Как составить интересное задание по русскому языку? Советы и примеры. Дидактические игры и занимательные задания на уроках русского языка

Как правило, школьники гораздо охотней приступают к выполнению занимательного задания, чем обыкновенного, ведь необычное всегда привлекательней. Викторины - это тоже из категории занимательного: приятно почувствовать себя знатоком, добиться успеха в честном соревновании.

Тридцать занимательных заданий для викторин по русскому языку взяты из моего опыта работы. Конечно, все задания с ответами.

Вопросы-шутки


1. В каком слове сорок гласных?

2. В каких словах по сто согласных?

3. За какой согласный звук надо спрятать другой согласный звук, чтобы получился одновременный выстрел из нескольких орудий?

4. Какое слово жалуется, что ему не хватает до сотни?

5. Какой алфавит состоит всего из шести букв?

6. Как превратить высокую траву, растущую по берегам водоёмов, в маленького грызуна?

7. Какое местоимение превратится в союз, если прочесть его справа налево?

8. В каком числительном содержится приказ?

9. Иногда его вешают, задирают, везде суют, а иногда с ним остаются. Что это?

10. В каком слове 100 отрицаний.

Вопросы посерьёзнее


11. Какова разница в значении между словами индус и индеец?

12. Каково происхождение слова столица?

13. Чем отличаются значения слов приуменьшить и преуменьшить?

14. Каково происхождение слова мешок?

15. Слово среда имеет два значения: "день недели" и "то, что находится вокруг, окружение". В каком падеже и в чём именно проявляется различие этих двух значений?

16. Определите разряд прилагательного заячий.

17. Что такое звательный падеж?

18. Объясните смысловую разницу в словосочетаниях два часа - двое часов.

19. Какое местоимение женского рода превратилось в существительное - спортивный термин?

20. Назовите 3 глагола, которые не употребляются без -ся.

21. Образуйте совершенный вид от глаголов говорить, ловить, брать.

22. Один ученик в сочинении написал: "Необозримы и необходимы просторы нашей страны". В чём заключалась его ошибка? Что он имел в виду на самом деле?

23. Есть ли наречие в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Парус". Ответ поясните.

24. Как образовались наречия сегодня и завтра?

25. Какова неопределёная форма глагола вылечу?

26. Одинаково ли звучат при чтении слева направо и наоборот слова дед, казак, шалаш, доход?

27. В слове лёгкий буква г произносится как х. Вспомните ещё 2 слова, имеющих такую же особенность

28. В каком существительном 7 букв о?

29. Отгадайте загадку в стихах:
С буквой о я круг приятелей,
С буквой а - мероприятие.

30. А вот ещё одно стихотворение. О чём оно напоминает?
Смотреть, всё слышать, видеть,
Зависеть, ненавидеть,
Вертеть, держать, дышать,
Терпеть, обидеть, гнать.

Ответы


Вопросы-шутки

1. Сорока.

2. Стол, стон, стог, стоп.

4. Станет.

5. Азбука.

6. Ка-мыш - мыш-ка (поменять местами слоги).

7. Он - но.

10. Стонет.

Вопросы посерьёзнее

11. Индус - житель Индии; индеец - представитель коренного населения Америки.

12. В древней Руси слово стол означало престол, трон, кресло, на котором сидит князь. Поэтому главный город княжества называли стольным градом или столицей.

13. Приуменьшить - немного уменьшить (приставка при- имеет значение неполного действия). Преуменьшить - очень уменьшить (пре- = очень).

14. Слово мешок произошло от слова мех, так как сначала мешки делались из шкур и имели мех.

15. В винительном падеже ударение падает на разные слоги, например: состояться в сре́ ду - поместить в щелочную среду́ .

16. Притяжательные и относительные, в зависимости от контекста: (чей?) заячий хвост - (какой?) заячий тулуп.

17. Звательный падеж в древности использовался для обращений: князь - княже, отец - отче и т.п. Мы до сих пор используем форму звательного падежа, причём даже в разговорной речи, например: Боже мой! Господи!

18. Два часа - время; двое часов - два предмета, прибора, измеряющих время.

19. Ничья.

20. Смеяться, бояться, гордиться, стараться и т.п.

21. Сказать, поймать, взять.

22. Ученик не понял лексического значения причастия необходимы, поэтому неправильно его употребил: хотел сказать "невозможно оглядеть и обойти", а получилось "необозримы и очень нужны".

23. Нет. Слово светлей является сравнительной степенью прилагательного светлый.

24. Сего (этого) + дня = сегодня. За + утро = заутра = завтра.

25. Такую форму в 1-м лице единственного числа имеют два глагола: вылететь и вылечить .

26. Одинаково звучат, т.е. имеют одинаковый звуковой состав слева направо и справа налево лишь шалаш [шалаш] и казак [казак]; дед [д`эт], доход [дахот] при чтении справа налево имеют другой состав и последовательность звуков. Если же учитывать ударения, то ни одно слово не звучит одинаково слева направо и справа налево.

