Бог – важнее родных детей

Библия не излагает порядок приоритетов в семейных отношениях. Тем не менее, мы можем обратиться к Священному Писанию, чтобы найти общие принципы для расстановки приоритетов в наших семейных отношениях. Несомненно, Бог находится на первом месте. Второзаконие 6:5 гласит: «Люби Господа, твоего Бога, всем сердцем, всей душой, всеми силами» (тут и далее использован современный перевод Российского Библейского Общества). Всё в нашем сердце, душе и силах должно быть посвящено любви к Богу, учреждению Его на первом месте.

Если вы находитесь в браке, то ваш супруг идёт на следующем месте. Женатый мужчина должен любить свою жену, как Христос полюбил Церковь (Эфесянам 5:25). Первым приоритетом Христа, после послушания и прославления Своего Отца, была Церковь. Вот пример, которому должен следовать муж: Бог прежде всего, затем его жена. Точно так же жёны должны покоряться своим мужьям, «как Господу» (Эфесянам 5:22). Принцип заключается в том, что муж является вторым приоритетом для жены после Бога.

Если мужья и жёны находятся на втором месте после Бога в наших приоритетах, и так как муж и жена являются одной плотью (Эфесянам 5:31), естественно, что результат брачных отношений – дети – должны быть следующими в списке приоритетов. Родители обязаны воспитывать богобоязненных детей, следующее поколение людей, любящих Господа всем своим сердцем (Притчи 22:6; Эфесянам 6:4), ещё раз демонстрируя, что Бог находится на первом месте. Все другие семейные отношения должны отражать это.

Второзаконие 5:16 говорит нам почитать своих родителей, чтоб мы жили долго и чтоб наши дела были успешными. Тут не указано никаких возрастных ограничений, что ведёт нас к пониманию, что мы должны почитать наших родителей, пока они живы. Естественно, когда ребёнок достигает зрелости, он больше не обязан покоряться им, но нет возрастного предела для проявления почтения им. Из этого мы можем сделать вывод, что родители следуют в списке приоритетов после Бога, наших супругов и детей. После родителей следуют остальные члены семьи (1 Тимофею 5:8).

После родственников в списке приоритетов находятся наши братья и сёстры по вере. Римлянам 14 говорит нам не судить и не смотреть свысока на наших братьев (ст. 10), и не делать ничего, что бы привело нашего собрата к ошибке или духовному падению. Значительная часть 1 послания к Коринфянам состоит из указаний апостола Павла относительно того, как церковь должна жить в гармонии, в любви друг к другу. Другие увещевания относительно наших братьев и сестёр во Христе: «Вы же, напротив, с любовью служите друг другу!» (Галатам 5:13); «Будьте друг к другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как простил вас Бог через Христа» (Эфесянам 4:32); «Поэтому ободряйте друг друга и друг друга созидайте» (1 Фессалоникийцам 5:11) и «Будем внимательны друг к другу, давайте побуждать друг друга к любви и добрым делам» (Евреям 10:24). После этого следует вся остальная часть мира (Матфея 28:19), которой мы должны нести Евангелие, обращая к Христу.

Таким образом, библейский порядок приоритетов следующий: Бог, супруг, дети, родители, родственники, братья и сёстры во Христе, а тогда весь остальной мир. Хотя иногда принимается решение сосредоточиться на одном человеке больше, чем на другом, нашей целью является дорожить нашими отношениями. Библейского баланса возможно достичь, разрешив Богу даровать нам силы поддерживать все наши приоритеты в отношениях внутри и вне наших семей.

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Легендарный режиссер Эмир Кустурица сказал ей при личном знакомстве: "Я слышал в мире всё. Но такого -нет нигде. Ты - самое невероятное, что есть сейчас в музыке"... Маргарет Тейчер называла ее русской Эдит Пиаф, а Борис Ельцин - символом возрождающейся России. Узнаваемая во всем мире русская певица с уникальнейшим голосом впервые дает интервью, в котором рассказывает о своей духовной жизни и о своем пути к Богу... Яркая на сцене, такая искренняя и скромная в личном общении, несравненная Пелагея - гость нашего номера.

- Пелагея, правда ли, что Ваше творчество благословил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ? Где состоялась Ваша встреча и как давно это было?
-
Это было 1990 году, тогда меня - девятилетнюю девочку позвали в Москву. По приглашению от Московской Патриархии я в качестве ведущей и певицы выступала в Кремле. Там и состоялась моя, наверное, судьбоносная встреча с Патриархом. Могу сказать, что он удивительный человек и я благодарна Богу, что мне удалось несколько раз в жизни пообщаться с ним лично. В тот день он сказал мне очень важные слова и дал благословение на творчество...

- Думается мне, что артистов, получивших благословение самого Патриарха очень мало. Несомненно, это большая честь и радость, но в тоже время и огромная ответственность... Как Вам удается справляться с такой ответственностью, и как повлияло благословение Святейшего на Ваш творческий путь?

