Детям что такое добро и зло. Добро и зло. Суть добра и зла, представление об этих двух понятиях, их взаимосвязь в жизни. Варианты поведения Димы

Добро и зло… Чтобы научиться их различать, детям нужны годы и люди, с которых можно брать пример. Нравственность – не всегда свойственное детям понятие, оно не заложено с рождения.

Мяч катится по мостовой. За ним бежит четырехлетний Миша. Его шестилетний брат Диму едва успевает удержать малыша — мимо проносится автомобиль.
«Молодец ! — похвалили Диму прохожие. — Хорошо следишь за братишкой
Дима неприветливо отвечает: «Слежу, а то вечером не дадут телевизор посмотреть».

Выходит, Дима, не герой, а просто бессердечный чертенок? Неужели телевизор ему важнее, чем жизнь братика?

Однако тут нет никакого противоречия: наверняка Дима не хочет, чтобы с Мишей что-то случилось, но куда больше его занимают собственные интересы.
И это совершенно нормально для ребенка в его возрасте.

Дети мыслят иначе, чем взрослые. Наши моральные принципы и взрослое понимание темы Добро и Зло, детям пока ни о чем не говорят.
Они еще только учатся правилам поведения в обществе, таким как предупредительность, терпимость и готовность помочь.
С колыбели они усваивают только одно: надо все делать правильно, чтобы родители тебя любили. Поэтому добро для маленького ребенка — это прежде всего то, что приносит ему пользу, или то, за что родители не ругают.

Насколько собственные интересы дети ставят выше моральных обязательств, показывают результаты исследования, проведенного психологами.

Дети дошкольного возраста были поставлены перед выбором: встретиться с другом, с которым договорились об этом заранее, или пойти в кино.
Все выбрали кино. Почему? Кино — это интересней. А то, что они могут обидеть друга? Этого они не понимали.

Все логично: у детей младше десяти-двенадцати лет нет самой важной предпосылки для нравственного поведения — способности войти в положение других людей, воспринять их чувства как свои собственные.

Как же ребенок приходит к умению отличать добро от зла?
Что такое правильно, а потому хорошо, ребенок начинает понимать, наблюдая за взрослыми, прежде всего за родителями.

В раннем возрасте малыши воспринимают это примерно так:
добро — это то, что мне разрешают и за что мама и папа меня любят;
зло — это то, за что ругают и наказывают.
Но знать -это одно, а вести себя в жизни соответствующим образом надо еще учиться и учиться.

При маме трехлетняя Аня ругает свою подружку: «За волосы тянуть нельзя!» А только мама вышла из комнаты, Аня хватает подружку за косу.

Нравственный ориентир — поведение родителей
Ясно одно: нравственным примером для наших детей являемся мы сами. Конечно же, мы не хотим растить драчунов и взломщиков автомобилей, но нам не надо ни неудачников, ни слюнтяев и трусов. Мы хотели бы иметь уверенных в себе, активных детей. Они должны быть порядочными, воспитанными, но умеющими за себя постоять. Как передать детям свое понимание нравственных ценностей и правил игры в общении с другими людьми? Для этого взрослые должны быть примером для детей.

Родители должны обращаться с детьми так, как они хотели бы, чтобы дети обращались с ними.

Готовности помочь дети учатся у взрослых

Если мы хотим воспитать в детях дружелюбие и терпимость, надо приглашать в гости всех их друзей, даже таких, которые нам, родителям, не очень симпатичны.

Чтобы дети научились сопереживать другому, они должны видеть, как мать и отец, например, утешают чужого плачущего малыша, помогают пожилым людям при переходе улицы, уступают в автобусе место инвалидам. И, конечно же, обязательно рассказывайте детям, как вам самим в беде помогали люди.
Вроде всё просто и банально… Но именно эти повседневные мелочи и сформируют понимание – что такое Добро.
А про Зло дети и без родителей, благодаря нашим СМИ узнают (увы).

Если мы хотим воспитать в детях чувство ответственности, мы должны в первую очередь дать им такую возможность: доверять им, ставить перед ними задачи, которые они обязаны выполнить, скажем, в домашнем хозяйстве или при уходе за домашними животными.

Чтобы дети научились правильно, критически относиться к себе и другим людям, надо принимать их всерьез и разрешать им откровенно выражать свое мнение, принимать участие в совместном решении.
Чтобы воспитать в ребенке чувство собственного достоинства, собственной значимости, ему нужна такая атмосфера в семье, когда теплота, взаимопонимание и сознание защищенности становятся чем-то само собой разумеющимся. Только так малыши могут приобщиться к нравственным ценностям Добра и Зла.

ДОБРО И ЗЛО

Цель: формировать у обучающихся стремление совершать добрые поступки, побуждать добрые чувства, развивать самооценку.

