Как вежливо объяснить верующим родителям, что ты не хочешь крестить своего ребенка? Жених не хочет креститься и в будущем крестить детей. Мама против такого брака, что делать

Я испытал чувство, мягко скажем, недоумения.

Да, действительно практика крещения и причащения детей вопреки явному несогласию, иногда насильно, с заламыванием рук и открыванием пальцами рта, к величайшему сожалению, у нас на приходах распространена достаточно широко.

И связано это с тем самым пресловутым «православным» магизмом, когда люди верят в обряд, в молитву, в святыньку больше, чем в Бога. И поэтому уверены в том, что ребенка можно и нужно крестить через все крики, вопли, слезы и сопли, – мол, благодать сама все сделает. Это с точки зрения магического мышления, которое у нас выдается за православную веру, нередко и самими пастырями, совершенно оправдано.

А теперь давайте поставим себя на место ребенка. Не новорожденного малютки, а ребенка 4–6 лет от роду, когда малыш уже способен давать оценку тому, что происходит вокруг него, сознательно соглашаться или отказываться, благодарить или протестовать, который уже очень хорошо понимает и запоминает насилие, которое было к нему применено, и тех, кто его применил.

Неужели кто-то думает, что у младенца, которого крестят и причащают с применением физической силы, вопреки явно выраженному несогласию и протесту сформируется какой-то положительный образ священника или Церкви. Нет. Батюшка будет для него в полном смысле Карабасом-Барабасом, который его мучил. И отношение ребенка будет соответствующее.

Совершенно неприемлемыми, в данном случае, я считаю следующие определения:

«На мой субъективный взгляд, греческий случай – яркий пример либерализации церковного общества».

При чем тут либерализация? Это самый что ни на есть классический христианский традиционализм. Где-нибудь в Писании или у святых отцов мы читаем, что можно причислить человека к Церкви вопреки его воле? Какой-нибудь канон нам предписывает крестить через «не хочу»? Нет.

Совсем другое дело, когда родители крестят ребёнка не ради самого ребенка и не ради Христа, а ради самих себя. Ради пофотографироваться. Тогда, конечно, ребенок – это существо, обслуживающее желания родителей. Но тогда это уже не христианство никакое, а просто очередной семейный аттракцион наподобие катания на пони или посещения дельфинария.

«Греческий батюшка спрашивает у девочки, которая и говорить-то недавно научилась, хочет ли она креститься. Ну, по этой же логике нужно было спросить у трехлетки: хочет ли она замуж и рожать детей?»

Да! Если бы девочку в три года выдавали замуж, у нее таки надо было бы спрашивать, хочет ли она это делать. Но в три года никто замуж не выходит. Батюшка еще предложил бы спросить, хочет ли девочка, чтоб ее похоронили в земле или кремировали после смерти. Замужество – это где-то там и для сознания ребенка неактуально и практически нереально. А крещение – это здесь и сейчас. И поэтому к «нет», сказанному ребенком, в данном случае, надо относиться так же серьезно как к «нет», сказанному невестой во время сватовства.

«И не ребенок выбирает, в какой семье ему родиться, в том числе, если это семья православная».

Это так, но не надо забывать, что ребенок, в какой бы семье он ни родился, имеет полное право на непринуждение и на ненасилие в вопросах религиозной жизни.

«Мы же не полагаемся на мнение маленького ребенка при выборе, например, одежды для него? Мы руководствуемся своим опытом и вкусом. В дальнейшем, когда дочь подрастет – она сама будет одеваться, а пока доверяется родителям».

Еще как полагаемся. Мою четырехлетнюю дочь невозможно заставить надеть вещь, если она по какой-то, ей одной ведомой причине, считает ее некрасивой. Можно, конечно, заставить ценой истерики. Но мы пошли другим путем – показываем ей новую шмотку и если она получила одобрение, покупаем.

А тут нам предлагают посвящать ребенка в веру по принципу: «нравится – не нравится, терпи, моя красавица». Спрашивается: с какой стати?

«И потом, если устроить такой день самоуправления и отдать на откуп ребенку все жизненно важные вопросы, то он будет есть только сладкое, отказавшись от всего, по его мнению, невкусного – в том числе, и от нужных горьких лекарств. Также откажется учиться и будет все дни напролет смотреть мультфильмы и играть в компьютерные игры».