Дело в том, что я очень серьезно отношусь к тому, что делаю на сцене. К тому, что говорю и как себя веду. Люди публичные в этом смысле должны быть особенно ответственными! Я вижу большую проблему в том, когда люди не отвечают за свои поступки и многими вещами занимаются спустя рукава. И тут не имеет значения, что именно ты делаешь. Если ты строишь дом - ты должен строить его хорошо. Ну а если ты занимаешься каким-то творчеством, тебе не то что не должно быть стыдно, более того - ты должен нести светлые чувства, помогать людям. Что касается моего творчества, мне совершенно не стыдно за то, чем я занимаюсь. Мы действительно это делаем от чистого сердца. Все по-настоящему! Отрадно, если людям нужно наше творчество и оно приносит добрые плоды, помогает людям - в этом я, как певица вижу свою важную миссию.

- Без сомнений Вы - артистка уникальная, у Вас необыкновенно красивый голос... Но как не загордиться, зная, что обладаешь особыми талантами и дарованиями, а в копилке твоих достижений самые громкие регалии и высокие награды?
-
У меня наоборот есть проблема в том, что мне часто приходится убеждать себя, что у меня все хорошо, что я сильный человек и т.д. Всегда предельно серьезно и адекватно отношусь к себе. И прекрасно знаю, что могу, что у меня получается, и в тоже время знаю все свои недостатки, свои недочеты. Моей главной проблемой является лень. Много времени могла бы потратить с большей пользой и добиться чего-то большего в развитии. Преумножать и раскрывать таланты, качества в большей степени, чем они развиты сейчас. Вообще у меня никогда не было проблем ни со звездной болезнью, ни с зазнайством. Более того, меня всегда окружали правильные люди, которые не давали мне зазнаться. У меня всегда со мной рядом мама, с которой так прямо скажем, не забалуешь. (смеется)

- Думаю, Вы в свою, очередь, тоже воспитаете прекрасных детей!
-
Очень на это надеюсь! У моей мамы была изначально правильная позиция - ограждать меня от зла, воспитывая самые добрые благородные качества. Очень важно научить ребенка различать добро и зло. И я так же буду воспитывать своих детей. Сейчас у меня два крестника и я стараюсь как можно больше времени проводить с ними, быть примером для них, воспитывать их по-христиански.. Важно не загрязнять свою душу чем попало, не быть всеядным. Считаю, что это во многом разрушает наш внутренний мир. Надо душу свою заставлять трудиться. Верно еще говорят, что опыт ворует эмоции. Нам нужно сделать так, чтобы наши эмоции, наши сердечные чувства не были сворованы. Чтобы мы реагировали даже на какие-то мелочи и радости, так же искренне как в детстве, чтобы мы не черствели, не грубели. Это особенно важно в условиях современности. А вообще у каждого человека должен быть своеобразный фильтр внутри, помогающий отличать доброе и злое. Этот фильтр формируется на основе Божиих Заповедей.

- Люди, которые пришли к вере часто рассказывают о событиях, которые перевернули их сознание, устремления и вообще смысл жизни... Случались ли такие события в Вашей жизни?
-
Да, конечно. Всегда чувствую, что рядом со мной Господь. Каждый день благодарю Бога за мою счастливейшую жизнь. Я очень удачливый человек - и это именно рука Божия. Понимаю, что мало этого заслужила... С раннего детства была со счастливой звездой, со мной Ангел Хранитель, помощь которого чувствую. Совершенно не понимаю людей, которые считают себя фаталистами. Я ежедневно убеждаюсь, что чудеса есть. И в моей жизни их было много. Знаете, я очень люблю Иерусалим... Дважды была на Святой Земле и оба раза одна. Была в Назарете, Вифлиеме... Поклонилась великим Святыням христианства. Молилась. 10 дней провела в абсолютном одиночестве, посвятив себя как раз работе над своей душой. Так получалось, что оба раза уезжала в Иерусалим в достаточно тяжелые периоды своей жизни. Мне нужно было подумать. И лучшего места я не могла найти! Посещение Иерусалима - знаменательное событие в моей жизни, что-то перевернулась в душе, я многое осознала. Ничего подобного в жизни я не испытывала, как там. Туда тянет вновь...

- Вас крестили, наверное, как и многих в детстве?
-
Да, меня крестили в детстве в Новосибирске, мне было всего 3 годика. С раннего возраста я четко знала, что Бог есть, что Он всегда рядом со мной и представляла Его как большое светящееся Нечто! Мама воспитывала меня в вере, и я очень любила ходить в церковь. И уже с возрастом начала изучать теологию, читать духовную литературу, историю религий. Сравнивала другие религии, пытаясь вникнуть и понять для себя: «Почему я православная?» Ведь не просто же потому, что меня покрестили в три года. И постепенно пришла к твердому осознанию того, что мне близка и понятна именно эта конкретная религия - Православие. Всей душой, умом и сердцем понимаю, что это моя вера и дорожу этой святыней! Конечно, не могу сказать, что я достаточно воцерковленный человек. Хожу в церковь - хорошо, что она у меня рядом с домом, стараюсь исповедоваться, причащаться, но к сожалению, пока не нашла себе духовника, к которому могла бы придти и задать любой вопрос. Я очень много читаю, в частности книги, написанные протоиереем Александром Менем. Там нахожу ответы на вопросы, которые меня безусловно волнуют, как любого думающего человека... К сожалению, мы уже не сможем пообщаться в этой жизни. Сейчас чувствую реальную необходимость в том, чтобы у меня был духовный отец, это очень важно для меня. И когда мне становится трудно, надо просто придти в церковь на службу, подумать, помолиться и становится гораздо легче.

