Подходы к изучению социологии. Формационный и цивилизационный подходы к обществу. Предмет социальной философии. Основные подходы к изучению общества

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Социология должна дать четкое определение, ибо общество является объектом ее исследования. Следует отметить, что в социологии термин «общество» обычно используется в двух значениях.

Первое значение - это понимание общества исторически, географически, экономически и политически конкретного социального образования.

Согласно даже простым бытовым представлениям, общество - нечто большее, чем просто общность или группа. Обычно, пользуясь понятием «общество», мы имеем в виду либо исторически конкретный тип общества - первобытное общество, феодальное, современное и т.п., либо большую устойчивую общность людей , в своих границах совпадающую с тем или иным государством, например, современное российское общество , либо совокупность таких общностей, объединенных одинаковым уровнем развития технологий, общими ценностями и образом жизни (современное западное общество ). Все эти варианты можно объединить следующим образом: общество - целостная система, локализованная в строгих пространственных и временных границах.

Итак, второе значение , чисто социологическое и социально-философское понятия «общество» сводится к понятию «социальная реальность». Это как бы «общество вообще», «социальное», то в коллективной жизнедеятельности людей, что не сводится к простой равнодействующей их индивидуальностей. Социология, основываясь на строгих эмпирических фактах, изучает группы и общности (семью, род, классы, нации и т.п.) как коллективные сущности, имеющие свой облик, черты единства, и то, каким образом такие общности иерархически подчиняются обществу. Изучение отношений, структурных уровней, групп - всех социологических объектов раскрывает существование конкретного единства, к которому каждый индивид ощущает себя причастным.

Наконец, с точки зрения эмпирии общество - это просто самая большая социальная группа, включающая в себя все прочие.

Из-за разнообразия ракурсов рассмотрения общества представляется оптимальным его системное определение, предложенное Р. Кёнигом. Под обществом понимается:

Конкретный тип образа жизни;

Образованные народами конкретные социальные единства;

Основанные на договорах экономические и идейные объединения;

Целостное общество, т.е. совокупность индивидов и групп;

Исторически конкретный тип общества;

Социальная реальность - взаимоотношения индивидов и основанные на этих отношениях структуры и социальные процессы.

При анализе общества социология использует различные подходы:

Демографический подход изучает народонаселение и связанную с ним деятельность людей; психологический подход объясняет поведение человека с помощью мотивов, социальных установок; общностный, или групповой подход связан с изучением коллективного поведения групп, организаций и общностей людей; ролевое поведение личностей - структурированное выполнение ролей в основных социальных институтах общества; культурологический подход изучает поведение человека через общественные правила, ценности, социальные нормы.

Также социологи выделяют формационный и цивилизационный подходы . Приверженцы формационного подхода видят в развитии общества прогресс (качественное совершенствование), переход от более низших к более высшим типам общества. Напротив, сторонники цивилизационного подхода подчеркивают в развитии общества цикличность и равноценность разных общественных систем.

Еще выделяют макросоциологический подход к изучению общества. Микросоциология - изучает общение людей в повседневной жизни. Макросоциология - основное внимание уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Этими моделями являются такие общественные институты, как семья, образование, религия и др.

Существуют различные подходы к исследованию общества, среди основных – идеалистический, материалистический, натуралистический. Спор между ними возникает по вопросу о той роли, какую играют в обществе духовные, материально-производственные и природные факторы.

Представители идеалистического подхода общественную жизнь объясняют воздействием духовных по своей природе факторов. Причиной происходящих в обществе событий они считают идеи, рождающиеся в головах людей. И поскольку все люди уникальны, действуют произвольно, постольку нет никаких закономерностей общественной жизни, она представляет собой совокупность случайных и неповторимых событий. Часть философов-идеалистов считает, что в общественной жизни всё-таки есть закономерности, так как люди реализуют план, замысел каких-либо сверхъестественных духовных сил – Бога, Мирового Разума и т.п. Такой точки зрения придерживался, например, Г.В.Ф.Гегель.