27. Бог, мягкий.

28. Обороноспособность.

29. Компания - кампания.

30. О том, что эти глаголы на -еть и -ать относятся ко второму спряжению.

Использованная литература

1. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Ч.1. - М. : Гос. учебно-педагогич. изд-во, 1962.

2. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Ч.2. - М. : Просвещение, 1967.

3. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. - М., 1982.

4. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. - Л., 1990.

5. Мекрежинская Е.К., Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика. - Киев: Радянська школа, 1968

6. Сидоров С.В. Организация недели словесности в школе: Методические рекомендации. - Курган: ИПКиПРО Курганской обл., 1997.

7. Трембовольский Я.Л., Чекалов И.В. Ваше слово, эрудиты! - М.: Просвещение, 1990.

Подборка похожих материалов Вам неинтересна? Загляните на одну из случайно выбранных страниц:

1. Игра «НАЙДИ ПАРУ!»

Один бросает мячик и кричит: «Книга!» Другой ловит и отвечает: «Глаз!» Потом сам кидает мяч, крича: «Снег!» Третий ловит и отвечает: «Звон!» Вы заметили: один кричит слово, в начале которого есть шумный согласный (например, [к]), а другой ловит мяч и быстро отвечает словом на парный согласный (на [г]). Кто ответит неверно, тот как-нибудь штрафуется. Штрафуется и тот, кто назовет слова, у которых в начале [ц] [ч] [х].

2. Вова и Настя придумывали свой язык, который бы подчинялся тем же законам, что и русский. Вова придумал глаголы курубить, табавить, калужить, талызить . Настя тут же придумала от этих глаголов существительные на -ка (как добавка отдобавить ).

Какие существительные у нее получились? Какие согласные чередуются в конце корня глаголов и существительных?

3. Отгадайте загадки. Найдите в них сочетания двух глухих согласных. Как проверить первый из них?

1). Длинный Ивашка,

Деревянная рубашка.

Где носом ткнет,

Там черту проведет.

2). Два брюшка,

Четыре ушка.

3). Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают,

А достать не могут.

4). На ложке сидит Митрошка,

Свесив ножки.

5). Вся дорожка

Усеяна горошком.

6). Сидит бабка на грядке,

Вся в заплатках.

Кто ни взглянет - тот заплачет.

4. Вспрюшкин - такая фамилия была у одного человека. Сколько ошибок можно сделать в этой фамилии? В каких буквах можно ошибиться? Передают ли эти буквы фонемы в слабых позициях?

5. Вова Бутузов нашел старую тетрадку, а там написано: ливт, шбан, зпруд, фдрысг .

Ишь ты! - сказал Бутузов с любопытством. - Видно иностранец писал.

Кувшинникова Настя посмотрела тетрадку и сказала:

А почему на обложке написано: Вова Бут? Не знаешь, кто это - Вова Бут?

Вова взглянул и руками всплеснул.

Иностранец ли это писал? Объясните, как такое могло случиться.

6. Игра «ЗАБАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».

Разделитесь на пары. Пусть каждый предложит друг другу слово. Какое хочет. Например, черепаха . Надо с этим подаренным словом придумать предложение, чтобы в нем было одно из трех слов: брошюра, жюри, парашют. И предлдожения пусть будут занимательные. Хотя бы вот такие:

Черепаха возглавила жюри на соревнованиях по бегу.

«Прыгать с парашютом? Это пустяки! Кто этого не умеет?» — рассуждает черепаха.

Наиболее удачные предложения прочитайте вслух. Какая буква пишется в этих трех словах-исключениях? (ю )

7. Назовите самое длинное слово в русском языке (времяпрепровождение ) и слово с тремя «е» на конце (длинношеее ).

8. Игра «ПРОСТОЕ - СЛОЖНОЕ».

Вы любите орехи? Тогда вы знаете, что такое щелкунчик . Но в магазине продавец назовет это предмет ореходавом. Попробуйте придумать замены простым словам (вместо простых - сложные).

Вместо слова полотенце - ......................, ключ - ..........................., кнопка - ................... .

9. Есть ли слово в русском языке, состоящее только из приставки и суффикса? Может быть, это слово подушка ? (Нет. Первоначально слово подушка было связано с корнем «дух », т.е. «надутое», «мягкое». Теперь оно непроизводное)

10. Вспомните названия сказок, в которых имеются слова с оценочными суффиксами. («Аленький цветочек», «Сказка о золотой рыбке… », «Сказка о золотом петушке… », «Сестрица Аленушка и братец Ивашушка» и др.)

11. Игра «ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».