- Пелагея, насколько сложно совмещать православный образ жизни и творческую карьеру, одно другому не мешает?
-
Надо просто для себя определить - что важнее, и тогда уже одно под другое подстраивать. Когда Бог на первом месте, все остальное на своем. Мы не даем концерты в страстную седмицу, всегда тщательно продумываем содержание своих сольников. К православным праздникам готовим специальные выступления, на Рождество, например. Я всегда молюсь перед концертом. Многое изменилось в моей душе с тех пор, как я начала поститься, последние 4 года. Святая Пасха стала для меня самым радостным и самым любимым праздником! Пост дает столько сил и энергии, это благодатно влияет и на мою творческую жизнь. В нашем репертуаре особое место занимают произведения духовной тематики. Среди них «Жертва вечерняя», «Отжил я свой век», «Рождественская», «Христос Воскрес» и другие. Бог дает талант, мы должны преумножать свои таланты, принося Господу добрые плоды. Словом скажу одно, если человек захочет, он сможет все совместить, все успеть.

-А никогда не возникало желания петь в церковном хоре?
-
Не поверите, но когда была маленькой, у меня была моя самая любимая игра - я играла в церковный хор! Храмовые службы с их красивыми молитвами производили на меня такое большое впечатление, что даже дома напевала песнопения! Конечно, тогда не знала слов служб, но изображала голосом батюшку и церковный хор - в точности как они пели в церкви. Помню, как закрывалась в комнате и могла часами петь, петь! Тогда я еще не выступала на сцене, мы жили в Санкт-Петербурге, и однажды у нас в гостях был профессор Питерской консерватории. И представляете, он довольно долго наблюдал за мной в замочную скважину, потом подошел к маме и сказал, что девочке нужно обязательно заниматься музыкой. У нее есть серьезные к этому способности. Это символично, но именно тогда мы решили всерьез заняться вокалом и музыкой.

- Какое место вера занимает в Вашей жизни, в Вашем творчестве?
-
Несомненно, главное. Знаете, для меня вообще вопросы религии очень личные. Я практически никогда говорю на эту тему в интервью, т.к. для меня это более интимные вещи, чем даже личная жизнь. Только Ваше издание стало исключением. В своем творчестве мы поем народные песни, а там очень много обращений к Богу... У нас великая уникальная русская культура, богатые традиции. Все это нужно беречь и ценить. Мы должны знать свои корни, свою историю. Я убеждена - надо всегда искать опору в вере, это очень важно. Я сама не представляю своей жизни без Бога… Имеет ли она тогда вообще смысл?

- И под занавес - Ваши пожелания нашим читателям!
-
Любить жизнь, ценить каждый ее миг. Ведь самое главное в жизни - это Любовь. Любовь в самом высоком смысле - к ближним, к Богу! Всех обнимаю, Ваша Пелагея!

ПЕВИЦА ПЕЛАГЕЯ ПРОЕКТУ "БАТЮШКА ОНЛАЙН"

БЛИЦ-ОПРОС:

  1. ФИО: Пелагея Ханова
  2. Дата Рождения: 14 июля 1986 года в Новосибирске
  3. Образование: институт РАТИ (ГИТиС), эстрадный факультет
  4. Мечта: Родить детей
  5. Любимый праздник: Пасха
  6. Самое любимое место на земле: Святая Земля
  7. Если бы я не пела, я бы: дома сидела, борщи варила, так как больше ничего не умею (смеется)

Надежда ЗЕМ СКОВА

Бог выше обстоятельств. Бог иногда нас трясет, чтобы мы осознали что-то.

Есть одна притча: «Каждый должен нести свой крест».

Шел человек по дороге, несет свой крест, а крест тяжелый, впивается в плече. Тяжело было ему тащить свой крест, и тогда он попросил Бога заменить его. Бог согласился, направил его в то место, где можно было поменять крест. Затащил свой крест человек в помещение и видит много разных крестов: всех величин и размеров; для нищих, крестьян, богачей, миллионеров; деревянные, железные, золотые, со стразиками.

- Иди, выбирай, смотри на кресты, возьми себе тот, какой смог бы нести – сказал Бог.

Человек радостный поставил свой крест и пошел выбирать. Долго ходил он, выбирал: один крест был тяжелый; другой слишком больно впивался алмазами в плече; третий – слишком маленький, бьет пол колено. Перемерив, все кресты, подошел к последнему взял его и говорит:

- Я этот возьму, он удобный и легкий, нести я хочу этот крест. Спасибо, Бог! Это то, что надо.

А Бог отвечает: - Ведь твой он и есть, ты с ним же пришел.

Цените возможность выбора.

Посвятить лучшие годы жизни на служение Богу. Быть частью Его команды.

Служение ОМС – это сегодняшнее нашей церкви.