Представители противоположного, материалистического подхода считают, что в обществе действуют такие же объективные законы, как и в природе. Эти законы не зависят от воли и желания людей. Развитие общества представляет собой не сверхъестественный, а естественноисторический процесс, который можно так же изучать, как и законы природы. Знание объективных социальных закономерностей даёт возможность реформирования, усовершенствования общества.

Философы-материалисты подчёркивают значение материальных факторов общественной жизни. По их мнению, основой общественной жизни является материальное производство, и именно там нужно искать причины происходящих в обществе событий, так как материальные интересы людей решающим образом влияют на их сознание, на те идеи, которых они придерживаются в жизни. Подобной точки зрения придерживался К.Маркс.

Разновидностью материалистического подхода к объяснению общественной жизни является натуралистический подход. Его представители закономерности развития общества объясняют природными факторами. Различные природные факторы существенно влияют на образ жизни, производственную деятельность человека, обусловливают хозяйственную специализацию различных регионов, психический склад наций, их духовную культуру и тем самым предопределяют формы и темпы исторического развития разных обществ. Одним из наиболее существенных факторов является климат. Установлено, что локальные ухудшения климата – похолодания, иссушения – всегда совпадали с возникновением великих империй, взлётами человеческого интеллекта, а в периоды потеплений происходил распад империй, застой духовной жизни. На общественное развитие большое влияние оказывают и космические факторы, например, 11-летние циклы солнечной активности. На пики солнечной активности приходится рост социальной напряжённости, социальных конфликтов, преступности, психических расстройств, возникновение эпидемий и другие негативные явления.

Тема 18. Интерпретации исторического процесса

1. Проблемы социальной динамики

2. Линейная модель развития общества

3. Нелинейная модель развития общества

1. Проблемы социальной динамики

Деятельность людей движет историю, но как действуют люди: свободно или по необходимости? Могут ли они реализовать любой свой замысел?

В общественной жизни имеет место сочетание свободы и необходимости . Необходимостью, с которой приходится считаться, являются, например, те обстоятельства жизни, которые получает новое поколение в наследство от предыдущего. Свобода проявляется в возможности последнего поколения творить свою историю в соответствии со своими, уже новыми потребностями и интересами. Но каждое поколение не может сразу, самовольно изменить то, что было достигнуто предшественниками, наличные условия и обстоятельства (достигнутый уровень производства, менталитет людей, уровень развития культуры и др.) определяют реальные возможности изменения общества.

Людям приходится считаться и с объективными закономерностями развития природной среды, и с объективными закономерностями развития различных сфер общества. Например, русский экономист Н.Д.Кондратьев (1892-1938) открыл 50-60 летние циклы в развитии экономики, которые существенным образом влияют на события в других сферах общественной жизни. Попытка различных политических сил действовать, игнорируя объективные закономерности, заканчивается неудачей, напрасной тратой времени и средств.

Ещё один интересный вопрос: почему конечный результат действий практически всегда отличается от намеченных планов? Дело в том, что цели у разных людей и социальных групп, как правило, не совпадают, действие сталкивается с противодействием. В конце концов воля и действия людей смешиваются и дают некий общий усреднённый результат, определённую «равнодействующую» всех сил и действий, которая ни от кого в отдельности уже не зависит. Поэтому и происходит несовпадение намеченной цели и достигнутого результата, вплоть до противоположного (Г.В.Ф.Гегель называл это обстоятельство «иронией истории»). По этой же причине развитие общества носит непредсказуемый и многовариантный характер.

История творится всеми членами общества, но кто вносит наибольший вклад и определяет направления движения социума? Долгое время историки писали преимущественно о деятельности монархов, полководцев, религиозных авторитетов, выдающихся художников и философов. Считалось, что именно эти выдающиеся личности своими идеями и деятельностью движут историю.

Однако ни одна великая личность ничего не может совершить в истории в одиночку, ей нужен круг единомышленников и соратников, которые тоже являются людьми незаурядными, способными понять и поддержать крупные начинания. Лучшие представители общества – наиболее образованные, умные, волевые, обладающие реальной властью благодаря богатству или знатности – образуют элиту. Великие личности могут родиться или не родиться, реализовать свои таланты или остаться безвестными, но элитарные группы, способные выдвигать крупных деятелей, есть у всех народов и во все времена. Поэтому существует точка зрения, что именно элиты вносят наибольший вклад в развитие общества.