Дать детям почувствовать, что делать добро – приносит радость;

Создавать условия для сознательного выбора поступков в соответствии с нравственными принципами, воспитывать желание и потребность нести людям добро;

Понимать, что эмоции, душевные и деловые качества определяют личность и жизненный успех каждого человека;

Знать, что эти качества могут быть положительными и отрицацельными;

Знать, что каждый может изменить себя в лучшую сторону, принимая соответствующие решения.

Организационный момент.

Учитель. Добрый день, дорогие друзья! Я очень рада видеть ваши прекрасные, добрые глаза.

Где-то там, далеко, где гуляют ветра,

есть чудесное место - Долина добра.

Ищут многие путь, но не могут найти,

только сердце с добром может к ней привести.

Крикнешь тучам: "Привет!" - смех и слёзы те льют.

Тронешь капли дождя... и они запоют...

И на радужных струнах ты можешь играть,

ярким тёплым лучом будет солнце ласкать.

Колокольчики счастья в долине звучат.

Они ласковый звук и надежду дарят.

Ты в Дoлину добра тихо двери открой

и почувствуй смиренье, душевный покой.

Не ищи ту Дoлину в песках иль снегах.

Верь, Дoлину найдёшь...Всё в твоих лишь руках!

О чем пойдет речь? Да, сегодня мы будем говорить о доброте.

Наше занятие сегодня будет не простое, а волшебное и знаете почему? Потому что мы попробуем стать волшебниками. Давайте произнесем волшебные слова, чтобы попасть в Долину добра. Держитесь за руки, зажмурьте глаза и все вместе произнесем волшебные слова:

Лети, лети лепесток,

Чрез запад на восток,

Облети вокруг Земли,

Быть, по-моему, вели!

Вот мы и прилетели. Давайте сядем в круг.

В природе есть солнце. Оно всем светит, всех любит и греет, ничего не требуя взамен, не ожидая какой-либо похвалы. Совершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо. Добро доставляет нам радость, появляются новые силы: силы здоровья, счастья, радости.

Какого человека можно назвать добрым?

Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь, он любит животных, окружающую природу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

Часто ли вы употребляете добрые слова? Их еще называют «волшебными» словами.

Дети: спасибо, добрый день, д. вечер, будьте здоровы, простите, спасибо и т.д.

Колючая игра:

А сейчас я приглашаю вас на колючую игру.

Сидя на коврике передавайте друг-другу мячик(с шипами) и называйте все колючее, что вы знаете.

Дети: Колючая елка, колючий куст, колючие иглы сосны, колючий шарф, колючий ежик.

Учитель: А можно ли сказать «колючий человек» или «колючие глаза». Про какого человека можно так сказать?

Дети: недоброго, нелюдимого, скрытного, злого, жесткого, угрюмого.

Учитель: Нравятся вам эти качества?

Дети: Нет

Учитель: Мы их договоримся называть отрицательными качествами человека. Бывают ли люди только с одними положительными или отрицательными качествами?

Дети: нет

Учитель. Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла?

Давайте мы с Вами послушаем притчу «Белый и черный волк»

Индеец с внуком поделился

Старинной истиной одной.

К познаниям внучок стремился

И... к мудрости, как таковой

Поведал дед, что в человеке –

Борьба матёрых двух волков.

Один – за доброту на свете,

Другой – за царствие грехов!

Едва на время разбегутся,

Как вцепятся друг в друга вновь.

Один – чтоб месть подать на блюдце,

Другой – за мир и за любовь!

Внук, слушая заворожённо,

Нащупывал в сказанье толк.

Задал вопрос непринуждённо:

«Какой же побеждает волк?»

Довольствуясь таким вопросом,

И с мудрой хитростью в глазах,

Поведал дед, видать, не просто

Историю о двух волках:

«Уж, коль задал вопрос, так слушай:

Тому непобеждённым быть,

Лишь волки пожелают кушать,

Кого ты выберешь кормить!»

На доске висят картины двух волков - черного и белого волка. Под ними рассыпаны слова. Эти слова я назвала «черными» и «белыми», как эти два волка. Предлагаю вам разместить белые слова под добрым волком, а черные слова под злым волком.

Дети разделяют слова на две группы.

Учитель: Давайте прочитаем белые слова. Когда мы их произносим, от них становится тепло и уютно, радостно и спокойно. А сейчас прочитаем черные слова. Вы чувствуете холод, страх, опасность. Дети а какого волка выбираете вы?(Белого) На примере двух волков мы увидели что добро побеждает зло. Произносите больше добрых слов. Ведь если человек их часто произносит, значит, в нем есть это качество – доброта.

Физминутка – проводит ученик.

В каждом человеке есть что-то хорошее и что-то плохое. Но главное, каких качеств больше, такой и человек. Но не только слова, но и дела должны быть добрыми

Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. На коврике разбросаны слова. Пока играет музыка, вы должны будете собрать из этих слов пословицы.