Приложение:

Однажды человек, постоянно недовольный своей жизнью, спросил у Бога:

– Почему каждый должен нести свой крест? Не можешь ли Ты дать мне крест полегче? Я устал от каждодневных трудностей!

И вот снится этому человеку сон. Видит он вереницу медленно идущих людей, и каждый несёт свой крест. И сам он тоже идёт среди этих людей. Устал он идти, и показалось человеку, что его крест длиннее, чем у других. Тогда он остановился, снял крест с плеча и отпилил от него кусочек. Идти стало намного легче, и он быстро дошёл до места, куда направлялись все. Но что это? Перед ним глубокая пропасть, и лишь по другую её сторону начинается земля Вечного Счастья. Как же туда добраться? Вокруг не видно ни мостика, ни кладки.

Человек заметил, что люди, шедшие с ним, с лёгкостью переходили на другую сторону. Они снимали с плеч свой крест, перебрасывали его через пропасть, и переходили по нему, как по мостику. Только он не мог перейти. Его крест был слишком коротким. Человек горько заплакал, говоря: «Ах, если бы я знал»..

Проснувшись, он больше не просил у Господа крест полегче.

Стратегия ОМС ВО (на 4 года)

Работа с лидерами ОМС и директором клуба;

Акцент на помощь в организации служения в каждой местной общине, где более двух человек.

Программа "Восстановления".

Клубная работа

ИП (искатели приключений): анализ: анкетирование; личное посещение общин; об звон пасторов; поиск и обучение; школа лидеров (ШЛ); вебинары (веб-конференции – онлайн встречи); личные контакты.



ИП и КС – это ОМС

КС (клуб следопытов): памятная жемчужина; ЗРС; слет следопытов; ААЛС (адвентисткая ассоциация лагерного служения, Заокский; ПШ (полевая школа), Беларусь; ШЛ (школа лидеров); лагерь КС; всемирный день следопытов; памятная жемчужина ВО (Волжского объединения).

#ШЛ – 2015

Провести 2 ШЛ (выпуск; новый поток / весна, осень);

Объединение ШЛ (школа лидеров) ОМС с КС (клуб следопытов) и ИП (искатели приключений), обучение МП (мастер-проводник);

Создание МТБ ОМС для проведения ШЛ и лагерного служения (Ягодная поляна).

Лагерное служение дата проведения

Следопытов; 12.07-19.07, Саратов

ИП; 19.07-26.07, Волгоград

ОМС 16-21 лет; 2.08-9.08, Саратов

ОМС 22-35 лет. 11.08-19.08, Абхазия

16-21 лет – Амбассадор

22-30+ лет – Общество Адвентистов Молодежи

Миссия

Всемирный день молодежи;

Дневной дозор;

Квартирники, гостиные, кафе;

I форум, г.Саратов

Молодежный музыкальный фестиваль;

Открытие студии звукозаписи и ОМС радио.

Молодежный руководитель – это призвание.

Нехорошая тенденция: создание семьи с неверующими.

Молодежь уходит из-за отсутствия служения.

Молодежь и музыка – неразделимые вещи. Кто у вас стоит за кафедрой, тот будет сидеть и в зале.

Делиться песнями, кто какие поет на молодежках.

Общество АМ (адвентисткой молодежи) открывается на базе молодежного служения.



Недостаточно один раз в неделю собирать молодежь, но \нужно планировать не менее одного раза в квартал неформальные мероприятия.

Отчетность – за полугодие и за квартал (статический отчет).

Молодёжный отдел

Кто я? Что такое МО (молодежная организация)? Какова ее цель?

МО предназначена для спасения молодёжи.

Церковь - это не патронажная мама, она помогает, а не замещает.

Охватывает не только определённый возрастной уровень;

Предназначено спасать молодежь силами молодёжи.

Чувствовать жизнь своей общины. Молодежь поддерживает жизнь общины.

Понятие порядка, Божьего устройства, Божьего плана.

«Яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася» (Пс. 32, ст. 9)
Этими словами Царь Давид хотел донести до людей великую и неопровержимую истину. Для нее не нужно знать никаких догматов и наук, не нужно быть богословом и гением. А заключается она в следующем: Бог настолько Всемогущ, что его Cлову нет препядствий; Его Слово находит непреложное исполнение во всем. Этим Животворящем словом и был создан человек и этим же Словом поддерживется его существование. Об этом и повествует Евангелие: «Не хлебом единым жив будет человек, но всяким глаголом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4:4)
«Исказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; Мужчину и женщину сотворил их» (Библия). Но нам важно не половая принажлежность человека, а его назначение. Почему человек "человек" и для чего он человек. Само слово "человек", если не обращаться к буквальной этимологии слова, с греческого языка означает существо, имеющее лицо свое обращенным вверх, к небу, как цели бытия и будущему жилищу. Это и является отличием человека от безсловесных животных.
Итак, человек был создан Богом для того, что бы разделить с Ним, то есть с Творцом, радость и пребывать в Божественной любви и Славе вечно. По Лосскому человек должен был вместить в себя все и впоследствии принести себя в жертву Богу, в хорошем смысле этого слова. А Господь сделал бы человека за это богом по благодати. У первых людей все для этой миссии было: и прекрасный ум, и красивейший сад, то есть Рай, и неограниченная власть над всем видимым миром. Все это было у человека до грехопадения! Нет необходимости рассказывать про само грехопадение и про его последствия в полной мере, так как это yt нужно для раскрытия цели творения человека. Нам важно то, что после грехопадения свайства человека ухадшились на несколько порядков. Этого и не нужно доказывать. Пускай кто-нибудь попробует подойти к мышке или белочке, что бы они не испугались и не убежали, наверняка это получится. А к первым людям животные подходили сами и не боялись их.
Но что мы видим сейчас? Где красота человеческой природы? Где ум? Где тело? Где речь, которой первый человек только обращался к Богу и пользовался для созидания прекрасного? Где та высшая цель человека?! Сейчас человек не то, что бы забыл про свое предназначение, но он даже и не догадывается о существовании таковаго. Человек просто не испытывает в этом нужды. Он живет "сам", он добывает пропитание "сам", добивается всего тоже "сам" и нет даже единой мысли о Боге! И в самом деле - зачем? Ведь Господь дал человеку все для того, что бы человек жил и славил своим существованием Творца. Например у человека есть органы чувств для контакта с окружающим его миром и для получения радости от общения с ним. Человек способен слышать пение птиц, чувствовать благоухания цветов, наслаждаться пейзажами и, в конце концов, получать утешение в общении с Богом, то есть в молитве. Но человек, забыв про свой долг Зиждителю всего, пошел дальше. Ему мало того, что Господь уже предоставил авансом, своеобразный дар, так он использует еще и свое сходство с Творцом в личных и тоько личных целях. Ведь Господь создал нас по образу и подобию Своему, следовательно человеку свойственны творческие способности. Но куда он их направляет? Получается, что только в угоду себе. Человеку не разумеет теперь предназначение "даров" Господних, он еще всячески придумывает себе наслажения. Мало ему звуков природы - он придумывает искусственные звуки. Мало ему запахов природы - он составляет новые запахи. Мало ему красоты природы - он снимет фильмы. Мало ему пищи и пития от природы - он придумывает вкусовые и прочие заменители. И, что самое страшное, человеку не то, что бы мало молитвы для погашения стремления души к Богу, но теперь человек перестал совсем молиться, ища всяческие аналоги в эмициях и делах, вплоть до применения психотропных препаратов, затмевающих стремление к молитве.
Картина происходящего не впечатляет. Человек живет автономно от Бога, но это не является замыслом Создателя, поэтому все тщетные попытки самосуществования заканчивались, заканчмваются и будут заканчиваться крахом. Ну вот логически мы пришли к покаянию. Но какого будет ваше удивление, что не в нем смысл всего вышесказанного. Все необходимое для христианина вместил в кратком высказывании блаженный Августин: "Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем". Смысл в том, что человеку нужно поставить Бога в своем сознании, в своей жизни на первое место и никак иначе. Нужно отречься от своеволия, самомнения и надежны на других людей: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» (Псалом 145, 3), говорит псалмопевец. "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф. 6, 22-33), а Царствия Божиего невозможно достичь без Бога.

Окончание. Начало в №2 (947)

Следующий вопрос, отец Мелхиседек: «Действует ли Ветхий Завет и ныне?»

– Дух Ветхого Завета действует, заповеди Ветхого Завета действуют – никто же не отменял заповеди, данные Моисею, по отношению к Богу и нашим ближним. Как сказал апостол Павел, Ветхий Завет был пестуном, детоводителем ко Христу. Это первый класс, а потом мы переходим в следующий, никто не перепрыгивает через Ветхий Завет. Почитай отца твоего и мать, да будет тебе благо, и долголетен будешь на земле, не позавидуй, не пожелай – мы даже этого не можем исполнить. Многие из нас, даже православные люди, из Ветхого Завета еще не вылезли.

Хотя должны жить уже по Новому Завету.

– По-моему, у многих еще допотопное жительство. Поэтому сначала хоть допотопно надо жить, в том смысле, что раньше тоже было уважение к старшим, братские отношения. А сейчас – непонятно что. Поэтому исполняем Ветхий Завет, Новый Завет – и все это одновременно.

Вопрос: «Ваше отношение к отчитке? Некоторые ходят на отчитку на всякий случай».

– В Оптиной пустыни (уж насколько это был духоносный монастырь, о котором епископ Игнатий сказал: «Отец Моисей Оптинский долготерпеливым отношением к братии и мудрым смирением сумел собрать такое братство, которого не было и, думаю, не будет в России») этого не было. Старцы тоже могли бы заниматься отчиткой, это же не новшество, специальные молитвы существовали еще со времен Василия Великого. Что они заповедали? В недоуменных случаях беснования, припадков, бесоодержимости – явление редкое, но, к сожалению, в нашей жизни существует...

Кстати, здесь не надо путать с психиатрическими заболеваниями. Беснование может быть просто психиатрическим заболеванием, когда полезно обратиться к православному психиатру, который, может быть, даже безмедикаментозными средствами поможет – это тоже грань физиологии: как в организме что-то ломается, так и на уровне психики какие-то духовные сосуды у многих переклинивают.