«Дружная семья» - это десять частей речи. Ведущий называет слово, состоящее из десяти букв. Например: трудолюбие, литература и т.п. Слово нужно записать по вертикали и к каждой букве подобрать часть речи, например:

Т - ты - местоимение

Р - разве - частица

У - удивляться - глагол

Д - десять - числительное

О - ох - междометие

Л - легко - наречие

Ю - юла - существительное

Б - без - предлог

И - или - союз

Е - еловый - прилагательное

Кто быстрее «соберет» «дружную семейку», тот и победит.

Если у ребят есть ошибки, то ведущий должен только сказать: «Семья недружная», - но не подсказывать, где ошибка.

12. Игра «ТОЛЬКО В ОДНОМ ЧИСЛЕ».

В современном русском языке есть два числа: единственное и множественное. Но некоторые существительные употребляются или только в единственном, или только во множественном числе. Например, молодежь, золото - только единственное;щипцы, шахматы - только во множественном.

Играющие должны разделиться на две группы. Водящий вперемежку читает существительные, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе. Первая группа записывает существительные, которые употребляются только в единственном числе, вторая - существительные, употребляющиеся только во множественном. Для повышения внимательности учащихся в общий список слов для диктовки вносятся и слова, употребляемые как в форме единственного, так и в форме множественного числа.

Слова для диктовки : часы, пятнашки, асфальт, ворота, брюки, сани, столы, весы, белье, беготня, железо, ширина, ходьба, шаровары, салазки, жмурки, воск, вода, темнота, сметана, ножницы, виды, сутки, зима, весы, порох, молоко, керосин, трусики, каникулы, горелки, молотьба, родня, бетон.

После записи первая группа для проверки передает свои диктовки второй, а вторая - первой. По количеству правильно записанных слов подсчитываются очки и объявляются победители.

13. Игра «ВО ВСЕХ ПАДЕЖАХ И ЧИСЛАХ».

Игра заключается в том, чтобы подобрать пословицы и поговорки с избранным участником игры словом, которое употреблялось бы во всех падежах единственного и множественного числа, например:

Единственное число

И. Дело шуток не любит.

Р. От слова до дела целая верста.

Д. Не по сути дело, а по делу суть.

В. Ты за дело, а дело за тебя.

Т. Велик телом, да мал делом.

П. И умен, и пригож, и в деле тож.

Множественное число

И. Дела как сажа бела.

Р. Всех дел не переделаешь.

Д. По твоим делам о тебе судят.

В. Жизнь дана на добрые дела.

Т. Языком не спеши, а делами не смеши.

П. Умен на словах, да глуп на делах.

14. Ответьте на шуточный вопрос: что нужно сделать с существительнымидорога, марка, сера , чтобы превратить их в краткие прилагательные, не меняя в них ни одной буквы?

15. Игра «КТО БОЛЬШЕ».

Кто больше подберет фразеологических оборотов, в состав которых входят притяжательные прилагательные, тот и победит.

Для справок. Геркулесовы столпы, танталовы муки, прокрустово ложе, крокодиловы слезы, тришкин кафтан, анютины глазки.

16. Ответьте на шуточные вопросы:

Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (Оно, тот)

Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево? (Он - но)

Какую букву надо спрятать за местоимение, чтобы получить название животного?(За/ я/ ц)

1. Расшифруй надпись , разделяя её на слова.

Безмукинетнауки.

Почему слово «без» написали отдельно? Докажи.

2. Засекреченные слова и предложения .

А) Разгадай слово из 5 букв. Чтобы разгадать слово возьмите:

Яблоко | - 3-ю согласную из 1-го слова.

Вишня | (……..) ? - 3-ю согласную из 2-го слова.

Слива | - 1-ю гласную из 3-го слова.

Груша | - 1-ю согласную из 4-го слова.

Арбуз | - 1-ю гласную из 5-го слова.

(КНИГА)

3 .Фокусы со словами.

Можно ли сома превратить в вола? Можно: сом-дом-дол-вол.Изменять можно по одной букве и промежуточное слово должно существовать.

Превратите: лук рак (лук-лак рак)

мука река (мука-рука-река)

сад сок (сад-суд-сук-сок)

кок мак (кок-как-мак)

кум вол (кум-ком-кол-вол)

Это задание ребёнок должен не просто выполнить, а сделать с целью. Например: подчеркните слово в цепочке с безударной гласной; или подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки.