Сторонники третьей точки зрения считают, что творцом истории являются народные массы, так как именно они создают необходимые для жизни материальные блага и духовную культуру, осуществляют политические преобразования, поддерживая или, наоборот, борясь с властью. Ни одна выдающаяся личность или элита не смогут сыграть свою историческую роль, если их идеи не отвечают нуждам и интересам масс, требованиям времени.

Несмотря на теоретические разногласия, в реальности история движется во взаимодействии масс, элит и выдающихся личностей.

На протяжении всей истории социологии одной из важнейших проблем была проблема: что представляет собой общество? Социология всех времен и народов пыталась ответить на вопросы: как возможно существование общества? Какова исходная клеточка общества? Каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки огромному многообразию интересов индивидов и социальных групп?

Что лежит в основе общества?

При решении этого вопроса в социологии обнаруживаются разные подходы. Первый подход состоит в утверждении, что исходной клеточкой общества являются живые действующие люди, совместная деятельность которых формирует общество.

Таким образом, с точки зрения этого подхода, индивид - это элементарная единица общества.

Общество - это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность и отношения.

Но если общество состоит из индивидов, то закономерно возникает вопрос, а не следует ли рассматривать общество как простую сумму индивидов?

Постановка вопроса таким образом ставит под сомнение существование такой самостоятельной социальной реальности, как общество. Реально существуют индивиды, а общество - это плод умонастроения ученых: философов, социологов, историков и т.д.

Если же общество есть объективная реальность, то оно должно спонтанно проявляться как устойчивое, повторяющееся, самопроизводящееся явление.

общество индивид социологический подход

Поэтому в интерпретации общества недостаточно указать на то, что оно состоит из индивидов, но следует подчеркнуть, что важнейшим элементом формирования общества является их единство, общность, солидарность, связь людей.

Общество - это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей.

Эти связи, взаимодействия и отношения людей, образуются на какой-то общей основе. В качестве такой основы в различных школах социологии рассматриваются "интересы", "потребности", "мотивы", "установки", "ценности" и т.д.

При всем различии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.

Основные понятия системного подхода:

Система - это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Внутреннюю природу всякой целостной системы, материальную основу ее организации определяют состав, набор ее элементов.

Социальная система - это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Они носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Социальная связь - это набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей.

Социальные связи устанавливаются не по прихоти людей, а объективно.

Социальное взаимодействие - это процесс, в котором люди действуют и испытывают взаимодействие друг на друга. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений.

Социальные отношения - это отношения между группами.

С точки зрения сторонников системного подхода к анализу общества - общество это не суммативная, а целостная система. На уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения образуют новое системное качество.

Системное качество - это особое качественное состояние, которое нельзя рассматривать как простую сумму элементов.

Общественные взаимодействия и отношения носят надындивидуальный, надличностный характер, то есть общество - это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, составляет определенную структуру связей и отношений и в процессе социализации включается в нее.

Целостной системе присуще множество связей, взаимодействий и отношений. Наиболее характерными являются коррелятивные связи, включающие в себя координацию и субординацию элементов.

Координация - это определенная согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает сохранение целостной системы.

Субординация - это подчиненность и соподчиненность, указывающая на особое специфическое место, неодинаковое значение элементов в целостной системе.

Итак, общество - это целостная система с качествами, в которых нет ни одного из включенных в него элементов в отдельности.

Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определенную самостоятельность по отношению к составляющим ее элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.

На каких принципах происходит организация элементов общества, какой характер связей устанавливается между элементами?

При ответе на эти вопросы системный подход к обществу дополняется в социологии детерминистским и функционалистскими подходами.

Детерминистский подход ярче всего выражен в марксизме. С точки зрения этого учения, общество как целостная система состоит из нескольких подсистем. Каждую из них можно рассматривать как систему. Чтобы отличить эти системы от социальной, их называют социентальными. Во взаимоотношениях между этими системами главенствующую роль играют причинно-следственные связи, то есть системы находятся в причинно - следственной зависимости.