Добро помни, а зло забывай.

За добро добром плати.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Добрые дела красят человека.

Тренинг «Волшебная палочка»

Если бы у вас была волшебная палочка, какое доброе дело сделал для себя, для друзей, для незнакомых людей? Подходите к кому захотите и обратитесь с добрыми пожеланиями, ласковыми словами. (Дети берут в руки волшебную палочку и по желанию вслух называют, какое доброе дело они бы сделали)

Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Ответы детей)

Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце).

А разве нужна волшебная палочка, чтобы помогать людям? Это можно делать и без волшебной палочки.

Присаживайтесь за парты.

Игра «Сказочный герой – добрый или злой»

Учитель: Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду показывать сказочного героя, а вы будите отвечать, добрый он или злой. Если добрый, поднимаете желтые карточки, если злой – поднимаете черные карточки.

Рукодельница, Кащей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Баба-Яга, Мальвина, Снежная королева, Бармалей.

А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему?

Да, если вы приглядитесь, то увидите, что добрых людей на свете гораздо больше, чем злых. Считается, что на добрых людях мир держится. Почти во всех сказках добрые герои побеждают, злые наказываются. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет настоящее великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый бывает добреньким только на словах, а трусливым и хитрым на деле.

Учитель: Давайте мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. Наша планета такая одинокая, грустная, украсим ее. У вас на партах лежат шаблоны цветов, деревьев, бабочек и птиц. А еще кусочки цветной бумаги. Каждый берет по одному шаблону и обводит на листочке цветной бумаги любую фигурку. Работать будем дружно, помогать соседям, у кого не очень получается. Ведь мы работаем на планете добра. Готовые поделки приносим к доске и приклеиваем на планету магнитиками.

Получается красивая аппликация.

Как мы назовем эту картину?(МИР, Как прекрасен этот мир, Добро победило зло)

Какое чувсто вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро приятно и радостно).

Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души. В память о сегодняшнем уроке я приготовила вам подарки. Пусть эти маленькие подарки добавят в ваши сердца капельку добра. Старайтесь почаще делать добро окружающим вас людям. В добрый час, в добрый путь, будьте добры, благодарю, доброго здоровья!

Тема классного часа «Добро и зло»

Цель : формировать важнейшие нравственные ценности: добро, уважение, любовь;

Способствовать развитию сочувствия, сопереживания;

Развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

Воспитывать учащихся в традициях и обычаях общения различных поколений людей, развивать речь, память, внимание и мышление.

Формирование УУД:

1.Личностные:

Учить делать нравственный выбор и давать нравственную оценку;

Учить понимать кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны; понимать значимость дружбы и доброты;

Уметь пользоваться культурой дружбы;

Соблюдать традиции дружбы в коллективе;

Быть настоящим другом.

2. Коммуникативные:

Умение общаться;

Умение работать в коллективе;

Соблюдать правила этикета.

развитие коммуникативных способностей, умение общаться в коллективе;

3. Регулятивные:

Высказывать свое мнение, предположение;

Прогнозировать предстоящую работу;

Умение вести диалог.

4. Познавательные :

Развитие умений извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

На основе анализа делать выводы;

Обобщать и классифицировать по признакам;

Мотивация к познавательной деятельности.

Формирование представления детей о том, что такое доброта и каким должен быть добрый человек.

Ход мероприятия.

1.Оргмомент.

2.Определение темы мероприятия.

Послушайте стихотворение и подумайте, какова тема нашего классного часа?

Они на свете с древних пор,

Ведут свой очень давний спор:

Кто наяву или во сне

Сильней и крепче на Земле.

«Сильнее Я» -твердит одно,

Кто служит мне, тому легко.

Я драки, ссоры поощряю,

Со мной жестокость процветает,

Дурное, вредное ценю,

Гнев, зависть, жадность я люблю.

В ответ ей скромно:

Может быть, но только Я могу любить,

Тепло, уют другим дарить,

Излишне это говорить.

Да, на проделки ты хитро,

Я побеждаю всё равно.

О чём идёт речь в этом стихотворении? (О добре и зле)

Сегодня мы будет говорить о том, к чему должен стремиться каждый человек, о добре, о добрых делах.

3.Ассоциации .

Добро и зло! Это важные слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди думают очень давно.

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово ДОБРО?(Весна, улыбка, солнце, мама, радость и др.)

Какие слова ассоциируются у вас со словом ЗЛО?(Горе, беда, землетрясение, несчастье и др.)

Добро и зло — извечный выбор,
Важнейший выбор человека,
Судьбы его первопричина
И смысл его земного века.

Несомненно, что эта тема была актуальна во все времена. Таковой она остаётся всегда. Проблема выбора между добром и злом стара, как мир. Коль существует на нашей планете добро и зло, люди могут творить добрые и злые дела.