4 . Задание : из каждого слова возьмите только первые слоги и составьте слово:

1) автомобиль, тормоз (ав-тор)

2) колос, рота, ваза (ко-ро-ва)

3) молоко, нерест, таракан (мо-не-та)

4) кора, лото, боксёр (мо-не-та)

5) баран, рана,банщик (ба-ра-бан)

5 . Задание : из каждого слова возьмите вторые слоги и составьте слово:

1) соловей,потолок (ло-то)

2) змея, рама (я-ма)

3) пуговица, молоток, лава (го-ло-ва)

4) укор, бузина, тина (кор-зи-на)

5) поворот, пороша, канава (во-ро-на)

6. Задание: из каждого слова взять последние слоги, составь новое слово:

1) мебель, ружьё (бель-ё)

2) соломка, пора, мель (ка-ра-мель)

3) лиса, бельмо, буклет (са-мо-лёт)

4) пуловер, пальто, билет (вер-то-лёт)

5) молоко, реле, берет (ко-ле-со)

6) смола,cлеза, берет (ла-за-рет)

7. Задание : из каждого слова возьми по одному любому слогу так, чтобы получилось слово:

1) пластинка, картинка, павлин (плас-ти-лин)

2) пастух, плотина, лагерь (пас-ти-ла)

3) сапоги, парашют, фантазия (са-ра-фан)

4) косари, заморозки, лётчик (са-мо-лёт)

5) мука, рагу, диван (ка-ра-ван)

6) карта, паутина, налёт (кар-ти-на)

7) вода, дорога, проба, невод (во-до-про-вод)

8. Слова-матрёшки.

А) Найди слова внутри данных и запиши их. Примеры предлагаемых слов:

Победа (беда, еда, да)

Бусы из лукошка

тапочки машина

тумбочка господин

удочка коса

рыбак дрожь

осадки атом

трубил резина

Б) Раздели слово на два коротких.

Например: горизонт = гори + зонт верхушки=____+_______

кипарис =_____+_____ макушки =_____+______

газель =_____+_____ волокно =_____+______

парус =_____+______ полоса =_____+______

В) Убери из слова одну букву. Она может быть в начале, середине или конце слова. Оставшиеся буквы должны образовать новое слово.

Искра - икра

полк тепло

склон красна

экран уксус

беда лампа

спрут учебник

Г) А теперь наоборот букву нужно приставить в начало и конец слова- получится другое.

Дар | у очки | б роза | г

Стол | б утка | ш усы | б

Шар | ф пар | к мех | с

Лень | о шёл | к оса | к

9 . Анаграммы и логарифмы .

Анаграммы- загадки с перестановкой букв в слове для образования другого слова. Логарифмы- загадки, в которых задуманное слово получается от выбрасывания или прибавления буквы.

А) Анаграммы и логарифмы в стихах.

1. Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои-

И целый лес ты мною свалишь. (липа-пила)

2.Я-дерево в родной стране,

Найдёшь в лесах меня ты всюду,

Но слоги переставь во мне -

И воду подавать я буду. (сосна-насос)

3. По дороге, по пути

Весело скачу,

А с конца меня прочти -

Нож я наточу. (оселок)

4. Вдоль по проволоке мчусь

Ночи я и дни,

А с конца меня прочтут -

Тигру я сродни. (ток-кот)

5. Лежу я на земле,

Прибитая к железу,

Но буквы переставь -

В кастрюлю я полезу. (шпала-лапша)

6. Географию со мной

Изучают в школе дети,

Дай порядок букв иной -

И найдёшь меня в буфете. (атлас-салат)

7. Взлетев, горю звездой в ночи,

Но угасаю очень рано,

А переменишь «е» на «и» -

И я кустом зелёным стану. (ракета-ракита)

8. Известное я блюдо,

Когда прибавишь «м»,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем. (уха-муха)

9. Я крошу, снося с пути,

Всё, что мне разрушить надо.

А с конца меня прочти -

Я морским волнам награда. (лом-мол)

10. Задачу ты решишь свободно,

Я- небольшая часть лица,

Но если ты прочтёшь меня с конца,

Во мне увидеть можно, что угодно. (нос-сон)

11. Скрывается мой плод румяный

Тенистою листвою.

А буквы переставь -

Я окажусь рекою. (слива-Висла)

И ковыляем так комично,

Но вставь нам «л» - и зазвучим

Тогда довольно мелодично. (гуси-гусли)

Б) Составляем анаграммы.

Измени порядок букв в слове так, чтобы получилось новое: лето-тело

Карп - маяк -

Атлас - шлюпка -

Шпала - лиса -

Карета - навес -

В) Найди первоначальные слова, если известно, что во всех из них были сделаны одинаковые перестановки.

1) лбко 2) раяи 3) упкс 4) еравшн 5)ркдети 6) ашнрри

(блок, ария, пуск, реванш, кредит, шарнир)

1) вцтеко 2) окамднри 3)лкбуинак

(цветок, командир, клубника)

10. Кроссворды.

11. Логические задачи по русскому языку.

А). Щенок-непоседа.

У собаки Жульки было четыре щенка. Бим, Рекс, Шарик и ….А вот четвёртый щенок постоянно куда-то пропадал. Как его звали? Догадайтесь и запишите: Бобик, Дружок или Тузик?

(Бим- 3 буквы, Рекс- 4 буквы, Шарик- 5 букв, значит четвёртого звали Дружок- 6 букв.)