Так вот, старцы в таких недоуменных случаях бесоодержимости предлагали Исповедь с семилетнего возраста, таинство Соборования и таинство святого Причащения. Исповедь с семилетнего возраста нужна потому, что, может быть, есть какие-то забвенные грехи, которые человек не исповедовал. Но в Оптиной пустыни никакой отчитки не было. Соборовали (особенно старец Анатолий – у него было такое послушание) мирян, и многие после глубокой Исповеди, после таинств Соборования и святого Причащения получали исцеление.

А сейчас ищут легкого способа: пусть надо мной кто-то что-то сделает. Люди иногда приходят и говорят: «Мне сделали». Но дело в том, что больше того, что человек сделал сам себе, никто не сделает. Я разговаривал в Троице-Сергиевой лавре с отцом Германом, он по благословению отца Кирилла несет тяжелейшее послушание: совершает молебен о недужных. А люди называют это отчиткой. Я у него спрашивал, как все это проходит. Он говорит, что у него, в основном, общая Исповедь, напоминание о грехах и водосвятный молебен с некоторыми молитвами об изгнании злых духов. А большая часть времени, говорит он, уделяется общей Исповеди – вот где корень. Не то, что батюшка что-то сделает, – он напоминает, что должен сделать человек, в чем измениться, в чем покаяться. И когда происходит покаяние, тогда наступает (и может наступить) исцеление.

Поэтому если человек пьет, курит, блудит, то не надо рассчитывать, что он куда-то поедет, кто-то что-то над ним почитает, покропит, даст съесть песок... Существуют еще всякие непонятные экзальтированные молебны за пределами таинств Русской Православной Церкви. У нас есть таинства – к ним надо прибегать и ими руководствоваться. Я всегда очень боюсь того, что выходит за традиции нашей Русской Православной Церкви, все это под очень большим сомнением. Ни отец Кирилл, ни отец Наум, ни отец Иоанн (Крестьянкин), ни отец Илий этого не делали. Поэтому – Исповедь, Соборование, святое Причащение и покаянное изменение жизни.

Спасибо огромное. Следующий вопрос мне понравился, потому что он меня лично тоже касается: «Имеет ли право прихожанин петь вместе с хором во время Литургии все, что знает, вслух? Можно ли это делать на монастырских службах или у всех свой устав? В одном монастыре мне сделали замечание».

– От избытка сердца уста глаголят. Любовь Сергеевна, а Вы знаете, кто любит петь? У кого нет голоса и слуха. Но давайте с этим вопросом разберемся: надо всегда подходить дифференцированно, с рассуждением. Например, в нашем храме в будни поют 2– 3 человека, в самом храме 15 – 30 человек. Вот если при таком малом количестве народа кто-то будет подпевать, это неплохо, особенно во время ектении: «Господи, помилуй!» или «Подай, Господи».

Но когда идет торжественное богослужение, когда поет правый хор (а у него два раза в неделю спевки, византийские распевы, певчие попадают в секунду, в терцию, ищут кварту, чтобы попасть в ноту) и вдруг – без слуха, без голоса, мимо нот кто-то «лепит»… Во-первых, такой человек сбивает хор, во-вторых, его диссонансное пение может расстроить присутствующих.

Самое главное, мы должны руководствоваться чувствами людей, которые находятся в храме рядом с нами. Возможно, на приходе заведено народное пение (во многих храмах есть такое), люди поют, но сначала разучивают со священником: «Во Царствии Твоем», «Блаженны нищие духом», могут и «Херувимскую» петь. Но это только там, где заведено, где благословлено. А когда общее пение не заведено и не благословлено, тогда надо воздержаться.

И все равно, даже если есть благословление, надо немножечко думать. У некоторых, извините за такое слово, просто противные голоса – режут слух и мешают. И вместо того чтобы молиться, человек, наоборот, отвлекается, всю службу мучается и думает: «Когда же она замолчит?..».

– Вообще, это дело священника, дело настоятеля: он должен регламентировать, подсказывать, чтобы те, у кого есть желание петь, приходили в будние дни, можно организовать народный хор. Кстати, если есть такие любители, особенно усердные...

Надо записаться в левый хор.

– С ними могут позаниматься профессиональные певчие. Кстати, так левые хора и создавались. Я вспоминаю свое детство в советское время, когда в Москве было 40 действующих храмов, – обязательно был левый народный хор с противными бабушкиными голосами: бабушки иногда скрипели, фальшивили, но они это делали искренне.

Они сохранили переписанные ноты, минеи, переписанную «Херувимскую». По старости лет такие бабушки уже не могли петь по-другому, а их держали на хорах ради уважения. Потом молодежь тянулась, и происходило так: из левого хора уходили в правый хор, то есть возрастали. И это пение всегда было очень умилительным.

Причем народ говорил так (я сам это застал): поют профессионалы, но не молятся, бабушки поют иногда мимо нот, но зато молятся. И мудрый настоятель всегда держал два хора: правый – профессиональный и левый – любительский. А в будние дни бабушки вообще выручали: например, у нас в храме раннюю Литургию пел замечательный народный хор.

