуси для этих стран и других стран СНГ, покажите перспективы дальнейших интеграционных процессов в рамках СНГ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдокушин, Е. Ф. Международные экономические отношения / Е.Ф. Авдокушин. М., 2000.
2. Терчикова, И. Н. Международное коммерческое дело / И.Н. Терчикова. М., 1996.
3. Экономика. Мировая экономика и международные экономические отношения / под ред. А. С. Булатова. М., 1994.
4. Пебро, М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / М. Пебро. М., 1994.
5. Красавина, Л. М. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Л. М. Красавина. М., 1995.
6. Линдерт, П. X. Экономика мирохозяйственных связей / П. X. Линдерт. М., 1992.
7. Носкова, И. Я. Международные экономические отношения / И. Я. Носкова, Л.Н. Макашова. М., 1995.
8. Макконнелл, К. Р. Экономикс: в 2 т. / К. Р. Макконнелл, С.Л. Брю. М., 1994.
9. Долан, Э. Дж. Микроэкономика / Э. Дж. Долан, Д. Е. Линдсей. СПб., 1994.
10. Турбан, Г. В. Внешнеэкономическая деятельность / Г. В. Турбан. Минск, 1999.
11. Основы внешнеэкономических знаний / под ред И. П. Фаминского. М., 1994.
12. Фирсов, В. Международный рынок технологий / В. Фирсов // Мировая экономика и международные экономические отношения. 1994. № 1.
13. Федоров, В. Г. Современные валютно-кредитные рынки / В. Г. Федоров. М., 1989.
14. Старченков, Г. И. Трудовые миграции между Востоком и Западом / Г. И. Старченков. М., 1997.
15. Фельдман, Б. В. Основы рынка производных ценных бумаг / Б. В. Фельдман. М., 1996.
16. Носкова, И. Я. Финансовые и валютные операции / И. Я. Носкова. М., 1996.
17. Носкова, И. Я. Международные валютно-кредитные отношения / И. Я. Носкова. М., 1995.
18. Булатов, A.C. Мировая экономика: учебник / А. С. Булатов [и др.]. М., 2000.
19. Мировая экономика: учеб. пособие / под ред. И. П. Николаевой. М., 2000.
20. Новокшонова, Л. В. Мировое хозяйство: учеб. пособие для студентов вузов / Л.В. Новокшонова. М., 2000.

Интеграция - (лат. integratio - восстановление, восполнение) - процесс взаимного приспособления и объединения в единое целое организаций, отраслей, регионов или стран и т.п.; объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место, как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями.

Экономическая интеграция проявляется как в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, так и в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров.

Этапы интеграции

На первом этапе интеграции между странами заключаются преференциальные торговые соглашения . В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем третьим странам. Преференциальные торговые соглашения можно рассматривать не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса.

На втором этапе интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли , предусматривающей полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношении третьих стран. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом.

Третий этап интеграции связан с образованием таможенного союза - согласованной отменой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматривает беспошлинную внутри - интеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона.

Четвертый этап интеграции - создание общего рынка . Интегрирующиеся страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства - капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения факторов производства требует межгосударственной координации экономической политики. В рамках ЕС координирующими органами являются Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС, Секретариат ЕС.

Пятый этап интеграции - экономический союз , который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров, услуг и факторов производства координацию макроэкономической политики и унификацию законодательства в ключевых областях - валютной, бюджетной, денежной.

На данном этапе возникает потребность в органах, наделенных полномочиями принимать оперативные решения от лица группировки в целом.

Шестой этап интеграции - политический союз , предусматривающий передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Это означает создание международной конференции и потерю суверенитета отдельными государствами.

Венгерский экономист Бела Балашша определил пять этапов, которых в своем развитии должно пройти любое интеграционное объединение. Данная схема была принята различными международными экономическими организациями и стала классической схемой этапов развития интеграционных группировок. Согласно ей, интеграция предполагает уничтожение дискриминации и состоит из следующих форм:

1) зона свободной торговли - зона, свободная от таможенных, количественных и иных ограничений путем постепенной отмены таможенных пошлин. Происходит либерализация международной торговли, упрощение перемещения товаров. Негативные последствия - неблагоприятное действие импортных товаров, неконкурентоспособность внутреннего рынка и т. д.