Послушайте притчу о двух волках.

—Когда-то давно старый мудрец открыл своему внуку жизненную истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?

Как вы думаете, что ответил мудрец?(Ответы детей)
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Подумайте, а какого волка кормите вы и чем? (Ответы детей). Как вы считаете, а трудно ли быть добрым, надо ли учиться доброте?(Ответы детей). Да, непросто быть добрым, в этом нам помогают не только наши родители, учителя, но и старые добрые сказки. Именно в сказках всегда побеждает добро.

Игра «Добрый сказочный герой».

Сейчас мы поиграем с вами в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или зло. Если добрый.вы радостно хлопайте в ладоши, если злой, закрывайте лицо ладошками.(Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Баба-Яга, Золушка, Буратино, Лиса Алиса и Кот Базилио, Морозко, Мальвина, Иванушка-дурачок, Емеля, Доктор Айболит ).

Каких героев вы выбрали? Почему?(Ответы детей).

Именно эти сказочные герои выручают, помогают другим, иногда и в ущерб себе. Они стремятся к добру, к истине,красоте.

Игра «Собери пословицу». (работа в группах)

Эта мысль отражена в пословицах и поговорках.Соедините части пословиц по смыслу, объясните их значение.

1.Жизнь дана на добрые дела.
2.Доброе слово и железные ворота открывает.

3.Худо тому, кто добра не делает никому .

4. Во зле жить — по миру ходить

5.Добро не лихо: бродит по миру тихо.

6.Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

(Собирают все пословицы, каждый ряд объясняет по две из них).

Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте - это доброе слово.

Какие добрые слова вы знаете? (дети отвечают хором)

Игра «Доскажи словечко»

Добрые слова не лень,

Говорить нам каждый день.

Вы, ребята,не зевайте,

Их скорее называйте.

Добрые слова не лень
Повторять мне каждый день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Повару и продавцу
С добрым утром! - я кричу.

Всем идущим на обед!
Добрый день ! -кричу я вслед.

Всех, домой спешащих к чаю.
Добрый вечер !- так встречаю.
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого (спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим мы (извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощание говорят (до свидания).

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!».

«Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!».

И каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера.

Ситуации для оценки:

Давайте рассмотрим ситуации, с которыми вы можете встретиться каждый день.

1 группаТы даёшь списывать своему однокласснику, который без уважительной причины не подготовился к контрольной.

2 группа Твой знакомый совершил гнусный поступок, за который наказали невиновного. Ты об этом знаешь, но никому не говоришь.

3группа Твой друг постоянно грубит старшим, обижает младших. Тебе это не нравится, но ты не показываешь этого, не делаешь другу замечаний, потому, что не хочешь с ним ссориться. В конце концов, ты ведь ничего плохого сам не делаешь, а просто стоишь рядом.

Оценивание поступков.

Притча «Бабочка»

Послушайте музыкальную притчу «Бабочка».

Кто звал его «мудрец», кто - «прозорливец»,
Он жил в уединенье от людей,
Но шли к нему сомненьями делиться
Иль за советом каждый Божий день.
Он ближнего в беде спешил утешить:
Подарком или словом подбодрить,
При этом называл себя он грешным
И все гостинцы мог передарить.

А по соседству жил монах заблудший,
Который всё завидовал ему:
Никто не приходил к его лачужке,
Не спрашивал, зачем да почему.
И вот решил над ним он посмеяться:
Поймал на поле бабочку монах,
И, усмехнувшись, он спросил у старца,
Живая или мёртвая она.

Расчет был прост: коль скажет, что живая, -
То он её ладонями прижмёт,
А мёртвая - так полетит, порхая,
Когда монах ладони разомкнёт.
«Узнают все, какой он прозорливец», -
Ликуя сердцем, предвкушал монах.
А старец за монаха помолился,
И с грустью молвил: «Всё в твоих руках!»

В чём смысл этой притчи?(Ответы детей)

Всё зависит от нашего с вами выбора,какой дорогой идти по жизни, дорогой добра или зла)

Ситуация «Кукла».

У меня в руках кукла. Сегодня я разрешу вам делать то, что никогда не разрешала. Сейчас мы будем обижать её. Вспомните,как вы иногда обижаете друг друга на перемена, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая даже словом, мы причиняем боль.

Поэтому, когда мы будем говорить кукле, что она плохая, мы будем причинять ей боль, загибая края бумаги.(учащиеся выполняют задание, пока кукла не доходит до учителя).

Посмотрите на куклу, изменилась ли она? Такая ли она была? Что в ней изменилось и почему? (От обидных слов она вся сжалась).Я думаю, что мы очень травмировали куклу.