Поэтому, если хотите петь, – на левый клирос для народного хора потихонечку втягивайтесь. Но так, чтобы это было согласовано с настоятелем: со своим уставом в чужой монастырь не лезут. Надо делать все деликатно и Церковь уважать.

Вопрос: «Как себя не рассеять в храме, когда рядом идет пустой разговор бабушек? И вообще, как научиться не замечать, кто как себя ведет рядом?» Батюшка, есть ведь два мнения на этот счет даже у святых отцов. Я точно не помню, но, кажется, Иоанн Златоуст говорил, что не то что можно, но должно сделать замечание тому, кто разговаривает. А Антоний Сурожский писал, что, если вы делаете замечание, вас раздражают рядом говорящие, значит, вы просто не молитесь.

– Да. Однажды у него спросили: «Батюшка, нам сильно не нравится, когда дети в храме кричат, пищат». На что он сказал: «Если бы вы искренне молились, вам бы дети не мешали, вы бы этого не замечали». Но мы не можем до такой степени сосредоточенно молиться, чтобы забыть вообще, где мы находимся. Как говорили святые отцы, в молитве должно быть только одно помышление: ты и Бог. Но это идеальная молитва, идеальная беседа (молитва – это беседа человека с Богом), и такое не всегда бывает.

Делать замечания я не советую. Я советую переменить место. Если человек позволяет себе в храме разговаривать, значит, он ничего не соображает. Если что-то спросили и ответили – это одно. А когда видно, что это беседа, то люди переступили черту, и говорить им об этом бесполезно.

Но на будущее, если это постоянный контингент, человек об этом должен сказать священнослужителю: «Так и так, обратите внимание на эту парочку» (такие парочки, я знаю, в храмах существуют. А если один человек спросил, другой ответил, это не помешает). Старец Амвросий Оптинский говорил: «За разговоры в храме посылаются скорби». И Писание (Ветхий Завет) говорит: «Благоговейны сотворите сыны Израилевы», «да молчит всякая плоть человеча», – поем мы в Великую Субботу вместо Херувимской песни.

Поэтому здесь нужен деликатный подход: не надо делать замечание, потому что потом ты сам расстроишься. Сделаешь замечание – и пошло, поехало; хотя надо чувствовать – некоторые воспримут ваши слова и просто скажут: «Ой, извините». Поэтому тут надо экспериментировать. Ради славы Божией стоит остановить, быть готовыми к отрицательной реакции, но нужно, чтобы от нас никакого отрицательного ответа не было.

Мы с Вами уже говорили (у нас была целая беседа) о поведении детей в храме, мы обращались к родителям, чтобы они воспитывали детей.

– Я не знаю, как в других храмах, но мы пришли к такому выводу, к такому всеобщему согласию, и у нас есть счастливая возможность для этого. У нас два храма: верхний и нижний, и в нижнем храме мы сделали трансляцию богослужения. У нас есть договоренность с родителями: они приходят на богослужение в нижний храм, где ведется трансляция богослужения.

Если дети плачут, их никто в верхнем храме не слышит, но мама слышит богослужение. И она с детьми появляется в верхнем храме для святого Причащения после проповеди (потому что у нас проповедь в воскресенье после запричастного стиха). Когда начинается Причастие, родители с детьми поднимаются наверх, причащаются и опять спускаются в нижний храм.

Грудные дети в храме – это особая тема; несколько таких детей могут почти полностью обнулить богослужение. Например, идет чтение Апостола или Херувимская песнь – младенцу это не надо, ему достаточно святого Причащения. Поэтому приносить детей нужно в момент Причастия. Но у женщин есть счастливая возможность быть на богослужении.

Что делать, если нет нижнего храма? В еще большем количестве храмов есть наружная трансляция – стойте с ребенком на улице и слушайте богослужение на улице, исходя из этих обстоятельств жизни, пока малыш не вырос. Вы же одели ребенка для улицы. Началось Причастие – заносите ребенка в храм, причастили – и опять вышли. Говорят: «Ой, детям холодно». А куда вы их одевали? Вы их одевали для улицы – вы и стоите на улице. Поэтому надо с большим уважением относиться не только к самим себе, но и к многочисленным прихожанам.

Да, церковь все-таки не для разговоров, это надо понимать.

– Еще немного продолжу. Сейчас наступает зимний период. Человек ревнует, чтобы быть за богослужением, не пропускать в субботу и воскресенье всенощное бдение и Литургию. Это чрезвычайно похвально. Но когда человек заболел (грипп, температура, он чихает и кашляет), а ему не хочется пропускать богослужение, он идет в храм – и после этого 10 человек начинают чихать и кашлять. Или у него, например, недолеченный бронхит… Человек не слушает Священное Писание, опять же Ветхий Завет: «Честью почитай врача, ибо ему дана мудрость составлять лекарства». А получается так, что у человека бронхит, он не долечился, идет богослужение, а он кашляет. И все это происходит возле алтаря.

И люди заражаются, да?

– Если не заражаются, то человек кашлем просто мешает – бронхит не заразный.

А если грипп или что другое?