В марксизме четко указывается на зависимость и обусловленность всех систем от особенностей экономической системы, в основе которой лежит материальное производство, базирующееся на определенном характере отношений собственности. На основе детерминистского подхода в марксистской социологии получило распространение следующее определение общества.

Общество - это исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей, взаимодействий и отношений между людьми, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, поддерживаемая силой политических, моральных, духовных, социальных институтов, обычаев, традиций, норм, социальных, политических институтов и организаций.

Наряду с экономическим детерминизмом существуют школы и течения в социологии, развивающие политический и культурный детерминизм.

Политический детерминизм в объяснении общественной жизни отдает приоритетное значение власти, авторитета.

Детерминистский подход дополняется в социологии функционалистским. С точки зрения функционализма, общество объединяет свои структурные элементы не путём установления между ними причинно следственных связей, а на основе функциональной зависимости.

Функциональная зависимость - это то, что придаёт системе элементов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один элемент .

Функционализм интерпретирует общество как целостную систему согласовано действующих людей, стабильное существование и воспроизводство которых обеспечивается необходимым набором функций. Общество как система складывается при переходе от органической к целостной системе.

Развитие органической системы состоит в саморасчленении, дифференциации, которые можно охарактеризовать как процесс формирования новых функций или соответствующих элементов системы. В общественной системе формирование новых функций происходит на основе разделения труда. Движущей силой этого являются общественные потребности.

Производство средств, необходимых для удовлетворения потребностей, и непрерывное порождение новых потребностей Маркс и Энгельс назвали первой предпосылкой человеческого существования. На основе этого развития потребностей и способов их удовлетворения общество порождает известные функции, без которых оно не сможет обойтись. Люди приобретают особые интересы. Так, по мнению марксистов, над сферой материального производства надстраиваются социальная, политическая и духовная сферы, выполняющие свои специфические функции.

Идеи функционализма в большей мере присущи англо-американской социологии. Основные положения функционализма были сформулированы английским социологом Г. Спенсером (1820 - 1903) в его трёхтомном труде "Основание социологии" и развиты американскими социологами А. Радклиф - Брауном, Р. Мертоном, Т. Парсонсом.

Основные принципы функционального подхода:

· Также как сторонники системного подхода, функционалисты рассматривали общество как целостный единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т.д.

· Но при этом подчеркивали, что каждая часть может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции.

· Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода.

· Поскольку каждая из частей общества выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности этой части, то чем больше функции отличаются друг от друга, тем труднее другим частям восполнить нарушение функции.

В наиболее развитой и последовательной форме функционализм развит в социологической системе Т. Парсонса. Парсонс сформулировал основные функциональные требования, выполнение которых обеспечивает стабильное существование общества как системы:

· Оно должно обладать способностью к адаптации, приспособлению к изменяющимся условиям и возрастающим материальным потребностям людей, уметь рационально организовывать и распределять внутренние ресурсы.

· Оно должно быть целеориентированным, способным к постановке основных целей и задач и к поддержанию процесса их достижения

· Оно должно обладать способностью к интеграции, к включению в систему новых поколений.

· Оно должно иметь способность к воспроизводству структуры и снятию напряженности в системе.

Общество можно рассматривать под разными углами зрения, например, его можно свести к совокупности всех групп, входящих в него и тогда мы будем иметь дело прежде всего с населением. Можно считать, что стержнем общества выступает социальная иерархия, в которой все люди выстроены по критерию богатства и объему власти. Наверху окажется богатая и всевластная элита, посередине средний класс, а внизу бедное и бесправное большинство или меньшинство общества. Можно свести общество к совокупности пяти фундаментальных институтов: семья, производство, государство, образование (культура и наука) и религия.

Можно, наконец, все общество разделить на четыре главные сферы - экономическую, политическую, социальную и культурную. Такой подход, как разделение общества на четыре сферы, помогает хорошо ориентироваться в многообразии общественных явлений. Слово "сфера" означает практически то же самое, что часть общества.

Экономическая сфера включает четыре главных вида деятельности: производство, распределение, обмен и потребление. К ней относятся не только фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, но также потоки денег и инвестиций, оборот капиталов и проч.