Можем ли мы что-то изменить? (Варианты ответов: пожалеть куклу, сказать что-то приятное).Давайте попробуем сказать е что-то хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.(Говорят кукле добрые слова, учитель постепенно распрямляет её).Ребята, а сейчас посмотрите на куклу, ей уже лучше, но стала ли она такой, как была прежде? Нет.

Вывод: боль остается в душе надолго и никакие комплименты не могут её разгладить, поэтому не обижайте окружающих.

Самостоятельная работа.

Посмотрите-ка,ребята, удивительное солнце заглянуло к нам в оконце. Чтобы почувствовать его тепло, давайте украсим солнышко добрыми пожеланиями для своих одноклассников. На ладошке напишите самое доброе пожелание для своих друзей, своей семьи и прикрепите ладошки к солнышку. Пусть тёплое солнышко всегда обогревает лучиками доброты всех нас.

Итог классного часа.

Добро созидает, строит и создает: мир, спокойствие, любовь, радость, духовную и нравственную красоту, прощение, миролюбие, святость и хорошие отношения между людьми, в семье, с друзьями, в школе, на работе и в обществе.

Зло противоположно добру, оно подрывает все хорошее. Оно разрушает, разоряет, рушит, создает тревогу, страх, злобу, гнев, раздражение, духовное и нравственное уродство, плохие отношения.

Мои дела, у Бога есть в обоих чашах.
Есть добрые, но и грехов не так уж мало.
Все ошибаемся порой в стремленьях наших.
Живу я сердцем, что всегда Добро искало!

Помните, что даже если вы уже кого-то обидели словом или делом, никогда не поздно сказать: “Прости меня!”.Давай те всегда по жизни идти дорогою добра.

Исполнение песни «Дорогою добра» (поют караоке)

Предварительный просмотр:

Тема: «Добро и зло»

Цель: формирование представлений дошкольников о многогранности и сложности бытия, о существовании в жизни добра и зла и нравственной ответственности человека за поступки.

Задачи:

Дать понятие добра и зла;

Развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;

Воспитывать стремление к добру, желание избегать зла и бороться с ним.

Основные понятия : добро, зло, аморальный поступок.

Ход ОД

Загадка:

Плачет Митя у витрины:

Мама, я хочу машину!

Таня подошла:

Не плачь,

Вот возьми мой новый мяч!

Глаз чарует красота,

А поступки…(Доброта)

Работа со сказкой «Доброе слово». (Название сказки сразу не озвучивается. Детям предлагается придумать его самим. Текст сказки дан в приложении)

Вопросы для обсуждения:

Какая цель была у Гадюки?

Достигла ли она своей цели?

Каким правилом пользовалась в жизни Пеночка?

Что можно о нем сказать?

«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра, как можно меньше зла » (Л.Н.Толстой)

4. Беседа.

Понятны ли вам эти слова?

Каких людей вы называете добрыми, каких – злыми?

Какое отношение они вызывают? Почему?

В сказках все просто. Один герой добрый, другой злой. Назовите их.

Можно ли людей однозначно назвать добрыми или злыми?

А что скажете вы про себя?

Зависит ли доброе отношение к людям от возраста человека? От благосостояния человека?

Может ли больной, бедный человек быть добрым?

Где основа добра и зла? В нас самих.

Как мы решаем: добрый или злой поступок совершен?

Такими нас делают отношение к миру, окружающим людям.

Добрый поступок помогает улучшить отношения людей, помогает развиваться. Это проявление человеколюбия.

Зло – это унижение людей, неуважение, нетерпимость, обман, насилие, подавление свободы, в результате действий зла возникает вражда между людьми.

Легко ли быть добрым? Почему?

Жизнь часто ставит нас перед нравственным выбором добра или зла.

В одной песне поется:

Добрым быть совсем непросто.

Не зависит доброта от роста.

Есть еще такие поэтические строки:

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Рождает птица птицу,

От доброго добро,

От злого зло родится.

Добрыми бывают люди или их поступки?

Ассоциации с картинками.

Подобрать ассоциации к словам «добро» и «зло».

Что нового узнали о добре и зле?

Подтвердились ли ваши представления о том, что такое добро и зло?

Приведите примеры добрых поступков.

Притча «Почему нужно делать добро»

Однажды учитель сказал своим ученикам: «Мы с вами говорили о том, что нужно поступать по-доброму. Теперь идите и докажите, что вы умеете делать людям добро».

Ученики разошлись в разные стороны, вернулись через неделю.

Я помогал старикам. Они немощны, и им нужно помогать,- сказал один.

Я ухаживал за больным. Потому что он нуждался в сострадании, - объяснил другой.

Я накормил бедного, чтобы поддержать его, - рассказал третий.

Я защитил ребенка. Детям нужна защита взрослых, - сказал четвертый.

Я старался делать добро всем. Наверное, я был неправ, - признался последний ученик.