– Тем, кто нас смотрит, я советую: хочется быть на богослужении – встаньте в конце храма, начался кашель – постарайтесь покашлять в платок или выходите из храма. А если острый период заболевания – воздержись от посещения храма, лучше подлечись дома как следует. Должно быть чрезвычайно трепетное отношение к храму и к молитве.

Приведу такой пример. Люди приходили к нам в храм летом и спрашивали: «Слушайте, а почему в шортах-то нельзя? Они как бы длинненькие...». И была все время какая-то полемика. Чтобы долго никому не объяснять, я дал дежурным храма бумажку, в которой написано: «Вы бы в консерваторию пришли в таком виде?» Человек читает и отвечает: «В консерваторию – нет». Тогда ему говорят: «Знаете, храм – в 10 раз больше и выше, чем консерватория». Вы бы на свадьбу пришли в таком виде? Нет.

На прием к Президенту вы бы пришли в таком виде, если даже жара 50◦?

– Здесь пир веры. Также и с болезнью: ты бы в консерваторию пошел с бронхитом? Нет, там муха не пролетит. А храм должен быть выше, организованнее, чем любая консерватория или любое другое общественное место. Поэтому нужно быть очень внимательным: здесь Сам Господь и простые люди, которые хотят внутренней тишины, спокойствия и сосредоточенности.

Вопрос: «Вот уже почти 30 лет, почти с самого детства, я мучаюсь сильными головными болями. Проходила много проверок, была у разных докторов, они разводят руками: причин нет. Называют это мигренью, никак не лечат. Как мне относиться к головной боли, ведь не просто так Господь Бог послал мне ее? Подскажите. Я вообще терпеливая, но иногда бывает очень тяжело».

– Хроническая головная боль. А у людей есть хронический диабет, хроническая гипертония, хронический холецистит, хроническая экзема, хронический псориаз, хронический туберкулез – чего только в жизни нет. И с этим надо жить.

Сердечные заболевания, порок сердца.

– И с этим надо жить. Потому что, как говорит Иоанн Златоуст, у Бога польза больше, чем наказание. Мы несем крест, а крест несет нас. Крест будет тем ключом, которым откроются двери рая, и этот ключ по дороге терять не стоит. Как говорил старец Амвросий: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, так потерплю ж и я». В жизни все равно что-то приходится терпеть. Но, как говорил архимандрит Кирилл (Павлов), Бог двух крестов человеку не дает. Не было бы болезни, – было бы что-то другое. Каждый из нас несет крест. Слава Богу, есть рассуждение, есть сознание. От всей души желаю вам терпения и жизни в Боге, потому что молиться, быть с Богом нам никто не мешает.

Вопрос: «Каждый раз на Исповеди чувствую себя неловко, с трудом проговариваю одни и те же грехи. Проскальзывает мысль не идти на Исповедь, потом собираюсь, и с Божией помощью исповедаю. Насколько это правильно? От маловерия ли это?»

Кстати, тоже есть такой вопрос: можно ли писать грехи для Исповеди?

– А то, что у нас из года в год повторяются одни и те же грехи, это не маловерие наше, а это наша жизнь. Что-то нам удается, а что-то не удается. Кто-то из мудрых людей сказал: «Самое главное – идти по пути спасения; не можешь идти – ползи в направлении пути спасения; не можешь ползти – лежи в направлении пути спасения». Мы моем руки каждый день по несколько раз в день, и никто не говорит: «Не пойду к умывальнику, не пойду в душ».

Мы в вечерних молитвах перечисляем одни и те же грехи.

– Потому мы и идем на Исповедь, что она не только очищает от исповеданных грехов, но и дает силы, дает благодать Святого Духа бороться с грехом. Поэтому самое главное – не унывать, но поступать, как говорили все старцы: упал – вставай, упал – вставай, упал – вставай. И так всю жизнь.

Интересный вопрос: «Насколько мы вмешиваемся в Промысл Божий, молясь о чужих людях, болящих? И как правильно молиться о них, если это люди невоцерковленные и не причащающиеся? Где предел молитвам?»

– Предела молитвам, предела любви нет. Поэтому воцерковленные они или невоцерковленные, как болезнь им послана – это не наше дело. Какова причина болезни – грехи, обстоятельства жизни, генетика, злой умысел – мы об этом ничего не знаем. Что-то, конечно, знаем. Может быть, есть воля Божия для человека в эту болезнь попасть. Но есть и воля Божия для человека выйти из этой болезни самому, с помощью врачей и с нашим не только молитвенным участием, но и соучастием.

Кто-то из мудрых людей сказал: «Где нужно соучастие, недостаточно одного сочувствия». Поэтому будем не только молиться, но там, где надо, подставим и свое плечо – не подножку, а плечо. И будем принимать участие и молитвами, и деятельно – тогда будет все правильно. А предела молитве, любви нет.

Замечательные слова! На них мы заканчиваем нашу беседу. Сердечно Вас благодарю. Понятно, что вопросов всегда больше, чем ответов на них, но у нас не последняя программа: Вы с нами, так что будем и дальше отвечать на вопросы телезрителей.

– Самое главное, как говорит апостол Иаков: «Будьте не слушателями забывчивыми, но исполнителями слов на деле» – и спасетесь.

Записала:
Нина Кирсанова

Загрузка...
Top