Отчасти соглашусь. Иногда можно и нужно ограничивать ребенка в тех или иных развлечениях. Даже строго. Даже насильно. Можно ли насильно отобрать у ребенка компьютер? Да, безусловно! А можно ли его насильно заставить полюбить «Евгения Онегина»? Так же, безусловно, нет. А как раз это нам и предлагается.

Если мы ведем ребенка к врачу, наша цель – не научить ребенка любить врача и уколы. Ненавидь, но лечиться будешь. Потому что то удовольствие, которого жаждет твой мозг, может быть очень большой проблемой для желудка или зубов. И потому любовь к врачу – дело десятое, а на первом месте польза.

Отец Святослав Шевченко дерзнет сказать, что любовь крещаемого сознательного ребенка ко Христу и Церкви – дело десятое? Или, может, мы рассчитываем на Стокгольмский синдром: если систематически мучить, то рано или поздно мучимый проникнется сочувствием и любовью к мучителю? Не думаю, что на «стерпится-слюбится» в данной ситуации можно рассчитывать.

Если мы, протестуя против абортов, главным аргументом считаем утверждение, что дети – это полноценные люди и имеют такие же права, то давайте развивать эту логику до конца: ребенок, если он научился говорить слово «нет» и понимает, что оно значит, должен иметь полное право сказать «нет» в тех вопросах и ситуациях, которые, по умолчанию, предполагают свободный выбор. И к этому «нет» надо относиться серьезно.

Вежливо объяснить? Хах. Это лишь начало вашего сражения. Как корректно аргументировать уже написали до меня, а я хочу дополнить это личной историей борьбы, которая продолжалась 2 года - да-да 2 долбаных года. А вы думали, раз и всё?

Я выросла в маленьком православном патриархальном городке - 36 церквей (49, если по району) на 100 тыс населения, а еще монастыри, местные святые, в общем, можно представить себе атмосферу. Когда родилась моя дочь, вопрос о крещении встал довольно быстро, так же быстро произошло и вежливое объяснение о том, что я ребенка крестить не планирую в силу своих убеждений.

А вот потом началось веселье. С родителями, которые неделями капали на мозги о том, что ребенок должен быть крещеный, что им теперь не понятно, как за нее молиться, и "не лишай ребенка ангела-хранителя". Мое любимое - это "ну пусть вырастет и не верит, а покрестить всё равно надо". Добавьте к этому пожилую (и очень любимую бабушку), которая со слезами, мольбами и наездами уговаривает вас крестить ребенка в каждый второй ваш разговор. И гарантированные обострения воплей каждый раз, когда у ребенка поднимается температура. Да, ба, конечно, она болеет, потому что я ее не покрестила, а не потому, что в городе инфекция и вообще полсемьи кашляет. А еще все эти ненавязчиво расказанные православные истории о чудесных исцелениях, о том, как где-то кому-то когда-то помог ангел-хранитель, и вообще как ты будешь жить без бога. Плюс я точно знаю, что мои родители подумывали покрестить ребенка, когда я оставляла ее им на каникулы. К счастью, не решились сделать это против моего желания. Не знаю, как бы я с ними общалась в другом случае.

Разговоры о боге и вере (как писал автор в топе) не помогали. Возможно, я упустила момент, но по-моему для моих самым важным было соблюдение ритуала. Именно этого ритуала. В церковь они тоже не особо ходят. И пост не соблюдают. Но детей крестить надо обязательно!

Несколько подруг предлагали мне покрестить дочь, просто чтобы родители отвалили и "на всякий случай". Но для меня это стало делом принципа - вопрос уже шел не про веру, а про уважение моих решений.

В итоге, где-то к 2-2,5 годам моей дочери родители окончательно поняли, что я не прогнусь и успокоились. Этому однозначно способствовало здоровое развитие ребенка, не смотря на отсутствие процедуры крещения, раздельное проживание с моей родней и грамотная научная аргументация особенностей ребенка (ночные истерики - привет, они бывают у некоторых детей).