Выполнили ли ученики наказ учителя?

Почему последний ученик признался, что был неправ?

Как бы вы выполнили наказ?

Игра «Купон на добрую услугу»

Я приготовила для вас купон (талон) на одно доброе дело.

Когда вы захотите, чтобы вам помогли или сделали что-то хорошее для вас, вы можете достать купон и положить его на стол. Остальные, увидев сигнал, могут спросить, чем помочь. Тот, кто выполнит вашу просьбу, получит ваш купон. А вы останетесь без купона до тех пор, пока не поможете кому-нибудь, кто будет нуждаться уже в вашей помощи. Храните их! (Вручаю купоны)

Итог – проверим себя, что поняли и запомнили по теме (тест- тренажер)

Доброта – вещь удивительная.

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит, отдавать тепло своё другим.

Быть добрым – значит, понимать и близких и чужих,

И радости порой не знать,

Заботясь о других,

Конечно, доброму трудней,

И всё же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда – один…

Спасибо за внимание! Желаю вам только добрых поступков!

Приложение

Сказочные герои.

Незнайка

Муми-тролль

Урфин Джюс

Алиса

Емеля

Дядя Федор

Карлсон

Старик Хоттабыч

Винни Пух

Золушка

Мальвина

Царевна - несмеяна

Тест – тренажер по теме «Добро и зло»

Как творят добрые дела?

  • Бескорыстно и сознательно
  • В надежде на вознаграждение
  • В надежде на похвалу
  • Чтобы избежать наказания

Что считается добрым поступком?

  • Опоздать на неинтересную встречу
  • Дать списать домашнее задание
  • Забыть о неприятной просьбе
  • Помочь соседу по парте разобрать задачу

Укажите поступки, которые относятся к понятию «добро»

  • Взаимовыручка
  • Насилие
  • Обман
  • Унижение
  • Помощь
  • Умение говорить правду
  • Ограничение свободы другого человека
  • Борьба за свободу

Что является последствием злых дел

  • Дружба
  • Радость
  • Вражда
  • Мирное сосуществование

Знания о добре зле помогают людям

  • Дружить
  • Проявлять заботу о близких
  • Жить в мире
  • Все ответы верны

Сказка «Доброе слово»

У Пеночки – веснички вывелись в гнездышке птенцы. Это были первые ее птенцы. Она радовалась им, всем показывала. Увидит Мухоловку, зовет ее:

Мухоловушка, посмотри: у меня птенцы в гнездышке.

Не успеет Мухоловка улететь, она уж Дрозда кличет:

Дрозд, ну что ты там все щелкаешь? Иди, посмотри, какие птенцы у меня в гнездышке лежат.

На старом березовом пне грелась Гадюка. Услышала она, как говорила Пеночка Зарянке:

Это они у меня пока птенцы, а вырастут – птицами будут.

«А вот и не будут, - подумала Гадюка, сползая с пня. – Кольну сейчас каждого по разу, и нечему радоваться будет».

Ее не любили в лесу. Никто не дружил с ней, и она решила Пеночке – весничке отомстить сразу за всех.

А Пеночка увидела ее и крылышками всплеснула:

Змеюшка, милая, посмотри, какие у меня птенцы в гнездышке… . Ну что ты остановилась? Иди сюда.

Но Гадюка не двигалась с места. Она не ожидала, что Пеночка так радостно встретит ее. Ее, Гадюку, все в лесу Гадюкой зовут, а Пеночка сказала «змеюшка», а Пеночка сказала «милая». И Гадюка не двигалась с места.

Ну, что же ты, - погрустнела Пеночка. – Ты не хочешь посмотреть птенцов моих? Это они ведь пока только птенцы, а вырастут – птицами будут.

Гадюка приподняла над гнездом Пеночки голову. Увидела пять розовых комочков с открытыми ртами. Сказала:

Они будут птицами.

И отодвинулась в сторону. С тонкой губы ее упала на лист воробьиного горошка тяжелая капля яда. И лист сразу стал черным.


Цель:

1.Формировать художественно-речевые навыки детей, развивать связную, эмоцио­нальную речь.

2.Формировать у детей на конкретных практических ситуациях, произведениях дет­ской художественной литературы представления о добре, о добрых поступках.

3.Подвести детей к пониманию того, что «доброе дело само за себя говорит»,

4. Воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам человека: зле, жестокости, зависти.

5.Продолжать воспитывать гуманные чувства у детей, навыки культурного поведения.

6.Упражнять детей в умении определять состояние человека по пиктограммам, соот­носить состояние своего настроения с определенным цветом

7.Воспитывать в детях уважение к своим сверстникам, малышам, взрослым, желание сделать для них приятное, доброе.