Б) Какое слово?

конь

белка

ёж

крот

коза

лиса

мышь

енот

Отгадай слово, которое я читаю из данных. Подсказка: в нём два слога, а звуков больше, чем букв.(Енот)

Задание может быть и другим. Подсказка: это слово на конце с мягким знаком и оно 2 склонения и.т.д.

В) Обобщение понятий.

Назови одним словом: сумка, ведро, врач …….(имена существительные)

весело, хорошо, наугад……(наречия)

скользит, зеленый, земля…..(слова с проверяемой

безударной гласной).

Г) Игра «В определения».

Детям даются карточки с названием предметов(например: автобус, яблоко, озеро, ромашка…).Предлагается ученику, взявшему одну из карточек, в течении 1 минуты рассказать о своём объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя только называть своё слово и жестикулировать руками. Позже можно ограничить: рассказать об объекте, называя глаголы или только прилагательные.

12. Выбивание слова.

Предлагаются слова:

строит решал

бежать рисовали

видит пишет

Дети поочерёдно должны убирать (или зачёркивать) слова, называя отличительный признак слова, которого нет у других слов.

Например:

1) бежать- только этот глагол в неопределённой форме.

2) рисовали- только он имеет множественное число.

3) решил- только он из оставшихся имеет прошедшее время,

а остальные – в настоящем.

4) пишет- только он из оставшихся 1 спряжения.

5) видит- только это глагол-исключение.

Остаётся только глагол «строит». Но варианты выбывания в данном случае могут быть и другими. Дети могут заметить разнообразные признаки глаголов.

Аналогичная работа возможна и с другими частями речи:

известный

честный

весёлый

опасность

красивая

грустный

1) опасность- это существительное, а все остальные

прилагательные.

2) красивая - только это прилагательное в женском

роде.

3) весёлый - только оно не содержит непроизносимой

согласной.

4) известный - только это прилагательное содержит

приставку.

Остаются: честный и грустный.

Такие задания позволяют привлечь всех учащихся и повторить большой объём изученного материала.

Группа слов на правописание приставок: д..летел, пр..горок, з..думался, пр..кричал, н..вестил, пр..красный, с..ставил.

Код: и – 1, е – 2, о – 3, а – 4

Детям задание: написать только пропущенные буквы по порядку, зашифровав их цифрами.

У детей в тетради появляется запись:

3, 1, 4, 3, 4, 2, 3.

Эту игру можно тоже очень по-разному использовать. Орфограммы могут быть разнообразными. Можно зашифровывать падежи, рода, числа и.т.д.

В)

Члены предложения

Ч А С Т И Р Е Ч И

Существ.

Местоимение

Прилагат.

Глагол

Наречие

Подлежащащее

Сказуемое

Определение

11

12

13

14

15

Дополнение

16

17

18

19

20

Обстоятельство

21

22

23

24

25

-Придумайте и напишите предложение по шифру: 9, 13, 1

(Наступила холодная зима.) Назови грамматическую основу.

13 .Слово по закономерности .

Складывать слово нужно по закономерности. Слово в скобках получено из слов по краям. Разгадав 1-ю закономерность- вы найдете слово из второй пары.

Гриб (бирка) актив

Мрак (…….) атом (это слово «карта» т.к., из первого взяли 4,3, 2, буквы, а из второго 2, 1)

Таких закономерностей можно составить много:

багор (роса) тесак

гараж (…..) табак (пропущенное слово «жаба»)

книга (аист) салат

порог (…..) омлет (грот)

пирог (поле) слеза

рынок (……) осада (роса)

парус (сажа) саржа

анонс (……) огрех (снег)

воск (соха) фрахт скот (……) фронт (окно)

стопа (соль) плеть

пауза (……) степь (путь)

Перечислять их можно долго, как и задания, которые можно предложить.

14. Игра в слова .

Вставь слово в скобки, которое служило бы окончанием первого и началом второго. В слове столько букв, сколько точек в скобках.

Обы (…..) ка (чай)

Ме (…….) олад (шок)

Прик(…..) ья (лад)

Апо(……) б (стол)

Ам(…….) ан (бар)

Беге(……)ор (мот)

Свир(…..)ник (ель)

Пе(…….)ол (сок)

Задания: - сделай фонетический разбор

- выдели орфограммы

- придумай родственные слова

- смоделируй слово по схеме:

Напиши как можно больше предложений, у которых слова бы начинались с указанных букв. Разбери эти предложения по членам и частям речи.

Б____ у_______ ж________ б________ .

С____ о_______ н________ с________ .

К____ е_______ л________ к________ .

Даны слова: автор, товарищ, мотор, бильярд.

Из каждого слова возьмите только первые слоги и запишите полученное слово (ав-то-мо-биль).

Даны слова: урожай, почемучка, садовник.