В рамках зоны свободной торговли страны отказываются от таможенных ограничений только в отношениях со своими партнерами по интеграционному объединению, сохраняя свой экономический суверенитет, каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные внешние тарифы в торговле со странами, не участвующими в данном интеграционном объединении. Обычно создание зоны свободной торговли начинается с двусторонних договоренностей двух тесно сотрудничающих стран, к которым затем присоединяются новые страны-партнеры;

2) таможенный союз подразумевает упразднение таможенных пошлин в торговле, унификация внешних тарифов, проведение единой внешнеторговой политики - участники союза совместно устанавливают единый тарифный барьер против третьих стран. Когда таможенные тарифы в отношении третьих стран различны, то это дает возможность фирмам стран вне зоны свободной торговли проникать через ослабленную границу одной из стран-участниц на рынки всех стран экономического блока. Унификация внешних тарифов дает возможность надежнее защищать формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Это приводит к рационализации производства и созданию стабильности внутри самого союза. Повышается необходимость в создании наднациональных органов. Но при этом страны-участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Поскольку создание таможенного союза требует значительных усилий по координации экономической политики, не все зоны свободной торговли «дорастают» до таможенного союза.

Первые таможенные союзы появились еще в 19 в. (например, германский таможенный союз, Zollverein, объединявший в 1834-1871 ряд немецких государств), накануне Второй мировой войны функционировало более 15 таможенных союзов. Но поскольку тогда роль мировой экономики в сравнении с внутринациональным хозяйством была невелика, эти таможенные союзы не имели особого значения и не претендовали на превращение во что-то иное. «Эра интеграции» началась в 1950-е, когда бурный рост интеграционных процессов стал закономерным проявлением глобализации - постепенного «растворения» национальных экономик в мировом хозяйстве. Теперь таможенный союз рассматривается не как конечный результат, а лишь как промежуточная фаза экономического сотрудничества стран-партнеров.

  • 3) единый общий рынок подразумевает минимизацию внутренних пошлин, устранение ограничений на перемещение из страны в страну различных факторов производства - инвестиций (капиталов), работников, информации (патентов и ноу-хау). Это усиливает экономическую взаимозависимость стран - членов интеграционного объединения. Свобода передвижения ресурсов требует высокого организационного уровня межгосударственной координации. То есть единый рынок предполагает решение пяти задач:
    • · упразднение таможенных пошлин между государствами-членами;
    • · выработка единой торговой политики по отношению к третьим странам;
    • · разработка общей политики развития приоритетных отраслей и секторов экономики;
    • · создание условий для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы и информации;
    • · формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию.

Но и общий рынок не является завершающим этапом интеграционного развития. Для формирования единого рыночного пространства недостаточно свободы передвижения через границы государств товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Чтобы завершить экономическое объединение, надо еще выровнять уровни налогов, унифицировать хозяйственное законодательство, технические и санитарные стандарты, скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и системы социальной защиты. Выполнение этих мероприятий ведет, наконец, к созданию подлинно единого регионального рынка экономически объединившихся стран и следующим пунктом выступает экономический союз.

  • 4) экономический союз предполагает совместное определение экономической политики стран-членов, осуществление единой политики развития отдельных отраслей экономики. Создаются наднациональные органы, законы которых обязательны для всех стран-членов. На данном этапе происходит унификация кредитной, налоговой, социальной политики;
  • 5) экономический и валютный союз предусматривает проведение единой валютной политики, введение единой валюты, создание нового центрального банка. Единая валюта вводится исключительно в целях облегчения взаимных расчетов по международным торговым операциям, поэтому эта стадия интеграции считается необязательной;
  • 6) политический союз подразумевает проведение согласованной внешней политики, согласование действий в сфере безопасности, внутренних дел и юстиции. Общим фактором для всех ступеней является отмена экономических барьеров.

Все ступени интеграционного развития прошел только ЕС, остальные интеграционные образования прошли первый, частично второй уровни.

При этом статистическими эффектами интеграции являются:

  • - «создание торговли», когда в результате создания зоны свободной торговли и таможенного союза происходит замещение дорогостоящего внутреннего продукта более дешевым импортом;
  • - «отвлечение торговли», если происходит замещение более дешевого импорта из третьих стран более дорогим импортом из страны-партнера.

Таким образом, согласно Б. Баласса любое интеграционное объединение в своем развитии должна проходить такие этапы, как зона свободной торговли, таможенный союз, единый рынок, экономический и валютный союз и политический союз. В настоящее время такой интеграционной группировкой является лишь Европейский Союз, а остальные объединения прошли первый, частично второй уровни.

Загрузка...
Top