В общем, будьте готовы к долгим многократным аргументированным, а чаще не очень спорам, эмоциональному давлению и всевозможным манипуляциям. Рано или поздно вашей семье придется смириться с вашим решением. Я от души желаю вам удачи =)

А меня теперь ждет новый виток - недавно бабуля принесла в дом "Библию для детей". Пойду куплю ребенку книжку про Будду, потралю).

Фото из того самого города)

Вежливо объяснить? Хах. Это лишь начало вашего сражения. Как корректно аргументировать уже написали до меня, а я хочу дополнить это личной историей борьбы, которая продолжалась 2 года - да-да 2 долбаных года. А вы думали, раз и всё?

Я выросла в маленьком православном патриархальном городке - 36 церквей (49, если по району) на 100 тыс населения, а еще монастыри, местные святые, в общем, можно представить себе атмосферу. Когда родилась моя дочь, вопрос о крещении встал довольно быстро, так же быстро произошло и вежливое объяснение о том, что я ребенка крестить не планирую в силу своих убеждений.

А вот потом началось веселье. С родителями, которые неделями капали на мозги о том, что ребенок должен быть крещеный, что им теперь не понятно, как за нее молиться, и "не лишай ребенка ангела-хранителя". Мое любимое - это "ну пусть вырастет и не верит, а покрестить всё равно надо". Добавьте к этому пожилую (и очень любимую бабушку), которая со слезами, мольбами и наездами уговаривает вас крестить ребенка в каждый второй ваш разговор. И гарантированные обострения воплей каждый раз, когда у ребенка поднимается температура. Да, ба, конечно, она болеет, потому что я ее не покрестила, а не потому, что в городе инфекция и вообще полсемьи кашляет. А еще все эти ненавязчиво расказанные православные истории о чудесных исцелениях, о том, как где-то кому-то когда-то помог ангел-хранитель, и вообще как ты будешь жить без бога. Плюс я точно знаю, что мои родители подумывали покрестить ребенка, когда я оставляла ее им на каникулы. К счастью, не решились сделать это против моего желания. Не знаю, как бы я с ними общалась в другом случае.

Разговоры о боге и вере (как писал автор в топе) не помогали. Возможно, я упустила момент, но по-моему для моих самым важным было соблюдение ритуала. Именно этого ритуала. В церковь они тоже не особо ходят. И пост не соблюдают. Но детей крестить надо обязательно!

Несколько подруг предлагали мне покрестить дочь, просто чтобы родители отвалили и "на всякий случай". Но для меня это стало делом принципа - вопрос уже шел не про веру, а про уважение моих решений.

В итоге, где-то к 2-2,5 годам моей дочери родители окончательно поняли, что я не прогнусь и успокоились. Этому однозначно способствовало здоровое развитие ребенка, не смотря на отсутствие процедуры крещения, раздельное проживание с моей родней и грамотная научная аргументация особенностей ребенка (ночные истерики - привет, они бывают у некоторых детей).

В общем, будьте готовы к долгим многократным аргументированным, а чаще не очень спорам, эмоциональному давлению и всевозможным манипуляциям. Рано или поздно вашей семье придется смириться с вашим решением. Я от души желаю вам удачи =)

А меня теперь ждет новый виток - недавно бабуля принесла в дом "Библию для детей". Пойду куплю ребенку книжку про Будду, потралю).

Фото из того самого города)

Предложение стать крестным родителем обычно считается почетным и радостным. Однако есть обстоятельства, когда брать на себя роль восприемника в Таинстве Крещения люди не могут или не хотят. А в народе считается, что отказываться нельзя: раз позвали в крестные должен соглашаться обязательно.

Фото berin.com.ua

О том, как поступить в такой ситуации - протоиерей Михаил Кушнир, настоятель храма Чуда Архистратига Божьего Михаила в Хонех села Слобода Шаргородская на Винниччине.

– Когда предлагают стать крестным отцом или матерью – это делает честь человеку. Ведь родные родители доверяют свое дитя людям, которые потом будут нести ответственность за его духовный рост. И говорить не буду или не могу – это как-то нехорошо.