Из первого слова возьмите первый слог, из второго- второй, из третьего- третий. Запишите слово (у-че-ник).Слоги можно брать любые по счёту и слова давать разнообразные.

15. Восстановление слов и предложений .

А) Помоги Пятачку.

Пятачок попал в беду. Он написал письмо, но его размыло водой. Восстанови письмо Пятачка.

« Сп..с..т.., п..м..г..т..! М..й д..м з..т..п..л.. в..д..!

Я в б..д..!

П..т..ч..к.»

Так как основная часть орфограмм – это гласные, то такие задания дают возможность повторить большое количество правил.

Б) Вывески.

Однажды на город налетел ураган. Он сорвал с магазинов вывески, а на других оторвал отдельные буквы. Восстанови названия.

МЕБ..Л.. ЦВ..ТЫ

ХЛЕ.. ДЕ….К…. ОБУ….

В) Перед вами слова, но с пропущенными буквами. Одна точка соответствует одной букве. Запиши слова.

м. . . . дь ж. . . ф

в. . . . . д б. . . . . т

з. . ц

Г) Таинственная буква.

Чёрточка обозначает, что тут пропущена буква. Какие слова могли бы получиться?

------ А Ш А

------ А Й К А

Веселая грамматика

тема: Правописание шипящих жи-ши, ча-ща, чу-щу.

    Доскажи словечко.

кот живет у нас на крыше,

А в чулане живут…… (мыши)

не поедет без бензина

Ни автобус, ни …. (машина)

    Составь слова из слогов.

ЛЫ ЧА ПРУ МА НА ША КРЫ ЖИ ШИ ЧАЙ ША НИК ЧА РО КА ВЕЛЬ ВСТРЕ

3.Допиши слова : ….сы, ….ка, ….ник, …гун, встре…, пи…, ча…, ту.., добы.., ро..

4. В этих стихотворениях 12 слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Какие это слова?

Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нем живут:

тучи в озере плывут,

Бор сосновый, как живой,

Дремлет книзу головой.

Подогрела чайка чайник,

Пригласила восемь чаек:

- Приходите все на чай!

Сколько чаек, отвечай!

Щука в озере жила,

Щеткой дно она мела,

Щи варила для гостей,

Угощала пескарей.

5. Заполните клеточки .

Ж

И

Ж

И

Ч

А

Щ

А

Щ

У

Ч

У

Ш

И

Ж

И

Ч

А

Й

С

Ы

Ш

К

А

Л

К

И

Д

О

Р

6. Кроссворды.

1

2

3

4

По горизонтали:

    Не сердятся, а усами ворочают, не молчат, а слова не скажут, идут, а с места не сдвинутся. (ЧАСЫ)

    Нахмурится, насупится, в слезы ударится- ничего не останется.(ТУЧА)

    Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (ЩУКА)

    Носил меня зверь, а попала на людей. (ШУБА)

7.Анаграммы.

Перестановив буквы местами образуйте новые слова

лучок (чулок) ручка (чурка) манишка (машинка)

сачок (часок) ниша (шина)

8. Шарада.

С Ы мы мчим вас что есть мочи

С У – мы ноги вам промочим. (лыжи-лужи)

9. Ребусы.

Ш

Л

,

Щ,

Загадки по темам:

    Правописание безударных гласных в корне слова.

    Правописание согласных в корне слова.

    Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

    Правописание разделительного мягкого и твердого знаков».

    Состав слова

    Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных».

    Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением».

    Правописание непроизносимых согласных в корне слова».

    Двойная согласная.

    Правописание мягкого знака, обозначающего мягкость согласного звука .

Загадки по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».


1.На траве блестит роса,
Вышла девица – краса,
Траву режет и кладет,
Все вперед-назад плывет. (коса)

2.Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее … (лиса)

3.Лыко любит драть,
В огород скакать,
Бородой она трясет,
Дерезой себя зовет. (коза)

4.Сидит бабушка в очках на ореховых сучках.
О-хо-хо да ах-ах-ах – худо бабушке в очках.
Видит ночью в темноте и жучков, и паучков,
И ни зги не видит днем ни в очках, ни без очков. (сова)

5.Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)

6.Запорошила дорожки, разукрасила окошки,
Радость детям подарила и на санках прокатила.(зима)

7.Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (дерево)

8.Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица!
Знают все – и млад, и стар, что она – большущий шар. (Земля)

9.По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет. (волна)
10.Рано утром на дворе,
Много бус на траве. (роса)

Загадки по теме «Правописание парных согласных в корне слова» .