Политическая сфера - это президент и аппарат президента, правительство и парламент, его аппарат, местные органы власти, армия, полиция, налоговая и таможенная служба, которые все вместе составляют государство, а также политические партии, не входящие в него.

Духовная сфера (культура, наука, религия, образование) включает университеты и лаборатории, музеи и театры, художественные галереи и научно-исследовательские институты, журналы и газеты, памятники культуры и художественные национальные сокровища, религиозные общины и т.д.

Социальная сфера охватывает классы, социальные слои, нации, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом. Она понимается в двух смыслах - широком и узком.

Социальная сфера в широком значении - это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения. В этом случае сюда включаются магазины, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание, общественное питание, здравоохранение, связь, а также учреждения досуга и развлечения. В первом значении социальная сфера охватывает почти все слои и классы - от богатых и средних до бедных.

Социальная сфера в узком значении подразумевает только социально незащищенные слои населения и учреждения, обслуживающие их: пенсионеры, безработные, малообеспеченные, многодетные, инвалиды, а также органы социальной защиты и социального обеспечения (включая и социальное страхование) как местного, так и областного подчинения. Во втором значении к социальной сфере относится не все население, а лишь его часть - как правило, беднейшие слои.

Итак, мы выделили четыре главные сферы современного общества. Они тесно связаны между собой и влияют друг на друга.

Сферы общества можно расположить на плоскости таким образом, что все они будут равны между собой, т.е. находиться на одном горизонтальном уровне. Но их можно выстроить и в вертикальном порядке, определив для каждой из них собственную, не похожую на другие функцию или роль в обществе.

Так, экономика выполняет функцию добывания средств существования и выступает фундаментом общества. Политическая сфера во все времена исполняла роль управленческой надстройки общества, а социальная сфера, описывающая социально-демографический и профессиональный состав населения, совокупность взаимоотношений между большими группами населения, пронизывает всю пирамиду общества. Такой же универсальный, или сквозной характер носит и духовная сфера общества, духовная жизнь людей. Она затрагивает все этажи общества. Новую картину мира можно выразить графически так.

Рис.1. Вертикальная структура общества.

Тема 2.1 Общество. Социальные институты

План:

2.1.1 Основные подходы к определению понятия «общество».

2.1.2 Признаки общества. Условия жизнедеятельности общества.

2.1.3 Структурная композиция общества. Типология общества.

2.1.4 Социальные институты.

2.1.1 Основные подходы к определению понятия «общество»

Исходной и важнейшей категорией социологии является общество. Вся история социологической мысли – это история поисков определения общества, построения теорий общества.

Существует множество определений понятия общество. Его рассматривают как:

– предельно широкую общность людей;

– как рациональную форму организации деятельности людей;

– как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Первые теоретические попытки понять сущность общественной жизни связаны с именами Аристотеля и Платона. Особенностью античного подхода к обществу является отождествление общества и государства.

Попытки системного представления общества предприняты немецкими учеными И.Г. Гердером и Г.Ф. Гегелем. Они, по существу, заложили два подхода к рассмотрению общества:

    В центре концепции И.Г. Гердера лежит идея развития мира , в рамках этой концепции рассматривается эволюция и ее результат (человеческий род и затем общество, его культура).

    По Г.Ф. Гегелю, общество – это продукт эволюций идеи , проходящей последовательно стадии социогенеза: семья – гражданское общество – государство.

Среди подходов к определению общества также выделяют следующие:

1) Атомистическая теория . Общество понимается как совокупность действующих личностей или отношений между ними. «Все общество в конце концов, – считает американский социолог Дж. Дэвис, – можно представить как легкую паутину межличностных чувств или установок. Каждый данный человек может быть представлен сидящим в центре сотканной им паутины, связанным прямо с немногими и косвенно ­со всем миром».

2) Сетевая теория Р. Берта , согласно которой общество представлено действующими индивидами, принимающим социально значимые решения изолированно, независимо друг от друга. Начало этой теории было положено еще Г. Зиммелем. По Зиммелю, общество есть феномен, несводимый к простой сумме отдельных людей. Общество – это взаимодействие индивидов, руководствующихся своими целями, мотивами . Эта теория и ее разновидности в центр внимания объяснительной концепции общества ставят личностные атрибуты действующих индивидов.