Оборудование:

Зонтики; цветная бумага; клей; цветные лепестки; пиктограммы (радость, злость); пиктограмма, отражающая двойственность человека; пословицы; рассказ Е.Пермяка «Са­мое страшное»; рассказ В. Данникова «Канавка»; отрывок из стихотворения В.Солоухина «Здравствуйте».

Предварительная работа:

Чтение произведений художественной литературы; беседы о добрых делах и по­ступках; заучивание стихов, пословиц, поговорок; игры; оформление книжки для малышей «Веселые затейники».

Дети! Сегодня у нас много гостей. Давайте поприветствуем их и скажем «Здравствуй­те!»

Дети здороваются и садятся на стульчики.

- Здравствуйте!

Поклонившись мы друг другу сказали,

Хоть были совсем не знакомы.

Здравствуйте? -

Что особого мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте»,

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Дети, а как вы думаете, отчего же это происходит?

Ответы детей. Этим знаком приветствия мы сказали: «Я тебя заметил», «Я желаю тебе здоровья» (варианты ответов).

Вы правы, дети. Мы поприветствовали друг друга, улыбнулись и нам ответили тем же. И мы почувствовали тепло, доброту, исходящую от всех нас.

Прикоснись ко мне добротой - И болезни смоет волной, И печаль обойдет стороной, Озарится душа красотой.

Но, к сожалению, в мире есть не только добро, но и зло. Давайте вместе с вами подумаем:

1. Какого человека можно назвать добрым? Ответы детей.

2. А какого - злым? Ответы детей.

3. Какое настроение у добрых людей? Ответы детей.

4. На что похоже добро?

Ответы детей (цветок, солнце, лучик, на маму...).

5. На что похоже зло?

Ответы детей (туча, яма, на дракона, клякса, облако...).

- Ребята, посмотрите на этих человечков (предлагается пиктограммы: радость и злость).

Как вы думаете, кто из них испытывает радость? Ответы детей.

- Как вы догадались? Опишите состояние радости. Ответы детей (светящиеся, веселые глаза; «рот до ушей»),

- А какое лицо у этого человека (показывается пиктограмма злости)? Ответы детей.

- Как вы догадались?

Ответы детей (брови нахмурены, губы сжаты).

- Вам оно нравится? Ответы детей.

- Что надо сделать, чтобы этот человек не злился, а стал веселым и добрым? Ответы детей.

- Молодцы, дети! А какого цвета одежду вы бы подобрали для доброго человека? От­веты детей.

- А для злого человека? Ответы детей.

- А сейчас я вам предлагаю мимикой и жестами попытаться изобразить доброго челове­ка, злого человека.

Дети показывают.

- Молодцы! Все-таки согласитесь, как неприятно изображать злого человека.

Дети, а посмотрите на это изображение (пиктограмма двуличного лица).

Как вы думаете, что это означает? Ответы детей.

- Да, действительно, очень часто в нас, как бы живут две половинки. Ода половинка уго­варивает быть послушным, не капризничать, не дерзить, не лениться, вовремя ложиться спать и т.д. А вторая, наоборот - залезть куда-нибудь, стукнуть кого-нибудь; человек может быть упрямым, быть злым, сердитым, недовольным и совершать дурные поступ­ки. И если эта вторая половинка будет одерживать победу над той первой, то человек становиться все злее и злее.

Скажите, дети, к чему должен стремиться каждый из нас? Ответы детей.

Вывод: ДАВАЙТЕ ЧАЩЕ ПРИСЛУШИВАТЬСЯ К ПЕРВОЙ ПОЛОВИНКЕ И ДА­РИТЬ ЛЮДЯМ РАДОСТЬ, СОВЕРШАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА И ПОСТУПКИ!

Дети, у меня в корзинке разноцветные лепестки. И я вам предлагаю выбрать лепесток, соответствующий настроению каждого из вас. Дети берут по лепестку.

- Давайте все вместе составим один цветок.

На какой цветок он похож? И у какой девочки был этот цветок, из какой сказки? Ответы детей (сказка В.Катаева «Цветик - семицветик», девочка-Женя).

- Представьте, дети, что и ваш лепесток может исполнить одно ваше желание. Подумай­те, каким оно будет?

Но прежде, чем сказать желание, давайте скажем волшебные слова:

ЛЕТИ, ЛЕТИ ЛЕПЕСТОК, ЧЕРЕЗ ЗАПАД НА ВОСТОК, ЧЕРЕЗ СЕВЕР, ЧЕРЕЗ ЮГ, ВОЗВРВЩАЙСЯ, СДЕЛАВ КРУГ. ЛИШЬ КОСНЕШЬСЯ ТЫ ЗЕМЛИ БЫТЬ ПО-МОЕМУ ВЕЛИ...

Воспитатель дает маленький комментарий по поводу желаний детей и просит на­звать желание Жени, которое ей принесло огромную радость и удовлетворение. И просит детей вспомнить пословицу, которая говорит о том, какой должна быть доброта.