1.Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (нос)
2.Старик – шутник
На улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (мороз)
3.Свернешь – клин,
Развернешь – блин. (зонт)
4.За тобою он плетется,
Хоть на месте остается. (след)
5.Лежал, лежал,
Да в реку побежал. (снег)
6.То я в клетку, то в линейку,
Написать по мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать
Называюсь я … (тетрадь)
7.Невысок и коренаст
Поглядеть решил на нас,
Приподняв с утра под елками
Лист с зелеными иголками. (гриб)
8.Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками. (еж)
9.Кверху дном – полная, книзу дном – пустая. (шапка)
10.Набитая пухом, лежит под ухом. (подушка)
11.Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду
Мимо рта я не пройду. (ложка)
12.Унылая старушка
Живет в лесной избушке,
Одно и то же говорит,
Один слог всю жизнь твердит. (кукушка)
13.В беленьких платьях, желтые глазки…
Ты назовешь их без всякой подсказки. (ромашки)
14.Вот где спряталась подружка.
Под листом сидит … (волнушка)
15.Дождь и снег, гроза и ливень.
Одним словом как назвать,
Чтоб загадку отгадать. (осадки)
16.Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки –
Их зовут … (цыплятки)
17.Острый кончик – ой, ой! На ноге его одной.
В деревяшке хочет жить, сверху надо его бить. (гвоздь)

Загадки по теме «Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу».

1.Где упрется хвостом,
Станет дырка потом. (шило)

2.Под гору – коняшки,
В гору - деревяшки (лыжи)

3.Что за звездочки такие
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке. (снежинки)

4.Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее цветок и лист
Нам с тобой идут на чай.
Что за травка, отгадай! (душица)

5.Я на розу так похож,
Разве что не так хорош,
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды. (шиповник)

6.Горит столб, а дыму нет. (свеча)

7.Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала, солнышко застлала. (туча)

8.Правду скажут, коль идут.
Остановятся – соврут. (часы)

9.Не шит, не кроен,
А на ниточке сборен. (чулок)

10.У нее во рту пила,
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала. (щука)

Загадки по теме «Правописание разделительного мягкого и твердого знаков».

1.В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий весь день хлопочет,
Себе город строит. (муравьи)
2.Корень в земле, тело на воле,
К солнцу тянутся много рук – не расстанутся! (деревья)
3.Спереди - пятачок, сзади – крючок.
Посередине спинка, а на ней щетинка. (свинья)
4.Я великан: вот ту громадную,
Многопудовую плиту
Я, словно плитку шоколадную,
Вмиг поднимаю в высоту.
И если я могучей лапою
Слона или верблюда сцапаю,
Я их обоих буду рад
Поднять, как маленьких котят. (подъемный кран)

Загадки по теме «Состав слова».

1.Не спорю, не белый – я, братцы, попроще,
Расту я обычно в березовой роще. (подберезовик)
2.Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (подснежник)
3.Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я … (подосиновик)
4.Ночью, в полдень, на рассвете,
Службу он несет в секрете.
На тропе, на берегу
Преграждает путь врагу. (пограничник)
5.Мастер, мастер, помоги -
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдем сегодня в гости. (сапожник)
6.Его работа в глубине, на самом дне,
Его работа в темноте и тишине.
Пусть труд его нелегок и непрост,
Как космонавт, плывет он среди звезд. (водолаз)
7.Птица по небу летит,
Равномерно так гудит.
Крыльями она не машет,
Белый след за нею ляжет. (самолет)
8.По реке людей он возит,
В городах он в порт заходит. (теплоход)

Загадки по теме «Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных».

1.Махнула птица крылом
И накрыла весь свет одним пером. (ночь)

2.Хвост во дворе, нос в конуре.
Кто хвост повернет, тот и в дом войдет. (ключ)

3.Маленький шарик под лавкой шарит. (мышь)

4.Что две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает. (рожь)

5.Стоит над водой, трясет бородой. (камыш)

6.Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко.
И работе круглый год
Он сердечко отдает. (карандаш)

7.Он от битья не плачет,
А прыгает и скачет. (мяч)

8.Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица… (грач)

9.Человек в халате белом
Занят очень важным делом.
Ему здоровье доверяем
И надежду возлагаем. (врач)

Загадки по теме «Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением».

1.Бежит, гудит, в два глаза глядит,
А станет - ярко-красный глазок глянет.
(автомобиль)

2.Из края города в другой.
Ходит домик под дугой. (трамвай)

3.На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Пригибаем стебельки –
Собираем огоньки. (ягоды)

4.В поле родился,
На заводе варился,
В стакане растворился (сахар)

5.Русская красавица, всем нам очень нравится.
Бела она, стройна, одежда зелена. (береза)

6.Растут на ветках группками,
Покрытые скорлупками. (орехи)

7.Закутан ребенок в сто пеленок. (капуста)

8.Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Зеленые прядки. (морковь)

9.Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (малина)

10.Он чирикает на крыше и забраться может выше.
По двору шныряет, корм там подбирает. (воробей)

Загадки по теме «Правописание непроизносимых согласных в корне слова».