3) В теориях социальных групп общество интерпретировалось как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирующей группы. В этом смысле, следуя концепции Ф. Знанецкого, можно говорить о народном обществе, что означает всевозможные группы и совокупности, существующие в пределах одного народа или католической общественности, подразумевая под этим всевозможные совокупности и группы, существующие в рамках католической церкви.

Если в «атомистической» или «сетевой» концепциях существенным компонентом в определении общества является тип отношений, то в «групповых» теориях – человеческие группы. Рассматривая общество как наиболее общую совокупность людей, авторы этой концепции по существу отождествляют понятие «общество» с понятием «человечество».

4) Институциональное или организационные определения общества. Существует группа дефиниций категории «общество», согласно которым оно представляет собой систему социальных институтов и организаций. Общество – большая совокупность людей, осуществляющих совместно социальную жизнь в пределах целого ряда институтов и организаций. «Общество не простая сумма индивидов, но система, образованная из ассоциаций и представляющая собой реальность, наделенную своими особыми свойствами» (Э. Дюркгейм).

Согласно этой концепции именно социальные институты и организации гарантируют устойчивость и постоянство отношений между людьми, устанавливают устойчивую структуру всевозможных форм коллективной жизни. Без них было бы невозможно обеспечение потребностей, гарантирование организованного процесса коллективной деятельности, регулирование конфликтов, развитие культуры и т. д. Без них (институтов и организаций) общество не могло бы гарантировать свою дальнейшую эволюцию и саморазвитие. Такое понимание общества часто встречается в работах этнологов.

5) Функциональная теория , в которой общество – это группа человеческих существ, составляющих самообеспечивающуюся систему действия . На основе различных концептуальных определений в социологии сложилась еще одна (аналитическая) дефиниция: общество как относительно самостоятельное и самообеспечивающее население, характеризуемое внутренней организацией, территориальностью, культурными различиями и естественным воспроизводством .

В зависимости от того, какое содержание вкладывается в понятия «самообеспечение», «организация», «культура» и др. и какое место отводится этим понятиям в той или иной теории, эта дефиниция приобретает различный характер.

6) Социологические категории (более низкого порядка, чем категория «общество»), которые включаются представителями различных социологических школ, как в аналитическую, так и в концептуальную дефиниции общества, имеет существенное значение для понимания его природы и характера. Однако общий недостаток всех названных выше определений понятия «общество» состоит в том, что они отождествляют понятие «общество» с понятием «гражданское общество», опуская вопрос о той материальной основе, на которой возникает и развивается «гражданское общество».

Согласно аналитической теории, общество – это относительно самостоятельное, или самообеспечиваемое население, характеризующееся внутренней организацией, территориальностью, культурными различиями.

Определения общества

1) Общество – это установившееся в процессе исторического развития, относительно устойчивая система социальных связей и отношений, больших и малых групп людей, поддерживаемая обычаями, традициями, законами, социальными институтами, определяемая особенностями производства материальных и духовных благ (Г.В. Осипов);

2) Общество – это социальный организм, самостоятельное целое, мегасистема, включающая все виды сообществ и характеризующуюся целостностью, самоорганизацией, пространственно-временным бытием (Г. Сбаровских).

Таким образом, общество предстает как органическое единство основных социальных субъектов (индивидов, групп, общностей, организаций и социальных институтов), взаимодействующих на определенной исторически конкретной ценностно-нормативной основе, источником которой является культура данного общества.

Основной задачей системного подхода является объединение знаний об обществе в целостную систему, которая могла бы быть основой единой теории общества. Это подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся в тесной взаимосвязи. Системный подход дополняется детерминистским и функционалистским подходами.

Детерминистский подход ярко выражен в марксизме. Общество в нем предстает как целостная система, состоящая из подсистем (которые, в свою очередь, можно рассматривать как системы): экономической, социальной, политической, идеологической.

Загрузка...
Top