- «Доброта без разума - пуста».

Ребята, вспомните, как Женя с мальчиком запрыгали от радости. Ваши желания тоже очень добрые, и они вызывают радость, поднимают настроение.

Вот я вам и предлагаю показать это «танцем настроения» Каждый ребенок «сочиняет» свои движения.

- Молодцы!

Дети садятся по стульчикам.

- Ребята, сегодня мне приснился чудесный сон. Во сне ко мне явилась добрая фея. Она сказала, что может перенести меня в любую сказку с помощью волшебной палочки, но с одним условием: Я должна помочь героям сказок сделать так, чтобы избежать плохо­го конца. Мне, как и вам, думаю, хочется побывать в сказке, но я затрудняюсь одна что-либо придумать. Может быть, все вместе мы справимся, и вы сможете мне подсказать.

Игровая ситуация: «Подскажи мне» Сказки:

1. «Красная шапочка»;

2. «Снегурочка»;

3. «Колобок»;

4. «Курочка ряба»;

5. «О рыбаке и рыбке»;

6. «Кукушка». Ответы детей.

- Спасибо, дети, за вашу доброту, вы мне очень помогли.

А теперь давайте поможем одному мальчику, его зовут Вова. Вот послушайте, что с ним случилось: Читается рассказ Е. Пермяковй «Самое страшное».

Е. Пермяк САМОЕ СТРАШНОЕ

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежи­ка под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним иг­рать. Оставили его - и все. Он к девочкам побежал. Но и де­вочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хо­тел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелеными глазами на мальчика смотрит. Сер­дится.

Решил Вова из-под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался.

Подошел было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое толь­ко бывает на свете: Вова остался один. Один-одинешенек!

- Что Вова должен сделать, чтобы с ним играли ребята, разговаривала бабушка? Ответы детей.

- Дети, скажите, так ли уж важно, чтобы все узнали о вашем добром поступке? И как вы думаете, обязательно ли надо рассказывать о своем добром поступке?

Ответы детей.

- А я знаю, что Аня Лаптева знает одну историю про мальчика Витю. Послушаем её.

Аня рассказывает рассказ «Канавка».

В. Донникова КАНАВКА

Дождь перестал. Мальчики выбежали на поляну, играют в мяч. В поселке после дождя земля долго не просыхает. Трава вся в брызгах, края канавки влажные, и вода в ней блестит. Кто переходит канавку, тот непременно поскользнется, за вет­ки орешника схватится и канавку бранит.

Витя подбрасывает мяч, но все видит. Вот пожилая женщи­на прошла с бидоном - чуть не упала.

А чтоб тебя! - рассердилась она на канавку:- Вот сколь­ко молока пролила!

А вот девочка не удержалась, упала в глину руками. Вы­терла руки - платье запачкала.

Противная канавища! - топнула девочка ногой и убе­жала.

Слышит Витя, как бранят его любимую канавку. «А чем она противная? - думает он.- Из нее птицы воду пьют. Возле нее незабудки цветут. Сколько корабликов плавало в ней!»

Когда все ушли, Витя пошел в рощу, набрал сухих веток... сделал переход.

Теперь можно было переходить спокойно.

Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко.

И никто не знал, кто сделал такой удобный переход. Да это и неважно!

- Для кого постарался Витя. Когда сделал переход через канавку? Ответы детей.

- Важно ли было для Вити, чтобы люди узнали о его хорошем поступке? Ответы детей.

Вывод «ДОБРОЕ ДЕЛО САМО СЕБЯ ХВАЛИТ». Спешите делать добро!

Ты станешь славным человеком,

Найдешь заветную мечту.

Ведь ты возьмешь с собой в дорогу

Твою сестренку - доброту!

Раздается звон колокольчика.

- Слышите колокольчик. А я думаю не случайно. Мы с вами говорили о добре. А ведь только добрые волшебники появляются с колокольчиками.

А как вы думаете, почему? Ответы детей.

- Дети, да здесь зонтики и записка. (Зонтики белые)

- А как вы думаете, от кого все это? Ответы детей: от Оле - Лукойэ, читают записку:

Я ЗНАЮ, ЧТО ВЫ ОЧЕНЬ ДОБРЫЕ И ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА, И Я РАЗРЕШАЮ ВАМ РАСПОРЯДИТЬСЯ ЭТИМИ ЗОНТИКАМИ

ПО-ВАШЕМУ УСМОТРЕНИЮ. Я УВЕРЕН, ВЫ СДЕЛАЕТЕ ВСЕ ПРАВИЛЬНО!

ВАШОЛЕ-ЛУКОЙЭ.

Дети предлагают украсить зонтики веселыми картинками и подарить гостям.

Так как очень важно, чтобы добрые сны снились не только детям, но и взрослым

Загрузка...
Top