1.День и ночь стучит оно, будто бы заведено.
Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук. (сердце)

2.Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене -
Найдется сразу дело мне. (лестница)

3.Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет. (солнце)

Загадки

Викторины по русскому языку

Интересные вопросы по русскому языку для 1, 2, 3 и 4 класса, в помощь учителю. Все задания с ответами.

Викторина по русскому языку 1 класс

1. Из чего состоит письменная речь?
2. Из чего складываются предложения?
3. Звуки видят или слышат?
4. Что нужно написать, чтобы получилось слово?
5. Замени одну букву в слове «гость», чтобы вышло лакомство для собаки.
6. Перечисли месяцы, названия которых заканчиваются на твердый согласный.
7. Какое количество мягких согласных звуков в слове «лейка»?
8. Какие правила спряталось в словах: «ч.йка», «ш.повник», «ж.раф»?
9. Составь предложение: щ.ку, и рыбак, лещ., поймал. Какие буквы пропущены?
10. Переставь буквы в слове «стук» так, чтобы получилось новое слово?
Ответы:
1. Из предложений. 2. Из слов. 3. Слышат. 4. Буквы. 5. Кость. 6. Март, август. 7. Две 8. «Ча» с буквой «а», «жи»,»ши» с буквой «и». 9. Рыбак поймал щУку и лещА. 10. Куст.

Викторина по русскому языку 2 класс

1. Какая речь, устная или письменная, появилась раньше?

2. Как называется речь одного человека?

3. Некоторые из данных слов нельзя перенести. Найди их: урок, книга, дождь, пою, зайка, орех.

4. Какая буква в русском алфавите стоит на 23 месте?

5. Как правильно расставить слова в алфавитном порядке: черника, малина, смородина, ежевика, крыжовник, голубика.

6. Какие согласные никогда не бывают мягкими?

7. Какие согласные всегда только мягкие?

8. Какое правило нужно знать, чтобы правильно написать слова: «ручка», «точный»?

9. Подбери к словам антонимы: мир, грусть, узкий, злой, бежать, петь.

10. Подбери к словам синонимы: бегемот, школьник, смелый, ледяной, бежать, кушать.

Ответы:

1. Устная. 2. Монолог. 3. Урок, дождь, пою, орех. 4. «Х». 5. Голубика, ежевика, крыжовник, малина, смородина, черника. 6. Ж, ш, ц. 7. Ч, щ, й. 8. «чк», «чн» без «ь». 9. Война, радость, широкий, добрый, стоять, молчать. 10. Гиппопотам, ученик, храбрый, холодный, нестись, есть.

Викторина по русскому языку 3 класс

1. Под какими номерами записаны слова с двумя корнями: 1. парник; 2. корнеплод; 3. земляника; 4. землекоп; 5. теплоход; 6. снеговик; 7. островок, 8. вертолет.
2. Придумай по одному слову с удвоенными согласными: -сс-, -нн-, -мм-, -жж-, -лл-, -бб-, -пп-, -рр-.
3. Какое слово «лишнее»: глагол, прилагательное, приставка, существительное?
4. Образуй от существительного «радость» прилагательное и глагол.
5. Каким будет проверочное слово: скв.речник, скв.рец, скв.рчонок, скв.рцовый?
6. Поставь глухую или звонкую согласную в каждое слово: ро.кий, гла.кий, мя.кий, ре.кий, ле.кий, жи.кий, зы.кий, у.кий, ни.кий, сла.кий.
7. Какие слова из данных пишутся с мягким знаком на конце: вещ., плащ., врач., доч., ноч., товарищ., печ., рож., малыш., молодеж.?
8. Вопрос «что?» принадлежит, каким падежам?
9. Как ведет себя «не» по отношению к глаголам?
10. Измени глагол «шить» по временам.

Ответы:

1. Это: 2, 4, 6, 8. 2. Например, класс, осенний, телеграмма, жужжит, миллион, суббота, грипп, терраса. 3. Приставка. 4. Радостный, радоваться. 5. Скворушка. 6. Б, д, г, д, г, д, б, з, з, д. 7. Вещь, дочь, ночь, печь, рожь, молодежь. 8. И. п., В. п. 9. Пишутся раздельно. 10 . Шил, шью, сошью.

Викторина по русскому языку 4 класс
1. Замени одним словом, чтобы получились сложные существительные: падает снег, выжимать сок, качать воду, сам сваливает, колет лед, морит мух, варить кофе, вертится и летит.

2. Какому падежу принадлежат предлоги: за, над, под, перед, с?

3. Какие гласные пропущены: ув.дать без влаги, ув.дать издалека?

4. Определи часть речи слова «сильный»: Сильный спешит на помощь слабому. У ребенка сильный кашель.

5. Как будут звучать слова, если их поставить в Р. п. множественного числа: носки, блюдца, яблони, ботинки, плечи, помидоры?

Загрузка...
Top