Но сейчас время такое, что многие ищут крестных, которые смогут стать спонсором ребенка. Так, конечно, неправильно и не должно быть. Но люди часто рассказывают, что пригласили их в крестные, а потом ставят условия, что именно они должны подарить ребенку на год, два и т. д. – золотые сережки или цепочку, еще что-то дорогостоящее. Или хотят, чтобы помогли деньгами в том-то и там-то. А крестным родителям следует духовно обогащать ребенка. Поэтому если человек чувствует и понимает, что ему предлагают стать крестным только ради того, чтобы он материально помогал ребенку, нес определенные траты, то можно отказаться. Тем более если финансово ему это не по силам.

Но когда предлагают быть настоящим крестным, то как же можно отказаться?! Это же Господь дает и Церковь благословляет. Тем более что когда приглашают в крестные, обычно известно, что это за семья, как родители относятся к Церкви и Таинству Крещения. Потому что много есть таких людей, которые крестят своих детей не по вере, а просто ради традиции.
Много крестных, которые формально относятся к с своей роли в жизни ребенка. Им проще подарки дарить, чем заниматься духовным воспитанием. Потому что они сами не ходят в церковь и не живут по вере и с Богом.

Для чего таких людей брать в крестные?! Это просто духовные трутни. Мы же должны совершенствоваться и не только материальным жить. В крестные нужно брать людей, которые помнят, что есть заповеди Господни, и стараются по ним жить.


– А если семья духовно неблагополучная и в крестные приглашают просто «потому, что надо», но участвовать в духовном воспитании ребенка не дадут?
– Обязательно нужно соглашаться и брать на себя духовные обязательства за ребенка. Пусть такой человек радуется, что Господь дает ему в жизни послужить. Если человек привел хоть одну душу к Богу – это уже большая награда на Небесах. Если уже сделан шаг ребенка ко Христу, а родители младенца хоть и просто ради обряда пригласили в крестные, то впоследствии крестный сможет влиять на духовное развитие своего крестника. Он просто обязан это делать. А если родителям сначала это не очень будет нравиться, со временем они перестанут мешать и перечить. И даже когда не будет возможности быть рядом с ребенком, за него можно молиться.
– А если у родителей плохая наследственность, явные нравственные пороки и страшно брать ответственность за предполагаемо сложного ребенка?
– Человек не может знать, как проявится Господня воля. В неблагополучной семье может вырасти хороший ребенок и наоборот. Все в руках Божьих, все Господь определяет. Нужно жить сегодняшним днем и стараться делать все необходимое. Если вложить в ребенка духовную пищу, то она все равно проявится и поможет. Поэтому в такой ситуации нельзя отказываться быть крестным и нужно положиться на волю Господа.

И если есть возможность быть крестным, заботиться духовно о ребенке и помочь ему, значит нужно идти на это. Господь сказал апостолам проповедовать по всему миру, поэтому миряне тоже должны нести слово Божье в свои дома, своим семьям и тем, кого нам Господь посылает.

Лет 20 назад крестил я мальчика из очень неблагополучной семьи. Тогда еще сложно было найти крестных, которые бы исповедовались перед Таинством Крещения младенца. И так случилось, что со временем и крестный этого мальчика стал в церковь ходить и причащаться, и родителям его я говорил, что только ради этого отрока Господь бережет их семью.

Потому что мальчик, хоть и с явными проблемами в развитии, всегда в храме на всех службах. И где на улице меня не встретит, всегда благословение просит и другим показывает, что, мол, тоже просите благословение у батюшки. Он один из огромной и очень неблагополучной семьи ходит на исповедь, а в Великий пост еще и некоторых родственников своих приводит. Вот как Господь управляет.

А при крещении младенца всегда должны быть восприемники. Не в пустыне же мы живем, и кто-то должен брать на себя ответственность. Нужно всегда помнить и понимать, что если мы действительно православные христиане и есть возможность участия в Церковных Таинствах, то должны стремиться поступать так, чтобы принести духовную пользу. Бывают ситуации, когда нужно подать руку помощи. Если физически больному человеку мы помогаем, таблетки даем, скорую вызываем, то это помощь духовная.
– Если человек отказался быть крестным это грех?
– Не знаю, в глаза Господних грех это или не грех. Имеет значение, как человек отказал и при каких обстоятельствах. Нужно исповедоваться, рассказать об этом священнику, а там – как Господь управит.

Беседовала Марина Богданова

Загрузка...
Top